Рисование пальчиками и ладошками – нетрадиционное ИЗО для детей

Рисунки ладошками для малышей, пальчиками в детском саду

Интересные рисунки малышам удобнее создавать ладошками. Для маленьких детей такой вид творчества является не только полезным времяпрепровождением, с точки зрения развития мелкой моторики, аккуратности и внимательности, но и возможностью укрепить психоэмоциональную связь с взрослым.

Правильно организовав занятие для ребенка, в соответствие с его возрастом, педагог сможет не только развить навыки подрастающего человека, но и обнаружить у него имеющиеся с рождения творческие задатки.

Описание техники

Рисунки ладошками для малышей создаются по специальной технике, разработанной педиатрами, логопедами и психологами в соответствие с особенностями детской психики на определенном этапе развития маленького человека.

Рисунки ладошками для малышей — увлекательное и развивающее занятие

Правильно организованное занятие предполагает использование:

  • Специальные гипоаллергенные пальчиковые краски, которые легко смываются водой с любой поверхности. При их отсутствии можно применять и обычную гуашь или акварель в разведенном виде. В таком случае, необходимо следить, чтобы ребенок не облизал краски или не испачкал ими окружающие его предметы.
  • Лист бумаги. Рекомендуется использовать ватман, чтобы не ограничивать ребенка во время творческого процесса.
  • Влажные салфетки. Необходимы для быстрого удаления краски с поверхности стола, одежды или других предметов, испачканных ребенком ненамеренно.

Рисовать ладошками интересно детям в любом возрасте, так как такой вид творчества подразумевает прямое взаимодействие юного творца с красками, а также предоставляет ему возможность легко экспериментировать с цветом, смешивая краски прямо у себя в руках.

Трафарет детской ладошки для вырезания из бумаги

Если ребенок не хочет пачкать руки краской, а пользоваться кисточкой в силу возраста не умеет, можно предложить ему использовать в творчестве трафарет.

Трафарет детской ладошки можно создать так:

  1. Расположить руку ребенка в центре рабочей поверхности.
  2. Обвести контур кисти, соблюдая расстояние между пальцами.
  3. Вырезать шаблон.

Использовать его можно как в создании рисунков, так и во время работы над аппликацией:

Рисунок пальчиками «Осень»

Рисунки ладошками для малышей рекомендуется делать тематическими.

Например, чтобы создать изображение, с элементами осеннего пейзажа, необходимо:

Солнце

Нарисовать солнце с помощью отпечатков ладоней можно так:

  • В центре рабочей поверхности изобразить ровный круг.
  • Закрасить основную фигуру в желтый цвет.
  • В центре окружности нарисовать 2 одинаковые точки (глаза).
  • Отступив от глаз 1-3 см вниз, посередине изобразить полукруг, слегка изогнутый вниз (рот).

  • Равномерно распределить плотным слоем по расправленной ладони ребенка желтую или оранжевую краску.
  • Разворачивая руку пальцами от окружности, на одинаковом расстоянии друг от друга оставить как можно больше отпечатков рук (лучи солнца).

Голубь

Рисунки ладошками для малышей, изображающие голубя, рекомендуется делать с широко расставленными друг от друга пальцами. Учитывая, что пальцы, в данном случае, являются имитацией перьев крыльев, чем больше будет расстояние между ними, тем пышнее будет казаться оперение нарисованной птицы.

Рисование пошагово:

  1. Нанести плотным слоем на ладонь правой руки голубую краску.
  2. Расположив ладонь горизонтально, большим пальцем вверх, оставить отпечаток руки в центре рабочей поверхности.
  3. У боковой грани большого пальца дорисовать красный треугольник (клюв).
  4. Внутри отпечатка большого пальца у верхней грани изобразить маленький круг (глаз птицы).
  5. Внутри отпечатка тыльный стороны ладони нарисовать полукруг, изогнутый вниз (крыло).

Чтобы нарисовать ладошками ежика, необходимо:

  • Плотным слоем равномерно распределить по поверхности ладони коричневую краску.
  • Приложить к листу руку пальцами вверх. Оставить 4 отпечатка, расположив следы от ладони как можно ближе друг к другу (иголки ежика).

  • Из левой боковой грани отпечатка вывести вытянутый полукруг, изогнутый влево (голова).
  • Внутри головы нарисовать маленький черный круг (точка).
  • В точке максимального изгиба линии нарисовать черный овал маленького размера (нос).
  • При желании, дорисовать детали окружающей обстановки, например, деревья, трава, пни и так далее.

Дерево

Самым простым вариантом создания рисунка ладошками с изображением дерева является обобщенная техника, подразумевающая прорисовку только 2-х основных элементов композиции – ствола и кроны:

  • Распределить плотным слоем по расправленной ладони ребенка зеленую, желтую, оранжевую или красную краску, максимально вбивая ее в складки и морщины тыльной стороны кисти.

  • Расположить руку вертикально, повернув ее пальцами вверх.
  • Оставить отпечаток ладони в центральной части рабочей поверхности (крона будущего дерева).
  • Из середины нижней грани отпечатка вывести вниз с помощью кисточки слегка изогнутую линию коричневого цвета (ствол).

Петушок

Чтобы сделать рисунок петуха, создаваемый с помощью детской ладошки, более красочным и реалистичным, необходимо:

  • Плотным слоем равномерно распределить желтую краску на области тыльной стороны ладони. На все пальцы, кроме большого, нанести 4 разных цветов краски, расположив их в произвольном порядке.
  • Поставить руку вертикально, повернув пальцы к верхней грани рабочей поверхности.
  • С силой надавить на лист бумаги, оставив таким образом отпечаток.

  • Из нижней грани прорисованного отпечатка вывести 2 вертикальные прямые, на концах которых изобразить по 3 хаотично направленные линии (ноги петуха).
  • К верхней грани отпечатка большого пальца пририсовать гребень с помощью зигзагообразной линии.
  • Внутри отпечатка большого пальца, у верхней грани изобразить черную точку (глаз).
  • Из боковой грани отпечатка большого пальца вывести небольшой треугольник (клюв).

Цветы

Букет цветов, нарисованный детскими ладошками, можно использовать в качестве подарка на 8 марта или День матери.

Создать такую поделку можно так:

  1. Максимально толстым слоем нанести желтую краску на ладошку ребенку.
  2. Расположить кисть вертикально, повернув пальцами к верхней грани рабочей поверхности. Оставить 3 или 5 отпечатков в центре листа бумаги, незначительно меняя направление пальцев в зависимости от месторасположения конкретного бутона.
  3. Из середины нижних граней отпечатков тыльных сторон ладоней вывести вертикальные линии вниз (стебли), сводя их в одной точке у нижней грани рабочей поверхности.
Читайте также:
Школа в сентябре 2021 - какие изменения ждут учеников в новом году читать онлайн

Птичка

С помощью отпечатков ладоней детских рук можно нарисовать любую птицу.

В зимнее время года наиболее актуально изображение снегиря:

  1. Нанести на кисть ребенка красную краску плотным слоем, не закрашивая маленький овал в центральной части тыльной стороны ладони (крыло птицы).
  2. Повернуть руку горизонтально, направив пальцы в сторону правой грани рабочей поверхности.
  3. Из левой боковой грани отпечатка центральной части ладони вывести маленький треугольник (клюв).
  4. Внутри отпечатка у левой грани изобразить черный круг (глаз).
  5. При желании, можно предложить ребенку дорисовать скворечник или ветку рябины, ягоды на которой изображаются отпечатками детских пальцев.

Жираф

Чтобы нарисовать жирафа ладошками, следует:

  • Намазать ладонь ребенка желтым цветом.

  • Расположив кисть вертикально, повернув пальцы к нижней грани изображения, оставить отпечаток. При недостаточной интенсивности следа от руки, раскрасить его вручную, соблюдая контур изображения.
  • По всей площади внутренней части отпечатка поставить коричневые точки среднего размера.
  • Дорисовать отпечаток большого пальца черной точкой и полукругом (глаз и рот).
  • У нижней грани отпечатка большого пальца изобразить несколько разнонаправленных коротких прямых (кисточка на хвосте).

Лебеди

Чтобы рисунок лебедей получился максимально ярким и контрастным, рекомендуется использовать черную и белую краски:

  • Толстым слоем равномерно нанести белую и черную краску на правую и левую руку, соответственно.

  • Расположить руки рядом друг с другом, развернув пальцы в противоположные стороны.
  • Оставить отпечатки в центральной части рабочей поверхности.
  • Дорисовать клюв и глаза лебедям, учитывая, что головой на картинке является отпечаток большого пальца.

Чтобы нарисовать краба, необходимо:

  • Нанести на обе руки ребенка красную краску максимально плотным слоем.
  • Развернуть пальцы рук в противоположные стороны, прижав друг к другу основания ладоней.
  • Оставить отпечаток на рабочей поверхности.

  • Из верхних граней больших пальцев вывести 2 вытянутых овала. В их нижней части внутри изобразить по 1 небольшому черному треугольнику (глаза).
  • При желании, дорисовать детали окружающей обстановки (водоросли, волы, песок, ракушки).

Бабочка

Рисунки бабочек, создаваемые малышами ладошками, будут выглядеть эффектнее, если на одной рабочей поверхности будет изображено более 2 насекомых, каждое из которых рисуется так:

  • В центре листа бумаги нарисовать вытянутый овал (туловище).
  • На верхней грани овала изобразить небольшой круг (голова).
  • Из головы вывести 2 вертикальные прямые, изогнутые к концу (усы).

  • Внутри круга нарисовать глаза и рот бабочки.
  • На обеих руках распределить яркую краску контрастных оттенков.
  • Пальцы рук направить в противоположную друг от друга сторону.
  • Поставив основания ладоней у боковых граней нарисованного овала, оставить отпечатки (крылья бабочки).

Павлин

Чтобы нарисовать павлина, необходимо:

  • В центре рабочей поверхности изобразить овал с неровными гранями так, чтобы визуально эта фигура была похожа на вертикальную восьмёрку.
  • В верхней части овала нарисовать глаза и клюв павлину.
  • На руках толстым слоем распределить краску контрастных оттенков.

  • Расположить основания ладоней сбоку основной фигуры. Оставить отпечаток.
  • Удалить остатки краски с рук.
  • Повторить п. 3 – 4, используя другие цвета краски.

Фламинго

Розового фламинго малыш сможет нарисовать так:

  • Равномерно распределить плотным слоем розовую краску на тыльной стороне ладони одной из рук.
  • Повернуть кисть горизонтально, направив пальцы в сторону боковой поверхности листа бумаги так, чтобы большой палец был сверху.

  • Дорисовать продолжение большого пальца, дополнив изображение изогнутым элементом (шея и голова). Внутри головы изобразить глаза и клюв фламинго.
  • Из нижней грани тыльной стороны ладони вывести 2 вертикальные линии, на концах которых изобразить 3 короткие прямые, направленные хаотично (ноги птицы).

Страус

Чтобы нарисовать страуса, малышу необходимо:

  • Нанести на тыльную сторону ладони черную краску.
  • Повернуть кисть пальцами вверх.
  • Оставить отпечаток.

  • Из нижней части вывести 2 вертикальные прямые (ноги птицы).
  • Дорисовать большой палец (голову), изобразив на его внутренней части глаза и клюв страуса.

Если ребенок хочет нарисовать слона, организовывать творческое занятие с ним, в таком случае, рекомендуется в соответствие с нижеприведенным алгоритмом:

  • Распределить на тыльной стороне ладони одной из рук серую краску плотным слоем.
  • Поставить руку пальцами вниз.
  • Оставить отпечаток.

  • Из боковой грани отпечатка вывести диагональную прямую (хвост).
  • Внутри отпечатка большого пальца необходимо дорисовать горизонтальные прямые, сделав его больше похожим на хобот.
  • Доработать изображение характерными чертами внешности слона (рот, глаза).

Улитка

Чтобы нарисовать улитку, необходимо:

  • Распределить по внутренней стороне пальцев руки краску контрастных оттенков. На тыльную сторону ладони наносить краску не нужно.

  • Сделать отпечаток пальцев в центральной части рабочей поверхности.
  • Доработать отпечаток большого пальца, дополнив его точками (глаза) и полукругом (рот).

Для создания изображения лисы необходимо:

  • Нанести на ладонь ребенку оранжевую краску. Кончики пальцев (до второй фаланги) раскрасить в черный цвет.
  • Повернуть ладонь пальцами вниз. Сделать отпечаток.

  • Из верхней грани отпечатка ладони сбоку вывести треугольник (морда животного). Нарисовать внутри треугольника глаза, рот и усы лисы.
  • Из боковых граней треугольника вывести еще по 1 треугольнику с каждой стороны (уши).
  • Отпечаток большого пальца доработать, сделав его конец более округлым (хвост).

Лошадь

Техника рисования лошади ладошками схожа с методом создания изображений других животных:

  • Распределить по тыльной стороне ладони коричневую краску.
  • Повернуть кисть пальцами вниз, после чего оставить отпечаток в центре рабочей поверхности.

  • Внутри отпечатка большого пальца нарисовать маленький черный круг (глаз).
  • Из боковой грани отпечатка ладони, с противоположной от большого пальца стороны, вывести вытянутый овал (хвост).
Читайте также:
Какой стол выбрать для первоклассника - читать советы онлайн в нашей статье

Рыбки

Нарисовать рыбок можно так:

  • Нанести толстый слой яркой краски на тыльную сторону ладони одной из рук.
  • На суставах пальцев поставить точки, контрастного оттенка в отношении основной краски.

  • Повернуть ладонь горизонтально. Оставить отпечаток.
  • Внутри отпечатка ладони, ближе к основанию, нарисовать маленький круг (глаз).
  • На боковой грани отпечатка нарисовать маленький овал, расположив его горизонтально (рот).

Для общего развития малыша взрослым необходимо ежедневно в игровой форме заниматься его обучением, параллельно изучая предрасположенности конкретного ребенка. Рисунки ладошками в детском саду способствуют раскрытию творческого потенциала подрастающего человека, а также успокаивают его нервную систему, приучают к аккуратности и усидчивости.

Пальчиковое рисование для детей в детском саду

  • Пальчиковое рисование в детском саду
  • Польза пальчикового творчества для малышей
  • Как творить пальчиками
  • Как и на чем рисовать
  • Меры предосторожности и правила
  • Идеи для рисования пальчиками и ладошками

Рисование — простое и увлекательное детское творчество, которое детвора осваивают с самого раннего возраста. Этот процесс формирует у детей чувство прекрасного, развивает их всесторонне. В детском саду рисованию учат даже самых маленьких детишек.

Пальчиковое рисование в детском саду

Рисование пальцами для детей можно начинать тогда, как только малыш начал сидеть. Ему будет интересно наблюдать, как остаются разные следы на бумаге.

В ясельной группе находятся детки, которым второй годик и до трех лет. Они еще не умеют удерживать в руке кисточки. Малышам нравится печатать пальчиками — с кистью им сложнее работать, а ладошкой очень легкое и простое увлечение. Рисование пальчиками для детей 3-4 лет в детском саду проводят, чтобы дети набирались опыта для дальнейшей работы с другими инструментами для творчества.

Техника работы пальчиками в ДОУ предусматривает, что дети дошкольного возраста будут работать ладошкой и кулачком. Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей детишек. Они учатся передавать свои ощущения и впечатления. Малышам полезно и интересно изучать возможности своей руки. С помощью ладошки они могут получать большое количество самых разных отпечатков, и дополнить их собственной фантазией.

Дополнительная информация! В этом возрасте не ставится цель создать какой-то конкретный образ — детворе интересен сам процесс. Они наслаждаются действием с красителями, получая яркие цвета.

Дети старше четырех лет могут работать с карандашами, фломастерами, но им интересен веселый процесс рисования пальчиками. С помощью фломастеров и цветных карандашей они могут дорисовать различные персонажи. Печатание пальчиками и ладошкой можно проводить в средней и старшей группе детсада, а также этот процесс нравится школьникам младших классов.

Польза пальчикового творчества для малышей

Ученые доказывают, что центры отвечающие за движение и за развитие речи расположены рядом. Деятельность одного центра взаимодействует с другим. Рисование ускоряет развитие детей, учит логическому мышлению. Используя красители разного цвета, они изучают их названия и узнают, что их можно смешивать и получить совершенно новый цвет.

Польза от пальчикового творчества в садике огромная:

  • Работая руками и пальцами, дети хорошо развивают мелкую моторику.
  • Когда дети научатся рисовать пальчиками, их легче будет обучить, как пользоваться карандашами, фломастерами.
  • Тренировка пальчиков и кисти руки — это подготовительный этап к переходу к работе с кисточками.
  • При смешивании пальчиковых красителей, малыш учится получать различные оттенки.
  • Рисование руками и пальцами для детей даёт своеобразный рефлекторный массаж для укрепления организма.
  • Учит использовать для создания образов образное и абстрактное мышление, познавательную активность.
  • Воспитывает усидчивость, старание, терпение.

Обратите внимание! Творческий процесс формирует у детей не только мелкую моторику рук, но и помогает развитию речи.

Как творить пальчиками

Отпечатки пальчиков напоминают мазок кисти. Печатание пальцами и ладошками можно использовать как базу для создания различных персонажей. Перед началом работы крохам показывают на листе бумаги, как ставить точки и делать линии. Малыш пробует дотронуться кончиком пальчика до краски.

Обратите внимание! Чтобы сменить цвет красителя, ребёнку потребуется вымыть пальчик в воде и вытереть его.

Творческая работа в нетрадиционной технике может иметь любую тематику. Много идей для живописи пальчиками для детей можно найти в окружающем мире. Идеи для подобных работ можно придумывать самые разные. Для самых маленьких детей — желтого круглого цыпленка, красные ягодки и так далее.

Когда малыши натренируются тыкать пальчиком в небольшие по размеру области, и их равномерно заполнять, можно дать им задачу посложнее:

  • нарисовать пальцами крупные объекты;
  • уложить отпечатки вдоль крутого завитка.

Сложная задача для детей — это укладывать отпечатки пальцев по кругу от центра (так располагаются пятна на хвосте у индюка или павлина). Таким методом можно украсить любой круглый предмет, начиная от центра и двигаясь по кругу к краям окружности.

Обратите внимание! Дети старшего возраста интересуются более сложными рисунками.

Чтобы получить отпечаток покрупнее, они прижимают пальчик к поверхности листа бумаги, и перекатывают его. Дальше нужно придумать, во что можно превратить этот получившийся овальный силуэт. Фломастером или карандашом они дорисуют цветной шедевр до того, что подскажет им фантазия — времена года, цветы, забавные зверьки и много других забавных изображений.

Рисование на тему «Осень»

Как и на чем рисовать

Для работы не понадобится никаких дорогостоящих приспособлений — нужен лишь минимальный набор.

Читайте также:
Эмоциональный интеллект ребенка: определение и методики развития

Обратите внимание! Пальчиковые красители имеют гелеобразную структуру и не требуют дополнительного разведения водой.

Они не растекаются, красиво ложатся на поверхность, позволяя создавать оригинальные изображения, поэтому детям удобно с ними творить, а рабочее место после работы остаётся относительно чистым. Они легко стираются с любой поверхности и отстирываются с одежды.

Творчество можно практиковать на самых разнообразных материалах: на бумаге, картоне, стекле, ткани и даже на собственном теле.

Зима — пора года, которую любят отображать дети. На Новый год можно придумать много интересных тем и создать множество рисунков пальцами. Любой зимний трафарет заполняется пальчиковыми отпечатками. Их можно дорисовывать разными фигурами, а при помощи нескольких пальчиков вместе создать пушистые детали.

Грамотно выстроенный конспект занятий поможет организовать детей, а воспитателю реализовать поставленные цели. Малыши 3–4 лет неусидчивы и активны, поэтому при составлении урока воспитатель продумывает организационные моменты работы, чтобы не было монотонности. Заготовки для рисования для малышей могут быть разные. Дети способны обводить карандашом готовые трафареты незамысловатых форм.

Важно! Шаблон чашки для рисования в детском саду — один из популярных подсобных материалов для обучения детей нетрадиционному рисованию. Рисовать кружочки-горошинки пальчиками удобно на чашечке.

Рисование на чашке помогает детям учиться равномерно распределять узор на чашке, формировать понятие «чайная посуда», расширить представление о посуде и с чего она сделана, из каких частей состоит.

У детей развито наглядно-образное мышление. Картинки, реальные предметы посуды должны быть перед глазами маленьких художников. Демонстрируя наглядные предметы, воспитатель сопровождает это рассказом, дошкольники поддерживают беседу по поводу услышанного.

Меры предосторожности и правила

Пальчиковые красители должны иметь идеальный состав без вредных компонентов, не токсичны и совершенно безопасны для детей. Малыш сразу потянет их в рот попробовать на вкус, поэтому лучше всего приобретать предназначенные изделия для детского рисования. Перед покупкой необходимо проверить, соответствует ли выбранный товар стандарту безопасности, не навредит ли здоровью его потребителей.

Обратите внимание! Можно изготовить безопасные красители дома. На килограмм муки добавить пять столовых ложек соли и две ложки постного масла. Ингредиенты тщательно перемешать и добавлять воду, пока не образуется консистенция сметаны. Переложить смесь в ёмкости, в каждую из них добавить разный пищевой краситель.

Малыш, не сможет заниматься творчеством, не вымазав одежду и все вокруг себя. Поэтому лучше сразу выделить для занятий место, которое затем будет легко отмыть.

Идеи для рисования пальчиками и ладошками

Дети умеют видеть красоту. Печатание ладошками — одно из любимых уроков дошкольников, которое переносит их в мир ярких и удивительных образов. Этот увлекательный процесс похож на веселую игру — дети раскрепощаются и раскрывают свои творческие возможности.

Уроки нетрадиционного рисования помогают достичь высокого художественного понимания, развить чувство цвета и композиции, перехода одних оттенков в другие.

Техника процесса работы простая: ребенок опускает свои ручки в краску или раскрашивает их с помощью кисти, а затем оставляет на бумажном листе отпечаток.

Обратите внимание! В разных коллективах детского учреждения используются различные приемы рисования: техника дорисовывания деталей, уровень сложности композиций, художественное творение пальцами целых многоцветных картин.

Техникой крупного мазка можно создавать красивые пейзажи. Пальчиками легко делать не только отпечатки, но и размазанные линии (например, иголки ежика).

Ветки елки получаются при проведении пальчиками по обе стороны от ствола, заборчик — прямые линии.
Спиральные линии создают силуэт цветущей розы — тема для красивой открытки для мамы на 8 марта.

Пальчиковое рисование для детей — очень полезное увлечение, которое дает возможность разнообразить жизнь ребенка. Чем раньше малыш начнёт заниматься нетрадиционным рисованием, тем быстрее он будет развиваться.

Лекция 1. Русский язык как предмет обучения

Лекция 1. Русский язык как предмет обучения

1. Образовательно-познавательное, воспитательное и практическое значение русского языка как учебного предмета в системе общего образования.
Цели и задачи обучения русскому языку.

В разные периоды развития отечественной школы ставились разные цели обучения русскому языку – узкие или широкие. Был период, когда русский язык вообще не изучался (1923-1927), но цели работы по языку формулировались. Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей науки (в данном случае лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Познавательные цели:

– формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

– вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

– эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.

Практические цели:

– формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

– вооружение учащихся нормами литературного языка;

– развитие умения связно излагать свои мысли.

Общедидактические (или общепредметные) цели:

– развитие логического мышления;

– обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.

2. Место русского языка в ряду других учебных дисциплин. Его связь с другими предметами (особенно с литературой и иностранными языками).

Обучение языку формирует философское мировоззрение школьников, включает их в социальную жизнь, дает им самое совершенное средство познавательной деятельности. Изучение языка развивает интеллект, оно должно быть опережающим по отношению к другим учебным предметам, по возможности – ранним, по преимуществу – практическим, направленным на овладение речевыми умениями: восприятием речи (устной и письменной), говорением и письмом – устным и письменным выражением мысли.

Читайте также:
Застенчивый ребенок - причины и что делать

С точки зрения психологии овладение языком – это одна из граней формирования личности. Она изучает процессы общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, механизмы речи (говорения, т. е. выражения мысли, и аудирования, т. е. восприятия чужой мысли).

Знание о месте русского языка среди других языков и о его функциях сложится у учащихся из следующих сведений: русский язык – один из двух с половиной тысяч языков мира; русский язык – один из славянских языков мира и один из славянских языков нашей Родины; русский язык в современном мире выполняет три функции: язык русского народа, государственный язык РФ, используемый как средство межнационального общения народов, населяющих Россию, и один из семи официальных рабочих языков ООН. Знания об этом имеют огромное значение не только для формирования лингвистического мировоззрения, но и для воспитания у учащихся, во-первых, уважения к другим языкам и народам – носителям этих языков; во-вторых, представления о равенстве всех языков при известном различии в уровне развития.

Связь с литературой заключается в развитии способности у учащихся формулировать свои мысли литературным языком. Для этого в учебниках русского языка традиционноиспользуются примеры из русской классической литературы XIX в.

3. Содержание школьного курса русского языка и его научные основы.

При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы.

Из четырех типов учебного материала в школьный курс русского языка входят три: знания о языке, языковые умения и способы деятельности с языковыми явлениями.

В школе изучается только часть научного курса русского языка. Объясняется это и возрастом учащихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой целью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний.

При формировании понятийной основы современного школьного курса русского языка (т. е. знаний о языке) составители программ руководствуются как общедидактическими принципами, так и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматриваются с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.

Основой минимизации научного курса русского языка для школы явились специальные критерии, т. е. принципы, вытекающие из задач школьного курса русского языка: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.

Русский язык как предмет обучения

автор: Тактарова Венера Ниязовна

Учитель родного языка и литературы МБОУ «Гимназия №152» Кировского района г. Казани

Русский язык как предмет обучения

Русский язык как предмет обучения

Специфика изучения русского языка как учебного предмета заключается в том, что он одновременно и предмет, и средство обучения. Основная задача обучения русскому языку– свободное владение им.

Главная функция русского языка в школе – обучающая. Процесс обучения складывается из:

1) изучения основ науки о языке и речи (теории);

2) обучение умениям и навыкам владеть языком в устной и письменной формах во всех его функциональных разновидностях (практические умения и навыки).

Основу изучения русского языка в школе составляет фундаментальная лингвистика (языкознание), включающая все ярусы современного русского языка, его историю, диалектологию, а также смежные науки: графику, орфографию, пунктуацию, функциональную стилистику. Понятно, что школьный курс русского языка — адаптированная учебная дисциплина, приспособленная к уровню интеллектуального развития учащихся. Ее содержание – общепризнанные в лингвистике понятия. Только в 70-е годы прошлого века в школьный курс были включены лексика, словообразование и учение о словосочетании.

  • Не менее важной функцией русского языка является развивающая: его изучение тесно связано с развитием логического, абстрактного, творческого мышления и с развитием речи.

От свободного владения языком зависит весь процесс обучения в целом.

  • Большое место уделяется воспитывающей функции языка, так как благодаря познанию языка и литературы развивается эмоциональная и духовная сферы личности, расширяется кругозор, формируется мировоззрение, что повышает культурный уровень школьника в целом.
  • Русский язык также является средством приобщения к сокровищам национальной и мировой культуры (культурологическая функция).

Задачи преподавания русского языка определяются социальным заказом общества, уровнем развития базовых наук (языкознания, литературоведения, философии, педагогики, психологии и частных методик) и предназначены:

1) дать глубокие и прочные теоретические знания по основам науки о языке;

2) развивать и совершенствовать речь учащихся, пополняя словарный запас и совершенствуя грамматический строй речи;

3) последовательно и планомерно вырабатывать и закреплять умения и навыки (языковые, речевые, правописные);

4) обеспечить развитие логического и речевого мышления школьников;
5) воспитывать целеустремлённость, самостоятельность в пополнении знаний, в решении поставленных задач;

6) сформировать эстетический взгляд на роль языка и речи в жизни общества.

Решение всех этих задач всецело зависит от учителя, его профессиональных качеств, которые вырабатывает методика преподавания русского языка.

Развитие речи — раздел методики русского языка, изучающий методы и приемы обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи учащихся, связной речи. Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая словесниками специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Читайте также:
Детям о войне - подборка стихов, песен, сочинений, загадок

Речевая деятельность имеет несколько видов:

Говорение (процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания)

Слушание ( смысловое восприятие устного высказывания)

Письмо ( смысловое восприятие устного высказывания)

Чтение (смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание).

Цель обучения связной речи — подготовить учащихся к речевому общению

в устной и письменной форме.

Задачи обучения связной речи учащихся:

овладеть нормами русского литературного языка

обогатить свой словарный запас

сформировать навыки и умения связного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

Язык и речь представляют две стороны речевой деятельности. Язык, речь и речевая деятельность взаимосвязаны, хотя имеют определенные различия.

Теория речевой деятельности рассмотрена в трудах Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева и других русских психологов и психолингвистов. Чтобы речевое развитие

ребенка проходило эффективно, необходимо четко представлять механизмы речевой деятельности, закономерности усвоения родной речи. Психологи рассматривают речь как

процесс восприятия и порождения высказывания.

Одним из основных элементов процесса порождения речевого высказывания является внутренняя речь:

О чем говорить? (предмет речи)

Что говорить? (содержание)

Зачем говорить? (мотив речи)

Кому говорить? (адресат)

Вывод из сказанного.

Являясь посредником между замыслом и высказыванием, внутренняя речь – это «мысленный черновик письменной речи».

Принципы обучения связной речи:

коммуникативный (Ведущий принцип методики развития речи. Подготовка школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме)

единства различия речи и мышления (Язык-средство общения и одновременно познания мира. Развивать речь ребенка значит учить его мыслительным операциям: синтезу, анализу, абстрагированию, обобщению, индукции, дедукции)

единства изучения языка и обучения речи (Язык и речь объединены понятием «речевая деятельность». Усваивая единицы языка в единстве их значения, формы и функции, школьники учатся употреблять эти единицы в речи. Выполняя упражнения, направленные на усвоение норм русского литературного языка, школьники развивают свою речь

опора на синтаксическую модель, образец (Создание текста как микросистемы, функционирующей в качестве основной коммуникативной единицы, имеющей смысловую коммуникативную законченность в общении. Для построения высказывания на первый план выдвигается умение школьников правильно представить замысел (модель)создаваемой речи: выбрать структуру и наполнить ее лексическими единицами)

контекстный принцип (Анализ языковых единиц в их связях . Языковые единицы необходимо рассматривать в контексте, так как каждая единица обусловлена семантикой и грамматическими свойствами. Только контекст может показать семантику языковой единицы всех уровней)

принцип непрерывности работы (Развитие речи учащихся происходит на уроках регулярно, являясь аспектом изучения русского языка. Словарная работа, работа над словосочетанием и предложением, элементы стилистики и культуры речи, беседы, связные развернутые ответы по грамматике, сочинения, изложения- все это создает непрерывную систему развития речи учащихся)

Обязательный минимум обучения связной речи:

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текстов.

Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной,

явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-

смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением,

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и

сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения: ознакомительным, изучающим,

просмотровым; приемы работы с учебником и другими информационными

источниками, включая ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,

Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспектов,

отзывов, рецензий, аннотаций.

Написание писем, расписок, доверенностей, заявлений.

Умения, вырабатываемые развитием речи:

осмысливать коммуникативную задачу автора текста

раскрывать тему, основную мысль высказывания, определять тип речи

выделять микротемы, составлять план

отбирать и систематизировать материал

подробно, сжато и выборочно излагать содержание текста с учетом коммуникативной задачи, языковых особенностей текста-образца.

Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и

определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником,

реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное речевое произведение, текст. Пр этом каждое из обозначенных в программе речевых

произведений выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и

как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные

умения. Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.

Методика школьного курса русского языка

В пособии предлагается материал, призванный способствовать усвоению студентами специальности 5В011800 знаний и формирования практических навыков по методике преподавания русского языка. В содержании и структуре пособия нашли отражение основные требования к организации обучения на основе кредитной технологии. Приоритетными направлениями являются: учет перспектив освоения предмета, связь теории с практикой, научность материала, последовательность изложения, ориентир на сознательность в работе по формированию профессиональных знаний.

Оглавление

  • Предисловие
  • Тема 1. Методика русского языка как наука
  • Тема 2. Общие вопросы преподавания русского языка в школе
Читайте также:
Что нужно ребенку в школу: список самых важных вещей для 1 класса

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика школьного курса русского языка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. Методика русского языка как наука

Предмет и задачи курса методики. Среди обязательных учебных предметов, осваиваемых студентами специальности «Русский язык и литература» в вузе, особое место занимает дисциплина, призванная дать ответ на самые актуальные вопросы дидактической направленности: чему учить? кого учить? как учить? Эта дисциплина носит название «Методика преподавания русского языка» и характеризуется как частная дидактика, представляющая собой специальную отрасль научных знаний.

Методика преподавания русского языка (МПРЯ) — это наука, которая определяет цели, содержание, объем и структуру учебного предмета «Русский язык»; изучает и описывает наиболее рациональные методы и приемы его преподавания, исследует условия и пути усвоения учащимися точно очерченного круга лингвистических знаний, овладения конкретными практическими умениями и навыками.

Цель данного предмета — рационализировать процесс современного обучения в различных типах школ, вооружить учителя арсеналом методов и приемов, сформировать навык использования тех из них, которые будут наиболее эффективны в каждом конкретном случае. Рациональность отобранных приемов определяется их соответствием характеру и содержанию излагаемого материала, возрастными особенностями класса, индивидуальными характеристиками обучающих и обучаемых. МПРЯ вооружает учителя умением выбирать нужный метод в соответствии с указанными условиями и определять траекторию познавательной деятельности учащихся.

Задачи учебной дисциплины сводятся к следующему:

— помочь построить теоретически обоснованную систему обучения предмету «Русский язык»;

— показать специфику проведения аспектных уроков на основе учета тематики и содержания разделов лингвистики;

— представить основные закономерности в работе по развитию речи;

— определить оптимальные способы взаимосвязи обучаемых и обучающих при организации различных видов работы;

— предложить конкретные рекомендации, направленные на организацию работы по совершенствованию всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Методологическая основа МПРЯ. Методология науки — это учение о принципах ее построения, развития, формах и способах научного познания в ней. Методологической основой данной науки являются разработанные философами, педагогами, психологами положения о теории познания, о личностном и системном подходе к процессу освоения учебного материала, о роли деятельности в становлении всесторонне развитой личности. Названные положения нашли специфическое выражение в методике и ее основополагающем обеспечении способами и средствами обучения.

Способы формирования диалектического мировоззрения учащихся, исследование потенциала учебного предмета для реализации воспитательных задач, пути использования социальных возможностей языка, разработка понятийной системы науки, ее внутри — и внешнепредметных связей — вот тот круг проблем, решение которых составляет методологическую основу данной отрасли знаний. Рассмотрение вопросов о соотношении теоретического и практического, рационального и эмоционального, фундаментального и прикладного, культурологического и социального обеспечивает теоретическую базу МПРЯ.

Средством выражения и существования мышления является язык. Обучение языку развивает мышление. Для методики преподавания русского языка важны следующие исходные положения философии: язык — средство человеческого общения; язык неразрывно связан с сознанием и мышлением. Речь выполняет социальную функцию, и учителю-словеснику необходимо добиваться, чтобы она воспринималась каждым учеником как важное средство познания, оформления и выражения мысли. Точному и грамотному использованию речи способствует усвоение теории лингвистики: ее понятий, правил, норм. Отсюда необходимость конкретизации функций языка и речи: язык — средство общения в потенциальном плане; речь — средство общения в реальных условиях.

Связь методики с другими науками. Диалектико-материалистический подход к решению общих и частных проблем обучения языку обеспечивает подлинную научность указанной дисциплины, что свидетельствует о связи МПРЯ с философией. Философия познания рассматривает обучение в развитии, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями, в единстве с практикой. В диалектическом процессе познания ведущая роль принадлежит человеческому сознанию, мышлению как высшей форме познавательной деятельности человека. Для процесса познания характерны следующие этапы: восприятие информации, ее осмысление, запоминание, практическое применение. При изучении каждой темы, составившей курс русского языка в школе, учитель организует названные этапы познания в полном соответствии с рекомендациями гносеологии.

Теоретические положения методики формируются и разрабатываются на основе данных психологии. Психология рассматривает закономерности обучения языку, особенности психики человека, работу органов чувств. Она дает представление об особенностях человеческой памяти, о возрастных и индивидуальных характеристиках обучаемых. Психология изучает также особенности усвоения второго языка, те связи, которые устанавливаются в сознании обучаемого. Влияние родного языка при изучении русского языка как неродного может быть двояким: способствующим его усвоению (транспозиционным); тормозящим овладение им (интерферентным).

Явления интерференции и транспозиции следует учитывать при планировании работы над усвоением неродного языка. Вопросы обучения языку на основе образного, логического, критического и ассоциативного мышления также исследуются на основе данных, взятых из психологии.

Методика преподавания русского языка тесно связана с педагогикой — наукой, изучающей закономерности процесса обучения и воспитания. МПРЯ — частная дидактика, т. к. она занимается вопросами обучения одному из предметов, опираясь на положения, характеризуемые как общедидактические принципы: научность, единство обучения и воспитания, связь теории с практикой, доступность, сознательность, активность, последовательность и преемственность, использование средств обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, организация внутрипредметных и межпредметных связей.

Методика освоения любого предмета опирается на соответствующую науку, поэтому МПРЯ тесно связана с лингвистикой: лингвистика изучает закономерности языка, а методика — закономерности его усвоения. Для развития МПРЯ лингвистика предоставляет в ее распоряжение строго научные данные о языке; новое в лингвистике находит отражение в методике.

Читайте также:
Как выбрать качественный школьный ранец - советы родителям

Актуальные проблемы современной методической науки. В настоящее время большого внимания заслуживает работа, направленная на пересмотр учебных планов различных типов школ в аспекте интеграции лингвистических дисциплин для би — и полилингвальной подготовки выпускников. В лицеях и гимназиях лингвистическая подготовка учащихся осуществляется на базе филологических кафедр, объединяющих учителей-словесников. Приобретает особую актуальность вопрос о создании программ по русскому языку. Помимо типовой, разрабатываются и внедряются вариативные авторские программы, дающие возможность учителям ярче отразить свое видение перспектив освоения предмета. Существенное значение имеет также разработка альтернативных учебников, позволяющих учителю определить ту методическую систему и то содержательное обеспечение, которые он считает наиболее рациональными. Изменение содержания и структуры предмета предполагает инновационные подходы к разработке методических траекторий. Предстоит осуществить выбор таких технологий обучения, которые призваны повысить у школьников интерес к изучению языка и сформировать определенный круг общепредметных речевых навыков, дающих представление о функциональной значимости изучаемого предмета.

Методы научного исследования. МПРЯ, как и всякая наука, имеет свои методы исследования. Методы исследования — это действия, цель которых — разработка научных проблем обучения. В МПРЯ наиболее востребованными считаются следующие из них:

1. Изучение и анализ методической литературы.

2. Наблюдение за учебным процессом и его анализ.

3. Изучение и обобщение опыта работы учителей-словесников.

4. Проведение анкетирования, опросов, бесед.

5. Экспериментальное обучение.

Для качественного усвоения методической теории необходимо знать ее историю, те основные этапы, которые способствовали эффективной организации процесса обучения русскому языку. Здесь следует указать на значение «Грамматики словенского языка» М. Смотрицкого, «Руководство учителям 1 и 2 разряда народных училищ» Т. Янковича де Мириево, «Букварь» К. Истомина, «Российскую грамматику» М. Ломоносова. Особого внимания заслуживает труд Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка»: опубликованный в 1844 г., он ознаменовал собой рождение методической науки.

Во второй половине XIX — начале ХХ века наблюдается бурное развитие методики. И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Д. Алферов, В. И. Водовозов, С. Я. Стоюнин, Л. И. Поливанов, В. П. Шереметьевский, Н. Ф. Бунаков, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов внесли весомый вклад в развитие МПРЯ. В советский период в области лингводидактических изысканий работали А. М. Пешковский, П. О. Афанасьев, М. А. Рыбникова, Е. И. Истрина, В. А. Добромыслов, М. В. Ушаков и др. В настоящее время большой популярностью пользуются труды А. И. Власенкова, Е. Н. Быстровой, А. В. Текучева, М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Е. И. Никитиной, М. М. Разумовской, М. В. Панова и др.

Вопросами преподавания русского языка в школах с русским и нерусским языком обучения в Республике Казахстан занимаются методисты, чьи научные исследования казывают существенное влияние на качество работы учителей-словесников. Достаточно назвать такие известные в стране имена: Г. Ф. Гуревич, Х. А. Бекмухамедова Р. Д. Есенжолова, В. К. Павленко, С. С. Масгутова, Н. Н. Шманова, А. Ф. Нармухамедова, М. Р. Кондубаева, Э. Д. Сулейменова, Г. А. Кажигалиева и др.

На страницах республиканского методического журнала «Русская словесность в школе» авторы (преподаватели вузов, методисты, учителя) рассказывают о новых технологиях и интерактивных методиках, применяемых в обучении русскому языку.

Задания для СРС

1. Приступить к созданию методического словаря профессиональной направленности, в котором дать определение понятиям: дидактика, методика, лингводидактика, методы исследования, общедидактические, частнодидактические (общеметодические), частнометодические принципы.

2. Выделить в образцах поурочных планов (см. приложение) фрагменты, характерные для этапов познания (восприятие, осмысление, запоминание, применение).

3. Подготовить сообщение, посвященное общедидактическим принципам, используя сведения, полученные на занятиях по педагогике, и примеры лингвистической направленности.

4. Составить на материале параграфа опорную таблицу «Связь методики русского языка с предметами базового и профилирующего циклов».

5. Написать реферат об одном из выдающихся методистов XIX — ХХ столетия.

Русский язык как учебный предмет. Цели и задачи его преподавания в школе.

Методика преподавания русского языка как наука, предмет, цели, задачи, связь с другими науками.

Методика определяет принципы, методы и приемы обучения русскому языку, закономерности его усвоения учащимися.

Предмет методики – процесс обучения русскому языку, который включает изучаемый языковой материал, деятельность учителя, который его преподносит, деятельность учащихся, которые этот материал познают, результат обучения.

a) Зачем изучать? Определение целей и задач обучения русскому языку как родному.

b) Чему учить? Определение содержания обучения, составление программ, учебников, пособий. Методика определяет минимум необходимых знаний.

c) Как учить? Методы и приемы обучения, конструирование уроков.

d) Как контролировать усвоенное? Определение критериев оценки и методов контроля.

Методика связана с другими науками:

a) философия, которая обеспечивает понимание целей и задач обучения языку. Установлена связь языка и сознания, языка и мышления.

b) психология. Методика опирается на нее в изучении процессов восприятия учебного материала, его запоминания, воспроизведения. Понятия знания, умения и навыки взяты из психологии.

c) языкознание. Язык – система, и все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии.

2. Принципы(формы работы) преподавания русского языка.

Русский язык как учебный предмет. Цели и задачи его преподавания в школе.

Учебный предмет в школе – это приспособленная к изучению научная дисциплина или область деятельности. Основу русского языка как учебного предмета составляет наука о русском языке. В нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки – графика, орфография и пунктуация. В разные периоды развития школы состав учебного предмета менялся. На каждом этапе либо уточнялись цели обучения русскому языку, либо совершенствовались его состав и структура и т.д. Например, русский язык то изучался с I по XI класс, то только с I по VIII класс.

Читайте также:
Родительский контроль на телефоне ребенка: как установить и пользоваться

Учебный предмет “русский язык” в современной школе имеет познавательно-практическую направленность. Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Языковая компетенция. Ознакомление с устройством и функционированием родного языка.

Коммуникативная компетенция. Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция. Это знания о самой науке “русский язык”, о ее разделах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении языка.

Вместе с тем “русский язык” выполняет и общепредметные задачи и цели: развитие логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по языку, работать с литературой.

4. Состав и структура учебного предмета «Русский язык».

Программу школьного курса составляют основные сведения о современном русском литературном языке, элементы сведений о истории языка, его современных разновидностях (территориальные и профессиональные диалекты).

a) система понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики русского литературного языка, некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке, как развивающемся явлении, речеведческие понятия, сведения об основных нормах русского литературного языка.

b) сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Материал по классам распределяется следующим образом:

a) в 5-7 классах изучается фонетика, графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, орфография;

b) в 8-9 классах – синтаксис. Первоначальные сведения о синтаксисе и пунктуации вводятся уже в 5 классе.

Работа по культуре речи предусматривается всегда. Предусматриваются вводные уроки о языке, раскрывающие роль и значение русского языка в стране и за ее пределами. Большое место отводится повторению (специальные часы в начале и конце года). На развитие связной речи выделяется 1/5 учебного времени. В конце программы каждого класса в специальном разделе перечисляются основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения языка и речи. В программе указан годовой объем учебного времени по каждому классу, плюс распределение количества часов по темам программы.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 62 ; Нарушение авторских прав

Методика обучения русскому языку и литературному чтению — Предмет и задачи методики обучения русскому языку

Методика обучения русскому языку как педагогическая наука ведет свое начало с середины 19 в. В 1861 году был издан первый учебник по методике – книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка».

У истоков методики стояли такие известные ученые, мыслители, как К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, А.М. Пешковский, В.П. Шереметьевский и др. Методика – самостоятельная наука. Она относится к педагогическим наукам. Особенно тесно связана с дидактикой.

Как известно, дидактика рассматривает общие проблемы теории обучения: цели и задачи обучения, средства, методы, формы, приёмы, современные образовательные технологии и др. Дидактика – это общая теория обучения.

Методика же – частная теория обучения, теория обучения какому-либо конкретному предмету (русскому языку, математике и др.). Все проблемы дидактики в методике, например, русского языка рассматриваются применительно к обучению русскому языку. Предмет методики обучения русскому языку и литературе – процесс обучения русскому языку в начальной школе.

Предмет и задачи методики обучения русскому языку

Методика обучения русскому языку как наука является отраслью педагогической науки. Бытует мнение, что методика обучения русскому языку есть междисциплинарная область знания, связанная с лингвистикой, литературоведением, психологией и др. Такой подход отрицает методику как самостоятельную теоретическую науку. Иногда методике обучения русскому языку отводят роль прикладной дисциплины, которая основывается на использовании знаний, заимствованных из других наук.

Как и в первом случае, методике отказывают в праве иметь свой предмет, он подменяется совокупностью положений, взятых из разных научных областей. Вопрос обучения русскому языку, таким образом, не рассматривается как самостоятельное направление, целостная система. В этом случае содержание методики составляет набор фрагментарных сведений, касающихся лишь отдельных сторон педагогической реальности. Вслед за М. Р. Львовым1 многие специалисты рассматривают методику обучения русскому языку как самостоятельную дисциплину.

1) собственные предмет исследования и понятийный аппарат;

2) присущие данному предмету закономерности;

3) специфичные задачи исследования;

4) собственные методы исследования.

Предметом методики обучения русскому языку являются сущность, закономерности, тенденции и перспективы обучения младших школьников русскому языку. Сущность обучения русскому языку раскрывается во взаимодействии учителя и ученика при реализации субъект-объектной модели обучения. Взаимодействие это может иметь разную направленность, протекать в многообразных формах.

При этом учитель как субъект всегда организует деятельность ученика как объекта, управляет формированием этой деятельности. В свою очередь, организация и управление со стороны учителя определяют характер деятельности ученика с точки зрения ее активности, самостоятельности, мотивированности, проявления интереса к данной деятельности и др.

В этой связи на новую парадигму образования, исполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по реализации деятельностного и компетентностного подходов зависит прежде всего от направленности дидактической деятельности учителя и меньше всего от каких-либо других внешних факторов.

Читайте также:
Ребёнок левша: сложности в школе, особенности развития и обучения

Как и во все времена, учитель в процессе обучения остается центральной фигурой, от его усилий зависят результаты обучения. Здесь можно было бы и возразить: «А как же обучение с помощью различных мультимедийных программ?» И в этом случае специалист в облас ти обучения незримо присутствует при организации деятельности обучаемого, управляет ее формированием. Мы имеем дело с программами для ученика, составленными учителем особым образом. Общие закономерности обучения русскому языку выражают существенные связи и отношения между содержанием, условиями обучения и его результатами.

Методика видит процесс обучения как совокупность причинно-обусловленных процессов, охватываемых закономерностью. Например, в содержании обучения наш отбор знаний и построение логики их подачи во многом определяют то, какая картина мира будет нарисована в сознании обучаемого, какое ценностное отношение к миру будет воспитано.

Передача знаний учащимся в готовом виде при использовании репродуктивных методов обучения, что характерно для «школы зубрешки», чаще всего ведет к формированию репродуктивных видов деятельности, воспитывает личность как исполнителя с низкой степенью активности и самостоятельности. Степень активности и самостоятельности обучаемого в деятельности определяет его отношение к этой деятельности и т.д. Моделируя процесс обучения русскому языку на основе выявленных закономерностей, можно определить его тенденции как направления в развитии, увидеть его перспективы как видимое издали.

Характеризуя методику обучения русскому языку как науку, следует также указать, что до недавнего времени она была эмпирической, в ней слабо использовался математический аппарат, хотя известно, что наука приобретает точность, строгость, статус науки «сильной версии» только при использовании в ней средств математики. Поэтому в настоящее время математизация методики обучения русскому языку является ведущей тенденцией ее развития, что избавляет от одностороннего описания педагогических фактов без глубокого погружения в их сущность.

Долгое время методика обучения русскому языку основывалась на анализе педагогического опыта — расчленении целостного учебного процесса на части. В настоящее время, благодаря более широкому использованию структурного метода и метода моделирования, стал чаще применяться синтетический подход, при котором обучение младших школьников русскому языку мыслится как целое, как система. Это позволяет наметить пути повышения качества обучения младших школьников русскому языку.

Связь методики обучения русскому языку с другими науками

В современной методической науке утвердилось мнение1, что программа обучения детей русскому языку должна строиться с использованием достижений, во-первых, науки о языке (фонологии, фонетики, морфемики, теории словообразования, функциональной грамматики, типологии и лингвистики текста, функциональной стилистики, стилистики художественной речи, теории культуры речи, теории речевой деятельности), во-вторых, смежных научных областей (философии, философской и педагогической антропологии, психологии, педагогики и др.).

Главным при реализации программы обучения русскому языку должен стать ее потенциал для низации познавательной деятельности учащихся, направленной на усвоение ими богатейшего опыта языковой культуры с учетом широких потребностей современного российского общества. Поэтому методика обучения русскому языку тесно связана с другими науками, опирается на их богатый потенциал.

Издавна методика обучения русскому языку имеет тесные связи с философией (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость — любовь к мудрости, любомудрие). Философское познание являет собой активную мыслительную деятельность, направленную на приобретение общих знаний о мире и человеке в виде представлений, понятий, теорий. Это познание основывается на открытых Аристотелем правилах логического мышления, сформулированных в виде законов логики.

При помощи философии формируется мировоззрение человека как система взглядов на окружающий мир, отношение к нему, место в нем самого человека. Знание любой из точных наук не дает человеку возможности понять смысл жизни. Постижение смысла жизни является прерогативой философского знания. Философия позволяет человеку осознать не только то, что его окружает, но и свой собственный духовный мир, она дает ему возможность найти себя.

Значительную часть философского знания составляют понятия о прекрасном и безобразном. Философская картина мира включает эстетические представления и эстетическое отношение человека к тому, что его окружает, к самому себе. Поэтому переплетение философии и искусства осуществляется самым тесным образом. В современной философии нередко поднимается проблема затоваривания знанием.

В науке накоплено такое количество знаний, что человек уже не в силах его «переварить». Человек пользуется уже сделанными открытиями науки и как бы не нуждается в новых. Становится ясным, что дальнейшее развитие человеческой мысли и знания, творческие усилия невозможны без поисков новых смыслов. Для методики обучения русскому языку философское знание имеет исходное значение.

Оно является базовой основой для определения целей обучения при осмыслении места человека в мире, выявлении его взаимоотношений с миром. Поэтому от системы философских взглядов зависит направление педагогического поиска. Философия — это наука о методах и формах познания, т.е. она — методология науки. Функция философии (по отношению к методике обучения русскому языку как составной части педагогики) проявляется также в том, что она разрабатывает систему общих принципов и методов научного познания. Философская теория познания позволяет выявить существенные стороны учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, определить закономерности педагогического процесса в целом.

Методы исследования в методике обучения русскому

В своей профессиональной деятельности учитель не всегда заимствует готовые шаблоны, чаще всего ему при решении проблем обучения приходится заниматься исследовательской деятельностью. Для решения той или иной педагогической задачи (например, построение модели образовательного процесса, оценка эффективности учебного процесса при реализации на практике данной модели обучения) учитель начальных классов должен овладеть методами педагогического исследования.

Читайте также:
Что должен знать и уметь ребенок к 1 классу - готовимся к школе

Под методом (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) научного познания следует понимать совокупность способов получения нового знания, практического или теоретического познания действительности. Методика обучения русскому языку как наука обладает собственным арсеналом методов исследования, с помощью которых добывается информация, осуществляется ее анализ, обобщение, классификация и т.д.

Результатом становится обнаружение существующих в педагогике закономерностей процесса обучения, развития и воспитания школьников. Учет этих закономерностей позволяет повысить качество образования. Методы исследования во многом определяются характером решаемой педагогической проблемы, что позволяет выделить среди них практические и теоретические. Перечислим практические (эмпирические) методы исследования:

а) методы сбора эмпирических данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.);

б) методы контроля и измерения (срезы, тесты, шкалирование);

в) методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные);

г) методы оценивания (самооценка, экспертная оценка, рейтинг);

д) методы внедрения результатов педагогического исследования (педагогический эксперимент, опытное обучение, массовое обучение).

Наблюдение, несомненно, является одним из самых старейших исследовательских методов. Наблюдение как метод сбора эмпирических данных есть целенаправленное, комплексное (в поле зрения находятся все существенные стороны наблюдаемого) и систематическое изучение тех или иных сторон учебного процесса, а также всего процесса в целом в естественных условиях.

Наблюдение предполагает: определение задач, объектов наблюдения; фиксацию результатов, накопление научного материала; обработку полученных данных, их анализ, сравнение, обобщение, классификацию и т.д.

Наблюдение завершается формулировкой выводов, что позволяет осуществить модернизацию учебного процесса — его изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. По временной организации наблюдение может быть непрерывным и дискретным (проводится в отдельные промежутки времени). По частоте применения — постоянным, повторным, однократным и многократным.

Наряду со многими достоинствами, такими как доступность, распространенность, наблюдение как метод исследования имеет и существенные недостатки.

Так, наблюдение требует больших затрат сил и времени; не позволяет активно вмешиваться в учебный процесс; при наблюдении возникает опасность получения недостоверных данных; оценка результатов наблюдения нередко зависит от субъективной позиции наблюдателя, от которого могут оказаться скрытыми некоторые явления и процессы, и др. Отметим, что наблюдение является пассивным методом педагогических исследований, не требует от исследователя вмешательства в поведение изучаемого объекта.

Принципы методики русского языка

Принципом принято называть основное, исходное положение какой-либо теории, учения, деятельности людей. Принципы формулируются на основе изучения законов развития природы и общества, закономерностей какой-либо деятельности.

Методика как самостоятельная педагогическая наука в своем развитии опирается на целый ряд принципов. Во-первых, это принципы дидактики, так называемые общедидактические принципы: воспитывающего и развивающего характера обучения, систематичности и последовательности, доступности и посильности, наглядности, сознательности и активности учащихся в процессе обучения, прочности, связи теории с практикой, осуществления индивидуальнодифференцированного подхода в обучении и др.

В настоящее время актуальными для методики начального обучения русскому языку стали принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В. Занковым: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в процессе обучения, прохождение материала более высоким темпом, осознание учащимися самого процесса обучения и др.

Есть ли у методики русского языка свои (методические) принципы обучения? Вопрос труден и не до конца исследован. Можно говорить о проблеме принципов в методике русского языка. Трудность решения этой проблемы обусловлена прежде всего тем, что не исследованы и не выявлены до конца законы и закономерности обучения русскому языку.

В работах Л.П.Федоренко «Принципы обучения русскому языку (М., 1973 г.), «Закономерности усвоения родной речи» (М., 1984 г.) предпринята попытка выделить основные закономерности развития речи ребенка в процессе изучения языка и сформулировать соответствующие принципы методики. Кратко охарактеризуем их:

1. Закономерность: при изучении языка необходимо обратить внимание на тренировку органов речи для совершенствования произносительных речевых навыков. Принцип — развитие внимания к материи языка, к практическому развитию органов речи.

2. Закономерность: в языке соблюдается единство формы и содержания каждой языковой единицы. Принцип – изучение языка с учетом «понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков».

3. Закономерность: в процессе обучения языку происходит усвоение средств выразительности речи. Принцип – внимание к выразительности речи, разграничение сообщающей и стилистической функций языковых знаков.

4. Закономерность: при обучении языку важно опираться на языковое чутье ребенка. Принцип – развитие чувства языка или языкового чутья у учащихся.

5. Закономерность: устной речью младшие школьники овладевают раньше, чем письменной. Принцип – «опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной», опора на устную речевую практику ребенка в изучении языка.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: