Русские женщины кратко читать поэму и основную мысль произведения

Кратко «Русские женщины» Н. А. Некрасов

В произведении Некрасова «Русские женщины» описана жизнь молодых княгинь. Девушки привыкли к роскоши и беспечной, праздной жизни, но их мужья были сосланы в Сибирь.

Жены отважно следуют за супругами, не боясь никаких преград и испытаний, наперекор всем, чтобы разделить нелегкую судьбу своих мужей и поддержать их.

Очень краткий пересказ поэмы «Русские женщины».

Первая часть поэмы повествует о княгине – Екатерине Трубецкой. Она прощается со своим отцом, чтобы отправиться вслед за супругом, которого сослали в Сибирь. Героиня понимает, что впереди ее ждет трудный путь и не менее тяжелая жизнь в ужасных условиях.

В течение двух месяцев она едет до Иркутска, где ее встречает местный губернатор. По царскому приказу он пытается препятствовать дальнейшему пути княгини и пытается всячески ее отговорить и даже запугать, чтобы женщина вернулась домой к отцу, ведь она даже не представляет, что ее ждет в ссылке и какие там условия жизни.

Но Екатерина Трубецкая настаивает на том, чтобы встретиться с мужем. Губернатор поражен преданностью княгини и более не смеет препятствовать ее плану.

Вторая часть поэмы является рассказом уже пожилой княгини Волконской, которая описывает историю своей жизни потомкам. Ее выдали замуж, когда девушка была совсем юна, а будущего супруга, генерала Волконского, видела лишь несколько раз. Супруг был намного старше ее. Когда Мария Волконская вынашивала первенца, супруга арестовали, но от нее это скрывали.

После рождения ребенка, Мария узнает правду и встречается в тюрьме с мужем. Она видит, насколько тяжело супругу, и обещает последовать за ним в ссылку. Вся семья отговаривала Марию, ведь она обрекала себя на верную гибель, и ребенок останется сиротой. Княгине было очень тяжело расставаться с сыном, но она была непреклонна. Мария надеялась, что сын, когда вырастет, поймет ее и простит.

Женам декабристов посчастливилось встретиться в Нерчинске. Они начинают друг друга утешать и поддерживать, ведь их жертвы не напрасны, а во благо любимым мужьям.

Главные герои и их характеристика:

  • Екатерина Ивановна Трубецкая – княгиня, привыкшая к богатству и роскоши, отправляется вслед за мужем декабристом в ссылку в 1826-ом году, хотела вернуться, но так и не дождалась разрешения и умерла в Сибири в 1854-ом году.
  • Мария Николаевна Волконская – была дочерью военного генерала, отправилась вслед за мужем-декабристом на каторгу, где провела с ним 30 лет. После того, как вернулась, принялась записывать мемуары, которые позже легли в основу поэмы Некрасова.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Граф – отец княгини Трубецкой, смирившийся с решением дочери, которая захотела отправиться вслед за мужем в Сибирь.
  • Губернатор Иркутска – генерал, пытающийся отговорить жен декабристов от их намерения отправиться в ссылку к мужьям, следует императорскому указу вернуть женщин домой, но он не в силах переубедить их.
  • Николай Раевский – генерал, полковой командир, отец Марии Волконской, человек чести, благородства и отваги. Пытался отговорить дочь от ее решения отправиться к мужу в Сибирь, но ему приходится смириться и принять ее желание.

Краткое содержание поэмы «Русские женщины» подробно по главам.

Княгиня Трубецкая.

Часть первая.

Княгиня Трубецкая собирается в дальнюю дорогу вслед за своим мужем-декабристом и прощается со своим отцом, который готовит ей экипаж, до последнего надеясь, что дочь передумает. Он повесил иконку и, понимая, что, скорее всего больше не увидит дочь, зарыдал. Екатерина прощается и с родными краями, просит прощения у всех родных, вспоминает, что провела в Санкт-Петербурге свои лучшие годы, но супружеский долг зовет ее.

Княгиня начинает проклинать царский дворец, где ей довелось танцевать с императором Николаем I. Но пора в путь. Граф-отец провожал княгиню с болью в сердце. Вместе с Екатериной отправился помощник – секретарь графа.

Княгиня готова отдать все деньги, лишь бы скорее добраться до супруга. По прошествии 20-ти дней, Екатерина добирается до Тюмени. По дороге ей снятся различные сны: детство и праздники в родном доме, ее отец, знакомство с мужем и их путешествие в Италию.

Приятные сны сменяются мрачными. Ей снится контраст между сословиями – праздная жизнь богатых и убогая жизнь обычных крестьян. Княгиня просыпается, и сон ее уже продолжается в реальности. Уже слышен звон кандалов и Екатерина приказывает извозчику подъехать к каторжникам. Она понимает, что ее муж мог идти по этой дороге и начинается несчастным раздавать деньги.

Княгиня продолжает путь, места становятся все пустыннее. Мелкие сибирские населенные пункты находятся далеко друг от друга, Екатерине становится скучно. Она начинает размышлять о присоединении Ермаком Сибири, куда начали отправлять в ссылки каторжников для добычи золота.

Екатерина засыпает и ей снится восстание Сенатской площади. Там собралось много народа, декабристы отказываются подчиняться царю, и никто не может их разогнать. Вдруг император отдает приказ «П-ли!».

После этого ей снится мрачное подземелье, по которому она идет на встречу к арестованному супругу. Смотрящий открывает ей дверь и княгиня видит перед собой живого мертвеца. Свидание было очень коротким, муж успел лишь сказать ей о том, что добиваться оправдания бессмысленно.

Трубецкая тут же очнулась от кошмарного сна. За это время пейзаж нисколько не поменялся – такой же суровый и сибирский. Стало слышно сквозь бушующий ветер, как завывают волки.

Екатерина очень устала от долгой дороги и снова засыпает. Теперь ей снится приятный сон – море, солнце, цветы. Княгиня очень хотела бы оказаться с мужем в этом прекрасном месте.

Часть вторая.

Княгиня Трубецкая в дороге уже два месяца. Ее помощник захворал и остался в одном из населенных пунктов. Дальнейший путь Екатерина преодолевает одна и прибывает в Иркутск, где ее встречает местный губернатор. Этот мужчина был в годах.

Он сразу же начинает княгиню отговаривать от продолжения пути, пытается ее напугать, красочно описывая условия жизни каторжников. Но, как он не старался, Екатерина была непреклонна. Ее не пугали ни голод, ни холод, ни прочие тяготы. Она попросила скорее подать лошадей, чтобы быстрее добраться к супругу.

Губернатор предпринимает последние попытки остановить Трубецкую, напоминая, что остался у нее любимый отец. Он говорит о том, что жизнь не заканчивается, и она может начать все сначала. Но она резко ему отвечает, лучше преодолевать все тяготы с любимым, и что она готова в чужом краю «близ мужа умереть», чем в обществе «продажных и тупых» наслаждаться жизнью без забот. Губернатор задумался над ее словами и попросил зайти княгиню на следующий день.

Читайте также:
Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита - анализ, описание

Когда Екатерина вновь пришла к губернатору, тот продолжил отговаривать ее, но когда убежденья иссякли, губернатор сказал, что разрешит ей двигаться дальше, но она обязана «отреченье подписать» от всех своих материальных благ и дворянских прав. Трубецкая не задумалась ни на минуту, лишь потребовала скорее дать бумагу и отправить ее. Старик был крайне поражен ее преданностью и снова перенес решение еще на день. Княгиня пытается попасть к губернатору, но тот 5 дней ее не принимает, «хворает тяжело».

На шестой день губернатор лично посетил Трубецкую, сообщив, что лошади женам каторжников не полагаются и ей придется идти пешком с остальным ссыльными. Даже этот факт не остановил княгиню, она была даже нацепить на себя кандалы и идти к любимому.

Губернатор понимает, что все его уговоры бессмысленны. Он поражен то, насколько княгиня предана супруг и признается, что все это делал по указу императора. Он больше не в силе ее отговаривать и требует подать лошадей для княгини.

Княгиня Волконская.

Глава I.

После того, как внуки попросили княгиню Волконскую рассказать какие-нибудь истории из ее жизни, старенькая Мария приступает к работе над «записками».

Ее отец был полковой командир, генерал Раевский, который прославился в годы Отечественной войны 1812-го года. Это был мужественный и бесстрашный человек, о подвигах которого даже Жуковский написал в своем стихотворении. После последнего заграничного похода, он начал мирную спокойную жизнь со своей семьей.

Дочь Мария с каждым днем становилась все краше, у нее было много ухажеров. Отец хотел, чтобы у дочери был достойный муж, поэтому сам подобрал ей жениха – им оказался князь Сергей Волконский. Мария практически его не знала, но она привыкла беспрекословно во всем подчиняться отцу, поэтому через пару недель состоялась свадьба.

Своего мужа княгиня видела редко, так как он был занят службой, лишь через полгода после свадьбы, им довелось провести вместе целую неделю в Одессе. Однажды утром супруг разбудил Марию. Он был встревожен, сжигал в камине какие-то бумаги, потом второпях собрался и отвез супругу к отцу, после чего уехал в неизвестном направлении.

Глава II.

Княгиня ничего не понимала, постоянно тревожилась и пыталась выяснить, что случилось с её мужем. На тот момент она была беременна, потом случились тяжелые роды. Сергея Волконского все не было, отец и брат тоже отправились в Петербург. Волконского арестовали, но от княгини этот факт тщательно скрывали.

После тяжелых родов, княгиня проболела 2 месяца, а когда оправилась, то решила сама отправиться по следу пропавшего супруга. В Петербурге она встретилась с отцом и братом и пыталась выведать у них правду, но Раевский сказал, что муж ушел воевать в Молдавию. Княгиня поняла, что все от нее скрывают истину.

Через несколько недель Волконская узнает, что ее супруг арестован за причастность к попытке свергнуть царя. Перед тем, как отправить Волконского в Сибирь, ему разрешили одно свидание с женой. Когда произошла встреча супругов, Сергей просит Марию простить и понять его.

Волконская пытается добиться отмены приговора, но ничего уже сделать было нельзя. Тогда ей пришла в голову идея, отправиться вслед за мужем в Сибирь. Родные, особенно отец, были категорически против этой затеи, тем более у Волконских был маленький сын. Он приказал дочери все тщательно обдумать и затем снова обговорить этот вопрос.

Глава III.

Княгиня не спала всю ночь, думая о том, что ей придется оставить или сына или мужа. Фактически ей нужно было сделать выбор между ними. Она понимала, что сыну не угрожает никакая опасность, он в любящей родной семье, а вот ее муж Сергей Волконский на каторге будет совсем один.

Волконская даже сравнила супружеский долг с воинским долгом отца. Она думала, что Раевский ее все же поддержит и поймет. Она ждала одобрения от отца и наутро объявила о своем решении. Раевский назвал ее «сумасшедшей дочерью», а остальные не поддержали. Мария написала императору письмо с прошением о том, чтобы ей дали разрешение, отправиться к мужу. Позволение от императора было получено.

Волконская очень тяжело переживала расставание с ребенком, ведь он был совсем мал и лишь улыбался матери, ничего не понимая. Перед отъездом она попросила сестру, чтобы та стала для него матерью. Во время прощания все молчали. В конце отец приказал ей вернуться через год, пригрозив проклятием.

Глава IV.

Дорога проходила через Москву, где Волконская ненадолго решила остановиться у сестры. Это была красивая женина, которая часто принимала гостей из высшего света. В этот раз она решила устроить прощальный вечер для сестры, пригласив много гостей, которым было интересно лично увидеть «декабристку».

Среди гостей был А. С. Пушкин, с которым Волконская была знакома с детства. Разговор с ним был очень важен для княгини. Она ожидала, что хотя бы он оценит ее поступок. Александр Сергеевич дал свои напутствия, как брат, и был и был уверен, что в будущем, внуки Марии оценят всю важность ее жертвы ради любимого супруга.

На протяжении всего вечера играла музыка, гости старались всячески подбодрить и поддержать княгиню, многие даже не могли сдержать слез, прощаясь с Марией.

Глава V.

После вечера в доме у Зинаиды, на следующий день Волконская продолжила путь. Она смотрела на реальность уже другими глазами. Российская действительность очень расстраивала княгиню: роскошная жизнь высшего сословия, проводы рекрутов, пьянство и драки.

Наступил новый год, в это время княгиня была в поле. Ямщик затерялся в метели и сбился с пути. Ему удалось найти избушку лесника, где они с Марией смогли переждать метель и погреться.

Через три недели Волконская была уже на станции, куда прибыл обоз из Сибири. В надежде хоть что-то узнать о муже, она начала расспрашивать всех о Сергее. Один юный офицер нагрубил ей, сообщив о том, что и слышать не хочет о каторжниках. Один солдат сообщил Марии, что декабристы живы и здоровы, сейчас они на Благодатском руднике.

Читайте также:
Бесприданница - краткое содержание по действиям и явлениям пьесы

Когда княгиня прибыла в Иркутск, ее также, как и Трубецкую, пытался отговорить от этой затеи губернатор. После долгих попыток переубедить женщину, он также сдается и дает разрешение. Волконская дальше едет в Нерчинск на обычной телеге. Дорога ее очень сильно измучила, но сил придала встреча с княгиней Трубецкой.

Глава VI.

Жены мужей-декабристов отправились к начальнику острога, но документ, который подтверждал разрешение им встретиться с супругами из Нерчинска еще не поступил. Женщинам запретили свидания и сказали ждать до завтра.

Волконская уже не могла больше ждать и решила сама отправиться на рудник. Дорогу ей подсказали местные дети. Охранник оказался сердобольным, на свой страх и риск пустил княгиню. Мария поспешила по темному и мрачному подземелью, а вслед ей кричал злой офицер, дежуривший на руднике.

Княгине видела много каторжников, лица которых, были ей знакомы. Там она встретила Трубецкого, и рассказала, что с его Екатериной все в порядке. Наконец, в кандалах вышел к ней Сергей. Мария в слезах рванулась к мужу, и, прежде чем обнять его, упала перед ним на колени, и начала целовать оковы.

Все замолчали, наступила звенящая тишина, присутствующие не хотели помешать супругам насладиться моментом встречи. Но раздался окрик офицера, который грубо приказал Волконской покинуть родник. Следующая встреча должна была произойти уже в остроге.

Кратко об истории создания произведения.

Написать произведение Николай Алексеевич Некрасов решил после встречи с Михаилом, сыном Сергея и Марии Волконских. Михаил сохранил мемуары матери о жизни в Сибири и дал их прочитать Некрасову. Он был тронут поведением декабристок, которые отказавшись от титулов, богатства последовали за своими мужьями.

Изначально Николай Алексеевич называет поэму «Декабристки», в последствии меняет на «Русские женщины». Некрасов поочередно пишет о каждой княгине. Первая часть, о Екатерине Трубецкой была закончена в 1871-ом году, вторая, о княгине Волконской – в 1872-ом году, поэма выходит в печать в журнале «Отечественные записки» 1872, 1873 годах.

Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)

Автор: Guru · 17.09.2018

Многогранная женская душа всегда поражала Некрасова, и почти в каждом его произведении можно встретить этому подтверждение. Казалось бы, поэму «Русские женщины» уместнее было бы назвать «Жены декабристов» или, как задумывал автор, «Декабристки», но поэт хотел показать своему читателю больший масштаб решительности, смелости и силы наших соотечественниц в различных ситуациях.

История создания

Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.

Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).

Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.

Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.

Жанр, направление

По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.

В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.

Образы и символы

  1. Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли
  2. Княгиня Волконская. В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.
Читайте также:
Облако в штанах - анализ поэмы, краткое содержание, история

Темы, проблемы и настроение

  1. Основная тема – преданность жены, которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».
  2. Бал. Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.
  3. Дорога. Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.
  4. Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России. В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.

Основная идея

Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все прграды.

Средства художественной выразительности

Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»), эллипс, еще называют эллипсис («Направо — Енисей»).

Также мы видим метонимию («А секретарь отца (в крестах…)»), инверсию («в мир живой»; «И детство резвое шутя проносится»), оксюморон («живой мертвец»), риторический вопрос («Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак. »), метафоры («Та рука досель мне руку жжет…»; «Кипит больной, усталый ум»; «Пропали горы»), гиперболу («Изящно убран пышный зал, огнями весь горит») и олицетворение («Танцует, ест, дерется голь»; «Тоскует сердце»).

Русские женщины — краткое содержание произведения Некрасова

Основные персонажи поэмы

  • Екатерина Ивановна Трубецкая – княгиня, супруга ссыльного декабриста князя Трубецкого.
  • Мария Николаевна Волконская – княгиня, супруга князя Волконского.
  • Николай Раевский – отец Марии Волконской, генерал, благородный и отважный человек.
  • Граф – отец Екатерины Трубецкой.
  • Губернатор Иркутска – чиновник, который по приказу императора пытается остановить отважных женщин от решительного шага и вернуть их обратно в Петербург.

Некрасов «Русские женщины» очень кратко

Поэма «Русские женщины» это произведение-гимн самоотверженности и преданности русских женщин, которые шли на каторгу за своими мужьями, осужденными за восстание на Сенатской площади.

Жены декабристов, искренне верящие в любовь и святость семейных уз, ехали в далекую неизведанную Сибирь, чтобы разделить печальную участь со своими мужьями.

Поэма представляет собой две части с описанием чувств и невзгод в пути двух первых русских женщин, отчаянно бросившихся вслед за мужьями — Марии Волконской и Катерины Трубецкой.

Читайте также:
Стихи подруге - просто так, со смыслом, трогательные до слез

Это интересно: «Железная дорога» – драматическая поэма, повествующая о том, какой ценой достался технический прогресс не только в России, но и во всем мире. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Железной дороги» Некрасова для читательского дневника. Произведение посвящено подвигу простых тружеников, руками которых создавалось величие страны.

Короткий пересказ «Русских женщин»

Некрасов Русские женщины краткое содержание:

Княгиня Трубецкая

Зимней ночью 1826 г. княгиня Екатерина Трубецкая отправляется вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь. Княгиня мысленно прощается не только с семьёй, но и с родным Петербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла её молодость. После ареста мужа Петербург стал для неё роковым городом.

Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро награждает ямскую челядь, путь до Тюмени занимает двадцать дней. По дороге она вспоминает детство, беспечную юность, балы в отцовском доме, на которые съезжался весь модный свет. Эти воспоминания сменяются картинами свадебного путешествия по Италии, прогулок и бесед с любимым мужем.

Дорожные впечатления составляют тяжёлый контраст с её счастливыми воспоминаниями: наяву княгиня видит царство нищих и рабов. В Сибири на триста вёрст попадается один убогий городок, жители которого сидят по домам из-за страшного мороза. «Зачем, проклятая страна, нашёл тебя Ермак?» — в отчаянии думает Трубецкая. Она понимает, что обречена закончить свои дни в Сибири, и вспоминает события, предшествовавшие её путешествию: восстание декабристов, свидание с арестованным мужем. Ужас леденит ей сердце, когда она слышит пронзительный стон голодного волка, рёв ветра по берегам Енисея, надрывную песню инородца, и понимает, что может не доехать до цели.

Однако после двух месяцев пути, расставшись с захворавшим спутником, Трубецкая все же прибывает в Иркутск. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, лицемерно уверяет её в совершенной своей преданности, вспоминает отца княгини, под началом которого служил семь лет. Он уговаривает княгиню вернуться, взывая к её дочерним чувствам, — та отказывается, напоминая о святости супружеского долга. Губернатор пугает Трубецкую ужасами Сибири, где «люди редки без клейма, и те душой черствы». Он объясняет, что ей придётся жить не вместе с мужем, а в общей казарме, среди каторжников, — но княгиня повторяет, что хочет разделить все ужасы жизни мужа и умереть рядом с ним. Губернатор требует, чтобы княгиня подписала отреченье от всех своих прав, — та без раздумий соглашается оказаться в положении нищей простолюдинки.

Неделю продержав Трубецкую в Нерчинске, губернатор заявляет, что не может дать ей лошадей: она должна следовать далее пешим этапом, с конвоем, вместе с каторжниками. Но, услышав её ответ: «Иду! Мне всё равно!» — старый генерал со слезами отказывается более тиранить княгиню. Он уверяет, что делал это по личному приказу царя, и приказывает запрягать лошадей.

Княгиня Волконская

Желая оставить внукам воспоминания о своей жизни, старая княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни.

Родилась она под Киевом, в тихом имении отца, героя войны с Наполеоном генерала Раевского. Маша была любимицей семьи, училась всему, что нужно было юной дворянке, а после уроков беззаботно пела в саду. Старый генерал Раевский писал воспоминания, читал журналы и задавал балы, на которые съезжались бывшие его соратники. Царицею бала всегда была Маша — голубоглазая, черноволосая красавица с густым румянцем и гордой поступью. Девушка легко пленяла сердца гусаров и улан, стоявших с полками близ имения Раевских, но никто из них не трогал её сердца.

Едва Маше исполнилось восемнадцать лет, отец подыскал ей жениха — героя войны 1812 года, раненного под Лейпцигом, любимого государем генерала Сергея Волконского. Девушку смущало то, что жених был много её старше и она совсем его не знала. Но отец строго сказал: «Ты будешь с ним счастлива!» — и она не посмела возражать. Свадьба состоялась через две недели. Маша нечасто видела мужа после свадьбы: он беспрестанно был в служебных разъездах, и даже из Одессы, куда наконец-то отправился отдохнуть с беременной женой, князь Волконский неожиданно вынужден был отвезти Машу к отцу. Отъезд был тревожным: Волконские уезжали ночью, сжигая перед этим какие-то бумаги. Увидеться с женою и первенцем-сыном Волконскому довелось уже не под родною кровлей…

Роды были тяжёлыми, два месяца Маша не могла оправиться. Вскоре после выздоровления она поняла, что домашние скрывают от неё судьбу мужа. О том, что князь Волконский был заговорщиком и готовил низверженье властей, Маша узнала только из приговора — и тут же решила, что отправится вслед за мужем в Сибирь. Её решение только укрепилось после свидания с мужем в мрачной зале Петропавловской крепости, когда она увидела тихую печаль в глазах своего Сергея и почувствовала, как сильно любит его.

Все хлопоты о смягчении участи Волконского оказались тщетны; он был отправлен в Сибирь. Но для того чтоб последовать за ним, Маше пришлось выдержать сопротивление всей своей семьи. Отец умолял её пожалеть несчастного ребёнка, родителей, хладнокровно подумать о собственном будущем. Проведя ночь в молитвах, без сна, Маша поняла, что до сих пор ей никогда не приходилось думать: все решения принимал за неё отец, и, пойдя под венец в восемнадцать лет, она «тоже не думала много». Теперь же образ измученного тюрьмой мужа бессменно стоял перед нею, пробуждая в её душе неведомые прежде страсти. Она испытала жестокое чувство собственного бессилия, терзания разлуки — и сердце подсказало ей единственное решение. Оставляя ребёнка без надежды когда-нибудь его увидеть, Мария Волконская понимала: лучше заживо лечь в могилу, чем лишить мужа утешенья, а потом за это навлечь на себя презренье сына. Она верит, что старый генерал Раевский, во время войны выводивший под пули своих сыновей, поймёт её решение.

Вскоре Мария Николаевна получила письмо от царя, в котором он учтиво восхищался её решимостью, давал разрешение на отъезд к мужу и намекал, что возврат безнадёжен. В три дня собравшись в дорогу, Волконская провела последнюю ночь у колыбели сына.

Читайте также:
"Чудесный доктор" 📚 краткое содержание и анализ произведения А. И. Куприна для читательского дневника, характеристика главных героев, история создания, сюжет, основная мысль

Прощаясь, отец под угрозой проклятия велел ей вернуться через год.

На три дня остановившись в Москве у сестры Зинаиды, княгиня Волконская сделалась «героинею дня», ею восхищались поэты, артисты, вся знать Москвы. На прощальном вечере она встретилась с Пушкиным, которого знала ещё с девической поры. В те давние годы они встречались в Гурзуфе, и Пушкин даже казался влюблённым в Машу Раевскую — хотя в кого он не был тогда влюблён! После он посвятил ей чудные строки в «Онегине». Теперь же, при встрече накануне отъезда Марии Николаевны в Сибирь, Пушкин был печален и подавлен, но восхитился подвигом Волконской и благословил.

По дороге княгиня встречала обозы, толпы богомолок, казённые фуры, солдат-новобранцев; наблюдала обычные сцены станционных драк. Выехав после первого привала из Казани, она попала в метель, ночевала в сторожке лесников, дверь которой была придавлена камнями — от медведей. В Нерчинске Волконская к радости своей догнала княгиню Трубецкую и от неё узнала, что их мужья содержатся в Благодатске. По дороге туда ямщик рассказывал женщинам, что возил узников на работу, что те шутили, смешили друг дружку — видно, чувствовали себя легко.

Ожидая разрешения на свидание с мужем, Мария Николаевна узнала, куда водят на работу узников, и отправилась к руднику. Часовой уступил рыданиям женщины и пропустил её в рудник. Судьба берегла её: мимо ям и провалов она добежала до шахты, где в числе других каторжников работали декабристы. Первым её увидел Трубецкой, затем подбежали Артамон Муравьёв, Борисовы, князь Оболенский; по лицам их текли слезы. Наконец княгиня увидела мужа — и при звуках милого голоса, при виде оков на его руках поняла, как много он страдал. Опустившись на колени, она приложила к губам оковы — и весь рудник замер, в святой тишине деля с Волконскими горе и счастье встречи.

Офицер, ожидавший Волконскую, обругал её по-русски, а муж сказал ей вслед по-французски: «Увидимся, Маша, — в остроге!».

КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ

(Бабушкины записки)

(1826 — 27 гг.)

Глава I

Бабушка пишет записки для внуков. Она завещает им портреты дорогих людей и железный браслет, который их дедушка выковал из своей цепи.

Родилась княгиня Мария Волконская в деревне под Киевом в богатой и знатной семье. Ее отец прославился в войнах с Персией и Швецией, но наибольшей славой покрыл себя в 1812 году. Удостоенный всех возможных наград и почестей, воспетый Жуковским и другими поэтами, он поселяется в своем спокойном поместье и пишет мемуары.

Старик дает балы, на которых Маша блистает красотой, но сердце девушки свободно. Ее судьбу решает отец. И вот девушка стоит под венцом с генералом Сергеем Волконским. Маша лишь однажды говорила с ним, а видела не более трех раз, но не смеет возражать строгому родителю.

После свадьбы она редко видит своего супруга. Тот постоянно объезжает свою бригаду. Маша болеет, и врачи советуют женщине морские купания. Она едет в Одессу, куда зимой наведывается муж. Неожиданно среди ночи Сергей будит жену и просит разжечь камин. Он сжигает какие-то бумаги, а затем супруги срочно покидают город. Волконский отвозит Машу к отцу и тут же с ней прощается.

Глава II

Маша встревожена, от Сергея нет никаких вестей. Родные стараются успокоить будущую мать. Роды проходят очень тяжело, и княгиня приходит в себя только через два месяца. Она узнает, что Сергей до сих пор не объявлялся, а отец и братья уехали в Петербург. Маша решает ехать в столицу, чтобы узнать о судьбе супруга.

В Петербурге все становится известно из приговора, и Волконской разрешают встречу с осужденным мужем. Свидание проходит в присутствии посторонних, поэтому супруги не могут говорить открыто, но Маша дает понять Сергею, что все приняла и простила.

Княгиня бросается к влиятельным родственникам и друзьям, чтобы спасти супруга, но узнает, что уже все возможности были испробованы, смягчить решение царя не удалось. Тогда Маша собирается ехать в Сибирь к мужу. Родственники ее отговаривают, а отец гневается. Он требует, чтобы дочь одумалась и не делала ребенка сиротой.

Глава III

Маша до двадцати лет была под постоянной опекой отца и не принимала никаких решений. Но сейчас ее воля тверда. Вопреки всем уговорам и советам окружающих, она поедет к Сергею. Сын вырастет и поймет свою мать.

Никто из родственников не спешит помогать княгине в приготовлениях к отъезду. Тогда Маша пишет письмо царю. Государь не препятствует ее поездке, хотя советует остаться дома с ребенком. Получив разрешение, княгиня собирается в дорогу. Последнюю ночь Маша проводит возле кроватки сына.

Утром она поручает ребенка заботам сестры, обнимает родных, становится на колени перед отцом с просьбой благословить ее. Отец отвечает: «Через год возвращайся домой, не то прокляну!»

Глава IV

Волконская едет в Москву, чтобы проститься с сестрой Зинаидой. Там готовится прощальный бал, на который приглашены знаменитые артисты и поэты. Среди них – Пушкин, с которым Маша знакома с детства. Вместе они отдыхали в Гурзуфе и резвились на берегу моря. Этот эпизод поэт описал в романе «Евгений Онегин».

Пушкин напутствует и ободряет подругу юности: царский гнев не вечен и она еще вернется домой. А если погибнет, память о ее подвиге сохранится на столетия. До самого утра Маша слушает прекрасные песни, стихи и музыку. В дорогу артисты провожают ее со слезами.

Глава V

Волконская в пути. В Казани она оказывается за несколько часов до нового года. Станционный смотритель отговаривает Машу ехать дальше, поскольку начинается метель. Но княгиня продолжает свой нелегкий путь. Новый год она встречает в поле. Дорогу замело, и тройка не может бежать дальше. Ямщик находит сторожку. Там на мерзлой рогожке княгиня проводит новогоднюю ночь.

Дальше дорога становится еще тяжелее. Дважды кибитка переворачивается, ее приходится сменить на телегу. Маша голодает в пути, но стойко переносит все трудности. В Нерчинске она догоняет Трубецкую. До рудника в Благодатске остается двенадцать верст.

Глава VI

Начальник острога требует разрешение на встречу с узниками, зная, что из Нерчинска еще не пришли бумаги. Волконская хочет ехать за ними, но начальник обещает привезти документы сам. Женщины идут отдыхать.

Читайте также:
Сочинение на тему: "Был ли иной путь у Катерины" ✒ рассуждение о жизни и судьбе главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», причина выбора

Утром, пока Трубецкая еще спит, Маша идет к руднику и уговаривает охрану пропустить ее. Но в шахте княгиню замечает дежурный. Волконская задувает факел, сбрасывает шубу и в полной темноте бежит вперед, рискуя свалиться в яму.

Каторжники замечают женщину, а Трубецкой узнает ее. Посылают за Сергеем. В ожидании мужа Маша раздает арестантам письма от родных. Вскоре появляется Волконский. Он от волнения плачет, а княгиня падает перед мужем на колени и целует его оковы.

Полезные материалы:

  • Критика «Русские женщины» Некрасов
  • Анализ «Русские женщины» Некрасов
  • Краткое содержание «Русские женщины» Некрасов
  • Николай Некрасов — Русские женщины

Другие материалы по творчеству автора:

  • Краткое содержание по главам «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
  • Николай Некрасов — Кому на Руси жить хорошо
  • Николай Некрасов — Мороз, Красный нос
  • Хронологическая таблица жизни и творчества Н. Некрасова
  • Николай Некрасов — Дедушка Мазай и зайцы
  • Николай Некрасов — Русские женщины
  • Анализ «Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов
  • Краткое содержание «Железная дорога» Некрасов
  • Анализ «Зелёный шум» Некрасов
  • Краткое содержание «Крестьянские дети» Некрасов

Содержание поэмы «Русские женщины» по частям

Княгиня Трубецкая

Старый граф, отец Екатерины Ивановны Трубецкой со слезами на глазах занимается последними приготовлениями – «княгиня-дочь… куда-то едет в эту ночь…». Она прощается с семьей, и просит родительского благословения в дальнюю дорогу. Княгиня прекрасно понимает, что надежды на встречу в будущем практически нет, «но долг другой, и выше и трудней» зовет ее в путь.

По дороге Екатерина Трубецкая вспоминает свое счастливое, беззаботное детство, стремительный калейдоскоп балов в роскошном родительском доме, на которые съезжались лишь сливки общества. Эти воспоминания сменяются яркими, солнечными картинами свадебного путешествия по Италии, когда Трубецкие бродили по Ватикану, по шумным городским площадям, посещали «дворец, развалины, музей», и высшим счастьем было затем «делиться мыслию своей с любимым существом».

Но счастливые воспоминания княгини нарушаются мрачной действительностью. В Сибири «на триста верст какой-нибудь убогий городок», из-за сильного мороза все сидят по домам, и даже собаки не лают. Этот край навевает у Трубецкой тяжелые мысли – «Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак. ».

Перед глазами Екатерины Ивановны встают сцены восстания декабристов, ее свидание с арестованным мужем, вызывающие в ней чувство острой безысходности.

После двух месяцев утомительного пути княгиня прибывает в Иркутск. Ее встречает сам «начальник городской», давний знакомый отца княгини, который настойчиво отговаривает от дальнейшей поездки.

Он пугает ее невероятно опасной и тяжелой дорогой, взывает к дочерним чувствам, но все напрасно – княгиня Трубецкая видит свой долг только в том, чтобы поддержать супруга в тяжелый час. Ей не страшны все тяготы, что красочно описывает губернатор, она готова в чужом краю «близ мужа умереть».

На следующий день губернатор еще раз делает попытку отговорить княгиню от рокового шага, но она по-прежнему настаивает на своем. Тогда губернатор сообщает ей, что в этом случае она обязана «отреченье подписать» от всех своих прав, то есть «нищей стать и женщиной простой».

Напоследок губернатор пугает княгиню тем, что не даст ей лошадей, а отпустит ее этапом до Нерчинска, вместе с каторжниками. Однако и эта попытка сломить волю решительной женщины оказывается безуспешной. Пораженный мужеством княгини, старый генерал со слезами на глазах признается, что мучил ее по приказу царя. Он приказывает запрягать лошадей, и княгиня отправляется в Нерчинск.

Княгиня Трубецкая краткое содержание

В данной главе отчетливо видим, как в суровые зимние дни Екатерина Трубецкая отправляется вслед за своим супругом в далекую Сибирь, которого осудили за то, что он покушался на жизнь царя. Её отец умоляет не совершать необдуманных поступков, но она осталась при своем мнении. В мыслях княгиня распростилась с родным своим городом, с друзьями, родственниками, так как знала, что в Петербурге она жить больше не сможет. Старый граф в подавленном состоянии помог собраться дочери в дорогу, и сердце его разрывалось от тоски.

И вот повозка тронулась, и началась тяжелая дорога в край суровых морозов, постоянных вьюг и метелей. В пути Трубецкая предается воспоминаниям о своих радостных днях в детстве и юности, о поездке с мужем в Италию. Какие были прекрасные времена, но все уже позади! Теперь ее ожидают тягостные, мрачные будни. Во время своего следования она видит, как проносятся мимо нее старенькие, серые здания, и на улице стоит страшный мороз. Но ее эти условия жизни не вызывают ужас, и она готова бесстрашно последовать в такие места и жить там, лишь бы рядом был ее супруг.

По прибытию двухмесячного пути в Иркутск княгиня встречает там местного губернатора, который совсем не понимает ее поступка и всеми силами отговаривает ее ехать в эту глушь. Вначале он говорит, что ее отъезд расстроил сильно отца, потом он рисует картины жесткой жизни, сопоставляя с аристократическим обществом. Чиновник пытается убедить Екатерину Ивановну в том, что прибывая рядом с мужем, она лишь только расстроит его, ведь он будет чувствовать свою вину перед нынешней жизнью, так как их семье придется отказаться от титулов. Но женщина говорит, что она придаст только силы своему любимому, и никакие условия ее не сломят. Удивленный губернатор велит закладывать лошадей, и княгиня отправляется дальше.

Левий Матвей в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание

Левий Матвей и
Понтий Пилат (справа).
Художник Геннадий Калиновский

Левий Матвей является одним из ярких второстепенных героев “иершалаимских глав” знаменитого романа “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Левий Матвей в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание

Возраст Левия Матвея – около 40 лет:
“. Пришедший человек, лет под сорок. “

О внешности Левия Матвея известно следующее:
“. сидя на камне, этот чернобородый, с гноящимися от солнца и бессонницы глазами человек тосковал. Он то вздыхал, открывая свой истасканный в скитаниях, из голубого превратившийся в грязно‑серый таллиф. ” (*таллиф – накидка, плащ)
“. ногтями царапая смуглую грудь. ”
“. сбросил с головы кефи, вцепился в свои жидкие волосы и стал проклинать себя. ”
“. он содрал с себя отяжелевший, пропитанный водою таллиф, остался в одной рубахе и припал к ногам Иешуа. ”
“. на балкон вступил неизвестный маленький и тощий человек. ”
“. Пришедший человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по‑волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее всего походил на городского нищего. ”
“. Тощая, голая, грязная шея его взбухла и опять опала. ”
“. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый. ”
“. с оборванным бродягой Левием Матвеем. ”
“. ходить в нищей одежде без пристанища. “

Читайте также:
Стихи про август ☀ короткие четверостишия про летний месяц для детей, красивые стихотворения про август и лето известных русских поэтов

Левий Матвей является бывшим сборщиком податей (налогов):
“. почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово. ”
“. Левия, бывшего сборщика податей. ”

(Работа сборщиком податей была одной из самых презренных в те времена, народ не любил сборщиков податей и считал их грешниками.)

Однажды герой знакомится с бедным философом Иешуа на дороге в Виффагии:
“. я с ним встретился впервые на дороге в Виффагии, там, где углом выходит фиговый сад, и разговорился с ним. Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя меня собакой. “

Левий Матвей слушает философские речи Иешуа и в конце концов бросает все, чтобы путешествовать со своим новым другом:
“. однако, послушав меня, он стал смягчаться, – продолжал Иешуа, – наконец бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдет со мной путешествовать. “

Герой становится учеником и спутником Иешуа:
“. Я, Матвей, твой верный и единственный ученик!»..”
“. А он сказал, что деньги ему отныне стали ненавистны, – объяснил Иешуа странные действия Левия Матвея и добавил: – И с тех пор он стал моим спутником. ”
“. ответил Левий Матвей, – я его ученик. “

Вскоре Иешуа арестовывают и приговаривают к смерти. Левий Матвей упрекает себя за то, что он не был рядом с другом в тот момент:
“. Вот в этом‑то и заключалась первая ошибка Левия Матвея. Зачем, зачем он отпустил его одного. “

Левий Матвей присутствует на казни Иешуа, но ничем не может ему помочь:
“. этот единственный зритель, а не участник казни, и сидел на камне с самого начала, то есть вот уже четвертый час. Да, для того чтобы видеть казнь, он выбрал не лучшую, а худшую позицию. Но все‑таки и с нее столбы были видны. “

Он снимает тело Иешуа после казни и уносит:
“. Левий Матвей прятался в пещере на северном склоне Лысого Черепа, дожидаясь тьмы. Голое тело Иешуа Га‑Ноцри было с ним. Когда стража вошла в пещеру с факелом, Левий впал в отчаяние и злобу. ”
“. Левий Матвей говорил, что не хочет расстаться с этим телом. Он был возбужден, выкрикивал что‑то бессвязное, то просил, то угрожал и проклинал. “

Власти разрешают Левию Матвею поехать на погребение Иешуа:
“. Левий заявил, что он никуда не уйдет и желает участвовать в погребении. Он сказал, что не уйдет, даже если его начнут убивать, и даже предлагал для этой цели хлебный нож, который был с ним Мой помощник разрешил ему участвовать в погребении. ”
“. Левия Матвея взяли в повозку вместе с телами казненных и часа через два достигли пустынного ущелья к северу от Ершалаима. Там команда, работая посменно, в течение часа выкопала глубокую яму и в ней похоронила всех трех казненных. “

После смерти Иешуа Левий Матвей носит с собой пергамент с высказываниями покойного:
“. покажи хартию, которую ты носишь с собой и где записаны слова Иешуа. ”
“. Левий порылся за пазухой и вынул свиток пергамента. Пилат взял его, развернул, расстелил между огнями и, щурясь, стал изучать малоразборчивые чернильные знаки. ”
“. Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках пергамента он разобрал слова: «. большего порока. трусость»..”

Понтий Пилат зовет Левия Матвея с собой в Кесарию, чтобы тот работал в библиотеке. Но герой отказывается служить Понтию Пилату, потому что тот виноват в смерти его друга Иешуа:
“. Ты, как я вижу, книжный человек, и незачем тебе, одинокому, ходить в нищей одежде без пристанища. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат и хочу взять тебя на службу. Ты будешь разбирать и хранить папирусы, будешь сыт и одет. ” (слова Понтия Пилата)

Левий Матвей решает преследовать предателя Иуду, чтобы лишить его жизни (Иуда помог властям арестовать Иешуа). В конце концов Иуда погибает, но от рук подчиненных Понтия Пилата:

“. я зарежу Иуду из Кириафа, я этому посвящу остаток жизни. “

В конце романа Левий Матвей попадает в “свет”, где правит его добрый друг Иешуа. Добрый Иешуа посылает Левия Матвея к сатане Воланду с просьбой дать покой двум влюбленным – Мастеру и Маргарите:
“. Он прислал меня Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, – в первый раз моляще обратился Левий к Воланду. ” (просьба Левия Матвея о Мастере и Маргарите)

Прототипы Левия Матвея в романе “Мастер и Маргарита”

В Евангелии от Марка сборщика податей зовут Левий Алфеев,в Евангелии от Луки – Левий, в Евангелии от Матфея – Матфей («Матфей мытарь»). Также в «Историей евреев» Гретца рассказывается о богатом мытаре, которого называли то Матфеем, то Леви. Иисус постоянно жил в его доме.

“. истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царствие Божие. ” (Мф. 21:31)

Левий Матвей представляет собой пример почти фанатической преданности своему учителю Иешуа. За это он и попадает в “свет”, в мир света и добра.

Читайте также:
Котлован - краткое содержание, история создания, анализ, сюжет

Это был цитатный образ и характеристика Левия Матвея в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, описание Левия Матвея в цитатах, а также описание истории дружбы Левия Матвея и Иешуа.

Образ и характеристика Левия Матвея в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Писатели обладают особым даром олицетворять в героях какое-то важное явление действительности. Таким образом они завоевывают сердца читателей или крепко запоминаются им. Михаил Булгаков обладал такой способностью. В романе «Мастер и Маргарита» он использовал и выдуманных героев и персонажей библии. Такое сочетание привело познанию человеком истории библейских персонажей и особого внимания к их истории. Одним из таких и оказался Матвей Левий, о котором и пойдет речь.

Левий Матвей стал одним из самых необычных героев второстепенного плана, через него автор показывает зачатки не самых лучших событий. Судьба его складывается следующим образом: бросив собирать налоги он становится учеником философа Иешуа. По описанию в романе лет ему было под сорок и выглядел как оборванный бродяга. Благодаря такому описанию читатель сразу чувствует неприязнь к герою.

Следуя ха своим учителем, он записывает его высказывания с искажением смысла. Его рукописи, так же как и рукопись Мастера не горят. Но они не несут истинного смысла, а лишь искаженную мысль, которую принимают за идею Иешуа. Это и приводит к кровопролитию, о котором предупреждал ученик Понтия Пилата.

Перед читателем предстает человек ограниченного склада ему, не совестного и предающимся своим эмоциям в полной мере. Он близко к сердцу принимает арест и казнь Иешуа. Левий проклинает бога и обращается к дьяволу. Данный поступок является кульминацией всего образа Матвея.

По прибытию к Понтию Пилату отказывается служить ему и от даренных денег, а просит лишь лист чистого пергамента. Пергамент не такая прочная бумага как папирус и не может сохраниться на столетия, чтобы попасть в Евангелие. В современной версии романа Матвей просит за Мастера и Маргариту Воланда от имени Иешуа, но их беседа сложена так, словно они знают друг друга и испытывают неприязнь.

На этот момент Левий уже не на стороне дьявола, совсем забыв о своем давнем обращении к дьяволу, когда после отречения от бога тот откликнулся на его зов. Он уже не желает дьяволу здравствовать на земле и под землей.

Левий Матвей предстает перед читателем непостоянным и ограниченным человеком, который не несет ответственности за свои слова и поступки, чем и приносит несчастья.

2 вариант

Левия Матвея в данном замечательном романе можно назвать весьма значимым персонажем, который раскрыт в образе крайне интересного человека. Благодаря точному и подробному описанию данного персонажа, становится понятным тот факт, что герой является очень необычным и ярким. Будучи последователем учений Иешуа, он старается распространять идеи и мысли своего наставника, тем самым доказывая тот факт, что философия его учителя верна. В подобном образе представленный герой символизирует некую свободу, которая заключена в мыслях и действиях персонажа. Известно о том, что до того, как Левий встретил Иешуа, он занимался сбором налогов, и в народе его не очень любили и уважали.

Когда герой в первый раз встретил Га-Ноцри, то посчитал его обманщиком и мошенником. Начав оскорблять встретившегося на его пути, Левий не понимал, что таким образом, он никак не оказывает влияние на весьма мудрого человека. Когда Иешуа заговорил с Левием, то ему удалось показать и донести до него ту философию, которую он считал настоящей и искренней. Благодаря этому, вскоре, Левий отправился в путь вместе с новым знакомым, оставив все материальные блага в прошлой жизни. Очень важным моментом, показанным автором в данном замечательном произведении является то, что ранее, данный герой обладал деньгами, и смыслом своего существования считал то, что ему следует накопить как можно больше средств, и стать богатым человеком. Однако, он добровольно отрекся от таких мыслей и желаний, и стал помогать Иешуа в реализации его планов. В моменте, когда Понтий Пилат предложил ему весьма престижную должность работы в библиотеке, Левий отказался, и пошел по собственному пути.

Сам герой считал себя самым настоящим и верным учеником Га-Ноцри, и старался помогать ему во всем. Несмотря на то, что он был малограмотным человеком, Левий записывал все высказывания и мысли своего наставника, таким образом показывая свое уважение к нему. Сам Иешуа считает, что Левий не может до конца понять сути слов, которые он берет он него, и поэтому, увидев его записи, он ужаснулся, так как суть их была далека от того, о чем говорил Га-Ноцри. Даже в словах Пилата прослеживалось то, что Левием не был усвоен основной урок своего наставника. После того, как его учителя не стало, он мечтал отомстить человеку, который предал Иешуа, и именно поэтому на протяжении большого периода времени разрабатывал план собственной мести.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Левия Матвея в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Важную роль в мире играют памятники истории, они имеют духовное и материальное выражение. Очень много моментов, случившихся в прошлом, жизни других людей, влиятельных и не очень, память о том, что произошло

В центре событий драмы, написанной А.Н. Островского и получившей название «Гроза», стоит девушка Катерина. Один из литературных критиков, а точнее Н.А. Добролюбов, характеризует ее как воплощение

Кто же такой добрый человек? Где его найти? Это тот, кто будет делать добрые поступки, поддерживать, защищать и не просить ничего взамен, тот, кто не ждет добра в ответ на свои действия.

Сочинения по произведениям Носова

Жанровая направленность произведения представляет собой повесть в двух частях, однако по авторскому замыслу, отраженному в названии, произведение относится к мемуарно-эпистолярному жанру в виде документального

Левий Матвей

История персонажа

Михаил Афанасьевич Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита» затронул много важных для современного человека тем, облачив сюжет в мистическое повествование. В описанном действии сплелись реальные и мифологические персонажи, прототипы и герои, которые никогда не существовали. Действующим лицом романа стал апостол Левий Матвей, неоднократно упоминаемый в Библии.

История создания

По преданию Левий Матвей был братом Иакова и сыном Алфея. Он жил в городе Капернаум на побережье Галилейского моря и служил мытарем – собирателем податей. Подати платили жители завоеванных Римской империей земель, пополняя казну. Мытарей ненавидели за их деятельность. На этой должности приходилось притеснять народ, и мытари пользовались служебным положением, отрицая милосердие и проявляя жестокость. Левию Матвею удалось получить неплохое состояние благодаря статусу, но он не потерял человеческий облик и сохранил верность народу.

Читайте также:
Григорий Данилович Римский - образ и характеристика героя

Левий Матвей

Герой был свидетелей проповедей и чудесных деяний Христа, который проживал некоторое время в его городе. Иисус видел, как слушатель относится к его делам, и оценил готовность мужчины следовать его заветам. Однажды он отвел Левия к морскому берегу, где тот получал подать от прибывающих кораблей, и предложил стать его последователем. Матвей накрыл стол в доме и пригласил гостей, среди которых были мытари и простые грешники. Разделяя с ними трапезу, Христос дал шанс на исповедь. Апостол оставил нажитое имущество и последовал за Иисусом. Вскоре его причислили к двенадцати сопровождающим Иисуса Христа.

Помимо деяний Учителя, Левий Матвей был свидетелем его ареста, смерти и вознесения. После финального события он в числе других учеников нес учение Господа людям. Мужчина написал Евангелие, ставшее первым в перечне рукописей апостолов. Книга передавала палестинцам учение на иврите. Апостол побывал в Сирии, Мидии, Палестине, Персии, Индии и Эфиопии. Молясь о том, чтобы люди приняли истинную веру, он нес ее язычникам и атеистам.

Иисус и двенадцать апостолов

Известно о чуде, сотворенном им после встречи с Господом. Левий Матвей воткнул в землю у храма жезл. На этом месте выросло плодоносящее дерево, и из-под него забил источник. Каждый, кто пил воду здесь, становился добрым и кротким, обретая веру.

Легенда связана с властителем Фульвианом и его семьей. Апостол наставил их на путь истинный, несмотря на неверие и желание убить Левия Матвея. Бог был на стороне ученика и помогал, насылая на воинов тьму, не позволявшую взять мужчину под стражу. Пытаясь схватить апостола, Фульвиан ослеп, и Левий спас его. Решив, что апостол чародей, а не господний посланник, властитель приказал сжечь его. Пламя подготовленного костра не задевало апостола, который беспрестанно молился. Силу Бога подтвердил огненный змей, сформировавшийся из костра и набросившийся на Фульвиана. Взмолившись, он признал силу Господа. Левий простил его и умер.

Новый Завет

Библейские сказания предоставляют минимальные сведения о Левии Матвее. Единственной актуальной информацией является то, что мужчина был мытарем. Это подтверждают Евангелия от самого Матвея, от Луки и от Марка. Написанное им самим Евангелие повествует о встрече с Иисусом. Многие сборщики податей и грешники считали Иисуса своим другом и Учителем.

Образ Левия Матвея

Исследователи Нового Завета сравнивают Левия Матвея с Левием Алфеевым, который тоже числился мытарем. В Евангелии от Марка присутствует небольшой рассказ о нем, а Лука в своем творении описывает призвание героя. Исходя из слов других апостолов, некоторые ученые предполагают, что Левий Алфеев – настоящее имя пророка, а Матвей – прозвище, расшифровывающееся как «Божий дар». Эта версия всегда оспаривалась противниками идеи, например писателем 4 века н.э. Дидимом Слепцом. В Новом Завете упоминаются Матвей и Матфий, поэтому многие расценивают это как транскрипцию имени. Биографии мужчин совпадали, поэтому этот факт можно воспринимать как литературную ошибку.

Христианская традиция постоянно путает Матвея и Матфия, поэтому в различных редакциях одного и того же текста имя героя используется по наитию автора. Ярким примером служит произведение «Деяния Андрея и Матфия».

«Мастер и Маргарита»

Булгаков неспроста использовал героя Библии в качестве прототипа литературного персонажа. В соответствии с преданием, Матвей написал Евангелие на арамейском языке, считающемся древнейшим.

Писатель Михаил Булгаков

Мужчина был свидетелем пребывания Иисуса на Земле среди смертных. В повествовании Булгакова Иешуа рассказывает Понтию Пилату о бывшем мытаре и его произведении. Иешуа почти предает Левия, хотя и боится его. Он направляет стражей на верный путь. Характеристика Матвея из уст Иешуа представляет апостола как человека, действующего вопреки закону. По его мнению, мужчина бросил государственные деньги, а не собственные. Иешуа также уверен, что записи Матвея не верны.

Иешуа рассказывает все о Левии, подставляя его под удар. Евангелистов он характеризует как людей, неправильно записавших мысли о происходящем. Он не отзывается о Левии Матвее положительно и называет его исключительно спутником, но не учеником. Это формирует отношение Пилата к герою. Он не велит арестовать апостола, но и не доверяет ему статус ученика Иешуа. В его глазах Левий утратил милосердие.

Иешуа и Понтий Пилат

Мастер был уверен в том, что Левий не видел допроса Иешуа, а наблюдал только за казнью. Левий хотел прекратить страдания Учителя и считал убийство единственным возможным способом для этого. Левий Матвей в порыве гнева проклинает Бога, потому что уверен, что истинный Господь не допустил бы гибели такого человека, как Иешуа. Герой уверен, что его предназначение заключается в убийстве Иешуа и в освобождении того от мук. Призвав других богов, отказавшись от собственного Господа, он продемонстрировал отсутствие веры.

Новый Завет гласит, что мужчина добыл у стражников нож, чтобы защитить Учителя. В понимании мастера в действиях Левия нет божественного промысла, и он хочет стать освободителем мученика из понятных человечных побуждений.

Левий Матвей и Воланд в сериале “Мастер и Маргарита”

Во время богохульства апостола начинается гроза, предсказанная Иешуа, и она приносит смерть. Палач вонзает копье в сердце сына Божьего. Мистическим образом воплощаются желания Левия. Он вынашивает идею и о смерти Иуды. Убийство осуществляется руками Афрания с разрешения Понтия Пилата.

Экранизации

Роман «Мастер и Маргарита» был неоднократно экранизирован. Первая лента, снятая Анджеем Вайдой в 1972 году, называлась «Пилат и другие». Действие оказалось перенесено в XX век и герои выглядели современно. Даниэль Ольбрыхский исполнил в фильме роль Левия Матвея.

Даниэль Ольбрыхский в образе Левия Матвея

В ленте Александра Петровича того же года выпуска не было библейских мотивов, описывались только события, произошедшие в Москве в тридцатые годы ХХ века. Персонаж Левий Матвей в картине отсутствовал.

Читайте также:
Мертвые души - краткое содержание по главам, история создания

Следующим фильмом по сюжету романа стал польский проект Мацея Войтышко. Библейский персонаж отсутствовал и в этой киноверсии литературного произведения

Лев Дуров в образе Левия Матвея

В фильме «Мастер и Маргарита» 1994 года, снятом Юрием Кара, Левия Матвея сыграл актер Лев Дуров. Кинокартина оказалась богатой на актерские работы. Воланда на экране воплотил Валентин Гафт, Бездомного – Сергей Гармаш, а Понтия Пилата – Михаил Ульянов.

Семен Стругачев в роли Левия Матвея

В 2005 году вышла масштабная экранизация «Мастера и Маргариты». Автором проекта стал Владимир Бортко. В образе Воланда предстал Олег Басилашвили, Левия Матвея сыграл Семен Стругачев, а мастера – Александр Галибин.

Цитаты

В книге Левий Матвей выступает в качестве подручного Христа. Он приходит в Обитель Воланда со словами:

«Я к тебе, дух зла и повелитель теней».

Это становится дополнительным подтверждением тому, что перед аудиторией предстает Сатана.

Левий Матвей – иллюстрация к книге “Мастер и Маргарита”

Посланник просит даровать покой мастеру и Маргарите. Заступаясь за героев, он заявляет, что мир они обретут только в аду. В раю для автора романа о Понтии Пилате нет места. На вопрос Воланда о том, почему мастер не может пойти в свет, Левий отвечает:

«Он не заслужил света, он заслужил покой».

Рай в этом восприятии не предполагает покоя для человека, который грешил, но его заслуга в виде написанного романа должна получить вознаграждение. И этим вознаграждением станет покой.

Левий Матвей

Левий Матвей в романе «Мастер и Маргарита» играет важную роль. Герой, являясь учеником и последователем Иешуа Га-Ноцри, способствует наибольшему раскрытию образа философа-бродяги, а также других персонажей произведения Михаила Афанасьевича Булгакова.

Мужчина “лет под сорок”. О внешности Левия Матвея известно следующее:

“. сидя на камне, этот чернобородый, с гноящимися от солнца и бессонницы глазами человек тосковал. Он то вздыхал, открывая свой истасканный в скитаниях, из голубого превратившийся в грязно‑серый таллиф. ” (*таллиф – накидка, плащ)
“. ногтями царапая смуглую грудь. ”
“. сбросил с головы кефи, вцепился в свои жидкие волосы и стал проклинать себя. ”
“. он содрал с себя отяжелевший, пропитанный водою таллиф, остался в одной рубахе и припал к ногам Иешуа. ”
“. на балкон вступил неизвестный маленький и тощий человек. ”
“. Пришедший человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по‑волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее всего походил на городского нищего. ”
“. Тощая, голая, грязная шея его взбухла и опять опала. ”
“. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый. ”
“. с оборванным бродягой Левием Матвеем. ”
“. ходить в нищей одежде без пристанища. “

Как известно, Левий Матвей до его знакомства с Га-Ноцри был сборщиком податей. Эта профессия была одной из самых сложных, потому что народ не уважал сборщиков налогов, презирал их и даже считал, что они являются грешниками. Герой привык к злу вокруг себя, поэтому, когда Левий Матвей встречает Иешуа, он «отнесся к нему презрительно» и даже оскорблял его, называя Га-Ноцри собакой. Однако Иешуа сказал ему, что не видит в этом никакого оскорбления. Герою удалось воздействовать своими речами на мировоззрение Левия Матвея. Он «стал смягчаться», бросил свои деньги и отправился путешествовать вместе с Иешуа. Характеристика героя во многом заключена в описании внешности. Писатель несколько раз подчеркивает, что Левий Матвей – нищий. Однако это не поворот судьбы, а добровольное отречение от денег: он «бросил деньги на дорогу» и сказал, что «деньги ему стали ненавистны». Даже на предложение Понтия Пилата работать в библиотеке герой отказывается.

Левий Матвей называет себя «верным и единственным учеником» Га-Ноцри, его спутником. Персонаж пытается записывать все мысли наставника, но из-за своей необразованности он делал это не совсем правильно. Сам Иешуа Га-Ноцри утверждает, что Левий Матвей неверно записывает за ним: «Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и неправильно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал».
Даже Понтий Пилат понимает, что Левий Матвей далек от истины, которую проповедовал Иешуа Га-Ноцри: «Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа, но я тебе скажу, что ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил».
Казнь Иешуа оставляет большой след на душе Левия Матвея. Он видит гибель своего учителя своими глазами, после чего снимает тело Иешуа со столбов и участвует в процедуре его погребении. Теперь мечтой героя становится месть Иуде, человеку, который предал Га-Ноцри и стал причиной его казни: «я зарежу Иуду из Кириафа, я этому посвящу остаток жизни…».

Образ Левия Матвея восходит к евангельскому образу Матфею, который является автором заметок об Иисусе Христе.

Левий Матвей – персонаж, который является основным носителем христианских мотивов в произведении М. А. Булгакова.
Левий Матвей в повествовании связан почти со всеми главными героями. Являясь учеником Иешуа, он встречается с Понтием Пилатом, принявшим решение казни Га-Ноцри. Левий Матвей общается с Воландом, с Маргаритой. Персонаж является своеобразным двойником Ивана Бездомного, который является учеником Мастера. Все это показывает то, что второстепенный герой Левий Матвей в романе несет большую смысловую нагрузку. Образ не только раскрывает в полной мере образ Иешуа, но и образ Воланда, который убеждает в необходимости злых начал, которые противопоставлены добрым началам.

Левий Матвей также характеризует более полно и образ Понтия Пилата. Эти два героя имеют общие черты: первоначально негативно встретили Иешуа, а затем нашли в нем родственную душу. Понтий Пилат чувствует муки совести, Левий Матвей также винит себя в гибели Иешуа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: