Сингапурская методика обучения – сущность технологии и особенности

Обучающие структуры сингапурской методики обучения

Автор: Клочкова Наталья Константиновна
Место работы: МБОУ “Бухарайская СОШ” с.Бухарай Заинский район

Цель: ознакомить с некоторыми обучающими структурами сингапурской методики обучения.
Описание работы:
Это пособие я предлагаю тем учителям, кто заинтересуется сингапурской методикой обучения и захочет по ней работать.
Чтобы обеспечить качество обучения школьников Министерство образования и науки Республики Татарстан реализовали совместный проект «Совершенствование качества преподавания в РТ» с сингапурской компанией «Educare International Consultancy».
В 2014 – 2015 учебном году нашим учителям Отделом образования города Заинска было предложено обучиться и начать вводить элементы сингапурской методики обучения на своих уроках. Учителя Татарстана первыми в России осваивают сингапурский метод обучения. В России про такую систему даже не слышали. Я сама использую эти структуры всего только полгода. Сначала все это было таким непонятным, а когда начала применять эти структуры мне даже понравилось. Только вот на подготовку к уроку уходит много времени. Надо подбирать правильно и удачно материал для урока, так как у учеников может не хватить времени на ответы. На каждый ответ ученика отводится от 10 до 30 секунд. Время каждый раз засекается. Поэтому в кабинете (классе) должны находиться часы. Весь урок менять не надо, можно только использовать какой – то фрагмент урока. Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Анализируя работу на уроках учащихся нашей школы, могу сказать, что один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.
Целью этой программы является переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным обучающимся XXI века. (слайд 1) На экран проецируется схема.
Я предлагаю такие структуры.

1. На экран проецируется структура МЭНЭДЖ МЭТ (слайд 2) –инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

Дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке.

Фрагмент урока: организационный момент
Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу – ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

2. На экран проецируется структура ХАЙ ФАЙВ (слайд 3) – дословно «дай пять» – сигнал тишины и привлечения внимания.
Эта структура используется после звонка в начале урока. Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!» Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.

3 На экран проецируется структура КЛОК БАДДИС (слайд 4) – «друзья по часам (времени)» – структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

Фрагмент урока: проверка домашнего задания
Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить решение домашнего задания, например, № 30(а). Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить решение № 35(б) с друзьями, выбранных на 3 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.

4. На экран проецируется структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН (слайд 5) – « встать – сесть» – структура для получения информации о классе ( кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом.

Фрагмент урока: проверка домашнего задания
Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.
1.Я справилась(ся) с домашним заданием.
2. Домашнее задание было трудным.
3.Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.
4.Я в хорошем настроении.
5.Я готов к уроку.

5. На экран проецируется структура ДЖОТ ТОТС (слайд 6) – «запишите мысли» – структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Фрагмент урока: актуализация знаний
Учитель дает задание: Записаны числа 6; 9,4; -234; 96,54; -7; 234; 9,56; 7; 87. Что вы можете сказать об этих числах?
Могут быть, например, такие варианты:
-есть натуральные
-есть положительные
-есть противоположные
Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение можно дать 3 минуты.
Когда время закончится можно использовать структуру ХАЙ ФАЙВ. Учитель предлагает участнику под номером 3 , стол номер 3 зачитать свои предложения.

6. На экран проецируется структура ТИК – ТЭК – ТОУ (слайд 7) – «крестики – нолики» – структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
Сначала учитель предлагает структуру ДЖОТ ТОТС. Из одного листочка получить 16.

Фрагмент урока: закрепление изученного материала
Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги
На каждом листочке бумаги не соблюдая очередности выполняет шаги:
1) Придумайте десятичную дробь

2) Проговорите громко эту дробь для участников вашей команды и запишите на одном листочке бумаги
3) Положите на центр стола лицевой стороной вверх
4) Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки.
Например, на листочках записаны дроби: 1,4; 76,2; 0,123; 8,65; 63,2; 7,46; 85,431; 7,34; 9,01; 70,5; 348,01; 6,4567; 56,32; 9,7612; 6784,6; 5,1
Учитель дает 1 минуту, чтобы обсудить какие 9 дробей они оставят на столе.
Время вышло. Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3×3
Каждый участник команды выполняет задание учителя, используя любые три дроби на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали):
а) расположить дроби в порядке убывания
б) сложить дроби
в) перемножить дроби
На выполнение задания можно дать 2 – 3 минуты. Правильность выполнения задания можно проверить с партнерами по лицу.

Читайте также:
Доклад на тему - Современные концепции воспитания - авторы, цели

7. На экран проецируется структура СТЕ ЗЕ КЛАСС (слайд 8) – «перемешай класс» – структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

Фрагмент урока: повторение
В течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем. Например, что вы знаете о ромбе? Могут быть такие ответы:
ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны;
у ромба диагонали пересекаются;
у ромба диагонали точкой пересечения делятся пополам;
у ромба диагонали взаимно перпендикулярны и так далее.
После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии. Все встают, задвигают стулья. Засекается время.
Когда время закончится. Они садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка: зачитает нам свои ответы, например, участник А под номером 1 стола №2. И ребята слушая ответы добавляют те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии.

8. На доску проецируется структура КОНЭРС (слайд 9) – «углы» – структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта.

Фрагмент урока: проверка прежних знаний
В четырех углах класса прикреплены слова:
Прямоугольник.
Параллелограмм.
Ромб.
Трапеция.
Учитель дает задание вспомнить все, что они узнали о данных фигурах в ходе изучения этих тем.
Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.

9. На экран проецируется структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (слайд 10) – «одновременный раунд тейбл» – структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.

Фрагмент урока: закрепление
Например дать решить №563, затем №573. Время можно дать от двух до пяти минут.

Можно использовать структуру СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ – «одновременный релли тейбл» – структура, в которой 2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу.

10. На экран проецируется структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (слайд 11) («опроси-опроси-обменяйся карточками» – структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме).

Фрагмент урока: актуализация прежних знаний
Ребята работают в парах по плечу.
Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами
Вопросы:
1. Как складывают десятичные дроби?
2. Как вычитают десятичные дроби?
3. Сформулируйте правило умножения на десятичную дробь.
4. Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.
Ответы:
1.Чтобы сложить десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить сложение, не обращая внимания на запятую;
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
2 .Чтобы вычесть десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую;
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
3. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.
4. Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:
в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
после этого выполнить деление на натуральное число.

11. На экран проецируется структура ТАЙМД ПЭА ШЭА (слайд 12) – структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

Фрагмент урока: изучение нового материала
Учитель объявляет, что сегодня на уроке будем учиться упрощать выражения.
Посмотрите на выражение : 4а+35а=39а
Подумайте и запишите на листочках ответы на следующие вопросы:
– Какие свойства арифметических действий здесь применили?
– Можно ли было упростить это выражение по-другому?
Поделитесь со своим партнером по плечу своими суждениями. Можно использовать структуру КЛОК БАДДИС. В течение 30 секунд по каждому вопросу, начинает тот, у кого в имени больше букв. Время пошло.

12. На экран проецируется структура МИКС ПЭА ШЭА (слайд 13) – структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему, используя структуру РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) (слайд14) и ТАЙМД ПЭА ШЭА (для развернутых ответов).

На экран проецируется структура РЕЛЛИ РОБИН – структура. В которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами.

Фрагмент урока: закрепление
Учитель дает задание по учебнику (решить задачу).
Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Как только музыка останавливается они образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга.
Учитель задает вопрос и дает 3 – 5 секунд на размышление.
-О чем говориться в этой задаче?
– Что сказано про площадь кухни?
– Известна ли площадь комнаты?
– Что еще известно в этой задаче?
– Что следует обозначить через х?
Ученики делятся мнениями со своими партнерами, используя: РЕЛЛИ РОБИН и ТАЙМД ПЭА ШЭА. Каждый раз начинает тот участник, кто старше.

Читайте также:
Принципы обучения в педагогике - определение, принципы доступности

13. На экран проецируется структура МИКС ФРИЗ ГРУП (слайд 15) – структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой либо вопрос.

Фрагмент урока: физкультминутка(1 – 2мин.)
Включается музыка, дети начинают передвигаться по классу. Когда музыка остановится, замирают и слушают вопрос. Ответом на вопрос будет, какое-то число. Ребята собираются в группу столько человек, каким будет ответ. Условие: никто из ребят не должен озвучивать ответ.
• Какая цифра записана в разряде десятков у числа 13230? (3.)
• Сколько будет 49 – 20 х 2? (9.)
• Сколько будет, если 540 делить 20? (27.)

Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами

Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в мире, непохожем на наш с вами. Уроки должны быть направлены на это. При работе в группах, когда передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им весело и информация запоминается легко. Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие все.
Хороша эта система или нет судите сами.

Сингапурская методика

Сингапур маленькая страна, но известна всему миру как страна с одной из лучших государственной системой образования. Школьники Сингапура из года в год стабильно показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. В чём секрет? …. В методике обучения ….

Дети самостоятельно изучают новый материал. Роль учителя — слушать, оценивать, корректировать, помогать и направлять.

Надо знать, что дети работают по алгоритму — выполняют действия по команде учителя. Выполнение алгоритма доведено до автоматизма.

Урок по сингапурской методике строится по определенным структурам. Каждая структура имеет название и жесткие рамки. Всего структур больше 200…

мэнэдж мэт (управление классом) для организации эффективного учебного процесса в командах. Класс делится на команды по 4 человека: партнёр по плечу, по лицу; партнер.

хай файв (дословно «дай пять»)- сигнал тишины и привлечения внимания.

Как это работает?
Учитель поднимает руку и говорит: «Хай файв!» Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.

клок баддис (друзья по времени) — структура для эффективного взаимодействия. Группа выполняет задание за конкретное время. После сигнала состав команды будет меняться.

Как это работает?

Перед детьми картинка с циферблатом часов. Дети должны отметить на часах, например, время 12 и 6 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 12 часов и обсудить ответ на вопрос №1 или решение домашнего задания, например, № 1. Сигнал. Затем учитель предлагает обсудить ответ на вопрос №2 или решение № 2 с друзьями, выбранных на 6 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Обсуждать, например, в течение 30 секунд.

тэк оф–тач даун — («встать – сесть») структура для получения информации о классе.

Как это работает?

Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.

  • Я справился с заданием №1/ с домашним заданием
  • Задание было трудным
  • Мне помогли
  • Я в хорошем настроении
  • Я готов к уроку

джот тост («запишите мысль»), в которой участники записывают ключевые слова по данной теме.

Как это работает?

На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать «партнеру по плечу». Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать «партнеру по лицу». Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Например, учитель дает задание: кукла, мячик, машинка, медвежонок, ведёрко. Что вы можете сказать об этих словах?
Могут быть, например, такие варианты:
-это имена существительные
-это неодушевлённые
-есть 1 и 2 склонения / есть женский род, мужской и средний род

Все ответы дети кладут на середину стола. Должно 16 ответов. Затем по структуре Хай файв дети поочерёдно зачитывают свои предположения.

тик–тэк–тоу — для на развитие критического и креативного мышления. Составить предложение с обязательными словами в схеме, используя три слова.

сте зе класс («перемешай класс») — ученики свободно перемещаются по классу и собирают максимум мыслей и ответов по своему списку, после чего анализируют результаты и в течение не более 30 секунд отвечают на вопрос, поставленный учителем.

конэрс — распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам.

сималтиниусс раунд тейбл — все четыре участника команды выполняют письменные задания, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку.

куиз–куиз–трейд — опроси – опроси – обменяйся карточками.

таймд пэа шэа — два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени

микс пэа шэа — произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких (релли робин) или в полных ответах.

микс фриз групп — смешивание учащихся под музыку.

тим чир (время разминки) — веселое упражнение для поднятия настроения и духа, поощрения или выражения благодарности, кричалка.

Основные идеи И. Г. Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци внёс огромный вклад в развитие дошкольной педагогики. Уже в юности он стремился самоотверженно служить народу. В 1774 году он открыл приют для детей из бедных семей, где сам обучал их чтению, счёту и письму, а также занимался их воспитанием. Предполагалось, что учебное заведение будет содержаться за счёт денег, заработанных самими воспитанниками, которые работали в поле, на прядильных и ткацких станках. Таким образом, педагог осуществил попытки соединить обучение детей с производительным трудом. Однако чтобы содержать приют, от детей требовались огромные физические нагрузки, а Песталоцци, будучи гуманистом и демократом, не мог позволить эксплуатации своих воспитанников. Он рассматривал труд как средство развития физических сил, хотел дать детям разностороннюю трудовую подготовку. Это был важнейший педагогический опыт Песталоцци, и после него последующие восемнадцать лет он посвятил литературной деятельности.

Читайте также:
Педагогические идеи Яна Коменского - общая система

Взгляды и идеи педагога носили, несомненно, демократичный характер, но были ограничены исторически. Основные принципы Песталоцци:
— принцип самоценности личности, который отрицал возможность приношения личности в жертву даже на благо общества;
— принцип природосообразости, который подразумевает развитие физических и духовных возможностей ребёнка, заложенных в него природой, посредством воспитания;
— принцип наглядности, способствующий всестороннему развитию ребёнка.

Важнейшим средством воспитания Песталоцци считал любовь воспитателя к детям. Первостепенное значение для ребёнка имеет воспитательное воздействие личности педагога. На основе этих принципов Песталоцци построил методику элементарного преподавания. «Элементарное образование» предполагало построение процесса обучения таким образом, что в процессе познания объекта дети выделяют самые простые элементы, продвигаясь в обучении от простого к сложному, поднимаясь с одной ступени на другую, совершенствуя всё больше знания и умения.

Труды Песталоцци сыграли огромную роль в развитии педагогики как науки. Он заложил основы методики начального образования. Его учебники стали надолго образцом и показателем для творчества последующих педагогов. Разработанные им упражнения по развитию речи используются в практике начальной школы. Его идея строить процесс воспитания на основе взаимной любви воспитателя и ребёнка стала центральной в гуманистической педагогике.

Высказывания Песталоцци о детях:

  • Ребёнок – зеркало поступков родителей.
  • Природа вложила в сердце матери первую и самую насущную заботу о сохранении покоя в самый ранний период жизни ребёнка. Эта забота проявляется у людей повсюду в виде присущей матери материнской силы и материнской преданности.
  • Час рождения ребенка является первым часом его обучения.
  • Ребёнок любим и верит прежде, чем начинает мыслить и действовать.
  • Исходные начала и точки соприкосновения с тем, чему ребёнок должен учиться в школе, подготовлены и существуют в нём благодаря познаниям, почерпнутым из наблюдений в домашней жизни.
  • Я стараюсь ввести детей в гущу жизни и объяснить им, как любая отдельная хорошая черта человека, если она остаётся изолированной и не находит себе опоры во всём том хорошем, что имеется в природе человека, каждый раз рискует вновь затеряться в человеке или получить такое направление, которое одинаково легко может привести как к его падению, так и к его совершенствованию.
  • Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми.
  • Вообще необходимо добиваться такого положения, при котором стало бы невозможным, чтобы ребенок выиграл что-либо ложью; наоборот, быть пойманным во лжи должно представлять для него существенную опасность.

Педагогические идеи Песталоцци в цитатах:

  • Воспитание и только воспитание — цель школы.
  • Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии. Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была силою отца, оживленною присутствием всей совокупности семейных отношений.
  • Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.
  • Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет.
  • Начальное образование способно средствами своего искусства содействовать естественному ходу развития мыслительных способностей и поощрять его.
  • Школа должна прививать своим воспитанникам такие навыки логического мышления, которые гармонировали бы с самой природой человека.
  • Отцы и матери все ещё в святой невинности полагают, что если дети посещают школу и находятся в ней, то, значит, они развиваются как в физическом, так и в моральном отношении.
  • Обучение научным дисциплинам предполагает, следовательно, предварительное наслаждение свободой, которую оно ограничивает, точно так же как впряжение взрослого животного в плуг или телегу является произвольно направленным применением тех сил, которые молодое животное приобрело и развило в период, когда оно жило и свободно гуляло на пастбище.
  • Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Ее реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания.
  • Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии. Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была силою отца, оживленною присутствием всей совокупности семейных отношений.
  • Природа моих средств интеллектуального образования ни в коей мере не произвольна, она необходима. Так как эти средства лишь постольку хороши, поскольку определяются самой сущностью человеческой природы, то они в основном также неизменны.

Философские мысли Песталоцци:

  • …это было несчастьем, а не нашей виной, что мы были воспитаны способными не делать хорошее, а только мечтать о нем.
  • Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.
  • Я жил годами в кругу более чем пятидесяти нищих детей, я делил с ними в бедности мой хлеб, я сам жил как нищий для того, чтобы научить нищих жить по-человечески.
  • Мы знаем, чего мы хотим.
  • Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.
  • По законам природы слова любви не произносятся прежде, чем не созревают чувства.
  • В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы бы они ни были.
  • Сущность человечности развивается только при наличии покоя. Без него любовь теряет всю силу своей истинности и благотворного влияния.
  • Беспокойство по сути является порождением чувственных страданий или чувственных желаний; оно — дитя жестокой нужды или ещё более жестокого эгоизма.
  • Умственное развитие и зависящая от него культура человечества требуют постоянного совершенствования логических средств искусства в целях природосообразного развития наших мыслительных способностей, наших способностей к исследованию и суждению, до осознания и использования которых человеческий род возвысился с давних пор.
  • Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.
  • Каждый из нас совершенно свободен, и только в качестве свободных людей мы живём, любим деятельной любовью и жертвуем собой ради выполнения своей цели.
  • Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы.
  • Способность человека воспринимать правду и справедливость по своему существу является всеобъемлющей, возвышенной, чистой склонностью, которая может находить себе пищу в простых, немногословных, но широких взглядах, стремлениях и чувствах.
  • Три силы вместе — способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению — следует считать совокупностью всех средств развития умственных сил.
  • Значительное число людей получает образование не путём усвоения абстрактных понятий, а путём интуиции, не через блеск обманчивых словесных истин, а через устойчивую истину, присущую действующим силам.
  • Истинное природосообразное образование по самой своей сути вызывает стремление к совершенству, стремление к совершенствованию человеческих сил.
  • Человек сам природосообразно развивает основы своей нравственной жизни — любовь и веру, если только он проявляет их на деле. Человек сам природосообразно развивает основы своих умственных сил, своего мышления лишь через само действие мышления.
Читайте также:
Педагогические идеи Яна Коменского - общая система

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Социально педагогические взгляды Песталоцци

Вы будете перенаправлены на Автор24

Иоганн Генрих Песталоцци (12 января 1746, Цюрих, — 17 февраля 1827, Бругг) — это один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Педагогическая деятельность Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) родился в г. Цюрих Швейцарии, в семье врача.

Значительное влияние на воспитание Песталоцци оказали его мать и простая крестьянка, являющаяся преданной служанкой семьи Песталоцци. Общение со служанкой способствовало тому, что И.Г. Песталоцци имел возможность познакомиться достаточно близко с положением крестьян в те время, он проникся глубоким пониманием и сочувствием к тяжелой жизни простого народа.

И.Г. Песталоцци получил хорошее образование, складывающееся из нескольких ступеней: начальная школа, средняя латинская школа и высшее учебное заведение, имеющее гуманитарное направление – коллегиум. В ВУЗе Песталоцци обучался на философском и филологическом факультетах, именно там под влиянием французских просветителей начали развиваться его демократические и передовые идеи в области педагогики.

И.Г. Песталоцци был почитателем произведений французских просветителей, он уже в 17 лет прочел труд Ж.-Ж. Руссо «Эмиль». Именно этот труд и «Общественный договор» произвели на него большое впечатление и утвердили в желании служить своему народу.

В 1774 году И.Г. Песталоцци открывает в Нейгофе «Учреждение для бедных», которое приютило 50 беспризорных детей и сирот. Данное учреждение содержалось на деньги, которые воспитанники зарабатывали самостоятельно. Дети работали в полях, а также на фабриках за ткацкими и прядильными станками.

В стенах учреждения детям давали не только кров, но и занимались их воспитанием и обучением. Сам И.Г. Песталоцци помимо обучения детей чтению, письму, счету, занимался их воспитанием. Приглашенные ремесленники обучали детей ткать и прясть.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, И. Г. Песталоцци предпринял попытку в организованном им учреждении объединить процессы обучения, воспитания и производственный труд детей.

После создания учреждения, на протяжении последующих 18-ти лет, И.Г. Песталоцци занимается литературной деятельностью, стремясь в своих работах привлечь внимание общественности к решению проблемы, которая тревожит его всю сознательную жизнь: «как сделать жизнь крестьян более обеспеченной, повысить уровень их умственного и нравственного развития, облегчить тяжелый труд?». На основании всех этих размышлений он издает один из своих фундаментальных трудов «Лингард и Гертруда». В данном труде рассматриваются, анализируются и развиваются идеи по улучшению жизни крестьян, путем разработки наиболее разумных методов ведения подсобного хозяйства и правильного воспитания детей.

Социально-педагогические и философские взгляды Песталоцци

Социально-педагогические взгляды Г.И. Песталоцци носили демократический характер, однако они были ограничены исторически. Песталоцци мечтал о том, чтобы возродить свой народ, он верил, что жизнь простых крестьян можно изменить путем их просвещения и воспитания. Ошибка Песталоцци заключалась в том, что он не понимал – правовое и социальное неравенство людей в рамках существующего общества является результатом многолетнего формирования и развития общественных отношений. Песталоцци считал источником всех бед народа не в экономических условиях, а в том народу было не доступно образование.

Песталоцци предполагал, что получение образования должно быть доступно каждому человеку, вне зависимости от его социального положения. Решение данной проблемы он видел в создании школ, которые будут одним из сильнейших рычагов социального преобразования существующего общественного устройства государства. Коренные общественные преобразования, по наиболее наболевшим социальным проблемам, будут свершены только тогда, когда у каждого человека будет пробуждена и укреплена его истинная человеческая сила. Всего этого можно достичь только посредством организации эффективного процесса воспитания.

Одним из важнейших средств развития и воспитания человека, Песталоцци считал труд, так как он способствует развитию не только физических сил человека, но и его ума, оказывает влияние на формирование нравственности. У каждого человека, который трудится на благо общества и государства, формируется твердое убеждение в том, что он имеет значение для жизни социума, а его труд приносит пользу для окружающих.

Песталоцци занимался развитием идеи о том, что в каждом человеке заложены определенные возможности и способности, которые необходимо самостоятельно развивать и совершенствовать. В каждом от рождения заложена духовная и физическая деятельность, в процессе воспитания необходимо создать такие условия, которые помогут ему их осуществить.

Задачей воспитания Песталоцци видел формирование у человека нравственности и деятельной любви к людям.

К религии Песталоцци относится негативно, так как он считал, что все священнослужители обманщики, злоупотребляющие верой человека в Бога, с целью склонить людей к глупому и бессмысленному идолопоклонству.

Познание, по утверждению Песталоцци является тем чувственным восприятием, от которого восходит путь по переработке представлений в идеи, существующих в сознании каждого человека как его образующие силы. Они для своего выявления и воплощения нуждаются в том материала, который доставляет необходимые ощущения.

Читайте также:
Как научить ребенка красиво писать ☑ учимся писать прописные буквы, цифры, как улучшить почерк первоклассника в домашних условиях

Таким образом, социально педагогические взгляды Песталоцци являются идеалистическими, имеющими прогрессивный характер, так как проникнуты гуманизмом и демократическими стремлениями.

Основные социально-педагогические принципы Г.И. Песталоцци:

  1. Любое обучение должно быть основано на наблюдении и собственном опыте, подтверждаться обобщениями и выводами.
  2. Процесс обучения должен строится на последовательном переходе «от простого к сложному».
  3. Основой обучения выступает наглядность. Без наглядности невозможно добиться у воспитанника верных представлений об окружающих предметах и явлениях, формирования правильной речи и мышления.
  4. Необходимо осуществлять борьбу с вербализмом, то есть пустыми рассуждениями.
  5. Обучение должно быть направлено на накопление знаний, развивать умственные способности и мышление воспитанника.

Педагогические взгляды Иоганна Генриха Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци ( 12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих благородных по-движников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава “народного проповедника”, “отца сирот”, создателя подлинно народной школы.

Под влиянием произведения Руссо «Эмиль, или о воспитании», Песталоцци намечает первые контуры своей педагогической системы: природосообразность, развитие органов чувств (прежде словесных уроков), строгое соблюдение системы в развитии в каждом ребенке всех его сил и способностей; дисциплинирование ребенка, основанное на его любви и доверии к воспитателю.

В 1774 году он открыл свой первый приют для сирот, беспризорных и самых бедных детей в своём имении Нейгоф, назвав его «учреждением для бедных». В 1780 году школа И. Песталоцци разорилась и была закрыта.

В короткий срок он пишет шесть повестей – и все уничтожает, ибо они кажутся ему невозможно слабыми. Лишь седьмую, нравоучительную книгу для народа « Лингард и Гертруда », в которой проповедуются важные идеи народного образования, он несёт к издателю. Этот педагогический трактат принес Песталоцци мировую известность. В ней подробнейшим образом разъяснялось, как устраивать самим крестьянам школы для своих детей, давалась реалистическая картина жизни швейцарской деревни и выражаюсь вера в педагогический (просвещенческий) путь переустройства общества.

Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Педагогические принципы Песталоцци таковы:

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. Процесс обучения должен строится путем последовательного перехода от части к целому.

3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.

4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».

5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Он создает новый теоретико-педагогический труд методического характера «Как Гертруда учит своих детей». В этот период учёный создает ряд педагогических сочинений: «Цель и план воспитательного учреждения для бедных», «О народном образовании и индустрии» и др.

Стремясь создать научную педагогику, И. Песталоцци разрабатывал ее теоретические основы: ее объект, предмет, научный метод, способы правильного поиска и достоверного доказательства знаний в области педагогических исследований. Особенно важной и актуальной в настоящее время для судеб педагогической науки была идея И. Песталоцци – опытное изучение детей и их воспитания. Песталоцци в свое время доказал необходимость экспериментальной работы в школе для развития научной педагогики.

В основу научной педагогики Песталоцци положил целостное знание о человеке, «вечные законы человеческой природы». Само воспитание он рассматривал как сложный социальный процесс, органически вписанный в жизнь людей. Его неослабное внимание к социальному развитию личности заложило основы социальной педагогики. Центральной идеей этой науки (и как важной педагогической дисциплины) стала мысль И. Песталоцци о том, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него».

Воспитание, по мнению И. Песталоцци: необходимо начинать с младенчества: «Час рождения ребёнка является первым часом его обучения». Главные понятия его педагогики нацелены на обеспечение очень простого, реально осуществимого в самых неблагоприятных социальных условиях (недорогим, не слишком продолжительным) и дающим вместе с тем такой объём знаний, умений и навыков, который богатые и сильные мира сего не столь уж часто имеют:

– во-первых, развить детей умственно, т.е. сформировать склонность и способность к самостоятельному суждению и творчеству;

– во-вторых – воспитать нравственно – сформировать деятельную доброту и способность к любви, чувство собственного достоинства – склонность и способность к самопомощи и самообороне от хищников любого рода;

– в-третьих, стремление постоянно и систематически работать над развитием своего кругозора, умение выделить ценности в мире;

– в-четвёртых, развить физически, способность к поддержанию физической силы и здоровья;

– в-пятых, трудовое воспитание, выработка культуры труда, умений и навыков рациональной работы.

Воспитание должно быть природосообразным, т.е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы. В человеке природа заложила троякого рода силы умственные, физические и нравственные (по его словам, «силы ума, сердца и руки»). Этим трём силам свойственно стремиться к развитию, значит, это стремление необходимо поддерживать и развивать, причём развивать в самой тесной связи друг – с другом, ибо «глаз хочет видеть, ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать, а также сердце – верить и любить, а ум хочет мыслить».

Требование гармонического развития «всех сил и способностей человеческой природы» лежит в основе разработанной им теории элементарного образования, согласно которой воспитатель, осуществляя природосообразное развитие личности ребенка, должен начинать его формирование с первоначальных основ, с простейших элементов и постепенно, переходя от одной ступеньки к другой, вести его от простого к более сложному.

Он стремился поднять научно-образовательный уровень народной школы. В учебный план народной начальной школы он ввёл навыки чтения и письма, счёта и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.

Читайте также:
Теория свободного воспитания Руссо - основные принципы, идеи

Крупнейшим вкладом Песталоцци в дидактику является его идея развивающего обучения, которую К. Ушинский назвал «великим открытием И. Песталоцци». Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. С этой целью им была разработана система упражнений, расположенных в определённой последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности.

Исходным в развитии мыслительных способностей, по Песталоцци, является созерцание. Это не пассивное чувственное восприятие внешних вещей и явлений, а их активное восприятие в ходе действия с ними. Это познание сущности вещей и одновременно их личностная оценка. Это творческое восприятие мира с выработкой собственного отношения к воспринимаемому. Поэтому Песталоцци критиковал современную ему школу завербализм, зубрежку, притуплявшие духовные силы детей.

Умственное элементарное образование и должно всемерно содействовать тому, чтобы дети переходили от «беспорядочных и смутных впечатлений от внешнего мира к определённым восприятиям, затем от них к ясным представлениям и, наконец, к чётким понятиям». Одним из важнейших средств формирования умственных сил ребёнка Песталоцци считал развитие способности к речи, которое должно основываться на связи с жизнью и опираться на расширяющийся детский чувственный опыт. Обучение родному языку Песталоцци тесно связывал с ознакомлением детей с самими предметами. Указывал на то, что речь ребёнка необходимо развивать планомерно, соблюдая определённую последовательность. Ему удалось создать такую систему обучения языку, при которой ребёнок начинает освоение со звуков и их сочетаний в слогах, и далее осваивает формы речи, различные её конструкции, одновременно расширяет круг своих представлений и понятий об окружающем его мире, развивает своё мышление.

Для упорядочения и облегчения наблюдений ребёнка Песталоцци считал необходимым выделять простейшие элементы, выражающие основные свойства, общие для всех предметов. Таковыми исходными простейшими элементами обучения ему представлялись: число, форма и слово. Простейшим элементом числа Песталоцци считал – единицу; формы – прямую линию; слова – звук. Им же была разработана методика начального обучения детей речи, счёту и измерению.

Наряду с элементарным умственным Песталоцци формировал и нравственное образование. Основная задача этого образования: развитие у детей высоких моральных качеств с помощью развития чувств, выработки соответствующих нравственных навыков путём непосредственного участия в добрых и полезных делах и, наконец, формирование у подрастающего поколения нравственного сознания и убеждений.

Нравственное элементарное образование Песталоцци считал необходимым начинать в семье с первых дней жизни ребёнка. Большую роль Песталоцци отводил упражнениям детей в нравственных поступках, требующих с их стороны выдержки, а порой и умения преодолевать свои желания во имя достижения нравственной цели.

Шаг вперёд, сделанный Песталоцци по сравнению с Руссо, заключается в признании активности воспитателя, который не только создаёт среду, благоприятствующую самостоятельности воспитанника, но систематически и последовательно воспитывает и обучает его, опираясь на знание внутренней стороны личности ребёнка и индивидуальных особенностей его психики. Развивая эту важную мысль, в ряде своих произведений, великий педагог настаивает на овладении педагогами методами психологического наблюдения за детьми.

Основными факторами воспитания Песталоцци считал труд, простоту, образцовый порядок, дисциплину, семью и добрую мать. В отличие от Руссо, он противопоставляет естественного человека общественному человеку, гражданину.

Процесс воспитания – процесс не только противоречивый, но и целостный. В романе «Лингард и Гертруда» он писал: «Воспитание человека – не что иное, как шлифовка отдельных звеньев одной общей цепи, связывающей воедино всё человечество; ошибки воспитания и руководства в том и заключается, что отдельные звенья вынимают, над ними мудрят, точно они существуют сами по себе, а не составляют лишь часть одной общей цепи . ». Как видим, здесь Песталоцци мыслит воспитательный процесс как единую цепь, звенья которой не могут быть изолированы, обособлены друг от друга. Ошибки воспитания и заключаются в том, что эти звенья вынимаются, «над ними мудрят», т.е. думают над их усовершенствованием, улучшением в изолированном виде, приводят их в порядок только с внешней стороны и забывают об их внутреннем единстве, органической связи.

Важнейшей задачей воспитания в народной школе является подготовка детей к трудовой деятельности в соответствии с новыми экономическими и социальными условиями. «Труд сам по себе является самым надежным фундаментом всякого хорошего воспитания».

Самый правильный критерий простого, здорового воспитания – участие детей в домашнем труде, участие в котором развивает у ребенка трудолюбие, приучает его к выполнению домашних дел. Песталоцци считал, что успех воспитания в семье обеспечивается при установлении правильного взаимоотношения между членами семьи, которые должны отличаться «теплотой, участливой и возвышенной человечностью». Принцип отцовской любви Песталоцци выделяет одним из важнейших принципов воспитания

Отцовское воспитание – это родная почва, самая благоприятная. Редко когда учитель сможет справиться с воспитанием ребёнка, как его родной отец. Вот почему школы имеют такой незначительный успех. Но не менее важную роль в воспитании ребенка имеет и мать. Она центральная фигура в области семейного воспитания. «Каждый поступок матери в отношении своего ребёнка . в каждом случае одновременно охватывает в целом все три стороны воспитания – физическое, умственное и нравственное совершенствование».

Правильное воспитание детей, по мнению Песталоцци, должно опираться на постоянное изучение их посредством наблюдения за их поступками, делами, мыслями. Он доказывал, что «изучение детей требует применения в воспитании самых разнообразных методов, ибо нет и не может быть единого универсального метода воспитания годного для всех случаев в любой обстановке. Я настолько убеждён в необходимости приспосабливать воспитание в каждое отдельном случае к потребностям, возникающим из данной индивидуальной ситуации, что если бы я имел возможность оказывать разнообразное практическое влияние, я бы, наверное, применял самые причудливые и разнообразные методы воспитания».

Чтобы хорошо знать человека, чтобы составить себе точное и ясное представление о нём, необходимо наблюдать, как он себя ведёт в такие моменты и при таких ситуациях, когда его задатки резко проявляются в явственной связи со всей его натурой. Вот почему учителям он советовал внимательно наблюдать за детьми, записывать те ответы, регистрировать те черты, которые характеризуют те или другие особенности их характера.

В работе его школы каждое утро перед занятиями проводились беседы о предстоящем дне, работе, обязанностях, а по вечерам делался точный и тщательный отчёт за день, для чего Песталоцци разработал специальные схемы. Материалы своих помощников он тщательно изучал. Например, в письме к Петерсону (от 21 марта 1783 г.) он даёт очень тонкий и глубокий анализ поведения детей, их отдельных черт личности (послушание, возбуждаемость, вспыльчивость, упрямство, живость характера, ложь, лицемерие, обжорство, отношение к слугам, прилежание в учении и труде и т.д.). Оценивая записи Петерсона, Песталоцци пишет ему следующее: «Такие образные выражения и дословная передача Вами собственных высказываний детей лучше позволяет мне узнать детей, чем тысячи экзаменов и испытаний по всем предметам их школьных занятий, – и я Вам искренне признателен за сообщение этих точных деталей».

Читайте также:
Принципы обучения в педагогике - определение, принципы доступности

Актуальное значение И. Песталоцци определяется, в первую очередь, тем, что он выступил одним из ярких представителей социальной педагогики. К школе он подходил как к социальному институту, который тесно связан с политикой, экономикой, культурой, морально-бытовой жизнью народа. Он строил школу, которая должна была содействовать экономическому и культурному благосостоянию народа.

Понимая, как и Руссо, сущность воспитания, Песталоцци, говоря о природосообразности, раскрывает этот принцип не в духе общей аналогии с явлениями природы (Коменский), и не в духе «мистического» своеобразного самораскрытия природных способностей ребенка (Руссо), а в духе психологизации процесса воспитания и обучения, признавая необходимость управления этими процессами. Его определение обучения как «искусства содействовать стремлению природы к своему собственному развитию» полно глубокого философского и педагогического смысла.

В основе теории обучения Песталоцци лежит определенная концепция по вопросу о соотношении между развитием, воспитанием и обучением, он считал, что развитие психических сил и способностей происходит в условиях конкретной деятельности. В своём стремлении психологизировать процесс обучения он делает значительный шаг вперёд разработкой своего «метода» – теории элементарного образования. Признание наблюдения ребёнка исходным моментом обучения, чувственного восприятия предметов как основы умственного развития способности к наблюдению, речи, мышлению; восприятие и познание ребёнком пространственных, числовых, языковых отношений – вот основные звенья «метода» Песталоцци, которые в той или другой форме живут в сокровищнице современной дидактики и школьной практики.

Очень важно также, что образование личности по Песталоцци, сопряжённое с трудовым обучением, нравственной тренировкой и политехническим обучением, служит привитию культуры труда и быта. Той самой культуры, о которой говорили педагоги советского периода (Крупская Н.К., Луначарский А.В., Макаренко А.С.) как об одной из важнейших предпосылок социально-экономического преобразования общества.

Конкретно-методическая сторона прогрессивной и глубокой педагогической концепции И.Г. Песталоцци, развиваемая такими педагогами и психологами, как Д.Б. Эльконин, А.А. Занков, В.В. Давыдов, В.А. Сухомлинский и др., успешно применяется в решении самых сложных и актуальных задач современной практики воспитания, образования и обучения.

Иоганн Генрих Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци внёс величайший вклад в дошкольную педагогику как науку, создание воспитательных учреждений, где сочетались обучение и трудовое, нравственное воспитание, которые послужили прообразом детских садов.

Иоганн Генрих Песталоцци высказывался за гармоническое развитие всех природных сил и способностей ребёнка, но истинную цель воспитания он видел в проявлении в детях истинной человечности . Именно Иоганн Генрих Песталоцци предложил теорию элементарного обучения, включающую в себя физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание в тесной связи и взаимодействии . Разработал теорию, в которой предлагалось начинать обучение и воспитание с простейших элементов и переходить, постепенно , к более сложному, т. е. впервые предложил идею развивающего обучения .

Мечтая об улучшении положения народа, Песталоцци считал, что это может быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образования. Песталоцци считал, что каждому ребёнку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию .

Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей. Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учётом закономерностей психического развития детей. Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далёкому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность.

Великий педагог предложил систему « элементарной гимнастики », основанной на наиболее типичных для ребёнка естественных движениях, выдвинул интересную идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика». Эта гимнастика, по его мнению, подготовит детей к трудовой деятельности , в том числе и на производстве.

Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим людям занимает ведущее место в системе Песталоцци. Средствами нравственного воспитания являются, распространение доброжелательного, отношения ребёнка к людям, животным, всему окружающему.

В области умственного воспитания И.Г. Песталоцци принадлежат два чрезвычайно важных положения. Первое – доказательство и пропаганда необходимости широчайшего применения наглядности в процессе обучения . Исходным моментом познания он считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения . Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов, являются самыми простыми элементами, поэтому ребёнка следует, прежде всего, научить говорить, считать и измерять .

Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счёту и измерению, упростив её так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили впоследствии широкое распространение.

Другим важным положением Песталоцци является идея о развивающем обучении, т.е. таком построении процесса учения, которое ведёт не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности.

(Прошу, прощение. В данный момент у меня статус бабушки. Моей внученьки 1 год и 3 месяца, и важность для родителей, именно, развивающего обучения, я с ними вполне согласно).

Эта идея получила дальнейшее развитие в трудах многих педагогов. Так, Фребель использовал и развил взгляд Песталоцци на воспитание, как на саморазвитие заложенных в человеке сил и способностей. Дистерверг в основу своей методики положил выдвинутое Песталоцци требование само деятельности ученика.

Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. (Я как педагог и мать троих детей с данным выражением согласна, ведь не зря нам наше государство даёт возможность растить и воспитывать наших детей до 3 лет. Конечно, мамы, должны научить наблюдать и говорить.) П ридавая огромное значение первоначальному семейному воспитанию и заботясь о его правильном направлении, он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей , как им научить детей наблюдать и говорить ». Материалы книги должны были помочь матери расширить и упорядочить представления ребёнка об окружающем мире.

Читайте также:
Доклад на тему - Современные концепции воспитания - авторы, цели

Ему принадлежит теория о том, что игра и учение должны взаимно дополнять друг друга, а учителя обязаны использовать игры в воспитательной деятельности. ( Я работаю много лет воспитателем в группе продлённого дня начального звена обучения, и могу с уверенностью говорить, в этом возрастном периоде — учение – должна дополнять игра!)

Иоганн Генрих Песталоцци оценил роль подвижных игр в развитии физических задатков ребёнка , а также разработал «Азбуку умений» с включением физических упражнений в простейшие виды труда. Именно

Песталоцци оценил личный пример воспитателя и роль наблюдений, а также знание педагогом окружающей среды в процессе воспитания .

Неоспорима роль швейцарского педагога в признанности наглядности высшим принципом обучения .

Мы педагоги и родители, должны знать, что наглядность – важнейшая основа обучения. Ребёнок от природы обладает деятельными силами, т.е. задатками от Бога, которые требуют развития. Иными словами педагог в работе с детьми должен руководствоваться принципом природосообразности, он должен искренне любить детей, искать личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. (Набрав детей в группу, я именно этого подхода и ориентируюсь!).

Великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году , в семье врача. Он рано лишился отца, и большое влияние на его воспитание оказали мать . (По моему мнению, именно, воспитание матери , оказала на его труды в будущем).

Образование Иоганн получил сначала в начальной, а затем в л атинс кой средней школе, по окончании которой поступил в высшее учебное заведение гуманитарного направления – Каролинский коллегиум , в котором обучался на двух младших курсах – филологическом и философском .

Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа . В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Ней-гоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство . Песталоцци был неопытным хозяином, он скоро разорился.

В 1774 году он открыл «Учреждение для бедных», в котором собрал сирот и беспризорных детей . По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми . Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием , а ремесленники учили их ткать.

Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом . Однако дело, начатое Иоганном Генрихом Песталоцци, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физических сил, но, гуманист, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников.

Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям разносто роннюю трудовую подготовку.

В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной деятельностью.

Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Имя гуманиста приобретает большую известность .

В Швейцарии произошла буржуазная революция. После неё, осталось много

беспризорных детей и Песталоцци открыл снова приют для беспризорных, в который было принято восемьдесят детей в возрасте от пяти до десяти лет . Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное. Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом . В письме к одному из друзей писал:

«Мои дети с раннего утра и до поздней ночи ежеминутно должны были видеть на моем челе и догадываться по моим губам, что мое сердце льнет к ним, что их счастье есть мое счастье , их радость – моя радость

С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза . Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. Их пища была и моей пищей, их питье – моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». (Хочется сказать, некоторым действиям можно и нужно, только поучиться современному педагогу! Из личного опыта могу сказать, любовь воспитывается— любовью).

Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. На заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью , что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания. Приют просуществовал также недолго. Французские войска заняли помещение приюта.

В начале 19 века вышли в свет его сочинения:

«Как Гертруда учит своих детей

«Книга матерей, или Руководство для матерей, как научить их детей наблюдать и говорить»

«Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении»

«Наглядное учение о числе», излагались новые методы начального обучения , используя которые, каждая мать смогла бы обучить своего ребенка.

В1805 году Песталоцци создал институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение ), который вскоре получил мировую известность . В нём училось много детей аристократов. Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых .

В 1825 году разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою социально-педагогическую деятельность. Здесь он уже восьмидесяти летним стариком написал своё последнее произведение – «Лебединая песнь» (1826 ), в котором подвёл итоги своей педагогической работы и стремился дать анализ всех своих педагогических исканий.

Величайший педагог Песталоцци умер в 1827 году, так и не поняв, почему он, самоотверженно отдав весь свой талант и свои силы трудящимся, не смог добиться улучшения их тяжелого социального и материального положения.

Всю свою жизнь он отдал делу воспитания, жил часто впроголодь, отдавая последние скудные средства на основанные им педагогические учреждения. Он глубоко любил детей . Песталоцци является примером педагога, проявлявшего огромную энергию и настойчивость, сочетавшего в течение долгой своей жизни теорию с практикой. Он был педагогом-демократом.

Читайте также:
Педагогические идеи Песталоцци - кратко, вклад в педагогику

У могилы Песталоцци к столетию его рождения был сооружен памятник, на котором выгравирована надпись:

«…Народный проповедник в «Лингарде и Гертруде».

Спаситель бедных в Нейгофе.

Отец сирот в Станце.

Основатель народной школы в Бургдорфе и Мюнхенбухзее.

Воспитатель человечества в Ивердоне.

Человек, христианин, гражданин.

Все для других, ничего для себя».

Да, Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребёнка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе .

Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребёнка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать её близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое внимание трудовому обучению детей , их подготовке к жизни.

Выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци внёс большой вклад в развитие теории дошкольного воспитания. Мечтая об улучшении положения народа, Песталоцци считал, что это может быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образования.

Его выдающиеся и необыкновенно смелые, для того времени, теории, развитые впоследствии другими незаурядными педагогами, до сих пор служат основой умственного, нравственного, трудового, физического воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях всего мира.

Уважаемые коллеги, в конце своего педагогического чтения хочу сказать,

я искренне восхищаюсь его педагогическими идеями, ценностями.

Извините, с ним где-то, я, схожа — « Он глубоко любил детей» .

Список использованных источников

Амоношвили, Ш. «Песталоцци» / Амонашвили. Ш. – М., издательский дом, 1998.- 224с.

Рубинштейн, М. М. «Идеи народно-трудовой педагогики Песталоцци. «История педагогических идей в её основных чертах»/ М. М. Рубинштейн.- М., 1916- 207с.

Макаревич М.В. «Хрестоматия по истории педагогики»/ М. В. Макаревич, И. Е. Лакин, А.Х. Рычагов – Минск: Издательство «Высшая школа», 1971.- 579с.

Ананьев, Е «Энциклопедия для детей. Человек. Духовный мир человека. «Песталоцци. «Просто быть рядом»» / Гл. ред. Е. Ананьева. – М., «Аванта», 2004.- 608с.

Иоганн Генрих Песталоцци, швейцарский педагог.

Иоганн Генрих Песталоцци — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности — интеллектуальных, физических, нравственных.

Именно Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя. По словам русского педагога К.Д. Ушинского, «идея развивающего обучения — великое открытие Песталоцци».

Особый вклад внёс И.Г. Песталоцци в методику первоначального обучения детей — обучения родному языку, письму, счёту, рисованию, гимнастике, а также в методику нравственного воспитания здоровой личности. Нельзя сказать, конечно, что эти методики в чистом виде могут быть использованы в наши дни, однако они представляют несомненный интерес если не конкретным набором предлагаемых Песталоцци упражнений, то самими принципами, положенными им в основу первоначального природосообразного обучения.

К.Д. Ушинский полагал, что «метод Песталоцци» является открытием, дающим право его автору считаться первым народным учителем. И.Г. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. Его идеи развивали крупнейшие педагоги мира: К.Ю. Блохманн, Ф.В.А. Дистервег, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, А.А. Хованский.

Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 года в небогатой семье хирурга. Он рано лишился отца и воспитывался матерью. В 1751 году он поступил в начальную немецкую школу, где мальчики занимались чтением, письмом, элементарным счётом, заучиванием молитв, текстов из Библии и катехизиса. В школе он считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей. По собственному признанию Песталоцци, он учился очень неровно: улавливая обычно быстро и правильно сущность материала, он в то же время не преуспевал там, где требовалось напряжённое внимание; особенно не давалась ему орфография.

Завершив начальное образование, Песталоцци в 1754 году поступает в среднюю латинскую школу, а в 1763 году — в высшую Цюрихскую школу Коллегиум Каролинум, готовившую как к духовной карьере, так и к занятию различных государственных должностей, для которых требовалось образование гуманитарного направления.

Поступая в университет, Песталоцци видел себя богословом. В это время в Коллегиум Каролинум преподавали такие известные цюрихские учёные, как Яков Бодмер и Иоганн Брейтингер. оказавшие большое влияние на мировоззрение молодого Песталоцци. Обучение в Коллегиум Каролинум дало Песталоцци основательное классическое образование, однако к 1765 году он принял решение отказаться от духовной карьеры и оставил это учебное заведение.

В студенческие годы Песталоцци принимал активное участие в буржуазно-демократическом движении, возникшем в 50-60-х годах XVIII века в среде передовой швейцарской интеллигенции. Чтение «Эмиля» Руссо оказало на Песталоцци особое влияние. Обладая замечательным мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир.

По уходу в 1765 году из Коллегиум Каролинум Песталоцци, как полагают некоторые его биографы, самостоятельно готовился к деятельности юриста, однако необходимость скорейшего создания себе обеспеченного материального положения (эта необходимость диктовалась тем, что Песталоцци избрал себе невесту — Анну Шультгес — из богатой и именитой купеческой семьи) заставила его осенью 1767 года заняться сельским хозяйством в имении Киршфельд. Осенью 1769 года состоялась свадьба Иоганна Генриха Песталоцци и Анны Шультгес.

В том же году Песталоцци приобретает недалеко от Цюриха небольшое имение, которое он назвал «Нейгоф». Там он собирался провести в жизнь некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян. Однако у Песталоцци не оказалось выдающихся способностей для хозяйственной деятельности, его пятилетние опыты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали материальное положение Песталоцци.

В это время он приходит к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без присмотра. Песталоцци решает отдать свои силы и остатки средств воспитанию детей бедняков и организует в своём имении «Учреждение для бедных», в котором пытается впервые претворить в жизнь свой идеал трудовой школы. Благодаря поддержке местной общины Песталоцци собирает у себя около 50 детей, которых он обучает летом полевым работам, а зимой — ремеслу. Песталоцци лично занимался с детьми разного возраста устным счётом, чтением, письмом, вёл беседы о природе и жизни людей.

Читайте также:
Методы обучения ℹ определение, классификация в педагогике, список современных приемов обучения и преподавания, характеристика форм обучения по ФГОС

Однако в «учреждении для бедных» наряду с обучением стояла задача обеспечения детям заработка, посредством которого необходимо было полностью окупить их содержание и получить возможность выплатить заём, взятый Песталоцци на создание школы. Труд воспитанников приюта был низкопроизводительным и отнимал у них значительное время в ущерб умственному образованию. Это признавал и сам Песталоцци, но он не мог допустить жестокой эксплуатации детского труда, существовавшей в так называемых «индустриальных школах» того времени; и в 1780 году Песталоцци был вынужден закрыть «Учреждение для бедных».

Крайне нуждаясь материально и не имея возможности заниматься любимым делом, Песталоцци берётся за перо. За период с 1780 по 1798 год им написан целый ряд произведений; Песталоцци стремится использовать литературную деятельность для пропаганды своих идей. В 1780 году он написал небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника», представлявшее собой сборник афоризмов. Оно было встречено читателями прохладно. Но именно в нём Песталоцци излагает свои взгляды, которые будет развивать впоследствии. Большой успех имел социально-педагогический роман в четырёх частях «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781). Это рассказ о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределённых и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: «заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия» можно только тогда, когда поднимется уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

Буржуазная революция в Швейцарии побудила Песталоцци к более активной общественной деятельности. Революционное правительство Швейцарии востребует талант Песталоцци и, когда в кантоне Нидвальден после подавления восстания горцев остаётся множество осиротевших безнадзорных детей, он едет в центр кантона Штанс для организации приюта. Швейцарское правительство, некоторые члены которого симпатизировали Песталоцци, предоставило ему полуразрушенные войной здания монастыря урсулинок в Штансе.

Об исключительном энтузиазме, который в этот период испытывал Песталоцци, свидетельствует письмо, направленное в феврале 1799 года близкой подруге жены — Франциске Романе фон Халлвиль, — в котором, в частности, написано:

Дорогой и добрый друг, всё идёт, всё идёт, всё идёт хорошо. Я смываю позор моей жизни, сила моей жизни, сила моей юности возродилась … Вот я извлечён из ничтожества; вижу и чувствую, что снова моя судьба стала равной судьбе других людей; я снова человек.

Деятельность Песталоцци в приюте проходила в крайне неблагоприятных условиях. Приют был размещён в недостроенном и неприспособленном для нужд воспитательного учреждения здании монастыря; отсутствовали учителя и учебные пособия. Воспитанники, число которых вначале составляло 50 человек, а позже дошло до восьмидесяти, прибывали в приют в крайне запущенном физическом и моральном состоянии. Не имея помощников, Песталоцци сам справлялся с десятками не самых примерных детей. Он был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость — Иоганну Генриху удалось в предельно короткий срок сплотить своих воспитанников в одну громадную семью, в которой он выполнял роль любящего и заботливого отца. Старшие дети вскоре стали помощниками Песталоцци.

Педагогическая деятельность Песталоцци была неожиданно прервана: французским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и Песталоцци вынужден был закрыть школу. В 1799 году Песталоцци покидает Штанс и отправляется в Бургдорф, где сначала занимает должность помощника учителя, а затем, осенью 1800 года, создаёт Бургдорфский институт — среднюю школу с интернатом, служившую базой для подготовки учителей. Здесь Песталоцци удаётся создать сплочённый педагогический коллектив единомышленников, совместно с которым он проводит успешную экспериментальную работу в области методики преподавания счёта и языка. В 1801 году Песталоцци пишет своё программное произведение «Как Гертруда учит своих детей», проливающее свет на созданную им теорию элементарного образования – метод Песталоцци.

В 1804 году институт Песталоцци был вынужден перебраться из Бургдорфа в Ивердон. Здесь институт получает поистине международную известность; слава Песталоцци достигает своей вершины. В Бургдорфе и Ивердоне появлялось много людей, желавших воочию убедиться в целесообразности приёмов Песталоцци. В это закрытое учебное заведение стремились отдать своих сыновей богатые семьи не только Швейцарии, но и Германии, Франции, Англии, Италии, России. Число воспитанников интерната колебалось в разные годы от 80 до 160 человек. В 1809 году в Ивердоне был также создан женский институт. При заведении постоянно функционировал учительский семинар, в котором педагоги получали теоретическую и практическую подготовку к профессиональной деятельности.

От учителей Песталоцци требует усвоения основ метода элементарного образования и участия в его творческой разработке. Однако Песталоцци не мог получить полного удовлетворения от работы в Ивердонском институте из-за социального состава воспитанников — выходцев из семей власть имущих, определяющего весь характер этого учреждения. Несколько раз Песталоцци обращается к правительствам различных швейцарских кантонов с предложениями создать новое «Учреждения для бедных», однако безуспешно. Лишь в 1818 году ему удаётся открыть в Клинди близ Ивердона школу для бедных на средства, полученные от издания собрания его сочинений. Однако в это время он уже много болеет и не может отдавать школе много сил. В период с 1805 по 1812 год Песталоцци пишет ряд статей, посвящённых воспитанию детей неимущих.

Последние годы жизни принесли Песталоцци большое огорчение: его помощники по Ивердону перессорились, в 1825 году институт был закрыт в связи с отсутствием средств. Песталоцци вынужден был покинуть основанное им заведение и вернуться в своё поместье Нейгоф, где полвека тому назад началась его педагогическая деятельность. В своём предсмертном сборнике работ (1826) «Лебединая песня» он подводит итог своей жизни и научных изысканий. 17 февраля 1827 года в Бругге последовала смерть великого педагога.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: