Религия Индии – список индийских богов и описание

Индийские Боги

В ведической культуре среди бесчисленного количества богов принято выделять трех – самых главных Богов, это Вишну, Брахма и Шива. Эти божества символизируют три силы, которые являются основополагающими во Вселенной: силу сохранения, силу созидания и силу разрушение.

Данную статью мы по мере возможности будем пополнять Богами и их описанием

Бог Вишну

Вишну — Бог сохранения Вселенной, но существует культ, в котором его почитают главным и единственным божеством. Поклонение этому богу происходит или непосредственно, или через его аватары-воплощения: Раму и Кришну.

Как написано в древних текстах Пурунах, Вишну имеет 10 аватаров или воплощений. Из них 9 уже приходили на землю, а последнее воплощение придет на землю перед полным разрушением мира в эпоху Кали-югу.

В Бхагават гите утверждается, что цель прибытия Кришны в этот мир — поддерживать нравственные устои (дхарму), побеждать зло и проводить божественные ритуалы для спасения душ людей.

Вайшванская традиция – это направление в ведической культуре, которое почитает Вишну верховным Богом. В своем учении эта религия опирается и на ряд древних текстов. К этим текстам относятся такие, как Тайттирия-самхита, Яджур-веды и Вишну-сахасранама. В этих древнейших писаниях бога Вишну называют «Сверх Душа», а также Верховный бог, который знает прошлое и будущее. Вишну также называют создателем Вселенной, который правит ею и поддерживает в ней жизнь.

Изображение и атрибуты Бога Вишну:

Бога Вишну изображается с четырьмя руками с темно-голубой кожей (небесный цвет, небосклон). Каждая рука бога Вишну держит предмет, имеющий определенное символическое значение. В первой руке Вишну сжимает цветок лотоса, который символизирует красоту. Вторая рука держит булаву, которая является оружием против демонов — асуров. В третьей руке находится священная раковина шанкха – символ славы, долголетия и процветания. В древности такие раковины использовали для того, чтобы трубить в них на ритуальных церемониях, или во время боя для созыва войск. В четвертой руке заключен огненный диск (сударшана-чакра), который также является оружием для обезглавливания демонов.

Вишну еще известен под другими именами, такими как Пуруша, Парахатма, Махапуруша, Бхагаван (тот, кто обладает всеми достоинствами). В индуизме принято считать, что Вишну имеет все положительные качества, которые только возможны. Основные из них: знание и мужество, могущество и сила, красота и сострадание, богатство и щедрость.

Богиня Лакшми

Лакшми — Богиня благополучия, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она — воплощение грации, красоты и обаяния. Считается, что поклонение Лакшми защитит их от мирских несчастий и бедности. Лакшми является супругой Вишну и олицетворяет его энергию. Лакшми обещала своему супругу, что где бы он ни был в трех мирах, она всегда будет рядом с ним. В земных воплощениях она замужем за аватаром Рамой (как Сита) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).

На групповых изображениях Вишну со спутниками Лакшми всегда присутствует рядом с ним или массируя его стопы. Тем самым демонстрируется, что энергия Лакшми находится под божественным контролем и Вишну использует ее для благосостояния живых существ.

Вместе с Вишну богиня представлена в аспектах трех гун. В саттва-гуне Лакшми сопровождает Вишну верхом на Гаруде. В раждас-гуне Лакшми представлена одна, восседающая на слоне или находящаяся в лотосе. Четыре руки Лакшми символизируют четыре цели человеческой жизни: дхарма (праведность), артха (благосостояние), кама (любовь, наслаждение) и мокша (освобождение). Если Лакшми изображается с двумя руками, то они держат либо лотосы, либо шрипхалу (кокос) и лотос. Её могут сопровождать две женщины-носильщицы (чаури) с опахалами и с двумя или четырьмя слонами, несущими гхаты.

В индивидуальной иконографии Лакшми сидит или стоит на троне из лотоса. Как отмечалось, в одной или двух руках она также держит цветы лотоса. Это символизирует духовное знание, чистоту, освобождение. В тамас-гуне Лакшми верхом на другой ездовой птице, сове по имени Улука (Uluka). Сова символизирует мудрость и интеллект благодаря ее способности видеть в темноте и предвидеть события в будущем. Когда Лакшми восседает на сове, считается, что человек ослеплен богатством и забыл о целях земной жизни.

Бог Брахма

Брахма — один из трех главных Богов. Брахму называют творцом, который создал Вселенную. Согласно Шримад Бхагаватам (3.8.14 — 16) Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной.

Изображение и атрибуты Бога Брахмы.

Традиционно Брахму изображают четырехруким и четырехликим Богом. Одет Брахма в красное одеяние. Принято считать, что четыре лица этого бога, это олицетворения четырех книг «Веды».

Нередко Брахма изображается с бородой, которая в Индии олицетворяет долгожительство (мудрость и процесс вечного творения.). Такое изображение особенно характерно для северных районов Индии.

Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы — лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.

Читайте также:
Православие - определение, история возникновения, виды

Богиня Сарасвати

Сарасвати — Богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия. Брахмачарини, помощница Брахмы при творении Вселенной. Сарасвати осуществляет брак неба и земли, именно она созидает небесный Брачный Чертог — Чертог спасения и вечного блаженства. Первоначально речная богиня.

Некоторые из имен Сарасвати звучат как «дающая существование», «властительница речи и жизни», «высшее знание». Она считается воплощением всех знаний: искусств, наук, ремесел и мастерства.

Сарасвати изображают в виде красивой женщины сидящей на белом лебеде — символе Сил Света, одетой в белое. Обычно она сидит на лотосовом пьедестале (падма-сана) в прекрасной позе (лалитасана): одна нога свисает вниз, в то время как другая находится под ней. Связана с белым цветом, символизирующим чистоту знания. Она не носит драгоценности и золото, одета строго — в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Обычно её изображают с четырьмя руками. В её руках:

  • священная книга Вед — символ науки
  • чётки из белого жемчуга — символ духовности
  • чаша со священной водой — символ созидающей и очищающей силы
  • вина — музыкальный инструмент, символ искусства

На некоторых рельефах она не держит музыкальный инструмент и её руки сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Средством её передвижения (ваханой) является лебедь, а её эмблема — шестиконечная звезда или гексаграмма (шаткопа или садъянтра). Иногда её изображают стоящей.

Бог Шива

Шива — это величайший из Богов (Махадев). Шива — это благость мира и мира душа. Шива — это разрушитель Вселенной. Шива — это истина. Шива — это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к материальному миру… Махайог — «великий йогин», а также Натарадж — «король танца», но также и Мритьюнджай — «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. В его образе объединено множество аспектов, что и неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а в Абсолюте есть всё. Можно описывать бесконечно ….

В ведической культуре один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный Бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Шива — творец и вместе с тем Бог времени, а следовательно, и разрушения, Бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе.

Супруга богиня Парвати так же именуемая Шакти или Кали, она так же почитается как богиня, побеждающая демонов. Сыновья Шивы: Ганеша, известный как бог мудрости, и Сканда — бог который победил злого демона Тараки.

Шива, чаще всего, изображается танцующим. Это связанно с тем, что согласно приданию, его танец пробуждает Вселенную в начале нового цикла ее бытия, а в конце цикла Шива разрушает ее танцем смерти. При этом другие боги следят за его танцем, подпевают и играют ему на музыкальных инструментах.

Таким образом, Шива соединяет в себе как созидающее, так и разрушающее начало. Также принято считать, что Шива имеет сто восемь форм или воплощений.

Изображение и атрибуты Бога Шивы.

Обнаженное тело, покрытое пеплом. Спутанные волосы, которые сдерживают мощную Гангу. Растущая луна — одно из украшений. Три глаза. Бога Шиву называют также Трйямбака Дева и изображается он как трехглазый. Его первый глаз — это солнце, второй — луна, а третий — огонь. Змея вокруг шеи. Трижды обвивается вокруг шеи Шивы и смотрит в направлении правой стороны. Каждое из колец змеи символизизирует время — прошлое, будущее и настоящее. Ожерелье из рудракши. Ожерелье из рудракши символизирует то, что Шива непреклонно, без компромисов, поддерживает закон и порядок во вселенной. Варда мудра. Правая рука Шивы изображается одновременно как дающая благословения, уничтожающая зло, разрушающая невежество и пробуждающая мудрость в последователях. Трезубец (Тришула). Трезубец, изображенный рядом с Шивой, символизирует три его основные энергии (шакти): желание (иччха), действие (крийя) и знание (джняна). Дамару (барабан). Символизирует две чрезвычайно непохожие формы существования — очевидная и неочевидная. Бык Нанди. Средство передвижения Шивы. Тигриная шкура. Скрытая энергия.

Богиня Парвати

Парвати — Богиня света, красоты и любви. Она добрая и благородная. Является благой формой Дэви, шакти (сила, женская творческая энергия) Шивы.

Ещё имена благих форм: Гаури («Светлая, Благая»), Трипурасундари («великолепие трёх миров»), Лалита — «Играющая», Бхавани (англ.) («оживляющая»). В гневной форме Дэви носит имена Кали («Чёрная»), Шьяма, Чанди (Чанда, «Гневная»), Дурга («Неприступная»), Бхайрави (англ.) («Зловещая»).

Союз Шивы и Парвати – идеальный брак, они созданы небом друг для друга и во всех проявлениях они вновь обретают друг друга. Парвати – образцовая жена и мать, женщина, посвятившая всю свою жизнь супругу, растворившаяся в своей любви и принесшая себя в жертву возлюбленному. Именно поэтому женщины приходят в храмы Шакти (верховное женское божество) и молятся Парвати, желая иметь счастье в супружестве.

Богиню изображают в виде прекрасной женщины, от лица которой исходит божественное сияние. Она в своем женском обличье не совершала никаких чудес, она только служила мужу и делила с ним все горести и страдания, и испытания. Но когда в ней проявляются черты Кали (Разрушительницы) или Дурги, она способна совершать чудеса.

Читайте также:
Мировые религии ✔, список основных религий мира и их краткое описание, понятие буддизма, христианства и ислама, самая древняя религия на земле, традиционные и современные религии

Сам великий Бог Шива считает, что без своей божественной половины, он живет как холодный труп и не способен ни созидать, ни разрушать без ее присутствия.

Рекомендуемые записи

Ю́га (санскр. युग, yuga, букв. «пара», «ярмо», лат. iugum) — в ведической культуре — эры…

В этом видео из цикла “Боги и Богини” мы говорим о Богах Миров Прави и…

Экспедиция проекта “Достояние Планеты” в Мексику под руководством знаменитого путешественника Виталия Сундакова. Что самого ценного…

Индийские Боги и Божества

Три божества – Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными.

Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Брахму-создателя, Вишну-вседержителя и Шиву-разрушителя.

Кроме трех Верховных Божеств, индусы почитают множество других богов, самые известные из которых следующие:

Индра – бог войны, царь полубогов, правитель одного из нижних небес- Амаравати. Считается, что он охраняет Восточную сторону света.

Варуна – всевидящий бог Вед, спустившийся из своего небесного дворца, чтобы стать богом вод. В то же время он является хранителем Западной части Вселенной.

Яма – страж Южной стороны, бог смерти, правящий в Чистилище, где грешники мучаются до следующего рождения.

Кубера – бог драгоценных металлов, камней, минералов и богатства вообще, властелин Северной стороны света. Местом его пребывания считают прекрасный город Алака, неподалеку от горы Кайласа. В его подчинении находятся неисчислимые армии гномов (гухьяка) и горных духов (якша).

Ганеша (Ганапати) – бог с головой слона, второй сын Шивы и Парвати, предводитель ганов (полубожеств, прислужников Шивы). Он является Устранителем Препятствий и покровителем всех, кто изучает различные науки. Самое любимое божество индусов, наиболее часто изображается в танце. Его атрибуты – один поломанный бивень, толстый живот, восседает на крысе.

Хануман – обезьяний бог, сын Ваю (бога ветра), друг и верный слуга Рамы. В его честь обезьяны считаются священными.

Кама – индийский бог любви. Подобно его европейскому собрату, он изображается в виде прекрасного юноши, вооруженного луком и стрелами, с той только разницей, что лук его сделан из сахарного тростника, а стрелами ему служат цветы. В услужении у него состоят апсары (нимфы).

Кроме того, у всех богов и полубогов были жены, которые как правило носили те же имена, что и мужские божества, только с женскими окончаниями – например, Индрани.

Аналогично трем Верховным Божествам, жены Брахмы, Вишну и Шивы являются Верховными среди множества женских божеств индийского пантеона и весьма почитаются индусами:

Сарасвати – жена Бога Брахмы, покровительница искусства, музыки и литературы. Ее изображают в виде молодой красивой светлокожей женщины с виной (индийской лютней) и книгой в руках, сопровождает ее лебедь. По преданию именно Сарасвати изобрела санскрит.

Лакшми – богиня удачи и процветания, жена Бога Вишну. Согласно легенде, она появилась из вод вспахтанного Причинного Океана. Обычно ее изображают в виде цветущей, прекрасной женщины, восседающей или стоящей на лотосе, часто с лотосом в руке. Считается, что будучи женой Вишну, она воплощается в супругу каждой его инкарнации. Таким образом, ей поклоняются как Богине Сите, супруге Рамы (см.ниже); Рукмини, первой царице Кришны, и Радхе, вечной возлюбленной Бога Кришны.

Парвати – жена Бога Шивы в ее благожелательном аспекте, в устрашающем же виде ей поклоняются как Дурге или Кали. Во враждебном аспекте Парвати изображают в виде страшной ведьмы, многорукой и вооруженной различными видами оружия, с оскаленными клыками, кровавым языком и ожерельем из черепов на шее.

Вишну

Обычно Вишну изображают четырехруким человеком с кожей темно-синего цвета, с короной на голове, держащим в руках символические атрибуты: раковину, диск сударшану, жезл и лотос; на шее у него священный драгоценный камень каустубха. Вишну летает верхом на Гаруде – исполинском орле с получеловеческим лицом. Индусы почитают Вишну как «всеобъемлющее божество» в том смысле, что все остальные Боги либо являются его эманациями, либо отражают отдельные его аспекты.

Согласно космогоническому мифу индуизма Вишну является вечным правителем на планетах «духовного неба» – Ваикунтхах (здесь его называют Нараяной). Иногда край духовного неба брахмаджийоти застилает духовное облако. Эта затемненная его часть называется махат-таттвой.

Тогда Господь Нараяна принимает форму Маха-Вишну и ложится на воды Причинного Океана. При этом он пребывает в медитационном сне йога-нидре. В момент выдоха Маха-Вишну из его пор исходит бесчисленное множество вселенных. Они плавают на поверхности Причинного Океана, подобно пузырькам пены. Все эти вселенные существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну.

В каждую из множества вселенных тот же Маха-Вишну снова входит как Гарбходакашайи-Вишну и ложится в Океане Гарбха на змея Шеша, который также является одним из аспектов Нараяны.

Из пупа на животе Гарбходакашайи-Вишну вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается Брахма, владыка данной конкретной Вселенной. Брахма создает из своего ума и тела разнообразные формы живых существ, которые предоставляют возможность Индивидуальным Душам (атме) проявиться в материальном мире. Также он создает Солнце, Луну, все планеты «материального неба» и различных полубогов, управляющих этими планетами, т.е. фактически творит свою Вселенную.

Время жизни Вселенной считается равным времени жизни Брахмы и составляет 100 «лет Брахмы», что как раз соответствует продолжительности выдоха Маха-Вишну. Когда же Маха-Вишну делает вдох, все мириады вселенных, каждая со своим собственным Брахмой, возвращаются в непроявленное состояние и ждут нового выдоха Маха-Вишну.

Читайте также:
Католицизм - основы и особенности вероучения, отличие от православия

Основным космологическим циклом в индуизме считают кальпу – «день Брахмы», который состоит из 14 манвантар, или вторичных циклов, длительностью 306 720 тыс. лет каждый, с большими интервалами между ними. 360 таких дней и ночей составляют «год Брахмы». Каждый «космический день» Брахма создает Вселенную и каждую «космическую ночь» поглощает ее, и пока он спит, вся Вселенная пребывает в его теле в виде чистой потенции. Каждая манвантара содержит 71 махаюгу, а каждая махаюга, в свою очередь, делится на четыре юги (эпохи) – Крита (другое название Сатья), Трэта, Двапара и Кали. Их продолжительность равна соответственно:

  • Сатья Юга – 1 728 тыс. человеческих лет,
  • Трэта Юга – 1 296 тыс. лет,
  • Двапара Юга – 864 тыс. лет и
  • Кали Юга – 432 тыс. лет.

Каждая Юга являет собой дальнейший упадок религиозности, морали, силы, роста и продолжительности жизни человека и его счастья по сравнению с предыдущими. Считается, что в настоящее время мы находимся в эпохе Кали-юги, начавшейся около 5 000 лет назад.

Таким образом, можно подсчитать полное время жизни отдельной Вселенной, оно будет равно 311 040 000 млн. человеческих лет.

В то время, пока все множество вселенных находятся в проявленном состоянии, Изначальный Вишну следит за положением дел в каждой из них и периодически воплощается в том или ином месте целиком или частично, дабы навести порядок. В соответствии с наиболее распространенной классификацией на нашей Земле побывали 10 аватар (инкарнаций) Вишну.

  1. Рыба (матсья). Когда Земля была залита водами всемирного потопа, Вишну принял обличье рыбы, которая первой предупредила Ману (прародителя человечества, сына Брахмы) о грозящей опасности, а затем на корабле, привязанном к рогу на ее голове, вынесла из потопа Ману, его семью и семь великих мудрецов (риши).
  2. Черепаха (курма). Во время потопа были утрачены многие божественные сокровища, в том числе и амброзия (амрита), с помощью которой боги сохраняли вечную молодость. Вишну принял образ исполинской черепахи и погрузился на дно космического океана. Боги поместили ему на спину гору Мандара и обернули вокруг горы божественного змея Васуки. Затем они потянули змея и раскрутили таким образом гору, взбалтывая океан, как обыкновенный индийский молочник сбивает масло. На поверхность вспененного океана всплыли амрита и многие другие сокровища, в том числе богиня Лакшми.
  3. Вепрь (вараха). Демон Хираньякша в вновь погрузил Землю в глубины космического океана. Вишну принял образ гигантского вепря, убил демона и водворил Землю на место, подняв ее на своем клыке.
  4. Человек-лев (нарасимха). Другой демон, Хираньякашипу, получил в дар от Брахмы волшебную способность становиться неуязвимым. Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью. Пользуясь своей безопасностью, он стал преследовать богов и людей и даже своего благочестивого сына Прахладу. Тогда Прахлада обратился за помощью К Вишну. На закате, т.е. не днем и не ночью, бог неожиданно возник из колонны во дворце демона в облике полульва-получеловека и убил Хираньякашипу
  5. Карлик (вамана). Демон по имени Бали захватил власть над миром и, совершив ряд аскетических подвигов, достиг сверхъестественного могущества и стал угрожать даже богам. Вишну предстал перед ним в виде карлика и попросил в подарок столько земли, сколько он мог отмерить тремя шагами. Когда подарок был обещан, бог превратился в великана и сделал два шага, которыми покрыл землю, небо и все пространство между ними, но великодушно воздержался от третьего шага, оставив демону преисподнюю.
  6. Парашурама (“Рама с топором”). Вишну принял человеческий облик, родившись сыном брахмана Джамадагни. Когда отца брахмана ограбил злой царь Картавирья, Парашурама его убил. Сыновья Картавирьи, в свою очередь убили Джамадагни, после чего разгневанный Парашурама 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословия кшатриев (воинов).
  7. Рама, царевич Айодхьи, герой эпической драмы “Рамаяна”. Вишну воплотился в его образе, чтобы спасти мир от притеснений демона Раваны. Раму обычно изображают как темнокожего человека, часто – вооруженного луком и стрелами. Его сопровождают любящая супруга Сита – воплощение женской верности, три его преданных брата – Лакшмана, Бхарата и Шатругхна,- и Хануман, царь обезьян, верный друг и соратник. Раме почитают как воплощение идеального мужа, полководца и монарха.
  8. Кришна, самое значительное из воплощений Вишну.

К историям из жизни этого божества чаще других обращаются в танце. Больше всего любят изображать либо его детские шалости, как, например, похищение масла у Яшоды (его приемной матери), либо любовные похождения с гопи (пастушками), самой любимой из которых была красавица Радха.

Подробное жизнеописание бога Кришны содержится в известнейшем эпическом произведении – “Махабхарате”.

Краткая же история его такова: Кришна родился в Матхуре, в племени ядавов. Его отцом был Васудэва, матерью – Дэваки, двоюродная сестра правившего в то время царя Кансы. Существовало пророчество, что Канса погибнет от руки восьмого сына Дэваки, поэтому он вознамерился уничтожить всех ее детей. Но Кришна и его старший брат Баларама спаслись от избиения; их усыновили и воспитали пастух Нанда и его жена Яшода из Вриндавана. Канса, узнав, что братья избежали уготованной для них гибели, предпринял множество попыток уничтожить детей. Но Кришна, будучи воплощением Бога, совершил множество чудес и подвигов: он убивал демонов, подосланных Кансой, укрывал жителей Вриндавана от бури, подняв на мизинце гору Говардхана над их головами и т.д. В свободное о совершения подвигов время он пас коров, играл на флейте для гопи и предавался своим детским шалостям.

Когда же он вырос и распростился со своей идиллической пастушеской жизнью, то отправился в Матхуру на борьбу со своим злокозненным двоюродным дядей. Он убил Кансу и стал правителем царства Матхура, но, теснимый, с одной стороны тестем Кансы , правителем Магадхи, а с другой – безымянным царем яванов северо-запада, покинул царство и основал новую столицу в Двараке в Саураштре. Здесь он женился на Рукмини и сделал ее главной из своих жен, которых у него было 16 108 и котрые родили ему 180 тыс. сыновей. В главном сказании “Махабхараты” на протяжении всей истории борьбы царских родов он предстает как неизменный друг и советник пятерых братьев Пандавов, и перед битвой на Курукшетре, являющейся кульминацией эпоса “Махабхараты”, он, обращаясь к Арджуне, одному из братьев, произносит свою великую проповедь, изложенную в “Бхагавадгите”.

  • Будда, последнее воплощение Вишну в прошлом. Согласно “Гитаговинде” великого поэта Джаядэвы, Вишну воплотился в образе Будды из сострадания к животным, чтобы положить конец кровавым жертвоприношениям.
  • Калки – будущее воплощение. Индусы верят, что в конце нашей мрачной эпохи Вишну явится в образе человека верхом на белом коне, с пылающим мечом в руке. Он осудит грешников, вознаградит добродетельных и возродит Сатья-югу (“золотой век”).
  • Читайте также:
    Экзистенциализм - основные идеи, форма бытия, характерные черты

    Шесть отличий православных от католиков

    Я верю в Бога. Я христианин. Когда-то, 2000 лет назад, этого было достаточно для описания своей веры (а за одно и для смертного приговора себе и своей семье). Церковь, основанная Иисусом Христом во время Пятидесятницы, жила в единстве до начала мирного времени. Уже со времен императора Константина, учеников Иисуса Христа начали сотрясать споры о том, кем же на самом деле был их учитель, каков Бог и как должна быть устроена Церковь. Эти споры порождали ереси и расколы и превращались в настоящие раны, которые не залечены до сих пор. Самый знаменитый раскол произошел в 1054 году между Поместными Церквями Востока и Римской Церковью. Христианский мир разделился на Православный Восток и Католический Запад. А Римская Поместная Церковь отпала от Православия. Однако, сегодня Римо-Католическая Церковь – самая крупная из всех. Католиков в мире больше 1,2 миллиарда, когда как православных – больше 400 миллионов.

    Прошли годы. Прогремели войны, Унии, соборы. Невольно в наш век, когда трендом является равенство, любовь и прочее, люди задумываются: «А чем я отличаюсь от католиков? Почему они другие?». Уверяю вас, на этот вопрос ответит далеко не каждый. В этой статье я помогу вам найти основные отличия и выстроить в своей голове единую систему.

    Герб государства Ватикан

    Отличие первое: кто главный в Церкви?

    Спросите это у любого православного, и он ответит: Иисус Христос. С этой очевидной мыслью может не согласиться католик. Для них, помимо Спасителя, существует и видимый заместитель Иисуса Христа (это официальный титул) – Римский Папа. Суть различия проста. Согласно вероучению РКЦ апостол Петр получил от Иисуса Христа полную и абсолютную власть над всей Церковью. Затем, со своей проповедью он пришел в Рим, где был первым епископом, и там же он передал эту власть своим преемникам и ученикам – епископам Рима.

    Официальный титул папы римского звучит так:

    Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

    Конечно, это учение никогда не было именно таким. Оно постепенно развивалось и эволюционировало с конца II века. Оно дополнялось. Росли амбиции римского епископа, который получал все больше власти в Поместных Церквях Запада. Это привело, в итоге, к конфликту с епископами востока.

    Отличие второе: непогрешимость римского епископа

    Официально этот догмат был принят в 1870 году на Первом Ватиканском Соборе РКЦ. Согласно ему у римского епископа есть особый дар – он непогрешим в вопросах веры и нравственности, когда говорит с кафедры как пастырь и учитель всех христиан. В этот момент он не может сказать ересь или ошибиться. Однако, неофициально, этот догмат тенью прослеживался в вероучении западных христиан уже с конца XI века. Что в этом плохого, спросите вы? Любой человек может ошибаться. Ошибались апостолы, святые и мы с вами тоже. Не может человек не ошибаться из-за своей человеческой природы. Что касается моего мнения, то я считаю, что этот догмат возник из-за стремления РКЦ к максимальной централизации. Должен быть один центр у всей Церкви и этот центр не может ошибаться во избежание расколов и споров.

    Католический священник

    Отличие третье: обязательное безбрачие духовенства

    Женатое духовенство среди католиков латинского обряда отсутствует. Конечно, это не мешало священникам заводить семьи втайне. Прошло много столетий прежде чем Рим смог окончательно побороть женатое духовенство. Зачем? Это зародилось еще в «православный период» Римской Церкви. Однако, с полной решимостью данным вопросом занялся Папа Григорий VII в конце XI века. Это был Папа, который проводил жесткие общецерковные реформы. Параллельно шла серьезная политическая борьба за независимость РКЦ, и ему нужны были мобильные священники, никак не связанные с миром. Православие не приемлет этот подход, считая его чрезмерным требованием к духовенству и принижением законного брака, который, по сути, делает человека недостойным священства.

    Читайте также:
    Конфуцианство - основные идеи, суть, этические принципы, основатель

    Отличие четвертое: непорочное зачатие Девы Марии

    Это один из самых сложных вопросов. Конечно, католики любят и почитают Мать Иисуса Христа. Однако, в своем почитании они зашли слишком далеко. Согласно учению РКЦ Богородица не была подвержена первородному греху, то есть, другими словами, она не испытывала искушений грехом вообще.

    В Катехизисе РКЦ сказано, что…

    «…Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха»

    Таким образом, природа Марии уже не тождественна нашей. Это означает, что она становится сверхчеловеком. Согласно учению Православной Церкви, Богородица обладала природой, подобной нашей. Именно эту природу и принял Бог через Свое рождение. Таким образом, Иисус Христос был рожден от обычной по природе женщины и принял нашу природу, больную, искаженную, чтобы исцелить ее.

    Католический храм

    Отличие пятое: учение о Чистилище

    Оно возникло еще в «православный период» РКЦ и точно существовало в период свт. Григория Двоеслова. Окончательно сформировался в XIII – XIV веках. Вот, что пишет об этом Катехизис Католической Церкви:

    «Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых»

    Это учение противоречит учению Православной Церкви, согласно которому душа человека после частного суда находится в ожидании Страшного Суда, уже испытывая на себе то состояние, в котором была запечатлена: Ад или Рай. Никакого специфического учения о Чистилище Православный Восток никогда не знал.

    Отличие шестое: молитвенный экстаз

    Есть, как вы поняли, и практические отличия в духовной жизни. Католическая Церковь считает приемлемым состояние молитвенного восторга или экстаза у верующих. Этого состояния достигали многие средневековые католические святые. И да, это считается опасным явлением, ведущим верующего к прелести или к сумасшествию. Православная аскетика отвергает как образы в голове, так и крайнюю эмоциональность во время молитвы.

    Все это – только вершина айсберга. Различий масса. Конечно, как христиане мы призваны любить друг друга, и ненависть вообще не должна быть свойственна нам. Мы должны уметь строить добрососедские отношения с любым человеком. Однако это не означает, что мы должны закрывать глаза на явные противоречия. Более того, каждый православный, на мой взгляд, должен ясно понимать, почему он именно православный и в чем суть и отличие его веры от других. В противном случае мы будем плавать в непонятном духовном супе, где все можно, нет отличий и все пути одинаковы. Впрочем, это то же самое, что откровенное равнодушие, которое назвать хорошим явлением, я думаю, нельзя.

    Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

    Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

    Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

    Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане — это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться «врагами» православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

    Особенности католицизма

    У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский — это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это — первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, — проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

    Читайте также:
    Сунниты и шииты - чем отличаются, карта расселения

    Догматы католической церкви

    Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

    • Filioque — это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
    • Целибат — это догмат о безбрачии духовенства.
    • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
    • Чистилище — догмат о промежуточной «станции» между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
    • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
    • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.

    Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

    Кто такие католики

    Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

    Регион Страна Численность населения % католиков Численность католиков
    Южная Америка Бразилия 186 112 794 73,6 136 979 016
    Северная Америка Мексика 108 700 000 89-91 101 456 786
    Северная Америка США 301 139 947 22 68 115 001

    Отличия католицизма от православия

    • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
    • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
    • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
    • В православии не существует догмата о чистилище.
    • В православии не признается учение о «сокровищнице благодати» — переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют «черпать» из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
    • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».

    Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.). По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими. То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.

    Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие — правильное исповедание веры в Иисуса Христа — пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности. К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление — христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям. Быть толерантным — это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.

    Чем католичество отличается от православия?

    16 июля 1054 года а соборе Святой Софии в Константинополе официальные представители Папы Римского объявили о низложении Патриарха Константинопольского Михаила Керулария. В ответ патриарх предал анафеме папских посланников. С тех пор существуют церкви, которые мы сегодня именуем католической и православной.

    Определимся в понятиях

    Три основных направления в христианстве — православие, католичество, протестантизм. Не существует единой протестантской церкви, поскольку протестантских церквей (деноминаций) в мире много сотен. Православие и католичество — это церкви с иерархической структурой, со своим вероучением, богослужением, своим внутренним законодательством и своими, присущими каждой из них религиозными и культурными традициями.

    Католичество — целостная церковь, все составные части и все члены которой подчиняются Папе Римскому как своему главе. Православная церковь не столь монолитна. На данный момент она состоит из 15 независимых, но взаимопризнающих друг друга и одинаковых в своей основе церквей. Среди них — Русская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Греческая и др.

    Что у православия и католичества общее?

    И православные, и католики — христиане, верующие во Христа и стремящиеся жить по Его заповедям. И те, и другие имеют одно Священное Писание — Библию. Что бы мы дальше ни говорили о различиях, христианская повседневная жизнь и католиков, и православных строится, прежде всего, по Евангелию. Истинным примером для подражания, основой всей жизни для любых христиан является Господь Иисус Христос, а Он один и Единственен. Поэтому, несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру веру в Иисуса Христа, возвещают миру одно Евангелие.

    Читайте также:
    Иудаизм, краткая история религии, идеи, понятия и священная книга

    История и традиции католической и православной церкви восходят к апостолам. Пётр, Павел, Марк и другие ученики Иисуса основали христианские общины в значимых городах древнего мира — Иерусалиме, Риме, Александрии, Антиохии и т. п. Вокруг этих центров и сформировались те церкви, что стали основой христианского мира. Именно поэтому православные и католики имеют таинства (крещение, венчание, рукоположение священников, евхаристию), схожее вероучение, почитают общих святых (живших до XI века), провозглашают один и тот же Никео-Цареградский Символ веры. Несмотря на известные различия, обе церкви исповедуют веру в Святую Троицу.

    Для нашего времени немаловажно, что и православных, и католиков очень роднит взгляд на христианскую семью. Браком признаётся союз мужчины и женщины. Вступление в брак благословляется церковью и считается таинством. Развод — всегда трагедия. Сексуальные отношения до брака — отношения, недостойные звания христианина, они греховны. Важно подчеркнуть, что и православные, и католики в принципе не признают гомосексуальные браки. Сами гомосексуальные отношения считаются тяжким грехом.

    Особо следует сказать, что и католики, и православные признают, что они не одно и то же, что православие и католичество — разные церкви, но церкви христианские. Эта разница для обеих сторон настолько значима, что вот уже тысячу лет не существует взаимного единения в самом главном — в богослужении и в причащении Тела и Крови Христовых. Католики и православные вместе не причащаются.

    При этом, что очень важно, и католики, и православные с горечью и покаянием смотрят на взаимное разделение. Все христиане уверены, что неверующий мир нуждается в общем христианском свидетельстве о Христе.

    О разделении

    Описать развитие разрыва и формирование разъединённых католической и православной церквей не представляется возможным в этой заметке. Отмечу лишь, что напряжённая политическая ситуация тысячелетней давности между Римом и Константинополем подтолкнула обе стороны к поиску повода для выяснений отношений. Внимание привлекли закрепившиеся в западной традиции особенности иерархического церковного устройства, особенности вероучения, обрядовые и дисциплинарные обычаи, не свойственные Востоку.

    Иными словами, именно политическое напряжение выявило уже существующее и укрепившееся своеобразие религиозной жизни двух частей бывшей Римской империи. Во многом сложившаяся ситуация была обязана разнице культур, менталитетов, национальных особенностей Запада и Востока. С исчезновением империи, объединяющей христианские церкви, Рим и западная традиция несколько столетий стояли особняком по отношению к Византии. При слабой коммуникации и почти полном отсутствии взаимного интереса произошло укоренение собственных традиций.

    Понятно, что разделение единой церкви на восточную (православную) и западную (католическую) — процесс длительный и достаточно запутанный, имевший в начале XI века лишь свою кульминацию. Единая до той поры церковь, представленная пятью поместными или территориальными церквями, так называемыми патриархатами, раскололась. В июле 1054 года было провозглашено взаимное анафематствование полномочными представителями Папы Римского и Константинопольским Патриархом. Через несколько месяцев все оставшиеся патриархаты присоединились к позиции Константинополя. Разрыв со временем только укреплялся и углублялся. Окончательно церкви Востока и Римская церковь разделились после 1204 года — времени разорения Константинополя участниками четвёртого крестового похода.

    Чем отличаются католичество и православие?

    Вот основные моменты, взаимно признаваемые обеими сторонами, разделяющие церкви сегодня:

    Первое важное отличие — разное понимание церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская церковь, явлена в конкретных независимых, но взаимопризнающих друг друга поместных церквях. Человек может принадлежать к любой из существующих православных церквей, принадлежа тем самым к православию вообще. Достаточно разделять одну веру и таинства с другими церквями. Католики признают одну и единственную церковь как организационное устройство — католическую, подчинённую Папе Римскому. Для принадлежности к католичеству необходимо принадлежать к одной и единственной Католической церкви, иметь её веру и участвовать в её таинствах и обязательно признавать главенство папы.

    На практике этот момент явлен, прежде всего, в том, что Католическая церковь имеет догмат (обязательное вероучительное положение) о главенстве папы над всей церковью и безошибочности его в официальном учении по вопросам веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства папы и считают, что безошибочными и наиболее авторитетными являются лишь решения Вселенских (то есть всеобщих) Соборов. Об отличии Папы Римского от Патриарха я подробно говорил отдельно. В контексте сказанного абсурдной выглядит воображаемая ситуация подчинения Папе Римскому ныне независимых православных патриархов, а вместе с ними всех епископов, священников и мирян.

    Второе. Есть различия в некоторых важных вероучительных вопросах. Укажем на одно из них. Оно касается учения о Боге — Святой Троице. Католическая церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Эти, казалось бы, «философские» тонкости вероучения имеют вполне серьёзные последствия в богословских вероучительных системах каждой из церквей, порой противоречащих друг другу. Объединение и унификация православного и католического вероучений на данный момент представляется нерешаемой задачей.

    Третье. За прошедшие столетия не только укрепились, но и развились многие культурные, дисциплинарные, богослужебные, законодательные, ментальные, национальные особенности религиозной жизни православных и католиков, которые порой могут противоречить друг другу. Речь, прежде всего, о языке и стиле молитвы (заученные тексты, или молитва своими словами, или под музыку), об акцентах в молитве, об особом понимании святости и почитании святых. Но и нельзя забывать о скамьях в храмах, косынках и юбках, особенностях храмовой архитектуры или стилях иконописи, о календаре, о языке богослужения и т. д.

    Читайте также:
    Буддизм, кратко о религии, священная книга, основные идеи

    Как православная, так и католическая традиции имеют достаточно большую степень свободы в этих вполне себе вторичных вопросах. Это понятно. Однако, к сожалению, преодоление разногласий в этой плоскости маловероятно, поскольку именно она представляет реальную жизнь простых верующих. А им, как известно, проще отказаться от какого-то «умозрительного» философствования, чем от привычного образа жизни и бытового её понимания.

    Четвёртое. Частное, но очень важное в практической жизни отличие состоит в том, что Католическая церковь иначе, чем Православная, смотрит на супружеский союз и категорически запрещает разводы. Православная церковь, исходя из не менее высокого учения о браке, разводы всё же допускает, о чём я подробнее говорил в соответствующей заметке.

    Кроме этого, в католичестве наличествует практика исключительно неженатого духовенства, тогда как в православной традиции священство может быть или женатым, или монашествующим.

    Православная церковь и Католическая по-разному смотрят на тему интимных отношений супругов. Православие снисходительно смотрит на применение противозачаточных неабортивных средств. Да и вообще, вопросы сексуальной жизни супругов предоставлены им самим и доктринально не регламентируются. Католики же, в свою очередь, категорически против любых противозачаточных средств.

    В заключение скажу, что указанные отличия не мешают Православной и Католической церквям вести конструктивный диалог, совместно противостоять массовому отходу от традиционных и христианских ценностей; совместно осуществлять разные социальные проекты и миротворческие акции.

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

    Чем католичество отличается от православия?

    16 июля 1054 года а соборе Святой Софии в Константинополе официальные представители Папы Римского объявили о низложении Патриарха Константинопольского Михаила Керулария. В ответ патриарх предал анафеме папских посланников. С тех пор существуют церкви, которые мы сегодня именуем католической и православной.

    Определимся в понятиях

    Три основных направления в христианстве — православие, католичество, протестантизм. Не существует единой протестантской церкви, поскольку протестантских церквей (деноминаций) в мире много сотен. Православие и католичество — это церкви с иерархической структурой, со своим вероучением, богослужением, своим внутренним законодательством и своими, присущими каждой из них религиозными и культурными традициями.

    Католичество — целостная церковь, все составные части и все члены которой подчиняются Папе Римскому как своему главе. Православная церковь не столь монолитна. На данный момент она состоит из 15 независимых, но взаимопризнающих друг друга и одинаковых в своей основе церквей. Среди них — Русская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Греческая и др.

    Что у православия и католичества общее?

    И православные, и католики — христиане, верующие во Христа и стремящиеся жить по Его заповедям. И те, и другие имеют одно Священное Писание — Библию. Что бы мы дальше ни говорили о различиях, христианская повседневная жизнь и католиков, и православных строится, прежде всего, по Евангелию. Истинным примером для подражания, основой всей жизни для любых христиан является Господь Иисус Христос, а Он один и Единственен. Поэтому, несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру веру в Иисуса Христа, возвещают миру одно Евангелие.

    История и традиции католической и православной церкви восходят к апостолам. Пётр, Павел, Марк и другие ученики Иисуса основали христианские общины в значимых городах древнего мира — Иерусалиме, Риме, Александрии, Антиохии и т. п. Вокруг этих центров и сформировались те церкви, что стали основой христианского мира. Именно поэтому православные и католики имеют таинства (крещение, венчание, рукоположение священников, евхаристию), схожее вероучение, почитают общих святых (живших до XI века), провозглашают один и тот же Никео-Цареградский Символ веры. Несмотря на известные различия, обе церкви исповедуют веру в Святую Троицу.

    Для нашего времени немаловажно, что и православных, и католиков очень роднит взгляд на христианскую семью. Браком признаётся союз мужчины и женщины. Вступление в брак благословляется церковью и считается таинством. Развод — всегда трагедия. Сексуальные отношения до брака — отношения, недостойные звания христианина, они греховны. Важно подчеркнуть, что и православные, и католики в принципе не признают гомосексуальные браки. Сами гомосексуальные отношения считаются тяжким грехом.

    Особо следует сказать, что и католики, и православные признают, что они не одно и то же, что православие и католичество — разные церкви, но церкви христианские. Эта разница для обеих сторон настолько значима, что вот уже тысячу лет не существует взаимного единения в самом главном — в богослужении и в причащении Тела и Крови Христовых. Католики и православные вместе не причащаются.

    При этом, что очень важно, и католики, и православные с горечью и покаянием смотрят на взаимное разделение. Все христиане уверены, что неверующий мир нуждается в общем христианском свидетельстве о Христе.

    О разделении

    Описать развитие разрыва и формирование разъединённых католической и православной церквей не представляется возможным в этой заметке. Отмечу лишь, что напряжённая политическая ситуация тысячелетней давности между Римом и Константинополем подтолкнула обе стороны к поиску повода для выяснений отношений. Внимание привлекли закрепившиеся в западной традиции особенности иерархического церковного устройства, особенности вероучения, обрядовые и дисциплинарные обычаи, не свойственные Востоку.

    Читайте также:
    Религии Зарубежной Европы - виды стран по религиозному составу

    Иными словами, именно политическое напряжение выявило уже существующее и укрепившееся своеобразие религиозной жизни двух частей бывшей Римской империи. Во многом сложившаяся ситуация была обязана разнице культур, менталитетов, национальных особенностей Запада и Востока. С исчезновением империи, объединяющей христианские церкви, Рим и западная традиция несколько столетий стояли особняком по отношению к Византии. При слабой коммуникации и почти полном отсутствии взаимного интереса произошло укоренение собственных традиций.

    Понятно, что разделение единой церкви на восточную (православную) и западную (католическую) — процесс длительный и достаточно запутанный, имевший в начале XI века лишь свою кульминацию. Единая до той поры церковь, представленная пятью поместными или территориальными церквями, так называемыми патриархатами, раскололась. В июле 1054 года было провозглашено взаимное анафематствование полномочными представителями Папы Римского и Константинопольским Патриархом. Через несколько месяцев все оставшиеся патриархаты присоединились к позиции Константинополя. Разрыв со временем только укреплялся и углублялся. Окончательно церкви Востока и Римская церковь разделились после 1204 года — времени разорения Константинополя участниками четвёртого крестового похода.

    Чем отличаются католичество и православие?

    Вот основные моменты, взаимно признаваемые обеими сторонами, разделяющие церкви сегодня:

    Первое важное отличие — разное понимание церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская церковь, явлена в конкретных независимых, но взаимопризнающих друг друга поместных церквях. Человек может принадлежать к любой из существующих православных церквей, принадлежа тем самым к православию вообще. Достаточно разделять одну веру и таинства с другими церквями. Католики признают одну и единственную церковь как организационное устройство — католическую, подчинённую Папе Римскому. Для принадлежности к католичеству необходимо принадлежать к одной и единственной Католической церкви, иметь её веру и участвовать в её таинствах и обязательно признавать главенство папы.

    На практике этот момент явлен, прежде всего, в том, что Католическая церковь имеет догмат (обязательное вероучительное положение) о главенстве папы над всей церковью и безошибочности его в официальном учении по вопросам веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства папы и считают, что безошибочными и наиболее авторитетными являются лишь решения Вселенских (то есть всеобщих) Соборов. Об отличии Папы Римского от Патриарха я подробно говорил отдельно. В контексте сказанного абсурдной выглядит воображаемая ситуация подчинения Папе Римскому ныне независимых православных патриархов, а вместе с ними всех епископов, священников и мирян.

    Второе. Есть различия в некоторых важных вероучительных вопросах. Укажем на одно из них. Оно касается учения о Боге — Святой Троице. Католическая церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Эти, казалось бы, «философские» тонкости вероучения имеют вполне серьёзные последствия в богословских вероучительных системах каждой из церквей, порой противоречащих друг другу. Объединение и унификация православного и католического вероучений на данный момент представляется нерешаемой задачей.

    Третье. За прошедшие столетия не только укрепились, но и развились многие культурные, дисциплинарные, богослужебные, законодательные, ментальные, национальные особенности религиозной жизни православных и католиков, которые порой могут противоречить друг другу. Речь, прежде всего, о языке и стиле молитвы (заученные тексты, или молитва своими словами, или под музыку), об акцентах в молитве, об особом понимании святости и почитании святых. Но и нельзя забывать о скамьях в храмах, косынках и юбках, особенностях храмовой архитектуры или стилях иконописи, о календаре, о языке богослужения и т. д.

    Как православная, так и католическая традиции имеют достаточно большую степень свободы в этих вполне себе вторичных вопросах. Это понятно. Однако, к сожалению, преодоление разногласий в этой плоскости маловероятно, поскольку именно она представляет реальную жизнь простых верующих. А им, как известно, проще отказаться от какого-то «умозрительного» философствования, чем от привычного образа жизни и бытового её понимания.

    Четвёртое. Частное, но очень важное в практической жизни отличие состоит в том, что Католическая церковь иначе, чем Православная, смотрит на супружеский союз и категорически запрещает разводы. Православная церковь, исходя из не менее высокого учения о браке, разводы всё же допускает, о чём я подробнее говорил в соответствующей заметке.

    Кроме этого, в католичестве наличествует практика исключительно неженатого духовенства, тогда как в православной традиции священство может быть или женатым, или монашествующим.

    Православная церковь и Католическая по-разному смотрят на тему интимных отношений супругов. Православие снисходительно смотрит на применение противозачаточных неабортивных средств. Да и вообще, вопросы сексуальной жизни супругов предоставлены им самим и доктринально не регламентируются. Католики же, в свою очередь, категорически против любых противозачаточных средств.

    В заключение скажу, что указанные отличия не мешают Православной и Католической церквям вести конструктивный диалог, совместно противостоять массовому отходу от традиционных и христианских ценностей; совместно осуществлять разные социальные проекты и миротворческие акции.

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

    Основные отличия православия от католицизма

    Католицизм имеет от православия достаточно много отличий, описать которые сразу не выйдет ввиду необходимости ссылок на многие религиозные источники и проведения исторических параллелей. Разбор основных отличий и небольшой исторический экскурс — читайте в статье.

    1. Отличительные черты католицизма
    2. Основные догматы
    3. Обоюдное влияние
    4. Главные отличия от православия

    Отличительные черты католицизма

    Католицизм является первым по численности последователей (более 1,2 млрд). Во главе стоит Папа Римский, который фактически является верховным правителем святого престола, а не Патриарх. Тем не менее еще не так давно все епископы в католицизме также назывались папами.

    Читайте также:
    Протестантизм - отличия от православных, католиков, праздники

    Нужно также учитывать, что несмотря на обширное мнение касательно того, что Папа полностью непогрешим — это не так. Непогрешимыми являются исключительно его религиозные высказывания и принимаемые в рамках управления церковью решения.

    Основные догматы

    У католицизма также существуют догматы, которые кардинально отличаются от Евангельской истины, преобладающей в православии. В числе таковых можно отметить:

    1. Филиокве — утверждает, что Святой Дух исходит из Богов Отца и Сына.
    2. Целибат — фиксирует безбрачие духовенства.
    3. Чистилище — принимает существование такого места, в котором можно искупить свои грехи. Попадают в него после смерти и до попадания в ад или рай.
    4. Догма об исключительно непорочном зачатии девы Марии.
    5. Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.
    6. Включение в Священное Предание тех решений, что принимались после семи вселенских соборов.

    И хотя это не все догматические различия, но те основы, которые должен знать каждый, неверующий человек в том числе.

    Обоюдное влияние

    И несмотря на наличие отличий, существует обоюдное влияние православия на католическое учение, и наоборот. К таковым относят:

    1. Тяга католиков к православным иконам, образы которых до сих пор можно встретить в церквях.
    2. Католиков также привлекают работы богословов из православия. Они не отрицают их и изучают, в полной мере поддерживая культурный уровень.
    3. До 19 века православная иконопись частично была подвержена влиянию католиков. Все это было частично, а не повсеместно и только до тех пор, пока православными мастерами не был совершен полноценный переход на академическую манеру.
    4. Перенятие богослужения из католицизма — пассии.
    5. Обоюдное влияние на архитектуру зданий друг друга. Православные архитекторы брали что-то из католических церквей, а католики от православных. При этом конфликтов на этой почве не возникало.

    Православие и католицизм до сих пор продолжают заимствовать друг у друга культурные аспекты. Это наглядно подтверждает встреча Папа Римского с Патриархом в 2016 году. Именно в рамках этой встречи было произведено обсуждение важных для обоих направлений вопросов.

    Главные отличия от православия

    Итак, теперь что касается той фундаментальной разницы между католицизмом и православием. Она заключается в следующем:

    1. Соблюдение целибата в православии осуществляется только в монашестве. Все прочее духовенство имеет полное право вступить в брак.
    2. В православии Священное Предание не содержит в себе постановления из семи Вселенских соборов. Оно также не включает в себя решения всех тех соборов, что были после, и послания папы.
    3. Догмат о чистилище в православии отсутствует и никогда не существовал.
    4. Учение о том, что существует переизбыток добрых дел Христа, апостолов и других важных для церкви личностей отсутствует. В католицизме же он есть и переизбыток трактуется как «емкость», откуда верующий может черпать свое спасение. Если смотреть на это учение глубже, то только благодаря ему было допущено существование индульгенций, которые стали причиной конфликтов между католиками и протестантами. Более того, индульгенция была тем явлением, что возмутила Лютера, ведь изначально была цель не создать новое направление в христианстве, а «исправить» католицизм.
    5. Латинский культ сердца Иисуса не признается в православии. Причина, по которой он существует в католицизме, — видения монахини Маргариты Алякок. Она утверждала, что Иисус приснился ей и во сне показывал собственное сердце, попутно обучая почитанию сердца и давая наставления на распространение этого среди всех верующих. Никаких оснований признавать эти видения настоящими у православия нет.
    6. Православие во время литургии использует квасный хлеб, в то время как католики используют пресный.
    7. Католики принимают страсть и считают ее естественным для человека. Они верят, что именно страсть заставляет человека либо действовать, либо бездействовать. В православии же страсть приравнивается к греху и даже находит католический термин для обозначения — «порок».
    8. Точная дата Пасхи утверждена согласно александрийской пасхалии, а в католицизме по григорианской.
    9. Святой Дух в православии исходит только от Бога Отца, а в католицизме он исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

    Однако несмотря на все эти различия не стоит принимать католиков за людей, которые «неправильно» верят. Вера не может быть правильной или неправильной. Именно ввиду того, что есть расхождения с православием, нужно при возможности продемонстрировать и аргументировать неправильность учений. Это позволит найти в душе католиков путь к истине.

    Как показывает история, католики и православные особо не конфликтуют друг с другом и зачастую даже заимствовали друг от друга некоторые аспекты учения. Связано это с тем, что несмотря на наличие большего количества отличий, все они не настолько кардинальны, как в том же протестантстве. А встреча Папы Римского с Патриархом РПЦ лишний раз подтверждает то, что проблема гонения христиан общая для всех направлений религиозного учения, вне зависимости от любых различий между ними.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: