Ролевые игры для детей в детскому саду и с родителями: польза, особенности

Сюжетно-ролевые игры для детей – почему они важны

Сюжетно-ролевые игры это – игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ребенок черпает в окружающей его реальности.

Почему сюжетно-ролевые игры так важны для любого ребенка

Ребенок пытается научиться вступать с окружающими в контакт, разговаривать, внимательно слушать ответы, пользоваться мимикой и жестами для того, чтобы передать свои мысли и чувства, поэтому такие игры очень важны.

Ролевые игры – это традиционное увлечение каждого ребенка. В таких играх малыш формируется как самостоятельная личность. Такие игры помогают ребенку наладить общение со сверстниками, научиться оказывать помощь, проявлять внимание, заботится об окружающих. Чем старше становится малыш, тем дольше, ему нравится общаться со сверстниками.

Чем хороша сюжетно-ролевая игра, что она дает ребенку, чему может научить:

  1. Общению со сверстниками;
  2. Находить решения при конфликтах;
  3. Сопереживать;
  4. Выражать эмоции, даже негативные;
  5. Развивает фантазию;
  6. Помогает адаптироваться к детскому саду;
  7. Просто полезное времяпрепровождение

Переход к новой игровой форме общения

Чем старше становится ребенок, тем больше самостоятельности проявляет, тем больше меняются игры. Круг его общения ширится, он присматривается к новым знакомым и друзьям, учится воспринимать новую информацию и передавать в ответ собственную. Если малышу понравились новые друзья, он будет выказывать им симпатию и с удовольствием с ними играть.

Самостоятельно играть в сюжетно-ролевую игру ребенок не сможет, а если и будет играть, то очень недолго. Так происходит, потому что малыш еще не полностью освоился с окружающим миром. Вам нужно играть вместе с ребенком, это позволит ему получить необходимые знания о жизни взрослых и его игры наполнятся разнообразием.

Какие сюжетно-ролевые игры устраивать дома и как в них играть с ребенком

После пяти лет сюжет игры уже более развернут, в нем появляются конкретные детали, сама игра уже длится достаточно долго и становится намного интересней. Сюжеты для своих игр малыши черпают из окружающей действительности и все действия в них отражают реальность.

Разнообразие семейных сюжетно-ролевых игр полностью зависит от фантазии родителей. Можно предложить ребенку массу интересных игр. Например:

  1. Построить космический корабль;
  2. Поиграть в доктора и полечить любимые игрушки:
  3. Стать поваром и приготовить что-нибудь вкусненькое;
  4. Поиграть в продавца;
  5. Устроить игру в дочки-матери.

Вариантов игры очень много, все зависит только от вашего желания и фантазии. Такие игры с родителями знакомят детей с ситуациями, которые встречаются в повседневной реальности, помогают развитию воображения и дают возможность ребенку представить себя взрослым человеком.

Сколько времени необходимо уделять игре

Любой родитель прекрасно знает своего ребенка, поэтому может сразу заметить, если игра ему надоела. В этом случае лучше игру закончить.

Роль в игре родителей

Родители могут предложить ребенку поиграть в какую-нибудь игру, связанную с реальными событиями. Если учесть то, что у ребенка ярко выражена склонность к подражанию, то, придумывая сюжетно-ролевую игру, родитель получает уникальную возможность повлиять на развитие будущих наклонностей своего ребенка и его воспитание.

Существуют три правила для организации сюжетно-ролевых игр, которые стоит знать:

  1. Нельзя принуждать ребенка к игре;
  2. Фантазию ребенка, категорически нельзя удерживать в каких бы то ни было границах;
  3. Постарайтесь придумать игре интересное развитие.

Важную роль играет умение начать ролевую игру, не менее важно ее остановить либо перевести на другой сюжет. Играть с ребенком нужно столько времени, сколько ему хочется, нельзя отказываться, даже если вы устали или вам просто надоела игра.

Старайтесь следить за играми ребенка, если он продолжительное время играет в одну и ту же игру, и в ней нет развития, вам стоит вмешаться и помочь ему в развитии сюжета. Таким образом, вы покажете малышу, как можно изменить ситуацию.

Не стоит бояться того, что малыш повторяет свою игру. Возможно, она ему очень нравится, но скорее всего он просто закрепляет уже полученные знания. В этом случае лучше не вмешиваться, пусть он сам развивает игру, дополняя ее новым сюжетом. Ребенок должен самостоятельно научиться фантазировать и логически мыслить. Родителям нужно только наблюдать за игрой со стороны и помочь в исправлении либо изменении ситуации. Главным героем сюжетно-ролевой игры должен быть ребенок, а взрослый стоять на втором плане, как помощник, не более.

Когда взрослому нужно вмешаться в игру

Если вы заметили, что игра стала жестокой, злой и все герои сплошь монстры и чудовища нужно вмешаться. Не стоит сразу же бросаться к малышу и останавливать игру. Сначала подумайте о том, как вы объясняли ему, что такое добро и зло, что такое о хорошо, а что такое и плохо. Маленькому ребенку трудно разобраться во всех этих понятиях, тем более, если у него есть примеры из современных мультиков. Понаблюдайте некоторое время, в какого “монстра” играет ваш ребенок, возможно, он не так уж и плох. В такой ситуации можно обратить внимание на то, какие мультфильмы любит ваш ребенок, и посмотрите их вместе с ним. В ходе просмотра вы сможете высказать несколько замечаний в связи с поведением героев мультфильма, и малыш их обязательно запомнит. Если поймете, что ребенок специально продолжает устраивать игры с жестокими сюжетами, поговорите с ним, возможно у него накопилась агрессия, которую необходимо выплеснуть. В этой ситуации душевный разговор может помочь, ребенок выговорится, и агрессия исчезнет.

Игры, в которые любят играть дети

Чаще всего сюжетно-ролевые игры начинаются с семейных сюжетов. Игре в “семью” ребенка учить не нужно, он играет сам, родителям нужно только наблюдать и делать выводы, в зависимости от сюжета. Наблюдая за игрой, вы поймете, как ваш ребенок оценивает обстановку в семье, поведение близких, и возникающие проблемы. Лучше всего предложить ребенку поиграть в “семью” вместе, где вы возьмете на себя роль ребенка, а малыш примерит на себя роль главы семьи. Такая игра очень сближает и ребенок будет счастлив от того, что вы будете его слушаться и выполнять все, что он скажет.

Читайте также:
Пластилинография для детей: как научиться рисовать пластилином

Большой популярностью у детей пользуются сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиями, особенно с теми, представителями которых являются его родители. Все дети очень любят строить домики. Ребенок накрывает тканью или одеялами стол, или стулья и этот домик становится его крепостью, где он чувствует себя полноценным хозяином, который может выбирать гостей.

Сюжетно-ролевая игра может многое рассказать родителям о чувствах и переживаниях ребенка, нужно только за ней следить, и вы все поймете.

Небольшие выводы из всего сказанного:

  1. Для нормального развития ребенка нужно потихоньку усложнять ролевые игры;
  2. Придумайте игры, которые могут с ним играть только мама или папа, бабуля или дедуля, а также игры для всех членов семейства;
  3. Старайтесь, чтобы в игре присутствовало соперничество;
  4. Показывайте свое уважение и внимательно относитесь к играм ребенка;
  5. Показывайте ребенку свое желание принять участие в игре;
  6. Выказывайте сопереживание чувствам малыша;
  7. Игры необходимо повторять для закрепления навыков ребенка.

Играйте со своим ребенком, только так вы сможете углубить ваши отношения и адаптировать его к взрослой жизни.

Для сюжетно-ролевых игр вы можете купить ребенку игрушки, а какие именно давайте разбираться. Игрушки можно условно разделить на несколько групп.

Семейство кукол (в них играют и девочки, и мальчики)

Особенность ролевой игры с куклами в том, что благодаря куклам малыш сможет идентифицировать себя как человека, усвоит мир отношений между людьми и научится себя правильно вести в различных ситуациях.

Кукольные аксессуары

В эту группу игрушек входят кукольные домики, одежда, посудка, телефон, часики, различные инструменты и многое другое. Такие аксессуары дают возможность для фантазии, попытке что-то переделать, придумать, а мелкие детальки помогут в развитии мелкой моторики.

Фигурки различных животных

Игра с фигурками животных нравится многим малышам, ведь они смогут повторить в реальности сюжет какой-нибудь сказки, в которой главными героями выступают животные.

Транспортные средства

Ассортимент транспортных средств велик – это и различные машинки, самолетики, вертолеты, корабли и многое другое. При выборе таких игрушек отдавайте предпочтение тем, в которые можно усадить водителя или что-либо нагружать, потому что возможность из машинки сделать ту, что отвечает сюжету игры, поможет в развитии творческих способностей, образного мышления и гибкости ума.

Различные материалы для каких-либо сооружений

Не секрет что дети любят строить себе шалаши, домики, машины и тогда в ход идет домашняя мебель. Поэтому лучше приобрести для ребенка деревянный конструктор с крупными блоками. Сооружая конструкцию, ребенок будет развивать не только мелкую, но и крупную моторику, но и познакомится с пространственным представлением.

Различные подручные средства

Иногда для придуманного сюжета увлекательной игры не нужны игрушки, достаточно иметь какие-нибудь цветные тряпочки, гладкие камушки, сосновые шишки или сухие веточки. Детская фантазия в состоянии превратить эти предметы в сказочные атрибуты.

Пальчиковый театр

Для таких ролевых игр нужно приобретать специальные наборы, которые помогут ребенку разыгрывать настоящие представления.

Игрушки, связанные с военной тематикой

Ни один мальчишка не откажется поиграть в “войнушку”, тем более, когда у него целый арсенал оружия. В такой игре ребенок воплощает в реальность те бои и сражения, которые он видел в мультфильмах или кино. Такая игра позволяет ребенку выплеснуть агрессию, которая есть даже у самых маленьких.

Родители лучше всех знают своего ребенка, его наклонности и предпочтения, поэтому смогут подобрать ему игрушки, которые позволят воплотить в жизнь все его фантазии.

Популярные бренды, выпускающие качественные игрушки, которые подойдут для сюжетно-ролевых игр.

Игруша

в магазин Игруша – это компания, которая выпускает огромное количество товаров для детей. Ассортимент товаров рассчитан на любой возраст. Компания выпускает различные наборы, мягкие игрушки, технику, оружие, развивающие игрушки куклы и аксессуары. Благодаря низкой стоимости и широкому ассортименту продукция бренда пользуется большой популярность.

Smoby

в магазин Французская компания Smoby является лидером по производству игрушек для сюжетно-ролевых игр. В ассортименте бренда большой выбор надувных игрушек, аксессуаров для кукол, игрушечных инструментов, развивающих наборов для детей младшего возраста и многое другое. Вся продукция компании имеет лицензию и отличается высоким качеством.

Chicco

в магазин Chicco – это известный бренд, выпускающий товары для новорожденных. Ассортимент компании отличается большим разнообразием, начиная с товаров по уходу за новорожденными и заканчивая одеждой, игрушками, колясками, автокреслами, предметами гигиены.

ABtoys

в магазин ABtoys – это довольно молодая компания по выпуску игрушек. Несмотря на то, что она появилась на рынке только в 2007 году, ее продукция завоевала популярность среди потребителей. В ассортименте компании радиоуправляемые автомобили, танки, вертолеты, различные наборы для ролевых игр и еще множество полезных игрушек.

Польза ролевых игр для развития детей

Ролевые игры, став любимым занятием детей, помогут им в обучении и исправлении поведения

Для детей ролевые игры представляют собой процесс обучения, который осуществляется посредством игр. Эти веселые и забавные занятия могут стать ключевым компонентом развития ребенка.

  • Ролевая игра – это инсценировка, в которой дети примеряют на себя определенный образ и действуют в соответствии с его особенностями или обыгрывают реальные жизненные ситуации.
  • Ролевая игра – это социальная активность, которую ребенок использует для отражения и дальнейшего развития своих знаний по определенной теме.

Десять ключевых преимуществ ролевых игр для детей

  • Развивают коммуникативные и речевые навыки.
  • Позволяют детям действовать в условиях, приближенных к реальным ситуациям.
  • Позволяют исследовать и экспериментировать.
  • Развивают социальные навыки (по мере того, как дети сотрудничают с другими детьми или взрослыми).
  • Побуждают детей к эмпатии – примерив на себя определенную роль, ребенок учится понимать людей, находящихся в разных обстоятельствах.
  • Помогают узнавать о различных культурах.
  • Помогают выражать свои мысли и чувства в дружественной обстановке.
  • Помогают лучше узнавать и понимать самих себя и других людей.
  • Помогают больше учиться, так как обучение замаскировано под игру.
  • Стимулируют творчество и воображение.
  • Ролевые игры являются одним из наиболее эффективных способов изучения языка: во время ролевых игр ребенок может повторять то, что слышит от родителей, или составлять свои собственные предложения, развивая лексику и навыки общения.
Читайте также:
Как выбрать качественный школьный ранец - советы родителям

Почему ролевые игры с детьми настолько эффективны?

Ролевые игры являются эффективным средством обучения, так как поощряют детей становиться активными участниками обучающего процесса.

  • Надеть костюм или использовать реквизит.
  • Двигаться во время игр и использовать свою энергию.
  • Поставить себя на место кого-то другого.
  • Общаться и принимать решения от имени конкретного персонажа.

Все это позволяет им не бояться делать определенные шаги и исследовать различные области.

Вот почему обучение, построенное на ролевых играх, имеет гораздо больше шансов прижиться у детей, чем, например, выполнение домашних заданий в тетрадях, поскольку игры воспринимаются ими более охотно, с большим энтузиазмом.

Родителям будет приятно видеть, что их дети, играя на детской площадке, обыгрывают то, что они только что узнали. Это будет служить добрым знаком того, что взрослым удалось привлечь их внимание и пробудить любознательность.

Как ролевые игры могут помочь ребенку?

  • Для ребенка ролевая игра является безопасной копией реального мира.
  • Большинство ролевых игр будут отражать реальные жизненные ситуации.
  • Именно поэтому ролевая игра является эффективным способом понять окружающий мир.

Так, инсценировка посещения врача, супермаркета, отделения полиции или даже бассейна позволит детям исследовать реальные жизненные ситуации.

Кроме того, вы можете самостоятельно разрабатывать сценарии тех ситуаций, по поводу которых у вас возникают опасения: случайное или преднамеренное посещение запрещенных сайтов в Интернете, насмешки в школе, предложение детям вредных веществ, таких как табак, алкоголь или наркотики и т. д.

Помимо этого в любой игровой роли дети смогут практиковать навыки письма и математики (счета). Просто оставьте им ручку и бумагу, и они смогут воспользоваться ими, не опасаясь, что их поймают на какой-либо ошибке.

Подготовка к ролевым играм

Создайте вместе с ребенком особое игровое пространство, в котором будут происходить представление и сеанс обучающего общения с вами. Этим вы поможете ребенку развить еще больший интерес к происходящему и даже ответственность за него.

Но если вы на время оставите ребенка играть в одиночку или с друзьями – тоже не беда, это будет развивать воображение играющих. Но иногда ваше присутствие все же необходимо. Дети смогут быстрее узнать о положительных и отрицательных последствиях своих действий благодаря своевременной реакции присутствующих взрослых. Например, если ваш ребенок ударил плюшевого мишку или куклу в качестве элемента ролевой игры, вы сможете сразу ему сказать, что это нежелательное поведение и показать лучший способ вести себя в данной ситуации.

Правила ролевой игры для ребенка

Дети должны понимать, что хотя игровое пространство и предназначено для того, чтобы весело и с удовольствием поиграть, но все равно существуют некоторые правила.

Например, если дети порвут всю бумагу, им не на чем будет рисовать, или если они начнут толкаться и неохотно делиться важными для роли игрушками и реквизитом, то в игре сможет принимать участие меньшее количество игроков.

Универсальность ролевых игр

Ролевые игры можно использовать не только в домашних условиях, но и в детских садах и школах. В целом, ролевые игры подходят для любого возраста. Их даже практикуют взрослые самых серьезных профессий, таких как маркетологи, агенты спецслужб и авиапилоты. Поэтому не бойтесь использовать их как для малышей ясельного возраста, так и для школьников, как для решения образовательных, так и поведенческих проблем.

Некоторые сценарии ролевых игр для младших школьников

Войдите с ребенком в игровое пространство и воспользуйтесь приведенными сценариями. Разыграйте каждую сценку, сделайте соответствующие выводы и обсудите их.

  • В свой день рождения ребенок открывает подарок родственника, но там оказывается вовсе не то, чего он хотел и ждал.
  • Ребенок играет в детской футбольной команде, и во время игры один из игроков (своей команды/команды соперника) падает. Видно, что мальчику очень больно.
  • Ребенок играет в местном парке с другом, подходит старший подросток и говорит, что у него есть «кое-что интересное», и он хочет дать ребятам это попробовать.
  • Ребенок идет домой из школы и замечает подозрительного человека, выходящего из квартиры соседа, в то время как все знают, что соседи в отпуске.
  • У ребенка есть одноклассник, который постоянно всем врет. А сегодня он солгал и вашему ребенку.
  • Ребенок одолжил другу денег, и теперь тот избегает его.
  • Ребенок идет по школьному двору и видит своего одноклассника, который плачет и умоляет старших ребят вернуть ему шапку.
  • Ребенок идет в компании друзей по школе и видит, как у проходящего мимо учителя падает пачка бумаг, которые разлетаются по всему полу. Это самый строгий учитель, которого друзья побаиваются.

Как уже упоминалось, вы можете самостоятельно разрабатывать сценарии ролевых игр, предупреждая возникновение наиболее актуальных опасностей и решая самые насущные образовательные или поведенческие проблемы.

Эмоциональный интеллект ребёнка

Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.

Елена Петрусенко

Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.

Читайте также:
Агрессивный ребенок - причины злости и методы воспитания

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

Историческая справка

Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).

Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

Особенности эмоционального интеллекта детей

Особенности ЭИ младших школьников:

  • непосредственны и откровенны;
  • оптимистичны и позитивны;
  • легко эмоционально отзываются на события;
  • чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
  • резко меняют эмоциональный настрой;
  • незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.

Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.

Особенности ЭИ подростков:

  • нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
  • осознают собственную исключительность и неповторимость;
  • противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
  • не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.

Зачем развивать

Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.

Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.

Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Зачем это детям:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения.

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.

Как определить уровень эмоционального интеллекта

Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.

Методика ЭмИн

Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».

Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»

За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.

Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.

Тест Холла

Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.

Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.

Тест SREIT

Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.

Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.

Тест ЭмIQ–2

Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.

Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.

Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.

Как развивать эмоциональный интеллект

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.

Игры на развитие ЭИ

«Кубик настроений»

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.

«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.

«Я радуюсь, когда. »

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.

«Дневники добра»

Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

  • «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
  • «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
  • «Дневник успеха», который помнит только хорошее.
Читайте также:
Ребёнок левша: сложности в школе, особенности развития и обучения

После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:

  • обладает богатым эмоциональным словарём;
  • не стремится к совершенству и перфекционизму;
  • не позволяет другим портить себе настроение;
  • способен переключаться от негатива к позитиву;
  • наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
  • умеет отказывать;
  • может увлекаться делом и не ждать при этом награды.

Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.

Эмоциональный интеллект и способы его развития

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

Эмоции кратковременны.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Читайте также:
Букет на 1 сентября своими руками - читать онлайн ТОП идей подарка

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй
Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Читайте также:
Родительский контроль на телефоне ребенка: как установить и пользоваться
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Что такое эмоциональный интеллект и как учить современных детей быть счастливыми

Сегодня каждый уважающий себя родитель считает необходимым как можно раньше отдать ребёнка во всевозможные кружки по типу «Маленький эрудит», «Умники и умницы», «Вундеркиндики». В три года современные мамы и папы требуют от детей знание английского языка, умение считать до 100 и рисунки в стиле Ван Гога.

Но почти никто из современных родителей не уделяет внимание развитию эмоционального мира малыша, его чувств, эмоций, коммуникативных способностей – того, что входит в понятие «эмоциональный интеллект». Взрослые считают, что эти процессы у ребёнка должны развиваться сами, без посторонней помощи. И это является большим заблуждением.

Обеднённая эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование гаджетов взрослыми и детьми приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих собственных эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.

Так что же делать? Ответ прост – развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других.

В этой статье вы познакомитесь с понятием эмоционального интеллекта, узнаете, влияет ли его развитие на успешность в школьном обучении, а также получите представление о методах и способах развития сферы эмоций и чувств вашего ребёнка.

Содержание:

  • Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты
    • Как эмоциональный интеллект помогает ребёнку в школьном обучении?
    • Нужно ли развивать ЭИ?
  • Признаки низкого эмоционального интеллекта
  • Диагностика EQ
  • Развитие сферы эмоций и чувств у детей
    • Ранний возраст (с рождения до 3 лет)
    • Дошкольный возраст (4-7 лет)
    • Школьный возраст (7-10 лет)
    • Подростковый возраст (10-18 лет)
  • Практические советы родителям — что нужно делать на каждой стадии развития
  • Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у ребёнка

Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты

Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
  2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
  3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
  4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.

Как эмоциональный интеллект помогает ребенку в школьном обучении?

Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего школьника повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков, подавления сиюминутных желаний для достижения поставленных задач.

Интересны результаты недавнего исследования уровня эмоционального интеллекта учащихся старших классов, проведенного в средней школе Оренбургской области в 2018 году:

Школьники с высоким и средним уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.

Дети с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей удовлетворительная.

Переживаете, что у вашего ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками в школе, детском саду или что у него не складываются отношения с учителями? Узнайте, как обстоят дела на самом деле, чтобы иметь возможность помочь своему ребёнку. Слушайте звук вокруг и определяйте местоположение ребёнка в режиме реального времени с помощью приложения для заботливых родителей «Где Мои Дети» из AppStore и GooglePlay.

Нужно ли развивать эмоциональный интеллект?

Однозначно, нужно. Чтобы определить, на каком уровне развития находится сфера эмоций и чувств вашего ребенка, необходимо знать признаки и критерии низкого эмоционального интеллекта, а также методы его диагностики.

Читайте также:
Что подарить первокласснику - читайте онлайн варианты интересных подарков

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Уровень эмоционального интеллекта называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ.

Человек с низким уровнем EQ:

  • не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку. Его не трогает ни чужая печаль, ни чужая радость. Принять чужую помощь и поддержку такой человек тоже не может, ему непонятны мотивы людей;
  • близкие отношения по типу любви, дружбы такому человеку недоступны, поскольку дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки. Даже если такой человек и создает семью, теплой атмосферы любви и внимания там не будет;
  • не умеет контролировать свои эмоции. Часто такой человек демонстрирует то безудержную радость, то неконтролируемую ярость, то затяжную печаль. Он не всегда понимает, что с ним происходит и как помочь себе в таких ситуациях. В эмоционально напряженных ситуациях такие люди тоже теряются.
  • не понимает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к плачевным последствиям; в любой неприятной ситуации винит других людей, но не себя.
  • не умеет говорить о чувствах, не может ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.

Диагностика EQ

В настоящее время существуют 3 группы методик для измерения уровня EQ у подростков и взрослых:

  • методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
  • методики, где человек оценивает себя сам;
  • методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями.

Для диагностики уровня эмоционального интеллекта дошкольников и школьников используются проективные рисуночные тесты по типу «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», а также опросники разного уровня сложности.

Если для вас представляет сложность самому диагностировать эмоциональный интеллект ребенка, обратитесь к психологу детского сада или школы.

Развитие сферы эмоций и чувств у детей

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребенка. Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребенка на каждом этапе взросления.

Ранний возраст (с рождения до трёх лет)

Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.

На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.

Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

Дошкольный возраст (4-7 лет)

В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.

Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.

Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

Школьный возраст (7-10 лет)

В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.

Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.

Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.

Подростковый возраст (10-18 лет)

Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.

Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.

Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.

Практические советы родителям

Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.

Читайте также:
Что нужно ребенку в школу: список самых важных вещей для 1 класса

Развитие эмоционального интеллекта предполагает постепенное освоение ребёнком каждого этапа:

Понимание собственных чувств

На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.

Родителям на этом этапе рекомендуется:

  • рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
  • читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
  • озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
  • спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».

Понимание чувств другого человека

Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

Родителям будет полезно:

  • не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
  • обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
  • развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.

Управление собственным поведением

Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

  • научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
  • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
  • подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей

Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

Родителям важно:

  • развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
  • развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

Игры с эмоциональными пиктограммами

Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»

Упражнение «Покажи эмоцию»

Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.

Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.

Игра «Я радуюсь, когда….»

Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.

Избавляемся от гнева

В ситуациях, когда ребёнок злится или сильно огорчен, помогут «мешочек гнева» или «подушка злости», которые можно бить, кидать или топтать. Так ребёнок избавляется от накопившихся у него сильных эмоций без причинения вреда окружающим.

Эмоциональный интеллект у дошкольников

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционального и интеллектуального роста. Понятие «эмоциональный интеллект» возникло совсем недавно, впервые оно было описано в 1999 году.

Эмоциональность человека рассматривается как врожденный потенциал, который формируется в течение всей его жизни.

Большинство ученых, специализирующихся в исследованиях проблемы эмоций, выделили пять областей эмоционального интеллекта:

  • Знание собственных эмоций – область, связанная с самосознанием, которое подразумевает, что человек способен распознавать свое настроение и называть его. Люди, ориентирующиеся в своих чувствах, значительно лучше управляют своей жизнью.
  • Управление эмоциями – область, связанная с властью над чувствами, то есть навыками управления способами выражения собственных эмоций, приведением их в соответствие с определенной ситуацией и способность быстро прийти в себя после неприятных переживаний. При этом негативные эмоции должны служить хорошим опытом, чтобы в следующий раз человек смог лучше отреагировать на сложную ситуацию, что, в свою очередь, положительно скажется на его самочувствии и даже способно поднять настроение.
  • Способность мотивировать себя – область, связанная с положительной мотивацией, то есть с верой в себя. Если эмоции будут подчиняться ранее избранной цели, это повлияет на концентрацию внимания, вовлеченность и реализацию творческой деятельности и в конечном итоге – на жизненный успех. Важную роль играет сам факт того, что можно и нужно противостоять эмоциям, которые препятствуют реализации ранее поставленной цели, а хорошо мотивированные люди проявляют в работе большее рвение и оптимизм.
  • Распознавание эмоций у других ‑ удивительная способность, связанная с проявлениями эмоционального интеллекта. Она не сможет развиваться полноценно, если человек в полной мере не научится распознавать собственные эмоции. Наука об эмпатии очень сложна и в первую очередь требует развития собственного самосознания. Как показали исследования, эмпатия начинает проявляться уже в детстве, а когда дети слышат плач другого ребенка, то в ответ практически сразу грустнеют сами. Взрослые должны направлять ребенка на правильное распознавание и идентификацию собственных эмоций, только тогда он сможет по-настоящему овладеть чувством эмпатии.
  • Установление и поддержание отношений с другими – является, по сути, искусством общения и необходимым условием для установления хороших и прочных социальных контактов. Эта эмоциональная область тесно связана с двумя предыдущими областями эмоционального интеллекта – распознаванием эмоций у других и управлением эмоциями. Установление и поддержание отношений с другими людьми – это в определенной степени подчинение и подавление себя, чтобы лучше почувствовать, понять и принять потребности другого человека.
Читайте также:
Что должен знать и уметь ребенок к 1 классу - готовимся к школе

У каждого человека перечисленные эмоциональные области имеют свои индивидуальные особенности и степень выраженности, соответственно, у каждого индивидуума свой уровень эмоционального интеллекта. Все человеческие способности из области эмоций не являются врожденно обусловленными, а значит, можно повлиять на их позитивное развитие.

Дошкольный возраст – это период интенсивного эмоционального развития ребенка, период формирования его высших эмоций. В это время происходит обогащение и насыщение разнообразием эмоциональной жизни, что связано с процессом нарастающего полового созревания и чувственным влиянием окружающей среды.

У детей дошкольного возраста хорошо развиты такие эмоции, как зависть, гнев, страх, испуг, стыд, радость, любовь, смущение и застенчивость. Это тот период, в который дети могут развить свой эмоциональный интеллект, обрести так называемые хорошие эмоциональные привычки ‑ навыки, связанные с получением и проявлением эмоциональных состояний, познакомиться со способами снятия напряжения и управления эмоциями. Накопленные в этот период навыки оказывают решающее воздействие на всю дальнейшую жизнь человека.

Эмоциональный интеллект ‑ это личностная характеристика, позволяющая ребенку адекватно и эффективно вести себя по отношению к людям, задачам, ситуациям. Обучая детей эмоциональному интеллекту, необходимо учитывать, что он тесно связан с интеллектуальным интеллектом.

«У нас есть два ума: один думает, а другой чувствует». Рациональный ум является центром, более осознанным, рассудительным, способным к размышлениям и рефлексии. Наряду с ним существует другая система познания реальности, более импульсивный и мощный ум ‑ эмоциональный. И оба они работают в абсолютной гармонии друг с другом; именно соединение разных способов познания мира и ведет детей по жизни.

«Эмоции важны для мысли, а мысль ‑ для эмоций». Целью воспитателя дошкольного заведения должно быть не безусловное подавление эмоций, а формирование у ребенка способности к сохранению их равновесия и управление ими, потому что каждая эмоция имеет свою ценность и значение. Всегда следует помнить, что излишнее погашение эмоций, прежде всего у детей, может вызывать апатию, а их беспрепятственное проявление – привести к формированию патологического поведения даже у взрослого человека. Поэтому так важно уже с малых лет научить детей способам обуздания своих эмоций. Дети должны знать, что человек не может повлиять на то, когда и какие чувства у него возникнут, но он может решить, как долго их удерживать. Кроме того, дети должны знать, что одобрить можно все эмоции, но определенное поведение следует ограничить. Важно, чтобы проявление детских эмоций было адекватным конкретной ситуации.

«Удержание в узде своих эмоций ‑ залог эмоционального благополучия». Следовательно, целью воспитателя не должно быть только осуществление контроля над поведением детей. Очень важно объяснять им возможные последствия негативного поведения и предложить другие варианты своих поступков.

Чтобы помочь ребенку справиться с собственными эмоциями, необходимо:

  • слушать его очень спокойно и внимательно;
  • принять его эмоции и выразить это в словах;
  • дать определение эмоциям ребенка;
  • изменить стремление ребенка к фантазированию.

«Условием эмпатии является внимание к чувствам другого человека». Несколько принципов обучения детей грамотному выражению эмоций:

  • замечайте потребности и желания детей;
  • создавайте атмосферу, в которой раскрытие эмоций не является чем-то предосудительным;
  • используйте примеры, чтобы поощрять распознавание и правильное прочтение эмоциональных состояний у себя и других людей;
  • не позволяйте, чтобы в группе возникали конфликты;
  • научите детей, как избегать поведения определенного рода;
  • поощряйте и закрепляйте успешные попытки детей справиться с негативными эмоциями.

Эмоции являются важной составляющей жизни каждого человека, непосредственно влияя на повседневную деятельность. Если создать оптимальный воспитательный микроклимат, ребенок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, необходимые социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект

Развитие эмоционального интеллекта у детей: 10 шагов к успеху

EQ: как научить ребенка понимать чувства – свои и других людей

Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект — это основа понимания собственных эмоций и чувств окружающих. О десяти работающих способах развития детского EQ рассказывает Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта у детей «Монсики», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить» и мама двоих детей.

Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

Читайте также:
Что нужно ребенку в школу: список самых важных вещей для 1 класса

1. Первое и самое важное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Вся его индивидуальность, особенности характера, внешности и духовные качества — это данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.

2. Развитие всех пяти чувств. Раскройте перед ребенком этот мир во всем его многообразии. Тут замечательными помощниками могут стать коробочки эмоций, в которых собраны предметы, напоминающие определенное чувство, переживание, навык. Очень сложно объяснить ребенку, что такое счастье, но ему можно дать послушать, как оно звучит, каков его аромат и вкус. Дайте ребенку послушать колокольчик, ощутить аромат апельсина и попробовать на вкус шоколад. Детские ассоциации сработают лучше любых слов!

Особенно хорошо воспринимаются ребенком тактильные сказки. Здесь вашими помощниками могут стать любые предметы, которые есть в доме. Рассказывая сказку, дайте ребенку понюхать приятные ароматы аромамасел, ощутить прикосновение капелек воды или послушать звуки музыки.

3. Спорт. Физическое развитие напрямую связанно с развитием речевых и других важных функций мозга. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. При этом наш мозг рассчитан на ходьбу на расстояния до 19 километров в день! Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.

4. Приключения. Создавайте для ребенка каждый день новые приключения. Ломайте шаблоны и показывайте этот мир с новой стороны. Очень важно, чтобы это были позитивные моменты, приятные знакомства, интересные игровые пространства. Такая атмосфера способствует социализации и развитию символического мышления, благодаря которому мы учимся понимать намерения и мотивацию других людей.

5. Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.

6. Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.

7. Игра — это еще один ключ к развитию EQ. Играя с ребёнком, вы можете проявлять самые разные чувства, показывать на примере вымышленных персонажей как негативные, так и позитивные эмоции, обращать его внимание на их намерения и поступки. Этот бесценный опыт ребенок с успехом будет переносить и в реальную жизнь.

8. Сон. Недостаток сна негативно влияет почти на все сферы жизни. А ребенку на стадии развития полноценный сон и умение расслабляться просто жизненно необходимы. Для того чтобы научиться переходить в расслабленное состояние, можно взять пример с нашего сердца — за всю жизнь оно бесконечное количество раз сжимается и разжимается.

Разучите игру «Сердце»: возьмитесь за руки и образуйте ими контуры сердца. Сильно-сильно напрягаем все мышцы тела — и расслабляемся, можно даже упасть, если игра на мягком полу. И так несколько раз. Практикуйте эту игру вместе с ребенком — так он научится быстро переходить из одного состояния в другое.

Отдельное внимание стоит уделить ритуалу укладывания. Очень важно придерживаться устоявшихся традиций — например, чистим зубы, обливаем ноги контрастной водой, после чего укладываем ребенка в кровать. Читаем сказку при свете настольной лампы около 10-12 минут, выключаем свет, целуем, говорим, как сильно любим, подтыкаем одеяло и выходим из комнаты.

9. Социализация. С самого раннего возраста приучайте ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.

Не лишайте ребенка негативных ощущений, позвольте ему правильно ориентироваться в реальности, в которой впоследствии он неизбежно столкнется с обидами и раздражением. Не бойтесь детских садов и коллективного обучения — в этой среде дети лучше всего развивают свой эмоциональный интеллект.

10. Про любовь. Будьте открыты со своим ребёнком. Говорите ему о своих положительных и не очень эмоциях, а самое главное — о своей любви. Пусть каждый новый день начинается и заканчивается объятиями и словами: «Сегодня замечательный день! Я тебя очень люблю! Я счастлива, что ты у меня есть!».

Ну и напоследок — не забывайте о том, что главную роль в развитии эмоционального интеллекта играет мама, именно через нее ребенок начинает познавать мир. Материнская любовь, ласка и доброта учат ребенка самым прекрасных и положительным эмоциям. Поэтому прежде всего просто любите своих детей такими, какие они есть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: