Типы избирательных систем – сравнительная таблица, плюсы-минусы

Избирательные системы и их характеристика: мажоритарные, пропорциональные и смешанные избирательные системы

Избирательная система – это совокупность нормативных актов, входящих в так называемые Закон о выборах, регулирующий порядок проведения выборов, в частности, правила определения их победителей и распределения мест.

Избирательная система представляет собой набор правил, регулирующих избирательный процесс. Она отражает режим, в котором избиратели выражают свои предпочтения в отношении партии и (или) кандидата голосами и переводят голоса в места. Избирательные системы регулируют этот процесс, определяют разделение на округа, регулируют избирательную конкуренцию, голосование и пересчёт голосов. Избирательные системы являются частью избирательного права.

Избирательные системы имеют признанное значение в политическом процессе передачи политической власти. Они способствуют волеизъявлению избирателей. Избирательные системы влияют также на формирование и функционирование партийных систем.

Виды избирательных систем

В мире существуют сотни разновидностей избирательных систем. Различия между этими системами состоят в элементах, правилах, сочетании и содержательном наполнении избирательного процесса. Самыми распространёнными в мире являются следующие 3 типа избирательных систем:

  • мажоритарная (абсолютного, относительного и квалифицированного большинства);
  • пропорциональная;
  • смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

Мажоритарная избирательная система

Сущность мажоритарной системы состоит в разделении территории государства на избирательные округа, в которых электорат персонально голосует за того или иного кандидата. Для победы на выборах кандидату надо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Те, кто знаком с теорией голосования, часто удивляются, когда узнают, что существуют избирательные системы, отличные от правила большинства (и что есть разногласия по поводу того, что значит быть поддержанным большинством). В зависимости от выбранного значения обычная система «голосования большинства» может давать результаты, которые большинство не поддерживает.

Если на каждых выборах есть два варианта, то победитель определяется только по мажоритарной системе. Однако, когда существует более двух кандидатур, то может и не быть только одного победителя, который наберёт больше всех голосов.

Простой выбор не позволяет избирателям выразить свою волю и чувства. Различные избирательные системы могут давать очень разные результаты, особенно в тех случаях, когда нет явного преимущества большинства.

В зависимости от выбранного алгоритма обычные «мажоритарные» системы могут давать результаты, не поддерживаемые большинством. Если выбраны только два варианта, то победитель может быть определён по правилу большинства. Однако, если у нас есть три или более варианта, то может и не быть варианта, который предпочтёт большинство.

Простой выбор между вариантами не позволяет избирателям выразить порядок или масштабы своих предпочтений. Различные избирательные системы могут давать очень разные результаты, особенно когда большинство не отдаёт предпочтения одному варианту.

Мажоритарная система абсолютного большинства

При системе абсолютного большинства для победы кандидата нужно, чтобы он собрал более половины голосов (50%+1 голос) от числа принявших в голосовании избирателей. В случае, если ни одному кандидату не получается набрать более 50% голосов, то тогда инициируется повторное голосование уже по 2-м кандидатам, которые в первом туре набрали больше всех голосов избирателей. И уже во втором туре применяется относительная система голосования, потому что почти невозможно, чтобы каждый из 2-х кандидатов набрал бы ровно по 50% голосов.

Существует 2 основные формы системы абсолютного большинства: первая связана с преференциальным голосованием, а вторая – с несколькими раундами выборов до тех пор, пока не будет избран победитель большинством голосов. Системы абсолютного большинства используются в основном, когда необходимо избрать руководителя какой-то структуры (например, выборы президента, мэра, директора компании и т. п.).

Наиболее распространённый формат этой системы – мгновенное голосование, при котором после первого тура выборов от кандидата с наименьшим количеством голосов, эти голоса переходят к другому кандидату, который был следующим в списке. Этот алгоритм повторяется до тех пор, пока голоса одного кандидата не превысят 50 процентов. Тогда этот кандидат становится избранным представителем народа.

Если избиратели не полностью заполнили свои избирательные бюллетени, вполне возможно, что ни один из кандидатов не превысит требуемые 50 процентов, чаще всего в этом случае выбирается тот, у кого больше всего голосов.

Вторая по распространённости система – это двухуровневая система, в которой представитель народа обычно избирается в два тура. После подведения итогов первого тура выбывают все кандидаты, не занявшие первых двух мест. Затем во втором туре выбираются только два кандидата. Эта система голосования является очень известной и используется в десятках государств.

Мажоритарная система относительного большинства

Система относительного большинства – это система, в которой каждый избиратель голосует только за один вариант в бюллетене, а вариант, получивший наибольшее количество голосов, побеждает, даже если их менее половины от всех голосов (а кандидату необходимо набрать только большее количество голосов, чем у всех других кандидатов).

Система относительного большинства базируется на том, что для избрания одного кандидата надо просто набрать больше голосов, чем другим кандидатам. Эта система может использоваться законодательных выборах представительных органов власти (депутатов в парламент), представительных органов областных, городских образований и др.

Это наиболее распространённая форма голосования в парламент. Эта система – вторая по распространённости форма и для президентских выборов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства

Сущность этой системы заключается в том, что для победы кандидата на выборах нужно не только набрать большинство голосов, а набрать такое большинство, которое зафиксировано в законе (например, не менее 1/3, 2/3, 3/4 от общего числа проголосовавших избирателей). Квалифицированное большинство превышает абсолютное большинство. По этой причине эта система применяется крайне редко.

Читайте также:
Политическая система - понятие и структура, типы и виды

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система означает распределение депутатских мандатов в соответствии с общим числом поданных за избирательные списки партий голосов. В отличие от мажоритарной системы, при пропорциональной системе электорат выбирает не личность, не конкретного кандидата, а выбирает партийные списки, которые были выдвинуты избирательными объединениями.

При этом к распределению депутатских мандатов допускаются только те списки кандидатов, которые сумели преодолеть необходимый минимальный барьер (установленное законом минимальное число проголосовавших за партийный список избирателей, оно не может превышать 1% от общего числа избирателей). Сформировавшиеся вакансии заменяются следующими в порядке очерёдности в партийном списке кандидатами. В результате такой меры не предусматриваются дополнительные выборы.

Пропорциональные системы гарантируют, что каждый из победителей выборов представляет примерно одинаковое количество избирателей. Это количество называется квотой. Например, если квота составляет 1000 избирателей, то каждый кандидат будет представлять мнение не менее 1000 своих избирателей.

В большинстве пропорциональных систем используются партийные списки. Это означает, что избиратели голосуют за партии, а не за отдельных кандидатов. По каждой квоте, выигранной партией, выбирается один из её кандидатов. Чаще всего у каждой партии есть свои партийные списки. И если, например, партия получила 3 места в парламенте, то депутатами (представителями этой партии в парламенте) станут первые 3 человека из партийного списка.

Существуют различия в методах, используемых для определения квоты и её округления с целью получения определённого количества кандидатов. Метод определения выигранных мест по наибольшему остатку основывается на общем количестве избирателей, тогда как метод наибольшего среднего значения определяют квоту косвенно, разделяя голоса, полученные каждой партией, на заранее определённый ряд чисел.

Смешанная избирательная система

Смешанный тип избирательной системы называется «полупропорциональными» или «полу-мажоритарными», в зависимости от того, из какой системы он изначально происходил.

Многие демократические государства, особенно в Европе, соединяют мажоритарный и пропорциональный подход. При смешанных избирательных системах некоторая часть мандатов депутатов (50%, например) замещается путём выборов по партийным спискам, а вторая половина мандатов формируется через мажоритарные в одномандатных округах.

Использование смешанной системы даёт возможность объединить достоинства и сгладить минусы мажоритарной и пропорциональной систем. Например, политические партии обретают право выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же своих представителей как в составе партийного списка, так и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Согласно законам, нужно только обязательно указывать на факт нахождения сразу в 2-х списках в бюллетене по одномандатному (многомандатному) округу.

Альтернативные варианты избирательных систем

Внутри двух всеобъемлющих типов избирательных систем (мажоритарной и пропорциональной) существует множество альтернативных вариантов избирательных систем:

  • пропорциональное большинство с закрытыми партийными списками;
  • одномандатный вариант единого сквозного голосования, то есть пропорциональное альтернативное голосование;
  • пропорциональное представительство через британскую систему пропорционального представительства, т. е. с методом сквозного голосования в многомандатных округах с индивидуальными избирательными порогами;
  • ограниченная система голосования.

Преференциальные избирательные системы

Под преференциальным голосованием обычно понимается система голосования с немедленным исключением кандидатов. Она также известна как альтернативное голосование. При такой системе нет нескольких туров голосования. После сбора бюллетеней определяется и исключается вариант с наименьшим количеством голосов.

Поскольку исключается вариант, а не бюллетени, в последующих расчётах этот вариант игнорируется. Получается, что все варианты, расположенные ниже, чем исключённый в бюллетене, «поднимаются» на одну позицию вверх. Таким образом, при нескольких последовательных вычислениях варианты с наименьшим количеством голосов исключаются, пока не появится вариант с абсолютным большинством.

Метод Борда – это простая система преференций, предложенная Жан-Шарлем де Борда в 1781 г. При использовании этого метода все результаты голосования переводятся в числовые эквиваленты, показываются в виде числа баллов, которые набрал каждый из кандидатов. Все варианты в бюллетене получают числовые оценки в соответствии с их порядковым номером, после чего проверяется сумма этих оценок для каждого варианта. Эта система полностью отражает предпочтения избирателей, но известна широким спектром возможностей спекулятивного голосования, хорошо известных по спортивным квалификациям.

Метод Кондорсе (или парный метод) представляют собой тип преференциальной избирательной системы, которая соответствует критерию Кондорсе. Этот метод позволяет сравнить все варианты попарно (два на два). Вариант, который превосходит все другие варианты, становится победителем по Кондорсе. Для определения волеизъявления большинства избирателей нужно, чтобы каждый избиратель проранжировал всех кандидатов по порядку: от наиболее предпочтительного для себя к менее предпочтительному.

В результате этого для каждой пары кандидатов возможно определить, какое количество голосующих предпочитает одного кандидата другому. Это очень точный метод, т. к. создаётся полная и точная матрица попарных предпочтений электората. Получается своеобразная коллективная ранжировка кандидатов.

Избирательная система ограниченного голосования

Система ограниченного голосования – это система с несколькими участниками, которая даёт избирателям меньше голосов, чем количество мест. Самой простой и наиболее распространённой формой этой системы является единое непередаваемое голосование. Его можно рассматривать как особый вариант кумулятивного голосования, при котором можно голосовать только за одного кандидата.

Читайте также:
ООН (Органзация Объединенных Наций) - страны участники

Например, при избрании на 4 срока каждому кандидату необходимо 20% голосов для избрания. Затем при кумулятивном голосовании коалиция из 40% избирателей может получить 2 из 4 мест, причём каждый избиратель разделит свои голоса поровну между двумя кандидатами. Каждый избиратель голосует только за одного из кандидатов, и статистически можно предположить, что голоса будут разделены поровну, достигнув 20% для каждого из кандидатов. Но это всего лишь вероятность, а не гарантированный результат.

Избирательный округ

Часто цель выборов – выбрать группу из нескольких победителей. Это можно сделать, проведя разовые выборы и определив победителей по всем поданным голосам. Другая возможность – разделить избирателей по округам, которые выбирают между разными вариантами и определяют разных победителей. Первый подход на самом деле является частным случаем, когда у нас есть только один округ.

Способ определения групп и их соответствующие мандаты могут иметь сильное влияние на результаты. Избирательные округа обычно получают места в зависимости от состава населения. Изменение количества мест или границ избирательных округов является важным вопросом, так как это может привести к разному соотношению мест и численности населения, или к манипуляциям с целью искажения результатов.

Системы оценок и подсчёта голосов

Различные избирательные системы предлагают разные формы выражения воли избирателя. В одних избирательных системах избиратели должны отмечать варианты, в других – составлять список вариантов в порядке их предпочтений, в остальных – оценивать каждый вариант отдельно.

Также есть варианты, когда в бюллетене избиратели могут отмечать только один вариант, и те, в которых избиратели могут отмечать любое количество вариантов. Некоторые системы даже позволяют отмечать один вариант несколько раз.

К особым случаям могут относиться системы, в которых есть дополнительные специальные возможности, такие как возможность внести дополнительную опцию, вариант «против всех» и др.

В некоторых странах допускается также проведения предварительного голосования, чтобы определить, какие варианты оставить в бюллетене.

Когда избиратели могут оценивать каждый из вариантов в бюллетене, получается ещё более точное отражение настроения избирателей. Это предоставляет возможность большей гибкости, но только некоторые из известных избирательных систем используют это преимущество.

Избиратели оценивают каждый вариант, который может быть числом (например, от 0 до 100) или другим типом градации (например, от «плохо» до «отлично»). Рейтинговые бюллетени могут использоваться только в том случае, когда избирательная система допускает равные рейтинги. Некоторые рейтинговые системы требуют, чтобы рейтинги в бюллетенях были разными для каждого варианта, но многие избиратели предпочитают ставить одинаковый рейтинг для нескольких вариантов.

При использовании ограниченных баллов избиратели выставляют баллы в определённых диапазонах от-до, и вариант с наивысшим средним баллом становится победителем. В случае оценки большинства побеждает вариант с наивысшей средней оценкой. При голосовании «за» избиратели могут проголосовать за любое количество вариантов, аналогично ограниченному рейтингу и рейтингу большинства.

Статус-кво

Некоторые избирательные системы устанавливают минимальные требования к результатам, чтобы избежать частых изменений статус-кво. Примером такого требования является наличие большинства. Финальная версия этого требования – единогласие, когда все проголосовавшие должны поддержать окончательный результат.

Ещё один механизм для поддержания статус-кво – это требование кворума, которое устанавливает минимальное количество участников голосования по отношению к общему количеству имеющих право голоса. Это может привести к использованию стратегий, направленных на то, чтобы избиратели не смогли достичь кворума.

Избирательные системы могут благоприятствовать или ставить в невыгодное положение отдельные партии. Когда дело доходит до обсуждения вопросов избирательной системы, партии часто спорят, исходя из собственных интересов: «Право голоса – это также право на власть».

Избирательные системы оценивается по тем объективным функциям, которые они выполняют:

  • представительство: избирательная система должна отражать волю избирателей без искажений, все голоса должны быть одинаковыми не только по подсчёту, но и по значению;
  • стабильность: избирательная система должна обеспечивать формирование стабильного правительства путём принуждения большинства к одной партии или политической силе (избиратели должны иметь возможность принимать непосредственное решение о формировании правительства);
  • простота: система, которую не понимают большинство избирателей, может привести к голосованию, не совпадающему с волей избирателей.

Избирательное право и избирательная система РФ

  • Что такое избирательная система, избирательное право
  • Разновидности избирательных систем, характерные черты
    • Пропорциональная
    • Мажоритарная
    • Смешанная
  • Избирательная система в России
    • Основные принципы
    • Какие системы действуют на выборах:
    • Минимальный порог явки избирателей
  • Какая избирательная система действует на выборах президента РФ

Что такое избирательная система, избирательное право

Избирательную систему также называют системой выборов или голосования.

В широком понимании избирательная система — это совокупность всех норм и процессов, которые регулируют соблюдение права граждан участвовать в выборах в рамках своей страны и отвечают за организацию и проведение этих выборов до определения их итогов.

В более узком понимании это правовые нормы, которые определяют результаты голосования и количество депутатских мандатов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В рамках второго определения вырабатываются более мелкие вопросы: тип выборов, избирательных округов, оформление бюллетеня, правила подсчета голосов и др. в каждом регионе.

Читайте также:
Легитимность - определение, виды и принципы, критерии

Избирательное право любого гражданина страны заключается в возможности участвовать в свободных выборах управленческих кадров на разных уровнях.

В Российской Федерации согласно Конституции (статья 3.3) каждый гражданин имеет право на высшее выражение власти народа в форме свободных выборов и референдума. Право на участие в референдуме и выборах каждому гражданину страны гарантирует 32.2 статья Конституции РФ. Регулирующим актом также выступает федеральное законодательство. В частности, ФЗ РФ от 12 июня №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации » .

Разновидности избирательных систем, характерные черты

Пропорциональная

Система, при которой выбираются списки кандидатов партий, то есть избиратель выбирает не лицо, а партию. При этом число полученных партией мандатов в парламенте зависит от количества голосов в пользу ее кандидатов на выборах.

Характерна для больших многомандатных округов, где много партий и движений.

Мандаты распределяются между партиями в том порядке, в котором партии расположены в избирательном списке.

Такая система выявляет много мелких фракций в парламенте, что снижает эффективность его работы. Чтобы этого избежать, определяется избирательный порог — минимальное количество голосов на выборах, чтобы партия могла участвовать в распределении мандатов.

Согласно законодательству, каждый кандидат в списке партии должен взять на выборах не меньше 7% голосов, при этом списков должно быть два и более и все они вместе должны взять 60% и более голосов по избирательному округу.

Квота — это один из методов распределения мандатов между списками кандидатов.

Этот метод осуществляется в два этапа.

  1. Определяется сама квота.
  2. Количество голосов, которое получил каждый список, допущенный к распределению, делится на эту квоту. Результат деления и будет количеством мандатов, которые данный список получил на этом этапе распределения.

Мажоритарная

В основе названия — французское слово, означающее «большинство».

Система, при которой выбор делается между кандидатами, причем один из них получает большинство голосов на выборах.

Это наиболее распространенная система, даже единственно возможная в случаях, когда избирается одно лицо (президент, мэр, губернатор).

Депутат считается победителем в случае получения им установленного законодательством большинства голосов.

Классифицируется по показателю установленного большинства голосов.

Вид 1. Относительного большинства. Один кандидат получает большинство голосов по сравнению со всеми остальными (парламентские выборы). Применяется при проведении местных выборов в субъектах РФ. Чем больше кандидатов на место, тем меньше показатель необходимого большинства голосов.

Вид 2. Абсолютного большинства. Кандидату нужно получить больше 50% голосов. Считают, исходя из общего числа голосов.

Чем больше кандидатов, тем менее результативен этот вариант. Т.к. тогда вероятность получения большинства голосов снижается. Этот вид часто оказывается неэффективным.

Смешанная

Когда сочетаются две вышеописанные системы.

Система, при которой избиратель голосует и за кандидата, и за партию.

Распределение мандатов с учетом голосов основано на пропорциональной системе. Речь идет об учете голосов за списки кандидатов партий. Порядок распределения основан на методе Хейра:

  • все полученные голоса (за все списки) делят на 225 (общее число мандатов). Получается первое частное;
  • количество голосов за каждый список делят на это частное. Получаются дробные числа. Их целая часть означает, сколько мандатов получит данная партия;
  • затем смотрят на дробную часть и в порядке ее уменьшения распределяют между партиями дополнительные мандаты.

Показывает реальную политическую ситуацию в стране и помогает максимально учесть голоса избирателей.

Распределение мандатов без учета голосов базируется на мажоритарной системе. Устойчивое правительство не могло быть существовать без этой практики. Часть мандатов распределяется по принципу « пост достается первому » — тому, кто получил абсолютное большинство голосов.

Избирательная система в России

В России принято использовать и мажоритарную, и смешанную избирательные системы.

Основные принципы

Указаны в Конституции РФ.

  1. Всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.
  2. Каждый гражданин может участвовать в выборах и быть избран в государственные органы власти и местного самоуправления.
  3. Возрастные рамки: кандидаты в Госдуму должны быть не моложе 21 года, в президенты — 35 лет и старше.
  4. Выборы в Госдуму назначает президент, а регламентирует федеральное законодательство.
  5. Выборы президента назначает Совет Федерации. Регламентируются они также с помощью федерального закона.
  6. Принцип федерализма (используются оба варианта избирательных систем).

Какие системы действуют на выборах:

  • выборы высших должностных лиц (президента, мэра, губернатора) проводятся по мажоритарной системе. Если на первом туре не было кандидата, набравшего абсолютное большинство, назначается второй. В него проходят лишь два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов по сравнению с остальными;
  • выборы в представительные органы страны проходят по смешанной системе. При этом в муниципалитетах можно выбирать форму между смешанной и мажоритарной;
  • Выборы в Госдуму также с 2016 года проходят по смешанной системе.

Минимальный порог явки избирателей

  • на региональных выборах — 20%;
  • на федеральных парламентских — не меньше 25%;
  • на президентских — от 50%.

После 2006 года порог явки на любых выборах был отменен. Современный избирательный процесс проходит без назначения такого порога.

Какая избирательная система действует на выборах президента РФ

Мажоритарная система. Кандидат выбирается абсолютным большинством голосов (побеждает набравший больше 50%).

Читайте также:
Европейский союз - какие страны входят, структура, политика

Бюджетный процесс – стадии, участники, принципы

Бюджетный процесс — это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государст­венного или муниципального бюджета) и эффективного его использова­ния для обеспечения функции государства и местных органов власти.

Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность уча­стников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также контролю за их исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок сто осуществления.

Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется: 1) Бюджетным кодексом РФ; 2) соответствующим законом субъекта Федерации; 3) соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регули­рующим бюджетную деятельность, выделяет следующие стадии бюд­жетного процесса: 1) составление проектов бюджетов; 2) рассмотре­ние и утверждение бюджетов; 3) исполнение бюджетов; 4) подготов­ка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть со­блюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми орга­нами только после утверждения соответствующего бюджета, что соз­дает основу для исполнения бюджета.

Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ опре­деляет порядок осуществления государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета, а также прописывает меры и поря­док ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Деятельность государственных органов от начала составления бюд­жета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом.

В основе организации бюджетного процесса лежат общие прин­ципы организации бюджетной системы.

Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и по­следовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям. В систему органов, обладающих бюджет­ными полномочиями, входят финансовые органы, органы денеж­но-кредитного регулирования, органы государственного (муници­пального) финансового контроля. Органом денежно-кредитного регу­лирования является Банк России.

Органами государственного или муниципального финансового контроля являются: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодатель­ных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Субъекты РФ в целях осуществления бюджетной политики соз­дают финансовые органы и органы финансового контроля в соответ­ствии с собственным законодательством. Муниципальные образова­ния в целях обслуживания местного бюджета и управления его сред­ствами создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии со своим уставом и законодательством РФ.

Участниками бюджетного процесса являются: а) Президент РФ; б) органы законодательной (представительной) власти; в) органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуще­ствляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы; г) органы денежно-кредитного регулирования; д) органы государст­венного и муниципального финансового контроля; (е) главные рас­порядители и распорядители бюджетных средств; ж) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъек­тов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные уч­реждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организа­ции, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Особыми бюджетными полномочиями наделено Министерство финансов РФ , которое:

  • составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проек­тов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;
  • разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внутренних заимствовании Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регист­рацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и му­ниципальных ценных бумаг;
  • осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
  • разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внешних заимствований Российской Федерации, орга­низует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантии Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;
  • предоставляет по поручению Правительства РФ от имени Рос­сийской Федерации государственные гарантии ее субъектам, муници­пальным образованиям и юридическим лицам;
  • проводит проверки финансового состояния получателей бюд­жетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджет­ных кредитов и государственных гарантий, бюджетных инвестиций;
  • регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федераль­ных казенных предприятий;
  • ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;
  • осуществляет управление государственным долгом РФ;
  • организует исполнение федерального бюджета, а также бюдже­тов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соот­ветствующих бюджетных соглашений;
  • исполняет федеральный бюджет;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль за испол­нением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджет­ных соглашений;
  • составляет отчет об исполнении упомянутых бюджетов в слу­чае заключения соответствующих бюджетный соглашений;
  • составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
  • устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;
  • открывает лицевые счета главных распорядителей, распорядите­лей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;
  • обладает правом требовать от главных распорядителей, распо­рядителей и получателей бюджетных средств представления отчетов об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использова­нием средств федерального бюджета;
  • получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджет­ных фондов;
  • приостанавливает операции по лицевым счетам главных распоря­дителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
Читайте также:
Органы местного самоуправления - виды, полномочия, структура

Особая ответственность за организацию и непосредственное ис­полнение бюджетного процесса возложена на Федеральное казначей­ство. Оно несет ответственность за:

а) правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;

б) финансирование расходов, связанных с предоставле­нием бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных га­рантий с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;

в) полноту и своевременность перечисления бюджетных средств получателям;

г) своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей;

д) своевременность представления от­четов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

е) фи­нансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

ж) финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обяза­тельств бюджета;

з) осуществление контроля за соблюдением бюд­жетного законодательства РФ главными распорядителями, распоря­дителями и получателями бюджетных средств, кредитными организа­циями;

и) исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финан­совыми органами получателям бюджетных средств.

Бюджетный процесс: этапы, содержание, участники

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом.

Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов.

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы:

1) принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей: составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.

2) принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию.

3) принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

Участниками бюджетного процесса являются:

– органы законодательной (представительной) власти;

– органы исполнительной власти;

– органы денежно-кредитного регулирования;

– органы государственного и муниципального финансового контроля;

– государственные внебюджетные фонды;

– главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

– иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

– государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

– кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюд­жетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

1. Президент РФ (Администрация Президента РФ) опре­деляет цели финансовой политики, подписывает федеральный закон о бюджете на очередной год, имеет право «вето» на финансовое законодатель­ство, принятое Федеральным Собранием РФ.

2. Федеральное Собрание РФ устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи ут­верждает федеральный бюджет, принимает финансовое за­конодательство (БК РФ, НК РФ) и др.

3. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет выступает как координирующий центр управления финан­сами.

4. Минфин России обладает следующими бюджетными полно­мочиями:

– составляет проект федерального бюджета и представ­ляет его в Правительство РФ, принимает участие в разра­ботке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

– составляет и ведет сводную бюджетную роспись фе­дерального бюджета и представляет ее в Федеральное каз­начейство;

– представляет в Федеральное казначейство лими­ты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

– разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и пр.

5. Федеральное казначейство обладает следующими бюд­жетными полномочиями:

– производит распределение доходов и иных поступле­ний между бюджетами бюджетной системы РФ по норма­тивам, установленным БК РФ;

– открывает в Банке России и кредитных организаци­ях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ;

– устанавливает порядок кассового обслуживания ис­полнения бюджетов бюджетной системы РФ;

– ведет учет операций по кассовому исполнению фе­дерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.

6. Федеральная налоговая служба и Федеральная тамо­женная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюд­жетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и дру­гих платежей.

Читайте также:
Политическая идеология и ее виды, их характеристика, таблица

Этапами бюджетного процесса являются:

Составление бюджета – начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам – утверждение.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета.

В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу.

Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

Бюджетный процесс и участники бюджетного процесса

Основные этапы бюджетного процесса

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Иными словами, бюджетный процесс – комплекс действий уполномоченных органов власти, начиная от составления проекта бюджета, его утверждения, фактического исполнения и заканчивая контролем за обеспечением уполномоченными органами соблюдения бюджетного законодательства в процессе всех этих действий.

Читайте также:
Формы государства - принципы и элементы устройства в России

Этапы бюджетного процесса:

  1. Составление проектов бюджета
  2. Утверждение проекта бюджета
  3. Исполнение бюджета
  4. Формирование отчетности об исполнении бюджета
  5. Мониторинг и контроль
Для граждан
  • Справочно о бюджете
  • Получение налоговых льгот
  • Брошюра «Бюджет для граждан»
  • Форум
  • Опросы
Для бизнеса
Регион в цифрах
  • Бюджетная карта
  • Экономика региона в цифрах
  • Сравнение с другими регионами
  • Государственный долг
  • Бюджетные и автономные учреждения
  • Оценка эффективности налоговых льгот
Документы
  • Проекты законов
  • Законы
  • Отчетность
  • Иные нормативно-правовые акты
  • Презентации и прочее
  • Общественный совет
  • Финасовый контроль
Для граждан
  • Справочно о бюджете
  • Получение налоговых льгот
  • Брошюра «Бюджет для граждан»
  • Форум
  • Опросы
Для бизнеса
Регион в цифрах
  • Бюджетная карта
  • Экономика региона в цифрах
  • Сравнение с другими регионами
  • Государственный долг
  • Бюджетные и автономные учреждения
  • Оценка эффективности налоговых льгот
Документы
  • Проекты законов
  • Законы
  • Отчетность
  • Иные нормативно-правовые акты
  • Презентации и прочее
  • Общественный совет
  • Финасовый контроль

Время работы: пн-пт с 9.00 до 18.00

Социальные сети и контакты сотрудников:

Поиск по сайту

Как работает поиск

Используйте фильтр по материалам, чтобы уточнить, где выполнять поиск.

При выборе фильтров из второго выпадающего списка:

  • “Любое из слов” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где присутствует хотя бы одно слово из запроса.При запросе “государственные праздники”, будут найдены страницы, где встречаются фразы или слова:
    • государственные праздники;
    • праздники государственные;
    • государственные;
    • праздники.
  • “Фраза целиком” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где присутствуют все слова из запроса. При запросе “государственные праздники”, будут найдены страницы, где встречаются фразы:
    • государственные праздники;
    • праздники государственные.

При выборе фильтров из третьего выпадающего списка:

  • “С учетом морфологии” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где присутствуют слова из запроса с учетом морфологии. При запросе “дом”, будут найдены страницы, где встречаются слова:
    • дом;
    • дому;
    • дома.
  • “Вхождение” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где запрос является составной частью слова в тексте страницы. При запросе “дом”, будут найдены страницы, где встречаются слова:
    • дом;
    • домашний;
    • домовитый;
    • управдом.
  • “Точное совпадение” – в результатах поиска будут отображаться страницы портала, где встречается точное совпадение запроса. При запросе “Буря мглою небо кроет”, будут найдены страницы, где содержится точно такая же фраза (с учетом количества слов, пробелов, написания слов и их последовательности).

Участники бюджетного процесса

17 082 просмотров

Процесс бюджетирования на предприятии является одним из основополагающих в структуре менеджмента и важнейшей частью управленческой политики. Бюджетирование как часть финансового менеджмента отвечает за ряд важнейших составляющих бизнеса и определяет их. При этом внедрение системы бюджетирования требует четкого понимания, кто же является участниками бюджетного процесса.

Кратко о сути бюджетного процесса

Главной задачей бюджетного процесса как составляющей менеджмента предприятий является реализация такой схемы управления доступными фирме экономическими ресурсами (объектами бюджетирования), которая позволит максимально рационально и эффективно их использовать. Естественно, понятие бюджетирования гораздо шире: оно включает в себя обширный перечень вопросов планирования, распределения и перераспределения экономических ресурсов, но конечной целью, которую преследует внедрение бюджетирования на предприятии, все-таки является решение указанных задачах.

Бюджетирование по своей сути – одна из основ финансовой системы и не только отдельно взятой фирмы, но и государства в целом, если подняться на уровень социально-экономических вопросов. При этом отдельно взятое бюджетирование на предприятии, и тот же процесс на масштабном, государственном уровне, являются разными по формату примерами бюджетного процесса, безусловно, отличающимися друг от друга целым рядом свойств. И одним из таких свойств являются участники бюджетного процесса. Но даже при кардинальных отличиях состава участников, у обоих бюджетных процессов есть одно общее свойство в этом конкретном разрезе: в процесс бюджетирования и бюджетного планирования и там и тут вовлечены самые важные управленческие фигуры. Это свойство не определяет, но наглядно демонстрирует важность бюджетного управления и для государства, и для отдельно взятой коммерческой фирмы.

Свойства бюджетного процесса на предприятиях

Бюджетный процесс, бюджетное планирование или просто бюджетирование на предприятии – это непрерывный комплекс процессов связанных с управлением экономическими ресурсами фирмы или объектами бюджетирования. Правила и нормы бюджетной политики конкретного предприятия определяются внутренней управленческой политикой каждой конкретной компании, но все без исключения бюджетные процессы включают в себя IV стадии:

  • Разработка проекта нового бюджета;
  • Рассмотрение бюджета уполномоченными лицами;
  • Визирование и акцептование бюджетов уполномоченными лицами;
  • Управление бюджетом и его исполнение.

Рисунок 1. Стадии бюджетного процесса.

На этапе составление и оценки будущего бюджета происходит формирование оптимального состава экономических ресурсов, то есть объектов бюджетирования, которые планово необходимы для выполнения той или иной задачи в рамках основной экономической деятельности фирмы.

На этапе бюджетного контроля (рассмотрения) уполномоченные лица – эксперты бюджетного процесса, должны оценить запланированные величины и при необходимости скорректировать бюджет таким образом, чтобы при утверждении он оказался максимально сбалансированным. Сбалансированностью бюджета во многом может определять конкурентоспособность фирмы, поскольку этот бюджетный параметр влияет на массу ключевых производственных метрик любой коммерческой компании.

Читайте также:
Тоталитаризм - истоки, особенности режима, советская модель

На третьей стадии уполномоченные лица, распределяющие объекты бюджетирования (ресурсы), утверждают предложения прошлых уровней или вносят дополнительные корректировки для сбалансирования бюджета. Дополнительной важной частью бюджетного процесса является регулирование бюджетных ресурсов – процесс перераспределения экономических возможностей между потребителями разного уровня. Это значит, что в рамках одного консолидированного бюджета за счет регулирования можно оперативно перебрасывать ресурсы из подразделения в подразделение, обеспечивая тем самым решение производственных задач.

На заключительной стадии бюджетного процесса обладатели бюджетов (пользователи) получают экономические ресурсы (объекты) в утвержденном объеме и сроках и начинают процесс исполнения бюджета. Этот процесс может быть краткосрочного или долгосрочного типа, а также может включать в себя разные задачи и подзадачи на разных временных отрезках. Результатом на этой стадии становится отчетность об исполнении бюджета.

Задачи бюджетного процесса на предприятии

Если говорить о бюджетном процессе на предприятиях коммерческой направленности и различных форм собственности в целом, то ключевыми можно назвать следующие задачи бюджетного процесса:

  • Определить необходимые компании экономические ресурсы, условия, особенности и способы их получения.
  • Выявить находящиеся в распоряжении компании финансовые, материальные и прочие резервы, разработать схемы их распределения и перераспределения.
  • Разработать такую бюджетную программу, которая будет способствовать выполнению общих стратегических целей компании.
  • Обеспечить сбалансированность принимаемых бюджетов.
  • Обеспечить адекватность принимаемых бюджетов, как в части доходов, так и в части расходов.
  • Регулировать бюджетный процесс таким образом, чтобы все пользователи бюджетов были в достаточной мере обеспечены ресурсами для обеспечения их производственной функции.

Рисунок 2. Ключевые задачи бюджетного процесса.

Отметим, что в реальности, процесс бюджетирования проникает гораздо глубже в деятельность коммерческих компаний, потому что касается не только стратегических задач бюджетного управления и планирования. В бюджетные дела вовлечено огромное количество сотрудников, каждый из которых выполняет свои функции в бюджетировании. Эти сотрудники как раз и являются участниками бюджетного процесса, подключаясь к процессу бюджетирования на разных стадиях цикла финансового управления предприятием и решая различные проблемы этого важного элемента системы менеджмента.

Общие сведения об участниках бюджетного процесса

Как отмечалось в самом начале данной статьи, бюджетный процесс – это основа работы любого бизнеса. Если рассматривать этот вопрос более детально, то будет верным то, что сегодня бюджетный процесс на предприятиях становится элементом, за счет которого возможно повышение привлекательности бизнеса с точки зрения инвестиций, увеличения конкурентных преимуществ компании, важнейшей частью коммерческой стратегии и в целом ключевой частью организационно-экономического и финансового блока управления предприятием.

Грамотно структурированный бюджетный процесс в современной компании, в условиях высококонкурентной бизнес-среды – это многогранная система управления, бизнес-планирования, аналитики, ревизий, контроля и учета экономических ресурсов (объектов бюджетирования), необходимых для обеспечения производственных задач компании в корреляции с ресурсами (доходами), которые компания создает в процессе своей деятельности. Поэтому в бюджетный процесс вовлечены ключевые фигуры бизнеса и список участников бюджетного процесса включает достаточно обширный круг лиц, каждое из которых имеет свои особенные функции.

Задачи и функционал участников бюджетного процесса определяются в зависимости от места в иерархии организационной структуры и производственного процесса предприятия. Различные участники бюджетного процесса могут быть задействованы как в одной, так и сразу в нескольких стадиях процесса бюджетирования: в формировании, в корректировке, в утверждении или в исполнении и отчетности по исполнению бюджета.

Функции, роли и задачи различных участников бюджетного процесса в коммерческой компании

Менеджер компании (руководитель организации):

  • Главное звено процесса бюджетирования: отвечает за создание, организацию и координацию бюджетного процесса.
  • Определяет на правах управляющего органа компании объекты бюджетирования, на которые будет распространяться бюджетный процесс фирмы.
  • Рассматривает, корректирует и утверждает метрики для системы бюджетирования на предприятии.
  • Определяет формат и периодичность отчетности в рамках бюджетирования в компании.
  • Формирует состав целей, планов и показателей для контроля бюджетного процесса в рамках компании.
  • Принимает и внедряет управленческие решения на основании отчетности по бюджетному процессу на предприятии.
  • Модерирует отношения участников бюджетного процесса и является судьей в конфликтных ситуациях между ними в рамках данного вопроса.
  • Анализирует на правах эксперта и принимает решения по изменениям в нормативных документах системы бюджетирования на предприятии.
  • Участвует в разработке и утверждает систему организации бюджетного процесса компании.
  • Определяет и назначает цели и задачи для лиц, участвующих в бюджетном процессе на предприятии, а также анализирует их эффективность.

Специалисты финансового блока (финансисты, экономисты, бухгалтера):

  • Второе по значимости звено системы бюджетирования. Формирует стратегию бюджетирования, предлагает состав объектов бюджетирования для утверждения на уровне руководителя в организации.
  • Готовит нормативную документацию по вопросам бюджетирования, методически обеспечивает всех участников бюджетного процесса необходимой информацией и консультациями по вопросам форм бюджетов, видов, документации, организации бюджетных процедур и сбора отчетности.
  • Разрабатывает показатели системы бюджетирования и метрики, определяющие систему в целом и ее отдельные параметры эффективности в рамках компании.
  • Готовит на утверждение формы бюджетных планов и состав метрик плановых форм для всех специалистов, задействованных в бюджетном процессе предприятия.
  • Распределяет бюджетные задания и ответственность за подготовку конкретных бюджетных форм между подразделениями компании (в зависимости от функций этих подразделений в системе экономической деятельности фирмы).
  • Является инициатором, ответственным органом и менеджером процесса планирования бюджетов, который определяет сроки и задачи для других участников бюджетного процесса.
  • Определяет последовательность формирования бюджетов в зависимости от производственной программы предприятия и вовлеченности подразделений в основные экономические процессы.
  • Анализирует предложения и устанавливает конечные значения нормативов, лимитов и целевых показателей бюджетного процесса в зависимости от стратегических задач и плановых показателей работы бизнеса.
  • Транслирует утвержденные значения показателей и модерирует их принятие участниками бюджетного процесса.
  • Координирует суммарный бюджетный процесс и работу подразделений компании по этому направлению в соответствии с регламентом бюджетирования в части сроков, состава, форм и достоверности бюджетных данных.
  • Консолидирует информацию бюджетного характера, полученную со всех подразделений участвующих в процессе бюджетного планирования, и формирует сводные отчетные формы бюджетов предприятия.
  • Рассматривает, корректирует и выносит на утверждение руководителя бюджеты разного уровня и дает рекомендации по их оптимизации в случае необходимости.
  • Управляет операционным анализом бюджетной деятельности в области соответствия план-фактных показателей, их соответствия между собой и соблюдения утвержденных в бюджетном процессе лимитов в компании.
  • Производит аналитическую работу в области исследования причин несоответствия плановых и фактических значений показателей бюджетов (план-факт анализ).
  • Разрабатывает и предлагает мероприятия и управленческие решения для приведения значений к плановым показателям.
  • Анализирует рекламации участников бюджетного процесса и рационально развивает систему бюджетирования на предприятии.
Читайте также:
Демократия - признаки, принципы формирования и основные виды

Заместители руководителя организации (Менеджмент организации):

  • Анализируют и утверждают значения показателей.
  • Обеспечивают процесс исполнения утвержденных плановых показателей бюджетного процесса и эффективности.
  • Реализуют принятые управленческие решения на основании аналитики показателей бюджетного процесса.
  • Рассматривают и разрешают конфликты, формируют процессы бюджетного планирования, обеспечивающие оптимальную работу исполнителей.
  • Рассматривают и изменяют регламентирующие документы бюджетной системы на предприятии.

Начальники операционных участков бюджетного процесса (начальники отделов и подразделений):

  • Управляют выделенными бюджетами и отвечают за операционную эффективность использования бюджетов.
  • Контролируют процессы на местах – исполнение специалистами отделов и подразделений бюджетных показателей и заданий.
  • Предлагают значения показателей операционных бюджетов для экономической службы предприятия.
  • Обеспечивают результативное достижение утвержденных показателей бюджетной политики.
  • Формируют и внедряют оперативные решения на местах, которые обеспечивают эффективность бюджетного процесса в целом.

Все участники бюджетного процесса важны для общей эффективности системы бюджетирования. Поэтому крайне важно, чтобы каждый из работников, так или иначе вовлеченный в бюджетный процесс компании, четко понимал свои функции и задачи, а также имел однозначное представление о цели своей работы в бюджетном процессе.

Функции участников бюджетного процесса должны быть регламентированы нормативной документацией по вопросам бюджетирования в контексте бизнеса каждой конкретной компании: в зависимости от размера, численности штата, производственных возможностей и других аспектов.

На предприятиях одного рынка или отрасли специализации бизнеса могут существенно отличаться производственные мощности и соответственно размеры бюджетного процесса, поэтому персонал и должности, а также задачи в области бюджетирования, будут иметь свои специфические свойства и особенности.

Самым простым примером может служить отсутствующий на небольших предприятиях экономический отдел, функции которого в области бюджетирования выполняют чаще всего бухгалтера или сам руководитель организации.

Контроль бюджетного процесса участниками бюджетного процесса

На большинстве предприятий исторически так сложилось, что вопросы контроля бюджета – это вопросы ответственности экономических и финансовых подразделений. Логика, казалось бы, простая: если финансисты и экономисты формируют бюджеты, определяют их размеры и назначения, значит, они и должны за них отвечать, хотя с точки зрения здравого смысла такая ситуация является в корне не верной.

При внедрении бюджетирования и в частности такого инструмента, как планово-факторный контроль исполнения утвержденных бюджетов, ключевую роль должны играть сами центры финансовой ответственности, которые являются держателями и распределителями бюджетов. Почему?

Потому что правильная система бюджетного управления должна быть «заточена» на личную материальную мотивацию именно центров финансовой ответственности (ЦФО), которые финансово зависимы от рациональности использования выделенного предприятием бюджета, объектов бюджетирования и общей эффективности бюджетного процесса компании. Причем независимо от того, говорим ли мы про центр затрат или про центр доходов – в фактическом смысле их заинтересованность в бюджетной эффективности будет крайне похожа.

Именно поэтому самым эффективным способом контроля бюджетного процесса является разделение функций планово-факторного контроля между финансистами и руководителями конкретных центров финансовой ответственности. Таким образом, финансовый блок получает возможность операционной аналитики бюджетных данных в корректирующих целях, а сами владельцы бюджетов более эффективно распределяют доступные им экономические ресурсы в целях обеспечения максимальной эффективности своей работы.

Бюджет – это план, а план в формате бизнеса – это цель. Учитывая это при внедрении бюджетирования и структурировании бюджетов, важно чтобы каждый ЦФО получил не просто определенный бюджет, но конкретную бизнес-цель в рамках этого бюджета, за которую он начал в этот же момент нести ответственность. При этом важно отметить, что без участия исполнителей низших уровней (имеются в виду распорядители бюджетов на местах) высшему руководству крайне сложно принимать обоснованные управленческие решения, поскольку только с низшего уровня они могут получить необходимую конкретную информацию. Выходит, что бюджетный процесс и его участники по схеме «снизу-вверх» фактически снабжают высший распорядительный орган компании данными, которые нужны для решения важнейших задач бизнеса, вплоть до стратегических.

Читайте также:
Бюджетный процесс - стадии, участники, принципы

Выводы

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что внедрение бюджетирования на предприятии, бюджетный процесс и участники бюджетного процесса играют важную, если не ключевую, роль в финансовом управлении и в целом в успешности деятельности на современном предприятии.

Бюджетный процесс очень эффективен как инструмент бизнес-контроля, который дает возможность для руководства устанавливать целевые параметры и определять диапазоны ответственности в совокупности с возникающими возможностями для непрерывного контроля эффективности работы всех нижестоящих подразделений.

Конечно, многие системы бюджетирования имеют ряд серьезных недостатков, которые могут быть продиктованы, например, индивидуальными особенностями рассматриваемого бизнеса. Но несомненно, что бюджетный процесс играет важную роль в развитии и операционном управлении современным предприятием.

Важнейшим параметром, как было отмечено ранее, является вовлеченность, а значит – ответственность участника бюджетного процесса за результат его собственной работы. Только качественное выполнение всеми участниками бюджетного процесса своей работы обеспечивает результативность и эффективность системы бюджетирования, которая в свою очередь позволяет предприятию развивать свою организационную структуру, становиться финансово независимым и устойчивым субъектом экономической деятельности с качественной финансовой политикой, которая в свою очередь является краеугольным камнем успеха в сегодняшнем бизнесе.

Бюджетный процесс: понятие и принципы. Участники бюджетного процесса. Стадии бюджетного процесса. Структура органов, обладающих бюджетными полномочиями

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Организация бюджетного процесса построена на следующих принципах.

· Принцип единства выражается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для составления консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы.

· Принцип самостоятельности бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определения направления их использования.

· Балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов. Важное условие данного метода — соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов.

Деятельность государства от начала составления федерального бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной лет. Этот срок называется бюджетным циклом.

Бюджет действует в течение одного года — с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год длится на территории России 12 месяцев. Затем в соответствии с законом для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Таким образом, данный период включает срок с 1 января по 31 декабря и плюс еще один льготный месяц.

Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются:

· органы законодательной (представительной) власти;

· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

· органы денежно-кредитного регулирования;

· органы государственного и муниципального финансового контроля;

· государственные внебюджетные фонды;

· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

· иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Бюджетный процесс включает пять стадий:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета;

5) утверждение отчета.

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены в установленные законодательством сроки.

Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального финансового контроля за исполнением бюджета, ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.

В ст. 151 Бюджетного кодекса РФ определена структура органов, обладающих бюджетными полномочиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пределах своей компетенции. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ.

Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.

Органами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

1) Счетная палата Российской Федерации;

2) контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

3) контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъекты РФ в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством РФ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: