Проблема воспитания в комедии Недоросль – аргументы к сочинению

Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Сведения о писателе

Если изучить особенности воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль», можно понять, в какую эпоху жил автор. Денис Иванович родился в апреле 1745 года в Москве. Период его жизни приходится на екатерининскую эпоху. Отец писателя был уважаемым гражданином. Сын им очень гордился и несколько позже воплотил его образ на страницах своей комедии в роли Стародума.

Автор утверждал, что именно этот герой является его любимым, поскольку придерживается принципов и верит в идеалы. После окончания школы Денис Иванович поступил в гимназию при Московском университете, учился хорошо, позже перевелся на философский факультет.

В 1760 году Фонвизин стал одним из лучших учеников гимназии и отправился в Петербург. Именно здесь он знакомится с Ломоносовым. Несколько позже Денис Иванович начинает заниматься переводами.

Одновременно этим Фонвизин стал создавать свои оригинальные произведения. Они были резковаты, но заслуживали внимание читателей и литературных критиков. Проблематика человеческих отношений в них была настолько актуальна, что почти каждый мог увидеть в произведении себя или свою семью.

Специалисты утверждают, что в этот период была создана знаменитая комедия автора, которая стала первоначальным вариантом пьесы, изданной несколько позже. Любимым автором Фонвизина был Руссо. Помимо этого, он увлекался творчеством Вольтера, был под впечатлением французской просветительской идеи. В 1777 году Денис Иванович уезжает во Францию, находится там на протяжении 18 месяцев.

Умение Фовизина грамотно и быстро переводить произведения с разных языков помогло ему устроиться на хорошую должность. Долгое время он был секретарем главы русской дипломатии. Тяжелая болезнь (паралич) довольно рано забрала талантливого человека. Он умер в возрасте 47 лет, но до конца жизни занимался литературной деятельностью.

История создания комедии

Пьеса Дениса Ивановича стала популярной после его смерти и была включена в школьную программу. Однако ученики средних и старших классов не могут сразу понять проблему воспитания в «Недоросле». Аргументы к сочинению можно подобрать с легкостью, если изучить историю создания комедии, ее тему и основной сюжет.

В XVIII веке под термином «недоросль» понимали дворянина, который не получил должного образования и воспитания, а также не имел соответствующего документа, подтверждающего учебу. Таких людей не брали на службу и важные должности, им не разрешали жениться. Они были оторваны от мира образованных дворян.

Идея создания комедии, где действующими лицами стали бы люди из разных слоев населения, зародилась у Фонвизина во время пребывания во Франции. В этот период автор изучал:

  • философию;
  • юриспруденцию;
  • социальную жизнь страны.

Возвратившись на родину, он начал работу над произведением. Это заняло около 3 лет, а в 1782 году комедия была опубликована. Основной задачей автора было показать читателю, как устаревшие понятия препятствуют воспитанию целостной личности.

Подобные откровения, пусть и завуалированные, стали причиной гнева Екатерины II, которая запретила постановку пьесы на сцене. Фонвизин же предпринял попытку достучаться до людей с помощью журнала, в котором хотел излагать свои мысли. Однако императрица запретила его выпуск. Этот факт только подтверждает мысль о том, что правители не желают воспитывать истинных граждан, которые смогут отвечать за свои действия и наставлять других на верный путь.

Действующие лица

Сюжет комедии разворачивается в середине XVIII века. Героями книги становятся люди из разных слоев населения, имеющие свое видение окружающего мира. На страницах произведения можно увидеть социальное неравенство. Главные персонажи:

  1. Терентий Простаков — глава семейства, необразованный и слабовольный человек, старающийся во всем угодить своей невежественной и властной супруге. Любит своего сына умеренно, иногда не может поверить, что это действительно его отпрыск. Несмотря на богатство и положение в обществе, не умеет читать.
  2. Госпожа Простакова — супруга Простакова и хозяйка дома, любящая мать Митрофана. Считается главным отрицательным персонажем, относится к дворянскому роду, поэтому считает, что ей разрешено делать все. На первый план в жизни женщины выходит любовь к своему сыну Митрофанушке. Именно из-за наличия такого персонажа довольно остро стоит проблема воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль».
  3. Митрофан — сын Простаковых, недоросль. Юноша настолько беспечен, ленив и наивен, что не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе. Он не следит за одеждой, не желает учиться и предпочитает только забавы.
  4. Правдин — государственный деятель, направленный в имение Простаковых для проведения расследования, касающегося обращения госпожи со своими подчиненными.
  5. Стародум — основной положительный персонаж в комедии, дядя Софьи, человек высоких моральных принципов. Он учит племянницу жить по правилам, быть образованной и приличной девушкой.
  6. Софья — племянница Стародума, девушка с добрым сердцем.
  7. Милон — молодой и достойный человек, офицер, который помог предотвратить похищение Софьи, своей возлюбленной.
  8. Скотинин Тарас — человек, фамилия которого говорит сама за себя. Является братом Простаковой, очень любит свиней, желает взять Софью в жены, поскольку девушка имеет наследство.
  9. Кутейкин, Вральман и Цыфиркин — учителя Митрофанушки, которые так и не смогли его чему-либо научить.

Помимо основных персонажей в комедии раскрыт образ слуги в лице Тришки, кормилицы Еремеевны и камердинера.

Сочинение 2

Центральной фигурой произведения, вокруг которой разворачивается вся комедия, является сын типичного русского дворянина — Митрофанушка. Мальчик олицетворяет собой распространённый образ подростка, принадлежащего к высшему сословию. Жизнь Митрофана наполнена бездельем и ленью. Подросток создаёт видимость какой-либо деятельности, делает вид что учится. А на самом деле его не интересует ничего и занят он ни чем.

Львиную долю своих пороков Митрофан перенял у родной мамы. Простакова не только ухитрилась взрастить в себе все дворянские пороки, но и успешно передать их сыну. Жадность, наглость, невежество, деспотичность и неблагодарность — всё это черты её характера. Не уметь писать и читать — это славная традиция её семьи, признак истинного дворянства. Зачем человеку высокого происхождения быть грамотным? Ведь, при ненадобности, можно подчинённому дать поручение прочитать необходимое письмо. Подобный ход мыслей не чужд и её брату, дяде Митрофана — Простакову.

Получение подростком достойного образования, в доме Простаковых, является всего лишь фикцией, формальностью. Учителя наняты семьёй не для обогащения головы Митрофанушки знаниями, а для соблюдения сложившейся моды на получение образования. Кутейкин пытается обучить мальчика искусству словесности. Математик Цыфиркин учит арифметике. Они оба честно стараются привить Митрофану любовь к наукам. А учитель французского, Вральман, напротив, полностью потакает капризам нерадивого ученика. Свои действия он объясняет тем, что много учиться якобы крайне вредно для неокрепшего ума.

Читайте также:
Московские главы в романе Мастер и Маргарита, изображение мира

У Митрофана есть няня Еремеевна, которая когда-то была его кормилицей. В её основные обязанности входит защищать воспитанника от всех ударов судьбы и следить за своевременным питанием Митрофанушки. Несмотря на то что Еремеевна много лет самозабвенно служит семейству Простаковых, она неизменно получает от них регулярные выговоры и побои. Благодарность несвойственна обитателям дома Простаковых.

Свое эффективное решение проблемы воспитания автор озвучивает словами Стародума, считающего что хорошее воспитание является неотъемлемым атрибутом благополучного государства. Стародум жёстко делит всех людей на добропорядочных и порочных. Он выступает за строгость и борьбу с дурными наклонностями. В конце пьесы бессовестные помещики получают заслуженные наказания, а Митрофан поступает на службу в армию.

Первый конфликт

О воспитании Митрофана в комедии «Недоросль» можно судить уже после прочтения первого действия пьесы. В нем описывается недовольство матери юноши, которое та выражает по поводу работы Тришки. Парень является крепостным и по совместительству занимает должность портного, хотя не получил должного образования. Простакова ругает Тришку за плохо сшитый кафтан, который необходим ее сыну.

Поводом для получения новой вещи стала предстоящая женитьба на Софье, которая была дальней родственницей Простаковых, осталась сиротой и проживала временно в их имении. Однажды во время урока Митрофан сказал матери, что не желает учиться, а хочет жениться на Софье. Мать сразу соглашается с сыном, поскольку девушке в наследство досталось много земель и скота.

Она старается уговорить Митрофана нормально учиться, чтобы доказать будущей супруге свою образованность. Кутейкин и Цыфиркин начинают занятия с юношей, но после трех лет уроков он не в состоянии прочесть даже одну строчку. Это не расстраивает Митрофана и его мать. Последняя говорит, что сын должен отказаться от занятий, если ему они тяжело даются.

Еще одним учителем Митрофана становится Вральман, который должен научить его французскому языку и другим наукам. Никто не догадывается, что учитель является бывшим кучером и не в состоянии передать парню необходимые знания. Здесь Фонвизин дает читателю понять, что Простакова — невежественная и просто глупая женщина, поскольку не способна отличить хорошего педагога от обманщика.

На первых страницах читатель видит нравственное разложение взрослой женщины. Она не может дать своему сыну верные наставления, поскольку сама безграмотна и плохо воспитана. Ее хамство в обращении со слугами раскрывает сущность характера, его влияние на воспитание сына. Проблемный ребенок нуждается в крепкой руке, но отец его слабовольный человек, а мать слишком поглощена собственной любовью к сыну-переростку.

Отношение Простакова к собственной семье становится еще одной проблемой. Он во всем соглашается с супругой, не имеет собственного мнения и не принимает участия в воспитании сына. Митрофан отца не уважает, не прислушивается, иногда повышает голос, но Простаков не предпринимает попыток исправить ситуацию. Его рассуждения напоминают речи крепостного, несмотря на принадлежность к дворянскому роду.

Образование и воспитание в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» — то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.

Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.

В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.

Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.

Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.

Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, — два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность. Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения. Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.

Скрытые мотивы

Второй и наиболее актуальной проблемой, разворачивающейся на страницах комедии, считается дурной пример, который Простаковы подают собственному сыну. Когда мать юноши узнает, что Софья получила письмо от своего дяди Стародума, она пытается уличить девушку в измене или плохом поведении, но не может подтвердить свои предположения, ведь не умеет читать.

Читайте также:
Дворянское гнездо - краткое содержание, история создания, анализ

Позже женщина узнает, что в письме сказано о наследстве, которое дядя завещает своей любимой и единственной племяннице. Тогда Простакова старается побыстрее устроить свадьбу Митрофана с Софьей, чтобы заполучить деньги Стародума. Подобная корысть отрицательно отражается на воспитании нравственных идеалов юноши:

  • он не понимает, что для получения чего-либо в жизни нужно усердно трудиться, добиваться поставленной цели;
  • Митрофан уверен, что рядом всегда будет человек, который решит все проблемы;
  • парень считает, что получит желаемое в любом случае, при этом не имеет значения, каким способом это делать.

Итог подобного воспитания — невежественный, разбалованный, ленивый, тщеславный юноша, который решает жениться только ради забавы, не испытывая истинных чувств к избраннице. Бедный Митрофанушка уверен, что неблагочестивые поступки не отражаются на личности, а любое средство хорошо для получения желаемого. При этом он возлагает груз ответственности на плечи матери, не заботясь о ее душе.

Несмотря на всю любовь, которую отдавала Простакова сыну, он не оценил ее по достоинству. В последнем действии комедии он отмахивается от матери, высказывает претензию, что она слишком навязывается. Именно тогда женщина понимает, что осталась без власти не только над крепостными, но и над собственным ребенком.

Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

Классическая комедия «Недоросль» — это литература 8-го класса. Школьник должен осознать и прочувствовать проблему воспитания в комедии «Недоросль». Юноша, который понял положение недотепы Митрофана, не позволит себе лениться или относится к учебе несерьезно. Он понимает — глупым быть стыдно.

  1. Актуальность темы произведения
  2. Сюжет пьесы
  3. Аргументы к сочинению
  4. Конфликты в произведении
  5. Воспитание современной молодежи

Актуальность темы произведения

Вечный вопрос воспитания в пьесе выходит на первое место.

Д. И. Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 1792 году. С тех пор слово стало именем нарицательным для глупых, грубых и аморальных людей. Тема произведения — необразованность помещиков в царской России, которые могли унижать крестьян, считая их людьми низшего сорта.

Истинный гражданин — человек, имеющий не только ясный ум и хорошее образование, но и обладающий высокими морально-этическими качествами. Главные герои — супруги Простаковы абсолютно невежественны, и сын их растет таким же.

В те времена, а именно в период царствования Екатерины 2, существительное «недоросль» означало лицо без должного образования. Необразованный мужчина не мог получить чин или пойти на службу.

Митрофан — сын Простаковых — не любит ни учебы, ни труда. Юноша желает обрести и чин, и жену, но при этом не хочет прикладывать усилия. Даже если в будущем он и получит какие-либо знания, он останется недорослем. Общий уровень его воспитания и культуры речи ниже, чем у крестьян.

Актуальность работы Фонвизина заключается в том, что комедия поднимает вопрос воспитания и образования детей. Родители взращивают молодое поколение не для себя, а для служения обществу. Вечный вопрос воспитания остро стоит и в современном мире. Отцы не являются в большинстве случаев авторитетами для сыновей.

Сюжет пьесы

Писатель был озадачен проблемой невежества на Родине. Сюжет его комедии построен так, чтобы читатель понимал абсурдность поведения Митрофанушки, видел корни проблемы.

Вся пьеса состоит из 5 действий, что соответствует требованием поэтики Аристотеля. Сюжет развивается линейно. В начале произведения писатель знакомит читателя с героями, во второй и третьей частях сюжет закручивается. В 5 действии конфликты благополучно разрешаются.

Что происходит в каждой части:

  1. Родители Митрофана узнают, что Софья — сирота, живущая в их имении, получила наследство. Госпожа Простакова резко меняет свое отношение к девушке и мечтает женить на ней своего необразованного малолетнего сына.
  2. Во второй части читатель вникает в важный диалог. Правдин делится своими мыслями с другом Милоном — он хочет наказать Простаковых за грубость и отсылает бумагу в столицу. Тот, в свою очередь, рассказывает о своей любви к Софье. Молодые люди в конце 2 действия встречаются.
  3. Учителя Митрофана жалуются друг другу, что их ученик бестолков. Он не может обучиться ни одной науке. Мать потакает слабостям сына, но просит хотя бы для вида заниматься.
  4. Дядя Софьи говорит со своей племянницей, и узнав, что они с Милоном хотят пожениться, благословляет пару. Простакова злится на Стародума и разрабатывает план по похищению девушки.
  5. В финальном эпизоде Простаковой читают приказ, согласно которому и все имение, и крепостные переходят под опеку государства. Женщина падает в обморок от отчаяния. Митрофан соглашается пойти на военную службу.

Интересный вывод можно сделать из последнего действия. Чрезмерная любовь матери не вызывает в сыне благодарности к ней или уважения. Митрофан в конце 5 действия грубо отстраняется от матери и идет служить солдатом.

Аргументы к сочинению

Чтобы сдать ЕГЭ, нужно полностью прочитать произведение Д. Фонвизина «Недоросль». Аргументы к сочинению можно найти почти в каждой строке пьесы. Факты и краткие цитаты необходимы для раскрытия темы воспитания.

Вот примеры аргументов для сочинения:

  1. Неправильное миросозерцание и глупость Простаковой раскрыты через отношение ее к своим подчиненным. Она выражает в своих словах только надменность, корыстолюбие и гнев. Наиболее очевидный аргумент — униженность и безволие старой Еремеевны. Когда служанку спрашивают о ее жаловании, она признается что получает: «по 5 рублей на год, да по 5 пощечин на день». Но деваться ей некуда.
  2. Своему сыну Митрофану мать показывает весьма дурной пример своим поведением. Ведь не знать немецкого языка или арифметики — это полбеды. Но вести себя с другими людьми как с животными непростительно дворянину. А его мать бьет кулаками мужа: «Лишь стану засыпать, то и вижу, как ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль тебя стало… «.
  3. Обманщик Вральман и сам ничего не знает, и не передать ему нечего. Но в разговоре со Стародумом он восклицает: «Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками». Даже необразованный конюх видит, насколько низка мать Митрофана.

Образ Стародума положительный. В конце он пытается образумить Простакову:

Знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом.

Здесь дядя Софьи — пример настоящего дворянина. В нем есть честность, правдивость, он высокообразован и умеет прощать.

Читайте также:
В добрый час краткое содержание читать за несколько минут онлайн

Конфликты в произведении

В произведении «Недоросль» проблема воспитания раскрыта не только через насмешку автора над глупым семейством Простаковых, но и через открытый конфликт героев из-за Софьи. Госпоже Простаковой нечем привлечь девушку. Все что она может — применить силу.

Но, конечно, ее затея потерпела крах. Софья выдают за того, с кем она равна по уму и достоинству — Милона. Автор показал на примере: конечный итог невежества и грубости — отверженность обществом.

Но конфликт из-за Софьи второстепенный. Основной — противопоставление идей старого общества и идеализм Стародума и Правдина. Эти 2 героя — представители более просвещенного и гуманного дворянства.

Судьба госпожи Простаковой неслучайна, она заслужила свое наказание. «Вот злонравия достойные плоды» — кратко заканчивает Фонвизин свое повествование.

Воспитание современной молодежи

Пьеса Фонвизина «Недоросль» поднимает важный вопрос — как воспитать гражданина для общества. Человек сам должен трудиться над своим воспитанием — желание учиться первостепенно, но роль учителей не менее важна. Однако необразованная мать Митрофана не могла найти для сына достойных педагогов.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» основополагающая. Д. Фонвизин желает, чтобы читатель задумался — уместно ли давление на индивида, или он волен поступать в соответствии с собственной волей?

Во время прочтения пьесы человек открыто смеется; его душа должна раскрываться, расти. Учиться надо хотеть самому. Взрослым нужно привить детям желание обучаться.

В комедии Аристофана «Облака» также поставлена проблема воспитания юного поколения. Здесь учитель сам Сократ. Он обучает софистике, но не дает морального воспитания. Обучение должно развивать и знания, и духовные качества — в этом абсолютно уверен Д. И. Фонвизин.

Сейчас образование доступно всем, но оно информационное, материальное. Моральным качествам, этике общения молодых людей не учат. И произведение «Недоросль» в связи с этим в современном цифровом мире тоже актуально.

Сочинение на тему: Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

Сочинение.
Проблемы образования и воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль» Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением материальных побуждений к ней. «Линяние» от школы и службы стало хроническим недугом дворянства. Митрофану Фонвизина скоро 16 лет; но он еще состоит в недорослях: по закону 1736 г. срок учения недоросля продолжено до 20 лет. Тот же закон дозволял воспитываться дома недорослям со средствами. Требования общества и службы навязывали этим людям ненавистную им науку. Эти люди не понимали своего дворянского положения, а в положении сословия происходил перелом, требовавший полного к себе внимания. Образованные русские люди того времени настойчиво твердили, что всему русскому дворянству необходимо знание гражданских законов и состояния собственного отечества, русской географии и истории. В ту же осень, когда впервые был сыгран «Недоросль», в Петербурге была создана комисс ия об учреждении народных школ в России. И понятно, что Фонвизин, как активный деятель Просвещения, не мог не участвовать в обсуждении проблем образования и воспитания в стране. По этому так много места занимают эти проблемы в его комедии « Недоросль». Итак, Митрофан, которому скоро 16 лет, учится в доме своих родителей. Главный воспитатель Митрофанушки — его собственная мать. В «Недоросле» показана зажиточная дворянская семья екатерининского времени в абсолютно хаотическом состоянии. Все понятия здесь перевернуты вверх дном; все чувства вывернуты наизнанку; во всем гнет и произвол, ложь и обман, и круговое поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает. Хозяйка дома Простакова — смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна, поэтому учителя, выбранные для сына, на самом деле, недоучившийся семинарист, отставной солдат и просто кучер. Чему могут научить они Митрофана? Однако для Простаковой это не имеет никакого значения. Даже портной у нее на самом деле нигде не учился портняжному делу. Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает: достаточно только приказать, и ее портной сам научится мастерству. Самодурс тво Простаковой заставляет ее близких лгать и изворачиваться, поэтому результат воспитания в этой семье является закономерным. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и домашнего учителя такого же, как собственная мать. В конце комедии Митрофан с большой легкостью отказывается от родной матери. Воспитание изуродовало его беззлобный, в сущности, характер. По мнению П. А. Вяземского в лице Простаковой Фонвизин высмеивает «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней властью» Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин попытался представить просвещенную власть дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина. Конечно, положительные герои пьесы не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка. Стародум не столько живое лицо, сколько моральный манекен, идеальный просветитель екатерининской поры. Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить», «великий государь, есть государь премудрый», «совесть всегда, как друг остерегает, прежде, нежели судья наказывает». Слова Стародума являются призывом Фонвизина к нравственной чистоте моральных устоев современного ему общества. Одно время он даже издавал журнал с символическим названием – «Друг честных людей или Стародум» В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей.
Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше ущербное телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных игр: «Кто хочет стать миллионером» и «Слабое звено». И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующие глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.

Читайте также:
Сарказм ℹ определение, значение слова и основные признаки, отличие от иронии, примеры из художественной литературы

Краткое содержание комедии «Недоросль» по действиям Фонвизина

Комедия Фонвизина «Недоросль» раскрывает проблему необразованности молодых людей того времени. Ее по праву можно считать бессмертным произведением, ведь интерес к нему не утихает до сих пор. Тема воспитания подрастающего поколения актуальна для каждого из нас. Краткое содержание комедии «Недоросль» по действиям заставит задуматься читателя над проблемой личной свободы человека. Главный герой, не имевший собственного мнения и всегда идущий на поводу матери, стал жертвой обстоятельств. Не умевший сопротивляться давлению со стороны, он стал недорослем, для которого нет ничего святого. Фонвизин постарался изобразить крепостничество злом русской жизни, от которого страдали ни в чем не повинные люди.

Главные действующие лица

Госпожа Простакова. Супруга хозяина дома. Хитрая, корыстная женщина. Ставит собственные интересы превыше других. Необразованная. Грубая. Своей активностью и желанием везде совать нос раздражает и отталкивает от себя.

Митрофан Простаков. Шестнадцатилетний оболтус. Глупый, необразованный. Не имеет собственного мнения. Полностью зависит от материнского слова.

Софья. Оставшись сиротой, живет в доме Простаковых, находясь на их попечении. Добрая, образованная, честная и открытая девушка. Невеста на выданье.

Стародум. Родной дядя Софии. Опекун девушки. Честный и порядочный мужчина, для которого честь и достоинство превыше всего.

Милон. Жених Софии. Военный. Честный и порядочный молодой человек. Принципиален. Ответственен.

Скотинин. Брат Простаковой. Алчный, корыстный. Ищет во всем выгоду. Не образован. Глуп.

Правдин. Государственный чиновник, прибывший навести в деревне порядки. Ведет борьбу с распустившимися помещиками. Честный, правдивый. Не бросает слов на ветер.

Действие 1

Ох, и влетело Тришке за неудачно сшитый кафтан. Госпожа Простакова была взбешена, хотя он предупреждал, что его швейные навыки далеки от профессиональных. Митрофану кафтан оказался узковат и при всем желании он туда определенно не влезет. Простаков был согласен с женой, хотя личное мнение у этого человека отсутствовало напрочь и ему, по сути, было все равно, в чем будет ходить его сынок. Единственным человеком кому понравился кафтан, был Скотинин, но его мнение в расчет не бралось. Тришку в качестве наказания было решено изгнать из барских хором.

Митрофан жаловался на плохой сон. Совсем не выспался. То ли плотный ужин сказался на самочувствии, то ли большое количество кваса выпитого перед сном. Матушка приголубила сыночка, обняла, поцеловала и отправила на прогулку. Свежий воздух положителен во всех отношениях.

В отсутствии Митрофанушки троица в составе четы Простаковых и Скотинина принялись обсуждать Софью, оставшуюся в их доме после смерти матери. Девушку хотели выдать замуж за Скотинина, которому по душе были больше ее свиньи, чем сама невеста. Алчный и корыстный он наперед просчитал все ходы. Заступиться за сиротку было некому. Единственный родственник Стародум и тот скрылся в неизвестном направлении несколько лет назад.

Неожиданно дядя объявился. Весточка от него для Софии взбудоражило осиное гнездо. Прочитать сие послание выпала честь Правдину. Он один среди присутствующих был грамотным человеком. В письме сообщалось о том, что София стала наследницей 10 тысяч рублей. Деньги немалые. Из бедной невесты, девушка превратилась в невесту нарасхват. Еще бы, с таким-то приданым. В голове госпожи Простаковой мелькнула шальная мысль. Отчего бы не отдать их Митрофанушку за Софию. Может мысль женить на ней Скотинина, была поспешной.

Действие 2

Мимо проходившим солдатам приглянулась данная деревня. Они решили остановиться здесь на какое-то время. Милон занимается размещением военных. Неожиданно встречает старого друга Правдина. Правдин рассказывает, с какой целью прибыл сюда. Он должен поставить на место вконец оборзевших помещиков, среди которых Простакова. Милон делится с ним любовной историей, рассказывая о своей невесте, которую увезли из Москвы, оставив на попечение дальним родственникам после смерти ее родителей.

Неожиданно появляется та, о ком шел разговор. Ею оказалась Софья. Увидев возлюбленного, девушка была вне себя от счастья. Теперь будет кому заступиться за нее. София рассказывает Милону о планах Простаковой. О двух предполагаемых женихах Митрофане и Скотинине.

Скотинин пребывает в расстроенных чувствах. Он уже прикидывал, как распорядится деньгами и приданым, а тут оказия вышла. Митрофан встал на пути к достижению цели. Правдин и Милон решают воспользоваться ситуацией и рассорить Скотинина с сестрой. Они намекают ему, что негоже взрослому мужику быть пешкой в руках бабы. Мол, Простакова играет им, как хочет, а он не замечает очевидного. Цель была достигнута. Скотинин взбесился.

Няня с Митрофаном проходили мимо. Женщина пыталась вбить в голову нерадивого ученика, что прежде чем стать кем-то в этой жизни, надо не лениться, а учиться. Для Скотинина вид Митрофана был словно для быка красная тряпка. Словесная перепалка по поводу предстоящей женитьбы грозила вылиться в драку, но Правдин с няней пресекли их попытки наброситься друг на друга с кулаками. Скотинин злой и оскорбленный покидает поле боя.

Простакова резко изменила отношение к Софье. Стала льстивой и угодливой. Комната для Стародума готова. Софья вместе с Простаковым уходит осматривать подготовленное помещение для дяди. Правдин знакомится с Цыфиркиным и Кутейкиным, учителями Митрофана. Учителя вспоминают историю появления в доме Простаковых, как сами учились грамоте, а уже потом, как взялись за обучение хозяйского сынка.

Действие 3

Правдин, увидев карету Стародума, решил первым выбежать ему навстречу, чтобы рассказать правду о том, как нелегко живется Софии в помещичьем доме. Софья узнала дядюшку. Они искренне обрадовались встрече после долгой разлуки. Стародум признается, почему ему пришлось уехать отсюда и оставить племянницу на попечение злым родственникам. Ему необходимо было заработать денег на жизнь и себе, и Софии.

Читайте также:
Госпожа Простакова - характеристика героини в комедии Недоросль

Простаковы в компании Скотинина вышли встречать Стародума, всячески показывая своим видом, как они рады его появлению в их доме. Даже Митрофан, глядя на матушку, пытается копировать ее поведение. Стародум удивлен.

Он сообщает новость всем собравшимся о том, что желает забрать племянницу с собой в Москву, где подобрал ей приличную по всем меркам партию для замужества. Софья, не догадываясь о ком идет речь, все же соглашается с дядей.

Простакова со Скотининым пытаются отговорить Стародума. Госпожа пытается показать, какой чудесный у нее сын и что лучше его не сыскать партии для Софии. Она просит Митрофана блеснуть знаниями перед гостем, но тщетно. Лентяй и бездельник не может решить элементарную задачу, не говоря о чем-то большем.

Учителя Митрофана устроили между собой словесную перепалку, пытаясь выяснить истинную причину нежелания учиться у их подопечного. Четыре года они мотают с ним нервы, а он ни считать, ни писать так и не научился. По их мнению, виновный в этом немец Вральман, всячески мешающий им в процессе обучения и сбивающий мальчишку с толку своими высказываниями, что учиться совсем необязательно. Безграмотные, мол, тоже себя неплохо чувствуют в этом мире.

У Цыфиркина и Кутейкина появилось жгучее желание поколотить немца, но тот словно почуяв приближающуюся беду, ударяется в бега. Нерадивые учителя остаются ни с чем.

Действие 4

Софья и Стародум нашли общие темы для разговоров. Дядюшка и племянница много времени проводили вместе. Стародум наставлял девушку на путь истинный. Учил что важно в этой жизни, что второстепенно. Какие отношения должны быть между супругами, как сохранить их. Что все дела должны быть нацелены на благо народа, а поступки совершены не в обход закона и не с целью заполучить выгоду.

Их дискуссия была прервана приходом посыльного, в руках которого оказалось письмо, где говорилось о женихе Софьи. Им оказался Милон. Вот уж стечение обстоятельств. В письме были перечислены характеристики жениха, все как одна положительные. Дядюшка считал, что Милон достойный кандидат на руку и сердце племянницы, но все же еще раз решил поинтересоваться у девушки, не занято ли ее сердце. Только София открыла рот, чтобы рассказать о своем женихе, как на пороге возник Милон собственной персоной в сопровождении Правдина.

Дядюшка был несказанно рад, когда выяснилось, что настоящий жених Софьи и тот, за кого он хотел девушку сосватать одно и то же лицо. Парень понравился ему, и Стародум с легкой руки благословил молодых.

Скотинин своим приходом прервал беседу. Его разговоры о свиньях привели всех в недоумение. Желавший казаться умным и интересным он в очередной раз выставил себя глупцом, насмешив присутствующих. Предложение руки и сердца Софии с его стороны было воспринято Стародумом как личное оскорбление. Не для него этот цветок. Таким как Скотинин самое место в свинарнике, наедине с себе подобными.

Следующим клоуном на арене оказался Митрофан, вошедший в комнату вместе с матушкой и Правдиным. Простакова начинает расхваливать сынка, говоря какой он умный и талантливый парень, но при первой проверке на знания, Митрофан с треском проваливается. Правдин высмеял несостоявшегося жениха и дал понять, что усилия Простаковой и Скотинина не увенчаются успехом.

Стародум подтвердил его слова. На рассвете он и Софья покинут дом Простаковых. Осуществлению задуманного решила помешать сама госпожа. Она надумала перехватить Софью и насильно обвенчать девушку с Митрофаном.

Действие 5

Венчание вполне могло состояться, если бы не вовремя подоспевший Милон, вырвавший невесту из рук няньки. По приказу хозяйки женщина хотела похитить ничего не подозревающую девушку. Попавшись на месте преступления, Еремеевна решает рассказать всю правду о том, что творится в доме Простаковых, ибо сил молчать и терпеть беззаконие у нее уже не осталось. Давно пора поставить на место Простакову, совсем распустилась баба.

Хозяйка узнав, что о ее злодеяниях прознал Стародуб и Правдин, бросается в ноги Софии с просьбой простить ее окаянную. Правдин настаивал, чтобы Простакова понесла заслуженное наказание и ответила за преступление, но София добрая душа решила простить женщину.

Стоило Простаковой понять, что ей ничего не грозит, она несется в дом и первое, что делает, набрасывается на слуг по ее мнению способствовавших освобождению Софьи. Только она хотела поднять на них руку, как появился Правдин и объявил, что по новому правительственному закону за плохое отношение к слугам, именье и деревни Простаковых переходят под его опеку. Скотинин поспешил уйти с места событий, но перед уходом клятвенно пообещал, что впредь никогда не поднимет руку на крепостных.

Учителя Митрофана в полном составе явились в дом. Вскрывается обман Вральмана, притворяющегося учителем. На самом деле он конюх, правда, бывший, служивший в свое время Стародуму. Немец решает вновь попроситься на службу к старому хозяину.

Цыфиркин от предложенных ему госпожой Простаковой денег отказывается. Не заслужил он ничего. Столько потраченных усилий и нервов и все зря. Видно плохой он учитель, раз не смог ничему научить Митрофана. Его поступок был оценен Правдиным, всегда уважавшим честность. Вместе со Стародумом и Милоном они все же выплатили учителю денежную компенсацию.

Кутейкин в отличие от коллеги был жаден до денег. Несмотря на то, что ему не удалось ничему научить хозяйского сынка, он мечтал о вознаграждении, но в итоге остался ни с чем. Правдин и Стародум не посчитали нужным поощрить этого попрошайку.

Софья с женихом и дядей уезжают из именья. Митрофан впервые в жизни повысил голос на мать с просьбой не указывать ему, что и как делать. Правдин предлагает ему пойти в армию. Неожиданно для всех Митрофан соглашается, чем вводит в отчаянье мать, потерявшую воздействие на сына. Отец осуждает подростка, не поддерживая подобное своеволие.

На этом и заканчивается краткий пересказ комедии Фонвизина «Недоросль», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Недоросль

Микропересказ : Злая женщина взяла в свой дом девушку-сироту. Дядя девушки решил оставить ей большое наследство, и женщина захотела выдать девушку замуж за своего глупого сына. Девушку спасли дядя и её возлюбленный.

Читайте также:
«Критики» 📚 краткое содержание рассказа В.М. Шукшина для читательского дневника, анализ, главные герои произведения, основной смысл и тема

Очень краткое содержание

Девушка-сирота попала в лапы жадной и злой помещицы, которая хотела выдать её замуж за своего брата. Вдруг стало известно, что давно пропавший дядя сироты жив. Всё это время он был в Сибири и накопил там большое состояние, которое решил завещать племяннице. Узнав о деньгах, помещица решила выдать сироту не за брата, а за своего глупого и невоспи­танного сына-недоросля.

У помещицы гостил государ­ственный чиновник, который обязан был защищать простых крестьян от произвола землевла­дельцев. К жестокой помещице он относился неприязненно и ждал случая лишить её власти над крестьянами. В этом же поместье появился и друг чиновника, молодой офицер, который оказался возлюбленным сироты.

Когда дядя приехал за сиротой, помещица начала льстить ему и расхваливать своего сына, чтобы добиться желанного сговора. Однако дядя успел познакомиться с благородным и храбрым офицером. Оказалось, что офицер давно был на примете у дяди в качестве жениха для сироты. Влюблённые признались в своих чувствах, и дядя благословил их.

Узнав об этом, помещица попыталась похитить сироту и насильно обвенчать с недорослем, но офицер спас любимую. В наказание чиновник лишил помещицу права управлять своим поместьем, а недоросля отправил в армию.

Подробный пересказ по действиям

Названия действий — условные.

Действие 1 . Знакомство с Простаковыми и Софьей. Неожиданное возвращение дядюшки. Софья становится богатой наследницей

Поместье Простаковых. Простакова примеряла сыну кафтан, сшитый крепостным портным-самоучкой, ругая того за неумелость.

Простакова — женщина средних лет, суровая, властная, быстрая на расправу, любит только сына

Кафтан шился к помолвке Скотинина.

Тарас Скотинин — родной брат Проста­ковой, хам и невежа, любит только свиней

Простакова собиралась женить брата на Софье, не спросив согласия девушки.

Софья — дальняя родствен­ница Проста­ковых, сирота, милая, чистая, безза­щитная

Единственный родственник Софьи, родной дядя, уехал в Сибирь и пропал. Простакова восполь­зовалась этим и прибрала к рукам поместье девушки. Софью она поселила у себя, обращалась с ней строго и несправедливо. Простаков жалел девушку, но возражать суровой супруге не смел.

Терентий Простаков — муж Проста­ковой, робкий подкаб­лучник, жена часто его изби­вает

Скотинин не любил девушку, хотел жениться на ней ради огромных свиней, которых разводят в её поместье.

Простаковы обсуждали помолвку Скотинина, когда вошла радостная Софья и сообщила, что получила письмо от дяди. Простакова не поверила, что дядя жив.

Как не умирал! Что ты бабушку путаешь? Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто-таки и грешные-то мои молитвы не доходили!

Никто из Простаковых не умел читать. К Митрофану уже четыре года ходили трое учителей, в том числе и настоящий немец, но парень так и не смог научиться читать и считать.

Митрофан — един­ственный сын Проста­ковой, 15 лет, крупный, упитанный, обжора, исклю­чи­тельно глуп

Не доверяя девушке, Простакова попросила прочесть письмо своего гостя Правдина.

Правдин — государ­ственный чиновник, очень честный, сочув­ствует простому народу

Дядя писал, что вернулся из Сибири, где сильно разбогател, и теперь намерен забрать племянницу к себе и сделать её своей наследницей. Услышав это, Простакова сразу передумала выдавать Софью за брата и решила женить на ней недоросля Митрофана.

Простакова увела Софью. К Простакову подбежал запыхавшийся слуга и сообщил, что в их деревне остановились солдаты.

Действие 2 . Царский чиновник. Софья и её возлюбленный. Недоросль хочет жениться

Правдин встретил своего друга Милона, командира солдат.

Милон — молодой офицер, прямой, честный, любит Софью

Правдин рассказал другу, что его обязанность — следить, чтобы помещики не были жестоки со своими крепостными. Простакова он считал дураком, а его жену — злой фурией. Правдин уже сообщил своему начальнику «о всех здешних варварствах» и надеялся, что против произвола Простаковой скоро примут меры.

Милон признался, что любит девушку, которую куда-то увезла родня. Он боялся, что его любимая оказалась во власти корыстолюбцев. Тут вошла Софья, оказавшаяся возлюбленной Милона.

Софья рассказала, что Простакова уговаривает её выйти замуж за Митрофана. Девушка ей ответила, что хочет заручиться согласием дяди, который скоро должен приехать.

Подумай же, как несчастно моё состояние! Я не могла и на это глупое предложение отвечать решительно. Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую свободу, принуждена была я скрыть моё чувство.

Появился Скотинин, начал жаловаться, что сестра вызвала его для женитьбы, а теперь убеждает, что жена ему не нужна. Правдин объяснил ему, что Простакова хочет женить на Софье Митрофана.

Разозлённый Скотинин накинулся на Митрофана с кулаками. Старая няня защитила трусливого недоросля и прогнала Скотинина. Вошла Простакова и попросила Софью посмотреть комнату, приготовленную для её дяди.

Затем появились учителя Митрофана. Математике его учил отставной солдат, а чтению — бывший семинарист. Правдин и Милон ушли, а Митрофан пожаловался матери на Скотинина, пригрозив утопиться, если дядя его тронет. Простакова отругала няню за то, что она не вступилась за воспитанника, и увела сына, поклявшись не спускать с него глаз. Учителя посочув­ствовали обиженной ни за что няне.

Действие 3 . Приезд дядюшки. Уроки глупого недоросля

После обеда приехал Стародум, с которым оказался знаком Правдин.

Стародум — родной дядя Софьи, 60 лет, честный и прямой

Отец Стародума служил при дворе Петра Великого и воспитал в сыне высокие понятия о долге и чести. Стародум злился на Простаковых из-за их обращения с Софьей, но жизнь научила его сдерживать свои порывы.

Когда-то он служил при дворе и дружил с молодым графом. Когда началась война, Стародум предложил другу записаться вместе в армию, но тот отказался. Стародум воевал и был ранен, а служивший при дворе граф обошёл его в чинах.

Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.

Оскорблённый Стародум подал в отставку, после чего недолго послужил при дворе. Ему не понравились двуличность и подлость придворных, и он уехал в Сибирь, где заработал состояние тяжёлым трудом. Он считал, что должен был сдержаться и не подавать в отставку, потому что ещё мог принести пользу отечеству.

Читайте также:
С годом Быка: подборка весёлых новогодних стихотворений к Новому Году

Софья радостно встретила дядю. Тот тоже был рад увидеть дочь единственной сестры. Стародум решил сделать её своей наследницей, считая, что его дети должны пробиться в жизни сами.

Тут началась драка между Простаковой и Скотининым, разнимал их Милон. Увидев Стародума, Простакова начала перед ним лебезить, заставила Митрофана целовать ему руку.

Стародума это не тронуло, он заявил, что завтра же увезёт Софью в Москву и подыщет ей хорошего жениха. Однако принуждать её к замужеству он не собирался, считая, что девушка должна любить своего избранника.

Простакову это обнадёжило. Она рассказала, что её с братом отец ничему не учил, а вот Митрофан «из-за книги не встаёт по суткам», и предложила посмотреть, как учён её сынок. Стародум отказался, и его увели в приготовленную для него комнату.

В комнате остались учителя Митрофана. Они ругали немца за то, что тот мешал им вдалбливать науку в пустую голову недоросля. Вернулись Митрофан и Простакова. Недоросль не хотел учиться, а хотел жениться, но уроки всё же начались.

Митрофан не смог сложить 10 и 10 и не прочитал ни строчки. Простакова мешала, делая глупые замечания. Затем явился немец и заявил, что Митрофан и без учёбы в люди выйдет, главное — с умными людьми не связываться. Когда Простакова с сыном ушли, учителя чуть не побили немца.

Действие 4 . Дядюшка одобряет выбор Софьи, экзаменует недоросля и отвергает недостойных Софьи женихов

Стародум завёл с Софьей долгую нравоучи­тельную беседу о чести, добропо­ря­дочности, добре и зле, богатстве, придворных нравах, обязанностях жены и убедился, что племянница вполне разделяет его взгляды.

Муж благоразумный! Жена доброде­тельная! Что почтеннее быть может! Надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.

Разговор прервал слуга: он принёс Стародуму письмо из Москвы от графа, друга Стародума. Тот сватал Софью за своего племянника и сообщал, что молодой человек поведёт в Москву отряд солдат как раз мимо поместья Простаковых.

Не успел Стародум заговорить об этом с племянницей, как пришли Правдин с Милоном. Дядюшка сразу догадался, что молодой офицер — племянник графа. Поговорив с ним, Стародум убедился, что Милон — человек достойный, храбрый, дорожит своей честью. Оказалось, что матушка Софьи любила его как сына, и он часто бывал в их доме.

Милон признался, что они с Софьей давно любят друг друга, и попросил у Стародума руки девушки. Дядюшка с радостью благословил влюблённых.

Тут явился Скотинин и потребовал, чтобы Стародум выдал за него Софью. Его крайняя глупость и странная любовь к свиньям рассмешили дядюшку и Правдина. Затем пришли Простаковы и начали сватать Софью за Митрофана.

Стародум забавы ради решил проверить учёность недоросля. Оказалось, что Митрофан не знает, что такое существи­тельное и прилага­тельное, а об истории и географии никогда не слыхал.

Стародум отверг обоих женихов и заявил, что Софья уже помолвлена с Милоном. Несмотря на это, Простакова решила настоять на своём.

Действие 5 . Простакова пытается похитить Софью и в наказание лишается власти и сына

Правдин получил приказ «взять под опеку дом и деревни» Простаковой при первой же её выходке, от которой пострадают крепостные. Стародума радовало, что государство заботится о простых людях.

Затем Стародум и Правдин начали рассуждать о воспитании. Стародуму не нравилось, что помещичьих детей обучают невежественные учителя, зачастую из крепостных. Пример тому — Митрофан. Но и образование в высшем свете не учит, а развращает молодёжь.

…наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну доброде­тельную душу.

Беседу прервал шум. Это Милон увидел, что слуги ведут сопротив­ляющуюся Софью к карете, и вступился за неё. Правдин допросил слуг. Оказалось, что Простакова велела похитить девушку, чтобы насильно обвенчать её с Митрофаном.

Простакова упала на колени перед Стародумом и Софьей, и те решили не подавать на неё в суд. Узнав, что слуги выдали её, Простакова велела всех выпороть. Это позволило Правдину привести в действие полученный приказ. Присутствующий при этом Скотинин поскорее уехал, испугавшись, что «всякий Скотинин может попасть под опеку».

Правдин велел позвать учителей Митрофана, чтобы рассчитаться с ними. Выяснилось, что притворявшийся учителем немец раньше служил у Стародума кучером. Стародум взял его обратно.

Стародум с Софьей собрались уезжать. Прощаясь с Правдиным, они увидели, как Митрофан грубо обошёлся с матерью, отчего та потеряла сознание. Правдин решил наказать недоросля, отправив его в армию. Стародум указал на горюющую Простакову со словами: «Вот злонравия достойные плоды!».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Д. Фонвизин «Недоросль»

  1. Действующие лица комедии
  2. Пересказ в тезисах
  3. Краткое содержание по действиям
  4. Действие I
  5. Действие II
  6. Действие III
  7. Действие IV
  8. Действие V
  9. Основная мысль пьесы

Денису Ивановичу Фонвизину удалось создать неповторимый образец классицистического произведения. Название комедии – это прямая отсылка к истории России. По распоряжению Петра I заключить брак и отбывать военную службу запрещалось дворянам, которые не имели образования. Таких юношей и называли «недорослями».

Изучается содержание пьесы «Недоросль» в 8 классе. Произведение находит отклик в душе каждого, кто знакомится с ним в первый раз. Не одно десятилетие пьеса ставится на сценах театров, имеет около десятка отличных экранизаций, а выражения из комедии прочно закрепились в языке.

Действующие лица комедии

  • Госпожа Простакова – невоспитанная, глупая и подлая владелица имения. Жестоко обращается со своей прислугой.
  • Митрофан – 16-летний сын Простаковой. Не имеет цели в жизни и собственного мнения, слабохарактерный. При этом грубиян и невежда.
  • Правдин – чиновник, временно остановился у Простаковых. Главная его цель – защитить крестьян от своеволия дворян. Образованный и воспитанный мужчина, который не боится идти против системы.
  • Софья – порядочная и мягкосердечная девушка. Потеряв родителей, ей пришлось жить под одной крышей с Простаковыми.
  • Стародум – дядя Софьи. Главным считает честь и достоинство, а не деньги и чины; обладает богатым жизненным опытом.
  • Милон – возлюбленный Софьи. Честный офицер.
  • Скотинин – необразованный помещик, который видит смысл жизни в разведении свиней. Брат Простаковой.
  • Простаков – бесхарактерный муж владелицы дома. Во всём соглашается с женой.
  • Еремеевна – нянечка Митрофана.
  • Кутейкин – неважный учитель грамматики.
  • Вральман – немец-обманщик, который изображает из себя знатока светских манер.
  • Цыфиркин – порядочный преподаватель арифметики.
  • Тришка – прислуга у Простаковых.
Читайте также:
Загадки про овощи для детей 3-7 лет - простые, сложные и обманки

Пересказ в тезисах

Действие разворачивается в деревне помещиков. Госпожа Простакова безгранично опекает своего шестнадцатилетнего сына Митрофана. Женщина хочет, чтобы он имел высокий чин, но при этом сильно не напрягался. Она нанимает ему учителей, но сама не видит смысла в учении и постоянно жалеет сына. Митрофан описан ленивым и грубым. Он не умеет любить, сострадать и самостоятельно принимать решения.

Девушка Софья вынуждена жить в доме своих дальних родственников Простаковых. Барыня хочет женить на ней своего брата Тараса Скотинина. Однако её планы меняются, когда все узнают, что девушка унаследовала огромное состояние. Теперь женщина пророчит ей в женихи Митрофана, чтобы тот хорошо жил и ни в чём не нуждался. Сердце же Софьи занято отважным офицером Милоном.

Девушка неожиданно получает наследство от родного дяди Стародума. Он долго жил в Сибири и смог заработать хорошее состояние. Дядюшка приезжает в деревню, желая забрать племянницу в Москву. Чтобы не допустить этого, Простакова пытается выкрасть девушку и против воли выдать замуж за Митрофана. Разрушает коварный план Милон, который защищает свою возлюбленную. Дядюшка Стародум даёт своё благословение на союз влюбленных.

Простакова вне себя от злости. Ко всем её невзгодам прибавляется и хамство сына. Этого она выдержать не смогла. Женщина теряет сознание. Митрофана обязывают к военной службе.

Краткое содержание по действиям

Рассмотрим краткое содержание комедии «Недоросль» по действиям.

Действие I

Хозяйка имения отчитывает слугу за испорченный кафтан, который неправильно пошит и поэтому мал её сыну Митрофанушке. Тот оправдывается, ведь о его неумении шить всем было известно. Простакова зовёт мужа. Супруг не видит недостатков в кафтане, но робея, всё равно соглашается с ней. Входит Скотинин, но в нём барыня не находит поддержки: кафтан понравился брату. Слугу прогоняют вон.

Простакова просит накормить Митрофана, но из рассказа няни узнаёт, что сын не спал прошлую ночь, потому что переел. Юноша заверяет, что кушал мало, но выпил много кваса и от этого всю ночь видел дурные сны. Женщина признаётся, что сын её единственная отрада. Митрофан уходит бездельничать.

Между Простаковыми и Скотининым завязывается разговор. Выясняется, что они планируют выдать Софьюшку за неотёсанного Скотинина. Так как девушка сирота, у неё остался лишь один близкий человек – дядя Стародум. Известно, что мужчина перебрался в Сибирь и долго не подавал никаких вестей. Все в доме считали, что он умер. Скотинин в беседе раскрывается как нечестный и корыстный человек.

Входит Софья. Она делится радостью: написал её дядя Стародум. Но слова девушки никто не воспринял всерьёз; тогда она предлагает присутствующим прочесть письмо. Как выяснилось, никто из них не учился грамоте.

Присоединяется Правдин, который соглашается прочесть послание. Все слышат, что дядя Софьи жив и завещает ей десять тысяч рублей. Планы Простаковой тотчас же меняются. Видя в девушке богатую невесту, она желает женить на ней своего сына, совсем забывая о брате. Женщина не отходит от Софьи, всячески пытаясь её задобрить. Слуга докладывает о нахождении военных в окрестностях.

Правдин зачитывает письмо, Простакова обнимает Софью, Митрофан

Действие II

Милон с Правдиным знают друг друга давно. Правдин признаётся, что посетил здешние края не просто так: он хочет проверить отношение помещиков к подневольным людям. Милон, в свою очередь, желает найти свою возлюбленную. Однако молодой человек в отчаянии, потому что продолжает поиски девушки уже не первый год.

Волею судьбы Софья оказывается поблизости. Влюбленные не могут поверить своему счастью. Милон узнаёт, что девушку хотят отдать замуж за другого. Вскоре к ним присоединяется Скотинин. Молодые люди рассказывают ему о планах Простаковой сосватать Митрофана. Тот в ярости выбегает из гостиной.

В комнату, где няня всеми силами заставляет Митрофана учиться, врывается Скотинин. Дядя и племенник ссорятся из-за Софьи.

Входит чета Простаковых. Хозяйка хвастается, что всё подготовила к приезду почтенного гостя. Митрофан жалуется матери, что поссорился с дядей. Помещица отчитывает няньку, что та не вступилась за ребёнка.

Действие III

Лишь заприметив приближающихся лошадей, Правдин выходит во двор встречать гостя. Он и выкладывает всю правду о том, как относятся к Софье в этом доме. Однако Стародум не хочет делать поспешных выводов.

Вскоре заходит и Софья. Из рассказа дяди девушка узнаёт, что он был вынужден уехать, чтобы зарабатывать достойным трудом. Недалеко от них Простакова затеяла драку с братом, поэтому поначалу не замечает Стародума. Как только она поняла, кто находится перед ней, посыпались любезности. Стародум старался сдерживать свою неприязнь к таким лицемерным людям.

Дядя Софьи говорит о намерении вскоре выдать её замуж. Девушка расстроена, однако не спорит. Простаковы не хотят отпускать родственницу из-за причитающегося ей богатства. Женщина расхваливает способности Митрофана перед гостем. Правдин пытается оградить Стародума от навязчивой хозяйки.

Из разговора учителей выясняется, что за три года обучения «недоросль» так и не смог понять простых вещей. Они осуждают Вральмана, мечтая побить его за то, что тот потакает матери неуча.

Простакова умоляет отпрыска сделать перед гостем умный вид. Однако сама мешает Цыфиркину, сетуя на «дурацкую науку». Позже в комнату входит Вральман. Немец согласен с женщиной в том, что образованным быть незачем, советуя найти таких же недалёких людей и общаться с ними.

Действие IV

В начале 4-го действия Софья ждёт встречи с дядей. Тот хочет донести племяннице, что в этом мире не всегда богатый человек умен, честен и добр. Он рассуждает о семейных ценностях. Мужчина убежден, что в браке не важны деньги. Основное, по его мнению, — дружба супругов и поддержка.

Читайте также:
«Огурцы» краткое содержание рассказа Н. Носова для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, основная мысль и тема

Стародум получает письмо, где говорится, что имя офицера, которого он так хотел в женихи племяннице – Милон. После общения с юношей мужчина уверен, что имеет дело с достойным человеком, поэтому даёт своё благословение молодым.

Стародум даёт согласие на брак Софьи и Милона

Скотинин влезает в беседу, чтобы обратить внимание на себя, но только вызывает смех. Входит семейство Простаковых. Женщина пытается убедить всех в образованности Митрофанушки. Правдину надоедает это лицемерие, он задаёт парню несложные вопросы. Юноша не отвечает ни на один из них. Матушка пытается найти ему оправдания.

Правдин, Стародум и Митрофан

Все узнают, что Софья обещана другому и вскоре покинет этот дом. Однако семейство Простаковых желает помешать утреннему отъезду девушки.

Действие V

Стародум делится с Правдиным своими мыслями о нравственности, честности и образованности. Доносится посторонний шум. Выясняется, что Софью без её согласия хотели обвенчать с Митрофаном, но Милон, к счастью, успел им помешать. Правдин предлагает наказать виновных, но Софья прощает Простакову. Женщина собирается расправиться со слугами, сорвавшими её планы. Тут Правдин начинает читать письмо. В нём говорится, что владения семейства Простаковых отныне будут под его контролем по причине жестокого обращения с крестьянами. Женщина умоляет дать ей несколько дней, чтобы закончить дела, рассчитать учителей. Мужчина берет это на себя.

Входят учителя. Стародум вспоминает Вральмана. Раскрывается правда: немец раньше работал конюхом, поэтому не может иметь никакого отношения к преподаванию. Цыфиркину стыдно брать деньги за работу, ведь он так ничему не научил своего ученика. Всё оценили его порядочность и достойно отблагодарили. Кутейкин же не постыдился попросить расчёт, несмотря на то, что так и не вложил в юношу никаких знаний.

Подают карету. Все прощаются. Простакова рада, что хоть сын остаётся с ней. Но Митрофан грубит женщине, и она теряет сознание. В конце пьесы «недоросля» призывают на военную службу.

Основная мысль пьесы

Автор осуждает воспитание дворян, желая показать, что феодальный строй отжил своё. Фонвизин уверен, что глупых и необразованных людей готовы сменить свободолюбивые, честные и умные личности. Именно в семье, по мнению писателя, закладываются основы добродетели. На примере отношений Простаковой и Митрофана видно, что из-за чрезмерной материнской заботы сын становится избалованным потребителем. Отношения Софьи и дядюшки, напротив, наполнены взаимопониманием и уважением.

Простакова берёт в учителя сыну шарлатанов, почти не смыслящих в науке. Плоды такого обучения высмеивает новое поколение. Фонвизин рассуждает не только об упадке образования, но и о полном отсутствии человеческих ценностей.

Параллельно затрагивается вопрос долга перед Отчизной. Ведь понятие о нравственности, чести и самопожертвовании прививаются исключительно в семье или же хорошими учителями.

«Недоросль» Д. И. Фонвизин Кратко

Денис Иванович Фонвизин
Пьеса «Недоросль» Краткое содержание по действиям

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», как бесспорный образчик классицизма в русской литературе XVIII века, включена в обязательный к прочтению список произведений по школьной программе. Это яркое литературное произведение не оставит равнодушными современных читателей: «Недоросль» покорила не одно поколение театралов, любителей классических комедийных постановок, была экранизирована и построчно разобрана почитателями на «крылатые» цитаты, со временем превратившиеся в афоризмы русского языка.

Очень краткое содержание комедии «Недоросль»

Комедийная пьеса «Недоросль» структурно разделена на пять действий, события развиваются во владениях господ Простаковых. Сюжет комедии прост. Сын провинциальных помещиков Митрофан желает жениться на дальней родственнице Софье, осиротевшей и воспитанной с ним в одном доме. На беду на девушку положил глаз и дядя Митрофана — Тарас Скотинин. Софья находится в трудной ситуации, но появляется её дальний родственник — Старадум, который с помощью чиновника Правдина выводит на чистую воду всё семейство. В развязке Софья становится женой любимого человека офицера Милона, а имение Простаковых оказывается под государственной опекой за дурное обращение с крепостными. Митрофан уходит в армию.

Действующие лица пьесы:

  • Госпожа Простакова
  • Господин Простаков
  • Митрофан Простаков
  • Правдин
  • Стародум
  • Софья
  • Милон
  • Тарас Скотинин
  • Еремеевна
  • Кутейкин
  • Вральман
  • Цыфиркин
  • Тришка

Краткое содержание пьесы «Недоросль» по действиям

Действие I. Одна невеста — два жениха

Госпожа Простакова отчитывает крепостного Тришку за плохо сшитый кафтан для её сына Митрофана. Хотя Тришка предупреждал, что не мастер по шитью. Её супруг,

господин Простаков, с ней согласен, а брат Простаковой и дядя Митрофана — Скотинин, считает, что работа сделано добротно. Слугу гонят прочь.

Далее говорят про Митрофанушку, который плохо спал. Отпрыск Простаковых утверждает, что не ел, но на самом деле крепко подкрепился на ужин и всю ночь хлебал квас. Мать жалеет сына, он убегает на голубятню.

Оставшиеся господа обсуждают сватовство Скотинина к Софье, воспитаннице Простаковых. Её единственный родной человек дядя Стародум переехал куда-то в Сибирь и не выходит на связь. Из разговора становится понятно, что жених корыстно желает обоготиться за счёт будущей невесты, сама Софья ему безразлична.

Появляется Софья с письмом от Стародума. Простаковы не верят, что дядя девушки жив. Софья предлагает им прочесть письмо, но выясняется, что никто из них не умеет читать. Послание озвучивает Правдин. Оказывается дядя Софьи, не только не сгинул, но и назначил за ней денежное приданое. Госпожа Простакова задумывается о Софье как о жене своего сына. Женщины уходят. Вбегает слуга и сообщает, что в их деревне остановились на постой солдаты.

Действие II. Появление Милона — настоящего возлюбленного Софьи

Офицер Милон и Правдин оказываются давними знакомыми. Правдин делится с другом, что прибыл в эти края, чтобы «приосанить» Простакову. А Милон приехал сюда в надежде встретить любимую, с которой был разлучен после гибели её родителей, когда её взяла под опеку дальняя родня.

Велением судьбы Софья идёт мимо друзей. Происходит радостная встреча двух любящих сердец. Софья жалуется Милону, что Простакова собралась женить на ней своего глупого отпрыска. Подходит Скотинин, который волнуется, что уедет восвояси ни с чем — без жены и без наследства. Милон и Правдин подбивают его на ссору с сестрой.

Мимо проходят няня Еремеевна и Митрофанушка Простаков. Женщина настаивает, что Митрофану нужно заниматься грамотой, но тот категорически против. Скотинин затевает стычку с племянником по поводу женитьбы на Софье.

Читайте также:
Образ Аксиньи в романе Тихий Дон - описание внешности, черты

Разъяренный Скотинин уходит. Появляется чета Простаковых. Госпожа Простакова льёт лестные речи Милону, хвалит Софью и хвастает, что всё приготовила для встречи Стародума. Простаков и Софья уходят, появляются Кутейкин и Цыфиркин. Педагоги рассказывают Правдину свои истории — как жили, как учились и как попали в имение Простаковых.

Действие III. Возвращение Стародума

Прибывает карета Стародума. Его встречает Правдин. Старый приятель сходу поведал Стародуму о происходящем безобразии в деревне Простаковых и, главное, о том,

что Скотинин и Митрофан «делят» его племянницу Софью. На что Стародум сказал, что не стоит «пороть горячку», прежде чем что-то предпринять — нужно всё взвесить. Он рассказал Правдину о том, где был и что повидал за годы отсутствия.

Затем появляется Софья, дядя и племянница объясняются. В это же время между Простаковой и Скотининым происходит драка, которую удаётся унять Милону. Когда Простакова замечает Стародума, она призывает Митрофана и супруга. Вместе они наигранно рады родственнику и всячески ему льстят.

Стародум объявляет, что хочет увезти Софью в Москву и выдать замуж. Девушка, хоть и не знает, что будущим мужем станет её избранник Милон, с волей дяди соглашается. Зато Скотинин и Простакова бурно пытаются его отговорить от такой затеи. Простакова спешит рассказать, что в её роду обучение в почёте не было, но её сын усерднейшим образом и всеми способами познаёт грамоту и арифметику. Правдин не даёт договорить женщине, сославшись на усталость прибывшего издалека гостя.

Все расходятся, на сцене остаются педагоги Митрофана — учитель арифметики Цыфиркин и граматики Кутейкин. Оба жалуются на абсолютную бездарность своего ученика и на вечную помеху в образовании Митрофана — немца Вральмана.

Вновь появляются Митрофан и Простакова. Состоится неудачный урок арифметики — мало того Митрофанушка сам не рвётся к знаниям, ему ещё в этом деле активнейшим образом «помогают» матушка и Вральман. После ухода Простаковых учителя вновь ссорятся и хотят побить Вральмана, но тот сбегает.

Действие IV. Стародум намеревается забрать Софью из семьи Простаковых

Между Софьей и Стародумом происходит важная беседа о жизненных ценностях. Дядя объясняет Соне, что богатство не в злате, а в добродетели, в праведных поступках по отношению к другим людям и Отечеству. Он говорит, что должность должна быть заслужена делами, одного названия мало, а муж и жена должны быть одним целым, невзирая на своё происхождение.

Стародум получает письмо, благодаря которому становится ясно, что молодой человек, будущий супруг Софьи, это Милон. Через беседу с офицером Стародум понимает, что он человек высоких моральных качеств. Дядя с радостью благословляет брак.

В разговор постоянно вмешивается Скотинин, пытаясь выставить себя в выгодном свете, но выглядит от этого смешным. Затем появляются Простакова, Правдин и Митрофан. Хозяйка дома продолжает нахваливать просвящённость своего отпрыска. После небольшой проверки становится ясно, что её похвалы ни чем не подкреплены.

Стародум объявляет, что завтра же увозит Софью и выдаёт её замуж. Простакова, Скотинин и Митрофан задумывают перехватить девушку перед отъездом.

Действие V. Всем по заслугам

По приказу Простаковой Еремеевна пытается силой увезти Соню, но ей мешает Милон. Правдин объявляет такое действие вне закона и говорит, что Простаковых за преступление может ждать суровое наказание. Хозяйка дома вымаливает прощение у Софьи, но как только с Простаковой снята печать вины, она намеревается отыграться на слугах, которые упустили шанс выкрасть девушку. Простакову останавливает Правдин, зачитав правительственную грамоту, в которой значится, что всё имение переходит под опеку государства.

Появляются учителя Митрофана. Их рассчитывает уже Правдин, наградив каждого по заслугам: честного Цыфиркина в полной мере, а расчётливого Кутейкина оставляют без гроша. Вральман сознаётся, что он бывший конюх, а не учитель и переходит служить к Стародуму.

Софья, Милон и Стародум уезжают. Митрофан ссорится с матерью и отправляется на военную службу. Простакова в отчаянии — она потеряла всё.

Главные герои комедии «Недоросль»

  • Госпожа Простакова — хозяйка дома, без образования и особого воспитания. Хитрая, грубая и корыстная особа.
  • Митрофан Простаков — единственный сын четы Простаковых 16-ти лет. Глупый, безвольный и невоспитанный паренёк.
  • Правдин — представитель нового дворянства, олицетворяющий в пьесе закон и порядок. Прибыл в имение Простаковых на постой и с целью разобраться в жестоком отношении хозяев к слугам.
  • Стародум — опекун Софьи. Порядочный и умный человек, добившийся в жизни всего самостоятельно и честным путём.
  • Софья — воспитанница Простаковых, сирота при приданом. Честная, отзывчивая, образованная девушка.
  • Милон — суженый Софьи, потерявший с ней связь на долгое время. Военнослужащий, отличающийся доблестью, храбростью и честью.
  • Скотинин — брат Простаковой, находящийся в постоянных поисках наживы.

Другие персонажи пьесы «Недоросль»

  • Простаков — безвольный и ведомый супруг госпожи Простаковой.
  • Еремеевна нянька сына Простаковых Митрофана.
  • Кутейкин — жадный и не очень старательный учитель грамматики.
  • Вральман — конюх, представившийся немцем и учителем.
  • Цыфиркин — учитель арифметических наук, честный военный в отставке.
  • Тришка — слуга в имении Простаковых.

Кратко об истории создания и основной мысли произведения Фонвизина «Недоросль»

Первые наброски пьесы датируются 1770-м годом. Для создания произведения Фонвизин обработал большое количество материала — труды пера зарубежных и русских писателей похожей тематики, сатирические статьи и комедии, написанные Екатериной II. Работа завершилась в 1771 году, спустя год прошла её премьера на театральных подмостках, режиссером постановки выступил сам автор. Опубликовали комедию впервые в 1773 году.

Основная идея пьесы «Недоросль» была в раскрытии темы воспитания, повсеместно затрагиваемой в эпоху Просвещения. В процессе создания Фонвизин добавил в свой труд и некоторую социально-политическую проблематику, а название пьесы связал напрямую с указом Петра I Великого о запрете жениться молодым, не получившим образования дворянам, по-другому именуемых «недорослями».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: