Государственная тайна: определение, сферы, классификация, ответственность

Правовое регулирование отношений в сфере охраны государственной тайны

10.1. Понятие государственной тайны, состав и принципы формирования сведений, подлежащих засекречиванию

Понятие государственной тайны и общие сведения о системе ее защиты. Институт государственной тайны является одним из важнейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопасность государства и достигается защищенность национальных интересов страны. Как специфический инструмент обеспечения безопасности институт государственной тайны, прежде всего правовой инструмент, системно взаимодействующий с организационным и техническими мероприятиями специального характера. Будучи правовым инструментом, указанный институт конституируется федеральным законом, что свидетельствует о движении нашей страны по пути строительства правового государства. Легальное определение государственной тайны сформулировано в ст. 2 Закона РФ “О государственной тайне” через призму понятия безопасности Российской Федерации. В соответствии с названной статьей под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В целях защиты указанных категорий сведений формируется система защиты государственной тайны, представляющая собой совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений и их носителей, а также мероприятий, проводимых названными органами и направленных на предотвращение утечки информации и несанкционированного доступа к ней.

К органам защиты государственной тайны относятся согласно ст. 20 Закона РФ “О государственной тайне”:

  • Межведомственная комиссия на защите государственной тайны;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (ФСБ РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (МО РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (СВР РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК РФ) и их территориальные органы;
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия представляет собой коллегиальный орган, основной функцией которого является координация деятельности органов государственной власти (федеральных и региональных) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.

Полномочия Межведомственной комиссии и ее структура определены в Положении о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденном Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286.

Межведомственная комиссия, в частности:

  • рассматривает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в РФ, а также предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне;
  • формирует перечень должностных лиц, органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
  • формирует перечень сведений, отнесенных к Государственной тайне;
  • формирует перечень особорежимных объектов РФ и представляет его в Правительство РФ;
  • рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство РФ соответствующие экспертные заключения.

Федеральная служба безопасности РФ обеспечивает контрразведывательную деятельность , участвует в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, в организациях, определяет порядок проведения и осуществляет меры по допуску граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также по допуску организацией к проведению работ , связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Министерство обороны РФ определяет степень защиты сведений, составляющих государственную тайну, при размещении заказов на проведение научных исследований, производство вооружения и военной техники.

Служба внешней разведки РФ обеспечивает безопасность учреждений РФ, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю формирует общее направление защиты информации от иностранных технических разведок и ее утечки по техническим каналам связи на территории РФ, осуществляет проверки организации защиты информации в государственных органах, организациях, за исключением систем ФСБ, осуществляет радиоконтроль за отечественными радиолиниями, доступными для иностранных разведок.

Органы государственной власти и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции, определенной положениями о них либо уставами. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и в организациях создаются структурные подразделения по защите государственной тайны.

Защита государственной тайны в силу прямого указания Закона (ч. 5 ст. 20 Закона РФ “О государственной тайне”) является видом основной деятельности органа государственной власти или организации.

Под средствами защиты информации, являющимися составной частью системы защиты государственной тайны, понимаются технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

В качестве носителей сведений, составляющих государственную тайну, действующее законодательство признает материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Указанное понимание носителя сведений исключает применение данного термина к физическим лицам, имеющим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Читайте также:
Акциз - что это, кто плательщик, перечень акцизных товаров

Состав и принципы формирования сведений, составляющих государственную тайну. Основополагающим элементом государственной тайны по действующему законодательству выступают защищаемые государством отдельные категории сведений, перечень которых сгруппирован в ст. 5 Закона РФ “О государственной тайне” по важнейшим направлениям деятельности государства. Понятие перечня сведений, составляющих государственную тайну, занимает исключительно важное место в процессе конституирования института информации, режим которой определяется как государственная тайна . Поэтому, не случайно, законодатель посвящает этому перечню специальный раздел Закона РФ “О государственной тайне”.

Под перечнем сведений, составляющих государственную тайну, понимается совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Категории сведений связаны с конкретными областями деятельности государства. Так, в состав сведений в военной области (военная тайна) включены, в частности, сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения.

К составу сведений в области экономики, науки и техники, подлежащих нахождению их в режиме государственной тайны, отнесены, в частности, сведения о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение , влияющих на безопасность государства.

К сведениям в области внешней политики и экономики отнесены, в частности, сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

К сведениям, составляющим государственную тайну в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в частности, отнесены: сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах этих видов деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность ; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Приведенный выше перечень сведений, является весьма обобщенным, но он составляет ту основу, на фундаменте которой формируются более детальные составы сведений, относимых в установленном порядке к информации, находящийся в режиме государственной тайны.

На основе базового перечня сведений, составляющих государственную тайну, сформулированного в ст. 5 Закона РФ “О государственной тайне” и в соответствии с п. 2 ст. 4 названного Закона Президент РФ утверждает подробный Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, в котором помимо собственно сведений указываются государственные органы, наделенные полномочиями по их распоряжению. Данный Перечень периодически и по мере надобности пересматривается, в соответствии с принципами отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений.

Указанные принципы нашли свое закрепление в ст. 6 Закона РФ “О государственной тайне”. К ним отнесены принципы законности, обоснованности и своевременности.

Под законностью отнесения сведений к государственной тайне понимается соответствие засекречиваемых сведений законодательству РФ о государственной тайне и, в частности, перечню сведений, составляющих государственную тайну.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания состоит в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Врачебная тайна пациента

Каждый пациент в ходе диагностики, лечения и профилактики развития заболеваний сообщает врачу некоторые персональные сведения, которые считаются конфиденциальными данными. Определение “врачебная тайна” предполагает неразглашение медицинским работником информации, полученной в результате общения с пришедшим за помощью человеком.

В данном материале будут разобраны юридические аспекты термина, а также случаи, когда разглашение врачебной тайны имеет место быть.

Читайте также:
Союзное государство России и Белоруссии - кто управляет, какие декларации подписаны

Тайна пациента

Согласно законам Российской Федерации, все персональные данные, которые пациент добровольно передал сотрудникам сферы здравоохранения (причем не только своему лечащему доктору, а любому представителю медицинского персонала), не должны передаваться третьим лицам. Требование распространяется даже на близких родственников.

Так, например, доктор не может рассказать дедушке о найденных у ребенка патологиях или заболеваниях, не спросив разрешения. Законными представителями малолетнего в данном случае являются родители, поэтому только они могут позволить (или запретить) разглашать диагноз, иначе это и будет считаться нарушением врачебной тайны.

Список информации, которая подпадает под данную формулировку, определяется федеральным законом №323 и объединяет:

  • данные об обстоятельствах обращения в медицинскую организацию;
  • сведения о состоянии здоровья человека, а также установленных диагнозах;
  • иную личную информацию, сообщенную пациентом в процессе терапии.

Все данные о больном хранятся в тайне не только на протяжении всей жизни человека, но и после его кончины.

Когда разглашение врачебной тайны без согласия пациента допускается?

Существует ряд ситуаций, когда персональные сведения могут быть переданы третьим лицам:

  • при физической неспособности больного выражать свою волю;
  • по требованию компетентных органов (прокуратура, судебные инстанции и т.д.);
  • при серьезной угрозе распространения пандемии;
  • при наличии побоев и травм, нанесенных насильственно;
  • при передаче карты пациента в иную лечебную организацию;
  • в процессе расследования обстоятельств, приведших к трагедии на предприятии или в образовательном центре;
  • для контроля полноты оказываемой медицинской помощи.

Разглашение врачебной тайны без согласия пациента: ответственность

Уважать переданные больными конфиденциальные данные обязаны не только лечащие врачи, но также:

  • медсестры;
  • младший медицинский персонал;
  • работники аптек;
  • персонал, работающий в регистратуре;
  • учащиеся, проходящие ординатуру и интернатуру в лечебном учреждении;
  • представители контролирующих органов, обладающие правом получения персональной информации о больных вследствие проведения расследования.

За нарушение регламентированной законодательными актами медицинской тайны сотрудники сферы здравоохранения могут быть наказаны следующими видами взысканий:

  • дисциплинарное – выговор, замечание или лишение должности;
  • гражданско-правовое – возмещение понесенных больным неудобств путем денежной выплаты;
  • административное – истребование с медработника штрафа в размере до 1 000 рублей, а с руководителя организации – до 5 000 рублей.

Разглашение медицинской тайны без согласия пациента: статья

Согласно части 2 статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации, за разглашение медработником медицинской тайны предусмотрено и уголовное наказание. Оно может выражаться в:

  • обязательной денежной выплате в размере до 300 000 рублей;
  • лишении права оказывать лечебную помощь (до пяти лет);
  • общественных работах (до четырех лет);
  • заключении (до шести месяцев);
  • тюремном сроке (до четырех лет).

Врачебная тайна пациента

Разглашение медицинской тайны без согласия пациента – серьезное правонарушение, которое, в зависимости от ситуации, может повлечь за собой наказания разного характера. Однако, чтобы привлечь к ответственности виновных, сначала необходимо доказать факт совершения преступления. Для этого представителям контролирующих сферу здравоохранения органов нужно предъявить документальное свидетельство нарушения закона.

Поскольку информация чаще всего передается устно, доказать свою правоту пациенту бывает очень сложно, если не сказать невозможно.

Но в некоторых случаях вопрос целесообразности сохранения медицинской тайны подвергается сомнению. Например, когда у больного находят психические отклонения, косвенно подвергающие его жизнь опасности, по-человечески правильно сообщить о диагнозе родным, хотя это прямое нарушение медицинской тайны.

А необходимо ли держать в секрете положительный результат анализа на наличие вируса иммунодефицита, если заболевание может передаться близким бытовым путем? Это сложные моменты, которые остаются на совести медработника.

Хотите знать больше?

Юрисконсульт по медицинскому праву Полина Габай проводит цикл «5 шагов к юридической безопасности врача и клиники», где также затрагивается вопрос врачебной тайны и его аспекты в практической деятельности врача.

Цикл включает в себя следующие семинары:

Запись любой из семинаров авторского образовательного цикла «5 шагов к юридической безопасности врача и клиники», еще открыта.

Как организовать ТСЖ в многоквартирном доме

1. Что такое ТСЖ?

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) — это объединение собственников квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме (или в нескольких домах ) для совместного управления общим имуществом. ТСЖ обладает правом формировать тариф на содержание и ремонт общего имущества дома, выбирать подрядчиков с выгодными условиями, решать вопросы о необходимости проведения капитальных ремонтных работ, и другими правами и обязанностями .

Инициировать создание ТСЖ могут любые собственники квартир или нежилых помещений в доме. Число голосов собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать 50% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Если вашим домом уже управляет управляющая компания, при создании и регистрации ТСЖ договор с ней расторгается.

2. Как создать ТСЖ?

Решение о создании ТСЖ принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Инициатором проведения собрания может быть любой собственник помещения в многоквартирном доме.

В повестку дня такого собрания обязательно должны быть включены следующие вопросы:

  • выборы счетной комиссии;
  • выбор способа управления домом — создание товарищества собственников жилья;
  • утверждение устава ТСЖ;
  • выборы правления ТСЖ;
  • выборы председателя правления ТСЖ (избирается из числа членов правления);
  • выборы ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ;
  • выборы уполномоченного представителя собственников помещений по государственной регистрации ТСЖ (как правило, этим представителем избирается будущий председатель правления ТСЖ);
  • расторжение договора управления с управляющей компанией (если вашим домом управляет управляющая компания).
Читайте также:
Дееспособность по ГК РФ - понятие, почему могут ограничить

Если ТСЖ создается в одном многоквартирном доме, то поддержать это решение должны собственники, обладающие более 50% от общего числа голосов собственников в этом доме. Если ТСЖ планирует управлять общим имуществом сразу в нескольких домах, то решение о создании такого ТСЖ должно приниматься более чем двумя третями голосов собственников в каждом из этих домов.

Подробнее о том, как оповестить собственников о предстоящем собрании, как правильно посчитать голоса и оформить протокол, читайте в нашей инструкции.

3. Как зарегистрировать ТСЖ?

Процедура регистрации ТСЖ происходит по той же схеме, что и регистрация юридического лица. Для этого вам понадобятся:

  • заявление по форме N Р11001 (заявление должно быть нотариально заверено);
  • протокол общего собрания собственников помещений в МКД по созданию ТСЖ с подписями собственников, прошитый и пронумерованный с приложенными к нему сведениями о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников за создание товарищества собственников жилья. Прошитый документ скрепляется подписью лица, уполномоченного общим собранием на государственную регистрацию ТСЖ;
  • устав ТСЖ, прошитый, пронумерованный и скрепленный подписью избранного председателя правления ТСЖ, — в двух экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины (с помощью специального сервиса на сайте ФНС вы можете сформировать платежный документ для уплаты госпошлины в банке или оплатить госпошлину онлайн).

Пакет документов представляется в налоговую инспекцию лицом, уполномоченным общим собранием собственников на государственную регистрацию ТСЖ, или его представителем по нотариально удостоверенной доверенности.

Подать документы можно:

  • в налоговую инспекцию;
  • через центр госуслуг «Мои документы»;
  • по почте с объявленной ценностью и описью вложения;
  • через DHL Express и Pony Express (в пределах Москвы);
  • онлайн, с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Процедура регистрации должна занять не более пяти рабочих дней.

4. Что делать после регистрации ТСЖ?

После того как на общем собрании собственников будет принято решение о создании ТСЖ и расторжении договора с управляющей компанией (если она управляла вашим домом), УК нужно будет уведомить об этом и запросить у нее техническую и иную связанную с управлением домом документацию. После официальной регистрации ТСЖ нужно направить уведомление о начале своей деятельности в Мосжилинспекцию.

К уведомлению прилагаются заверенные печатью и подписью председателя правления ТСЖ копия протокола общего собрания собственников помещений по созданию ТСЖ и копия свидетельства о государственной регистрации ТСЖ.

ТСЖ также нужно будет обзавестись печатью, открыть расчетный счет в банке, уведомив об этом налоговую и встать на учет в ПФР, фондах социального и медицинского страхования.

5. Куда и как жаловаться на работу ТСЖ?

Собственники могут оспорить любое решение ТСЖ, если не согласны с ним. Если вас не устраивает работа созданного в вашем доме ТСЖ, вы можете направить претензии председателю товарищества в письменном виде. Он обязан рассмотреть жалобу и оперативно предпринять меры для решения вопроса.

Если председатель товарищества не реагирует на обращения и не предоставляет жителям информацию об управлении домом, то можно обратиться в Мосжилинспекцию, столичное управление Роспотребнадзора, прокуратуру или суд.

Жалоба составляется в письменном виде в двух экземплярах. В ней указываются адрес дома и название ТСЖ, суть проблемы и требования. Также можно приложить фотографии, справки о том, что собственники не имеют задолженностей по оплате ЖКУ, и копию обращения к председателю товарищества.

Организация товарищества собственников жилья/имущества

В последнее время наблюдается стойкая тенденция строительства коттеджных посёлков, которые по сути являются некой заменой Садовых и огородных товариществ или же их разновидностью. В законе нет определения понятия Коттеджный посёлок и этот вызывает массу вопросов, не точностей и применений аналогии права взамен прмых норм. Так же многие собственники в многоквартирных домах уже не оставляют на откуп муниципальным службам и управляющим компаниям вопросы управления недвижимостью, создания новых объектов общего пользования и капитальный ремонт имеющихся.

Сейчас многие дома и коттеджные посёлки переходят на систему самоуправления. Организуются товарищества собственников жилья, товарищества собственников недвижимости, инициативные группы среди жильцов. В действительности это один из наиболее эффективных и рациональных способов управления недвижимостью и общим имуществом. Согласитесь, что наиболее заинтересованы в заботе об общем имуществе, его сохранности и улучшении его собственники. При принятии решения о самостоятельном управлении имуществом возникают вопросы: как зарегистрировать? Как провести общее собрание? Как оформить протокол общего собрания? И первый, на мой взгляд, один из самых важных вопросов: насколько возможно реализовать задуманное? Соответствует ли желание возможностям?

Если мы говорим о ТСЖ, то ответы на большинство вопросов уже содержатся в Жилищном кодексе, судебной практике и разъяснений судов по этому вопросу тоже достаточно. А если это новая или не часто используемая форма? Например, объединение нескольких домов в одно ТСЖ или ТСН в коттеджном посёлке? Процедуры вроде бы те же. Но есть и большие различия, которые кроются в мелочах.

Если мы говорим об объединении нескольких жилых домов в одно ТСЖ, то нужно учесть несколько нюансов:

Управление общим имуществом. Это основной момент, который должен быть учтён. А как понять есть ли общее имущество у двух стоящих отдельно друг от друга домов? На первый взгляд ответ очевиден: конечно же нет. Но если присмотреться и внимательно проанализировать ситуацию, вполне возможно, что ответ изменится на да.

Читайте также:
Конституция РФ ✒ определение, история создания и особенности принятия правового акта, основные положения и структура последней редакции, принципы, ограничения

Итак, что может и должно объединять два многоквартирных дома:

· Наличие общей границы земельных участков, по данным ЕГРН;

· Совместное использование общего имущества допускается проектной документацией этих домов;

· Обеспечение работоспособности общего имущества одного дома зависит и или достигается путем технологического подключения к общему имуществу в другом доме;

· Наличие элементов инфраструктуры, которые предназначены для использования собственниками помещений обоих домов;

Но и после проверки всех сведений и принятия решения об объединении двух многоквартирных домов в одно ТСЖ необходимо оформить протокол общего собрания собственников о создании такого ТСЖ. Решения о создании такого объединённого ТСЖ принимаются собственниками обоих домов на общих собраниях собственников в каждом многоквартирном. Решение будет считаться принятым если «за» проголосует большинство (не менее 2/3) собственников помещений каждого из домов.

Так же при оформлении протокола общего собрания собственников необходимо учитывать какие особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

После оформления протокола и разработки необходимых внутренних документов (устав ТСЖ, решение о создании ТСЖ) необходимо собрать пакет документов для регистрации ТСЖ в налоговой инспекции, в настоящее время непосредственно ехать в налоговую инспекцию нет необходимости все необходимые действия можно совершить нотариально, фактически нотариус сам за вас подаст документы в налоговую инспекцию и выдаст документы о регистрации ТСЖ.

Однако и после регистрации ТСЖ с участием двух домов, можно столкнуться с недопониманием со стороны жильцов. В судебной практике имеются случаи, когда люди доходят и до Конституционного суда РФ в попытке доказать невозможность создания одного ТСЖ на два дома. Судебная практика, как правило складывается в пользу ТСЖ. Взять, к примеру определение Конституционного суда № 708-О от 27.03.2018г. В описательной части Суд чётко даёт понять, что если дома связаны, например единым фундаментом, то создание одного ТСЖ является законным и не противоречит законодательству РФ.

Так же необходимо отметить, что в соответствии с письмом Минстроя России от 01.08.2016 N 24192-ОД/04 такое ТСЖ может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать. Однако действие пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011) не распространяется на ТСЖ, созданные до 18.06.2011 года.

Как видно из практики применения и разъяснений государственных органов, в каждом конкретном случае нужно детально разбираться, так как каждый случай уникален и применить право по аналогии не всегда представляется возможным.

С товариществом собственников недвижимости дело обстоит немного сложнее, так как отдельно этот вид управления недвижимостью в ЖК РФ не расписан, большинство норм применяется по аналогии, да и есть свои нюансы в организации управления и управлении загородной недвижимостью.

Создание товарищества собственников недвижимости, как правило применяется для организации управления загородной недвижимостью (далее – ТСН).

Термин Товарищество собственников недвижимости никак не определяется ЖК РФ, но ст. 135 ЖК РФ указывает, что Товарищество собственников жилья это вид товарищества собственников недвижимости. Таким образом можно сделать вывод, что Товарищество собственников недвижимости это более глобальный термин и применений норм закона регулирующих деятельность ТСЖ так же можно отнести и к деятельности ТСН.

Для создания ТСН необходимо, чтобы имущество находилось в непосредственной близости друг от друга. Законодательно не определено какое количество недвижимости (домов, участков) может быть объединено в ТСЖ. Но критерий объединения остается неизменным:

· Наличие общих границ или расположение имущества в непосредственной близости друг от друга;

· Наличие общей инфраструктуры (газ, свет, вода, канализация, дороги)

· Зависимость обеспечения необходимыми ресурсами между домами (одна канализация, общая дорога, общий водопровод)

Цели создания ТСН ни чем не отличаются от целей создания ТСЖ: управление общим имуществом, создание общего имущества и улучшение общего имущества собственников.

Для правильного формирования границ ТСН важно чётко понимать что понимается под термином «Общие границы» ответ на этот вопрос даёт письмо Минстроя России от 01.08.2016 N 24192-ОД/04: под общей границей земельных участков в части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается граница прилегающих земельных участков, что должно подтверждаться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.

Для регистрации ТСН требуется пакет документов аналогичный созданию ТСЖ, общее собрание проводится для всех собственников желающих объединиться (при условии, что их недвижимость входит в границы создаваемого ТСН), составляется устав и иные необходимые для регистрации документы. Документы должны быть поданы в налоговую инспекцию для регистрации ТСН.

Но если в жилом доме чётко и понятно какие имущество является общим, то для загородной недвижимости это может являться вопросом. Так как при строительстве коттеджных поселков или создании садовых товариществ дороги и коммуникации, как правило оформлены на застройщика или же переданы на баланс муниципалитета района где расположено имущество.

В контексте обозначенных вопросов следует учитывать, что отсутствие в законодательстве чёткого регулирования вопросов общего имущества в загородной недвижимости обуславливается следующими моментами: застройка загородной недвижимости изначально не предполагала наличия общего имущества у владельцев загородной недвижимости. Как правило всё что было необходимо находилось или на земельном участке (например септик, об общей канализации долгое время речи не шло), газ и электричество как правило подаются индивидуально в каждый дом и эти сети никогда не находятся в частной собственности, а принадлежат соответствующим государственным органам. Что остаётся? Вода. В большинстве случаев вопрос решался наличием колодца или скважины на участке. И лишь сравнительно недавно стали появляться коттеджные посёлки, в которых предполагается наличие всех этих сетей. Таким образом получается, что приобретение недвижимости в коттеджном посёлке не влечёт за собой автоматического возникновения доли в праве на объекты инфраструктуры (водопровод, канализация, дороги) в этом посёлке. Доля в праве на указанные объекты возникает в соответствии с Гражданским кодексом РФ, земельным кодексом РФ и иными нормативными актами. В большинстве случаев собственник приобретающий недвижимость в посёлке начинает платить взносы за содержание общего имущества и таким образом у него возникает право на долю в этом имуществе в силу закона.

Читайте также:
Категории преступлений ℹ основные виды, признаки, степени и критерии категоризации, особенности классификации по степени тяжести в уголовном праве, примеры

В заключении хочу сказать, что 27.07.2017 был принят Федеральный закон О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 217-ФЗ. В котором определяется принадлежность имущества общего пользования в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.07.2017 № 217-ФЗ указанное имущество принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков. Для целей применения аналогии права это намного облегчает понимание правового режима общего имущества в коттеджном посёлке. Но это по прежнему остаётся аналогией права для коттеджных посёлков.

Как же получить это имущество на баланс ТСН? Ведь никто из собственников не хочет улучшать чужое имущество или создавать объекты общего пользования на чужой земле (что и вовсе может быть признано не законным). Ответ на этот вопрос, к сожалению не содержится в ЖК РФ, но существуют обычаи делового оборота и судебная практика. Исходя из обычаев делового оборота необходимо обратиться в муниципалитет района, сообщить им о создании ТСН и попросить передать интересующие объекты на баланс ТСН. После прохождения определенной процедуры скорее всего имущество будет передано на баланс ТСН. Судебная практика так же исходит из логики, что общее имущество собственников должно находиться в долевой собственности всех собственников и быть на балансе ТСН.

Демократия подъезда: что нужно знать о товариществах собственников жилья

Товарищество собственников жилья (ТСЖ), управляющая компания (УК) и жилищный кооператив являются формами управления многоквартирным домом (МКД). Формат ТСЖ больше подходит для активных собственников, которые готовы принимать непосредственное участие в вопросах эксплуатации, благоустройства дома и общего имущества жильцов.

Рассказываем, как создать ТСЖ, в чем его отличие от УК, а также о плюсах и минусах этой формы управления МКД.

Что такое ТСЖ

Товарищество собственников жилья, согласно Жилищному кодексу, представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом. Основная цель ТСЖ — благоустройство прилегающей территории, решение вопросов эксплуатации и содержания общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг.

Как создать ТСЖ

Чтобы создать ТСЖ, жильцы дома должны провести общее собрание собственников многоквартирного дома. За решение о форме правления в виде ТСЖ должны проголосовать более 50% собственников площадей в доме. На собрании также необходимо выбрать правление ТСЖ, председателя и ревизионную комиссию, которая будет контролировать работу правления и председателя. Сроки их полномочий могут составлять как один год, так и больше. На собрании необходимо принять устав товарищества. Затем документы нужно подать в Жилищную инспекцию для регистрации, а также оформить юридическое лицо.

Правление ТСЖ занимается текущими вопросами управления и эксплуатации дома. Все существенные вопросы, которые влияют на жизнь в доме, должны решаться на общем собрании собственников. Для принятия решений нужно набрать более 50% голосов.

Права и обязанности ТСЖ

В обязанности правления ТСЖ, согласно Жилищному кодексу (ст. 148), входят управление домом, заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества. Также правление может подписать договор с управляющей компанией на обслуживание дома и оказание различных услуг. Разница в случае с управляющей организацией в доме в том, что деньги ей перечисляются по факту выполнения работ. ТСЖ самостоятельно может нанимать подрядчиков на необходимые услуги. За выполнение работ перед собственниками отвечает выбранное правление, а перед ТСЖ — подрядчик.

ТСЖ регистрируется как юрлицо и имеет право вести экономическую деятельность на территории дома. Например, сдавать в аренду какие-то свободные площади, подвальные или технические помещения (этажи), размещать рекламу на фасадах здания и т. д. Вырученные средства могут пойти на дополнительное благоустройство и нужды для дома и двора, а также возможно сократить взносы жителей за какие-то определенные услуги в платежке. Все решения о заключении договоров с подрядчиками и другие важные вопросы принимаются на общем собрании.

Плюсы и минусы ТСЖ

У формы управления ТСЖ есть свои плюсы и минусы. Чтобы все работало правильно, жильцам дома нужно быть активными и ответственными собственниками, а управлением должны заниматься компетентные и честные люди.

  • один из главных плюсов ТСЖ в том, что оно не заинтересовано в повышении тарифов и даже в силах их минимизировать в отличие от УК, которая является коммерческой структурой и рассчитывает на получении прибыли;
  • ТСЖ может сдать часть своих помещений (если есть такие) в аренду, получать прибыль от размещения рекламы на фасадах, установки вышек сотовых операторов на крышах и т. д. При этом финансовая деятельность ТСЖ обычно прозрачна и жильцам проще получить отчеты о стоимости оказанных услуг, чем в УК;
  • вопросы эксплуатации и содержания дома можно решать между жильцами и правлением, а не в ходе часто сложных переговоров с управляющей компанией;
  • ТСЖ сами могут выбирать подрядчиков на различные услуги и легко сменить их на другую компанию, если услуги оказываются некачественно. Жильцы сами выбирают подрядчиков, и если не нравится, как конкретная компания вывозит мусор, просто нанимают другую. Расстаться с УК в этом случае намного сложнее и, возможно, придется делать это через суд.
  • как и в управляющей компании, в правлении ТСЖ могут оказаться некомпетентные люди, жильцы могут быть неактивными, что приведет к сложностям в принятии важных вопросов по эксплуатации и содержанию имущества МКД;
  • в отличие от УК, которые часто управляют большим числом домов и имеют достаточный капитал, у ТСЖ обычно нет собственных средств в необходимом количестве. В случае возникновения задолженности у жильцов могут возникнуть проблемы с расчетом с подрядчиками за содержание имущества;
  • тарифы на некоторые работы для ТСЖ могут оказаться выше, чем для крупной управляющей компании, которая может снизить стоимость услуг благодаря большому объему заказов.
Читайте также:
Административное правонарушение - виды, ответственность, примеры

Как пожаловаться на ТСЖ

Если жильцы столкнулись с недобросовестными действиями ТСЖ, то можно написать жалобу на имя ее руководителя с просьбой разобраться в ситуации и принять меры. Если руководство не реагирует на претензии, необходимо обратиться в Жилищную инспекцию (когда проблема касается технического обслуживания и эксплуатации дома). Если проблемы в завышенных тарифах, неверных расчетах, а также в отказе предоставлять жителям информацию об услугах и выполнении тех или иных работ, следует обратиться в Роспотребнадзор. Если по результату обращений в эти органы и в ТСЖ не были получены ответы, а нарушения не были устранены, следует обращаться в прокуратуру или суд.

Жалоба на ТСЖ должна быть аргументированной, рекомендуется прикладывать все возможные доказательства и требования. При ее подготовке следует опираться на законодательные нормы, в первую очередь — на Жилищный кодекс и устав ТСЖ. В соответствии с Жилищным кодексом (п. 1 ст. 143.1) устанавливается право на обжалование решений ТСЖ. Основанием может выступать не только невыполнение взятых обязательств, но и нарушение прав собственников.

ТСН как орган управления МКД

С 1 сентября 2014 года собственники помещений в МКД вправе объединяться в ТСН (ФЗ №99 от 05.05.2014 года). По своей сути товарищество собственников недвижимости (ТСН) является преобразованной формой ТСЖ, которое теперь никак не зарегистрируешь. В этой статье поговорим о том, что такое ТСН, каковы его функции, полномочия, права и обязанности.

Способы управления МКД

В соответствии с ч.2 ст.161 ЖК РФ управление МКД может осуществляться следующими способами:

  • непосредственным управлением собственниками помещений в МКД (не более 16 квартир в жилом доме);
  • управляющей компанией;
  • ТСЖ, ТСН, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом.

Согласно ст.161 ЖК РФ МКД может управляться только одним из выше перечисленных способов. Владельцы помещений в доме обязаны выбрать способ управления МКД (ч.2 ст.161 ЖК РФ).

Что такое ТСН

Как организационно-правовая форма ТСН – это товарищество. По закону ТСН – это добровольное объединение собственников недвижимого имущества, в нашем случае помещений в МКД. ТСН создаётся для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения общим имуществом (п.1 ст.123.12 ГК РФ).

ТСН – это некоммерческая корпоративная организация, созданная для реализации потребностей собственников МКД. Члены товарищества обладают правом участия в нём, формируют его высший орган, обладают правами и обязанностями в отношении созданного ими юридического лица (п.1, 2 ст.65.1 ГК РФ). Создание и деятельность ТСН регламентированы ст.123.12 – 123.14, ст.65.1 – 65.3 ГК РФ и нормами раздела VI ЖК РФ.

Товарищество осуществляет обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества собственников в доме. ТСН может также сдавать в аренду части общего имущества в МКД по решению общего собрания собственников (ч.1 – 2 ст.152 ЖК РФ).

ТСН может вести предпринимательскую деятельность по управлению МКД. Но данный вид деятельности должен служить только тем целям, ради которых создавалось ТСН. Полученные доходы не должны присваиваться и распределяться между его членами (ст.218, 123.13 ГК РФ). ТСН самостоятельно несёт ответственность по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Члены ТСН освобождаются от ответственности по долгам товарищества (п.3 ст.123.12 ГК РФ).

Товарищество создается без ограничения срока деятельности. Но можно создать ТСН на определенный срок, который должен быть обязательно прописан в его уставе.

Устав ТСН

Предоставляемый на госрегистрацию устав ТСН должен соответствовать нормам Гражданского и Жилищного кодексов. Согласно п.2 ст.123.12 ГК РФ, устав ТСН должен содержать в его наименовании слова “товарищество собственников недвижимости“. Также в документе должны быть указаны следующие сведения:

  • место нахождения;
  • предмет и цели деятельности товарищества;
  • состав и компетенции органов ТСН;
  • порядок принятия решений, включая вопросы, решения по которым принимаются единогласно или большинством голосов.

Устав ТСН принимается на общем собрании собственников помещений в МКД большинством голосов от общего числа голосующих (ч.2 ст.135 ЖК РФ). Решение ОСС считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания при наличии кворума (п.1 ст.181.2 ГК РФ). Решение собрания может приниматься на заочном голосовании.

Читайте также:
Как проходят выборы в России, как подсчитывают голоса

ТСН считается созданным после его госрегистрации (ФЗ №129 от 08.08.2001 года “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”). При государственной регистрации ТСН представляются протокол общего собрания собственников помещений в МКД с принятым решением по вопросу создания товарищества (ч.5 ст.136 ЖК РФ).

В предоставляемом протоколе ОСС также должны содержаться следующие сведения:

  • об утверждении устава ТСН;
  • о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в МКД за создание товарищества;
  • о принадлежащих проголосовавшим лицам долях в праве общей собственности на нежилые помещения в МКД.

Также прилагается устав товарищества. ТСН должно иметь печать со своим наименованием, расчетный счёт в банке, прочие реквизиты.

Членство в ТСН

Членами и учредителями ТСН могут быть собственники жилых и нежилых помещений в доме.Также членами товарищества могут быть юридические лица, которым перечисленные выше объекты общего пользования принадлежат на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Членство в ТСН возникает у собственника на основании письменного заявления о вступлении в товарищество (ч.1 – 5 ст.143 ЖК РФ). Если в МКД уже создано товарищество, то лица, купившие квартиры или комнаты в этом доме, также могут стать членами ТСН на основе права собственности на помещения.

Членство в ТСН прекращается после подачи заявления о выходе из товарищества или с момента прекращения права собственности на помещение в МКД.

В ТСН должен быть заведён реестр членов товарищества. В реестре должны содержаться сведения о всех членах ТСН, размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на нежилые помещения в доме. Член ТСН должен предоставить о себе достоверные сведения и вовремя оповещать правление товарищества об их изменении.

Права и обязанности

Для ведения работы товарищества, выполнения принятых общим собранием решений в ТСН избирается председатель и создаётся правление (п.2 ст.123.14 ГК).

В обязанности правления ТСН входят (ст.148 ЖК РФ):

  • контроль за своевременным внесением членами ТСН принятых ОСС обязательных платежей и взносов;
  • составление смет доходов и расходов на год, отчётов о финансовой деятельности, предоставление их ОСС для утверждения;
  • управление МКД, заключение договоров управления МКД;
  • наем работников для обслуживания МКД, их увольнение;
  • заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в МКД;
  • ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учёта и финансовой отчётности;
  • созыв и проведение общего собрания членов товарищества.

В соответствии со ст.143.1 ЖК РФ, члены ТСН и не являющиеся таковыми собственники помещений в МКД имеют право:

  • получать от органов управления товарищества сведения о его деятельности;
  • обжаловать в суде решения органов управления ТСН;
  • требовать качественного оказания услуг и выполнения работ.

Также все собственники помещений в МКД вправе знакомиться со следующими документами:

  • уставом ТСН (с изменениями);
  • свидетельством о госрегистрации ТСН;
  • реестром членов товарищества;
  • бухгалтерской (финансовой) отчётностью;
  • сметами доходов и расходов на год;
  • отчётами об исполнении смет, аудиторскими заключениями (при аудиторских проверках);
  • заключениями ревизионной комиссии (ревизора) ТСН;
  • подтверждениями права товарищества на имущество, которое висит на балансе;
  • протоколами ОСС членов ТСН;
  • протоколами заседаний правления и ревизионной комиссии;
  • подтверждениями итогов голосования на ОСС;
  • бюллетенями для голосования, доверенностями на голосование (копиями);
  • решениями собственников помещений в МКД по вопросам повестки дня при проведении ОСС в форме заочного голосования;
  • технической документацией на МКД;
  • иной связанной с управлением МКД и внутренней документацией товарищества.

Члены ТСН могут:

  • участвовать в деятельности товарищества лично или через представителя;
  • избирать и избираться в органы управления и контроля товарищества;
  • вносить предложения по улучшению деятельности ТСН;
  • обжаловать в суде решения органов ТСН (п.1 ст.65.2 ГК РФ);
  • требовать от имени ТСН (п.1 ст.182 ГК РФ), возмещения причинённых товариществу убытков, в том числе от лиц, уполномоченных выступать от имени ТСН, членов его органов и лиц, определяющих его действия (ст. 53.1 ГК РФ);
  • оспаривать от имени ТСН (п.1 ст.65.2 ГК РФ), совершенные товариществом сделки по основаниям ст.174 ГК РФ и требовать их недействительности.

Согласно п.4 ст.65.2 ГК РФ члены ТСН обязаны:

  • участвовать в образовании имущества товарищества в размере, порядке, способом и в сроки, предусмотренные ГК РФ, законом или уставом ТСН;
  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества;
  • участвовать в принятии решений ТСН, если их участие необходимо для принятия данных решений;
  • не причинять вреда ТСН;
  • не затруднять и не препятствовать достижению целей, ради которых создавалось товарищество.

В уставе ТСН могут быть предусмотрены другие права и обязанности.

Полномочия

Руководит деятельностью правления ТСН председатель. Он обеспечивает выполнение его решений, даёт указания и распоряжения должностным лицам ТСН (ст.149 ЖК РФ). Председатель действует от имени товарищества. Для этого ему не нужна доверенность.

Председатель может подписывать платёжные документы и совершать сделки, не требующие обязательного одобрения правлением ТСН или ОСС. Также он может предлагать и выносить на утверждение ОСС правила внутреннего распорядка товарищества для работников, к чьим обязанностям относятся содержание и ремонт общего имущества в МКД.

Контрольным органом ТСН признаётся ревизионная комиссия, которая избирается общим собранием членов товарищества (ст.150 ЖК РФ). Ревизионная комиссия проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности ТСН не реже 1 раза в год, отчитывается перед ОСС по бюджету, годовому отчёту и размерам обязательных платежей и взносов.

Читайте также:
Юридическая ответственность - понятие, виды и примеры

По решению общего собрания членов товарищества полномочия постоянно действующих органов ТСН могут быть досрочно прекращены, если будут обнаружены и доказаны грубые нарушения ими своих обязанностей, некомпетентность или наличие других серьезных оснований (п.2 ст.123.14 ГК РФ).

В ТСН могут быть созданы органы управления и контроля. Высшим органом управления в ТСН является общее собрание его членов (п.1 ст.65.3, ст.123.14 ГК РФ). Согласно п.2 ст.65.3 ГК РФ к компетенции этого органа относится:

  • определение направления деятельности ТСН, принципов образования и использования общего имущества;
  • утверждение и изменение устава товарищества;
  • определение порядка приёма и исключения членов ТСН;
  • образование органов ТСН и досрочное сложение их полномочий;
  • утверждение годовых, бухгалтерских и финансовых отчётов ТСН;
  • принятие решений о создании ТСН, его участии в других юридических лицах, создании филиалов и открытии представительств;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации ТСН, назначении ликвидационной комиссии, утверждении ликвидационного баланса;
  • избрание ревизионной комиссии, назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора;
  • принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов ТСН (п.1 ст.123.14 ГК РФ);
  • принятие решений об отчуждении, сдаче в аренду, ремонте, залоге или передаче иных прав на имущество ТСН третьим лицам; получении заёмных средств, банковских кредитов; определение целей использования дохода от хозяйственной деятельности ТСН (ст.145 ЖК РФ).

Это всё, что мы хотели рассказать о товариществе собственников недвижимости в сегодняшней статье.

Товарищество собственников жилья: как работает, основные понятия

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Товарищество собственников жилья (ТСЖ). Понятие
  • Определение понятия ТСЖ
  • Органы управления ТСЖ
  • ТСЖ и ТСН
  • Отличие ТСЖ от ТСН
  • Появление понятия ТСН не отменяет ТСЖ
  • Нужна ли перерегистрация ТСЖ в ТСН?
  • Вложения

Управление товариществом собственников жилья является одним из трех способов управления многоквартирным домом (статья 161 ЖК РФ).

Способ управления выбирает общее собрание собственников помещений и может изменить его в любое время на основании своего решения (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).

Определение понятия ТСЖ

Товарищество собственников жилья – вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (статьей 135 ЖК РФ).

Органы управления ТСЖ

  • Общее собрание членов товарищества собственников жилья – высший орган управления ТСЖ (статья 145 ЖК РФ);
  • Правление товарищества собственников жилья – руководство деятельностью ТСЖ (статья 147 ЖК РФ);
  • Председатель правления ТСЖ – обеспечение выполнения решений правления ТСЖ (статья 149 ЖК РФ).

ТСЖ и ТСН

ТСЖ является некоммерческой организацией и признается видом товариществ собственников недвижимости (ТСН).

Понятие “товарищество собственников недвижимости” появилось с 01.09.2014 как новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Отличие ТСЖ от ТСН

Если ТСЖ – объединение собственников помещений в многоквартирном доме, то ТСН – это добровольное объединение собственников недвижимого имущества, в частности помещений в здании (в том числе в МКД) или в нескольких зданиях, жилых и дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.

Таким образом, ТСН, по сравнению с ТСЖ, – более широкое понятие, при том, что цели создания и ТСЖ и ТСН аналогичны (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ).

Появление понятия ТСН не отменяет ТСЖ

С введением с 01.09.2014 главы 5 параграфа 6 ГК РФ, законодатель не отменил понятия “товарищество собственников жилья”.

Создание и деятельность ТСЖ, правовое положение его участников по-прежнему регулируются нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к общим положениям гражданского законодательства о ТСН.

Так, например, в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” указано следующее.

“..Согласно пункту 4 статьи 49 ГК РФ особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. В связи с этим нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) о товариществах собственников жилья продолжают применяться к ним и после 1 сентября 2014 года и являются специальными по отношению к общим положениям ГК РФ о товариществах собственников недвижимости”.

В письме Минстроя РФ от 10 апреля 2015 года N 10407-АЧ/04 ( * см. полный текст письма во вложении) указывается также следующее:

“..создание и осуществление деятельности ТСЖ в настоящее время должно, по мнению Минстроя России, регулироваться, прежде всего, в соответствии с нормами ЖК РФ.

..действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Законом N 99-ФЗ, не установлено требование об осуществлении перерегистрации ТСЖ в ТСН..”

Читайте также:
Конституция РФ ✒ определение, история создания и особенности принятия правового акта, основные положения и структура последней редакции, принципы, ограничения

Нужна ли перерегистрация ТСЖ в ТСН? Разъяснения Минстроя и ФНС

Уставы ТСН и ТСЖ должны содержать сведения об их наименовании, включающем слова

  • “товарищество собственников недвижимости” для ТСН;
  • “товарищество собственников жилья” для ТСЖ (п. 2 ст. 123.12 ГК РФ; ч. 2 ст. 135 ЖК РФ)”

В письме Минстроя России от 22.01.2016 N 1367-ЕС/04 ( ** см. полный текст письма во вложении) указывается следующее.

“Учитывая, что ТСЖ создается как вид товарищества собственников недвижимости, указание в наименовании ТСЖ на вид его организационно-правовой формы в настоящее время не требуется. В наименовании указывается только вид – товарищество собственников жилья. При этом сведения об организационно-правовой форме товарищества собственников жилья должны быть указаны в его уставе (пункт 4 статьи 52 ГК РФ). Данная позиция отражена в письме ФНС России от 26 июня 2015 г. N СА-2-14/752.

На основании вышеизложенного Минстрой России сообщает, что при заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица при создании товарищества собственников жилья, либо для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, для представления в регистрирующий орган, необходимо указывать “ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ “(наименование)”.

В письме ФНС России от 26.06.2015 N СА-2-14/752@ ( *** см. полный текст письма во вложении) указано следующее:

“Учитывая, что ТСЖ создается как вид товарищества собственников недвижимости (подпункт 4 пункта 3 статьи 50 ГК РФ), указание в наименовании товарищества собственников жилья его организационно-правовой формы – товарищества собственников недвижимости – в настоящее время не требуется. В наименовании указывается только вид – товарищество собственников жилья. При этом сведения об организационно-правовой форме товарищества собственников жилья должны быть указаны в его уставе (пункт 4 статьи 52 ГК РФ в редакции Федерального закона от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ)”.

  • Определение понятия “товарищество собственников недвижимости”
  • ТСН и ТСЖ, СНТ, ДНТ, ОНТ
  • Признаки ТСН
  • Отличие ТСН от ТСЖ
  • Обязанности управляющей компании, ТСЖ. Нарушение обязательств, причинение ущерба
  • Содержание и ремонт общего имущества
  • Жалоба на управляющую компанию
  • Общее собрание собственников помещений дома, общее собрание ТСЖ. Обжалование
  • Смена способа управления жилым домом
  • Общее имущество собственников. Владение, пользование, распоряжение

Вложения:

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 апреля 2015 г. N 10407-АЧ/04

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ,
ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С РЕГИСТРАЦИЕЙ ТОВАРИЩЕСТВ
СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

В связи с поступлением многочисленных обращений по вопросам, связанным с регистрацией товариществ собственников жилья (далее – ТСЖ), а также с приведением учредительных документов и наименований юридических лиц в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации созданных ранее ТСЖ направляю прилагаемую к настоящему письму информацию по указанному вопросу и прошу довести ее до органов государственного жилищного надзора, а также иных заинтересованных лиц.

Заместитель Министра –
Главный государственный
жилищный инспектор
Российской Федерации
А.В.ЧИБИС

Приложение
к письму заместителя Министра
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от _____________ N ______

ИНФОРМАЦИЯ
ПО ВОПРОСУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ “О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” (далее – Закон N 99-ФЗ), вступившим в силу с 1 сентября 2014 г. (за исключением отдельных положений), введена новая организационно-правовая форма юридического лица – товарищество собственников недвижимости (далее – ТСН).

Таким образом, с 1 сентября 2014 г. товарищество собственников жилья (далее – ТСЖ) в соответствии с Законом N 99-ФЗ является видом юридического лица, создаваемым в организационно-правовой форме ТСН.

В соответствии с пунктом 6 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2 ГК РФ), правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное. При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 291 ГК РФ ТСЖ является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья. В настоящее время таким законом является Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Таким образом, даже с учетом принятия Закона N 99-ФЗ, создание и осуществление деятельности ТСЖ в настоящее время должно, по мнению Минстроя России, регулироваться, прежде всего, в соответствии с нормами ЖК РФ.

Кроме того, Минстрой России просит обратить внимание, что действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Законом N 99-ФЗ, не установлено требование об осуществлении перерегистрации ТСЖ в ТСН (часть 10 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).

В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования ТСЖ, созданных до дня вступления в силу указанного закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких ТСЖ. Изменение наименования ТСЖ в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких ТСЖ до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Читайте также:
Может ли ребенок работать - условия, график, законные основания

На основании вышеизложенного и во избежание возникновения дополнительного социального напряжения среди граждан в вопросах управления многоквартирными домами Минстрой России считает необходимым обратить внимание органов государственного жилищного надзора на недопустимость направления в адрес ТСЖ требований, уведомлений или иного рода документов о необходимости осуществления перерегистрации ТСЖ, а также о внесении изменений в учредительные документы ТСЖ в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 января 2016 г. N 1367-ЕС/04

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение и сообщает следующее.

Отношения по управлению многоквартирными домами регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) (пункт 9 части 1 статьи 4 ЖК РФ), частью 2 статьи 161 которого в качестве одного из способов управления многоквартирным домом предусматривается управление товариществом собственников жилья.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон “О политических партиях” внесены изменения в пункт 1 статьи 54 Гражданского кодекса, в соответствии с которыми юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.
Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Учитывая, что товарищество собственников жилья создается как вид товарищества собственников недвижимости, указание в наименовании товарищества собственников жилья на вид его организационно-правовой формы в настоящее время не требуется. В наименовании указывается только вид – товарищество собственников жилья. При этом сведения об организационно-правовой форме товарищества собственников жилья должны быть указаны в его уставе (пункт 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная позиция отражена в письме ФНС России от 26 июня 2015 г. N СА-2-14/752.

На основании вышеизложенного Минстрой России сообщает, что при заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица при создании товарищества собственников жилья, либо для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, для представления в регистрирующий орган, необходимо указывать “ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ “(наименование)”.

Вместе с тем, частью 2 статьи 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах.

Учитывая вышеизложенное, Минстрой России сообщает, что владельцем специального счета не может быть товарищество собственников недвижимости.

Заместитель директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Е.П.СОЛНЦЕВА

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 26 июня 2015 г. N СА-2-14/752@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Ранее в ФНС России поступило обращение, которое направлено на рассмотрение в Управление Федеральной налоговой службы по области.

Письмом УФНС России по области разъяснено, что Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность создания товарищества собственников жилья как вида товарищества собственников недвижимости. При этом исходя из положений пункта 1 статьи 54, пунктов 1 и 2 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование товарищества собственников жилья должно включать слова “товарищество собственников недвижимости” и может содержать указание на вид недвижимого имущества – “товарищество собственников недвижимости (жилья)”. Правовых оснований для государственной регистрации товариществ собственников жилья как самостоятельной организационно-правовой формы не имеется.

Данная позиция УФНС России по области соответствует позиции, изложенной в письме ФНС России от 27 марта 2015 г. N СА-17-14/33.

Вместе с тем необходимо отметить, что Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон “О политических партиях” (вступил в силу с 23 мая 2015 г.) в пункт 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Учитывая, что товарищество собственников жилья создается как вид товарищества собственников недвижимости (подпункт 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), указание в наименовании товарищества собственников жилья его организационно-правовой формы – товарищества собственников недвижимости – в настоящее время не требуется. В наименовании указывается только вид – товарищество собственников жилья. При этом сведения об организационно-правовой форме товарищества собственников жилья должны быть указаны в его уставе (пункт 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ).

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.АРАКЕЛОВ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: