Юридическое лицо – что это по ФЗ, форма и способы организации

Создание некоммерческой организации

Некоммерческая организация создается в два этапа:

Подготовительный этап перед регистрацией.

В статье рассмотрим первый этап. Создание и подготовка к регистрации НКО регламентируются Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Кто создает некоммерческую организацию

Создают некоммерческие организации учредители. Об учредителях НКО рассказывается в статье 15 закона «О некоммерческих организациях».

Учредителями могут быть:

дееспособные граждане России;

люди без гражданства или иностранные граждане, находящиеся в России.

Учредителями быть не могут:

иностранцы и люди без гражданства, если законом России запрещено их пребывание в стране;

включенные в перечень людей, которые содействуют отмыванию денег и терроризму (согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ),

организация или человек, связанные с экстремистской деятельностью;

руководитель организации, деятельность которой запретили судом согласно закону об экстремизме или противодействии терроризму. Такой человек не имеет права создать НКО в течение 10 лет после решения суда о ликвидации его организации.

НКО может создать один человек или юрлицо. Исключением являются некоторые виды НКО:

Для создания некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) (ст. 15 п.1.3. № 7-ФЗ) требуется не менее двух учредителей (ст. 123.9 Гражданского кодекса (ГК)).

Общественные организации создаются минимум тремя учредителями (ст. 18 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 123.5 ГК РФ).

Местные религиозные организации создаются минимум десятью гражданами России, постоянно проживающими в данной местности.

Централизованные религиозные объединения учреждаются тремя местными религиозными организациями одного вероисповедания (п. 1 и п. 2 ст. 9 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Некоммерческая организация создается на неопределенный срок. При необходимости устанавливает срок деятельности в своем уставе.

Количество участников НКО не ограничено.

Способы создания НКО

при помощи учреждения новой организации;

через реорганизацию другого юридического лица. При этом организационно-правовую форму можно оставить ту же или выбрать другую (ст. 13 №7-ФЗ).

Религиозные организации и политические партии можно создать только учреждением. Остальные формы НКО можно создавать при помощи реорганизации.

НКО создается по решению учредителей. В решении об учреждении указываются сведения о принятии устава, о размере и способах образования имущества, о выборе органов управления юридического лица. При создании корпоративной НКО указывается информация о результатах голосования учредителей по вопросам создания и регистрации организации.

НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации новой организации (кроме форм реорганизации в виде присоединения) (ст. 16 №7-ФЗ).

При создании НКО не создается уставный капитал. Имущество НКО формируется в ходе работы организации. Источниками имущества становятся добровольные финансовые и имущественные пожертвования учредителей, участников или других лиц (список источников в ст. 26 ФЗ-7).

Если НКО планирует заниматься деятельностью, которая приносит доход, необходим уставной капитал как для ООО (на 2019 год – 10 000 рублей, п. 5 ст. 50 ГК РФ).

Выбор цели НКО

Некоммерческая организация нацелена на достижение общественных благ. Для этого НКО занимаются теми видами деятельности, которые прописаны в уставе и учредительных документах.

Цели, в зависимости от формы НКО, могут быть:

охрана здоровья граждан;

удовлетворение нематериальных и духовных потребностей граждан;

защита прав граждан и организаций;

оказание юридической помощи;

У потребительского кооператива цель отличается – это повышение материального и иного обеспечения своих членов путем выполнения заготовительных, производственных или иных работ.

Некоторые направления деятельности являются лицензируемыми и требуют от некоммерческих организаций получения специальных разрешений (например, образовательные услуги – ст. 91 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Формы НКО

НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):

В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:

потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);

адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.

Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).

Унитарные юрлица отличаются тем, что их учредители не становятся его участниками. К ним относятся автономные некоммерческие организации, учреждения, фонды, религиозные организации.

При создании НКО разных организационных форм нужно учитывать особенности их законодательной базы. Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного (муниципального) самоуправления и частными физическими или юридическими лицами. Но те образовательные организации, которые занимаются реализацией программы обучения в области обороны, безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, создаются только Правительством РФ (пп. 4-8 ст. 22 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Читайте также:
Комендантский час в России: что это такое и на кого распространяется запрет

Поэтому при создании НКО нужно руководствоваться требованиями как Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ-7 «Об НКО», так и специальных федеральных законов:

№ 95-ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001;

№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996;

№ 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005;

№ 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000;

№ 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996;

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995;

№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Для реализации общих целей участников могут создаваться общественные объединения без государственной регистрации (ст. 5 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Чтобы создать такое объединение, нужно не менее трех участников (физических или юридических лиц) и протокол проведения общего собрания, в котором есть указание о принятии решения о создании объединения и утверждении устава.

Наименование НКО

Название НКО нужно подбирать тщательно. Если название не соответствует закону, могут отказать в государственной регистрации НКО.

В полном наименовании НКО указывается организационно-правовая форма и характер деятельности организации (ст. 4 ФЗ-7 «О НКО», ст.54 ГК РФ). Исключением являются названия политических партий: они не указывают, что являются общественной организацией (организационно-правовая форма), но обязательно пишут слова «политическая партия» (п. 1.1 ст. 6 Федеральный закон №95-ФЗ «О политических партиях»).

Пример названия НКО с указанием формы и характера деятельности и политической партии: Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам и детям-сиротам «Ярзам»; Политическая партия «Объединённая партия людей ограниченной трудоспособности России».

Некоммерческие организации могут иметь сокращенное наименование. Исключение составляют религиозные организации: они обязательно указывают полное наименование (п. 8 ст. 8 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Название НКО не должно оскорблять нравственность, религиозные и национальные чувства граждан. Если это требование не выполнено, то НКО отказывают в регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 23.1 № 7-ФЗ «О НКО»).

НКО могут использовать в наименовании личные имена граждан только при наличии письменного нотариально заверенного разрешения правомочности их использования (ст. 19 ГК РФ).

Также есть ограничения по использованию в названии НКО слова «Россия». Это допустимо по разрешению, выдаваемому в установленном Постановлением Правительства РФ порядке от 24.09.2010 г. №753 «Об утверждении правил выдачи разрешений на включение в наименование НКО официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».

К названиям некоторых видов НКО федеральными законами устанавливаются специальные требования.

Например, наименование общественной организации дополнительно должно указывать на территориальную сферу, на которой она работает (ст. 28 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Примеры названий НКО с указанием на территорию: Алтайская краевая общественная организация «ФЕДЕРАЦИЯ БОКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» или Воронежская региональная общественная организация помощи детям и взрослым с расстройствами аутического спектра «Преодоление».

Названия образовательных организаций должны содержать тип организации (п. 5 ст. 23 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и дополнительные сведения: уровень, направленность, содержание образовательных программ и дополнительные функции (содержание, интернат, лечение, коррекция, реабилитация, психолого-педагогическая поддержка, технологическая или научно-исследовательская деятельность).

После государственной регистрации НКО обладает исключительными правами на использование своего наименования (п. 1.1 ст. 4 №7-ФЗ «О НКО»). Другие организации не вправе его использовать.

Общее собрание НКО

После принятия решения учредителей о создании НКО проводят общее собрание.

На общем собрании ведется протокол, в который записываются принятые решения. После собрания протокол подписывается и хранится вместе с учредительными документами НКО.

В протоколе содержатся:

Место проведения заседания.

ФИО председателя и секретаря.

ФИО ответственного лица за подсчет голосов.

Информация об избранных высших и исполнительных органах управления.

Место нахождения (регистрации).

Источники формирования имущества.

Порядок действий учредителей по созданию (учредительный договор).

Распоряжение выбранным ответственным лицам о сборе пакета документов для государственной регистрации НКО.

Подсчет голосов по каждому вопросу повестки дня.

Подписи лиц, участвовавших в заседании.

На общем собрании учредителей утверждается Устав НКО. В нем содержится наименование, характер деятельности, организационно-правовая форма и место регистрации НКО. Указаны предмет и цели деятельности, порядок управления, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов (если имеется членство), источники формирования имущества и т.п.

В зависимости от организационно-правовой формы НКО перечень обязательных сведений Устава может меняться. Требования к уставам разных НКО прописаны в соответствующих законах: для общественного объединения – в ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»; для образовательной организации – в ст. 25 ФЗ «Об образовании».

Читайте также:
Дееспособность по ГК РФ - понятие, почему могут ограничить

Например: устав фонда дополнительно содержит сведения о попечительском совете и порядке назначения и освобождения должностных лиц (ст. 14 ФЗ-7); устав ассоциации или союза содержит сведения о составе органов управления и порядке принятия ими решений в случае единогласного голосования или квалифицированного большинства голосов (ст. 14 ФЗ-7).

Устав НКО может изменяться, если такая возможность была предусмотрена (п. 3 ст. 29 ФЗ-7).

На общем собрании составляется учредительный договор, который определяет порядок деятельности учредителей по созданию НКО, условия добровольной передачи имущества учредителей в собственность НКО, условия и порядок выхода участников из её состава.

Затем выбранному исполнительному органу НКО даются поручения по подготовке пакета документов для государственной регистрации созданной НКО.

Место нахождения НКО

Вновь созданная НКО должна иметь адрес места регистрации, без него нельзя зарегистрироваться в Минюсте.

Место регистрации НКО вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Адрес, указанный в ЕГРЮЛ, должен совпадать с адресом места нахождения НКО (п. 2. ст. 4 №7-ФЗ «Об НКО»).

По этому адресу осуществляется связь регистрационных и контролирующих органов с НКО (ст. 5 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если организация не выполнила отправленные предписания, она несет ответственность, даже если отсутствует по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В качестве адреса места регистрации (и нахождения) НКО может указать жилое помещение.

НКО начинает работу после внесения в ЕГРЮЛ информации о создании; заканчивает – после представления в Минюст сведений о прекращении деятельности (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

На этом этап создания НКО завершен, далее следует государственная регистрация НКО.

Автоматизация работы НКО

На этапе создания некоммерческой организации стоит продумать важный момент: как осуществлять деятельность эффективно. В этом поможет специальная программа, которая автоматизирует процессы работы НКО любого типа:

ведите список источников финансирования;

распределяйте целевые средства;

учитывайте затраты, основные средства, нематериальные активы, НДС;

планируйте бюджет и расходы;

делайте смс-рассылку по своей базе клиентов;

и многое другое.

Организуйте для будущей некоммерческой организации собственный сайт. Пока вы создаете и регистрируете НКО, информация о ней уже будет доступна в интернете. Чем раньше вы разместите информацию о себе, тем быстрее привлечете благотворителей, волонтеров, новых участников.

Понятие юридического лица

1. Правовой институт юридического лица представляет собой систему правовых норм, устанавливающих порядок возникновения, реорганизации и ликвидации юридических лиц, определяющих правосубъектность юридических лиц, формы и порядок деятельности их органов, а также особенности правового положения отдельных видов юридических лиц.

Наиболее важные нормы о юридических лицах включены в гл. 4 ГК ( ст. ст. 48 — 123.28 ). Кроме того, нормы о юридических лицах содержатся в Законе о регистрации юридических лиц, Законе об акционерных обществах, Законе об обществах с ограниченной ответственностью, Законе об унитарных предприятиях, Законе о производственных кооперативах и др. (очень крупный институт).

2. Юридическое лицо как субъект гражданского права представляет собой организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо характеризуется рядом материальных и правовых признаков .

К числу материальных признаков относятся следующие.

Во-первых, внутреннее организационное единство и внешняя автономия. Под внутренним организационным единством юридического лица понимается система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их руководящему органу. Благодаря внутреннему организационному единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (цехов, отделов, служб), но как единое целое.

Внешняя автономия есть мера самостоятельности данной организации (юридического лица) в отношениях с другими лицами, причем указанная мера самостоятельности присутствует как во взаимоотношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица, так и в отношениях со всеми иными лицами.

Во-вторых, экономическое единство и обособленность имущества. Суть экономического единства в том, что имущество юридического лица принадлежит именно ему, а не структурным подразделениям. Им оно вверяется лишь в техническое управление.

Мерой обособленности имущества юридического лица являются право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, принадлежность юридическому лицу имущественных прав и т.п.

По общему правилу юридические лица обладают имуществом на праве собственности. Собственниками имущества являются хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и др.

Право хозяйственного ведения имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственниками же имущества являются соответственно Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования.

Правом оперативного управления на принадлежащее им имущество обладают казенные предприятия и учреждения.

В-третьих, руководящее единство. Оно выражается в том, что каждое юридическое лицо имеет один руководящий (высший) орган (не может быть двоевластия). Чаще всего деятельность юридического лица организуется системой органов (например, общее собрание, совет директоров, генеральный директор). Каждый из органов имеет широкий круг полномочий. Но руководящий (высший) орган — один (в приведенном примере — общее собрание).

Читайте также:
Акциз - что это, кто плательщик, перечень акцизных товаров

В-четвертых, функциональное единство выражается в том, что каждое структурное подразделение и каждый орган выполняют специфическую функцию. Содержание ее подчинено целям образования и деятельности юридического лица. В результате — единство действий соответствующего юридического лица.

3. К числу правовых признаков юридического лица можно отнести следующие.

Во-первых, законность образования юридического лица. Это означает, что не должны противоречить закону цели, для достижения которых образуется юридическое лицо. Кроме того, должны соблюдаться порядок и условия образования юридического лица, предусмотренные Гражданским кодексом , Законом о государственной регистрации юридических лиц, иными федеральными законами.

Во-вторых, способность организации от своего имени участвовать в гражданских правоотношениях (иметь имущество в собственности, права авторства, обязательственные права и т.д.).

В-третьих, способность нести самостоятельную имущественную ответственность.

В-четвертых, способность быть истцом и ответчиком в суде.

И наконец, в-пятых, наличие учредительных документов.

Юридическое лицо — это организация, т.е. определенное социальное образование.

Юридическое лицо имеет обособленное имущество. Как уже отмечалось, мерой обособления могут быть право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Однако юридическое лицо может вообще не иметь имущества на вещном праве. Но при этом иметь имущество в виде обязательственных прав (например, денежные средства на счетах).

Понятие «имущество» является многозначным. Когда в законе ( ст. 48 ГК) говорится, что юридическое лицо имеет имущество, то имеются в виду вещи, и (или) имущественные права, и (или) имущественные обязанности. Важно, что это имущество так или иначе обособлено от имущества других субъектов гражданского права.

Однако когда в ст. 48 (и ст. 56 ) ГК говорится, что юридическое лицо «отвечает по своим обязательствам этим имуществом», то в данном случае под имуществом разумеются только вещи и имущественные права, ибо отвечать можно только активом (вещами и правами), но не пассивом (долгами, обязанностями).

Рассматривая данный признак, следует иметь в виду, что в некоторые определенные периоды юридическое лицо может иметь только вещи, и (или) права, и (или) обязанности. Может случиться, что в определенный момент нет ни вещей, ни прав, ни обязанностей. А организация продолжает быть юридическим лицом.

Юридическое лицо от своего имени выступает в отношениях, регулируемых гражданским правом.

Такой признак, как законность образования юридического лица, выражается в том, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано.

Причем юридическое лицо создается и, соответственно, регистрируется в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК (чрезвычайно важное указание!). Государственная регистрация осуществляется в установленном законом порядке; регистрирующий орган проверяет достоверность данных, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

4. Юридическое лицо создается учредителем (учредителями). Им могут быть гражданин, юридическое лицо, Российская Федерация и т.д. После создания юридического лица правовое положение (права и обязанности) учредителя различается в зависимости от того, какое юридическое лицо создано. Учредители имеют вещные права на имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений. Имущество унитарных предприятий является государственной или муниципальной собственностью. Собственником имущества учреждения является его учредитель.

После того как юридическое лицо создано, его учредитель не имеет никаких преимуществ в сравнении с другими участниками (не являвшимися учредителями). Поэтому обычно говорится о правах и обязанностях «учредителей (участников)» или, еще проще, — «участников».

В корпоративных организациях учредители (участники, члены) имеют корпоративные права (о них далее).

5. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Участник (учредитель) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица. И напротив, юридическое лицо не отвечает по обязательствам участника (учредителя) или собственника. Исключения из этих правил могут быть предусмотрены законом. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества ( ст. 75 ГК). Закон также устанавливает особенности ответственности казенных предприятий, учреждений, религиозных организаций ( ст. 56 ГК).

Конституции Российской Федерации: история создания и принятия.

12 декабря 2013 года Конституции Российской Федерации исполнилось двадцать лет со дня принятия. Отметим, что не следует путать день принятия Конституции РФ со днем вступления её в действие (юридическую силу), которое произошло со дня её опубликования в «Российской газете» – 25 декабря 1993 года.

В истории России насчитывается пять Конституций – соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года.

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения между личностью с одной стороны, государством и обществом – с другой, а также определяющий основы организации самого государства.

Читайте также:
Может ли ребенок работать - условия, график, законные основания

Потребность в новой конституции в любой стране, как правило, возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Так, изменения произошли и в нашем государстве – 26 декабря 1991 года произошёл распад СССР.

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала работу по разработке проекта новой Конституции. Сложная расстановка политических сил в Конституционной комиссии приводила к многочисленным противоречиям, коллизиям. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей. Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этом столкновении принимал участие по долгу службы наш земляк – уроженец г. Чапаевска, гвардии ефрейтор воздушно-десантных войск Вооружённых Сил Российской Федерации Хихин Сергей Анатольевич. Утром 4 октября 1993 года, пытаясь сдержать наседающую толпу сторонников Верховного Совета России, Хихин С.А. получил смертельное ранение. Указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания» Хихину С.А. посмертно было удостоено высшее государственное звание Героя Российской Федерации. Именем Хихина С.А. названа средняя общеобразовательная школа № 10 г. Чапаевска, в которой он учился.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе. Проектов новой Конституции было подготовлено множество. Главными из них являлись два:

  • проект Конституционной комиссии;
  • проект Конституционного совещания, созванного по решению Президента РФ Ельцина Б.Н.

В итоге проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Российской Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп.

15 октября 1993 года Президент РФ Ельцин Б.Н. подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей.

Всенародное голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие Конституции проголосовало 58,43%, «против» – 41,57%. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» – 25 декабря 1993 года.

Принятая Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, 2-х разделов, 9-ти глав и 137 статей. По своей структуре и содержанию новая Конституция близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и в тоже время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства.

член Общественного молодежного парламента

при Думе г.о. Чапаевск, кандидат технических наук

Конституция – основа правовой системы России

О Конституции Российской Федерации

Конституция является основой всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

Слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство. Конституция – это самый главный политический и правовой документ государства. Она закрепляет политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы каждого гражданина.

Конституция – это не только правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, в Преамбуле и статьях Конституции РФ содержатся нравственные ориентиры развития нашего общества и государства. Мы должны помнить, что Конституция – это документ прямого действия, в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой, которой должно подчиняться все законодательство нашей страны.

Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, основа для повышения качества жизни.

История Конституции РФ

История Конституции России – это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Она состояла из 6 разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «Общие положения Конституции РСФСР», «Конструкция советской власти», «Активное и пассивное избирательное право», «Бюджетное право», «О гербе и флаге РСФСР».

Читайте также:
Категории преступлений ℹ основные виды, признаки, степени и критерии категоризации, особенности классификации по степени тяжести в уголовном праве, примеры

После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР, которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году. Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин, а ответственным секретарем – Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.

В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой – А. А. Собчаком и С. С. Алексеевым, а в 1993 году – общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало большинство – 58,43 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» – 25 декабря 1993 года.

День 12 декабря объявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря – памятная дата России.

Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

Структура Конституции РФ

Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

Читайте также:
Союзное государство России и Белоруссии - кто управляет, какие декларации подписаны

Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

Основы конституционного строя;

Права и свободы человека и гражданина;

Президент Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Подробную информацию Вы можете узнать по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

Если Вас интересует другая информация по данной теме, задайте свой вопрос по Виртуальной справке

Историческая справка, посвященная Конституции Российской Федерации

В преддверии празднования государственного праздника – Дня Конституции Российской Федерации, который был объявлен Президентом Б.Н. Ельциным 12 декабря 1993 года, необходимо вспомнить о непростой истории ее создания и принятия.

16 июня 1990 г., I Съезд народных депутатов РСФСР принял Постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки нового Основного Закона РФ, поскольку действующая Конституция 1978 года, в которую было внесено уже более 300 дополнений и изменений, уже не могла выполнять роль основополагающего и системообразующего нормативно-правового акта.

После широкого обсуждения первого проекта новой Конституции, которое началось уже осенью 1990 года, в апреле 1992 г. VI Съезд народных депутатов и Президент одобрили общую концепцию и основные положения проекта Конституции.

Однако к концу 1992 г. резко обострилась борьба за власть между Президентом и Верховным Советом РСФСР и центральное место в этой борьбе заняла новая Конституция.

После апрельского референдума 1993 года Б.Н. Ельцин, будучи председателем Конституционной комиссии, представил проект Конституции, который отличался от того, которым к тому времени эта комиссия располагала. После того, как проект новой Конституции был опубликован тиражом 40 млн. экземпляров, началась кропотливая работа по его доработке с учетом поступающих замечаний и предложений.

Но работа над проектом не проходила даром: из проекта Конституционной комиссии в действовавшую Конституцию 1978 г. было внесено множество значимых изменений: было утверждено новое название государства – оно перестало быть “советским” и “социалистическим”, были позаимствованы некоторые положения об основах конституционного строя – народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей и большая часть блока о правах и свободах человека.

Проект Президента отличался рядом несомненных достоинств. Его формулировки в целом были более краткими и юридически отточенными.

В ст. 1 проекта предусматривалось, что Российская Федерация есть демократическое правовое светское федеративное государство, высшими ценностями которого являются человек, его достоинство, неотъемлемые права и свободы (ныне аналогичные положения закреплены в ст. 1, 2 Конституции РФ).

Доработка президентского проекта была поручена Конституционному совещанию. 12 июля 1993 г. проект Конституционного совещания был одобрен Президентом РФ. По сравнению с президентским проектом, в проекте Конституционного совещания были несколько ослаблены полномочия Президента и усилены позиции Федерального Собрания, в особенности Государственной Думы.

Примерно в те же дни, когда Конституционное совещание завершило подготовку президентского проекта, свой (обновленный) вариант представила и Конституционная комиссия. Оба проекта были отправлены в регионы для согласования. Но результаты оказались неожиданными – большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии.

Для Б. Ельцина было очевидно: если Съезд народных депутатов соберется в ноябре 1993 г. для принятия новой Конституции (конечно, в варианте Конституционной комиссии), это будут и его последние дни на посту Президента.

15 октября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ “О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации”, которым назначил голосование на 12 декабря 1993 г. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента.

Но на тот момент оставался в силе Закон 1990 г. о референдуме. По действующей Конституции референдум мог назначить Съезд народных депутатов или Верховный Совет, но не Президент. Кроме того, Закон требовал принятия решения на референдуме по наиболее важным вопросам половиной голосов всех избирателей, а по утвержденному Президентом Положению референдум считался состоявшимся при явке половины избирателей, внесенных в списки; а для принятия Конституции было достаточно половины голосов от участвовавших в голосовании. То есть по Положению было достаточно половины голосов от необходимого минимума по Закону.

В это время шла окончательная корректировка положений проекта новой Конституции, которой занимался глава Администрации Президента РФ Сергей Филатов. Окончательные же коррективы внес сам Б. Ельцин.

На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов. В голосовании приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8%). За принятие проекта Конституции России проголосовали 32 927 630 избирателей (58,4%), против 23 431 333 человека (41,6%). Таким образом, фактически за Конституцию проголосовали меньше трети от всех зарегистрированных избирателей.

Читайте также:
Протокол и как его вести на рабочей встрече, собрании плюс образец

Несмотря на продолжающиеся споры по поводу легитимности принятой Конституции, уже сейчас можно сказать, что Основной Закон РФ выдержал проверку временем и стал действительно фундаментальным нормативным правовым актом, заключающим в себе большой потенциал.

(При подготовке справки использована статья Александровой М.А. История создания Конституции РФ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. – Версия 4000.00.35. – М.: ЗАО «Консультант Плюс», 2013)

Конституция – Основной Закон государства

Термин «конституция» произошел от латинского слова «constitutio», что означает установление, учреждение. Именно так назывался один их декретов римских императоров. В современном мире конституция является основной законом, имеющим высшую юридическую силу.

Конституция является единственным действующим актом, который воздействует на все сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную и тем самым отличается от иных законов, указов и прочих правовых актов, направленных на регулирование какой-либо одной сферы общественных отношений.

Конституционное развитие России является хотя и не столь длительным, как, допустим, в США, где Конституция принята более двухсот лет назад, однако достаточно бурным. В истории собственно Российской Федерации насчитывается пять конституций – соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. (Почти все они издавались через год после принятия конституций Союза ССР: 1924, 1936, 1977 гг.). Срок действия российских конституций небольшой – соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Во многом эти конституции были декларативными, они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни (принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства и пр). Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.

Ей присущи следующие особенности:

1) Это в основном политически деидеологазированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права.

2) Конституция имеет классическую структуру, т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и, наконец, «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

3) В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такой сложный порядок изменения Конституции установлен сознательно: главная цель любой конституции – стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

4) Конституция РФ – это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые не могут быть быстро претворены в жизнь, например положение о том, что Россия – правовое государство. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция – это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

5) Конституция устанавливает базовое правовое регулирование, необходимое для всего правового регулирования. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применятся на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции, а противоречащие применяться.

Анализируя особенности Конституции какие выводы можно сделать относительно ее сущности? По этому вопросу высказывались различные мнения. Так, одни ученые считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они не отвечают на вопрос о том, как же ранее эти традиции закреплялись, до первых конституций? Ведь первые конституции появились только в конце XVIII в. (в США – в 1787 г., во Франции и в Польше – в 1791 г.). Другие трактуют конституцию как общественный договор. Ну а как быть тем гражданам, которые ее не одобряют (согласие с конституцией всех граждан – это недостижимый идеал)? Разве они не граждане государства или конституция на них не распространяется? В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется в ее основной функции – функции поиска и установления оптимального соотношения интересов различных социальных групп, слоев общества. Конституция фиксирует компромисс различных социальных слоев и закрепляет баланс их основных интересов и ценностей.

Читайте также:
Государственная тайна: определение, сферы, классификация, ответственность

Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин “правовая информация”. К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно – технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее “автором”, то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально – правового характера, имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, – это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • – законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • – федеральных конституционных законов;
  • – федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • – ненормативные акты общего характера;
  • – акты официального разъяснения;
  • – правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты – это индивидуально – правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации” нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только “в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается”.

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 “О положении Банка России “О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России” (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации” нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в “Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 – 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально – правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально – правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, – граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально – правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • – договоры (сделки);
  • – жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • – носят индивидуально – правовой характер;
  • – направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • – материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • – материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • – материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • – образцы деловых бумаг;
  • – комментарии законодательства;
  • – научные, научно – популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: