Разряды прилагательных ℹ в русском языке, признаки, правило образования суффиксами притяжательных, качественных и относительных прилагательных, таблица с примерами

Что такое имя прилагательное — морфологические признаки и разбор, разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные) и их правописание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ в русском языке.

Эту тему каждый ребенок проходит в школе, причем еще в начальных классах (со 2-го по 6-й), но всегда полезно будет вспомнить.

Имя прилагательное — что это и на какие вопросы отвечает

Прилагательное – это самостоятельная часть речи. Оно указывает на признак предмета, который характеризует его внешний вид или свойства, но не какой-либо процесс. Отвечает на вопросы «Какой?», «Каков?» и «Чей?», а также на их производные в зависимости от рода и числа.

  1. Идет СИЛЬНЫЙ (какой?) дождь
  2. На лице ребенка была СЧАСТЛИВАЯ (какая?) улыбка
  3. Впереди были ДЛИННЫЕ (какие?) выходные
  4. Он был СУРОВ (каков?)
  5. Спрятался в МЕДВЕЖЬЕЙ (чей?) берлоге
  6. На ней были МАМИНЫ (чьи?) туфли

” alt=””>

Из этих примеров можно сразу выделить одну особенность прилагательных. В предложениях они чаще всего являются определением, то есть дополнительными членами предложения. Но иногда, как в примере «Он был суров», прилагательное выступает в роли сказуемого (главного члена).

Морфологический разбор и признаки прилагательных

У всех прилагательных есть набор морфологических признаков, которые, в свою очередь, делятся на постоянные и непостоянные.

  1. К первой категории относится одно понятие – разряд.
  2. А вот ко второй сразу несколько – падеж, число, род, форма и степень сравнения.

И когда школьников просят провести морфологический разбор прилагательных, это означает, что нужно указать все присущие конкретному слову признаки. А также указать его начальную форму (именительный падеж, единственное число, мужской род) и чем прилагательное является в предложении – определением или сказуемым.

Сейчас более подробно расскажем о признаках имен прилагательных.

Разряды — качественные прилагательные, относительные и притяжательные

Все прилагательные делятся на три разряда:

  1. качественные;
  2. относительные;
  3. притяжательные.

Качественные прилагательные

Качественное прилагательное обозначает конкретные качества предмета, например, возраст, вес, цвет, величину и так далее.

Например, «СТАРЫЙ сарай», «ТЯЖЕЛЫЙ камень», «ОГРОМНАЯ гора», «КРАСНЫЙ флаг».

Такие прилагательные легко распознать по следующим признакам:

  1. Могут сочетаться с приставками «очень», «слишком» или «чрезвычайно». Например, «очень красивый», «слишком молодой», «чрезвычайно умный».
  2. Можно организовать сложное прилагательное с помощью повторов слова. Например, «старый-старый», «вкусный-вкусный».
  3. Можно добавить приставку «не» и полностью изменить смысл. Например, «НЕглупый», «НЕбольшой», «НЕправдивый».
  4. Имеют антонимы (слова с противоположным значением. Например, «умный – глупый», «большой – маленький», «добрый – злой».

Хотя есть и прилагательные, которые могут не удовлетворять всем перечисленным требованиям. Например, если речь идет о цвете.

Но если хотя бы один признак подходит, то можно смело сказать, что прилагательное имеет качественный разряд.

Такие качественные прилагательные могут изменяться в зависимости от степени сравнения. Она может быть положительной, сравнительной или превосходной.
Например, «СТАРЫЙ – СТАРЕЕ — СТАРЕЙШИЙ», «УМНЫЙ – УМНЕЕ — УМНЕЙШИЙ».

И наконец, качественные прилагательные могут быть полными или краткими – «ДОБРЫЙ – ДОБР», «СУРОВЫЙ – СУРОВ», «КРАСИВЫЙ – КРАШЕ».

Относительные прилагательные

Они обозначают признак предмета, который уже невозможно изменить в большую или меньшую сторону.

Они говорят о том:

  1. из какого материала сделан – «ДЕРЕВЯННЫЙ столб», «ЖЕЛЕЗНЫЙ прут»
  2. к какой местности относится – «АНГЛИЙСКИЙ лорд», «МОСКОВСКИЙ вокзал»
  3. каково назначение предмета – «СТИРАЛЬНЫЙ порошок», «ЗУБНАЯ щетка»
  4. к какому времени относится – «ПРОШЛОГОДНИЙ снег», «ЗАВТРАШНИЙ день»

” alt=””>

Относительные прилагательные не имеют краткой формы, степеней сравнения, антонимов и не сочетаются со словами «очень» и «слишком».

Притяжательные прилагательные

Притяжательные прилагательные – обозначают, кому или чему принадлежит предмет.

Например, «ПАПИН ремень», «ЛИСЬЯ нора», «БАБУШКИНА квартира».

Большинство прилагательных имеют только один признак, который остается неизменным.

Но есть и исключения. Одно и то же прилагательное может быть качественным, относительным или притяжательным прилагательным. Все зависит от конкретного контекста. Например, «СОБАЧИЙ нос» (качественное), «СОБАЧЬЯ стая» (относительное) и «СОБАЧЬЯ жизнь» (качественное).

Другие признаки прилагательных (падежи, рода, числа)

Прилагательные могут быть разного рода:

  1. МУЖСКОЙ (какой?) – добрый, красный, мокрый
  2. ЖЕНСКИЙ (какая?) – добрая, красная, мокрая
  3. СРЕДНИЙ (какое?) – доброе, красное, мокрое

Прилагательные различаются по числу:

  1. ЕДИНСТВЕННОЕ (какой? какая? какое?) – деревенский, синий, сильный
  2. МНОЖЕСТВЕННОЕ (какие?) – деревенские, синие, сильные

Прилагательные склоняются по падежам:

  1. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ (какой? какая? какое?) – светило ЯРКОЕ солнце
  2. РОДИТЕЛЬНЫЙ (какого? какой? какого?) – уже не было видно ЯРКОГО солнца
  3. ДАТЕЛЬНЫЙ (какому? какой? какому?) – был рад ЯРКОМУ солнцу
  4. ВИНИТЕЛЬНЫЙ (какого? какую? какое?) – вижу ЯРКОЕ солнце
  5. ТВОРИТЕЛЬНЫЙ (каким? какой? каким?) – наслаждался ЯРКИМ солнцем
  6. ПРЕДЛОЖНЫЙ (о каком? о какой? о каком?) – рассказал друзьям о ЯРКОМ солнце
Читайте также:
Что пишется в скобках - разбор правил пунктуации

Правила написания, связанные с прилагательными

Есть две основных сложности, с которыми сталкивается каждый школьник при написании прилагательных.

Это правильные буквы в суффиксах с одной или двумя «Н» и написание приставки «НЕ».

Написание приставки «НЕ»

Приставка «НЕ» пишется слитно в следующих случаях:

  1. Если прилагательные без нее вообще не употребляются: невзрачный, небрежный, нечестивый, ненавистный.
  2. Если можно подобрать синоним без «НЕ»: немаленький – большой, нечестный – лживый, неженатый – холостой.
  3. Если есть слова, которые возводят в высшую степень, например, «крайне», «очень», «совсем» и так далее. Очень несмелый, почти неглупый, весьма неуместный.

Приставка «НЕ» пишется раздельно:

  1. Всегда, если речь идет об относительных прилагательных: не деревянный, не английский, не стиральный, не вчерашний.
  2. Если есть противопоставление с использованием союза «А». Не умный, а глупый. Не большой, а маленький.
  3. Если перед «НЕ» есть слова «вовсе», «далеко», «отнюдь». Вовсе не сложный, отнюдь не глупый, далеко не простой.
  4. Если перед «НЕ» есть отрицательные местоимения или наречия, такие как «никем», нисколько», «ничуть» и так далее. Никем не замеченный, нисколько не интересный.
  5. Если есть явное отрицание. Семья не богатая, поступок не удачный.

С краткими прилагательными приставка «НЕ» пишется точно так же, как и с полными.

Но есть и исключения. «НЕ» пишется раздельно в следующих словах: не виноват, не виден, не властен, не горазд, не волен, не должен, не намерен, не готов, не нужен, не расположен, не рад, не согласен, не страшен, не способен, не выше, не ниже, не хуже, не лучше, не беднее, не ближе, не меньший, не больший, не худший, не лучший.

Написание «Н» и «НН» в суффиксах прилагательных

Суффикс «НН» пишется:

  1. В словах с «ЕНН» и «ОНН». Торжественный, дискуссионный. Исключение – ветреный.
  2. В словах, у которых корень заканчивается на «Н». Длинный (длина), машинный (машина).
  3. Если у прилагательных есть приставка. Безвременный, прирученный.

Суффикс «Н» пишется:

    В словах с «ЯН», «АН» и «ИН». Кожаный, кровяной, воробьиный.

Исключения – деревянный, стеклянный, оловянный, стремянный, безымянный.

  • В словах, которые не образованы от других. Красный, синий, зеленый.
  • В словах, которые образованы от безприставочного глагола. Вязаный, жареный, сушеный.
  • Но опять же есть еще ряд исключений. Это слова, которые надо просто запомнить. С «НН» — негаданный, нежданный, неслыханный, невиданный, отчаянный, нечаянный, желанный, священный. С одной «Н» — румяный, пряный, багряный, юный, рдяный, свиной.

    Вот и все, что нужно знать о прилагательных. Эти материалы в школе дают на протяжении нескольких лет. А мы постарались вместить все в одну статью. До встречи на страницах нашего блога.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (1)

    Как это все запомнить, просто катастрофа какая-то! Особенно забавно, что есть правила с раздельным и слитным написанием не, но тут же приводятся исключения из этих правил, и таков весь русский язык.

    Имя прилагательное как часть речи

    Содержание:

    Общее определение части речи

    Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?

    Имена прилагательные:

    • в словосочетаниях и предложениях относятся к существительным;
    • чаще всего играют синтаксическую роль определения;
    • имеют постоянные и непостоянные признаки;
    • делятся на разряды: качественные, притяжательные, относительные;
    • имеют степени сравнения.

    Морфологические признаки имен прилагательных

    Постоянные признаки части речи не меняются, они позволяют отнести слова к одной морфологической единице.

    Непостоянные признаки могут изменяться. Каждая часть речи изменяется по-особенному.

    К постоянным признакам прилагательного, указывающим на оттенки их значений относится разряд.

    Непостоянные признаки прилагательного – это грамматические формы, которые принимает слово в зависимости от грамматической формы существительного, к которому оно относится. Это:

    У качественных прилагательных к непостоянным признакам относится степень сравнения и краткаяполная форма.

    Разряды прилагательных

    Отличительные признаки

    имеет степень сравнения

    Может образовывать полную и краткую формы

    Сочетается с наречием очень

    Может образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом

    Образует наречия на –О-Е

    К нему можно подобрать антоним с приставкой НЕ-

    Может образовывать сложные формы слова

    Изменяются по падежам, родам, числам

    В словосочетании можно заменить существительным с предлогом

    Изменяются по родам, числам и падежам

    Отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? ЧЬИ?

    Читайте также:
    Диктанты по русскому языку для 4 класса 1 четверти

    Изменяются по падежам, числам, родам

    Относительные и притяжательные прилагательные могут употребляться в значении качественных, т.е. в переносном значении. В таких случаях при морфологическом разборе необходимо указывать, что употреблено в переносном значении. Например:

    • Медвежья услуга – неправильная, вредная услуга
    • Деревянный человек – равнодушный, грубый, необразованный человек

    Непостоянные признаки имен прилагательных

    Начальная форма имени прилагательного – Им. Падеж, ед.число, муж.род

    Прилагательное изменяется по родам, числам и падежам в зависимости от существительного, к которому оно относится.

    Грамматические формы имени прилагательного образуются с помощью флексии (окончания).

    1. Мужской род — мирный договор, павлиний хвост, крестьянский быт
    2. Женский род — секретная информация, папина шапка, серебряная ложка
    3. Средний род — толстое полотно, кривое зеркало, вкусное сало

    Падеж

    Им.п. – тихий вечер, приветливый гость
    Р.п. – тихого вечера, приветливого гостя
    Д.п. – тихому вечеру, приветливому гостю
    В.п. – тихий вечер, приветливого гостя
    Тв.п – тихим вечером, приветливым гостем
    П.п. – о тихом вечере, о приветливом госте

    Число

    Великая мысль – великие мысли

    Интересная книга – интересные книги

    Девичий голос – девичьи голоса

    Степени сравнения имени прилагательного

    Данная грамматическая форма обозначает большую или меньшую степень проявления качества предмета. Степени сравнения имеют только качественные прилагательные.

    Сравнительная

    Превосходная

    Образуется с помощью суффиксов –ЕЕ. –Е, -ЕЙ, -ШЕ

    Образуется с помощью суффиксов –ЕЙШ, -АЙШ

    Образуются с помощью замены основы слова

    Образуется с помощью замены основы

    Не изменяются, поэтому не имеют окончания

    Изменяются по родам, числам и падежам

    Образуется с помощью добавления слов более-менее к полной форме прилагательного

    Образуется с помощью добавления слов наиболее, наименее, самый к полной форме прилагательного

    Изменяются по родам, числам и падежам

    Изменяются по родам, числам и падежам

    Суффиксы прилагательных

    Правописание суффиксов с Е и И

    -ЕВ- в безударном положении

    • строево’й

    Исключения:

    • ми’лостивый
    • юро’дивый

    –ЕСК- всегда пишется Е

    • вражеский

    –ЕН-СК- в остальных случаях

    ИВ под ударением

    • плакси’вый

    -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ИСТ- всегда пишется И

    • молчаливый
    • прерывистый
    • задумчивый

    –ИЧЕСК- всегда пишется И

    • биологический

    -ИН-СК-

    -О или –Е?

    Правописание суффиксов с Е и О

    -ОНЬК- после согласных Г, К, Х

    • сухонький, плохонький

    -ОВАТ- в остальных случаях

    –ЕНЬК- в остальных случаях

    • красненький

    –ЕВАТ- после мягких согласных и шипящих

    Всегда буква А – в суффиксах –АТ-, -ЧАТ-

    • веснушчатый, ступенчатый

    Суффикс –К- пишется:

    1. в качественных прилагательных с краткой формой на –ОК
      • узкий – узок;
    2. в образованных от существительных с основой на Ц, К, Ч, СК
      • ткач – ткацкий, казак – казацкий

    Суффикс –СК- – в остальных случаях

    • советский, монгольский

    Исключение:

    -Н- или –НН-?

    в прилагательных с суффиксами -АН-, -ЯН-, -ИН-

    • крысиный,
    • льняной,
    • кованый

    Исключения:

    Исключение: ветреный (человек)

    Полная и краткая формы прилагательных

    Полную и краткую форму могут иметь только качественные прилагательные.

    Полные формы прилагательных изменяются по родам, числам и падежам. В предложении являются определениями.

    • добрый человек, добрая сестра, доброе утро, добрый день

    Краткие формы прилагательных отвечают на вопросы: каков? какова? каково? каковы? Изменяются только по родам и числам. Не склоняются. В предложении входят в состав именного сказуемого.

    • ленивый – ленив, ленива

    Окончания кратких прилагательных зависят от рода и числа:

    Красива, молод, зелено, коротки

    Правописание НЕ с прилагательными

    у относительных прилагательных;

    у качественных, обозначающих цвет;

    • Не деревянный
    • Не зеленый
    • Не мамин

    Есть противопоставление с союзом А

    • Не высокий, а низкий

    Если добавлены слова совсем, вовсе

    • Совсем не страшный
    • Вовсе не капризный

    При употреблении со сравнительной степенью

    Морфологический разбор прилагательного

    План морфологического разбора

    1. Указать часть речи
    2. Задать вопрос, поставить в начальную форму
    3. Указать постоянные признаки: разряд
    4. Указать непостоянные признаки: степень сравнения (для качественных), полная или краткая форма (для качественных), род (только в единственном числе), число, падеж. Краткие прилагательные не изменяются по падежам. Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются вообще.
    5. Указать синтаксическую роль в предложении
    Читайте также:
    "Договоры" или "договора" ☑ как правильно писать окончание во множественном числе в именительном падеже, правило правописания слова, ударение

    Образцы морфологического разбора прилагательного

    Поздней осенью настал час покинуть перелетным птицам страну льдов и незаходящего солнца.

    • Поздней – прилагательное
      1. Осенью (какой?) поздней. Н.ф. – поздний.
      2. Пост.признаки: качеств. Непост.призаки: в полной форме, ж.р., ед.ч., Тв.п.
      3. Какой? поздней – определение

    • Перелетным – прилагательное
      1. Птицам (каким?) перелетным. Н.ф. – перелетный
      2. Пост.признаки: относительное. Непост.признаки: во мн.ч., Д.п.
      3. Каким? перелетным – определение

    Учитель был строг и требователен.

    • Строг – прилагательное
      1. Учитель (каков?) строг. Н.ф. – строгий
      2. Пост.признаки: качественное. Непост.признаки: в краткой форме, ед.ч., муж.р.
      3. Каков? строг – составное именное сказуемое

    • Требователен – прилагательное
      1. Учитель (каков?) требователен. Н.ф. – требовательный
      2. Пост-признаки: – качественное. Непост.признаки: в краткой форме, ед.ч., муж.р.
      3. Каков? требователен – составное именное сказуемое

    Правила фонетического разбора

    Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы.

    Обозначения

    Используемые при фонетическом разборе обозначения:

    1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с’им’й’а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с’им’й’а ́];
    2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с – [с], и – [и], м – [м’] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь – [–];
    3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м – [м’];
    4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т’эн’:ис], грузчик → [грущ’:ик];
      вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
    5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

    Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.

    Правила для ь, ъ

    1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
    2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
    3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

    Фонетика гласных

    1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
    2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
    3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
      Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл’] .
    4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
      Мяч → [м’ач’], мел → [м’эл] .
    5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
      Рябина → [р’эб’ина], пятно → [п’итно], весело → [в’эс’ила], корова → [карова] .
    6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о] (под ударением) и я → [й’и], е → [й’и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
    7. Буква и после ь обозначает звук [й’и].
      Ручьи → [руч’й’и] .
    8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

    Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

    а о и е у ю ё я э ы
    под ударением а о и э у у о а э ы
    без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
    в начале слова а о и й’э у й’у й’о й’а э ы
    после гласных а о и й’э у й’у й’о й’а э ы
    после ь, ъ а о й’и й’э у й’у й’о й’а э ы
    после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

    Фонетика согласных

    1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ‘: [л’], [с’], [ч’] и т.д.
    2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ ж ], [ ц ].
    3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й’], [ч’], [щ’]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
    4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
    5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й’].
    6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
    7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
    8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
      столб → [столп], поезд → [пой’эст] .
    9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
      чувство → [ч’уства], солнце → [сонц’э] .
    10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
      группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
    11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
      миллион → [м’ил’ион], аллея → [ал’эй’а] .

    В некоторых случаях:

    1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
      сделал → [з’д’элал] .
    2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
      когти → [кокт’и], мягкий → [м’ах’к’ий’]
    3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
      зонтик → [зон’т’ик] .
    4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
      стаканчик → [стакан’ч’ик], сменщик → [см’эн’щ’ик] .
    5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
      конечно → [кан’эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

    Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

    1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
      изжить → [иж:ыт’], уезжать → [уиж:ат’] .
    2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
      купаться → [купац:а] .
    3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
      звёздный → [зв’озный’], лестница → [л’эс’н’ица] .
    4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
      золотого → [залатова], синего → [син’эва] .
    5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ’]:
      счастливый → [щ’асливый’], извозчик → [извощ’ик], перебежчик → [п’ир’иб’эщ’ик] .

    Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

    Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

    Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

    Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!

    Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

    Звуко-буквенный раз­бор сло­ва — это харак­те­ри­сти­ка зву­ко­во­го и бук­вен­но­го соста­ва сло­ва. Чтобы его выпол­нить, пишет­ся тран­скрип­ция — точ­ная запись зву­ко­во­го соста­ва слова.

    Звуко-буквенный раз­бор сло­ва необ­хо­дим для осо­знан­но­го овла­де­ния рус­ским язы­ком, гра­мот­но­го напи­са­ния слов, осо­бен­но в тех слу­ча­ях, когда в сло­вах есть без­удар­ные глас­ные, непро­из­но­си­мые соглас­ные, бук­вы, обо­зна­ча­ю­щие два зву­ка, бук­вы, не обо­зна­ча­ю­щие зву­ков и пр.

    Фонетический раз­бор выпол­ня­ет­ся в несколь­ко эта­пов. Звуко-буквенный раз­бор пред­по­ла­га­ет деле­ние сло­ва на сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, поста­нов­ку уда­ре­ния, запись зву­ча­ния сло­ва. Затем про­во­дит­ся фоне­ти­че­ский ана­лиз каж­до­го зву­ка. Фонетический раз­бор завер­ша­ет­ся под­сче­том коли­че­ства букв и звуков.

    Буквы и звуки

    Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный раз­бор сло­ва, научим­ся раз­ли­чать, что на бума­ге мы видим бук­вы, а когда про­из­но­сим сло­во, то слы­шим зву­ки. Буквы — это гра­фи­че­ские зна­ки, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить зву­ки речи.

    В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют глас­ные и соглас­ные звуки.

    Гласные буквы и звуки

    Гласные зву­ки обра­зу­ют­ся при сво­бод­ном про­хож­де­нии воз­ду­ха изо рта. Они состо­ят толь­ко из голо­са. В рус­ском язы­ке имеются

    Гласные зву­ки [а], [о], [у], [э], [ы] зву­чат после твер­дых соглас­ных зву­ков, а бук­вы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обо­зна­ча­ют, что преды­ду­щий соглас­ный звук явля­ет­ся мяг­ким. Эта фоне­ти­че­ская мяг­кость обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком — апо­стро­фом:

    • лён [л’ о н]
    • редис [р’ и д’ и с]
    • соль [с о л’]

    Для выпол­не­ния звуко-буквенного раз­бо­ра сле­ду­ет поста­вить в сло­ве ударение.

    Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчет­ли­во, а без уда­ре­ния они искажаются:

    до́мик [д о м’ и к], окно́ [а к н о]

    • после соглас­ных бук­вы «е», «я» без уда­ре­ния соот­вет­ству­ет зву­ку [и]

    cте­на́ [с т’ и н а] , ряби́на [р’ и б’ и н а]

    Каждый глас­ный звук в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с одним или с несколь­ки­ми соглас­ны­ми соглас­ны­ми обра­зу­ет фоне­ти­че­ский слог:

    • бо-ло-то
    • кра-со-та
    • у-ди-ви-тель-ный
    • ли-ни-я

    Согласные буквы и звуки

    В рус­ской речи зву­чат 36 соглас­ных зву­ков. При их про­из­но­ше­нии выды­ха­е­мый воз­дух трет­ся об губы, язык и щеки, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет шум.

    Всегда звон­кие соглас­ные [л], [м], [н], [р] про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и мини­маль­ным шумом.

    Если соглас­ные зву­ки про­из­но­сят­ся с бо́льшей долей голо­са и шума, то обра­зу­ют­ся звон­кие согласные:

    Каждому звон­ко­му соглас­но­му соот­вет­ству­ет пар­ный глу­хой соглас­ный, кото­рый про­из­но­сит­ся с боль­шей долей шума, чем голоса:

    • [б] — [п];
    • [в] — [ф];
    • [г] — [ к];
    • [д] — [т];
    • [ж] — [ш];
    • [з] — [с].

    Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обо­зна­ча­ют глу­хие соглас­ные [х], [ц], [ч’], [щ’], у кото­рых нет пар­ных звон­ких согласных.

    Согласные зву­ки быва­ют твер­дые и мягкие:

    Выполняя звуко-буквенный ана­лиз, учи­ты­ва­ем, что бук­вы «й», «ч» и «щ» обо­зна­ча­ют все­гда мяг­кие зву­ки [й’], [ч’], [щ’],

    Как научиться делать звуко-буквенный разбор

    Для того, что­бы научить­ся делать звуко-буквенный раз­бор сло­ва, важ­но пони­мать, что часто орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его зву­ча­ние не сов­па­да­ют. В сло­ве может быть:

    • оди­на­ко­вое коли­че­ство звуков;
    • зву­ков боль­ше, чем букв;
    • букв боль­ше, чем звуков.

    Примеры

    • не́бо [н’ э б а] — 4 бук­вы, 4 звука
    • ярлы́к [й ‘а р л ы к] — 5 букв, 6 звуков
    • купа́ть [к у п а т’] — 6 букв, 5 звуков

    При запи­си зву­ко­во­го соста­ва сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в сле­ду­ю­щих пози­ци­ях в слове:

    1. в нача­ле слова:

    • е́ дкий [ й’ э т к’и й’]
    • ё мкий [ й’ о м к’ и й’]
    • ю́ ный [ й’ у н ы й’]
    • я́ сли [ й’ а с’ л’ и]

    2. после дру­гих глас­ных звуков:

    • по е зди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
    • по ё м [п а й’ о м]
    • ка ю́ та [к а й’ у т а]
    • ма я́ к [м а й’ а к]

    3. после раз­де­ли­тель­ных «ь» и «ъ»:

    • жюль е́ н [ж у л’ й’ э’ н]
    • въ е́ хать [в й ‘э х а т’]
    • курь ё з [к у р’ й’ о с]
    • отъ ё м [а т й’ о м]
    • рь я́ ный [р’ й’ а н ы й’]
    • изъ я́ н [и з’ й’ а н]
    • вь ю́ нок [в’ й’ у н о к]
    • предъ ю биле́йный [п р’ и д й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]

    Как видим, в таких сло­вах все­гда боль­ше зву­ков, чем букв.

    После соглас­ных зву­ков бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют их мягкость:

    • с е л [с’ э л]
    • н ё с [н’ о с]
    • л ю к [л’ у к]
    • п я ть [п’ а т’]

    Записывая зву­ча­ние сло­ва, сле­ду­ет учи­ты­вать, что в рус­ском язы­ке про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ких соглас­ных, нахо­дя­щих­ся перед глу­хим соглас­ным и в кон­це сло­ва, и, наобо­рот, озвон­че­ния глу­хих соглас­ных перед звон­ким соглас­ным, кро­ме «л», «м», «н», «р», «в», «й»

    • ло́жка [ло ш к а], ви́тязь [в’ и т’a с’ ], о́тблеск [о д б л’ и с к];
    • сма́зка [с м а с к а], дробь [д р о п’ ], сдви́нуть [ з д в’ и н у т’];
    • все [ ф с’ э], пруд [п р у т ], вокза́л [в а г з а л].

    В сло­вах с бук­во­со­че­та­ни­ем «зж» слы­шит­ся длин­ный мяг­кий звук [ж’]:

    • брю зж а́ть [б р’ у ж’ а т’]
    • мо зж ечо́к [м а ж’ и ч’ о к]

    В кон­це гла­го­лов бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат как [ца]:

    • бои́тся [б а и ц а];
    • стели́ться [с’ т’ и л и ц а].

    В сло­вах, в кото­рых есть «ь», кото­рый обо­зна­ча­ет мяг­кость преды­ду­ще­го соглас­но­го зву­ка или явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, ука­зы­ва­ю­щим на при­над­леж­ность сло­ва к жен­ско­му роду, букв насчи­ты­ва­ем боль­ше, а зву­ков меньше:

    • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 звука;
    • речь [р ‘э ч’] — 4 бук­вы, 3 звука.

    Мягкие соглас­ные зву­ки могут смяг­чать преды­ду­щий соглас­ный звук.

    Послушаем, как зву­чат слова:

    • све́чка [ с’ в’ э ч’ к а]
    • гво́зди [г во з’ д’ и]
    • жизнь [ж ы з’ н’]
    • зо́нтик [з о н’ т’ и к]

    Образец фонетического разбора

    Источник изоб­ра­же­ния: fedsp.com

    Пример звуко-буквенного разбора

    Чтобы выпол­нить звуко-буквенный раз­бор, запи­шем сло­во и поста­вим в нем уда­ре­ние. Разделим его на фоне­ти­че­ские сло­ги. Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, запи­шем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках. Дадим фоне­ти­че­скую харак­те­ри­сти­ку каж­до­му звуку.

    Например, выпол­ним фоне­ти­че­ский раз­бор сло­ва «ёлоч­ный»:

    ёлоч­ный [й’ о л а ч’ н ы й’]

    ё-ло-чный — 3 сло­га. Первый слог ударный.

    • бук­ва «ё» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непарный;
    • [о] — глас­ный ударный;
    • бук­ва «л» — [л] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
    • бук­ва «о» — [а] — глас­ный безударный;
    • бук­ва «ч» — [ч’] — соглас­ный, глу­хой непар­ный, мяг­кий непарный;
    • бук­ва «н»- [н] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый парный;
    • бук­ва «ы» — [ы] — глас­ный безударный;
    • бук­ва «й» — [й’] — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непарный.

    В сло­ве «ёлоч­ный» 7 букв, 8 звуков.

    Видеоурок «Фонетический разбор слов»

    Для закреп­ле­ния мате­ри­а­ла посмот­ри­те видео по теме урока.

    Фонетический разбор слова – как правильно его делать, о чем надо помнить и каких ошибок избегать

    Следуйте моей инструкции и пользуйтесь лайфхаками.

    Сегодня мы с вами будем говорить про фонетический разбор. Он сложный потому, что в нем куча всяких нюансов. В этой статье я постараюсь дать вам пошаговый план разбора и рассказать о лайфхаках, которые помогут всегда получать за этот разбор только пятерки.

    Ставим ударение

    Его надо поставить правильно. То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт. Если затрудняетесь – гуглите или смотрите в орфоэпический словарь. Если вы у доски – ну… пусть небо поможет вам.

    Ударение ставится просто черточкой над ударной буквой. Никаких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо.

    Делим на слоги

    Запомните, фонетический слог – это НЕ слог для переноса. В нем легко может быть одна буква. Сколько в слове гласных, столько должно быть отмечено слогов. Например, в слове «аэроплан» слоги будут такие: а-э-ро-план.

    Видите, в двух слогах всего по одной букве. При переносе, конечно, вы так делить не будете, но вам этот перенос сейчас вообще без разницы. Вам надо слоги правильно выделить и всё.

    Выписываем в столбик все буквы

    Каждую букву надо писать с новой строки. Потому что рядом со всеми этими буквами вы будете писать потом характеристику их звуков.

    Если буква обозначает два звука, надо сразу оставить место для характеристики этих двух звуков. Например:

    Вот видите, тут ё обозначает два звука, это прямо слышится: «йолка», поэтому я букву «ё» напишу как бы между двух строк, а на этих строках у меня будут её звуки – согласный «й» и гласный «о».

    Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква

    Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:

    1. Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.
    2. Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
    3. Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.

    Давайте подробнее разберем каждую букву.

    Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».

    Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».

    Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».

    Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».

    Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».

    Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.

    Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.

    Характеризуем звуки

    Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.

    Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.

    Как дать правильную характеристику гласным

    У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.

    С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.

    Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так.

    Все, переходим к согласным.

    Как дать правильную характеристику согласным

    У них признаков побольше, давайте разбирать каждый по отдельности.

    По твердости/мягкости

    Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:

    1. Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
    2. Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).

    Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц». И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.

    Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.

    Парные по твердости/мягкости

    Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.

    То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.

    Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.

    Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.

    По звонкости/глухости

    Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.

    Вот вам хорошая картинка для запоминания:

    Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».

    Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».

    Парные по звонкости/глухости

    Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».

    Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.

    Считаем буквы и звуки

    Когда вы проанализировали каждый звук, надо «отчеркнуть» весь разбор и написать, сколько у вас букв и сколько звуков.

    В учебниках русского чаще всего даются для разбора такие слова, в которых это количество разное. Так что будьте настороже, внимательно смотрите, какие у вас буквы и какие от них протянуты стрелочки к звукам.

    Важные правила, о которых дети всегда забывают

    Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.

    Безударные гласные

    В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако».

    Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный».

    Оглушение

    Вот разбираете вы слово «раб». У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап». Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».

    Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».

    Ассимиляция по звонкости и глухости

    Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим. В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.

    1. Кадка – [катка].
    2. Просьба – [проз’ба].

    Смягчение

    Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.

    Смотрите: «мерили» – [м’ер’ил’и].

    Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:

    1. Парашют – [парашут].
    2. Жили – [жыли].
    3. Шире – [шыр’и].
    4. Вожжи – [вожы]. Над «ж» тут надо еще нарисовать черточку сверху, чтобы показать, что он долгий.

    Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми. Сравните:

    1. Тишь – [т’иш].
    2. Молчишь – [малч’иш].
    3. Тень – [т’эн’] – «н» может быть мягким, поэтому он перед мягким знаком и будет мягким.
    4. Встань – [фстан’].

    Как разбирать и не ошибаться

    Первая рекомендация. Надо очень внимательно произносить каждое слово. Прямо вот произносить и наблюдать за каждым звуком.

    Вторая. Надо разбирать как можно больше. Когда я пришел в вуз, там весь первый семестр шла фонетика и мы занимались только тем, что транскрибировали слова. Ошибались, конечно, путались, но потом освоились и начали транскрибировать правильно.

    Третья. Гуглите. Гуглите все слова, которые вы разбираете. Лучше так: разобрать самому, а потом погуглить и проверить себя. Школьникам лень это делать, конечно, но надо заставить себя это делать.

    Полезные материалы по теме

    Направляю вас на статьи, связанные с фонетикой. Я старался их писать понятным языком, давать максимум примеров.

    Еще советую посмотреть три моих подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там очень хорошие программы, которые часто стоят дешевле, чем репетиторство. Я надеюсь, они будут вам полезны.

    Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам. Их составляли учителя из обычных школ, пособия очень хорошие, скачивайте их и используйте.

    По поводу учебников – рекомендую вам вот эту книгу: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Отличная вещь. В ней собрана вся теория по русскому языку, которую вы должны знать.

    У меня есть курс по копирайтингу, я там даже взрослым дядям и тетям рекомендую эту книгу. Если им надо подтянуть русский.

    Заключение

    В этой статье я попытался объяснить вам, как делать фонетический разбор слова. Чтобы закрепить знания, посмотрите два вот этих ролика. Они от разных авторов, там объясняются правила разбора и приводятся примеры.


    Уважаемые читатели, была ли эта статья для вас полезна? Стало ли вам теперь более понятно, как надо делать фонетический, или звуко-буквенный разбор слова? Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем мне нужно дополнить статью, какие недостатки в ней надо исправить.

    Фонетический разбор слова

    Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика — это наука о сочетании звуков в речи.

    Фонетический разбор, или звуко-буквенный, — это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.

    Под анализом понимается:

    • подсчитывание количества букв;
    • определение числа звуков в слове;
    • постановка ударения;
    • распределение звуков на согласные и гласные;
    • классификация каждого звука;
    • составление транскрипции (графической формы слова).

    При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые — речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).

    Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить

    В русском языке десять гласных звуков:

    [А] [О] [У] [Ы] [Э] [ЙА]
    буква «Я»
    [ЙО]
    буква «Ё»
    [ЙУ]
    буква «Ю»
    [И] [ЙЭ]
    буква «Е»

    Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые — мягким.

    И двадцать один согласный звук:

    звонкие непарные звуки [Й’] [Л] [М] [Н] [Р]
    глухие непарные [Х] [Ц] [Ч’] [Щ’]
    звонкие парные [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З]
    глухие парные [П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С]

    Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными — те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].

    При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] — всегда твердые.

    [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] — сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные — звонкие звуки.

    В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.

    Правила разбора на звуки

    1. Транскрипция записывается в квадратных скобках: [ ].
    2. Мягкость звука обозначается символом «’».
    3. Перед глухими звонкие согласные оглушаются: ногти — [нокт’и].
    4. Звуки [с], [з] в приставках слов смягчаются: разъединить — [раз’й’эд’ин’ит’].
    5. Некоторые согласные в словах не читаются: костный — [косный’].
    6. Сочетание букв «сч», «зч» читаются как «щ»: счастье — [щ’аст’й’э].
    7. Удвоенный согласный обозначается «:»: постепенный — [паст’ип’эн:ый’].

    Образец звуко-буквенного разбора слова

    1. Записать слово по правилам орфографии.
    2. Разделить слово по слогам.
    3. Обозначить ударный слог.
    4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
    5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
    6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

    Примеры фонетического разбора

    Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:

    Примеры и комментарии

    Мы многое делаем по образцам. Поэтому здесь приводятся примеры и комментарии. Кроме этого, на сайте есть Фонетический словарь. Познакомься и с ним: он содержит слова, которые посетители сайта включают в свои поисковые запросы. Списки слов постоянно пополняются. Можно оставить заявку на разбор слова.

    Внимательно изучи образцы фонетического разбора:

    ель – слово из одного слога.

    е [й’ ] — согл., зв. непарн., мягк. непарн.
    [э ] — гл. ударн.
    л [л’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
    ь [– ]
    3 б., 3 з.
    • буква е в начале слова обозначает два звука: [й’] и [э]
    • буква ь обозначает мягкость предшествующего согласного
    • звук [й’] – непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости
    • звук [л’] – непарный по глухости-звонкости, сонорный

    Высокий

    вы-со ´ -кий – слово из трёх слогов, 2-ой слог ударный.

    в [в ] — согл., зв., тв.
    ы [ы ] — гл. безуд.
    с [с ] — согл., глух., тв.
    о [о ´ ] — гл. ударн.
    к [к’ ] — согл., глух., мягк.
    и [и ] — гл. безуд.
    й [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
    7 б., 7 з.
    • гласные [ы] и [и] – в безударном положении произносятся короче, слабее, но не меняют своего качества
    • звук [й’] – непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный

    Объезд

    объ-е ´ зд – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.

    о [a ] — гл. безуд.
    б [б’ ] — согл., зв., тв.
    ъ [– ]
    е [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
    [э ´ ] — гл. ударн.
    з [с ] — согл., гл., тв.
    д [т ] — согл., гл., тв.
    6 б., 6 з.
    • буква е после разделительного твёрдого знака обозначает два звука: [й’] и [э]
    • звук [т] – пример оглушения звонких на конце слова
    • звук [c] – пример оглушения звонкого в позиции пред глухим
    • слово может произноситься и по-другому: [абй’эст], т.е. с твёрдым произношением [б]

    лы ´ -жи – слово из двух слогов, 1-й слог ударный.

    л [л ] — согл., зв. непарн., тв.
    ы [ы ´ ] — гл. ударн.
    ж [ж ] — согл., зв., тв. непарн.
    и [ы ] — гл. безуд.
    4 б., 4 з.
    • звук [л] – непарный по глухости-звонкости, сонорный
    • звук [ж] – непарный по твёрдости-мягкости, написание после него буквы и – это традиционное написание
    • буква и обозначает звук [ы], согласный [ж] – твёрдый, написание и после ж традиционное.

    Вьюга

    вью ´ -га – слово из двух слогов, 1-й слог ударный.

    в [в’ ] — согл., зв., мягк.
    ь [– ]
    ю [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
    [у ´ ] — гл. ударн.
    г [г ] — согл., зв., тв.
    а [ъ ] — гл. безуд.
    5 б., 5 з.
    • буква ь здесь разделительный мягкий знак
    • буква ю после разделительного мягкого знака обозначает два звука: [й’] и [у]
    • звук [й’] – непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный
    • конечный гласный звук в слабой заударной позиции подвергается редукции: [ъ]

    е-го ´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.

    е [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
    [и ] — гл. безуд.
    г [в ] — согл., зв., тв.
    о [о ´ ] — гл. ударн.
    3 б., 4 з.
    • Буква е в начале слова обозначает два звука: [й’] и безударный [и]
    • буква г пишется по традиции в окончаниях прилагательных, числительных местоимений: ого, его – нового, синего, первого. Пишем г, произносим [в]

    Праздный

    пра ´ -здный – слово из двух слогов, 1-й слог ударный.

    п [п ] — согл., глух., тв
    р [р ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
    а [а ´ ] — гл. ударн.
    з [з ] — согл., зв, тв.
    д [– ]
    н [н ] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.
    ы [ы ] — гл. безуд.
    й [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
    8 б., 7 з.
    • звуки [р] и [н] непарные по глухости-звонкости, сонорные
    • буква д пишется, потому что в сильной позиции в корне праздн есть [д]: празден (краткая форма прилагательного, ед.ч., м.р.)
    • звук [й’] непарный по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости, сонорный

    Вести ´

    ве-сти ´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.

    в [в’ ] — согл., зв., мягк.
    е [и ] — гл. безуд.
    с [с’ ] — согл., глух., мягк.
    т [т’ ] — согл., глух., мягк.
    и [и ´ ] — гл. ударн.
    5 б., 5 з.
    • Звук [с’] – пример позиционного изменения согласных по твёрдости-мягкости
    • Буквы е и и показывают, что согласные перед ними мягкие

    Везти

    ве-зти ´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.

    в [в’ ] — согл, зв., мягк.
    е [и ] — гл. безуд.
    з [с’ ] — согл., глух., мягк.
    т [т’ ] — согл., глух., мягк.
    и [и ´ ] — гл. ударн.
    5 б., 5 з.
    • Звук [c’] – пример позиционных изменений согласных по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости
    • Буквы е и и показывают, что согласные перед ними мягкие

    Революция

    ре-во-лю ´ -ци-я – слово из 5 слогов, 3-й ударный.

    р [р’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
    е [ь ] — гл. безуд.
    в [в ] — согл., зв., тв.
    о [а ] — гл. безуд.
    л [л’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.
    ю [у ´ ] — гл. ударн.
    ц [ц ] — согл., глух. непарн., тв. непарн.
    и [ы ] — гл. безуд.
    я [й’ ] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.
    [a ] — гл. безуд.
    9 б., 10 з.
    • звуки [р’] и [л’] – непарные по глухости-звонкости, сонорные
    • звук [ь] – так обозначается безударный гласный, произносимый в заударных и предударных слогах (кроме 1-го предударного) после мягких согласных
    • звук [ц] – непарный по обоим признакам: по твёрдости-мягкости и по глухости-звонкости
    • буква и обозначает звук [ы], потому что в корне слова после буквы ц пишется и: революция – [р’ьвал’уцый’а] .
    • буква я после гласных произносится как два звука: [й’] и [a]. Гласный находится в слабой позиции, заударном слоге, подвергается редукции.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: