Место прокуратуры в системе государственных органов РФ ℹ понятие, структура, роль органа управления в механизме государства, направления, цели и задачи

Место и роль прокуратуры в системе государственных органов.

Вопрос о месте и роли прокуратуры России в системе государственной власти не раз становился предметом острых дискуссий, зачатую переходивших в ожесточенные споры с участие законодателей, политиков, практических работников органов прокуратуры. Причем обращает на себя внимание то обстоятельство, что «этот вопрос являлся дискуссионным в различные периоды истории России». Так, еще несколько лет назад внимание к месту и роли прокуратуры России в системе государственных органов ослабло и казалось дискуссии снизались. Ю.Я. Чайка отмечал, что «органы прокуратуры Российской Федерации – важнейший институт государственного устройства, уже не раз доказавший свою состоятельность, необходимость и востребованность». Однако все изменилось с принятием Федерального закона от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», разделившего органы прокуратуры фактически на две самостоятельные структуры – собственно прокуратуру и Следственный комитет, в связи с чем, обострились споры о месте и роли прокуратуры в системе разделения властей.

Современный процесс реформирования института российской прокуратуры породил обсуждения касающиеся «судьбы прокуратуры как самостоятельного государственного органа, реализующего надзорные функции, и возможность ее включения в состав Министерство юстиции России». Остро встал вопрос о ликвидации прокуратуры, как надзорного органа. Проблема широко обсуждается в СМИ, на страницах современной печати, появились как сторонники, так и противники предлагаемых изменений.

Думается, что для современной российской действительности место и роль прокуратуры в системе государственных органов имеет огромное значение, так как среди органов государственной власти, призванных обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, особое место принадлежит органам прокуратуры.

Представляется обоснованным начать анализ данного вопроса с правового статуса прокуратуры. Так, Конституция РФ (ст. 10), так же как и конституции большинства зарубежных стран, закрепляет давно опробированный принцип демократической организации государственной власти — разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. «К сожалению, Конституция Российской Федерации оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти. Не восполняет этот пробел и федеральный закон о прокуратуре, несмотря на прямое указание Конституции РФ о том, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом». В частности, ст. 129 Конституции РФ определила только общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ. Эта статья указывает на то, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет, что прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории, но озвученная норма не позволяет сделать однозначный вывод ни о месте прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей, ни о ее роли в системе сдержек и противовесов между ветвями власти.

Несомненно, анализируя только законодательство не возможно правильно оценить роль и определить место прокуратуры в органах государственной власти, поэтому следует обратиться к правовой доктрине.

Анализируя научную литературу можно выделить несколько точек зрения по поводу того, к какой власти относиться прокуратура.

«Интерес представляет тот факт, что ст. 129 Конституции РФ находится в главе, посвященной правовому регулированию судебной власти в Российской Федерации. Однако органы прокуратуры не входят в судебную систему, установленную Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», и не являются ни судами, ни их структурными подразделениями. При этом правосудие осуществляется только судами, и лишь в некоторой степени функции прокуратуры связаны с функциями судебной власти». Поэтому поводу Д. Лукоянов пишет: «в процессе разработки Конституции РФ вопрос о правовой природе прокуратуры стоял достаточно остро. Некоторые из разработчиков полагали, что прокуратура как орган государственного обвинения является одним из инструментов исполнительной власти, а функция надзора за соблюдением закона принадлежит суду. Другие же, оставаясь в рамках укоренившегося взгляда на прокуратуру как орган высшего надзора за законностью, предпочитали не определять ее природу с точки зрения принадлежности к той или иной ветви власти. В результате было принято компромиссное решение: статья о прокуратуре была помещена в главу «Судебная власть». Законодательством о Прокуратуре Российской Федерации, конечно, предусмотрена возможность участия прокурора в судопроизводстве. Тем не менее, необходимо уточнить, что, во-первых, это не исчерпывающий перечень полномочий российской прокуратуры, а во-вторых, прокурор в судебном процессе выступает как самостоятельная сторона, а не от имени и по поручению судебных органов. Безусловно, прав А.В. Абсалямов в том, что «Генеральный прокурор Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания и возглавляет всю систему органов прокурорского надзора. Осуществление органами прокуратуры уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в судебном разбирательстве – важный элемент функционирования органов правосудия», а не сам орган правосудия. Таким образом, поддерживаем позицию тех авторов, которые делают вывод о том, что прокуратура не должна входить в судебную ветвь государственной власти.

До 1993 г. прокуратура в соответствии с Конституцией РСФСР являлась органом высшего надзора за точным и единообразным исполнением закона. Существовала точка зрения о том, что прокуратура в данный период была своего рода контрольным органом законодательной власти. Это обосновывалось тем, что Генеральный прокурор назначался Верховным Советом и был ему подотчетен. Однако тот факт, что Генеральный прокурор ранее назначался Верховным Советом, не дает оснований считать прокуратуру органом законодательной власти. тем более в современный период. Спорной представляется позиция В. Ломовского, в соответствии с которой «прокуратура должна находится при законодательной власти». В качестве аргумента на то, что прокуратура не относится к законодательной власти, заметим, анализируя Российское законодательство мы не находим норм, закрепляющих функции прокуратуры как участника законотворческой деятельности.

Считаем невозможным согласиться с мнением В.В. Устинова, который утверждает, что прокуратура «являясь правовым механизмом реализации полномочий главы государства, обеспечивает согласованность в действиях власти центральной и региональной». Во-первых, нет единства взглядов по вопросу определения места самой президентской власти в системе разделения властей. Во-вторых, самостоятельность президентской власти в ст. 10 Конституции РФ не обозначена.

Читайте также:
Дееспособность по ГК РФ - понятие, почему могут ограничить

В современных условиях развития российской прокуратуры, представляется наиболее интересной точка зрения, согласно которой необходима ликвидация прокуратуры как самостоятельной и независимой от других федеральных органов власти путем ее превращения в подразделение Министерства юстиции, и отнесения тем самым ее к органам исполнительной власти. Логика данной позиции такова: «любой орган должен обязательно вписываться в ту или иную ветвь власти, и, если прокуратура не относится к законодательной и судебной ветвям власти, она является составной частью исполнительной власти, и должна влиться в Министерство юстиции». Многие авторы придерживаются этой точки зрения. Однако, на наш взгляд, следует согласиться с тем, что прокуратура не «вписывается» в исполнительную власть, «поскольку выполняет специфические функции, отличные от функций исполнительных органов».

К тому же, как верно отмечено некоторыми авторами, «органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением действующих на территории России законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации. Этот большой блок в надзорной работе органов прокуратуры является элементом сдерживания исполнительной власти».[12]

Помимо перечисленных мнений, высказывается суждение, что прокуратура является самостоятельной ветвью власти. В. Кудрявцев в этой связи пишет: «По мнению горе-реформаторов, прокуратура не вписывается ни в одну из ветвей власти. Ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это верно. Но может быть и хорошо. Отнюдь не все структуры государства входят в упомянутые ветви. В демократическом государстве должны быть и независимые органы, ценность которых в том, что они могут свободно контролировать других. Ввести прокуратуру в состав Минюста, конечно можно, и это уже было в нашей истории, но ни к чему хорошему не привело».

Н.В. Еремена пишет: «прокуратура действительно не относится ни к одной из ветвей государственной власти, но именно такое положение дает ей возможность при выполнении возложенных на нее функции быть самостоятельным и независимым органом».

М.В. Баглай выделяет так называемые независимые по статусу органы государственной власти: «Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей – законодательную, исполнительную, судебную. В то же время они создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами». К ним он относит и Прокуратуру РФ.

Анализ действующего законодательства показывает тесную взаимосвязь органов прокуратуры со всеми ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. При этом, прокуратура Российской Федерации действительно не вписывается ни в одну из ветвей государственной власти. Она сама обладает всеми необходимыми признаками ветви власти. В этой связи В.Н. Андриянов пишет: «Согласно устоявшимся общетеоретическим подходам каждая из ветвей власти в соответствии со своей природой, характером функций и назначением занимает свое место в общей системе государственной власти. Каждая из ветвей власти находит свое выражение в органах государственной власти. Поэтому ветвь государственной власти должна представлять совокупность органов государственной власти, имеющих общую функциональную направленность и методы деятельности. Тот или иной орган может быть отнесен к соответствующей ветви власти только в том случае, если он является независимым и организационно не подчинен структурам других ветвей государственной власти». Конституция РФ не использует понятия прокурорской власти. В ней система прокурорских органов рассматривается с позиции организации прокурорской деятельности. Между тем власть, осуществляемая органами прокуратуры, является самостоятельной и независимой от других ветвей власти. Она имеет исключительно ей принадлежащие полномочия, свою функциональную направленность и присущие только ей методы деятельности. По своей юридической природе прокурорская власть не может подчиняться какой-либо другой ветви власти. Это означает, что за прокуратурой следует признать определенную обособленность в механизме разделения властей.

В юридической литературе были высказаны предложения о вынесении нормы о прокуратуре из гл. 7 Конституции РФ либо об изложении норм о прокуратуре в специальной главе Конституции РФ, поскольку ученые, анализируя роль и место прокуратуры в системе государственного контроля, пришли к выводу о том, что прокуратура не должна входить ни в одну из систем органов государственной власти, а должна осуществлять законоохранительную функцию без каких-либо административных полномочий. Высказывалось мнение и о том, что прокуратуру, как и Президента, нужно считать частью системы «сдержек и противовесов».

По мнению многих ученых-правоведов, прокуратура входит в состав «правоохранительной власти», является правоохранительным органом. Исходя из положений ч. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», целями прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, т.е. основной целью прокуратуры является охрана права, следовательно, прокуратуру следует отнести к правоохранительным органам. Имеется мнение, согласно которому понятия «правоохранительная власть», «правоохранительные органы» являются собирательными понятиями, в которые включены наряду с прокуратурой также и суды. Это противоречит пониманию роли судебной власти, которая по действующему законодательству не относится к правоохранительным органам. Иные же, кроме прокуратуры, правоохранительные органы, в частности Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, действуют в структуре исполнительной власти. Их извлечение из этой структуры может повлечь за собой и выделение других ветвей власти по предмету ведения: экономической, оборонной и т.д. С этим мнением нельзя согласиться, поскольку органы, входящие в систему правоохранительных, объединены не по признаку принадлежности органов к системе органов законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. За критерий отнесения их к правоохранительным органам принята их характерная черта: все они предназначены для охраны права. Таким образом, все это, а также анализ стоящих перед прокуратурой задач, позволяет сделать вывод, что прокуратура является самостоятельным государственным органом, который обособлен от законодательной, исполнительной, судебной власти, несмотря на их тесное взаимодействие между собой, основной задачей которого является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина.

Читайте также:
Унитарное предприятие - особенности, кто собственники, примеры

Если правомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядка наделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные и другие органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов в целях обеспечения законности возложено государством только на один орган – прокуратуру РФ. В связи с этим представляется весьма важным рассмотрение вопроса о месте и роли прокуратуры России как носителя контрольной власти в системе разделения властей.

Основной формой прокурорской власти является осуществление надзорной (контрольной) деятельности, выражающейся в надзоре за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории РФ законов. Она реализуется волей государства, а это «сообщает ей общие признаки государственной власти, однако ее цель и правовые средства реализации (без вмешательства в административно-хозяйственную деятельность) делают эту власть особо специфичной». Для выделения самостоятельной прокурорской (контрольной) ветви власти имеются объективные причины, которые достаточно подробно рассмотрены в научной литературе.

Предлагаются и конкретные пути реализации идеи создания прокурорской ветви власти в Российской Федерации. Для того, чтобы прокуратура стала действенным инструментом контроля общества за государственными органами и их служащими, необходимо устранить зависимость прокуроров от президента и региональных элит, предоставить полномочия осуществлять контроль за всеми органами государственной власти и их должностными лицами.[13] Отмечается, что реализовать идею самостоятельной контрольной власти в России непросто. Ни одна ветвь власти не заинтересована в том, чтобы попасть под контроль какого-то иного органа. Их представители осознают, какая сила заключена в праве контроля, и стараются подчинить имеющиеся контрольные органы себе.

Согласившись во многом с изложенной точкой зрения, хотелось бы подчеркнуть, что препятствия развитию системы независимого контроля видятся и в самой действующей Конституции РФ, в частности, в механизме внесения поправок и пересмотра положений Конституции РФ (гл. 9).

Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

1. Современное реформирование органов прокуратуры в России породило множество споров относительно роли и места прокуратуры в системе разделения властей.

2. Анализируя различные взгляды на принадлежность прокуратуры к той или иной власти, обращаем внимание на то, что прокуратура является универсальным, самостоятельным институтом государственной власти, следовательно, не разделяем позиции тех авторов, которые относят прокуратуру, к законодательной, судебной либо исполнительной власти.

3. Думается, законодателю необходимо в Конституции обозначить прокуратуру в отдельную самостоятельную главу, таким образом определить ее правовую природу, что возможно исключит излишние дискуссии по поводу сохранения данного института.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 435 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Прокуратура в системе органов государственной власти

Войтюк Кирилл Владимирович – Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета; помощник прокурора Салаватского района Республики Башкортостан.

Аннотация: В статье проведен анализ правового статуса прокуратуры РФ в системе органов власти. Изучена функциональная направленность деятельности прокуратуры, соотнесение прокуратуры с различными ветвями власти. Рассматривается проблема взаимоотношений между прокуратурой и органами власти РФ, сходство и различие выполняемой деятельности. Показано значение прокуратуры в достижении законности и обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: Прокуратура, государственная власть, разделение властей, правовой статус прокуратуры, система органов власти, функции прокуратуры.

В масштабах нашей страны необходим орган по осуществлению надзора за исполнением законов. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, которая от имени РФ осуществляет надзор за соблюдением ее Конституции и исполнением законов, которые действуют на территории страны [3]. Прокуратура выступает балансом, который уравновешивает иные ветви государственной власти.

Прокурорская деятельность совершенствуется с момента своего основания, повышается статус прокуратуры как централизованного органа федерального значения по обеспечивающего правозащитный контроль, прокуроров наделяют дополнительными полномочиями.

Прокуратура не является составной частью ни одной из ветвей власти и не принимает участия в процессе их взаимоконтроля. В то же время необходимо отметить одинаковую силу распространения некоторых видов вневедомственного государственного контроля на органы и должностных лиц любой из ветвей власти, не являющейся к подчиненной им административно [4, с.111]. В этом состоит сходство определенных задач прокуратуры с органами контроля, образующее предмет их сотрудничества.

Рассмотрим правовой статус прокуратуры в системе органов исполнительной власти.

В первую очередь, прокуратура представляет собой орган государственного надзора. Специфической деятельностью выступает прокурорский надзор за исполнением законов, осуществляемый государственными федеральными органами прокуратуры от имени Российской Федерации. Спецификой прокурорского надзора является проверка при соблюдении законов, которые действуют на территории нашей страны, точности и исполнения Конституции РФ. Эта деятельность представляет собой самостоятельный тип деятельности государства. Ее не имеют права осуществлять никакие из государственных, общественных, самодеятельных или кроме органов прокуратуры, никакие прочие общественные, государственные, самодеятельные или другие органы, учреждения, объединения, организации, должностные, физические лица [6, c. 642].

Сущность прокурорского надзора заключается в том, что прокурором, производящим проверку, осуществляется защита интересов не отдельно взятых органов в местном самоуправлении, субъектах федерации либо в другой представительной, исполнительной, судебной власти. Прокурорская деятельность выступает здесь от имени всех названных выше структур и отраслей, которые составляют общую государственную систему.

Самостоятельность прокуратуры, ее отличие от иных видов государственной деятельности проявляется в ее содержании, предполагающем как проверку точности при соблюдении Конституции и законов РФ, так и соответствие иных нормативно-правовых актов закону, принятие мер по устранению преступлений, которые были выявлены [9, с.676].

Выступая в качестве специфичной деятельности, не относящейся ни к одной из ветвей власти, прокурорский надзор, в то же время, обладает признаками каждой из них. Поэтому максимальным объемом полномочий должен обладать правовой статус прокуратуры во всех направлениях.

В структуре российского государства органы прокуратуры занимают отдельное место, имея функциональное отношение к видам власти, обозначенных в Конституции РФ. Не относясь полностью ни к одной из них, прокурорский надзор позволяет привести их в равновесие, способствуя их оптимальному функционированию [9, с.677].

Федеральное собрание РФ и прокуратура являются самостоятельными системами противовесов и сдержек, с одной стороны, осуществляемыми взаимное сотрудничество, а с другой – владеющими необходимыми средствами, позволяющими сдерживать друг друга от произвола.

Читайте также:
Акциз - что это, кто плательщик, перечень акцизных товаров

Говоря о взаимодействии прокуратуры с органами законодательной ветви власти следует выделить надзор за исполнением законов как главную функцию прокуратуры, выступающий в качестве гаранта устойчивости всей законодательной системы [8, с.95]. Прокуратура контролирует выполнение законов на территории России, а также соответствие нижестоящих правовых актов вышестоящим.

Правотворчество представляет главную сферу сотрудничества прокуратуры и законодательных органов власти. Прокуратура в большей степени по сравнению со всеми иными органами власти является осведомленной о состоянии законности в России, о действии законов в реальной жизни, их соответствии интересам и потребностям граждан, пробелах и упущениях, возможных в законодательстве.

В подведомственности прокуратуры находится проведение антикоррупционной экспертизы проектов законов и других нормативно-правовых актов (ст. 9.1 ФЗ «О прокуратуре»), что отражает как участие ее в правотворческой деятельности государства, так и главный инструмент осуществления надзора за принимаемыми нормативно-правовыми актами [3].

К одной из главных форм взаимодействия Федерального собрания и прокуратуры относится и порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ. В соответствии с п. «з» ст. 102, ч. 2 ст. 129 Конституции РФ [1] , ст. 12 Федерального закона о прокуратуре генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ [3].

С другой стороны, следует отметить, что возможности прокуратуры в осуществлении надзора за деятельностью Правительства РФ, которое, в соответствии со ст.110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть в стране, ограничены законом [1]. Данное положение подтверждает ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ», в которой говорится о необходимости информирования Генеральным прокурором Президента РФ в случаях несоответствия Конституции РФ и ее законам постановлений Правительства. [3]. Следовательно, прокуратура не имеет прямого влияния на Правительство, которое, при этом, обладает большим объемом полномочий, определяющих ее материально-техническую базу.

Также следует отметить, что прокуратура выступает не только надзорным органом, но и принимает активное участие в уголовном судопроизводстве. В уголовном процессе прокурор обладает полномочиями проверки обоснованности и законности принятых решений. В соответствии со ст.37 УПК РФ в ходе досудебной проверки прокурор обладает рядом полномочий: требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения и многие другие [2].

Таким образом, в сфере взаимного влияния исполнительной власти и прокуратуры можно отметить дисбаланс, уравновешивает который президентская власть.

Очевидно взаимодействие прокуратуры и с органами судебной власти, определяемое правовыми условиями, в числе которых необходимо отметить [5, с.53]:

  1. взаимный контроль прокурора и суда за законностью процессуальных действий и решений;
  2. порядок участия прокурора в судопроизводстве;
  3. способы и возможности инициирования прокурором судопроизводства (направление в суды общей юрисдикции обращений, исков, материалов обвинения).

Следует отметить, что после принятия ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации” изменились функции прокуратуры по отношению к суду. Прокурорская деятельность нацелена на содействие полному, всестороннему исследованию дела, правильному применению закона, принятию обоснованного и законного судебного решения во всех судебных инстанциях.

Можно выделить общегосударственные цели, общие для прокуратуры и суда: содействие укреплению законности и правопорядка в стране; создание почтительного отношения к закону и общечеловеческим ценностям; охрана прав и свобод граждан [7, с.20].

Анализ положений Конституции РФ, федерального законодательства, в особенности УПК РФ, позволяет говорить об увеличении точек соприкосновения суда и прокуратуры, росте значимости одинакового понимания и применения законов правоприменительными органами.

Изучение положений Конституции РФ, которые определяют правовой статус прокуратуры как единой централизованной системы, позволяет отнести ее к системе государственных органов, способствует рассмотрению прокуратуры как государственного федерального органа, а также констатировать, что она не входит ни в одну из трех ветвей государственной власти, при этом, обладая важными государственно-властными полномочиями. Прокуратура взаимодействует со всеми властными органами, выступая необходимым балансом, уравновешивающим остальные ветви власти. Не смотря на обособленность и самостоятельность ветвей государственной власти, объединенные общегосударственные цели, задачи, выступают основой обязанности Президента РФ, регламентированной Конституцией РФ (ч. 2 ст. 80), по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти [1].

Таким образом, мы приходим к выводу, что современная прокуратура РФ представляет собой самостоятельный государственно-правовой институт, федеральную, независимую, отдельную, централизованную систему органов государственной власти.

Деструкции порядка «сдержек и противовесов», утвердившегося в стране, возрастанию тенденции нарушения закона, будет способствовать подчинение прокуратуры судебной либо исполнительной власти. При отсутствии независимого прокурорского надзора будет отсутствовать, фактически, механизм реагирования на нарушение закона.

Достижение законности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, становится возможным при деятельности централизованного и независимого внешнего органа власти, который обладает полномочиями по выявлению нарушений и их устранения. Лишь прокуратура может выполнять данную роль.

Что такое вандализм

Вандализм – форма деструктивного поведения, толкающая человека на порчу, осквернение и разрушение объектов общественного значения. Совершая акт вандализма, индивидуум:

  • сознательно или неосознанно портит красивые вещи;
  • разрушает памятники культуры, исходя из соображений протеста (может быть даже официальным);
  • портит объекты общественного имущества из-за национальной, идеологической, религиозной ненависти и других видов нетерпимости по отношению к определенной социальной группе;
  • устраивает атаку на интернет-ресурс, захламляя его постами сомнительного содержания (этот вид вандализма распространен на Википедии и аналогичных информационных ресурсах).

Определение вандализма широкое, может по-разному трактоваться в зависимости от культурного или политического значения. Уголовный кодекс причисляет его к преступлениям против нравственности.

Для вандализма синонимами будут такие понятия как “варварство”, “дикость”. Это более общие понятия, не раскрывающие особенностей явления.

Виды вандализма

Виды порчи имущества можно классифицировать по объектам, которые разрушает или оскверняет вандал. Классификация следующая:

  • осквернение могил, вандализм на кладбище;
  • сжигание церквей, икон, религиозных объектов;
  • повреждение памятников и объектов культуры;
  • реставрационный вандализм (неумышленный, произошедший при реставрации объекта культуры и искусства);
  • граффити с антиобщественным содержанием;
  • теггинг и бомбинг (подвиды граффити);
  • сожжение книг.
Читайте также:
Юридическая ответственность - понятие, виды и примеры

Объект вандализма должен нести общественную или культурную ценность. Если вы испортили личную вещь другого человека – это хулиганское действие, направленное на индивидуума, а не на общество. Вы руководствуетесь стремлением нанести ущерб личности, не непосредственному объекту.

Другие квалифицирующие признаки определяет мотивация. Ученый С.Коэн выделяет следующие мотивационные разновидности:

  • Приобретение.
  • Идеология.
  • Мщение.
  • Игра.
  • Злость, гнев.
  • Тактический.

Главное отличие вандализма от административного проступка в глобальности и мотивации. В зависимости от серьезности вандального акта назначается наказание.

Примеры

Деятельность вандалов видна ежедневно, стоит выйти из дома. Это вандализм в подъездах (изрисованные стены, другие повреждения общественного имущества), общественном транспорте, гаражах, жилых домах, производственных строениях. Такие мелкие действия уже даже не замечаются, настолько привычными они стали.

Самые бытовые примеры:

  • Сожжение кнопок в лифте.
  • Разрушение лавочек у дома.
  • Разрезание сидений в общественном транспорте.
  • Рисование граффити, не несущего художественной ценности.
  • Рисование нацистской символики на стенах зданий.
  • Обливание краской памятников, сбрасывание их с постаментов.

Упоминания вандальных действий есть в литературе, известны в истории. О проблеме вандализма аргументы из литературы затрагивают тему разрушения и осквернения церквей, памятников. Исторические примеры крупных, даже массовых актов:

  • Фашистский вандализм.
  • Разрушение статуй Будды участниками террористической группы Талибан.
  • Уничтожение террористами памятников шумерского, вавилонского искусства.

Граффити: искусство или вандализм?

Любые надписи и рисунки, сделанные на стенах зданий, мостах, других объектах строительства относятся к граффити. Даже надпись на кирпичной стене, написанная маркером. Споры о том, что же такое граффити, искусство или вандализм, не утихают уже долгие годы.

Стрит-арт, сделанный с целью художественного самовыражения, рассматривать как акт вандализма, не стоит. Его задача – привнести свое, а не разрушить объект. Граффити-художники порой создают картины на стенах, становящиеся их настоящим украшением. К действиям вандалов гораздо ближе теггинг – быстрое нанесение своей подписи везде, где придется.

Граффити как вандализм рассматривается в тех случаях, когда его цель – в осквернении общественного объекта. Так нанесение грубых надписей или пошлых рисунков на культурные или могильные памятники – вандализм, как он есть. Создание картины с художественным содержанием на чистой стене дома – нет (хотя и относится к противоправным нарушениям, за которые предполагается наказание).

Пытаясь понять, что такое стрит-арт – вандализм или искусство – попробуйте определить мотивацию художника. Желание художественного самовыражения отличает его от хулиганского деструктивного поступка.

Отличие от хулиганства

Термин “хулиганство” часто путают с вандализмом. Это понятие более широкое, предполагает под собой любое грубое нарушение правопорядка. Объектов хулиганства множество, это:

  • покушение на здоровье индивида;
  • покушение на личностное достоинство;
  • демонстративное нарушение общественного порядка;
  • совершение действий, демонстрирующих неуважение к общественным элементам;
  • показательная порча имущества – личного или общественного.

Главное отличие хулиганства от вандализма в показательности совершаемого действия. Вандал может действовать скрытно. Его цель – разрушение или осквернение предмета, а не другой личности или нанесение физического и психологического урона. Вандализм – одна из разновидностей хулиганства, но хулиганство вандализмом не ограничивается.

Вандализм подростков

Вандализм подростков может выделяться как отдельная категория хулиганской деятельности. Это – коммуникация с миром взрослых, проявление протеста, юношеского бунтарства. Может быть следствием проблем в семье, нарушений психики, желания выделиться среди ровесников.

Определяя, как бороться с вандализмом, в первую очередь требуется понять его причину. Чтобы начать прорабатывать ее с малолетним вандалом, направлять с пути деконструкции к созиданию. Любого вандала, будь то подросток или взрослый, необходимо учить принимать общественные нормы или менять их цивилизованными мерами, а не выражать протест через разрушение.

Что такое вандализм? Примеры вандализма. Ответственность за вандализм. Ст. 214 УК РФ

Человеческие действия можно разделить на две группы: созидающие и разрушающие. Последние вызывают негативную реакцию общества. В зависимости от степени опасности за разрушающие действия устанавливаются разные наказания – от общественного порицания до уголовной ответственности. Люди, совершающие их, имеют разные мотивы и цели.

Одним из проявлений негативного поведения считается вандализм. Ответственность за него устанавливается в 214 статье УК. На практике возникает немало проблем при квалификации этого деяния. Далее в статье рассмотрим, что такое вандализм, чем он отличается от иных преступлений и какое наказание за него предусмотрено.

Общие сведения

Многие полагают, что вандализм – такие действия, которые направлены исключительно на осквернение культурно-исторических сооружений. Это не совсем верно.

Данное явление можно рассматривать с разных точек зрения. К примеру, что такое вандализм в психологическом смысле? Под ним понимают такое состояние субъекта, при котором он хочет совершать разрушающие действия, осквернять скульптуры, памятники, причинять ущерб общественному имуществу. Противоположным ему будет патриотизм. Он представляет собой состояние, при котором индивид гордится страной и народом, стремится сохранить культурно-историческое наследие.

Некоторые ученые полагают, что вандализм – такая форма девиантного поведения, при которой субъект совершает бессмысленные действия, пытаясь таким образом обратить на себя внимание. Как правило, разрушающее поведение присуще недовольным людям, ничего не добившимся в жизни.

Объекты

Действия человека могут быть направлены на разрушение различного имущества. Однако только в отношении общественных ценностей его поведение будет признано вандализмом. К примеру, это могут быть:

  • Могилы.
  • Памятники.
  • Административные здания.
  • Общественный транспорт.
  • Жилые и офисные здания.
  • Аттракционы.
  • Мусорные баки, урны.
  • Лифты.
  • Садово-парковый инвентарь (скамейки, фонари, газоны и пр.).

Нанесение нецензурных выражений на фасады, заборы, сидения в общественном транспорте и пр. также считается вандализмом. Преступление отличается высокой общественной опасностью. Оно посягает не только на имущество, но и на духовные ценности населения.

Кто такой вандал?

Этим термином называли восточно-германское племя завоевателей. Вандалы в 455 г. вторглись в Рим, захватили ценности и пленных. Их действия были в основном связаны с грабежом, а не с разрушением. Тем не менее их называли некультурными, беспощадными, дикими варварами.

Учитывая приведенную выше информацию, можно определить, кто такой вандал в современном понимании. Им называют человека, намеренно, эмоционально причиняющего ущерб общественному имуществу.

Читайте также:
Государственная тайна: определение, сферы, классификация, ответственность

Классификация

В настоящее время исследователи выделяют следующие распространенные виды вандализма:

  • Сожжение книг.
  • Осквернение могил.
  • Сожжение церквей.
  • Бомбинг. Он представляет собой нанесение надписей и картин с помощью трафарета.
  • Теггинг. Им называют нанесение подписи автора в общественном месте.
  • Граффити – рисунки и надписи, выполненные разными красками.
  • Порча или уничтожение произведений искусства.

Стоит отметить, что ученые однозначно не могут сегодня определить, чем является граффити – искусством или вандализмом. Представляется, что характеристика будет зависеть от содержания надписи или рисунка. Если в них есть элементы, оскорбляющие чье-то достоинство, нецензурные выражения, порнографические детали, то нанесение их можно считать порчей архитектурных памятников и прочих сооружений.

Альтернативное разделение

В литературе встречается классификация, основанная на направленности умысла виновного. По этому признаку выделяют вандализм:

  • Корыстный.
  • Идеологический.
  • Экологический.
  • Антикультурный.
  • Электронно-вычислительный.
  • Из мотивов мести.

Некоторые авторы выделяют отдельные подвиды криминального вандализма:

  • Бытовой.
  • Террористический.
  • Эпатажный.
  • Идеологический.
  • Религиозный.
  • Государственно-чиновничий.

Хулиганство и вандализм

Многие люди считают эти термины синонимами. Между тем каждое из них характеризует определенное поведение, имеющее свои специфические черты.

Вандалы далеко не всегда действуют с целью оскорбить кого-то или выразить протест обществу. Мотивы хулигана, в свою очередь, именно такие. Свои действия он совершает из желания пойти против общества. Он нарушает общепринятые нормы, правопорядок, демонстративно оскорбляет или выражает свое пренебрежение к устоям. Наиболее ярким примером считаются фанаты. Они нападают на людей, разрушают, портят или уничтожают общественное или частное имущество.

Хулиганство и вандализм объединяются тем, что оба нарушают порядок. В первом случае противоправные действия направлены преимущественно на других людей. Вандализм же касается в основном имущества.

Одним из ярких отличий между этими деяниями является форма их совершения. Вандалы, как правило, действуют скрыто. Хулиганские действия, в свою очередь, совершаются открыто – человек демонстративно показывает пренебрежение к другим людям или правилам поведения.

Причины вандализма

Проявления такого поведения можно увидеть практически в каждом городе. Взять хотя бы граффити. Но художественные рисунки, не содержащие оскорблений и других запрещенных элементов, вполне можно рассматривать как форму позитивного самовыражения. Что же касается порчи надгробных памятников, фасадов, имущества в общественном транспорте, парках и других публичных местах, то здесь имеет место негативное поведение. Безусловно, должна быть причина для совершения таких действий.

Психологи выделяют разные обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на человека и подтолкнуть его к совершению противоправных действий. К примеру, подростковый вандализм может возникать вследствие:

  • Проблем в семье.
  • Недостаточной развитости позитивных наклонностей и интересов.
  • Стремления к самовыражению любыми доступными способами.
  • Негативного влияния друзей или взрослых. Подростки очень подвержены отрицательному воздействию, вследствие чего у них формируются установки на противоправное поведение.
  • Отсутствия цели в жизни.
  • Нарушения социализации, адаптации в обществе.

Причинами эпатажного вандализма может являться стремление:

  • Самоутвердиться.
  • Противостоять нормам морали и закона потому, что их соблюдают все остальные.

Бытовой вандализм часто становится следствием неприязни к конкретному субъекту. В этом случае гнев и злость виновного направлены не столько на имущество, сколько на его владельца. Достаточно часто противоправные действия совершаются в состоянии опьянения.

В некоторых случаях акты вандализма совершаются с целью скрыть другие преступления, нанести конкретный вред из идеологических соображений (например, противники коммунизма в некоторых зарубежных странах разрушают или портят надгробные памятники советским солдатам). В отдельных случаях причиной противоправных действий является корысть (например, разрушаются чугунные скамейки в парке, чтобы сдать их элементы на металлобазу).

Мотивация

Каждый человек, совершая то или иное действие, чем-то руководствуется. Если говорить о вандализме, то четко определить мотивы преступников достаточно сложно. Каждый виновный руководствуется своими нуждами и потребностями. Между тем считается, что акты вандализма совершаются тогда, когда индивид стремится получить или восстановить контроль над людьми либо ситуацией.

Разные ученые проводят различную классификацию мотивов вандализма. К примеру, С. Коэн выделяет вандализм таких типов:

  • Приобретение. В этом случае человек разрушает одно имущество для завладения другим.
  • Тактика. В такой ситуации индивид совершает акты вандализма для достижения определенной цели.
  • Идеология. В этом случае вандал преследует политическую или социальную цель.
  • Месть. Акты вандализма направлены на причинение вреда субъекту, оскорбившему или обидевшему виновного.
  • Игра. Подростки часто совершают необдуманные действия, считая их игрой.
  • Злость. Вандализм, как выше говорилось, может основываться на личной неприязни к конкретному человеку, зависти, враждебности.

Зачастую противоправные действия совершаются людьми под влиянием идеологической или иной пропаганды. Как правило, такая ситуация имеет место в группах молодых людей, формирующих свою собственную систему правил и стереотипов. В обществе распространено мнение, что подростковый вандализм – нормальное явление. Во многом такой вывод сформировался под влиянием СМИ. Кроме того, существует минимальный возрастной порог ответственности за вандализм по УК. Ст. 214 Кодекса, как и другие уголовные преступления, не распространяется на лиц, не достигших его.

По мнению Д. Кантера, мотивами вандализма являются:

  • Гнев.
  • Эстетическое переживание.
  • Экзистенциальное исследование.
  • Скука.

Факты вандализма указывают на несовершенство социальных структур, ответственных за воспитание нового поколения. Психическое напряжение, проблемы, отсутствие своевременной поддержки являются предпосылками для развития внутренней агрессии. Человек может направить ее как на другого индивида, так и на его имущество.

Распространенные примеры

Чаще всего вандализм проявляется в:

  • Сожжении кнопок, порче стен в лифте.
  • Разрушении скамеек у подъездов и на детских площадках.
  • Нанесении надписей на фасадах административных, общественных, жилых зданий, запрещенных знаков (фашистской символики и пр.).
  • Сбросе памятников с постаментов.
  • Разрезании ножом сидений в автобусе, нанесении нецензурных надписей.
  • Разрушении могил, выкапывании захороненных трупов, уничтожении надгробий.
  • Разбитии фонарей, стекол в сооружениях.
  • Уничтожении церковного имущества.

Вандализм на кладбище

Это особая категория преступлений, требующая пристального внимания правоохранительных структур. Следует сказать, что уголовное законодательство разделяет ответственность за акты вандализма и осквернение мест захоронения.

Родственники умерших приходят на могилы, чтобы почтить их память. Они ухаживают за местом захоронения, ставят цветы, убирают сорняки и мусор. Крайне отрицательное влияние на родственников оказывают действия вандалов, разоряющих могилы, выкапывающих тела, наносящих надписи, оскорбляющие как самих умерших, так и их близких.

Читайте также:
Административное правонарушение - виды, ответственность, примеры

Существуют индивиды, которые используют кладбища как места проведения ритуалов и даже жертвоприношений. Сравнительно недавно большой резонанс вызвали действия одной девушки, убивавшей животных на могилах.

Часто акты вандализма на кладбище совершают подростки в состоянии опьянения. Мотивом может быть стремление самоутвердиться среди сверстников, вызвать расположение к себе со стороны взрослых и пр. Преступными признаются действия, связанные с:

  • Нарушением целостности могил. Речь о повреждении надгробий, раскапывании места захоронения, разрушении гроба и пр.
  • Осквернением тела умершего. Есть такое понятие, как некрофилия. Она предполагает совершение насильственных действий с трупом.
  • Нанесением нецензурных надписей и рисунков на памятники, надгробия.

Наказание

В соответствии со ст. 214 УК РФ, виновным в вандализме может быть назначено одно из наказаний:

  • Денежное взыскание до 40 тыс. р. или равное доходам осужденного за 3 мес.
  • До 3-х мес. ареста.
  • 120-180 ч. обязательных или до 1 г. исправительных работ.

Наказание может быть ужесточено, если действия субъекта обусловлены расовыми, политическими, идеологическими, национальными, религиозными мотивами, ненавистью к определенной социальной группе.

Вандализм как социальная проблема

Законодатель неслучайно отграничил вандализм от прочих противоправных действий. Объективный аспект этого преступления состоит не только в нарушении этических и законодательных норм, но и в причинении существенного материального ущерба.

Актуальность проблемы вандализма в последние несколько лет очень возросла. Это связано с тем, что некоторые неформальные группировки пропагандируют агрессивные формы протеста. Под такое влияние попадает, в первую очередь, молодежь.

Причины массовых всплесков противоправных действий кроются в недостаточной профилактике. Вандализм – социальная проблема, решать которую необходимо совместно с государством.

Большинство юристов сходятся во мнении, что наказание, предусмотренное ст. 214 УК РФ, недостаточно строгое и не соответствует ни характеру преступления, ни тяжести последствий. Исследователи полагают, что санкции за вандализм необходимо ужесточить. Ведь такие акты не только нарушают общественный порядок, но и причиняют зачастую существенный имущественный ущерб. На восстановление внешнего вида зданий и сооружений, памятников, садово-паркового инвентаря, имущества, общественных транспортных средств необходимы большие суммы денег. Специалисты полагают, что возмещение этих затрат должно возлагаться на осужденных. Штраф, предусмотренный в УК за вандализм (около 40 тыс. руб.), не покрывает этих расходов.

Юристы предлагают изменить категорию преступления. В настоящее время вандализм признается деянием небольшой или средней тяжести (в зависимости от наличия квалифицирующих признаков). Юристы считают, что эта категоризация не соответствует степени опасности деяния.

Заключение

По мнению многих исследователей, вандализм можно считать своего рода болезнью общества. Искоренять ее необходимо еще со школьных лет. Каждый человек должен знать нормы и правила, понимать их важность и соблюдать их.

Вандализм – проявление агрессии к обществу, имуществу, конкретным людям. Особое внимание необходимо уделить профилактике преступления. На государственном, региональном, местном уровнях должны быть разработаны программы мероприятий по предупреждению актов вандализма. Населению, в первую очередь молодежи, необходимо объяснять важность проявления патриотизма, уважения к религии, духовным убеждениям, обеспечения сохранности культурно-исторических ценностей.

По мнению экспертов, целесообразно привлекать к восстановлению испорченного или поврежденного имущества самих виновных. Такие меры будут иметь большое воспитательное значение для них. Особенно эффективной является такая мера в отношении подростков. Никому не хочется, чтобы их сверстники видели, как они исправляют то, что сделали. В будущем вряд ли им захочется снова причинить ущерб имуществу.

По действующему законодательству, собственник материальных ценностей, которые были повреждены или испорчены, может подать в суд иск о возмещении затрат на их восстановление. В этом случае нужно предоставить доказательства виновности конкретного субъекта. Кроме того, закон допускает взыскание и морального вреда. К примеру, если было осквернено здание церкви, разрушено или испорчено ее имущество, можно подать в суд требование о компенсации, поскольку указанные действия причинили нравственные страдания прихожанам.

Справедливости ради следует сказать, что в России случаи вандализма фиксируются не так часто, как в других странах. Во многом это связано с тем, что русские люди воспитаны на идеях патриотизма, сплоченности, недопустимости осквернения культурно-исторических ценностей. Люди знают свою историю, чтят героев, с уважением относятся к нормам морали, чувствам верующих, национальным интересам. Это говорит о высокой духовной культуре многонационального народа России.

Возможно, именно поэтому ответственность за вандализм можно назвать мягкой. Если бы случаев его совершения было больше, наказание могло бы быть ужесточено. Примером является терроризм. В связи с участившимися терактами возраст ответственности за них был снижен. Кроме того, были приняты дополнительные меры воздействия на лиц, причастных к такой противоправной деятельности. К примеру, законом в настоящее время предусмотрена возможность лишать террористов или лиц, связанных с ними, российского гражданства.

Понятие акта вандализма, его отличия от других правонарушений

Суть преступления

Вандализм — это осквернение сооружений и зданий, а также умышленная порча имущества и общественного транспорта.

Объектом преступления является общественный порядок. Действия лица, признанного виновным в вандализме, оскорбляют общественную нравственность. Субъект преступление – дееспособное лицо, которому исполнилось четырнадцать лет. Субъективной стороной считается прямой умысел. Это означает, что повреждение общественного имущества, которые были совершенно по неосторожности или в силу определенных обстоятельств, не попадают под определения вандализм. Как следствие, человек их совершивший, не может нести ответственность за свои действия согласно ст. 214 УК РФ .

Под осквернением подразумевается обезображивание, нанесение нецензурных рисунков и слов. Под категорию сооружений попадают все постройки, которые используются для обеспечения жизнедеятельности людей: транспортные остановки, мосты, подземные переходы и т.д. Под категорию зданий попадают все строения, в которых находятся люди.

Под порчу общественного имущества попадают следующие действия:

  • Разбития окон в подъездах, транспорте, общественных учреждениях и т.д.
  • Деформация, которая приводит к невозможности эксплуатации объекта, например повреждение остановки общественного транспорта.
  • Поджог по УК РФ, который привел к порче имущества. Например, подпал содержимого мусорного бака привел к полной непригодности несколько рядом стоящих емкостей и т.д.

Преступление считается совершенным по факту деяния. Было имущество повреждено частично или полностью уничтожено, действия злоумышленника все равно попадают под ст. 214 УК РФ . Размер причиненного ущерба оказывает влияние только на меру наказания.

Читайте также:
Союзное государство России и Белоруссии - кто управляет, какие декларации подписаны

Ответственность за вандализм

  • штрафом в сумме, не превышающей 40000 рублей или трехмесячного дохода подсудимого;
  • обязательными работами на период, не превышающий 360 часов суммарно;
  • исправительными работами на период, не превышающий 12 месяцев (больше о том, какие бывают исправительные работы, читайте );
  • арестом до 3-х месяцев.

При наличии отягощающих обстоятельств, виновные могут понести более суровое наказание. Если вандализм был совершен группой лиц по предварительной договоренности, или преступление имело политические, религиозные, расовые или идеологические мотивы, то наказание может быть следующим:

  • ограничение свободы на период, не превышающий 3-лет;
  • лишение свободы на период, не превышающий 3-лет;
  • принудительные работы на период, не превышающий 3-лет.

О том, к чему может привести акт вандализма, смотрите в данном видео

Отличие вандализма от хулиганства

Схожий состав преступления имеет понятие хулиганство. Так, согласно, ст. 213 УК РФ , хулиганство – это грубое нарушение норм поведения в общественном месте. В статье https://lexconsult.online/6130-administrativnaya-ugolovnaya-otvetstvennost-za-huliganstvo-primery-iz-praktiki можно найти информацию об уголовной ответственности за хулиганство. Отличительные черты хулиганства от вандализма следующие:

  • Хулиганство – этот открытое противопоставление нормам и принципам общественного порядка. Хулиганские действия совершаются в присутствии других людей, в то время как вандализм чаще всего происходит без свидетелей.
  • Хулиганские действия не всегда приводят к порче имущества или размер ущерба минимальный. В то же время ст. 214 УК РФ не может быть применена, если не имело место порча или уничтожение имущества.

Отличие вандализма от порчи имущества

Примеры из практики

Пример №1. Гражданин Иванов, повредил мраморную плиту возле входа в музей, на которой была высечена информация о его основателе. Плита была физически повреждена острым предметом. Деяние было совершено в ночное время суток, на фоне личного конфликта с директором музея. Иванов был признан виновным в совершении вандальных действий и приговорен к исправительным работам на срок шесть месяцев.

Пример №2. Гражданин Петров, находясь в состоянии опьянения, явился на собрание жильцов дома. Он выкрикивал в их адрес нецензурную слова, бросал камни в присутствующих и пытался сломать дверь в подъезд, так как был не согласен с установлением кодового замка. Никто из жильцов дома не пострадал. Петров был признан виновным в совершении хулиганства и понес наказание по ст. 231 УК РФ .

Уголовная ответственность за вандализм — статья 214 УК РФ

У большинства людей вандалы ассоциируются с группой подростков, которые по каким-то своим убеждениям целенаправленно портят имущество, находящееся на улице, в городских зданиях, в общественном транспорте. Многие из нас замечали в парках сломанные лавочки, урны, разрисованные фасады домов и т.д. Подобные действия образуют состав преступления, предусмотренный статьей 214 УК РФ, — вандализм. Какое наказание может быть назначено виновным лицам, как определить признаки именного этого преступления, читайте здесь.

Суть преступления

В Уголовном праве России вандализм как преступление отсутствовал до 1997 года, до тех пор как ответственность за порчу имущества в общественных местах была введена внесенными в кодекс изменениями. По статистике, в России регистрируется ежегодно более 4000 случаев совершения преступлений по ст. 214 УК РФ. Следует отметить, что такие цифры даны без учета нераскрытых и незаявленных происшествий, которых примерно столько же. Отдельные специалисты придерживаются мнения, что довольно высокий процент латентной преступности в данной сфере связан с трудностью определения признаков преступления, столь схожего с другими деяниями.

Вандализм может выражаться в следующих действиях (альтернативно):

  1. осквернение сооружений или зданий.
  2. порча имущества в общественных местах.

Разберемся в этих двух способах совершения преступления подробнее.

Осквернение строений

В уголовно-правовом смысле под сооружением следует понимать любые постройки, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности людей: места остановок транспорта, подземные переходы, памятники истории, мосты, заборы. Даже рекламные стенды считаются сооружением, испортив которое, может наступить уголовная ответственность за вандализм.

Зданием считается любое строение, которое предназначено для нахождения в нем людей в связи с трудовой деятельностью (офисы, производственные предприятия, фирмы), с досугом (кинотеатры, библиотеки, музеи), с оказанием медицинских услуг(поликлиники, больницы, станции скорой помощи и т.д.), с религией (церковь, часовня, места для поклонения).

Что такое осквернение? Специалисты уголовного права утверждают, что осквернить – означает обезобразить, придать неприличный вид, при этом такие действия могут касаться как всего сооружения (здания), так и любой его части.

Обращаясь к практике, справедливым будет отметить, что случаи признания малозначительности действий вандалов, то есть недостаточности для возбуждения уголовного дела, в реальности все же есть. Так, надпись, измеряемая несколькими сантиметрами, практически никогда не влечет возбуждения дела по ст. 214 УК РФ, если она сделана на внешней стороне здания. Но при наличии определенных обстоятельств даже такие маленькие надписи, сделанные внутри помещений, могут быть признаны достаточными для привлечения к уголовной ответственности (например, если подобное совершено в храме, библиотеке мирового значения и т.д.).

Обычно осквернение не влечет последствий в виде дорогостоящего ремонта, ликвидации опасности обрушения здания и т.д. Здесь мотив преступника заключается не столько в причинении крупного ущерба, сколько в противопоставлении своего поведения устоям морали, общественной нравственности. При этом неважно, повлекли ли такие действия ущерб материального характера – с момента нанесения надписи преступление уже считается оконченным.

Чаще всего осквернением признаются надписи на стенах, воротах, заборах. Это могут быть не только непристойные слова, нецензурная брань, но и изображения, символы, обозначающие принадлежность к определенной социальной группе (например, свастика), либо без смысловой нагрузки. Изображения чаще всего делаются с помощью баллонной краски, иногда – с использованием обычной эмульсии, реже – путем иссечения (как в предыдущем примере). В некоторых случаях вандалы наоборот, не наносят надпись, а замазывают имеющуюся.

Для квалификации не имеет значения, каким способом здание было осквернено, но главный признак должен быть подтвержден – объект находится в общественном месте, в пределах видимости относительно других людей. Для определения эстетического вреда объекту может потребоваться экспертиза, которую, как правило, проводят в ходе следствия. Чаще всего это комплексное, с участием нескольких специалистов исследование, в котором могут быть задействованы психологи, лингвисты, специалисты по эстетическому направлению, религии, истории и т.д.

Читайте также:
Внутришкольный учет: основания для постановки и как выйти из списка

Порча имущества в общественном месте

Законодатель отдельно уточняет, что вандализм может проявляться в порче не только недвижимости, но и общественного транспорта. Так, ярким примером вандализма может стать порча сидений в метро, в троллейбусах, намеренная поломка поручней, стоек в трамваях, автобусах, повреждения окон в поездах и т.д.

На практике разграничивают виды транспорта в целях четкого определения признака «общественный». Принято считать, что таковым является пассажирский транспорт, доступный для широкой публики. В эту категорию не попадают школьные автобусы, транспорт по перевозки сотрудников в определенной организации, лимузины для свадеб и т.д.

Имущество может быть повреждено частично или полностью уничтожено – для квалификации преступления по ст. 214 УК РФ это не играет роли, деяние считается оконченным с момента причинения хоть какого-либо вреда. Способ, которым воспользовались злоумышленники, тоже не важен. Так, разрушающие действия могут быть такими:

  • разбитие (например, окон в троллейбусе, электричке);
  • деформация (вмятина на металлическом покрытии автобуса);
  • разрезание (порезы острым предметом сидений в театре);
  • поджог (зажигание мусора в общественных урнах);
  • снос (опрокидывание телефонных будок, уличных биотуалетов).

Размер ущерба таких действий может быть разным, все это учитывается в исковых требованиях, которые может предъявить администрация к виновному, но никак не влияет на квалификацию. Другими словами, если Петров порезал 25 сидений в салоне рейсового автобуса и тем самым причинил вред муниципалитету на сумму более 100000 рублей, или если Иванов порезал одно такое сидение – у обоих будет один и тот же состав преступления – вандализм.

Впрочем, в некоторых случаях порча имущества признается малозначительным деянием и не влечет уголовной ответственности. Чаще всего это может быть при несущественном повреждении малоценного предмета.

И осквернение, и порча имущества в общественных местах совершаются всегда с умыслом. Не может быть признан виновным в вандализме гражданин, который случайно допустил повреждение.

Часто такие виды вандализма, как осквернение строений и порча имущества в общественных местах, совершаются одновременно. В таких ситуациях действия виновного квалифицируются как одно преступление по ст. 214 УК РФ, а объем преступных действий уже влияет на суровость наказания.

Наказание

Ответственность за данное преступление может наступить уже с 14-летнего возраста. Наказание за вандализм может быть таким:

  • штраф до 40000 рублей;
  • обязательные работы до 360 часов;
  • исправителльные работы до 1 года;
  • ограничение или лишение свободы до 3 лет (если преступление совершено группой лиц или по национальному мотиву).

Чаще всего вандалы, преступившие закон впервые, могут отделаться условным сроком или общественными работами. Те, кто постоянно совершают подобные преступления, могут лишиться свободы и быть направлены в колонию-поселение.

Отличие от других преступлений

Ранее мы уже отмечали, что вандализм в некоторых ситуациях трудно отличить от других составов, например:

Отличие от хулиганства

Хулиганство – демонстративное, грубое нарушение общественного порядка, тогда как вандалы действуют обычно ночью, не на виду у общественности. В обоих преступлениях преступники противопоставляют себя обществу, делают определенный вызов обществу, его традициям, привычному укладу. При этом если хулиганство представляет собой открытое противопоставление обществу, то вандализм зачастую совершается скрыто, без привлечения внимания людей, с обязательным причинением вреда имуществу, пусть иногда и незначительного (в то время как ущерб не является обязательным признаком хулиганских действий).

В этот же день возбудили уголовное дело по факту вандализма, поскольку на памятнике Ленину на той же самой площади полицейские обнаружили надписи, выражающие несогласие с направлениями политики в России. Как был установлено в последующем, акт вандализма совершили двое молодых людей, увлекающихся политикой, при этом действовали они в позднее время, когда шествия были окончены и никого на площади не было. Виновные понесли наказание по ст. 214 УПК РФ.

Отличие от порчи имущества

Порча имущества (ст. 167 УК РФ) — за это преступление несет ответственность виновный в причинении ущерба личному имуществу конкретного гражданина, тогда как вандалы повреждают имущество в общественных местах (или на транспорте). Ущерб по ст. 167 УК РФ должен в обязательном порядке превышать 5000 рублей, то есть быть значительным для потерпевшего. Такого требования для наличия состава преступления по ст. 214 УК РФ не требуется, материальный вред может быть даже незначительным.

Поскольку порча имущества по ст. 167 УК РФ может быть совершена по хулиганским мотивам, иногда бывает непросто отличить этот состав преступления от деяния, предусмотренного ст. 214 УК РФ.

Другие отличия
  1. Приведение в негодность транспортных средств (или путей сообщения) – отдельный состав преступления (ст. 267 УК РФ), который на практике применяется крайне редко. Его отличие от вандализма в отсутствии цели нарушить общественный порядок, поскольку виновный имеет умысел на приведение в негодность транспорта. Последствия, наступающие из-за такого преступления, более масштабные по сравнению с действиями вандалов (в некоторых случаях могут происходить катастрофы, влекущие жертвы среди людей).
  2. Повреждение памятников культуры (ст. 243 УК РФ)– очень схожий состав преступления с деянием по ст. 214 УК РФ. Напомним, объектом внимания вандалов могут быть здания или сооружения, тогда как объектами по ст. 243 УК РФ могут быть только скульптуры, произведения живописи, изобретения, входящие в специальный реестр учета согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия». Если экспертами статус объекта определен как памятник культуры, то есть подтверждена его высокая национальная ценность, действия виновного будут расценены как преступление, предусмотренное ст. 243 УК РФ.
  3. Надругательство над телами умерших и местами захоронения – в таких преступлениях виновное лицо, оскверняя могилы или другие места захоронения, нарушает нравственные устои, традиции народа, но не общественный порядок.

Законодателем отдельно предусмотрена ответственность за осквернение объектов, находящихся на кладбище. Так, вандализма в действиях виновного не будет, если предметом осквернения являются надмогильные плиты, скульптурные сооружения в местах захоронения близких, а также архитектурные композиции, посвященные борьбе с фашизмом. В перечисленных случаях ответственность предусматривается отдельными статьями 243 или 244 УК РФ.

Уголовная ответственность за вандализм по статье 214 УК РФ

Практикующий адвокат по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Член коллегги адвокатов г. Москвы. Выиграно более 500 дел. Стаж работы более 10 лет.

Читайте также:
Можно ли бить детей - российские законы и комментарии к ним

Последнее обновление – Март 2021

Согласно ст. 214 УК РФ, вандализм – поведение человека, направленное на разрушение, осквернение и порчу зданий, сооружений, а также общественного транспорта. Опасно такое поведение нарушением социального уклада и спокойствия, а также причинением вещественного ущерба гражданам и государству.

  1. Состав преступления
  2. Мотивы вандализма
  3. Наказание за вандализм
  4. Наказание за вандализм для несовершеннолетних
  5. Наказание для подростков с 14 до 18 лет
  6. Наказание для детей до 14 лет
  7. Срок давности
  8. Вандализм на кладбище
  9. Как писать заявление о вандализме и куда его подавать
  10. Отличие вандализма от хулиганства
  11. Заключение

Состав преступления

Вандализм, как любое преступление, складывается из четырех признаков, называемых его составом. При отсутствии хотя бы одного из них привлечь к ответственности по ст. 214 УК РФ нельзя.

Объект – область общественных отношений, которой причиняет вред преступление. В данном случае это общественный порядок и нравственность. В качестве дополнительного объекта можно выделить вопросы частной и государственной собственности.

Объективная сторона – то есть сами действия, направленные на совершение преступления. Для привлечения к уголовной ответственности за вандализм, такими действиями должны быть:

  • Осквернение зданий, других сооружений, независимо от того, кому они принадлежат – государству (здания госучреждений) или находятся в частной собственности граждан или организаций (дома, строения и т. д.). Под осквернением понимают нанесение на эти объекты надписей (фраз, слов, стихов, текстов и т. д.), рисунков неприличного содержания и смысла, противоречащих основам общественной нравственности.
  • Порча (наружное повреждение) имущества на общественном транспорте (поручней, сидений, обшивки и т. д.) и прочих общественных местах (остановках транспорта, станциях метро, театрах, цирках и т. д.).

В процессе акта вандализма совершаются действия, направленные исключительно на порчу и осквернение сооружений, зданий, имущества в общественном транспорте и прочих общественных местах. То есть только отрицательное, аморальное поведение.

Нанесение рисунков положительного характера (животных, птиц и т. д.), а также перемещение объектов без нарушения их целостности не расценивается, как вандализм.

Субъект – тот, кто может привлекаться к ответственности. Обвиненным в этом преступлении может быть физическое лицо, достигшее возраста 14 лет. Важным условием привлечения к ответственности является психическая вменяемость и соответствие физического и умственного развития. Наказание следует только в том случае, если будет установлено, что человек полностью осознает характер своих поступков.

Субъективная сторона – внутреннее, «личное» отношение преступника к совершаемому им акту. Вандализм совершается только с прямым умыслом, когда лицо понимает негативный характер своего поступка, предвидит наступление отрицательных последствий.

Мотивы вандализма

Законодатель не определяет четкого перечня мотивов рассматриваемого деяния, поскольку у каждого преступника они свои. Наиболее часто встречаются хулиганские побуждения, когда вандалы бросают вызов обществу, показывают пренебрежительное отношение к его устоям и правилам, противопоставляют себя им. То есть целью совершения вандализма, можно сказать, является не конкретно порча имущества, не конкретного имущества и не конкретного его владельца, а вызов обществу в целом.

Ниже приведен перечень дополнительных обстоятельств, побуждающих граждан к отрицательному поведению. Итак, это может быть:

  • Идеологические, социальные, политические побуждения – порча памятников Великой Отечественной Войны, осквернение иноверческих храмов и т. п. В этом случае нарушитель пытается придать своему поступку как можно большую огласку.
  • Месть. В этом случае порча вещей выступает в качестве отложенного ответа на какое-либо действие, которое пострадавшая сторона ранее совершила по отношению к разрушителю.
  • Игра и скука. Такие мотивы более всего свойственны детям и подросткам, ничем не занятым и находящимся без родительского присмотра.

Наказание за вандализм

Меры ответственности за рассматриваемое деяние предусмотрены в ст. 214 УК РФ.

Для «простого» вандализма по ч. 1 ст. 214, то есть не отягощенного квалифицирующими признаками, перечень возможных видов наказания выглядит следующим образом:

  1. Штраф до 40 000 руб. или дохода осужденного, полученного в течение 3 месяцев.
  2. Обязательные работы на срок до 360 часов.
  3. Исправительные работы до 12 месяцев.
  4. Арест может составлять до 90 дней.

Ч. 2 ст. 214 УК РФ содержит квалифицирующие (отягчающие) признаки. К ним относится совершение вандализма:

  • группой лиц;
  • по причине политической, идеологической, религиозной, расовой, национальной, социальной ненависти или вражды.

При наличии этих обстоятельств последует более строгое наказание:

  1. Ограничение свободы до 3 лет.
  2. Принудительные работы или помещение в места лишения свободы на этот же срок.

Наказание за вандализм для несовершеннолетних

Ст. 88 УК РФ содержит перечень наказаний, которые могут применяться к несовершеннолетним. Ее нормы налагают ограничения на наказание за вандализм по ст. 214 УК РФ.

Наказание для подростков с 14 до 18 лет

Так к подросткам (с 14 до 18 лет), впервые совершившим акт вандализма без отягчающих признаков, арест, лишение свободы и принудительные работы не применяются, а обязательные работы ограничены 160 часами.

Чаще всего вандалами становятся молодые люди. Как правило, это подростки, живущие в неблагополучных семьях и имеющие проблемы в общении со сверстниками. В силу юного возраста и пробелов в воспитании они легко поддаются отрицательному влиянию.

Именно юность, а точнее психическая незрелость, характерная для нее, часто рассматривается как смягчающее обстоятельство. Поэтому подросткам, уличенным в вандализме, назначаются более мягкие меры наказания.

Важно! Уголовные дела, открытые в отношении юных вандалов, редко заканчиваются приговором суда и реальным наказанием. Оно имеет место в крайних случаях, когда акты девиантного поведения вызывают большой общественный резонанс.

В этих случаях несовершеннолетние привлекаются к ответственности в виде штрафа или исправительных работ. Также подростки-вандалы могут быть подвергнуты принудительным мерам воспитательного воздействия (ст. 90, 91 УК РФ):

  • передача под родительский надзор;
  • выговор или предупреждение;
  • ограничение досуга и т. д.

Что касается выплаты штрафа, то он может взыскиваться с родителей или опекунов юных вандалов только по решению суда и с их согласия.

Наказание для детей до 14 лет

В тех же случаях, когда в вандализме обвиняются лица в возрасте до 14 лет, следователи выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Преступник не достиг общего порога уголовной ответственности, а значит, не может быть признан таковым.

Читайте также:
Внутришкольный учет: основания для постановки и как выйти из списка

Однако даже столь юные нарушители не остаются безнаказанными. Их ставят на соответствующий учет в школе и отделе по делам несовершеннолетних. В дальнейшем они находятся под пристальным вниманием уполномоченных инспекторов (полиции, социальных служб) и педагогов.

Такие дети могут быть помещены в специализированные учебно-воспитательные учреждения открытого (с согласия родителей или заменяющих их лиц н основании решения комиссии по делам несовершеннолетних) или закрытого (по постановлению суда) типа.

Срок давности

Срок давности – это временной отрезок, по завершении которого к лицу, совершившему преступление, уже не применяется уголовная ответственность. Длительность этого отрезка определяется тяжестью деяния. Так, вандализм относится к категории нетяжких преступлений, и срок давности по ним составляет – 2 года со дня совершения.

Вандализм на кладбище

Ст. 244 можно назвать частным случаем вандализма. Для указанного в ней деяния характерны действия, оскорбляющие общественную нравственность – осквернение, надругательство, уничтожение, повреждение. Но они совершаются в отношении строго ограниченных предметов и в местах, указанных в статье, которыми являются:

  • кладбищенские здания для ритуалов по погребению и поминовению усопших;
  • надмогильные сооружения;
  • места захоронения;
  • тела умерших.

Наказание за «вандализм на кладбище» по ч.1 ст. 244 УК РФ без отягчающих обстоятельств предусматривает штраф до 40 000 руб. или в размере дохода виннового лица, полученного за период до 3 месяцев, либо обязательные работы до 360 часов. В качестве альтернативы данным санкциям могут быть назначены также исправительные работы до 12 месяцев или арест до 90 дней.

Часть 2 указанной статьи предусматривает осуществление противоправных действий с отягчающими признаками:

  1. Группой лиц по заблаговременному соглашению или без такового.
  2. Организованной группой.
  3. По основаниям нетерпимости на почве вероисповедания, политических убеждений, национальной принадлежности.
  4. В отношении объектов и захоронений, связанных с борьбой с фашизмом.
  5. С применением физического принуждения третьих лиц или обещанием его применения.

При наличии хотя бы одного из указанных элементов деяние наказывается лишением свободы до 5 лет, принудительными работами на этот же срок, ограничением свободы до 3 лет или арестом от 90 до 180 дней.

Как писать заявление о вандализме и куда его подавать

Об акте вандализма сообщают не только лично или по телефону, но и посредством заявления. К форме и содержанию этого документа закон не предъявляет строгих требований. Он составляется с учетом общих правил официального документооборота. Бланк должен иметь «шапку», куда вносятся:

  • наименование уполномоченного органа;
  • ФИО обратившегося и его адрес;
  • паспортные данные;
  • дата рождения;
  • контактные данные.

В описательной части отражается суть дела – время и место обнаружения следов вандализма и их характер. Желательно указать, какое отношение автор имеет к пострадавшему предмету (собственник, очевидец и т. п.). В завершении обязательно ставится дата составления и подпись. Можно также приложить фотографии с места происшествия.

Заявление подается в отдел полиции, расположенный в том же районе, где совершено преступление. Срок его рассмотрения в зависимости от конкретных обстоятельств может составить от 3 до 30 суток.

Обращение, поступившее без соблюдения правил подследственности передается для рассмотрения в уполномоченный орган для принятия дальнейшего процессуального решения.

Если в ходе предварительной проверки будут выявлены признаки вандализма, выносится постановление о возбуждении уголовного дела. Затем проводится его расследование и дело передается в суд. При отсутствии состава преступления уголовное дело не возбуждается.

Проведением проверок по сообщениям о вандализме и расследованием дел о нем занимаются дознаватели полиции. Это актуально как для ст. 214, так и для ст. 244 УК РФ.

Отличие вандализма от хулиганства

Вандализм отождествляют с хулиганством (ст. 213 УК РФ), поскольку эти два деяния имеют общие черты – и вандализм, и хулиганство направлены на нарушение общественного порядка. Также они затрагивают отношения в сфере охраны собственности.

Отграничение вандализма от хулиганства проводят по внешним проявлениям и конкретным характеристикам хулиганов и вандалов. Так за хулиганство привлекаются лица с 16, за вандализм – с 14.

Для хулиганства свойственны действия, выражающие открытое пренебрежение общественной моралью – бесчинство, приставание к прохожим, унизительные выкрики, угрозы применить насилие, совершение опасных действий и т. п. Поведение хулигана всегда имеет демонстративный характер. Что касается актов вандализма, то нередко они совершаются тайно, без присутствия свидетелей. Хотя скрытное поведение для вандалов не является постоянной нормой.

Некоторые признаки вандализма также аналогичны признакам деяний, предусмотренных другими статьями УК РФ:

  • 167 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»;
  • 212 «Массовые беспорядки»;
  • 243 «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»;
  • 244 «Надругательство над телами умерших местами их захоронения»;
  • 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения».

Внешняя схожесть данных видов преступлений становится частой причиной путаницы в процессе квалификации.

Заключение

Вандализм следует рассматривать комплексно – как преступное деяние и как социальное явление. В связи с этим борьба с ним будет успешной не только при эффективной работе следственных и судебных органов, но и при создании адекватных мер предупреждения.

Практикующий адвокат по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Член коллегги адвокатов г. Москвы. Выиграно более 500 дел. Стаж работы более 10 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: