“Плач Ярославны” анализ произведения, краткое содержание текста, история создания, характеристика обращения, жанр, значение в Слове о полку Игореве

Сочинение Анализ эпизода Плач Ярославны в произведении Слово о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» – известный литературный памятник Древней Руси, в котором автор рассказывает о неудачном походе князя Игоря на половцев в конце XII века.

Одной из частей поэмы является «Плач Ярославны», которая описывает минуту скорби жены Игоря – Ярославны, о неудачном походе князя и его гибели во время него. Эта часть поэмы признана одной из лучших. Ярославна выступает образом, символом вечной любви к мужу.

Образ Ярославны являет собой семью, дом, бережное отношение к мужу, тоску по нему, ведь князь Игорь может погибнуть от вражеской руки в любое мгновение. Неизвестный автор обращает внимание, насколько Ярославна верна своему чувству, ведь она готова стать птицей, чтобы преодолеть расстояние и стать рядом с любимым. Этот прием обращения в животных, птиц, вообще присущ русскому фольклору.

Само действие в поэме происходит после принятия Русью христианства, но традиции язычества еще имеют место быть. Это можно проследить еще в таких действиях, как: Игорь увидел черную тень над русским войском и усомнился в правильности своих действий.

Еще один пример: Ярослава обращается к солнцу, реке, ветру, ища утешения. Она ведет с ними беседу, то прося о помощи, то, наоборот, обвиняя в равнодушии. Одновременно с этим читатель понимает, насколько прекрасна и бескрайняя Русь, ведь писатель не один раз описывает красоту и мощь русской земли.

Во время своей лирической песни Ярославна олицетворяет собой всю русскую землю и всех ее жителей. Она страдает и сопереживает за всю Русь, но в то же время в ее словах проскальзывает надежда на благополучный исход и на светлое будущее.

Вся песня Ярославны пронизана любовью и нежностью к князю Игорю и надеждой на возвращение его с войском домой. И судьба благосклонна к героям. За настоящие светлые чувства и веру Ярославны она вознаграждает княжну. Игорю удается сбежать из плена, силы Ярославны несут его к родному дому.

Именно поэтому плач Ярославны является одной из самых главных сюжетных составляющих. Именно образ Ярославны олицетворяет собой всеобщую народную скорбь, но также и веру в лучшее. Ярославна в поэме «Слово о полку Игореве» – это сила, основа, на которой утверждается идея созидания и мира.

Эпизод Плач Ярославны – анализ

«Слово о полку Игореве»- один из важнейших памятников древнерусской литературы. Произведение повествует нам о неудачном походе русского новгород-северского князя Игоря Святославовича на племена половцев, произошедшем в 1185 году. «Слово» имеет четкую структуру, которую условно разделяют на несколько основных эпизодов.

Первые эпизоды включают в себя вступление и описание самого похода и подготовки к нему. Перед тем, как полк Игоря двинется, князь видит различные знамения и предчувствует неудачу. Когда же дело доходит до сражения, князь вместе со своей дружиной оказывается окруженным и, под натиском половецкого войска, попадает плен к неприятелям.

После пленения Игоря, в «Слове» идёт эпизод, отмеченный большинством литературных критиков и языковедов, как самый поэтический и возвышенный. В этом отрезке произведения перед читателем предстаёт жена князя Ярославна. Рано поутру она выходит на крепостную стену в Путивле и горько плачет по своему мужу Игорю. Её монолог – это глубокая, проникновенная песня, пронизанная тоской по любимому человеку и надеждой на его скорое возвращение с поля боя. Она обращается к ветру, развеявшему её радость; к «светлому-пресветлому» солнцу, стянувшему жаждой луки русичей; к «Днепру-Славутичу», несущему её слёзы к морю. Вся необъятная Русь предстаёт перед читателем в её проникновенном монологе, преисполненном не только страданием и печалью, но и светлой надеждой на скорое возращение князя из опасного похода.

Образ Ярославны в произведении играет ключевую роль. Она олицетворяет не только бесконечную любовь и верность, но и всеобщую народную скорбь по павшим на поле боя, сильно раненым в битве и попавшим в плен к неприятелям русским войнам. «Плач Ярославны» – это не страдания одной девушки, это страдания всего народа. И так же, как Ярославна молится за своего мужа, так и весь русский народ молится за возращение князя и его войска.

Так же стоит отметить, что помимо духовной составляющей, в «Плаче» мы наблюдаем и прекрасную пейзажную зарисовку Древней Руси. Ведь именно обращаясь ко всей природе, Ярославна выражает свою тоску, и именно в своей мольбе к безграничным просторам Руси, она проявляет свою безмерную надежду.

Страдания Ярославны не остаются без ответа и, кажется не только Бог, но и подвластные ему природные стихии, помогают Игорю сбежать из вражеского плена. Именно природа, обращаясь к которой плакала Ярославна, спасают князя во время его пути домой. Первое же, что делает вернувшийся домой Игорь, это едет к «святей Богородичи Пирогощей», что еще раз показывает, как умело совмещает безымянный автор «Слова» традиции языческой веры с новой, еще не до конца укоренившейся верой в Христа. Таким образом «Плач Ярославны»- наверное, самый главный эпизод этого старинного памятника древнерусской литературы, поскольку в именно тут мы видим не только историческую составляющую «Слова», но и духовную.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ эпизода Плач Ярославны

Популярные сегодня темы

Повесть А.Грина «Алые паруса» рассказывает о всепобеждающей силе мечты. Она была написана в 1920 году. Произведение повествует о том, что у каждого человека должна быть мечта, к которой бы он стремился.

Читайте также:
Преступление и наказание - краткое содержание по главам и частям

Мать вставала рано утром. Автор вспоминает, что он как-то раз тоже встал рано и пошел ловить перепелок с помощью силка. Перед уходом мать напоила сына чаем с молоком, очень вкусным и ароматным.

Бескорыстные взаимоотношения между людьми, чувство сострадания, готовность прийти на помощь в трудную минуту всегда ценились в обществе. Жаль только, что некоторым людям эти качества чужды

Произведение Владимира Короленко «В дурном обществе» повествует о не совсем обычной дружбе. Вася, мальчик из благополучной и состоятельной семьи водит дружбу с двумя бедными ребятами Валеком и Марусей.

В сказочной стране живут необычные жители – коротышки. Они ростом с небольшой огурец. Все коротышки в свою очередь делятся на малышей и малышек. Имена сказочных героев соответствуют их внешности, характеру или виду деятельности.

Анализ эпизода Плач Ярославны (Слово о полку Игореве) сочинение 9 класс

«Слово о полку Игореве» – литературный памятник древнерусской культуры, в котором рассказывается о неудачном походе князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году.

Плачь Ярославны – это одна из трех частей поэмы, посвященная моменту скорби жены князя Игоря о неудачном исходе сражения, в котором принимала участие его дружина. Этот эпизод признан одним из лучших во всем произведении, а его героиня выступает символом любящей и верной жены.

Образ Ярославны олицетворяет собой тему семьи, мира, дома и бесконечной тоски по мужу, который каждое мгновение рискует погибнуть от вражеского меча. Ее волнение настолько сильно и непреодолимо, что она готова стать птицей, чтобы поскорее оказаться рядом с мужем и залечить его раны. Что характерно, подобные приемы, а именно превращение героев произведений народного творчества в различных птиц и зверей, представляют собой одну из основных черт русского фольклора.

Действие происходит в тот период, когда Русь уже приняла христианство, но в то же время еще продолжает традиции языческой веры. Об этом говорят художественные образы, используемые в произведении. Например, Игорь, заметив черную тень, поднявшуюся над русским ополчением, усомнился в удачном исходе сражения.

Или, к примеру, обращение Ярославны к ветру, к солнцу, к реке, означает ее веру в языческих богов, олицетворяющих названные силы природы. Она разговаривает с ними на равных, то упрекая, то умоляя о поддержке и защите. Кроме того, с помощью данного приема автор показывает красоту русской земли, бескрайность ее полей, яркое солнце, высокие горы, глубокие моря и могучие реки. Вся необъятная и великая Русь воплотилась в этой картине, олицетворенная в образе прекрасной Ярославны. Ее плач несет в себе не только страдание и печаль, но также наполнен нежностью и светлой надеждой.

Монолог героини – это лирическая песня, пронизанная неугасающей надеждой на скорое возвращение князя Игоря с поле боя. И за ее веру и безграничную любовь судьба щедро вознаграждает Ярославну. Мольбы услышаны, и князь Игорь бежит из плена, ведомый чудесной силой на пути к своему дому.

Таким образом, плач Ярославны является важнейшей сюжетной составляющей поэмы «Слово о полку Игореве». Именно в ней содержится вся сила всеобщей народной скорби о павших войнах и утверждается идея созидания и мира.

Вариант 2

12 век для Руси ознаменовался многими событиями, но, в основном, военной направленности. Если говорить о культурном развитии государства, то важно заметить, что именно к этому времени относится замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Вышеназванное произведение имеет четкую структуру, которой подчинены идея, жанровые особенности, средства языка. В «Слове…» нет ничего случайного или лишнего: каждый эпизод важен, он несет определенную смысловую нагрузку.

В данном сочинении речь пойдет об эпизоде, который литературоведы называют «Плач Ярославны». Это своего рода предсказание судьбы любимого лады.

«Плач» позволяет неизвестному нам автору усилить эмоциональный фон текста. В нем, единственном в тексте, без утайки выражены авторские чувства и переживания.

Ярославна олицетворяет собой землю Русскую. И в плаче девушке ярко показано отношение всей земли русской к военным событиям с половцами.

Если говорить о композиционном построении текста, то «Плач» важен как предрешение бегства Игоря из плена. Потому что лада Ярославна обращается к солнцу, ветру, Дунаю, затем, чтобы они помогли ее возлюбленному освободиться от половецких пут, затем, чтобы лада смог быть с любимой вместе.

Если «Плач» изъять из текста, то нарушится его стройность и смысловая завершенность. Ведь главная идея – это призыв к единению.

Также не стоит забывать о таких вещах как художественное пространство и время. В данном случае особое внимание уделяется пространству. Оно то расширяется, то сужается. В «Плаче» же пространство расширено до самых окраин государство русского. Это достигается за счет мастерства автора, за счет того, что он приблизил «Плач» к народной лирической песне.

Важны в «Плаче» и пейзажные зарисовки. По словам литературоведа Д. Лихачева, они призваны быть самостоятельными действующими лицами. Это также свойственно древнерусским текстам того времени, потому что такой прием позволяет показать и подчеркнуть огромность пространства, которое окружает ничтожно маленького человека.

«Слово…» имеет поэтические переложения. Наиболее интересными являются переводы Лихачева Д., и Заболоцкого Н.

Если говорить о «Плаче», то Лихачев приукрашивает текст за счет метафор, а Заболоцкий – за счет сравнений.

Читайте также:
Чистоговорки для детей читать онлайн на нашем сайте

Анализ эпизода Плач Ярославны (Слово о полку Игореве)

Несколько интересных сочинений

Каждое поколение рождается от предшествующего и впоследствии нередко сопротивляется ему, такова непрерывная ситуация противоречий между разными поколениями. Могут быть биологические родители, но дети с ними могут быть эмоциональными

Мне кажется, человеку довольно трудно охватывать большие пространства в собственном сознании. Конечно, мы можем представлять себе безграничный космос и в какой-то степени наше сознание также безгранично

Хлестаков раскаялся! Иван Александрович думал, что всё это забавная история, которую он станет рассказывать «по секрету» для смеха… Когда рассказывал, становилось стыдно.

Варлам Тихонович – писатель, который не понаслышке знает, что такое лагеря. Писателя отправили в места лишения свободы. Там царили совсем другие законы. К сожалению, в советское время люди

Наука всегда являлась двигателем прогресса. Такие предметы, которые облегчают жизнь человеку в настоящее время, как телефоны, различные гаджеты, техника, автомобили, все это создавалось на основе научных трудов

Анатоль Курагин — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Так уж повелось в литературном мире, что нередко у писателей отрицательные персонажи получаются гораздо более яркими и колоритными, нежели персонажи положительные. Многие литераторы считают это опасной тенденцией и по-своему с нею борются. В частности характеристика образа Анатоля Курагина, одного из основных отрицательных персонажей романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» — наглядный пример того, как автор одного из величайших произведений русской литературы обходил в своём творчестве такой риск как более выгодное позиционирование негативных персонажей, нежели персонажей позитивных.

Антагонист Пьера Безухова

Анатоль Курагин, как и протагонист романа-эпопеи, Пьер Безухов, появляется в произведении как человек, вернувшийся в Россию после длительного пребывания за границей (вероятно, в Париже), куда был отправлен своим отцом, князем Василием Курагиным, для получения воспитания и образования.

Если для Безухова возвращение в Россию стало начало периода метаний, исканий, мучительного самопознания, то Анатоль, как говорится, с места в карьер бросился во все тяжкие. Он искренне полагал, что единственной естественной для него формой существования являются всевозможные развлечения.

Если Пьер Безухов задумывается о том, насколько он может быть полезен другим людям, Отечеству, то Анатоль Курагин ни секунды не сомневается в том, что его родная стихия — беспрестанные кутежи. Он без зазрения совести тратит родительские деньги, по поводу чего сокрушается его отец, даже однажды упомянувший, что «шалости» сына обходятся «в сорок тысяч в год».

Стоит отметить, что в романе «Война и мир» вся семья Курагиных — средоточие негативных человеческих качеств: развратности, безнравственности, глупости, алчности. Например, безнравственность Анатоля и его сестры Элен видна в том, что их отношения рисковали перерасти в инцест, что опозорило бы семью (поэтому их отец решил, что Анатоль будет жить отдельно от семьи). Элен и Анатоль очень привлекательны внешне. В этом проявляется фирменный приём Льва Толстого при изображении им отрицательных персонажей. Большинство таких персонажей в произведениях писателя имеют весьма выигрышную внешность, которая должна усиливать у читателя негативное впечатление от вопиющего морального уродства.

Таков и Анатоль Курагин. Внешность он имеет очень приятную. Это высокий чернобровый красавец с большими красивыми глазами, но этим его достоинства и ограничиваются. Анатоль по причине скудоумия не может поддержать даже не особенно интеллектуальную светскую беседу. Но в то же время он — воплощение самовлюбленности и напыщенности.

Безвольный злодей

Анатоль Курагин относится к тому типу злодеев, для которых совершаемые жуткие поступки — не этапы на пути к достижению некоей жизненной цели. У Анатоля Курагина нет никакой личной сверхзадачи . Он для её наличия слишком убог, мелок и безволен. Этот персонаж плывёт по течению, то есть, по избранному им варианту течения.

Апогей мерзости Анатоля Курагина в романе — попытка соблазнить и совратить Наташу Ростову. Ему удалось влюбить в себя неопытную девушку, и едва ни дошло до трагедии. Курагин предлагал Ростовой совместный побег и тайное венчание. Притом, что сам был женат, но тщательно скрывал свой брак с некоей полькой.

Толстой более чем красноречиво дает понять читателю, что Анатоль Курагин — из тех персонажей-антагонистов, у которых превалирует инстинкт, животная природа, которых не скрыть никаким шармом, никакой внешней привлекательностью. Именно эту подноготную тонко подмечает старый князь Болконский в сцене сватовства Анатоля к княжне Мари Болконской, когда Курагин не видит ничего зазорного в браке с «уродливой богатой наследницей» исключительно ради денег.

Еще одна фирменная «фишка» Льва Толстого в описании им негативных персонажей — «потеря интереса» к ним на очень важных и критичных для них этапах бытования в произведении. Например, о военной службе Анатоля Курагина автор пишет очень мало, намекая на то, что юноша из влиятельной семьи, конечно же, неплохо устроился, но в его военной карьере нет ничего даже относительно примечательного. Даже нет описания участия персонажа в Бородинском сражении, где он был тяжело ранен.

Вывод

Однако образ Анатоля Курагина — всё-таки необычный образ негативного персонажа. Он выполняет в романе одну сверхзадачу. Точнее, автор заставляет своего персонажа выполнить её. Последняя сцена, в которой Курагин появляется в романе, — сцена в лазарете, когда тяжело раненный Андрей Болконский видит жалкого и рыдающего Курагина, которому отняли ногу. И Болконский, который ранее был очень зол на Анатоля из-за истории с Наташей Ростовой, видя его страдания, прощает его. Князь Андрей незадолго до ухода из земной жизни постигает таинство высшего прощения, причём, благодаря Курагину, как это ни парадоксально.

Читайте также:
Послушайте - анализ стихотворения Маяковского, история создания

Характеристика образа Николая Ростова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир”: внешность и характер, описание в цитатах

Меню статьи:

Неординарные личности в литературе, искусстве, да и собственно, в реальной жизни часто выглядят намного привлекательнее, чем добропорядочные и честные. Повесы и франты вызывают чувство зависти у представителей их пола и восхищение и влюбленность у противоположного. При этом все прекрасно могут знать самые непривлекательные стороны характера этих персонажей, но все равно слетаются к ним, как мотыльки на свет. Анатоль Курагин из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» – классический представитель такого образа.

Внешность Анатоля Курагина

Все красивые люди имеют схожее описание – они все лишены каких-либо отличительных внешних отличительных признаков. Лицо его имеет правильные черты лица. Он отличается от остальных представителей аристократии высоким ростом и стройным станом (в основном персонажи романа Толстого среднего роста).

Предлагаем ознакомиться с “Образом и характеристикой Андрея Болконского” в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”

В романе Толстой описывает его как безумно красивого чернобрового, но детального описания не дает. «Мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом», у него «прекрасные большие глаза» – на этом описание Анатоля заканчивается. О его красоте мы узнаем из реакции на него других персонажей романа – и мужчины и женщины застывают с благоговением, увидев этого молодого человека. Восклицание: «Как хорош!» часто преследует молодого Курагина.

О его телосложении мы знаем крайне мало – во время войны с Наполеоном он «большой, полный человек», но был ли он такой комплекции всегда – сказать сложно.

Биография

Анатоль Курагин – сын Василия Сергеевича Курагина, аристократа, министра и важного чиновника. Кроме Анатоля, в семье Курагиных еще двое детей – сестра Елена и брат Ипполит.

Анатоль получил превосходное образование за границей, потому как «тамошнее воспитание гораздо лучше нашего», предположительно учился он во Франции. Как и все аристократы, Анатоль предпочитает французский в своей повседневной речи.

К сожалению, его образованность не стала гарантом приспособленности в жизни и умения верно распоряжаться своими капиталами и временем.

Кроме того, в обществе долгое время ходили слухи, что у Анатоля была любовь со своей сестрой Еленой, князь Василий, удалил своего сына во избежание инцеста.

Анатоль часто приходит в гости к сестре и ведет себя неподобающим для брата образом – он целует обнаженные плечи Елены, нежно ее обнимает: «Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя», поэтому вопрос о том, была ли любовная связь у Анатоля со своей сестрой – вопрос спорный.

Как и большинство представителей аристократии, Курагин отдает предпочтение военной службе. «Во время стоянки его полка в Польше один польский небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери. Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека».

Как ни скрывал Анатоль факт своей женитьбы, слухи об этом все же проникли в общество. После того как Наталья Ростова узнала об этом, она поняла, что Курагин – обманщик и решилась на самоубийство, несмотря на свою влюбленность и решительные намерения сбежать.

Он участвует в военных событиях 1812 года против Наполеоновских войск и получает серьезное ранение – ему приходится ампутировать ногу. Дальнейшая судьба красавца-Анатоля неизвестна, Толстой ничего не рассказывает о нем больше, предположительно, что он умер во все том же 1812.

Личность и характер Анатоля Курагина

Если бы Курагин был героем народного эпоса, то его постоянным эпитетом было бы слово «глупый». В романе Толстой часто использует для передачи такие слова как «дурень», «болван». Ни образование, ни общение с разными слоями общества не учат уму молодого дворянина – его поступки все так же не отличаются ни умом, ни сообразительностью. Он прожигает свою жизнь, не задумываясь о своем будущем. «Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка».

Курагин обожает проводить время в пьянках и кутежах: «Он не пропускал ни одного кутежа у Данилова и других весельчаков Москвы». «Одно, что он любил, – это было веселье и женщины». Ему приятно общество женщин, хотя он старается показать абсолютно противоположные чувства. «Кроме того, в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства». Этот принцип срабатывает как нельзя лучше – чем отрешенней он кажется женщинам, тем привлекательней и желанней он выглядит в их глазах. Он буквально «сводит» молодых барышень с ума.

Читайте также:
Тихон Кабанов ☑ характеристика героя в пьесе А.Н. Островского "Гроза", описание образа, сравнение с Борисом, взаимоотношения с женой и матерью, протест персонажа

Курагин становится героем всех балов и попоек. После изрядно выпитой доли алкоголя Анатоль ведет себя очень агрессивно: «Ему хотелось сломать что-нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло».

Факт присутствия трезвых людей неким образом огорчает Курагина, он старается споить всех присутствующих. Он пытается постепенно втянуть в свои кутежи Безухова, часто спаивает его.

Окружающие, не задействованные в кутежах и дебошах Курагина, напрямую отзываются о нем как о «настоящем разбойнике», как впрочем и о его друге Федоре Ивановиче Долохове. Отличительной чертой, вызывающей благосклонность к Долохову в обществе, является его умение занять выгодное положение, красноречиво и ясно высказаться. Таких умений, несмотря на намного лучший уровень знаний, Анатоль лишен – он порой с трудом умеет выразить свою мысль, а о поэтической или лирической речи и говорить нечего. «Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах».

Анатоль привык жить на широкую ногу. Праздная жизнь требует многочисленных финансовых затрат, которых часто не хватает Курагину, для полноценной жизни, но этот факт не расстраивает молодого, наделенного оптимистическим восприятием действительности, человека. Когда денег на кутежи и пиршества не хватает, Анатоль берет деньги в долг, но при этом не то, что не спешит отдавать занятые деньги, но и даже никоим образом не собирается приводить в действие возврат. «Он проживал более двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которых кредиторы требовали у отца». Естественно, что такое положение вещей не устраивало отца и ставало причиной его недовольства, тем более, что аппетит сына неумолимо продолжал расти. Со временем князь Василий престает скрывать своей беспомощности перед сложившейся ситуацией: «этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год, – сказал он, видимо не в силах удерживать печальный ход своих мыслей». Долгам Анатоля Курагина не видно конца и края, такое положение вещей заставляет отца вынести жестокий вердикт, отец решает больше не платить долги вместо сына, он «в последний раз платит половину его долгов».

Курагин – человек, обладающий веселым нравом. «На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение».

Курагину не интересны ни карьерный рост, ни обустройство своей жизни, он предпочитает жить одним днем, хочет, чтобы его жизнь всегда была похожа на праздник.

Самоуверенность и самодовольство – вот еще одни составляющие его характера. Он страдает от завышенной самооценки. «В душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и со спокойной совестью высоко носил голову».

На самом же деле, он недалеко ушел от этих самых «подлецов». В нем преобладают чувства бестактности, подлости. Он мерзавец, каких еще нужно поискать. Он пользуется неопытностью и наивностью Натальи Ростовой и подстрекает ее на побег.

В образе Анатоля Курагина сложно отыскать положительные черты характера.

К таким, пожалуй, можно частично причислить щедрость, которая становиться скорее пороком, чем благородным чувством, ведь щедрость Курагина направлена на обустройство пьянок и веселья для себя и своих друзей. Талантов Курагина тоже днем с огнем не сыщешь: он не обладает музыкальными или хореографическими талантами, не отличается ни умением вести разговор, ни целеустремленностью. Кажется, что единственное, в чем преуспел молодой человек – это пьяные кутежи и любовные похождения. Да и последние порой становиятся частичной заслугой других людей. Так, например, сестра Елена пишет письмо Наталье, вместо нерадивого и не умеющего красиво изъясняться брата, Долохов придумывает план побега Натальи и Анатоля.

Военная служба Анатоля Курагина

Подобно большинству молодых людей Анатоль Курагин находится на военной службе. Вначале он служит в гвардии, затем становится служащим в армии. Его не привлекает продвижение по карьерной лестнице. О его повышениях заботится отец, который, благодаря связям, смог обеспечить сыну» должность адъютанта главнокомандующего».

Анатоль предпочитает жить одним днем, его удручает мысль о том, что ему нужно что-то планировать или чего-то добиваться в жизни (если это не признательность новой пассии).

Толстой мало что говорит о том, как проявлял себя Курагин на фронте. Вполне вероятно, что таким образом автор хотел подчеркнуть апатию и безразличие Курагина ко всему, что не имело отношение к торжествам, пьянкам и дебошам.

Анатоль Курагин и княжна Мария Болконская

Анатоль не видит ничего постыдного в женитьбе по расчету. «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает» – говорит молодой человек. Он считает, что мир не должен заканчиваться на супруге, в обществе всегда много хорошеньких женщин, с которыми можно восполнить нехватку в интимной жизни. Именно такая его позиция становится причиной сватовства к княжне Болконской.

Анатоль вместе со своим отцом направляются в Лысые горы, чтобы посвататься на молодой девушке.

Для Болконских их визит был подобным взрыву бомбы – он принес много суеты в их жизнь. Несмотря на то, что Курагин крайне неперспективный жених, вопрос с отказом в женитьбе еще не решен окончательно.

Княжна Мари крайне непривлекательна, она не пользуется популярностью в обществе, поэтому и женихов у девушки нет. Она имеет все возможности остаться старой девой. Болконские это осознают, да и сама девушка тоже. Она не спешит броситься в объятья Курагина, но все же прихорашивается и наряжается к его приходу. Для княжны Мари, не избалованной вниманием мужчин, встреча с Анатолем была очень волнительна.

«Красота его поразила ее. Анатоль заложил большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад – спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая».

В это время в голове Анатоля крутилось всего две мысли. Первая заключалась в том, что княжна необыкновенно уродлива. Вторая была ей полным противоречием, но направлена была не на Болконскую, а на ее компаньонку, к которой Курагин все больше и больше начинает испытывать «страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам». Эти мысли не смогла предугадать молоденькая Мари, но ее отец был более проницателен – он ошарашен таким поведением потенциального жениха. Разрубить Гордиев узел помогла случайность. Мари становиться свидетелем неприятной сцены. «Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что-то шептал ей». Курагину не удается выкрутиться из этой ситуации. Он получает отказ.

Читайте также:
Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» ℹ проблема взаимоотношений в пьесе, примеры споров, аргументы на тему разногласий из литературного произведения

Наталья Ростова и Анатоль Курагин

Анатоль Курагин стал причиной разбитых сердец не одной девушки. В случае с Натальей Ростовой его любовные шалости чуть было не обернулись трагедией в жизни девушки.

Анатоль успешно пользуется своей красотой для того, чтобы вызвать у молодой девушки ответное чувство и это ему легко удается – доверчивая Наталья искренне верит в добропорядочность Курагина.

Любит ли Наталью Анатоль? Сомнительное дело, скорее всего, что нет. Для Курагина – это очередная шалость и способ навредить князю Андрею.

Впервые молодые люди встретились в опере. Анатоль заинтересовался молоденькой девушкой и попросил сестру их познакомить. Елена с удовольствием выполняет его просьбу. «Он, почти улыбаясь, смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось, странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной что нравишься ему, и не быть с ним знакомой». Курагину удается с легкостью покорить сердце девушки.

Он очень красив, а Наталья не имеет опыта в общении с молодыми людьми противоположного пола.

Открытые намерения Курагина, его нескрываемое плотское желание по отношению к ней будоражит ум девушки. Он становится причиной испытать новые эмоции и чувства. Возбуждение, которое Наталья испытывает по отношению к Курагину, ее пугает и приятно радует одновременно. Ростова «чувствовала себя страшно близкой к этому человеку». На момент знакомства с Курагиным девушка уже была помолвлена с князем Андреем Болконским. Эта помолвка не была актом насилия, Наталья не испытывала отвращения к предстоящей свадьбе. А сама личность князя была мила и прелестна для девушки. Дело здесь обстояло в поведении молодых людей. Князь Андрей действует в рамках этикета, он не хочет смущать Наталью своими плотскими желаниями. Он слишком идеален. Анатоль же наоборот пренебрегает этими правилами, чем вызывает интерес и любопытство со стороны девушки.

Ростова воспринимает чувства Анатоля за действительность. Она не догадывается, что это очередной обман с его стороны. Курагин же, подстегиваемый интригой и вошедший в азарт, остановиться не может. Он с помощью сестры пишет Наталье письмо, где открывает девушке свои как бы возникшие чувства любви и привязанности, агитирует ее на побег. Это письмо достигло нужной цели – Наталья отказывает Болконскому и готовиться бежать с Курагиным. К счастью для девушки, этим планам не суждено было сбыться. Побег не удался, Наталью все еще не покидает надежда – она верит, что любовь способна преодолеть все препятствия, но этой надежде не суждено было сбыться. В то время когда, Ростова изводится от волнения, Курагин спокойно разъезжает на санях: «Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы». Он не испытывает ни угрызений совести, ни стыда.

Пьер Безухов забирает и горе влюбленного письма Наташи Ростовой. Родственники быстро отправляют Анатоля из Москвы, во избежание новых неприятностей.

Со временем девушка узнает, что Анатоль и вовсе был женат, поэтому никак не мог на ней жениться. Ее чувства к Анатолю сильны, в то же время она осознает, что ее жестоко обманули, в отчаянии девушка пьет мышьяк, но нужного эффекта добиться не получается – она признается в содеянном, и Наталью спасают.

Анатоль Курагин и князь Андрей

Естественно, слухи о поступке Анатоля Курагина по отношению к Наталье Ростовой старались приостановить сами родственники, как со стороны Натальи, так и со стороны Анатоля – обнародование такой правды сыграло бы негативную роль на репутации обоих семьей.

Семьи стали ждать реакции Болконского, который может обнародовать информацию.

Князя Андрея переполняют чувства. Он чувствует себя униженным и оскорбленным. Из-за дурного и неблагородного поведения Курагина Болконский попал в глупую ситуацию – Наталья Ростова отказывает ему в замужестве. Так как Андрей испытывает к девушке самые что ни на есть нежные чувства, такой отказ становится тяжелым ударом по его самолюбию. Несмотря на всю абсурдность происходящего, Болконский понимает, что ситуацию переиграть нельзя, даже если сама Наталья уже осознала всю свою ошибку и желает стать женой Болконского.
«Князь Андрей уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить». Болконский хочет отомстить Курагину и вызвать его на дуэль.

Читайте также:
Легенда об Арионе краткое содержание читать за несколько минут

Андрей способен даже в такой ситуации здраво мыслить, поэтому он не пишет Анатолю писем (это может скомпрометировать Наталью), а гоняется за Курагиным.

Эта гонка заканчивается в военном госпитале, куда после ранения приносят Болконского. Князь Андрей среди раненых видит знакомый силуэт. «В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина». Ни Болконский, ни Курагин уже не в состоянии сводить личные счеты. Да и в этом уже нет необходимости – Болконского отпускает чувство обиды, он прощает Анатоля.

Таким образом, Анатоль Курагин в тексте является абсолютным негативом. У него практически отсутствуют положительные качества характера. Он не отличается ни умственными способностями, ни смекалкой, ни доблестью на поле битвы. У Курагина нет цели в жизни, ему привычно плыть по течению, не планируя свою жизнь. В первую очередь он марионетка, но не в руках родственников, как это часто бывает, а в руках своих друзей-дебоширов, в частности Долохова. Именно Долохов придумывает план побега Курагина и Ростовой, подстрекает Анатоля на новые шалости и глупости. Личность Анатоля Курагина привносит негатив по отношению ко всем, с кем молодой человек контактирует.

Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе Война и мир Толстого сочинение

Одним из ярких и показательных образов в романе «Война и мир» А.Н. Толстого является Анатоль Курагин. Герой романа хорош собой. Его внешность привлекательна тем, что Анатоль имеет высокий рост, хорошо сложен. Лицо его имеет правильные черты. Особо можно выделить красивые волосы, глаза, рот.

За внешним лоском скрывается откровенная глупость и неспособность жить самостоятельно, за свой счёт. Все расходы по содержанию Анатоля покрывал его отец князь Василий. Курагин-младший не стесняется просить деньги и у своей сестры Элен. А денег герою нужно много, потому что вся его жизнь проходит в развлечениях и увеселениях. Жить по-другому он не умел и не хотел. Для Анатоля существовало только две страсти: женщины и развлечения.

К женщинам он относится потребительски. Для него противоположный пол был красивыми игрушками, созданными для развлечения. Для обольщения молодых барышень Курагин не прикладывал практически никаких усилий. Взгляд его был отрешённым, всё в нём выказывало полное безразличие. Этого было достаточно для того, чтобы неопытные девушки обращали на него внимание. Иногда он пользовался и другими приёмами обольщения. Это хорошо видно на примере с Наташей Ростовой, которую Курагин смог увлечь собой.

Анатоль, получивший хорошее образование, тем не менее, не имеет никаких способностей. Он не преуспел ни в чём, кроме как в попойках и весёлом времяпровождении. Но настала тяжёлая година для Отечества и прожжённого мота и щёголя призвали в строй. Автор романа почти не даёт описания, как Анатоль вёл себя во время Бородинской битвы. Скорей всего герой воспринял службу в армии со всей присущей ему безразличностью. Известно только, что он был ранен, и ему ампутировали ногу. И это стало самым большим и страшным испытанием в его жизни.

С самого рождения Анатоль Курагин жил, не зная ни забот, ни хлопот. Он не имел никаких привязанностей, никого не любил. Даже друзья-приятели нужны ему были для того, чтобы весело провести время. И не ранение его покалечило. Его образ жизни сделал из него морального урода.

Вариант 2

Образ Анатоля Курагина не занимает основных, лидирующих мест в романе, он не глубок и не так интересен автору, да и самому читателю, но этот герой играет очень важную композиционную роль в романе, а также благодаря его присутствию наиболее глубоко раскрываются характеры остальных основных персонажей: Наташи, Пьера, Андрея и Сони.

О самом Курагине в романе сообщается совсем немного фактов, что подчеркивает не особую важность его как отдельного характера и образа. Это высокий, очень красивый и обаятельный молодой человек, умеющий очаровывать женщин с первого взгляда, и пользующийся этой своей способностью не для лучших целей. Толстой не погружает читателя в глубины души Курагина, но дает ему ту необходимую характеристику, которая позволяет понять каким собственно человеком он является и как эти его качества влияют на других персонажей.

Какую информацию дает Толстой об Анатоле? Прежде всего, это данные о его семье, по происхождению Анатоль принадлежит к знатному дворянскому роду, благодаря связям и средствам отца он получает образование за границей, но при этом автор подчеркивает, что особыми способностями и знаниями молодой Курагин не обладал. В семье он был не единственным ребенком, он имел брата Иполлита и сестру Елену, или как называли ее на французский манер, Элен. Она была женой Пьера, имела плохую репутацию и связи вне брака. Ходили слухи даже о ее любовных отношениях с братом Анатолем.

Помимо этой истории Курагин был замешан и в других любовных интригах, и одна из них, самая серьезная становится известна Наташе Ростовой в тот момент, когда она собирается бежать с ним. Анатоль оказывается женатым человеком, однажды его полк, в котором он служил, остановился в Польше, где он обольстил дочь мелкого помещика, который не спустил ему это с рук и заставил жениться. Позже Анатоль, любивший свободу и кутежи, оставил девушку при обязательстве выплачивать ее отцу определенную сумму. Этот сюжет и другие его интриги, связанные с женщинами подчеркивают его непорядочность и испорченность, а также говорят о его неспособности к настоящей искренней любви, в которую поверила наивная Наташа, доверившись ему.

Читайте также:
Cочинение дети герои - пример текста

В общем, Анатоль представлен в романе любителем кутежей, балов, выпивки и женщин. Он довольно глуп, не имеет особых способностей и талантов, самым примечательным в его образе является только внешность. Анатоль также показан слишком расточительным, он играет в карты и многое проигрывает, тратит большие суммы на веселое времяпрепровождение, для чего много берет в долг, но при этом не заботится о его возвращении. Этот факт также говорит о нем как о человеке, который не исполняет данное слово, он человек настоящего момента, в который он готов пообещать все, чтобы получить именно то, что в этот момент он хочет больше всего. В этом же ключе стоит рассматривать и его историю с Наташей, которой он сумел внушить, что он любит ее и сделает все для ее счастья. На самом же деле он хотел просто получить ее во что бы то ни стало, не задумываясь о том, сможет ли он выполнить данные ей обещания.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Герой нашего времени» – так называется роман М.Ю.Лермонтова, и сразу встает вопрос: а о каком времени идет речь? Поколение 30-хгодов, чье мировоззрение сформировалось в эпоху реакции, Лермонтов не раз обвинял в бездействии и вялости

На свежем воздухе мы проводим время с раннего детства. Когда гуляешь в парке, в лесу, очень любопытно смотреть на природу, насекомых. Естественная среда, для человека на первом месте, это что-то новое, неизвестное, то, что пробуждает сильное чувство

По жанровой направленности произведения является пьесой, основу которой составляет авторский роман «Белая гвардия». Основная тема пьесы заключается в изображении судьбы интеллигентной российской

Математика является моим самым любимым школьным предметом. Она мне начала нравится еще с самого первого класса. Мне доставляет удовольствие решение примеров и задач

Произведение основывается на событиях реальной действительности в период военного и послевоенного времени и имеет прототипа главной героини.

Характеристика Анатоля Курагина: образ героя романа «Война и мир»

Один из заметных персонажей романа А. Н. Толстого «Война и мир» — Анатоль Курагин. Он является противоположностью Андрею Болконскому, Пьеру Безухоу. Характеристика Анатоля Курагина подробно описывается автором. Мужчина имеет привлекательную внешность, но за прекрасным внешним обликом скрывается откровенная глупость и неспособность к самостоятельной жизни.

  1. Внешность героя
  2. Биография персонажа
  3. Описание личности
  4. Характер Анатоля
  5. Военная служба

Внешность героя

Анатолий Курагин непохож на типичных представителей аристократии. Герой романа высокого роста и стройного стана, что не характерно для персонажей произведений Льва Николаевича Толстого.

Писатель описывает Анатоля, как красивого и чернобрового человека. В произведении отсутствует подробная информация. Мужчина имеет большие глаза, которые сразу привлекают внимание девушек и женщин. Он умеет очаровывать собственной внешностью.

О красоте мужчины можно узнать из реакции других персонажей, которые пересекаются с Анатолем Курагиным. Женщины и мужчины застывают с благоговением, когда встречаются с персонажем. Они остаются под большим впечатлением о его красоте.

Лев Толстой не описывает телосложение. Во времена войны с Наполеоном можно понять, что Анатоль полноват. Писатель не обозначает, был ли он таким всегда или нет.

Биография персонажа

Анатоль Курагин родился в семье аристократов. Его отец работал министром, занимал должность важного чиновника. В семье Курагиных была сестра по имени Елена, а также брат Ипполит. Анатоля отправили за границу, где он смог получить хорошее образование.

Его отец считал, что там обучают намного лучше. Лев Толстой не обозначил, где именно проходил обучение персонаж романа, но есть предположение, что Анатоль ездил во Францию. Аристократы предпочитают разговаривать на французском языке. Курагин также использует его в повседневной жизни.

Образованность и обучение хорошим манерам не помогли молодому человеку. Он не смог приспособиться к самостоятельной жизни, не научился грамотно распоряжаться деньгами, временем и откладывать капитал для безбедной жизни. На протяжении длительного времени в обществе ходили слухи, что Анатолю нравилась его сестра Елена, которая согласилась стать его любовницей. По этой причине князь Василий принял решение убрать из родного дома сына, чтобы оборвать их общение и контакт.

Анатоль был частым гостем в доме сестры, даже несмотря на запреты. В романе детально описывается неподобающее поведение брата. Лев Толстой не описывает их любовную связь, только упоминает о том, что Елена разрешает целовать собственные плечи, прикасаться к ней. Вопрос об их отношениях остается спорным, а информация не подтверждается в романе.

В романе есть упоминание о дуэли с Андреем Болконским. Молодому человеку нравилась княжна Марья, которая была женой князя. Анатоль приезжал на сватовство, но ее муж не желал сдаваться. Эта дуэль красиво выглядит в экранизации произведения, которая вышла в 2016 году.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Что значит быть гражданином своей страны?» 🖊 определение и значение, рассуждение о позиции человека, примеры законопослушного человека

Курагин следует всем законам и требованиям аристократии. Он принял решение пойти на военную службу. Анатоль старался изо всех сил скрывать свое семейное положение. Мужчина был официально женат. Эта информация постепенно начала обсуждаться обществом. Слухи дошли до Натальи Ростовой. Девушка узнала о двуличии мужчины, его хитрости.

Наталья не смогла выдержать предательства, поэтому приняла решение на самоубийство. Она не захотела прощать обман. Ее не останавливала влюбленность в мужчину, а также решительные намерения сбежать. Молодой человек не попросил прощения за свои поступки. Анатоль Курагин принимает участие в военных событиях, которые происходят в 1812 году. Его направили воевать против Наполеоновских войск. Во время сражения мужчина получает серьезное ранение. В больнице врачи принимают решение спасти ему жизнь и ампутировать ногу.

После этих событий судьба Анатоля не описывается и обрывается. Лев Толстой больше не углубляется в подробности, его госпитализация описывается кратко. Можно предполагать, что мужчина умер в 1812 году, когда ему сделали операцию и ампутировали ногу в госпитале.

Описание личности

По отношению к Анатолю Курагину писатель использует такие эпитеты, как «болван», «дурень». В романе он выглядит не в лучшем свете. Мужчина имеет хорошее образование, общается с разными слоями общества. Но они не добавляют ему ума. Некоторые его поступки можно назвать абсурдными, несообразительными.

Герой относится слишком легкомысленно к собственной жизни. Он не задумывается о будущем. Мужчина не хочет понимать, что некоторые его поступки могут негативно отразиться на других людях. Курагину нравится проводить свободное время в постоянных кутежах, гулянках, где имеется большой выбор спиртных напитков.

Мужчине нравилось общество прекрасных дам. Он старался им продемонстрировать противоположные чувства, но его интерес был сильнее. Писатель описывает его манеры, поведение к девушкам. Во время прочтения романа можно понять, что мужчина полностью понимал собственное превосходство, поэтому умело этим пользовался при обольщении женщин.

Курагин строго придерживался этого принципа в общении. Когда женщины воспринимали его решительность, в их глазах он казался привлекательнее и желаннее. В обществе, где он появлялся, на него сразу же обращали внимание. Характеристика личности:

  1. Курагин регулярно посещает увеселительные вечеринки, собрания. Когда он выпивает достаточное количество алкогольных напитков, начинает вести себя неадекватно и агрессивно. О его действиях есть несколько упоминаний в романе. После алкоголя у мужчины появляется желание ломать вези, бить стекла.
  2. Курагин презрительно относится к трезвым людям, которые также посещают вечеринки. Он подходил к ним и старался напоить. В свои мероприятия Анатоль хотел втянуть Безухова, поэтому приглашал его с собой на различные мероприятия, спаивал его разными коктейлями.
  3. Окружающие не наилучшим образом отзывались о поведении Анатоля. Они говорили о нем, как о разбойнике, который портил настроение и вечеринке.

Анатоль не умел красноречиво и красиво выражать собственные мысли. К его другу Долохову общество относилось нормально. Он умел вовремя преподнести себя в выгодном свете, оправдать свой поступок. Анатоль таких знаний был лишен.

Анатоль привык ни в чем себе не отказывать. Его праздная жизнь требовала больших финансовых вложений. Ему часто не хватало денег на полноценное существование, но молодой человек не расстраивался по этому поводу. Он был наделен оптимистическим восприятием определенных событий и действительности. Когда у Анатоля не было денег на вечеринки, он занимал в долг. Отдавать его он не торопился.

Лев Толстой упоминает о многочисленных долгах своего героя. Писатель описывает его легкомысленное отношение и поведение. Отца не устраивало, что его тревожили кредиторы, поэтому он регулярно демонстрировал свое недовольство.

Постепенно Курагин начал брать больше денег в долг, потому что его запросы постоянно увеличивались. Князь Василий долгое время наблюдал за происходящими событиями, но потом перестал скрывать собственную беспомощность. О сложившейся ситуации он говорит так: «Этот Анатоль занял у меня сорок тысяч в год, — сказал он, видимо не в силах сдерживать печальный ход собственных мыслей». Долги Курагина постепенно увеличивались, поэтому его отец вынес жестокий вердикт. Он принял решение последний раз помочь сыну и внести за него половину суммы.

Характер Анатоля

Анатоль Курагин — это человек, который имеет веселый нрав. Всю свою жизнь и негативные события он воспринимал позитивно, не отчаивался. Он не проявлял интереса к карьерному росту, обустройству жизни. Составляющими его характера были самоуверенность и самодовольство. Общество неоднократно готовило о его завышенной самооценке.

Черты характера:

  • щедрость;
  • отсутствие музыкальных и хореографических талантов;
  • не умеет поддерживать разговор и вести беседу;
  • интерес к любовным похождениям.

Анатоль Курагин — это не целеустремленный человек. Его интерес заключается в веселье и организации вечеринок.

Военная служба

Курагин сначала служил в гвардии, затем перешел в армию. Его не привлекала возможность продвигаться по карьерной лестнице, завоевывать высокие звания и ранги. О его повышении всегда заботился отец, который налаживал связи с влиятельными людьми. Благодаря ему Курагин получил должность адъютанта главнокомандующего.

Анатоль испытывает злость, когда ему упоминают о необходимости планирования, что нужно чего-то добиваться в жизни. Единственное стремление молодого человека заключается в поиске обворожительных представительниц прекрасного пола. Лев Толстой не углубляется в подробности, как вел себя Курагин на фронте, были ли у него заслуги. Вероятно, что Анатоль проявлял к военной службе безразличие.

Читайте также:
Жизнь Катерины в родительском доме ℹ характеристика и нравы семьи Кабановых, события, отношения и влияние окружающих на героиню, воспитание и черты характера

Анатоль Курагин прожил веселую и активную жизнь, но совершенно бессмысленную. Этот персонаж продемонстрировал отсутствие твердой позиции, решительности. Ему не свойственно стремление к раскаянию, самопознанию, самосовершенствованию. Его можно назвать эгоистом, который переступает через чувства окружающих людей.

Характеристика Анатоля Курагина, образ, описание внешности и характера | Роман “Война и мир” Толстого

Наташа Ростова и
Анатоль Курагин.
Художник А. Николаев

Анатоль Курагин является одним из ярких второстепенных героев романа “Война и мир” Льва Толстого.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир”, описание внешности и характера персонажа.

Смотрите:
– Все материалы об Анатоле Курагине
– Все материалы по роману “Война и мир”

Характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир”, образ, описание внешности и характера в цитатах

“. исключая Анатоля, вашего меньшого. “

“. как сын князя Василия, Анатоль. “

“. Это брат Безуховой – Анатоль Курагин. “

“. имя, знатность, связи Анатоля Курагина. “

“. Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут. “

“. высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. “

“. очень хорош и большой повеса. “

“. устремил свои прекрасные большие глаза. “

“. с прирожденным ему добродушно-победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. “

“. какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын. “

“. Она только почувствовала нежную руку, твердо взявшую ее руку, и чуть дотронулась до белого лба, над которым были припомажены прекрасные русые волосы. “

“. красота его поразила ее. Анатоль, заложив большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира. “

“. этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом. “

“. необыкновенно красивого адъютанта. “

“. на его прекрасном лице не было бы такого выражения. “

“. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. слегка побрякивая шпорами и саблей. “

“. свою надушенную красивую голову. “

“. положил руку в облитой перчатке на край ее ложи. “

“. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета набок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы. “

“. большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею) Белая большая полная нога. “

“. Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою. “

“. вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. “

“. Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью. “

“. Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего. “

“. Еще в Париже ваши проказы знаю. ” (об Анатоле)

“. Она позволила себе спросить, давно ли Анатоль оставил Париж, и как понравился ему этот город. “

“. на красавца кавалергарда. ” (кавалергардcкий полк – престижное место службы)

“– . вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик

“. Анатоль находился в армии, в провинции. “

“. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. “

“. Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света. “

“. И Курагин и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга. “

“. в разгульной жизни его сына Анатоля. “

“. Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка. “

“. Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что-нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло. “

“. Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. “

“. этот дурень смотрит только на Бурьенку. “

“. Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка. “

Анатоль – не находчивый и не красноречивый человек:

“. Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах. “

“. Нет, вы знаете ли, что этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год, – сказал он, видимо не в силах удерживать печальный ход своих мыслей. “

“. Анатоль проживал десятки тысяч. “

“. он проживал более двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которых кредиторы требовали у отца. “

“. Он был убежден, что. он сотворен Богом так, что должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе. “

“. Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его долгов. “

“. Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история и что от этого услали Анатоля. Брат ее – Ипполит. Отец ее – князь Василий. Это нехорошо. “

“. он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. “

“. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. “

“. глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. “

“. слегка склонив голову, молча, весело глядел. “

“. весело наблюдая прическу княжны. “

“. Одно, что он любил, – это было веселье и женщины; и так как, по его понятиям, в этих вкусах не было ничего неблагородного, а обдумать то, что выходило для других людей из удовлетворения его вкусов, он не мог. “

“. но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность. “

“. После княжны он подошел к руке m-lle Bourienne (это было неприлично, но он делал все так уверенно и просто)..”

“. адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин. “

“. Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели. “

“. Анатоль. сводил с ума всех московских барынь в особенности тем, что он пренебрегал ими и, очевидно, предпочитал им цыганок и французских актрис. “

“. Кроме того, в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства. Как будто он говорил им своим видом: «Знаю вас, знаю, да что с вами возиться? А уж вы бы рады!» такой у него был вид и такая манера. “

“. Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоела беготня за ним женщин. “

“..«А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает», – думал Анатоль. “

“. Он не был тщеславен. Ему было совершенно все равно, что бы о нем ни думали. Еще менее он мог быть повинен в честолюбии. Он несколько раз дразнил отца, портя свою карьеру, и смеялся над всеми почестями. “

“. он ехал в Москву в должность адъютанта главнокомандующего, которую он ему выхлопотал. “

“. Пьер. под предлогом займа, давал ему деньги. “

“. в деньгах, которые он, очевидно без отдачи, занимал у встречного и поперечного. “

“. Анатоль был всегда доволен своим положением, собою и другими. Он был инстинктивно, всем существом своим убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем так, как он жил, и что он никогда в жизни не сделал ничего дурного. “

“. И право, вот настоящий мудрец! – подумал Пьер, – ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничего не тревожит его, – и оттого всегда весел. “

“. Он был не скуп и не отказывал никому, кто просил у него. “

“. Он не был игрок, по крайней мере никогда не желал выигрыша, даже не жалел проигрыша. “

“. в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову. “

“. И как могла она допустить до этого Курагина? Он обманщик и злодей, это ясно. “

“. Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера.

– О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты. “

“. Вы не можете не понять наконец, что, кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться. “

“. Анатоль. был два года тому назад женат. Два года тому назад, во время стоянки его полка в Польше, один польский небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери. Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека. “

“. Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут. “

“. но обещать девушке жениться на ней. обмануть, украсть. Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка. ” (Пьер – Анатолю, том 2 часть 5 глава XX)

“. Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрез***ую ногу. “

“. В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. “

“Пьер отдал догнавшую его коляску знакомому, раненому генералу и с ним вместе поехал до Москвы. Дорогой Пьер узнал про смерть своего шурина и про смерть князя Андрея.” (том 3 часть 3 глава IX)

Таков цитатный образ и характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир” Толстого, описание внешности и характера героя в цитатах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: