Органы местного самоуправления – виды, полномочия, структура

Органы местного самоуправления – виды, полномочия, структура

Тема 8. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

8.1. Местное самоуправление: понятие и основы

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

Основы местного самоуправления – совокупность юридических норм, содержащихся в нормативных правовых актах и закрепляющих основополагающие (базисные) правовые, территориальные, финансово-экономические основы деятельности населения по решению вопросов местного значения.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция, федеральные конституционные законы, ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные нормативные правовые акты.

Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее обязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Система муниципальных правовых актов:

• устав муниципального образования;

• правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

• правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Виды территорий муниципальных образований:

• внутригородские территории городов федерального значения.

Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселкового характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектами РФ.

Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами РФ.

Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Виды муниципальной собственности:

• имущество, указанное в ч. 2–4 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения;

• имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

• имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

8.2. Понятие и виды органов местного самоуправления

Орган местного самоуправления – избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органа местного самоуправления:

• представительный орган местного самоуправления;

• глава муниципального образования;

• местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);

• контрольный орган муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Читайте также:
Формы государства - принципы и элементы устройства в России

Численность депутатов муниципального образования не может быть менее:

7 человек – при численности населения менее одной тысячи человек;

10 человек – при численности населения от одной до десяти тысяч человек;

15 человек – при численности населения от 10 до 30 тысяч человек;

20 человек – при численности населения от 30 до 100 тысяч человек;

25 человек – при численности населения от 100 до 500 тысяч человек;

35 человек – при численности населения свыше 500 тысяч человек.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования и в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными правомочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

8.3. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

При отправлении местного самоуправления возможны следующие формы прямого волеизъявления граждан:

1) местный референдум;

2) муниципальные выборы;

3) голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразование муниципального образования;

5) правотворческая инициатива граждан;

6) территориальное общественное самоуправление;

7) публичные слушания;

8) собрания граждан;

9) конференция граждан (собрание делегатов);

10) опрос граждан;

11) обращение граждан в органы местного самоуправления.

Местный референдум – проводимое на всей или части территории муниципального образования голосование граждан (жителей муниципального образования) в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения.

Правотворческая инициатива, с которой выступает инициативная группа граждан, реализуется в порядке нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования по инициативе представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования.

Конференция граждан (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Обращения граждан (индивидуальные и коллективные) направлены на решения вопросов, возникающих у граждан на местном уровне, порядок рассмотрения которых определяется законами субъектов РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика

Система органов местного самоуправления

ЛЕКЦИЯ 10

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

1) не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции);

2) в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции).

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) четко определяет структуру органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.

Читайте также:
Легитимность - определение, виды и принципы, критерии

В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования представительного органа местного самоуправления различны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п.

Представительный орган осуществляет вопросы исключительного ведения – это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений, которые вправе решать только представительный орган местного самоуправления и никакие иные органы. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 35), в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Перечисленные полномочия представительных органов – это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, где в соответствии с законодательством субъектов РФ они могут быть расширены (но не сужены). В случае, когда перечень полномочий достаточно широк, роль представительных органов с общей системе органов местного самоуправления значительно возрастает.

Структура представительного органа местного самоуправления – внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся: 1) руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа муниципального образования: созывает и ведет заседания представительного органа; контролирует и обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительного органа или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы: а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях; б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа; в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа; г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Исполнительные органы местного самоуправления – органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления является местная администрация (мэрия).

Местная администрация (от лат. administratio – управление, руководство) – исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно-распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов; 2) разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение; 3) управление муниципальной собственностью; 4) разработка программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение и т. п.

К структурным элементам местной администрации, как правило, относятся: 1) руководящее звено (глава местной администрации и его заместители); 2) аппарат администрации; 3) департаменты, управления, комитеты; 4) территориальные (районные) структурные единицы местной администрации.

Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов муниципального образования на основе единоначалия. Все исполнительные органы местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним. Глава местной администрации несет персональную ответственность за надлежащее функционирование исполнительных органов городского самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования глава местной администрации выполняет следующие функции: а) организует формирование и исполнение бюджета муниципального образования; б) руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

Читайте также:
Политическая идеология и ее виды, их характеристика, таблица

в) обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;

г) отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; д) организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение представительного органа муниципального образования; е) заключает договоры, соглашения; ж) применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 37) главой местной администрации может быть: 1) глава муниципального образования; 2) лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

При проведении конкурса представительный орган муниципального образования решает следующие вопросы: а) определяет порядок проведения конкурса (принимая положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации); б) устанавливает состав конкурсной комиссии (в том числе и общее число членов комиссии); в) назначает членов конкурсной комиссии в муниципальных районах и городских округах назначает только /3, а /3 назначается законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ); г) выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; д) утверждает условия контракта главы администрации (принимая примерный контракт, заключаемый с главой местной администрации); е) утверждает структуру местной администрации по преставлению главы местной администрации; ж) вправе выступать инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.

Высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления является глава муниципального образования. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования, является председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования представительного органа муниципального района из числа представителей выборных органов поселений является председателем представительного органа муниципального района.

Таким образом, реализуется принцип разделения властей на местномуровне. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), в сельских поселениях (как правило, малочисленных) допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования обладает следующими полномочиями:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (представительские полномочия подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального образования случаях);

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Приведенные полномочия принадлежат главе муниципального образования независимо от способа его избрания и от того, какой орган он возглавляет. Уставы муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет – представительный или исполнительный. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой, по Закону о местном самоуправлении 2003 г., реализован принцип разделения властей.

Европейский союз

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – англ. European Union, нем. Europäische Union – это объединение части государств Европы, призванное служить организационной формой для политического и экономического сотрудничества стран-членов. Девиз ЕС: «Согласие в многообразии». Гимн: «Ода к радости». Имеет единую валюту евро на территории стран, образующих еврозону.

История возникновения ЕС

Толчком для создания Европейского союза стал период после Второй мировой войны. Основная идея заключалась в том, чтобы страны, имеющие тесные торговые и экономические взаимоотношения, могли сотрудничать без угрозы возникновения военного конфликта.

Первоначально сообщество носило название Европейское объединение угля и стали (European Coal and Steel Community): оно было учреждено в 1951 году при подписании Парижского договора.

Оно включало в себя 6 стран-членов:

  • Бельгия
  • Германия
  • Франция
  • Италия
  • Люксембург
  • Нидерланды.

Уже в 1958 году тем же составом свою работу начало Европейское экономическое сообщество (European Economic Community). Союз стал основой для масштабной внутренней площадки для ведения рыночных взаимоотношений, чей потенциал продолжал реализовывать себя вплоть до международного финансового кризиса 2007-08 гг.

В 1993 году было решено переименовать Европейское экономическое сообщество в Европейский союз путём подписания Маастрихтского договора в городе Маастрихт, Нидерланды. Данное событие можно назвать ключевым моментом в переходе сообщества от экономической торговой площадки к полноценному политическому союзу. Одновременно именно данный момент многими оценивается как начало конца успеха ЕС. Пока речь шла лишь об экономической интеграции, государства-члены ЕС сохраняли свой политический суверенитет, а Брюссель имел лишь ограниченную компетенцию. Однако с переходом к политическому союзу Евросоюз начал активно перенимать на себя государственные функции стран-участниц.

Читайте также:
Политическая система - понятие и структура, типы и виды

Фото: Alexrk2

«Европейский» или «Полуевропейский союз»?

Часто Европейский союз называют просто – «Европа». Данное отождествление является абсолютно не верным.

Европа как часть света включает множество государств, которые не входят (и даже категорически не хотят входить) в Евросоюз. Наиболее очевидные примеры: Швейцария, Норвегия, Россия, Украина, Исландия, Сербия, Беларусь, а также карликовые государства Европы.

После выхода Великобритании из ЕС последний станет меньше по территории и потеряет значительную часть своего политического и экономического влияния.

Поэтому Европейский союз вернее называть «Полуевропейский союз».

Легитимность ЕС

Европейский союз провозглашает себя как объединение, основанное на верховенстве закона.

Тем не менее, легитимность ЕС многими ставится под сомнение.

Страны-члены

Текущие участники

На 2018 год в состав Европейского союза пока ещё входят 28 стран, которые суммарно составляют крупнейшее объединение на европейском континенте. Полный список государств вместе с датами вступления в ЕС выглядит следующим образом:

  • Бельгия (с 1 января 1958 года)
  • Болгария (с 1 января 2007 года)
  • Хорватия (с 1 июля 2013 года)
  • Дания (с 1 января 1973 года)
  • Германия (с 1 января 1958 года)
  • Эстония (с 1 мая 2004 года)
  • Финляндия (с 1 января 1995 года)
  • Франция (с 1 января 1958 года)
  • Греция (с 1 января 1981 года)
  • Ирландия (с 1 января 1973 года)
  • Италия (с 1 января 1958 года)
  • Латвия (с 1 мая 2004 года)
  • Литва (с 1 мая 2004 года)
  • Люксембург (с 1 января 1958 года)
  • Мальта (с 1 мая 2004 года)
  • Голландия (с 1 января 1958 года)
  • Австрия (с 1 января 1995 года)
  • Польша (с 1 мая 2004 года)
  • Португалия (с 1 января 1986 года)
  • Румыния (с 1 января 2007 года)
  • Швеция (с 1 января 1995 года)
  • Словакия (с 1 мая 2004 года)
  • Словения (с 1 мая 2004 года)
  • Испания (с 1 января 1986 года)
  • Чешская Республика (с 1 мая 2004 года)
  • Венгрия (с 1 мая 2004 года)
  • Великобритания (с 1 января 1973 года) – ввиду состоявшегося Brexit, на 2016 год государство находится на стадии выхода из ЕС.
  • Кипр (с 1 мая 2004 года)

Европейский союз = Европа?

Хотя Европейский союз часто в сокращённом виде называют просто «Европа», данное отождествление является абсолютно не верным. Европа как часть света включает множество государств, которые не входят (и даже категорически не хотят входить) в Евросоюз. Наиболее очевидные примеры: Швейцария, Норвегия, Россия, Украина, Исландия, Сербия, Беларусь, а также карликовые государства Европы.

Страны, задумавшиеся о выходе из ЕС

До лета 2016 года не было ни одного случая, когда какая-либо страна покинула ряды Евросоюза. В 1985 году состав Европейских экономических сообществ покинула Гренландия; важно, однако, отметить, что речь шла не о выходе целой страны (Гренландия принадлежит Королевству Дания), а именно о выходе отдельной территории.

Гренландия

Вступление Гренландии в ЕЭС в 1973 году было инициативой не самого северного острова, а проевропейской Дании. Так как большинство датчан проголосовало в пользу присоединения к альянсу, голос гренландцев, как жителей колонии, не имел особой силы. Для Союза Гренландия представляла экономическую важность: северная территория может похвастаться богатыми ресурсами и рыбной промышленностью.

Но время шло. А с ним приходило и осознание, что членство в интеграционному проекте скорее вредит местным интересам (уж очень активно (тогда – западные) немцы вылавливали рыбу вблизи берегов острова). 23 февраля 1982 года народ Гренландии проголосовал за выход из ЕЭС; уже 1 января 1985 года данный шаг был оформлен юридически.

Великобритания
  • Подробно: Выход Великобритании из ЕС (Brexit)

23 июня 2016 года граждане Великобритании уверенным большинством проголосовали за выход страны из ЕС (Brexit).

Стремления к выходу из Союза в других странах

В настоящее время дебаты о выходе из Евросоюза активно ведутся в следующих странах:

  • Австрия
  • Дания
  • Финляндия
  • Словакия.

Политическое устройство

Европейский союз состоит из следующих основных руководящих органов: парламента, совета, комиссии, суда. Деятельность каждого из органов теоретически должна быть построена на верховенстве закона, а каждое решение согласовываться со всеми странами-участницами ЕС по принципу представительской демократии.

Однако в настоящее время ЕС превратился в своего рода постоянного нарушителя своих же собственных правил: например, за историю существования еврозоны любой её член хотя бы раз нарушал Маастрихтские критерии; кроме того, ЕЦБ – вопреки прямому запрету на субсидирование какого-либо государства-члена еврозоны – скупает на рынке облигации проблемных стран.

Европейский парламент

  • Подробно: Европарламент.

Европейский парламент (Европарламент) выступает в роли законодательного органа Европейского союза. Первоначально основан в 1952 году, как собрание Европейского объединения угля и стали, а уже в 1962 году – стал непосредственно Европарламентом.

Читайте также:
Тоталитаризм - истоки, особенности режима, советская модель

На 2016 год включает в себя 751 депутата, которые избираются напрямую гражданами ЕС сроком на 5 лет. В основном орган заседает в Страсбурге (Франция), но также собрания проводятся в Брюсселе (Бельгия) и Люксембурге.

Европарламент выполняет три основные функции:

  • Законодательную: принятие законов в сотрудничестве с Советом и Европейской комиссией, принятие решений по европейским вопросам, ратификация международных соглашений и т. д.;
  • Контролирующую: надзор за всеми органами ЕС и выборами президента или председателя ЕС, одобрение финансовой отчётности; контроль денежно-кредитной политики ЕС и т.д.;
  • Финансовую: участие в формировании бюджета вместе с советом, утверждение долгосрочного бюджета ЕС.

Совет

Совет делится на два органа: Европейский совет и Совет Европейского союза (Совет министров).

Европейский совет

Европейский совет выступает в роли высшего органа правительства Европейского союза, чей первостепенной задачей является определение политического курса и приоритетов Европейского союза.

Основой для создания органа выступили неофициальные саммиты лидеров государств ЕС (в частности, в 1974 году). В 1992 году орган получил официальный статус, а в 2009 году стал полноправным органом ЕС.

В состав Европейского совета входят главы стран-участниц ЕС, президент Европейской комиссии, председатель Европейского совета (руководит заседанием совета) и Верховный представитель Европейского союза по внешней политике и безопасности. Заседания проходят четыре раза в год (каждый квартал) в Брюсселе (Бельгия).

Совет Европейского союза

Совет Европейского союза – также известный как Совет министров – выступает законодательным органом ЕС наряду с Европарламентом. Первостепенной задачей органа является согласование и принятие законодательства ЕС.

Впервые был основан в 1958 году в качестве Совета Европейского экономического сообщества.

В его состав входят национальные министры стран-членов ЕС в зависимости от сферы законодательства. К примеру, министры финансов заседают для обсуждения вопросов связанных с экономикой. Также, на плечи Совета министров ложится координация международных законодательных вопросов ЕС наряду с Европарламентом.

Председатель Совета выбирается каждые 6 месяцев среди участников. Орган заседает в Брюсселе (Бельгия) в одном здании с Европейским советом.

Напомним: Европейский совет отвечает за политический курс ЕС, а Совет ЕС – за согласование и утверждение законодательства ЕС!

Комиссия

Европейская комиссия (ЕК) выступает в качестве исполнительного органа власти ЕС, который отвечает за выполнения решений и постановлений Совета и Европарламента, а также контролирует соблюдения законодательства ЕС и следит за течением текущих дел союза.

Это единственный орган ЕС, который может представить совету и парламенту законопроект для рассмотрения и голосования. Также принимает участие в формировании бюджета ЕС и контролирует трату средств.

Комиссия была создана в 1958 году и на сей день состоит из коллегии 28-и комиссаров ЕС. Каждый из них представляет страну участницу. По состоянию на 2017 год председателем является Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker).

Суд Европейского союза

Суд Европейского союза является органом судебной власти и выступает гарантом применения и соблюдения законодательства ЕС на территории стран-членов. Рассматривает как дела связанные с нарушением прав граждан ЕС, так и дела международного характера (споры стран-членов ЕС и т.д.).

Впервые был основан в 1952 году как Суд Европейского объединения угля и стали, соответственно в 1958 году поменял своё название на Суд Европейских сообществ. Сегодняшний вид принял в 2009 году с подписанием Лиссабонского договора.

В состав судебного органа входит по одному судье из каждой страны участницы. Заседает в Люксембурге.

Бюджет

По последним данным, на 2017 год бюджет Европейского союза составляет около 157,86 миллиардов евро.

В начале 2017 года стало известно о планах Еврокомиссии о введении прямых налогов Евросоюза. Если данное предложение будет принято, то государства-члена утратят часть налогового суверенитета.

Валютный союз

  • Подробно: Еврозона

19 членов образуют валютный союз, называемый еврозоной.

Новости ЕС

Евросоюз – крупнейший торговый партнёр Швейцарии, и из-за этого основания (но не только) новости из ЕС часто влияют и на повседневность в Конфедерации. В данной связи Портал «Швейцария Деловая» на регулярной основе публикует новости и аналитику относительно событий в ЕС.

Как работает Евросоюз

12 пунктов о самом главном

К ак войти в Евросоюз и как из него выйти? Почему не во все страны ЕС можно поехать с «шенгеном»? Кто решает, какой будет европейская политика в отношении России? Как отличить Совет ЕС от Европейского совета? Европейское объединение угля и стали — прообраз нынешнего Евросоюза — появилось еще в 1951 году, но до сих пор не каждый гражданин ЕС, и уж тем более иностранец, сможет быстро ответить на эти вопросы.

Поэтому в рамках совместного проекта с представительством ЕС в России «Окно в Европу» «Ъ» подготовил «шпаргалку», рассказывающую о семи институтах Евросоюза (Еврокомиссия, Евросовет, Европарламент, Совет ЕС, Суд ЕС, Центральный банк и Счетная палата), а также о внешней политике ЕС, его истории, символике и перспективах расширения. Только самое важное.

Читайте также:
Европейский союз - какие страны входят, структура, политика

Золото на голубом

Европейский союз — организация, которая объединяет 27 европейских стран. И хотя это политическое образование не является государством, у него все равно есть ряд характерных для современных стран признаков, включая уникальную символику.

На флаге Европейского союза изображено 12 золотых звезд, расположенных как цифры на циферблате, на синем фоне. Сначала этот флаг придумали для Совета Европы (эта организация не имеет непосредственного отношения к Европейскому союзу), но с 1985 он года был выбран для представления «Европейских сообществ» (предшественник нынешнего ЕС). Круговое расположение звезд должно символизировать единство, солидарность и гармонию, а синий фон — западный мир.

Официальное объяснение числа звезд на флаге гласит, что «число 12 традиционно символизирует завершенность и единство» (можно вспомнить 12 знаков зодиака, месяцев в году, полутонов в октаве, апостолов). Однако существуют и другие интерпретации. Так, создатель флага Арсен Хейц рассказывал о влиянии христианства на создание символа, поскольку в западной традиции Дева Мария изображается с нимбом из 12 звезд. Но с количеством число звезд никак не связано.

Гимн ЕС — инструментальная версия «Оды к радости» Людвига ван Бетховена (часть симфонии), написанная им на стихотворение Фридриха Шиллера. Гимн символизирует «европейские идеалы свободы, мира и солидарности». Официальные инструментальные аранжировки к гимну написал один из самых известных европейских дирижеров Герберт фон Караян.

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.

«Причина этого выбора — текст „Оды к радости“, где говорится о единении и братстве всех людей и народов. Кроме того, эта музыка довольно простая, популярная и запоминающаяся».

«Единство в многообразии» — официально принятый в 2000 году девиз Европейского союза. Он символизирует многообразие европейских культур и наций, а также общую цель — достижение мира и процветания.

Английский язык — современный lingua franca — также является одним из самых распространенных языков Евросоюза. Однако его доминирующее положение в свое время натолкнулось на мощную критику: слоганом оппозиции было высказывание «Европейский союз — это Вавилонская башня, а не Лондонский Тауэр».

Как превращалась сталь

14 мая 1872 года германский канцлер Отто фон Бисмарк в речи перед Рейхстагом заявил: «Любой, кто произносит „Европа“, неправ. Это всего лишь географическое название». А имевший множество фавориток король Франции Людовик XIV однажды в частной беседе сказал, что он «скорее объединит Европу, чем сможет помирить двух женщин».

Ни , ни «железный канцлер», очевидно, не верили в возможность мира и гармонии в регионе. И неудивительно, ведь история Европы вплоть до середины ХХ века полна войн и распрей между близкими соседями. После двух разрушительных мировых войн, под угрозой экономического коллапса лидеры западноевропейских стран попытались поставить на защиту политики экономику, так перестроив потоки в регионе, чтобы новая война была невозможна. Так Старый Свет встал на путь постепенной интеграции — от экономической к политической, от Европейского объединения угля и стали к Европейскому союзу.

9 мая 1950 года считается днем создания европейского интеграционного проекта «День Европы»: в этот день министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией (так называемый план Шумана), в которой призвал Германию объединить производства угля и стали двух стран под руководством единого наднационального органа, а также подготовить создание экономического сообщества. Этот документ был разработан генеральным комиссаром по вопросам планирования Франции Жаном Монне. Вместе с Робером Шуманом их нередко называют Европы.

«…Французское правительство предлагает предпринять немедленные действия на одном ограниченном, но решающем направлении. Оно предлагает, чтобы производство угля и стали в целом было помещено под контроль общего высшего руководящего органа в рамках организации, открытой для участия других стран Европы.

Объединение производства угля и стали должно незамедлительно привести к созданию общих основ экономического развития как первого шага к федеративной Европе…»

Европейский союз — история создания, цели, состав

Европейский союз (European Union, ЕС) — это экономическое и политическое объединение стран Европы. По состоянию на текущий момент ЕС состоит из 28 членов. При этом, сейчас организация взяла курс на региональную интеграцию, благодаря которой в нее входят все новые и новые страны. Правда, для этого им приходится адаптировать свое законодательство под универсальные нормы, а это занимает какое-то время. Штаб-квартира и столица ЕС находится в Брюсселе.

Страны Евросоюза

Сейчас в составе этого союза проживает более полумиллиарда человек, объединенных общим экономическим, правовым и политическим пространством. В частности, можно выделить отсутствие реальных границ между государствами-участниками, общую валюту и многие другие объединяющие факторы.

Кроме того, существуют отдельные органы управления, а именно Европейский совет, Еврокомиссия, Суд ЕС, счетная палата и Центральный банк Европы. ЕС нельзя назвать международной организацией или государством, ведь он имеет признаки как первого, так и второго.

Читайте также:
ООН (Органзация Объединенных Наций) - страны участники

Рис. 1. Флаг Европейского Союза. Круг из двенадцати золотых звезд на синем фоне

Число стран, объединенных союзом, постоянно растет. Изначально эта организация насчитывала всего шесть участников, а именно Италию, Францию, Нидерланды, Люксембург, Бельгию и Германию. Сейчас же всеобщее европейское сообщество насчитывает уже почти три десятка участников.

Естественно, каждый из претендентов обязан соответствовать определенным вступительным критериям, принятыми в 1993 году на заседании совета ЕС в г. Копенгаген и подтвержденными в 1995 году в Мадриде. С того времени условия для соискателей не изменились. Государству достаточно исповедовать четкие демократические принципы и поддерживать свободу людей, делая это с помощью законодательства.

За всю историю этого объединения из него не вышла ни одна страна. Некоторым прецедентом в этом направлении стал выход Гренландии в 1985 году, но это не самостоятельная территория, а автономия в составе Дании. Поэтому случай не может считаться показательным. Также подобное решение актуально для Великобритании, но процесс еще находится в стадии рассмотрения на протяжении последних нескольких лет. За выход из состава ЕС на референдуме 2016 г. проголосовало почти 52 процента граждан, а значит — процедура будет доведена до конца, хотя на это и потребуется какое-то время.

Важно! Швейцария не считается частью ЕС, но активно сотрудничает с этим объединением стран.

История основания Европейского Союза

Началом формирования организации можно считать 1951 год, когда в послевоенной Европе была обнаружена необходимость в объединении и борьбе с последствиями Второй Мировой войны. При этом основатели подчеркивали, что этот союз имеет исключительно экономическую направленность, хотя со временем свое развитие получило и политическое направление. Фактически, таким образом планировалось упорядочить распределение имеющихся ресурсов.

Рис. 2. Карта Европейского Союза

Со временем, в 1957 году, экономическая интеграция начала постоянно углубляться, что привело к учреждению отдельного сообщества по вопросам экономики. На практике это привело к небывалому скачку развития стран-участниц. Для дополнительного улучшения ситуации было принято решение об отмене таможенных пошлин . Как видно из таблицы 1, ЕС постоянно расширялся и, похоже, этот процесс еще далек от завершения.

Таблица 1. Последовательность расширения ЕС

Дата Государство
1957 Франция, Бельгия, Люксембург, Германия, Италия, Нидерланды
1973 Ирландия, Дания, Великобритания
1981 Греция
1986 Португалия, Испания
1995 Швеция, Австрия, Финляндия
2004 Эстония, Кипр, Венгрия, Чехия, Латвия, Словения, Литва, Польша, Латвия
2007 Румыния, Болгария
2013 Хорватия

Вот лишь некоторые ключевые даты, играющие значительную роль в развитии и углублении евроинтеграции между странами Старого света:

  • 1951 . Подписывается “Парижский договор угля и стали”, который считается первым большим документом объединения.
  • 1957 . Создается отдельное экономическое общество Европы.
  • 1965 . Образуются первые общие институции, а именно единый Совет и Комиссия.
  • 1973 . Изначальный состав участников расширяется, к ним добавляется Дания и Великобритания.
  • 1978 . Разрабатывается единая валютная система.
  • 1985 . Принимается Шенгенское соглашение об отмене границ между государствами ЕС.
  • 1992 . Переформатирование ЕС в его современную структуру.
  • 1999 . Введение всеобщей валюты — евро.

Вторая декада ХХI века считается полной потрясений для всей Европы. Помимо прочего, Великобритания инициировала процедуру выхода из ЕС. Это происходит на фоне все более глубокой экономической интеграции между участниками.

Рис. 3. Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне определяет денежно-кредитную политику

Экономика ЕС

Изначально этот союз образовался для решения разного рода экономических целей. По этой причине интеграция между странами в данном вопросе всегда была на очень высоком уровне. Можно выделить такие направления сотрудничества:

  • Внутренний рынок . В Союзе действует правило общего рынка, что обеспечивает свободное передвижение капиталов, услуг, товаров и предпринимателей.
  • Валютный союз . Главное его проявление заключается в наличии единой валюты (евро), находящейся в обороте большинства стран-участниц.
  • Финансовое регулирование . Эта структура обязана поддерживать евро, создавая благоприятные условия для роста этой валюты.
  • Банковская система . С ее помощью удалось полностью избавиться от проблемных банков, выработав максимально эффективные механизмы надзора.
  • Энергетика . Сейчас мощностей членов ЕС хватает не только на покрытие собственных нужд, но и на продажу заинтересованным сторонам.
  • Инфраструктура . Вся транспортная система еврозоны считается общей и может использоваться каждым участником. Также страны работают над реализацией совместных проектов инфраструктурного характера.
  • Сельское хозяйство . Оно ведется в соответствии с одной из самых старых программ, направленных на снабжение продовольствие всех стран-участниц.

Важно! Фактически, в рамках ЕС были созданы идеальные условия для экономического развития как отдельного члена, так и всей организации в целом. При этом страны-участницы сотрудничают с другими государствами, такими как Россия и США.

Рис. 4. Еврозона (тёмно-синий) состоит из 19 государств-членов, официальной валютой которых является евро

Политическое устройство ЕС

Как и любая другая организация, Европейский союз опирается на несколько важных институций власти, дополняющих друг друга. Его неизменную работу обеспечивают такие структуры:

  • Европейский совет . В его состав входят главы государств и их заместители. В задачи совета входит определение направления развития всего объединения.
  • Европейская комиссия . Под таким названием действует высшая исполнительная власть, влияющая на повседневную деятельность всех прочих институтов. В ее состав входит 28 членов, по одному на каждую страну.
  • Совет . Это один из законодательных органов, также состоящий из одного представителя каждой страны-участницы. Этот орган может оказывать влияние на внешнюю политику Союза.
  • Парламент . Он состоит сразу из 751 депутата, прошедших процедуру избрания. Каждый из них получает мандат, действующий на протяжении пяти лет. Главная задача этого собрания сводится к законодательной деятельности, а именно созданию и принятию законов.
  • Суд . В его компетенцию входит урегулирование конфликтов всех возможных уровней, в том числе и между государствами. Все решения этой судебной инстанции обязательны к исполнению на территории ЕС, хотя его признают и другие страны.
  • Бюджет . Он формируется из отчислений участников, сумма которых вычисляется из Валового Национального дохода (ВНД). Также наполнение происходит за счет таможенных пошлин и других источников. Вне зависимости от ситуации, он считается общим и распределяется, исходя из актуальных потребностей.
  • Партии . Политическая жизнь Европы очень насыщена и в ней нашлось место как правым, так и левым, а также центристским, течениям.
Читайте также:
Демократия - признаки, принципы формирования и основные виды

Рис. 5. В Европейском парламенте

Подчеркнем, что все эти структуры существуют и действуют над подобными структурами отдельных государств. Что касается их комплектации, то некоторые из них наполняются по квотному принципу, дабы обеспечить достаточное представительство всех стран-участниц. Пока что этот набор институций полностью справляется со своими задачами, но он вполне может быть расширен, если возникнет такая необходимость.

Важно! В ЕС действует собственная правовая система со сводом законов и правил.

Население European Union

Если рассматривать актуальную статистическую информацию, то сейчас на территории Союза проживает порядка полумиллиарда человек. Все они относятся к разным национальностям и этническим группам. Помимо прочего, существует отдельно разделение по:

  • Языку . В обиходе граждан ЕС находится 24 языка, но на рабочий уровень выведены только немецкий, английский и французский.
  • Религии . Почти двадцать процентов заявляют о том, что не верят в Бога, основной же религией считается католичество. При этом представители других религий чувствуют себя абсолютно свободно, исповедуя ислам, буддизм и так далее.

Рис. 6. Эресуннский мост между Данией и Швецией является частью проекта трансъевропейских транспортных сетей

На сегодняшний день в Европе существует только один глобальный город, Лондон, чье население превышает отметку в 5 млн. В 6 городах, в число которых попадают Мадрид, Афины и Барселона, Берлин и Рим, а также Неаполь, население составляет около 3 млн. Еще есть восемь городов, в которых население составляет от 1 до 2 миллионов человек.

Подводя итог ко всему вышеизложенному, можно сказать, что Европейский союз — это очень сильное объединение стран, членство в котором положительно влияет на экономическое развитие государств. Также ЕС стал очень серьезным игроком на международной арене, чье влияние распространяется далеко за пределы Старого света. Эксперты подчеркивают, что актуальность Европейского союза будет сохраняться еще на протяжении длительного времени. При этом желание Великобритании выйти из состава этого союза вряд ли сильно пошатнет его позиции, ведь в Европе остается много стран, желающих стать частью этого объединения.

Еще больше интересной информации про ЕС смотрите в видео ниже.

Что такое Европейский союз

Европейский союз — главный субъект международных экономических отношений. Создание объединения обеспечило Европе мирное существование и стабильное развитие.

Что такое Европейский союз

Европейский союз (сокращенно — ЕС) — крупнейшее экономико-политическое объединение государств, расположенных на европейском континенте.

История становления Европейского союза

Предшественник Евросоюза — ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), которое было создано в 1951 году. С этого периода начинается история становления ЕС.

В состав ЕОУС входило 6 государств: Франция, Италия, Западная Германия, Люксембург, Бельгия и Нидерланды. Основная цель союза — объединение сил по добыче угля и выплавки стали.

В каком году образовался ЕС и кто его основал

Официальная дата образования Евросоюза — 1 ноября 1993 года. В этот день вступил в силу Маастрихтский договор о создании ЕС, который был подписан 7 февраля 1992 года в Нидерландах.

Сегодня выделяют имена несколько известных политиков, внесших большой вклад в становление и развитие союза европейских государств:

  • Аденауэр Г. И.;
  • Беш Ж.;
  • Бейен И.В.;
  • Альчиде де Гаспери;
  • Монне Ж.;
  • Шуман Р.;
  • Поль-Анри Спаак.

Для чего был создан

Основная идея Европейского союза — реализация ценностей: свобода, народовластие, построение правового государства, уважение человека и его прав, мир и благосостояния стран-членов.

Ряд наиболее важных целей, ради достижения которых был образован ЕС:

  • создание на европейском материке единого и безопасного пространства, не содержащего внутренних границ;
  • эффективная торговля между странами-участницами, основанная на свободной и честной конкуренции;
  • стабильный экономический рост и процветание Европы;
  • поддержка и развитие науки и технического прогресса;
  • борьба с социальной отстраненностью человека;
  • сохранение культур и языков различных народов, проживающих на территории ЕС;
  • сплоченность и солидарность стран по отношению друг к другу;
  • содействие мирным отношениям в рамках ЕС и за его пределами.
Читайте также:
Бюджетный процесс - стадии, участники, принципы

Этапы европейской интеграции

Выделяют 5 этапов европейской интеграции:

1 этап начался в 1951 году и продолжался вплоть до 1968 года. Характеризуется созданием зоны свободной торговли. Были отменены таможенные пошлины между странами-участницами ЕС.

2 этап 1968−1986 гг. Был создан таможенный союз. В отношении продукции третьих стран введен единый внешний тариф.

3 этап — с 1978 по 1992 год. К этому периоду относится организация общего рынка, в рамках которого происходило свободное движение рабочей силы, капитала и информации между странами, входящими в ЕС.

4 этап — 1993 год по настоящее время. Характеризуется становлением экономического и валютного союза. Была введена единая европейская валюта (евро).

5 этап — создание политического союза, в рамках которого разрабатывается единая внешняя политика ЕС.

Политическое устройство

Наравне с другими государствами в Евросоюзе власть делится на 3 ветви:

  1. Законодательная — ее представляет Европейский парламент и Совет ЕС.
  2. Исполнительная — Европейская комиссия.
  3. Судебная — Европейский суд.

Совет ЕС одновременно выполняет функции законодательного и исполнительного органа власти.

В Евросоюзе также функционируют институциональные органы:

  • Европейская счетная палата;
  • Европейский ЦБ;
  • Различные фонды.

Контролирующий орган — Палата аудиторов Евросоюза.

Где находятся политические центры и штаб-квартира Европейского союза

Евросоюз имеет 3 политических центра:

  • Брюссель (Бельгия);
  • Страсбург (Франция);
  • Люксембург (Великое Герцогство Люксембург).

Штаб-квартира ЕС расположена в самом центре Брюсселя. Она символ европейского сообщества.

Кто является главой ЕС

Высший политический орган ЕС — Европейский совет, в состав которого входят главы государств-членов. Главная функция этого института заключается в выработке основных направлений стратегического развития Евросоюза.

Председатель Европейского совета Дональд Туск (бывший премьер-министр Польши) был назначен на этот пост 1 декабря 2014 года.

Экономика

Хозяйственная жизнь Евросоюза формируется из экономик стран-участниц, что делает ее структуру неоднородной. Каждый из членов европейского объединения вносит свой вклад, формируя общий ВВП. В 2017 году показатель составил 15,5 трлн евро, что занимает 22% от мирового ВВП.

Экономика ЕС в разрезе отдельных наиболее значимых отраслей:

Промышленность составляет 80% европейского экспорта. На территории ЕС функционирует около 22 млн предприятий. На долю промышленного сектора приходится 19,5% ВВП Евросоюза. Наиболее развитые отрасли промышленности:

  • машиностроительная;
  • топливная;
  • черная и цветная металлургия;
  • химическая и нефтехимическая промышленность.

Сельское хозяйство — ведущая отрасль Европейского союза, которая в денежном выражении составляет 410 млрд евро.

В сельском хозяйстве задействовано около 40% всей территории ЕС. Благодаря благоприятным факторам (мягкий климат, эффективная организация производства, правильная государственная политика) Евросоюз длительное время сам обеспечивал себя продуктами питания.

В аграрном секторе ЕС ведущая роль отведена скотоводству, причем преимущество отдается молочному и мясному направлению.

Энергетика — основной рычаг, обеспечивающий развитие промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг в Евросоюзе.

В ЕС есть практически все виды энергетических ресурсов. Например, залежи нефти и природного газа находятся в Великобритании, Нидерландах и Норвегии, каменный и бурый уголь добывают в Польше и Чехии.

Торговля — Евросоюз развивает активные торговые отношения как между странами-участницами объединения, так и с внешними государствами. При этом является членом Всемирной торговой организации.

По объему экспорта ЕС занимает 2 место в мире, а также является крупнейшим импортером для более сотни разных стран.

Языки Евросоюза

Европейский парламент представляет интересы всех стран-участниц. В связи с этим в ЕС установлено 23 официальных языка:

  • английский;
  • болгарский;
  • венгерский;
  • голландский;
  • греческий;
  • датский;
  • ирландский;
  • испанский;
  • итальянский;
  • латвийский;
  • литовский;
  • мальтийский;
  • немецкий;
  • польский;
  • португальский;
  • румынский;
  • словацкий;
  • словенский;
  • финский;
  • французский;
  • чешский;
  • шведский;
  • эстонский.

Флаг Евросоюза: что означают звезды на флаге и сколько их

На флаге ЕС изображены 12 золотых пятиконечных звезд, расположенных по кругу на синем фоне. Символика трактуется следующим образом:

  1. Звезды — это государства Европы. Их количество (12 штук) символизирует полноту и совершенство.
  2. Круг — знак единства,
  3. Синий цвет — небо западного мира.

Валюта ЕС

В зоне Европейского союза введена единая валюта — евро. Сегодня она является официальной денежной единицей 19 стран-участниц ЕС.

Территория ЕС

Площадь ЕС занимает около 4 422 773 квадратных километров (большая часть Европы). По величине территории Евросоюз занимает 7 место в мире. С разных сторон граничит с 19 странами.

Численность населения ЕС на 2019 год

По состоянию на 1 января 2018 года население Евросоюза — 512 млн человек. Ожидается, что в конце марта 2019 года число снизится до 446,4 млн людей (в связи с выходом из состава Европейского союза Великобритании).

Какое самое населенное государство в Евросоюзе

Самое населенное государство Европейского союза — Германия. На ее долю приходится 16% от общего населения ЕС.

Религии Евросоюза

Евросоюз совмещает самые разные религии:

  • христианство (распространено в западной части Европы);
  • католицизм (в Южной Европе);
  • протестантство (характерно для Северной Европы);
  • православие (Юго-восток ЕС).
Читайте также:
Типы избирательных систем - сравнительная таблица, плюсы-минусы

Вооруженные силы Евросоюза

Военная структура представлена различными механизмами сотрудничества, созданными между вооруженными силами стран-участниц. Взаимодействие организуется как на межправительственном уровне, так и в рамках отдельных институтов Евросоюза (Общая политика безопасности обороны в рамках Общей внешней политики и политики безопасности).

Главное военное объединение Европейского союза — НАТО (Организация североатлантического договора), куда входит 22 члена ЕС.

Страны ЕС

Европейский союз

Начнём с того, что Европейский союз был образован в 1957 году группой из 6 государств, членов Европейского объединения угля и стали (Германия, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Луксембург), ставшими первыми членами ЕС.

Евросоюз создавался с целью создания единого экономического пространства с хождением общей валюты, отсутствием паспортно-визового контроля, свободным движением капитала и трудовых ресурсов.

Практически, сразу, в 1958 в рамках ЕС был создан Таможенный союз, упразднивший все таможенные пошлины для стран Евросоюза, ставший первым шагом на пути к “Общему рынку”.

Расширение Евросоюза

Долгое время Евросоюз оставаялся “закрытым экономическим клубом”, стимулируя стремительное развитие экономики стран – участниц. В 1973 к ЕС присоединились Ирландия и Дания, в период 1981 – 1986 годы – Греция, Испания и Португалья.

К 1992 году ограниченные внутренние ресурсы стран Европейского союза стали тормозить развитие экономического альянса, и руководство ЕС взяло курс на расширение за счёт новых государств. В 1993 году были сформулированы основные политические, географические, экономические и юридические критерии членства в Евросоюзе.

В 2004 году в ЕС приняли сразу 10 стран из Восточной Европы. Благодаря стремительному расширению, даже после выхода из ЕС Великобритании в 31 января 2020 года, сегодня в состав Евросоюза входит 27 стран:

Члены Евросоюза – 2020

Таможенный союз ЕС

Таможенный союз, образованный странами Европейского союза (ЕС) в 1958 году, отменил таможенных пошлины и ограничения в торговых отношениях между странами – участниками. В рамках “общей торговой политикм” был установлен единый внешний тариф в отношении товаров, импортируемых из третьих стра. Прибыль от введения этого тарифа идёт в “общий котёл” Евросоюза.

В 1993 году все проверки и таможенные формальности на внутренних границах ЕС были отменены. Таможенные службы утратили часть своих полномочий: перестали взимать акцизные сборы, НДС и соответствующую статистику, в том числе – по международным перевозкам.
Заработал общий рынок.

Сгодня в Таможенный союз, помимо всех стран – членов ЕС, входят, государства Андорра, Монако и Сан-Марино, географически расположенные внутри границ Евросоюза. Также – Турция, на правах кандидата в члены ЕС. Кроме того, выходящая в 2020 году из ЕС Великобритания, сохранит членство в Таможенном союзе на условиях временного участия.

Организация ВЭД

Руководство Евросоюза

Структура управления ЕС очень сложна, громоздка и разветвлённа. Главными институциональным органами Евросоюза (над национальными правитльствами государств – членов ЕС) являются:

  • Европейский парламент
  • Европейский совет,
  • Совет Европейского союза,
  • Европейская комиссия,
  • Суд Европейского союза,
  • Европейская счётная палата,
  • Европейский центральный банк,

Прибавьте к этому Европейский инвестиционный банк, десятки специализированных комитетов, агентств и комиссий по всем вопосам – от безопасности и гигиены труда, развития профессионального образования, окружающей среды, продуктов питания, здравоохранения и наркомании, до железнодорожного агентства, безопасности полётов, контроля за рыбной ловлей, трахования, прав человека и гендерного равенства.

Главным законодательным и представительным органом Евросоюза органом исполнительной власти Евросоюза является Европейский парламент (Европарламент), избираемый прямым голосованием всех граждан стран ЕС.

Высшим органом исполнительной власти Евросоюза является Европейская комиссия (Еврокомиссия), отвечающая за подготовку законопроектов, контролирующая соблюдение договоров ЕС.

Совет Европейского союза часто называют Советом министров, в который входят 27 министров – по 1 от каждой страны,

Постоянно проводятся какие-то реформы и корректировки схем распределения полномочий между Европейской комиссией и национальным правительствами государств – членов Евросоюза.

Полномочия высшего уровня ЕС (Европарламент и Еврокомиссия) распространяются на денежную, торговую и таможенную политику, а также – на политику в области конкуренции и сохранения морских биологических ресурсов.

К совместной компетенции национальных правительств и верхушки ЕС относятся транспорт, энергетика, безопасность, сельское хозяйство и рыболовство, проекты еврорегионов, общеевропейский рынок, защита потребителей. Однако полномочия национальных правительств сильно ограничены. Без согласия Евросоюзаи нельзя принять, практически, ни одного серьёзного решения.

Автомобильные грузоперевозки

Доставка грузов автомобильным транспортом
в любую точку России и континента.

Ответственность наших экспедиторов застрахована!

Услуги транспортной компании

  • Автомобильные грузоперевозки
  • Таможенное оформление грузов
  • Перевозка сборных грузов
  • Перевозка опасных грузов
  • Перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов
  • Мультимодальные перевозки грузов
  • Морские контейнерные перевозки
  • Экспедирование грузов
  • Страхование грузов
  • Сертификация груза на экспорт
  • Организация ВЭД
  • Консультации участников ВЭД
Международные грузоперевозки

Доставка грузов из стран СНГ, Азии, Балтии, Восточной Европы и Евросоюза.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: