Предпосылки возникновения социологии как науки об обществе

Возникновение и развитие социологии

Со второй половины XVIII в. философия (в европейской традиции ведущая свое начало с античности) начинает терять статус «науки наук». Из нее постепенно выделились такие науки, как экономика, правоведение, историография. Объект изучения у них оставался по-прежнему один — общество, но он оказался достаточно сложным, и различные стороны его стали предметом самостоятельно развивающихся обществоведческих дисциплин. В XVIII-XIX вв. появилась еще одна новая наука об обществе — социология.

Социология стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы. Если философия изучает внутреннюю природу мира и человека, наиболее общие мировоззренческие вопросы природного и общественного бытия, то социология изучает специфику социальных явлений, опираясь на социальные факты, опытно-экспериментальные, статистико-математические методы анализа.

Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки

Сущность современной социальной жизни нельзя понять без сопоставления ее с прошлым. В течение 2,5 тыс. лет мыслители анализировали и описывали общество, накапливая базу социологического знания. Поэтому первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются Платон (428/427- 348/347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.).

К первым в истории работам по «общей социологии» можно отнести «Государство» Платона, в котором впервые были разработаны основы теории стратификации. Согласно данной теории любое общество делится на три класса: высший — состоящий из мудрецов — философов, призванных управлять государством, средний — включающий воинов, обязанность которых защищать государство от внешних врагов; низший — состоящий из ремесленников и крестьян, которые должны выли заниматься производительным трудом, обеспечивая собственное существование и существование остальных классов.

Аристотель предложил свой вариант классового деления общества, согласно которому опорой порядка в обществе выступает средний класс. Кроме него он выделял еще два класса — богатую плутократию и лишенный собственности пролетариат.

Конфуций (551-479 до н. э.) — древнекитайский мыслитель, разработал и обосновал правила поведения в обществе, соблюдение которых обеспечит обществу и государству жизнеспособность:

  • наличие управляющих и управляемых;
  • уважение к старшим по возрасту и по званию;
  • послушание, лояльность;
  • скромность, сдержанность и др.

В Средние века в обществе господствовало теологическое восприятие мира. Поэтому сложными социальными проблемами занимались в основном богословы, основываясь в первую очередь на христианских догматах. Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах выдающихся мыслителей Нового времени (XV- XVII вв.) Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескьё, А. Сен-Симона и др.

Пикколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский мыслитель, историк и писатель, создал оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но при этом акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали и стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности. Он также создал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Следует отметить, что именно благодаря трудам Н. Макиавелли социология и политология стали рассматриваться под другим углом зрения: они стали науками о поведении людей в обществе.

Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ-эмпирик, внес значительный вклад в развитие социальной мысли. Его основные груды: «Философские основания учения о гражданине», «Левиафан». Он разработал теорию общественного договора, которая послужила основой для учения о гражданском обществе. По мнению Гоббса, в своем естественном состоянии — «человек человеку волк», и потому в обществе идет «воина всех против всех», или социальная борьба за выживание. Чтобы предотвратить это, необходимо создание гражданского общества как высшей формы социального развития. Оно должно основываться на общественном договоре и юридических законах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен от государства надежную защиту и поддержку.

Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политический деятель. В своей основной работе «Два трактата о государственном правлении» он утверждал, что государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые в правильно устроенном государстве находятся в определенном равновесии. Локк обосновал фундаментальные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности. В отличие от Гоббса. трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считан, что права на жизнь, свободу и собственность являются основными естественными и неотчуждаемыми правами человека. Ради их защиты люди объединились в «политическое или гражданское общество».

К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — философ-просветитель и правовед, особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Его основные сочинения: «Персидские письма» и «О духе законов». Он выделял три типа государства: монархия, деспотия и республика, в зависимости от того, в чьих руках — «всего народа или части его» — находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье состояла в том, что он установил зависимость форм правления государства от природно-климатических и географических условий, размера территории страны, его населенности, развитости торговли, а также от религии, нравов, обычаев, традиций и т.д. И в этом смысле он, в частности, явился основателем современной географической школы в социологии и политологии. Кроме того, развивая и углубляя локковскую теорию «разделения властей», Монтескье оказал большое влияние на формирование конституционной мысли XVIII-XX вв.

Читайте также:
Государственная социальная помощь - что это такое

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — великий социал-утопист. был первым мыслителем, который заявил о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. По его мнению, общество представляет собой живой организм, функционирующий по объективным законам, и потому его необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Впоследствии эти идеи Сен- Симона были развиты и продолжены в работах его ученика О. Конта. которого принято считать основоположником социологии как науки.

Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим и духовным развитием человечества и связано с глубокими изменениями мировоззрения людей, происходившими в конце XVIII — начале XIX в. Именно этот этап развития европейского и североамериканского социального знания привел к созданию социологии как науки об обществе, равной физике как науке о неживой природе и химии как всеобщей истории превращения веществ.

Возникновение социологической теории

Социология Огюста Конта

Огюст Конт (1798-1857) обычно считается «отцом» социологии. Именно он дал этой науке наименование, составив слово «социология» из слов, взятых из двух разных языков: латинского «societas» («общество») и греческого «logos» («слово», «учение»). Но, конечно, дело не в новом названии. Значительным был вклад этого мыслителя в становление социологии. Он первым предложил использовать научный метод для изучения общества, полагая, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Не случайно новую науку Конт сначала назвал «социальной физикой» и лишь затем «социологией». Конт поставил своей задачей разработку рационального подхода к изучению общества, основу которого составили бы наблюдения и эксперимент. Это в свою очередь обеспечило бы практический фундамент для нового, более устойчивого общественного порядка.

Социология Герберта Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог, являясь видным представителем позитивизма, вслед за Контом внес идею эволюции в основу социологии. На него оказала сильное влияние теория естественного отбора Ч. Дарвина. Спенсер был убежден, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Спенсер сравнивал общество с биологическим организмом, а отдельные части общества (образование, государство и т.п.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Он полагал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным, непрерывно приспосабливаясь к меняющимся условиям окружающей среды, а «естественный отбор» происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. Процесс адаптации сопровождается усложнением общественного устройства (например, период промышленной революции) в результате углубляющегося разделения труда и развития специализированных организаций (фабрики, банки и фондовые биржи).

Таким образом, социология как особая наука появляется в XVIII-XIX вв., отделившись от философии. У истоков социологии стоит учение О. Конта, предложившего использовать позитивный научный метод для изучения общества. Г. Спенсер внес в основу социологии идею эволюции, сравнивая общество с организмом, а отдельные части общества — с органами, каждый из которых влияет на функционирование целого. К. Маркс утверждал, что в развитии общества решающую роль играют экономические отношения, а движущей силой истории является борьба классов за контроль над собственностью.

Социальные и научные предпосылки возникновения социологии

Социальные предпосылки становления и развития социологии заявили о себе, когда в регламент феодальных отношений вторгаются процессы, утверждавшие права и свободы человека, его духовную и экономическую независимость. Шло стихийное становление гражданского общества. Государство обещало личную безопасность граждан и их благополучие в системе общественного производства в обмен на налоги, обеспечивающие содержание бюрократии.

Экономические предпосылки развития социологии заявляют о себе через проблемный характер взаимосвязи элементов структуры производительных сил и производственных отношений; через состояние сложившегося способа производства. Последнее определяется соответствием или несоответствием производственных отношений уровню и характеру производительных сил конкретного общества, его способностью обеспечить производство необходимых благ, а также решить проблему своего простого или расширенного воспроизводства.

Поскольку общность людей конкретного общества только условно автономна, ибо это общество прямо или опосредованно замыкается на мировой рынок через систему экспорта-импорта, то статус этого общества в системе мирового рынка обусловливает необходимость включения в операциональное поле социологии еще одного объекта исследовательской практики. Реакция на промышленный переворот и утверждение капитализма вместо феодализма обеспечили форсированное развитие социологии и появление в ней таких авторитетов, как Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Георг Зиммель, Питирим Сорокин и др. Они не только занимались анализом социальных проблем, но и предлагали свои концепции их решения.

Политические предпосылки развития социологии обусловлены в первую очередь чередой политических революций XVIII-XIX вв. Внимание авторитетов социологии привлекли не столько позитивные изменения, сколько негативные последствия. Постреволюционный хаос вызвал потрясение общественного сознания, обусловил желание вернуться к традиционному обществу стабильности и покоя. Поскольку революционные процессы имели необратимый характер, то авторитетные представители социологии в ходе эмпирических исследований пытаются смоделировать новые основания стабильности постреволюционного периода. Этот интерес к поиску нового социального порядка в условиях индустриальной цивилизации нашел свое выражение в усилиях таких социологов, как О. Конт и Э. Дюркгейм. На обочине этого дискурса оставались только К. Маркс и его адепты в России — Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.Л. Лавров и др. Все остальные социологи боялись социализма больше, чем капитализма.

Читайте также:
Социальная группа, виды, примеры формальных и неформальных

Среди социокультурных предпосылок развития социологии можно назвать зарождение феминизма. Перспектива этого зарождения существовала всегда с тех пор, когда матриархат уступил свое место патриархату, когда право наследования собственности определилось по мужской линии. Феминистская активность усилилась в условиях становления индустриальной цивилизации и борьбы за всеобщее избирательное право и нашла свое отражение в социологии.

Одним из приоритетов социологии стал феномен урбанизации. Массовая миграция сельского населения в город была вызвана созданием рабочих мест в промышленности. Однако адаптация сельского населения к городской жизни и культуре носила проблемный характер. Она обеспечила самостоятельный дискурс социологии.

Среди отмеченных предпосылок становления и развития социологии особое место занимают научно-теоретические предпосылки. Они обеспечивали эволюцию умозрительно-философской модели научного знания в модель рационально-опытную (экспериментальную). В XIX в. отрасли научного знания обеспечили достоверность опытно-экспериментальной методологии. Этому способствовали: учение Ф. Бэкона об «идолах» сознания; учение Т. Гоббса о номинализме, амбивалентности и конвенционализме; учение Дж. Локка об идеях; правила для руководства ума Р. Декарта; учение Б. Спинозы об атрибутах и модусах, а также учение Г. Лейбница о монадах, деизм И. Ньютона и т.д.

Социально-экономические, естественно-научные и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии

При рассмотрении предпосылок целесообразно выделить три их группы – социально-экономические, естественно-научные и идейно-теоретические. Рассмотрим вначале первые. В социально-экономическом плане предпосылки возникновения социологии необходимо связывать, прежде всего, с развитием капитализма в первой трети ХIХ в., которое поставило проблемы общественных отношений, взаимодействия общества и человека в центр социального знания.

Жизнь людей в новых условиях породила противоречивые оценки и взгляды на развитие ведущих капиталистических стран, в первую очередь Англии и Франции; не случайно именно в них появились первые великие представители социологии – классики этой науки О. Конт и Г. Спенсер. С одной стороны, в этих странах наблюдался значительный экономический, социальный и политический прогресс в сравнении с предшествующим периодом их развития, с другой – характерными становились усиление эксплуатации, кризисы, неимоверно тяжелое положение рабочих, использование женского и детского труда, увеличение продолжительности трудовой недели, крайне неблагоприятные условия на производстве и в быту.

Реакция на эти процессы, естественно, оказалась неоднозначной. Трудящиеся стали прибегать к новым и мощным формам классового противоборства. Это в первую очередь движение луддитов (направленное на разрушение машин, в которых рабочие фабрик видели своих главных врагов), затем восстания лионских ткачей во Франции, силезских – в Германии, чартистское движение в Англии.

В социальной мысли первой половины ХIХ в. существовало несколько форм реакции на эти процессы. Это были и утопический социализм, и марксизм, и консервативное, и либеральное направления и др. Определенной формой рефлексии социально-экономического и политического развития капитализма стало возникновение новой науки об обществе – социологии, которая должна была объяснить естественность и закономерность этого процесса и всего того, что могло быть с ним связано.

Вместе с тем, истоки социологии следует искать не только в самом капиталистическом обществе, его социально-экономическом и политическом развитии и потребности иметь объективное научное знание об этих процессах. Несомненно, корни социологии объясняются и общецивилизационной природой. Имеются в виду постепенное складывание мирового рынка, появление схожих политических структур, формирование взаимосвязей различных культур и многое другое. Иными словами, предпосылки возникновения социологии следует видеть в рамках движения в сторону целостного социального мира. Необходимость его изучения, конечно же, требовала новой, особой науки об обществе.

Появление социологии можно рассматривать как своеобразный отклик на эту общественную потребность. Поэтому не случайно уже в социологических построениях Конта, Спенсера, Маркса уделялось большое внимание широким социальным проблемам (некоторые из них мы сейчас назвали бы глобальными). Первых «настоящих» социологов, тех, кто провозгласил принципы новой науки, интересовало прежде всего общество как таковое. Этому как нельзя лучше способствовали сложившиеся к середине ХIХ в. теоретические построения и концепции, о которых чуть дальше будет специально сказано.

Поэтому не следует преувеличивать роль социально-классового аспекта в возникновении социологии, как это еще до недавнего времени делалось у нас в литературе, когда говорилось о доминирующих интересах буржуазии в становлении и развитии новой науки. Но, вероятно, отказываться от рассмотрения этого аспекта полностью также не стоит. Тем более, что сами основоположники социологии, в первую очередь Конт, уделяли этой проблеме особое внимание. В работе «Система позитивной политики» он специально рассматривал связь между социологическим позитивизмом (см. подробнее о нем в следующей главе) и французской революцией, а также теми классами, слоями и группами, которые были в ней заинтересованы.

Рассуждая о причинах конституирования социологии как отдельной, особой науки об обществе, некоторые исследователи полагали, что в основе этого процесса лежали охранительные задачи. Логика размышлений была примерно такой. Идеи начального периода буржуазного развития (ХVIII в.), содержавшие в себе революционный дух, оказались неприемлемыми в новых условиях. Капиталистический строй утвердился, окреп и уже не нуждался в революционном обосновании своего развития. Наоборот, появилась новая социальная задача: сохранить буржуазное общество, с решением которой и связывали возникновение социологии отдельные отечественные ученые.

Читайте также:
Социальная защита населения - основные направления и формы

Принимая такие аргументы лишь как частично объясняющие возникновение социологии (с точки зрения ее социально-экономических, политических и идейных предпосылок), необходимо отметить, что существовала логика прогресса не только общества, но и науки. Причины появления новой отрасли научного знания разумно было бы искать как за ее пределами, так и в развитии самой науки.

Существенное значение в этом плане приобретают достижения естествознания, которые, с одной стороны, можно рассматривать автономно, как самодостаточные, с другой же – как необходимые естественно-научные предпосылки возникновения социологии. Речь идет в первую очередь об открытиях в области математики, астрономии, физики, механики (отсюда появление «механической» модели общества, в которой оно сравнивалось с машиной, где каждый винтик выполняет свою функцию), совершенных к середине ХIХ в., а чуть позднее – в области биологии (имеется в виду создание клеточной теории немецкими учеными Т. Шванном и Я. Шлейденом, а затем – эволюционной теории английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным).

Без достижений в этих науках не могло быть и речи о появлении социологии, поскольку она изначально конструировалась, созидалась по образцу точных естественных наук, методы же социологии должны были воспроизводить основные методы естествознания (наблюдение, эксперимент и др.). Поскольку эти методы приводили ученых в области естественных наук к получению нового и точного знания и установлению научных фактов, постольку именно они привлекали внимание исследователей общества. Не случайно об этом говорил К.А. Сен-Симон, выдвигая идею позитивного знания об обществе и человеке, знания, которого можно добиться с помощью применения подобных методов. Позднее этой идеей в полной мере воспользуется О. Конт.

Сказанное о методах касалось и законов общества, которые должны были, так или иначе, соответствовать законам природы, открываемым представителями естественных наук. Объективность, достоверность, доказательность, точность – вот лишь некоторые характеристики естественно-научных законов, которые распространялись на социологию. По существу сложилась ситуация, когда социальное знание должно было как бы «догонять» естественно-научное знание. Первое могло укрепить свой статус только за счет второго, оказавшись вместе с ним в одном общенаучном «доме», в котором были бы приняты единые «законы жизни» и единые «правила игры», т.е. методы исследования.

Говоря о теоретических предпосылках социологии, следует отметить, что социальное мышление, развитие которого привело к возникновению этой науки, включало в себя две наиболее выраженные ориентации – консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество с точки зрения его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации (один из наиболее видных и ярких представителей – Ж. де Местр, Франция) конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось значимее, выше и важнее, чем человек.

Либеральная ориентация (наиболее яркие представители – И. Бентам, Дж. Милль, Англия) основывалась на ином представлении о соотношении человека и общества. Хотя последнее также рассматривалось как своего рода механический агрегат, состоящий из отдельных частей, все же человеку отводилась немаловажная роль в его изменении. Более того, индивидуальная сознательная деятельность как раз и приобретала смысл тогда, когда направлялась на улучшение общества как своеобразного «искусственного тела». Сформировалась идеология индивидуализма, сумевшая выразить одну из важнейших сторон сущности человека. Основной смысл этой идеологии можно было бы определить так: что лучше для человека, то лучше для общества. В целом же обе ориентации сыграли определенную роль в возникновении и последующем развитии социологии, поскольку для нее вопрос о соотношении общества и человека является одним из центральных.

Рассматривая идейные предпосылки социологии как науки, нельзя забывать и о значении утопического социализма, о воздействии его идей, о личном влиянии одного из крупнейших представителей этого социального течения французского мыслителя Сен-Симона на основателя социологии Конта. Одна из центральных линий этого не только личного, но и идейного влияния была связана с трактовкой прогресса как универсального закона природы. Вера и убежденность в возможности как общественного, так и научного прогресса были характерны для многих мыслителей эпохи Просвещения во Франции, в первую очередь для Ш. Монтескьё и Ж. Кондорсе. Эта идея сыграла значительную роль в становлении социологии как науки, которая изначально ориентировалась на понимание поступательного и прогрессивного развития общества.

Говоря об идейных предпосылках социологии, нельзя не сказать о взглядах французского просветителя Ш. Монтескье. Выше уже отмечалось, что такой блестящий специалист по истории социологии, как Р. Арон, ведет отсчет «социологического времени» именно от Монтескьё. Известный русский социолог Н.И. Кареев писал: «Мы не можем не признать, что, если кто-либо имеет право на имя социолога, когда не было еще социологии, то это право принадлежит, конечно, Монтескьё».

Французский предшественник социологии пытался рассматривать развитие общества сквозь призму влияния на него различных природных факторов – географической среды, климата, численности населения, размеров территории и т.д. В этом смысле он был провозвестником целого социологического направления под названием «географический детерминизм». Уделяя большое внимание политическим проблемам общественной жизни, он рассматривал их решение в зависимости от естественных факторов. Монтескьё стремился за случайными явлениями, конкретными общественными событиями и фактами увидеть скрытые внутренние причины, их вызвавшие. Однако он не изучал современное ему общество как нечто целостное, то есть то, что составляет сердцевину социологической науки. Уделяя основное внимание характеристике политических процессов, политического строя, он не видел прогресса в целостном ходе истории.

Читайте также:
Социальный контроль - формы, методы, роль в развитии общества

Ряд идейно-теоретических предпосылок социологии содержался в философских концепциях мыслителей, занимавшихся анализом исторического и современного материала. Особое значение в этом плане имели взгляды на проблему социального неравенства и классовых различий. С конца ХVIII в. стало входить в употребление понятие «класс», нетождественное распространенному тогда понятию «сословие». Затем у французских историков периода реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо, О. Минье) появляется понятие классовой борьбы.

Приобретает важное значение характеристика гражданского общества, связанного, прежде всего, с демократической формой его существования. Великий немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (чьи диалектические идеи мы не можем не принимать в расчет, когда говорим о появлении новой науки – социологии) рассматривал гражданское общество и как единое (ни один индивид в нем не может обойтись без других), и как раздираемое противоречивыми, зачастую антагонистическими интересами.

Наконец, к этому же смысловому ряду предпосылок можно отнести и взгляды итальянского мыслителя Дж. Вико (конец ХVIII в.) на прогресс, согласно которым последний имеет объективный, циклический и провиденциальный (осуществляющий замысел Бога) характер.

Для возникновения социологии имело значение, притом существенное, то, что, наряду с умозрительными философскими построениями, появлялись эмпирические социальные исследования, связанные с социальной статистикой. Проводились хозяйственные переписи, разрабатывалась техника массовых статистических опросов, закладывались основы демографии. Развивались этнографические и антропологические исследования, причем последние меняли свой характер и направление. Если в середине ХVIII в. антропология была связана с изучением человеческого тела, то спустя столетие ее определяли как науку о человеке, включающую языкознание, культуроведение и др.

Итак, к 1830–1850-м гг. сложились все необходимые социальные, естественно-научные и идейно-теоретические предпосылки возникновения новой социальной науки. Требовалось иное осмысление общественных процессов и явлений, которое можно было обеспечить с помощью особой науки – социологии.

Социальные группы: понятие, примеры, классификация, функции

Приветствую Вас, друзья!

Каждый человек является частью нескольких социальных групп, люди в которых объединены определенными признаками. Это утверждение справедливо даже по отношению к тем, кто практически ни с кем не общается и взаимодействует с миром только через интернет. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляют собой социальные группы, как они формируются, какими признаками обладают и какую роль играют в нашей жизни.

Что такое социальная группа?

Социальная группа – это совокупность людей, так или иначе связанных между собой и объединенных определенными признаками. В роли таких признаков могут выступать возраст, религиозные и идеологические взгляды, принадлежность к субкультуре и прочие особенности. Социальная группа может определяться одним фактором или совокупностью нескольких факторов.

Минимальный размер социальной группы зависит от того, с какой целью она выделяется. В определенных ситуациях это может быть и 2 человека. Но в большинстве случаев речь идёт о группах, включающих хотя бы несколько человек. Максимальный размер социальной группы не ограничен и зависит от того, насколько распространен признак, по которому выделяется данная группа.

Примеры социальных групп:

  • школьники старших классов;
  • абитуриенты определенного вуза;
  • спортсмены;
  • молодые мамы на детской площадке;
  • программисты;
  • железнодорожные работники.

Социальные группы могут выделяться по разным признакам, объединяться между собой или, наоборот, разделяться по какому-то дополнительному признаку. К примеру, студенты и студентки, обучающиеся на одном курсе вуза, могут рассматриваться как одна обобщенная или две отдельные социальные группы (в зависимости от задачи).

Сопоставление человека с определенной социальной группой позволяет понимать его потребности, интересы, особенности поведения и прочие личностные характеристики, ничего о нём не зная. Поэтому данное понятие так интересует маркетологов.

Признаки социальных групп

При объединении людей в социальные группы используется обобщение по следующим признакам:

  • наличие между ними определенных взаимосвязей;
  • прямое или косвенное взаимодействие между ними;
  • устойчивость объединяющего признака;
  • приверженность общим идеям;
  • наличие ожиданий относительно друг друга;
  • ощущение принадлежности к группе;
  • характерные особенности поведения;
  • наличие некоей внутренней организации (например, в компании друзей за каждым обычно закрепляется определенная роль).

Социальная группа – это объединение людей, которые сами как-то соотносят себя друг с другом. При этом они не обязательно взаимодействуют между собой напрямую (к примеру, прихожане церкви могут не быть знакомыми между собой, но признают, что являются частью объединения).

Классификация социальных групп

Для лучшего понимания того, что такое социальная группа, разберёмся с особенностями классификации различных групп. Американский социолог Чарльз Кули предложил разделить их на два типа:

  • Первичные. Такие группы объединяют людей, которые связаны между собой напрямую, имеют эмоциональную близость или кровное родство.
  • Вторичные. В такие группы входят люди, объединенные какими-то общими интересами, взглядами или идеями. При этом изначально у них нет личной или эмоциональной привязанности. Это может быть профсоюз или рабочий коллектив предприятия.

Другой распространенный метод классификации основывается на способе внутренней организации и регулирования взаимодействия между членами группы. В рамках данной классификации социальные группы делятся на:

  • Формальные. Такие группы обычно имеют отношение к определенным организациям, а взаимоотношения между их членами подчиняются правилам, прописанным в официальных документах. Примером такой социальной группы может служить коллектив предприятия, группа или поток студентов.
  • Неформальные. Такие социальные группы возникают стихийно на основании наличия у достаточного количества людей взаимных интересов. Примером такой социальной группы может служить компания друзей или группа молодых родителей, которые гуляют с детьми на одной и той же площадке.
Читайте также:
Статистическое наблюдение - методы, примеры исследования

Ещё один признак, который часто используется – это степень принадлежности индивида к определенной группе. Данный подход применяется, когда нужно показать отношение конкретного человека к социальной группе. Здесь возможны три варианта:

  • Ингруппа. Это социальная группа, с которой конкретный человек соотносит себя сам. Это может быть своя конфессия, компания, семья, друзья.
  • Аутгруппа. Такую социальную группу человек оценивает как чужую для себя. Это может быть чужая конфессия, другая группа в вузе или коллектив другой компании.
  • Референтная группа. Это группа, с которой человек себя не соотносит, но хочет соотносить, ориентируясь на их систему ценностей. У референтной социальной группы есть две основных функции: нормативная (даёт человеку систему ценностей, на которую можно ориентироваться) и сравнительная (позволяет оценивать себя и свои успехи на текущем этапе).

Ещё один вполне очевидный признак для классификации – численность. По нему все социальные группы делятся на два типа:

  • Малые. К данному типу обычно относят группы, насчитывающие от 2 до 30 участников. Примером может служить семья, компания друзей или школьный класс.
  • Большие. К этому типу относят группы, количество участников в которых превышает 30 (верхний предел не обозначен). Это может быть профсоюз или религиозная конфессия.

Принадлежность к социальным группам может меняться либо сохраняться в течение жизни. К примеру, место рождения, цвет кожи, пол и некоторые особенности здоровья не меняются. Соответственно, по данным признакам человек всю жизнь принадлежит к определенным социальным группам. Но при этом у него меняется возраст, социальный и семейный статус, место жительства, уровень дохода и многие другие признаки, в связи с чем он переходит между разными группами.

Способы деления на социальные группы

Рассмотрим несколько наиболее важных признаков, используемых социологами, маркетологами и прочими исследователями для определения социальных групп.

  • Возраст. От данного признака зависит практически всё в жизни человека: его интересы, социальный и семейный статус, здоровье и многие другие признаки, имеющие значение для социологических, маркетинговых и прочих исследований.
  • Пол. От пола также зависит сфера интересов человека, потребности, особенности здоровья, образ жизни и многое другое.
  • Территория проживания. Это может быть конкретный регион проживания или тип местности (сельская, городская).
  • Профессия. Социальная группа, выделенная по данному признаку, может включать представителей конкретной профессии (врач) или определенной специализации (хирург, ортопед, офтальмолог).
  • Религиозная принадлежность. В мире существует порядка 5000 различных религиозных направлений. У основных религий количество последователей исчисляется миллиардами.
  • Национальность. Несмотря на растущую популярность космополитизма, большинство людей в мире отождествляют себя с определенной нацией.

Разумеется, один человек на основании перечисленных признаков может быть отнесён к нескольким социальным группам. К некоторым он будет относиться на протяжении всей жизни (пол, национальность), другие будут меняться (возраст), третьи он, возможно, поменяет сам (профессия, религиозная принадлежность, место проживания).

Правила поведения в социальной группе

Для многих социальных групп характерны определенные правила поведения, называемые «групповыми нормами». Чаще всего групповыми нормами являются:

  • манера речи, сленговые особенности;
  • стиль поведения;
  • стиль одежды, характерные предметы гардероба (кепка, кеды) или аксессуары (рюкзак, портфель);
  • обычаи и ритуалы;
  • повседневные привычки.

В формальных социальных группах соблюдение групповых норм часто является требованием (к примеру, школьники должны носить форму и приходить в школу с рюкзаком или портфелем). В неформальных социальных группах нет официальных правил, требующих соблюдать групповые нормы, но их несоблюдение может привести к неуважению, непризнанию и прочим санкциям со стороны других участников.

Функции социальных групп

Ещё одним важным моментом в понимании того, что такое социальная группа, является знание её функциональной значимости (то есть, пользы, которую она может приносить своим участникам). Социологи называют следующие функции социальных групп:

  1. Экспрессивная функция. Каждый человек нуждается в выражении своих эмоций, в одобрении его взглядов и идей. Его социальная группа даёт ему возможность самовыражаться, обеспечивает уважением и одобрением со стороны других участников.
  2. Эмоциональная поддержка. В любой трудной ситуации человеку необходимо чувствовать, что он не один и у него есть круг эмоционально близких людей. Иногда это семья или друзья, а иногда – единомышленники.
  3. Социализация. Социальная группа может помочь человеку найти своё место в обществе, познакомиться с потенциальными друзьями, найти спутника жизни (более подробно о социализации читайте в этой статье).
  4. Инструментальная функция. Нельзя недооценивать важность социальных групп в плане взаимопомощи. К примеру, национальные диаспоры часто помогают людям трудоустроиться в чужой стране.

Отличия социальной группы от социальной общности

Следует отличать понятия социальная группа и социальная общность. Социальная группа – это объединение людей, так или иначе взаимодействующих между собой или имеющих отношение друг к другу, даже если они не знакомы между собой (к примеру, коллектив большой корпорации является социальной группой).

Социальной общностью называется некоторая совокупность людей, не имеющих отношения друг к другу, но объединяемых каким-то общим признаком. Кроме того, в отличие от социальной группы, она может представлять собой временное объединение людей. К примеру, зрители, пришедшие в кинотеатр на просмотр фильма – это социальная общность, но не группа.

Читайте также:
Индустриальное общество - определение, особенности, отличия

Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп

Содержание:

Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.

В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.

Характеристики социальных групп и общностей:

  • По демографическому признаку (половозрастная структура);
  • По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
  • По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
  • По территориальному размещению;
  • По профессиональной деятельности;
  • По уровню образования, измеряемого в годах;
  • По вероисповеданию;
  • По классовому признаку (низший, средний и высший);
  • По политическим взглядам.

Классификация социальных групп

Разновидность социальных групп

1) Характер взаимодействия:

  • Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
  • Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.

2) Способ организации и регуляции действий:

  • Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
  • Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.

3) Принадлежность индивидов к группе:

  • Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
  • Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
  • Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

  • малый количественный состав (2-30 человек);
  • межличностные отношения и близость индивидов;
  • длительное время существования;
  • наличие общих целей и задач;
  • наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
  • высокий уровень информативности каждого члена;
  • наличие лидера;
  • разделение социальных ролей;
  • эмоциональное общение индивидов;

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.

Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.

Общество – самая большая социальная группа.

В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.

Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:

  • общность личностных и общественных интересов;
  • общность задач, целей и ценностей.
  • предметная – достижение поставленных задач;
  • социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.

5) Социально-значимые признаки:

Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.

Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.

Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.

Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.

  1. Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
  2. Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.

Функции социальной группы:

  • первичная и вторичная социализация;
  • ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
  • даёт ощущение принадлежности к социальной общности.

Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.

Социальные группы и социальные общности

Содержание:

  • 1 Социальная общность
    • 1.1 Признаки социальной общности
    • 1.2 Виды (типы) социальных общностей
  • 2 Социальная группа
    • 2.1 Признаки социальной группы:
    • 2.2 Виды социальных групп
  • 3 Квазигруппа
    • 3.1 Виды квазигрупп
  • 4 Различие между социальной группой и социальной общностью
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 14-06-2021, 22:38
  • ЕГЭ по обществознанию / Социальные отношения ЕГЭ
  • adminn
  • 1 253
Читайте также:
Основные идеи Эмиля Дюркгейма в социологии и их значение

↑ Социальная общность

Социальные общности – это некие большие социальные образования, объединяющие своих членов на основании одного какого-либо значимого признака (территория проживания – территориальные общности; этнос – этнические общности; возраст – возрастные общности, такие как дети, молодёжь, люди среднего или зрелого возраста, «старики» и пр.) и способные разделяться на малые социальные сущности (малые общности и группы).

↑ Признаки социальной общности

  • наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность;
  • наличие единых правил, норм;
  • солидарность;

↑ Виды (типы) социальных общностей

Территориальные – совокупности людей, проживающих на одной территории (дальневосточная общность, население города и деревни).
Этнические – совокупности людей, имеющих одни этнические корни, принадлежащие к одному этносу (территориально компактные этнические общности – японцы, французы; территориально разобщённые этнические общности – евреи).
Демографические – совокупности людей, образованные по принципу идентичности демографических характеристик (молодежь, женщины, женатые, бездетные).
Культурные (субкультурные) совокупности людей, объединённых одной культурой или принадлежащих к одной субкультуре (хиппи, панки,
хипстеры, геймеры; представители русской, японской культуры и т. д.).

По времени существования можно разделить общности на кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры одного автобуса), длительные (от нескольких дней до нескольких лет: коллективы предприятий, воинские подразделения) и долговременные (от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации).

По степени связи между индивидами можно выделить тесно сплоченные общности (организации) и аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).

По уровню солидарности можно разделить на

  • Множества (при отсутствии взаимных социальных действий имеются совпадающие цели, интересы):

К множествам относятся категории – статистические совокупности индивидов, имеющих сходные социальные признаки (студенты, подростки, женщины, «новые русские», «бедные» и т.д.; агрегации – объединения людей, пространственно находящихся в одном месте (пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета, клиенты фитнес-зала и др.); массы – совокупности людей, характеризующиеся сходными (однородными), но не социальными действиями (люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы, сходным действием для них выступает паника; люди, стремящиеся носить одинаковую одежду, действие их объединяющее – следование моде и т. д.).

  • Контактные общности (в них воплощается реальная, но кратковременная солидарность)

Их формы: аудитории – одноразовые, относительно кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов) взаимодействия коммуникатора (лектора, певца, актера и пр.) и реципиента (слушателя); толпы – общности людей, объединенных сиюминутным
настоящим (разновидности толп: случайная – зеваки на пожаре; обусловленная – очередь за билетами на спортивный матч; действующая – мятежники); социальные круги – общности людей одного социального положения, собравшихся вместе для удовлетворения своих социальных потребностей в общении, заботе о других, признании, престиже (встреча друзей, конференция
ученых, школьный бал). Социальные круги нередко становятся основой для формирования групповых общностей.

  • Групповые общности (или социальные группы ), в которых воплощается долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями солидарность.

↑ Социальная группа

Социальная группа – объединение людей, занятых одной деятельностью, определённым образом взаимодействующих друг с другом, идентифицирующих себя с ней и признающихся её членами другими представителями этой группы.

↑ Признаки социальной группы:

  • внутренняя организация;
  • общая (групповая) цель деятельности;
  • образцы (модели) групповой деятельности;
  • внутригрупповая коммуникация;
  • интенсивные групповые взаимодействия (межличностные отношения);
  • групповые процессы (охватывают все изменения в группе, её развитие);
  • групповые ценности (универсальные и специфические);
  • групповые нормы (универсальные и специфические);
  • групповые формы социального контроля (поощрительные и запретительные санкции).

↑ Виды социальных групп

По характеру взаимодействия традиционно выделяют первичные и вторичные социальные группы.

Первичные социальные группы – малые группы, небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Данная группа обеспечивает обеспечивающая успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию. Возникает за счет прямых личных контактов, отличается высокой плотностью взаимосвязей членов группы и идентификацией их с ней (семья, группа друзей, сверстников, соседская общность).

Основные функции: формировать моральные нормы, которые человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь; выступать средством поддержки людей.

Вторичные социальные группы – разновидности больших и формальных групп (социальных институтов, организаций). В них чаще всего отсутствует непосредственное взаимодействие членов этого социального образования.

Итак, первичные группы ориентированы на установление взаимосвязи между ее членами, вторичные группы – на достижение цели.

По характеру внутригрупповых связей различают формальные и неформальные социальные группы:

Формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение). Признаки формальной группы: заданная чаще всего извне рациональная цель; предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы.

Неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам.

Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать или внутри формальной группы могут возникнуть неформальные группы (внутри профессионального коллектива – формальной группы возникают дружеские компании – неформальные группы).

По численности социальные группы делятся на малые (2—30 человек) и большие .

Малые – социальные образования, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга (семья, студенческая группа, производственная бригада, дружеская компания). Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют общие нормы и ценности.

Читайте также:
Анкетирование как метод исследования - примеры, методика

Отличительные признаки малой социальной группы:
– небольшое число членов;
– непосредственность общения между ее членами;
– общие интересы, цели и совместная деятельность;
– определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;
– разделение труда, координация и дополнительность деятельности;
– внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;
– общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;
– определенная структура организации и управления;
– групповая идентичность с точки зрения посторонних.

Большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).

По степени открытости социальные группы делятся на открытые и закрытые .

Открытые – это группы, которые стремятся расширить свой членский состав. Особенно это типично для формирующихся групп на стадии их расширения и потенциального определения.

Закрытые – это группы, организованные таким образом, чтобы ограничивать число своих членов, вплоть до исключения тех, кто формально сохраняет право оставаться их членом. Это особенно относится к элитам – как самоконтролирующимся, так и социально признанным. Эта политика исключения определяется не только сохранением престижа и могущества группы, но и иными структурными и эгоистическими соображениями её членов.

Обособленно стоит референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на её ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, ориентиром, точкой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций индивида.

По социальному положению различают следующие социальные группы:

  • социально-классовые;
  • демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.);
  • этнические (нации, племена);
  • социально-территориальные (город, деревня);
  • профессиональные.

↑ Квазигруппа

↑ Виды квазигрупп

  • Аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (передача и прием информации непосредственно или с помощью технических средств)
  • Фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок группе или религиозному культу.
  • Толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

↑ Различие между социальной группой и социальной общностью

Сегодня принято отделять социальные группы от социальных общностей на основании следующих признаков:

Приведите примеры формальных и неформальных групп людей

u041eu0434u043du0438u043c u0438u0437 u043eu0441u043du043eu0432u043du044bu0445 u0440u0430u0437u043bu0438u0447u0438u0439 u043cu0435u0436u0434u0443 u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043eu0439 u0438 u043du0435u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043eu0439 u0433u0440u0443u043fu043fu043eu0439 u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u043fu0440u043eu0446u0435u0441u0441, u043fu043eu0441u0440u0435u0434u0441u0442u0432u043eu043c u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u0444u043eu0440u043cu0438u0440u0443u044eu0442u0441u044f u043du0435u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0433u0440u0443u043fu043fu044b.n

u0424u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du0430u044f u0433u0440u0443u043fu043fu0430 u0444u043eu0440u043cu0438u0440u0443u0435u0442u0441u044f, u043au043eu0433u0434u0430 u043bu044eu0434u0438 u0441u043eu0431u0438u0440u0430u044eu0442u0441u044f u0432u043cu0435u0441u0442u0435 u0434u043bu044f u0434u043eu0441u0442u0438u0436u0435u043du0438u044f u043au043eu043du043au0440u0435u0442u043du044bu0445 u0446u0435u043bu0435u0439 u0438 u0437u0430u0434u0430u0447. u041eu0444u0438u0446u0438u0430u043bu044cu043du0430u044f u0433u0440u0443u043fu043fu0430 u0438u043cu0435u0435u0442 u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0435u043du043du044bu0435 u0441u0442u0440u0443u043au0442u0443u0440u044b u0438 u0440u043eu043bu0438, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u044bu0445 u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu044fu044eu0442u0441u044f u043eu0431u044fu0437u0430u043du043du043eu0441u0442u0438 u0447u043bu0435u043du043eu0432 u0433u0440u0443u043fu043fu044b. u0414u0435u0439u0441u0442u0432u0438u044f, u0432u044bu043fu043eu043bu043du044fu0435u043cu044bu0435 u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043eu0439 u0433u0440u0443u043fu043fu043eu0439, u0438u043cu0435u044eu0442 u043au043eu043du043au0440u0435u0442u043du044bu0435 u0440u0443u043au043eu0432u043eu0434u044fu0449u0438u0435 u043fu0440u0438u043du0446u0438u043fu044b, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0445 u0447u043bu0435u043du044b u0433u0440u0443u043fu043fu044b u0434u043eu043bu0436u043du044b u043fu0440u0438u0434u0435u0440u0436u0438u0432u0430u0442u044cu0441u044f u0438 u0441u043eu0431u043bu044eu0434u0430u0442u044c u0434u043bu044f u043eu0431u0435u0441u043fu0435u0447u0435u043du0438u044f u0445u043eu0440u043eu0448u0435u0439 u043au043eu043eu0440u0434u0438u043du0430u0446u0438u0438. u041du0435u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0438u0437 u043eu0431u0449u0438u0445 u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du044bu0445 u0433u0440u0443u043fu043f, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u044eu0442 u0432 u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0430u0446u0438u0438 u0438u043bu0438 u0441u043eu043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435, u0432u043au043bu044eu0447u0430u044eu0442 u0448u043au043eu043bu044b, u0446u0435u0440u043au0432u0438, u0431u043eu043bu044cu043du0438u0446u044b, u043fu0440u0430u0432u0438u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u043e u0438 u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0435 u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0430u0446u0438u0438.n

nu043fu0440u0438u043cu0435u0440: u0443u0447u0435u0431u043du044bu0439 u043au043bu0430u0441u0441, u043au043eu043bu043bu0435u043au0442u0438u0432 u0432 u043au043eu043cu043fu0430u043du0438u0438, u0441u043eu0432u0435u0442 u043cu0438u043du0438u0441u0442u0440u043eu0432, u0441u043fu043eu0440u0442u0438u0432u043du0430u044f u043au043eu043cu0430u043du0434u0430, u043au043eu043cu0438u0442u0435u0442

u041du0435u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du0430u044f u0433u0440u0443u043fu043fu0430 u0444u043eu0440u043cu0438u0440u0443u0435u0442u0441u044f, u043au043eu0433u0434u0430 u0434u0432u0430 u0438u043bu0438 u0431u043eu043bu0435u0435 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u0441u043eu0431u0438u0440u0430u044eu0442u0441u044f u0432u043cu0435u0441u0442u0435, u0447u0442u043eu0431u044b u0432u044bu043fu043eu043bu043du0438u0442u044c u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0435u043du043du0443u044e u0437u0430u0434u0430u0447u0443, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u0432 u043eu0441u043du043eu0432u043du043eu043c u043eu0440u0438u0435u043du0442u0438u0440u043eu0432u0430u043du0430 u043du0430 u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u043e. u041eu0441u043du043eu0432u043du0430u044f u0438u0434u0435u044f u0441u043eu0437u0434u0430u043du0438u044f u043du0435u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043eu0439 u0433u0440u0443u043fu043fu044b – u0443u0434u043eu0432u043bu0435u0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u043au0430u043a u043bu0438u0447u043du044bu0445, u0442u0430u043a u0438 u043fu0441u0438u0445u043eu043bu043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u043fu043eu0442u0440u0435u0431u043du043eu0441u0442u0435u0439. u041du0435u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du044bu0435 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043du0435 u043fu043eu0434u0447u0438u043du044fu044eu0442u0441u044f u043du0438u043au0430u043au0438u043c u043fu0440u0430u0432u0438u043bu0430u043c u0438 u043fu043eu043bu043eu0436u0435u043du0438u044fu043c u0432 u043au043eu043cu043fu0430u043du0438u0438, u0438 u0447u043bu0435u043du044b u044du0442u043eu0439 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043eu0445u043eu0442u043du043e u043fu0440u0438u043du0430u0434u043bu0435u0436u0430u0442 u043a u044du0442u043eu0439 u0433u0440u0443u043fu043fu0435. u041du0435 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0447u0435u0442u043au0438u0445 u0440u0443u043au043eu0432u043eu0434u044fu0449u0438u0445 u043fu0440u0438u043du0446u0438u043fu043eu0432, u0440u0435u0433u0443u043bu0438u0440u0443u044eu0449u0438u0445 u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u044c u043du0435u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043eu0439 u0433u0440u0443u043fu043fu044b.n

u043fu0440u0438u043cu0435u0440 : u0434u0440u0443u0437u044cu044f, u0441u0435u043cu044cu044f

u2022tu0424u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du044bu0435 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u0444u043eu0440u043cu0443u043bu0438u0440u0443u044eu0442u0441u044f, u043au043eu0433u0434u0430 u0434u0432u0430 u0438u043bu0438 u0431u043eu043bu0435u0435 u0447u043bu0435u043du0430 u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0430u0446u0438u0438 u0441u043eu0431u0438u0440u0430u044eu0442u0441u044f u0440u0443u043au043eu0432u043eu0434u0441u0442u0432u043eu043c u0441 u0446u0435u043bu044cu044e u0434u043eu0441u0442u0438u0436u0435u043du0438u044f u043au043eu043du043au0440u0435u0442u043du043eu0439 u0446u0435u043bu0438.n

u2022tu041du0435u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du044bu0435 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u0444u043eu0440u043cu0438u0440u0443u044eu0442u0441u044f u0438u0437 u0434u0432u0443u0445 u0438u043bu0438 u0431u043eu043bu0435u0435 u0447u043bu0435u043du043eu0432 u0441 u0446u0435u043bu044cu044e u0443u0434u043eu0432u043bu0435u0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u0438u0445 u043bu0438u0447u043du044bu0445 u0438 u043fu0441u0438u0445u043eu043bu043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u043fu043eu0442u0440u0435u0431u043du043eu0441u0442u0435u0439.n

u2022tu0421u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u044eu0442 u043fu0440u0430u0432u0438u043bu0430 u0438 u043fu043eu043bu043eu0436u0435u043du0438u044f u0432 u0440u0430u043cu043au0430u0445 u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043eu0439 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u0441 u043eu0444u0438u0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu043c u0440u0443u043au043eu0432u043eu0434u0438u0442u0435u043bu0435u043c, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0434u043eu043bu0436u0435u043d u043eu0431u0435u0441u043fu0435u0447u0438u0432u0430u0442u044c u0441u043eu0431u043bu044eu0434u0435u043du0438u0435 u0437u0430u043au043eu043du043eu0432 u0438 u043fu0440u0430u0432u0438u043b, u0432 u0442u043e u0436u0435 u0432u0440u0435u043cu044f u043fu0440u0435u0434u043bu0430u0433u0430u044f u0440u0443u043au043eu0432u043eu0434u0441u0442u0432u043e u0434u043bu044f u0433u0440u0443u043fu043fu044b.n

u2022tu041du0435u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du0430u044f u0433u0440u0443u043fu043fu0430 u043du0435 u043fu0440u0438u0434u0435u0440u0436u0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0435u043du043du043eu0433u043e u0448u0430u0431u043bu043eu043du0430, u043fu0440u0430u0432u0438u043b u0438u043bu0438 u0440u0443u043au043eu0432u043eu0434u044fu0449u0438u0445 u043fu0440u0438u043du0446u0438u043fu043eu0432, u0438 u043du0438u043au0430u043au043eu0439 u043eu0444u0438u0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0439 u043bu0438u0434u0435u0440 u043du0435 u043au043eu043du0442u0440u043eu043bu0438u0440u0443u0435u0442 u0433u0440u0443u043fu043fu0443. u041bu044eu0431u043eu0439 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u043cu043eu0436u0435u0442 u0432u0437u044fu0442u044c u043du0430 u0441u0435u0431u044f u043bu0438u0434u0435u0440u0441u0442u0432u043e u0432 u043bu044eu0431u043eu0439 u043cu043eu043cu0435u043du0442 u0432u0440u0435u043cu0435u043du0438.n

u2022tu0421u0442u0440u0443u043au0442u0443u0440u044b u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043eu0439 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu044fu044eu0442u0441u044f u0442u0430u043c, u0433u0434u0435 u043fu0435u0440u0435u0434u0430u0435u0442u0441u044f u0438u0435u0440u0430u0440u0445u0438u044f u0438 u043fu043eu0442u043eu043a u0438u043du0444u043eu0440u043cu0430u0446u0438u0438 u043eu0442 u043eu0434u043du043eu0433u043e u0447u043bu0435u043du0430 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043a u0434u0440u0443u0433u043eu043cu0443. u042du0442u043e u043eu0437u043du0430u0447u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0446u0435u043fu043eu0447u043au0430 u043au043eu043cu0430u043du0434, u043fu043eu0441u0440u0435u0434u0441u0442u0432u043eu043c u043au043eu0442u043eu0440u043eu0439 u0432u044bu043fu043eu043bu043du044fu044eu0442u0441u044f u0438u043du0441u0442u0440u0443u043au0446u0438u0438. u0412 u0431u043eu043bu044cu0448u0438u043du0441u0442u0432u0435 u0441u043bu0443u0447u0430u0435u0432 u043du0435u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du0430u044f u0433u0440u0443u043fu043fu0430 u043du0435 u0438u043cu0435u0435u0442 u0441u0442u0440u0443u043au0442u0443u0440, u043du043e u043au043eu0433u0434u0430 u043eu043du0430 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u0435u0442, u043eu043du0430 u0432 u043eu0441u043du043eu0432u043du043eu043c u043du0435 u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu044fu0435u0442u0441u044f. u042du0442u043e u043eu0437u043du0430u0447u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u043du0435u0442 u0446u0435u043fu043eu0447u043au0438 u043au043eu043cu0430u043du0434 u0438 u043fu043eu0442u043eu043au0430 u0438u043du0444u043eu0440u043cu0430u0446u0438u0438 u043eu0442 u043eu0434u043du043eu0433u043e u0447u043bu0435u043du0430 u043a u0434u0440u0443u0433u043eu043cu0443. u041au0440u043eu043cu0435 u0442u043eu0433u043e, u043eu0431u0449u0435u043du0438u0435 u0432 u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043eu0439 u0433u0440u0443u043fu043fu0435 u043fu0440u043eu0442u0435u043au0430u0435u0442 u0441u0432u0435u0440u0445u0443 u0432u043du0438u0437, u0432 u0442u043e u0432u0440u0435u043cu044f u043au0430u043a u0431u0435u0441u0435u0434u0430 u0432 u043du0435u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043eu0439 u0433u0440u0443u043fu043fu0435 u043fu0435u0440u0435u043cu0435u0449u0430u0435u0442u0441u044f u043fu043e u0433u043eu0440u0438u0437u043eu043du0442u0430u043bu0438 u0431u0435u0437 u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0435u043du043du043eu0433u043e u043fu0443u0442u0438.n

u2022tu0424u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du044bu0435 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043eu0431u044bu0447u043du043e u0431u043eu043bu044cu0448u0438u0435, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u043eu043du0438 u0441u0444u043eu0440u043cu0438u0440u043eu0432u0430u043du044b u0441 u0446u0435u043bu044cu044e u043eu0431u0435u0441u043fu0435u0447u0435u043du0438u044f u0442u043eu0433u043e, u0447u0442u043eu0431u044b u043eu043du0438 u043cu043eu0433u043bu0438 u0434u043eu0441u0442u0438u0447u044c u0446u0435u043bu0435u0439, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0438u0437u043cu0435u0440u044fu044eu0442 u0443u0441u043fu0435u0445 u043au043eu043cu043fu0430u043du0438u0438. u0427u043bu0435u043du044b u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043eu0439 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043eu0431u043bu0430u0434u0430u044eu0442 u043du0430u0432u044bu043au0430u043cu0438 u0438 u043au043eu043cu043fu0435u0442u0435u043du0446u0438u0435u0439 u0434u043bu044f u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u043eu0442 u0438u043cu0435u043du0438 u043au043eu043cu043fu0430u043du0438u0438. u041du0435u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du044bu0435 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u0441u0440u0430u0432u043du0438u0442u0435u043bu044cu043du043e u043cu0430u043bu044b, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u0438u0445 u0444u043eu0440u043cu0438u0440u0443u044eu0442 u0431u043bu0438u0437u043au0438u0435 u0434u0440u0443u0437u044cu044f u0438u043bu0438 u043bu044eu0434u0438, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0437u043du0430u044eu0442 u0434u0440u0443u0433 u0434u0440u0443u0433u0430 u043du0430 u043bu0438u0447u043du043eu043c u0443u0440u043eu0432u043du0435. u042du0442u043e u0443u0441u043bu043eu0436u043du044fu0435u0442 u0441u0431u043eu0440 u043cu043du043eu0433u0438u0445 u0447u043bu0435u043du043eu0432, u043fu043eu0441u043au043eu043bu044cu043au0443 u043du0435 u0432u0441u0435 u0441u043eu0442u0440u0443u0434u043du0438u043au0438 u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0430u0446u0438u0438 u0437u043du0430u044eu0442 u0434u0440u0443u0433 u0434u0440u0443u0433u0430 u043du0430 u043bu0438u0447u043du043eu043c u0443u0440u043eu0432u043du0435.n

u2022tu0424u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du044bu0435 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043eu0431u044bu0447u043du043e u0441u0442u0430u0431u0438u043bu044cu043du044b u0438 u043cu043eu0433u0443u0442 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043eu0432u0430u0442u044c u0432 u0442u0435u0447u0435u043du0438u0435 u0434u043bu0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0433u043e u043fu0435u0440u0438u043eu0434u0430. u041au0440u043eu043cu0435 u0442u043eu0433u043e, u0437u0430u0434u0430u0447u0430, u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du043du0430u044f u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043eu0439 u0433u0440u0443u043fu043fu0435, u043cu043eu0436u0435u0442 u0434u043bu0438u0442u044cu0441u044f u0434u043eu043bu0433u043e, u043fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du0430u044f u0433u0440u0443u043fu043fu0430 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0434u043e u0442u0435u0445 u043fu043eu0440, u043fu043eu043au0430 u0437u0430u0434u0430u0447u0430 u043du0435 u0431u0443u0434u0435u0442 u0437u0430u0432u0435u0440u0448u0435u043du0430. u041du0435u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du044bu0435 u0433u0440u0443u043fu043fu044b u043du0435u0441u0442u0430u0431u0438u043bu044cu043du044b, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u0438u043cu0438 u0440u0443u043au043eu0432u043eu0434u044fu0442 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430 u0447u043bu0435u043du043eu0432. u0412 u0441u043bu0443u0447u0430u0435, u0435u0441u043bu0438 u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u044f u043cu0435u0436u0434u0443 u0447u043bu0435u043du0430u043cu0438 u0441u0442u0430u043du043eu0432u044fu0442u0441u044f u043du0435u0441u0442u0430u0431u0438u043bu044cu043du044bu043cu0438, u0433u0440u0443u043fu043fu0430 u0431u0443u0434u0435u0442 u0440u0430u0441u043fu0443u0449u0435u043du0430.n “>]” data-test=”answer-box-list”>

Читайте также:
Молодежный экстремизм - определение, причины, виды

Группы формальные и неформальные

Урок 24. Обществознание 6 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Группы формальные и неформальные”

Мы уже с вами знаем, что на основании различных критериев принято выделять различные виды социальных групп, например, в зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия внутри группы, различают формальные и неформальные социальные группы.

Впервые деление малых групп на формальные и неформальные было предложено американским психологом и социологом Джорджем Элтоном Мэйо.

Такой вывод учёный сделал, ссылаясь на данные, полученные в ходе проведённых им экспериментов.

Изучая производительность труда рабочих на фабриках Соединённых Штатов Америки, Мэйо заметил, что производительность труда рабочего определяется не его физическими способностями, не условиями, которые создал работодатель, и даже не уровнем заработной платы, а влиянием группы, в составе которой этот работник трудится, причём эта группа не образовывалась руководством предприятия, а возникала стихийно, например, среди сотрудников, которые работали вместе.

Участники такой группы, которая впоследствии и была названа неформальной, вырабатывали для себя неписаные правила, которым старались следовать. В частности, эти неофициальные нормы регулировали норму выработки, отношения с руководством и «посторонними», а также другие аспекты внутренней жизни.

В частности, в одной из них никто не должен был делать продукции больше, чем другие рабочие.

Результаты экспериментов убедили учёного в том, что социальные группы, в которые официально или неофициально входит человек, оказывают на его деятельность значительное влияние.

Давайте познакомимся с формальными и неформальными группами более подробно.

Формальная группа – это группа, которая:

· обладает официальным статусом;

· имеет сознательно поставленную цель для своей деятельности;

· имеет чёткую иерархическую структуру;

· регулируется системой норм, правил, законов.

К формальным группам можно отнести школьный класс или коллектив организации.

Вхождение человека в состав формальной социальной группы не всегда добровольное.

Например, переходя из одной школы в другую, вы не всегда можете самостоятельно выбрать класс, в котором будете учиться, как правило, за вас это делает администрация школы.

Формальные группы, как правило, долговременны, хотя их личностный состав может изменяться, поскольку в таких группах существуют только социальные статусы, которые не зависят от людей их занимающих.

Например, группой рабочих на заводе руководит начальник цеха. Если этот человек уволится, то на его место придёт другой специалист, то есть человек поменяется, а социальный статус «начальник цеха» останется.

В современном мире человек проводит в обществе своих коллег по работе гораздо больше времени, чем вместе со своей семьёй. Согласно статистике, в среднем человек работает по сорок часов в неделю с двадцати до шестидесяти пяти лет.

Сложность задач, которые сегодня должен решать человек, заставляет его постоянно общаться и взаимодействовать с коллегами.

В итоге этого интенсивного социального взаимодействия очень часто формальные группы становятся той социальной средой, в которой люди начинают взаимодействовать между собой по неофициальным законам, формируя, таким образом, неформальные группы.

Согласитесь, что даже в вашем классе, который является официальной социальной группой, есть отдельные «кружки по интересам», вы с кем-то дружите и общаетесь, а с кем-то не желаете иметь ничего общего.

Неформальная группа может возникать и вне формальной. Например, это может быть группа туристов, отправившихся в путешествие, или дети, которые объединились для того, чтобы поиграть в футбол во дворе.

Можно говорить о том, что неформальная группа – это группа, которая:

· не имеет официального статуса;

· имеет сознательно поставленную цель для своей деятельности;

· не имеет официально установленной иерархической структуры;

· регулируется системой норм и правил, выработанных внутри группы.

К неформальным группам можно отнести приятелей и друзей. Согласитесь, что никто не собирал вас и ваших друзей в одном месте и официально не зачитывал приказ, о том, что с этого момента вы должны дружить и общаться. Всё произошло само по себе.

Мотивы вступления человека в формальную и неформальную группы совершенно разные.

Когда люди вступают в формальные группы, они, как правило, либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение, доход, либо ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой организации.

Например, ваши родители каждый день ходят на работу. Там они выполняют определённые трудовые обязанности, от того, как хорошо они будут это делать, зависит успешность организации в целом. И совершенно ясно, что за свой добросовестный труд они получают вознаграждение в виде заработной платы, которую впоследствии могут потратить на удовлетворение семейных потребностей.

Мотивами вступления человека в неформальную группу могут быть:

· решение личных проблем, которые трудно (невозможно) решить в одиночку;

· поиск поддержки в трудных ситуациях;

· повышение собственного статуса и авторитета;

· удовлетворение своих потребностей;

· заинтересованность одного участника группы в другом и так далее.

Читайте также:
Влияние культуры на формирование личности на примерах

Но, как и у любого товара в магазине есть своя стоимость, участие в неформальной группе также имеет свою цену, то есть любой участник неформальной группы также несёт определённые обязанности по отношению к другим участникам группы.

Прежде всего, это необходимость в осуществлении различных действий, которые не связаны непосредственно с личными интересами, но направлены на укрепление неформальной группы, повышают её престиж и признание.

Во-вторых, определённое ограничение своих прав и свобод.

В-третьих, личные обязательства, принятые по отношению к другим членам группы.

Понятно, что формальные и неформальные группы, хотят они этого или нет, постоянно взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие также имеет определённые особенности.

Одна из них состоит в том, что неформальная группа в ходе постоянной, регулярной совместной деятельности её членов постепенно может превратиться в формальную. Например, именно таким путём создаются политические партии и движения.

Это может выглядеть следующим образом. Один человек придумал несколько политических идей, о которых рассказал своим знакомым. Это их заинтересовало, и они начали собираться и обсуждать эти мысли время от времени. Постепенно к обсуждению присоединялись всё новые и новые люди, идея пошла в народ, и вот уже наши герои задумались об организации политической партии и участии в выборах. Как мы с вами видим, от неформальной группы до формальной практически только один шаг.

Ещё одной особенностью является то, что центральное место в неформальной группе занимает лидер, вокруг которого объединяются остальные члены группы. Очень часто бывает так, что если руководитель официальной группы не пользуется авторитетом, то этим авторитетом пользуется лидер неформальной группы. В данном случае есть два интересных момента.

Во-первых, такое положение дел может иметь довольно плачевные последствия для организации, как официальной группы в целом. Например, работники в один прекрасный момент просто откажутся выполнять распоряжение своего официального начальника.

А во-вторых, видя то, что официальный лидер не справляется с возложенными на него обязанностями и не контролирует своих подчинённых, взор вышестоящего начальства может быть обращён в сторону того, кто с этим справится. И таким образом неформальный лидер может получить статус формального.

Многие учёные считают, что неформальные группы могут помочь формальным в достижении поставленных ею целей, но для этого необходимо выполнить целый ряд условий.

Во-первых, признать существование неформальных групп и работать с ними.

Во-вторых, выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп.

В-третьих, перед тем, как начинать любые действия, необходимо просчитывать их возможное негативное влияние на участников неформальной группы.

В-четвёртых, разрешить неформальной группе участвовать в принятии решений.

В-пятых, сообщать точную информацию и тем самым препятствовать распространению слухов.

С точки зрения учёных, идеальной ситуацией является та, при которой интересы формальной и неформальной группы идеально совпадают. Такое совпадение интересов позволяет участникам групп достаточно тесно координировать свою деятельность, что в кратчайшие сроки позволит добиться поставленных перед группами целей.

Ну, это практически невозможно, – скажете вы. И ошибётесь. Пожалуй, наиболее яркий пример такого взаимодействия можно было наблюдать на автомобильном заводе в городе Кальмар (Швеция).

В начале шестидесятых годов двадцатого века владельцы завода решили отказаться от узкоспециализированных форм труда, при которых рабочие отвечали за одну или несколько операций и были достаточно жёстко «привязаны» к конвейеру.

Все рабочие предприятия, по своему желанию, были разбиты на несколько бригад. Бригадный метод работы должен был решить следующие задачи:

· улучшить поток обмена информацией в коллективе; теперь, в случае необходимости, рабочий мог заменить своего коллегу при той или иной операции;

· варьировать ритм труда;

· помочь работникам почувствовать сопричастность и ответственность за качество выпускаемой ими продукции.

Новый метод работы позволил в итоге повысить производительность труда.

Но руководство предприятия решило пойти ещё дальше и позволило рабочим сперва самостоятельно выбирать руководителя бригады, который должен был отвечать за обучение новых работников, осуществлять контроль за качеством продукции, участвовать от имени своей бригады в переговорах с дирекцией завода.

Но и этого предприимчивым шведам показалось мало, и они распространили данную практику на всё руководство завода. Это привело к тому, что рабочие стали лучше относиться к своему начальству, ведь они его сами выбрали и считали их одними из своих. Более того, рабочие стали сами сообщать администрации о случаях снижения норм выработки и о просчётах.

Кроме того, новая система организации отношений внутри формальных групп, мотивирующая на более эффективную работу, позволила существенно снизить документооборот на предприятии, теперь до семидесяти пяти процентов всей информации сообщалось сотрудникам завода в устной форме.

Вот так бывает, когда интересы формальной и неформальной групп совпадают на практике.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы с вами познакомились с формальными и неформальными группами, а также узнали о том, какую роль играют эти группы в жизни человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: