Диктанты по русскому языку для 8 класса 3 четверти

диктанты по руссскому языку 8 класс

8 класс. 1 четверть.
Рябина.
Рябина – красавица наших северных лесов. Пламенея гроздьями ягод в золотой палитре осеннего леса, она навевает тихую грусть расставания с погожей порой бабьего лета. В народе существует доброе поверье: рябина приносит счастье. Не потому ли перед окнами русских домов стоит рябина? В самых задушевных песнях воспета она.
В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.
Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда. Из плодов этой рябины можно сварить повидло, сделать квас и пастилу. Употребляются они и как лекарственное средство.
Дополнительные задания.
Разберите слова по составу: гроздьями, навевает, удивительная.
Произведите синтаксический разбор предложения: «Созревая в октябре…».

8 класс. 2 четверть.
Берёза.
Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщевая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых…
Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство – и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
( По Н.Жукову).
Дополнительные задания.
Сделайте фонетический разбор слова: дерево.
Выделите грамматические основы в предложениях всего текста.

8 класс. 3 четверть.
Верный друг.
Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, жена капитана. Когда–то её муж, капитан парохода Сибирин, привёз ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке. Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную. Руслан, огромный пес, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям. У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой. Он прибежал в порт долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы наблюдали за этим. Целый день работал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понес котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся вслед за собакой, рассказали ей всё. Каждый день Руслан прибегал в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один – для неё, другой – для Руслана.
Дополнительные задания.
Обозначьте морфемы в словах: беспомощную, приносили, прибежал.
Произведите синтаксический разбор предложения «Он прибежал в порт…»

8 класс. 4 четверть.
Иван Фёдоров – гордость мировой культуры.
Нет, недаром памятник этот стоит в Москве на одном из центральных проспектов. Памятник человеку, создавшему великое чудо – первую русскую печатную книгу. Мы чтим его подвижнический труд.
Книгопечатание – особо значимый рубеж в истории мировой культуры. Просвещение, наука, сокровища мысли с этим обретали особую силу, выходили на тот простор, который был немыслим, пока книга оставалась рукописной. Великие были заслуги тружеников – рукописцев, высочайшие образцы искусства книги оставили они нам в наследство.
Книгопечатание открыло иные горизонты, иные возможности, иные перспективы.
Уже четыре столетия назад имя Ивана Фёдорова было по праву прославлено как имя русского первопечатника. Целью своей жизни он считал « сеять семена духовные». Эти семена дали прекрасные всходы. Их плоды пожинаем и мы, благодарно помнящие зачинателя великого дела.
Дополнительные задания.
Произведите синтаксический разбор предложения « Их плоды…».
Разберите по составу слова: первопечатник, прекрасные, книгопечатание.

Читайте также:
Занятой ударение куда падает и как правильно произносить слово?

Диктанты 8 класс:
Вариант 1.
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — “перископы”. Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча “отмокнет”. Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке. Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов.) (По В. Пескову).

Вариант 2.
В. Суриков — автор известной картины “Переход Суворова через Альпы”, рассказывающей о подвиге русских солдат.
. В течение двух лет работает художник, и многое уже сделано. Главное — обдумано расположение фигур на огромном холсте. Слева — Суворов. Он осадил коня прямо на краю пропасти. В центре — русские солдаты, стремительной лавиной скатывающиеся вниз с круч. Но страстное желание правды, стремление написать непременно все с натуры привели художника на вершины швейцарских Альп. По узкой тропке пробираются художник и проводник-швейцарец. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе. Это спасает его, потому что впереди торчат из снега острые зубья скал. Проводник мечется над обрывом, что-то крича, но Суриков уже приподнимается и, хватаясь за камни, добирается до площадки. Невольно художнику приходит мысль, что так же спускались с гор чудо-богатыри Суворова. (145 слов). (По О. Туберовской).

Вариант 3.
Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками. Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе. Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине “Золотая осень”. Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд. Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова).

Читайте также:
Окончание ℹ правила правописания части слова у глаголов, имен прилагательных и существительных, значение и роль, примеры подборки окончаний

Словарные диктанты:
Вариант 1.
Бок о бок, лабиринт, агитировать, квитанция, перила, ралли, реферат, селекционер, чемпион, сияет, юбилей, ярмарка, спартакиада, алеет, дистанция, километр, трамплин, прототип, патриотизм, силуэт.
Задание:
составьте с данными словами словосочетания, обозначьте главные слова, подчеркните глагольные словосочетания;
подчеркните слова, которые можно использовать в текстах на спортивную тему.

Вариант 2.
Коммуникативный, резюме, пиджак, флегматик, современник, литературовед, композитор, олимпиада, кутюрье, дебаты, керосин, корректор, подлинный, поколение, прообраз, территория, эпиграмма, эскадрилья, юннат, компаньон.
Задание:
определите лексическое значение подчеркнутых слов, составьте с ними словосочетания или предложения;
выпишите слова, которые указывают на профессию.

Вариант 3.
Стеллаж, рекомендация, вельвет, пьедестал, деликатный, преследовать, коридор, импровизировать, галерея, орнамент, преданность, декорация, как будто, интерьер, композиция, салфетка, колорит, подлинный, калории, регулировать, плафон.
Задание:
составьте с данными словами словосочетания, определите вид подчинительной связи (согласование, примыкание, управление);
подчеркните слова, которые можно использовать в текстах для описания помещения.

Вариант 4.
Эксперимент, впечатление, беллетристика, эффективность, прототип, интеллект, эпилог, будущее, воплотить, симфония, консерватория, олицетворять, декларация, зодчество, библиография, достопримечательность, композиция, ремарки, реставрировать, аудитория, честолюбие, комфорт.
Задание:
составьте с данными словами словосочетания, отметьте главное слово, подчеркните глагольные словосочетания;
подчеркните слова, которые можно использовать на уроке литературы при анализе произведений.

Вариант 3.
Резервуар, миграция, реликвия, цивилизация, подражать, плакат, фильмотека, эквивалент, экспозиция, карантин, пессимист, пропагандист, периферия, транспарант, трибуна, шеренга, приоритет, программа, постамент, президиум.
Задание:
составьте с данными словами словосочетания, определите способ подчинительной связи;
подчеркните 5 – 6 слов, характерных для публицистического стиля.

Диктант 8 класс:
За стеклянной дверью с белыми кружевными занавесками виднелась комната консьержки и она сама, сидевшая в старом кресле лицом к двери. Она потянула за шнурок, задвижка щелкнула, дверь приоткрылась. “Мадам, месье?” – каркнула она, как ученая птица, и вопросительно посмотрела на нас. Я стал объяснять ей цель нашего визита, но она, не дослушав, кивнула головой и указала рукой на лестницу: “Второй этаж, налево. Но, кажется, профессора нет дома, он с утра ушел в библиотеку. Впрочем, поднимитесь. Я думаю, мадемуазель дома. По-моему, она еще никуда не выходила”.… Проводив нас глазами до самой лестницы, эта почтенная дама закрыла дверь и затем неторопливо взялась за фаянсовый кофейник, чтобы подлить в толстую, объемистую чашку горячего кофе. Было заметно, что она чувствует себя опорой порядка и власти и живет в полное свое удовольствие.
(126 слов). (По В.Катаеву).
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста сказуемое: составное глагольное, составное именное.
2. Обозначьте в тексте: вводное слово, обособленное обстоятельство, сказуемое в безличном предложении, прямое дополнение, обособленное определение, сказуемое в определенно-личном предложении

Когда ставится запятая?

Запятая является самым распространенным знаком препинания. Поэтому крайне важно уметь грамотно расставлять запятые на письме. В этой статье представлено 11 правил устанавливающих, когда ставится (не ставится) запятая.

  1. Запятая всегда ставится перед союзами А, НО, ЗАТО, ДА (=НО):

Я пришел, а она ушла.

Обезоружен, но не сдался.

Слаб здоровьем, зато силен умом.

Мал, да удал.

  1. Запятой разделяются однородные члены предложения:

Во сне он говорил, кричал, смеялся.

Снег покрыл здания, деревья, машины.

Во сне он и говорил, и кричал, и смеялся. (Перед первым однородным членом запятая не ставится).

Снег покрыл крыши и деревья, машины и дороги (запятая ставится между парами).

Однородные определения (прилагательные, причастия) не надо путать с неоднородными, последние запятой не разделяются.

В небе были белые круглые облака.

Между неоднородными определениями нельзя поставить союз И.

В небе были белые и круглые облака.

(Плохо, непонятно, как будто в небе было два сорта облаков).

  1. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в одном сложном:

Светило солнышко, она смеялась, у меня радостно стучало сердце.

Здесь три предложения: Светило солнышко. Она смеялась. У меня радостно стучало сердце.

б) союзном сложносочиненном:

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 4 класса 1 четверти

Я подарил ей розы, и она очень обрадовалась.

Здесь два простых предложения, связанных союзом И: Я подарил ей розы. Она очень обрадовалась.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение представить в виде простых.

Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К утру ветер утих и стало тише.

К утру ветер утих.

К утру стало тише.

К утру — общий член.

Когда мы проснулись, лаял пес и пели птицы.

Когда мы проснулись, лаял пес.

Когда мы проснулись, пели птицы.

Когда мы проснулись — общее придаточное предложение.

  1. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное. Придаточное присоединяется к главному:

а) подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Я подумал, что она уже не придет.

Он вернулся, так как забыл шарф.

Чтобы много подтягиваться, надо регулярно заниматься.

Чем больше я ее узнаю, тем она мне больше нравится.

б) союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…), (в отличие от союзов союзные слова являются членами придаточных предложений):

Когда шел снег, мы сидели дома.

Трость, которую он держал в руках, была очень изящна.

Тот, кто знал его, больше не появится.

Место, где мы припарковались, оказалось платным.

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

Если придаточное присоединяется к главному составным союзом (потому что, оттого что, благодаря тому что, для того чтобы, в то время как и др.), то запятая ставится в зависимости от смысла и интонации (перед всем союзом или последней его частью).

Для того, чтобы быть стройной, нужна диета.

Она «сидела» на диете, для того чтобы быть стройной.

В сложноподчиненном предложении, где несколько однородных придаточных, запятые ставятся так же, как в случае с однородными членами предложений.

Когда метель утихла и когда вышло солнце, мы продолжили путь.

Трудно работать там, где бардак, где глупый руководитель.

  1. Запятой выделяются причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами:

а) когда они стоят после определяемого слова:

Дождь, начавшийся еще ночью, продолжался.

Марина, бледная от испуга, остановилась посреди комнаты.

б) когда они относятся к личному местоимению и стоят перед или после него:

Смущенная комплиментами, она покраснела.

Витя, запутавшийся окончательно, замолчал.

Надежный и ответственный, он не мог нас бросить.

Мы, смелые и отчаянные, ринулись вперед.

в) когда они имеют добавочное значение, указывая причину, время и т..п.:

Измученная ожиданием, спутница моя тут же уснула.

Красный от гнева, он ударил кулаком об стену.

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова, но и одиночные причастия и прилагательные.

Бойцы, израненные, смотрели на все молча.

Глупый, он все делал не так.

  1. Запятой выделяются все обращения независимо от места в предложении:

Здравствуй, дорогой друг!

Друг мой, привет!

Что же вы, товарищи, приуныли?

Слушай, Саш, пойдем в столовую.

Люблю тебя, земля родная!

За что ты, судьба, меня так наградила?

  1. Запятой выделяются слова-предложения Да, Нет и междометия:

Да, она поступила ужасно.

Нет, никуда не поеду.

Увы, ничего у нас не получилось.

Эх, погубили вы ее.

  1. Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты:

Проснувшись, я услышал голоса во дворе.

Она смотрела в небо, любуясь облаками.

Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение, запятые не ставятся:

Бежал сломя голову.

Работал спустя рукава (засучив рукава).

Сказал положа руку на сердце.

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т.д.)

  1. Запятой выделяются вводные слова. Вводных слов очень много, выделим из них основные группы слов:
Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 2 класса 4 четверти

а) выражают уверенность или неуверенность:

конечно, разумеется, наверное, кажется, может, может быть, очевидно, вероятно, возможно, по-видимому, видно, видимо:

б) выражают чувства:

к счастью, к несчастью, к удивлению, к сожалению, к огорчению;

в) указывают на источник сообщения:

по-моему, по-твоему, говорят, на его взгляд, по мнению кого-то;

г) указывают на связь или последовательность явлений:

наоборот, напротив, следовательно, таким образом, во-первых, во-вторых, наконец, итак, впрочем, кстати, с одной стороны, с другой стороны.

Вводные предложения также выделяются запятыми.

Ваша идея, мне кажется заслуживает обсуждения. Искупаться, я думаю, стоит. На пляже, ты говоришь, вы и познакомились?

Иногда вводные предложения могут выделяться тире или скобками.

Однажды вы — я помню — уже так говорили.

Певица (имени ее не припомню) пела красиво.

Вводные слова нужно отличать от членов предложения.

Может быть, вам лучше уйти? (вводное слово)

Это может быть очень перспективным (член предложения).

Чтобы не ошибиться: вводное слово легко опустить, смысл не изменится, потеряется только окраска предложения; член предложения опустить нельзя.

Кстати, хочу тебя спросить.

Вы появились кстати (т.е. вовремя).

  1. Запятой выделяются сравнительные обороты, которые присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.;

Он говорил очень учтиво, как настоящий джентльмен.

Словно синяя лента, выглядит с высоты река.

Они обнялись, точно не было между ними разногласий.

Он не отвечал, как будто его это не касалось.

Слон тяжелее, нежели бык.

Сравнительные обороты (обычно с союзом как) не выделяются запятой, если они превратились в устойчивые сочетания, например:

боится как огня, сидел как жених, покраснел как рак, ободрал как липку и др.

Не выделяются и такие обороты как можно и как нельзя, например:

Сидел как нельзя лучше.

  1. Запятой выделяются уточняющие слова и обороты:

а) уточняют место, время:

В небе, на востоке, сияла звезда.

Утром, после завтрака, они пошли гулять.

б) выступают в роли определений:

Высокая, до самого неба, башня.

в) образуют обороты со словами кроме, за исключением, помимо, включая, наряду с, вместо.

В гостинице все, кроме дежурной, спали.

За исключением брата, все сели за стол.

Наряду с моим предложением, последовало другое.

г) образуют обороты со словами по имени, родом, по фамилии, по кличке.

Управляющий, родом из Нижнего, был балагур.

Доберман, по кличке Дарк, громко залаял.

д) уточнения со словами то есть, именно, или (не путайте с союзом или), иначе говоря:

Наши, то есть однокурсники, пришли первыми.

Она, именно Маша, знала суть предмета.

Наша амуниция, или снаряжение, никуда не годилась.

Наша амуниция, иначе говоря снаряжение, никуда не годилась.

Обособление «что ли»: когда ставить запятую

Частица — служебная часть речи, которая вносит определённый эмоциональный оттенок. Несмотря на столь скромную роль в предложении, она вызывает некоторые трудности, особенно когда речь заходит о пунктуации.
К частицам относится и такая конструкция, как «что ли». Ставится ли запятая перед «что ли», будет объяснено в этой статье.

Определяем часть речи

«Что ли» — модальная вопросительная частица, выражающая сомнение, неуверенность или удивление, а также запрашивающая подтверждение. Иногда это выражение нужно для высказывания предположения.

  • Кто-то идёт, что ли? – Рассказчик не уверен, в информации, полученной самостоятельно или от кого-то, из-за чего добавляет соответствующую частицу.
  • Лошадей, что ли, у вас нет? (А. Н. Островский) – С помощью данной фразы автор подчёркивает удивление героя произведения, вызванное происходящим.
  • Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела? (С. Есенин) – Автор предполагает, что ему следует сделать.

Важно помнить, что данная фраза всегда пишется только так, т.е. слитное написание или написание через дефис недопустимо.
Не следует путать с похожей частицей «что за», которая не обособляется. В отличие от первой, она является эмоционально-экспрессивной, т.е. усиливает выразительность сказанного, а не передаёт отношение рассказчика к чему-либо.

Читайте также:
Не с наречиями - разбор правил, как пишется, на примерах

Когда частица должна обособляться

«Что ли» выделяется запятыми всегда, если не стоит в начале предложения.

В середине предложения знаки препинания окружают выражение с двух сторон:

  • Ещё с тех пор, ну, как это сказать, я преклонялся, что ли, перед вами… (A. Н. Толстой)
  • Нужной книги у вас, что ли, нет?
  • Он прожил с ней, что ли, три или четыре года… (М. Зощенко)
  • Записаться к врачу, что ли, на следующей неделе?
  • Тонут, что ли, или испугались чего? (А. П. Платонов)
  • Он не понимает, что ли, что мы делаем?

В конце предложения знак препинания нужно ставить только перед самим выражением:

  • Это была не она, что ли?
  • Это ты Петров, что ли?
  • Что вы, отцы святые, белены объелись, что ли? (М. Булгаков)
  • Хоть бы ты мне помог, посоветовал бы, что ли… (A. Н. Толстой)
  • Обогнать, что ли? — спросил шофер. (В. Шукшин)
  • Потому, что я с севера, что ли. (С. Есенин)

Когда обособление не требуется

Частица не должна выделяться знаками препинания во всех остальных случаях, т.е. когда она стоит в начале предложения.

  • Что ли уши у вас золотом завешаны, не слышите ничего?
  • Что ли завтра ты уже уйдёшь от нас?
  • Что ли чая тебе налить? Что ли сушек принести?

Не стоит злоупотреблять данной частицей, так как она присуща разговорной речи, особенно когда стоит в начале предложения.

Если частица стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то запятая также ставиться не будет. Это сложный случай, но встречается он довольно редко.

  • Среди товарищей есть эдакие поэты, лирики что ли, проповедники любви к людям. (М. Горький)

Здесь в качестве обособленного оборота выступает фраза «лирики что ли», носящая уточняющий характер. Так как рассматривается частица «что ли» входит в эту конструкцию, она не обособляется, но запятыми выделяется весь оборот.

Частица «что ль»

Подчиняется тем же правилам, но имеет куда более просторечный оттенок. Пишется всегда раздельно: не допускается написания слитно или через дефис.

  • Ты не слышал, что ль?
  • Ты сон, что ль, видал? (В. Шукшин)
  • Что ль забыл ты обо мне?

Понять, ставить запятую или нет, не составит труда. Достаточно запомнить одно простое правило: частица «что ли» обособляется всегда, если не стоит в начале предложения. Однако надо помнить и то, как выглядит сама конструкция, чтобы не спутать её с похожими частицами, которые могут не подчиняться этому правилу.

10 основных случаев постановки запятых: примеры из цитат. Часть 2

В первой части я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!

Итак, где и когда ставится запятая?

4. Запятая всегда ставится перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.

Запятая между однородными членами предложения

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

В палисаднике распустились большие красные тюльпаны (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения, между ними нельзя поставить союз «и», поэтому запятую не ставим.

♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 6 класса 1 четверти

♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
Фрэнк Синатра

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
Фрэнк Синатра

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).

Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому.
Пауло Коэльо «Алхимик»

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К ночи ливень прекратился и стало тише.

К ночи ливень прекратился.

К ночи стало тише.

К ночи — общий член.

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Запятая между союзными словами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

Жизнь не всегда дает вторую попытку, подарки, которые она тебе преподносит, лучше принимать.
Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

Запятая при сложных подчинительных союзах

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

Запятая при сложных подчинительных союзах

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).

9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.

Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора.
Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты

♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.

Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.

Читайте также:
Производные и непроизводные слова ℹ определение, структура, способы образования, функции и характеристики, основные признаки и отличия, значение, примеры

Запятой выделяются сравнительные обороты

Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!

Начало

Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?

Светлана Кравцова, корректор, редактор, автор блога «Грамотно по-русски»

Запятая перед «чем» ставится или нет?

Перед «чем» ста­вит­ся запя­тая, если союз (союз­ное сло­во) при­со­еди­ня­ет срав­ни­тель­ный обо­рот или при­да­точ­ную часть в слож­но­под­чи­нён­ном предложении.

Чтобы понять, когда нуж­но поста­вить запя­тую перед «чем», выяс­ним, какую син­так­си­че­скую кон­струк­цию при­со­еди­ня­ет это сло­во в предложении.

Перед «чем» ставится запятая

Если этот союз исполь­зу­ет­ся в срав­ни­тель­ном обо­ро­те при сопо­став­ле­нии каких -либо пред­ме­тов или поня­тий, то в пред­ло­же­нии перед ним ста­вит­ся запя­тая соглас­но пра­ви­лу пунктуации.

На юге мно­гие цве­ты пах­нут силь­нее, чем на севере.

Артем луч­ше зна­ет мате­ма­ти­ку, чем Дима.

Сизый голубь раз­ви­ва­ет бо́льшую ско­рость полё­та, чем чиж.

Знак пре­пи­на­ния необ­хо­ди­мо поста­вить, если союз или место­име­ние «чем» (союз­ное сло­во) при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ную часть, кото­рая сле­ду­ет за глав­ной в слож­но­под­чи­нён­ном предложении.

После дождя грун­то­вая доро­га ока­за­лась более раз­мы­той, чем мы предполагали.

Хозяин хоро­шо знал, чем уди­вить сво­их гостей.

Среди окру­жа­ю­щих он выде­лял­ся тем, чем не обла­дал никто.

Учтём, что в пунк­ту­а­ции рус­ско­го язы­ка суще­ству­ет мно­же­ство слу­ча­ев, когда перед «чем» запя­тая не ставится.

Перед «чем» не ставится запятая

Перед сло­вом «чем» не нужен знак пре­пи­на­ния в ряде слу­ча­ев. Перечислим их.

1. Это сло­во вхо­дит в состав нераз­ло­жи­мых поня­тий, кото­рые не явля­ют­ся срав­ни­тель­ны­ми оборотами:

  • не ранее (рань­ше) чем;
  • не поз­же чем;
  • не более (боль­ше) чем;
  • не менее (мень­ше) чем;
  • не бли­же чем;
  • не даль­ше чем

Не рань­ше чем через пол­ча­са поезд отпра­вит­ся в путь.

На стек­ле оста­лась не более чем мел­кая изморось.

Станция нахо­дит­ся не даль­ше чем два кило­мет­ра отсюда.

С после­ду­ю­щим сло­вом эти выра­же­ния обра­зу­ют один член пред­ло­же­ния, кото­рый явля­ет­ся обстоятельством.

Не поз­же чем спу­стя мину­ту бел­ка спу­сти­лась с дерева.

Чаше все­го такие обо­ро­ты пред­став­ля­ют собой коли­че­ствен­ное соче­та­ние со сло­ва­ми «час», «мину­та», «месяц», «год» и пр.

Мы встре­тим­ся не рань­ше чем через месяц.

Но в слу­чае, если сло­во «чем» при­со­еди­ня­ет срав­ни­тель­ный обо­рот при сопо­став­ле­нии двух пред­ме­тов или поня­тий, перед сою­зом ста­вит­ся запятая.

Оглушительные рас­ка­ты гро­ма пуга­ют зача­стую боль­ше, чем яркая молния.

Этот хутор нахо­дит­ся не далее, чем наш посёлок.

Слава и Костя вышли из шко­лы не рань­ше, чем их одноклассники.

2. В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии при­да­точ­ная зави­си­мая часть выра­же­на толь­ко с помо­щью союза.

Хочется вас пора­до­вать, но ещё не решил чем.

Надя нас огор­чи­ла, но так и не поня­ла чем.

3. В пред­ло­же­нии исполь­зу­ют­ся нераз­ло­жи­мые понятия:

  • чем угод­но;
  • чем попа­ло;
  • чем ни попадя

Я вижу, ты зани­ма­ешь­ся чем угод­но, но толь­ко не сво­им делом.

Не бро­сай чем попа­ло туда.

4. Запятая не ста­вит­ся в выражениях:

  • есть чем заняться;
  • было о чем подумать;
  • есть над чем поработать;
  • пожи­вить­ся чем можно.

В вашем про­ек­те есть над чем поработать.

5. Составной под­чи­ни­тель­ный союз «преж­де чем» не раз­де­ля­ет­ся запя­той. Он при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ную часть вре­ме­ни в слож­но­под­чи­нён­ном предложении.

Прежде чем отпра­вить­ся в даль­нюю доро­гу, про­ду­май все до мелочей.

Запятая перед “что”: когда ставится и не ставится. Правила русского языка

У многих взрослых людей правила русского языка сохраняются в виде смутных воспоминаний. Знаки препинания ставятся на интуитивном уровне. Некое мифическое знание подсказывает нам ставить запятую перед словом “что” всегда. Но так ли это? Не совсем.

Читайте также:
БЕР/БИР ℹ правило правописания гласных в чередующихся корнях, исключения, значение корней, примеры написания

Постановка запятой перед “что” зависит:

  • от того, какой частью речи является слово «что»;
  • от структуры предложения с этим словом.

Давайте подробно изучим наиболее частые случаи, когда перед “что” нужна или не нужна запятая.

Когда запятая перед словом «что» ставится

1. В сложноподчиненном предложении, если слово «что» является союзом или союзным словом и связывает главное и придаточное предложение.

Михаил почувствовал прилив сил и решил, что пора действовать.

Люди вокруг не обратили внимания, что происходит рядом с ними, и продолжали идти дальше.

Иногда составные союзы потому что, мало того что, благодаря тому что, так что, оттого что, в связи с тем что, ввиду того что, несмотря на то что, даром что, распадаются на части из-за смысловой нагрузки предложения.

В этом случае запятая ставится перед частью составного союза, перед словом «что».

Например:

2.Если в сложном предложении с употреблением выражения «потому что» от главного предложения к придаточному можно задать вопрос «по какой причине»:

Костя не пришел на встречу потому, что не знал эту девушку.

Запомнить: если ко второму предложению можно задать вопрос «почему», то запятая перед «что» не ставится!

Мы отказались оказывать услуги копирайтинга, потому что у клиента не было ТЗ.

3. Когда перед выражением «потому что» стоит отрицательная частица «не», часть «что» выделяется запятой;

Катерина не любила мужа не потому, что он был злой, просто он был ей безразличен.

4. Когда перед выражением «потому что» стоит вводное слово или вводная конструкция;

Антон не пришел на встречу, как оказалось, потому, что застрял в пробке.

5. Когда перед выражением «потому что» есть частица, которая имеет усилительный, ограничительный или уточняющий характер;

Антон не пришел на встречу лишь потому, что застрял в пробке.

6. Когда в предложении с выражением «потому что» есть соотносительные (вводные) конструкции и однородные конструкции (предложения);

Костя не пришел на встречу потому, как оказалось, что не знал эту девушку, а еще потому, что не мог найти подходящую тему для разговора.

7. Когда слово «что» заменяет собой по смыслу союз «потому что», выражая причинные отношения.

Роман был удивлен, что мать ничего ему не рассказала.

8. Когда слово «что» является членом предложения, выступая в роли союзного слова.

В ее жизнь вошло что-то, что сделало мир краше и веселей.

Когда запятая перед словом «что» НЕ ставится

1.В простом предложении запятая перед словом «что», которое является вопросительным или относительным местоимением, не ставится.

2.Если в простом предложении слово «что» является союзом с оттенком сравнения и присоединяет составное именное сказуемое, запятая не ставится.

Кому война что мать родна.

3.В обороте «не что иное, как» запятая ставится перед словом «как».

Мы увидели не что иное, как флаг противника.

4.В сложносочиненном вопросительном предложении, которое состоит из простых предложений, соединенных союзом «и», запятая перед местоимением «что» во второй части предложения не ставится.

Кто все эти люди и что они тут делают?

5.Если слово «что» является вопросительной или восклицательной частицей, то перед ним запятая не ставится.

6.Если слово «что» входит в состав цельных выражений:

  • все что угодно;
  • все что попало;
  • во что бы то ни стало;
  • что пожелаешь;
  • будь что будет;
  • ешь что дают;
  • что в ум придет;
  • городить черт знает что;
  • черт знает что у них творится;
  • неизвестно что;
  • непонятно что
  • и других фразеологических оборотов.

7.Если слово «что» является частью составного подчинительного союза:

  • так что;
  • оттого что;
  • благодаря тому что;
  • вследствие того что;
  • даром что;
  • несмотря на то что;
  • в связи с тем что;
  • мало того что.

8.Если союзу или союзному слову «что» предшествует сочинительный повторяющийся союз «и».

Мы хотели увидеть и что там за речка течет и что за луга цветут.

Читайте также:
Разделительный мягкий знак ℹ правило правописания в словах, примеры и случаи написания и употребления, роль буквы в русском языке

9.Если перед словом «что» стоит отрицательная частица «не»

Руководство хотело знать не что ты планировал сделать, а чего добился в итоге.

10.Если перед словом «что» стоят выражения «в частности», «а именно», «особенно», «то есть», «а также», то слово не обособляется запятой.

Настя закричала, в частности что ее несправедливо обидели.

11.Запятая не ставится, если за выражением «только и…что» следует существительное или местоимение.

Например:

Только и мыслей что любовь.

На этом все, уважаемые читатели. Ставьте запятые перед “что” правильно.

Поиск ответа

Всего найдено: 48

Вопрос № 307873

Здравствуйте! Подскажите, нужна ли запятая в предложении: “Пришлось немного задержаться. Знаешь(, ) почему ?”

Ответ справочной службы русского языка

Если придаточная часть состоит из одного союзного слова, то запятая не ставится.

Вопрос № 307826

Здравствуйте. Почему в сложном предложении “Он не знает о своем долге и почему хозяин посылает своего посыльного к нему” не ставится запятая перед союзом “и”. Какое это предложение: ССП или СПП? Каким правилом объясняется отсутствие запятой? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Предложение построено неудачно. Не рекомендуется в качестве однородных компонентов использовать член предложения и придаточное предложение (Он не знает (о чем?) о своем долге и (еще о чем? ) почему хозяин посылает своего посыльного к нему). Предложение желательно перестроить, например так: Он не знает о своем долге и о том, почему хозяин посылает своего посыльного к нему. Если предложение перестроить нельзя, то отсутствие запятой можно обосновать правилом об однородных членах предложения, соединенных одиночным союзом и.

Вопрос № 306344

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, правила постановки запятых в выражениях вроде Не знаю (, ) почему ; Расскажи (?) как; По крайней мере (,) пока и т.п. То есть, когда какая-то часть, например, придаточная, сокращена до одного слова. Спасибо за ваш ресурс!

Ответ справочной службы русского языка

Если придаточная часть сокращена до одного только союзного слова, запятая не ставится. Правильно: Не знаю почему. Расскажи как. И т. п.

Вопрос № 304457

Они рассердились, не зная(, ) почему и за что. Если без запятой, то по какому правилу?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 303818

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, корректна ли постановка запятой в предложении: Неужели не нужно узнать(, ) почему и как.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 299999

Скажите, пожалуйста, требуется ли запятая перед “почему” в предложении: Вот несколько причин (, ) почему наши тортики – лучшие. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Указанна запятая нужна. Тире не требуется.

Вопрос № 298949

Нужна ли запятая в этом вопросительном предложении: кто-нибудь скажет (, ) почему ?

Ответ справочной службы русского языка

В этом случае запятая не ставится.

Вопрос № 298692

Здравствуйте! Недавно открыл для себя, что по новым правилам в слове “картуз” в косвенных падежах и мн. ч. ударение падает на последний слог: в картузЕ, картузЫ и т. д. Можно ли уточнить, когда и (главное ) почему поменялись правила – ведь раньше ударение было на У (картУзы, в картУзе)? Мне кажется, старая норма привычнее для русской речи.

Ответ справочной службы русского языка

Раньше – это когда? Словарь Ушакова, например, фиксирует ударение на окончании. Так что это и есть старая норма (не изменившаяся).

Вопрос № 297481

1. “Объясните то(, ) почему “. Мне кажется, что выделенная запятая нужна. Но странным кажется отсутствие запятой в “Объясните(, ) почему “. Как так?

Ответ справочной службы русского языка

Во фразе Объясните почему запятая не нужна, так как придаточное предложение, состоящее из одного союза или союзного слова, запятой не отделяется. Вариант с указательным словом то грамматически некорректен, его лучше не употреблять.

Вопрос № 293430

Нужна ли запятая в этих предложениях? Хотите знать (, ) почему ? Позвольте объяснить (, ) почему .

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не ставятся, если “почему” – единственное слово в придаточной части предложения.

Вопрос № 292658

“Я только теперь понимаю(, ) почему “. Нужна ли указанная запятая? Заранее благодарен.

Ответ справочной службы русского языка

Читайте также:
Занятой ударение куда падает и как правильно произносить слово?
Вопрос № 290323

Добрый день. Возник вопрос: нужна ли запятая в следующем предложении. “Ты знаешь(, ) почему , Джон?”

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 289707

Здравствуйте. Хочется узнать о правилах написания предложений в скобках. Меня интересует, с какой буквы пишутся предложения, ставится ли точка перед закрывающей скобкой. Просмотрел учебники Розенталя, Лопатина, но там получил ответы не на все вопросы касательно этой темы. То, что нужно писать с прописной буквы и ставить точку перед закрывающей скобкой точку при ремарках в пьесах мне понятно. А в обычном тексте — пишется со стройной буквы в скобках и точка после закрывающей скобки. Но например, у того же Лопатину нашел следующие предложение при оформлении перечня:в) принят в учебное заведение и выбывает для продолжения образования или окончил учебное заведение и по путевке направляется на работу. (Закон о всеобщей воинской обязанности. ) Почему предложение, помещенное в скобках пишется с заглавной буквы и в конце ставится точка перед закрывающей скобкой ?

Ответ справочной службы русского языка

Вот цитата из справочника под ред. В. В. Лопатина (раздел “Знаки препинания при вставках”).

Вставная конструкция, будучи самостоятельным предложением или частью текста (ряд предложений), относящаяся к абзацу (текст вставки после открывающей скобки начинается с прописной буквы), выделяется скобками. Перед скобкой, открывающей вставку, ставится необходимый по условиям контекста знак конца предложения. Перед закрывающей скобкой ставится знак, фиксирующий конец вставного предложения: ...Так будет дальновиднее. (У Маслова клокотало в горле, хотя говорит он тихо и даже вяло.) Ничего не изменилось, Екатерина Дмитриевна. Второе: ваш ночной гость сейчас уйдет. Вы хотите спросить — почему я настаиваю на этом? Вот мой ответ. (Он запустил руку в боковой карман засаленного, с оборванными пуговицами, пиджака, вытащил плоский парабеллум и, держа его на ладони, показал Кате.)

Вопрос № 288529

Нужна ли указанная запятая в таком тексте: “Это время всегда добавляется как процент от основного времени. Если непонятно(, ) почему , это мы выясним, когда будем говорить о хронометражах”? Заранее большое спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 288110

Помогите, пожалуйста, разрешить вопросы: 1) Нужна ли запятая: «Мы должны помнить, что(,) если мы хотим стать лучше, но при этом не работаем над собой, значит, с нами что-то не так». 2) Раздельное или слитное написание: «Я хочу быть счастливым от того (оттого), что отдаю и помогаю другим». Спасибо за ваши ответы. 3 ) Почему не нужна запятая (,): “Интересно, что(,) чем больше ошибок мы совершаем, тем больше мы злимся”. Ведь можно убрать “чем больше ошибок мы совершаем” без перестройки предложения. Спасибо за помощь!

Ответ справочной службы русского языка

1. Запятая не нужна, т. к. слово значит – это вторая часть двойного союза если. значит. Если после первого союза следует двойной союз, то запятая на стыке союзов не ставится.

2. Правильно слитное написание.

3. Запятая не нужна, т. к. после первого союза следует двойной союз чем. тем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: