Осенний бал – название команды, тематика, осенние эмблемы

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО БАЛА «КРАСКИ ОСЕНИ» для обучающихся 5-7 классов

Сценарий содержит игры, загадки и конкурсы.

Цели: организовать досуг ребят; развивать их творческие способности, таланты, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться.

Задачи:

– расширять кругозор, обогащать словарный запас, – развивать речь,

-актуализация знаний об осени,

-формировать коммуникативные умения, -создавать эмоционально-радостную атмосферу праздника.

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

р. п. Пачелма

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО БАЛА

«КРАСКИ ОСЕНИ»

для обучающихся 5-7 классов

Разработала: Якунина Елена Николаевна

учитель истории и обществознания

Сценарий содержит игры, загадки и конкурсы.

Цели: организовать досуг ребят; развивать их творческие способности, таланты, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться.

– расширять кругозор, обогащать словарный запас,
– развивать речь,

-актуализация знаний об осени,

-формировать коммуникативные умения,
-создавать эмоционально-радостную атмосферу праздника.

Действующие лица: Ведущий 1, Ведущий 2, Осень, дети

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, черный ящик

Оформление кабинета: Букет роз из осенних листьев, цветы хризантемы, гроздья рябины, поделки из шишек, цветов, ветки осенних деревьев, листья разноцветные, на столике в вазе – овощи, фрукты, выставка детских рисунков на осеннюю тематику, разноцветные шары, фотографии осенней природы. На стене висят плакаты: «Здравствуй, госпожа Осень!», «Осень-прекрасная пора!», «А мы – не унываем, мы праздник отмечаем!»

Ход мероприятия:

Звучит музыка Ф. Шопена «Осенний вальс». На сцену под музыку выходят ведущие

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Золотом парки осень накроет.

Рыжий блеск дарит лесам.

Листья кленовые солнечным роем

Падают к нашим ногам.

Вот и пришла осенняя пора. Тихо подкралась она, незаметно. Деревья уже скинули свои наряды и застелили землю пестрым ковром. Одно удовольствие шуршать опавшей листвой.

Кружит разноцветный листопад. Листья падают в медленном танце, повисают на паутинах, золотым шитьем ложатся на елки, дорожки…

(Исполняется танец «Осенний листопад».)

Листья тихо осыпает, водит дружно хоровод

Лес красиво украшает

И танцует, и поет

Это осень наступает

Дарит нам свои плоды

Лес в наряды одевает

Ярко красочны они!

Наш осенний бал открывается! А какой осенний бал без королевы Осени? Её надопозвать и немедленно!

Ведущий 2:Давайте все вместе позовём: «Королева Осень, придите к нам!»

Звучит музыка, появляется Осень в золотистом платье с венком из ярких осенних листьев на голове.

Осень: Здравствуйте, мои друзья!

Долго ждали вы меня,

Я спешила как могла и подарки принесла
вот примите – из корзины раздает листья

Я рада видеть вас, друзья!

Сегодня праздник у меня.

Ведущий 1: Мы тоже рады видеть тебя в этом зале и приглашаем на почётное место. (Садится на стул, украшенный листьями). Госпожа Осень, мы собрали богатый урожай овощей и фруктов, сделали гербарий, нарисовали картины, смастерили поделки(Оформление)

Осень: Вы на славу потрудились-

Чтобы гости удивились!

Как красиво все вокруг

Замечательно, мой друг!

Ведущий 2: Осень пригласила нас сюда, чтобы подарить всем свои прощальные мгновения, осенние звуки, шорох опавших листьев, желтые, красные, оранжевые краски…Нельзя не восхищать той красотой, которую нам дарит осень.

Ведущий 1:Осень — это не только пора тоски, грусти и печали, это еще и пора радости. Почему? Потому что осенью красиво кругом. Медленно, кружась в воздухе, падают и падают с деревьев лёгкие, невесомые жёлтые листья. Они, как маленькие человечки, нашептывают свою красочную песенку. Ветер исполняет свое холодное, но незабываемое соло. А осинка с березкой дуэтом напевают о том, какой красивый наряд у вечнозеленой ёлки – с кружевами и тонкой резьбой. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Но что-то грустное, прощальное слышится в звуках природы.

Ведущий 2:Да…У каждого времени года свои звуки. Они такие неповторимые и яркие, что многих композиторов вдохновляли на создание музыкальных произведений на темы времен года. Осенние мелодии самые впечатляющие. Какие же звуки осени вспоминаются прежде всего?

Звучит музыка, показываются слайды презентации про осень

Ведущий 2: Но сегодня мы не будем грустить, мы будем веселиться, соревноваться, танцевать, наслаждаться последними мгновениями щедрой осени.

Ведущий 1: Итак, дорогие друзья, на сегодняшнем празднике мы будем не только показывать свои способности и таланты, но и шутить, играть и веселиться!

Ведущий 2: Сейчас мы переходим к конкурсной программе, ведь для победителей в наших конкурсах также приготовлены приятные сюрпризы. Поэтому тех, у кого есть весёлое настроение, приглашаем к участию в конкурсе.Команды выбирают капитанов и дают название своей команде.

Ведущий 1: Для того, чтобы наш конкурс состоялся, недостаточно одних только участников. Нам необходимо выбрать состав жюри в помощь Осени, которые помогут оценивать конкурсы.

Выбирается жюри (оценивают конкурсы в 1-5 баллов) Представление жюри.

Ведущий 2: Разрешите задать Вам вопрос: «А вы видели, как улыбается Осень?» Сейчас командам предстоит нарисовать улыбку осени, но рисовать будете без карандаша и кисточки, придумываете, чем вы будете рисовать, рисуете, даете название. (можно рисовать рукой, листьями, веткой)

Ведущий 1: Осень приходит к нам с подарками. А какие подарки приготовила осень, мы сейчас увидим. Наш следующий конкурс называется «Осенний подарок». Командам предстоит угадать, что это за подарок. Выбирается по одному участника из команды, завязываются глаза. Участники наощупь должны определить, что у него в руках.Тот, кто правильно назовет фрукт или овощ, получает целый плод в награду.

Ведущий 2: Всё в осени шикарно: пестрота наряда,

И бархат, и парча, и золота струя,

И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,

Которыми она украсила себя.

Ведущий 1: А сейчас немного отдохнем. Игра «Приглашение с раскрытым зонтом»

Читайте также:
Художественно-эстетическое развитие дошкольников - задачи, формы

Перед тем, как объявить следующий танец, на середину зала ставится стул, на который садится девушка. В руках у нее раскрытый зонт.

После объявления танца ведущий говорит: «На этот танец обычная форма приглашения отменяется. Приглашать можно только того, кто сидит на этом стуле. Сейчас на нем сидит девушка, приглашать ее будут двое юношей. С одним из них она пойдет танцевать, а другому отдаст зонтик, и он займет ее место на стуле.
Приглашать юношу подойдут две девушки. И опять повторится то же самое: с одной он пойдет танцевать, а другой отдаст зонт, и она сядет на стул, ожидая приглашения. Тот, кто окажется сидящим на стуле в момент окончания танца, получает в качестве приза яблоко». Ведущий должен следить за тем, чтобы на стуле никто не засиживался.

Ведущий 2: Сейчас у нас черный ящик!

Мы вопросы зададим.

За ответы приз дадим.

Ведущий 1:Угадайте овощ, который лежит в черном ящике. Угадываете – он ваш!

Ведущий 2: В Россию был завезен довольно поздно, в самом начале XVIII столетия. Сделал это Петр I, который в Голландии впервые попробовал различные блюда из него. Одобрив гастрономические и вкусовые качества продукта, он распорядился о доставке в Россию мешка клубней для посадки и выращивания. В России прижился очень хорошо, но российские крестьяне испытывали страх перед неизвестным растением и зачастую отказывались его выращивать. Здесь начинается очень забавная история, связанная со способом решения проблемы, к которому прибегнул Петр I. Царь приказал засеять поля им и приставить к ним вооруженную охрану, которая должна была целый день напролет стеречь поля, а на ночь расходилась спать. Соблазн был велик, крестьяне из близлежащих селений не могли удержаться и воровали его, ставший для них сладким запретным плодом, с засеянных полей для посадки на своих участках. В первое время часто фиксировались случаи отравления им, но это происходило, как правило, из-за неумения крестьян правильно употреблять его. Крестьяне ели плоды его, ягоды, напоминающие мелкие помидоры, которые, как известно, не пригодны для пищи и даже ядовиты. Разумеется, это не стало помехой на пути распространения его в России, где он приобрел огромную популярность и множество раз спасал значительную часть населения от голодной смерти при неурожаях зерновых культур. Недаром на Руси его прозвали вторым хлебом. Ну и, конечно, название его очень красноречиво означает «дьявольская сила». Итак, что за овощ лежит в черном ящике? (картофель)

Ведущий 1: Древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже более 4 тыс. лет. Он был известна древним грекам и римлянам. Но до 16 века считалась деликатесом. Лишь в 17 веке овощ стали разводить повсеместно. В это же время появились из овоща соусы, которые сейчас считаются деликатесными у немцев и французов. В Германии из поджаренного овоща делали «солдатский кофе», который в некоторых деревнях варят и сейчас. На территорию России овощ попал в незапамятные времена. В 16 столетии на Руси сок из овоща считался целебным: им лечили от болезней печени, сердца. В древности овощ был беловатого цвета и тонкий. Только тогда, когда древний человек вскопал первый огород, поливал, рыхлил овощ, он стал краснеть и толстеть. Овощ потому покраснел, что в ней прибавился каротин. В древнем Риме говорили на латинском языке. Сейчас им пользуются учёные, врачи, аптекари. По латыни овощ этот— «карота». Вещество, которое окрашивает его в оранжевый цвет, учёные назвали «каротин». Когда ты съешь овощ, внутри тебя, в твоём теле, каротин превращается в витамин
А это витамин роста. Он нужен ребятам, телятам — всем, кто должен расти. Почему же его назвали по имени овоща— каротия, а не репин, не брюквин, не помидорин, не хурмин? Потому что раньше всего его нашли в овоще. Корнеплоды содержат сахара, жирное масло, азотистые вещества, минеральные соли и различные витамины- провитамин А, витамины В1, В2, С, РР и др. (морковь)

Ведущий 2: Про овощ, который лежит в черном ящике, говорят: «Не по-хорошему мил, а по милу хорош!». Он и не сытен, и витаминами беден, но когда нарезанный дольками, лежит на тарелке, свежий, прохладный, сочный, от одного запаха повышается аппетит, не зря римский император Тиберий требовал, чтобы ему всегда к обеду подавали этот свежий овощ, а ведь полторы тысячи лет назад теплиц не было. Но и в ту пору нашлись в Риме настоящие изобретательные мастера. Они придумали укрепить ящики с рассадой на колеса. Колеса поворачивали за солнцем, чтобы на рассаду весь день лился солнечный свет. Это очень нежные создания, любят воду и тепло. А стоит чуть-чуть похолодать, и они погибают, ведь история их жизни- это история войны человека с морозом. Их родина Индокитай, Китай, страна вечного лета. Когда он перебирался в Европу, мороз пригрозил ему: «Застану тебя в мае в поле- убью! Застану в сентябре- убью! на север тебе дороги нет!» Но он дерзнул нарушить границу, проведенную морозом, и в этом ему помог человек. Чтобы удержаться на занятой территории, солдат роет окоп, для этого овоща таким окопчиком является парник. но не может он весь век сидеть в парнике, его подросшая рассада должна переселиться в поле. А сражение в поле всегда выигрывает майский заморозок- он начисто уничтожает десант. Однако в последнее время этот овощ не знает потерь. И не потому, что мороз стал добрее, а потому, что у него появилось новое снаряжение- прозрачная полиэтиленовая пленка. Итак, что за овощ лежит в черном ящике? (огурец)

Читайте также:
Игры для первоклассников -, обучающие, математические и другие

Ведущий 1: Рябина и береза самые любимые деревья русского народа. не даром они наши отражение в русском фольклоре, авторском творчестве: «Белая берёза под моим окном…», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…», «То берёзка, то рябина. »
Берёза и рябина самые красивые деревья России. Но особенно они красивы осенью. Яркие краски взяла в свой наряд рябинка: использует красные, бардовые, пурпурные.
А березка предпочитает золотым краскам.
В багрец и золото, одетые леса — это о рябине и берёзе писал классик. Сейчас командам предстоит из листьев березы, рябины создать необычную картину или осенний букет, дать название.

Ведущий 2: А сейчас командам предстоит отгадать загадки

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (Осень).

Есть шапка, но без головы, есть нога, но без обуви (гриб).

Очень дружные сестрички, ходят в рыженьких беретах. Осень в лес приносят летом (Лисички)

Меня просят и ждут, а приду – прячутся (Дождь).

Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет (Ветер).

Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист)

Боится зверь ветвей моих, гнезд не построят в них, в ветвях краса и мощь моя, скажите быстро – кто же я (Осень).

Серое сукно тянется в окно. (Сумерки)

Рыжий Егорка упал в озерко, сам не утонул и воды не всколыхнул. (Лист)

С деревьев сыплются монетки

От сильного дождя и ветра.

Я подниму десять монет

И соберу большой букет. (Осенние листья)

Ведущий 1: А сейчас немного передохнем. Игра «Не намочи ноги». Участникам предстоит шагать по листьям, не наступая на пол. Берем лист, кладем на пол, наступаем на него ногами, кладем другой, переступаем ногами на него и так дальше до финиша. Наступивший на пол проигрывает.

Ведущий 1: Конкурс – литературный. Сейчас прозвучат строки русских поэтов, а вы назовите их авторов.

1.Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

(Константин Бальмонт)

2. Славная осень! Здоровый, ядреный воздух
Усталые силы бодрит,
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
(Н.Некрасов)

3. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блестело,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
(А.Пушкин)

4. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.Тютчев)

5. Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
(Алексей Плещеев)

6. Осень. Осыпает весь наш бедный сад,
Листья, пожелтевшие по ветру летят,
Лишь вдали красуются там, на дне долин
Кисти ярко-красных вянущих рябин.
(Л.Толстой)

7. Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

(Иван Алексеевич Бунин)

8. Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

(Сергей Есенин)

Ведущий 1: А сейчас последний конкурс нашего бала – конкурс капитанов. Отвечают быстро не раздумывая

1. Кто собирает яблоки спиной?
2. У кого щека место мешка.
3. Птицы осенью летят на юг – это все знают. А бывают ли перелетные животные?
4. Кто из животных сушит грибы.
5. Листья каких деревьев краснеют осенью?
6. Куда на зиму исчезают лягушки? (прячутся в корягах или в земле)
7. У какого зверя в ноябре появляются детеныши? (зайчата –листопаднички)
8. Назовите названия песен, связанных с осенью и спойте хотя бы 4 строчки.
9. Как в древности называли сентябрь? (рюень или вересень)
10. У октября старинное название. Какое? – (грязник,Октомбрь, Октобрь)

11. Старинное название ноября – (грудень)
12. В каком лесу нет листьев?

Ведущий 2: А сейчас слово предоставляется жюри.

Ведущий 1: Осень – странное время года, когда и грустно, и радостно одновременно. Радостно от того, что природа одевается в яркие осенние краски. Это похоже на прощальный карнавал, где золотая осень стремится показать всю свою красоту. Осенью можно наблюдать, как летят и кружатся разноцветные листья. Радостно, что осенью много овощей. А грустно от того, дни становятся короче, солнце не греет, идут дожди, небо серое, птицы не поют, улетают в теплые края. Но осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!

Ведущий 2: Осень сегодня полностью вступила в свои права. Мы благодарим эту осень, что она собрала нас всех на осенний бал, благодарим за радость, щедрость и веселый праздник. С легкой ноткой сожаления мы говорим вам: «До новых встреч!»

Ведущий 2: Для вас исполняется песня «Царица Осень»

«Осенний бал» (Разработка выступления команды)

Наша команда: «Деметра»

Наш девиз: «Побольше фруктов, побольше овощей

Читайте также:
Как научить ребенка красиво писать ☑ учимся писать прописные буквы, цифры, как улучшить почерк первоклассника в домашних условиях

Деметра ведь богиня, служить мы будем ей»

Наша песня: Где-то на белом свете Деметра –богиня есть.

Яблоки, груши, сливы – сразу не перечесть!

Люди растят их долго, трудятся на полях.

Крутят те люди Землю, вертится Земля!

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, вертится быстрей Земля!

Лето сменяет осень, все ее ждут давно!

Много плодов приносит осень в каждый дом

Богиня Деметра щедро людям дает урожай.

Крутят те люди Землю, вертится Земля!

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, вертится быстрей Земля!

Просмотр содержимого документа
««Осенний бал» (Разработка выступления команды)»

Учитель ОСШ № 5 им. М. Ауэзова г. Талгар Алматинской области

Дружбина Н.И.

Представление команды «Деметра» на мероприятии «Осенний бал»

(Разработка выступления команды)

Наша команда: «Деметра»

Наш девиз: «Побольше фруктов, побольше овощей

Деметра ведь богиня, служить мы будем ей»

Наша песня: Где-то на белом свете Деметра –богиня есть.

Яблоки, груши, сливы – сразу не перечесть!

Люди растят их долго, трудятся на полях.

Крутят те люди Землю, вертится Земля!

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, вертится быстрей Земля!

Лето сменяет осень, все ее ждут давно!

Много плодов приносит осень в каждый дом

Богиня Деметра щедро людям дает урожай.

Крутят те люди Землю, вертится Земля!

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, вертится быстрей Земля!

Вот перед вами юная Деметра,

Богиня плодородия она.

Пришла полюбоваться на букеты

Зима с ее приходом людям не страшна

(ставят подносы с фруктами и овощами у ног Деметры)

Осень щедро нам приносит

Вот собрать их только вы

Люди, не забудьте.

Не меньше радуемся мы

И станцевать мы вам хотим

Конечно же, калинку.

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

Очарованный с давних пор,

Преклоняюсь тебе неспроста,

На коленях стою пред тобой,

(Становится на одно колено перед Деметрой.)

Выступление моркови.

(Мальчики, одетые в черные костюмы и белые рубашки, образовали кружок, лицом внутрь. Внутри находится морковь, одетая в оранжевое платье, на голове из ткани шапочка в виде листьев. Ее не видно.

Слышатся два удара, Мальчики в это время садятся на одно колено. Появляется красавица-морковь со словами):

Эй, Вы там, наверху!

Я сообщить вам всем хочу!

Что я красавица-девица,

Давно сижу я здесь в темнице.

Я накопила каротин

Во мне не только он один,

Все витамины собрала,

Хотите А, хотите С,

А может В иль даже PP.

Во мне есть чудо-сахара,

Я к вам всегда со всей душой,

Могу лечить, могу кормить,

Вам лучше овощ не найти,

Советую дружить со мной.

В это время мальчики перестроились в одну линию и рассказывают о моркови.

(Поставить две елки, изображающие лес).

В далекие средние века морковь считали лакомством гномов. Существовало поверье: если вечером отнести в лес чашку с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота – съев морковь, гномы щедро отплатят за лакомство. (ставится чашка с пареной морковью, поднимается «слиток золота».

Но это легенда, а в действительности люди употребляют морковь уже 4000 лет.

Культурная морковь создавалась столетиями. И лишь в 17 веке европейцы начали ее разводить повсеместно и тогда же был выведен один из лучших сортов – каротель.

На территорию нашей страны она попала в незапамятные времена, знали ее еще в Древней Руси, а в 16 веке морковным соком на Руси лечили болезни сердца, печени и носоглотки.

Жюри мы предлагаем несколько рецептов приготовления моркови

Всё о дистанционном образовании

Разбираемся, что это такое, в чём заключается онлайн-учёба и как она регламентируется российскими законами.

Что такое дистанционное обучение в школе

Формат обучения на расстоянии зародился ещё несколько веков назад. История дистанционного образования берёт свои корни в Европе XVIII века — правда, тогда вместо цифровых технологий использовались почтовые письма.

Дистанционная школа сегодня — та, где учиться можно из любой точки мира. Это хорошая возможность получать знания вне зависимости от места проживания. Формат дистанционного обучения популярен за границей, но развивается и в России — появляются онлайн-школы, где учатся с помощью современных технологий.

Суть дистанционного обучения школьников

Дистанционный урок в школе — это, прежде всего, способ взаимодействия преподавателя и учеников на расстоянии. Дети общаются с учителем по видеосвязи, делают задания онлайн на сайте или платформе и отправляют работы по электронной почте.

Юридически дистанционное обучение — это не отдельная форма получения образования. Дети, обучающиеся удалённо, осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Дистанционное обучение редко используется в обычных школах — пока нет возможности внедрять технологии массово. Показательна ситуация в марте 2020 года, когда в период пандемии COVID-19 всем школам пришлось резко перейти в онлайн — и дистанционное образование явно вызывало трудности.

Чаще всего с ДОТ работают коммерческие организации. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учатся ребята со всего мира, все уроки проходят в дистанционном формате в режиме онлайн, а задания выполняются на собственной образовательной платформе. «Фоксфорд» 12 лет на рынке, поэтому знает, как правильно организовать дистанционную учёбу. Только в 2020/21 учебном году здесь прошли обучение свыше 8 000 школьников.

С точки зрения закона ребята чаще всего находятся на заочной или семейной форме обучения. При этом дистанционное обучение подходит всем, кто не вписывается в рамки традиционной очной системы — например, интровертам, путешественникам, юным спортсменам и ребятам с ОВЗ.

Формы дистанционного образования

Есть технологии, которые делают удалённую учёбу доступной. Вот самые распространённые форматы:

  • видеоконференции;
  • аудиоконференции;
  • онлайн-вебинары и записи вебинаров;
  • занятия на интерактивной платформе;
  • письма по электронной почте.
Читайте также:
Программа "Школа России" ℹ анализ учебно-методического комплекса для начальных классов, особенности обучения, характеристика, достоинства и недостатки, список учебников

Чаще всего в дистанционном обучении используется несколько видов коммуникации. Это делает учёбу максимально эффективной. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ребята выполняют домашку и пишут контрольные на интерактивной платформе, изучают новый материал на вебинарах, где можно в реальном времени задать вопрос преподавателю в текстовом чате и тут же получить ответ. Уроки можно пересматривать в записи.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Преимущества:

  • массовость: возможность вместе учиться детям из разных городов и с разными жизненными ситуациями;
  • дистанционное школьное образование не отличается от очного по методам и формам;
  • шанс учиться дома, а не ездить через весь город;
  • получение знаний в удобное время для ребёнка;
  • освоение новых технологий;
  • мобильность и оперативность образовательного процесса;
  • развитие самодисциплины и самообразования.

Недостатки:

  • возможность нестабильного интернет-соединения на удалёнке;
  • малое количество методических материалов;
  • низкая компьютерная грамотность учителей;
  • установка родителей «дистанционная форма обучения — это никакое не образование»;
  • высокие требования к администрированию дистанционной школы;
  • необходимый высокий уровень самоорганизации учеников;
  • высокая стоимость построения дистанционной системы образования на начальных этапах;
  • высокая трудоёмкость разработки интерактивных заданий.

3 формы домашнего обучения: в чём разница, плюсы и минусы

Семейное, дистанционное и надомное обучение часто путают. Формально вроде бы одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически это совершенно разные понятия. Рассказываем, в чём суть каждой из этих форм, и раскрываем их преимущества и недостатки.

Формы получения образования

«В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».
Статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Основное общее образование в нашей стране является обязательным (статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

В России можно получить образование и дома, не посещая школу и другие учебные заведения. Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с первого по девятый класс) и самообразования (10–11 классы).

Учиться на дому можно по-разному. Мы поговорим о семейном, надомном и дистанционном обучении. Они отличаются юридической стороной и отношением обучающегося со школой.

Что такое семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

Причины ухода на семейное обучение на дому разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на уроках в обычной школе. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок — профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах предусмотрена компенсация за семейное образование.

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России, каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект, а контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию будут персональные наставники, которые помогут ребёнку получить образование на дому. Попробуйте — первая неделя обучения бесплатно!

Плюсы семейного обучения

  • Это полноценная форма получения образования.
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  • Доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Что такое надомное обучение

Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования.

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

«Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях».
Статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации»

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы: получает учебники, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий.

‍Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации индивидуального обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

Читайте также:
Методы обучения ℹ определение, классификация в педагогике, список современных приемов обучения и преподавания, характеристика форм обучения по ФГОС

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Можно воспользоваться только при наличии у ребёнка определённых диагнозов, инвалидности или во время длительного лечения или реабилитации.
  • В учебный план при надомном обучении в школе включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации ребёнка при надомном обучении.

Что такое дистанционное обучение

Дистанционное обучение — это форма реализация образовательной программы. При таком взаимодействии дети общаются с учителями по видеосвязи, делают задания онлайн или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам уже не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на семейной или заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
  • Обучение проходит с комфортом. Можно не спеша пообедать в перерыве между уроками и заниматься в удобной одежде.
  • Процесс автоматизирован. Не тратится время на перекличку или дисциплинарные нотации.

Минусы дистанционного обучения

  • Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.

Выводы

В России можно учиться в школах и вне школ. В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне школ обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим, в то время как надомное и дистанционное обучение не являются самостоятельными формами получения образования. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем различия трёх видов домашнего обучения с помощью таблицы.

Дистанционное обучение в школе в 2021—2022 году

Будет ли дистанционное обучение в школе в сентябре 2021 года

Плюсы и минусы дистанционного обучения в школе

  • Ученики занимаются в спокойной обстановке.

Им не приходится отвлекаться на шум с задних парт или на отвлеченные беседы с соседом.

  • Можно повторить материал.

Запись уроков сохраняется, можно пересмотреть объяснения учителя в свободное время.

  • Экономия времени.

Не нужно тратить время на дорогу до школы и обратно. Сокращается и время на рутинные задачи учителя: преподаватель отправляет ссылку на домашние задания, а затем на том же сайте проверяет выполненные работы.

  • Учиться можно из любой точки мира.

Ученик может находиться в отпуске с родителями, при этом не делать перерыва в учебе. Для качественного обучения понадобится только компьютер или смартфон и интернет.

  • Использование интернет-библиотеки.

В стенах школы методические пособия учеников ограничиваются учебниками. При дистанционном обучении учащиеся могут пользоваться ресурсами интернета, существенно расширяя и дополняя багаж знаний.

  • Нехватка общения.

Ребята лишаются привычного общения со сверстниками. От этого могут пострадать коммуникативные навыки.

  • Самостоятельная работа.

Не каждый ученик умеет самоорганизовываться и распределять свое время.

  • Нужны навыки работы на электронных площадках.

Если в старших классах ученики быстро осваивают функционал обучающих платформах, то учащемуся начальной школы адаптироваться сложнее.

Как организовать дистанционное обучение

В первую очередь нужно выбрать способ связи между учителем и учениками. Это могут быть мессенджеры, сайты, закрытые группы в социальных сетях.

Видеоуроки, согласно нормам СанПина², должны быть сокращены. В начальных классах длительность онлайн-урока не должна превышать 15 минут. В 5-7 классах рекомендованная длительность занятий – 20 минут. В 8-11 классах – 30 минут. При этом количество уроков в день остается прежним.

При проведении видеоконференций все участники урока устанавливают микрофон, камеру (например, при проведении самостоятельной работы, когда учителю нужно следить за учениками). Между видеоуроками предусмотрены перемены.

С помощью системы электронных журналов школьники получают задания. Выполненную домашнюю работу ученики отправляют учителям через специальный чат.

Уроки по физической культуре, музыке, ИЗО, ОБЖ также не исключены из учебной программы на время дистанционного обучения. Ученики могут записывать на видео выполнение физических упражнений или фотографировать свои рисунки. По всем предметам выставляются текущие оценки, оценки за четверть и год. Проверяют навыки с помощью контрольных и проверочных работ, которые проводятся на 2-3 уроках.

Читайте также:
Сингапурская методика обучения - сущность технологии и особенности

Семей, не имеющим доступа к интернету (чаще всего это жители сельской местности), администрация школы должна предложить другие методы обучения. Для таких учеников учителям рекомендуют разрабатывать так называемые маршрутные листы. В них нужно прописывать темы для самостоятельного изучения и домашнее задание. Доставка этих документов должна быть организована с помощью «Дежурного курьера». Эту работу выполняет учитель школы, который собирает у своих коллег все обучающие материалы и задания для учеников, а затем на школьном автобусе развозит их по домам учащимся.

Каждый учащийся может перейти на дистанционное обучение по желанию родителей. Для этого нужно написать заявление. Даже если решение о переходе школы на удаленку принято на уровне местных властей, родители все равно должны заполнить заявление с просьбой о переводе своего ребенка на дистанционное обучение. Это формальное согласие.

В заявлении в правом верхнем углу следует указать, кому и от кого составлено обращение. После слова «заявление» по центру листа нужно написать само прошение на организацию дистанционного обучения с указанием периода. Также в письменном виде надо дать гарантию, ребенку будут обеспечены условия для учебного процесса. В конце заявления ставится дата и подпись.

Популярные вопросы и ответы

Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»³.

С 1 сентября 2021 года вступает в силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации №115 от 22.03.2021, в соответствии с которым изменены правила осуществления образовательной деятельности во всех школах страны.

Часто понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» приравниваются друг к другу. Но вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон об образовании разграничил их.

Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками.

Дистанционное обучение производится при помощи информационно- телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.

В соответствии с Методическими рекомендациями, изданными Минпросвещения, каждая образовательная организация начального общего, основного общего и среднего общего образования и (или) дополнительного образования, работающая с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ или положение) об организации дистанционного обучения, в котором регламентирует порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся и проведения промежуточного и итогового контроля по всем учебным дисциплинам. Школа также формирует расписание занятий в соответствии с учебным планом по каждому предмету, информирует учеников и их родителей о дистанционном обучении, учитывает результаты учебного процесса в электронной форме.

Существуют порталы, в которых выложены все уроки по школьной программе. Один из наиболее известных — Российская электронная школа. На портале представлены интерактивные уроки от лучших учителей нашей страны по всей школьной программе с 1 по 11 класс. На сайте собраны более 120 задач, видеоуроки, тематические курсы, а также каталог концертов, фильмов и музеев.

Еще один известный сайт — Московская электронная школа. Портал представляет собой сборник тестов и электронных учебников, а также интерактивные сценарии уроков. Это открытая платформа, доступная всем, и ее высоко оценили многие пользователи. На сайте ученики могут проверять свои ошибки, общаться с учителями, выполнять домашние задания, изучать все необходимые материалы для подготовки к уроку, решать контрольные и тесты. Платформа удобна тем, что ее можно легко открывать с любых устройств.

Учащимся младших классов подойдет сервис «Яндекс.Учебник». На портале собрано более 35 тысяч заданий по русскому языку и математике различного уровня сложности для школьников 1-5 классов.

Учителям будет интересен ресурс «ЯКласс», с помощью которого они могут проверить, успешно ли школьники усвоили материал.

Сайт Учи.ру поможет наиболее безболезненно перевести обучение в дистанционный формат. Ученики найдут на портале интерактивные курсы по всем основным предметам. Учителям будут полезны тематические вебинары по дистанционному обучению. Сервис позволяет работать над ошибками учеников, обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показывает прогресс школьников в личном кабинете, где есть специальный внутренний чат.

Всем известное издательство «Просвещение» предоставляет бесплатный доступ к электронным учебно-методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень. Важно, что для работы с учебными пособиями не нужен интернет.

Ресурс «Мои достижения» открыл расширенный доступ к своим функциям. Ученики с 1 по 11 класс найдут на этой платформе большой выбор диагностик по школьным предметам, а также различным тематикам.

Активные школьники могут воспользоваться сайтом «Олимпиум», на котором собрано более 72 школьных олимпиад.

Старшеклассников может заинтересовать профориентационный портал «Билет в будущее», где размещены видеоуроки и есть возможность попробовать себя в различных специальностях на базе школьного образования.

Для тех, кто перешел на ступень среднего профессионального образования или готовится к этому, открыт бесплатный доступ на платформе Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», официального оператора международного движения WorldSkills International.

Эльвира Аникеева, заместитель директора по учебной работе МАОУ «Лицей – инженерный центр» г. Казани, эксперт, привлекаемый к проведению процедуры государственной аккредитационной комиссии Министерство образования и науки Республики Татарстан (@elvira_expert):

— Споры о плюсах и минусах электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не заставили себя ждать как в кругах родительской общественности, так и среди педагогов.

Безусловно, плюсами дистанционного формата обучения можно считать возможность получить образование, находясь в любой точке мира. Преимуществами дистанционного обучения могут воспользоваться обучающиеся с проблемами здоровья, ребята, профессионально занимающиеся спортом, обучающиеся с индивидуальным темпом восприятия информации и многие другие категории граждан. Например, при изучении опыта работы частной московской школы «Центр образования “Столичный”» мы выяснили, что обучающимися лицея являются жители многих уголков нашей страны и даже за ее пределами. Могли ли жители глубинки задуматься о школьном московском образовании еще лет 10 назад? А сейчас такие ребята получают качественное образования не выходя из дома, что подтверждается многочисленными положительными отзывами выпускников.

Читайте также:
Принципы обучения в педагогике - определение, принципы доступности

Но обязательным условием дистанционного обучения должна являться качественная организация, стабильные технические возможности, продуманная система получения знаний. Все мы столкнулись с форматом дистанционного обучения в марте 2020 года. Конечно, школы оказались не готовы к реализации «дистанта». Во-первых, не было отлаженного алгоритма действий, многие педагоги, к сожалению, не на должном уровне владеют информационными технологиями. Во-вторых, не каждая школа может позволить себе иметь собственную площадку для дистанционного обучения, что повлекло за собой пользование сторонними ресурсами: интернет-площадки не выдерживали, в результате все свелось к формату «домашнее задание в мессенджере – ответ в виде фото».

В нашей образовательной организации МАОУ «Лицей – инженерный центр» города Казани была создана своя площадка «Стратегия “Первый инженерный”», ресурс позволял формировать каждый урок в соответствии с тематическим планированием: выгрузка заданий разных форматов (интерактивные тесты, презентации, текстовые файлы и другое), и в обязательном порядке проведение живых онлайн-уроков. Четкая работа администрации во главе с директором В. К. Хайрутдиновой позволила минимизировать риски снижения качества обучения при введении дистанционного формата.

Но многие коллеги из других школ, городов, регионов делятся негативным опытом: «отсутствие стимулирования дополнительной работы», «невозможность работы с обучающимися начальных классов без поддержки родителей», «игнорирование обучения низкомотивированными обучающимися», «слабое интернет-соединение», «отсутствие живого общения» – такие ответы я получила при обсуждении дистанционного обучения в своем блоге. Конечно, плюсов тоже названо немало, в их числе «прекрасная форма обучения при карантине», «экономия времени на дорогу», «хорошая возможность получения образования для людей с четкой мотивацией».

Подводя итог, хочу сказать, что электронное обучение и дистанционные образовательные технологии – необходимость современного образования. Но внедряться эти формы повсеместно не должны. Необходимо организовать специализированные центры, которые смогут давать качественное образование. Ну а учителя никто и никогда не заменит! Ведь учитель не источник знаний, хороший учитель – наставник и друг!

Инструкция по переводу ребенка на дистанционное обучение в школе в 2021 году

В статье мы расскажем, что нужно сделать, чтобы перевести ребенка на дистанционное обучение в 2021 году, при каких условиях можно перейти на дистанционную (семейную) форму образования и сдавать экзамены экстерном. Мы подготовили порядок действий для учеников с 1 по 11 класс и список документов.

Можно ли учиться в школе дистанционно

Бывают разные ситуации, при которых ребенок может учиться в школе дистанционно:

  • При надомном обучении – по медицинским показаниям школьник обучается на дому, а школьные учителя сами приходят к нему.
  • При семейном обучении – ребенок получает образование вне школы, то есть учится в домашних условиях, а экзамены сдает экстерном. При этом ответственность за учебный процесс лежит полностью на родителях. В конце 9 класса он, как и другие школьники, пишет ОГЭ, и при успешной сдаче ему выдают стандартный аттестат.
  • При обучении в онлайн-школе – это частная учебная организация, в которой также можно изучать все школьные предметы. Общение преподавателя и детей происходит через видеосвязь.
  • При обучении в обычной муниципальной школе, но с применением интернет-технологий. В новой редакции закона “Об образовании” указано, что возможно электронное обучение в образовательных организациях. Массовый перевод учеников на дистант был в 2020-2021 году на фоне пандемии коронавируса.

Самый распространенный вариант, когда ребенок учится дистанционно – это семейное образование. На эту форму можно перевестись в любой момент, хоть в середине 9 класса. Ученик открепляется от муниципальной школы и изучает школьную программу на дому: самостоятельно, с репетиторами или в онлайн-школе.

Основания для получения семейного образования в 2021 году

Для начала следует понять разницу между надомным и дистанционным образованием. В первом случае ребенок имеет тяжелые или хронические заболевания, из-за чего не может очно присутствовать на уроках. Школьные учителя приходят к нему на дом (в больницу) и занимаются по стандартной программе. Для перехода на такое обучение требуется медицинское основание и заключение медико-социальной экспертизы.

Второй вариант – это семейное образование, для которого достаточно только инициативы самого школьника и родителей, без веских оснований.

Перечислим основные причины перевода на семейное дистанционное обучение:

  • Не устраивает школьная программа, хочется, чтобы ребенок учился по авторской или зарубежной методике.
  • Сложные отношения с одноклассниками, педагогами или администрацией школы.
  • Семья регулярно меняет место жительства, допустим, каждый год уезжает на зиму в теплую страну.
  • Школьник не может посещать школу по обычному расписанию. Например, часто выступает на творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и т. д.
  • Есть необходимость пройти школьную программу быстрее.

Если это желание ученика или инициатива родителей

Перевод школьника на дистанционное образование – это право родителей. Вы можете добровольно перевестись в любой момент и вне зависимости от причины. Это может быть и весомое основание (допустим, вы живете на 2 страны), и ваша инициатива, например, желание проводить больше времени с ребенком. Иногда подростки и сами хотят перейти на дистанционное обучение.

Достаточно оформить заявление с указанием “по собственному желанию”. Вы не обязаны объяснять свои мотивы директору школы, департаменту образования или другим контролирующим органам.

Родители могут выбрать, как будет учиться их ребенок:

  • Самообучение – вы можете взять учебники в школьной библиотеке и учить его самостоятельно.
  • С репетиторами – можно встречаться с преподавателями лично или онлайн.
  • В онлайн-школе – сфера online-услуг развивается, появляется все больше дистанционных школ, в которых дети получают качественное образование. Бывают ситуации, когда школьник хочет быстрее получить аттестат – для этих целей в онлайн-школах есть программы экстерната.
Читайте также:
Теория свободного воспитания Руссо - основные принципы, идеи

На нашем сайте собраны лучшие учебные программы от проверенных онлайн-школ для детей, которые получают образование на дому. Вы можете выбрать школьный курс, экстернат, развивающие занятия и пр.

Условия для освоения школьной программы дома

Школьника на семейном образовании, который учится дома, можно записать в онлайн-школу, где он будет изучать все школьные предметы в рамках привычного графика. Перечислим основные плюсы дистанционного обучения:

  • Можно учиться из любой точки мира. Вы можете путешествовать или менять место жительства из-за работы – это не скажется на знаниях.
  • Больше возможностей для учебы. Если ребенку нездоровится, то вы не сможете отправить его в школу, из-за чего он пропустит сразу несколько уроков. Но при онлайн-обучении он сможет подключиться к занятию из дома или посмотреть запись урока позже.
  • Высокое качество образования. В онлайн-школах работают опытные педагоги, а детей сопровождают кураторы. Вы будете получать отчет об успеваемости каждую неделю: были ли пропуски, есть ли задолженность по домашним заданиям и пр.
  • Большой выбор учебных программ. Можно изучать предметы на базовом или углубленном уровне, посещать развивающие занятия, проходить подготовку к олимпиадам или ОГЭ и т. д.

Для дистанционного обучения нужны минимальные условия:

  • Ноутбук или компьютер с наушниками и микрофоном.
  • Доступ в интернет.
  • Комфортная обстановка, чтобы ребенок мог полноценно заниматься, не отвлекался на посторонние дела или шум.

Что нужно для перевода ребенка на семейное обучение и экстернат

Расскажем, какие документы нужны, чтобы перевести ребенка на семейное обучение и экстернат:

  • Паспорт родителя.
  • Паспорт или свидетельство о рождении сына/дочери.
  • Уведомление районного отдела образования о переходе на семейное образование.
  • Заявление на имя директора школы о переводе и об отчислении ребенка.
  • Если школьник переходит в другое учебное заведение – заявление на имя директора о зачислении для прохождения аттестаций.

То есть по факту перевод происходит по 3 заявлениям родителей. А также с новой школой можно заключить договор на промежуточную и итоговую аттестацию (по желанию).

Как перейти на дистанционку – порядок действий

Порядок перехода на семейное дистанционное обучение:

  • Уведомите отдел/департамент/управление образования по месту жительства. Заполните бланк уведомления о переходе на семейное образование или оформите его в свободной форме в 2 экземплярах. Один с отметкой о вручении должен остаться у вас.
  • Обратитесь к директору школы и отчислитесь из нее. Вам нужно написать заявление и приложить к нему уведомление, которые вы направляли в отдел образования.
  • Решите, где ребенок будет проходить аттестацию. Вы можете остаться в своей школе или обратиться в любое другое учебное заведение, у которого есть аккредитация на прием экстернов. В первом случае администрация школы сама издаст локальный акт о переводе ученика на семейное образование. Во втором – необходимо обратиться к директору, согласовать условия промежуточной аттестации, подать заявление и заключить договор.

После этого ребенок может учиться на дому. Если вы хотите обучаться в частной онлайн-школе, то нужно узнать условия зачисления и также подписать договор.

Можно ли временно учиться удаленно

Перейти на семейное образование можно в начале, середине или в конце года. Вам не нужно ждать, пока закончится четверть или учебный год. Вернуться в школу вы также можете в любой момент.

К примеру, вы хотите попробовать семейное обучение, но не уверены, что его качество будет не хуже школьного. В этом случае можно временно перевести ребенка на новый формат. Процедура будет аналогичной: уведомить сначала отдел образования, потом администрацию школы.

Если вы сомневаетесь в своем решении, то лучше не менять учебное заведение для прохождения аттестации. Вы можете написать заявление, что хотите сдавать экзамены в своей же школе. Если ребенку будет тяжело учиться на дому, то вы всегда можете вернуться к привычной форме занятий (очной). Когда будете уверены, что хотите остаться на дистанционном обучении, то сможете заключить договор на прохождение промежуточной и итоговой аттестации с любой другой школой.

Правила перевода на дистанционную форму обучения

Перечислим основные правила перехода на семейное образование:

  • Причина перевода ребенка на дистанционную форму обучения может быть любой.
  • Чтобы перейти на семейную учебу, нужно уведомить районный отдел образования – в ином случае это расценят как неисполнение родительских обязанностей.
  • Школьник, находящийся на семейном обучении, обязан проходить итоговую аттестацию, то есть сдавать экзамены после 9-го класса.
  • При непрохождении обязательной аттестации ученику придется вернуться к основной (очной) форме обучения, даже если родители возражают.
  • Учебная программа и график занятий на дому могут быть любыми, но важно, чтобы ребенок изучил весь материал, который требуется по ФГОС.

Если вы не уверены в том, что сможете сами обеспечить качественное образование, запишитесь в онлайн-школу. Что следует учесть при выборе дистанционной школы:

  • Расписание. Важно, чтобы школьник учился по удобному графику.
  • Учебный план. Ученик должен изучать все те же предметы, что и в школе, в полном объеме.
  • Преподаватели. В крупных онлайн-школах работают педагоги с большим стажем, авторы учебников, эксперты ОГЭ и ЕГЭ.
  • Формат отчетности. Выбирайте ту школу, которая регулярно информирует родителей об успеваемости.

Обязательно ли обучаться в своей школе

При дистанционном обучении вы сами решаете, как заниматься. Удобнее всего записаться в детскую онлайн-школу, в которой есть полноценные учебные программы для детей, находящихся на семейном образовании. В этом случае ребенок будет учиться онлайн, а обычную муниципальную школу посещать, только чтобы сдать промежуточную аттестацию или экзамены.

Предусмотрен и более удобный вариант промежуточной аттестации при уходе на дистанционное обучение. У крупных онлайн-школ есть партнеры – учебные заведения, которые аттестуют учеников. В этом случае вам вообще не придется обращаться в муниципальную образовательную организацию.

Читайте также:
Дистанционное обучение в школе - виды, как это происходит

На нашем сайте собраны онлайн-школы, которые обучают детей на семейном образовании. Вы можете почитать условия и отзывы учеников, выбрать программу по своим требованиям: возраст, класс, формат (например, учеба с куратором), педагогический состав, стоимость и пр.

Как пойти в онлайн-школу в первый класс

Если вы хотите, чтобы ребенок учился не в обычной муниципальной, а в дистанционной школе, то следует уведомить отдел образования о вашем решении. Вы можете сделать это еще летом или перевести первоклассника в начале/середине учебного года. Также нужно выбрать онлайн-школу. Есть 2 варианта:

  • Без зачисления. Вы просто заключаете договор на оказание платных услуг, а затем прикрепляетесь к любой государственной или частной школе, чтобы сдавать промежуточную и итоговую аттестацию.
  • С зачислением. Такая форма обучения стоит дороже, но ребенок уже будет прикреплен к партнеру онлайн-школы: в этом учебном заведении он сдаст экзамены и получит аттестат.

Выбрать онлайн-школу для первоклассника можно на нашем сервисе. У нас собраны учебные программы от проверенных школ с отзывами учеников. Вы можете найти подходящий вариант по цене, форме обучения и другим условиям.

Дистанционное обучение школьников

В школах дистанционное обучение — не такая уж и новинка. Еще до карантина приблизительно 600 000 российских школьников учились из дома. Причины у всех были свои: кто-то жил за границей, кому-то здоровье не позволяло ходить в школу. А многие родители просто решили, что такая система подходит им гораздо больше, чем традиционная школа. Так что в обучении онлайн нет ничего принципиально нового и необычного.

Но для учителей необходимость переходить в удаленный режим работы — настоящая головная боль. Ведь никто не дал им четких инструкций: при помощи каких инструментов проводить домашний урок и как организовать работу с классом. Рассказываем, где можно найти курсы по дистанционному обучению школьников, где брать учебный материал для проведения занятий и почему дистанционное обучение открывает огромные возможности как для преподавателей, так и для детей.

Как перейти на дистанционное обучение

Преподаватели онлайн-школы Skysmart успешно работают онлайн и добиваются поразительных успехов со своими учениками. В дистанционном обучении нет ничего сверхсложного и тем более невозможного. Главное — хорошо подготовиться. Вот несколько организационных советов для школьных учителей от тех, кто может считаться экспертом в организации удаленных уроков.

  1. Проверьте все доступы. Убедитесь, что ваше интернет-соединение достаточно устойчиво, компьютер соответствует требованиям приложений, что на него установлены все нужные программы.
  2. Продумайте альтернативы. В классе может оказаться ребенок, который по каким-то причинам не может учиться вместе со всеми онлайн. Заранее разработайте несколько вариантов для самостоятельной работы.
  3. Выделите время на организацию. Поначалу вам потребуется время на решение технических проблем, общение с учениками и их родителями, освоение новых сервисов и платформ, переформатирование обычных уроков в онлайн-уроки. Это требует времени, поэтому заложит в своем расписании часы на подобные дела. Не волнуйтесь о том, что нагрузка возрастет: на самом деле многие сервисы разгружают преподавателей. Например, некоторые платформы автоматически проверяют домашние задания и формируют статистику по классу.
  4. Продумайте взаимодействие с учениками. Сегодня нам доступны десятки инструментов для организации видеосвязи: групповые скайп-уроки, стримы в соцсетях, Zoom, функция связи на некоторых образовательных платформах, о которых мы расскажем ниже. Обратная связь очень важна: учитель не чувствует, что говорит в пустоту, а ученикам не кажется, что их никто не контролирует.
  5. Организуйте групповую работу. Онлайн это совсем несложно: дети могут работать над совместными проектами в Google Docs и обсуждать их в чате в WhatsApp. Помимо всего прочего, это поможет ребятам преодолеть последствия изоляции и не утратить контакт с классом. Не забывайте и про родителей — создайте чат для мам и пап учеников, если у вас такого еще нет (хотя кого мы обманываем, они есть почти везде). Родители помогут вам с техническими сложностями, проконтролируют подключение школьников к образовательным ресурсам, а вы, в свою очередь, сможете ответить на все вопросы про домашнюю работу, программу и подготовку к экзаменам.
  6. Не беспокойтесь. Сейчас всем приходится срочно обучаться новому. Но программа на самом деле меняется очень мало, а онлайн-инструменты для удаленной работы с учениками проще, чем многим кажется. Совсем скоро все стороны процесса увидят, что обучаться дома можно не менее эффективно, чем в стенах школы.

И, хоть учителям никто и не предоставил универсальных и идеально комфортных решений, они всегда могут воспользоваться современными сервисами по своему выбору и оценить их удобство.

Какой закон регламентирует дистанционное обучение в школах

Сегодня дистанционное обучение школьников в России регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Он предусматривает две формы организации процесса — электронное обучение и дистанционное обучение. Электронное обучение предполагает использование информационных технологий и баз данных, а дистанционное — прямое взаимодействие ученика и учителя посредством телекоммуникационных сетей.

По этому закону школа составляет расписание и учебный план, регламентирует порядок оказания учебно-методической помощи и проведения тестирований по всем учебным дисциплинам, обеспечивает учет результатов учебного процесса в электронной форме.

Ресурсы и инструменты для дистанционного обучения

Несмотря на то, что количество школьников, обучающихся дистанционно, и так росло с каждым годом, а во время карантина приблизилось к 100%, министерство просвещения так и не разработало единого портала для дистанционного образования, где обучающийся и учитель могли бы найти все, что нужно для учебы.

Но существуют интернет-платформы, организующие удаленное обучение для школьников и рекомендованные министерством. Каждый такой сайт позволяет более или менее удобно осуществить переход с обычного обучения на удаленное. В их число входят две государственных платформы:

Российская электронная школа — интерактивные уроки по большинству предметов школьной программы, а также задания, видеолекции, концерты и многое другое.

Московская электронная школа — библиотека электронных учебников и пособий. Здесь также можно найти сценарии уроков.

Но для организации классной работы на расстоянии имеются и частные платформы:

МосОбр ТВ — образовательный ресурс, где проводят уроки в прямом эфире.

Яндекс.Учебник — задания по русскому, математике и окружающему миру для учеников 1-5 классов.

Учи.ру — по сути, интерактивный онлайн класс с уроками и заданиями по основным школьным дисциплинам. С его помощью можно организовывать образование на дому, следить за прогрессом в личном кабинете и выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

Организация учебы на дому не ограничивается просмотром уроков. Учителю могут помочь и другие ресурсы — для проведения олимпиад в режиме онлайн, для контроля и самопроверки, профориентации и поддержки мотивации. Министерство просвещения рекомендует:

Мои достижения — известный российский онлайн-сервис для самопроверки, где можно протестировать знания по школьным предметам.

Билет в будущее — видеокурсы для развития полезных soft-skills — личных качеств, которые пригодятся во взрослой жизни. Тут можно найти лекции о развитии креативности, основах командной работы, принятии решения. А также профориентационные тесты для учеников средней и старшей школы.

Платформу новой школы — многофункциональный инструмент для формирования индивидуальной траектории обучения.

Платформу для проведения олимпиад Олимпиум.

Кроме того, новая система «Маркетплейс образовательных услуг» позволяет найти практически любые обучающие ресурсы. Это каталог электронных книг, курсов, интерактивных и видеоматериалов, где любой ученик, родитель или преподаватель найдет качественный учебный контент.

А онлайн-школа Skysmart вместе с АО «Издательство „Просвещение“» разработали Skysmart Класс с заданиями по школьной программе для 5–11 классов. Они позволят не менять учебный план и заниматься по привычной школьной программе — только онлайн. Skysmart Класс доступен ученику с компьютера, планшета и даже со смартфона. Она содержит задания по математике (с 7 класса — по алгебре и геометрии), русскому языку, обществознанию и английскому языку.

Пользоваться Skysmart Класс очень просто — учитель выбирает задание по теме и отправляет ученикам ссылку на него любым удобным способом — через чат или по e-mail. Учащийся переходит по ссылке и выполняет задание, а учитель видит результаты на той же странице в реальном времени. Ничего проверять не нужно: система сама автоматически все проверяет и анализирует ошибки. Все предельно просто и, главное, в свободном доступе на время карантина.

Трудности дистанционного обучения

В РФ дистанционное преподавание пока не развито, и потому некоторые трудности неизбежны.

И главное — даже не техническая сторона процесса, а сама организация занятий. Учителя уже сейчас предвидят, что им предстоит столкнуться с целым рядом проблем.

  1. Мотивация учеников. При обучении на дому у многих детей может возникнуть иллюзия каникул, которые начались на несколько месяцев раньше срока.
  2. Контроль. Учитель, который привык ходить между партами и смотреть, все ли ученики работают, не всегда понимает, как организовать контроль за классом при дистанционной работе.
  3. Проблемы с технологическими решениями. Преподавателям приходится в сжатые сроки осваивать онлайн-платформы и интерактивные инструменты — да еще и объяснять принципы их работы ученикам и их родителям. К тому же, не все сайты работают стабильно и надежно, и это лишь добавляет стресса.
  4. Управление временем. Преподавателям приходится заново переизобретать расписание и осваивать тайм-менеджмент, чтобы поддерживать строгий школьный распорядок даже при дистанционном обучении.

Существуют полезные курсы для учителей, вынужденных быстро перестраиваться на удаленное преподавание. Эксперты онлайн-школы Skysmart и АО «Издательство „Просвещение“» проводят вебинары по темам, которые сегодня волнуют учителей сильнее всего: с чего начать организацию дистанционного обучения, как провести видеоурок, каким популярным платформам для дистанционного обучения можно доверять, как использовать социальные сети и мессенджеры в дистанционном обучении, как повышать уровень компьютерной грамотности среди педагогов. За несколько вебинаров любой учитель сможет сориентироваться в новой реальности — еще и получить сертификат за прохождение цикла экспертных мастер-классов Skysmart.

Заменит ли дистанционное обучение учителя

Карантин показал, что российская школа пока не готова к полному переходу в цифровой формат. Многие учителя (да и родители тоже) относятся к идее перехода на «цифру» скептически. Главный аргумент — «система никогда не заменит живого учителя».

Но этот аргумент не принимает во внимание один важный момент: система и не должна заменять учителя. Она разработана для того, чтобы облегчить его работу и снять с него часть рутинной нагрузки — работы, которая не требует ни творческого подхода, ни умения находить общий язык с детьми. Например, проверка домашних заданий и формирование статистики класса — все это система может сделать за секунды, освободив учителю время на решение по-настоящему интересных задач.

Работа учителя — не сидеть вечерами над горой домашек. Его миссия — вдохновлять учеников, мотивировать их, находить индивидуальный подход к каждому в классе. Ни одна система пока на это не способна. Но она может облегчить работу преподавателя и помочь ему сделать уроки интереснее, увлекательнее и современнее. Дистанционное обучение — это форма, которую каждый преподаватель может наполнить содержанием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: