Категории преступлений ℹ основные виды, признаки, степени и критерии категоризации, особенности классификации по степени тяжести в уголовном праве, примеры

Понятие и признаки преступления. Классификация преступлений. Категории преступлений. Отличие преступлений от иных правонарушений.

Все правонарушения, в зависимости от их характера и степени общественной опасности делятся на преступления и проступки. Проступки в отличие от преступлений характеризуются меньшей степенью общественной опасности и влекут за собой применение мер административного, дисциплинарного, либо гражданско-правового воздействия, а не уголовно-правовых санкций. Последствием же совершения преступления является применение самой суровой меры государственного принуждения — уголовного на­казания с последующей судимостью, правонарушения судимости не влекут.

Ст. 14 действующего УК РФ дает понятие преступления, согласно которому таковым является виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания.

Теория уголовного права на основе этого определения выделяет следующие признаки преступле­ния:

Во-первых, преступление — это всегда общественно опасное деяние. Именно характером общественной опасности оно и отличается от любого другого поведе­ния человека. Преступление — это деяние, которое как волевой акт поведения человека может быть выражено в форме действия (активная) или бездействия (пассивная).

Общественная опасность является ка­чественным или по-другому материальным признаком преступления. Общественная опасность является объективным свойством любого преступления, которое заклю­чается в способности причинять вред охраняемым общественным отношениям. Этот вред может быть материальным (например, при совершении кражи), нравственным (например, при оскор­блении), физическим (например, при причинении вреда здоровью) и др. Законодателем выделяются параметры обществен­ной опасности – характер и степень. Характер общественной опасности – это качественный признак, который определяется теми общественными отношениями, на которые совершается посягательство, т.е. объектом преступления. Степень общест­венной опасности – количественный признак, который определяется тяжестью наступивших последствий, формами вины, способами совершения пре­ступления. Общественная опасность также зависит от особенностей самого преступного деяния — места, времени, способа, и иных обстоятельств его совершения. Одним из главных факторов, определяющих степень общественной опасности, является вред, ко­торый причинен или может быть причинен совершенным деянием. Если деяние по своей форме схоже с преступлением, но в результате его совершения существенного вреда личности или обществу не причиняется, то оно признается малозначительным и преступлением не является. Понятие малозначительности деяния дается в ч. 2 ст. 14 УК РФ, которая гласит о том, что поступок, лишь фор­мально содержащий признаки общественно опасного деяния, но не представляющий значительной общественной опасности на са­мом деле, т.е. не причиняющий и не создающий угрозу причинения существенного вреда личности, обществу, государству не является преступлением.

Во-вторых, преступление — противоправное деяние. Признак противоправности заключается в том, что преступление прямо запрещается в уголовном законе под страхом применения на­казания, т.е. преступлением может признаваться только деяние, при­знаки которого определяются нормами, закрепленными в статьях Особенной части УК РФ. Деяние, не предусмотренное УК РФ, не является преступлением, даже в том случае, если оно представляет об­щественную опасность.

Признак уголовной противоправности ставит в зависимость определение преступ­ности деяния того или иного деяния от воли законодателя. Границы общественно опасного деяния определяются при­знаками, указанными в уголовном законе, составляющими существо противоправности, в связи с чем уголовная противоправность деяния является юридическим выражением обще­ственной опасности преступления. Противоправ­ность — это формальный признак преступления.

В-третьих, преступление — виновное деяние. Если общественная опасность и проти­воправность отражают лишь законодательную оценку деяния, признаваемого преступлением, то признак виновности деяния отражает внутреннее психиче­ское отношение лица к совершаемому им деянию и наступившим после него последствиям. Признак виновности выражает еще и то, что деяние признается преступлением лишь тогда, когда в нем проявляются негативные сознание и воля лица, которое его совершило.

В четвертых, преступление — это уголовно наказуемое деяние. Это означает, деяние, имеющее все вышеназванные признаки, является преступлением лишь в том случае, если за его совершение уголовным за­коном предусмотрена возможность применения уголовного наказания. И наоборот, общественно опасное деяние не является преступлением, если уголовный закон не преду­сматривает применения наказания за его совершение. Это прямо закреплено в ч. 2 ст. 2 УК РФ, гласящей о том, что уголовное законодательство определяет преступ­ность деяния и устанавливает виды наказаний, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления.

Таким образом, преступление – это виновно совершенное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уго­ловным законом, посягающее на права и свободы человека и гражданина, собственность и другие ценности, за совершение которого применяется уголовное наказание.

Классификация преступлений — это объединение преступлений в группы по определенным признакам. Классификация преступлений осуществляется в целях отражения различий характера их общественной опасности.

Теория уголовного права и уголовное законодательство использует два вида клас­сификации: по объекту посягательства и по различию общественной опасности преступления.

Классификация преступлений по объекту посягательства представляет собой систему Особенной части УК РФ, которая делится на разделы и главы в зависимости от важности общественных отношений, начиная с наиболее значимых (преступления против жизни и здоровья, поло­вой неприкосновенности и половой свободы и т.д.). Данная классификация имеет важное значение для дальнейшего совершен­ствования правовых норм, входящих в каждую группу, правильного уяснения опасности пре­ступлений, разграничения сходных преступлений, относящихся к раз­личным группам.

Также большое теоретическое и практическое значение имеет классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности.

Ст. 15 УК РФ делит все предусмотренные его Особенной частью деяния на пре­ступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Читайте также:
Административное правонарушение - виды, ответственность, примеры

Преступления небольшой тяжести – это умышленные и неосторожные дея­ния, за совершение которых УК РФ предусматривает максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы.

Преступления средней тяжести – это умышленные преступления, за соверше­ние которых УК РФ предусматривает максимальное наказание, не превышающее пяти лет ли­шения свободы, а также все неосторожные деяния, за совершение которых УК РФ предусмат­ривает наказание, превышающее три года лишения свободы.

Тяжкие преступления – это умышленные деяния, за совершение кото­рых УК РФ предусматривает наказание, не превышающее десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкие преступления – это умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусматривает наказание, превышающий десять лишения свободы или более строгое наказание.

Подводя итог, отметим, что преступление отличается от иных правонарушений тем, что в качестве объекта правовой охраны выступают наиболее важные для общества от­ношения, посягательство на которые характеризуется повышенной степенью общественной опасности и характером вреда, который причиняется охраняемым интересам личности, общества, государ­ства в результате их совершения. Поэтому выявление и борьба с преступностью является одним из приоритетных направлений государства по поддержанию порядка и нормального функционирования общества.

Деление преступлений на категории по российскому уголовному праву (категории преступлений в уголовном праве России) Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Багдасарян Хачик Арутюнович

В работе рассматриваются теоретические вопросы подразделения преступлений по степени общественной опасности деяния. Исследовано понятие категоризации преступления , проанализированы недостатки и пути совершенствования действующей системы категорий преступлений по Уголовному кодексу РФ.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Багдасарян Хачик Арутюнович

Classification of Crimes according to the Russian Criminal Law (Categories of Crimes in Russian Criminal Law)

The paper examines theoretical issues of classification of crimes by degree of public danger of the act. The author investigates the concept of categorization of crimes, and analyzes the shortcomings and ways to improve the current system of crime categories in the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Деление преступлений на категории по российскому уголовному праву (категории преступлений в уголовном праве России)»

Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 2, Право

Деление преступлений на категории по российскому уголовному праву (категории преступлений в уголовном праве России)

Аспирант кафедры уголовного права Казанского (Приволжского) федерального университета

В работе рассматриваются теоретические вопросы подразделения преступлений по степени общественной опасности деяния. Исследовано понятие категоризации преступления, проанализированы недостатки и пути совершенствования действующей системы категорий преступлений по Уголовному кодексу РФ.

Ключевые слова: категоризация преступлений, общественная опасность, наказание, санкции, причинение вреда.

В Уголовном праве РФ категоризация всех преступлений, включенных законодателем в Особенную часть Уголовного Кодекса РФ, осуществляется в зависимости от их характера, степени общественной опасности, формы вины. Ст. 15 УК РФ разграничивает преступные деяния на 4 категории в зависимости от характера и степени их общественной опасности [1].

Качественной характеристикой, определяемой объектом посягательства, степенью вины, категорией преступления, является характер общественной опасности преступления. Важнейшим моментом для характера общественной опасности является содержание преступного последствия.

Степень общественной опасности представляет собой количественный показатель преступления, зависимый от размера причиненного вреда и от тяжести наступивших последствий после совершения преступления. Также характеризуется наличием степени осуществления преступного посягательства, выбора способа совершения преступного деяния, места и роли подсудимого в совершенном преступлении, наличия соучастников в совершенном деянии, отягчающих обстоятельств, предусматривающих наиболее строгое наказание, согласно статьям Особенной части Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, степень общественной опасности зависит от всех обстоятельств совершенного преступления и от личности преступника, которые никак не влияют на характер общественной опасности. 136

Характер и степень общественной опасности преступления, которые имеют первостепенное значение для категоризации преступлений, должны определяться тяжестью его последствий. По словам В.Г. Смирнова, «последствие преступления. является основным элементом общественной опасности» [2, с. 65].

Таким образом, понятия характера и степени общественной опасности преступлений связаны также с понятием общественно опасных последствий преступления. Познание сущности общественно опасных последствий предполагает их первоначальную оценку как социального факта и лишь затем – как юридического.

В свое время еще Н.С. Таганцев указал на наличие самостоятельного, но при этом взаимосвязанного содержания последствий преступления социального и юридического свойства, разделение которых невозможно в силу их тесной взаимосвязи и взаимозависимости [3, с. 11].

Социальное свойство последствий преступления предопределяется важностью охраняемых уголовным законодательством общественных отношений, обусловливаемой их значимостью для развития общества и государства. В свою очередь, уголовное законодательство лишь придает юридическую формализацию такому социальному свойству последствий, как общественная опасность.

Уголовно-правовое значение имеют общеопасные проступки в охраняемых уголовным законода-

Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 2

тельством общественных отношениях, выражаемые в реальном причинении вреда или создании опасности его наступления на любой запрещенной законом стадии его развития.

Под общественно опасными последствиями преступления следует понимать негативный, противоправный, уголовно наказуемый, устранимый или неустранимый совокупный вред, выражающийся в нереализованных, ограниченных, стесненных, уничтоженных, нарушенных, измененных общественных отношениях, социальных возможностях, благах, интересах в результате совершения преступной деятельности.

Применительно к проблеме категорий преступления общественно опасные последствия преступления могут представать как в широком смысле в качестве потенциально возможного вреда (что находит отражение, в частности, в санкции уголовно-правовой нормы), так и в качестве фактического положения, проявившегося в фактических обстоятельствах дела, что служит основой дискреционных полномочий суда по определению категории преступления.

Читайте также:
Вандализм: определение, примеры из реальной жизни, отличие от хулиганства, наказание

Кроме того, в настоящее время уголовное законодательство РФ предусматривает также определенную возможность усмотрения суда при решении вопроса об отнесении преступления к указанным категориям.

Законодательная оценка вида преступления, предусмотренного в диспозиции статьи Особенной части УК, с учетом его возможной тяжести заключается в относительно определенной санкции статьи. Судебная же оценка вида совершенного преступления с учетом его конкретной тяжести заключается в виде и размере назначенного наказания в пределах относительно определенной санкции. Вид и категория преступления определяются совокупностью юридических признаков его состава.

Как мы видим, в основе категоризации преступлений, несмотря на наличие определенных дискреционных полномочий суда, лежит, скорее, формальный признак (размер максимальной санкции).

Данное положение вещей вызывает в научной среде ряд критических возражений [4, с. 41]. В целом, их суть сводится в недостаточности данной категоризации и неконкретности ее содержания. В частности, утверждается необходимость возрождения категории уголовного проступка.

Так, предлагаемая категория («уголовный проступок») содержится в тексте «Концепции уголовно-правовой политики Российской Федерации», в которой утверждается необходимость «конкретизировать содержание и укрепить юридическое значение нормативной категоризации преступлений, посредством которой установить особые правила для преступлений, не представляющих большой общественной опасности (уголовных проступков),

неосторожных преступлений, преступлений исключительной тяжести, преступлений международного и транснационального характера» [5, с. 8].

Кроме того, категоризация преступлений нуждается в серьезной доработке как с точки зрения понятийных категорий, ее определяющих, так и с содержательной стороны.

Следует признать, что в силу ряда технических и технологических особенностей современного мира общественно опасные последствия неосторожных преступлений порой значительно превосходят последствия умышленных преступлений. Это порождает необходимость не только развивать и повышать у граждан чувство позитивно-перспективной ответственности, но и существенно пересмотреть наши взгляды на негативно-ретроспективную ответственность за совершение неосторожных преступлений.

Что касается предложений, направленных на совершенствование действующей системы категорий преступлений в российском уголовном законодательстве, то, помимо введения категории уголовных проступков, некоторые авторы предлагают изменение названий категорий на числовые обозначения (преступления первой, второй категории и т.д.) В качестве обоснования данного предложения указывается, что как бы ни упражняться в совершенствовании названий соответствующих категорий преступлений, что образует некую их форму, не удастся избежать определенного несоответствия, противоречия этой формы ее содержанию, т.е. тем конкретным преступлениям, которые охвачены определенной категорией. Изменение названий соответствующих категорий преступлений их цифровым обозначением в какой-то мере, хотя бы формально-юридически, стирает противоречие между их формой и содержанием. Еще одним недостатком действующей системы категорий преступлений можно считать то, что в российском законодательстве просматривается некая «буферная» зона правонарушений, которая, с одной стороны, включает преступления с наименьшей степенью общественной опасности (уголовные проступки), а с другой – административные проступки, степень общественной опасности которых, как выразился Конституционный Суд РФ, «тяготеет» к уголовно наказуемым деяниям. Совокупность этих деяний, по сути, и есть уголовные проступки в широком смысле этого слова. Однако следует помнить, что административные проступки, какой бы степенью общественной опасности они ни обладали, с позиций формально-юридического подхода не могут быть отнесены к уголовным проступкам по той причине, что они не криминализированы и, соответственно, не образуют соответствующей категории преступлений.

Следовательно, для того, чтобы административный проступок мог признаваться уголовным проступком, необходима самая «малость» – его крими-

Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 2

нализация. В свою очередь, требуется критически осмыслить, провести своеобразную ревизию и среди норм уголовного законодательства. Постоянный их мониторинг с учетом динамики развития современного российского общества позволит пополнить ряды уголовных проступков из иных категорий преступлений, прежде всего – из категории умышленных и неосторожных преступлений, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, а то и декриминализировать некоторые из них. Вместе с тем эти же процессы оказывают влияние на принятие решения законодателем относительно криминализации общественно опасных деяний, повышенная степень социальной опасности которых позволяет ему пойти на этот шаг [6].

Отметим также, что существует и совершенно противоположная позиция, согласно которой наличие даже двух существующих критериев (размер санкций и форма вины) уже влечет проблему. Так, по мнению О. Михаля, нарушение законодателем логических правил построения классификации, когда критерием классификации явилось наличие двух оснований: формы вины и санкции статьи. Элементы и признаки общественной опасности (подобно элементам и признакам состава преступления) – не одно и то же, но в учебной и монографической литературе нередко они смешиваются и отождествляются [6, с. 50]. Уголовное законодательство предусматривает классификацию преступлений сразу по двум критериям, что порождает практические проблемы в правоприменительной практике. Неправомерные деяния, предусматривающие назначение наказания по одной санкции, например, свыше трех лет лишения свободы, но содержащие разную форму вины, предусматривают абсолютно разные правовые последствия, так как деяния относятся к разным категориям преступления.

Для уголовного права огромное значение имеет разделение преступлений на различные категории. Такие категории складываются, исходя из общественной опасности противоправного деяния. Раз-

граничение преступлений по категориям имеет важное практическое значение. Так, она влияет на определение наличия приготовления к преступлению, рецидива преступления, освобождения от уголовной ответственности, освобождения от наказания, вида исправительного учреждения.

Читайте также:
Можно ли бить детей - российские законы и комментарии к ним

Подводя итог, следует сказать, что разделение преступлений на определенные категории в системе российского уголовного законодательства имеет большую теоретическую и практическую значимость. Несовершенство разделения преступлений на различные категории преступлений в отдельные группы на основании различных критериев приведет к возникновению неправильного толкования уголовно-правовых норм, что отрицательно скажется на правоприменительной деятельности.

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

2. Смирнов В.Г. Функции советского уголовного права. – Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1965. -188 с.

3. Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общ.: в 2 т. / Сост. и отв. ред. Загородни-ков Н.И.; РАН. Ин-т государства и права. – М.: Наука, 1994. – 402 с.

4. Акутаев Р.М. Об уголовных проступках и категоризации преступлений в свете Постановления Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. // Российская юстиция. – 2013. – № 5. – С. 41-45.

5. Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации // Уголовное право. – 2012. – № 4. – С. 8.

6. Михаль О. О классификационных единицах при классификации преступлений // Уголовное право. – 2006. – № 1. – С. 50-53.

Classification of Crimes according to the Russian Criminal Law (Categories of Crimes in Russian Criminal Law)

Kh.A. Bagdasaryan Kazan (Volga Region) Federal University

The paper examines theoretical issues of classification of crimes by degree of public danger of the act. The author investigates the concept of categorization of crimes, and analyzes the shortcomings and ways to improve the current system of crime categories in the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: classification of crimes, social danger, punishment, sanctions, harm-doing.

Правонарушения и преступления

Правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое право/дееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки. Правонарушение – нарушение права, действующих законов, преступление.

Существует 4 вида юридической ответственности:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:

лишение свободы на определенный срок;

лишение права заниматься определенной деятельностью.

2. Административная ответственность – применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся, нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, в том числе курение в неположенных местах. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.

Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру, опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Приведем примеры правонарушений и виды ответственности за них:

1. Порвал учебник – гражданско-правовая ответственность.

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде – административная ответственность

3. Избил человека – уголовная ответственность

4. Совершил кражу мобильного телефона – уголовная ответственность

5. Совершил прогул – дисциплинарная ответственность

6. Переходил дорогу в неположенном месте административная ответственность

7. Разбил мячом окно гражданско-правовая ответственность

8. Нецензурно выражался в общественном месте – административная ответственность.

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток.

Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека, – совершенное преступление.

Еще раз перечислим преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;

разбой, грабеж, кража, вымогательство;

угон и приведение в негодность транспорта;

вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;

Читайте также:
Товарищество собственников жилья: как работает, основные понятия

умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;

хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;

терроризм, захват заложника.

Из Кодекса РФ об административных правонарушениях

Статья 162. Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (в сокращении)

Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков – влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих…

Статья 164. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей (в сокращении)

… Потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача или совершение ими других правонарушений…;

Мелкое хулиганство или хулиганство, совершенное подростками в возрасте от 14 до 16 лет, –

Влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих…

Из Уголовного Кодекса РФ

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти (в сокращении)

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей – наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда… , либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

1.продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетнему лицу,
2.продажа алкоголя в ночное время,
3. ношение оружия лицом, не имеющим соответствующего права,
4.вход в продуктовый магазин с собакой,
5. собаку ведут в общественном месте без намордника и поводка,
6. разжигание национальной розни,
7. отсутствует касса.

Административное правонарушение – виды, ответственность, примеры

Состав административного правонарушения – это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение.

В соответствии со ст. 24.5КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В юридическом составе любого административного правонарушения содержатся 4 элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Отсутствие состава административного правонарушения означает, что само процессуальное событие в форме противоправного деяния имело место, однако в нем отсутствует любой из образующих состав указанных элементов.
Объектомадминистративного правонарушения признаются охраняемые законом общественные отношения, на которые административное правонарушение посягает.
Объективная сторона– действия (бездействие), посягающие на объект административного правонарушения и причиняющие (создающие угрозу причинения) ему вред.
Субъектомправонарушения является физическое (гражданин, индивидуальный предприниматель) или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение.
Субъективная сторонаправонарушения – это отношение виновного лица к совершенному деянию и в некоторых случаях к его последствиям. Субъективная сторона определяет форму вины привлекаемого к административной ответственности лица (умысел, неосторожность).
Административное правонарушение признается совершенным только при наличии всех предусмотренных законом элементов состава правонарушения (см.: абз. 2 п. 19Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 №О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», абз. 3 п. 12Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», ПостановлениеВерховного Суда РФ от 25.05.2016 № 205-АД16-4).
Отсутствие объекта обычно устанавливается одновременно с отсутствием объективной стороны правонарушения (см.: ПостановлениеВерховного Суда РФ от 25.08.2016 № 44-АД16-25), вместе с тем отсутствие лишь объекта также влечет прекращение производства по делу (см.: ПостановлениеДевятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 № 19АП-3624/2018 по делу № А64-5267/2017).
Ситуации, в которых устанавливается отсутствие состава административного правонарушения, как правило, сводятся к тому, что при оценке времени, места, способа совершения деяния, наступивших последствий и иных значимых обстоятельств не усматриваются признаки объективной стороны правонарушения, описанные в инкриминируемой норме КоАПРФ (см.: РешениеМосковского городского суда от 16.02.2017 по делу №7-3344/2017).
Состав административного правонарушения отсутствует при не установлении виновности или установлении невиновности лица в совершении административного правонарушения (см.: ПостановлениеВерховного Суда РФ от 18.02.2015 по делу № 307-АД14-8543, ПостановлениеВерховного Суда РФ от 29.06.2016 № 308-АД16-6709 по делу № А53-19447/2015, ПостановлениеАрбитражного суда Поволжского округа от 13.07.2017 № Ф06-22351/2017 по делу № А06-11122/2016).
Отсутствие состава административного правонарушения не следует путать с отсутствием события административного правонарушения (см.: РешениеХабаровского краевого суда от 24.02.2015 № 21-827/2014). В первом случае процессуальное событие, оцениваемое с точки зрения КоАПРФ, имеет место, но ответственность за него не наступает ввиду отсутствия одного или нескольких элементов состава административного правонарушения. А в случае с отсутствием события административного правонарушения принимается во внимание, например, отсутствие обязанности лица, за неисполнение которой предусмотрена административная ответственность (См.: ОпределениеВерховного Суда РФ от 18.06.2019 № 307-ЭС19-8311 по делу № А56-80396/2018).
При рассмотрении жалоб на постановления и решения по делам об административном правонарушении производство по делу может быть также прекращено по специальному процессуальному основанию (п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 4 ч. 2 ст. 30.17КоАП РФ) – недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (решение).
В основном такое основание соотносится с положением ч. 4 ст. 1.5КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ПостановлениеВерховного Суда РФ от 08.04.2019 № 32-АД19-4, ПостановлениеВерховного Суда РФ от 01.03.2019 № 24-АД19-1).

Читайте также:
Дееспособность по ГК РФ - понятие, почему могут ограничить

Распространённые правонарушения

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

Административный арест не может применяться к лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет.

Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними:

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

2. Появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ).

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

3. Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ).

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

К общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.).

Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. Примером может быть демонстративное выяснение личных неприязненных отношений в общественном месте и др.

Нецензурная брань является оценочным понятием, отнесение выражений к ненормативной лексике определяется исходя из принципа общеизвестности их значения.

Уничтожение или повреждение чужого имущества может выражаться в совершении из хулиганских побуждений порчи одежды и личных вещей в процессе драки, поломке деревьев, сооружений, торговых палаток и др.

Примером противоправного действия, квалифицируемого как мелкое хулиганство, является справление лицом естественных надобностей в неотведенных для этого общественных местах, сопровождаемое нецензурной бранью в отношении граждан, делающих замечания нарушителю общественного порядка.

4. Мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ).

Мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее трех тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов.

5. Уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ).

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Уничтожение чужого имущества подразумевает его приведение в полную непригодность, вследствие чего оно абсолютно теряет свою ценность, не может использоваться в соответствии с имеющимся у него назначением.

Повреждение имущества предполагает совершение действий, направленных на невозможность его использования без соответствующего ремонта или исправления по назначению.

Читайте также:
Юридическая ответственность - понятие, виды и примеры

6. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.7 КоАП РФ).

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, что подтверждается удостоверением. На территории страны водители – граждане РФ должны иметь национальное водительское удостоверение. Ответственность за указанное правонарушение несет только водитель транспортного средства.

При совершении правонарушения водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ), а транспортное средство задерживается и помещается на специализированную стоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).

7. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 6.8 КоАП РФ).

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей

Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

8. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.9 КоАП РФ).

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 КоАП РФ, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей

Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

9. Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ).

Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

10. Занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ).

Занятие проституцией влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

11. Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ).

Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Отметим, что о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности за совершение им административного правонарушения становится известно достаточно широкому кругу лиц: от родителей и учителей до сотрудников органов системы профилактики, поскольку в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Административное правонарушение – виды, ответственность, примеры

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Читайте также:
Юридическое лицо - что это по ФЗ, форма и способы организации

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения – это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения – это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ (“Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего”) не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак “характер совершения“), и именно в общественных местах (признак “место“).

Читайте также:
Место прокуратуры в системе государственных органов РФ ℹ понятие, структура, роль органа управления в механизме государства, направления, цели и задачи

3) Субъект административного правонарушения – физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения – любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения – должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”.

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей – лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр “Логос”, 12.04.2015г.

Виды административных правонарушений и административной ответственности

Любое нарушение закона, даже если оно не несет опасности для общества, должно заканчиваться ответственностью. Она бывает разной. Административное правонарушение (понятие, виды вы будете узнавать по ходу статьи) тоже должно заканчиваться ответственностью, так как является негативным действием для общества. Наказание зависит от целей нарушителя, осознания последствий его действий. Существуют разные формы ответственности. Из этой статьи вы узнаете виды административных правонарушений и наказаний, которые за них можно получить.

Основные термины

Для начала следует рассмотреть все понятия, с которыми вам придется встретиться. Итак, административное право – это специальная отрасль юриспруденции, при помощи которой регулируются отношения сторон в сфере управления. В ней фиксируется большое количество совершенных деяний, запрещенных законом.

Административное правонарушение – это виновное действие (или его отсутствие), которое характеризуется посягательством физического или юридического лица на нормы общественного порядка, свободы и права граждан. За него полагается определенная ответственность.

Административное взыскание – это та мера, которая применяется к нарушителю. Она предполагает воспитательные цели. Ответственность за такие проступки наступает с 16 лет.

Правонарушение не стоит путать с преступлением. Проступок не является общественно опасным, хотя и может иметь определенные последствия.

Состав правонарушения и его виды

Эта информация является очень важной, так как именно от нее зависит степень будущей ответственности. Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, нужно выяснить элементы его состава:

  • Объект. Это именно те общественные отношения, которые подверглись посягательству.
  • Объективная сторона. Она предполагает конкретно выраженные действия, которые нарушают установленные законом нормы.
  • Субъект. Это, собственно, то лицо, которое совершило поступок. При этом оно уже должно достичь 16-летнего возраста и быть вменяемым.
  • Субъективная сторона. Она предполагает собственное отношение лица к совершенному деянию.

Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, необходимо обязательно узнать типы составов таких проступков. Их всего два: формальный (в этом случае достаточно самого действия, последствия при этом совсем не важны) и материальный (здесь основным показателем являются последствия и их взаимосвязь с совершенным нарушением).

В большинстве случаев можно наблюдать именно первый тип состава нарушения. Второй усматривается лишь тогда, когда есть какие-то последствия, связанные с уничтожением имущества.

Какие правонарушения являются административными?

Нужно сказать, что не все проступки регулируются КОАП. К ним относятся нарушения, осуществленные в сферах:

  • Охраны окружающей среды, здоровья, собственности.
  • Энергетики, промышленности, природопользования, строительства.
  • Ветеринарии, сельского хозяйства, мелиорации земель.
  • Дорожного движения и транспорта.
  • Информации и связи.
  • Предпринимательской деятельности и бизнеса.
  • Здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Защиты границ государства.
  • Общественного порядка и безопасности.
  • Армейского учета.
Читайте также:
Как проходят выборы в России, как подсчитывают голоса

Именно эти виды административных правонарушений административное право рассматривает как такие, которые не могут быть отнесены к криминальным преступлениям. Хотя тут все зависит от формы вины и серьезности наступивших последствий.

Признаки административных проступков

Любое злодеяние имеет определенные особенности. Его признаки помогают определить не только состав действия, но и необходимость, а также размер ответственности. Среди них можно выделить такие:

  1. Вина. Без нее нет нарушения. Она тоже бывает разной: умышленной или неосторожной.
  2. Противоправность. Действия лица являются такими, которые нарушают установленные обществом нормы поведения.
  3. Наказуемость. Любое противоправное деяние должно предполагать ответственность. То есть если лицо совершило проступок, который имеет состав и признаки правонарушения, то оно должно быть наказано. Естественно, есть определенные случаи, при которых ответственность может не наступить.

Вполне понятно, что необходимо знать виды административных правонарушений, однако без признаков вы не сможете определить, является ли действие противозаконным.

Классификация злодеяний

Теперь следует рассмотреть виды административно-правовых правонарушений. Представленная классификация поможет вам познакомиться с ними более подробно:

1. В зависимости от той сферы, в которой были нарушены правила:

  • в экономической;
  • в социально-культурной;
  • в политическо-административной.

2. Относительно того объекта, на который было совершено посягательство: на государственный, общественный порядок, общественную безопасность, собственность, гражданские права и здоровье.

3. В зависимости от формы вины: умышленные или неосторожные.

4. По характеру осуществленного посягательства правонарушения бывают: в результате действия или его отсутствия.

5. В зависимости от того, каким субъектом был совершен проступок: индивидуальным или осуществленным юридическим лицом.

Как видите, КОАП (виды административных правонарушений рассматриваются именно этим кодексом) охватывает достаточно большую часть жизнедеятельности общества.

Субъект и субъективная сторона проступка

Теперь следует более подробно разобраться в составе злодеяния. Итак, как уже говорилось, субъект – это и есть то лицо, которое намеренно или случайно совершило действия, приведшие к нежелательным последствиям. Естественно, именно оно и должно отвечать за содеянное. Однако если все манипуляции воспроизводились в состоянии невменяемости, то виновный может избежать наказания. Что касается субъективной стороны проступка, то она тоже имеет свои элементы:

  1. Вина. Без нее нет нарушения.
  2. Цель. Это тот результат, к которому стремится человек или предполагает его.
  3. Мотив. Он является именно той движущей осознаваемой причиной, которая побуждает лицо действовать именно так, а не иначе.

Надо сказать, что бывают также специальные и особые субъекты. К первому типу относятся водители, должностные лица и несовершеннолетние. Второй вид включает военных и других людей, на которых распространяется действие положений дисциплинарного устава. Отдельные виды административных правонарушений требуют строго прописанных наказаний.

Объект и объективная сторона нарушения административного порядка

Какие виды административных правонарушений существуют, вы уже знаете. Теперь следует подробнее рассмотреть, что же такое объект и объективная сторона проступка. Итак, разберемся с первым термином. Объект – это есть тот порядок или отношения, которые давно урегулированы правовыми нормами и обязательны для выполнения каждым гражданином общества. Они охраняются специальными мерами ответственности. Кроме КОАП, такие отношения могут дополнительно регулироваться другими кодексами: экологическим, трудовым, земельным.

Что касается объективной стороны, то она является внешним проявлением нарушения установленного закона. Она включает в себя такие элементы: нежелательные последствия, которые наступили, а также деяние или бездействие, которое к ним привело. Еще одним признаком объективной стороны является взаимосвязь между нарушением и результатом. В противном случае нет состава проступка. Например, к объективной стороне можно отнести нарушение правил ПДД, которое проявляется в несоблюдении дистанции движения, требований дорожных знаков, превышении разрешенной скорости. Последствием таких действий может стать дорожно-транспортное происшествие или создание аварийной ситуации.

Если говорить о материальном составе, то примером может быть нарушение пожарной безопасности, которое приводит к уничтожению или повреждению имущества. Естественно, в этом случае необходимо проводить расследование и собирать доказательства.

К объективной стороне относятся и другие компоненты, благодаря которым определяется вид ответственности: место и способ совершения деяния, характер проступка, а также злостность и повторность осуществления нарушения.

Понятие и цели административного взыскания

Виды административных правонарушений в РФ вы уже рассмотрели. Теперь следует поговорить об ответственности. Прежде всего, нужно уяснить само понятие административного взыскания. Это практическая форма выражения ответственности. Взыскание осуществляется, предполагая такие цели:

  • Предупредительную. Наказание как превентивная мера призвано обеспечить соблюдение установленных в обществе порядков. Любой человек, который захочет их нарушить, не станет этого делать, если будет знать, что понесет за это определенную ответственность.
  • Карательную. Нарушитель закона должен обязательно ответить за свои деяния.
  • Воспитательную.
  • Восстановительную. Если своими действиями лицо нанесло какой-либо ущерб, то он обязательно должен быть компенсирован.
  • Сигнализирующую.

Виды наказаний

Теперь следует рассмотреть вопрос о том, в каких формах взысканий выражается ответственность нарушителя перед обществом. Их не так уж и много. За разные виды административных правонарушений (КОАП РФ прописывает различные меры наказания) существует всего 7 основных типов взыскания:

  1. Предупреждение. Чаще всего его применяют в том случае, если неправомерное деяние было совершено первый раз и не считается злостным, не привело к каким-либо последствиям. Оно должно иметь письменную форму. К такому взысканию может привлекаться и физическое лицо, и юридическое.
  2. Административный штраф. Это уже материальное взыскание за тот ущерб, который нанес нарушитель. Его размер зависит от установленного прожиточного минимума и серьезности злодеяния: от 5000 до 200 000 рублей. В любом случае, количество средств, которые взимаются, должно быть кратным стоимости поврежденного имущества. Такое наказание не может быть применено к тем лицам, поведение которых регулируется специальными уставами (военнослужащим, курсантам и другим).
  3. Изъятие предмета (возмездное).
  4. Конфискация имущества (предмета). Она производится в пользу государства. При этом предмет может быть продан в ходе торгов. Из вырученной суммы отсчитывается размер ущерба, а также расходы на организацию продажи. Остальные средства отдаются собственнику имущества.
  5. Обязательные (исправительные) работы. Заниматься таким трудом человек обязан только в свободное от основной работы время. Он считается общественно полезным и бесплатным. Нарушитель может получить от 20 до 200 часов обязательных работ. Однако осуществлять их он обязан не более 4 часов в день. Есть категории лиц, к которым такое наказание не может быть применено: инвалиды, беременные женщины и другие.
  6. Лишение специальных прав. Оно производится в том случае, ели лицо уже не в первый раз нарушает установленные порядки, например правила дорожного движения. Срок лишения составляет от 1 месяца до 3-х лет. Следует учесть, что специального права нельзя лишать тех лиц, для которых оно является основным источником дохода.
  7. Административный арест. Он предусматривает изоляцию нарушителя от общества на срок до 15 суток. Назначаться он может только судьей. Устанавливается он только в некоторых случаях особо злостного нарушения порядка. А еще может быть применено административное задержание. Однако использовать его следует только в тех случаях, когда нет возможности на месте выяснить личность нарушителя. Задержание может продолжаться не более 3-х часов.
Читайте также:
Протокол и как его вести на рабочей встрече, собрании плюс образец

Есть и дополнительные виды наказаний:

  • Дисквалификация. Может длиться от 3-х месяцев до 3-х лет.
  • Запрет на посещение различных соревнований.
  • Приостановление деятельности. Используется в том случае, если лицо, которое ведет бизнес, нарушает основные правила осуществления действий по его поддержанию и развитию, например не оформляет соответствующие юридические документы. Максимальный срок такого наказания составляет 90 дней.
  • Административное выдворение за пределы государства. Оно происходит под контролем специальных органов. Применяется такая мера в том случае, если лицо, не имеющее гражданства или являющееся подданным другой страны, совершило такое злодеяние, которое приравнивается к действиям должностных лиц. Такое наказание не касается военнослужащих. Принимать такое решение может только суд.

Как видите, административное правонарушение (понятие, виды и другие особенности мы рассмотрели ранее) не может остаться безнаказанным.

Особенности административной ответственности

Этот вопрос тоже является очень важным и необходимым для тех людей, которые не хотят попасть в неприятную историю. Так как виды административных правонарушений и административной ответственности вы уже знаете, нужно еще разобраться в их особенностях, которых достаточно много:

  1. Субъектом представленного проступка может быть только то лицо, которое осознавало свои действия на момент их совершения, то есть считается вменяемым.
  2. Основным документом, который дает право привлечь нарушителя к ответу, считается протокол. Он составляется немедленно на месте осуществления проступка.
  3. Если человек, который не придерживается общественных правил, еще не достиг 16 лет, он все равно отвечает за свои деяния так же, как и взрослый. При этом дело может рассматриваться как в присутствии его родителей, так и без них. Особенно если они были оповещены, но по уважительной причине не смогли посетить заседание.
  4. Согласно статье 3.3 части 2 “Виды административных правонарушений”, задержание или арест являются максимальной мерой наказания и могут применяться только в исключительных случаях.
  5. Все дела, связанные с таким видом проступков, рассматриваются по месту жительства лица.
  6. Извещение о том, что будет идти слушание по делу, передаются при помощи повестки или других средств связи.
  7. В статье 3.3 “Виды административных правонарушений” говорится, что все типы наказаний могут применяться как в форме основных, так и дополнительных мер.
  8. Постановление по делу не может быть вынесено позже, чем через 2 месяца после совершения злодеяния.
  9. Обжаловать принятое решение можно в течение 10 суток после его вынесения. Заявление следует подавать в районный суд.
  10. Если нарушителю назначен штраф, то он должен уплатить его в определенный срок. Естественно, это следует сделать добровольно. В противном случае, если он не будет уплачен в течение 70 дней, средства будут удержаны принудительно.
  11. Исполнение судебного постановления производится сразу же после того, как оно вступит в законную силу.
  12. Все виды административных правонарушений и административной ответственности не влекут за собой какой-либо судимости.

Вот и все. Теперь вы знаете, что такое административное правонарушение, понятие, состав, виды взысканий и другие сведения по этой теме. Несмотря на то, что судимости такие проступки за собой не влекут, все-таки не стоит их совершать. Будьте законопослушными гражданами. Удачи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: