Программа “Школа России” ℹ анализ учебно-методического комплекса для начальных классов, особенности обучения, характеристика, достоинства и недостатки, список учебников

Преимущества использования программы “Школа России”. Содержание программы.

В ФАЙЛЕ СОДЕРЖИТСЯ ККРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ее преимущества в сравнениии с другими программами. особенности использования в учебном процессе.

Содержимое разработки

Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Отвечает всем требованиям ФГОС НОО.

Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

Методическая система ориентирована на воспитание у учащихся начальной школы стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к узнаванию, изучению родного языка. Она направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности, на поэтапное обучение.

Программа “Школа России” имеет огромный, годами проверенный, педагогический опыт. Авторами программы взято все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы.

Она доступна для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития, т.к. построена на таких принципах обучения, как учитывание возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей.

Учащиеся смогут стать: любознательным; интересующимся; активно познающим мир; умеющим учиться;

способным к организации собственной деятельности;уважающим и принимающим ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательным; умеющим слушать и слышать партнера;уважающим свое и чужое мнение;готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;имеющим представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Кроме того, она, как ни какая другая, обеспечивает отработку у школьников учебных навыков.

С первых дней в школе перед учеником ставится целый ряд проблем. В этот период ученики нуждаются в помощи не только учителя, но и родителей. Следует отметить, что преимущество программы «Школа России» заключается и в том, что родители легко разбираются как в содержании, так и в требованиях программы.

Важно и то, что программа «Школа России» всегда ориентирована на главный принцип обучения – доступность содержания учебного материала. Родителям первоклассников был задан вопрос: «Почему вы для обучения вашего ребёнка выбрали программу «Школа России». 80% из них ответили: «Потому, что уверены, сможем помочь своему ребёнку учиться в школе». Кроме того у программы есть официальный сайт, где родители могут ознакомиться с особенностями программы, учебными пособиями.

УМК «Школа России» Переработанные издания учебников сохраняют лучшие традиции начальной школы (формирование знаний и умений) и дополнены заданиями развивающего характера. Традиционная программа усваивается учащимися легче (за счет алгоритмов и четких формулировок правил), в ней соблюдается принцип преемственности в обучении со средним звеном.

Нет здесь и скоростной гонки при изучении дисциплин, всё планомерно, освоению нового материала уделяется достаточно времени, а не отдаётся на откуп самостоятельной домашней доработке.

Лучше иметь базовый, но крепкий уровень, который при желании всегда можно повысить дополнительным обучением, чем поверхностные знания с усиленной загрузкой детского мозга зачастую ненужным материалом.

Методически данная программа хорошо укомплектована. Например, кроме учебного комплекта и методических разработок автором курса «Окружающий мир» А.А. Плешаковым и его коллегами созданы книги, содержащие дополнительную информацию для изучения растительного и животного мира планеты (Атлас-определитель «От земли до неба».

Программа включает в себя весь набор по предметам для изучения в начальной школе:

«Русская азбука» и «Рус я»;«Матика»;«Лит.чт»;Окр мир»;«Информатика» для 3 и 4 классов;«Музыка»;

«Технология»;«Физ-ра»;«Изобраное искуво»;«Основы религиозных культур и светской этики», которые включают в себя изучение православной, исламской, иудейской, буддийской культур по отдельности, мировых религий в целом и основ светской этики.

Так же интересн выбор учебников по ангийскому языку

Spotlight — «английский в фокусе» для 1-4 классов;Starlight – «звёздный английский» для 1-4 классов;

углублённый английский во 2-4 классах;стандартный английский во 2-4 классах;

немецкий для 2-4 классов;углублённый «французский в перспективе» для 2-4 классов;

Читайте также:
Как делать проект в школу - образец, этапы работы, программа

стандартный «твой друг французский» для 2-4 классов;испанский язык.

Таким образом, родителям и их маленьким школьникам предоставлена хорошая возможность получить разностороннее образование.

обучение грамоте

Учебник полностью соответствует нормам обучения младших школьников. Рассчитан на детей, которые до школы не умели читать – а таких идёт в первый класс достаточно много. Азбука в начальной школе стартует с нуля. Выбран хороший шрифт, красочные иллюстрации. Тексты предназначены как для хорошо читающих детей, так и для начинающих обучаться чтению. Это дает возможность использовать индивидуальный подход в обучении. Есть в учебнике и занимательный материал: ребусы, загадки и т.п. Достаточно материала для работы над развитием речи. Содержание учебника отличается особым подбором произведений для обучения чтению. Подобраны пословицы, загадки, прибаутки, шутки, сказки и тексты познавательного характера. Некоторые игровые задания позволяют развивать творческие способности детей. В содержание учебников включены задания для диагностики («Проверь себя и оцени свои знания»), а также материалы для проектной деятельности первоклассников. Иллюстративный материал помогает расширить и уточнить представления учащихся о мире, природе, обществе, обогатить и активизировать словарный запас детей.

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом. Для этого имеется комплект Прописей, в которых дети учатся обозначать на письме звуки буквами, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать по диктовку слова и предложения. Весь материал в Прописях расположен в соответствии с материалом Азбуки.

Прописи содержат занимательный развивающий материал: разгадай ребус, составь буквы из элементов и др.

Учебный курс «Литературное чтение» (авторы А. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова) развивает у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, расширяет их читательские возможности и знания об окружающем мире, о своих сверстниках, о природе, об истории нашей Родины, обеспечивает развитие речи; формирует потребность в чтении книг. Частью его является внеклассное чтение на уроках и дома. В учебнике даны задания для работы в парах и в группе, задания повышенной трудности. Рубрики: «Проверим себя и оценим свои достижения», «Наши проекты», «Из старинных книг».

окружающий мир

Представлен учебником Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты.

Учебник курса «Зеленый дом» (автор А.А. Плешаков) имеет ярко выраженную экологическую направленность. Он развивает эмоциональную отзывчивость, любознательность, способность овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками. Продолжает развитие и в основной школе. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность: чтение познавательной литературы, наблюдения, экологические действия, прогулки и путешествия и множество других ситуаций. В поддержку этой деятельности в комплект включены книги: «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне. Эти книги создавались не только для работы на уроке, но в большей степени для работы в семье, что является отличительной чертой комплекта.

Много достоинств у учебника «Математика» (автор М. И. Моро), цели и задачи которого направлены на развитие образного и логического мышления учащихся, формирование предметных умений и навыков, воспитание интереса к математике. Курс предусматривает последовательное расширение знаний, рассчитан на детей, которые до школы не умели считать, происходит постепенное нарастание трудности учебного материала, т.е. в нем созданы хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Издание представляет собой первую и вторую части учебника “Математики” для учащихся 1 класса. К изданию прилагается “Разрезной счетный и игровой материал по математике”, предназначенный для организации самостоятельной практической работы детей на уроках математики. Есть рабочие тетради по математике № 1 и № 2, которые предназначены для организации самостоятельной работы первоклассников. Проверочные работы. Тетради с заданиями высокого уровня сложности. Реализован принципиально новый для начальной школы курс математики, который является интегрированным – в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. Предусмотрена работа в парах, работа над проектами.

Читайте также:
Игры для первоклассников -, обучающие, математические и другие

русский язык

Учебник «Русский язык» (автор В.П.Канакина) помогает учащимся осваивать первоначальные знания по лексике, фонетике, грамматике, развивать речь, мышление, овладевать умениями правильно писать. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогают им овладевать такими действиями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и абстрагирование. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективно доступны младшим школьникам, а с другой стороны, запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес. Много заданий для работы в парах, на развитие речи, повышенной сложности. Есть рубрики: «Проверь себя», «Страничка для любознательных», «Наши проекты».

Таким образом, мы с вами видим, что програма «Школа России» полностью реализует идеологические основы ФГОС – Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Это реализуется через:

– введение специальных заданий для формирования умения школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному уроку;

– увеличение заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера, в том числе заданий для работы в парах и/или группах, инициирующих деятельность младшего школьника, акцентирующих внимание ученика на собственное аргументированное суждение, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;

– внесение изменений в задания для формирования мотивации обучения, контрольно-оценочной деятельности младших школьников; заданий на поиск и отбор информации, освоение компьютерной грамотности и т.д.;

– включение в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.

Кроме того, учебники УМК «Школа России» имеют новое художественное оформление, включая специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Программа «Школа России, также имеет набор учебников для инклюзивного образования. Уч. Для слабовидящих.

Анализ программы “Школа России”

“Школа Росcии” – это учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта – Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.

УМК “Школа России” включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:
– Обучение грамоте и чтению.
Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.
– Русский язык (2 линии).
Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
– Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф.
– Математика. Авторы: Моро М.И. и др.
– Окружающий мир. Автор Плешаков А.А.
– Изобразительное искусство (2 линии).
Авторы: Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс).
Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Читайте также:
Осенний бал - название команды, тематика, осенние эмблемы

Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Программа Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

Цели обучения:
1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
4) формирование здоровье сберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.

Принципы:
– приоритет воспитания в образовательном процессе;
– личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;
– сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественного образования, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Комплект учебников “Школа России” представляет собой целостную модель, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. При этом учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому, которые должны быть неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.

Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
– Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.
– Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.
– Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.
– Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Разновидности политических систем

  • Что такое политическая система
    • Функции
  • Виды политических систем современности
    • Характеристика, примеры
  • Какие виды политических систем еще бывают
    • На основе общественно-экономических решений
    • На основе степени демократичности власти
    • На основе роли и места государства
    • На основе способов управления обществом

Политическая система — это залог существования государства, основа общественно-политических отношений в любой стране.

Что такое политическая система

Политическая система — это структура государственных и негосударственных организаций, которые при тесном взаимодействии осуществляют управление обществом и страной.

Понятие политической системы включает в себя несколько аспектов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • институты власти и организации;
  • законы и нормативные акты;
  • коммуникация и взаимодействие;
  • идеология и культура.
Читайте также:
Педагогические идеи Песталоцци - кратко, вклад в педагогику

В институциональном аспекте политическая система рассматривается как тесное взаимодействие государства, политических партий, общественно-политических движений и других политических институтов. В нормативном аспекте политсистема — это конституция, законы, партийные программы и уставы. Коммуникативный аспект предполагает взаимодействие внутри политической системы, коммуникацию политсистемы с другими сферами общества и взаимодействие политических систем разных стран. Культурно-идеологический аспект рассматривает систему политических взглядов и норм политического поведения.

Функциональный аспект рассмотрим подробнее.

Функции

Политическая система выполняет следующие функции:

  • формирование стратегии внутренней и внешней политики страны;
  • государственное руководство и управление обществом;
  • регулирование общественных отношений с помощью законов;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • усовершенствование системы законодательства;
  • контроль деятельности государственных и негосударственных институтов.

Виды политических систем современности

В современном мире существует 4 типа политических систем:

  • англо-американская;
  • континентально-европейская;
  • доиндустриальная;
  • тоталитарная.

Эту классификацию предложил Габриэль Алмонд. Все государства на нашей планете используют какую-то одну из этих систем.

Характеристика, примеры

Англо-американская система строится на четком разделении политических функций между различными институтами власти. В таком типе политсистемы культивируются либеральные ценности (свобода личности, свобода слова, благосостояние и безопасность населения). Большинство граждан разделяют взгляды, ценности и методы управления государством. Такой вид политической системы характерен для США, Канады и Великобритании. Англо-американская система считается наиболее стабильной.

Континентально-европейская политсистема также четко структурирована и дифференцирована по институтам власти, но отличается большей раздробленностью общества, наличием нескольких субкультур, которые имеют разные представления о ценностях, идеалах и политической культуре. Такой тип системы характерен для европейских стран (Германия, Италия, Франция). На фоне разногласий в обществе для этих стран не редкими являются правительственные кризисы.

Доиндустриальная — характеризуется слабым и неэффективным разделением власти. Население разобщено, в политической жизни участвует мало. В таких системах большой авторитет у армии, в стране может применяться насилие (Мексика, Бразилия, большинство стран Азии и Африки).

Тоталитарная — отличается от других форм жесткой централизованной государственной системой. Вся власть сосредоточена в руках одной правящей партии, которая осуществляет полный контроль над обществом. У граждан единая, навязанная сверху, идеология и система ценностей. Примером тоталитарного политического режима выступает КНР и КНДР.

Какие виды политических систем еще бывают

В политической науке существуют и другие классификации политических систем.

На основе общественно-экономических решений

Основоположники и последователи марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) выделяли 4 вида систем, отличающихся друг от друга общественно-экономическими решениями. Это:

  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • социалистическая.

Рабовладельческая предполагает четкое разделение общества на господствующих хозяев и подчиняющихся рабов. В основе феодальной системы лежит деление общества на классы: феодалов и крестьян. Капиталистическая — предполагает деление общества на богатых и бедных, главную роль в социуме играет капитал. В социалистической системе отсутствует какое-либо деление между гражданами (классовое, возрастное, половое и т.п.), предполагается честное распределение ресурсов между членами общества.

На основе степени демократичности власти

По степени демократичности власти выделяют 3 вида политсистем:

  1. Тоталитарная. Строится на 3-х главных факторах: одна власть — одна партия — народ подчиняется власти.
  2. Авторитарная. Характеризуется жесткой, неограниченной властью одного лидера или группы лиц, народ подчиняется правящей верхушке.
  3. Демократическая. Предполагает несколько политических партий, власть народа, народные выборы органов государственной власти.

На основе роли и места государства

В зависимости от принадлежности власти народу или олигархии выделяют 2 вида политсистем:

  • демократическую;
  • этакратическую.

В демократической — власть принадлежит народу, граждане участвуют в выборах, государство строится на либеральных принципах. В этакратической — власть принадлежит правящей элите, народ ей подчиняется.

На основе способов управления обществом

Существует классификация по способу управления обществом. В ней выделяют 3 типа:

  1. Административно-командная строится на власти одной партии, исключительно государственной собственности и отсутствии экономической свободы.
  2. Соревновательная характеризуется многопартийностью, политической борьбой и конкуренцией между партиями.
  3. Социопримирительная отличается сотрудничеством конкурирующих политических сил на благо государства. Такой вид системы наблюдается в цивилизованных странах.
Читайте также:
Доклад на тему - Современные концепции воспитания - авторы, цели

6. Политическая система общества. Понятие, сущность, структура, функции, типы политических систем.

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей;

– части составляют единое целое;

– система имеет границы.

Сущность политической системы

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки – плод современного этапа политического знания. Термин “политическая система” встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни.

В современной политической науке понятие “политическая система” разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа – определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

Функции политической системы

1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная – способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Структура политической системы

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Типы политических систем

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Читайте также:
Методы обучения ℹ определение, классификация в педагогике, список современных приемов обучения и преподавания, характеристика форм обучения по ФГОС

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

7. Гражданское общество. Происхождение, понятие, признаки, функции. Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти

Признаки гражданского общества

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· правовая защищённость граждан;

· определённый уровень гражданской культуры;

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

· конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

Функции гражданского общества

· законность обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым

· способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

· Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· функция социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· коммуникационнуя функция.Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах

· стабилизирующая функция создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Политическая система: понятие, структура, функции, типы

В современной науке сложились два подхода к анализу политической системы: системный и институциональный.

Классический институционализм рассматривает политиче­скую систему как реальный сложный механизм формирова­ния и реализации власти в обществе. Дает структурно-функ­циональное описание политической системы, рассматривая ее как совокупность формальных государственных и общест­венных институтов и организаций, формально-юридических актов. Акцентирует внимание на статичном состоянии поли­тической системы. Процессы ее трансформации, динамики в социальном пространстве целенаправленно не исследуются.

Авторами системного исследования политической систе­мы являются американские ученые Толкотт Парсонс (1902-1979), Габриэль Алмонд (1911-2002), Карл Дойч (1912-1992), Дэвид Истон(1917). Системный подход позволяет концептуально осмыслить содержание и принципы функци­онирования политической системы, выявить ее внутреннюю структуру и функции, взаимодействие с внешней средой и другими социальными подсистемами (экономическими, со­циокультурными, правовыми).

Системный подход позволяет исследовать развитие поли­тической системы, механизмы ее воспроизводства, «регули­рующие» и «саморегулирующие» потенциалы, способные корректировать внутренние процессы и структуры с целью предотвращения саморазрушения системы, обеспечения ее динамики в социальном пространстве (Д. Истон).

Для комплексного исследования политической системы важно изучить как статическое, так и динамическое ее со­стояние.

Политическая система — целостная и динамичная со­вокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга по­литических институтов, политических отношений, полити­ческих и правовых норм, политического сознания, на основе которых формируется политическая власть и осуществляет­ся ее реализация в обществе. Политическая система имеет определенную структуру, основные элементы которой (по­литические институты, политические отношения, полити­ческие и правовые нормы, политическое сознание) характе­ризуют различные стороны ее жизнедеятельности.

Читайте также:
Принципы обучения в педагогике - определение, принципы доступности

Политическими институтами и учреждениями явля­ются государство, политические партии, общественные организации и движения, СМИ, другие социально и политически активные формальные и неформальные объединения, сою­зы, группы, комитеты, комиссии и т.д. Все они связаны между собой и взаимодействуют в политической жизни об­щества и его управлении.

Политическая система есть универсальная управляющая система общества, элементы которой связаны политически­ми отношениями. Политические отношения есть устойчи­вый характер взаимосвязей и взаимодействий субъектов по­литики, основанных на борьбе—сотрудничестве—соперни­честве, господстве—подчинении по поводу распределения властных полномочий в обществе.

Пределы властных полномочий институтов, органов управ­ления, политические отношения, нрава и обязанности граж­дан, их действия и поведение регулируются в обществе спе­циальными правовыми и политическими нормами. Полити­ческие и правовые нормы — совокупность узаконенных в обществе обязательных для исполнения государственных правил, принципов, регулируемых процессы и отношения в той или иной области политики. К политическим нормам от­носятся также программы, уставы и иные документы поли­тических партий и общественных объединений, которые мо­гут носить как обязательный, так и рекомендательный ха­рактер для их членов. К ним можно отнести и сложившиеся в обществе традиции, обычаи, нормы и ценности политиче­ской морали.

Большое влияние на функционирование политической системы оказывает политическое сознание совокупность политических знаний, ценностей, убеждений, эмоциональ­но-чувственных представлений, которые выражают отноше­ние граждан к политической действительности, определяют и объясняют их политическое поведение. Восприятие и осоз­нание политических процессов и идей в известной степени находят выражение в политической культуре и политиче­ской идеологии, которые также можно отнести к элементам политической системы.

Все структурные элементы тесно связаны между собой, взаимодействуют, обусловливаются и этим делают поли­тическую систему единым целостным управляемым меха­низмом.

Политическая система обладает верховенством и относи­тельной автономией по отношению к другим общественным системам, отличается от них также преобладанием властных механизмов и методов воздействия на общество.

Практическая значимость политической системы очень многогранна. Политическая система выполняет следующие функции: формообразования (организация в обществе поли­тической власти и ее обеспечение); легитимационную (под­тверждение законности права политических институтов на управление обществом); политического целеполагания (опре­деление целей социально-политического развития общест­ва); мобилизационную (деятельность по максимальному ис­пользованию ресурсов для достижения намеченных целей); суверенизационную (обеспечение целостного, независимого управленческого воздействия на общественные процессы); ре­гуляционную (регулирование общественных отношений, ре­жима социально-политической деятельности); интеграцион­ную (сохранение целостности и устойчивости социальной си­стемы, обеспечение общественного согласия и стабильности); политической социализации. Схема функционирования по­литической системы представлена на рис. 1.2.

Окружающая среда

Вывод

требования поддержка

решения действия

Окружающая среда Обратная связь Окружающая среда

Окружающая среда Окружающая среда

Рис. 1.2. Функционирование политической системы по Д. Истону

Окружающая среда — совокупность оказывающих воз­действие на человека факторов социального и пространст­венного окружения (социальных, политических, культур­ных, экономических, географических, экологических), потенциально значимых для политической жизни общества и политической системы.

Ввод — воздействие окружающей среды на политиче­скую систему. Факт того, что политическая система имеет вход (поступающие извне импульсы) и выход (политические решения и политические действия), впервые отметил Д. Ис­тон. Г. Алмонд одним из первых описал четыре функции входа: политическая социализация, привлечение граждан к участию, артикуляция и агрегирование их интересов. Роль входящих факторов выполняют политические партии, об­щественные организации и движения, группы по интересам, группы давления, складывающиеся отношения с иностран­ными государствами, отдельные индивидуумы. Главными вводами, производящими наибольший эффект на политиче­скую систему, являются требования и поддержка. Требова­ния выполняют роль сигналов о необходимости тех или иных изменений в политической системе. Поддержка, на­против, свидетельствует об удовлетворенности окружающей среды действиями системы и способствует ее стабилизации.

Вывод — обратное воздействие политической системы на среду. Г. Алмонд описывает три функции выхода — разра­ботка норм, их применение, контроль за их соблюдением. Выводами могут быть законы, указы, постановления, распо­ряжения, решения суда, а также другие политические дей­ствия институтов, регулирующих процесс общения обще­ства и государства.

Читайте также:
Сингапурская методика обучения - сущность технологии и особенности

Обратная связь выступает как результат реакции обще­ства в ответ на вывод, принятое политическое решение. Дан­ные связи могут либо усиливать, либо ослаблять поддержку, оказываемую обществом политической системе. Обратная связь может воздействовать на выбор и содержание новых вводов. Информация о воздействии выводов на общество вновь поступает во властные структуры, что делает их работу более эффективной, дает возможность им корректировать свои выводы.

Процесс дробления изучаемого объекта по определенно­му признаку на группы, называемыми типами, составляет его типологию. Типология политической системы определя­ется по целому ряду признаков. Так, конкретные политичес­кие системы классифицируются в зависимости от типа общества: политическая система феодального, капиталисти­ческого, социалистического общества (различие идет по при­знаку принадлежности к той или иной общественно-эконо­мической формации); политическая система традиционного, индустриального, постиндустриального, информационного общества (различие идет по стадиям роста); политическая система западной, латиноамериканской, мусульманской, славяно-православной, китайской, японской и других циви­лизаций (различие идет по цивилизациям как совокупности характерных черт, присущих группе стран и народов).

Политические системы классифицируются: по формам правления(демократические, недемократические); по мес­ту сосредоточения исполнительной власти(президент­ские, парламентские или смешанные); по политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); по характеру социально-политических отношений(ста­бильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликт­ные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой(открытые, закрытые), типа госу­дарства(политическая система монархии или республики); политико-правового статуса государства(конституцион­ные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми пра­вовыми структурами); по политической культуре(патри­архальные, подданнические, активистские) и по другим признакам.

Политическая система гарантирует элементарный поря­док в стихии человеческого общежития и позволяет индиви­дам удовлетворять их потребности и интересы.

Политическая система – понятие и структура, типы и виды

Раздел ЕГЭ: 4.2. Политическая система

Проведение любой политики подразумевает наличие некоторых структурных элементов, идущих один за другим, при последовательном выполнении которых можно достичь поставленной цели.

Политическая система — совокупность всех политических институтов, чья деятельность имеет одни нормы и ценности, их взаимоотношений и действий, направленных на осуществление власти и управление обществом.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ

Политическая система состоит из четырёх элементов в соответствии с главными функциями, которые она несёт в себе:

  • нормативного (нормы и границы допустимого в обществе, такие как обычаи и традиции, политические, правовые, моральные нормы и ценности);
  • организационного (нормальное функционирование политических процессов, таких как государство, группы, политические партии);
  • культурного (развитие культуры и политических идей);
  • коммуникативного (устойчивые связи внутри политических участников и процессов).
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Политическая система выполняет следующие функции:

  • определение целей и задач развития общества;
  • выработка политического курса;
  • распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных групп;
  • объединение общества одними ценностями, формирование его политического сознания и манипулирование ими;
  • утверждение существующего политического строя;
  • формирование, создание и утверждение законодательства;
  • обеспечение связи различным элементам политической системы между собой и обществом.
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Различия между политическими системами определяются разными факторами. В зависимости от характеристик, берущихся за основу при сравнении государств, выделяют несколько видов политических систем.

⊕ По сравнению исторического опыта государства, его традиций, способов управления:

  • командная (принудительные методы управления);
  • соревновательная (соперничество различных политических сил);
  • соцпримирительная (сглаживание и ликвидация социальных конфликтов).

⊕ По характеру взаимосвязей между составляющими элементами:

  • открытая;
  • закрытая.

⊕ По форме политического режима:

  • автократическая (народ практически не задействован в политических процессах, его волю подавляют власти);
  • демократическая (политическая деятельность производится народом и для народа).

Теократия — вид государственного устройства, при котором во главе власти находится Церковь.

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Государство имеет следующие формы выполнения функций:

  • правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);
  • организационная (организационно-регламентирующая, организационно-идеологическая).

Действующая политическая система напрямую зависит от существующей в конкретной стране формы управления, а также политического режима. Они во многом определяют, каким образом будут проводиться меры по решению тех или иных вопросов.

Читайте также:
Доклад на тему - Современные концепции воспитания - авторы, цели
ЭТАПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Прежде чем принять какое-либо решение об изменении жизни в государстве, государству необходимо пройти четыре этапа.

1) Определить общественные проблемы, их причины.

Проблема: высокое потребление алкоголя на душу населения. Причина: низкий уровень культуры населения, недостаток денежных средств, отсутствие альтернативы, слабая эффективность системы здравоохранения, психологический дискомфорт.

2) Определить цели политики на основе результатов первого этапа.

Целями политики должны стать ликвидация всех причин путём повышения культурного уровня населения, обеспечение его работой с высоким уровнем заработной платы, улучшение качества работы больниц и поликлиник, предложение альтернативы отдыха населения без вреда для здоровья и высокой стоимости.

3) Реализовать поставленные цели и задачи политики государства исполнительными органами власти под контролем Правительства и Президента РФ (система мероприятий по достижению целей политики).

Федеральными министерствами принимаются директивы, федеральные службы контролируют их исполнение.

4) Проанализировать деятельность, результаты и последствия государственной политики.

В результате принятых мер количество потребления алкоголя на душу населения уменьшилось в два раза.

ВИДЫ ГОСУДАРСТВА

Согласно территориально-политическому устройству определяется соотношение государства и его составных частей. Государство может быть:

  • федеративное — союз крупных практически самостоятельных государств, каждое из которых имеет отдельные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, не противоречащие единой федеральной конституции (характерно для многонациональных стран (Российская Федерация, США));
  • конфедеративное — союз самостоятельных государств, которые объединились для достижения конкретных целей (СНГ);
  • унитарное — составные части государства не имеют отдельной государственности, всё население имеет одно гражданство и для него действует одна Конституция (Беларусь).

Вы смотрели конспект «Политическая система».

Политическая система: понятие, структура, функции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие политической системы

Политическая система – это упорядоченная совокупность институтов, норм, идей, организаций, отношений, взаимодействий между политическими институтами и организациями, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система представляет собой комплекс государственных и негосударственных институтов, которые осуществляют политические функции – деятельность, связанную с работой государственной власти. Понятие политическая система является более емким, чем понятие «государственное управление», так как охватывает все институты и лица, принимающие участие в политическом процессе, неправительственные и неформальные явления и факторы, оказывающие влияние на механизм определения и постановки проблемы, на выработку и реализацию решений поставленных вопросов в сфере государственно – властных отношений.

В наиболее широком смысле в понятие «политическая система» входит все, что имеет отношение к политике.

Любую политическую систему характеризуют:

  • политическая идеология;
  • политическая культура;
  • политические нормы, обычаи и традиции.

Политическая система общества (политическая организация общества) является организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупностью отношений различных политических субъектов, которые непосредственно связаны с осуществлением власти и управлением обществом.

Политическая система объединяет различные взаимоотношения и действия властвующих групп, подвластных, господствующих, подчинённых, управляющих и управляемых. Она обобщает взаимосвязи и деятельность организованных форм властных отношений – государственных, а также иных политических институтов и учреждений, политических и идеологических норм и ценностей, которые регулируют политическую жизнь членов этого общества.

Политическая система обуславливает характерные для конкретного общества типы политического процесса, структуру отношений и политической деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Функционирование политических систем происходит в соответствии со способом принятия властными органами решений и с ограничением границ вмешательства органов власти в процесс регулирования властных отношений.

В зависимости от способа принятия решений органами власти, среди политических систем можно выделить авторитарные и демократические политические системы. По границам вмешательства органов власти в контроль и регулирование общественных отношений выделяют тоталитарные и либеральные политические режимы. По социально-эконмическому критерию такие режимы подразделяют на: тоталитарно-распределительные (экономика огосударствленная, государство распределяет материальные блага); либерально-демократические (в основе хозяйствования лежит рыночная экономика); конвергенционные и мобилизационные (основаны на сочетаниях государственного вмешательства в рыночную экономику).

Читайте также:
Методы обучения ℹ определение, классификация в педагогике, список современных приемов обучения и преподавания, характеристика форм обучения по ФГОС

Структура политической системы

Для каждого общества характерна собственная политическая система. В разных обществах составляющие политическую систему элементы будут отличаться друг от друга. При этом политика представляет собой открытую систему, которая свободно взаимодействует разными сферами общественной жизни – социальной, экономической, культурной, духовной, оказывая на них влияние и испытывая ответное воздействие.

Структура является важнейшим свойством политической системы, так как раскрывает способ организации и соотношение ее компонентов.

Основные компоненты политической системы:

  • организационно-институциональный – включает институты (партии, парламентаризм, судопроизводство, государственная служба, президентство, гражданство и др.), организации и объединения (социальные группы, трудовые коллективы, политические движения, средства массовой информации, группы давления и др.);
  • нормативно-регулятивный – представлен правовыми, политическими и моральными нормами, традициями и обычаями, регулирующими осуществление политической власти, политическую жизнь общества;
  • коммуникативный – включает политические отношения, формы и информационные связи взаимодействия всех участников политического процесса, взаимодействия между обществом и политической системой в целом;
  • культурно-идеологический – включает идеологию, политические идеи, политическую культуру и психологию;
  • функциональный – особая политическая практика, включающая направления и формы политической деятельности и методы реализации властных полномочий.

Политическая система включает следующие институты: политические партии, государство и государственные органы, общественно-политические движения, группы интересов или группы давления.

Функции политической системы

Политическая система общества выполняет определенные функции:

  • обеспечение политической власти для конкретной социальной группы, или большей части какого-либо общества, установление и реализация конкретных методов и форм властвования;
  • управление разными сферами жизнедеятельности в интересах отдельных групп и большей части населения (постановка целей, задач, программ, путей развития общества в работе политических институтов);
  • преобразование требований общества в политические решения (конверсии);
  • приспособление к изменяющимся условиям общественной жизни (адаптации);
  • мобилизация материальных и людских ресурсов (финансирование, избиратели и т.д.) для достижения определенных целей в политике;
  • защита политического строя, его основных ценностей, идеологии, принципов (защитная);
  • установление и дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений с иными государствами (внешнеполитическая);
  • согласование коллективных требований и интересов разных социальных групп (консолидирующая);
  • создание и дальнейшее распределение ценностей, как материальных, так и духовных в соответствии с идеалами общества (распределительная), удовлетворение интересов разных субъектов;
  • интеграция общества, формирование условий для взаимодействия разных компонентов его структуры, объединение различных политических сил позволяет сглаживать, устранять возникающие в социуме противоречия, устранять коллизии, преодолевать конфликты.

К социальным функциям политической системы относятся: оптимизация и мотивация движения общества к его целям; определение наиболее перспективных направлений общественного развития; распределение ресурсов; разработка правил и норм поведения членов общества; приобщение населения к активному участию в политической жизни; согласование интересов разных субъектов; обеспечение безопасности и стабильности в обществе; контроль за выполнением законов, правил и норм.

Политическая социализация – это процесс, в результате которого формируется политическое сознание, и индивид становится частью конкретного политического механизма. Благодаря этому наблюдается воспроизводство политической системы, что происходит вследствие обучения новых членов общества, их приобщения к политической деятельности.

Политическая система благоприятствует легитимации политической власти, достижение определенного уровня соответствия политической жизни в реальности официальным правовым и политическим нормам.

Для сохранения политической системы выделяются следующие функции (Габриэль Алмонд): политическая социализация, реагирование на идущие изнутри и извне системы сигналы, адаптация к внутренней и внешней среде (реализуется посредством отбора и подготовки субъектов власти), экстракционная функция (ресурсы берутся из внешней и внутренней среды), регулирующая функция (осуществление управленческих действий), дистрибутивная функция (согласование интересов разных групп общества), избирательная функция.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: