Диктанты по русскому языку для 5 класса 3 четверти

Русский язык 5. Контрольные диктанты

Русский язык 5. Контрольные диктанты для УМК Ладыженская, Баранов, Тростенцова с ОТВЕТАМИ. В учебных целях использованы цитаты из пособия «Русский язык 5 класс: Контрольные и диагностические работы / И.В. Текучёва. — Москва: ACT: Астрель», которое используется в комплекте с учебником Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс».

Русский язык 5 класс.
Контрольные диктанты

1. Синтаксис. Пунктуация.

Орфография: безударные гласные в корне; безударные гласные в окончании существительных; проверяемые согласные в корне; Ь разделительный, Ь для обозначения мягкости согласного, НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; двоеточие после обобщающего слова; тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; гласные в приставках; Ь разделительный; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения; запятая при обращении; знаки препинания в предложениях с прямой речью; запятая в сложном предложении.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

4. Деревенька на краю света. Главный промысел жителей — клюква. Мужчины ещё охотятся на зверя: норку, куницу, выдру. Медведя бьют редко. Медвежья охота — праздник.
В избе деда Семёна собрался народ. Ребятишки воробьиной стайкой жмутся у двери, робко глядят по сторонам. Молодые парни слушают рассказы стариков. Старики ведут разговор о медведях, об охоте. Книгу о медведях можно написать по этому разговору.
Украдкой достаю записную книжку и карандаш. «В берлоге медведь не ляжет мордой на север», — говорят старики.
Записываю всё.

5. Осень пришла внезапно. До тех пор я её почти не замечал. В саду ещё не было запаха прелой листвы и вода в озёрах не зеленела. Осень завладела всем: садами, реками, лесами.
В саду суетились синицы. Они висели на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.
Каждое утро в сад слетались перелётные птицы. Под свист, шум и карканье в ветвях поднималась суматоха. Птицы улетали на юг. В лесах дождём облетала листва. Старик Прохор мне часто говорил: «Ты гляди, присматривайся, милый человек, чем каждая птица дышит».

2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; непроизносимые согласные в корне; буквы А, У после шипящих; Ь разделительный; гласные в приставках; буквы Е и И в окончаниях имён существительных; -тся и -ться в глаголах; раздельное написание предлогов с другими словами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

10. Я не заметил, как по тропинке из леса вышел известный в округе охотник. И вдруг зашуршали кленовые листья, на поляну выбежала рыжая лиса. Взглянула в мою сторону и прямым ходом побежала к охотнику. А тот глядит на меня и смеется. Вот так чудеса!
Оказывается, охотник подобрал её совсем маленькой в лесу. Поил молоком, ласкал. И вот — лиса не только на свободе разгуливает, но даже на охоту с человеком ходит. Вместе с собаками по следу бежит.

3. Лексика.

Орфография: безударные гласные в корне; О—Ё после шипящих в корне; О—А в корнях -раст-/-рос, -лаг-/-лож-; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении; двоеточие после обобщающего слова.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

12. Зима тяжела для всех: для птиц, для зверей, для муравьёв. Трудно зиму пережить. Не все весной выползут встречать солнце.
Несут муравьи из ходов больных и слабых. Вот один носильщик вытащил больного, положил на солнце. Вот другой принёс.
Растёт число отощавших за зиму муравьёв. Им бы поесть немножко, а вокруг снег. Тяжёлая ситуация!
Можно уйти, но тогда муравьишки погибнут. Как им помочь?
Рядом берёза росла, кора у неё от сока набухла. Проткнул я бересту, закапал целебный берёзовый сок. Муравьи сразу побежали к капелькам. Сами напились и кинулись к муравейнику новостью с другими делиться.

4. Морфемика. Орфография.

Орфография: безударные гласные в корне; буквы И, Ы после шипящих; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный; -тся и -ться; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения.

Орфография: безударные гласные в корне; буквы И, А после шипящих; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

18. Это было как в сказке. Кленовые листья повисали на нитках осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают грустны и особенно ласковы.
Солнечные зайчики играли на опавших листьях. Рядом, на куст шиповника, слетелись погреться мошки. Сядет мошка на лёгкий лист, а он не держит тяжесть, валится на землю.

19. Сад разнообразно одевался.
Старый клён возвышался над южной частью сада. Он стал ещё больше и оделся свежей зеленью. Выше и виднее стала и главная аллея. Вершины её старых лип поднялись и подтянулись над садом зелёной грядою.
А ниже клёна, ниже аллеи лежало что-то сливочного цвета. И всё это поражало своей густотой, свежестью и новизной.

Читайте также:
Выберешь как пишется этот глагол по правилам русского и почему?

5. Имя существительное как часть речи.

Орфография: безударные гласные в корне; корни -раст-/-рос; -тся и -ться; О—Ё после шипящих в корне; гласные в окончаниях существительных; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

23. Прошлым летом я возвращался с Борового озера к себе в деревню. Дорога шла по просеке в сосновом лесу. Всё вокруг заросло пахучими от летней сухости травами.
Особенно много колосистой травы и цветов росло около старых пней. Трухлявые эти пни разваливались от лёгкого толчка ногой. Тогда взлетала тёмным облаком коричневая пыль, а внутри пня начинали суетиться крылатые муравьи, жужелицы и плоские чёрные жуки.
Кучевые облака громоздились в небе. Они казались такими тугими, что можно было, наверное, лежать на их ослепительно белой громаде и смотреть на землю с её лесами, просеками, полянами, цветущей рожью и пёстрыми стадами.

6. Имя прилагательное как часть речи.

Орфография: безударные гласные в корне; корни -рос-/-раст-; гласные в окончаниях существительных; Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться; гласные в окончаниях прилагательных.
Пунктуация: прямая речь в предложении, запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

27. Мне тогда было лет пять или шесть. Мы жили в дальней деревне.
Однажды мама пошла в лес за земляникой и взяла меня с собой. Земляники в тот год уродилось очень много, и была она очень крупной. Росла она прямо за деревней.
День был солнечный, жаркий. Мы подошли к лесной опушке, и вдруг набежала чёрная тучка. Из неё посыпался крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Они повисали на зелёной траве, на густых ветвях кустов и деревьев.
Мы с мамой встали под дерево. Дождик быстро кончился. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Прямо как мост. «Вот бы по нему пробежаться!» — сказал я. Мама засмеялась: «Ты лучше по земле бегай».
И мы пошли в лес собирать землянику.

7. Глагол как часть речи.

Орфография: безударные гласные в корне; гласные в окончаниях глаголов; -тся и -ться; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (только орфография):

31. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся его берегом.
Я иду берегом любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Эти пузыри мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается у нового препятствия в белоснежный ком.
Новые препятствия встречает вода, и ничто ей от этого не делается, она только собирается в струйки.
Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на траву. И в дрожи этой рождается звук. Чудится, что трава растёт под музыку, видишь согласие теней.

Русский язык 5. Контрольные диктанты для УМК Ладыженская, Баранов, Тростенцова с ОТВЕТАМИ. В учебных целях использованы цитаты из пособия «Русский язык 5 класс: Контрольные и диагностические работы / И.В. Текучёва. — Москва: ACT: Астрель», которое используется в комплекте с учебником русского языка Т.А. Ладыженской и др.

Контрольные диктанты, 5 класс

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут подосиновики, душистые рыжики. На большом старом пне жмутся друг к дружке опёнки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рёв могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом всё жёлтое, золотое, а он в белой шубке.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», – проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Грамматические задания:

Выполнить синтаксический разбор второго предложения первого абзаца..

Читайте также:
Украинский ударение на какой слог падает - объяснение с примерами

Выполнить пунктуационный разбор последнего предложения первого абзаца.

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе всё резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща.

От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень.

Грамматические задания:

Выполнить синтаксический разбор 4-го предложения 3-го абзаца. (У речки…)

Выполнить фонетический разбор слова ливень.

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

Грамматические задания:

Объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

Выполнить морфемный разбор слов сильный, обрушилась.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

Грамматические задания:

Выполнить морфемный разбор слов детство, записной.

Выполнить морфологический разбор существительного Пришвина из первого предложения.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с деревьев и ложатся на землю. Тишину леса не нарушает пение птиц, они уже улетели в дальние тёплые страны.

Прекрасен лес в зимний морозный день, когда серебристый иней сверкает на ветках деревьев. Рыхлый снег покрыл все тропинки в лесу. Не пройдёшь!

Красив лес и летом. Зелёным ковром покрывают землю травы и мхи, чуть видны из высокой травы цветы. А как прохладно в летнюю жару среди густых чащ! Хорошо лечь под белоствольную берёзку и долго глядеть сквозь ветви в прозрачное небо.

Грамматические задания:

Выполнить морфологический разбор прилагательного зелёным из 2-го предложения последнего абзаца.

Выполнить фонетический разбор слова листья.

Контрольный диктант по теме «Глагол». (I)

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

Грамматические задания:

Выполнить морфемный разбор глаголов посмотришь, лопаться, покажутся.

Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

Контрольный диктант по теме «Глагол». (II)

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Грамматические задания:

1. Выполнить морфемный разбор глаголов выползает, растеклась.

2. Выполнить морфологический разбор глагола прикоснулась (из последнего предложения).

3. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи».

В каких высказываниях раскрывается лексическое значение слова ударник:

Читайте также:
ПРЕ/ПРИ ℹ упражнения на правописание гласных букв в приставках для 6 класса, орфографические задания с ответами, тесты

А) значение затвора стрелкового оружия или орудия;

Б) имя существительное мужского рода в единственном числе, именительном падеже;

В) музыкант, играющий на ударных инструментах.

Однозначным является слово:

Многозначным является слово:

Слово чистое в предложении В чистом поле серебрится снег волнистый и рябой имеет значение:

А) освобождённое от грязи;

Б) честное, правильное;

Слово великий может сочетаться со словом:

Слово глубокий (-ая, -ое) употреблено в прямом значении в словосочетании:

А) глубокая река;

Б) глубокое чувство;

В) глубокая рана.

Слово лететь употреблено в переносном значении в предложении:

Омонимы употреблены в паре сочетаний:

А) строительный (кран) – водопроводный (кран);

Б) заставить (кого-либо заниматься делом) – заставить (комнату мебелью);

В) лечу (болезнь) – лечу (в Москву).

Синонимы представлены в паре слов:

А) далёкий – дальний;

Б) безветренный – покорный;

В) светиться – гореть.

Слово безмятежный (-ая, -ое) является синонимом к выделенному в словосочетании слову:

А) безоблачная жизнь;

Б) безоблачное небо;

В) безоблачное счастье.

Антонимы выделены в паре словосочетаний:

А) мощная армия – слабая армия;

Б) большое чувство – слабое чувство;

В) тучный человек – полный человек.

Слово пустой является антонимом к выделенному слову в словосочетании:

Б) полный человек;

В) полный чайник.

Выделенные в словосочетаниях русая коса – песчаная коса слова являются:

Выделенные в словосочетаниях медленный темп – быстрый темп слова являются:

Основные правила русской пунктуации

Пунктуация – обширный и сложный раздел языкознания. Русская же пунктуация имеет множество запутанных правил с целым рядом исключений. Разобраться во всём этом не так просто. Мы, создатели сайта pishugramotno.ru, стараемся представить правила как целую систему, отслеживая закономерности и внутренние взаимосвязи. Ведь таким образом не обязательно зазубривать каждое правило – достаточно лишь понять, что из чего вытекает.

Основные моменты, которые вызывают трудности на письме, – это:

  • вводные слова;
  • причастные и деепричастные обороты;
  • однородные члены предложения;
  • сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Давайте рассмотрим каждый пункт подробнее и выявим основные моменты, которые влияют на постановку знаков препинания.

Вводные слова и предложения

Вводные слова (ВС) и предложения — это слова, сочетания слов, а иногда и целые предложения, которые не являются частью предложения, но связаны с ним по смыслу.

Отличить вводное слово можно по следующим признакам:

  • оно не является членом предложения;
  • выражает эмоции автора, последовательность действий, степень уверенности автора в сообщаемом и т.д.;
  • ни к нему, ни от него к другим словам нельзя задать вопрос;
  • ВС можно без потери смысла и нарушения структуры предложения переместить в другое место или убрать вовсе.

Вот несколько примеров вводных слов и словосочетаний, которые мы используем в повседневной речи:

  • “наверное”,
  • “пожалуйста”,
  • “таким образом”,
  • “в свою очередь”,
  • “например”,
  • “без сомнения”,
  • “безусловно”,
  • “действительно”,
  • “кажется” и т.д.

На письме вводные слова и предложения чаще всего отделяются запятыми, однако в некоторых случаях возможно использование тире или скобок.

Должно быть, во время чтения книги я задремал, потому что, когда я открыл глаза, за окном было уже темно.

Твой доклад, бесспорно, был лучшим выступлением на конференции.

Подготовка домашнего задания – как часто выражался наш классный руководитель – это ответственность ученика, а не родителя.

На тот фестиваль (к счастью) мы так и не попали, потому что в тот день непрерывно шёл проливной дождь.

Причастный оборот

Причастный оборот – это согласованное распространённое определение, выраженное причастием и зависимыми от него словами.

Причастие (одиночное или в составе оборота) имеет следующие признаки:

  • отвечает на вопросы “что сделавший?”, “что делающий?”, “какой?”, от причастия же, в свою очередь, можно задать вопросы к зависимым словам;
  • всегда определяет (отсюда термин “определяемое”) главное слово, которое выражено существительным или местоимением;
  • согласуется с определяемым словом в числе, падеже и роде.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он всегда выделяется запятыми.

Девочка (какая? что делавшая?), перебегавшая дорогу на красный свет, еле успела проскочить перед машиной.

Чай (какой?), налитый для меня, уже успел остыть к тому времени, как я пришёл завтракать.

Если определяемое слово стоит после причастного оборота, то запятые, как правило, не ставятся.

Перебегавшая дорогу на красный свет девочка еле успела проскочить перед машиной.

Налитый для меня чай уже успел остыть к тому времени, как я пришёл завтракать.

Из этого правила существует ряд исключений, подробнее о которых читайте в наших статьях.

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот – это единая конструкция, состоящая из деепричастия с зависимыми словами.

Деепричастный оборот обладает такими признаками:

  • в предложении выполняет роль обстоятельства и обозначает дополнительное действие;
  • всегда относится к сказуемому как определяемому слову;
  • отвечает на вопросы “что делая?”, “что сделав?”, иногда “как?”.

На письме в подавляющем большинстве случаев деепричастие и деепричастный оборот отделяются запятыми.

Сначала сын выбрал машинку, но затем, подумав, поменял её на конструктор.

Котёнок, почуяв запах еды, с любопытством выглянул из своего убежища.

Деепричастие, тесно связанное по смыслу со сказуемым, запятыми не отделяется. В этом случае оно отвечает на вопрос “как?” и является обстоятельством образа действия.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 10 класса 4 четверть

Несмотря на дождь, мужчина шёл по улице (как?) не торопясь.

Выбирать профессию следует (как?) исходя из своих способностей и устремлений.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения – это члены предложения, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию и связанные друг с другом сочинительной связью.

Однородные члены предложения объединяются следующими признаками:

  • они являются одинаковыми членами предложения;
  • относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос;
  • чаще всего относятся к одной и той же части речи;
  • выражают синонимичные либо, наоборот, противоположные понятия, при этом усиливая смысл описываемого или же подчёркивая противопоставление.

Часто однородные члены относятся к одному слову в предложении, которое называется обобщающим. От взаимного расположения однородных членов и этого слова зависит расстановка знаков препинания в предложении:

1. Если однородные члены идут после обобщающего слова, то после него ставится двоеточие.

Чтобы украсить праздник, мы купили множество разноцветных шаров: красных, синих, жёлтых, фиолетовых и зелёных.

2. В предложениях, где обобщающее слово стоит после однородных членов, оно отделяется тире.

Красные, синие, жёлтые, фиолетовые и зелёныетакие шары мы купили, чтобы украсить праздник.

3. Если же однородные члены стоят в середине предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них – тире.

Множество разноцветных шаров: красных, синих, жёлтых, фиолетовых и зелёных – купили мы, чтобы украсить праздник.

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение (ССП) – это предложение, содержащее в себе две и более грамматические основы, соединённые между собой сочинительной связью.

ССП обладают следующими признаками:

  • его части можно при желании сделать отдельными предложениями, разделив их точкой;
  • его грамматические основы соединены посредством сочинительных союзов (“и”, “но”, “а”, “однако”, “также”, “да” и т.д.) либо бессоюзной связи.

Если грамматические основы в ССП не осложнены причастными, деепричастными и уточняющими оборотами, вводными словами и другими конструкциями, требующими обособления, то между ними ставится запятая.

С приходом осени дни стали прохладными и какими-то звенящими, а воздух наполнился упоительным запахом опадающих листьев.

Я уже собирался выйти из дома, но меня остановил телефонный звонок.

В предложениях с распространёнными частями, где присутствует несколько знаков препинания, может стоять точка с запятой.

Я мчался со всех ног за автобусом, поминутно спотыкаясь, кричал и махал руками в надежде, что водитель меня заметит; но автобус всё удалялся, увозя с собой мой портфель с документами.

В более редких случаях между грамматическими основами может стоять двоеточие, тире или запятая с тире. В исключительных случаях грамматические основы не разделяются знаками препинания.

Именинника у нас обычно поздравляют всем классом – такова наша давняя традиция.

Сегодня нам нужно обязательно убраться и приготовить жаркое: завтра к нам приедут гости.

Сегодняшняя прогулка была прекрасной, несмотря на пасмурную погоду, – мы сходили на пруд и посмотрели на уток, собрали букет из опавших листьев, а под конец зашли в магазин и накупили душистых булочек к чаю.

Кто этот человек и что вы все здесь делаете?

Сложноподчинённое предложение

Сложноподчинённое предложение (СПП) – это сложное предложение, в котором есть одна главная часть и одна или несколько придаточных, которые соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.

Чтобы распознать СПП, нужно отследить, каким образом части предложения связаны между собой. В сложноподчинённом предложении от главного предложения можно задать вопрос к придаточному, а на их границе всегда присутствуют подчинительные союзы:

  • “чтобы”,
  • “когда”,
  • “если”,
  • “пока”,
  • “хотя”,
  • “будто” и т.д.

или союзные слова:

  • “который”,
  • “чей”,
  • “кто”,
  • “где”,
  • “куда”,
  • “откуда” и т.д.

В большинстве случаев между частями СПП ставится запятая, но возможна также постановка точки с запятой, тире, двоеточия.

Нам нужно пораньше выехать из дома, чтобы не застрять в пробке и успеть в аэропорт.

Хоть я и намучилась с этой розой, впоследствии она отблагодарила меня обильным цветением.

Те, кто пришли на экзамен с утра, получили более высокие оценки.

Как ни старался я понять это запутанное правило – оно никак не хотело укладываться у меня в голове.

Перед экзаменом вам следует запомнить несколько вещей: что никто не будет вам подсказывать, что за шпаргалки вас будут немедленно выгонять и что оцениваться будут реальные знания, а не зазубренные правила.

Заключение

Конечно, здесь приведены далеко не все правила пунктуации и далеко не все случаи их использования на письме, ведь охватить такой огромный пласт информации в одной статье просто невозможно. А ведь есть ещё такие случаи, как прямая речь, обращения, уточнения и многое другое. Чтобы более подробно ознакомиться с правилами в каждом отдельном случае, заходите на наш сайт.

Читайте также:
Разделительный мягкий знак ℹ правило правописания в словах, примеры и случаи написания и употребления, роль буквы в русском языке

В заключение хотим сказать, что мы всегда рады новым авторам. Требования просты: филологическое образование, хороший слог и, безусловно, любовь к русскому языку!

10 основных случаев постановки запятых. Часть 1

В древние времена тексты писали без знаков препинания, да и пробелы между словами не ставили. Потребность в «крючках и закорючках» возникла во времена развития книгопечатания.

Десять знаков препинания входили в тексты постепенно.

Первой в ХI веке ввели точку. Сначала её ставили между словами и группами слов, но не внизу строки, а посередине. Точку как родоначальницу пунктуации увековечили в названиях других знаков препинания, хотя многоточие, например, появилось лишь в XVIII веке благодаря Карамзину.

Кстати, восклицательный знак сначала назывался точка удивления, а вопросительный — точка вопросительная.

Запятую стали использовать лишь в XV веке. По мнению лингвистов, слово «запятая» происходит от глагола запяти(ся) — зацепить(ся), задеть. В. И. Даль ставит её в однокоренной ряд с глаголами «запясть», «запять», «запинать» (останавливать, задерживать).

Роль запятой — приостановить повествование, но не закончить его, как это делает точка, и не оборвать мысль, подобно многоточию. Её значимость трудно переоценить, если вспомнить известную фразу: «Казнить нельзя помиловать».

Правил, посвященных запятым, много, однако основные функции запятой — перечислить и отделить (одну часть от другой, первостепенное от второстепенного, главное от дополнительного).

Давайте вспомним основные случаи постановки запятых.

А чтобы чтение правил о том, как ставить запятые, стало занимательным, примерами послужат крылатые выражения. Не на все правила мне удалось найти интересные цитаты, поэтому давайте вместе подберём их.

Предлагайте свои варианты в комментариях 🙂

1. Запятой выделяются обращения

Запятой выделяются обращения

2. Запятой выделяются слова-предложения да, нет и междометия

3. Запятой выделяются вводные слова и предложения

Это такие слова, как: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверно, возможно, может быть, кажется, пожалуй, в самом деле, правда, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

Выделяем вводные слова и предложения

  • Вводное слово или предложение можно убрать, и смысл не изменится.

— Может быть, мы именно хотим эх-прокатиться?

Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой теленок»

  • Вводные слова нужно отличать от членов предложения. Члены предложения убрать нельзя.

Это может быть выгодным (член предложения).

  • «Однако» и знаки препинания.

Распространенная ошибка — запятая после «однако» там, где она не нужна.

Давайте разберемся. Наличие запятых после коварного слова зависит от того, в какой роли выступает оно в предложении.

Однако (однако ж/же) может быть союзом, междометием и вводным словом.

А. Однако — союз в значении «но».

Запятая не нужна.

Однако=союз в значении НО

Б. Однако — междометие.

Употребляется с восклицательной интонацией для выражения сильного удивления или возмущения. Отделяется запятой или оформляется как отдельное предложение.

Однако! Я чувствую, что после водки вы пили портвейн! Помилуйте, да разве это можно делать!

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

В. Однако — вводное слово (в значении противопоставления) — выделяется запятыми (с двух сторон).

Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными.

Мишель де Монтень

В вашей галиматье, однако ж, есть идея!

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»

Важно! Вводное слово «однако» не может стоять в начале предложения. Запятая после слова «однако», стоящего в начале предложения, возможна только тогда, когда после «однако» следует обособленный оборот.

Однако, открыв глаза, он увидел, что ничего не изменилось.

Открыв глаза — деепричастный оборот.

Конечно, бытие определяет сознание. Это — как правило. Однако, к счастью, как исключение, но достаточно часто случается так, что сознание опережает бытие. Иначе мы бы до сих пор сидели в пещерах.

Аркадий и Борис Стругацкие «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»

К счастью — вводное слово.

Итак, сегодня мы рассмотрели основные случаи постановки запятой с вводными словами, междометиями, словами-предложениями да-нет, а также со словом однако.

Правильно ли ставите запятые вы? Попробуйте подобрать по 2-3 примера на каждое правило. Напишите в комментариях ниже или присылайте на почту. Это будет отличной тренировкой грамотности!

Светлана Бибик, редактор, корректор, репетитор по русскому языку

Ещё вам может быть интересно:

Комментариев: 5

Здравствуйте, не получается писать через профиль)). Как всегда содержательно. Я с тренинга «МАМА-РАЙТЕР» очень хорошо запомнила об «Однако в значении НО». Мне пришел в голову такой пример: а если фразу «В вашей галиматье, однако ж, есть идея!» переделать, то Однако будет в значении восклицания? Вот так: «Однако! В вашей галиматье есть идея!))» Спасибо, проекту и Светлане, что тренируете нашу грамотность:это важно, однако.)

Светлана, спасибо за комментарий и вдумчивость! 🙂

Светлана, спасибо за чудесный пример! Заберу его в свою копилку для учеников. 🙂

Произошёл со мной такой интересный случай. Одна дама с высшим образованием, преподаёт психологию студентам. И вот этот преподователь говорит мне, люблю получать удовольствие от чтения книг, я парировал ей, давайте получать удовольствие вместе. На что она назвала меня извращенцем и домогателем и пошла жаловаться до самого патриарха. Другой шалунье предложил выпить шампанского, и получил тот же самый ответ. Ещё у одной продавщицы фруктов спросил яблочко, и то же самое. Дорогие мои, если вы думаете в меру своей испорченности, и как психи не обладаете чувством юмора, то я здесь причём. Или, когда товарищи устраивают какие-то непонятные переходы с одного сайта на другой по интернету, чтобы иметь хоть какую-нибудь зацепку. Я обошёл все капканы и ямы и самый гнилой трюк, когда в маршрутке мне совали на колени девочку лет 8-10 и мне пришлось выйти из маршрутки и нанять такси, губернаторский театр на колёсах. Затем пришли Наркозависимые и спрашивали кто продаёт травку или кокаин, я им сказал, что идите к окну, а они говорят смотрите у него штаны порватые это признак наркозависимости, а я им говорю у меня одна зависимость не зависеть от вас, а воздух свободы без таких как вы считаю наркотиком и постоянно нуждаюсь в таком воздухе, потом они поискали друг у друга наркотики в статуэтках будды, составили друг на друга протокол, извинились и ушли искать где живёт газовик, наверное хотели нюхнуть газу, и всё спрашивали друг у друга ты опознал его. После них пришли маги и экстрассенсы, стали говорить, что благодаря мне у них постоянные заказы на меня, и просили открыть от моего имени институт широкого профиля, я их послал так же к окну, и посоветовал заниматься от своего имени если вы такие профессионалы. Остаться в живых и ещё Кремлёв хочет получить извинения, за то что ложью затравили мать в могилу, за то что до последнего не могут загнать меня или в тюрьму или в психушку, за то что не размазали мои слюни для всеобщего обозрения, и не возвысились над толпой в гордой осанке. Только вот занозой в вас сидит улыбка моя. Толпа воспринимает с одобрением и улыбкой, когда им говорят ближе бандерлоги, считая такого лидера образцом для духовных скреп, ну как же дороги жалко, а чего их жалеть если их нет. ДИАЛОГ В ДАННОМ СЛУЧАЕ НЕ УМЕСТЕН, ЧАО. ВЫ ТОЧНО НЕ ИДИОТЫ!
Voron

Читайте также:
Однокоренные слова - разбор по составу, примеры предложений

В русском языке правил, посвященных запятым, много, однако основные функции запятой перечислить и отделить (одну часть от другой, первостепенное от второстепенного, главное от дополнительного).

«Другими словами». Обособляется или нет?

Выражение «другими словами» встречается в предложении в виде вводного сочетания или члена предложения. Правильно расставить запятые можно лишь после определения его роли и места в предложении.

Вводное сочетание

Вводное сочетание «другими словами» помогает автору перефразировать свое высказывание. Оно используется в значении «иначе сказать», «выражаясь по-иному», «или», «то есть». Вводное сочетание не связано синтаксически с другими членами предложения, не участвует в формировании вопросов.

Оно не является членом предложения и обычно обособляется запятыми.

Правила расстановки запятых

Одиночное вводное сочетание отделяется одной запятой, если находится в начале или конце предложения. В середине предложения оно обособляется двумя запятыми с двух сторон.

  • Пример: «Другими словами, я намерен дать отрицательный ответ».
  • Пример: «Вы мне очень помогли, другими словами, просто спасли меня».
  • Пример: «Мне не понравился его поступок, я разочаровался в нем, другими словами».

Если вводное сочетание находится в середине обособленного оборота, то выделяется двумя запятыми. При этом запятые также ставятся в начале и конце оборота.

  • Пример: «Водитель ехал на запрещающий сигнал светофора, нарушая, другими словами, правила, поэтому является виновником аварийной ситуации».

Если оно находится в начале или конце обособленного оборота, то запятые ставятся лишь по границам оборота. Само вводное сочетание не отделяется запятой.

  • Пример: «Каждому культурному человеку известно имя В. И. Даля, достигшего выдающихся успехов в лексикографии, литературе и этнографии, другими словами внесшего огромный вклад в изучение истории русского языка».
  • Пример: «Он всегда действовал по велению своего сердца, стараясь быть самим собой другими словами».

Если обособленный оборот находится между тире или заключен в скобки, то вводное сочетание выделяется запятыми всегда, независимо от его позиции.

  • Пример: «Произошедшая в 1242 году битва на Чудском озере (другими словами, „Ледовое побоище“) закончилась победой Александра Невского над немецкими рыцарями». Вводное сочетание в начале оборота, заключенного в скобки, отделяется запятой.

Сочинительный союз («и», «а», «но», «да») отделяется запятой от вводного сочетания, если его можно легко изъять из предложения без нарушения структуры и смысла.

  • Пример: «Ему наскучил этот концерт, и, другими словами, он мечтал поскорее покинуть душный зал». «Ему наскучил этот концерт, и он мечтал поскорее покинуть душный зал». Смысл и структура предложения не изменились.

Если вводное сочетание невозможно изъять из предложения, не нарушив его структуру и смысл, то запятая между сочинительным союзом и вводным сочетанием не ставится.

  • Пример: «Трижды в неделю он нехотя посещал занятия по немецкому языку, а другими словами, просто просиживал штаны». «Трижды в неделю он нехотя посещал занятия по немецкому языку, а просто просиживал штаны». Без вводного слова предложение утратило смысл, нарушилась его структура.
Читайте также:
Морфема ℹ определение, функции и типы, правило образования, порядок проведения морфемного анализа, примеры морфем в русском языке

Если самостоятельное предложение начинается с присоединительного союза, за которым следует вводное слово, то запятая между ними не ставится. Они образуют единое сочетание.

  • Пример: «Мне не хочется читать эту речь. И другими словами, я просто боюсь публичных выступлений».

Однако автор вправе поставить запятую между присоединительным союзом и вводным сочетанием в начале предложения, если вводное сочетание выделяется интонацией.

  • Пример: «И, другими словами, ты не имеешь права поступить иначе».

Вводное сочетание может разделять ряд однородных членов и обобщающее слово. В этом случае перед вводным сочетанием ставится тире, а после него — запятая.

  • Пример: «Танго, болеро, фламенко — другими словами, на конкурсе преобладали испанские танцы».

Если предложение сложное, то перед тире нужно поставить запятую, разделяющую его части.

  • Пример: «Ребята катались на коньках, ходили на лыжах, играли в снежки,— другими словами, зимние каникулы прошли интересно».

Два вводных слова или сочетания, расположенные друг за другом, всегда разделяются запятой.

  • Пример: «В общем, другими словами, мы намерены добиться справедливости любой ценой».
  • Пример: «Другими словами, без сомнения, он был гениальной личностью».

Усилительная частица не отделяется от вводного сочетания запятой.

  • Пример: «Ведь другими словами, он просто испугался ответственности и сбежал».

Вводное сочетание всегда отделяется запятой перед оборотами с союзами «как» и «чтобы».

  • Пример: «Ему, взрослому мужчине, снова пришлось засесть за учебники, другими словами, как в школьные годы вернуться».
  • Пример: «Другими словами, чтобы хорошо знать родной язык, нужно читать классику».

Если вводное сочетание находится на границе однородных членов или частей сложного предложения, то запятая ставится только перед ним. При этом оно тесно связано по смыслу со следующим за ним словом или частью сложного предложения.

  • Пример: «Раздался резкий звонок будильника, другими словами начался новый день».

Член предложения

В предложениях можно встретить сочетание прилагательного «другими» и существительного «словами» в форме множественного числа, творительного падежа. Они являются членами предложения, отвечают на вопросы и связаны по смыслу с другими членами предложения. Запятыми выделять не нужно.

  • Пример: «Попробуйте выразить свою мысль другими словами». Выразить («чем?») словами. Словами («какими?») другими.
  • Пример: «Я бы воспользовался другими словами, но не хочу показаться грубым». Воспользовался бы («чем?») словами. Словами («какими?») другими.

Возле данного сочетания могут присутствовать знаки препинания, относящиеся к конструкции предложения и обособлению оборотов, вводных слов, обращений.

  • Пример: «Объясните мне, пожалуйста, другими словами, не используя научные термины». Запятыми выделяется вводное слово «пожалуйста», а также деепричастный оборот «не используя научные термины».

«Иными словами», «говоря другими словами»

В речи также часто используются синонимичные вводные сочетания: «иными словами», «говоря другими словами», «говоря иными словами». Они также соответствуют вышеперечисленным правилам пунктуации.

  • Пример: «Иными словами, вам лучше не заключать эту сделку».
  • Пример: «Он торговал подержанными автомобилями или, говоря другими словами, машинами с пробегом».
  • Пример: «Говоря иными словами, ваш организм давно нуждается в хорошем отдыхе».

10 основных случаев постановки запятых: примеры из цитат. Часть 2

В первой части я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!

Итак, где и когда ставится запятая?

4. Запятая всегда ставится перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.

Запятая между однородными членами предложения

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

В палисаднике распустились большие красные тюльпаны (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения, между ними нельзя поставить союз «и», поэтому запятую не ставим.

♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
Фрэнк Синатра

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
Фрэнк Синатра

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Читайте также:
Диктанты 3 класс по русскому языку для 1 четверти, тексты

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).

Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому.
Пауло Коэльо «Алхимик»

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К ночи ливень прекратился и стало тише.

К ночи ливень прекратился.

К ночи стало тише.

К ночи — общий член.

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Запятая между союзными словами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

Жизнь не всегда дает вторую попытку, подарки, которые она тебе преподносит, лучше принимать.
Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

Запятая при сложных подчинительных союзах

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

Запятая при сложных подчинительных союзах

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).

9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.

Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора.
Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты

♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.

Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.

Запятой выделяются сравнительные обороты

Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!

Начало

Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?

Светлана Кравцова, корректор, редактор, автор блога «Грамотно по-русски»

Пунктуация в простом и сложном предложениях

Пунктуация в простом предложении

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.
В дверь стучат.
Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

  • двумя существительными: Книга – источник знаний
  • двумя числительными: Пятью восемь – сорок
  • двумя инфинитивами: Жить – Родине служить
  • существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик.
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

  • между двумя и более однородными членами без союзов: Звуки росли, крепли, ширились.
  • между однородными членами с повторяющимися союзами и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то: И берег , и море молчали. Не то север , не то восток .
  • между однородными членами с союзами а, но, да (= но):Он поворчал , но согласился .
Читайте также:
Местоимения в русском языке - на какие вопросы отвечают, виды

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

  • между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да (= и): Красные и синие цветы. Он или я – мне безразлично.
  • внутри группы однородных членов, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.
  • во фразеологизмах: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:
Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

Иногда перед обращением может стоять частица «о». Она отделяется от обращения запятой, только если его можно заменить междометием (ах или ох). Например:
О (=ах!), память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!

Иногда в простом предложении возникает коварный союз «как», перед которым запятая может ставить, а может и не ставить в зависимости от контекста.

Запятая перед союзом «как» ставится:

  • при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.
  • при вводном словосочетании (предложении) как обычно, как всегда, как правило: По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
  • при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!
  • если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь:Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
  • если после слова как следует и: Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.
  • если слово как входит в состав выражений не кто иной, как; не что иное, как: Это был не кто иной, как Рылов.

Запятая перед союзом «как» НЕ ставится:

  • если перед сравнительным оборотом стоит отрицательная частица не или слово совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, точь-в-точь, именно и т. д. : Газета вышла не как всегда. Он совсем как ребёнок.
  • если оборот можно заменить на «в качестве»: Ленский везде был принят как жених(=в качестве жениха). Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня (в качестве главного вопроса сегодняшнего дня).
  • если оборот является фразеологизмом: белый как снег, бояться как огня, гол как сокол, видно как на ладони.
  • при двойном союзе как… , так и…: Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.
  • если мы можем заменить оборот существительным в творительном падеже: Он полетел как птица. (= Он полетел птицей.) Мечты рассеялись как дым. (= Мечты рассеялись дымом.)
Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

1. Союзные
2. Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.
Читайте также:
Выберешь как пишется этот глагол по правилам русского и почему?

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя, если дальше имеется вторая часть союза то или так: Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что. ”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но. В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да. Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: