Протест Катерины против тёмного царства в пьесе А.Н. Островского «Гроза» ℹ конфликт и противостояние героини, сила и слабость характера, поступки персонажа

Конфликт Катерины с темным царством

Произведение Островского «Гроза» свидетельствует о “разочарованности” автора в патриархальной России, в идеях построить на его основе социально благополучное общество. Что же заставляет написавшего и прочитавших пьесу прийти к такому выводу? Рассмотрим конфликт между Катериной и городом Калиновым — символом патриархальной России. Город Калинов — провинциальный, типичный для России того времени город. Калиновцы или бедны, или “самодуры». Настоящая угроза “темному царству” — Катерина. Она — “луч света”, способный осветить “. царство Диких”. “Катерина не убила в себе человеческую природу. Русский сильный характер поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам. Характер созидающий, любящий, идеальный” — так охарактеризовал ее Н. А. Добролюбов. Катерина — человек “новой эпохи”. Ее протест “самодурной силе” и “миру тихо вздыхающей скорби” заключается в том, что “нельзя долее жить с насильственными, мертвящими началами”. Естественно, что этот протест, этот конфликт Катерины с “темным царством” неизбежен, так как она не может гармонично сосуществовать с таким миром. Противником Катерины в этом столкновении является Кабанова. Власть и деспотизм являются основными чертами характера Кабанихи. По ее мнению, семья должна основываться на словах “страх” и “порядок”. Поэтому Катерина, для которой семья — это “любовь” и “воля”, сталкивается с Кабановой. Стремление Катерины к свободе и “простору жизни” противоречит позиции Кабанихи. Поэтому-то последняя так ненавидит “луч света”, чувствует угрозу своему существованию. С первых страниц пьесы видно, насколько Катерина ненавистна Кабанихе. Для Катерины важна не форма, а истинные чувства. Так, она предпочитает “броситься на шею” Тихону, а не “в ноги”. Благодаря своему детству Катерине удалось получить правильное представление о семье,в которой нет места насилию и принуждению, где муж — не только “господин”, но и “заступник” жены. В доме же Кабановой все в неволе. Поэтому ценности Катерины и Кабанихи так различны. Конфликт Катерины с “темным царством” — это конфликт трагический, в его основе лежит противоречие между героем и обществом. Но не он один приводит Катерину “в омут”. Возможно, даже большее внимание, чем социальному конфликту, Островский уделил внутреннему конфликту в душе Катерины. Воспитанная на патриархальных представлениях о семье, о долге жены, Катерина не смогла жить, совершив такой страшный грех, как измена мужу. В то же время она не могла не полюбить Бориса. К этому ее привело стремление к свободе от беспросветной жизни в доме Кабановых. Любовь эта и неизбежна, и противоречит морали. Катерина, с цельным характером, не может найти “золотую середину” в такой ситуации, пойти на компромисс сама с собою, как Варвара, живущая по принципу “только бы все шито да крыто было”. Безвольный Тихон никак не может помочь жене, даже взять с нее “страшную клятву” он не способен. Совершив грех, Катерина не может держать его в тайне (из-за своих внутренних установок). Тем более что для нее все равно уже не осталось никакой надежды ни на то, что ее простят, ни на то, что она сможет дальше жить так, как живет. Итак, невозможность быть свободной и любить Бориса и понимание того, что такая жизнь “в оковах” невозможна, приводят Катерину к гибели. Волга для Катерины — символ воли, свободы. Пейзаж у Островского является не просто фоном, но и “помогает” главной героине противостоять “темному царству”. Несмотря на то, что внутренний конфликт героини и ее конфликт с кабанихой и ее устоями разрешаются гибелью Катерины, мы понимаем, что это происходит не зря. Попытка Тихона пойти против воли своей матери в конце драмы подают надежды на крушение “темного царства”. Мне понятно, почему так горячо воспринимает Катерину Добролюбов, указывая на новые человеческие явления в мире самодуров, в мире “темного царства”. Он увидел в характере Катерины приметы народного пробуждения, роста самосознания. Писарев же сосредоточил главное внимание на другом: гроза не начиналась, народ не проснулся. Писарев не согласен с Добролюбовым в оценке образа Катерины. По его мнению, Катерина не может быть названа “лучом света в темном царстве”, так как не сумела сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, для изменения жизни в “темном царстве”. Поступок Катерины бессмыслен, он ничего не изменил. Это бесплодное, а не светлое явление, заключает Писарев.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Оставленные комментарии видны всем.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Самоубийство Катерины в «Грозе» — сила или слабость?

Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид — проявлением силы или слабости — достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление — гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины — сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Читайте также:
Дуэль кратко - читайте онлайн в нашей статье для читательского дневника

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов — это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Добролюбов при анализе образа Катерины, говорил, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Критик считал, что именно «в цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением силы. Её решение не было импульсивным. Катя прекрасно знала, что скоро умрёт. Она была из той породы людей, которые живут крайностями для того, чтобы сохранить себя. Катя не хотела оставлять свою душу на растерзание самодурам тёмного царства, девушка просто не могла поступить иначе. Смириться и молча терпеть выходки Кабанихи, равно как и врать, пусть и во благо, девушка не смогла бы. Получается, для неё жизнь невозможна ни в каких смыслах. Нельзя ни оставаться больше, ни уйти. Катя принимает решение переступить порог реального мира, чтобы обрести свободу через смерть.
Интересно, что Добролюбова можно считать адвокатом Катерины, а вот Писарев, другой русский критик, вполне заслуживает место прокурора. Дело в том, что в статье «Мотивы русской драмы» Писарев искренне недоумевает: Борис посмотрел — Катя влюбилась, «Кабаниха ворчит — Катерина изнывает». Критик расценил самоубийство Кати как бессмысленный поступок, который ничего не изменил. Вместо тог чтобы облегчить страдания себе или другим, Катя бросается в Волгу. С такого ракурса Катерина представляется жертвой самой себя; слабой девочкой, которая не видит других способов решения проблем.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати — личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

Смерть Катерины в «Грозе» — поражение или победа над «темным царством»?

«Смерть Катерины – поражение или победа над «Темным царством»»

А. Н. Островский — драматург, с именем которого связано появление подлинно русского национального театра, автор многочисленных, разнообразных в жанровом отношении пьес. В художественно 1 правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник перед нами проходят представители самых разных сословий, люди различных профессий, происхождения, воспитания. Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников, купцов — от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удивительной широтой отражены в его творчестве. Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы. Об этом — пьеса Островского «Гроза», которая по праву считается одним из шедевров русской реалистической драматургии и которую сам автор оценивал как большую творческую удачу.

В «Грозе» изображены не только мертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение в пьесе естественно слилось с утверждением растущих в жизни новых сил — положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в пьесе в решительном протесте Катерины Кабановой. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении. Противоборство обостряется и усугубляется в душе Катерины: мучительно сталкиваются темный предрассудок и поэтическое озарение, самоотверженная отвага и отчаяние, безоглядная любовь и неуступчивая совесть.

Читайте также:
Запорожская Сечь - описание законов и нравов в повести Н.В. Гоголя

В образе Катерины Островский нарисовал новый тип русской женщины — самобытной, самоотверженной, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца «темного царства». Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. На слова Варвары: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена» Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу жить здесь, так не стану, хоть ты меня режь!» У Катерины — открытый характер, сильный и свободолюбивый. Ей присущи смелость и прямота: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживешь.

По своему душевному настрою Катерина — «вольная птица». «…Отчего люди не летают? — обращается она к Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Потому и проснувшееся чувство для Катерины сливается с, тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства». Катерина отдается любви до конца, ничего не требуя взамен и ничего не желая скрывать. На слова Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь…» Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» И во имя этой свободной, не знающей границ любви она вступает в неравный бой с силами «темного царства» и погибает.

Кто же виноват в ее смерти? Чем является самоубийство Катерины — ее нравственной победой над «темным царством», где властвуют грубость, насилие, невежество и безразличие к окружающим, или трагическим поражением? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к такому финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского — один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой — ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, — жалуется она, — грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? »

Если не умом, то сердцем ощутила Катерина неотвратимую правоту иных законов — свободы, любви, человечности. Эти законы жестоко нарушены, не героиней, а по отношению к ней: ее отдали замуж за нелюбимого, ее предает муж ради пьяного разгула, неотступно тиранит свекровь, ее вынуждают жить в неволе. Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая ей открылась: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: «Смерть по грехам страшна».

Если Катерина не боится, значит, ее грехи искуплены. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы…» —восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал. Он впервые решается на протест против удушающих устоев своей семьи:

* «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Таким образом, гроза, приближение которой чувствовалось на протяжении всей пьесы, разразилась в финале. И гроза эта — не просто явление природы, это — потрясение всех существующих устоев, символ свободы. Это дало критику Добролюбову повод назвать Катерину «русским, сильным характером», национальным «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенное выражение в героине непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, критик писал, что образ Катерины представляет «художественное соединение народных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи ». По его мнению, Катерина отразила в своих чувствах и поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных, сковывающих условий темного царства.

Читайте также:
Повесть о настоящем человеке - краткое содержание, анализ, сюжет

Цельность, решительность характера Катерины, ее «русской живой натуры» выразилась в том, что она отказалась подчиняться распорядкам дома Кабанихи с его «насильственными, мертвящими началами» и предпочла смерть жизни в неволе. Она, по словам Добролюбова, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…». И это решение Катерины было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости.



Смерть Катерины — победа или поражение?

Прочитав пьесу Александра Николаевича Островского «Гроза», я задумалась над таким вопросом: смерть Катерины — победа или поражение? Катерина — молодая девушка, которая попала в жестокую семью. Она очень умная, добрая и открытая натура. Она счастливо жила со своими родителями, которые её очень сильно любили. Но Катерина вышла замуж не по любви за Тихона Кабанова, и после этого её жизнь кардинально изменилась. Она стала несчастной, потому что свекровь — Кабаниха всячески стала издеваться над ней.

Муж совершенно не заступался за нее и не редко сам обижал её. Они вместе довели её до того, что она бросилась в Волгу и погибла.

Я думаю, что её смерть — это победа, потому что она поступила так, как хотела, ослушалась и не подчинилась «тёмному царству». Если бы она не совершила этот поступок, то всю жизнь жила бы вне воле из-за злой свекрови и с мужем, который не любил её. У неё не было выбора и она не могла сбежать из этой семьи. Она была бы несчастна и прожила бы жизнь впустую. Катерина не смогла бы принести пользу обществу, ведь почти всё её окружение входило в «тёмное царство», для которого были не нужны её хорошие поступки. Ей было запрещено иметь своё мнение. А так своим самоубийством главная героиня доказала всем, что может делать то, что ей захочется. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Она смогла пошатнуть мир «тёмного царства» и показать Кабанихе, что та не имеет власти над ней, не может контролировать и командовать ею. Можно уверенно сказать, что её смерть — это победа, которая перевернула всё общество и заставила его задуматься над своей жизнью.

Полезный материал по теме:

  1. Смерть Катерины – победа или поражение? (поражение в данном случае)
  2. Cмерть Екатерины. Победа или поражение?
  3. Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость?
  4. Смерть Катерины вынужденая гибель или освобождение от гнета
  5. Катерина – «луч света в темном царстве» или «одинокая свеча, погасшая на ветру»? Самоубийство Катерины – это проявление слабости или силы ее характера?

План сочинения – Самоубийство Катерины – поражение или победа? (по пьесе Островского «Гроза»)

Самоубийство Катерины – поражение или победа? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Катерина – сложный характер, поставленный в сложные и не совсем обычные обстоятельства, поэтому трудно дать од­нозначный ответ на предложенный вопрос.

II. Главная часть

1. Характер и натура Катерины. Для нее характерны сво­бодолюбие, искренность, нравственная сила и решимость, а также глубокая религиозность.

2. Ситуация, в которую поставлена Катерина, – это си­туация трагическая, безвыходная (См. план на тему «Траги­ческий конфликт в пьесе А.Н. Островского «Гроза»). В этой ситуации она нашла в себе силы поступить вопреки нравст­венным устоям «темного царства», но тем самым она нару­шила и цельность своего внутреннего мира, поскольку по­ступила против совести, совершила смертный грех. Это – основное противоречие, обусловившее трагический исход пьесы. К тому же Катерина не может ждать реальной помо­щи или хотя бы нравственной поддержки ни от мужа, ни от Бориса – это характеры слабые, покорно подчиняющиеся обстоятельствам.

3. После покаяния во время грозы жизнь Катерины оказы­вается и невыносимой, и безнадежной: ясно, что лучше уже не будет. Деспотизм Кабанихи получает наконец реальный по­вод, да еще какой, и конечно, она этим вовсю пользуется. С любимым человеком Катерину разлучают навсегда. В душе у нее тоже нет мира, поскольку она осознает, что совершила смертный грех и потеряна в глазах Бога. Единственным выхо­дом оказывается самоубийство.

4. Итак, что же представляет из себя этот акт – поражение или победу? С одной стороны, в своем противостоянии (правда, не всегда сознательном) «темному царству» Катерина не усту­пила и пошла до конца, бросив ему такой вызов, который на время поразил даже саму Кабаниху, не говоря уж о Тихоне. Можно сказать, что Катерина предпочла смерть поражению и смирению (это обстоятельство позволило, в частности, Н.А. Добролюбову в статье «Луч света в темном царстве» говорить о «горьком, но все же отрадном» финале пьесы). Видимо, это все-таки не поражение. Но, с другой стороны, и не победа: протест, выраженный в такой форме, вряд ли мо­жет поколебать социальные и нравственные устои мира са­модуров (очень характерен в этом плане ответ Кабанихи на слова Тихона «Вы ее погубили! Вы! Вы!»: «Ну, я с тобой до­ма поговорю»).

Итак, на вопрос, поставленный в теме сочинения, действи­тельно нельзя дать однозначный ответ. Это подтверждается и тем, что и прижизненная критика по-разному понимала финал пьесы: Добролюбов увидел в нем «луч света», нравственную победу, Писарев же придерживался прямо противоположной точки зрения.

Читайте также:
Новый год любовь: сборник трогательных стихотворений о любви к Новому году

Краткий и полный анализ повести Н. В. Гоголя “Невский проспект”

Просмотрите краткий и полный анализ повести Гоголя «Невский проспект». Текст, написанный в помощь студентам и ученикам, поможет при подготовке к уроку литературы.

Год написания и публикации — Повесть написана в 1833-1834 гг., опубликована в 1834 году.
История создания — Создавая свое произведение, Гоголь вдохновлялся трудами Гофмана и Жюля Жанена. Имена у этих авторов он почерпнул тему любви к девушке легкого поведения. Описание опиумных фантазий Пискарева напоминают произведение Де Квинси, в котором описана исповедь человека, принимавшего опиум.
Жанр — Повесть.
Направление — Социально-критический реализм.
Основная идея — Порочные общественные отношения, основанные на социальном неравенстве и несправедливости. Ложные ценности общества создают неблагоприятную почву для развития человека, для обретения счастливой жизни.
Тема — Петербургское общество 30-х годов XIX века.
Проблема — Лживость и порочность общества тех времен, вызванная социальной несправедливостью, неравенством, тяжелой жизнью малоимущих, бессмысленностью светской жизни.

  1. п.1. Тематика и проблематика (основные темы и проблемы)
  2. п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
  3. п.3. Основные герои, их место в образной системе
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1.
Тема – Жизнь в Петербурге первой половины XIX века.
Проблема – Социальное неравенство, тяжелый труд бедняков сочетается с праздностью богачей. Из подобных отношений вытекают многие проблемы, порочность общества в целом. В таком мире не живется хорошо никому – ни богатым, ни бедным. Бессмысленность жизни, отсутствие цели видим мы в многочисленных описаниях петербуржцев на Невском проспекте. Петербургское общество руководствуется ложными ценностями. Я вижу это в действиях молодой путаны, для которой любящий человек, работа и тихое семейное счастье – унизительное времяпровождение.

1.
Тема – Тема «маленького человека».
Проблема – «Маленький человек» не в состоянии решить свои проблемы.
Пискарев восстает против ложных ценностей общества, но они разрушают его самого. Во всем его поведении ощущается одиночество. Если бы он не чувствовал себя таким ненужным, то тогда бы не зациклился на предмете своего обожания. У него бы была цель, было бы ради чего жить. И эта история не имела бы такого трагического финала.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Идейный пафос произведения обличает вопиющую несправедливость социальной системы, бессмысленность жизни петербуржцев, как высших слоев общества, так и низших. Через всю повесть проходит тема «маленького» человека, которому так легко запутаться и потеряться в столичном городе. Таков Пискарев, романтик, стремящийся к идеалу. Гоголь рассказывает и о молодой 17-летней красавице, живущей в публичном доме. Для девушки важны только деньги. Она молода, полна сил и может зарабатывать, но работу она считает презренным занятием. Гоголь, как художник, рисует картину Невского проспекта, в которой явно видны социальные противоречия Петербурга в 30-е годы XIX века.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

История Пискорева и Пирогова противопоставлены одна другой. Художник испытывает к своей героине неземное возвышенное чувство, идеализирует ее образ. Для Пирогова его увлечение блондинкой больше напоминает пошленькую интрижку с замужней женщиной. В этих отношениях не чувствуется самой девушки-немки. Существует только Пирогов, стремящийся подчеркнуть важность собственной персоны.

Образы Пискарева и Пирогова различны, но они находятся в единстве. Оба молодых человека не получают того, на что были направлены их устремления, чего они так страстно желали. Завершением повести служит грустное рассуждение автора о тщетности мечтаний, о надеждах, которые не сбываются, а лишь дразнят и манят человека.

п.4. Литературные приёмы

Большое значение имеет символика повести, где основной символ – Невский проспект. Он служит сосредоточением, сердцем столичной жизни. На первый взгляд, по нему прохаживается пестрая, изысканная, интересная публика. Если же присмотреться, то увидишь во времяпровождении петербуржцев отсутствие цели, ложь, бессмысленность отношений. Петербург оказывается совсем не тем городом, который представляется человеку на первый взгляд. Об этом же говорят и судьбы двух молодых людей – главных персонажей повести.

Герои также символичны, в них отражены два типичных жителя Петербурга. Пискарев – романтик, художник, ищущий идеал, а Пирогов – поручик, обыватель, самодовольный и приземленный. Несмотря на кажущуюся разность, они оба – марионетки в жизни северной столицы с ее иллюзорными, ложными ценностями.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – конфликт между внешним впечатлением и внутренней сутью человека. Гоголь описывает общество того времени, его интересы, привычки, взгляды, времяпровождение. Он показывает противоречивость как в жизни героев, так и в отдельных зарисовках, описывая Невский проспект. Мы видим, что человек в этом обществе несчастлив, его лучшие устремления разбиваются о непроницаемую стену пошлости, лицемерия и фальши. Петербуржцы, в большинстве своем, не имеют цели, смысла, ведут бесцветную обывательскую жизнь.

Анализ повести «Невский проспект» (Н. В. Гоголь)

Николай Васильевич Гоголь в своих произведениях часто воспевал влюбленных, тонко чувствующих людей, и обличал всевозможные пороки: ложь, алчность, жестокосердие… Не стала исключением и его повесть «Невский проспект», разбор которой предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания повести «Невский проспект» открывает перед читателем интересные факты из биографии писателя:

  • Гоголь любил гулять по Северной Столице, наблюдать за прохожими, прислушиваться к их разговорам.
  • Замысел написать произведение, где главным действующим лицом будет Петербург, возник у Гоголя в 1831 году. Об этом свидетельствуют наброски с описанием города, датированные 1831 годом.
  • Примечательно, что с 1830 по 1833 годы Николай Васильевич посещал занятия в Академии художеств в качестве вольноприходящего студента. Писатель получил уникальную возможность пообщаться с огромным количеством живописцев, в том числе уже известных. Он был в восторге от общества, собравшегося на курсе.
  • Неизвестно, был ли у художника Пискарева прототип в реальной жизни, или был его образ собирательным, но посещение курсов однозначно повлияло на писателя, что нашло отголосок в повести « Невский проспект».
  • Работа над повестью была завершена в октябре 1834 г. , а цензурное разрешение было получено 10 ноября 1834 г. Повесть была впервые напечатана в сборнике «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в 1835 г.
Читайте также:
Соня краткое содержание рассказа - можно прочитать у нас онлайн

Жанр и направление

Жанровая разновидность произведения «Невский проспект» — повесть. Есть одна основная сюжетная линия, в ней задействованы немногие герои, объем книги и размах событий тоже соответствуют характеристике повести.

Направление — социально-критический реализм. В этом произведении Гоголь затрагивает тему маленьких людей, весь проспект полон ими: гувернантки и канцелярские рабочие, нищие, булочники. Все это люди, не имеющие веса в обществе, обреченные на скромное, если не жалкое, существование.

Суть: о чем повесть?

В основу повести входят две истории молодых людей, знакомых друг с другом. Пискарев — бедный, но талантливый молодой художник. Увидев мельком в толпе прекрасную незнакомку он следует за ней до ее дома. Девушка, заметившая преследование, на удивление читателя не пугается, а дает знак Пискареву проследовать за ней в дом. Молодой художник испытывает шок, осознав, что попал в дом терпимости.

Явственно вырисовывается внутренний конфликт, где юноша не в силах мириться с действительностью. Служитель прекрасного, он пленен прелестью незнакомки не ради желания плотских утех, а восхищен ее красотой, как произведением искусства. Он не в силах принять того, что его возлюбленная ввергнута в столь низменное и грязное занятие. Сбежав оттуда и проведя несколько дней в тяжелом психическом состоянии, Пискарев принимает решение спасти падшую женщину, сделав ее своей женой. Читатель может заметить, что семнадцатилетняя блудница невоспитанна и непроходимо глупа, что она не пара возвышенному Художнику. Но Пискарев не оставляет своих надежд, он признает, что беден, и ей придется трудиться. Ему нечего предложить ей, кроме своей любви и честного имени, а красотка поднимает его на смех… Возможно, будь у Пискарева деньги, он смог бы увести девушку из того мрачного места, мог бы считать ее спасенной… Но он всего лишь маленький человек, он бессилен что-либо изменить. Здесь стоит заметить, что Пискарев не богат, но у него есть надежда на светлое будущее — его талант (в процессе чтения становится известно, что два человека хотели себе картины кисти Пискарева). Не находя в себе сил осмыслить и принять столь нелицеприятную реальность этого мира, молодой человек покончил с собой.

Антитезой Пискареву выступает поручик Пирогов, недавно получивший повышение. С одной стороны, он гордился и мечтал об собственном портрете, с другой — даже для женитьбы на купчихе по расчету нужно было дослужиться до полковника. Он не высокого чина, талантов не имеет, как и богатого внутреннего мира. Дамы для Пирогова — источник выгод и удовольствий. Поэтому он тоже идет за незнакомкой по улице, но совсем с другими намерениями. Она оказывается женой немца. Он флиртует с ней, но, придя к даме, обнаруживает ее мужа и получает по заслугам. Получив оскорбление от немца, с чьей женой хотел завязать роман, Пирогов забывает об инциденте в тот же вечер. Он не только не ищет прекрасного, наоборот, ищет, кого бы подтолкнуть к греху.

Интересно обратить внимание на перекличку с другими произведениями автора: когда Пирогов впервые входит в дом Шиллера, хозяин просит своего собутыльника. .. Отрезать ему нос! В другом же произведении Гоголя пропавший нос разыскивает колежский асессор Ковалев, к слову, тоже маленький человек. Немец Шиллер же не стал терпеть позора, который хотел нанести ему Пирогов. Правда, на утро, протрезвев, очень боялся расплаты за свое поведение — он не имел права оскорблять офицера, даже покусившегося на его, Шиллера, жену.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Невский проспект» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои повести «невский проспект» характеристика
петербург образ петербурга неоднозначен. автор воспевает и одновременно обличает главную улицу петербурга: воспевает величие, красоту, размах, а обличает зловещую изменчивость, циничность невского проспекта. здесь все не то, чем кажется. люди, с виду богато одетые, не имеют ничего, кроме своего наряда. красивые женщины направляются в дом терпимости продавать свое тело. невский проспект жесток, он готов обмануть вас, лишь только вы зазеваетесь. даже образы героев противопоставлены друг другу, они как бы исходят из двух сущностей петербурга.
пискарев талантливый художник с развитым чувством прекрасного. мечтатель, влекомый ангельской красотой, он придумывает себе благочестивую душу ее обладательницы, и влюбляется в нее. он не в силах поверить, что столь милое создание может творить такие гадкие дела. по натуре он — идеалист, и готов поверить в любую иллюзию. именно поэтому ему удается рисовать талантливые работы, ведь он улавливает душу, а не изгибы тела. художник символизирует красоту и утонченность невского проспекта, его изящный вкус и возвышенное стремление к творчеству. говорящая фамилия «пискарев» говорит о том, что герой, несмотря на все свое мастерство, является маленьким человеком, который не может повлиять ни на что. у него нет внутренней силы поменять этот мир и нет возможности приспособиться к нему. он обречен на смерть, как и все прекрасное в холодном и циничном городе.
пирогов низменная сущность пирогова, напротив, вызывает отвращение. поручик не прочь поживиться легкой добычей, он самонадеян и самовлюблен. у него нет талантов, есть лишь амбиции и пороки. ему очень хорошо живется на невском проспекте: иллюзий он не питает. в женщине он видит то, что в ней и есть, не придумывая каких-то возвышенных качеств ее души. в жене немца пирогов почувствовал легкодоступное удовольствие, и этого ему достаточно. этот герой тоже имеет говорящую фамилию «пирогов», которая указывает на его мещанскую и приземленную сущность. он лишь наживает богатство и чины, как образцовый столичный житель, на мир души и творчества ему плевать. поэтому он спокойно забывает потрясения минувшего дня и продолжает жизнь. он символизирует пошлость и торговлю собой на невском проспекте, где люди кичатся мнимыми достоинствами и показным достатком.
женские образы в творчестве гоголя женщина зачастую выступает злым духом и коварной соблазнительницей без сердца. таковой является и избранница художника. внешне она прекрасна, но внутри глупа, порочна и жестока. в даме писатель видел пустой сосуд, который пленяет только внешними очертаниями. ничуть не лучше избранница пирогова: она легкомысленна и хитра, вероломна и порочна. хоть она и носит имя честной женщины, в душе у нее такой же дом терпимости.
Читайте также:
Характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита

Тематика произведения «Невский проспект» до боли знакома каждому городскому жителю:

  1. Тема города — основная в повести. Описание его очарования и безобразия становится главным поводом для размышления писателя. Петербург — город контрастов. Богатство уживается с нищетой, причем нередко в одном и том же доме. Творцы идут рука об руку с обывателями и карьеристами. Но главная черта столицы — ее обманчивость. Красота женщин манит Вас в публичный дом, примерная супруга норовит скрыться с незнакомцем, а богач с виду может оказаться бедняком, разодетым для прогулки по Невскому проспекту.
  2. Тема любви. Любовь, по мнению Гоголя, обманчива, а иногда и вовсе продажна. Возвышенные чувства строятся на иллюзиях, которые разбивает реальность при первом же порыве откровенности. Искренность и преданность не нужны, ведь они не продаются, в отличие от разврата. Художник со своим чувством весьма символично погибает: им обоим не место на Невском проспекте.
  3. Тема творчества. Настоящий художник также оказывается слишком идеальным и возвышенным для реального мира. Его чуткая душа не может вынести пошлости окружающей среды. Если даже красота продает себя тому, кто больше даст, творец бессилен что-либо изменить. Настоящее искусство слишком утонченно и хрупко для грубых людей.

Проблемы

Проблематика повести «Невский проспект» не менее интересна:

  1. Проблема маленького человека. Пискарев пробует бунтовать против социальной несправедливости и порочности, но терпи поражение из-за своего бессилия. Он оказывается слишком ничтожным и слабым, чтобы противостоять растлевающему влиянию города. Он не смог спасти девушку, потому что ей самой не нужно этого спасения. Не справившись с собой, маленький человек сводит счеты с жизнью, признавая свое поражение. И таких героев десятки — все они обречены на ничтожное прозябание.
  2. Разврат и порочность города. Символично, что проститутка сама отвергла помощь художника. Ей нравится ее жизнь, веселый и пьяный угар дней. Она довольна тем, что может продавать свою красоту. Нельзя спасти того, кто не хочет этого.
  3. Пошлость и мещанство. Пирогов — олицетворение обывательского образа мыслей. Он не углубляется в жизнь: ему достаточно поверхностного комфорта и достатка. Кроме своей персоны и успеха, его ничего не тревожит и не интересует. Он равнодушен к судьбе других людей и готов пробиваться к преуспеянию любыми путями.
  4. Несоответствие мечты и реальности. Художник лишил себя жизни потому, что ощущал, как бесконечно далек идеал от действительности. А для него существование без возвышенных грез немыслимо. Когда реальность разрушила его светлые иллюзии, он больше не смог продолжать жить.
  5. Одиночество человека как такового, и одиночество человека в большом городе. Никто не помог художнику в трудную минуту. В городе много людей, но никого близкого и понимающего. Все вовлечены в свои эгоистические заботы, и никому нет дела до ближнего. Человек обречен на внутреннее одиночество и затворничество.

Главная мысль

Смысл повести «Невский проспект» — обличение двуличия Петербурга и людей, живущих в нем. За внешним лоском кроется пустота, за красотой — порок, за приветливостью — равнодушие. Петербург красив и весел, но бесконечно холоден по отношению к людям, как и они сами по отношению друг к другу.

Автор со страниц произведения показывает две стороны одного города, два характера, словно желая своим рассказом предостеречь читателя от ошибок. Не стоит доверять миражу, не стоит гнаться за фантомом. Любая красота может быть обманчива, и жертвой этой красоты может стать любой маленький человек. Для борьбы с несовершенством мира нужна сила воли, и если ее нет, не стоит и пытаться. Мотылек, летящий на пламя, обречен. И все же даже такой обреченный на неудачу полет гораздо содержательнее, чем тупое самодовольство ничтожного Пирогова. Такова основная идея повести «Невский проспект».

Чему учит?

У каждого произведения есть мораль, и повесть «Невский проспект» — не исключение. Автор призывает человека возвыситься над суетой Невского проспекта и не увлекаться его миражами. Праздничная и шумная улица манит нас призрачной красотой, но за маской многолюдства скрывается пустота. Никто не подойдет к Вам на этой улице с чистыми намерениями и добрым сердцем.

Вывод из повести каждый сделает сам, но большинство людей, по мнению Многомудрого Литрекона, задумаются о том, что важно не растерять отзывчивость на многолюдных улицах большого города. Пискареву не хватило сил, чтобы вытащить девушку из развратной трясины, но его порыв уже достоин уважения. Если бы люди были менее циничны и безразличны, Невский проспект был бы совсем другим.

Читайте также:
Сочинение на тему: "Был ли иной путь у Катерины" ✒ рассуждение о жизни и судьбе главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», причина выбора

Критика

Повесть «Невский проспект была прекрасно воспринята такими мэтрами, как А. С. Пушкин, М. Ф. Достоевский.

В. Г. Белинский писал: «. .. Пирогов! .. Святители! да это целая каста, целый народ, целая нация! О, единственный, несравненный Пирогов, тип из типов, первообраз из первообразов! .. Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придет по плечам тысячи человек! » (В. Г. Белинский «О русской повести и повестях г. Гоголя»)

Художественное своеобразие творчество Гоголя ярко проявилось в повести «Невский проспект»:

В четырех повестях: «Вий», «Тарас Бульба», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего» — Гоголь с различных сторон подходит к проблеме зла в любви и в красоте. Он остро ощущает трагизм любви и двусмысленность красоты в нашем мире и задолго до Достоевского знает о существовании двух идеалов — идеала Мадонны и идеала Содомского… (К. В. Мочульский, «Гоголь. Соловьев. Достоевский»)

Женские образы вызвали еще больше обсуждений у рецензентов:

«Гоголь, написавший «Невский проспект», кажется, первый у нас серьезно и реалистично тронул скользкую тему о падшей женщине и доме терпимости. Это одна из самых романтичных его повестей, и с Гоголя у нас установилась реалистически не очень верная, но психологически чудесно-красивая, характерная для русской души традиции идеализировать падшую» (А. А. Измайлов «Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн… Характеристики, встречи, портреты, автографы», 1911 г.)

Анализ повести Гоголя «Невский проспект»

Автор: Guru · Опубликовано 01.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

У Н. В. Гоголя много произведений, которые мы любим за его тонкий юмор. Гротеск, абсурд, сатира — все это переплетается, выходит на первый план, заставляет читателя насмехаться над уродливой реальностью. Например, у кого не вызвала бы улыбку сцена, когда Солоха прячет по мешкам своих любовников в «Ночи перед Рождеством»? А потуги мелких чиновников скрыть все свои провинности перед ненастоящим ревизором в одноименной пьесе? Но «Невский проспект» — произведение совсем другого рода. Здесь нет ни комических эффектов, ни человеческой глупости, которая бы могла нас повеселить. Только что-то зловещее, гнетущее, безвыходное.

История создания

Повесть была издана в составе сборника «Арабески» (1835). Традиционно его относят к циклу «Петербургские повести», но, важно отметить, что сам автор никогда не объединял свои произведения таким образом. «Невский проспект», «Нос», «Портрет» и другие произведения из этого цикла просто объединяет общая тематика, но написаны они все были в разное время. Почему же эти произведения так удачно образовали единый комплект? Гоголь указывает на человеческие пороки, но ему уже не до смеха; жители столицы испорчены городом, а те, кто еще хранят в себе нравственные устои и моральные принципы, не могут влиться в петербургский круговорот сует. Так и получается, что настоящее счастье остается для всех горожан недостижимым.

О чем повесть?

«Невский проспект» — повесть, не богатая событиями. Весь сюжет можно уместить в нескольких предложениях: поручик Пирогов и живописец Пискарёв замечают двух девушек на Невском проспекте, каждый из них следует за той, что по их меркам симпатичнее. Художник идет за семнадцатилетней девушкой, которая становится для него олицетворением всего самого прекрасного на земле, но, как выясняется, незнакомка работает в борделе. Главный герой не может смириться с реальностью – она начинает приходить к нему во сне, подсознание Пискарева пытается ее оправдать. Это превращается в помешательство, он решает жениться на публичной женщине, та же отвечает на его предложение язвительной насмешкой. Как читатель узнает позже, юноша совершает самоубийство.

Пирогов оказывается чуть более удачливым — его блондинка в борделе не работает, но замужем за немцем Шиллером. Факт замужества пассии героя нисколько не смущает, поэтому он продолжает навязчивые ухаживания. Но в один момент ревнивый супруг застает поручика у себя дома и с позором прогоняет его. Сначала Пирогов чувствует себя оскорбленным, хочет жаловаться генералу, но затем отказывается от этой идеи.

Основные темы и проблемы

В таком не богатом на события произведении Гоголь затрагивает сразу несколько актуальных тем, которые раскрываются на примере главных героев.

  1. Основной, пожалуй, является тема несовместимости мечты и действительности — прекрасная иллюстрация тому — судьба Пискарева. Героя погубил романтический характер, который так любили изображать в идиллических тонах современники Гоголя. У них гордый и бледный юноша упивался своей непохожестью на других, своим внутренним конфликтом, был несчастен при этом, но как-то красиво и изысканно. А вот у Николая Васильевича романтизм терпит оглушительный крах, он как будто протестует против идеализации высокопарных образов и опускает их в бурлящий кипяток реальности. В итоге, герои-романтики обречены на раннюю гибель, если не найдут способа справляться с наплывами чувств. Даже фамилия у художника говорящая – Пискарев. Он как будто «пищит» от беспомощности в огромном и враждебном мире. Его неприспособленность к жизни – проблема многих творческих людей.
  2. Но автор также предостерегает нас от мещанской крайности в образе Пирогова. С него-то все как с гуся вода: никакие тяготы не западают ему в душу. Героя публично опозорили, он лишился «возлюбленной», его репутации нанесен невиданный доселе удар, а ему все равно, он слишком легкомысленный, трусливый и пошлый. В отличие от приятеля, он никогда не решится на смелый и отчаянный поступок, его мысли предельно просты и вульгарны, его беспокоит только физическое состояние, и никаких особых иллюзий насчет мира он не питает. Так автор затрагивает тему духовного обнищания. Перед нами именно Пирогов – в данном случае его фамилия говорит об ограниченности кругозора и характера, его заостренности на физической стороне бытия. В его образе сосредоточена проблема бездуховности и нравственного падения.
  3. Помимо этого, Гоголь говорит об одиночестве человека — ведь на похороны художника никто и не приходит, даже его «друг» поручик. Оказывается, гордое одиночество становится косвенной причиной смерти Пискарева: никто не помог ему справиться с духовным кризисом. Одиночество в большом городе выходит за рамки темы: всем наплевать друг на друга, люди перестают быть ценностью. Это проблема в масштабе мира, а не одного Петербурга.
  4. Тема нравственности раскрывается на примере прекрасной незнакомки из борделя. Внешне цветущая женщина оказывается внутренне порочной и чёрствой дамой полусвета. Наружность обманчива, она не в состоянии характеризовать человека полностью. Так и иллюзии художника несостоятельны и пусты. Он не сумел проникнуть вглубь вещей, понять сущности бытия, и контраст красоты и уродства его ошеломляет.
  5. Конечно же, не обошлось без темы любви. Она предстает в виде роковой, судьбоносной встречи, принесшей за собой страсть, смятение и гибель. Этот род прекрасного чувства Булгаков охарактеризовал «убийца из-за угла». Так произошло и с художником, который встретил своего убийцу в образе жрицы любви. Здесь же уместно упомянуть тему рока, явившуюся предметом размышлений рассказчика.
Читайте также:
Проблема воспитания в комедии Недоросль - аргументы к сочинению

Характеристика главных героев

  1. Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
  2. Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
  3. Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален. Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает. Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.

Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может. Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.

Образ Невского проспекта

Невский проспект олицетворяет всю столицу в целом. Свое отношение к городу автор раскрывает читателю далеко не сразу. Книга начинается с предложения: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». В ходе дальнейших событий читатель понимает, что улица не так проста, что отчасти именно она обвела вокруг пальца доверчивого Пискарева. Прекрасная дорога, которую описывает рассказчик во вступлении — на самом деле, всего лишь красивая оболочка порочного города. Она как будто бы участвует в «обмане», это сам город обманывает Пискунова; как будто бы именно по вине проспекта художник решает преследовать незнакомку. В его образе появляется что-то мистическое, загадочное и таинственное. «О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — так резюмирует Гоголь в финале повести.

Идея в «Невском проспекте»

Как уже говорилось в предыдущих пунктах, писатель подверг сомнению утопическую идеализацию судьбы романтического героя. На самом деле, такая утонченная натура не может свыкнуться с крушением надежд и иллюзий. Она либо утрачивает свою утонченность, становясь аналогом девушки с Невского, либо погибает. Многие художники именно в силу этой закономерности не живут долго, а вот мещане, порочные женщины и заурядные франты проживают долгую и относительно спокойную жизнь. Эту правду жизни и хотел довести до нашего сведения писатель.

Читайте также:
Коровьев - характеристика персонажа в Мастер и Маргарита

Однако смысл повести «Невский проспект» выходит далеко за рамки проблемы жизни в порочном городе — Гоголь больше внимания уделяет сосуществованию реальности и мечты, правды и обмана. Для раскрытия этой идеи автор использует образ Невского проспекта — так он показывает читателю, что все может скрывать в себе ложь, оказаться не таким, как кажется и хочется верить. Эту же мысль продолжает образ незнакомки. Ее внешность так же не соответствует внутреннему содержанию. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира, но мечтать об этом они начинают, заразившись тем, что показывает обманчивая внешность, будь то наружность города или человека. И, как показывает судьба Пискарева, несоответствие реальности и мира иллюзий может приносить разрушение в жизнь и характер личности.

Невский проспект — история: от создания до современности

Невский проспект, связывающий площади — Дворцовую и Александра Невского, является самым сердцем Санкт-Петербурга, его главной магистралью, знаменитой во всем мире. Протяженность Невского составляет 4,5 км.

Заложенный в 1710 году Петром Великим проспект всего на 7 лет младше славного города на Неве. Спустя 2 года после основания Невского, в 1712-м государь перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург. Невский проспект стал главной магистралью столицы Российской империи.

Петербуржцы гордятся Невским проспектом, искренне обожая его. Но многие ли знают его историю? О том, как складывалась судьба великой улицы Северной столицы и пойдет речь дальше, в мельчайших и интереснейших подробностях.

Начало Невского проспекта

Необходимость в прокладке проспекта возникла вскоре после основания Санкт-Петербурга. В то время к нему с юга из Москвы и Великого Новгорода можно было подъехать по Новгородской дороге, сегодня это трасса от Лиговского проспекта до Таврического сада. Невский проспект планировался как главные въездные южные ворота в Петербург.

Далее дорога в районе Кирочной улицы разделялась на несколько дорог, одна из них пролегала вдоль Невы, и вела на запад к Фонтанке, также приводила к гласису перед Адмиралтейством, который назывался Адмиралтейским лугом. Его не застраивали, так как свободное пространство было необходимо для крепости. Этой дорогой пользовались для подвоза продовольствия к Адмиралтейству. Но ее часто размывало. И надежной ее было трудно назвать. А ведь именно эта часть дороги Новгородского тракта связывала Адмиралтейство, построенного в 1704 году, с центральной Россией.

В начале будущего Невского проспекта, между Адмиралтейским лугом и Мойкой располагалась Морская слобода, в которой жили рабочие верфи. В 1705 году здесь построили Морской рынок, где торговали продуктами, мясом, рыбой, а также дровами и сеном. Через Морскую слободу к Морскому рынку шла Большая Морская улица.

Рядом с рынком, на набережной Мойки стоял дом адмирала Корнелия Крюйса, который руководил строительством Адмиралтейства и был президентом Адмиралтейств-коллегии. Адмирал жил рядом с моряками и рабочими Адмиралтейства. Этот особняк стал одним из первых именитых жилых зданий на Невском проспекте. Дальнейшая судьба дома Крюйса неизвестна.

Также причиной закладки Невского проспекта явились победы русской армии в Северной войне — под Полтавой и взятие Выборга. Пётр I понял, что шведы к городу на Неве уже близко не подойдут, и начал обдумывать план по переносу столицы из Москвы в Санкт-Петербург.

Город, образованный вокруг крепости и верфи, начал готовиться к приёму царского двора и к своему статусу. Так, в 1710 году был основан Александро-Невский монастырь. Сразу же появилась необходимость в этом месте создавать удобный въезд в Петербург с юга.

Начали прокладывать “першпективу” по наикратчайшему пути от Адмиралтейства до Новгородского тракта. На карте Петербурга виден прямой угол между Невским и Лиговским проспектами. По версии краеведа Петра Николаевича Столпянского, именно в этом месте река Фонтанка была наиболее узкой и удобной для наведения переправы. Так было определено направление Невского проспекта. Его назвали Большой першпективной дорогой.

В 1712 году во время строительства монастыря также прокладывалась дорога. Когда в 1718 завершили строительство дороги, ее стали величать по названию монастыря — “Невской першпективной дорогой”. Первое упоминание об этой дороге можно найти в исторических летописях, где говорится о дороге к Невскому монастырю. Независимая прокладка двух дорог объясняет излом в районе площади Восстания.

При прокладке Большой першпективной дороги возникли большие сложности с грунтом. Местность была болотистой. В зыбкий грунт строителя забивали стойки, поперёк них связками крепили брёвна от днищ барок, по которым настилали доски. Процесс возведения Невской першпективной дороги был сложнее. Неоднократно прокладывались гати, которые также укрепляли днищами барж.

Поначалу Большая першпектива вяло застраивалась, поскольку государь планировал сделать центр города на Васильевском острове. А вот Невская першпектива была более успешной. Местность вокруг нее отводилась под земли служителям монастыря и рабочему населению.

Часто можно услышать историю о том, что Невский планировали сделать вытянутым и прямым, как стрела. Якобы, две эти дороги начали прокладывать одновременно с двух сторон. Они должны были соединиться на Новгородском тракте. Но нерадивые строители, мол, не рассчитали, вот, и вышел изгиб, где государь, говорили, приказал их высечь. Однако миф далек от реальности, два отрезка будущего Невского проспекта строились в разное время и до 1738 назывались по-разному: одна — Большой першпективой, другая – Невской першпективой.

Читайте также:
Железная дорога - анализ, история создания, композиция, тема

Возведением дороги Петербургу удалось перешагнуть через Мойку, которая до того являлась естественной границей города. Новой границей Санкт-Петербурга стала Фонтанка. Между Мойкой и Кривушей образовалась Переведенская слобода, где жили рабочие, приехавшие сюда из разных уголков. К 1712 на углу Большой першпективной дороги возвели небольшую деревянную церковь Рождества Богородицы. Это был первый храм на Невском проспекте.

Большая першпективная дорога стала соединяться с другими округами Петербурга. Через некоторое время ее скорректировали в пределах Адмиралтейского луга, чтобы она выходила на центр Адмиралтейства, на котором незадолго возвели башню со шпилем. Однако она все ещё представляла собой узкую просеку среди болота. По мнению Столпянского пленные шведы, привезенные из Москвы, вскорости превратили её в удобное шоссе. Их работа увенчалась посадкой четырёх рядов берёз.

С тех пор на Большой першпективе началось строительство мостов. В 1715 году был возведен первый мост через Фонтанку, через год построили мосты через Мойку и Кривушу.

На содержание магистрали уходило много денег, поэтому проезд был платным. Размер платы казался непомерным. Однако все средства реально уходили на поддержание дороги, которую ежегодно укрепляли заново: за год к весне днища барж погружались в болотистый грунт, приходились укладывать новые. Не только деньгами путешественники могли расплачиваться за проезд, но и стройматериалом, булыжником, которым в 1720-х годах и удалось вымостить дорогу.

По случаю переноса мощей Святого князя Александра Невского в Александро-Невский монастырь в 1724 году генерал-полицмейстер Антон Девиер сделал блестящий подарок Большой першпективе. На ней вечером зажглись первые фонари, которые были установлены через каждые 106 м. и заправлялись конопляным маслом. Под фонарями установили лавочки.

Благодаря благоустройству Большой першпективы она стала главной въездной дорогой, подъездом к центру Петербурга. В 1728-1730 годах на першпективе появилась немецкая церковь Святого Петра с двумя зданиями, построенными по проекту архитектора Доменико Трезини. Таким образом, они образовали перед кирхой парадные проезды. В дальнейшем этот приём применяли при возведении других храмов, что намного обогатило художественно-архитектурный ансамбль Невского проспекта. Почти сразу же появилась тут и голландская община.

Императрица Анна Иоанновна много сделала для развития Петербурга и Большой першпективы. В знак этого и для торжественной встречи царицы в 1731 году на дороге у Мойки возвели триумфальные ворота в виде трёхпролётной арки с башенкой, были украшены золочёной резьбой и скульптурой. Они возводились по проекту российского архитектора Ивана Кузьмича Коробова. Их назвали Адмиралтейскими.

В 1733-1737 годах была возведена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Своей величавой колокольней, увенчанной высоким шпилем, перекликающимся со шпилем Адмиралтейства, она стала главной высотной доминантой Большой першпективной дороги. Церковь строилась во имя чтимого списка Казанской иконы Божией Матери, который был перенесен за день до ее освящения. В будущем здесь возведут грандиозный Казанский собор.

Вот, как описывают Невский проспект очевидцы того времени, например, Карл Рейнхольд Берк в своих “Путевых заметках о России”:

“Из Итальянского сада и Сибирского приказа мы возвратились в город по Перспективной улице. Она проложена от Адмиралтейства и уходит далеко за город. Домами она застроена лишь в наименьшей своей части, прочая часть состоит из берёзовой аллеи – где прорубленной, а где насаженной и представляющей собой чрезвычайно красивый больвар. На Перспективной улице, как было сказано, мало примечательных зданий, помимо каменной русской церкви, которая пока не достроена, но будет, по-видимому, красивой”.

Морской рынок возле Адмиралтейства со своей торговлей сеном и дровами представлял опасность для верфи как источник возможных пожаров. Поэтому его перенесли подальше и от Адмиралтейства и от першпективы на участок между Мойкой и Большой Морской улицей в новое здание, построенного по проекту Георга Иоганна Маттарнови.

Это подтверждает историк К. В. Малиновский в своей книге “Санкт-Петербург XVIII века”, цитируя указ Сената от 24 апреля 1735 года:

“имеющийся на Адмиралтейском острову Морской рынок перевесть немедленно на порожнее место, показанное от Полицмейстерской канцелярии, идучи к Невскому монастырю по правую сторону перспективной дороги, а на том новом рынке места Санктпетербургским купецким людям отводить от Полицмейстерской канцелярии, от Камер-Конторы и от Ратуши, с общаго согласия, полинейно, чем в которой линии торговать”.

Некоторые историки склонны думать, что перевод рынка произошел после пожаров 1736 – 1737 годов. Тогда, сгорела большая часть застройки вокруг Адмиралтейства, включая здание рынка. Как бы там ни было, после ужасных пожаров в 1737 году Анна Иоанновна издает указ:

“. за Мьею речкою по проспективной на погорелых местах, для осторожности от пожарного случая, отныне впредь вместо новозачатого обывательми деревянного строения, и которые ещё не зачали, всем строить каменное строение на погребах в одно жильё неотменно, и для того зачатыя строении велеть разобрать”.

В 1738 году городская комиссия дала названия 17 главным магистралям Петербурга, в том числе Большой першпективе, которая стала Невской Проспективной улицей. Так стал называться участок трассы в Адмиралтейской части, до Мойки. Через год Невской Проспективной улицей стали называть уже и дорогу до современной площади Восстания. Вскоре это название распространилось на весь участок дороги от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. И становится абсолютно очевидным тот факт, что имя проспекту было дано в честь монастыря, а не Невы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: