Детская комната милиции – функции и как называется в 2021 году

С какого возраста ставят на учёт в детскую комнату полиции.

С какого возраста ставят на учёт в детскую комнату полиции.

Ответы на вопрос:

Обратитесь письменно в МВД, можно через их сайт. Установленного образца заявления не существует. Пишется в свободной форме с изложением и пояснением обстоятельств по делу. От кого, ваши адрес и телефон, кому (ФИО или название организации, должности), что, где, когда, что просите или что хотите узнать. Дата, подпись.

На профилактический учет в подразделение полиции по работе с несовершеннолетними (ПДН) ставят, с 16 лет, а в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом – с 14 лет. Удачи.

Детская комната полиции называется ИДН. Семья в целом или ребенок в частности на учет в ИДН ставятся по необходимости, т.к. постановка на учет – мера вынужденная, а не обязательная, а посему возраст здесь не имеет значения. Таким образом, нет никаких возрастных ограничений, только верхняя планка – 18 лет.

Не совершенно летних граждан могут поставить на профилактический учет в полицию в отдел по делам несовершеннолетних с 14 или 16 лет в зависимости от конкретных обстоятельств связаны с его поведением и совершенными правонарушениями.

Похожие вопросы

Ребенка в возрасте 17 лет поставили на учёт в детской комнате полиции. Будет ли этот ребёнок снят с учёта, после достижения 18-ти летнего возраста?

Могу ли я стать юристом, если у меня был учёт в детской комнате полиции в подростковом возрасте?

Берут ли в армию, если у мальчика были приводы в полицию и постановка на учет в детской комнате полиции?

На какой срок ставят на учёт в детской комнате полиции? Ни разу не было других нарушений.

Может ли заведующая детским садом запретить посещать детский утренник родителям детей младшего возраста, ссылаясь на неустойчивость детской психики данной возрастной группы. Если нет, то какой закон она нарушает? Благодарю за ответ.

Приватизировали комнату в 2-х комнатной квартира. Соседняя комната была приватизирована соседями ранее. Обратились в россреестр о выдачи документа на собственность комнаты. Получили отказ, так как нам сказали, что на кадастровый учет нашей приватизированной комнаты должна ставить администрация города. Г.Нижний Новгород д.Хотелось бы уточнить кто ставить на кадастровый учет приватизированную комнату. Нужны координаты данной организации, как она называется. Спасибо. Надежда.

Продаю комнату в общаге (числится как квартира 10 ком. 2), есть ещё вторая комната там другой собственник. Нужно ли ставить квартиру на кадастровый учёт, если комнаты стоят отдельно на кадастровом учете.

Помогите пожалуйста, мой дядя проживает в комнате, в Общежитии по договору социального найма. В других комнатах проживают соседи только на основании Ордера. Мой Дядя хочет приватизировать свою комнату. Когда он пришёл в Департамент Жилищной политики, моему дяде сказали, что для того чтобы приватизировать комнату, нужно сначала её поставить на кадастровый учёт, а так же комнаты Соседей. Правомерен ли ответ сотрудников Департамента? Обязательно ли ставить на кадастровый учёт Комнаты соседей, для того чтобы приватизировать дяде свою комнату в общежитии?

Как сейчас называется детская комната милиции

Законодательство РФ наказывает за правонарушения не только взрослых, но и нарушителей, которым ещё не исполнилось 18 лет. Чаще всего за мелкие правонарушения их отправляют в детскую комнату милиции – отдел, специально созданный для подобных ситуаций.

Что такое детская комната милиции?

Детская комната милиции – это общее название отдела правоохранительных органов, работа которого направлена на профилактические действия относительно лиц младше 18 лет, которые:

  • нарушили правопорядок;
  • совершили мелкое хулиганство;
  • кражу и т. д.

Из-за изменений в законодательстве и некоторых правоохранительных реформ логичнее в названии употреблять слово «полиции». Также следует помнить, что в настоящее время «детской комнаты» нет в принципе. Сейчас её функции исполняет специальная Комиссия, изучающая дела несовершеннолетних (КДН), но ввиду привычки многие продолжают называть этот отдел именно так.

Помимо нарушивших закон подростков, здесь находятся потерявшиеся несовершеннолетние, родителей которых не удалось установить и/или найти на месте.

Сотрудники

Для работы с детьми нанимаются высококвалифицированные педагоги, которые имеют определённые навыки, позволяющие им правильно обращаться с несовершеннолетними.

Сотрудники детской комнаты заслуживают уважения по целому ряду причин:

  • заработная плата довольно низкая;
  • несовершеннолетние могут быть самыми разными, к каждому нужно найти свой подход;
  • с некоторыми детьми нужно быть мягкими, а с другими – жёсткими (педагог должен уметь проявлять жёсткость либо понимание в зависимости от ситуации, а, следовательно, иметь навыки общения и большой самоконтроль).

В отделе работает 2 основных типа сотрудников:

  • ведущие надзор над поведением малолетних правонарушителей;
  • осуществляющие специальные меры по профилактике рецидивов.

Предназначение отдела

Наиболее часто работники отделения проводят беседы воспитательного характера с нарушителями. Несмотря на скептические настроения взрослых, такой способ пресечения правонарушений среди не достигших 18 лет подростков имеет большое значение.

Ключевое предназначение отдела – помогать в создании адекватных условий для нормального существования и развития несовершеннолетних. Хорошим способом этого достичь является углублённое перевоспитание, объяснение важности соблюдения законов, их значения для граждан страны и т. п.

Эффективность деятельности отделения прямо зависит от помощи и сотрудничества школ, детских садов и иных общественных структур. Нередкими являются случаи, когда сотрудникам полиции стараются помогать граждане разного возраста и социальных групп.

Как происходит работа с детьми?

Если несовершеннолетнего правонарушителя доставляют в детскую комнату, оставаться там он будет непродолжительное время. Его присутствие необходимо только для:

  • оформления соответствующей документации;
  • вызова родственников либо представителей;
  • занесения в полицейский учёт (в случае необходимости).

Сотрудники также понимают, что неправомерная деятельность детей и подростков может быть связана с окружающими их взрослыми. По этой причине профилактические беседы осуществляются не только с несовершеннолетними, но и с их законными представителями.

Нередко происходят ситуации, когда родители поощряют такое поведение детей, руководствуясь собственным мировоззрением. В таких случаях сотрудники стараются понять, кто именно допустил ошибку, и какие стоит предпринять меры:

  • ребёнок, попавший в плохую компанию, сознательно нарушающий законы;
  • родители, которые не только уделяют мало времени ребёнку, но и способствуют развитию у него асоциального поведения.
Читайте также:
Дееспособность несовершеннолетних граждан ℹ понятие, виды, признаки, частичная или неполная реализация прав и обязанностей, особенности ограничений, примеры

Законодательная база

Работники полиции пользуются в своей работе следующими нормативно-правовыми актами. Ими регламентируется работа сотрудников, а также индивидуально подбирается способ воздействия на нарушителей:

  • приказ МВД № 845;
  • федеральные законы № 120-ФЗ, № 195-ФЗ;
  • кодекс РФ об административных правонарушениях.

Учёт в детской комнате милиции

Если нарушитель младше 18 лет попался на злостном правонарушении или попадает в отделение уже не впервые, его могут поставить на учёт. Не существует нормативно-правового акта, который бы регламентировал возраст, с которого ребёнка можно поставить на учёт в органы полиции.

Правила постановки на учет

Малолетние правонарушители попадают под особый контроль со стороны сотрудников полиции, а также в обязательном порядке ставятся на учёт (сразу, как председатели КДН примут такое решение). Перед началом комиссии законные представители ребёнка/подростка будут оповещены заблаговременно.

С этого момента у родителей появляется важная задача: подготовить любые официальные бумаги, из которых можно подметить положительные факты в биографии:

  • рекомендации от учителей;
  • педагогов из дополнительных образовательных заведений;
  • спортивных секций;
  • администрации школьного учреждения и пр.

Также пригодится любая документация, отражающая изменение поведения нарушителя в позитивном ключе.

Если доказательства окажутся убедительными, постановки на учёт можно избежать. В остальных случаях это невозможно.

Чтобы поставить не достигшего 18 лет гражданина на учёт, полицейские обязаны придерживаться строго регламентированного порядка действий:

  • Несовершеннолетний совершает правонарушение (участвует в драке, выпивает спиртное и т. д.).
  • Всё случившееся оформляется полицейским в протокол, который впоследствии регистрируется в отделении полиции.
  • После 3 суток с момента регистрации будет назначаться КДН.
  • Ответственными лицами (начальником отдела, его заместителем и т. д.) изучается вопрос о рациональности постановки на учёт нарушителя и назначения КДН по этому случаю.
  • Как только будет принято положительное решение, подростка поставят на учёт в полицию.

Данные о всех лицах, поставленных на учёт, хранятся в специально отведённой картотеке.

Основания для учёта

Для постановки несовершеннолетнего на учёт существуют такие основания:

  • повторное совершение административного правонарушения;
  • злоупотребление алкоголем, распитие алкоголя в общественных местах, употребление алкоголя в принципе;
  • употребление наркотических веществ;
  • дети и подростки, которые были осуждены на условный срок либо всё ещё находятся под следствием;
  • дети, с которых взяли подписку (как мера пресечения), сбежавшие из специализированных учреждений;
  • малолетние преступники, которые ввиду своего возраста не могут получить адекватное совершённому преступлению наказание.

Существуют условия, которые помогут избежать данного вида ответственности:

  • незначительный проступок, совершённый впервые;
  • однократное правонарушение при имеющихся положительных характеристиках;
  • официальные бумаги, из которых можно подметить адекватную и законопослушную жизнь несовершеннолетнего.

Снятие с учёта

Если в КДН было принято решение снять ребенка с учёта, то необходимо:

  • Выждать срок в 6 месяцев, на протяжении которых подросток/ребёнок более ни разу не нарушит закон.
  • Направить на имя председателя КДН ходатайство о снятии ребёнка с учёта ввиду примерного поведения последнего и его исправления.

Ходатайство составляется в свободной форме и содержит:

  • просьбу о снятии с учёта;
  • пояснение причин для ходатайства (что постановка на учёт возымела действие, и ребёнок изменился в лучшую сторону);
  • описать, что именно изменилось в поведении;
  • приложить положительную характеристику (или несколько).

Подростка снимут с учёта при следующих условиях:

  • достижение совершеннолетия (18 лет);
  • улучшение поведения, последующая подача ходатайства и т. п.;
  • прекращение приёма наркотиков (требуется подтверждающая справка из департамента здравоохранения).

Какие несовершеннолетние находятся в группе риска?

Определённые группы несовершеннолетних, хоть никогда и не совершавших правонарушений, входят в группу риска. Иными словами, они гораздо чаще остальных попадаются в итоге на преступлениях.

Они задирают учеников, издеваются над преподавателями, срывают уроки, портят имущество. С ними обязательно должны работать психологи и педагоги, чтобы направить избыточную энергию в безопасное для социума русло.

«Балующиеся» наркотическими веществами

Даже вдыхающие пары клея дети не в состоянии скрыть последствия влияния веществ на их поведение. И это не говоря уже про более опасные наркотики. Ради удовлетворения своей зависимости такие индивиды способны на любые преступления.

Освобождённые или отбывшие наказание

Если ребёнок был освобождён от ответственности ввиду недостаточного возраста либо уже отбыл наказание за совершённые правонарушения, он всё ещё остаётся на учёте. Условный срок также несёт в себе определённую опасность. Такие несовершеннолетние вполне могут пойти на повторные преступления, в связи с чем их тщательно проверяют правоохранительные органы на постоянной основе.

Детям, проживающим на вокзалах или в подвалах домов, чужды законы государства, и ради выживания они могут пойти на серьёзные преступления. Цель полицейских – отправить таких подростков в школы-интернаты и подобные государственные учреждения.

Малолетние из подобных семей также довольно часто встречаются в административных и уголовных правонарушениях. С ними должны работать сотрудники органов опеки, и постоянно навещать инспектор по делам малолетних.

Какие будут последствия?

Для несовершеннолетнего, которого поставили на учёт в отделении, данное событие – клеймо на всю жизнь. Сам по себе процесс занесения в учёт полиции не создаёт ограничений как таковых. Разве что пристальное наблюдение со стороны правоохранителей.

Но факт того, что подросток состоял на учёте, навсегда останется в картотеке. Это может вызвать проблемы при следующих условиях:

  • даже самые незначительные правонарушения с кражами либо хранением наркотиков полностью исключают возможность работы в охранной сфере;
  • сам факт наличия в картотеке сведений об учёте в полиции вызовет серьёзные трудности с поступлением в юридический ВУЗ;
  • наличие такого опыта может вызвать у ребёнка ощущение собственной неполноценности (изначально не лучшее отношение работодателей, порицание обществом), негативное развитие психики из-за нестабильности во время переходного возраста.

Детская комната полиции: как поступить, если вашего ребенка поставили на учет

Сама по себе детская комната — это пост педагогической службы, но основанный при отделении полиции. Создать детскую комнату придумали еще в 1967 году. И главной функцией этого исправительного учреждения стали профилактика правонарушений, а также нравственное воспитание подростков. По достижении ими трудоспособного возраста педагоги детской комнаты помогают своим воспитанникам с трудоустройством.

Детская комната милиции, Москва: адрес, телефон

Люди, работающие в детской комнате милиции, не просто рядовые сотрудники. В первую очередь это педагоги, обладающие достаточными навыками для правильного общения с несовершеннолетними. Работать в этом отделе внутренних дел сложно: зарплаты небольшие, дети могут попадаться разные. С одними необходимо быть жёстким, с другими, наоборот, мягким.

Читайте также:
Унитарное предприятие - особенности, кто собственники, примеры

Учет в детской комнате милиции

Эффективная работы отдела невозможна без тесного сотрудничества со школами, детскими садам, общественными структурами. Бороться за повышение уровня правопорядка и помогать в работе сотрудникам детской комнаты, зачастую, помогают добровольцы в лице пенсионеров и трудоспособного населения.

Комиссия по делам несовершеннолетних: причины и последствия постановки на учет

Кроме того, о работе с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН, еще долго будут помнить в школе, где есть свой, так называемый «внутришкольный» контроль. Внимание к «детям-учетникам» всегда повышенное, а при происшествии в коллективе таких инцидентов, как кража, повреждение имущества первым делом проведут беседу именно с этими ребятами.

Детская комната полиции

Сложно сказать однозначно, по процедуре постановки на первый взгляд нарушений нет, но вот было ли Вашим сыном совершено правонарушение — это спорный факт, тут нужно изучать показания всех участников конфликта, заключения медицинской экспертизы и т.п. Считаю что Вам нужно попробовать обжаловать решения органов ПНД и попытаться доказать что правонарушения не было.

Детская комната милиции

К нашему ребенку (9 лет .3 класс)есть претензии со стороны родителей одноклассницы. Родители утверждают(сослов девочки), что наш сын ее чуть ли не каждый день задевает словами, толкает и просто не дает спокойно учиться в классе. Нас пугают, что его место в милиции и, что они насторены писать заявление, чтобы его поставили на учет в детскую комнату. скажите, какие должны быть основания и доказательства для того, чтобы поставили ребенка в 9 лет на учет.

ДЕТСКАЯ КОМНАТА МИЛИЦИИ

Работа Д. к. м. требует постоянной связи их со школами. Педагоги, комсомольский актив школ принимают участие в организуемых Д. к. м. обходах общественных мест с целью выявления безнадзорных детей и подростков, дежурят в них; педагоги, в т. ч. педагоги-пенсионеры, включаются в состав созданных при Д. к. м. советов общественности. Инспектор Д. к. м. немедленно уведомляет школу о правонарушениях учеников. Школа, в свою очередь, должна по первой же просьбе инспектора Д. к. м. дать ему развёрнутую школьную характеристику ученика, взятого на учёт. Рекомендуется совместное проведение школой и Д. к. м. лекций, родительских собраний, в т. ч. специально для родителей, дети к-рых находятся на учёте в Д. к. м., присутствие инспектора Д. к. м. на заседании пед. совета и родительского комитета при обсуждении вопросов борьбы с безнадзорностью, а также поведения детей и подростков, состоящих на учёте в Д. к. м. Недопустимо использование Д. к. м. в качестве «пугала», вызов инспектора для поддержания дисциплины на уроках, передача в Д. к. м. материалов о плохой успеваемости или озорном поведении учеников в школе и т. п.

Детская комната полиции

Взрослые никак не могли разобраться, виноват Дима или нет. Тогда его повели в детскую комнату полиции, чтобы там опросили его, Васю и Веру Владимировну. Но и там один говорил одно, другой другое, тоже не могли узнать правду! Тогда Васю и Диму стали проверять на детекторе лжи и оказалось, что врёт Дима! Тогда мама Васи написала на Диму заявление в детскую комнату полиции и Диму посадили в детскую тюрьму на 4 года!

Серия — Полиция

Прямо сейчас Вашему вниманию предлагается уникальный комплект «Полиция» – кровать-машина с неограниченным количеством возможностей и идей. Модный салон автомобиля поможет смелому шоферу разместиться внутри и двигаться навстречу к сказке. Имя владельца легко узнать – оно фиксируется вместо номерного знака и дарит ему уверенность в собственных силах.

Хочу в детскую комнату милиции, как туда попасть

Позвоните в ближайшую к вам, скажите, что вы из студенческой газеты или блоггер, попроситесь, поклянитесь написать хороший материал. В 10 местах откажут, в 11м, если будете вежливы, лучисты, позитивны и убедительны — могут и согласиться. Воспользуйтесь шансом, реально сделайте снимки, напишите что-нибудь в блог и соберите лайки.

У соседей есть маленький ребенок (2 года), он очень нервный. Возьмут его за руку, поставят, посадят в коляску – он плачен, Старший сын с самого утра и до позднего вечера, ежедневно играет на электрогитаре и ужасно громко, а потом еще и хрипеть начинают. Такое ощущение что мы живем в аду. Квартира превратилась в музыкальную школу, житья от них нет соседям. Мать у них нервная до ужаса, на адекватные замечания реагирует остро и рывками. На неоднократные замечания соседей не реагирует. Скажите, детская комната полиции она сейчас существует и как правильно называется? Может ли эта комната инспектировать эту семью так как маленький ребенок живет в невыносимо громких условиях. И от этого он такой нервный.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I “О государственной тайне” (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I
“О государственной тайне”

С изменениями и дополнениями от:

6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г., 15 ноября 2010 г., 18, 19 июля, 8 ноября 2011 г., 21 декабря 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2017 г., 29 июля 2018 г., 30 декабря 2020 г., 9 марта, 11 июня 2021 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

21 июля 1993 года

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

Читайте также:
Вандализм: определение, примеры из реальной жизни, отличие от хулиганства, наказание

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

Засекречивание сведений и их носителей – это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей – снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций – за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I “О государственной тайне”

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений части первой статьи 17 и части первой статьи 27 настоящего Закона о предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые вводятся в действие не позднее 1 января 1995 г.

Текст Закона опубликован в “Российской газете” от 21 сентября 1993 г. N 182, в газете “Российские вести” от 30 сентября 1993 г. N 189, в “Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации” от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 марта 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также:
Может ли ребенок работать - условия, график, законные основания

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г

Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Всё о служебной тайне и её охране

Исполнение трудовых обязанностей нередко связано с понятием служебной тайны. Что законодатель относит к этой категории, как охраняется конфиденциальная информация? Почему служебная и профессиональная тайна – это не одно и то же? Знать ответы на поставленные вопросы полезно не только профессионалам, кадровым работникам и руководителям бизнеса, но и гражданам, чьи интересы защищает законодательство в этой сфере.

Служебная тайна как объект права

Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).

Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной?
Посмотреть ответ

Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:

  • государственная тайна (под грифом «совершенно секретно», «информация особой важности»);
  • собственно служебная тайна (под грифом «секретно»);
  • служебные сведения, помечаемые обычно «для служебного пользования».

В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.

Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:

  • органов государственного управления;
  • органов муниципального управления;
  • государственных предприятий;
  • государственных учреждений.

Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.

Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.

Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне.

В Указе Президента №188 от 06/03/97, утверждающем перечень конфиденциальных сведений, служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти» в соответствии с ГК РФ и федеральным законодательством.

Служебная и профессиональная тайна

ВАЖНО! Образец акта о результатах работы комиссии при проведении служебного расследования по факту разглашения коммерческой тайны от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Из сказанного ранее ясно, что на сегодняшний день четкого, бесспорного законодательного разделения между различными видами тайны нет. Кроме служебной, особо выделяют государственную тайну, есть тайна частной жизни (личная, семейная, тайна голоса), есть коммерческая тайна, касающаяся секретов бизнеса.

Однако наиболее значимым и в то же время сложным процессом является попытка разделить тайну служебную и профессиональную. Возможно ли это в принципе?

Попробуем разобраться. Итак, служебная тайна – сфера работы госслужащих и муниципальных служащих. Это ее основной признак. Профессиональной тайной могут обладать профессионалы, занимающие различные должности, с государственной и муниципальной службой не связанные. Служебная тайна на практике регламентируется актами специального назначения, предназначенными для чиновников, а профессиональная тайна в первую очередь подчиняется нормам трудового законодательства.

Заметим, что и та и другая разновидность тайны упомянуты в ТК РФ (ст. 57, 81, 243). Разнится и состав тайных сведений. Как правило, профессиональная тайна представляет собой более узкий массив сведений, по сравнению со служебной тайной.

В состав служебной тайны входят сведения о деятельности госоргана, муниципального органа, в соответствии с внутренними регламентами этих органов. В то же время в состав профессиональной тайны могут входить узкоспециальные сведения, не подлежащие разглашению, к примеру, тайна исповеди, журналистская тайна, иная тайна, относящиеся к той или иной профессии.

На заметку! Существуют тайны, которые нельзя однозначно отнести к профессиональным или служебным. К примеру, персональные данные частного лица могут составлять служебную тайну для судьи, являющегося государственным должностным лицом, и профессиональную тайну для работника кадровой службы коммерческой фирмы.

Какая информация является служебной тайной

Существуют несколько различных классификаций служебной тайны. По категориям она может быть разделена таким образом:

  • служебные секретные сведения о работе федеральных властных, государственных органов; ограничения на доступ к таким сведениям диктуются федеральным законодательством с целью защиты интересов страны;
  • тайна предварительного следствия и судебная тайна, включающая в себя тайну работы судей и присяжных;
  • конфиденциальные сведения, попавшие в поле зрения чиновников по долгу службы: любая личная, профессиональная или относящаяся к ведению бизнеса, не подлежащая разглашению информация.

Имеет место и несколько иная классификация, раскрывающая предыдущую, конкретизирующая служебные тайны по объектам. Согласно ей, к служебным относят:

  • военную тайну;
  • тайну следствия;
  • судебную тайну;
  • налоговую тайну;
  • конфиденциальную информацию, которая составляет чью-либо коммерческую, банковскую, профессиональную тайну или тайну личной жизни, которой владеет государственный или муниципальный служащий.

В силу недостаточной законодательной проработки вопроса разграничения различных видов тайн, многие специалисты-правоведы предлагают относить к служебным, кроме названных выше, адвокатскую тайну, врачебную тайну.

Разберем некоторые вопросы служебной тайны, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто, подробнее.

Записи актов гражданского состояния населения — у этих сведений двойственная секретность: они являются тайной личности и служебной тайной одновременно: граждане имеют право на личную жизнь согласно Основному Закону страны (ст. 23 Конституции), в то же время чиновники, отображающие факты этой жизни, в силу служебного положения не имеют права распространять указанные сведения третьим лицам произвольно. Обычно в первую очередь, говоря о сведениях ЗАГС, упоминают тайну усыновления, однако в равной степени не подлежат разглашению служебные сведения о рождении, смерти, смене фамилии (имени), изменении семейного положения, определения родственности (установления отцовства). Такие сведения предоставляются только по запросу правоохранительных, судебных органов.

Читайте также:
Дееспособность по ГК РФ - понятие, почему могут ограничить

По схожим основаниям охраняется и медицинская (врачебная) тайна, которую, как сказано выше, некоторая часть специалистов предлагает считать служебной.

Являясь налогоплательщиком, каждый гражданин РФ так или иначе сталкивается с понятием налоговой тайны. Не все сведения, передаваемые в налоговую, являются служебной тайной. К примеру, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о нарушении законодательства о налогах – это общедоступные сведения.

В то же время налоговой служебной тайной являются:

  • сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, декларациях;
  • основания начисления налогов, расчеты, сведения о доходах и расходах фирмы;
  • данные об отчислениях в бюджет за 3 года;
  • иные сведения, касающиеся непосредственно начисления и уплаты налоговых сумм.

Служебную тайну в целом можно разделить на две части:

  • сведения о работе самой государственной (муниципальной) структуры;
  • сведения, ставшие известными чиновникам в соответствии с законом и в силу исполнения ими служебных функций.

Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.

Другие аспекты тайных сведений, согласно этому мнению, должны быть отнесены к профессиональным тайнам.

Какая информация не относится к служебной тайне

Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.

К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:

  1. Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
  2. Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
  3. Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
  4. Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
  5. Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
  6. Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.

Защита служебной тайны

Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.

Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.

Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).

КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.

За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.

Закон РФ от 21.07.1993 №5485-I «О государственной тайне»

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее – органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

Читайте также:
Категории преступлений ℹ основные виды, признаки, степени и критерии категоризации, особенности классификации по степени тяжести в уголовном праве, примеры

допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации “О безопасности” и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Раздел II. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом “Об обороне”, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;

о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

Читайте также:
Конституция РФ ✒ определение, история создания и особенности принятия правового акта, основные положения и структура последней редакции, принципы, ограничения

Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в части третьей настоящей статьи.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Классификация конфиденциальной информации

Защита данных
на базе системы

Ф едеральное законодательство по защите информации устанавливает принципы и методы ее классификации. Определенные законодательные акты также вносят ряд ограничений на получение и использование стратегически значимой информации и регламентируют правила обращения с ней. Базовым разделителем является признание определенного вида сведений общедоступными данными либо конфиденциальной информацией.

Закон определяет, что ограничения на обработку и получение определенных видов информации могут быть установлены исключительно федеральными законами. Соответственно, любой вид данных, не указанный в специальном законе, считается общедоступным.

Информацию можно условно разделить на четыре категории в зависимости от условий ее получения или правил распространения:

  • данные с неограниченным доступом и свободой распространения;
  • данные, которые предоставляются исключительно с согласия лиц, принимающих участие в соответствующих отношениях. Например, перед заключением договора купли-продажи граждане добровольно предоставляют свою персональную информацию нотариусу;
  • сведения, которые федеральное законодательство предписывает распространять либо публиковать;
  • данные, содержащие угрозу государству или безопасности граждан. Распространение такого типа информации ограничивается или блокируется.

Гарантии общедоступности информации

Руководителям организаций стоит помнить, что закон определяет некоторые виды информации, к которым должен быть обеспечен доступ широкой общественности. В эту категорию входят:

  • законодательство и нормативы, которые содержат гарантии гражданских прав и свобод. Запрещено ограничивать сокрытие от граждан сведений об их законных правах. В открытом доступе должны храниться и сведения об обязанностях граждан;
  • правовая база формирования и функционирования различных органов власти. Сведения о полномочиях силовых и прочих структур власти;
  • сведения о решениях органов власти, отдельных руководителей госструктур и коллективных выборных органов самоуправления, за исключением особых случаев, предусмотренных соответствующим законодательством;
  • сведения о состоянии бюджетов разных уровней, о трате бюджетных средств и об изменениях, вносимых после их утверждения. Исключение составляют данные, которые подпадают под определение «государственная (служебная) тайна»;
  • фонды библиотек и архивных служб с открытой информацией, экспозиции государственных музеев;
  • данные в системах информирования, которые создают органы власти для донесения своих решений до общества;
  • данные проверок экологического благополучия и мониторинга состояния окружающей среды;
  • прочие сведения, закрытие доступа к которым запрещено. Например, благотворительные обязаны публиковать ряд данных о своей структуре и деятельности.

Государственная тайна

Законодательство разделяет информацию с ограниченным доступом на две категории: относящаяся к государственной тайне либо к конфиденциальной информации. По степени закрытости наиболее четко классифицированы сведения, признанные государственной тайной.

Существуют три степени системы защиты информации. Этим степеням соответствуют уровни доступа, которые присваивают данным. К ним могут относиться политико-экономические, военные, разведывательные или агентурные данные. Под грифами особой важности или секретности сохраняют также научно-технологическую и личную информацию, составляющую государственную тайну.

Читайте также:
Акциз - что это, кто плательщик, перечень акцизных товаров

Прочие виды конфиденциальной информации

Установить значение понятия «конфиденциальность» помогает закон об информации. Последний определяет ее как обязательства, накладываемые на лицо, которое имеет в своем распоряжении информацию. Обязательства включают в себя обеспечить сохранность данных от несанкционированного доступа третьих лиц без законного согласия их обладателя. В исключительных случаях требуется сокрытие самого факта существования определенного набора данных. Классификацию, которая систематизирует конфиденциальную информацию, можно увидеть в указе №188 «О сведениях конфиденциального характера». Согласно указу, в перечень входят:

1. Данные об обстоятельствах и фактах личной жизни человека, которые способны его идентифицировать. Их называют «персональные данные». Исключение составляют те сведения, которые гражданин либо юридическое лицо обязаны распространить в определенных обстоятельствах, определяемых законом;
2. Данные, разглашение которых может повлиять на осуществление следственных действий или судебного производства;
3. Служебная тайна или данные для служебного использования. Доступ к такой информации предоставляется служащему исключительно для исполнения определенных задач из сферы его служебного ведения. Она не может быть использована с какой-либо иной личной целью;
4. Сведения, которые человек получает как специалист в ходе своей профессиональной деятельности. Доступ к ним регулируется отдельными нормативами и зачастую бывает ограничен частично или полностью;
5. Коммерческая тайна. В эту категорию входят, например, отчеты о финансовом состоянии, планирование и записи о деловой активности. Такую информацию допустимо блокировать согласно внутреннему регламенту коммерческих структур;
6. Сведения об инновациях, их сути, чертежах, прототипах или промышленном образце. Изобретения защищаются от шпионажа и копирования до публикации официальной открытой информации о них.

Рассмотрим перечисленные категории более подробно.

Обработка персональных данных

Любую информацию, которая непосредственно связана с лицом, определяет его и способна его идентифицировать, можно отнести к категории персональных данных. Закон предусматривает определенные правила обработки персональной информации. Без согласия физического лица запрещена деятельность по получению, владению, использованию и обработке информации о его жизни. Это же касается и действий, которые нарушают личную либо семейную тайну, вторгаются в конфиденциальную переписку и прочие коммуникации, телефонные переговоры, корреспонденцию и иные сообщения. Исключения составляют действия, основанные на законном судебном решении.

Обязанности работодателя при работе с персональной информацией работников регламентируются Трудовым кодексом. Служащие, которые имеют доступ к ее обработке, перед приемом на работу подписывают соглашение о своих правах и обязанностях при работе в этой сфере.

Требование о неразглашении персональной информации применимо и к служащим органов ЗАГС, как и к работникам консульств, на которых возложены идентичные функции по регистрации актов граждан, находящихся на территории иностранных государств. Закон накладывает на работников органов ЗАГС или консульств обязательство о неразглашении информации, полученной ими в ходе служебной деятельности. Данные, которые содержат акты регистрации, приравниваются к закрытой информации и не могут иметь свободный доступ.

За незаконный сбор и распространение информации о частной жизни граждан возможно уголовное преследование. Кодекс запрещает раскрытие личной либо семейной тайны, распространение таких данных, публичную их демонстрацию или публикацию в средствах информации. Уголовная ответственность наступает, если подобные действия:

  • производились без согласия обладателя данных;
  • были совершены в соответствии с корыстными интересами либо иной заинтересованностью третьего лица;
  • причинили моральные страдания, нанесли ущерб законным интересам либо нарушили права гражданина.

Тайна судебного и следственного производства

Недопустимость разглашения данных следствия прямо установлена статьей 161 УПК РФ. Эта статья запрещает опубликование информации, полученной следователями на этапе предварительного расследования. В исключительных случаях такие сведения могут быть раскрыты общественности с согласия прокурора либо следователя. Подобное раскрытие возможно только в объеме, который:

  • существенно не повлияет на ход расследования;
  • не будет негативно влиять на объективность расследования;
  • не нарушает интересы лиц, участвующих в следственном производстве.

К предварительному следственному процессу может быть привлечен довольно широкий круг гражданских лиц — свидетели, понятые, эксперты в различных областях знания. Каждого из них предупреждают о запрете разглашения конфиденциальных сведений, которые стали ему известны в ходе исполнения следственных мероприятий. Если раскрытие информации состоялось по вине предупрежденного лица без санкции прокурора либо следователя, это влечет уголовную ответственность.

Правила обращения со служебной информацией

Перечень «сведений конфиденциального характера» утвержден соответствующим указом Президента. В перечне определен комплекс понятий, действие которых раньше регулировалось исключительно внутренними приказами служб и предприятий. Служебная тайна здесь внесена как комплекс служебных данных, доступ к которым при необходимости могут ограничивать представители государственной власти.

Постановлением Правительства определен порядок оборота служебной информации с лимитированным доступом. К служебной тайне причисляют несекретную информацию, которая касается деятельности государственных учреждений, если вследствие служебной необходимости ее разглашение ограничено. Постановление предписывает, что документы и их копии, которые содержат служебную информацию с ограниченным доступом, должны обрабатываться и храниться отдельно от основного документооборота.

Правила обращения с профессиональной тайной

К профессиональным тайнам можно отнести данные, которые человек получает в ходе исполнения своих трудовых, договорных либо служебных обязанностей. Условия обращения с информацией, которая содержит разные виды профессиональной тайны, определены в ряде законодательных актов. Чаще всего это законы, которые регулируют коммерческие и гражданские взаимоотношения в определенных сферах.

Так, закон «Об адвокатуре» разъясняет понятие «Адвокатская тайна». Любые данные, которые имеет адвокат в результате работы с доверителем после предоставления ему юридических услуг, являются адвокатской тайной. Адвоката нельзя допрашивать в качестве свидетеля в тех же судебных производствах, в которых он оказывал юридическую помощь.

Нотариусам и работникам нотариальных контор нельзя предавать огласке сведения или документы, к которым они получили доступ в ходе совершения нотариальных действий. Более того, нотариус находится под действием такого запрета даже если ушел из профессии и отказался от нотариальной практики. Запрет распространяется и на бывших сотрудников нотариальных контор. Справочные сведения, оригиналы и копии документов, связанных с информацией о нотариальных актах, могут получить исключительно клиенты, от имени которых были совершены такие действия.

Законодательство РФ предписывает особое обращение с данными, в которых содержится врачебная тайна. К таким данным относятся:

  • факт обращения в медицинское учреждение. Это в равной степени относится к клиникам и практикам всех форм собственности;
  • общие данные о состоянии здоровья человека, его биологических характеристиках и анамнезе;
  • диагноз заболевания, предыдущие диагнозы и сведения о методах лечения;
  • любой иной комплекс данных, который был получен в ходе диагностики и лечения.
Читайте также:
Политическая власть ℹ определение, виды, отличительные признаки, формы организации, источники, задачи, соотношение государственной и политической власти

Закон запрещает разглашение подобных данных врачами, медработниками и персоналом учреждений здравоохранения. Запрет касается также лиц, обладающих такой информацией в результате учебной, профессиональной или любой другой законной деятельности.

Закон «О почтовой связи» предусматривает ряд правил и средств защиты корреспонденции. Соблюдение этих правил способствует сохранности личной информации во время ее обработки. Закон защищает тайну корреспонденции, в том числе почтовых посылок, телеграмм и сообщений. Под действие ограничений, связанных с тайной связи, подпадают данные:

  • об имени и месте проживания клиентов почтовых сервисов;
  • о времени оформления почтовых посылок и адресах получателей;
  • о факте получения или пересылки почтовых переводов. Не подлежат разглашению и получаемые или отправляемые суммы;
  • о времени пересылки и содержании телеграмм, обрабатываемых представителем сервиса связи.

Выдачу посылки, переведенных средств, телеграмм и прочих сообщений до востребования работник отделения обязан производить только адресатам или их законным представителям. Нарушение тайны связи согласно ст. 138 УК Российской Федерации карается штрафными санкциями либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Коммерческая тайна

Закон «О коммерческой тайне» дает исчерпывающее определение данного понятия. Она определена как набор конфиденциальных данных, который дает ее владельцу ряд преимуществ при текущем положении на рынке или в будущем. К преимуществам относят прежде всего увеличение прибыльности бизнеса. Кроме того, соблюдение режима коммерческой тайны способствует снижению риска непредвиденных трат, сохранению своего положения на рынке и продвижению в конкурентные сферы, а также получению любой иной выгоды.

Данный закон предписывает принятие определенных мер по организации защиты документации, составляющей коммерческую тайну. Указаны некоторые способы предотвращения несанкционированного доступа к таким данным и методы работ с подобной информацией. Одной из них, например, является утверждение специального грифа «Коммерческая тайна» на документах с ограничениями по праву доступа.

Сведения об изобретениях и разработках

Изобретатели и новаторы могут использовать патентирование как способ защиты своих прав. Пока действующая модель или образец, произведенный промышленным способом, не представлены общественности, данные о сущности изобретения, его чертежи и технические расчеты являются конфиденциальными данными. Разрешается регулировать степень доступности информации об изобретениях до ее официальной публикации и получения патента. Способы организации безопасной среды для таких данных и схемы применения защитных мер для подобной информации устанавливаются внутренними регламентами конструкторских бюро.

Существует много видов информации с ограниченным доступом: государственная, личная, коммерческая, служебная и профессиональная. Правовой режим большинства из этих групп представлен в отечественном законодательстве. К сожалению, между некоторыми законодательными актами существуют противоречия, которые могут приводить к потере ценных данных. Устранять такие несоответствия в процессе работы, создавая внутренние инструкции и правила по работе с информацией ограниченного доступа — одна из главных задач руководителя.

Об ответственности за разглашение государственной тайны

Адвокат Антонов А.П.

Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) 283 «Разглашение государственной тайны» и 284 «Утрата документов, содержащих государственную тайну» предусматривают уголовную ответственность официально допущенных к госсекретам лиц, чьи деяния нарушают установленный порядок обеспечения сохранности государственной тайны. Эти преступления совершаются без преступного сговора с зарубежными спецслужбами и без намерений вступить в такой сговор с целью причинения ущерба безопасности России, тем не менее они объективно способствует утечке российских секретов за рубеж и последующему использованию в деятельности против безопасности нашей страны.

Основным непосредственным объектом как разглашения государственной тайны, так и утраты документов, содержащих государственную тайну, следует считать безопасность государства как состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешних и внутренних угроз, связанных с утратой Россией монопольного владения своими секретами. Дополнительным непосредственным объектом выступают установленные правила обращения со сведениями, составляющими гостайну.

В качестве предмета разглашения выступают сведения, составляющие государственную тайну, понятие и содержание которой дается в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (ред. от 20.07.2018) «О государственной тайне». Согласно статье 2 этого нормативного акта гостайну образуют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Тематика сведений, составляющих государственную тайну, указана в ст. 5 того же Федерального закона, а их исчерпывающий круг определен в открытом для всеобщего сведения Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне (утвержден Указом Президента России от 30 ноября 1995 г. N 1203 (ред. от 08.08.2019)). Сведениям, составляющим гостайну, присваиваются грифы секретности «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Предметом утраты документов, содержащих гостайну, являются материальные носители (документы, предметы) сведений, составляющих государственную тайну. Документом согласно Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Каждый из перечисленных видов документов, если он содержит отнесенные к государственной тайне сведения, и будет составлять предмет рассматриваемого преступления. Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, следует считать различные материальные объекты, информацию о которых государство посчитало целесообразным засекретить. Это могут быть различного рода изделия, материалы, образцы техники, вооружения, отдельные узлы и детали технических устройств, оборудование, компоненты ракетного топлива, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.. К носителям сведений, содержащих государственную тайну следует относить и физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Объективную сторону простого разглашения государственной тайны (ч. 1 ст. 283) составляют любые деяния, приводящие к преданию данной информации огласке различными способами. Способы разглашения могут быть: устными (выступление, ведение переговоров, частные разговоры), письменными (использование секретных сведений в несекретной служебной переписке, опубликование в книге, газете, научной статье, указание в письме), демонстрационными (показ образцов, изделий, материалов, схем, чертежей), связанными с нарушением установленного порядка хранения и пользования гостайной (ведение переговоров по незащищенным линиям связи, оставление секретных документов или предметов в местах, где возможно ознакомление с ними других лиц, занесение секретных сведений в не предназначенные для этого блокноты и их последующая потеря), в сети Интернет (в электронных письмах, на общедоступных сайтах и личных страничках пользователей).

Читайте также:
Можно ли бить детей - российские законы и комментарии к ним

Признаки диспозиции, да и название ст. 283 УК РФ не в полной мере соответствуют фактическому содержанию криминализуемого ею деяния. Термин «разглашение» предполагает доведение информации до кого-либо исключительно устным способом (при помощи голоса). Фактически же разглашение гостайны происходит не только в устной, но и письменной, электронной, демонстрационной и иных формах. В этой связи представляется логичным заменить в названии и в тексте статьи «разглашение» на «предание огласке». «Предание огласке» подразумевает все способы распространения каких-либо сведений, ибо проистекает из понятия «гласность», которая приобрела сегодня универсально широкий смысл.

Обязательный признак объективной стороны разглашения — государственная тайна становится достоянием посторонних лиц. «Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным».

Простое разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно (с прямым или косвенным умыслом), так и по неосторожности (в форме легкомыслия или небрежности).
Мотивами разглашения гостайны чаще всего выступают хвастовство, болтливость, стремление показать свою значимость, компетентность, сопричастность к делам государственной важности, желание помочь близким в подготовке научной работы. Хотя мотивы не являются составообразующим признаком, они подлежат обязательному установлению, ибо характеризуют личность субъекта, степень его вины и в конечном счете влияют на назначаемое судом наказание.

Объективную сторону квалифицированного состава разглашения государственной тайны (ч. 2 ст. 283 УК РФ) составляют деяния, образующие объективную сторону простого разглашения, но повлекшие по неосторожности тяжкие последствия.

Тяжкие последствия имеют оценочный характер, т.е. признаются таковыми с учетом обстоятельств совершенного преступления, конкретной политической, экономической или боевой обстановки. К их числу можно отнести: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв важных государственных мероприятий или научных исследований, крупный экономический ущерб, вынужденную передислокацию стратегического объекта, провал крупной оперативной или войсковой операции, срыв важных переговоров и соглашений Российской Федерации, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России.

Субъективная сторона квалифицированного разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью (само разглашение совершено, и тяжкие последствия наступили по неосторожности), либо «двойной» формой вины (разглашение является умышленным, а тяжкие последствия наступают по неосторожности).

Объективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну (материальных носителей гостайны) (ст. 264 УК РФ), складывается из совокупности четырех обстоятельств:

а) нарушения секретоносителем установленных правил обращения с материальными носителями государственной тайны;

б) утраты таких документов или предметов вследствие нарушения установленных правил обращения с секретами;

в) наступления тяжких последствий;

г) причинной связи между утратой материальных носителей гостайны и наступившими тяжкими последствиями.

Под утратой документа или предмета понимается происшедший в результате нарушения установленных правил обращения выход материального носителя гостайны из владения ответственного лица, имеющего допуск к государственной тайне. Документ (предмет) считается вышедшим из владения секретоносителя, если он не находится ни у него, ни в месте постоянного хранения.

Правила обращения с документами и предметами, содержащими или составляющими государственную тайну, регламентируются Законом «О государственной тайне» и различными общефедеральными и ведомственными подзаконными актами (инструкциями, положениями, уставами, наставлениями). Как показывают материалы оперативно-следственной практики, чаще всего нарушение таких правил состоит в следующем: снятии копий с секретных документов без письменного разрешения режимно-секретного органа; неучтенной передаче документов и изделий другим лицам; выполнении секретных работ вне режимных помещений; подготовке документов закрытого характера на незащищенном компьютере; оставлении документа или предмета без присмотра; перевозке секретных документов и материалов в общественном транспорте и т.д.

Тяжкие последствия утраты материальных носителей, сведений, составляющих государственную тайну, те же самые, что и в результате разглашения таких сведений.

Если утрата секретного документа или предмета, не вызвавшая тяжких последствий, привела к ознакомлению с государственной тайной посторонних лиц, она является одним из способов ее разглашения. Если же этого не произошло, то допустившие нарушение режима секретности лица в зависимости от обстоятельств привлекаются к административной (ст. 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) или служебно-дисциплинарной ответственности.

Субъективная сторона утраты материальных носителей секретной информации, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины.
Субъекты разглашения государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну, схожи, но не одинаковы.

Субъект разглашения специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или известна по службе или работе. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, исполнение которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну. Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных организациях, но получивших доступ к государственной тайне в связи с выполнением трудовых обязанностей (судьи и адвокаты, участвующие в качестве защитников, по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Субъектом же утраты документов, составляющих государственную тайну, как это однозначно вытекает из диспозиции статьи 284 УК РФ, может быть только лицо, имеющее официальный допуск к государственной тайне.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: