Можно ли бить детей – российские законы и комментарии к ним

Имеют ли право родители бить своих детей?

Содержание:

Специального закона, который разъясняет, имеют ли право родители использовать «физические» методы для воспитания своего ребенка, в российском законодательстве не существует. При этом статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации вменяет в обязанность родителям заботится о физическом здоровье своего ребенка.

В уголовном праве ситуация, когда человека бьют, квалифицируется как нанесение побоев либо нанесение вреда здоровью, а также истязание.

За каждое подобное деяние полагается уголовное наказание. Совершение подобных действий родителями в отношении детей является отягчающим обстоятельством преступления.

В современных реалиях в процесс воспитания ребенка довольно часто вмешивается вездесущая опека. Родителей могут обвинять в том, что они воспитывают своего ребенка ненадлежащим образом, плохо о нем заботятся, бьют.

В этой ситуации родителям может помочь адвокат, занимающийся взаимодействием с органами опеки.

Нет времени читать статью?

Нанесение побоев ребенку

Самой легкой ситуацией являются побои, которые, согласно статье 116 Уголовного кодекса, квалифицируются как «насильственные действия, которые причинили физическую боль, но не имели последствий даже в виде легкого вреда здоровью».

А теперь расшифровываем, какое отношение это все имеет к родителям и их детям. Трактовка понятия «физическая боль, не имевшая последствий для здоровья» может быть довольно широкой.

Поскольку не указывается, насколько сильными могут быть болевые ощущения, то шлепок по попе или попытка удержать ребенка, дернув его за руку, при желании могут быть отнесены к побоям.

На практике для открытия дела необходимо, чтобы ребенок заявил о таких «побоях», причиняемых своими родителями. Для этого он может обратиться либо к участковому полицейскому, либо по телефону в местные органы опеки. Подобный сигнал могут подать родственники и соседи.

В связи с этим родители боятся, что ребенок, обидевшись на шлепок, может заявить в полицию. А дети, которые любят манипулировать своими родителями, могут заявить о побоях, даже если шлепка и не было.

Когда встает вопрос о нанесении мамой или папой побоев своему ребенку, органы дознания, как правило, требуют предъявить синяки, царапины или другие физические следы насилия.

Проблема заключается в том, что у большинства детей есть синяки или ссадины, как результат их физической активности, а вовсе не насильственных действий. И выявить, как именно они появились, не представляется возможным. В случае сомнений полиция и опека встает на сторону ребенка.

За первый случай нанесения побоев своему ребенку родителя привлекут к административной ответственности по статье 6.1.1. Это чревато штрафом от 5 до 30 тыс. рублей, арестом на 10–15 суток или общественными работами в течение 120 часов. За второй случай полагается уголовное наказание до 2 лет тюрьмы. Кроме этого, опека может рассмотреть вопрос о лишении родительских прав.

Нанесение вреда здоровью ребенка

В предыдущем параграфе мы рассматривали вариант, когда ребенка били, но не нанесли вреда здоровью. И если вариант с побоями может различную подоплеку, в том числе, оговор детьми своих родственников или интриги «бдительных» соседей, то нанесение родителями вреда здоровью детям однозначно является серьезным преступлением.

Вред здоровью, согласно статьям 115, 112, и 111 УК РФ, подразделяется на легкий, средней тяжести и тяжелый. Легкий вред здоровью человека нанесли, если его у него зафиксирована стойкая, но не долговременная потеря трудоспособности.

Фактом, подтверждающим легкий вред здоровью, являются ушибы головы, мягких тканей, конечностей. За такое полагается штраф до 40 000 рублей, обязательные работы или арест до 3 месяцев.

Читайте также:
Место прокуратуры в системе государственных органов РФ ℹ понятие, структура, роль органа управления в механизме государства, направления, цели и задачи

Вредом средней тяжести считается длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть. Если описывать повреждения, которые считаются вредом средней тяжести, то к ним относят:

  • трещины и переломы мелких костей,
  • вывихи мелких суставов,
  • потерю большого пальца руки,
  • удаление части почки и т.п.

За такой вред полагается ограничение свободы на срок от 1 до 3 лет, общественные работы или тюремное заключение сроком от 6 месяцев до 3 лет. Если это преступление совершил родитель в отношении малолетних детей, то судья имеет право посчитать этот факт отягчающим обстоятельством и дать обвиняемому реальный тюремный срок.

Тяжелым вредом здоровью признается ситуация, когда потерпевший в результате действий обвиняемого некоторое время находился в состоянии, опасном для жизни, или потерял зрение, речь, слух либо какой-либо орган. В эту же категорию попадает утрата органом своих функций.

Это преступление наказывается тюремным заключением сроком до 8 лет. Преступление родителя против своих малолетних детей, как и в предыдущем случае, является отягчающим обстоятельством. Кроме того, такого родителя опека лишит родительских прав, чтобы после освобождения он уже не смог навредить своим детям.

Таким образом, мы можем однозначно заявить, что ответ на вопрос «имеют ли право родители бить своих детей» — нет. Даже шлепнуть по попе в воспитательных целях. Более того, дети могут реализовать свое право пожаловаться на родственников, которые наносят им побои.

Некоторые дети могут шантажировать отца и мать этим правом, даже если факт побоев выдуман. Если ваш ребенок решил заняться подобными манипуляциями, то стоит объяснить ему, что возможным последствием для него будет переезд в детдом.

Если же вы выяснили, что ваши соседи наносят побои ребенку, то немедленно сообщайте в опеку, используя кодовую фразу «дети в опасности».

Жестокое обращение с несовершеннолетними в контексте ст. 156 УК РФ (Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего)

Жизнь весьма многогранна: в ней и счастливые моменты и печальные. Наиболее остро жизненные ситуации переживаются детьми — наиболее уязвимыми членами общества, которым только предстоит занять свое место в социуме. Нельзя исключить существование людей, способных допустить преступную жестокость к ребенку, в силу его слабости. Жестокое обращение, сопряженное с невыполнением обязанностей по воспитанию ребенка запрещено Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания, то есть является преступлением. Но тут возникает вопрос, как же определить, является ли обращение жестоким, есть ли исчерпывающий перечень действий (бездействия) в рамках такого обращения, с какого момента обращение достигает уровня жестокости? Попробуем разобраться.

Жестокое обращение — это оценочное понятие, то есть оно не может быть подробно детализировано в законе. Использование в законоположении оценочных понятий, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не свидетельствует о неопределенности содержания правовых норм: разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к “бесчеловечному обращению” относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Читайте также:
Административное правонарушение - виды, ответственность, примеры

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей, систематическом нанесении побоев). К жестокому обращению при определенных условиях можно отнести лишение ребенка пищи либо кормление непригодными к приему в пищу продуктами, отказ от госпитализации ребенка длительное время нуждающегося в медицинском уходе, длительное оставление беспомощного ребенка в опасном для здоровье состоянии (голод, плач).

Вместе с тем уголовно-наказуемое жестокое обращение с ребенком может иметь место только с умышленной формой вины. Случай: несовершеннолетний нарушает порядок в классе, бросается бумажками, на замечания педагога не реагирует, препятствует проведению урока и обучению остальных учеников, нецензурно выражается. Противоправное поведение ученика, нарушающее образовательный процесс и порядок в классе, педагог обязан пресечь, поскольку остальные ученики не имеют возможности реализовать свое право на образование. При таких обстоятельствах учитываются особенности ситуации, вызвавшей ответную реакцию педагога, а также порядок его действий: намерение пресечь неправомерное поведение несовершеннолетнего может исключить преступность действий в отношении несовершеннолетнего.

Также Уголовный кодекс Российской Федерации отрицает преступность деяния, хотя формально и содержащего признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности. Например, применение в отношении ребенка ремня является ненадлежащим способом воспитания и нарушает права ребенка, но в силу малозначительности — зачастую, не является преступлением.

Ребенок — это такой же субъект правоотношений, как и взрослый. Он вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Государство должно оберегать ребенка от негативных воздействий. Если ребенок испытывает страх, ему причиняется боль – это недосмотр взрослых, ответственных за благополучие ребенка. Нельзя скрывать и терпеть такие факты: о них нужно рассказывать родителям, учителям, полицейским.

Подготовлено с использованием материалов судебной практики.

Свершилось: Путин и Лукашенко договорились о создании Союзного государства

9 сентября 2021 23:40

В четверг прошли переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко. Президенты решали судьбу Союзного государства — либо интеграционный проект продолжил бы буксовать дальше, либо получилось бы окончательно договориться по всем 28 дорожным картам. До самого конца, когда главы государств вышли к журналистам и рассказали об итогах, не было ясно, что же нас ждет.

Теперь известно — Союзному государству быть.

– Сегодня хотел бы с удовлетворением отметить, что согласованы все двадцать восемь программ. Завтра имеется в виду одобрить их на заседании Совета министров Союзного государства в Минске, после чего они будут вынесены на утверждение Высшего Государственного Совета Союзного государства, заседание которого планируется провести до конца текущего года, – объявил Путин.

О ЧЕМ ДОГОВОРИЛИСЬ ПОЛИТИКИ

1. Общие правила взимания косвенных налогов, чтобы «была видна структура цены товара». О чем речь: сейчас товар может быть импортировал и через российскую, и через белорусскую границу. Пошлины и налоги в бюджет должны уплачиваться в конце, когда товар будет продан конечному покупателю. Но из-за несовершенства системы до сих пор честного разделения финансов нет. То одна, то другая страна оставляет себе больше. Теперь такой проблемы не будет — это важно для интеграции экономик обоих стран.

2. В рамках Союзного государства появится общее платежное пространство, планируется интеграция платежных систем. Это позволит властям лучше бороться с отмыванием денег и киберпреступностью. А в перспективе жители России и Белоруссии смогут пользоваться банковскими услугами в обоих странах без всяких трансграничных ограничений.

Читайте также:
Административные наказания ℹ понятие, виды, общая характеристика и классификация, основные меры и санкции, функции и цели назначения

Россия и Белоруссия планируют создать общее платежное пространство

3. В Союзном государстве появится единый рынок энергоносителей. «Предусмотрено заключение договора об объединении рынков нефти и нефтепродуктов, а также договора о едином рынке электроэнергии», – рассказал Путин.

Путин заявил, что цена на газ в следующем году для Белоруссии останется на уровне 2021

Это поможет Минску обойти санкции. Если нефтепродукты будут поступать на единый союзный рынок, то в случае продажи их в Европу невозможно будет отделить белорусскую часть, а значит и использовать торговые ограничения.

4. Цена на газ для Белоруссии в 2022 году останется такой же, как в 2021-м.

– 128 долларов за 1000 кубов для Белоруссии, это при том, что в Европе платят 650 долларов за 1000 кубометров газа. Мы даже на инфляцию не индексируем цену. Потом будут общие подходы на рынке, – заметил российский президент.

5. Снимаются все коронавирусные ограничения на полеты между Россией и Белоруссией.

Россия снимет все ограничения по авиасообщению с Белоруссией

ПОЧЕМУ ТАК ДОЛГО?

Первые документы о создании Союзного государства были подписаны еще в 1999 году. Путин рассказал, почему только сейчас получилось договорится по всем вопросам.

– Одна сторона считала, что достаточно на правительственном уровне принять несколько оперативных решений. Другая — что нужны более фундаментальные решения, – пояснил глава России.

Как показала практика, без фундамента Союзное государство не построить. Вот им-то столько лет и занимались. «Мы договорились об общей макроэкономической политике», – пояснил Путин.

– С крыши строить дом мы отказались давно, – пошутил Лукашенко.

Кстати, белорусский президент вскользь прошел и по объединению двух стран. “За нами не заржавеет. главное, чтобы этого хотели оба народа. Придет время – созреете, за нами дело не станет”, – добавил Лукашенко.

ЖДАТЬ ЛИ ЕДИНУЮ ВАЛЮТУ

Судя по всему, в обозримом будущем – нет.

– Вопрос не в том, что Путин или Лукашенко тормозят эти процессы. Когда мы изучали эту проблему, тогда Центробанк России и наш Национальный банк попросили к этому вопросу пока не подходить. Они заявили, что наши страны к этому пока не готовы. Мы, услышав это, отложили эту проблему в сторону, но это не значит, что мы к ней не вернемся, – объяснил Лукашенко.

Путин: Общий объем кредитов Белоруссии до конца 2022 года составит около 630 миллионов долларов

МИГРАЦИЯ В ЕВРОПУ

Президенты рассказали, что европейцы под угрозой оружия отказываются принимать афганцев, бегущих в ЕС через Белоруссию. При этом договариваться пытаются с Путиным.

– Вы хотите прояснить вопрос, хотите по-настоящему решать? Ну обратитесь к белорусским властям на любом уровне и решайте проблему с соседним государством, – заметил Лукашенко.

Путин подтвердил, что Россия не будет вмешиваться в положение на границе Белоруссии и Литвы.

– Вот все хотят и разговаривают напрямую с движением Талибан (запрещено в РФ), хотя оно занесено в список террористических организаций в ООН. Но тем не менее говорят, что Талибан контролирует территорию и надо с ним разговаривать. Александр Григорьевич пришел к власти не в результате вооруженной борьбы, а путем голосования. Идите и разговаривайте с властями Белоруссии. Что вы с нами-то разговариваете? – резонно озадачился Путин.

Читайте также:
Как проходят выборы в России, как подсчитывают голоса

В конце глава России заметил, что со стороны европейцев «бесчестно» не пускать к себе афганцев, которые 20 лет с ними сотрудничали.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Власти впервые раскрыли 28 пунктов соглашения об интеграции с Белоруссией

Правительство опубликовало информацию обо всех 28 союзных программах по интеграции России и Белоруссии. Они одобрены сегодня в Минске на заседании Совета министров Союзного государства, говорится в сообщении. Ранее официального полного списка этих программ не было.

Стороны, в частности, собираются работать над «сближением» и «гармонизацией» в макроэкономической, денежно-кредитной, промышленной политике, налоговом законодательстве, сформировать единые рынки нефти, газа и электроэнергии. Интеграционные шаги в этих направлениях предусматривал подписанный еще в 1999 году Договор о создании Союзного государства, но пока из мер, заложенных в тот документ, реализовалось только единое таможенное пространство и зона свободной торговли.

«Главы правительств отмечают, что позитивному развитию Союзного государства, укреплению национальных экономик, решению жизненно важных для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь социальных задач препятствуют деструктивные, противоречащие международному праву действия ряда западных государств и структур. В этой связи согласованы совместные действия в условиях применения нелегитимных экономических санкций в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь», — говорится в сообщении.

О чем договорились

Финансы

До декабря 2022 года российский и белорусский центробанки должны будут заключить соглашение о принципах и механизмах гармонизации денежно-кредитной политики. Это должно будет создать «схожие финансовые условия» в экономиках двух стран, а также сформировать «сопоставимый, устойчиво низкий уровень инфляции» в России и Белоруссии. Коснется интеграция и регуляторных вопросов — в частности, на рынках лизинга и микрофинансовых организаций. Москва и Минск будут сближать законодательство по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (об этом уже договорились российский и белорусский ЦБ). Кроме того, страны должны будут гармонизировать правила открытия счетов в иностранных банках, проведения валютных операций и репатриации валютной выручки.

Инвесторы и потребители финансовых услуг в России и Белоруссии должны будут получать «равный объем защиты прав» (пока стороны договорились лишь о «выработке предложений по гармонизации законодательства» в этом направлении). Также предусматривается взаимный допуск банковских и страховых организаций на финансовые рынки двух стран (сроки не указаны).

Россия и Белоруссия собираются «развивать сотрудничество» по вопросам быстрых платежей, передачи финансовых сообщений и надзора за участниками платежного рынка. Наконец, стороны должны будут создать условия для «обращения сопоставимой консолидированной финансовой отчетности» российских и белорусских компаний.

Налоги

Страны собираются создать новый орган — Комитет Союзного государства по налоговым вопросам, который будет носить консультативный характер. Между Россией и Белоруссией будут заключены договоры об общих принципах налогообложения по косвенным налогам (самый крупный из этой группы налогов с точки зрения бюджетных поступлений — налог на добавленную стоимость). Речь идет о создании «интегрированной системы администрирования» косвенных налогов, уточняется в совместном сообщении правительств. Сроки, когда такие документы могут быть подписаны, не названы. В опубликованном сообщении ничего не говорится о том, коснутся ли интеграционные процессы прямых налогов и будет ли введен единый налоговый кодекс, принятие которого ранее обсуждалось.

Читайте также:
Дееспособность несовершеннолетних граждан ℹ понятие, виды, признаки, частичная или неполная реализация прав и обязанностей, особенности ограничений, примеры

Газ, нефть, энергетика

К июлю следующего года Россия и Белоруссия должны будут договориться о том, как будет работать объединенный газовый рынок двух стран. Решение о сроках и принципах его внедрения должно быть принято до 1 декабря 2023 года. В 2022 году Москва и Минск будут координировать действия по формированию цен на газ для Белоруссии. Россия и Белоруссия также должны будут подписать договоры о формировании единых рынков электроэнергии, нефти и нефтепродуктов.

Согласно уже существующим договоренностям в Евразийском экономическом союзе (кроме России и Белоруссии туда входят Казахстан, Киргизия и Армения), договор о единых нефтегазовом и энергетическом рынках планируется подписать в 2022 году, а в 2025 году — запустить общий рынок газа пяти государств.

Госзакупки и конкуренция

Участники госзакупок в России смогут использовать банковские гарантии, выданные белорусскими банками. Ограничения доступа к госзакупкам для белорусских предприятий планируется снять, доступ к госзаказу и госзакупкам для компаний из двух стран должен стать равным, подчеркивается в сообщении правительств. До сих пор белорусские компании получают временные разрешения на участие в российских госзакупках.

В сфере антимонопольного законодательства страны заключат межправительственное соглашение, в котором будут определены единые правила конкуренции и полномочия регулирующих органов, в том числе в части проверок.

Транспорт

Для российских и белорусских самолетов установят равные тарифы на услуги аэропортов и аэронавигации. Унифицировать собираются и тарифное регулирование в железнодорожном транспорте. Суда под российским и белорусским флагами во внутренних водах будут плавать по единым правилам.

Телеком и ИТ

Роуминг для телефонной связи на территории России и Белоруссии планируется отменить. Также предполагается сделать возможным предоставление госуслуг в электронной форме для граждан двух стран и «гармонизировать» использование электронных документов и электронных подписей.

Потребрынки

До 31 декабря Россия и Белоруссия заключат соглашение о единых правилах в сфере защиты прав потребителей. Также будут приняты единые требования в сфере регулирования торговли и общественного питания. Страны должны будут взаимно признать средства идентификации для товаров, подлежащих обязательной маркировке. Сейчас маркировке подлежат, в частности, лекарства, обувь, табак, парфюмерия, кожаная одежда и т.д.

В отдельную программу выделена «унификация законодательства в сфере туристской деятельности». Речь идет в том числе об унификации правил финансовой ответственности туроператоров перед клиентами и защите прав туристов.

«Если будет реализовано то, что прописано в союзных программах, то это будет довольно глубокая степень интеграции — по отдельным вопросам даже глубже, чем в Евросоюзе. Другое дело, что из-за непрозрачности процесса некоторые ждали чего-то звонкого и политического, а именно: признание Минском Крыма, перехода завтра на единую валюту, создания единого парламента и правительства и т.д. Этот перечень можно уже назвать политическими мемами российско-белорусских отношений, потому что они интересно звучат, но оторваны от реальности», — сказал РБК Сергей Рекеда, доцент базовой кафедры евразийской экономической интеграции ИПиНБ РАНХиГС.

Читайте также:
Конституция РФ ✒ определение, история создания и особенности принятия правового акта, основные положения и структура последней редакции, принципы, ограничения

«Реальность такова, что, например, чтобы единая валюта не нанесла ущерб нашим экономикам, необходима синхронизация экономик, денежно-кредитной политики, налоговой политики и т.д. То есть нужно ровно то, о чем договорились в рамках 28 союзных программ. Поэтому договоренности серьезные, многообещающие», — продолжает он. Главный вопрос, говорит Рекеда, в том, что не заложено механизмов контроля за их реализацией. «Хорошо, что сейчас у президентов есть политическая воля углублять интеграцию, а если завтра фокус проблем сместится? Поэтому основная проблема видится не в уровне договоренностей, а в том, чтобы теперь не оставить их на бумаге», — резюмирует эксперт.

История интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 сентября 2019 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что программа экономической интеграции РФ и Белоруссии должна быть представлена президентам двух стран до конца текущего года. Газета “Коммерсантъ” сообщила, что этот документ, согласованный премьерами двух стран Дмитрием Медведевым и Сергеем Румасом, предполагает, в частности, возможность перехода на единые Налоговый и Гражданский кодексы, общий внешнеторговый режим, а также к единому регулятору рынков нефти, газа и электроэнергии.

ТАСС – об интеграции двух государств.

Образование Союзного государства

Создание условий интеграции России и Белоруссии началось с подписания 21 февраля 1995 года в Минске двустороннего договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Документ предусматривал создание условий для формирования единого экономического пространства, координации финансовой, таможенной политики, а также открытость границ и ликвидацию пограничного контроля. Спустя год, 2 апреля 1996 года президенты двух стран подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, который предполагал формирование единого экономического пространства, постепенный переход к единому законодательству. Стороны также договорились согласовывать свою внешнюю политику, вопросы обеспечения безопасности, борьбы с преступностью, охраны государственных границ. 2 апреля 1997 года Сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии. В декабре 1998 года президенты двух стран подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Белоруссии, а также Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования государств-союзников.

8 декабря 1999 года главами России и Белоруссии Борисом Ельциным и Александром Лукашенко был подписан Договор о создании Союзного государства (вступил в силу 26 января 2000 года после ратификации парламентами двух стран). Руководящими органами Союзного государства стали Высший государственный совет и Совет министров, законодательным органом интеграционного объединения – Парламентское собрание. В будущем, согласно Договору о создании Союзного государства, на смену Парламентскому собранию должен прийти Парламент Союзного государства.

К настоящему времени договорно-правовая база российско-белорусского сотрудничества насчитывает около 200 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. С 2002 года на разных уровнях обсуждается вопрос о принятии Конституционного акта Союзного государства, который должен определить государственное устройство и правовую систему интеграционного объединения. Акт станет промежуточным документом между Договором о создании Союзного государства и его конституцией.

Экономическое сотрудничество двух стран развивается в рамках Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). К настоящему времени созданы единое таможенное пространство и зона свободной торговли. Как ожидается, с 2025 года заработает общий рынок энергоносителей.

Дальнейшие шаги по интеграции

В декабре 2018 года президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко приняли решение о создании межправительственной рабочей группы по развитию интеграции. С российской стороны ее возглавил министр экономического развития Максим Орешкин, с белорусской – министр экономики Дмитрий Крутой.

Читайте также:
Вандализм: определение, примеры из реальной жизни, отличие от хулиганства, наказание

В конце июня 2019 года премьер-министр Белоруссии Сергей Румас сообщил по итогам встречи с председателем правительства России Дмитрием Медведевым, что Минск и Москва должны к ноябрю согласовать все интеграционные дорожные карты, а декабрю представить программу по интеграции.

18 июля президенты двух стран в ходе форума регионов России и Белоруссии в Санкт-Петербурге обменялись предложениями относительно интеграции и поручили правительствам в ближайшее время их отработать. Оба президента рассчитывают, что стратегия действий будет подготовлена и все спорные вопросы решены к 8 декабря, к 20-й годовщине Союзного договора.

В августе руководитель межправительственной рабочей группы по развитию интеграции с российской стороны Максим Орешкин заявлял, что практически все принципиальные разногласия по вопросу интеграции двух стран сняты.

В соответствии с программой углубления интеграции в рамках Союзного государства, к 1 ноября 2019 года должны быть подготовлены 28 дорожных карт, которые будут предусматривать перечень мер по созданию общих рынков в различных отраслях экономики. В 2020 году планируется унифицировать российское и белорусское хозяйственное законодательство, а с 2021 года создать условия для функционирования общих рынков: нефтегазового, промышленного, сельскохозяйственного и транспортного.

Взаимное признание виз

В рамках Союзного государства между странами фактически действует единое миграционное пространство. Граждане России и Белоруссии могут совершать взаимные поездки по внутренним паспортам без прохождения пограничного контроля. Однако общее визовое пространство, создание которого предусматривалось договорами о Союзном государстве, так и не появилось. Единственное межправительственное соглашение, направленное на унификацию миграционного режима и законодательства России и Белоруссии в отношении граждан третьих стран, было подписано 5 октября 2004 года в Москве. Документ ввел в действие с 1 ноября 2006 года миграционные карты единого образца (с 2018 года заполнение таких карт не требуется от граждан иностранных государств, въезжающих только на территорию Белоруссии).

Консультации по вопросу единого визового пространства (взаимного признания виз) возобновились летом 2017 года. 12 декабря 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился подписать Соглашение между правительством РФ и правительством Белоруссии о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств – участников Договора о создании Союзного государства. В соответствии с соглашением, граждане третьих стран с действующей визой России или Белоруссии могут свободно въезжать и находиться на территории одного из государств – участников Договора в течение срока действия визы. При этом каждая из сторон сохраняет за собой право отказать гражданам третьих стран во въезде или сократить срок их пребывания на своей территории.

Соглашение о взаимном признании виз планировалось подписать 13 декабря 2018 года на заседании Совета министров Союзного государства, однако его подписание было отложено, так как Белоруссия не успела завершить соответствующие внутригосударственные процедуры. В настоящее время продолжаются двусторонние консультации по этому вопросу. Планируется подписать документ до конца 2019 года.

Отмена роуминга

Перспективы отмены роуминга на территории Союзного государства обсуждались в декабре 2018 года на 55-й сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России с участием представителей профильных ведомств двух стран.

2 августа 2019 года министр связи и информатизации Белоруссии Константин Шульган сообщил журналистам, что отмена роуминга в Союзном государстве займет 6-9 месяцев с момента подписания соответствующей дорожной карты. Со своей стороны замглавы Минкомсвязи РФ Олег Иванов пояснил, что отмена роуминга потребует изменения в законодательстве двух стран.

Читайте также:
Детская комната милиции - функции и как называется в 2021 году

Введение единой валюты

Договор о создании Союзного государства от 1999 года предполагает поэтапное введение единой валюты. Изначально планировалось, что эта работа должна была завершиться к 2005 года. Однако споры вокруг эмиссионного центра Союзного государства тормозили принятие соответствующего соглашения.

В сентябре 2003 года Александр Лукашенко заявил, что соглашение должно приниматься в комплексе с другими документами, при условии “создания единого экономического пространства и равных условий для субъектов хозяйствования, принятие Конституционного Акта Союзного государства” и др.

5 июня 2004 года в Сочи президент РФ Владимир Путин в ходе переговоров с президентом Белоруссии Александром Лукашенко заявил, что с 1 января 2005 года единая валюта введена не будет.

В последующие годы официальные представители РФ и Белоруссии неоднократно заявляли о потенциальной возможности перехода на общую денежную единицу, но при этом подчеркивали отсутствие необходимых условий для ее введения.

13 декабря 2018 года в Бресте на заседании Совета министров Союзного государства глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что Москва готова к дальнейшей интеграции двух государств – в частности, к учреждению единого эмиссионного центра. 1 марта 2019 года на пресс-конференции в Минске белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия не против создания общей валюты с Российской Федерацией. При этом он отметил, что общей денежной единицей не должны быть ни российский, ни белорусский рубль.

Союзное государство России и Белоруссии. История создания и цели

Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии подписан 8 декабря 1999 г. в Москве. Договор вступил в силу 26 января 2000 г. после обмена ратификационными грамотами между и.о.президента РФ Владимиром Путиным и президентом РБ Александром Лукашенко.

Его подписание явилось продолжением развития интеграционных процессов, заложенных Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 21 февраля 1995 г., Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. и Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г.

25 декабря 1998 г. в Москве Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

В полномочия Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно‑кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. Каждое государство сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб.

Высший орган Союзного государства – Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств‑участников.

В настоящее время Председателем Высшего Государственного Совета является президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Исполнительный орган Союзного государства ‑ Совет Министров. В него входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств‑участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

Председателем Совета Министров является председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин.

Представительный и законодательный орган – Парламент. До выборов в него в настоящее время действует Парламентское собрание Союзного государства. Верхняя палата Парламента будет сформирована законодательными органами обоих государств на паритетной основе, а нижняя ‑ на основе прямых выборов.

Читайте также:
Государственная тайна: определение, сферы, классификация, ответственность

В рамках совместной комиссии во главе с руководителями нижних палат парламентов обеих стран ведется подготовка Конституционного Акта Союзного государства, в котором должно найти отражение политическое устройство создаваемого интеграционного межгосударственного объединения. В качестве основополагающих принципов в нем предполагается зафиксировать сохранение суверенитета, равноправие и международную правосубъектность «субъектов Союзного государства».

По Договору 1999 года также должны быть созданы Суд Союзного государства и Счетная палата для осуществления контроля за финансами Союзного государства.

С 2000 года начал формироваться союзный бюджет. Бюджет Союзного государства ‑ важнейший индикатор, характеризующий уровень, масштабы и финансовые возможности интеграции. Это совместный документ, формирующийся за счет отчислений государств‑участников. Главное назначение союзного бюджета ‑ служить финансовой базой для создания эффективного механизма торгового, научно‑производственного и инвестиционного взаимодействия двух стран, а также для финансирования совместных социально‑экономических, культурных, экологических, спортивных программ, проектов, мероприятий.

Союзный бюджет на 2010 год утвержден Парламентским собранием в размере 4,872 миллиарда российских рублей. Отчисления в доходную часть бюджета Россией составят 3,167 миллиарда российских рублей, Белоруссией – 1,705 миллиарда российских рублей.

По информации государственного секретаря СГ Павла Бородина, на производственные программы идет 35% расходной части бюджета, на военно‑техническое сотрудничество ‑ 30%. На социальные вопросы ‑ 28%. На содержание аппарата Союзного государства будет потрачено 0,7% бюджета.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости открытых источников

Союзное государство России и Белоруссии – кто управляет, какие декларации подписаны

После распада Советского Союза входившие в него республики начали искать новые способы взаимовыгодного сотрудничества, уже в статусе независимых государств. Так появились СНГ и зона свободной торговли, были устранены (точнее – не вводились) визовые правила въезда между отдельными постсоветскими странами, началась работа над другими интеграционными проектами в экономической и социальной сферах.

Руководителям Беларуси и России всего этого показалось недостаточно: братские узы, веками связывавшие два народа, ориентированная друг на друга экономика, общность языка, традиций и культуры – все это обязывало укрепить отношения между странами. К интеграции подошли аккуратно, выверяя каждый шаг. Первым из них стал Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (на подписание которого в феврале 1995-го Александру Лукашенко на референдуме дало добро подавляющее большинство белорусов). Вторым – Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (подписанный 2 апреля 1996 года президентами в Георгиевском зале Кремля) и соглашение о создании Парламентского Собрания (подписанное 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге руководителями парламентов Беларуси и России). Спустя без малого год был дан и официальный старт самому успешному, по мнению многих экспертов, интеграционному объединению на территории бывшего СССР.

2 апреля 1997 года в Москве президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Относительно небольшой документ состоял из 9 статей, главная из которых декларировала цели нового объединения: укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества во всех сферах, повышение уровня жизни народов, устойчивое социально-экономическое развитие государств – участников Союза на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности.

Более детально принципы функционирования Союза Беларуси и России раскрывались в Уставе организации. В полноценном документе оказалось 40 статей, которые регулировали все аспекты взаимного сотрудничества, вплоть до возможности проведения совместных референдумов. Этот документ был подписан 23 мая 1997 года. Также им предусматривалось создание органов власти Союза – Высшего совета и Исполнительного комитета.

Читайте также:
Может ли ребенок работать - условия, график, законные основания

В последующие полтора года Беларусь и Россия занимаются дальнейшим формированием исполнительных органов Союза. Начинается проработка общего бюджета и первых союзных программ. В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляются разработка и реализация первых союзных программ. Одними из них стали программы обустройства внешней границы Союза. Объем их финансирования составил более 6 млрд российских рублей.

25 декабря 1998 года Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали новый пакет документов, в который вошла Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России. В ней государства признавали успех Союза и соглашались с необходимостью дальнейшего углубления интеграции путем создания полноценного Союзного государства: «Уже к концу первой половины 1999 года будет создана единая для всех субъектов хозяйствования правовая среда, сформировано единое таможенное пространство, унифицированы гражданское и налоговое законодательство, валютное регулирование и денежно-кредитная система. Завершатся объединение энергетической и транспортной систем, создание единого научно-технологического и информационного пространства».

Реализации части этих планов помешали последствия августовского кризиса 1998 года и осложнения во внутренней политике России, однако по многим пунктам удалось уверенно встать на путь развития. Дополнили Декларацию Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

Спустя почти год – 8 декабря 1999-го – в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, а также была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений этого Договора. Спустя полтора месяца документ был ратифицирован парламентами обеих стран и официально вступил в силу.

– Мы можем теснее сотрудничать в области обороны и безопасности, выступать с единых позиций на международной арене, – сказал тогда белорусский лидер. – Подписанный договор – исторический и судьбоносный. Это тот фундамент, на котором мы войдем в третье тысячелетие.

– Навеки, – резюмировал Борис Ельцин, пожимая руку своему коллеге.

Среди обновленных целей «двойки» значились обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни; создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

– Этот стратегический документ (о создании Союзного государства, – прим.ред.) заложил основы тесной интеграции наших стран, придал динамичное развитие белорусско-российским отношениям, – скажет полтора десятилетия спустя уже действующий Президент России Владимир Путин. – За прошедшее время союзный проект доказал свою востребованность и жизнеспособность. Уверен, что Союзное государство будет и впредь играть важную роль, в том числе в качестве механизма обкатки перспективных интеграционных проектов и моделей.

Этим же документом предписывалось создание органов, регулирующих деятельность Союзного государства и жизнь внутри него. В их число вошли Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет. Парламентское Собрание – как законодательная площадка – к тому времени уже существовало.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: