Диктанты по русскому языку для 6 класса 1 четверти

Диктанты по русскому языку для 6 класса 1 четверти

I. Подготовка к написанию сочинения «Интересная встреча».

1. П о с т а н о в к а ц е л и:

написать сочинение на тему «Интересная встреча» по личным впечатлениям или с использованием иллюстраций к упр. 38 (с. 24).

2. Повторение порядка работы над сочинением с использованием памятки на с. 165.
Анализ пунктов 1, 2 памятки, который сопровождается записями, необходимыми для начала работы над сочинением.

3. В ы б о р ф о р м ы р а б о т ы:

дневник, письмо, сказка. Характеристика каждого из данных жанров и особенностей изложения и оформления материала.

II. Написание сочинения и работа по его совершенствованию.

Совершенствование сочинения с использованием памяток «Как работать над сочинением» и «Как совершенствовать написанное» (с. 165—166).

III. Домашнее задание.

Проанализировать и запомнить памятку «План отзыва о сочинении» (с. 166);
сделать работу над ошибками, допущенными в словарном диктанте.

I. О с л о ж н ё н н о е с п и с ы в а н и е:
вставить пропущенные знаки препинания и буквы, графически объяснить их постановку; сделать указанные разборы.

Ветер заботливый(2) хозяин. За лето везде п..быва..т и у него даже в самых густых м..стах (не)остаёт..ся ни одного незнакомого лис(?)тика.
А вот осень( 1) пришла и заботливый хозяин уб..рает(3) свой ур..жай.(4)
Лист(?)я падают шепч..т(?)ся, прощают(?)ся навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от р..димого царства, то и прощ..йся, погиб.
(По М. П р и ш в и н у)

II. Т е с т о в ы е з а д а н и я.

1. Выберите один вариант ответа.
Одна и та же буква пропущена во всех словах строки:
а) под..ём, в..ётся, с..едобный
б) выр..сли, отл..жить, нег..довать
в) раскле..м, расстел..м, бор..мся

2. Выберите несколько вариантов ответа.
Ошибка в постановке ударения допущена в словах:
а) дОговор б) звонИт в) свеклА г) партЕр д) щАвель

3. Выберите один вариант ответа.
Ь после шипящего пишется на конце всех слов в строке:
а) поздравиш. могуч. отвлеч.
б) стрич. брош. откроеш.
в) помощ. много туч. запеч..

4. В трёх предложениях правого столбца не хватает знаков препинания.
Поставьте их и установите соответствие между видом знака препинания, указанным в левом столбце, и знаком, который пропущен в предложении.
К каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого.

III*. Для учеников, быстро справившихся с заданием:
письмо по памяти (упр. 58) по вариантам.

Проверочная карта.

I. Ветер — заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика.
А вот осень пришла, и заботливый хозяин убирает свой урожай.
Листья падают, шепчутся, прощаются навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.

II. 1: б;
2: а, в, д;
3: б;
4: 1) — В; 2) — А; 3) — Г; 4) — Б.

А. После обеда опять явилось солнце, и до вечера было прекрасно.
Б. Тетерева до полудня были все на деревьях и бормотали.
В. Звёздная и на редкость тёплая ночь.
Г. Скажи, голубушка, откуда ты?

I. Систематизация сведений о тексте.

Учащиеся систематизируют сведения о тексте, работая с диалогом, схемой (с. 45) и упр. 80,
затем готовят выразительное чтение стихотворения Г. Сапгира (упр. 81) и дают ответ на поставленный в задании вопрос.

II. Сочинение-рассказ (упр. 83).

1. Подготовка к сочинению:
повторение сведений о рассказе (элементы композиции);
формулирование замысла — обдумывание ответа на вопрос (упр. 82);
составление первого предложения на основе получившегося ответа, обдумывание сюжета, запись ключевых слов, подбор заголовка.
Учитель рекомендует использовать в работе памятку на с. 165.

2. Работа над сочинением.

III. Домашнее задание.

Повторить сведения о стилях речи.

Д и к т а н т «Щит Москвы» проводится по тексту упр. 140.

Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я:

1) найти в тексте заимствованные и исконные слова;
2) выписать устаревшее слово, подобрать к нему синоним;
3) выбрать слово из текста и составить к нему словарную статью;
4) записать 3—4 книжных фразеологизма;
5) подобрать синонимы и антонимы — фразеологизмы к одному из выражений (по выбору или по вариантам):
очень много; очень старательно; обманывать.

Болота никого не радуют. На болоте не присядешь, не приляжешь. Под ногами хлюпает, вокруг вьётся мошка. Но однажды встретилось мне болото удивительной красоты. О нём я и расскажу.
Ночью я пробирался по раскисшей тропе сквозь тростник. Хлябь становилась всё глубже. Чёрной нефтью заблестела вода. Дальше идти было нельзя. Я прислонился спиной к иве и задремал.
Проснулся я от странного сияния, открыл глаза и охнул!(4) Ясные солнечные лучи высветили над водой зелёные чаши, а в них горели розовые бутоны.(4)
Солнце(3) коснулось этих нежных бутонов. Они проснулись и зашевелились. Белые лепестки приоткрылись(3), показали солнцу свою красную сердцевину. Словно белые нежные ладони ласково грели на солнце прозябшие за ночь цветы, и каждый лотос протягивал к солнцу свою красоту. (115 слов)
(По Н. С л а д к о в у)

Грамматические задания:
1) выписать слова с чередующимися гласными в корнях слов, выделить орфограммы;
2) определить способ образования выделенных слов;
3) сделать указанные разборы (по вариантам).

Травка проснулся на заре. Предстояла поездка с папой за город.
И вот они спустились в метро. Одной рукой папа придерживал лыжи, а другой прижимал к себе Травку. Поезд помчался, и Травка стал осматривать вагон.(4) Здесь было светло и радостно. Горели лампы, блестели стёкла и поручни. Под потолком были приоткрыты форточки, из них тянуло ветерком. У двери была прикреплена красная ручка с маленькой печатью — стоп-кран. Рядом висело прегрозное объявление. Травка понял, что лучше не касаться этой ручки, будут неприятности.
Поезд прибыл на нужную станцию, и лестница эскалатора привезла их наверх.(4)
Они вышли на привокзальную площадь, и папа направился в кассу за билетами, а Травка присел на ступеньку и стал его ждать. (110 с л о в)
(По С. Р о з а н о в у)

Читайте также:
Степени сравнения наречий - как образуются плюс исключения

Грамматические задания (по вариантам):

1) обозначить орфограммы в выделенных словах;
2) синтаксический разбор указанных предложений;
3) выписать три слова разных частей речи, сделать их морфемный разбор;
4) словообразовательный разбор слов:
привокзальную, придерживал, неприятности, ГЭС, вездеход; осматривать, направился, прегрозное, самоподготовка, завуч.

Мальчишки и девчонки собираются на ступеньках школы. В руках(3) у них букетики с полевыми цветами: колокольчиками, ромашками, гвоздиками. Ребята собирали их ранним утром на поляне за ближайшим лесом.
Школьники возлагают цветы к подножию монумента, который поставлен в память о подвиге разведчиков в годы Великой Отечественной войны. Имена героев, погибших в неравном бою с неприятелем, выбиты на гранитной плите.(3)
Ветераны пришли к памятнику под знаменем своего полка. Лучики солнца горят на их орденах и медалях, а в глазах притаились слезинки.(4)
Ветераны вспоминают своего командира и боевых друзей, которые не дожили до этого дня. В школьный музей они передают памятный значок своего полка.
Гордость и восхищение переполняют сердца всех присутствующих.(4) (108 с л о в)

Грамматическое задание:
(по вариантам): выполнить указанные в тексте разборы,
сделать словообразовательный разбор выделенных слов.

I. Подготовка к выборочному изложению

1. Повторение особенностей выборочного изложения, сравнение с подробным и сжатым изложением, определение понятий тема, подтема.

2. Первоначальное знакомство с текстом, анализ задачи:
написать изложение «Возвращение Владимира в отчий дом», определение значений непонятных учащимся слов, характеристика материала с точки зрения его отношения к обозначенной подтеме.

Поскольку в тексте много имён собственных, учитель задаёт учащимся вопросы, чтобы убедиться в том, что они поняли, как пролегал путь Владимира к родному имению, какие места он проезжал, кто его сопровождал, кого он вспомнил, как называется деревня его отца и др.

Учитель поможет учащимся увидеть, что автору важно передать состояние своего героя, показать, какие чувства испытывает Владимир, возвращаясь в родной дом, поэтому при отборе материала необходимо обратить внимание на те выражения, которые писатель использует для этого.

3. Составление сложного плана изложения, отбор опорных слов, рабочих материалов.

II. Работа учащихся над изложением.

Учащиеся имеют опыт создания сочинений — описаний картины и описаний природы по личным впечатлениям.

Теперь им предстоит соединить эти два опыта и подготовить устное сочинение — описание пейзажного полотна, отразив в своей работе авторский замысел, а также то впечатление, которое произвела картина.

Урок может быть организован в форме импровизированной экскурсии по пейзажной галерее, поэтому и предлагается не ограничиваться заданием упр. 364 (описать картину Н. Крымова «Зимний вечер»), а подготовиться к представлению нескольких выбранных учащимися пейзажей.

Могут быть предложены и другие установки:
выступление на семинаре экскурсоводов, которые отбирают полотна для передвижной художественной выставки;
конкурс на лучшего по профессии среди экскурсоводов;
подготовка каталога;
мастер-класс для начинающих экскурсоводов и пр.

Учитель предлагает учащимся объединиться в группы, где каждый имеет репродукцию одной и той же картины.

Учащиеся составляют план своего экскурсионного выступления, воспользовавшись подготовленными дома материалами, отбирают материалы, обратив внимание на использование прилагательных для описания как изображённого на картине, так и собственного впечатления.

Учитель помогает учащимся вспомнить, что выступление перед слушателями предполагает необходимость заинтересовать их своим рассказом, а также продумать обращения для привлечения внимания слушающих.

Мы плыли Охотским морем и везли тяжёлое оборудование для геолого-разведочной партии. На холмистом(2) берегу показался небольшой посёлок с беленькими домиками под соломенными(2) крышами.
Между посёлком и морем была пустынная полоса пляжа. От пляжа тянулся в воду длинный деревянный причал.
Из-за мелководья подойти к нему было невозможно. Как сгрузить громоздкие предметы? Меня успокоил кок. Оказывается, у здешних(3) геологов есть диковинный механизм, который воду качает.
Воды прибавилось, мы разгрузились, и уровень воды снизился.(4) Я спросил кока, где стоит эта странная машина.(4)
Кок засмеялся и показал на открытое море. Солнце клонилось к прибрежным холмам, на небе светился бледно-жёлтый серп молодой луны.
Тогда я не понял, а теперь знаю, какая могучая сила приводит в действие этот механизм. Обидную(3) ошибку я допустил. Но было это в первое моё плавание. (124 с л о в а)
(По П. И л ь и н у)

Грамматическое задание:
1) найти слова с изученными орфограммами, графически объяснить их написание;
2) выписать качественное прилагательное и образовать от него степени сравнения всеми возможными способами;
3) выполнить указанные задания (по вариантам). Слова для словообразовательного разбора выделены.

Антарктический ледник — самый большой на Земле(4). Его площадь 13 650 000 квадратных километров. Это в 1,5 раза больше поверхности Австралии. Средняя толщина покрова равна(3) почти 2,23 км, максимальная толщина превышает 4,73 км, а общий объём антарктического(3) льда близок к 27 млн квадратных километров. Это почти 90 процентов всех природных льдов планеты. Полное таяние этого ледникового покрова привело бы к повышению уровня океана на 60—65 метров.
Антарктический ледниковый покров порождает множество гигантских айсбергов.(4) Нередки случаи, когда айсберги достигают колоссальных размеров. Известны встречи с гигантами, которые имели в длину 80, 120 и даже 170 км и объём до 3—5 тысяч квадратных километров, что в 1,5—2 раза превышает годичный вынос льда со всего материка. (114 с л о в)
(Из э н ц и к л о п е д и и «Г е о г р а ф и я»)

Читайте также:
Торты ударение в слове - как запомнить?

Грамматическое задание:
1) выполнить по вариантам указанные разборы;
2)словообразовательный разбор выделенных слов;
3) выписать слова с тремя различными орфограммами, графически их обозначить.

I. Подготовка к сочинению.

1. Учащиеся рассматривают картину Е. Сыромятниковой и фрагменты картины, обмениваются впечатлениями от увиденного.

2. Формулировка первоначальной задачи: выбрать, в какой форме будет написано сочинение по картине.

3. Повторение особенностей построения описания, рассуждения и повествования. Составление простого плана на основе общих особенностей композиции выбранного функционально-смыслового типа речи. Подбор ключевых слов, обдумывание заголовка, способов включения элементов описания в повествование и рассуждение, составление сложного плана.

II. Работа учащихся над сочинением, его редактирование.

В работе используется памятка «Как работать над сочинением» (с. 155).

III. Домашнее задание.

До студенческих каникул и похода в горы оставалось ещё несколько недель, но мы уже начали к нему готовиться. На этих выходных решили составить подробный план нашего путешествия. Рассчитывать нам приходилось только на себя, поскольку до нас никто из знакомых в тех местах не был.
В районной библиотеке юноши взяли подробную карту местности, чтобы проложить(2) маршрут. Девушки составили список вещей, которые могли понадобиться в походе.(4)
Каждое предложение(2) обязательно обсуждалось, и кое-что(3) из списка вычёркивалось.(4)
Все(3) отнеслись к работе очень серьёзно, и в итоге придраться было не к чему.
В какие-нибудь три дня сборы были закончены. Оставалось получить задание для исследования растительности того края, в который мы направлялись. (106 с л о в)

Грамматические задания:
1) выписать все местоимения, указать их разряды, графически выделить имеющиеся в местоимениях орфограммы;
2) по вариантам: выполнить указанные разборы; просклонять местоимения я, они.

Изложение пишется по рассказу «Витькина гайка» в соответствии с заданием, сформулированным в упр. 542.

Первый урок начинается с выполнения заданий, которые рекомендованы памяткой «Как готовиться к изложению» (с. 154).

Учащиеся повторяют композицию повествовательного текста, составляют план исходного текста, анализируют задание, вживаются в роль рассказчика, анализируют использованные в тексте глагольные формы — сочетание форм прошедшего и настоящего времени. Учащиеся повторяют, что формы настоящего времени могут использоваться для сообщения о событии, происходящем в прошлом, но словно в нашем присутствии.

Затем учащиеся устно пересказывают текст, сначала в парах или в группах, потом перед классом.

На втором уроке учащиеся пишут изложение, проверяют свою работу, вносят исправления.

I. Подготовка к сочинению.

1. Повторение особенностей жанра рассказа, его композиции.
2. Выполнение заданий упр. 561. Учащиеся рассматривают картинки на с. 127, устно отвечают на вопросы, обдумывают, где и кому можно было бы рассказать изображённую на картинках историю, с какой целью, какой эпизод считать кульминацией, как включить в рассказ описание героя сюжета и его плаката, от какого лица вести повествование.
3. Подбор заголовка и пословиц, которые можно использовать в рассказе.
4. Составление плана рассказа с учётом эпизодов, которые на рисунках не изображены. Оказание взаимопомощи при составлении плана.

II. Работа учащихся над сочинением.

Учитель рекомендует не забывать советы, которые были даны в упр. 557.

III. Домашнее задание.

Повторить сведения о наклонениях глагола.

До прихода мамы я помогал папе укладывать чемодан. Мы сложили туда разные вещи: майки, футболки, джинсы, кеды и тоненькую книжонку «Угрожает ли Солнечной системе тепловая смерть?».
Я поинтересовался(2), что такое тепловая смерть и когда она нам угрожает. Папа ответил, что до этого ещё миллионы лет, но если люди вроде меня будут получать по арифметике тройки и двойки, то тепловая смерть наступит гораздо раньше, чем ожидалось(3). Но если люди вроде меня подтянутся по всем предметам, то через тысячу лет они запустят в небо искусственное солнце. Тогда в Москве будет тепло круглый год. А потом папа добавил: «А сейчас позаботься(2) о том, чтобы не получить у моря солнечный или тепловой удар. Найди(3) свою панаму и сделай из доски четыре стойки. На пляже ты будешь натягивать на них простыню и спасаться от солнца». (130 с л о в)
(По Ю. А л е ш к о в с к о м у)

Грамматические задания:
1) выполнить по вариантам указанные разборы;
2) выписать слова с тремя различными орфограммами, графически их обозначить.

Источник: Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016.

РУСТЬЮТОРС

  •  Главная
  •  ЕГЭ по русскому языку 
    • Пробный ЕГЭ
    • Проверка сочинения ЕГЭ
    • Теория ЕГЭ
    • Варианты ЕГЭ
    • Практика ЕГЭ по заданиям
    • Сочинение ЕГЭ
    • Примеры сочинений ЕГЭ
    • Тексты ЕГЭ
  •  Итоговое сочинение 
    • Направления ИС
    • Примеры итоговых сочинений
    • Аргументы для ИС
  •  ОГЭ по русскому языку 
    • Устное собеседование
    • Изложение ОГЭ
    • Теория ОГЭ
    • Варианты ОГЭ
    • Практика ОГЭ по заданиям
    • Сочинение ОГЭ
    • Примеры сочинений ОГЭ
    • Тексты ОГЭ
  •  ВПР по русскому языку 
    • ВПР 4 класс
    • ВПР 5 класс
    • ВПР 6 класс
    • ВПР 7 класс
    • ВПР 8 класс
  •  Диктанты 
    • Входные диктанты
    • Итоговые диктанты
    • Контрольные диктанты
  •  Литература 
    • Теория литературы
    • Краткие содержания
    • Анализ произведений
    • Литературные герои
    • Списки ллитературы
    • Короткие рассказы
  •  Русский язык для всех 
    • Синтаксис
    • Язкознание
    • Стилистика
    • Правила русского языка
  •  Изложения
  •  Платные материалы

Входной диктант 6 класс по русскому языку

Входные диктанты по русскому языку 6 класс.

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.

Читайте также:
Как пишется образование - разбор слова и правила орфографии

Содержание:

  • 1 Входной диктант 6 класс «Птицы».
  • 2 Входной диктант 6 класс «Знойный полдень».
  • 3 Входной диктант 6 класс «Век шоколада».
  • 4 Входной диктант 6 класс «Налим».
  • 5 Входной диктант 6 класс «На лыжах».
  • 6 Входной диктант 6 класс «Охраняйте леса!».
  • 7 Входной диктант 6 класс «Медведь».
  • 8 Входной диктант 6 класс «Лесные реки и каналы».
  • 9 Входной диктант 6 класс «Ласточки».
  • 10 Входной диктант 6 класс «Осенью».
  • 11 Входной диктант 6 класс «Русский лес».
  • 12 Входной диктант 6 класс «Ранняя весна».
  • 13 Входной диктант 6 класс «Весна».
  • 14 Входной диктант 6 класс «Лес».

↑ Входной диктант 6 класс «Птицы».

Не везде весна начинается в одно время. В Крыму уже в феврале рвут цветы, а в Архангельске и в апреле можно отморозить нос.
Вместе с весной появляется множество птиц. В начале марта прилетают грачи и криком своим напоминают, что весна началась. Жаворонок поднимается высоко в воздух и поет свою звучную песню. Быстрые, острокрылые ласточки прилетают несколько позже. Скворцы, дрозды, кулики, дикие голуби, кукушки появляются одни за другими и населяют поля, леса и рощи.
Высоко в небе тянутся с юга на север стаи журавлей, диких уток, гусей и лебедей. Скоро и соловей начнёт свою звонкую песню. Дикие гуси, журавли, лебеди летят дальше. Другие птицы остаются у нас на всё лето. Они носятся, кричат, трудятся, собирают сухие веточки, солому, мох, траву для гнезд. (122 слова)
По К.Д. Ушинскому

↑ Входной диктант 6 класс «Знойный полдень».

Я всегда любил и люблю жару нашего короткого лета. Знойный полдень. Совершенная тишина. Не колышется широкий пруд. Камыши стоят неподвижно.
Материк и чистые протоки блестят как зеркала, всё остальное пространство воды сквозь проросло водяными растениями. Яркие листья стелются по воде, но глубоко ушли корни их в тинистое дно. Белые и жёлтые водяные лилии, цвет лопухов и красные цветочки тёмной травы торчат над длинными вырезными листьями и разнообразят зелёный ковёр.
Какая роскошь тепла! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову!
Рыбе также жарко. Она как будто сонная стоит под тенью трав. Видит лакомую пищу и только на мгновение лениво выплывает она на чистые места, хватает добычу и спешит под зелёные свои навесы. (117 слов)
По С.Т. Аксакову

↑ Входной диктант 6 класс «Век шоколада».

Время появления шоколада в России неизвестно. Однако история говорит, что был он очень дорогим лакомством. Покупать его могли только самым богатые люди. Сначала шоколад в России только пили, а позже из бобов какао стали делать привычные нам плитки. История шоколада совпала с началом производства в России дешевого сахара из сахарной свеклы.
Постепенно во всех больших городах появляются кондитерские производства и множество магазинов.
Количество видов шоколада стремительно росло. Появлялись конфеты с разными начинками, шоколад с разными вкусами, орехи и фрукты в шоколаде, шоколадные наборы, шоколадные фигурки и яйца с сюрпризами. (91 слово)
По А. Васнецовой

↑ Входной диктант 6 класс «Налим».

Речушка усыхала на глазах. Но не все ее обитатели бежали из обжитых мест. Многие забились в тину, под коряги, затаились меж камней в надежде отсидеться. Среди них был налим. Он был в почтенном для рыбы возрасте – около пяти лет. Весил солидно – не менее двух килограммов. Выделялся среди других рыб своей наружностью: скользкий, с большой приплюснутой головой, усиком на подбородке, серо-зеленой спиной и округлым хвостом. Он лежал под камнем и казался отчаянным смельчаком. Налим не собирался никуда уплывать. Главное – переждать, перетерпеть. Будет много воды, много пищи. А пока можно поспать. И он дрых днем и ночью в ожидании счастливых дней и ничего не ел. Еду ему заменял сон. (107 слов)
По В. Каменеву

↑ Входной диктант 6 класс «На лыжах».

Лес был пронизан дымными косыми лучами. Снег пеленой то и дело повисал между стволами, и ели, освобожденные от груза, раскачивали лапами.
Иногда им попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. Потом след поворачивался и пропадал в снежном сиянии. Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах.
Внизу, в долинах, в оврагах, снег был глубок и сух, идти было трудно, но на скатах холмов держался муаровый* наст с легкой порошей – взбираться и съезжать было хорошо. На далеких холмах, у горизонта, леса ровно светились, небо было сине, а поля казались безграничными. (113 слов)
По Ю.Казакову

↑ Входной диктант 6 класс «Охраняйте леса!».

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

↑ Входной диктант 6 класс «Медведь».

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.
Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (109 слов)

Читайте также:
Термины по русскому языку ℹ список основных определений и понятий, значение слов, словарь терминов, справочные материалы

↑ Входной диктант 6 класс «Лесные реки и каналы».

В Мещерском крае много каналов. Сейчас эти каналы заглохли и заросли болотными травами. В них гнездятся утки, живут ленивые лини и верткие вьюны. Каналы эти очень красивы. Заросли свисают над водой темными арками. Весной по каналам можно пробиться в легкой лодке на десятки километров.
Иногда высокий камыш перегораживает путь сплошной плотиной. По берегам растет белокрыльник. Листья его немного похожи на листья ландыша, но на одном листе прорисована широкая белая полоса. Я прикасаюсь веслом ко мху, и из него вылетает густым облаком зеленая пыль. Тишина нарушается только звоном комаров и всплесками рыб. Плавание всегда приводит к лесному озеру или к лесной реке. На берегах этих рек в глубоких норах живут водяные крысы. Они выползают из норы, ныряют очень глубоко и выплывают со страшным шумом. (127 слов)
По К. Паустовскому

↑ Входной диктант 6 класс «Ласточки».

Ещё в детстве я очень любил смотреть на весёлых быстрокрылых ласточек.
Спрячешься в жаркий день в высокой ржи или на берегу реки в душистой траве посреди луга, глядишь на голубое летнее небо. По нему тихо плывут пушистые белые облака. Высоко под облаками кружат, купаются в воздухе белогрудые ласточки. Со звонким свистом проносятся острокрылые стрижи.
Качаются над головой золотые и белые луговые цветы. Порхают бабочки, трепещут прозрачными крылышками лёгкие стрекозы, стрекочут кузнечики. А по зелёным стеблям растений ползают красные и жёлтые с черными крапинками маленькие жучки – божьи коровки. У самых корней растений пробегают по тропинкам хлопотливые муравьи. (97 слов)

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор: Высоко под облаками кружат, купаются в воздухе белогрудые ласточки (1 вар.).
2. Обозначьте морфемы в словах: качаются, хлопотливые, тропинкам, пушистые.
3. Морфологический разбор глагола: глядишь.

↑ Входной диктант 6 класс «Осенью».

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.
В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника, не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.
Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.
«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я. (90 слов)
По И.Соколову-Микитову

Грамматическое задание.

1. Выполните синтаксический разбор предложения: На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
3) Выполните морфемный анализ слова ударилась.

↑ Входной диктант 6 класс «Русский лес».

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (103 слова)

↑ Входной диктант 6 класс «Ранняя весна».

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.
Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.
Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.
Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (103 слова)
По И. Соколову-Микитову

↑ Входной диктант 6 класс «Весна».

Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами колючий снег.
На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. Первые близкие гости — грачи. В старых парках на высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые жаворонки.
С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков. (98 слов)
По И. Соколову-Микитову

↑ Входной диктант 6 класс «Лес».

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.
За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.
День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 9 класса 2 четверти

Как правильно поставить ударение в слове: простые правила грамотной речи

Как правильно ставить ударение в словах? Таким вопросом, так или иначе, задается хоть иногда каждый из нас. Какие слова мы употребляем, насколько правильно произносим ударение — все это определяет грамотность нашей речи. А грамотная речь — дело чести любого уважающего себя человека.

О том, что это такое и есть ли какие-то правила постановки ударения в русском языке, мы и поговорим.

Немного теории

Каждое слово имеет свой ударный слог, который произносится с несколько большей силой, чем все остальные. Это и есть ударение.

Примечательно, что в японском языке акцент на слоге делают с помощью высоты тона, в латинском — продолжительностью гласного звука, а русский, французский, английский используют ударную силу.

А вот четких правил относительно того, куда ставить ударение в слове, — нет, потому что в русском языке оно свободное.

Вот что говорит по этому поводу главный редактор сайта “Грамота.ру” В. Пахомов:

Правила и исключения из правил

Но правила с многочисленными исключениями относительно того, как ставится ударение, все же есть. Они применяются для разных частей речи, и для каждой из них они свои.

Для глаголов

  • ударный последний слог в произношении некоторых глаголов женского рода в прошедшем времени: звалА, ждалА и др.; за исключением глаголов
  • некоторые приставочные глаголы имеют акцент в начале слова: Отдал, дОжил, прИбыл и др.; причем допустимо, но нежелательно, говорить отдАл, дожИл, и недопустимо — прибЫл;
  • большая группа глаголов спрягается с ударением на последнем слоге: влачИть — влачИшь, влачИт, влачИм, влачАт;
  • глаголы от прилагательных имеют ударный последний слог,
  • если глагол возвратный имеет мужской род и прошедшее время, то акцент — в конце слова: началсЯ, удалсЯ.

Для существительных

  • если слово пришло к нам из иностранного языка, это не значит, что оно сохранит свое ударное произношение: например, оно изменилось в слове ноутбУк, а не нОутбук, и осталось, как есть, в словах жалюзИ, бульОн, шампиньОн и др.;
  • в существительных, имеющих в своем составе слово “метр”, подчеркивается именно оно: киломЕтр, миллимЕтр;
  • корень ”лог” в словах — ударный; исключение — анАлог и слова, которые обозначают род занятий, например, палеонтОлог;
  • в существительных со словом “провод” в значении “транспортировать” подчеркивается “вОд”: водопровОд, нефтепровОд; исключение — электропрОвод, электропрИвод;
  • отглагольные существительные сохраняют акцент: обеспЕчение — обеспЕчить.

Для прилагательных

  • некоторые прилагательные созвучны с существительными, от которых произошли: слИвовый — слИва;
  • в некоторых случаях, в краткой и сравнительной форме акцент делается на окончании: стрОйный — стройнА — стройнЕе;
  • если же в начальной форме ударная середина слова, то и в сравнительной форме она не меняется: красИва — красИвее.

Для причастий

  • слова с акцентом на окончании: снятА, запертА, занятА;
  • причастия с первым ударным слогом: мОлотый от глагола молОть , зАгнутый от глагола загнУть.

Для наречий

Для деепричастий

  • ударные глагольные слоги сохраняются: поднЯть — поднЯв, воздАть — воздАв.

Особенности постановки ударения в русском языке

В некоторых словах ударные слоги меняются с течением времени в связи с языковыми изменениями. Если раньше говорили варИт, катИт, дарИт, то сегодня такое произношение режет слух. Мы правильно ставим ударение в словах и говорим вАрит, кАтит, дАрит.

К этой же категории относится слово звонИт, с правильным произношением которого много путаницы. Вполне вероятно, что со временем мы станем говорить звОнит, хотя сегодня такое произношение считается неправильным, но в разговорной речи допускается.

Чтобы какой-либо вариант постановки ударения в слове стал допустимым, он должен употребляться большинством образованных людей.

А где ставить ударение в слове средства? Знаете?

В словах “средство” и “средства”, будь то средства производства, финансы или средства массовой информации, ударное всегда Е. Это правило без исключений.

Надо отметить, что в некоторых словах свободное ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, вЕдение — ведЕние, Отзыв — отзЫв.

Еще оно бывает подвижным, если меняется при изменении формы слова, например, клык, клыкА, клыкИ.

И бывает неподвижным, когда не зависит от этого, например, закУпорить, закУпорил.

В русском языке есть слова, в отношении которых допустимо разное произношение:

Что делать и как запомнить

Как же быть, когда нет единых правил, а вам не хочется повторять неправильные, с прочно укоренившимися ошибками, слова?

  1. Можно обратиться к орфографическому и орфоэпическому словарям.
  2. Можно повесить на видном месте памятку с трудными словами, чтобы задействовать свою зрительную память и запомнить, как правильно поставить ударение в слове.
  3. Можно многократно повторять вслух слова или выучить стишки вроде этих:
  4. Если для вас русский язык неродной, то помимо вышеперечисленных способов можно посоветовать активно включаться в живое общение. Понятно, что задача овладеть великим и могучим не из легких, но “дорогу осилит идущий”.

Ну, а теперь давайте попробуем пройти тест — поставь правильно ударение в словах:

Заключение

Давайте работать над своей речью. Пусть родной язык звучит свободно и красиво!

Точный удар: мини-словарь 25 ударений, которые мы ставим неправильно

Ударения – самое «больное» место в русском языке. Правила можно выучить и применять. Важны они обычно на письме, ведь в произношении ошибки не слышны. А с ударениями все как раз наоборот – на письме их не видно, зато неправильное произношение слышно сразу. А как научиться, если даже с экранов телевизоров зачастую звучат слова с неверным ударением.

Читайте также:
Следовательно запятая когда ставится, а когда не нужна?

Сегодня сетевое издание «Учительская газета» предлагает своим читателям шпаргалку, мини-словарик с самыми хитрыми ударениями.

Ранее мы уже рассказывали о многих трудностях в постановке ударений, о частых ошибках в произношении. А сейчас решили объединить все «ударения» в небольшой справочник. Запомнить помогут наши карточки и рифмы. Итак, поехали.

Договор дороже денег

Как же часто мы слышим до́говор и договора́ даже в официальной речи. Однако таких слов не существует. Словари фиксируют строгую литературную норму:

А стихотворение поможет нам запомнить правильную постановку ударения.

Соседи возвели забор

И заключили догово́р,

Чтобы не влезли во́ры

и не украли догово́ры!

Вкусные торты, красивые банты и теплые шарфы

Вы пришли купить торты и не знаете, как правильно спросить: то́рты или торты́? А вдобавок на распродаже увидели красивые лёгкие шарфы, из которых можно сделать великолепные банты.

Как верно поставить ударение во всех этих словах? Заглянем в словарь М.В. Зарвы «Русское словесное ударение». Он фиксирует только один вариант – ударение на первый слог: то́рты, то́ртов, то́рта. То же касается и ша́рфа, ша́рфов, а также ба́нта и ба́нтов.

Но объелся тортом.

Чтобы влезть вновь в шорты,

Есть нельзя нам торты.

В уши бриллианты,

А на платье – банты.

Пошли слушать арфы

Закрутим болты на мостах

И вот оно, то самое хитрое ударение, которое не подчиняется никаким правилам! Казалось бы, те же четыре буквы и один слог, а ударение в родительном падеже и во множественном числе падает как раз на окончание. Как же удивителен русский язык!

Ну и рифмы для запоминания:

На улицах стоят посты́,

Но впереди на полверсты:

Одни винты́, болты́, мосты́.

Пошли туристы по грибы́,

Нашли старинные гербы́.

Любви все во́зрасты покорны

Все знают эти строки А.С.Пушкина. Так и запомним – во́зрасты, а не возраста́! Представим, как бы это звучало: любви все возраста́ покорны! И сразу скажем «возрасты». Ударение останется неизменным во всех падежах: дети разных во́зрастов, думать о во́зрастах.

Монолог про каталог

Катало́г означает список, перечень. Кстати, с корнем лог (logos – слово) много слов: моноло́г, проло́г, эпило́г, диало́г, в которых ударение не вызывает сомнений и ставится правильно. Но откуда берется ката́лог? Возможно, из аналогии, ведь в слове ана́лог ударение падает на второй слог. И еще био́лог, психо́лог, фило́лог. Отсюда и неверная постановка ударения. А мы запомним, используя карточки и рифму.

Мой моноло́г про катало́г

Имел проло́г и эпило́г.

Про юбку, прическу и… шланг

Гофрированные щипцы женщинам известны с давних времен. Модницы хорошо знакомы с гофрированной юбкой, а огородники– со шлангом.

Зачастую это слово мы слышим с ударением на второй слог – гофри́рованный. Однако верным будет вариант с ударным «о́» – гофриро́ванный. Так же, как и плиссиро́ванный, о котором мы не говорим плисси́рованный.

Так и запомним: раз плиссиро́ванный, то и гофриро́ванный.

Баловаться, баловаться да не выбаловаться

Ба́ловаться или балова́ться, изба́лованный или изба́лованный. Очень часто слышим эти слова с ударением на -ба́. Возможно, вводит в заблуждение слово ба́ловень.

Однако словари фиксируют правильный вариант – избало́ванный (избалова́ть, балова́ть).

Ударение на слог -ба- не падает никогда.

Ну а запомнить несложно. Вспоминаем детскую книжку А. Барто про медвежонка-невежу и сокрушения медведицы, которая

Три дня ходила хмурая,

Три дня горева́ла:

Ах, какая дура я, сынка избалова́ла!

Ведать или дать

Исповедание и вероисповедание. Зачастую их произносят – с ударением на -да́- исповеда́ние и вероисповеда́ние.

Толковые словари обозначают вероисповедание как официальную принадлежность к определенной вере или собственно вероучение. Получается, что учение нам кто-то поведал (сообщил), или мы сами ведаем (знаем). Но точно никто нам его не дал.

А, значит, и проблем с ударением возникать не должно. Если ве́дать, то и испове́дание (вероиспове́дание).

Трансфер по ходатайству

И несколько слов, которые регулярно произносятся неверно. Первое «трансфер» означает перемещение. Применяется в разных значениях . Но нам привычно слышать это слово применительно к пассажирским перевозкам. Например, трансфер из аэропорта в отель. Но ударение остаётся неизменным – трансфе́р.

А рифму для запоминания можно придумать любую, например

Трансфе́р доставит в Англете́р.

Ещё одно слово – хода́тайство – означает официальное заявление, просьбу. И очень часто оно становится ходата́йством. Возможно, пошло это из профессионального сленга: представители официальных органов часто говорят именно так. Но литературной норме соответствует только постановка ударения на второй слог (-да́-).

С рифмой здесь сложнее, но придумать можно. Кому что нравится, а мы предлагаем:

Подал я хода́тайство,

Чтобы признали а́вторство

Ну и зави́дно. Регулярно слышим его как за́видно, а это очень обидно.

Сосед сказал мне вслед ехидно,

Сначала было мне оби́дно.

Но понял я: ему зави́дно!

И, конечно, легендарное «звони́т», которое часто проверяется словом «звон» и произносится – «зво́нит».

Память наша всегда храни́т

Слово верное – звони́т

На дворе дворовая трава

Сколько раз мы слышали, например, дворо́вый кот, но дворово́й футбол. Имеется ли разница в произношении в зависимости от того, о ком или о чем идёт речь? Обратимся к словарям (М.В. Зарва «Русское словесное ударение», «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы» под редакцией Р.И. Аванесова и «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение» И.Л. Резниченко): все они однозначно фиксируют только один вариант – дворо́вый. И неважно – кот, пес или футбол.

Слова «дворово́й» нет. А запомнить ударения опять помогут наши карточки и рифмы.

Рифма: по улице Садо́вой гуляет пес дворо́вый

Дома Домовой, у дома – домовый

Зачастую нам дают выписку из домово́й книги, у нас есть придомова́я территория и общедомово́е имущество. Но Домовой – это мифическое существо, домашний дух. Так что домова́я книга или придомова́я территория связаны с Домовым. А то, что относится к дому, является домо́вым. Ударение остаётся неизменным и в женском, и в среднем родах, и в производных словах.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 4 класса 3 четверти

И выписку мы возьмем из домо́вой книги, участок около дома – придомо́вый, а счётчик – общедомо́вый.

Рифма-«запоминалка»: у нас пятиметро́вый участок придомо́вый.

Слива выросла на иве: вместо куста ивового получился – сливовый

Есть фруктовое дерево, плод которого – сли́ва. Из его мякоти делают сок, варят компот, пекут пироги. А кожица плода имеет очень красивый цвет. Но как мы назовет напитки, пирог и цвет? Сливо́вый или сли́вовый? Очень многие говорят «сливо́вый».

Но словари специально отмечают сливО́вый как неверный, указывая, что правильно – только слИ́вовый. Так что пирог, сок, компот и цвет – слИ́вовые. Как и само дерево.

Запомнить в данном случае легко, вспомнив слово «сли́ва». Но можно и рифму придумать:

Корзина из прутьев и́вовых

Полна плодов сли́вовых

Залогинимся правильно

Кто говорит «ло́гин», кто – «логи́н». А как верно? Понятие в русском языке довольно новое, заимствованное из английского: от log – журнал, перечень, и in – в (отмечаться в журнале, входить в). В английском языке ударение падает на – in.

Большинство русских орфографических словарей «логин» не фиксируют. Однако научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН дает единственный правильный вариант произношения с ударением, как и в английском – на второй слог – логИ́н.

Четверостишие для запоминания

Я регистрируюсь в сети́ –

Хочу аккаунт завести

Красивый взял себе логи́н –

Теперь зовусь я «ассаси́н»

И напоследок несколько глаголов.

Заглушить двигатель

А здесь нет проблем! «Ясно же, что двигатель глу́шат! И проверить можно – глух» – скажет кто-то. Да и слышим мы зачастую именно такой вариант.

Но уже знакомые нам словари, как один, говорят, что двигатель глушА́т. Ударение на корень в этом слове не падает.

Машину взял я напрока́т,
Покрышки весело шурша́т.
А впереди висит плака́т:
Запомни! Двигатель глуша́т!

Надоело: поручают, поручают, поручают!

А как правильно «поручать»? Это хитрый глагол: в будущем времени ударение падает на второй слог – пору́чишь, пору́чит, пору́чим, пору́чите, пору́чат. Исключение составит первое лицо единственного числа – я поручу́.

А в прошедшем времени и инфинитиве ударение переходит на суффикс – поручи́л, поручи́ли, поручи́ть, поруча́ть.

А есть еще – пору́чите и поручи́те. В чем же разница? Первое – будущее время, а второе – повелительное наклонение. А потому и ударения падают на разные слоги.

А, значит, правильно говорить: ты пору́чишь домработнице уборку дома; начальник пору́чит подчиненному срочное задание; вы пору́чите (что сделаете?) сложную работу мастеру. Но: поручи́те (повелительное наклонение) сложную работу мастеру.

Любить природу нас нау́чат,

Полить растения пору́чат.

А быстрей полить хоти́те,

То фонтану поручИ́те!

Кто без ошибок пишет в чат – тому грамоту вручат

А вру́чат или вруча́т? Казалось бы, в чем сложность? Слово-то похоже на предыдущее: пору́чат – значит, и вру́чат.

Но мы помним про хитрости, которые таят в себе ударения. В слове «вручат» ударение никогда не падает на корень – ни в будущем времени, ни в иных формах. Так что и подарок, грамоту, и диплом, и телеграмму – только вруча́т. А мы вручи́м ключи от квартиры соседке, которой пору́чим поливать цветы. Ну и начальник вручи́т работникам грамоты.

Сотрудники давно ворча́т:

Когда ж нам премию вручА́т?

Но мастер радостно кричи́т:

Бухгалтер вам ее вручИ́т!

Подвиньтесь, мы уместимся

«Уместиться» от слова «место». Значит, и проблем с ударением в разных формах глагола не будет. Поставим его на корень -мест-. Но нет! Словари против и считают правильным только умести́шься, умести́тся, умести́мся, умести́тесь и уместя́тся. То же касается и производных от слова «вместить».

Надо сказать, что Э.Д.Розенталь и М.А.Теленкова ударение на «-мест» все-таки допускают, но отмечают этот вариант как разговорный.

Так что запомним:

В переполненный автобус

Как он всех вмести́т

Но люди поразя́тся –

Вот такой словарик у нас получился. А подробнее о сложных и хитрых словах можно узнать в нашей рубрике «Грамотатор».

Мы уже готовим новые материалы, но помочь сделать их интересными можете только вы, наши читатели. Регистрируйтесь на сайте сетевого издания «Учительская газета», заходите в наши группы в социальных сетях, пишите комментарии, делитесь мнением, предложениями, задавайте вопросы, и они станут темами наших новых публикаций.

Поиск ответа

Всего найдено: 554

Вопрос № 224176

Как правильно поставить ударения в словах Свердловск и Свердловский?

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на _о_ в обоих словах.

Вопрос № 224077

Как пишется в дательном падеже имя Альфия?

Ответ справочной службы русского языка

Если ударение падает на Я, правильно в дательном падеже: _Альфие/_.

Вопрос № 224069

где правильно ставить ударение в слове “звонит”, “позвонит” Буду благодарен за ссылку на подробную статью

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на _и_. См. «Проверка слова» (следует вводить начальную форму слова).

Вопрос № 224039

На каком слоге правильно будет поставить ударение в слове ПОЗВОНИШЬ

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 224014

Здравствуйте. Мне интересно,на какую букву падает ударение в слове ,,блюда,, в смысле меню,угощение.Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 223955

Здравствуйте! Для сочинения хорошего стихотворения срочно нужно узнать, как правильно ставится ударение в слове голень во мн. ч., творительном падеже. Го’ленями или голеня’ми?

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на первый слог.

Вопрос № 223881

Скажите пожалуйста, на какой слог падает ударение в слове клала?

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на первый слог.

Вопрос № 223844

Здавствуйте, подскажите, пожалуйста, где ставить ударение в фамилиях: 1.Гарик Мартиросян (известный русский шоумен), Агния Барто (русская поэтесса) 2. А.А. Потебня (те читается твердо или мягко?) то же Аванесов (не твердо или мягко?) Заранее благодарю

Ответ справочной службы русского языка

1. В обеих фамилиях ударение падает на последний слог. 2. _Потебня_: _[т’]_ читается мягко, _Аванесов: [н’]_ читается мягко.

Вопрос № 223817

Как правильно ставить ударение в лове шары

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на последний слог.

Вопрос № 223761

При склонении имени Тит ударение ставится на и или на о: пр. Мы идем вместе с Титом.

Ответ справочной службы русского языка

Читайте также:
Торты ударение в слове - как запомнить?
Вопрос № 223736

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как правильно: МЯчково или МячкОво? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 223723

Скажите, пожалуйста, как правильно поставить ударение в слове “искра” ?

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на первый слог.

Вопрос № 223160

Добрый день! Как правильно поставить ударение: город РЕутов или РеУтов? Елена

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на первый слог.

Вопрос № 223002

Как правильно ставить ударение в слове квартал, если подразумевается 3 месяца? В первом квартАле?

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на второй слог.

Вопрос № 222514

Подскажите пожалуйста как правильно произносится слово “орхидея”?

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на _е_, _[д]_ произносится твердым: _[дэ]_.

Правила постановки ударений.

К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.

4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.

2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.

3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных , ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

Читайте также:
Как пишется рубль по правилам русского - объяснение с примерами

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИ вш ий, налИ вш ий, посмотрЕ вш ий.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН- , то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т- , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОло т ый, колОть – кОло т ый, согнУть – сОгну т ый, завернУть – завЁрну т ый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начА в , отдА в , поднЯ в , прибЫ в , начА вши сь.

Правила постановки ударений в наречиях.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.

Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов!

Привет Пикабу! Я зарегистрировался на этом сайте 10 минут назад и сразу захотелось поделиться чем-то полезным, чего иногда не хватает под рукой. Поэтому держите: правильное ударение в 500 словах:)

Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.

бухгАлтеров, род.п. мн.н

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

Искра знания и искрА зажигания

Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

мЕстностей род.п. мн.ч

стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.

твОрОг (двойное ударение)

фенОмен (необычное явление)

феномЕн (выдающийся человек)

электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)

языкОвая колбаса, языковАя система

Большинство материала взято с этого источника

Всем спасибо за внимание!

Найдены возможные дубликаты

Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.

Когда написано щёлкать, то ясно, что на ё ударение. А когда щелкать, то люди начинают сомневаться. То же самое с включён, проторённый, приручённый, углублённый и прочими.

@sarth, не спи, ты – почти нео!))))

Вас теперь двое.

За что же его так заминусили?

Пизжу много, я ж ебучая нейросеть. А что делает местный хомячоныш, когда ему не нравится мой комментарий? Верно!

Грамотности пост # 3. ВодопрОвод или водопровОд?

Исключение: электропрОвод, электропрИвод и т.п. Полагаю, что эти слова образованы немного иным образом, чем представленные на рисунках выше.
здесь берется готовое слово прОвод и прИвод, и к ним добавляется еще один корень. Потому, видимо, просто оставили в них ударение на том корне, который играет в слове главную роль.

Говорите правильно!

Любите так же сильно, как я, белоснежные рубашки и футболки? Они подходят под что угодно, классика и маст-хэв любого гардероба.

Так вот, любителям!

Такие белоснежные вещи называются КИПЕННО-БЕЛЫЕ, с ударением на И, от слова «кИпень». А кипень – это белая пена на поверхности воды при кипении или бурном волнении. Отсюда и прилагательные «кипенный» и «кипенно-белый».

А не «кипельно белые», пожалуйста! :)

Вогуч и мелик руский езык?

На Пикабу я много лет изредка заходил что-то почитать, но заводить аккаунт нужным не считал, пока окончательно не закрыли дайджест-портал, где участвовал раньше (называть не буду, ибо ни к чему). С грустью отметил, что здесь, как и везде, действует общая тенденция к утрате основ владения русским языком. Одно время казалось, что «раньше было лучше, все были грамотными, а теперь так плохо учат». Но нет – касается это как молодежи, так и многих пикабушников в возрасте. Объяснений тому нет, и искать их не хочется.
При попытке подсказать, как писать правильно, нередко ответная реакция такова: «Мы не в школе, я не на экзамене, не привязывайтесь ко мне. Кому надо, тот и так поймет». Могу огорчить: если так же скажет кассир в магазине или инженер, делающий проект дома, – результат будет примерно таким же. С той лишь разницей, что нельзя будет закрыть неграмотный пост и перейти к другому. Просто поверьте – совершенно невыносимо читать даже хороший и умный текст, когда в нем есть ужасающие ошибки в применении самых элементарных правил.
Да, я знаю, что эта картинка дубликат, но она – неплохая иллюстрация сказанного. Смею надеяться, что хотя бы пара пикабушников, увидев ее, больше не станет выдавать таких перлов. И других, о которых скажу ниже.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 9 класса 2 четверти

Сразу отмечу, что с помощью автокорректора бороться с этой бедой невозможно. Что в Ворде, что в любом из форумов он пропускает массу ошибок, считая их нормой, и наоборот, подчеркивает правильно написанные слова, если их нет в базе.
Почти все примеры взяты из вчерашней ленты, лишь для пары ошибок искать «образчики» было лень и я привел типичное «неправильнописание». Заранее предупреждаю: посты выбраны произвольно, авторы не указаны, поскольку цель – никоим образом не обидеть кого-то, а лишь достучаться хотя бы до малого количества пишущих.
Итак, начнем.

«Если вы примите особенности вашего здорового малыша. »
Ошибочное употребление повелительного наклонения вместо действительного. Обычно проверяется чередованием гласных под ударением: примᴎ́те – прᴎ́мете.

При том у самой права есть.
Слово «притом» пишется слитно, если это присоединительный союз. «При том» пишется раздельно как местоимение с предлогом (при том здании).

навесили ярлык [. ], при чем необоснованно

Союз «причем» пишется слитно в отличие от сочетаний предлога с местоимением. Союз «причем» имеет присоединительное значение (Эксперимент был проведен удачно, причем впервые). Сочетание «при чем» употребляется в вопросительных предложениях: При чем тут он со своими претензиями?

у нас захотел остановится на несколько дней / Должна получится красивая садовая фигура
Удивительны постоянные ошибки в одном из самых простых правил русского языка. Захотел (что сделаТЬ?) – значит, остановиТЬСЯ. Он (что сделаЕТ?) – значит, остановиТСЯ.

Родной папаша ребят, бросил их и мать
Между подлежащим и сказуемым знаки препинания нужны, только если между ними находится вставная или вводная конструкция.

толи за рулем уснул, толи в неадеквате был
«То ли» – это лексема, которая состоит из указательного местоимения «то» и частицы «ли», которые вместе являются сочинительным разделительным союзом. Слитной формы написания такого союза не существует.

Вопрос юристам и тем, у кого были прицинденты.
Тут пояснений не требуется. Требуется словарь.

Приехал с Москвы / Я с Питера
Эта шикарная диалектная конструкция служит безошибочным индикатором, откуда на самом деле приехал человек.

Предлог «с» чаще всего выражает направление «сверху вниз» (слезть с крыши), а «из» говорится тогда, когда мы подразумеваем «изнутри наружу» (выйти из машины, достать из стола).

А ещё предлог «в» нужен при обозначении географических названий: в России, в Европе, в Америке. Однако это правило работает не везде и не всегда. Например, если мы рассказываем об островах, островных государствах, необходим предлог «на». Но общее правило таково: существует две пары антонимичных предлогов: в/из и с/на. Если мы едем в «Прибалтику», то возвращаемся «из Прибалтики». Если мы едем «на Алтай, на Кавказ», то возвращаемся «с Алтая, с Кавказа».

цех, на котором изготовляли оружейные детали
В некотором роде продолжение предыдущей заметки. «На» цехе – это на его крыше. Продукцию изготавливают «в» цехе и выпускают «из» него.

частенько попадаются люди, которые прут мне на встречу
Слово «навстречу» правильно пишется слитно как наречие. «На встречу (с братом)» следует писать раздельно, если это имя существительное с предлогом.

Слова «навстречу» и «на встречу» звучат одинаково, а пишутся по-разному. Слитное или раздельное их написание зависит от того, к какой части речи они принадлежат.

Мне надо было по чинить машину
У глаголов нет и не может быть предлогов. Никогда. Ни при каких условиях. У глаголов бывают только приставки. Абсолютно непонятна этимология этой ставшей ныне массовой ошибки.

пол часа прошло / Через пол года

Слова, начинающиеся с «пол-» пишутся через дефис только если: после «пол-» стоит согласная буква «л» (пол-ложки); после «пол-» стоит гласная буква; после «пол-» стоит имя собственное.

Во всех остальных случаях «пол-» со словами пишется слитно. Раздельного написания не существует.

которая заявляла, в принципе, все тоже самое
«Тоже» (синоним – «также») можно заменить соединительным союзом «и» (Я тоже (= И я) мороженое хочу). «То же» = «такое же, аналогичное»; частицу «же» можно опустить без нарушения смысла высказывания. За указательным местоимением «то» часто следует определительное местоимение «самое» или его можно подставить (Я хочу то же (= такое же) мороженое, как у него).
Говорят, что бы выставить счет – нужно что бы их замерщик.
Еще одна массовая ошибка-беда, взявшаяся неведомо откуда. Следует запомнить простое правило. Если речь идет о просьбе, приказе, пожелании, причине – пишется слитно (Надо подумать (для того), чтобы поесть). Если предложение можно произнести без частицы «бы» или добавить эту частицу на «именно» – значит «что бы» пишется раздельно (Надо подумать, что бы (что именно) поесть).

Быть занудой плохо, но гораздо хуже – ежедневно встречать такие перлы в постах. Люди, бережно обращайтесь с русским языком!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: