Нарциссизм: как распознать самовлюбленного человека и чем он опасен для общества

Чем опасны люди-нарциссы и как их вычислить среди своих знакомых — подробная инструкция

Нарциссы — опасные люди. С ними не работают законы простого человеческого общения, ведь они считают, что окружающие люди им всегда что-то должны. Люди-нарциссы ведут себя с окружающими по-свински, но искренне не понимают, если им за это начинают предъявлять претензии. Психотерапевт Элина Фролова рассказала, как распознать нарцисса среди своих знакомых и как общаться с такими людьми. Итак, вот главные симптомы нарциссов.

Чувство собственного величия

Нарцисс ощущает себя очень важным и значимым человеком, зачастую преувеличивая собственные достижения, тогда как в реальности они довольно малы или вообще отсутствуют.

Чувство собственной уникальности

Нарцисс верит в то, что понять и оценить его значимость могут далеко не все, а только особенные люди или даже целые организации, сообщества. Часто нарцисс стремится наладить связи со знаменитостями и организациями высокого статуса. Как ни странно, он зачастую в этом преуспевает, потому что умеет воодушевленно рассказывать о своих особенных качествах и успехах (которые, как мы уже поняли, далеко не всегда существуют на самом деле).

Потребность в преувеличенном восхищении

Близкие люди просто обязаны всегда говорить нарциссу о том, какой он прекрасный, красивый, необыкновенный, щедрый и так далее. Если окружение недостаточно благодарит нарцисса за то, что он для него сделал — нарцисс обязательно начнет этого требовать, зачастую невербально, то есть не словами. Люди, которые недостаточно хвалят нарцисса, часто чувствуют повисшую в воздухе напряженность. От недовольного нарцисса будто бы веет холодом — он может лишь ненадолго оттаять, но если окружающие достаточно выпрыгнули из штанов, чтобы его ублажить или засыпать комплиментами.

Ядовитая зависть

Нарциссу плохо, если вам хорошо. Например, если у вас радостное событие или вы чего-то достигли, человек-нарцисс не упустит шанса, чтобы добавить ложку дегтя в бочку мёда. Колкое слово, язвительная интонация, странная мимика в ответ на вашу улыбку — и вот уже вы думаете, что вообще-то нечему радоваться, да и достигли вы не так уж и многого.

Фото: psychologytoday. com

Чувство власти, собственной правоты и непогрешимости

«Я всегда прав» — кредо нарцисса. Такой человек никогда не согласится с тем, что сделал что-то неправильно, ведь тогда он потеряет власть, а это ощущение для него невыносимо. Не пытайтесь доказать нарциссу, что он может ошибаться — он никогда вам не поверит. Такие люди мечтают о неограниченной власти, об успехе, неувядаемой красоте, идеальной любви.

Отсутствие эмпатии

Эмпатия — это способность понимать чувства другого человека, сопереживать ему и хотеть помочь. Нарциссу это неведомо: он никогда не поймет, если сделает другому больно. Если тот, другой, напрямую скажет ему о своей боли, нарцисс начнет ее высмеивать. «Это просто из-за того, что ты такой обидчивый, — ответит вам нарцисс. — Тебе надо работать над собой, не перекладывай на меня свои проблемы». Даже если вы попросите этого человека больше так с вами не поступать, он совершенно точно повторит это вновь и вновь, по привычке.

— Это четкий диагностический маркер: если вы попросите человека прекратить какое-то поведение в отношении вас, потому что вам это неприятно, и он не прекратит, то есть вероятность, что вы имеете дело с нарциссом, — пишет психотерапевт Элина Фролова.

Манипуляции, эксплуатация людей ради достижения собственных целей

Нарцисс очень любить пугать и принижать своих жертв. Излюбленным приемом таких людей является газлайтинг — это манера поведения, когда жертве внушается, что у нее что-то не так с памятью, вниманием, что жертва не в состоянии что-то сделать. Внушение чувства вины, страха — вот чем с удовольствием займется нарцисс в отношении вас.

Вы теряетесь, начинаете подчиняться, и тем самым попадаете на крючок нарцисса, — продолжает психотерапевт. — Ваши страдания и чувство вины — их источник питания.

Таким образом, нарцисс пытается выжать из человека максимальную для себя выгоду — материальную, моральную или энергетическую.

Презрение, высокомерие, надменность, заносчивость

Как ни странно, обладая таким «замечательным» набором качеств, нарциссы еще умудряются активно осуждать других людей. Причем чаще всего они осуждают за те самые качества, которыми обладают сами: например, за манипуляции, подлость и бесчувствие.

Это основные симптомы нарциссов. Отдельные качества, перечисленные выше, могут быть и у обычных людей. Поэтому, если вы начали сейчас подозревать в нарциссизме себя, то, скорее всего, вы не нарцисс. Настоящий нарцисс никогда не заподозрит, что с ним что-то не так, говорит Элина Фролова. А вот людям, пострадавшим от действий нарциссов, очень часто нужна психологическая помощь. И специалист советует за ней обязательно обратиться, чтобы заново научиться слышать себя и любить.

— Если у вас или вашего партнера есть пять из этих девяти симптомов, то можно предположить с большой долей вероятности, что нарциссическое расстройство присутствует, -говорит она. — Если вы видите симптомы нарциссизма у вашего знакомого или партнера, прекращайте общение или не вовлекайтесь в общение эмоционально, не пытайтесь решить конфликты, восстанавливайте свою личность, пострадавшую от такого общения. Рекомендую к прочтению серию книг Татьяны Дьяченко «Опасный нарцисс». Там очень подробно, с примерами из практики работы специалиста описаны особенности взаимодействия с нарциссами.

Читайте также:
Плацебо - описание психологического эффекта от пустышки

В общем, держите оборону и не давайте собой манипулировать! Всех обнимаем.

Как распознать нарцисса и не нажить проблем. Отрывок из книги “Психология глупости”

Сборник “Психология глупости” начинается с предположения, что мы живем в золотой век этой самой глупости. И тут редактор-составитель оговаривается, что так говорили во все времена. Но, вероятно, только сейчас в этом предмете нашли столько измерений.

Лауреат экономической “нобелевки” Даниэль Канеман заводит на страницах книги любимую песню о двух системах мышления, известный поведенческий психолог Дэн Ариели объясняет, как маркетологи эксплуатируют соблазны. У других авторов идет речь о социальных сетях, человеке как особом биологическом виде, коллективных заблуждениях.

Текст психиатра Жана Коттро — прикладной. Скорее всего, с нарциссами сталкивались все, и часто от них никуда не деться. Тогда как быть?

Довольно непросто распознать глупость, тем более увидеть ее в себе или других. Тем не менее выдающийся когнитивный психолог Рене Заззо придумал, как ее распознать экспериментально. Заззо был блистательным ученым, специализирующимся на изучении интеллекта и самовосприятия, внеся огромный вклад в развитие этой области. Он без колебаний опубликовал результаты данного исследования, рискуя вызвать эффект разорвавшейся бомбы в университетской среде, которая была и его средой.

Речь шла об опросе сотни медиков, психиатров и психологов одной крупной парижской больницы, а также двадцати знаменитостей парижской психиатрии. Заззо направил им список из 120 фамилий, включая их собственные, попросив отметить галочкой тех, кто заслуживает эпитета “дурак”. Он также включил в список свою фамилию. Правда, не сообщил нам о собственных результатах.

В итоге эксперимента появился короткий список из пяти фамилий, набравших более 85% голосов, но одна из них объединила всех. Это был большой начальник, хороший врач с IQ не меньше 120, но начисто лишенный чувства юмора. Он обладал прекрасной эрудицией, но имел сложности в общении с окружающими, был недостаточно отзывчив и чувствителен, поэтому оскорблял и унижал людей, даже этого не замечая. Его логический интеллект был безупречен, но он допускал промахи из-за недостатка уважения к другим. По сути, он жил, запертый в своем нарциссическом пузыре.

Судя по результатам опроса, дурак — это человек с недостатком эмоционального интеллекта, который заблуждается на свой счет и не щадит других людей по причине своего эгоцентризма. Данное описание схоже с описанием нарциссического расстройства личности, которое можно наблюдать в рабочих и любовных отношениях, а также в общении в социальных сетях.

Нарциссическое расстройство личности

Оно характеризуется определенным родом фантазий на тему собственного величия и соответствующим поведением, которое сопровождается потребностью в восхищении и недостатком сочувствия к окружающим. Согласно исследованиям, этим расстройством страдает от 0,8 до 6% людей, и оно все чаще встречается среди молодого поколения, родившегося после распространения интернета.

Проведенные исследования показали, что существует три основных типа нарциссического расстройства личности:

1. Злокачественный нарцисс — манипулятор, эксплуататор, обманщик-тиран, враждебный, агрессивный, лишенный способности к сопереживанию. Он ничего не компенсирует своим величием, поскольку убежден в своих правах. Основное нарушение этого типа личности состоит в постоянной завышенной самооценке. Данный тип нарциссизма граничит с антисоциальным расстройством личности, за исключением характерных для последнего импульсивности, рискованности и ответственности. Он, как правило, адекватен и умеет дать задний ход, если встречает сопротивление. И тем опаснее для жертв, которых себе выбирает.

2. Закрытый нарцисс — неуравновешенный, уязвимый, депрессивный, тревожный, критичный и завистливый. Ставит перед собой завышенные цели и может быть перфекционистом. Он скрывает свое чувство неполноценности под маской величия, которая появляется, когда он ощущает угрозу.

3. Открытый нарцисс — более высокого уровня, грандиозен, конкурентоспособен, выставляет напоказ свои достоинства, обольстителен и харизматичен, находится в постоянном поиске власти. С позитивной стороны — он энергичен, умен, комфортно себя чувствует в отношениях, ориентирован на самореализацию. Этот тип нарциссизма характерен для большинства великих политиков, артистов и ученых.

Следует отличать эти три типа от обыкновенного культурного нарциссизма, источником которого стало развитие общества потребления с 1960-х годов, и недавнее развитие массовых коммуникационных технологий, которые вынуждают нас жить в культуре нарциссизма вот уже три поколения.

Нарциссическая глупость в сфере трудовых отношений

Пожалуй, в трудовом коллективе глупость проявляется ярче всего: в разговоре, знакомом выражении, жесте или взгляде, как бы говорящем: “Вашими глазами я вижу себя”.

Есть некое удовольствие в том, чтобы притвориться дураком для получения какой-либо выгоды, так как нет ничего лучше, чем уступить позиции тому, кто считает себя умнее вас. “Косить под дурачка” — это способ получить хорошую должность, используя стратегию собственного принижения для раздувания эго власть имущих. Главное — не увлечься игрой и не превратиться в короля дураков. Как говорил Бальзак в своей повести “Турский священник”: “Месье, люди стесняются до тех пор, пока не начнут стеснять других”.

Помню, как в начале моей карьеры один из начальников сказал: “Я всегда мечтал работать с дураками, но с вами я в конечном счете ошибся”. Я с улыбкой принял этот комплимент от высокого начальства молодому специалисту, который смог изобразить из себя дурачка, чтобы его приняли на работу. И впоследствии, подчиняясь капризам судьбы, мне не раз приходилось вставать в ряды дураков.

Читайте также:
Стокгольмский синдром: определение, развитие, известные примеры, лечение

Наряду с этими преходящими моментами глупости можно различить два основных структурных типа дураков:

Первый — внушительное братство “надутых индюков”. Эта разновидность важничающих дураков постоянно раздувает свое эго. Их часто можно встретить в различных учреждениях; особенно они цветут в административных структурах и университетских больничных центрах. В целом они безобидны, если суметь им угодить, чтобы получить желаемое. Для них характерно банальное легкое нарциссическое расстройство личности, скрытые потребности которого без труда удовлетворяются ловкими подчиненными.

Вторая категория намного опаснее. Это “ублюдок”, который наслаждается подчинением и страданием других и делает карьеру, чтобы тешить свое эго, унижая и оскорбляя окружающих. Для него характерно злокачественное нарциссическое расстройство личности, которое даже может иногда представлять собой темную триаду, включающую в себя нарциссизм, макиавеллизм и психопатию. Данный тип может производить настоящее опустошение в учреждениях, как показал метаанализ этого феномена.

12 приемов психокоррекции

В этой статье я хотел бы привести ряд приемов психокоррекции, которые так или иначе используются психологами в работе с клиентами. Приемы эти могут называться по разному, каждый психолог может их переработать в соответствие со своим опытом и пониманием эффективности, но, так или иначе, суть их остается неизменной.

Моим глубочайшим убеждением является то, что человек вовсе не является беспомощным существом (что не исключает моментов или периодов бессилия), а способен прорабатывать самостоятельно многие проблемы, ему лишь нужно дать необходимую для этого информацию. С другой стороны, участие клиента в психокоррекционной, консультативной сессии может повысить результативность в разы и значительно ускорить время прохождения некоторых эпизодов. Опытный психолог создает безопасное пространство, в котором клиент может работать над собой. Тем не менее, делать подборку приемов, при помощи которых человек будет способен прорабатывать свои проблемы и снимать психоэмоциональную напряженность, нужно, поскольку не всегда есть возможность оплатить работу психолога или участвовать в бесплатной демо-сессии.

Собственно, теперь приемы.

В тетради выписывается все, что в данный момент беспокоит. При этом следует соблюдать следующие условия:

1) Выписывать все максимально подробно и полно.
2) Не заботится о том, как это выглядит, ошибки, почерк – неважно.
3) Описывать свои чувства и ощущения в связи с тем, что беспокоит.
4) При необходимости, желании, высказать на бумаге в форме прямой речи все плохое (например, претензии) или хорошее (например, благодарность) тем людям, кому Вы в силу субъективных или объективных причин прямо в лицо сказать не можете. Не стесняться ненормативной лексики, если она естественным образом ложится на бумагу в ходе выписывания проблем. Стараться не исключать родителей и других значимых людей из проработок. В идеале прорабатывать нужно всех и вся, до себя включительно.
5) Можно использовать метод аппроксимирующей формулировки: если не удалось точно выразить свою мысль или чувство с первого раза, можно выразить как получится, потом, в ходе работы подберется более точная формулировка.

В ходе выполнения упражнения могут появиться инсайты, некие вспышки осознания, понимания. Их нужно выписывать отдельно.

Базовые вопросы отношений

Есть блок вопросов, который очень важен. Обычно люди сразу что-то понимают, когда отвечают на него.

1. Каковы Ваши взаимоотношения с родителями? Как Вы относитесь к ним? Как они относятся к Вам? Опишите.

2. Каковы взаимоотношения родителей между собой? Как они относятся друг к другу? Опишите.

3. Как Вы себя воспринимаете? Как к себе относитесь? Какой(-ая) Вы? Опишите

4. Каковы Ваши отношения с окружающими Вас людьми (родственниками, друзьями, коллегами, знакомыми, незнакомцами)? Как окружающиеся относится к Вам? Как Вы относитесь к окружающим? Опишите.

5. Каковы Ваши взаимоотношения с любимым человеком? Как он относится к Вам, как Вы относитесь к нему? Опишите.

6. Каковы Ваши взаимоотношения с Вашими детьми? Как они относятся к Вам? Как Вы относитесь к ним? Опишите.

7. Каковы Ваши взаимоотношения с миром в целом? Каким Вы считаете мир, в котором живете? Опишите.

Упражнение “Зато” выполняется, когда присутствует негативизм в мыслях о себе, чрезмерная, не приносящая пользу критика. “Зато” не устраняет негативные самоописания, а перебрасывает энергию из них в непротиворечащую им позитивную форму.

1. Вечно я ленюсь и ничего не делаю. —> 1. Зато я, как никто другой знаю, как наслаждаться жизнью.

Упражнение выполняется письменно.

Упражнение “Инверсия” в отличие от предыдущего упражнения вводит прямо противоположное по смыслу утверждение, целью которого является активизация соответствующих стилей поведения, навыков, качеств и т.д.

1. Я неконтактный человек. —> 1. Я очень коммуникабельный и общительный человек.

При необходимости можно вводить мягкий вид инверсии (не создающей конфликта между наличной и желаемой ситуацией), который является промежуточным между прямой инверсией и Зато:

1. Я работаю на низкооплачиваемой работе. —> 1. Я способен улучшить свое финансовое положение. Я намерен это сделать

Упражнение выполняется письменно.

Наблюдение за своими чувствами

Наблюдение за своими чувствами закономерно снижает их накал. Конечно же, в первую очередь упражнение предназначено для работы с негативными чувствами. Когда мы проявляем к чувствам тотальную осознанность и безоценочно наблюдаем и сопровождаем их, не сопротивляясь и не усиливая, то в результате проживаем и отпускаем их, возможно осознав, что стоит за ними. Таким образом, мы завершаем гештальт. Можно соединить с упражнением Громоотвод.

Читайте также:
Общение - типы в психологии, структура, уровни и компоненты

Очень хорошо подходит для тех, кто испытывает страх перед будущем, любит прокручивать в голове всякие “ужасы”. Упражнение чем-то похоже на “Громоотвод”, но имеет свою специфику. Выписываются все возможные исходы (даже нереальные), как можно подробнее. Например, человек боится выступать публично, а тут – “надо”. Почему боится? А вот он и отвечает на этот вопрос с атмосферного “а вдруг. “:

1) А вдруг я начну заикаться и все заулюлюкают, будут смеяться и закидают меня помидорами?

2) Вдруг я вообще не смогу ни слова вымолвить и все засмеются.

3) Вдруг я в обморок упаду и все..

И т.д. Желательно прописывать ситуацию полностью, с реакцией окружающих, со всеми возможными событиями, утрированно, до момента логического завершения в Вашем уме. Выписали один вариант, почувствовали, что по поводу него все сказали, идете к следующему варианту.

Упражнение выполняется письменно.

Глобальная цель

Бывает такое, что мы сконцентрированы на текущих целях и если они не достигаются, то считаем, что наступил конец света. Слишком много значимости в них, слишком мы трясемся над ними. И когда что-то или кто-то не позволяет нам их достичь, мы падаем духом, даже в депрессию можем влететь. Одним из способов избежать этого, поставить себе цель поглобальней и начать двигаться к ней. Тогда в русле движения к этой цели все препятствия будут казаться чем-то мелким и не особо значимым.

Если сразу поставить глобальную цель, которая Вам нравиться не получится можно воспользоваться вспомогательной техникой “Дневник желаний”. В него мы выписываем все свои потаенные желания. Эту технику мы можем выполнять и безотносительно к приему “Глобальная цель”. Она довольно полезна, поскольку позволяет разобраться нам в наших потребностях.

Структуризация

Выбирается давно откладываемое дело, которое по определению является нежеланным и составляется тщательный план по его выполнению. К самому делу приступать не следует, но план по его выполнению должен быть полным и законченным. Составленный таким образом план кладется в стол и делается попытка о нем забыть. Как правило, желание его выполнить возникает само по себе в течение последующих дней. Саму структуризацию можно применить к чему угодно, она является действенным элементом системы планирования.

Да, ходьба сама по себе является психокоррекционным приемом. Почему? Если в нас образовалась некая домината, которая оттягивает на себя возбуждение всех нервных центров, проще говоря, чем больше мы сопротивляемся негативным стойким переживаниям-состояниям, тем сильнее они становятся, то можно создать второй очаг за счет неуклонного выполнения каждый день какого-либо действия. Самой простой является двигательная доминанта, она не требует напряжения интеллектуальных и душевных сил, что очень удобно в случаях, когда, например, снижено настроение или угнетена мыслительная деятельность. Ходьба является довольно простой реализацией двигательной активности. Рекомендуется посвящать ей 2-4 часа в день. Если по каким-то причинам, ходьба не походит, можно изобрести свой вид двигательной активности и неуклонно выполнять его день за днем.

Подкрепление

Подкрепление относится к поведенческим способам психокоррекции и основано на теории оперантного обусловливания Б. Скиннера. Если поощрять себя за малейший успех в любом деле, в том числе и в деле разрешения психологических проблем, то с течением времени появляется больше позитивных эпизодов, которые в итоге могут изменить жизнь к лучшему.

Разновидностью позитивного самоподкрепления является ведение “Дневника побед”, где мы записываем свои достижения и не стесняясь хвалим себя за них.

Поток сознания, свободно изливаемый на бумагу. Пишем, что на ум придет, предварительно поставив будильник на 5-10-20 минут вперед. Прием позволяет связаться с подсознанием и получить от него послания, что способствует лучшему самопониманию

Релаксация по Джейкобсону

Давно замечена корреляция между мышечным напряжением и тревожностью. И снижением мышечного напряжения, мы можем снизить и саму тревожность. Но как тяжело, а порой и невозможно расслабить мышцы, когда нас об этом просят. Джейкобсон пошел от противного. Любая скелетная мышца достаточно легко расслабляется после напряжения. Грубо говоря, если напрячь определенные группы мышц, потом они самопроизвольно расслабляются. Описание техники можно найти в интернете, в том числе и здесь, на сайте.

Не все техники годятся для самостоятельного использования. Например, десенсибилизация, имплозия проводятся только под наблюдением и контролем психолога, а лучше врача-психотерапевта.

Да и приведенные приемы в случаях соответствующих противопоказаний, соматических заболеваний или психических расстройств должны быть одобрены (возможно отобраны) терапевтом или психиатром для самостоятельного использования пациентами.

Я надеюсь, что изложенное в этой статье окажется для Вас полезным подспорьем в трудную минуту, да и просто поможет улучшить жизнь.

Статьи

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения

Читайте также:
Поведение жертвы: определение в психологии, причины развития синдрома

Сон – это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями

В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.

Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных

Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).

Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.

Все знают, что «бессонница» – это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.

Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.

Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».

Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.

В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.

Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?

Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.

Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.

Серотониновый синдром – последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.

Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета – красный, желтый, синий и зеленый – различное действие, разные сферы применения.

Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)

ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.

Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT

Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к “культрно-независимым” невербальным тестам.

Электроэнцефалография (как наука) – это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) – техника регистрации электроэнцефалограммы.

Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.

Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более “смысловыми” (страх воды, высоты).

Психокоррекция ребенка, взрослого: методы, способы, техники, результат

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Читайте также:
Девиантное поведение - определение в психологии, причины

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Александра
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии детей дошкольного возраста.

Статья:

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречаются дети с отклонениями в поведении: одним совершенно не знакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное. Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на здоровье, и, в конечном счете, могут привести к искаженному развитию личности.

Формирование разумного или произвольного поведения является важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста. Произвольное поведение ребенка – это поведение осмысленное, инициативное и надситуативное. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения. В произвольном поведении инициатива действовать определенным возрастом, поступать, так или иначе, принадлежит ребенку. Он способен вести себя независимо от воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Благодаря этой способности реактивное поведение ребенка превращается в активное и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними и над самим собой. Ребенок находится «не внутри» ситуации, а «над ней».

Академик В.М.Бехтерев подчеркивал необходимость приобретения навыков в трех взаимосвязанных сферах: чувств, ума и воли. Выпадение хотя бы одного компонента ведет к нарушениям в личностном развитии ребенка.

К отклоняющемуся, неконструктивному поведению так же относятся:

– гиперактивность – это двигательная расторможенность и отвлекаемость внимания, импульсивность и непредсказуемость в поступках. Ребенок действует, не задумываясь о последствиях, не замышляя ничего плохого и искренне огорчается последствиям своего поступка. Легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла. Поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок. Но самая большая проблема – отвлекаемость. Заинтересовавшись чем – то, забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Любопытен, но не любознателен, отсутствие постоянства в интересах.

– вспыльчивость – склонность устраивать истерику по любому поводу, даже незначительному, не проявляя при этом агрессии. Это скорее выражение отчаяния и беспомощности чем проявление характера.

Но она причиняет неудобства и поэтому тоже требует преодоления.

агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств достижения целей. Причем, агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной (оскорбляют, дразнят, ругаются) и косвенной (ябедничают, сплетничают) агрессии.

– пассивность – своего рода изоляция в собственном мире от невнимания и неурядиц, тихое безынициативное поведение.

В настоящее время разработаны разнообразные методы психологической коррекции поведенческих отклонений у детей, которые можно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам относятся те методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом.

В дошкольном возрасте универсальными формами коррекции являются: игротерапия, арт-терапия.

Арт-терапия представляет собой специализированную форму коррекции, основанную на искусстве, в изобразительной и творческой деятельности, основная цель арт-терапии состоит в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии – одобрение и понятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои возможности.

Выделяют различные типы изображений, отражающих как возрастную динамику развития ребенка, так и индивидуально-личностные особенности ребенка: бесформенные и хаотичные каракули, конвенциональные стереотипы – схемы, пиктограммы и собственно художественные произведения.

Существуют возрастные ограничения использования рисунка и живописи как коррекционного метода. Так, в возрасте от 3 до 5 лет изобразительная деятельность еще только формируется, а дети лишь начинают осваивать материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и еще не становится эффективной формой коррекции. Преимущество в этом возрасте отдается игротерапии.

Дети старшего возраста уже способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации. Арт-терапия преобретает статус продуктивной формы коррекции наряду с игротерапией. Роль взрослых в творческой деятельности ребенка с возрастом приобретает все большую ценность.

Современная наука рассматривает игротерапию как одно из более эффективных средств коррекции неконструктивного поведения. Психолого -_педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.С.Спиваковской, А.И.Захарова которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться ведущей в дошкольном возрасте деятельности – игре. По определению М.И.Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игротерапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Читайте также:
Интеллект - понятие и разновидности в психологии, измерение IQ

Сегодня существует несколько видов игровой терепии: недирективная, директивная и смешанная игротерапия. Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтичевкая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Цели недирективной игротерапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактулизации. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. По мнению Г.Л.Лэндрет, задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку: 1). стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2). развить более позитивную Я-концепцию; 3). стать более самоуправляемым; 4). выработать большую способность к самопринятию; 5). овладеть чувством контроля; 6). развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; 7). развить собственный источник оценки; 8). обрести веру в себя.

Основные принципы педагога, которые образуют базис терапевтических отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка – это естественность, безусловное принятие, понимание.

Директивная игровая терапия – это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Она базируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу). При этом аффективной стороне детской игры не уделяется большого внимания. При директивном поведении педагог структурирует ход игротерапии, определяет поведение ребенка, требования сотрудничества в терапии. Психологический механизм идентификации позволяет ребенку усвоить необходимые конструктивные позиции и способы поведения в различных жизненных ситуациях.

При коррекции неконструктивного поведения у детей методом директивной игровой терапии проводится цикл игр, которые предлагаются взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль или образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.

Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии. Синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Использование смешанной игротерапии для коррекции поведенческих отклонений у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение ребенка своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.

В современной отечественной науке технологии использования игротерапии представлены в исследованиях А.В.Захарова, М.И.Чистяковой, М.Э.Вайнер, Г.А.Широковой, Л.Костиной.

Итак, игротерапия является ведущим средством и профилактики и коррекции поведенческих отклонений детей дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности.

Важную роль в успешности игротерапии играет индивидуально-дефференцированный подход к детям, ориентированный на развитие социальной компетентности ребенка.

Очевидно, что коррекция поведенческих отклонений детей дошкольного возраста требует сосредоточения усилий не только на ребенке, но и на специальной психолого-педагогической подготовке взрослых – родителей и воспитателей, вводящих ребенка в новые социальные условия.

Психокоррекция ребенка, взрослого: методы, способы, техники, результат

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: «Семейная летопись». Авторская программа реабилитации детей-сирот

ВЕБИНАР: У ребенка возрастной кризис! Чем психолог может помочь семье?

Организация и проведение курса развития творческого мышления

Скоро

I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология города: актуальное состояние и перспективы»

Вечер памяти Бориса Дмитриевича Карвасарского

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Психокоррекция детей с ограниченными возможностями

Автор

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями стала наиболее острой. В 90-х годах инвалидность при рождении определялась у 3-4-го ребенка, сейчас – у каждого второго. Если 10-15 лет назад, по нашим наблюдениям, рождалось много детей с ДЦП, то сейчас мы наблюдаем рост рождаемости детей с эмоциональными расстройствами, в том числе с РДА, с нарушением поведения и деятельности, а также с сочетанными нарушениями развития.

Читайте также:
Эмпатия: определение, проявление, классификация, уровни, развитие

Дети «с особыми нуждами» составляют неоднородную группу. Специальная психология выделяет следующие категории детей с нарушениями развития:

  • Дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость различной степени). Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности и поведения, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
  • Дети с отклонениями в познавательном развитии (задержка психического развития). ЗПР выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
  • Дети с нарушениями слуха (НСТ разной степени).
  • Дети с нарушениями зрения (слепота, слабовидение, косоглазие, недоразвитие сетчатки или других органов глаза).
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.1. Заболевания нервной системы: ДЦП, нейроинфекции.2. Врожденная патология ОДА: врожденная дисплозия тазобедренного сустава, кривошея, косолапость, недоразвитие и аномалии развития конечностей, позвоночника и пр.3. Приобретенные заболевания и повреждения ОДА.
  • Дети с нарушениями речи (алалия, дизартрия, дисграфия, заикание, мутизм).
  • Дети с эмоциональными расстройствами, в т.ч. с РДА, аутоподобное нарушение поведения, страхи, фобии.
  • Дети с нарушениями поведения и деятельности.
  • Дети с тяжелыми множественными нарушениями (умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм, эпилепсия и пр.).

Структура дефекта развития у данных категорий детей различна, но обусловлена следующими нарушениями:

  • ​ двигательными;
  • речевыми;
  • сенсорными;
  • эмоциональными;
  • поведенческими.

Клиническая картина нарушений в каждом отдельном случае разная, однако, можно выделить ряд проявлений, характерных для всех перечисленных категорий:

  • социальная дезадаптированность ребенка;
  • низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия и представлений, памяти, мышления);
  • нарушения сенсорно-перцептивных функций (трудности пространственного анализа и синтеза, понимания схемы тела, пространственно-временных отношений, зрительного, слухового, тактильного восприятия);
  • нарушение речевых функций (дизартрия, нарушение фонематического восприятия, анализа слов, трудности усвоения лексической и понятийной стороны языка, полное отсутствие речи);
  • задержка или нарушение развития мышления (снижение, уплощение интеллекта, недоразвитие мыслительных операций, таких как классификация, сравнение, анализ-синтез и пр.);
  • заторможенность, ригидность, стереотипность и однообразие мыслительной деятельности, повышенная истощаемость, неустойчивая динамика ее продуктивности;
  • недостаточность или грубые нарушения психомоторных функций (крупная и мелкая моторика, зрительно-моторная координация, моторная неловкость):
  • несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы;
  • нестабильность эмоционального состояния, возбудимость, страхи, фобии, повышенная тревожность, невротизация;
  • снижение произвольности психических процессов, деятельности, поведения;
  • стереотипия поведенческих реакций, «застревание» на определенных поведенческих реакциях и фразах, склонность к аутоподобному поведению;
  • несформированность предметно- практических умений и навыков;
  • нарушения в становлении личностных качеств и Я-концепции.

Кроме того, у детей с нарушениями в развитии часто наблюдаются психологические особенности, которые могут препятствовать их успешной интеграции в общество:

  • некритичность, неадекватная самооценка и уровень притязаний;
  • недостаточное развитие коммуникативных навыков;
  • избирательное принятие социальных норм и правил поведения, неосознанность и отрицание многих из них;
  • узость круга интересов, отсутствие мотивов к продуктивной деятельности;
  • ​ социальный и личностный инфантилизм.

Поэтому детям «с особыми нуждами» требуется коррекционно-развивающая и восстановительная работа не только на познавательном уровне, но и на эмоционально-личностном и поведенческом уровне, т.к. без этого ре6бенок неспособен усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений.

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы

Наиболее распространенная категория детей, нуждающихся в коррекции, – дети с тяжелыми множественными нарушениями. Сложная структура дефекта предполагает дифференцированный подход к психологической коррекции, т.е. учет в каждом конкретном случае формы, степени тяжести, специфики и сочетанности нарушения психических функций.

Чаще всего приходится работать с детьми, у которых основной дефект, например ДЦП, осложнен интеллектуальным недоразвитием тяжелой степени, нарушением зрения, слуха, отсутствием речи, чертами аутичного поведения, иногда с эписиндромом, т.е., с так называемым сложным нарушением. Это требует специфических, нестандартных методов коррекционной работы.

Для детей с сохранным интеллектом, с легкой степенью ЗПР или олигофрении используется метод арт-терапии, который включает в себя различные приемы,такие как:

  • ​ конструирование;
  • лепка;
  • аппликация из различных видов материалов;
  • ​ бумагопластика;
  • ​ рисование на различных поверхностях;
  • ​ куклотерапия, а также изготовление кукол для занятия из различных материалов;
  • ​ сказкотерапия по изготовленным аппликациям, рисункам, коллажам;
  • коллаж;
  • двигательная терапия;
  • музыкотерапия.

Для данного метода применяются различные материалы: бумага, ткани, нитки, пластилин, краски, мелки, наклейки, бисер, пайетки, старые журналы, бросовые, разрозненные пуговицы, бусы и пр. Использование данного метода позволяет решать следующие задачи: а) развить сенсорные эталоны и обогатить сенсорно-перцептивный опыт, б) расширять знания об окружающем мире, в) сформировать целостную картину мира, г) стабилизировать эмоциональное состояние, помочь ребенку в символической форме отреагировать переживания, д) формировать произвольность деятельности и поведения.

Игровая терапия – универсальный метод, который включает в себя:

  • игровую терапию реальной жизни (проигрывание проблемных ситуаций семейных отношений, взаимодействия со сверстниками, соперничество, кризисные и подростковые конфликты и др.). В данном случае чаще всего используется техники ролевых игр, драматизации, театрализованной игры, сказкотерапии, элементы тренинговых упражнений;
  • игровую терапию отреагирования (проигрывание стрессогенных ситуаций, прошлого травмирующего опыта). Наиболее эффективной в этом случае показала себя сказкотерапия, символдрамма, рисование и проигрывание «виртуальной действительности»;
  • игровую терапию построения отношений (проигрывание возникающих эмоций и ситуаций «здесь и сейчас», эмоциональная поддержка друг друга в сложных ситуациях). Наибольший эффект в данном случае проявился при использовании символдраммы, визуализации (упр. «Волшебный магазин», «Айсберг» и пр.) в сочетании с арт-терапией.
  • игровую терапию творческого самовыражения (игры «творческого беспорядка»).
Читайте также:
Психокоррекция ребенка, взрослого: методы, способы, техники, результат

В ходе игровой терапии создается такой психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом а) взаимодействуют друг с другом, моделируют систему социальных отношений и социального опыта, б) приобретают новые знания о себе и о мире, в) формируют реальные отношения партнерства и сотрудничества, интериоризируют и усваивают адекватные способы ориентировки в проблемных ситуациях, социально-бытовые навыки и умения адаптироваться в мире, г) формируют способность к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе норм и правил игры, д) тренируют память, внимание, мышление, е) развивают воображение, речь, моторные навыки.

Сенсотерапия – уникальный метод, соединяющий в себе приемы других методов:

  • арт-терапию (музыка, рисование);
  • сказкотерапию (сочинение сказок, историй, например, «Сказка по кругу», «Сказки у костра», «Сказочные истории с предметами», «Семья животных»);
  • игровую терапию (подвижные игры: «Поимки сокровищ», «Путешествие по морю», «Полет в космос»);
  • цветотерапию;
  • двигательную терапию (танцы, свободные движения под музыку);
  • тренинговые упражнения («Свеча», «Слепой и поводырь»);
  • релаксацию.

На занятиях в сенсорной комнате решается комплекс задач по развитию познавательных процессов, крупной и мелкой моторики, стабилизации эмоционального состояния и поведения.

Во время занятий создается комплексное психотерапевтическое воздействие на все анализаторы ребенка, включая эмоциональную и двигательную память. Мозг активизируется через стимуляцию базовых анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярных рецепторов. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный опыт и обрести уверенность в себе. Занятия в условиях сенсорной комнаты помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению знаниями схемы тела, развитию зрительно-моторной координации.

Сенсотерапия проводится по показаниям в двух видах:

  • релаксация, снятие эмоциональной возбудимости
  • стимуляция познавательной и двигательной активности.

Релаксация достигается через воздействие специальной музыки, звуков, терапевтических сказок, цвета, световых ламп, интерактивного пола, сухого бассейна.

Стимуляция познавательной и двигательной активности производится через световые панели, панно «Звездное небо», игры с интерактивным полом, интерактивную панель «Геометрические фигуры», подвижные игры «Прятки», «Жмурки», «День-ночь», «Найди, что спрятано» и пр. Данные приспособления и развивающие игры активно привлекают внимание ребенка, возбуждают его познавательный интерес, стимулируют деятельность и ориентировочно-поисковые действия. Для стимуляции мелкой и крупной моторики, развития речи и воображения проводится « Гимнастика Гномиков», соединяющая в себе массаж и пальчиковую гимнастику:

  • Гномики спят;
  • Гномики просыпаются, потягиваются;
  • Гномики умываются;
  • Гномики готовят завтрак (пекут пирожки), завтракают;
  • Гномики моют посуду;
  • Гномики идут играть.

В этот сказочный сюжет можно включать не только различные игры, но и предметную деятельность, рисование, лепку, аппликации, элементы игрового тренинга, танцевальную терапию и др. терапевтические приемы.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение миропознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Детей привлекают в сказках отсутствие прямых нравоучений, безобидность, занимательность сюжета, возможность взять инициативу в свои руки, повествование «от 3-его лица», «обезличенность» главного героя, расширение позитивного опыта, решение трудных ситуаций и проблем безопасным способом.

Основные приемы работы со сказкой:

  • Рассказывание сказок;
  • Сочинение авторских сказок;
  • Сочинение сказок по рисункам, аппликациям, коллажам;
  • Переделывание существующих народных или авторских сказок (изменение деталей, конца, элементов сюжета, введение новых героев);
  • Постановка сказок с помощью изготовленных самостоятельно персонажей, пальчиковых и перчаточных кукол;
  • Сочинение сказочных историй «от 1-го лица» с использованием подручных предметов.

Водно-песочная терапия, песочная анимация – наиболее эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими грубое нарушение интеллектуального, психомоторного и психоречевого развития. Водная терапия способствует расслаблению спастики рук, улучшению хватательных движений, моторной ловкости и развитию зрительно-моторной координации. Песочная терапия коррегирует память, внимание, логическое мышление, стимулирует развитие воображения, речи, способствует снижению страхов, тревожности через выполнение специфических заданий: песочной анимации (рисование на песке картин, сказок, «мультиков»), поисков «клада», создания «песочных картин» из мелких игрушек. Занятия с водой и песком создают релаксационный эффект, что способствует снижению спастики рук, коррекции страхов, тревожных состояний, снятию гиперактивных и гипервозбудимых реакций.

Одним из инновационных методов, применяемых в коррекционно-развивающей работе, является аудио-визуальный компьютерный комплекс «Возьми и сделай» (Тимокко).

Комплекс предназначен для работы с детьми младшего и среднего возраста для обучения детей с ДЦП двигательным навыкам, при гипотонии, нарушении тонуса мышц плечевого пояса, нарушениях координации движений, на начальных этапах работы при посттравматических моторных расстройствах, при генетических синдромах, при чертах аутичного и аутоподобного поведения. В комплекс входят пять игр:

  • «Воздушные шары»;
  • «Что под зонтиком»;
  • «Звездный путь»;
  • «Рисование»;
  • «Волейбол»;

С помощью перечисленных интерактивных игр решаются следующие задачи:

  • Повышение концентрации внимания и способности понимать правила игры.
  • Улучшение координации рук и глаз, освоение новых движений.
  • Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно.
  • Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.
  • Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.
  • Обучение целенаправленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие произвольности деятельности и поведения.
  • Повышение мотивации детей к двигательной и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры носят безопасный, бесконкурентный характер.

Невозможно охватить все многообразие методов и приемов, которые используются для коррекционно-развивающей работы с «особыми» детьми. Но именно индивидуальный подход к каждому ребенку, упорный систематический труд, сотрудничество специалистов, родителей и ребенка помогут преодолеть трудности и дадут ребенку шанс успешно адаптироваться в обществе.

Читайте также:
Как победить лень и мотивировать себя на работу - лайфхаки

Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду

Федюнина Ирина Владимировна
Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду

Аннотация: Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В статье рассматриваются современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду.

Ключевые слова: сказкотерапия; музыкальная терапия; арт-терапия; изотерапия; игровая терапия.

Дошкольники, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: поток негативной информации из сети Интернет, с телеэкрана; ослабленный иммунитет, вследствие чего частые инфекционные заболевания; быстрый жизненный ритм. Всё это оказывает непосредственное влияние на его эмоциональное самочувствие 1.

Создание условий в детском саду по улучшению психоэмоционального состояния детей, рассматривается из наиболее важных, приоритетных задач в воспитании дошкольников.

Дети, имеющие нарушения эмоциональной сферы, не умеют выражать своё эмоциональное состояние, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п., затрудняются в понимании состояния других людей. Такие дети затрудняются в общении со сверстниками и взрослыми, часто проявляют агрессию, упрямство, жестокость. Таким образом, без педагогической помощи такие дети оказываются не готовыми психологически к школьной жизни и отношениям в социуме 6.

В детском саду в современных условиях широко применяются методы коррекционной работы с детьми в ДОУ по улучшению психоэмоционального состояния.

Анализ программ, предназначенных для коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников, свидетельствует о том, что большинство из них использует элементы сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии и арттерапии.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром (М. В. Киселёва)5.

Сказка это тот материал, с помощью которого педагог может решить большое количество проблем по улучшению психоэмоционального состояния детей. Каждая сказка даёт возможность детям мечтать, побывать в волшебном мире. Сказки снимают напряжение у детей, развивают мир фантазии. Проигрывание эпизодов сказки даёт возможность ребёнку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

С дошкольниками наиболее эффективно использовать народные сказки, авторские сказки, которые проводят коррекцию негативных проявлений в поведении.

Педагоги в нашем ДОУ используют готовые сказки следующих авторов для решения следующих проблем развития и адаптации: Михаила Андрианова, Ирины Гуриной, Ольги Быковой, Наталии Смирновой. Педагогами ДОУ составлен сборник сказок на развитие интеллекта у детей дошкольного возраста.

Игровая терапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра (М. В. Киселёва)5. В детском саду мы используем некоторые элементы игровой терапии. Игра является единственным видом детской деятельности, где ребёнок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, игра способна справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребёнка.

Важно педагогу подобрать игры не только в соответствии с возрастными особенностями детей, но и в соответствии с их проблемами по в психоэмоциональной сфере. Игры можно проводить в режимные моменты, в образовательной деятельности. Включить в игровую терапию можно: игры с правилами, игры соревнования, длительные совместные игры, сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, дидактические игры, подвижные игры.

Таким образом, в процессе игровой коррекции происходит восстановление нарушений способности ребёнка к саморазвитию и коррекция эмоциональной сферы ребёнка. Педагоги МБДОУ «Детский сад №359» г. о. Самара составили картотеку подвижных игр, картотеку дидактических игр. Были приобретены дидактические игры комплекс игр Юлии Борисовны Гиппенрейтер: «Наши чувства», «Эмоциональное лото», «Эмоциональная угадайка», психологическая игра «Что делать, если…» Людмила Петрановская, «Семейка гномс», «Домик настроений», «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Путешествие в мир эмоций» и многое другое.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) – представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами2.

Арт-терапия включает в себя хромотерапию и изотерапию. Хромотерапия изучает цвета, которые оказывают благотворное или отрицательное влияние на человека. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на поведение детей.

Изотерапия – метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием разнообразия изобразительных средств, где дети имеют возможность отразить своё настроение и реализовать свои возможности. При выборе данного метода работы с детьми по улучшению психоэмоционального состояния следует придерживаться некоторых правил: работа должна проходить в доброжелательной атмосфере, можно негромко включить музыку; использовать в данной методике нужно нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость4.

Таким образом, арт-терапия позволяет раскрыть внутренние силы ребенка, способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей 2.

В нашем Бюджетном учреждении широко применяются приемы рисования в технике «мокрым по мокрому». Выбор данной техники рисования не случайный – при рисовании на мокром листе вовсе не обязательно обладать какими-то особенными навыками. Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками, понаблюдать за их движением и соединением с водой, рассмотреть, что же получилось. Во время рисования акварелью можно наслаждаться сочностью красок, возникновением мягких переходов цвета (палитра не используется, акварельные краски смешиваются прямо на влажном листе бумаги). Спонтанность и свобода техники пробуждают творческие силы.

Читайте также:
Общение - типы в психологии, структура, уровни и компоненты

В процессе проведения данной работы дети стали больше времени уделять свободной изобразительной деятельности в данной технике рисования, больше говорить о своих эмоциях, высказывать добрые пожелания в адрес других детей. На основании продуктивной деятельности появились новые истории и сказки, где дети отражают свои чувства и учатся определять чувства другого человека.

Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний 5. Музыкальная терапия – это способность использования музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка 4.

Музыкальная терапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникшего у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условие для эмоционального диалога, часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость. Варьирование слушания знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости даёт возможность направленной работы с разными детьми 3.

При применении музыкальной терапии в коррекционной работе с детьми можно использовать для прослушивания только те произведения, которое нравится всем детям; выбирать знакомые детям пьесы; продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия; подбирать музыкальные инструменты в зависимости от вида коррекционной терапии4.

В музыкальный руководитель нашего Бюджетного учреждения составила картотеку музыкальных произведений, в котором все произведения разделены на блоки: «Музыка для встречи детей и их свободной деятельности», «Музыка для приятного погружения в дневной сон», «Музыка для пробуждения после дневного сна», «Музыка для релаксации». На дисках представлены классические произведения и детские песни.

Таким образом, педагоги проводят целенаправленную и последовательную работу по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников, активизировать эмоции детей через разные виды детской деятельности, подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей, что помогает развивать все компоненты эмоционального интеллекта дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В мире детских эмоций: пособие для практики работников ДОУ/Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008.

2. Верещагина, С. Арт-терапия лечения искусством Электронный ресурс / С. Верещагина: статья – 2008. – URL: http://www.inmoment.ru/beauty/health/art_therapy.html/(Дата обращения: 19.10.2015).

3. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А. Ворожцова – М. : Издательство Института психотерапии, 2004

4. Вылегжанина, Е. Н. Аукцион педагогических идей Текст / Е. Н. Вылегжанина, Е. Н. Садырина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – №10. – С. 59.

5. Киселёва, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселёва – Санкт–Петербург: Речь, 2006.

6. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: учеб. пособие/ М. Э. Вайнер – М. : Педагогическое общество России, 2006.

Декупаж в детском саду. Опыт работы с дошкольниками Опыт работы по художественно-эстетическому развитию: ознакомление старших дошкольников с техникой ДЕКУПАЖАвтор: воспитатель высшей категории.

Из опыта работы с родителями «Современные формы и методы работы с родителями» «Современные формы, методы и приемы работы с родителями». Слайд 1 О себе Все живое на земле движется, течет, а порою просто мчится. В.

Манка в работе с дошкольниками. Мастер-класс по использованию манной крупы в работе в детском саду Многие дети очень любят рисовать. Рисование приносит им массу удовольствия. А если это ещё и нетрадиционное рисование, то это ещё более.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: – выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: – изучить литературу по данной.

Нетрадиционные методы рисования в детском саду Творческий процесс -это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности. Здесь они начинают чувствовать пользу.

Опыт работы. Математика в детском саду. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребёнка играет математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,.

Осенние работы в детском саду Цель: Рассказать детям о труде дворника, его значении, важности. Пояснить детям экологическое и эстетическое значение работы по уборке листьев.

Современные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в педагогическом процессе Современные формы и методы физкультурно–оздоровительной работы в педагогическом процессе Воспитатель: Голикова Н. А. «Здоровью научить.

Современные формы и методы работы с детьми – здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Современные технологии коррекционной помощи в условияхспециального инклюзивного образования Современные технологии коррекционной помощи в условиях специального инклюзивного образования Северина Л. В. (Магаданское областное государственное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: