Диктанты по русскому языку для 10 класса 3 четверть

Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы

В этом пособии представлены усложненные диктанты и грамматические задания по всем темам русского языка для третьего и четвертого классов по системе 1–4. С помощью этих диктантов учителя и родители смогут проверить, насколько хорошо ребенок усвоил изучаемый материал. Пособие можно использовать как на уроках русского языка, так и при самостоятельной работе дома.

Оглавление

  • 3-й класс

Из серии: Академия начального образования

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

В данном пособии представлены контрольные и проверочные диктанты для учащихся третьих—четвертых классов по программе 1–4. Диктанты содержат большое количество орфограмм, поэтому давать их как контрольные работы лучше в сильных классах. Для слабых и средних классов диктанты можно использовать при текущей проверке, которую желательно проводить два—три раза в неделю. Такая работа, безусловно, повысит грамотность учащихся и разовьет их орфографическую зоркость. Диктанты расположены по темам в соответствии с программными требованиями.

Пособие можно использовать в качестве дидактического материала в школах, а также для занятий дома.

Разделительный твёрдый знак — Ъ

Сегодня у нас ранний подъём. Подъехала машина. Едем за грибами. Машина съехала на грунтовую дорогу, объехала пруд и въехала в лес. Ищем съедобные грибы. Каждый собрал большой объём грибов. Объединяем их вместе и жарим с картошкой. Получилось объедение. Каждый съел по две миски. Объедки подъест пёс Барбос. (49)

1. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ъ.

2. Разделить на слоги для переноса слово ГРУНТОВУЮ.

Режиссёр объявил начало съёмки. Он разъяснил всем их обязанности. Он очень въедливый. Ещё всем надоест. Снимаем отъезд поезда. Мы должны предъявить билеты. Вот поезд въезжает. Подъезжает к нам. Мы садимся. Поезд отъезжает. Бежит взъерошенный оператор. В плёнке изъян! Режиссёр разъярён. Мы съёжились. Он объясняет ещё раз. Повторная съёмка. (51)

1. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ъ.

2. Написать буквы, перед которыми пишется Ъ.

Строители строят дом. В нём будет девять подъездов. Работает подъёмный кран. Через главный въезд подъехал грузовик. Привёз блоки. Рабочие разъединяют блоки. Теперь предстоит подъём блоков наверх. Грузовик отъехал. Сейчас перерыв. Каждый рабочий съест свой обед. (36)

1. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ъ.

2. Вставить две буквы в середину слова ПОЕХАТЬ, чтобы получилось слово с Ъ.

Правописание слов с мягким и твёрдым знаком

На двери нашего подъезда висит объявление. Ателье шьёт костюмы и платья. Ниже объяснение, как подойти или подъехать к ателье. Марья Васильевна заказала себе платье.

Прошла неделя. Марья Васильевна пришла в ателье. Предъявила квитанцию. Ей выдали платье. Она примерила. Ни одного изъяна! Какое уменье шить! Для такого уменья нужно долгое ученье. (53)

1. Выписать из диктанта по два слова с разделительными Ь и Ъ.

2. Написать по одному слову с буквосочетаниями ЬЮ, ЪЮ.

Мы съели пирог. На земле остались крошки. Куры всё подъедят. Вот лежит жирная свинья. Она съест любые объедки. У неё вольготное житьё.

Во двор въехала машина. Это приехали наши родители. Они заключают нас в объятия. Котёнок Демьян прижал ушки и съёжился. Папа поднял его и гладит. Демьян мурлычет от счастья. Папа для котёнка, как подъёмный кран. (58)

1. Выписать из диктанта по два слова с разделительными Ь и Ъ.

2. Написать два слова с Ъ и с корнем ЯСН.

Осенью чаще всего погода стоит пасмурная. По небу плывут караваны серых облаков. Они похожи на бесформенные оладьи. Часто моросит мелкий дождь. Иногда начинается ненастье.

Листья желтеют и опадают с ветвей и сучьев. Земля покрыта листьями и грязью. Комья грязи прилипают к подошвам. Трудно осенью вернуться с прогулки с чистой обувью.

Птичьи стаи отправляются на юг. В небесах летят караваны гусей, косяки журавлей. А воробьи остаются дома. Они и зимой найдут что-нибудь съедобное. Гроздья рябины и сухие семена трав будут им пищей. Как забавно прыгают по снегу эти взъерошенные пичужки! Вороны тоже не улетают. Они прилетают к человеческому жилью и питаются объедками. (103)

Вчера в нашем дворе был съезд детской партии любителей грибов. На съезде объединились две группы. Группа любителей съедобных грибов и группа любителей несъедобных грибов. Руководители заключили друг друга в объятия. Это друзья Кирилл и Степан. Сегодня у партии Кирилла предъюбилейный день. Завтра исполнится год со дня её основания. Председатели разъяснили собравшимся их обязанности. (56)

К нашему подъезду подъехала машина. Приехали дедушкины братья Яков Ильич и Леонид Ильич. Завтра у дедушки юбилей. Сегодня предъюбилейный день. Мы встречаем гостей. Они заключают нас в объятия.

Подъём на лифте на десятый этаж. Вот и наше жильё. Дедушка очень рад. Все садятся на стулья с мягкими сиденьями. Идёт разговор о здоровье, о житье-бытье. (57)

В этом году январь очень холодный и снежный. Каждый день с небес летят белые хлопья. Всё покрыто сверкающей белой скатертью.

Читайте также:
Как пишется лестница - морфологический разбор слова и правила

Вчера денёк был ненастный, с метелью. Воздух был полон снежной пылью. Фонари тускло светили сквозь пургу. Прохожие съёжились от холода. Двери подъездов открывались с трудом. На проезжей части снег перемешивался с грязью. Заносы стали серьёзной проблемой для водителей. На городских улицах было затишье.

Ненастье продолжалось и ночью. Потом ветер и снегопад прекратились. Сквозь клочья облаков проглядывала луна. (79)

К нам в класс принесли большие весы. Они могут измерять массу тел. Сколько здесь граммов? А сколько мы весим килограммов? Но можно ли на этих весах взвесить слона? Нет. Слон весит несколько тонн. Нужны специальные весы.

В Москве слоны живут только в цирке и на территории зоопарка. Там и стоят такие весы. А сколько весит наша планета? Много миллионов тонн! (61)

1. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной.

2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Написать проверочные слова.

Раннее субботнее утро. Почему мы встали так рано? Вчера вечером получили телеграмму. Приезжает наш дядя Савва Кириллович из Одессы. Он профессор. Дядя очень интеллигентный и аккуратный человек. Савва Кириллович изучает кристаллы.

Мы едем на вокзал. Подъезжает поезд. Сколько в нём пассажиров! Вот и наш дядя. Как здоровье, профессор? Берём такси и едем домой. С аппетитом завтракаем. Дядя принимает ванну.(62)

1. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной.

2. Из последнего предложения выписать слово, в котором звуков больше, чем букв.

Ранняя осень. Вечер. Кирилл Кошкин болеет гриппом. Температура высокая. Что делать осенним вечером? Кирилл любит читать русских классиков. Держит в руках аккуратно обёрнутый томик Пушкина. Читает сказку про русалку.

Вот иллюстрации. Это русалка. На другой странице поп и Балда. Над ними облака. А вон солнышко. Завтра Кирилл начнёт читать рассказы Чехова. Скоро он будет здоров. Пойдёт играть в теннис. А там уже и осенние каникулы. (66)

1. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной.

2. Выписать два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

Начались каникулы. Какая у нас будет программа? В субботу мы идём на хоккей. В воскресенье прогулка по осеннему лесу. Осенью лес так красив! Аллеи покрыты разноцветным ковром из листьев.

В понедельник играем в теннис. Во вторник наш знакомый ассистент режиссёра пригласил нас на съёмку. В среду мы посещаем музей кристаллов. В четверг идём в бассейн. В пятницу готовимся к школе. Читаем рассказ Куприна и повторяем грамматику. (68)

Идёт съёмка фильма по пьесе великого русского драматурга Островского. Режиссёр объясняет коллективу задачу. Ассистент режиссёра разговаривает с корреспондентами. Оператор настраивает киноаппарат. Начался процесс съёмки.

Киноаппарат жужжит. Группа актёров проходит перед камерой по аллее и садится на стулья. Актриса берёт кувшин и наливает молоко в кружки. На заднем плане виден старинный особняк с колоннами. Вся территория должна быть хорошо освещена. Один прожектор висит на осине, а другой — на сосне. (70)

Я вышел на шоссе и поймал такси. Там уже сидел один пассажир. Мы ехали по трассе. Тут у машины сломалась рессора. Что делать? Я опаздывал на заседание комиссии по организации праздничной иллюминации.

К счастью, мимо шёл троллейбус. В этот утренний час троллейбус совсем забит. Группа пассажиров сходила на следующей остановке. Я прошёл в середину. (56)

Анна Кирилловна вернулась в Россию из Голландии из коммерческой поездки. Муж Савва Геннадьевич встречает её в аэропорту. Он вчера получил телеграмму от жены. Среди других пассажиров Анна Кирилловна прошла в вестибюль.

По радио прозвучало объявление. Пора предъявлять документы. Все покидают аэропорт через главный подъезд. Вытянулась длинная процессия. (49)

Алла мечтает стать врачом и лечить болезни. Она будет ставить компрессы и делать инъекции. Кирилл мечтает пойти на завод. Он будет класть металл под пресс. Кирилл хочет работать в хорошем коллективе. Анна будет режиссёром. Ей нравится процесс съёмки. Римма станет спортсменкой. Она будет бегать кроссы или играть в теннис. Геннадий станет военным. Он пойдёт служить в артиллерию. Инна хорошо рисует иллюстрации к рассказам русских классиков. Она хочет стать художницей. (70)

В эту субботу я встал рано. Сделал утреннюю зарядку. Пробежался по аллее парка. Приятное весеннее утро. Грязь уже высохла. Я вернулся и принял ванну. После ванны разыгрался аппетит. Я съел на завтрак оладьи с вареньем. Пошел на аллею. Взял с собой русскую грамматику. Интеллигентный человек должен хорошо знать родной язык.

Днем дома позанимался английским языком. У меня уже большой прогресс. Выучил наизусть балладу Жуковского. Тут позвонили мои сестры Анна и Алла. Мы отправились на теннисный корт. (78)

Сюзанна Геннадьевна на террасе готовит праздничный обед на завтрашний день. Кладёт дрожжи в тесто. Её увлекает процесс готовки. Кто там идёт по аллее? Друзья Сюзанны Кирилл и Анна? Нет. На территории посёлка мрак и тишь. Сюзанна дома одна. Утром у неё была ссора с подругой Аллой. Исчезли все иллюзии. У Сюзанны болит голова. Она идёт в дом и аккуратно кладёт на лоб компресс. (64)

Читайте также:
Изъявительное наклонение глагола - образование, вопросы

Правописание приставок и предлогов

Рыжий конь сбежал из конюшни и побежал по полю. Взбежал на гору. Посмотрел по сторонам. Рядом обрыв. Конь подошёл к обрыву и посмотрел вниз. Там река. Конь отошёл от обрыва и спустился к реке. После подбежал к воде и посмотрел на своё отражение. Попил из реки. Вошёл в воду и переплыл реку.

Вышел из воды на другом берегу. Стряхнул с себя воду и поскакал к лесу. Скоро он забежал под деревья. С осины взлетела сорока и полетела по направлению к деревне. На тропинке сидел заяц. Увидел коня и убежал в чащу. Конь пробежал через лес. Потом обежал большое поле. Очень устал. Вечером едва доплёлся до конюшни. (108)

1. Выписать из диктанта слова с приставкой С-, с предлогом С.

2. Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Написать проверочные слова.

Пёс Марат был дворняжкой. Его очаровала овчарка Арна. Арна проживала в соседнем доме. Каждый день её выводили на прогулку. Марат поджидал её у подъезда. Арне Марат понравился. Но хозяин Арны не подпускал к ней Марата. Пёс плёлся позади. После прогулки Арна с хозяином входили в подъезд, и хозяин закрывал за собой дверь. Потом Марат долго сидел под окном у Арны. Иногда от горя пёс подвывал. Его вой подхватывали соседские псы. Вой переходил в лай. Вся улица могла тогда услышать собачий концерт. (83)

1. Выписать из диктанта слова с приставкой ПОД-, с предлогом ПОД.

2. Выписать два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

Опасный бандит ограбил большой банк. Директор банка пригласил великого сыщика Шерлока Холмса. На месте преступления Холмс изучил следы. Дома он погрузился в размышления. Набил трубку табаком и выпустил из неё клуб дыма. Достал карточки из своей обширной картотеки. После долгих размышлений сыщик догадался, где искать грабителя.

Холмс надел пальто, взял с собой хлыст и револьвер. Холмс отправился выслеживать бандита. Через три часа он его нашёл. Теперь великий сыщик Шерлок Холмс следил за опасным бандитом. Бандит свернул за угол. Но тут появились полицейские. Холмс закричал им. Грабитель был схвачен. (90)

Старый профессор собирался в институт. Он вышел из подъезда. С неба падали редкие капли. Профессор открыл зонтик и поднял воротник пальто. Рядом остановилась большая машина. Открылась дверца. Шофёр выглянул из машины и поздоровался с профессором. Это был сосед.

Профессор прошёл через двор на другую сторону улицы и подошёл к троллейбусной остановке. Подъехал троллейбус. Профессор с трудом влез в переполненный салон и поставил свой портфель на пол. Затем профессор вышел из троллейбуса. Вот вход в метро. Надо проехать пять станций. Скоро профессор подходил к подъезду института. Вошёл через главный вход и поднялся на шестой этаж. По коридору шли студенты. Они поздоровались с профессором. (104)

Пираты шли по берегу моря. За спиной оставался лес. Впереди поднимался холм Подзорной Трубы. Пираты поднялись на холм и сделали привал. Капитан Флинт присел на сундук с сокровищами. Кок Сильвер вынул из мешка еду и бутылку рома. Боцман Бен Ган и остальные пираты отправились собирать дрова для костра.

Сильвер очистил кусок сыра от налипшей грязи. Сварил на костре мясной суп. Заправил его солью. Потом пираты ели рыбу и бросали рыбьи головы в костёр. Все наелись и начали совещаться. Срочно нужно захватить хороший корабль. Без него не получится напасть на форт Байард. А теперь пора прилечь отдохнуть и немного вздремнуть. Один пират остался на часах. Остальные нарубили веток и легли на них. Под себя подложили плащи. (116)

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Пронеслась дождевая туча. Мы идём в лес. У нас с собой ножи и корзинки. После грибного дождя в лесу много грибов. Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята. Иногда мы замечаем подберёзовики и боровики. Они растут на полянках и под деревьями. Порой их охраняют колючки. Часто стережёт крапива. Они прячутся в сочной траве и под мохнатыми ёлками. Лесная мошкара также мешает грибникам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • 3-й класс

Из серии: Академия начального образования

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диктанты повышенной сложности. 3-4 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Диктанты и изложения для младших школьников

Ольга Разумовская, 2018

Задания на каникулы. 3 класс

М. Н. Алимпиева, 2019

Задания на летние каникулы после 2 класса

Татьяна Владимировна Векшина, 2020

Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 1 класс

Читайте также:
Создал ударение - объяснение правила орфоэпии

Светлана Гин, 2012

Переходим в пятый класс! Экспресс-диагностика готовности к обучению в основной школе

Татьяна Крайникова, 2016

Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие

В. Н. Янушевский, 2015

Пишем диктанты без ошибок. Для начальной школы

А. А. Горбатова, 2014

Оксана Алексеевна Кораблева, 2016

Проверочные задания по теории эволюции. Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Теория эволюции», «Эволюция органического мира», «История биологии»

С. П. Шаталова, 2015

Условность как способ существования искусства. Условность в литературе

Елена Лазо, 2013

Геометрия 7-9 класс. Часть 3

Александра Ведова, 2019

Как создать видеоурок: запись с экрана

Дмитрий Юрьевич Усенков, 2020

Проверяем технику и скорость чтения. 1-4 классы

О. Е. Ларионова, 2012

Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика

Н. П. Локалова, 2009

Общая биология. Тесты, игры, зачёты, блицопросы

«Может»: нужна ли запятая после слова

Очень часто у многих людей появляются сложности при постановке знаков препинания. Некоторые не могут понять, в каком именно месте должна ставиться запятая и нужна ли она вообще в данном предложении. Чтобы легко ориентироваться в постановке знаков препинания, желательно знать некоторые правила, которые помогут каждому в повседневной жизни. В предоставленной статье будет разобрано слово «может» и рассказано, каким правилам оно подчиняется и в каких случаях обособляется, и нужна ли запятая вообще.

Когда запятая нужна.

Есть ряд норм, которые объясняют, в каких ситуациях необходимо обособление. Есть два места для постановки знаков: с одной стороны или с обеих. В статье будут рассмотрены обе ситуации.

С обеих сторон

Слово «может» обособляется запятыми с двух сторон в том случае, если оно является вводным. Однако, как же понять, находится оно в роли вводного слова или нет? Сделать это достаточно легко. Нужно лишь определить значение, которое несет в себе данное слово. Если сочетание имеет смысл «вероятно», «наверное», приобретает оттенок неуверенности, то его необходимо обособлять с двух сторон.

Примеры:

  • Мы вчера разговаривали с ней, она, может, придет сегодня к нам в гости и расскажет про свою новую работу.
  • Это очень трудная тема, может, я объясню тебе её в следующий раз?
  • Таня очень долго думала об этом, может, она решится это сделать в скором будущем.
  • Мой муж очень интеллигентный и воспитанный молодой человек, может, он найдет себе высококвалифицированную и востребованную работу.

Важно! Если перед вводным словом стоит сочинительный союз, то его необходимо обособить знаками препинания с двух сторон.

Примеры:

  • Торт готов, и, может, завтра его выставят на продажу.
  • Она говорила с ним, и, может, он сегодня к нам подъедет.

С одной стороны.

В грамматике русского языка бывают обстоятельства, когда союз обособляется только с одной стороны.

Если сочетание является вводным словом, но стоит в начале предложения. В данном случае необходимо поставить запятую только после слова.

Примеры:

  • Может, я сегодня схожу в магазин за продуктами.
  • Может, сегодня будет плохая погода, по новостям передавали ветер и дождь.
  • Может, он уедет через неделю в отпуск, ведь он весь год работал и заслуживает отдых.

Правило вводных слов.

Если союзное слово входит в состав оборота и стоит на первом месте в данной части предложения. В таком случае запятая ставится перед «может» и после самого оборота.

Примеры:

  • Тот мужчина, может не самый красивый среди своих коллег, поражал всех своей харизмой и обаянием.
  • Моя подруга, может иногда вспыльчивая или нервная, всегда готова прийти мне на помощь.
  • Эти курсы, может не самые лучшие, помогают мне лучше разобраться в нашей школьной программе.

Слово «может» обособляется с одной стороны, когда перед ним стоит союз (чаще всего «а», «и», «но»), а само слово возможно заменить или опустить.

Примеры:

  • Женя говорит только правду, а может, и нет.
  • Я его вчера видела на работе, а может, и нет.

Когда запятая не нужна.

Есть также случаи, когда сочетание «может» вообще не должно выделяться знаками. Это происходит в той ситуации, когда выражение является сказуемым или его частью. Чтобы это понять, необходимо определить главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Таблица, помогающая определить главные члены предложения.

Глагол «мочь» зачастую является частью составного сказуемого.

Примеры:

  • Он может быть милым и дружелюбным, когда постарается.
  • Моя мама может купить нужный шнур.
  • Твой друг не может позвонить мне, ведь у него разрядился телефон.

Глагол «мочь» является полноправным членом предложения, который не может быть исключен.

Примеры:

  • Можешь мне, пожалуйста, одолжить немного денег, я тебе завтра отдам?
  • Тут очень опасно, спасайся, кто может.

В данной статье представлены все случаи выделения союзного слова «может». Теперь вы всегда можете проверить, необходима ли запятая в предложении и при каких обстоятельствах она обычно употребляется. С помощью этих правил вы сможете улучшить свою устную и письменную речь.

«Может». Запятая ставится или нет?

В зависимости от контекста слово «может» («может быть») выступает в предложении в роли вводного слова или является частью составного сказуемого. Выяснение его роли в предложении поможет правильно расставить запятые.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 3 класса 4 четверти

Вводное слово

Вводное слово «может», также как и словосочетание «может быть», выражает оценку какой-либо ситуации, ее вероятность. Оно также означает предположение, возможность, неуверенность.

Вводное слово или словосочетание не изменяется и грамматически не связано с другими членами предложения. Его можно переставить или полностью убрать из предложения, что никак не повлияет на структуру и смысл высказывания.

Вводное слово «может» («может быть») не является членом предложения. Оно заменяется синонимами «возможно», «надеюсь», «наверное».

  • Пример: «Спроси у дедушки, может, он подскажет тебе что-нибудь». «Спроси у дедушки, надеюсь, он подскажет тебе что-нибудь».
  • Пример: «Прошло, может, всего пять минут, как телефон снова зазвонил». «Прошло, наверное, всего пять минут, как телефон снова зазвонил».
  • Пример: «Может быть, я действительно ошибался в этом вопросе». «Возможно, я действительно ошибался в этом вопросе».

Вводное слово или словосочетание чаще всего выделяется запятыми, за исключением некоторых случаев.

Одиночное вводное слово

Вводное слово отделяется одной запятой, если находится в самом начале или конце предложения. Если оно расположено в средней части предложения, то выделяется двумя запятыми с двух сторон.

  • Пример: «Может, погуляем сегодня вечером в парке?».
  • Пример: «Попробуй, может, на этот раз тебе повезет».
  • Пример: «Она обиделась на нас, может».

В обособленном обороте

В начале или конце обособленного оборота (причастного, деепричастного, уточняющего, присоединительного и т. д.) вводное слово не отделяется запятой. Запятыми обособляется весь оборот целиком, вместе с вводным словом.

  • Пример: «Она долго смотрела в окно, может задумавшись о чем-то». Вводное слово не обособляется в начале деепричастного оборота «задумавшись о чем-то».
  • Пример: «Он прошел быстрым шагом мимо меня, спеша на работу может, и лишь махнул рукой в знак приветствия». Вводное слово не выделяется запятой в конце деепричастного оборота «спеша на работу».

В середине оборота вводное слово выделяется запятыми с двух сторон. При этом запятые ставятся также по границам оборота.

  • Пример: «Девочка сидела в сторонке, поссорившись, может, с подругами, и грустила». Вводное слово выделяется двумя запятыми внутри деепричастного оборота «поссорившись с подругами». Запятые ставятся также по границам всего оборота.

Если оборот обособляется при помощи тире или скобок, то вводное слово нужно выделять запятыми всегда, при любом местоположении.

  • Пример: «Я заеду к тебе сегодня вечером (в седьмом часу, может быть) и все расскажу». Вводное словосочетание внутри скобок обособляется запятой, даже если находится в конце оборота.

С союзом

Между сочинительным союзом («и», «а», «но», «да») и вводным словом ставится запятая, если вводное слово можно удалить или переставить в другое место без потери смысла или нарушения структуры предложения.

  • Пример: «Следы показывают, что лиса здесь охотилась и, может, поймала мышь». «Следы показывают, что лиса здесь охотилась и поймала мышь». Без вводного слова предложение сохранило свою структуру и смысл.

Запятая не ставится между сочинительным союзом и вводным словом, если невозможно удалить или переставить вводное слово. В данном случае они образуют единое сочетание.

  • Пример: «Он собирался учиться на инженера, а может, и передумал уже». «Он собирался учиться на инженера, а и передумал уже». Без вводного слова предложение становится некорректным по структуре.

Не отделяется запятой присоединительный союз от вводного слова в начале предложения. Однако постановка запятой допускается, если автор выделяет вводное слово при помощи интонации.

  • Пример: «И может, завтра меня не будет в городе, так как я улетаю на конференцию».
  • Пример: «И, может быть, именно здесь я останусь жить навсегда».

Вводное слово всегда отделяется запятой от оборотов, начинающихся с союза «чтобы» или «как».

  • Пример: «Она всегда носит обувь на высоком каблуке, может, чтобы казаться повыше».
  • Пример: «Ему необходим хороший отдых, может, как и всем нам».

Два вводных слова

Два находящихся рядом вводных слова или сочетания всегда разделяются запятой.

  • Пример: «Впрочем, может быть, мы все ошибались».
  • Пример: «Тучи собираются, может, чего доброго, гроза скоро начнется».

С усилительной частицей

Не отделяется запятой усилительная частица («ведь», «все-таки», «все», «даже», «ни», «же», «уж», «уже», «лишь» и т. д.) от вводного слова.

  • Пример: «Даже может быть, нам придется реку вброд переходить».
  • Пример: «Она беспокоилась о нем, ведь может, что-то случилось».

В бессоюзном предложении

Вводное слово может разделять части бессоюзного сложного предложения или находиться между однородными членами. Если по смыслу оно относится к следующему за ним предложению или слову, то запятая ставится только перед вводным словом.

  • Пример: «Занятие отменили, может быть учитель заболел».

Сказуемое

Глагол «может» является формой глагола «мочь» в третьем лице единственном числе настоящем времени. Это модальный глагол, не имеющий конкретного лексического значения.

Основное его модальное значение заключается в возможности совершения определенного действия, способности или неспособности кого-то к чему-то.

Глагол-связка «может» в сочетании с неопределенной формой глагола образует составное глагольное сказуемое. В предложении оно согласуется с подлежащим. Сказуемое «может» является членом предложения, поэтому не требует обособления запятыми.

  • Пример: «В этом месяце с вами может произойти нечто интересное».
  • Пример: «К вечеру может пойти сильный дождь».
  • Пример: «Репетитор может помочь вам с подготовкой к экзаменам».
Читайте также:
Как пишется образование - разбор слова и правила орфографии

Слово «может» иногда используется в виде простого глагола. Однако для понимания смысла предложения нужно знать контекст.

  • Пример: «Он это может».
  • Пример: «Она не может».

«Может быть»

Модальный глагол «может быть» используется в связке с именной частью (существительным, наречием, прилагательным и т. д.). Глагол «может быть» выражает неуверенное предположение, возможность, допустимость.

Он является частью составного именного сказуемого и не обособляется запятыми.

  • Пример: «Завтра может быть жарко».
  • Пример: «Ваш сын может быть отличным программистом».
  • Пример: «Дорога может быть долгой, так что возьмите с собой все необходимое».

Междометие

Устойчивое выражение «может быть» встречается также в роли составного производного междометия. Оно не относится к членам предложения и служит для выражения эмоций: недоверия, восхищения, удивления.

Междометие «может быть» оформляется в виде отдельного предложения, чаще всего с восклицательной интонацией.

  • Пример: «Он завоевал первое место в соревнованиях. — Не может быть!».
  • Пример: «Я выиграл миллион рублей в лотерею! — Не может быть!».
  • Пример: «Ты возьмешь меня с собой? – Может быть».

10 основных случаев постановки запятых: примеры из цитат. Часть 2

В первой части я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!

Итак, где и когда ставится запятая?

4. Запятая всегда ставится перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.

Запятая между однородными членами предложения

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

В палисаднике распустились большие красные тюльпаны (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения, между ними нельзя поставить союз «и», поэтому запятую не ставим.

♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
Фрэнк Синатра

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
Фрэнк Синатра

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).

Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому.
Пауло Коэльо «Алхимик»

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К ночи ливень прекратился и стало тише.

К ночи ливень прекратился.

К ночи стало тише.

К ночи — общий член.

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Запятая между союзными словами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

Жизнь не всегда дает вторую попытку, подарки, которые она тебе преподносит, лучше принимать.
Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

Запятая при сложных подчинительных союзах

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

Читайте также:
Прилагательное как член предложения ℹ основное определение, на какие вопросы отвечает, как подчеркивать, примеры употребления частей речи в русском языке

Запятая при сложных подчинительных союзах

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).

9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.

Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора.
Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты

♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.

Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.

Запятой выделяются сравнительные обороты

Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!

Начало

Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?

Светлана Кравцова, корректор, редактор, автор блога «Грамотно по-русски»

Когда ставится запятая?

Запятая является самым распространенным знаком препинания. Поэтому крайне важно уметь грамотно расставлять запятые на письме. В этой статье представлено 11 правил устанавливающих, когда ставится (не ставится) запятая.

  1. Запятая всегда ставится перед союзами А, НО, ЗАТО, ДА (=НО):

Я пришел, а она ушла.

Обезоружен, но не сдался.

Слаб здоровьем, зато силен умом.

Мал, да удал.

  1. Запятой разделяются однородные члены предложения:

Во сне он говорил, кричал, смеялся.

Снег покрыл здания, деревья, машины.

Во сне он и говорил, и кричал, и смеялся. (Перед первым однородным членом запятая не ставится).

Снег покрыл крыши и деревья, машины и дороги (запятая ставится между парами).

Однородные определения (прилагательные, причастия) не надо путать с неоднородными, последние запятой не разделяются.

В небе были белые круглые облака.

Между неоднородными определениями нельзя поставить союз И.

В небе были белые и круглые облака.

(Плохо, непонятно, как будто в небе было два сорта облаков).

  1. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в одном сложном:

Светило солнышко, она смеялась, у меня радостно стучало сердце.

Здесь три предложения: Светило солнышко. Она смеялась. У меня радостно стучало сердце.

б) союзном сложносочиненном:

Я подарил ей розы, и она очень обрадовалась.

Здесь два простых предложения, связанных союзом И: Я подарил ей розы. Она очень обрадовалась.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение представить в виде простых.

Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К утру ветер утих и стало тише.

К утру ветер утих.

К утру стало тише.

К утру — общий член.

Когда мы проснулись, лаял пес и пели птицы.

Когда мы проснулись, лаял пес.

Когда мы проснулись, пели птицы.

Когда мы проснулись — общее придаточное предложение.

  1. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное. Придаточное присоединяется к главному:

а) подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Я подумал, что она уже не придет.

Он вернулся, так как забыл шарф.

Чтобы много подтягиваться, надо регулярно заниматься.

Чем больше я ее узнаю, тем она мне больше нравится.

б) союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…), (в отличие от союзов союзные слова являются членами придаточных предложений):

Когда шел снег, мы сидели дома.

Трость, которую он держал в руках, была очень изящна.

Тот, кто знал его, больше не появится.

Место, где мы припарковались, оказалось платным.

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

Если придаточное присоединяется к главному составным союзом (потому что, оттого что, благодаря тому что, для того чтобы, в то время как и др.), то запятая ставится в зависимости от смысла и интонации (перед всем союзом или последней его частью).

Для того, чтобы быть стройной, нужна диета.

Она «сидела» на диете, для того чтобы быть стройной.

В сложноподчиненном предложении, где несколько однородных придаточных, запятые ставятся так же, как в случае с однородными членами предложений.

Когда метель утихла и когда вышло солнце, мы продолжили путь.

Трудно работать там, где бардак, где глупый руководитель.

  1. Запятой выделяются причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами:
Читайте также:
Украинский ударение на какой слог падает - объяснение с примерами

а) когда они стоят после определяемого слова:

Дождь, начавшийся еще ночью, продолжался.

Марина, бледная от испуга, остановилась посреди комнаты.

б) когда они относятся к личному местоимению и стоят перед или после него:

Смущенная комплиментами, она покраснела.

Витя, запутавшийся окончательно, замолчал.

Надежный и ответственный, он не мог нас бросить.

Мы, смелые и отчаянные, ринулись вперед.

в) когда они имеют добавочное значение, указывая причину, время и т..п.:

Измученная ожиданием, спутница моя тут же уснула.

Красный от гнева, он ударил кулаком об стену.

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова, но и одиночные причастия и прилагательные.

Бойцы, израненные, смотрели на все молча.

Глупый, он все делал не так.

  1. Запятой выделяются все обращения независимо от места в предложении:

Здравствуй, дорогой друг!

Друг мой, привет!

Что же вы, товарищи, приуныли?

Слушай, Саш, пойдем в столовую.

Люблю тебя, земля родная!

За что ты, судьба, меня так наградила?

  1. Запятой выделяются слова-предложения Да, Нет и междометия:

Да, она поступила ужасно.

Нет, никуда не поеду.

Увы, ничего у нас не получилось.

Эх, погубили вы ее.

  1. Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты:

Проснувшись, я услышал голоса во дворе.

Она смотрела в небо, любуясь облаками.

Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение, запятые не ставятся:

Бежал сломя голову.

Работал спустя рукава (засучив рукава).

Сказал положа руку на сердце.

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т.д.)

  1. Запятой выделяются вводные слова. Вводных слов очень много, выделим из них основные группы слов:

а) выражают уверенность или неуверенность:

конечно, разумеется, наверное, кажется, может, может быть, очевидно, вероятно, возможно, по-видимому, видно, видимо:

б) выражают чувства:

к счастью, к несчастью, к удивлению, к сожалению, к огорчению;

в) указывают на источник сообщения:

по-моему, по-твоему, говорят, на его взгляд, по мнению кого-то;

г) указывают на связь или последовательность явлений:

наоборот, напротив, следовательно, таким образом, во-первых, во-вторых, наконец, итак, впрочем, кстати, с одной стороны, с другой стороны.

Вводные предложения также выделяются запятыми.

Ваша идея, мне кажется заслуживает обсуждения. Искупаться, я думаю, стоит. На пляже, ты говоришь, вы и познакомились?

Иногда вводные предложения могут выделяться тире или скобками.

Однажды вы — я помню — уже так говорили.

Певица (имени ее не припомню) пела красиво.

Вводные слова нужно отличать от членов предложения.

Может быть, вам лучше уйти? (вводное слово)

Это может быть очень перспективным (член предложения).

Чтобы не ошибиться: вводное слово легко опустить, смысл не изменится, потеряется только окраска предложения; член предложения опустить нельзя.

Кстати, хочу тебя спросить.

Вы появились кстати (т.е. вовремя).

  1. Запятой выделяются сравнительные обороты, которые присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.;

Он говорил очень учтиво, как настоящий джентльмен.

Словно синяя лента, выглядит с высоты река.

Они обнялись, точно не было между ними разногласий.

Он не отвечал, как будто его это не касалось.

Слон тяжелее, нежели бык.

Сравнительные обороты (обычно с союзом как) не выделяются запятой, если они превратились в устойчивые сочетания, например:

боится как огня, сидел как жених, покраснел как рак, ободрал как липку и др.

Не выделяются и такие обороты как можно и как нельзя, например:

Сидел как нельзя лучше.

  1. Запятой выделяются уточняющие слова и обороты:

а) уточняют место, время:

В небе, на востоке, сияла звезда.

Утром, после завтрака, они пошли гулять.

б) выступают в роли определений:

Высокая, до самого неба, башня.

в) образуют обороты со словами кроме, за исключением, помимо, включая, наряду с, вместо.

В гостинице все, кроме дежурной, спали.

За исключением брата, все сели за стол.

Наряду с моим предложением, последовало другое.

г) образуют обороты со словами по имени, родом, по фамилии, по кличке.

Управляющий, родом из Нижнего, был балагур.

Доберман, по кличке Дарк, громко залаял.

д) уточнения со словами то есть, именно, или (не путайте с союзом или), иначе говоря:

Наши, то есть однокурсники, пришли первыми.

Она, именно Маша, знала суть предмета.

Наша амуниция, или снаряжение, никуда не годилась.

Наша амуниция, иначе говоря снаряжение, никуда не годилась.

Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»

Союз «и» может соединять, во-первых, однородные члены предложения, во-вторых, простые предложения в составе сложного.

Чтобы правильно поставить запятую перед союзом «и», необходимо отличать структуру сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными сказуемыми или подлежащими. Поэтому сначала напомним определения простого и сложносочинённого предложений.

Сложносочиненное предложение – предложение, в котором две и более грамматических основ связаны сочинительными союзами (например, и, а, но, однако, или и т.д.)

Простое предложение – предложение с одной грамматической основой.

Читайте также:
Фетиш ударение в слове на какой слог падает и как это запомнить?

Предложение с однородными сказуемыми, которые образуют сочинительную связь, не являются сложными.

Например: Жара и усталость взяли , однако ж, свое , и я заснул мертвым сном (две основы, сложносочиненное предложение). Огромная и ослепительно яркая луна стояла уже над горою и ясным зеленоватым светом заливала город (одна основа – подлежащее и два относящихся к нему сказуемых, простое предложение).

Постановка запятой перед союзом «и», соединяющим однородные члены предложения

Запятая СТАВИТСЯ , если союз «И»

1) при однородных членах повторяется.

Например: А березка мила и при солнце , и в серый день , и при дожде .

2) связывает больше двух однородных членов.

Например: В лесу одному шумно , и жутко , и грустно , и весело .

Запятая НЕ СТАВИТСЯ , если однородные члены соединены попарно (отделяются друг от друга пары).

Например: На Крите жили привольно и весело, нараспашку и не таясь .

Постановка запятой перед союзом «И», соединяющим простые предложения в составе сложного.

Запятая СТАВИТСЯ , если

1) соединяются простые предложения в составе сложносочинённого: [ ], и [ ].

Например: Надвигалась гроза , и тучи заволокли всё небо.

2) после придаточной части предложения следует вторая часть двойного союза ТО, КАК или НО:

Например: Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой , и когда садился на извозчика , то приказывал поднимать верх.

Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу , и если пристально вглядеться , то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.

Запятая НЕ СТАВИТСЯ , если

1) обе части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение.

Например: Там (вот это общий второстепенный член) синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.

У Ивана Ивановича (и это тоже он) большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу

2) объединены два безличных предложения (то есть в предложении подлежащего нет), имеющие в своем составе синонимичные члены:

Например: Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.

3) общее придаточное предложение.

Например: Если бы не было дождей , вся зелень давно высохла бы и земля лежала бы в морщинах и трещинах.

4) общее главное предложение.

Например: Ласточка простилась с Дюймовочкой , как только солнце пригрело и земля растаяла.

5) общее вводное слово (чаще всего это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения.

Например: Словом , время уже истекло и пора было уже уходить. Вопреки всем предсказаниям синоптиков , небо уже прояснилось и дождь перестал.

6) объединены два вопросительных, побудительных, восклицательных или назывных предложения.

Например: Где же твоя деревня и ждут ли нас там?

Пусть кончится зима и наступят теплые деньки !

Важно!

В случаях постановки запятой перед союзом «и», соединяющим ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО, логика постановки знака такая же, как при однородных членах.

Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли . (союз «и» одиночный)

Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно , и как они оказались в окружении , и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется)

К сожалению, разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения, знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные, приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.

Поэтому мы предлагаем вам еще один путь усвоения данной пунктограммы, который был обозначен Николенковой Н.В.: идти от “внешних” признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов «и». Мы считаем, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.

Пунктуация в простом и сложном предложениях

Пунктуация в простом предложении

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.
В дверь стучат.
Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

  • двумя существительными: Книга – источник знаний
  • двумя числительными: Пятью восемь – сорок
  • двумя инфинитивами: Жить – Родине служить
  • существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик.
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

  • между двумя и более однородными членами без союзов: Звуки росли, крепли, ширились.
  • между однородными членами с повторяющимися союзами и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то: И берег , и море молчали. Не то север , не то восток .
  • между однородными членами с союзами а, но, да (= но):Он поворчал , но согласился .
Читайте также:
Как пишется образование - разбор слова и правила орфографии

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

  • между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да (= и): Красные и синие цветы. Он или я – мне безразлично.
  • внутри группы однородных членов, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.
  • во фразеологизмах: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:
Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

Иногда перед обращением может стоять частица «о». Она отделяется от обращения запятой, только если его можно заменить междометием (ах или ох). Например:
О (=ах!), память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!

Иногда в простом предложении возникает коварный союз «как», перед которым запятая может ставить, а может и не ставить в зависимости от контекста.

Запятая перед союзом «как» ставится:

  • при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.
  • при вводном словосочетании (предложении) как обычно, как всегда, как правило: По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
  • при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!
  • если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь:Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
  • если после слова как следует и: Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.
  • если слово как входит в состав выражений не кто иной, как; не что иное, как: Это был не кто иной, как Рылов.

Запятая перед союзом «как» НЕ ставится:

  • если перед сравнительным оборотом стоит отрицательная частица не или слово совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, точь-в-точь, именно и т. д. : Газета вышла не как всегда. Он совсем как ребёнок.
  • если оборот можно заменить на «в качестве»: Ленский везде был принят как жених(=в качестве жениха). Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня (в качестве главного вопроса сегодняшнего дня).
  • если оборот является фразеологизмом: белый как снег, бояться как огня, гол как сокол, видно как на ладони.
  • при двойном союзе как… , так и…: Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.
  • если мы можем заменить оборот существительным в творительном падеже: Он полетел как птица. (= Он полетел птицей.) Мечты рассеялись как дым. (= Мечты рассеялись дымом.)
Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

1. Союзные
2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.
Читайте также:
Фетиш ударение в слове на какой слог падает и как это запомнить?

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что. ”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: