Производные и непроизводные слова ℹ определение, структура, способы образования, функции и характеристики, основные признаки и отличия, значение, примеры

Производные и непроизводные слова — признаки, отличия и примеры

Разделение частей речи на производные и непроизводные слова помогает лучше понимать их состав и роль. Свойства, значение, определение слов гораздо легче воспринимать, когда известен порядок их формирования.

У большинства слов в русском языке есть собственная история происхождения, независимо от значения и состава. Освоение данной темы позволит с легкостью разбирать речевые элементы на части, оценивать их, находить слова-первоисточники.

  1. Производная основа
  2. Непроизводная основа
  3. Чем отличается производная основа от непроизводной
  4. Производящая основа
  5. Упражнения на тему «Производные и непроизводные слова»
  6. Ответы к упражнениям на тему «Производные и непроизводные слова»
  7. Глава 5. Словообразование
  8. §1. Что такое словообразование
  9. §2. Производная и производящая основы
  10. §3. Средства словообразования
  11. §4. Способы словообразования
  12. Проба сил
  13. Итоговый тест
  14. В паре слов осень — осенний основа осень является производной или производящей?
  15. Как называется основа нового слова, образованного от другой основы?
  16. Как называется основа слова, от которого образовано новое слово?
  17. Сколько производящих основ у слов газопровод, нефтепровод?
  18. Сколько производящих основ у слов бледно-голубой, темно-серый?
  19. Сколько производящих основ у слова серо-буро-малиновый?
  20. Сколько производящих основ у слова МГУ?
  21. Как называется процесс образования производной основы от производящей?
  22. Являются ли средством словообразования словообразовательные морфемы?
  23. Являются ли средством словообразования специальные операции с производящей основой ( или производящими основами)?
  24. Как называется способ образования слов с помощью приставки и суффикса?
  25. Какое фонетическое явление наблюдается при образовании слова рученька от слова рука?
  26. Правильные ответы:
  27. Смотрите также
  28. Основа

Производная основа

Из двух категорий данная разновидность является самой крупной.

Здесь слово представляет собой набор, делимый на фрагменты: основа (корень) и словообразовательные морфемы:

суффиксы: дел-а-ющ-ий, дом-ик, дров-ишк-и;

приставки: под-бор, за-пруд-а, пере-ход;

слова с несколькими корнями: сам-о-лет, земл-е-коп;

комбинации: над-вод-н-ый, авиа-нос-ец.

Данные типы частей речи выделяются тем, что происходят от других слов — «родителей». Примеры: мяч-ик — мяч, хлеб-н-ый — хлеб.

Непроизводная основа

Слова с такой характеристикой обнаружить легче, чем их производные аналоги. Непроизводной называется основа, включающая в себя обычно лишь корень: рек-а, дев-а, неб-о.

Существительные и прилагательные в непроизводной основе оформлены в именительном падеже (пол-е, пирог), глаголы — в форме инфинитив со специфичным суффиксом-окончанием (чит-а-ть, реш-и-ть).

В отдельных случаях присутствует суффикс или приставки. Это может касаться устаревших слов: багр-ян-ый, багр-ян-ец (в старославянском «багр» означал пурпур, теперь же нет способа изложить его в обыденной речи).

Чем отличается производная основа от непроизводной

Разница между двумя категориями в составе частей. Непроизводная структура — исходная, первоначальная, не имеющая предшественника на данный момент, либо утратившая его (заимствованная или устаревшая часть речи).

К примеру, слово «мешок» должно включать суффикс -ок-, но речевые особенности перевели его в класс непроизводных частей речи с единым корнем.

Производная — «та, что уже произведена» от своих однокоренных аналогов (читатель — читательский, вода — водный). Понятие такой основы в русском языке подразумевает слова, образованные от других частей речи.

При этом производная основа может быть создана как от непроизводной вершины цепи, так и любого другого элемента — производящей основы.

Производящая основа

Под данным термином понимается состав слова, от которого образовалось следующая в цепи часть речи. Сопоставление «родителя» и «преемника» возможно в так называемые словообразовательные пары.

Примеры: рука — ручной, функции — дис-функции.

При этом для полного разбора можно составить полноценную словообразовательную цепь однокоренных частей:

бомб-а — бомб-ард-а — бомб-ард-ир — бомб-ард-ир-ов-щик — бомб-ард-ир-ов-оч-н-ый;

совет — совет-ова-ть — на-совет-ова-ть.

В словообразовательной паре допускается изменение корня:

Важно отличать производящее слово от вершины словообразовательной цепи: это не всегда одна и та же часть речи. Например, для слова «расчетливость» производящим словом будет не «счет», а «расчетливый» — именно то, от которого образовано «дочернее» слово.

  • металл — металл-ург — металл-ург-ическ-ий — пост-металл-ург-ическ-ий.

Очевидно, что исходное и финальное слово, хотя и являются однокоренными, не являются производным и производящим.

Упражнения на тему «Производные и непроизводные слова»

1. Найти к указанным частям речи исходное и производящее слово:

2. Определить, какие из слов — производные, а какие — непроизводные:

река, набросок, молочник, придорожный, кофейный, зелень, болтливость, грамота, книжный, сапог, мешочек, носильщик, меч, доврачебный, медведь, загнали, онлайн, устранять;

3. Построить словообразовательные пары и цепочки из приведенных слов. Учитывать, что одно слово может быть производящим не только к одному, но и к группе слов:

озвучить, сверхзвук, ультразвук, гиперсверхзвук, озвучивание, звучать, звук, озвучка, переозвучка;

земля, наземный, подземелье, земледелие, землянка, земледелец, подземный, земледельческий;

красить, крашенный, перекрасить, закраска, окрашено, покрасить, краска, выкрашено, подкраска, окрашивание.

Ответы к упражнениям на тему «Производные и непроизводные слова»

1. Подбор исходного и производящего слова

2. Распределить слова по 2 категориям

Набросок, молочник, придорожный, кофейный, болтливость, книжный, мешочек, носильщик, доврачебный, загнали

Река, зелень, грамота, сапог, меч, медведь, устранять

3. Построить словообразовательные цепи

Глава 5. Словообразование

§1. Что такое словообразование

Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.

Читайте также:
Уменьшительно-ласкательные суффиксы - таблица с примерами

Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer. Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:

Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

Не удивляйся: термин словообразование употребляется в разных значениях:

1) процесс образования слов в языке;

2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

§2. Производная и производящая основы

Производное слово — это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована — значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

Домик — это маленький дом (связь по смыслу)

Домик←дом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик)

Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет.

Производная основа — основа нового слова, например: конфетка←конфета, весенний←весна.

Производящая основа — основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний, конфета→конфетка.

При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красный→жёлто-красный.

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.

§3. Средства словообразования

Средство словообразования — это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

  • словообразовательные морфемы
  • специальные операции с основой слова

Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

Словообразовательные морфемы — это

  • приставки, например: за-, на-, до-, пере- в словах записать, написать, дописать, переписать
  • суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок

Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами — это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются:

  • сложение основ: дымоход, водопровод
  • сращение основ: труднодоступный, малопонятный
  • сокращение основы: спец, комп и некоторые другие.

При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

§4. Способы словообразования

На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается. Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром. И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации.

У ряда авторов встречается термин бессуффиксальный.

Способ словообразования — сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

Понятия: средство и способ словообразования — разные, эти термины следует различать и употреблять правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства. Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают. У слова нефтепровод средство словообразования — сложение основ, способ словообразования — тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

Для русского языка характерны различные способы словообразования:

  • Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть, пригород←город, недорого←дорого
  • Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй, выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
  • Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно, втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень
  • Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий
  • Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
  • Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
  • Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
  • Сокращение основы: зав, зам
  • Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
  • Изменение части речи: больной, столовая

Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.

  • Чередование гласных и согласных, например: дорога→дороженька (чередование г//ж)
  • Вставки интерфикса — соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пароход
  • Усечение производящей основы: катать→кат+ок (суффикс глагольной основы -а при образовании нового слова усечен)

Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать.

Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Школьная программа требует уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать, с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.

В школьном курсе словообразованию уделяют много внимания, но при обучении теории отводится совсем немного времени. Однако сделать словообразовательный анализ правильно невозможно, если ты не знаешь основ теории. Не обольщайся тем, что тебе легко удаётся словообразовательный разбор самых простых примеров.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Производные и непроизводные слова.

Из названия уже ясно: производные слова – это те, которые произведены от других слов.

Непроизводные слова «первичны», ни от каких других слов не произведены.

Правда, тут необходима важная оговорка. Эти понятия историчны. Слово, на сегодняшний день непроизводное, в историческом плане может оказаться производным. То есть когда-то оно было произведено от другого слова, но сегодня трудно или невозможно сказать, от какого. Ср. в современном языке нельзя указать слово, от которого произведено «портной»; исторически оно происходит от «порт» – кусок ткани. Но сегодня слова «порт» в русском языке уже нет («морской порт» – совсем другое, заимствованное, слово), это слово знают только учёные филологи, занимающиеся историей русского языка.

Другими словами, если утрачена мотивировка, если рядом нет прозрачного слова, от которого произведено данное, то это слово надо считать непроизводным. Опять же если слово заимствовано в русский язык из другого языка, то в том языке оно, быть может, и производное, но в русском мотивировка отсутствует и значит, оно немотивировано.

Новое слово может быть образовано от другого без использования аффиксов: «печь», «сечь» – сущ. и глагол, англ. master («хозяин») – to master («овладевать чем-либо»). Тогда роль аффикса играет смена парадигмы: слово включается в новый ряд: в одном случае парадигма выглядит так: «печь – (печь)ю – (печ)ами» – «(печ(ей)» – (о печ)ах и т.д., а в другом случае – «печь – (пек)у – (печ)ешь – (печ)ём» и т.д. Соответственно в английском языке парадигма существительного master – это master – (master)s – (master)’s – (master)s’, а парадигма глагола to master – (master)s – master(ed) – is (master)ing – has (master)ed и т.д. Этот способ словообразования называется конверсией. В английском языке – это один из важнейших способов, в русском – второстепенный.

Близкое явление – субстантивация– «столовая» – прилагательное, из которого был образовано существительное. Здесь парадигма остается та же, но возникает совершенно иная сочетаемость: «новая столовая» (существительное) и «столовая посуда» (прилагательное).

Новые слова могут образовываться и другими путями, например, за счет сочетаний слов («Мойдодыр») или сложения основ («лесостепь)».

Сокращенные и сложносокращенные слова.

Сокращения – это еще один способ образования новых слов. Эти способы тоже бывают разные.

Так, сокращенные слова могут образовываться методом усечения– Гена из Геннадий, Лена из Елена, англ. fridge из refrigerator. То есть здесь изымается часть слова.

Но сложносокращенные слова могут образовываться из усеченных частей двух или более слов: «Главснабсбыт», «капремонт», «райотдел», «старлей». Часто используются только начальные буквы: СССР, ТЮЗ, ЧП. Обратите внимание: первый и третий примеры произносятся по буквам, а средний – как вновь образованное слово. Есть промежуточные типы: США – «СэШэА» (букв «сэ» и «шэ» в алфавите нет, буквы называются соответственно «эс» и «ша»). То же «ФРГ» – «фэ-эр-гэ»: первые две буквы произносятся неправильно, последняя – правильно.

Бывает, что в языке сохраняются два варианта, полный и сокращенный: Соединённые Штаты Америки и США. А иногда сложносокращенное слово становится более популярным, чем полное, вплоть до забвения смысла сокращения: не все могут расшифровать слово НАТО.

Некоторые сложносокращённые слова так приживаются в языке, что от них могут образовываться новые – «натовец», «гаишник», «бомжевать».

Части речи

Части речи – это группы слов, объединяемые одними и теми же грамматическими признаками – в том числе т.н. грамматическими категориями (род, число, падеж, степень сравнения и т.д.). У каждой части речи – свой набор грамматических категорий.

Части речи обладают общим грамматическим значением данного класса слов – например, у существительного это «предметность».

Число частей речи – вопрос дискуссионный. Во многих грамматиках выделяют до 20 частей речи, но по существу их можно свести в гораздо меньшее количество групп, например, в четыре: 1) существительные и 2)их характеристики (прилагательные), 3)глаголы и 4)их характеристики (наречия). Все остальные могут так или иначе присоединяться к одной из этих групп (например, числительные количественные – к существительным, порядковые – к прилагательным). Но в большинстве грамматик все-таки предпочитают выделять больше частей речи. Это просто удобнее.

Существуют два более крупные класса слов, чем отдельные части речи. Это знаменательныеи служебныеслова, охватывающие по нескольку частей речи. Знаменательные – это слова, имеющие лексическое значение. Во многих языках выделяются:

Внутри знаменательных слов междометия занимают особое место– это выразители эмоций или волевых побуждений. Они синтаксически обособлены, формально не связаны с окружением, являются как бы «суррогатами» предложений. Они делятся на «первичные» (ах, ой) и «производные» (Батюшки! Ужас! Черт возьми!»).

Остальные знаменательные слова подразделяются на 1) назывные(слова-названия) и 2) заместительные(заместители названий). Позже о них будет сказано подробнее.

Служебные словаиногда еще называют «частицами речи». Как явствует из названия, они «обслуживают» знаменательные части речи, указывают на отношения между ними, уточняют их значение и т.п. Это предлоги («с», «после», «в»),

послелоги (англ. to bring up, артикли (a, an, the),

артикли (англ. a, the)

вспомогательные глаголы («буду», shall),

союзы («потому что», «когда»),

слова степени («более», «менее»),

частицы типа рус. «бы», «ли» и т.п.

Рассмотрим некоторые части речи немного подробнее.

Существительное. Выражает грамматическое значение предметности. Исторически первыми существительными были названия предметов в прямом, физическом смысле (камень, дерево). Затем развились существительные с более абстрактными, «невещественными» значениями (день, год), названия свойств в отвлечении от их носителей (белизна). Здесь уже речь идет о «фиктивной предметности» – человек представляет предметно то, что предметом не является. Основные синтаксические функции существительного – подлежащее и дополнение. Наиболее типичные грамматические категории – падеж и число.

Категория падежаслужит для выражения отношений между словами: вижу стол, нет стола, интересуюсь столом, думаю о столе. В разных языкахпадежвыражается с помощью аффиксов или аналитических средств (предлогов и послелогов) и порядка слов. Во многих случаях один падеж имеет несколько значений (пишу пером – пишу мелким почерком; один ел пирожок с мясом, а другой – с удовольствием).

Категория числа,естественно, служит для выражения числа предметов. Она выражается аффиксацией, редупликацией и др. средствами. Содержание категории числа составляют количественные отношения, отраженные сознанием человека и формами языка. В русском языке когда-то было три числа: единственное, множественное и двойственное. Двойственное число – очень древняя форма, идущая от тех доисторических времён, когда человек, подобно современному маленькому ребёнку, умел считать только так: «один – два – много». Такой примитивный счёт отразился и в формах слова: ср. один дом – два домА – но пять домОВ. Вы спросите: а почему тогда окончания одинаковые у «два домА», «три домА» и даже «четыре домА»? Согласно вышеприведённому объяснению должно бы быть что-то вроде «один дом – два домА – три домОВ, то есть у каждого числа – своё окончание.

Но дело в том, что когда двойственное число было забыто, его окончания просто «расползлись» на соседние формы.

Во многих языках есть еще категория (не)определенности.Обычно она выражается артиклем, число которых – разное в разных языках. Артикль может существовать отдельно, а в некоторых языках может сливаться с существительным. Таким образом, артикль – служебная часть речи, она обслуживает существительное и не употребляется без него.

Прилагательноевыражает грамматическое значение качества или свойства, называя его как признак (не «белизна», а «белый»). Форма «белый» означает качество или свойство любого предмета мужского рода. В английском языке white еще шире и относится к любому существительному, т.к. рода у английских прилагательных нет. Прилагательное подчинено существительному и не может существовать без него; существительное должно хотя бы подразумеваться. А если оно употребляется отдельно, то это уже не прилагательное, а существительное («столовая»). Подчиненная роль прилагательного видна еще и в том, что оно стоит на определенном месте – в русском языке перед существительным, во французском и польском – главным образом после. В английском оно стоит между артиклем и существительным.

Первичная функция прилагательного – определение («большой дом») и именная часть сказуемого («Дом был большим»). Прилагательные могут различаться по степени интенсивности, отсюда – категория степеней сравнения : «красивый – красивее – красивейший».

Глаголв большинстве языков явлен в виде собственно глагола и т.н. неличных форм глагола. Основная разница между глаголом и его неличными формами в том, что собственно глагол может играть роль сказуемого, т.к. выражает категорию лица («я читаю», «ты читаешь» и т.д.), а неличные формы глагола сами по себе сказуемым быть не могут, т.к. личной формы не имеют (читающий, читая, прочитанный). Можно сказать «я читаю», но нельзя «я читая» или «я прочитанный». Соответственно по-английски можно сказать «I read», “I am reading”, но нельзя «I reading”. Для того, чтобы играть роль сказуемого, неличным формам необходим служебный глагол («был читающим», «была прочитана»). Способность быть сказуемым называется предикативностью. У личной формы глагола предикативность есть, у неличных форм – нет.

В русском языке неличные формы – инфинитив или неопределенная форма («писать»), причастие действительное («пишущий»), причастие страдательное («написанный») и деепричастие («присев», «приседая»). В английском языке их тоже четыре: инфинитив (to write), причастие действительное или «первое» (writing), причастие страдательное или «второе» (written) и герундий (как и первое причастие – writing, но с другим значением). В английском языке все они имеют несколько форм, в русском – спрягаются.

Собственно глагол(глагол в личной форме) выражает грамматическое значение действия, реального (человек идет) или фиктивного («часы идут», «смеркается», «спит»).

Категория времениглагола служит для локализации времени действия, обозначенного глаголом, то есть показывает, когда это действие происходит.

Категория наклонения(глагольная модальность) выражает отношение действия, выражаемого глаголом, к действительности. Соответственно различают наклонение реальности – изъявительное («Я пишу») и наклонения, изображающие действие как нереальное, возможное, желаемое. предполагаемое, допустимое запрещаемое и т.д. («Я написал бы», «Если бы я написал»). Прямое побуждение выражается формами повелительногонаклонения(императива)(«Пиши!», «Писать!», «Напиши пожалуйста»).

Категория залогавыражает в формах глагола разные типы отношений между членами предложения (подлежащим, дополнением) и реальными участниками описываемой ситуации – реальным действующим лицом) и объектом действия. В большинстве языков залогов два – активный (действительный) и пассивный (страдательный). Глагол в действительном залоге выражает действие, при котором подлежащее является деятелем («Рабочие строят дом»), в страдательном залоге подлежащее как бы претерпевает то, что с ним проделывает кто-то другой («Дом строится рабочими»), то есть «страдает».

Категория видавыражает способ осуществления действия, тип его протекания. В русском языке прежде всего это совершенный и несовершенный виды («пел» – «спел»). В английском языке – длительный вид, изображающий действие в процессе протекания (I am writing), перфектный вид, изображающий действие, совершившееся в прошлом, но фиксируемое в момент говорения (I have written). Когда эти характеристики не выражены, перед нами – общий вид (I write).

Категория лицавыражает соотнесение действия с различными лицами. Иногда «личная» форма делает ненужным выражение собственно лица («Пойдешь?»). Здесь окончания достаточно, чтобы понять, какое лицо имеется в виду. В английском языке, где окончаний почти нет, сказать так невозможно, обязательно надо указать на лицо с помощью личного местоимения.

Неличные формысовмещают черты глагола с чертами существительного (инфинитивы – «неопределенная» форма глагола, герундий в английском) или прилагательного (причастие). Деепричастие в русском языке совмещает свойства глагола и наречия.

Очень важный признак неличных форм – они не могут выражать сказуемое без помощи личных форм: нельзя сказать «Он прихрамывая» или «Он прихрамывать». В английском языке невозможны фразы типа He to write или He writing. Но с помощью личной формы сказуемое образуется легко: «Он шёл, прихрамывая» или He is writing.

Наречие– это признак действия. Дело в том, что если считать, что частей речи – всего четыре, то признак существительного выражается, главным образом, прилагательным: «маленький мальчик», а признак глагола – наречием: «бежал быстро».

Числительноеимеет значение количества, представляемое как количество чего-то («пять человек») или как абстрактное число («пятью пять двадцать пять»).

Заместительные словаобразуют особую систему, параллельную системе назывных частей речи и по-своему дублирующую ее. Так, слова «я», «ты», «он», «никто», «себя» используются для обозначения предметов и потому являются как бы существительными. Слова «мой», «такой», «никакой», «чей», «свой» указывают на свойства как на признаки, данные в предметах, и потому оказываются как бы прилагательными. Слова «столько», «сколько» указывают на количество и потому должны рассматриваться как своего рода числительные. Все они похожи на местоимения (то есть употребляются «вместо имени») и в школьной грамматике так и называются, потому что замещают знаменательные слова. А есть еще заместители наречий: «там», «сюда», «тогда», «когда-нибудь». Во многих языках заместителем выступает и глагол «делать»: «Что ты делаешь?», «Не делай этого!»

У всех этих слов – абстрактный характер лексического значения в речи при обязательности частной предметной отнесенности в речи. Об этом уже в свое время говорилось.

Таким образом, в эту группу относятся как традиционные местоимения во всех своих разрядах, так и такие вот особенные слова.

Особую группу образуют модальные слова – они выражают оценку достоверности факта («вероятно», «вряд ли», «говорят», «к счастью»). Они находятся где-то посередине между знаменательными и служебными частями речи.

На этом кончается обзор морфологии и начинается синтаксис.

Синтаксис –грамматическое учение о связной речи, о единицах, более высоких, чем слово.

3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных

1. Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Основные признаки имени прилагательного

2. По характеру лексического значения прилагательные делятся на три разряда:

А) качественные;
Б) относительные;
В) притяжательные.

А) Качественные прилагательные

Качественные прилагательные обозначают раз­личные качества предмета:

величина: большой, крупный, маленький;

возраст: старый, молодой;

цвет: красный, синий;

вес: лёгкий, тяжёлый;

внешний вид: красивый, стройный;

внутренние качества: умный, строгий, ленивый.

Характерными грамматическими и словообразователь­ными особенностями качественных прилагательных являются:

наличие степеней сравнения;

Большой – больше, самый большой; умный – умнее, умнейший.

наличие полной и краткой формы;

Строгий – строг, старый – стар.

способность сочетаться с наречиями степени;

Очень строгий, очень большой, очень умный.

образуют наречия с суффиксами -о, -е, -и .

Умный → умно, блестящий → блестяще, зверский → зверски.

Наиболее важными морфологическими признаками качественных прилагательных являются следующие:
наличие степеней сравнения и двух (полной и краткой) форм.

Однако не все качественные прилагательные обладают этими признаками:

нет степеней сравнения у прилагательных типа босой, косой, слепой, хромой, мёртвый, женатый, потому что они выражают абсолютные качества, то есть такие качества, которые не поддаются сравнению (нельзя быть мёртвым в большей или в меньшей степени; нельзя быть женатым в большей или в меньшей степени);

нет краткой формы у прилагательных типа деловой, дружеский, комический, поскольку по происхождению они являются относительными;

нет степеней сравнения у относительных или притяжательных прилагательных в качественном значении.

Ср.: золотой браслет (относительное прилагательное) – золотой характер (качественное значение); лисий хвост (притяжательное прилагательное) – у этого человека лисий характер / лисья улыбка (качественное значение).

Б) Относительные прилагательные

Относительные прилагательные обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к:

материалу: железный, деревянный, бумажный;

месту: деревенский, городской, здешний;

времени: вчерашний, осенний;

действию: стиральный, подготовительный;

понятию: научный, философский;

числу: двойной, тройной;

Эти признаки не могут проявляться в большей или в меньшей степени.

В отличие от качественных прилагательных относительные прилагательные не изменяются по степеням сравнения и не имеют краткой формы.

Относительным прилагательным синонимичны падежные или предложно-падежные формы существительных.

Ср.: железный обруч – обруч из железа; волжский берег – берег Волги; спортивная обувь – обувь для занятий спортом.

В) Притяжательные прилагательные

Притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному.

Отцов пиджак, мамин платок, лисий хвост, волчий след.

Эти прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Такие признаки также не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени.

В отличие от качественных прилагательных притяжательные прилагательные, как и относительные, не изменяются по степеням сравнения.

Притяжательные прилагательные имеют суффиксы:

-ин/-ын : мамин, курицын, сестрицын;

-ий/-j- : медвежий – медвеж[ j ]ьего.

Ср.: медвежий, медвежь я , медвежь е .

2) При употреблении прилагательных их значение может меняться. Так, относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных.

Ср.: сиреневая ветка – относительное прилагательное; сиреневое платье – качественное прилагательное.

Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных.

Упражнение к теме «3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных»

Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Разряды прилагательных по значению

Разряды при­ла­га­тель­ных — это лексико-грамматические груп­пы слов, кото­рые обо­зна­ча­ют свой­ства и каче­ства пред­ме­тов, при­знак через отно­ше­ние к дру­го­му пред­ме­ту или при­над­леж­ность оду­шев­лен­но­му или неоду­шев­лен­но­му существительному.

Узнаем, какие раз­ря­ды при­ла­га­тель­ных суще­ству­ют в рус­ском язы­ке. В соот­вет­ствии с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи делят на три разряда:

  • каче­ствен­ные прилагательные;
  • отно­си­тель­ные прилагательные;
  • при­тя­жа­тель­ные прилагательные.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
Оценка: пло­хой, добрый. Материал: кожа­ный, деревянный. Принадлежность чело­ве­ку
или животному
(вопрос Чей?):
мед­ве­жья, мамин.
Размер: высо­кий, глубокий. Назначение: спор­тив­ный, военный.
Вес: тяже­лый, невесомый. Время: утрен­ний, ночной.
Запах: аро­мат­ный, душистый. Место: город­ской, лесной.
Температура: холод­ный, теплый. Количество: двух­лет­ний, столетний.
Действие: пуг­ли­вый, смелый.

Рассмотрим раз­ря­ды при­ла­га­тель­ных и ука­жем их харак­тер­ные при­зна­ки и отли­чи­тель­ные особенности.

Качественные прилагательные

Например:

  • у реки мы ощу­ща­ем сла­бый ветер, а к вече­ру он ста­нет сла­бее или вовсе утихнет;
  • слы­шит­ся гром­кое гуде­ние, авто­мо­биль при­бли­жа­ет­ся, и гуде­ние мото­ра ста­ло гром­че.

Способность каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных обо­зна­чать при­знак в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни явля­ет­ся его глав­ным отли­чи­тель­ным свой­ством сре­ди слов этой части речи, при­над­ле­жа­щих к отно­си­тель­ным и при­тя­жа­тель­ным прилагательным.

По зна­че­нию раз­ряд каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных объ­еди­ня­ет сло­ва, обозначающие

  • цвет и масти живот­ных (жёл­тый, синий, воро­ной, пегий);
  • фор­му (квад­рат­ный, оваль­ный);
  • раз­мер (высо­кий, длин­ный, боль­шой);
  • вес (тяже­лый, лег­кий);
  • вкус (горь­кий, кис­лый, сла­бо­со­ле­ный);
  • воз­раст и физи­че­ские осо­бен­но­сти (ста­рый, моло­дой, юный, хро­мой);
  • внут­рен­ние каче­ства и свой­ства харак­те­ра (груст­ный, скром­ный, умный, счаст­ли­вый).

Для каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных харак­тер­ны мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

1. обра­зо­ва­ние сте­пе­ней сравнения

  • срав­ни­тель­ная степень

гру­бый -груб ее , более/менее грубый;

  • пре­вос­ход­ная степень

гру­бый — груб ейш ий, самый грубый.

2. Наличие крат­ких форм, кото­рые изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам, но не скло­ня­ют­ся

  • тон­кий — голос (каков?) тонок , ткань (како­ва?) тонк а , пле­те­ние (како­во?) тонк о , воло­сы (како­вы?) тонк и ;
  • моло­дой — чело­век молод , жен­щи­на молод а , пле­мя молод о , ребя­та молод ы .

3. Способность соче­тать­ся с наре­чи­я­ми «очень», «совер­шен­но», «крайне», «чрез­вы­чай­но», «совсем» и пр.

  • очень тяже­лый рюкзак;
  • совер­шен­но обид­ное замечание;
  • совсем груст­ное настроение.

4. Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют сино­ни­мы и анто­ни­мы и сами обра­зу­ют анто­ни­мич­ные пары с помо­щью при­став­ки не-:

  • весе­лый — радост­ный, смеш­ной, смеш­ли­вый, лику­ю­щий, счастливый;
  • весе­лый — грустный;
  • весе­лый — не весе­лый (груст­ный).

5. Образуют одно­ко­рен­ные наре­чия с суф­фик­сом -о, -е:

  • сла­бый — слаб о ;
  • певу­чий — певуч е.

6. Образуют сло­ва со зна­че­ни­ем субъ­ек­тив­ной оценки:

  • хит­рый — хитр еньк ий;
  • длин­ный — длинн ющ ий;
  • любо­пыт­ный — пре любо­пыт­ный;
  • уда­лой — раз уда­лый.

7. Путем повто­ра могут обра­зо­вать слож­ные слова:

  • черный-черный;
  • забавный-презабавный.

Не все каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные име­ют сте­пе­ни срав­не­ния и крат­кие фор­мы. Не име­ют сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие посто­ян­ный ста­тич­ный при­знак предмета.

Например, сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие цвет, фор­му, каче­ство предмета:

  • зеле­ный лист;
  • квад­рат­ный стол;
  • кау­рая лошадь;
  • боль­ной, хро­мой, сле­пой, жена­тый, здоровый.

Эти при­ла­га­тель­ные не меня­ют интен­сив­но­сти сво­е­го каче­ства в сто­ро­ну уси­ле­ния признака.

Относительные прилагательные

Например:

  • город­ская ули­ца — ули­ца в горо­де (место­по­ло­же­ние);
  • мед­ный таз — таз из меди (мате­ри­ал);
  • шести­лет­ний маль­чик — маль­чик шести лет (воз­раст);
  • про­шло­год­ний джем — джем про­шло­го года (вре­мя);
  • двух­мет­ро­вый обрыв — обрыв высо­той в два мет­ра (раз­мер);
  • сто­грам­мо­вая бан­ка — бан­ка в сто грам­мов (вес);
  • сти­раль­ная маши­на — маши­на для стир­ки (назна­че­ние):
  • бего­вая дорож­ка — дорож­ка, по кото­рой бегут (дей­ствие)

Как видим, отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные мож­но заме­нить соче­та­ни­ем суще­стви­тель­но­го с предлогом.

Относительные при­ла­га­тель­ные не име­ют грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков, кото­ры­ми обла­да­ют каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные. Они не могут менять интен­сив­ность при­зна­ка, то есть

  • не име­ют сте­пе­ней сравнения;
  • не соче­та­ют­ся с наре­чи­я­ми меры и степени;
  • не обра­зу­ют крат­кой формы;
  • не име­ют сино­ни­мов и антонимов;
  • не обра­зу­ют одно­ко­рен­ных наре­чий с суф­фик­сом -о, -е.

Относительные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют­ся от суще­стви­тель­ных суф­фик­саль­ным спо­со­бом:

  • зима → зим н ий;
  • золо­то → золот ист ый;
  • село → сель ск ий.

Притяжательные прилагательные

Эти сло­ва отве­ча­ют на вопросы:

  • шарф (чей?) дедуш­кин;
  • сум­ка (чья?) тёти­на;
  • пение (чьё) соло­вьи­ное;
  • зубы (чьи?) вол­чьи.

Притяжательные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов -ий, -ин/-ын, -ов-/-ев и др.

  • пти­ца → птич ий базар;
  • папа → пап ин совет;
  • сини­ца → синиц ын о гнез­до;
  • брат → брат ов нож;
  • жас­мин → жас­мин ов ый запах;
  • лан­дыш → лан­дыш ев ый аро­мат.

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Некоторые при­ла­га­тель­ные, если их упо­тре­бить в пере­нос­ном смыс­ле, меня­ют свой лексико-грамматический раз­ряд. Чаще все­го при­об­ре­та­ют зна­че­ние каче­ства отно­си­тель­ные прилагательные:

  • камен­ный дом (дом из кам­ня) — камен­ное лицо (непо­движ­ное, жесткое);
  • золо­тое коль­цо (коль­цо из золо­та) — золо­той харак­тер (покла­ди­стый);
  • мир­ный пери­од (пери­од без вой­ны) — мир­ный харак­тер (спо­кой­ный, уступ­чи­вый);
  • желез­ный ключжелез­ное здо­ро­вье (отлич­ное);
  • брон­зо­вый под­свеч­ник — брон­зо­вый загар (смуг­лый).

Реже каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные пере­хо­дят в раз­ряд отно­си­тель­ных. Таким спо­со­бом обра­зу­ют­ся слова-термины:

  • лег­кий бег — лёг­кая промышленность;
  • тяже­лая сум­ка — тяже­лая атлетика;
  • звон­кая пес­ня — звон­кий согласный;
  • левый баш­мак — левые взгляды.

Притяжательные при­ла­га­тель­ные могут обо­зна­чать каче­ства или свой­ства предмета:

  • осли­ный хвост — осли­ное упрямство;
  • вол­чий вой — вол­чий взгляд (злой);
  • заячий след — заячья душа (роб­кая).

В зави­си­мо­сти от смыс­ла кон­тек­ста одно и то же при­ла­га­тель­ное может быть каче­ствен­ным, отно­си­тель­ным или притяжательным:

  • лисий (чей?) хвостлисий ворот­ник (ворот­ник из лисье­го меха) — лисья речь (хит­рая, неис­крен­няя);
  • мед­ве­жий (чей?) дете­нышмед­ве­жья шуба (шуба из меха) — мед­ве­жья поход­ка (неук­лю­жая, вразвалку).

Как определить разряд прилагательного?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ря­ды при­ла­га­тель­ных, сна­ча­ла зада­ем к сло­ву вопрос какой? или чей? А далее ана­ли­зи­ру­ем, какой при­знак или при­над­леж­ность обо­зна­ча­ет при­ла­га­тель­ное, име­ет ли крат­кую фор­му и сте­пе­ни срав­не­ния, может ли соче­тать­ся с наре­чи­я­ми, име­ет ли сино­ни­мы и анто­ни­мы и т. д.

Примеры

1. Лесной орех

Слово «лес­ной» обо­зна­ча­ет при­знак оре­ха, кото­рый вырос в лесу. Это при­ла­га­тель­ное обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та через отно­ше­ние, то есть по смыс­лу свя­за­но с место­по­ло­же­ни­ем пред­ме­та. Это сло­во не обра­зу­ет сте­пе­ней срав­не­ния и не име­ет крат­кой формы.

Значит, это отно­си­тель­ное прилагательное.

2. Волчий аппе­тит

Хотя это сло­во не обра­зу­ет крат­кой фор­мы и сте­пе­ней срав­не­ния, по зна­че­нию оно обо­зна­ча­ет свой­ство. Это при­тя­жа­тель­ное при­ла­га­тель­ное упо­треб­ле­но в пере­нос­ном смыс­ле и зна­чит, что аппе­тит неуём­ный, очень силь­ный. Это сло­во име­ет синонимы.

Следовательно, это каче­ствен­ное прилагательное.

3. Козлиное копыт­це

Копытце (чьё?) коз­ли­ное. Прилагательное обо­зна­ча­ет при­над­леж­ность. Это при­тя­жа­тель­ное имя прилагательное.

4. Бодрый голос

Это сло­во обра­зу­ет сте­пе­ни срав­не­ния (бод­рее, бод­рей­ший) и крат­кую фор­мы (голос бодр). Оно соче­та­ет­ся с наре­чи­ем (очень бод­рый) и обра­зу­ет наре­чие с суф­фик­сом -о (бод­ро шагать). Этих при­зна­ков доста­точ­но, что­бы опре­де­лить, что сло­во «бод­рый» — это каче­ствен­ное прилагательное.

Видеоурок «Разряды прилагательных по значению (6 класс)»

Разряды имен прилагательных

О чем эта статья:

Определение разряда прилагательного

В русском языке все самостоятельные части речи делятся на группы по значению. Есть свои разряды у существительных и прилагательных, наречий, глаголов и т. д. Они отражают смысловую нагрузку слова.

Разряд прилагательного является лексико-грамматической группой, указывающей на характер того признака, который описывает данное прилагательное. Он говорит о лексическом значении и морфологических характеристиках слова.

Выделяют следующие разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

Посмотрим, как это работает, на примерах. Допустим, у нас есть существительное «стол», подберем к нему прилагательные.

  • легкий (вес),
  • деревянный (материал),
  • мамин (принадлежность).

В данном случае прилагательное «легкий» говорит о качестве стола. Его можно поставить в превосходную степень — самый легкий, сверхлегкий. Можно подобрать антоним — тяжелый.

Прилагательное «деревянный» свидетельствует об отношении к другому предмету, т. е. к древесине, как материалу изготовления. Никаких степеней сравнения здесь нет, антоним придумать тоже невозможно.

Наконец, «мамин» указывает, что стол принадлежит конкретному лицу.

Вот мы и разобрались, чем различаются прилагательные разных разрядов. Заметьте, что из них качественные, как правило, могут различаться по уровню выраженности, а относительные — не имеют какой-либо степени, притяжательные же легко узнать по вопросу «чей?».

Дальше мы будем разбирать каждую группу отдельно, а пока предлагаем для запоминания небольшую таблицу с признаками разрядов прилагательных и примерами.

Разряды Признаки Примеры
Притяжательные Указывают на принадлежность некому человеку или животному. Соседский, бабушкин, отцовский, кошачий.
Относительные Выражают признак через отношение к другому признаку или предмету, времени, действию, месту, возрасту и т. д.
Образованы от существительных, глаголов и наречий.
Бегущий (действие), янтарный (материал), молодой (возраст), сельский (место), метровый (размер).
Качественные Указывают на форму, цвет, консистенцию, температуру и т. д. Краткий, легкий, высокий.
Имеют степени сравнения. Кратчайший, легчайший, высочайший.
Образуют краткую форму. Краток, легок, высок.
Могут использоваться с наречиями очень, чрезмерно, слишком и т. д. Чересчур краткий, слишком легкий, очень высокий.

Качественные прилагательные

Как мы видим в таблице, каждый разряд прилагательных имеет свои признаки, и в данную группу входят слова, которые описывают качества предмета или явления. Под качествами подразумеваются:

  • размеры (большой, маленький, крупный);
  • вес (легкий, тяжелый, увесистый);
  • цвет (черный, зеленый, красный);
  • вкус (сладкий, соленый, горький);
  • форма (квадратный, овальный, треугольный);
  • температура (холодный, горячий, теплый);
  • физические характеристики (плотный, хрупкий, рыхлый);
  • черты характера (веселый, милосердный, аккуратный).

У качественных, в отличие от других разрядов прилагательных, есть степени сравнения. Превосходную степень можно получить с помощью приставки наи-, а также суффиксов -айш- и -ейш-. Другим способом будет добавление наречий «слишком», «очень», «чрезмерно», «самый» и т. д. Все они органично смотрятся вместе с качественными прилагательными:

  • большой — наибольший, самый большой;
  • сладкий — сладчайший, очень сладкий;
  • тяжелый — тяжелейший, совсем тяжелый;
  • краткий — кратчайший, слишком краткий.

Для усиления эффекта также используется повторение:

  • большой-пребольшой,
  • сильный-пресильный,
  • громкий-прегромкий.

Еще одно характерное отличие качественных прилагательных — наличие краткой формы. Чтобы ее получить, необходимо к основе слова добавить нулевое окончание для мужского рода, окончание -а/я для женского рода и -о/е для среднего рода. Множественное число образуется с помощью окончания -ы/и.

  • Грубый — груб, груба, грубо, грубы.
  • Плавный — плавен, плавна, плавно, плавны.
  • Твердый — тверд, тверда, твердо, тверды.
  • Звонкий — звонок, звонка, звонко, звонки.

Если в конце основы стоят две согласные подряд, в краткой форме появляется беглая гласная:

  • робкий — робок,
  • хрупкий — хрупок,
  • тесный — тесен.

Наконец, ко многим качественным прилагательным несложно подобрать антонимы — чаще всего для этого достаточно приставки не-:

  • веселый — невеселый,
  • яркий — неяркий,
  • вкусный — невкусный.

Подытожим все, что было сказано об этом разряде имени прилагательного, в таблице.

Этого достаточно, чтобы без труда определить качественные прилагательные. Но некоторые из них могут поставить в тупик, потому что они хоть и указывают на качество предмета, но не отвечают всем признаками. Возьмем, например, «красный» — какой разряд прилагательных по значению ему можно присвоить? С одной стороны, его стоит включить в группу качественных, но с другой — превосходная степень «самый красный» звучит странно. Все потому, что в каждом правиле есть исключения.

  • пегая лошадь,
  • красное знамя,
  • квадратная коробка,
  • слепой старик.

Относительные прилагательные

Если качественные прилагательные называют качество существительного, то относительные указывают на его связь с другими предметами и явлениями мира. Они могут говорить о следующих признаках:

  • место нахождения (приморский парк, степной суслик, верхняя полка, речной трамвайчик, сельский житель);
  • фактор времени (зимняя ночь, утренняя газета, вечерняя пора, прошлогодний отчет, октябрьский дождь);
  • материал изготовления (дубовая мебель, янтарные бусы, ягодное пюре, бархатное платье, фарфоровая посуда);
  • действие, вид активности (бегущий человек, подготовительный курс, упавшие листья, прыгающий мяч);
  • назначение (строительный магазин, туристический рюкзак, спальный мешок, спортивный снаряд, счетная палата);
  • количество (метровый шест, рублевая монета, трехлетний ребенок, двузначное число);
  • отношение к лицу или организации (студенческий билет, родительская группа, попечительский совет).

В отдельных случаях можно спутать качественные и относительные прилагательные, которые касаются признаков, имеющих единицы измерения (веса, размера, возраста и т. д.).

Например, определите разряд имен прилагательных: молодой, юный, шестилетний, годовалый.

Если вы подумали, что все они относятся к одному разряду по значению, потому что указывают на возраст — это неправильно. «Молодой» и «юный» будут качественными, а «шестилетний» и «годовалый» — относительными, поскольку содержат информацию о конкретных единицах. Наконец, есть еще один верный способ проверки — поискать превосходную форму.

  • старый дуб (старейший) — качественное;
  • столетний дуб (дуб, которому сто лет) — относительное;
  • короткий путь (кратчайший) — качественное;
  • стометровая дорожка (дорожка длиной в сто метров) — относительное.

Все относительные прилагательные образованы от других частей речи с помощью суффиксов. Например:

  • от глаголов — беглый (бежать), летящий (летать), льющийся (литься);
  • от существительных — ежовый (еж), медовый (мед), стальной (сталь).

Этим они отличаются от следующего разряда по значению, в который входят только прилагательные, образованные от имен существительных.

Притяжательные прилагательные

Каждый разряд прилагательных в русском языке связан с каким-либо вопросом, и если в предыдущих случаях это был вопрос «какой/какая/какие?», то данная группа отвечает на вопрос «чей?». Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность некому живому существу — человеку или животному. От относительных они отличаются тем, что указывают на конкретного обладателя.

Вопросы Примеры
Чей? Бабушкин плед, папин автомобиль, собачий ошейник.
Чья? Мамина блузка, кошачья еда, птичий щебет.
Чье? Тетино полотенце, Машино яблоко, дочкино одеяло.
Чьи? Дедовы очки, барсучьи лапы, волчьи следы.

Притяжательные прилагательные, как и относительные, не имеют превосходной формы и не сочетаются с наречиями «очень», «самый» и т. д.

У этого разряда есть свои особенности правописания:

  • с частицей «не» они всегда пишутся раздельно: вещи не мамины, следы не медвежьи;
  • если прилагательное образовано от имени собственного при помощи суффикса -ев-, -ов- или -ин-, его следует писать с заглавной буквы: Иванов ремень, Машина заколка;
  • если прилагательное образовано от имени собственного, но имеет суффикс -ск-, оно пишется со строчной буквы: пушкинские вечера, гоголевский юмор.

Как определить разряд прилагательного?

Задания, в которых нужно указать разряды имен прилагательных, встречаются, начиная с 6 класса. Самый простой алгоритм для этого выглядит так:

Определите, на какой вопрос отвечает прилагательное. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным.

Попробуйте образовать превосходную форму или добавить слово «очень». Если получилось — это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет — относительное.

Для относительных прилагательных есть и еще одна хитрость: если в слове нет суффикса, оно принадлежит именно этому разряду. Например: толстый, быстрый, теплый.

Попробуем определить разряд прилагательного на примере. Допустим, у нас есть предложение:

На завтрак был бабушкин яблочный пирог и ароматный чай.

У нас есть три прилагательных: бабушкин, яблочный и ароматный. Зададим вопросы:

  • Бабушкин — чей?
  • Яблочный — какой?
  • Ароматный — какой?

Существует только один разряд по значению, связанный с вопросом «чей?». Мы можем сделать однозначный вывод:

  • бабушкин — притяжательное прилагательное.

От оставшихся двух попробуем образовать превосходную и краткую форму:

  • самый яблочный — звучит не очень гармонично,
  • самый ароматный, ароматнейший — звучит хорошо.

Краткая форма тоже есть только у одного прилагательного (ароматен).

  • ароматный — качественное прилагательное.

О яблочном пироге мы можем сказать, что он сделан из яблок, т. е. в значении этого прилагательного есть сведения о том, как оно относится к другому предмету или явлению. Делаем вывод:

  • яблочный — относительное прилагательное.

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Существуют спорные прилагательные, которые формально по всем признакам относятся к одному разряду, но по значению больше тяготеют к другому. Так бывает, когда слово употребляется в переносном смысле, и в этом случае мы говорим о переходе из одного разряда в другой.

  • золотое колье — сделанное из золота,
  • золотой человек — очень хороший, доброжелательный.

Здесь мы видим переход в разряд качественных прилагательных из разряда относительных.

  • Медвежья берлога — чья?
  • Медвежья услуга — какая?
  • Лисья нора — чья?
  • Лисья хитрость — какая?

В данном случае мы видим переход из притяжательных в качественные. Такие явления характерны для всех трех разрядов прилагательных.

Переходить в другой разряд могут не только слова, которые употребляются в переносном значении. Также это бывает в ситуациях, когда речь идет о предметах из натуральной шерсти, меха:

  • Беличья кладовая — чья?
  • Беличья шуба — какая?

В первом случае речь о кладовой, принадлежащей белке, а значит, «беличья» — притяжательное прилагательное. Во втором же словосочетании шуба выполнена из меха белки, т. е. «беличья» — относительное прилагательное.

Разряды прилагательных ℹ в русском языке, признаки, правило образования суффиксами притяжательных, качественных и относительных прилагательных, таблица с примерами

Ключевые слова : разряды прилагательных; качественные, относительные, притяжательные прилагательные; разряды омонимов прилагательных, переход из разряда в разряд.

Разряды прилагательных по значению

Выделяют три лексико-грамматических разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.

1) Качественные имена прилагательные:
  1. Обозначают признак (качество), который может проявляться у предмета в большей или меньшей степени. Характеризуют предмет по:
  • величине (крупный, длинный, широкий);
  • возрасту (молодой, старый, древний);
  • цвету (красный, темный, бледный);
  • весу (лёгкий, массивный, тяжёлый);
  • температуре (горячий, теплый, прохладный);
  • вкусу (кислый, вкусный, горький);
  • форме (ровный, кривой, круглый);
  • внутренним качествам (добрый, строгий, искренний).
  1. Имеют степени сравнения (быстрее, быстрейший, самый быстрый).
  2. Имеют краткую форму (молод, молода, молоды).
  3. Образуют наречия на -о, -е (быстро, певуче, тише).
  4. Могут образовывать путём повтора сложные прилагательные (синий-синий, долгий-долгий, редкий-редкий).
  5. Могут сочетаться с наречиями очень, слишком, чрезвычайно.
  6. Могут образовывать прилагательные с приставкой не- (некрасивый).
  7. Образуют прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (новенький, лёгонький).
  8. К ним можно подобрать синонимы и антонимы (поразительный — удиви­тельный, дивный, потрясающий; хороший — плохой, добрый — злой).

Обратите внимание! Не все качественные прилагательные обладают данными признаками. Некоторые не образуют краткой формы: умелый, левый и др., не сочетаются с наречиями меры и степени и не образуют степеней сравнения: слепой, глухой и др., не вступают в антонимические отношения: красный, жёлтый ; не образуют абстрактных существительных: сиреневый, большой .

2) Относительные имена прилагательные:
  1. Обозначают такие признаки предмета, которые проявляются через отноше­ние к другому предмету, обстоятельству, действию и т. д. по:
  • месту (сибирские морозы, русский язык);
  • материалу (деревянная рама, льняная ткань);
  • времени (вчерашняя новость, прошлогодние встречи);
  • назначению (дверной замок, почтовая марка).
  1. Могут быть заменены существительным с предлогом или словосочетанием с именем существительным: (шёлковый — из шёлка, прибрежный — около бере­га, зимний — относящийся к зиме).
  2. Не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения, не имеют сино­нимов, антонимов, не образуют наречия, отвлечённые существительные и т. д.
3) Притяжательные имена прилагательные

Обозначают принадлежность че­го-либо лицу (отцовский дом) или животному (кошкин дом). Отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Имеют суффиксы -ов- (-ев-), -ин (-ын), -ий. Братов (пиджак), дедушкин (ор­ден), рыбий (плавник).

Разряды омонимов прилагательных
(переход из разряда в разряд)

Употребляясь в переносном значении, прилагательные часто переходят из разряда в разряд, например: железный гвоздь (гвоздь из железа) — относитель­ное, железная дисциплина (строгая, постоянная) — качественное; лёгкая сумка (сумка, которая мало весит) — качественное, лёгкая атлетика (не связанная с поднятием тяжестей) — относительное; заячьи следы (следы зайца) — притя­жательное, заячья душа (трусливая) — качественное.

Дополнительные материалы:
наглядные таблицы

Конспект урока по русскому языку «Разряды прилагательных». Выберите следующее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по русскому языку.
  • Найти конспект по Кодификатору ОГЭ Русский язык.

Все конспекты уроков по теме «МОРФОЛОГИЯ: Имя прилагательное«:

Разряды имён прилагательных

По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на три разряда: притяжательные, относительные и качественные.

Разряды прилагательных

Разряд Признаки Пример
Притяжательные — Указывают на принадлежность
— Отвечают на вопрос чей?
папин зонт
Маринин карандаш
Относительные Обозначают место, время, материал и так далее центральный пляж
вчерашний хлеб
железный ключ
Качественные — Имеют степени сравнения горячий — горячей
— Образуют краткую форму красивый — красив
— Сочетаются с наречиями меры и степени (очень, слишком и т. д.) слишком бедный

Притяжательные прилагательные

Притяжательные имена прилагательные — это слова, указывающие на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (чей он, кому принадлежит). Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?:

Вопрос Пример
чей? мамин шарф, папин друг
чья? бабушкина пряжа, волчья ягода
чьё? мамино пальто, лисье чутьё
чьи? кошачьи следы, дедушкины очки

Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов -ИЙ, -ОВ(-ЕВ), -ИН(-ЫН), -ОВСК(-ЕВСК), -ИНСК(-ЫНСК):

лиса – лис ий ,

курица – куриц ын ,

отец – отц ов , отц овск ий,

мама – мам ин , мать – матер инск ий.

Словосочетание существительное + притяжательное прилагательное можно заменить словосочетанием существительное + существительное, например:

папин брат – брат папы,

волчий вой – вой волка.

Относительные прилагательные

Относительные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов по их отношению к другим предметам или лицам. Такие признаки указывают:

    Из какого материала сделан предмет:

золотое кольцо – кольцо из золота .

Для кого предназначен предмет:

детский сад – сад для детей .

Отношение предмета к определённому времени:

зимнее затмение – затмение зимой .

Отношение предмета к месту:

горная вершина – вершина горы .

Отношение предмета к области деятельности:

спортивный журнал – журнал про спорт .

Как видно из примеров, относительные прилагательные можно заменять существительными, не теряя при этом смысла словосочетания.

Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, кратких форм, синонимов и антонимов.

Относительные прилагательные образуются от существительных с помощью различных суффиксов:

вечер – вечер н ий,

чай – чай н ый,

скала – скал ист ый.

Если основа существительных оканчивается на согласные Г, К, Х, Т, Ц — то может происходить чередование согласных букв:

дру г – дру ж еский, но ма г ия – ма г ический;

таба к – таба ч ный, но пар к – пар к овая;

пасту х – пасту ш ий, но ду х – ду х овный;

студен т – студен ч еский, но парке т – парке т ный;

солн ц е – солне ч ный, но свине ц – свин ц овый.

Качественные прилагательные

Качественные имена прилагательные — это слова, обозначающие признаки предметов, которые могут проявляться в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные обладают следующими признаками:

    Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком:

очень сладкий, слишком большой.

Имеют полную и краткую форму:

быстрый – быстр, красивый – красив.

быстрый – медленный, красивый – страшный

Большинство антонимов можно образовать с помощью приставки не-:

маленький – немаленький (большой), яркий – неяркий (тусклый).

Образуют сложные прилагательные путём повтора:

сладкий-сладкий, быстрый-быстрый.

Имеют степени сравнения:

яркий – ярче, более яркий, ярчайший, самый яркий.

Примечание: не каждое качественное прилагательное обладает сразу всеми перечисленными признаками. Прилагательное считается качественным, если обладает хотя бы несколькими из них.

Обратите внимание, что качественные прилагательные, в отличие от притяжательных и относительных, обозначают признак самого предмета вне его отношения к другим предметам. Это может быть характеристика предмета по цвету (жёлтый, белый), весу (легкий, неподъёмный), размеру (маленький, огромный) и т. д.

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Притяжательные, относительные и качественные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные — в разряд качественных, качественные — в разряд относительных.

Прилагательное Разряды
притяжательный относительный качественный
волчий волчий вой волчья (из меха волка) шуба волчий (злой) взгляд
стальной стальная (из стали) кружка стальные (крепкие) мышцы
мирный мирное (во время мира) время мирный (спокойный) характер
заячий заячья лапа заячья (из меха зайца) шапка заячий (трусливый) характер
живой живой цветок живая изгородь

Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных, если они приобретают признаки этих разрядов. Из примеров, представленных в таблице видно, что волчий и заячий, при употреблении их в качестве материала для предмета, переходят в разряд относительных прилагательных. При использовании их в переносном значении, они становятся качественными.

Качественные прилагательные могут переходить в разряд относительных, если они начинают обозначать постоянное свойство предмета:

кислая ягода – кислая реакция,

кривая избушка – кривая линия.

Как определить разряд прилагательного

Каждый разряд прилагательных имеет ряд характерных признаков, которыми не обладают другие разряды:

очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком.

Образование сложных прилагательных с помощью повтора:

добрый-добрый, сильный-сильный.

Образование прилагательных с приставкой НЕ-:

недобрый, нелёгкий.

Могут иметь антонимы:

сильный – слабый.

Могут иметь синонимы:

недорогой – дешёвый,
мутный – расплывчатый
.

Могут образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

слабый – слабенький – слабоватый.

Могут образовывать наречия на -О, -Е:

сильный – сильно.

золотое кольцо – кольцо из золота.

чей? чья? чьё? чьи?

Чтобы определить разряд прилагательного надо посмотреть каким признакам данное прилагательное соответствует. Рассмотри несколько примеров:

Пример 1. Определить разряд прилагательного:

орлиное зрение.

Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

зрение какое? орлиное .

Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Теперь попробуем подобрать синоним:

орлиное означает хорошее, отличное.

Раз к прилагательному удалось подобрать синоним, значит оно качественное.

Пример 2. Определить разряд прилагательного:

Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

нора чья? лисья .

Прилагательное отвечает на вопрос чья?, следовательно оно притяжательное.

Пример 3. Определить разряд прилагательного:

наблюдательный человек.

Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

человек какой? наблюдательный .

Прилагательное отвечает на вопрос какой?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Можно попробовать подобрать синоним или посмотреть, может ли данный признак проявляться в большей или меньшей степени:

наблюдательный означает внимательный,

наблюдательный – наблюдательнее, самый наблюдательный.

У прилагательного есть синоним и степени сравнения — прилагательное качественное.

Пример 4. Определить разряд прилагательного:

клубничное мороженое.

Сначала зададим вопрос от существительного к прилагательному:

мороженое какое? клубничное .

Прилагательное отвечает на вопрос какое?, следовательно, притяжательным оно быть не может. Относительно мороженого у признака клубничный не может быть синонимов и степеней сравнения, так как мороженое не может быть более или менее клубничным. Значит можно попробовать подобрать синонимичное словосочетание:

клубничное мороженое – мороженое из клубники .

Данное словосочетание указывает на отношение одного предмета к другому, значит прилагательное является относительным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: