Диктанты по русскому языку для 11 класса 1 четверти

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Диктанты по русскому языку

11-й класс

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения А.Г.Битова “Птицы, или Новые сведения о человеке”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения В.В.Набокова “Подвиг”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения В.В.Набокова “Подвиг”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения В.В.Набокова “Дар”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Диктанты по русскому языку для 11 класса 1 четверти

Диктант. 11 класс.

Задание.

  • вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание;
  • вставьте пропущенные пунктограммы, объясните их постановку.

Вспоминая прошлое…

В…поминая прошлое ты (не)вольно подума…шь ты (не) сможешь (не) подумать и о том как много ос…ротевших людей стало на твоей родине после войны. В эту долгую и просторную для горес…ных воспоминаний зимнюю ночь не одна вдова пот..рявшая в войне мужа оставшись наед…не с собой пр…жмет к постаревшему лицу ладони и в ночной темноте обожгут ей пальцы горячие и горькие как полынь слезы.

Не одно детское сердце на всю жизнь ране(н,нн)ое смертью того кто верный воинскому долгу и присяге погиб в бою за родину сожмет?ся перед сном от случайного воспоминания с (не)детской тоской.

А быть может будет и так в маленькой комнатке где грус…ная тишина живет уже годами подойдет старик к своей седой жене-подруге без слез оплакивающ…й погибших сынов взглян…т в тусклые глаза из которых самое горькое на свете материнское страдание выж…ло все слезы скажет глухим дрогнувшим голосом ну полно мать не надо… Ну не надо же прошу тебя! Не у нас одних такое горе… и не дождавшись ответа отойдет к окну покашляет проглотит короткое как всхлип сухое старческое рыдание и долго молча будет смотреть в затуман…(н,нн)ое стекло (не)вид…щими глазами…

Список орфограмм в тексте.

  • Безударные проверяемые гласные в корне.
  • Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов.
  • Непроизносимые согласные в корне слова.
  • Буквы З и С на конце приставок
  • Гласные в приставках пре- и при-
  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  • -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах
  • Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения
  • НЕ с наречиями, глаголами, прилагательными, причастиями.
  • -Н-, -НН- в причастиях.
  • Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
  • Окончания причастий.
  • Окончания глаголов.
Читайте также:
Украинский ударение на какой слог падает - объяснение с примерами

Список пунктограмм в тексте.

  • Запятые при деепричастном обороте.
  • Запятые при причастном обороте.
  • Запятые при однородных членах.
  • Обособление определений.
  • Знаки в СПП.
  • Знаки в ССП.
  • Знаки в БСП.
  • Запятые при вводных словах.
  • Запятые при обращениях.
  • Знаки при прямой речи.

Вспоминая прошлое…

Дееприч. оборот. Вспоминая прошлое, ты невольно (нет случаев раздельного написания) подумаешь (подумать – 1 спр.), БСП ты не сможешь (смочь- 1спр.) не подумать (не глаголами раздельно) и о том, СПП как много осиротевших (сироты- словарное слово) людей стало на твоей родине после войны. В эту долгую и просторную для горестных (горести) воспоминаний зимнюю ночь не одна вдова, прич. оборот после определяемого слова потерявшая (потеря) в войне мужа, дееприч. оборот оставшись наедине (единый) с собой, прижмет («присоединение»)к постаревшему лицу ладони, ССП и в ночной темноте обожгут ей пальцы горячие и горькие, сравнит. оборот как полынь, слезы.

Не одно детское сердце, прич. оборот после определяемого слова на всю жизнь раненное (чем? смертью – зависимое слово) смертью того, СПП кто, обообл. опред. верный воинскому долгу и присяге, погиб в бою за родину конец придаточного , сожмется (что сделает?) перед сном от случайного воспоминания с недетской (синоним -взрослой) тоской.

А вводное слово, после союза а нет запятой) быть может, будет и так: БСП, пояснение в маленькой комнатке, СПП где грустная (грустить) тишина живет уже годами конец придаточного , подойдет старик к своей седой жене-подруге, прич. оборот после определяемого слова без слез оплакивающей (жене-подруге какой?) погибших сынов, конец прич. оборота + однород. сказуемые взглянет (взглянуть – 1 спр.) в тусклые глаза, СПП из которых самое горькое на свете, однор. члены – определения материнское страдание выжало (выжать) все слезы, однород. сказ. скажет глухим, однород. определения дрогнувшим голосом прямая речь : «Ну междометие , полно, обращение мать, не надо… Ну, не надо же, БСП прошу тебя! Не у нас одних такое горе…» — и, дееприч.оборот не дождавшись ответа, отойдет к окну, однород. сказ. покашляет, однород. сказ проглотит короткое, сравнит. оборт как всхлип, сухое старческое рыдание и долго молча будет смотреть в затуманенное стекло невидящими глазами…

ТЕКСТ.

Вспоминая прошлое…

Вспоминая прошлое, ты невольно подумаешь, ты не сможешь не подумать и о том, как много осиротевших людей стало на твоей родине после войны. В эту долгую и просторную для горестных воспоминаний зимнюю ночь не одна вдова, потерявшая в войне мужа, оставшись наедине с собой, прижмет к постаревшему лицу ладони, и в ночной темноте обожгут ей пальцы горячие и горькие, как полынь, слезы.

Не одно детское сердце, на всю жизнь раненное смертью того, кто, верный воинскому долгу и присяге, погиб в бою за родину, сожмется перед сном от случайного воспоминания с недетской тоской.

А быть может, будет и так: в маленькой комнатке, где грустная тишина живет уже годами, подойдет старик к своей седой жене-подруге, без слез оплакивающей погибших сынов, взглянет в тусклые глаза, из которых самое горькое на свете, материнское страдание выжало все слезы, скажет глухим, дрогнувшим голосом: «Ну, полно, мать, не надо… Ну, не надо же, прошу тебя! Не у нас одних такое горе…» — и, не дождавшись ответа, отойдет к окну, покашляет, проглотит короткое, как всхлип, сухое старческое рыдание и долго молча будет смотреть в затуманенное стекло невидящими глазами…

Диктант подготовила:

Мельникова Вера Александровна.

Диктанты 7 класс

Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговый диктант
7 класс 1 четверть

Ночь. Осенняя темная ночь в деревне. Все в этой ночи неизвестно Биму. Собаки вообще не любят путешествовать ночами, разве что бродячие, избегающие людей. Это собаки, потерявшие веру в человека. А Бим… Что и говорить! Бим сомневался пока. Да и Алеша – такой хороший человек. Сомнения прервал голос Алеши, закричавшего во весь голос. Бим радостно подбежал и вошел за ним в сени. Алеша уложил собаку на место, подоткнул сено с боков, приласкал Бима и ушел спать. Все затихло. Не слышно ни трамвая, ни троллейбуса, ни гудков. Началась новая жизнь. (По Г.Троепольскому)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст
  2. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.
7 класс 2 четверть

Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом. Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного. А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст
  2. Выполните синтаксический разбор 5 предложения из 3 абзаца
  3. Произведите морфемный разбор слов:
    1 вариант – поставленной, осторожно;
    2 вариант – поломанные, немного.
7 класс 3 четверть

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно было обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места. Высокие пышные кочки напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла просушить на ветерке. Новичок долго топчется в недоумении, потому что его подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она сверкает алыми каплями клюквы, прячущейся в мох. Вся кочка будто переливается самоцветами, просыпанными чьей- то бережной рукой. Собираешь ягоду и не думаешь о времени, о других делах. Хочется запомнить навсегда пронзительно кислоту болотной твердой ягоды, воркование птиц в лесу, светлые мхи, пружинистую почту болотной колыбели. (По Ю.Лощицу) Правописание подчеркнутого слова в тексте сообщается.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст
  2. Выписать из текста 2 словосочетания , в состав которых входят наречия, разобрать эти наречия по составу.
  3. Произведите морфологический разбор любого 1 наречия.
Итоговые диктанты за 7 класс

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя ночевал в доме дяди Гриценко. Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги. Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он растолкал крепко спавших ребят. Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них зевоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера. Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса. (По Л. Кассилю и М. Полянскому)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Выполните синтаксический разбор 1 предложения из 6 абзаца
  2. Выполните морфемный разбор одного причастия и деепричастия.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Читайте также:
Не с наречиями - разбор правил, как пишется, на примерах

Контрольные диктанты. 7 класс
тест по русскому языку (7 класс) на тему

Подборка контрольных диктантов для 7 класса.

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnye_diktanty_7_klass.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 7 КЛАСС

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение»

Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.

На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.

Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.

Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.

Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.

Контрольный диктант №2

по теме «Причастие»

Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты, каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.

Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.

С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.

В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.

(По Е. Спагненбергу)

Тест по теме «Причастие»

  1. 1.В каком слове ударение падает на последний слог?
  1. 2.Пишется одна буква н .

а) Ошибка исправле..а

б) Построе..ые дома

в) Избалова..ый ребенок

г) Броше..ый камень

  1. 3.Пишется буква я.
  1. 4.Необходимы запятые.

Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.

  1. 5.Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола.

а) Совершенного вида

б) Несовершенного вида

  1. 6.Ошибка в объяснении написания выделенных букв.

а) Беч е вка – е в корне слова (бечева)

б) Подожж е нный – страдательное причастие прошедшего времени

в) Сгущ е нка – е под ударением в суффиксе существительного

г) Плащ о м – о под ударением в окончании существительного

Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие»

Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.

Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.

Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.

Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:

– Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!

Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.

Тест по теме «Деепричастие»

  1. 1.Не пишется слитно.

а) Сильно не/доумевая

б) Не/припомнив сюжета

в) Дом не/построен

г) Не/написанное вчера письмо

  1. 2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.

а) Подойдя к воротам, мне стало страшно.

б) Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

в) Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

г) Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

  1. 3.Пунктуационная ошибка в предложении.

а) Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.

б) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

в) Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.

г) Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.

  1. 4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.

а) Варить, варивший, варившись

б) Положить, положив, положенный

в) Устроить, устроив, устроивший

г) Привезти, привезший, привезенный

  1. 5.Ошибка в определении морфологических признаков.

а) Пробежав – деепричастие, совершенный вид

б) Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида

в) Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида

г) Испекши – деепричастие, совершенный вид

  1. 6.Ошибка в характеристике текста.

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

а) Средство связи предложений – однокоренные слова

б) Тип речи – рассуждение

в) Способ связи предложений – параллельный

г) Стиль речи – публицистический

Контрольный диктант №4

по теме «Наречие»

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

И долго еще мы плыли (дальше) по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, теряясь в бесконечной дали. Огонек все стоял впереди, одновременно близко и далеко.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни!

Тест по теме «Наречие»

  1. 1.Мягкий знак не пишется.
  1. 2.Дефис не пишется.
  1. 4.Пишется одна н .

а) На улице безветре..о.

б) Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.

в) Эта девушка несдержа..а.

г) Все возбужде..о спорили.

  1. 5.Указать прилагательное в сравнительной степени.

а) Стало тише на опушке леса.

б) Все жалобней выл щенок.

в) Брат выше сестры.

г) Они жили дальше от школы.

  1. 6.Найти неверное утверждение:

а) Наречия могут обозначать цель и причину действия.

б) Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.

в) Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.

г) Наречие никогда не выступает в роли определения.

Контрольный диктант №5

по теме «Предлог»

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

(По И.В. Сорокиной)

  1. 1.Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.

Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная 4 . Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и 3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л. Толстой)

1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов

2. Найдите сочинительный союз:

3. Найдите подчинительный союз:

4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

  1. 3.Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.

За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)

№ 7 по теме «Частица»

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Диктанты по русскому языку — 7 класс 4 четверть

Контрольный диктант «Кто как спит»

Рыбы, птицы, животные спят по-разному. Некоторые рыбы засветло опускаются на дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. Некоторые во время сна медленно начинают передвигаться вперед, вправо или влево. Иная рыбка плавает головой вниз или на боку, а то и переворачивается вверх брюшком.

Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по-другому не спит. Залезает наверх и располагается поудобнее3 на ветке. В зоопарке им приходится жить по-новому. Волей-неволей они постепенно с трудом приучаются спать на деревянных кроватях, но иногда какая-нибудь из них начинает взволнованно кричать, цепляется за сетку и повисает на ней. Но висеть так неудобно, и обезьянка, чуть-чуть3 повисев, все-таки укладывается снова на отведенное ей место.

Объём слов: 112

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор наречия: чуть-чуть(1 вариант); поудобнее (2 вариант).
  2. Выпишите служебные слова из предложений и определите их принадлежность (предлог, союз, частица): из1, 4 абзацев (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).
  3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Некоторые рыбы засветло опускаются на дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. (1 вариант); Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по-другому не спит. (2 вариант).

Контрольный диктант «В лесу»

Выехать мы решили совсем налегке. Собрались все вовремя. Не спеша тронулись в путь. Был по-летнему тёплый день. Сначала справа и слева тянулись поля, но вскоре впереди засверкала речка. Наконец вдали показался лес, куда мы изредка ездили на прогулку. Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время нашего переезда уже кое-где трещал.

Мало-помалу добрались до леса. На опушке было видимо-невидимо спелой земляники, а внутри леса кустики черники сплошь покрывали землю. Все разбрелись по лесу, а мы вчетвером стали собирать ягоды на опушке и по-приятельски болтать.

Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. Ему стало невтерпеж от укусов комаров. Вскоре вернулись и остальные, в чаще им почему-то было жутко.

Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. Домой вернулись засветло и потом долго вспоминали нашу поездку в лес.

Объём слов: 129

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор наречия: кое-где (1 вариант); мало-помалу (2 вариант).
  2. Выпишите 3-4 наречия с разными видами орфограмм и графически их объясните: из 1 и 4 абзацев (1 вариант); из 2-3 абзацев (2 вариант).
  3. Произведите синтаксический разбор: Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. (I вариант); Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. (II вариант).

Контрольный диктант «Летний вечер»

Тих и ласков тёплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Ещё не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звёзды, ещё не успевшие разгореться.

Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника.

На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, всё радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще3, заметнее. На тёмном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звёзды. Далёкие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Объём слов: 130

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор наречия: непрерывно (1 вариант); гуще (2 вариант).
  2. Выполните морфемный разбор слов: разгореться, присмиревший, радостно(1 вариант); залюбоваться, неведомом, незаметно (2 вариант).
  3. Произведите синтаксический разбор: Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. (1 вариант); О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. (2 вариант).

Итоговый диктант за 7 класс

Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя ночевал в доме дяди Гриценко. Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги. Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Затем он растолкал крепко спавших ребят. Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них зевоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера. Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса.

Объём слов: 121

По Л. Кассилю и М. Полянскому

Грамматическое задание

  1. Выполните синтаксический разбор 1 предложения из 6 абзаца
  2. Выполните морфемный разбор одного причастия и деепричастия.

Словарные диктанты

Словарный диктант №1

Факс, модем, ксерокопировать, исконный, аллея, акация, жужжать.

Триумф – блестящий успех, торжество.

Палисадник — небольшой огороженный садик, цветник перед домом

Грезы – светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение.

Ямщик – (ям – почтовая станция, где проезжающие меняли лошадей) возница на ямских лошадях.

Экспонат*- предмет или животное на выставке или в музее.

Эскорт*- военный конвой, охрана, сопровождающие кого-нибудь или что-нибудь.

Конгресс*- большой съезд, собрание

Эскадра* – крупное соединение военных судов или самолетов.

Рейд – 1.Набег, стремительное продвижение в тыл противника;

Рейд – 2. Водное пространство у морского берега, удобное для стоянки судов.

Трель *- переливчатый, дрожащий звук.

Словарный диктант №2

Веющий ветерок, колышущиеся травы, колющиеся иголки елей, брезжущий рассвет, клеящиеся обои, увидевший друга, понадеявшийся на помощь, успокоивший ребёнка, раскаявшийся в проступке, мучимый сомнениями, лелеемое дитя, движимый чувством, колеблемый ветром, выстроенное здание, занавешенное окно, развешанные по стенам гравюры, взвешенное решение.

Словарный диктант №3

Интернет, модем, палисадник, аппетит, презентация, аллея, акация, жужжать, расстилаться, меланхолия, экспонат, эскорт, лаборатория, конгресс, фимиам, гравюра, вуаль, абажур, аквамарин, глазурь, уникальный, палитра, статуя, терраса, интеллигентный.

Словарный диктант №4

Необозримый*. Прерывистый*. Осенить*. Просека*. Кроткий*. Лазурный*. Торос*.Презентация*. Святилище*. Фимиам*. Гравюра*. Уникальный *.Интеллигентный*. Реликвия*. Досуг*. Глумиться*. Иноходь*. Иноходец*. Эгида*. Эрудиция*. Пропаганда*. Атлет*. Пригоршня*. Независимость*.

Словарный диктант №5

Запыхаться, невзлюбить, аккорд, верблюдица, резерв, адъютант, благополучный, лучший, сплошь, опасно, искусно, грустно, вкусно, безгласно, устно, доблестно, напрасно, совместно, известно, уместно, безрадостно, чудесно, поздно, назло, направо, наотмашь, кое-как, по-товарищески, насквозь, копировать, красивее, без умолку, на века, поутру

Русский язык 7. Контрольные диктанты

Русский язык 7. Контрольные диктанты для УМК Ладыженская, Баранов, Тростенцова с ОТВЕТАМИ. В учебных целях использованы цитаты из пособия «Русский язык 7 класс: Контрольные и диагностические работы / И.В. Текучёва. — Москва: ACT: Астрель», которое используется в комплекте с учебником Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс».

Русский язык 7 класс.
Контрольные диктанты

1. Повторение изученного в 5—6 классах

Орфография : безударные гласные в корне, гласные в окончаниях, Н и НН в суффиксах прилагательных; НЕ с прилагательным, глаголом; гласные в суффиксах существительных, правописание Ь.
Пунктуация : однородные члены предложения, сложное предложение.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

  1. Пройдите на лесное болото. На зыбкой почве среди зелёных дерновинок мха вы заметите чахлые метёлки невзрачного растения. Оно поднимается на длинных стебельках из розетки очень странных листьев. Лист покрыт тонкими ресничками. На конце каждой дрожит блестящая капелька. Росянка — хищное растение. Понаблюдайте за ним. Можно заметить, как комар или муха случайно опускаются на лист и реснички росянки захватывают насекомое. Ресничка с насекомым изгибается, а к ней прижимаются соседние реснички. Добычу поймали. Липкая жидкость приклеивает к листу насекомое, оно сильно бьётся, не может вырваться. Очень большую добычу листочек захватывает, зажимая в кулак. Для захвата двух букашек реснички росянки разделяются. Растение ведёт себя, как хищник.
2. Причастие

Орфография: безударные гласные в корне; Н и НН в суффиксах причастий; НЕ с прилагательными, деепричастиями, глаголами; гласные в суффиксах причастий; сложные прилагательные.
Пунктуация: однородные члены предложения; деепричастный оборот; причастный оборот.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Полутёмная зала третьего класса, всегда переполненная людьми, гулом нестройного говора, тяжёлым воздухом, была теперь пуста и прибрана. В отворённые окна и двери веяло свежестью нежной ночи. В углу восковые свечи слабо озаряли золотые иконы. Надвигались тучи. Изредка обдавал тёплый благовонный ветер и запах распускающихся тополей. Не смолкая ни на минуту, нёсся с ближнего болота злорадный хохот лягушек. Как всякий непрерывный звук, он не нарушал тишины. Направо едва-едва светил закат. Тускло поблескивая, убегали туда рельсы. Налево уже стояла синяя темнота. Огонёк диска висел в воздухе одинокой зеленовато-бледной звёздочкой. Оттуда, с неизвестных степных мест, шла ночь.
3. Деепричастие

Орфография: безударные гласные в корне, согласные в корне, -ТСЯ и -ТЬСЯ, Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, НЕ с глаголами, причастиями.
Пунктуация: запятая в сложном предложении, запятая между однородными членами предложения, причастный оборот, деепричастный оборот.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Мартовским холодом веет от незаметного в ветках берега. Только что мы задыхались в тайге от жары, а тут можно надевать фуфайки. Байкала ещё не видно. Пробираемся сквозь чащу черёмухи. Ледяное дыхание озера задержало цветение. Конец июня, а черёмуха только-только оделась к весеннему празднику. Берёзка у самого берега, так и не поверившая лету, стоит без листьев. Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам, но у самой воды замирает. Пощупавшие корнями воду лиственницы, берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, не может остановиться. Лежат поваленные деревья, загородили дорогу. Чистая вода Байкала не терпит мусора. В штормовую погоду обозлённый Байкал швыряет на берег обломки лодок, коряги. Холодная величавая синева. Синие сопки сливаются с закатными полосами, заволакиваясь сиреневой вечерней дымкой.
4. Наречие

Орфография: безударные гласные в корне; НЕ с глаголом, с наречием; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий; дефис; гласные в суффиксах и окончаниях глаголов.
Пунктуация: однородные члены предложения; сложное предложение; причастный оборот; деепричастный оборот.

Орфография: безударные гласные в корне; дефис; слитное и раздельное написание наречий; гласные и согласные в приставках; гласные в суффиксах наречий; НЕ с наречием; Н и НН в наречии; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.
Пунктуация: однородные члены предложения; деепричастный оборот; причастный оборот; сложное предложение.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Природа никогда не создаёт шума. Она учит человека величию и тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами звёздное небо. Мало и редко слышим мы что-нибудь из сердцевины земли. Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. Даже море способно к глубокой тишине. Самое великое в природе, что определяет и решает как таковую книгу судьбы, происходит бесшумно. А человек шумит. Он шумит с утра и до позднего вечера, работая и развлекаясь. И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. Но мы бываем поражены, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, слушая этот голос, вознамерившийся сказать нам нечто величественное.
  2. На закате уже стемнело. Контуры вокзальных крыш едва-едва рисовались на фоне ночного неба. На горизонте оно сливалось с темнотою земли, там перекрещивались и мигали зелёные, синие и красные огоньки. Осторожно лязгая колёсами, прокатился мимо платформы паровоз, осветивший её красным отблеском растопленной речки. Около неё копошились какие-то чёрные люди. И всё опять потонуло в тишине. Потом издалека гнусаво запел рожок. Из темноты и из-за разноцветных огней выделился треугольник огненных глаз. Он разгорался и приближался медленно-медленно, а за ним незаметно тянулся длинный товарный поезд. Подвигаясь всё слабее, он остановился и затих. Через минуту что-то завизжало, заскрипело, вагоны дрогнули, подались назад и замерли. Кто-то невидимый нёс фонарь, и светлый круг, колеблясь, двигался по земле, под стеной вагонов. Опять всё затихло.
5. Предлог

Орфография: безударные гласные в корне; дефис; НЕ с наречием, глаголом; Н и НН в наречии; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.
Пунктуация: однородные члены предложения; деепричастный оборот; причастный оборот; сложное предложение; правописание предлогов.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Весной можно увидеть брачные танцы чаек. В момент танца чайка-самец походит на самонадеянного, а потому напыщенного и надутого, разнаряженного жениха, боящегося проронить слово, чтобы это слово вдруг не погубило всю его надутую торжественность своей земной простотой. Но в отличие от надутого жениха, птица-самка выглядела изящней и торжественней. В течение недолгого времени длится своеобразное молчание, затем оно переходит в глубокие земные поклоны. О подобных же поклонах ни один жених не имеет понятия. Поклоны отпускаются медленно и с чувством, опущенная голова порой задерживается в конце поклона. Будто склонив голову перед желанной судьбой, птица молча ждёт согласного ответа. Получают ли птицы нужный ответ на свои поклоны, неизвестно. Да и разобрать, кто из праздничных птиц он, а кто она, не удаётся. Птицы не одеваются в какие-либо брачные одеяния.
6. Союз

Орфография: безударные гласные в корне; правописание союзов; правописание предлогов; НЕ с прилагательными, глаголами, наречиями, деепричастиями; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий; гласные в суффиксах причастий; правописание наречий, предлогов, союзов.
Пунктуация: однородные члены предложения; сложное предложение; причастный оборот; деепричастный оборот.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Интересно наблюдать за танцами чаек, а также за весёлыми играми куликов-туруханов. В течение всей весны неугомонными стайками эти пёстрые кулики перелетают с места на место. Даже не успев осмотреть очередное место, выбранное для игр, они раздували широкие яркие воротники, упрямо наступали друг на друга. Порой к токующим стайкам туруханов удавалось подойти совсем близко, и они, увлечённые своей бесконечной игрой, никогда не замечали меня. Затем новое место им надоедало, все птицы, не торопясь, поднимались на крыло и, отлетев немного в сторону, снова, как зачарованные, топтались на месте, выставив из распушенных перьев-воротников длинные шеи. Туруханы оставляли выбранное место без видимых причин. Я думаю, эти постоянные перемещения были особым условием игры. Непоседливые птицы облетали все луговины не зря: так они знакомились с местами будущих гнездовий.
7. Частица

Орфография: безударные гласные в корне; Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий; НЕ с прилагательными, глаголами; отрицательные местоимения; правописание частиц; правописание предлогов; правописание союзов.
Пунктуация: однородные члены предложения; сложное предложение; причастный оборот; прямая речь.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Устная наша речь не взаимозаменяема с письменной. Две эти формы существуют лишь параллельно, равноправно. Каждая несёт свои собственные функции, каждая только ей присущим способом участвует в формировании нашей духовной жизни. Устная речь гибка, свободна и непосредственна. Ей на помощь приходит мимика, а также жест, тембр голоса, смех или слёзы говорящего. Однако она ограничена в своих возможностях. Если мы только говорим и ничего не пишем, мы не реализуем возможностей своей личности и своего общения с людьми. Во-первых, потому что пользуясь исключительно устною формой речи, мы не используем значительной доли богатств, заложенных в нашем языке. «Только на письме, только в письменном слоге вполне является синтаксис», — писал К. Аксаков. В течение всей жизни человек должен развивать и устную речь и письменную.
8. Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах

Орфография: безударные гласные в корне; Н и НН в суффиксах прилагательных; НЕ с прилагательными, существительными; правописание Ь; гласные в приставках.
Пунктуация: однородные члены предложения, сложное предложение.

Орфография: безударные гласные в корне; Н и НН в суффиксах прилагательных и наречий; НЕ с причастием, существительным, прилагательным; НЕ и НИ с местоимениями; сложные слова.
Пунктуация: однородные члены предложения; сложное предложение; причастный оборот; деепричастный оборот.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

  1. Очаровательна цветущая весна, прекрасно в своей уверенной зрелости щедрое лето, но есть в природе ещё одно чудесное время года — осень. Осень на озере начинается с первых туманных дней и с первого жёлтого листа на берёзе. Перед туманом с полудня сжимаются в узкие сиреневые полоски недавние рыхлые пухлые облака, а на вечернюю притихшую воду ложится очень яркий малиновый закат. К ночи туман густеет и прячет за собой невысокие дома. Солнце поднимается в тумане далеко. Вода встречает утренний свет. Обязательно заметишь на утренней, чуть мутноватой от недавнего тумана воде первые осенние листья. День ото дня жёлтых нарядных листьев на берёзке больше. И вот это уже не крапинки, не рябинки, а большие жёлтые пятна. Это цветы на недавних зелёных ветвях
  2. Величественно и грозно плыл сквозь столетия корабль Византийской империи, направляемый опытными кормчими. Это был корабль, поражающий воображение современников ослепительным блеском сказочного богатства. Разное случалось на этом бесконечном пути. Попутные ветры туго надували паруса, и тогда бег византийского корабля становился стремительным, неудержимым. Налетали свирепые штормы, ломая весла. Только неистовые усилия, приложенные корабельщиками, спасали корабль от неминуемой гибели. Мёртвые штили останавливали корабль посередине усмирённого богами моря, и он томился в неподвижности, сжигаемый немилосердным солнцем. Врагов и союзников Византия повергала в трепет железной поступью полков, двигавшихся чётко и бездушно, несокрушимыми каменными твердынями крепостей, звериной настойчивостью опытных полководцев, не имевших в искусстве войны никаких тайн. Но военная мощь не до конца объясняет причины чудовищного расширения империи.

Русский язык 7. Контрольные диктанты для УМК Ладыженская, Баранов, Тростенцова с ОТВЕТАМИ. В учебных целях использованы цитаты из пособия «Русский язык 7 класс: Контрольные и диагностические работы / И.В. Текучёва. — Москва: ACT: Астрель», которое используется в комплекте с учебником Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс».

Диктанты для 7 класса 4 четверти по русскому языку

Тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием для обучающихся 7-х классов рассчитаны на весь учебный год.

В 1 четверти проверяем сформированные умения обучающихся по разделу “Повторение изученного в 5-6 классах”. Во 2-3 четвертях усвоение нового материала. В 4 четверти выясняем качественные показатели изучения курса в целом.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Волки

О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.

В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей. 4 Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль. 4 Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей. 4 (1 вариант); Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: пустынных, заболевают, находящиеся(1 вариант); копытной, погибают, преследовавшие (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: растерзанных (1вариант), заболевших (2 вариант).

Пёстрая лента

Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев. 4 Работая из любви к своему искусству, этот сыщик никогда не брался за расследование будничных преступлений. Вот одно из таких дел.

Проснувшись в одно апрельское утро, я увидел, что Шерлок Холмс стоит у моей кровати. Обычно он поднимался с постели поздно, но сейчас часы на камине показывали лишь четверть восьмого. “Весьма сожалею, что разбудил вас, Уотсон”, – сказал он. Я удивленно спросил: “Что случилось?”. Оказалось, что к нам пришла клиентка и ждёт в приемной. Я быстро оделся, и через несколько минут мы спустились в гостиную.

Дама, одетая в чёрное, поднялась при нашем появлении. 4 Она подняла вуаль, и мы увидели её посеревшее лицо. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах блестела седина. (По А.К. Дойлу.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев. 4 (1 вариант); Дама, одетая в чёрное, поднялась при нашем появлении. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: апрельское, проснувшись, разбудил (1 вариант); будничных, просматривая, блестела (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: посеревшее (1 вариант), одетая (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам II четверти

Снег

Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.

Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами.

В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег. (126 слов.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 2 причастия с разными орфограммами и объясните их: действительные (1 вариант), страдательные (2 вариант).

2. Морфологический разбор слова: не успевшую (1 вариант), нарушаемая (2 вариант).

3. Морфемный разбор слов: озарённое, потерявшие (1 вариант), накрывшее, блестящую (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. (1 вариант)

В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. (2 вариант)

Карта Острова Сокровищ

Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена , на ней были указаны широты и долготы, обозначены заливы, бухты. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Cтивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.

Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рождённому фантазией Стивенсона. (По Р.С. Белоусову.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 2 причастия с разными орфограммами и объясните их: действительные (1 вариант), страдательные (2 вариант).

2. Морфологический разбор слова: оказавшийся (1 вариант), раскрашена (2 вариант).

3. Морфемный разбор слов: затерянной, неослабевающим (1 вариант), придуманного, напоминавшего (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: Cтивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. (1 вариант)

Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги. (2 вариант)

Контрольный диктант по итогам III четверти

В лесной глуши

Я люблю северный лес за торжественную тиши­ну, которая царит в нем. Особенно хорошо в густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.

Между древесными стволами, обросшими в тече­ние десятилетий седым мхом и узорчатыми лишая­ми, кое-где проглядывают клочья неба. 4 Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся каки­ми-то гигантскими руками. Фантастический характер придают картине леса громадные папорот­ники, которые топорщатся перистыми листьями. Мяг­кий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идёте по ковру. Прибавьте к этому слабое осве­щение, падающее косыми полосами сверху.

Как-то немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдёшь в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых за­рослях. 4 В настоящую лесную глушь забираются только белка да пёстрый дятел. Изредка ухает филин, вдалеке над­рывается кукушка. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте морфемы в словах: сверху, где-нибудь, немного (I вариант); изредка, кое-где, вдалеке (II вариант).

2. Выполните морфологический разбор наречия: кое-где (I вариант); как-то (II вариант).

3. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые вхо­дит наречие, объясните его правописание: из 1-2 абзаца (I вариант); из 3-4 абзаца (II вариант).

4. Произведите синтаксический разбор пред­ложения:

Между древесными стволами, обросшими в тече­ние десятилетий седым мхом и узорчатыми лишая­ми, кое-где проглядывают клочья неба. (I вариант);

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых за­рослях. (II вариант).

Короткое северное лето

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже по­теряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрас­таясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбе­гали на улицу, ставили ушаты под потоки, под про­ливным дождём радостно перекликались друг с дру­гом. По лужам носились босоногие ребя­тишки, всю весну высидевшие дома. 4

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклю­нувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла на солнце берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой. 4 (По Ф. Абрамову.)

(123 слова.)

Грамматическое задание

1. Выпишите три словосочетания “глагол + сущест­вительное с предлогом”, укажите значение предло­гов (из двух первых абзацев — I вариант; из последних абзацев — II вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: клубясь, курящимся, перекликались (I вариант); разрас­таясь, отжившим, носились (II вариант).

3. Обозначьте орфограммы в словах: в течение (лета), неуверенно, вдали(I вариант); из-за мути, медленно, несмотря на ливень (II вариант).

4. Произведите синтаксический разбор предложе­ния:По лужам носились босоногие ребя­тишки, всю весну высидевшие дома. (1 вариант); Играла на солнце берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой. (2 вариант)

Во время Первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пёс по кличке Куб­рик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслы­шав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал бое­вой тревоги.

Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время Второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах. 4

Человек учит собак разыскивать людей, попав­ших в беду, погребённых под руинами во время зем­летрясений и заваленных снежными обвалами в го­рах, находить полезные ископаемые, пасти домаш­ний скот.

В мире немало памятников собакам. Жители одно­го итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. 4 (По Б. Волынкиной.)

Примечание. Эскадра – крупное соединение воен­ных судов. Эскадренный – входящий в эскадру.

Грамматическое задание

1. Выпишите словосочетания, в которые входит предлог с пространственным, временным, объектным значением.

2. Обозначьте морфемы в словах: разыскивать, заваленных, заслы­шав (1вариант); улавливали, отличавшийся, разыскивая (2вариант).

3. Найдите сложное предложение с деепричастным оборо­том, подчеркните оборот как член предложения: в 1 абзаце (1вариант); во 2 абзаце (2вариант).

4. Произведите синтаксический разбор: Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах. (I вариант); В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (2 вариант).

Беседа за чаем

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в ещё не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. 4 Золочёная и посеребрённая посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из гранёного хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчёт поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. 4 (По И.В. Сорокиной.)

Грамматическое задание

1. Выполнить разбор слов по составу: по-летнему, распахнутыми, отражая (1 вариант);

посеребренная, по-праздничному, развеселившись (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. (1 вариант);

В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. (2 вариант).

3. Обозначьте орфограммы в словах: в заключение чаепития, вследствие дождей, насчет поездки, вопреки опасениям (1 вариант); в течение часа, вдоль стен, несмотря на начало, в виде цветка (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам учебного года

Кто как спит

Рыбы, птицы, животные спят по-разному. Некоторые рыбы засветло опускаются на дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. Некоторые во время сна медленно начинают передвигаться вперед, вправо или влево. Иная рыбка плавает головой вниз или на боку, а то и переворачивается вверх брюшком.

Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по-другому не спит. Залезает наверх и располагается поудобнее 3 на ветке. В зоопарке им приходится жить по-новому. Волей-неволей они постепенно с трудом приучаются спать на деревянных кроватях, но иногда какая-нибудь из них начинает взволнованно кричать, цепляется за сетку и повисает на ней. Но висеть так неудобно, и обезьянка, чуть-чуть 3 повисев, все-таки укладывается снова на отведенное ей место.

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: чуть-чуть(1 вариант); поудобнее (2 вариант).

2. Выпишите служебные слова из предложений и определите их принадлежность (предлог, союз, частица): из1, 4 абзацев (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Некоторые рыбы засветло опускаются на дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. (1 вариант);

Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по-другому не спит. (2 вариант).

В лесу

Выехать мы решили совсем налегке. Собрались все вовремя. Не спеша тронулись в путь. Был по-летнему тёплый день. Сначала справа и слева тянулись поля, но вскоре впереди засверкала речка. Наконец вдали показался лес, куда мы изредка ездили на прогулку. Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время нашего переезда уже кое-где трещал.

Мало-помалу добрались до леса. На опушке было видимо-невидимо спелой земляники, а внутри леса кустики черники сплошь покрывали землю. Все разбрелись по лесу, а мы вчетвером стали собирать ягоды на опушке и по-приятельски болтать.

Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. Ему стало невтерпеж от укусов комаров. Вскоре вернулись и остальные, в чаще им почему-то было жутко.

Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. Домой вернулись засветло и потом долго вспоминали нашу поездку в лес. (129 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: кое-где (1 вариант); мало-помалу (2 вариант).

2. Выпишите 3-4 наречия с разными видами орфограмм и графически их объясните: из 1 и 4 абзацев (1 вариант); из 2-3 абзацев (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор: Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. (I вариант);

Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. (II вариант).

Летний вечер

Тих и ласков тёплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Ещё не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звёзды, ещё не успевшие разгореться.

Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника.

На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, всё радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще 3 , заметнее. На тёмном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звёзды. Далёкие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы. (130 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: непрерывно (1 вариант); гуще (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: разгореться, присмиревший, радостно(1 вариант); залюбоваться, неведомом, незаметно (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор: Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. (1 вариант); О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. (2 вариант).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: