Политическая власть ℹ определение, виды, отличительные признаки, формы организации, источники, задачи, соотношение государственной и политической власти

Понятие и сущность власти, концепция, признаки и виды власти

Содержание:

  • 1 Концепции власти
  • 2 Понятие власти
  • 3 Сущность власти
  • 4 Признаки власти
  • 5 Виды власти
  • 6 Власть и авторитет
  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 25-06-2021, 16:49
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 16 145

↑ Концепции власти

Согласно этой концепции источник власти – реальное и естественное превосходство «сильных» над «слабыми». «Слабые» («подчиненные») протестуют против власти сильных. Поэтому, чтобы оправдать законность господства «сильных», создаются мифы о происхождении власти. Так, мифы «о божественном характере власти» использовались в традиционных обществах Древнего Востока, Античности, Средневековья.

Теологическая концепция власти.

Согласно данной концепции вся государственная власть происходит от Бога, а монархи – исполнители божественной воли.

Биологическая концепция власти.

Согласно данной концепции власть – механизм обуздания человеческой агрессивности, которая заложена в инстинктах человека как биологического существа.

Бихевиористская концепция власти

Власть связана с особенностями человеческого поведения, согласно которым одни люди командуют, а другие – подчиняются. Политическая власть зависит от индивидуальных стремлений к власти. Стремление подчинять своей воле других индивидов – доминирующий мотив политической активности человека.

Психологическая концепция власти

Мотивы и истоки власти находятся в сфере бессознательного. Стремление к власти – это проявление психологической энергии. Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания.

Структурно-функциональная концепция власти

Власть – это способ самоорганизации общества, который основан на разделении функций управления и исполнения. Власть – это отношения неравноправных субъектов, поведение которых зависит от выполняемых ими ролей.

Конфликтологическая концепция власти

Власть – это отношения господства и подчинения одних классов другим (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Господство обусловлено экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Класс, обладающий собственностью, может подчинять своей воле экономически зависимые классы.

Дуалистическая концепция власти

Происхождение власти дуально (двойственно): с одной стороны, власть основывается на прямом принуждении, с другой стороны, на убеждении подчиняющихся в справедливости своего подчинения.

↑ Понятие власти

Власть — необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы. Вся политическая история человечества — это история борьбы за власть. Исторически понятие «власть» связано с административным управлением древнегреческих полисов (городов-государств). Необходимо было регулировать взаимоотношения граждан и реализовывать их интересы на территории полисов. Отсюда и возникла власть как определенная насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей. Искусство управления гражданами — «политами», регулирование их поведения с помощью права, насилия, авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием «политика».

Однако политика и власть не одно и то же. Категория «власть» по своему объему более общая, чем категория «политика». Если политика – это искусство управлять, то власть – это способность одного человека оказывать влияние на других.

Из множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение немецкого социолога и политолога М. Вебера: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана».

↑ Сущность власти

Определение власти, сформулированное Вебером, помогает выделить важные положения, характеризующие сущность политической власти:

1. Политическая власть связана с «собственной волей», т.е. волей, предполагающей использование государства или влияния на него.

2. Для проведения собственной воли используется любая возможность, «независимо от того, на чем такая возможность основана». В политике эти возможности могут базироваться на экономической зависимости или психологической зависимости от средств массовой коммуникации, которые дают возможность тиражировать политические взгляды и оценки, влиять на политическое поведение масс.

3. Проведение собственной политической воли происходит «внутри данных социальных отношений». Это означает, что в различных типах социальных отношений, в различных обществах будут использоваться разные формы, методы, темпы, привлекаемые средства для достижения политических целей. Несмотря на то что власть предполагает использование любой возможности для решения стоящих перед ней задач, она имеет и определенные ограничения, которые устанавливают ей традиции, общественная нравственность, закон.

4. Понимание политической власти связано с тем, что воля господствующих сил проводится вопреки сопротивлению подвластных. Сопротивление власти, противодействие ей имеют под собой веские причины: непризнание большинством «права» на власть и управление за субъектами, их осуществляющими (т.е. нелегитимность власти); безальтернативность принятых властью решений; внедрение новаций, политическая модернизация, будь то революция или реформирование всего общества, все, что так или иначе нарушает традицию, привычный ход жизни; несоответствие политики важнейшим потребностям большинства членов общества.

Читайте также:
Категории преступлений ℹ основные виды, признаки, степени и критерии категоризации, особенности классификации по степени тяжести в уголовном праве, примеры

↑ Признаки власти

Как общественный феномен власть обладает рядом специфиче­ских признаков:

  • всеобщность, т.е. способность проникать во все сферы деятельности отдельных индивидов, человеческих общностей и социальных институтов;
  • порядок и согласованность действий сторон, обусловлен­ных различными факторами, например общей материальной заинтересованностью, духовной близостью, страхом, подра­жанием, привычкой и т.д. В конечном счете любая власть опирается на добровольный или вынужденный консенсус сторон, готовность к подчинению;
  • объективные потребности и интересы конкретного ин­дивида, социальной группы либо класса.

↑ Виды власти

В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти.

Так, с точки зрения социального уровня различают власть: в масштабе всего общества; внутри коллектива (социальной общности); в отношениях между индивидами.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть: тоталитарную; авторитарную; либеральную; демократическую.

С точки зрения эволюции власти проводится различие между общинной или недифференцированной властью (при родовом строе), индивидуализированной и персонифицированной властью (при племенном строе, теократических и феодальных режимах) и институализированной, т.е. автономной в правовом отношении (современное государство).

По содержанию можно выделить власть: семейную, чувственно-­эмоциональную, духовную, религиозную, экономическую, полити­ческую, информационную и др.

Политическая власть и государственная власть

Государственная власть
Политическая власть
Государственная власть формализована, легализована, закреплена в правовой форме, реализуется специальным государственным аппаратом, выполняет арбитражную роль в обществе. Это один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны. Политическая власть — опирается на группы давления, политические партии, представительство в органах государства, использует общественное мнение. Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Специфика государственной власти определяется, прежде всего, ее монополией на легальное, легитимное и универсальное принуждение от имени общества, обладанием юридического верховенства в обществе, универсальностью и суверенностью.

Государственная власть олицетворяется всей совокупностью институтов, мощью управляющей машины, средствами силового и «мягкого» принуждения, что обеспечивает общеобязательный характер государственных решений. Политическая власть рассредоточена среди различных субъектов политики — политических партий, социальных движений, групп интересов и групп давления. Ее влияние во многом определяется ресурсными возможностями различных социальных групп. В демократической политической системе победившая на выборах политическая партия, получает доступ к рычагам государственного аппарата управления и, используя его ресурсы, реализует свою программу на практике. Смысл демократической политической системы заключается в обеспечении равных условий политической конкуренции различных социально- политических сил. Это означает неприемлемость монополии на политическую власть в политической системе, построенной на принципах конституционализма и представительной демократии.

↑ Власть и авторитет

Власть связана с личностью лидера. Власть создает благоприятные правовые или юридические возможности для осуществления политического лидерства, которое, в свою очередь, опирается на авторитет и доверие.

Авторитет – безусловное признание достоинств политического лидера и его влияние на своих последователей.

Лидер использует свой авторитет для осуществления целей и задач политической деятельности. Обычно авторитет лидера определяется либо личными качествами политика, либо престижем проводимой им политики или статусом возглавляемого им органа.

Специфической особенностью авторитета является то, что он основан на добровольном признании личных заслуг и достоинств субъекта авторитета, а не на навязывании чужой воли.

В политологии авторитет рассматривается в качестве одного из методов осуществления политики, как один из мотивов подчинения властным органам, как выражение отношений субъекта и объекта политической деятельности. В основе авторитета лежит вера объекта политики в то, что политический лидер обладает определенными качествами для политического управления.

Политологи выделяют два вида авторитета руководителей:

  • должностной, обеспеченный положением,
  • личный, приобретенный самим руководителем.

Применительно к системе власти можно предположить, что авторитет представителей высших эшелонов власти (президент, премьер-министр и т.д.) в большей мере является должностным.

На более низких уровнях (региональные, местные администрации) все более определяющую роль начинает играть психологический авторитет, что объясняется меньшей дистанцией между властью и населением.

В основе политического авторитета лежит доверие объекта авторитета субъекту, вера объекта в то, что субъект обладает определенными основаниями и качествами для того, чтобы подчиняться ему. Доверие по отношению к политическим лидерам возникает в том случае, если люди уверены (или предполагают), что политический лидер сможет разделить их ценности. Особенности его выражения основаны на прошлом опыте лидера и его окружения и определяются сложившимися нормами и ценностями данной общности людей. Человек доверяет тем людям, взгляды и представления которых соответствуют сложившейся у него системе ориентаций и ценностей. Он воспринимает как истинную информацию, поступающую в первую очередь от вызывающих у него доверие людей. Не случайно кредит доверия (равно, как и его отсутствие) существенно влияет на поведение как политического лидера, так и его последователей.

Читайте также:
Дактилоскопическая экспертиза: кому нужна обязательно и как проводится

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 26. Наука «Политология». Политическая деятельность

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Политика как деятельность. Политические институты, политические отношения.
  2. Власть, виды власти. Политическая власть.

Политология – это наука о политической власти и управлении.

Политика – сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.

Политические элиты – небольшие группы людей, сосредоточившие в своих руках значительный объем политической и власти и оказывающие наибольшее влияние на принятие политических решений, также являются важным субъектом политической деятельности.

Политический институт – это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления.

Власть – это возможность повелевать, отдавать приказы, подчинять своей воле действия других людей.

Государственная власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны.

Политическая власть – это реальная возможность субъекта политики проводить свою волю, выраженную в политике. Политическая власть – это право, способность и возможность претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2014. – С. 216 – 225.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

Открытые электронные ресурсы::

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Политика является предметом изучения особой общественной науки – политологии. Родоначальником политической науки считается итальянский философ Н.Макиавелли. Именно он в своей работе «Государь» впервые сформулировал предмет политологии.

Политология- это наука о политической власти и управлении. Политика – сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.

Рассмотрим подробнее политическую деятельность. Нам знакомо уже понятие деятельность. Вспомним, что в структуре любой деятельности выделяют субъекты и объекты. Субъектом политики могут стать отдельные люди, индивиды. Немецкий ученый Макс Вебер выделял три группы политиков в зависимости от степени их вовлеченности в политику:

  1. Это политики «по случаю», то есть люди, которые нерегулярно, от случая к случаю, например, участвуя в выборах раз в несколько лет, участвуют в политическом процессе;
  2. Политики «по совместительству»- это люди, которые совмещают свою основную деятельность с политической, например, являясь членом партии;
  3. И, наконец, это профессиональные политики, то есть люди, которые живут для политики и за счет политики. Это сфера их профессиональной деятельности.

Кроме индивидов, субъектом политики могут стать целые социальные группы, например, классы, народы, сословия и другие. Вы можете вспомнить из истории, какую роль сыграла буржуазия в буржуазных революциях в Европе 17-18 веков, рабочий класс в октябрьских событиях 1917 года в России.

Следующим субъектом политики являются политические организации, среди которых важнейшими являются государство и политические партии.

Политические элиты, то есть небольшие группы людей, сосредоточившие в своих руках значительный объем политической и власти и оказывающие наибольшее влияние на принятие политических решений, также являются важным субъектом политической деятельности.

Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

В зависимости от объекта политического воздействия выделяют следующие направления политики: экономическая, социальная, молодежная, экологическая и другие.

Важнейшее место в структуре политической сферы общества занимают политические институты. Политический институт– это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, общественной безопасности и порядке. Основными политическими институтами являются государство и партии.

Читайте также:
Вандализм: определение, примеры из реальной жизни, отличие от хулиганства, наказание

В процессе политической деятельности люди вступают в различные взаимосвязи взаимодействия, которые называются политическими отношениями. Это могут быть отношения между государством и гражданами; между различными государствами; между государством и негосударственными институтами, например, церковью; между государственными органами, например парламентом и правительством и другие.

В определении политики ключевыми словами являются «власть» и «управление». Так что же такое власть?

Сразу на ум приходит власть родителей в семье, власть командира в военной части, руководителя в учреждении, президента в стране. Так что же общего между этими видами власти? Очевидно, что это возможность повелевать, отдавать приказы, подчинять своей воле действия других людей. Выделяют основные виды власти: это экономическая (контроль над экономическими ресурсами); социальная (возможность влиять на положение социальных слоев); информационная (контроль над СМИ); принудительная (контроль над людьми с помощью физической силы: армии, полиции, судов); и наконец, власть политическая. о ней поговорим подробнее.

Политическая власть – это реальная возможность субъекта политики проводить свою волю, выраженную в политике. Отличительные признаки политической власти:

  1. Распространяется на все общество;
  2. Действует на основе права от имени всего общества;
  3. Только ей принадлежит право на легальное использование силы в пределах страны;
  4. Для нее характерно существование единого центра принятия политических решений;
  5. Имеет возможность использовать самые разнообразные средства: и принудительные, и экономические, и информационные, и социальные.

Типы политической власти (по М.Веберу)

  • Традиционный
  • Легальный
  • Харизматический

В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной. Законодательную власть осуществляет парламент. В России это Федеральное собрание. Исполнительную – Правительство РФ. И, наконец, судебную – суды РФ, среди которых высшими судебными органами являются Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ.

Примеры и разбор решения заданий

  1. Выберите верные суждения о политической деятельности:

1)Политической деятельностью в демократическом государстве должны заниматься только профессиональные политики;

2)Деятельность, в том числе и политическая, присуща всем живым существам;

3) В политической деятельности люди могут проявить свою гражданскую позицию;

4)В переломные моменты истории большие социальные группы часто становились активным субъектом политики

Правильные ответы: 3; 4.

2. Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:

1. В зависимости от _______ политического воздействия выделяют следующие направления политики: экономическая, социальная, молодёжная, экологическая и другие.

2. Политические _________ — различные взаимосвязи взаимодействия, в которые вступают люди в процессе политической деятельности.

Варианты ответов:

  1. Объекта, субъекта, характера.
  2. Институты, организации, отношения.

Правильный вариант: объекта; отношения.

Комендантский час для несовершеннолетних в 2021 гг

​​Для безопасности лиц, не достигших 18 лет, и предупреждения преступлений на территории РФ вводится запрет на их нахождении на улице в ночное время суток. Комендантский час имеет различные временные рамки летом и зимой, для несовершеннолетних также составлен список мест, куда нельзя заходить.

Что такое комендантский час?

Комендантский час — это запрещенное время для пребывания на улице или в других местах в конкретное время. Исключения предоставляются только при наличии специального разрешения. Основаниями для введения запрета являются:

  • военные действия на территории страны;
  • массовые беспорядки;
  • критическое количество преступлений;
  • стихийные бедствия.

В мирный период ограничение распространяется только на несовершеннолетних. Законодательно устанавливается период, когда дети не имеют права самостоятельно выходить из дома без взрослых. Согласно ст. 14.1 ФЗ № 124 субъекты РФ могут самостоятельно закладывать запрет, определять его протяженность и возраст граждан, попадающих под ограничения.

Кто попадает под действие запрета

Комендантский час для малолетних детей и несовершеннолетних подростков в 2021 гг распространяется на:

  • детей, не достигших 7 лет — не могут находиться на улице в одиночку;
  • подростков, которым исполнилось 7-14 лет — после 22 часов должны быть дома.

На улице и в общественных местах данным лицам можно находиться в сопровождении родителей либо иных лиц, достигших совершеннолетия. Однако, это не отменяет запрет на пребывание вне дома с 22.00 ночи до 6.00 утра.

В какое время действует комендантский час?

Закон устанавливает, что детей до 7 лет на улице должны сопровождать родственники и родители. Это соблюдение указанных в основных гарантиях прав ребенка, к которым относятся Конституция РФ, ФЗ № 124. Также на основании ст. 3 ФЗ № 124, федеральные власти могут принимать законы о защите детских прав, а государство — иные нормативные акты.

Читайте также:
Товарищество собственников жилья: как работает, основные понятия

Для подростков возрастом 7-18 лет действует следующий ряд ограничений:

  • от 7 до 16 лет — разрешено нахождение несовершеннолетних на улице или в других местах без взрослых до 22 вечера зимой и 22 вечера в летнее время года;
  • от 16 до 18 лет — могут находиться на улице до 23 часов вне зависимости от времени года;
  • от 7 до 18 лет — в новогоднюю ночь или на региональный праздник могут быть на улице со взрослыми без ограничений. Этот момент определяют муниципальные власти.

До скольки комендантский час, зависит от регионального законодательства. В большинстве случаев его окончание припадает на 6.00 утра.

В отношении каких мест действует запрет на посещение?

Комендантский час подразумевает не только ограничение времени пребывания на улице. Детям запрещено находиться:

  • в торговых точках, развлекательных центрах и на прилегающей к ним территории;
  • в зданиях вокзалов, на открытых и закрытых стадионах;
  • в общественных парках и скверах;
  • на территории культурно-образовательных учреждений;
  • в местах расположения точек общепита;
  • в букмекерских конторах и магазинах, торгующих интимными товарами;
  • в заброшенных зданиях с подвалами или выходами на крышу;
  • на остановках городского и общественного транспорта.

Особый запрет действует в отношении мест, торгующих алкоголем — подросткам там нельзя быть в любой период суток и года.

Кто вправе сопровождать детей в ночное время?

Федеральный закон № 124 в 2021 гг устанавливает необходимость сопровождения детей взрослыми. К ним относятся:

  • родители или один из родителей;
  • усыновители и опекуны;
  • работники организаций, где ребенок находится на попечении;
  • представители ООП;
  • граждане, занимающиеся образованием, воспитанием, соцзащитой, обслуживанием, реабилитацией и адаптацией детей.

Указанные лица должны иметь при себе документы, подтверждающие их статус. Родители могут предоставить паспорт или свидетельство о рождении ребенка, сотрудники учреждений — приказ, постановление руководства и разрешение.

Нарушение комендантского часа

Закон, в частности ст. 5.35 КоАП, при нарушении положений о комендантском часе определяет санкции для родителей несовершеннолетних или организаций. Мать и отец, нарушившие обязанности по воспитанию ребенка, оплачивают штраф в размере 500 руб. При неоднократных нарушениях сумма штрафных санкций возрастает. Учреждения, по вине который подростков и детей нет дома в установленное время ночью, выплачивают штраф за нарушение комендантского часа в размере от 10 до 50 тыс. руб.

Представители полиции, встретившие подростка без сопровождения в указанный час, устанавливают его личность и данные о родителях. Если взрослых не найдут, несовершеннолетнего отправят в спецучреждение до выяснения обстоятельств.

Региональные особенности

Комендантский час в зимнее время года или летом отличается по протяженности и мерам взыскания для лиц, ответственных за несовершеннолетних. Эти различия устанавливают региональные власти.

В Москве

На территории столицы руководствуются ст. 3.12 Кодекса города о правонарушения административного типа. В документе установлено, что ночное время — это период с 23 ночи до 6 утра. Ограничение распространяются на детей, не достигших 18-летнего возраста, которые без законных представителей, матери или отца находятся в парке, на территории водоема, крыше, чердаке, в подвале или интернет-кафе. Комендантский час действует и в отношении образовательных учреждений, транспортных магистралей, стройплощадок, железных дорог.

При обнаружении ребенка ночью в одном из этих мест родители привлекаются к административной ответственности — предупреждению или штрафу от 100 до 500 руб.

Если несовершеннолетних задержали в ресторане, клубе или баре, реализующем алкогольные напитки, ответственность наступает для сотрудников и самого заведения. Должностные лица облагаются штрафом в размере 2500-5000 руб. Для юридических лиц штраф составляет 10-30 тыс. руб. Для предупреждения денежной ответственности в заведении у посетителей могут потребовать документы.

В Санкт-Петербурге

На территории Санкт-Петербурга в 2021 гг действуют нормативы, установленные законом города № 48-14. Согласно им, лицам, не достигшим 16 лет, нельзя находиться ночью на улице, в парках, в общественном транспорте, интернет-клубах, в местах реализации алкогольной продукции.

Закон Санкт-Петербурга № 48-14 также регламентирует:

  • временной период комендантского часа. С 1 сентября по 31 мая — с 22 до 6 часов, с 1 июня по 31 августа — до 23 часов;
  • для подростков возрастом от 16 до 18 лет — без родителей нельзя присутствовать в общественных местах с 23 до 6 часов круглогодично;
  • штрафные санкции для нарушителей от 16 лет в размере 1000-3000 руб.;
  • штраф, применяемый для родителей — от 1 до 3 тыс. руб., от 3 до 5 тыс. руб. повторно;
  • штрафы для ИП, допустивших несовершеннолетних к месту, на которое распространяется ограничение — от 3000 до 5000 руб., 5-10 тыс. руб. повторно;
  • санкции для юридических лиц за допущение нахождения — от 10 до 15 тыс. руб., 15-20 тыс. руб. повторно.
Читайте также:
Административные наказания ℹ понятие, виды, общая характеристика и классификация, основные меры и санкции, функции и цели назначения

Другие регионы

Комендантский час и его региональные особенности в России, штрафы для лиц, ответственных за несовершеннолетних, указаны в таблице.

7-14 лет — с 21.00 до 6.00;

Комендантский час призван повысить качество контроля родителей за досугом и поведением детей в ночное время. Закон позволяет предупредить противоправные действия, обеспечивает защиту от влияния на развитие вредных факторов, злоумышленных посягательств на жизнь и здоровье несовершеннолетних.

Комендантский час для несовершеннолетних в 2021 гг

​​Для безопасности лиц, не достигших 18 лет, и предупреждения преступлений на территории РФ вводится запрет на их нахождении на улице в ночное время суток. Комендантский час имеет различные временные рамки летом и зимой, для несовершеннолетних также составлен список мест, куда нельзя заходить.

Что такое комендантский час?

Комендантский час — это запрещенное время для пребывания на улице или в других местах в конкретное время. Исключения предоставляются только при наличии специального разрешения. Основаниями для введения запрета являются:

  • военные действия на территории страны;
  • массовые беспорядки;
  • критическое количество преступлений;
  • стихийные бедствия.

В мирный период ограничение распространяется только на несовершеннолетних. Законодательно устанавливается период, когда дети не имеют права самостоятельно выходить из дома без взрослых. Согласно ст. 14.1 ФЗ № 124 субъекты РФ могут самостоятельно закладывать запрет, определять его протяженность и возраст граждан, попадающих под ограничения.

Кто попадает под действие запрета

Комендантский час для малолетних детей и несовершеннолетних подростков в 2021 гг распространяется на:

  • детей, не достигших 7 лет — не могут находиться на улице в одиночку;
  • подростков, которым исполнилось 7-14 лет — после 22 часов должны быть дома.

На улице и в общественных местах данным лицам можно находиться в сопровождении родителей либо иных лиц, достигших совершеннолетия. Однако, это не отменяет запрет на пребывание вне дома с 22.00 ночи до 6.00 утра.

В какое время действует комендантский час?

Закон устанавливает, что детей до 7 лет на улице должны сопровождать родственники и родители. Это соблюдение указанных в основных гарантиях прав ребенка, к которым относятся Конституция РФ, ФЗ № 124. Также на основании ст. 3 ФЗ № 124, федеральные власти могут принимать законы о защите детских прав, а государство — иные нормативные акты.

Для подростков возрастом 7-18 лет действует следующий ряд ограничений:

  • от 7 до 16 лет — разрешено нахождение несовершеннолетних на улице или в других местах без взрослых до 22 вечера зимой и 22 вечера в летнее время года;
  • от 16 до 18 лет — могут находиться на улице до 23 часов вне зависимости от времени года;
  • от 7 до 18 лет — в новогоднюю ночь или на региональный праздник могут быть на улице со взрослыми без ограничений. Этот момент определяют муниципальные власти.

До скольки комендантский час, зависит от регионального законодательства. В большинстве случаев его окончание припадает на 6.00 утра.

В отношении каких мест действует запрет на посещение?

Комендантский час подразумевает не только ограничение времени пребывания на улице. Детям запрещено находиться:

  • в торговых точках, развлекательных центрах и на прилегающей к ним территории;
  • в зданиях вокзалов, на открытых и закрытых стадионах;
  • в общественных парках и скверах;
  • на территории культурно-образовательных учреждений;
  • в местах расположения точек общепита;
  • в букмекерских конторах и магазинах, торгующих интимными товарами;
  • в заброшенных зданиях с подвалами или выходами на крышу;
  • на остановках городского и общественного транспорта.

Особый запрет действует в отношении мест, торгующих алкоголем — подросткам там нельзя быть в любой период суток и года.

Кто вправе сопровождать детей в ночное время?

Федеральный закон № 124 в 2021 гг устанавливает необходимость сопровождения детей взрослыми. К ним относятся:

  • родители или один из родителей;
  • усыновители и опекуны;
  • работники организаций, где ребенок находится на попечении;
  • представители ООП;
  • граждане, занимающиеся образованием, воспитанием, соцзащитой, обслуживанием, реабилитацией и адаптацией детей.
Читайте также:
Унитарное предприятие - особенности, кто собственники, примеры

Указанные лица должны иметь при себе документы, подтверждающие их статус. Родители могут предоставить паспорт или свидетельство о рождении ребенка, сотрудники учреждений — приказ, постановление руководства и разрешение.

Нарушение комендантского часа

Закон, в частности ст. 5.35 КоАП, при нарушении положений о комендантском часе определяет санкции для родителей несовершеннолетних или организаций. Мать и отец, нарушившие обязанности по воспитанию ребенка, оплачивают штраф в размере 500 руб. При неоднократных нарушениях сумма штрафных санкций возрастает. Учреждения, по вине который подростков и детей нет дома в установленное время ночью, выплачивают штраф за нарушение комендантского часа в размере от 10 до 50 тыс. руб.

Представители полиции, встретившие подростка без сопровождения в указанный час, устанавливают его личность и данные о родителях. Если взрослых не найдут, несовершеннолетнего отправят в спецучреждение до выяснения обстоятельств.

Региональные особенности

Комендантский час в зимнее время года или летом отличается по протяженности и мерам взыскания для лиц, ответственных за несовершеннолетних. Эти различия устанавливают региональные власти.

В Москве

На территории столицы руководствуются ст. 3.12 Кодекса города о правонарушения административного типа. В документе установлено, что ночное время — это период с 23 ночи до 6 утра. Ограничение распространяются на детей, не достигших 18-летнего возраста, которые без законных представителей, матери или отца находятся в парке, на территории водоема, крыше, чердаке, в подвале или интернет-кафе. Комендантский час действует и в отношении образовательных учреждений, транспортных магистралей, стройплощадок, железных дорог.

При обнаружении ребенка ночью в одном из этих мест родители привлекаются к административной ответственности — предупреждению или штрафу от 100 до 500 руб.

Если несовершеннолетних задержали в ресторане, клубе или баре, реализующем алкогольные напитки, ответственность наступает для сотрудников и самого заведения. Должностные лица облагаются штрафом в размере 2500-5000 руб. Для юридических лиц штраф составляет 10-30 тыс. руб. Для предупреждения денежной ответственности в заведении у посетителей могут потребовать документы.

В Санкт-Петербурге

На территории Санкт-Петербурга в 2021 гг действуют нормативы, установленные законом города № 48-14. Согласно им, лицам, не достигшим 16 лет, нельзя находиться ночью на улице, в парках, в общественном транспорте, интернет-клубах, в местах реализации алкогольной продукции.

Закон Санкт-Петербурга № 48-14 также регламентирует:

  • временной период комендантского часа. С 1 сентября по 31 мая — с 22 до 6 часов, с 1 июня по 31 августа — до 23 часов;
  • для подростков возрастом от 16 до 18 лет — без родителей нельзя присутствовать в общественных местах с 23 до 6 часов круглогодично;
  • штрафные санкции для нарушителей от 16 лет в размере 1000-3000 руб.;
  • штраф, применяемый для родителей — от 1 до 3 тыс. руб., от 3 до 5 тыс. руб. повторно;
  • штрафы для ИП, допустивших несовершеннолетних к месту, на которое распространяется ограничение — от 3000 до 5000 руб., 5-10 тыс. руб. повторно;
  • санкции для юридических лиц за допущение нахождения — от 10 до 15 тыс. руб., 15-20 тыс. руб. повторно.

Другие регионы

Комендантский час и его региональные особенности в России, штрафы для лиц, ответственных за несовершеннолетних, указаны в таблице.

7-14 лет — с 21.00 до 6.00;

Комендантский час призван повысить качество контроля родителей за досугом и поведением детей в ночное время. Закон позволяет предупредить противоправные действия, обеспечивает защиту от влияния на развитие вредных факторов, злоумышленных посягательств на жизнь и здоровье несовершеннолетних.

Комендантский час. Мера необходимая или придуманная?

В ходе нашего общения с читателями периодически возникают вопросы, однозначного ответа на которые либо нет, либо ответ этот всегда для кого-то спорный.

Когда мы анонсировали желание редакции как-то увеличить коммуникацию между журналистами и читателями, не было даже предположения на сколько это будет неожиданно и интересно.

Неожиданно от того, что читатели практически сразу реализовали собственные интересы. Кто-то предложил себя в качестве консультанта или автора. А кто-то просто предложил темы по которым хотелось бы подискутировать. Это оказалось очень интересным для нас.

Сегодня попробуем разобраться с комендантским часом. На сколько это мероприятие необходимо? Реально ли КЧ выполняет заявленные задачи? Не является ли комендантский час ещё одним способом пополнить казну за счет штрафов за нарушение КЧ?

Читайте также:
Союзное государство России и Белоруссии - кто управляет, какие декларации подписаны

Как вы, наверное, поняли, вопрос к нам пришел из Луганской Народной Республики. Но точно такой же вопрос мог прийти и из ДНР. Комендантский час — это суровая реальность, в которой периодически живут республиканцы.

Для начала разберемся с самим понятием “комендантский час”.

Комендантский час — это запрет на появление на улицах и в общественных местах в определенное время. КЧ вводится во время военных действий, чрезвычайных ситуаций, катастроф, в целях обеспечения проведения каких-то мероприятий и прочее.

Главной задачей этих мероприятий, а комендантский час — это не просто патрулирование и увеличение количества силовиков на улицах, это целый комплекс мероприятий, в котором задействовано множество служб, является установка либо поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, уменьшение количества жертв при чрезвычайных ситуациях.

КЧ может вводиться выборочно по территории и по другим критериям. В частности, по возрастному цензу. Многие читатели ещё помнят волну этих мероприятий, прокатившуюся по России и направленную на решение проблемы болтающихся без присмотра детей на улицах городов и сел.

Тогда тоже в прессе было множество материалов о свободе и её ущемлении введением этого самого комендантского часа. Сколько копий было сломано… Но, в итоге проблема была решена. Проблема из массовой, почти катастрофической, перешла в обычную рутину.

Начнем с самого простого и обычного. С криминала. Введение КЧ действительно способствует уменьшению общего количества преступлений. С улицы убирают ту самую шпану, которая периодически совершает мелкие преступления. И которая наиболее неуловима ввиду непродуманности и спонтанности преступлений.

То же самое касается и наркоманов. Эта публика менее изобретательна и с ней легче бороться, но тем не менее, по отмороженности наркоманы шпане сто очков вперед дадут порой.

Да и серьезный криминал остерегается “работать”. Просто потому, что количество полицейских и других сотрудников резко увеличивается, а это увеличивает риски попасть в сети правоохранителей. Так что, в целом по вопросу усиление борьбы с криминалом КЧ работает.

Вторая проблема, которая решается с помощью КЧ, это работа вражеских РДГ. Разведывательно-диверсионные группы действительно работают, в том числе, и ночами.

Но комендантский час для хорошо подготовленных диверсантов не проблема. Маршруты и время прохождения патрулей узнать достаточно просто. Более того, получить “вездеход” при наличии достаточных средств тоже не проблема. Да и возможность случайного обнаружения падает в разы, по сравнению с обычным временем.

Проблема в том, что рисковать серьезными разведчиками ради какого-то подрыва опоры или водовода, который восстановят через три дня, никто не будет. Для этого есть разовые исполнители. Сделал дело — гуляй смело, все те часы, которые тебе отведены вражеской контрразведкой.

И вот тут-то и есть шанс отловить этих “презервативов”. Обычно опытные контрики это делают быстро. Но даже в том случае, когда полностью подчистить район им не удается, оставшиеся группы не наносят серьезного урона.

Отсутствие на улицах гражданских в первую очередь уменьшает количество случайных жертв при столкновении силовиков с диверсантами.

Значит и с точки зрения борьбы с разведчиками и диверсантами, комендантский час необходим. Необходим, получается, не столько власти, сколько простым гражданам, которые чаще всего и являются жертвами терактов.

Следующий момент. Предположим, что диверсия совершена. Задача напугать жителей во время КЧ не выполнена. Для создания паники необходим масштаб, а его как раз получить при комендантском часе невозможно.

Люди, как ни прискорбно это писать, пугаются только количества трупов. Один-два-пять воспринимается как простое происшествие. Диверсанты это знают. Потому и крови при диверсиях стараются проливать как можно больше.

Для выполнения задачи нужно или много крови, или громкое, всем известное, имя. Что по эффекту сопоставимо. Вспомните громкие убийства легендарных командиров в ДНР и реакцию, последовавшую за этим.

В целом, комендантский час с поставленными задачами справляется. Никто не будет утверждать, что все эти мероприятия необходимы. Даже проголосуют за то, чтобы КЧ сохранился. Но есть один нюанс, который во многом определил, по нашему мнению, сам вопрос.

И нюанс этот называется человеческая жизнь. Ни один снаряд, ни одна ракета, ни одна граната, ни одна пуля не заставит человека, особенно молодого, отказаться от обычных человеческих радостей.

Читайте также:
Юридическая ответственность - понятие, виды и примеры

Ничто не запретит человеку любить. Ничто не запретит человеку веселиться. Ничто не запретит человеку жить. Убить можно. Но запретить нельзя.

Для подавляющего большинства населения комендантский час не приносит никаких неудобств. Люди просто знают, что появление в общественном месте в определенное время принесет кучу неприятностей.

Сложно представить пенсионера, которому что-то понадобилось на улице в 12 часов ночи. Как сложно представить рабочего, который пришел домой после смены и которому вставать в 6 утра, идущего в гости к другу в полночь.

Круглосуточные аптеки и круглосуточные магазины… Да, удобно, но не критично. В советское время целая страна жила без этого, и смертность, чего греха таить, не росла от того, что кто-то таблеток не смог купить. А продуктами и тем более, пойлом, по жизни все умели заранее запасаться.

Молодежь хочет тусоваться в ночных клубах. Молодежь хочет встречать рассвет с девушками на берегу реки. Молодежь хочет быть такой, какой она была до войны. Молодежь не хочет знать о войне, о катастрофах, о чрезвычайных ситуациях.

Осуждать молодых за такое отношение к жизни? Ничего глупее придумать, наверное, нельзя. Жизнь просто берет своё не смотря ни на что. И это правильно. Это закон, который человек не может отменить. Закон природы.

Что же касается конкретного региона, откуда поступил вопрос, то увы, комендантский час там будет вводиться ещё не раз и не два. И даже то, что некоторые категории применяют КЧ для пополнения бюджета в виде штрафов, увы, реальность. Неприятная, но тем не менее, полезная.

Трудно жить в прифронтовом городе и не замечать войны. Даже если ты молод и только начинаешь строить дальнейшую жизнь, семью, будущее. Если сосед решил покурить на бочке с бензином, то, хотите вы этого или не хотите, а приготовить огнетушитель и ведро с песком вам все равно необходимо.

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы
Прямой эфир

Что такое “комендантский час”, когда он действует и чем грозит его нарушение?

Тринадцатилетняя школьница пострадала из-за нападения тигра в барнаульском зоопарке, в который она вместе с подругой проникла поздно вечером 10 апреля. Стоит отметить, что подросток нарушила закон Алтайского края № 99-ЗС об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории региона. О том, что грозит детям и их родителям за такое правонарушение, читайте в нашей постоянной рубрике “Вопрос-Ответ”.

Несовершеннолетние дети и подростки до 18 лет не должны свободно находиться вне дома поздним вечером и ночью. В Барнауле, как и в других российских городах, будет действовать комендантский час для детей и подростков до 18 лет.

Региональный закон № 99-ЗС “Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края” запрещает такие детские прогулки. В частности, детям до 16 нельзя находиться в общественных местах с 22 часов до 6 часов местного времени. Подросткам от 16 до 18 лет запрещено посещать общественные места с 23 часов до 6 часов.

Детям и подросткам нельзя появляться без сопровождения родителей в общественных местах: в игорных заведениях, ресторанах, кафе, барах, клубах, кинотеатрах, концертных залах, дискотеках, на улицах, в парках и скверах, на стадионах и в общественном транспорте. Под запретом также теплотрассы, чердаки, подвалы, крыши зданий, а также определенные органами местного самоуправления иные места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Ограничения были введены для того, чтобы снизить количество преступлений в отношении несовершеннолетних. В городе мало спортзалов, бесплатных секций, где ребята могли бы с пользой проводить время после 22 часов. Более того, как показывает статистика, такие поздние прогулки под луной могут причинить вред здоровью детей, пагубно отразиться на их физическом и духовном здоровье.

Читайте также:
Система органов государственной власти в РФ: уровни, функции

Если сотрудники полиции или комитета по делам несовершеннолетних обнаружат в запрещенном месте подростка, они должны немедленно вызвать его родителей. Если родители по каким-либо причинам не желают явиться за ребенком, то полиция доставит его домой. И только в том случае, если ребенок не хочет или не может назвать адрес, а родители не спешат явиться, тогда стражи порядка могут забрать его в отделение до выяснения обстоятельств. Но подростка ни в коем случае не имеют права держать вместе со взрослыми задержанными. Его обязаны со всеми удобствами разместить в детской комнате милиции, а уж потом выяснять его личность и адрес.

Санкции статьи 5.35 КоАП “Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних” предусматривают предупреждение, а также штраф от 100 до 500 рублей. Платить штраф, естественно, будут родители.

Если они не контролируют ребенка и он не впервые попадается за нарушение комендантского часа, то родителей могут вызвать на комиссию по делам несовершеннолетних. Там им придется объяснять, почему они не контролируют свое чадо и позволяют ему гулять в запрещенное время.

Комендантский час для несовершеннолетних

Далеко не все подростки осведомлены о том, что закон предусматривает комендантский час для несовершеннолетних. Для полного понимания, какие последствия могут наступить, если ребенок будет обнаружен сотрудниками правоохранительных структур в неположенное время в неположенном месте, необходимо уточнить суть данного явления с нормативной точки зрения.

Что такое комендантский час?

Под комендантским часом стоит понимать запрет на пребывание на улице или в общественных местах в конкретный временной промежуток без наличия специального разрешения. Данное ограничение обычно вводится на уровне законодательства в опасные времена: на протяжении военных действий, в случае с критическим количеством преступлений, для поддержания порядка и безопасности при введении чрезвычайного положения.

В мирное время комендантский час актуален в первую очередь для несовершеннолетних лиц, его цель в данном случае заключается в предотвращении появления детей в одиночку поздно вечером и ночью – ведь именно в эти часы совершается большинство преступлений. В разных субъектах Российской Федерации установлены собственные условия ограничения, касающиеся длительности комендантского часа и возраста гражданина.

Кто попадает под действие запрета?

Также продолжительность комендантского часа определяется количеством лет. Стандартно для лиц, достигших 16 лет, устанавливаются более лояльные ограничения, чем для людей помладше.

Когда действует комендантский час?

В соответствии с общими условиями, определяющими: когда ребенку можно находиться на улице беспрепятственно, а когда ему нужно быть дома – стоит выделить два момента, принятых по всей стране.

Первый касается лиц до 16 лет – они вправе пребывать вне дома до 10 часов вечера.

Второй распространяется на детей в возрасте от 16 до 18 лет – запрет на нахождение вступает в силу после 11 часов вечера.

Вне зависимости от возраста срок действия ограничения истекает в 6 утра. При этом необходимо понимать, что закон позволяет гражданам находиться вне стен дома в комендантский час при наличии ответственного лица.

Кто может быть сопровождающим?

Чтобы несовершеннолетним реализовать свое право на беспроблемное пребывание на улице во время комендантского часа, им необходимо обратиться за сопровождением к ответственным лицам, в качестве которых по нормам закона могут выступать следующие граждане:

  • родители или иные законные представители, будь то: усыновители, опекуны и т.п.;
  • сотрудники учреждений, в которых пребывает ребенок на попечении;
  • служащие органов опеки и попечительства;
  • лица, реализующие мероприятия с участием детей, будь то: преподаватели, воспитатели, врачи, кураторы или иные люди, обладающие достаточными полномочиями для обеспечения контроля над несовершеннолетними лицами и гарантии их безопасности.

Чтобы не возникло проблем с представителями правоохранительных структур, сопровождающему необходимо иметь при себе документ, подтверждающий статус. Для родителей достаточно паспорта или свидетельства о рождении, для сотрудников учреждений – специальный приказ или постановление руководства.

Региональные особенности

В столице, Алтайском крае и некоторых иных субъектах страны несовершеннолетние лица не вправе пребывать на улице без специального разрешения или сопровождающего в период с 10 вечера до 6 утра – с 1 ноября до конца марта, с 11 вечера до 6 утра – с апреля по октябрь.

Читайте также:
Юридическое лицо - что это по ФЗ, форма и способы организации

В Санкт-Петербурге действует отдельный Закон, в соответствии с которым дети не могут находиться на улице с 10 вечера до 6 утра – с 1 сентября по конец мая, с 11 вечера до 6 утра – с 1 июня по конец августа. Запрет не действует во время новогодней ночи, а также в течение праздников, которые были организованы государственными ведомствами или органами местного самоуправления Санкт-Петербурга.

Действие нормативного акта не распространяется на лиц до 18 лет, если они были признаны эмансипированными судебным решением или вступили в официальные брачные отношения.

В Башкирии продолжительность комендантского часа была уменьшена – несовершеннолетние лица могут находиться на улице с 6 утра до 12 вечера.

В остальных регионах актуальны иные ограничения, связанные с местными нормами. Обычно различия в запретах связаны с культурными особенностями и отношением властей и самих родителей к необходимости данного явления.

Нарушение комендантского часа

В случае, когда дети не могут предоставить сведения о месте жительства, они поступают в отделение полиции для выяснения необходимых обстоятельств.

После того, как сотрудники свяжутся с родителями, устанавливаются причины, из-за которых ребенок оказался на улице в неположенное время. За первое нарушение законные представители отделаются предупреждением, в случае с повторным несоблюдением принятых норм, в их отношении реализуются более действенная мера взыскания – назначение штрафа. Его размер и допустимые варианты оплаты обеспечиваются на законодательном уровне. Стандартная величина обычно не превышает 5 тысяч рублей, хотя в большинстве случаев достаточно уплатить до 500 рублей.

Сумма взыскания определяется с учетом конкретных обстоятельств:

  • место, где был обнаружен ребенок;
  • время, когда сотрудники нашли подростка;
  • факт совершения ребенком противоправного действия в период комендантского часа;
  • место, где пребывали в это время родители, а также их состояние – в первую очередь оценивается, употребляли ли они алкоголь или наркотики.

При задержании ребенка, который находится вне дома в запрещенное время, уполномоченным сотрудником оформляется протокол, где подробно описываются все обстоятельства обнаружения безнадзорного несовершеннолетнего. Копия документа передается законным представителям. Если они выражают несогласие с указанной информацией, то могут воспользоваться правом обжалования в вышестоящем ведомстве или через районный суд.

В любом случае, все полученные сведения о правонарушении, а также судебное решение или постановление уполномоченного органа в обязательном порядке отражаются в базе данных органов внутренних дел.

Если для родителей предусмотренный штраф не столь значителен, то в отношении учреждений, где пребывало несовершеннолетнее лицо в комендантский час, установлены более существенные суммы: до 50 тысяч рублей.

Последствия для родителей

К сожалению, далеко не все родители строго следуют законодательным нормам и правилам, пренебрегая обязанностью по воспитанию собственных детей и игнорируя положения системы безопасности подрастающего поколения, что в итоге зачастую становится основанием для возникновения довольно негативных последствий.

Если данное нарушение приобретает систематический характер, то несовершеннолетнего и родителей привлекают к участию в специальной комиссии, где рассматривается вопрос о принятии решительных мер – вплоть до лишения родительских прав.

Как общество относится к подобным ограничениям?

Далеко не все граждане благосклонно относятся к комендантскому часу, считая, что для детей такой закон является прямым нарушением их интересов и прав. Особенно оспаривается позиция о необходимости уплаты штрафа за пребывание несовершеннолетнего в неположенном месте в неположенное время.

Однако большая часть поддержали данную инициативу, ведь в ее сути лежит стремление государства защитить ребенка от воздействия различных негативных факторов, существование которых может значительно повредить физиологическому, нравственному и психическому развитию гражданина. Также с помощью данного закона преследуется цель снижения количества случаев с участием в преступлениях несовершеннолетних лиц, ведь именно в ночное время совершается большинство противозаконных действий.

Также родителями отмечается, что закон не предусматривает важных нюансов. Есть школьники и студенты, которые занимаются подработкой или пребывают на дополнительных образовательных курсах, поэтому возвращаются домой в позднее время. Для таких ситуаций необходимо определить уточнения на законодательном уровне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: