Пейзаж в романе Толстого Война и мир, пример сочинения

Роль пейзажа

Пейзаж в романе «Война и мир» является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение в идейном и художественном отношениях.

Для Толстого природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.

Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея. Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа, любующаяся красотой ночи в Отрадном: «Соня, Соня! – послышался опять первый голос.– Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. – Нет, ты посмотри, что за луна. »

Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного; игру света и теней – ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени – все поражает незабываемой красотой.

Природа часто помогает героям узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба), показать всю бессмысленность мечтаний о славе и подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!» Видя теперь так близко своего кумира – Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого «маленького человека», которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Болконский считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.

Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. ». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» И Андрей решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

Но после посещения Отрадного и знакомства с Наташей образ мыслей князя Андрея меняется. Ночной разговор Наташи с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью невольно передаются Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но уже другой. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”, – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления».

Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса. стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой изображает в романе с большим мастерством.

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании. В романе “Война и мир” читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво. Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.

Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению. Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Роль Пейзажа в романе «Война и мир» Льва Толстого

Лев Толстой часто использует затейливые картины природы, как эффективное художественное средство передать чувства персонажа. Роль пейзажа в романе «Война и мир» заключается в возможности понять состояние героя, подчеркнуть атмосферу происходящих событий. Величием, чистотой, естественностью деревьев, облаков, автор передает сущность настоящих жизненных ценностей.

Читайте также:
Идиот - краткое содержание романа, анализ произведения, смысл

Небо над Праценскими высотами

При Аустерлицком сражении князь Болконский поднимает упавшее знамя, останавливает паническое отступление солдат. Полковнику удается вернуть людей, но он получает ранение, падает на землю. Теряя сознание, Андрей видит перед собою высь. Над человеком, испытывающим боль, плывут мрачные тучи темного цвета.

Автор лаконично делит эпитеты на категории: изображающие форму, передающие эмоциональную составляющую сюжета и подчеркивающие трагичность патриотического поступка командира. Герой анализирует контрастное сочетание небесного пейзажа и кровавой картины, происходящей на земле: поле усеяно телами убитых, страдающих увечьями.

Происходящие внизу войны – это массовые убийства, которые нужны эгоистическим стремлениям правителей. Люди рождаются для других целей – жить созиданием добра, справедливости, мира. Пейзажем Лев Толстой передает не столько описание неба, он оценивает формирующиеся нравственные идеалы героя.

Дуб весной

К образу дуба Лев Толстой обратился, передавая мрачное настроение князя Болконского, переживающего кончину жены, поражения австрийских сражений. Природа просыпалась после зимней спячки. Березы, молодая поросль леса, красовались белизной, почки издавали запах свежести. Трава зеленела особо ярко на фоне весеннего неба и солнечных лучей. Птицы пели, приветствуя теплую пору года. Пестрые цветы застелили лужайки сплошным ковром. Все радовалось приходу весны и оживало вместе с ней.

Перед взором князя возник дуб, старец, по сравнению с березами, выше их вдвое, намного больше по обхвату ствола. Кора, местами кем-то содранная или отпавшая, оставила плешивые пятна, поросшие мхом. Только изуродованные суки торчали, как свидетели богатого жизненного опыта. Силуэт был некрасивый, растопыренный, грустный. Казалось, ничто не интересует этого дуба, ни до чего ему нет дела. Вся радость, бурлившая вокруг, была не для него.

Андрей принял твердое решение не проникаться суетой, дожить жизнь в спокойной душевной пустоте, как дуб, который стоит, но не распускает листья.

Дуб летом

После встречи с юной графиней Ростовой душа героя встрепенулась, ему захотелось жить. По дороге домой, уже в июле, князь искал глазами силуэт знакомого дуба у края дороги. Но чуть не пропустил дерево, потому что оно преобразилось. Крона стала темно-зеленой, листва шумела уверенно, жизнеутверждающе, переливая оттенками в вечерних лучах солнца. Было видно, что дуб согрелся, он довольно колыхал могущественными ветками.

Картина предстала прекрасная, под густой листвой не стало видно ран, обломанных сучьев. Жизнь промелькнула перед Болконским, состоящая из коротких мгновений, как печальных, так и победоносных. Перед ним возникло свежее лицо Наташи Ростовой, которая умела любить всех и все вокруг, раскрывая этим смысл счастья.

С этого момента мужчина меняет свою жизнь. Руководимый желанием делиться боевым опытом во благо государства, Болконский занимается составлением нового военного устава. Вместе с министром обороны Сперанским Андрей осуществляет армейские реформы, начиная новый этап своей жизни. Зерно романтического влечения к девушке Наташе уже брошено в его душу и скоро взойдет. Образ дуба в этом эпизоде автор изобразил, как символ возрождения.

Природа глазами Наташи

Ночь в Отрадном запала в душу Андрею великолепием и одухотворенностью. В ней созидательная сила будущего, вдохновение на новый жизненный этап, который для Болконского является сложным выбором. Фраза, которая заставила мужчину влюбиться еще не осознанно, на уровне чувства, не поднявшегося на поверхность сознания, не оформившейся в мысль, звучала из уст Наташи так:

Особо трепетно Лев Толстой описывает ночь перед Рождеством, когда семья Ростовых едет на святой ужин. Из-под пера автора дорога превращается в сказочный путь:

Роль пейзажа в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» (ЕГЭ по литературе)

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» был написан в 1863 году. Писатель большое внимание уделил роли пейзажей в жизни главных героев. Природа на протяжении всего романа влияет на мировоззрение персонажей и меняет их взгляды на мир.

Стоит отметить, что только добрые герои с открытой душой понимают красоту пейзажей. Они видят все знаки, которые посылает им природа. Герои, чьи взгляды и поведение осуждаются в произведении, холодны к величию неба и земли. Семья Курагиных, Анна Шерер, Адольф Берг никогда не описываются автором в раздумьях о любви к природе. Мысли этих героев заняты сплетнями, новостями и деньгами.

Андрею Болконскому надоело светское общество. Он ближе всего находится к природе.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Лев Николаевич Толстой использует пейзажные зарисовки как инструмент для более детальной характеристики князя Андрея, как одного из основных героев романа-эпопеи. С помощью природы мы видим то, как меняются взгляды Болконского.

Переломный момент в жизни героя – Аустерлицкое сражение. Читатель вместе с князем Андреем переживает изменения внутреннего мира, смотря на облака на огромном небе. С помощью мыслей героя и пейзажной зарисовки мы понимаем, что мечты о славе на войне ничтожны. Идея Льва Николаевича Толстого раскрывается в этом эпизоде: «Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения».

На этом связь князя Андрея с природой не заканчивается. Духовное развитие героя продолжается с помощью олицетворения внутреннего мира через образ дуба. Сначала читателю показали старое, большое и засохшее дерево. Мы осознаем подавленность внутреннего мира князя Андрея, для которого жизнь буквально закончилась. Но дуб, распустившийся на следующий день, стал символом возрождения любви к миру и людям. Князь Андрей понял, что жизнь в тридцать один год продолжается.

Читайте также:
Соня краткое содержание рассказа - можно прочитать у нас онлайн

Пейзажные зарисовки играют большую роль в романе-эпопее «Война и мир». Описание природы раскрывает не только внутренние миры героев, но и идейное содержание произведения.

Тема дружбы вечна. Она проходит линией через многие произведения великих писателей. Так и в романе-эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого нашлось место для крепкой дружбы двух центральных героев: Пьера Безухова и Андрея Болконского. Они отличаются характером, возрастом, социальным статусом. Как при таких условиях смогли сохранить теплые отношения внебрачный сын графа и настоящий князь?

Какими бы Пьер Безухов и Андрей Болконский не были противоположностями, они чувствуют и знают друг друга лучше остальных людей. Схожесть взглядов на жизнь, интересов, целей, приоритетов укрепляет их отношения. Два героя выделяются на фоне светского общества в салоне Анны Шерер. Пьера Безухова никто не понимает, а князю Андрею надоели эти люди. Герои сразу нашли друг друга благодаря светлости мысли и стремлению действовать.

Пьер Безухов и князь Андрей не признавали праздность. Они не могли сидеть без дела. Оба хотели совершать полезные для общества деяния. Обсуждение светских новостей не входило в их интересы. Но Пьер Безухов все-таки ввязался в спор о Наполеоне, который являлся для него идеалом. Как оказалось, так же считал и Андрей Болконский – он восхищался силой и успехом французского императора. Но спустя некоторое время оба героя поменяли свое мнение о Наполеоне.

Также Пьера Безухова и князя Андрея объединяет стремление к действию. Оба героя постоянно находились в поиске себя, смысла жизни. Их внутренние диалоги наполнены глубокими размышлениями, которые заставляют задуматься о важных вещах. В итоге, оба героя понимают, что смысл жизни кроется в простых человеческих радостях и служении своему народу.

Кроме того, князь Андрей и Пьер Безухов влюбляются в одну девушку – Наташу Ростову. Но молодой граф не испытывает ненависти или ревности. Он становится хранителем любви Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Пьер Безухов отговаривает девушку от отношений с Анатолем Курагиным. Таким образом, он остается верен близкому человеку – князю Андрею.

Наблюдая за развитием дружбы двух центральных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого, читатель осознает, на чем строятся крепкие отношения. Андрея Болконского и Пьера Безухова объединяют не только общие интересы, но и готовность бескорыстно помогать людям. Дружба графа и князя – идеал отношений.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id61285

Пейзаж в романе “Война и мир”

Природа для Толстого как высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Роль и художественные особенности пейзажа в романе “Война и мир”. Влияние природы на образ А. Болконского и других героев. Пейзаж в исторических событиях.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.11.2011
Размер файла 25,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пейзаж в романе «Война и мир»

пейзаж толстой роман

1) Природа для Толстого

2) Роль пейзажа в романе «Война и мир»

3) Влияние природы на образ Андрея Болконского и других героев

4) Пейзаж в исторических событиях

Список используемой литературы

Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, т.е. помогать раскрытию идеи произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из основных средств психологического анализа.

1) Природа для Толстого

Для Толстого природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.

С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой величие и вечное обновление жизни, благие начала бытия, поэтому становится, по воле автора, свидетелем и участником духовного поиска героев.

2) Роль пейзажа в романе «Война и мир»

Большую роль играет пейзаж в романе “Война и мир”, он помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже, кроме неба,– высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И, слава Богу!” Видя теперь так близко своего кумира — Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого “маленького человека”, которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.

Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. ” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,– думал князь Андрей,– пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,– наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

Читайте также:
Русский язык - анализ, история создания, основная мысль

Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,– подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления”.

Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.

Примечательно отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, они чувствуют свою связь с ней, “духовное родство”. Отрицательные же герои далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой включает описание природы не только как фон, природа — действующее лицо, помогающее раскрыть лучшие качества его любимых героев, подчеркнуть их духовность, высокие порывы и стремления.

3) Влияние природы на образ Андрея Болконского и других героев

Природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.

Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными. суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет пи весны, ни солнца, ни счастья», – и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки. и полетела»). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья. », и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не копчена в тридцать один год».

В «Войне и мире» пейзаж показан и в русле пушкинской традиции – с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли. Земля. сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании. В романе «Война и мир» читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво. Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.

Читайте также:
Cочинение дети герои - пример текста

4) Пейзаж в исторических событиях

Освещая исторические события, повлиявшие па ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего, дать ему нравственную оценку. Панорама, увиденная Пьером в утро перед сражением, и описание Бородинского ноля после битвы оцениваются Толстым с позиций историка-летописца, философа, патриота.

Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны как таковой. Писатель был убежденным противником войны, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие над естественным ходом истории. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.

Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте. » В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и ноля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.

Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского ноля, картины охоты и описание старого дуба – Классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.

Таковы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” функции пейзажа, для воссоздания которого автор использовал различные художественные особенности. Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям того или иного образа, или контрастно противопоставлял состояние души героев и природу, чтобы оттенить глубину внутренних волнений персонажей.

Таким образом, пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении

Список используемой литературы

1) Роман «Война и мир»

2) 250 «Золотых сочинений» школьникам и абитуриентам

3) Биография Л.Н.Толстого

4) Гр. Лев Толстой, великий писатель земли русской, в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, каррикатурах и т. д. / Сост. Пл. Н. Краснов и Л. М. Вольф.

Реферат на тему: Пейзаж в романе война и мир

У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

  1. Реферат на тему: Металлы
  2. Реферат на тему: Виды массажа
  3. Реферат на тему: Мировоззрение
  4. Реферат на тему: Аэробика

Введение

Использование писателем картин природы всегда обогащает его творчество в идеологическом и художественном плане. Ландшафт может выполнять различные функции: Это необходимо для тонкого психологического анализа состояния героев, для валоризации картин события, для яркого описания среды, в которой используется то или иное действие. Картины природы могут быть использованы для выражения любого представления об авторе или его чувствах и переживаниях, играть идеологическую и композиционную роль, т.е. способствовать раскрытию идеи произведения. Создавая тот или иной пейзаж, можно судить об отношении писателя к своим персонажам, его взглядах на природу, их роли в жизни общества и человека. Поэтому ландшафт является одним из основных средств психологического анализа.

Природа для Толстого

Для Толстого природа — это высшая мудрость, воплощение нравственных идеалов и истинных ценностей. Естественный», любящий природу человек был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик персонажей Толстого является их отношение к природе. Она органично вписывается в жизнь «ищущих» героев Льва Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает им переосмыслить, пересмотреть и даже изменить свою жизнь.

С точки зрения философа Толстого, природа олицетворяет величие и вечное обновление жизни, добрые начала бытия, и таким образом, по воле автора, становится свидетелем и участником духовных поисков героев.

Роль пейзажа в романе «Война и мир»

Пейзаж играет главную роль в романе «Война и мир», он помогает писателю показать всю мелочность и нелепые мечты принца Андреаса фон Рума, … На поле боя перед лицом смерти князь Андреас понял, что идолы и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним было не что иное, как небо — высокое, неясное, но все еще неизмеримо высокое, с мягкими ползучими серыми облаками… Да! Все пустые, все обманчивые, за исключением этого бесконечного неба. Ничего, ничего, кроме него. Но нет ничего, ничего, кроме тишины, тишины… И слава Богу!» Теперь, когда он так близок к своему кумиру — Наполеону, — князь Андрей понимает всю незначительность этого «маленького человека», которому он подражал. Всё это поверхностно и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье и воспитании сына. Князь Андрей верит, что его жизнь окончена. Нет надежды на счастье.

Как бы отголоски его мыслей, старый могучий дуб стоит в цветущей березовой роще. Его сука высовывается в разные стороны, уродливая на фоне молодых берез. Дуб, кажется, говорит: «Весна, любовь и счастье! И как можно не устать от одних и тех же глупых, бессмысленных обманов… Нет ни весны, ни солнца, ни счастья…» «Да, он прав, этот дуб прав тысячу раз, — подумал князь Андрей, — пусть другие, молодые люди, снова отдадут себя этому обману, и мы знаем, что жизнь, наша жизнь окончена! Он решил жить спокойно и безмятежно, жить в его возрасте, никому не причинять вреда, заботиться о близких, выполнять свой отцовский долг.

Читайте также:
Недоросль - анализ для ЕГЭ, жанр литературы, композиция, новаторство

Но как радикально изменились мысли князя Андрея после посещения Отрадного и встречи с Наташей. Ее ночная беседа с Соней, которую князь случайно услышал, открывает ему душу этой девушки. Ее энтузиазм и восхищение жизнью невольно переносится на Болконский. Он начинает понимать ценность жизни, каждый ее момент. На обратном пути он видит тот же самый дуб, но какой! «Старый дуб, полностью преображенный, протянувшийся с палаткой пышного, темно-зеленого цвета, немного покачивался в лучах вечернего солнца. Ни кривых пальцев, ни болезненных пятен, ни старой скорби и недоверия — ничего не было видно. «Да, это тот же самый дуб», — подумал принц Андрей, и он вдруг нашел неразумное весеннее ощущение радости и обновления.

Вся жизнь течет в сознании принца. Он уверен, что сейчас не время «хоронить» себя. Он полон сил, ему всего тридцать один год, он может не только помогать своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что он способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, ему нечего хоронить себя в деревне, он должен ехать в столицу, где проходит политическая жизнь.

Примечательно, что только лучшие герои Толстого близки к природе, они чувствуют свою связь с природой, свое «духовное родство». Отрицательные герои далеки от природы, от всего природного и красивого. Они не только не воспринимают природу с ее величественной и спокойной красотой, но и даже не подозревают о ее существовании.

Таким образом, Лев Толстой содержит описание природы не только как фона, природы — актера, который помогает раскрыть лучшие качества любимых героев, подчеркивая их духовность, высокие импульсы и стремления.

Влияние природы на образ Андрея Болконского и других героев

Природа помогает Болконскому переосмыслить или даже внезапно изменить свою жизнь, становится импульсом для духовного исцеления в кризисные моменты его жизни.

Раненый в Аустерлице, князь Андреас видит над собой «высокое небо, неясное, но все еще неизмеримо высокое, над которым мягко ползут серые облака». И военный подвиг, который только что совершил Болконский, и битва, которая продолжается рядом с ним, и даже боль от его ранений угасают на заднем плане в сознании героя. Он переживает моменты безграничной внутренней гармонии, его душа открывает очень простые, до сих пор непонятные истины: «Как я мог не видеть перед этим высоким небом? И как я счастлива, что наконец-то узнала его. Да! Все пусто, все обманчиво, кроме этого бесконечного неба».

После травмы и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, мечтает ни о чем, ничего не ждет от жизни. По дороге в Отрадное он видит «огромный, два дубовых пояса, со сломанными… сучки и сломанная кора, заросшая старыми ранами», которая «злобный и презренный урод» стоит между другими деревьями. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе воплощение собственной души. Дуб как бы говорит: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», — а в голове у героя ползут грустные мысли: О, он хочет «жить своей жизнью, не делая зла, не беспокоясь и не загадывая желаний».

В Отрадном Болконский впервые встречается с Наташей, а ночью, когда он открывает окно, невольно становится свидетелем разговора с Соней. Таинственная и радостная красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, пробуждает воображение («Чтобы она присела на корточки и улетела»). Она пытается порвать со своей прозаичной подругой, объяснить свою невыразимую красоту зловещей чудесной ночью, но Соня отвечает «неохотно». Но в душе князя Андрея возникает «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

По возвращении из Отрадного Андрей снова сталкивается с дубом, который «так странно и запоминаемо поразил его», но на этот раз старое дерево предстает перед ним как бы в другой форме: «Старый дуб, полностью преображенный, протянул палатку сочной, темно-зеленой млели, слегка раскачивающейся в лучах вечернего солнца. Ни костлявых пальцев, ни болей в горле, ни старой грусти, ни недоверия — ничего не было видно. Сочные, молодые листья прорвались сквозь вековую твердую кору без узлов… «И князь Андреас вдруг обнаруживает желание жить с другими и для них, понимает, что «жизнь в тридцать один не курят».

В «Войне и мире» пейзаж также показан в традиции Пушкина — с точки зрения хозяина, жизнь которого освещена традиционными развлечениями природы. Перед тем, как охотиться на волка, Николай Ростов увидел «такое утро, которое не могло быть лучше для охоты: как будто небо таяло и тонуло в землю без ветра». Единственным движением в воздухе было спокойное движение сверху вниз, с микроскопическими каплями или туманом, спускающимся вниз. Прозрачные капли, подвешенные на голых ветвях сада… Земля… … сплавленная с тусклой и влажной крышкой тумана. «

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки к природе, чувствуют связь с ней. Негативные персонажи далеки от природы, от всего природного и красивого. Они не только не воспринимают природу с ее величественной и спокойной красотой, но и даже не подозревают о ее существовании. В романе «Война и мир» читатель никогда не увидит в лоне природы Елену, Анну Павловну, Юлию Карагину, князя Василия, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого значения. Психически опустошенный, морально уродливый, когда говорят о природе, это напряженно и неправильно. Но главные герои романа воспринимают этот гармоничный мир совершенно иначе, близко к идеалу писателя — «естественного человека». Эти люди духовно прекрасны, ищут счастья, внутренне близки к людям и мечтают о полезной деятельности. Их жизненный путь — это путь страстного стремления, ведущего к истине и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстого раскрывается через их восприятие природы.

Читайте также:
Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита - анализ, описание

Пейзаж в исторических событиях

При освещении исторических событий, повлиявших на упадки мировой истории, Толстой использует образы природы, чтобы понять смысл и значение события, дать ему моральную оценку. Панорама, которую Пьер видел утром перед битвой, и описание Бородино-Зеро после битвы оцениваются Толстым с точки зрения историка, летописца, философа и патриота.

Толстой изображает пейзаж под таким углом, что призывает читателя сделать выводы о природе самой войны. Писатель был стойким противником войны и видел в этом бессмысленное и жестокое насилие против естественного хода истории. Ландшафт в романе должен подтвердить обоснованность этой позиции.

Когда Пьер поднялся на холм, он замер в восхищении: «На горизонте были видны далекие леса, которые завершают панораму, выточенные точно из драгоценного желто-зеленого камня, с их изогнутой линией вершин…». В результате битвы мирный, дружелюбный, разноцветный пейзаж сменяется мрачным, безрадостным образом. После Битвы на Лугах и Зеро, «где сотни лет собирали урожай и пасли скот, крестьяне», пропитались кровью и смертью.

Картина лунной ночи в Отрадном, небо Аустерлица и Бородинского нуля, охотничьи картины и описание старого дуба — классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые принесли имя Толстого в гармонию с именами великих русских мастеров пейзажа.

Заключение

Таковы функции пейзажа в романе Льва Толстого «Война и мир», для реконструкции которого автор использовал различные художественные элементы. Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал образы природы, соответствующие духовным переживаниям того или иного образа, или сопоставлял душевное состояние героев и природу, чтобы оттенить глубину внутреннего возбуждения персонажей.

Таким образом, пейзаж помогает анализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют окружение, в котором происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого писателя. И, конечно же, яркие, красочные картины природы, созданные писателем, художественно красивы.

Список литературы

  1. Роман «Война и мир
  2. 250 золотых сочинений для школьников и абитуриентов
  3. Биография Л.Н.Толстого
  4. Гр.ЛевТолстой,великийписательстраныРусской,впортретахгравюрахкартинахскульптурахкарикатурахи т.д./композиция.Пл.НКрасновиЛМВульф
  5. Энциклопедия Википедии
  6. Русский биографический словарь.

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Сочинение: Картины природы в романе Льва Толстого Война и мир

Л. Н. Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях ее красоту. В критической литературе о писателе глубоко и многосторонне разработан вопрос о тесной связи его пейзажей с внутренним пиром героев. В «Войне и мире» пейзажи связаны чаще всего с Ростовыми и Андреем Болконским, а также с Пьером Безуховым. Писатель как бы говорит: тот, кто лишен истинных духовных ценностей (Курагины, Друбецкой, Шерер и др.), не способен ни увидеть, ни почувствовать, ни понять душу всего сущего, его естество – природу. И не только поведение таких людей, но их сосуществование вообще начинает становиться противоестественным. Напротив, добрый в своей основе человек самим добром связан с природой и обязан ей. Добро естественно, зло – нарушение законов жизни и природы.

Но, помимо лирической и психологической связи с героями, пейзажи Толстого несут и другую, часто не меньшую нагрузку: они уясняют смысл романа, позицию самого автора, своеобразие его как художника.

Первый пейзаж, который мы рассмотрим, – описание неба над Праценскими высотами» где лежит раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. “Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, -подумал князь Андрей, – совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его…”». Средства очень лаконичны – это эпитеты, многие из них повторяются: синеющая бесконечность, плывущие облака, и небо – высокое, бесконечное и, наконец, справедливое и доброе.

Эпитеты Толстого не однозначны по смыслу: часть из них дает представление о внешнем виде предмета, другие вносят эмоциональную окраску, а третьи как бы дают моральную оценку. Первые условно назовем описательными, вторые – метафорическими, третьи – оценочными.

Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но дает моральную оценку устремлениям князя Андрея, его еще пока не вполне четким идеалам. Ведь для него небо – полная противоположность тому, что здесь на земле: телам убитых и раненых на войне, самодовольному и потому ничтожному Наполеону, улыбающемуся и счастливому «мелким тщеславием и радостью победы», и, наконец, недавним мечтам самого Андрея о славе. На земле, охваченной распрями, убийствами, эгоистическими стремлениями людей, нет справедливости и добра, а они нужны людям прежде всего.

К таким мыслям пришел князь Андрей. И это мысль не только героя, но и самого Толстого. Эпитеты справедливое, доброе стали средством выражения его мыслей. Но чаще в описании неба видим слова бесконечное, высокое. Стремление к миру, бескорыстию, справедливости – это высокие стремления, и осуществление их требует от людей бесконечных усилий. Эпитеты не столько описывают безбрежность неба, сколько оценивают идеалы героя и автора.

Пейзаж, при создании которого используется минимальное количество художественных приемов (эпитеты, повторы), выполняет идейную функцию, он проникнут страстным толстовским осуждением агрессивных войн, антигуманных эгоистических стремлений, призывом к высоким идеалам.

Читайте также:
О, как убийственно мы любим - анализ, история, тема и идея

Очень существенна и композиционная роль его: он дает почувствовать, что в жизни князя Андрея наметился серьезный перелом, что герой, очевидно, откажется от честолюбивых помыслов и военной карьеры, а значит, читателя ожидает ощутимый поворот сюжета.

Философская мысль о вечности природы, о быстротечности человеческой жизни лежит в основе пейзажей. Но решена она по-разному. Толстой смотрит на жизнь оптимистичнее, пейзаж его, сложный и глубокий, внушает веру в человека и его высокое предназначение. Пейзаж имеет большое значение для понимания образа Андрея Болконского и мыслей автора о смысле жизни человека.

Особенности изобразительных средств Толстого: тонкий психологизм и в связи с этим использование приема олицетворения; объемность, стереоскопичность картин природы, изображение в движении, звуках, красках, с игрой света и теней; различие эмоциональных оттенков стиля – то вдумчиво-глубокого, то реалистически точного, то романтически-приподнятого, восторженно-величавого, то шутливо-обыденного.

Картины природы в романе намечают повороты в судьбах героев или всего народа, подчеркивают значимость определенных эпизодов романа. В пейзаже, описывающем березовую рощу и старый дуб, Толстой не только точно отмечает приметы поздней весны, а затем лета в разгаре. Он видит цвета и форму предметов (зеленая трава и лиловые цветы, мелкие ели с трубой зеленью), слышит фырканье лошадей, звон колокольчика, пение соловьев, ощущает первую предгрозовую жару мимолетного дождя. При этом читатель, как и герой, находится как бы внутри леса: смотрит то на левую, то на правую сторону дороги, слышит то далекие, то близкие звуки. Мы испытываем чувство радости, простора, ощущаем солнечный свет. Сравним пейзаж с картиной Куинджи «Березовая роща». В нем то же солнечное пространство, зелень и простор. Даже настроение художника созвучно толстовскому описанию рощи.

Вот еще одна зарисовка, сцена из романа лунной ночи в Отрадном, которой одновременно любуются князь Андрей и Наташа – Природа уже похожа на волшебную сказку, но это не сказка, а чарующая действительность с точными реалистическими деталями. Красота этой ночи впервые незримо соединила судьбы Андрея и Наташи.

Описание зимней святочной ночи, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, по стилю близко к картине ночи в Отрадном. Только она стала еще сказочнее и фантастичнее: «… вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей».

Природа – это праздник молодых чувств. Поэтому так много радости и движения. Чего стоят одни глаголы, рисующие езду в санях: тронулась, зашумели, завизжали, полетела, заставляя скакать, поспевали…

А музыка звуков! Визжат, свистят и шумят полозья, то звенит, то побрякивает колокольчиком тройка, из саней слышны крики, хохот. Перечисленные картины, как и большинство пейзажей Толстого, связаны с образами главных героев. Но не только герои важны для понимания «Войны и мира». Центр романа – военные сцены, а кульминация его – Бородинское сражение, решившее исход войны 1812 года. Именно здесь стремление народа отстоять свое отечество сплотило все лучшее в нем, вызвало небывалый подъем мужества и патриотизма. Россия одержала под Бородином нравственную победу над врагом. Народ стал в этих сценах главным героем. И хотя в повествовании о Бородине пейзаж занимает мало места, значение его существенно.

Перед сражением панораму боя видит Пьер Безухов, духовно слившийся с народом в этот грозный час, и замирает от восхищения перед красотою зрелища. «Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески…»

Природа торжественна и великолепна. Праздничны и ярки краски: золотой цвет соседствует с розовым и желто-зеленым. Строй речи подчеркивает значительность момента. Туман делает местность волшебной – опять употреблено то слово, которое было так характерно для святочного катания. Там чувства Николая, здесь – всего народа, поднявшегося на небывалую высоту патриотизма и самоотверженности. В небольшом описании дважды встретился глагол блестеть: поля блестели и блестели молнии солнечного света. Слова блик, блестящий наиболее любимы Толстым, потому что передают его восхищение жизнью, оптимизм.

И еще одна деталь пейзажа, помогающая понять отношение Толстого к войне и миру. Идет к концу освободительная борьба русского народа, французы отступают. Позади сражение под Красным. Кутузов поздравляет солдат с победой, благодарит их. Но чувство величественного торжества соединяется у него с «жалостью к врагам и сознанием своей правоты»:

– А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите, недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда… Вам трудно, да все ж вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?

– Тоже люди – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем корню растет.

– О! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – и все затихло».

Звезды, как будто зная, что теперь никто, никто не увидит их, разыгрались на черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой. Небо, такое далекое, высокое и бесконечное, когда Андрей под Аустерлицем искал в нем смысл жизни, как бы приблизилось к земле, стало простым и близким – рядом долгожданный мир.

Читайте также:
Евгений Онегин - краткое содержание романа, история создания

Природа прекрасна, человек – неотъемлемая часть ее, он должен постигать красоту, величие и смысл природы, искать в жизни достойные цели, среди которых борьба во имя мира, справедливости, единства и счастья народа и родины – самая высокая и чистая.

Вселенная, земля, люди созданы для счастья. Толстой верит в это, верит в победу разума и справедливости, и пейзаж его – гимн миру, братству людей на земле. «Смотрел, подходя к Овсянникову, на прелестный солнечный закат… и подумал… Это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем». Эти замечательные строки Льва Николаевича из его дневника как бы обращены ко всем нам, его потомкам.

Цифры

Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, – это было после одной из наших ссор с тобой, – и, опустив глаза, сделал такое грустное личико?

Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу! Если же дело происходит после ссоры и если я в эту минуту скажу тебе хоть одно ласковое слово, то нельзя выразить, что ты тогда делаешь с моим сердцем! Как порывисто кидаешься ты целовать меня, как крепко обвиваешь руками мою шею, в избытке той беззаветной преданности, той страстной нежности, на которую способно только детство!

Но это была слишком крупная ссора.

Помнишь ли, что в этот вечер ты даже не решился близко подойти ко мне?

– Покойной ночи, дядечка, – тихо сказал ты мне и, поклонившись, шаркнул ножкой.

Конечно, ты хотел, после всех своих преступлений, показаться особенно деликатным, особенно приличным и кротким мальчиком. Нянька, передавая тебе единственный известный ей признак благовоспитанности, когда-то учила тебя: «Шаркни ножкой!» И вот ты, чтобы задобрить меня, вспомнил, что у тебя есть в запасе хорошие манеры. И я понял это – и поспешил ответить так, как будто между нами ничего не произошло, но все-таки очень сдержанно:

Но мог ли ты удовлетвориться таким миром? Да и лукавить ты не горазд еще. Перестрадав свое горе, твое сердце с новой страстью вернулось к той заветной мечте, которая так пленяла тебя весь этот день. И вечером, как только эта мечта опять овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня. Ты помолчал, собрал силы и вдруг, торопясь и волнуясь, сказал мне:

– Дядечка, прости меня. Я больше не буду. И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры! Пожалуйста!

Можно ли было после этого медлить ответом? А я все-таки помедлил. Я, видишь ли, очень, очень умный дядя.

Ты в этот день проснулся с новой мыслью, с новой мечтой, которая захватила всю твою душу.

Только что открылись для тебя еще не изведанные радости: иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши – непременно цветные! – и выучиться читать, рисовать и писать цифры. И все это сразу, в один день, как можно скорее. Открыв утром глаза, ты тотчас же позвал меня в детскую и засыпал горячими просьбами: как можно скорее выписать тебе детский журнал, купить книг, карандашей, бумаги и немедленно приняться за цифры.

– Но сегодня царский день, все заперто, – соврал я, чтобы оттянуть дело до завтра или хоть до вечера: уж очень не хотелось мне идти в город.

Но ты замотал головою.

– Нет, нет, не царский! – закричал ты слишком тонким голоском, поднимая брови. – Вовсе не царский – я знаю.

– Да уверяю тебя, царский! – сказал я.

– А я знаю, что не царский! Ну, пожа-алуйста!

– Если ты будешь приставать, – сказал я строго и твердо то, что говорят в таких случаях все дяди, – если ты будешь приставать, так и совсем не куплю ничего.

– Ну, что ж делать! – сказал ты со вздохом. – Ну, царский, так царский. Ну, а цифры? Ведь можно же, – сказал ты, опять поднимая брови, но уже басом, рассудительно, ведь можно же в царский день показывать цифры?

– Ну, это-то уж лишнее, – ответил я бабушке, – А просто мне не хочется сейчас. Вот завтра или вечером покажу.

– Нет, ты сейчас покажи!

– Сейчас не хочу. Сказал – завтра.

– Ну, во-от, – протянул ты. – Теперь говоришь – завтра, а потом скажешь – еще завтра. Нет, покажи сейчас!

Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости. Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей.

И я твердо отрезал:

– Завтра. Раз сказано – завтра, значит, так и надо сделать,

– Ну, хорошо же, дядька! – пригрозил ты дерзко и весело. – Помни ты это себе!

И стал поспешно одеваться.

И как только оделся, как только пробормотал вслед за бабушкой: «Отче наш, иже еси на небеси. » – и проглотил чашку молока, – вихрем понесся в зал. А через минуту оттуда уже слышались грохот опрокидываемых стульев и удалые крики.

Читайте также:
Невский проспект - краткое содержание, история создания, анализ

И весь день нельзя было унять тебя. И обедал ты наспех, рассеянно, болтая ногами, и все смотрел на меня блестящими странными глазами.

– Покажешь? – спрашивал ты иногда. – Непременно покажешь?

– Завтра непременно покажу, – отвечал я.

– Ах, как хорошо! – вскрикивал ты. – Дай бог поскорее, поскорее завтра!

Но радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше и больше. И вот, когда мы – бабушка, мама и я – сидели перед вечером за чаем, ты нашел еще один исход своему волнению.

Ты придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки.

– Перестань, Женя, – сказала мама. В ответ на это ты – трах ногами в пол!

– Перестань же, деточка, когда мама просит, сказала бабушка.

Но бабушки-то ты уж и совсем не боишься. Трах ногами в пол!

– Да перестань, – сказал я, досадливо морщась и пытаясь продолжать разговор.

Я пожал плечом и сделал вид, что больше не замечаю тебя.

Но вот тут-то и начинается история.

Я, говорю, сделал вид, что не замечаю тебя. Но сказать ли правду? Я не только не забыл о тебе после твоего дерзкого крика, но весь похолодел от внезапной ненависти к тебе. И уже должен был употребить усилия, чтобы делать вид, что не замечаю тебя, и продолжать разыгрывать роль спокойного и рассудительного.

Но и этим дело не кончилось.

Ты крикнул снова. Крикнул, совершенно позабыв о нас и весь отдавшись тому, что происходило в твоей переполненной жизнью душе, – крикнул таким звонким криком беспричинной, божественной радости, что сам господь бог улыбнулся бы при этом крике. Я же в бешенстве вскочил со стула.

– Перестань! – рявкнул я вдруг, неожиданно для самого себя, во все горло.

Какой черт окатил меня в эту минуту целым ушатом злобы? У меня помутилось сознание. И надо было видеть, как дрогнуло, как исказилось на мгновение твое лицо молнией ужаса!

– А! – звонко и растерянно крикнул ты еще раз.

И уже без всякой радости, а только для того, чтобы показать, что ты не испугался, криво и жалко ударил в пол каблуками.

А я – я кинулся к тебе, дернул тебя за руку, да так, что ты волчком перевернулся передо мною, крепко и с наслаждением шлепнул тебя и, вытолкнув из комнаты, захлопнул дверь.

Вот тебе и цифры!

От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер. Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты.

Затем паузы между верхней и нижней нотами стали сокращаться, – вопли потекли без умолку. К воплям прибавились рыдания, к рыданиям – крики о помощи. Сознание твое стало проясняться, и ты начал играть, с мучительным наслаждением играть роль умирающего.

– О-ой, больно! Ой, мамочка, умираю!

– Небось не умрешь, – холодно сказал я. – Покричишь, покричишь, да и смолкнешь.

Но ты не смолкал.

Разговор, конечно, оборвался. Мне было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку. А у бабушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной ложкой по столу.

– Ужасно испорченный ребенок! – сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристрастной, мама и снова взялась за свое вязанье. – Ужасно избалован!

– Ой, бабушка! Ой, милая моя бабушка! – вопил ты диким голосом, взывая теперь к последнему прибежищу – к бабушке.

И бабушка едва сидела на месте.

Понял тогда и ты, что мы решили не сдаваться, что никто не утолит твоей боли и обиды поцелуями, мольбами о прощении. Да и слез уже не хватало. Ты до изнеможения упился своими рыданиями, своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе, по прекратить вопли сразу было невозможно, хотя бы из-за одного самолюбия.

Ясно было слышно: кричать тебе уже не хочется, голос охрип и срывается, слез нет. Но ты все кричал и кричал!

Было невмоготу и мне. Хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь одним горячим слоном, пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строго дяди? Наконец ты затих.

– И мы тотчас помирились? – спрашиваешь ты.

Нет, я таки выдержал характер. Я по крайней мере через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то так? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело. А ты в это время уже возвращался мало-помалу к обыденной жизни.

Ты сидел на полу, изредка подергивался от глубоких прерывистых вздохов, обычных у детей после долгого плача, и с потемневшим от размазанных слез личиком забавлялся своими незатейливыми игрушками – пустыми коробочками от спичек, – расставляя их по полу, между раздвинутых ног, в каком-то, только тебе одному известном порядке.

Как сжалось мое сердце при виде этих коробочек!

Но, делая вид, что отношения наши прерваны, что я оскорблен тобою, я едва взглянул на тебя. Я внимательно и строго осмотрел подоконники, столы. Где это мой портсигар. И уже хотел выйти, как вдруг ты поднял голову и, глядя на меня злыми, полными презрения глазами, хрипло сказал:

Читайте также:
Гелла - характеристика персонажа из романа Мастер и Маргарита

– Теперь я никогда больше не буду любить тебя.

Потом подумал, хотел сказать еще что-то очень обидное, но запнулся, не нашелся и сказал первое, что пришло в голову:

– И никогда ничего не куплю тебе.

– Пожалуйста! – небрежно ответил я, пожимая плечом. – Пожалуйста! Я от такого дурного мальчика и не взял бы ничего.

– Даже и японскую копеечку, какую тогда подарил, назад возьму! – крикнул ты тонким, дрогнувшим голосом, делая последнюю попытку уязвить меня.

– А вот это уж и совсем нехорошо! – ответил я. – Дарить и потом отнимать! Впрочем, это твое дело.

Потом заходили к тебе мама и бабушка. И так же, как я, делали сначала вид, что вошли случайно. по делу. Затем качали головами и, стараясь не придавать своим словам значения, заводили речь о том, как это нехорошо, когда дети растут непослушными, дерзкими и добиваются того, что их никто не любит. А кончили тем, что советовали тебе пойти ко мне и попросить у меня прощения.

– А то дядя рассердится и уедет в Москву, – говорили бабушка грустным тоном, – И никогда больше не приедет к нам.

– И пускай не приедет! – отвечал ты едва слышно, все ниже опуская голову.

– Ну, я умру, – говорила бабушка еще печальнее, совсем не думая о том, к какому жестокому средству прибегает она, чтобы заставить тебя переломить свою гордость.

– И умирай, – отвечал ты сумрачным шепотом.

– Хорош! – сказал я, снова чувствуя приступ раздражения. – Хорош! – повторил я, дымя папиросой и поглядывая в окно на темную пустую улицу.

– Вот так мальчик!

– Да не обращай на него внимания, – сказала мама, заглядывая под матовый колпак лампы, не коптит ли. – Охота тебе разговаривать с такой злючкой!

И мы сделали вид, что совсем забыли о тебе.

В детской огня еще не зажигали, и стекла ее окон казались теперь синими- синими. Зимний вечер стоял за ними, и в детской было сумрачно и грустно. Ты сидел на полу и передвигал коробочки. И эти коробочки мучили меня. Я встал и решил побродить по городу.

Но тут послышался шепот бабушки.

– Бесстыдник, бесстыдник! – зашептала она укоризненно. – Дядя тебя любит, возит тебе игрушки, гостинцы.

Я громко прервал:

– Бабушка, этого говорить не следует. Это лишнее. Тут дело не в гостинцах.

Но бабушка знала, что делает.

– Как же не в гостинцах? – ответила она. – Не дорог гостинец, а дорога память.

И, помолчав, ударила по самой чувствительной струне твоего сердца:

– А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал – туда-сюда. А цифры? Ведь уж этого не купишь ни за какие деньги. Впрочем, прибавила она, – делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте.

И вышла из детской.

Кончено – самолюбие твое было сломлено! Ты был побежден.

Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее. Я уже знаю это.

С самых ранних дней моих я у нее во власти. Но я знаю и то, что, чем дороже мне моя мечта, тем менее надежд на достижение ее. И я уже давно в борьбе с нею. Я лукавлю: делаю вид, что я равнодушен. Но что мог сделать ты?

Ты открыл утром глаза, переполненный жаждою счастья. И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!

Но жизнь ответила:

– Замолчи, иначе ничего не получишь!

– Ну погоди же! – крикнул ты злобно. И на время смолк.

Но сердце твое буйствовало. Ты бесновался, с грохотом валял стулья, бил ногами в пол, звонко вскрикивал от переполнявшей твое сердце радостной жажды. Тогда жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды. И ты закатился бешеным криком боли, призывом на помощь.

Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни. Смирись, смирись!

Помнишь ли, как робко вышел ты из детской и что ты сказал мне?

– Дядечка! – сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье и все еще алкая его. – Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня.

Ни жизнь обидчива.

Она сделала притворно печальное лицо.

– Цифры! Я понимаю, что это счастье. Но ты не любишь дядю, огорчаешь его.

– Да нет, неправда, – люблю, очень люблю! – горячо воскликнул ты.

И жизнь наконец смилостивилась.

– Ну уж бог с тобою! Неси сюда к столу стул, давай карандаши, бумагу.

И какой радостью засияли твои глаза!

Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!

Теперь уже и я наслаждался твоею радостью, с нежностью обоняя запах твоих волос: детские волосы хорошо пахнут, – совсем как маленькие птички.

– Один. Два. Пять. – говорил ты, с трудом водя по бумаге.

– Да нет, не так. Один, два, три, четыре.

– Да, да, три! – подхватил ты радостно. – Я знаю. И выводил три, как большую прописную букву Е.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: