Дирижёр как пишется – через и или е и почему – объяснение правила

Слово “дирижер”: правописание, происхождение, примеры употребления

Слово «дирижёр» правильно пишется на два «и». Писать его «дирежёр» или «дережёр» неправильно, это грубейшие орфографические ошибки, так как получаются бессмысленные буквосочетания. Ну разве что последнее, не в меру выпивши, можно истолковать как «деревянная жёрдочка», или тот, кто её дерёт, что бы сие ни означало. Но шутки в сторону, имя существительное «дирижёр» – слово, гораздо более интересное в другом отношении.

Происхождение

Да будет вам, дорогие читатели, ведомо, что «дирижёр» – слово русское, хотя и образованное на иноязычной основе. Происходит от корня французского dirigeable (значит «управляемый», читается «дирижабль», да, да!) с галло-романским суффиксом «-eur» (читается «-ёр»; dirig + eur = dirigeur), точно соответствующим английским «-or» и «-er», и означающим в общем профессиональную направленность человека или вещи, устройства. То есть, «dirigeur» это управитель, кто-то кем-то управляющий или кого-то куда-то направляющий.

С началом управляемого воздухоплавания «дирижабль», как известно, мгновенно стало словом международным, и даже немецкий «цеппелин» его полностью не вытеснил. Но! Что касается музыки и вообще процессов управления, то «дирижёров» в европейских языках нет, разве что имеется нечто похожее:

  1. Английский: The conductor. Ну не различают англосаксы электропровод или работника, раздающего постельные принадлежности пассажирам поезда либо отрывающего билетики в автобусе, от вдохновенного маэстро за пультом! Беспредельно демократично, спору нет, но разумно ли – вопрос вне темы данной статьи. Да и не к ним, а к древним римлянам: корень conduct латинского происхождения, означает «со-проводящий», «сопровождающий». Сравните: aqueduct – водопровод, «водопроводящий».
  2. Впрочем, галлы в этом отношении не отстают от соседей-островитян: Le conducteur (в общем смысле, см. далее; читается «лэ кондютёр»); Le chef d’orchestre (оркестра; читается «лэ шеф д’оршестр»).
  3. Немцы подошли к делу рациональнее: Der Dirigent (общий); Der Kapellmeister (оркестровый дирижёр, капельмейстер); Der Chormeister (дирижёр хора, хормейстер).
  4. Испанский: conductor или el director de banda. (banda – ансамбль, оркестр).
  5. Итальянский: conduttore.

В остальных европейских языках «дирижёры по-русски» также не наличествуют, даже если перебрать их все до единого вплоть да баскского и наречия лужицких сербов. Так что нечего тут мудрить, тем более, что произношение двух наших «и» в этом слове практически неотличимо от оригинального.

Значение

Существительное «дирижёр» в русском языке употребляется в прямом и переносном значении:

  1. Прямое изначальное – художественный руководитель оркестра или хора, в ходе управления его выступлением осуществляющий свою трактовку, аранжировку исполняемого произведения, звучанием выражающий дирижёрское видение данного опуса: «Эннио Морриконе прославился в качестве автора музыки к кинофильмам, но в музыкальной среде он известен как не менее выдающийся дирижёр». Частичные синонимы «капельмейстер» (дирижёр оркестра); «хормейстер» (хоровой дирижёр).
  2. Также прямое – распорядитель бала, балета, учитель танцев, в данный момент ведущий урок в танцевальной школе, студии (курсивом выделены синонимы). Синонимы «танцмейстер» (общий), «балетмейстер» (может быть ведущим артистом балетной труппы и выступать на сцене; не путать с режиссёром!); частичный «водитель» (просторечный: «водитель хоровода», и др.).
  3. Тоже прямое, устаревшее, в бумажном делопроизводстве – надзиратель, надсмотрщик, контролёр за правильностью документооборота: «”Святой” и“великомученик” Николай Второй и дирижёром-то в своём государстве не был, им самим со всеми присными заправляла“гессенская муха” императрица Александра вкупе с“мадам” дворцового борделя Анной Вырубовой, а затем и с общим их, и не только их,“котом” Гришкой Распутиным».
  4. Переносное – неформальный единовластный руководитель, организатор, наставник, непререкаемый авторитет, идеолог, гуру: «РаспадThe Beatles был предрешён в момент замены Тони Шеридана Полом Маккартни, поскольку группа теперь оказалась фактически под руководством двух дирижёров – его и Джона Леннона»; «Даже и почивший в бозе Сальвадор Дали – и поныне несомненный дирижёр всего разнобоя и какофонии современного сюрреализма в живописи»; «Судя по первым публичным заявлениям и, главное, по действиям новой администрации США,Google Corp. придётся распрощаться с ролью дирижёра всемирного информационного ансамбля». Частичные синонимы «водитель»,«заводила» (просторечные), «кукловод», «манипулятор», «пахан» (криминальный и сленговый), «распорядитель», «фронтмен» (преим. в рок-музыке).

Грамматика

Слово «дирижёр» – одушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из корня «дириж-» и суффикса «-ёр». Ударение, естественно, всегда падает на «ё». Разделение переносами ди-ри-жёр; в рукописях при нехватке места в строке допустимо дир-иж-ёр. Падежные формы:

  • Именительный: дирижёр (ед. ч.); дирижёры (мн. ч.).
  • Родительный: дирижёра (ед. ч.); дирижёров (мн. ч.).
  • Дательный: дирижёру (ед. ч.); дирижёрам (мн. ч.).
  • Винительный: дирижёра (ед. ч.); дирижёров (мн. ч.).
  • Творительный: дирижёром (ед. ч.); дирижёрами (мн. ч.).
  • Предложный: дирижёре (ед. ч.); дирижёрах (мн. ч.).

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Какое проверочное слово к слову ДИРИЖЕР?

Какое проверочное слово к слову ДИРИЖЕР?

Слово ”дирижер” имеет иностранное происхождение, и, как и все слова иностранного происхождения, является словарным словом для русского языка. Проще говоря, написание слова ”дирижер” проверочным словом никак не проверить, его надо просто запомнить.

Слово “дирижер” содержит 2 гласные в корне, написание которых может вызывать трудности, – это первые гласные И.

Проверить их мы не сможем. Перед нами заимствованное из французского языка слова. Его написание нужно выучить.

В существительном дирижёр написание бездарной гласной и в корне слова нужно просто запомнить, так как проверить ее с помощью проверочных слов нельзя. Также может возникнуть затруднение в выборе гласной в суффиксе слова – о или ё. В русской орфографии существует правило, согласно которому в заимствованном суффиксе -ёр после шипящих согласных пишется гласная ё (массажер, тренажер, дирижер, монтажер и т.п.).

К слову “дирижёр” нет проверочного слова, поскольку нет ни одного однокоренного слова, где бы ударение падало на одно из двух первых слогов. Оно словарное. Такие слова просто запоминаются. Причём здесь “сомнительны” сразу две буквы, и в обеих часто делаются ошибки.

В данном слове сомнение вызывают безударные гласные в корне ДИРИЖ-. Их мы не можем проверить, так как слово заимствованное, произошло от французского diriger. Гласную Ё в суффиксе мы можем проверить, опираясь на правило, согласно которому суффикс -ЁР обозначает профессию, род деятельности: монтажёр, коммивояжёр.

Дирижер -слово пришло из французского языка, но сами французы это слово заимствовали из латинского языка, где dīrigere означает или выстраивать или выравнивать, а также направлять, управлять. Ударение в слове падает на третий слог, где находится суффикс -ёр-. Словарное слова, первые две гласные нужно запомнить.

Слово «дирижёр» иноязычное. После шипящей буквы Ж слышится буква О, она под ударением. По общему правилу написания буквы после шипящих в разных частях речи, надо писать букву О, но в иноязычных словах с суффиксом ЕР правильно писать букву Е, например стажёр, коммивояжёр, ретушёр, монтажёр, дирижёр. По аналогии так же необходимо писать русское слово ухажёр. Написание этих слов надо запомнить.

В слове Дирижёр ударение падает на последний слог, а именно на букву Ё. Несмотря на это, она слышится как буква О и встретить написание слова как дирижОр вполне реально. Чтобы не сделать это простой ошибки, следует запомнить, что в суффиксах ЕР после шипящих под ударением пишется Ё, так же как в суффиксе ЁВК. Зато две другие гласные в слове Дирижер оказываются сомнительными, причем проверить их однокоренными словами невозможно, ведь слово заимствованное. Поэтому часто можно увидеть как это слово пишут дЕрЕжер, дЕрижер или дирЕжер. Чтобы не допускать этой ошибки следует запомнить написание этого действительно сложного слова.

Добрый день. Наделать ошибок в слове “дирижер” можно много, можно написать: дережор, дирежер, дерижор и т.п.

Т.е. ошибку можно наделать во всех гласных, но проверить их невозможно. Дело в том, что слов “дирижёр” нерусское, поэтому вы должны выучить наизусть как оно пишется.

Слово дирижер является заимствованным из французского.В нашем языке для него проверочных слов нет,как и многие заимствованные слова,это надо просто запомнить.

Примеры иных заимствований:

Если разобрать заданное имя существительное (а оно именно таковым и является, так как обозначает предмет (одушевленный), отвечая на вопрос “кто?”), то получим наряду с нулевым окончанием такие морфемы: цел- — корень, -ин- и -ник — суффиксы.

Ударение в этом слове приходится на второй слог “лин”, так что в слабой позиции находятся первый и третий слог.

Для гласной в первом слоге нужно найти проверочное слово с ударной позицией.

Это легко сделать, если вспомнить значение слова “целина”, от которого и произведено заданное слово.

Целиной называют нетронутую землю, которую никогда не использовали для посевов, ее не пахали.

И произошло оно от прилагательного “цЕлый”, которое и является проверочным при написании безударного гласного в корне существительного “целина”, а следовательно, и прилагательного “целинник”.

Теперь о проверке суффикса “-ник”. Есть такой очень производительный суффикс в русском языке, который обозначает обычно лицо мужского пола по отношению к профессии, деятельности, занятию.

Он единообразен, нет у него пары с гласной “е”. Только так всегда и пишется, например, в существительных работник, лес-ник, школьник, лишайник, пересмешник, защитник.

Поэтому и целинник (целинники) пишется с суффиксом -ник. Главное — правильно вычленить этот суффикс в слове.

Слово Присягать оказывается инфинитивом, глаголом первого спряжением, в котором выделим окончание -ТЬ.

Ударение в нем падает на третий слог: присягАть.

Корнем слова оказывается морфема ПРИСЯГ-: Присяга-Присяжный-Присягнуть.

Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная И и безударная гласная Я, а само слово можно ошибочно написать как прЕсИгать.

Проверить безударную гласную Я в этом слове можно с помощью слова присЯга. А вот про первую безударную И можно сказать только, что она находится в исторической приставке ПРИ, которая имеет значение Присоединения к клятве, к своему сюзерену.

Слово “домой” мы можем в русском языке проверить лишь подобрав однокоренное слово. Так как данное слово не является исключением, то написание буквы в корне можно проверить следующим образом. Ставим слово в именительный падеж в единственное число, это будет слово “дом”, а значит в корне мы будем писать букву “о”. Так же можно подобрать ещё слово, где буква “о” в корне будет стоять под ударением: “домик”.

Также есть однокоренные слова, которые тоже будем писать через букву “о” в корне, это слова “домашний”, “домовой”.

Примеры предложений со словом “домой”.

Мама сказала ,чтобы я после школы шла сразу домой.

  • Для проверки слова “лёгкий” существует правило о правописании согласных в корне.

Для этого надо подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный стоял бы перед гласным, например -леГкий – леГок. Четко слышится согласный Г. Правильно пишется – лёгкий.

Девочка рассказывала стихотворение, от волнения на лице у неё появился легкий румянец.

  • Зелёный – для проверки написания согласной буквы в первом слоге (е или и), надо изменить слово так, чтобы на первый слог падало ударение, например: зелёный – зЕлень, четко слышен звук Е. Правильно пишется – зелёный.

Пешеходы ждали когда загорится зеленый свет, чтобы перейти спокойно улицу.

  • Летит – в этом слове можно ошибиться в написании гласной в первом слоге (е или и), также, как и в предыдущем слове, к слову летит подберем проверочное слово так, что бы на эту гласную падало ударение, например: летит- полёт, перелет. Выяснили, что правильно пишется гласная Е – летит.

На ночном небе хорошо видно как летит самолет, мигая огоньками.

  • Блестит- в этом слове надо проверить гласную в первом слоге (е или и). Подберем проверочное слово, так чтобы на эту гласную падало ударение: блестит – блЕск, ударение падает на гласную Е. Значит правильно писать – блестит.

Наташа всегда следит за порядком в доме, у неё все блестит от идеальной чистоты.

Дирижёр как пишется – через и или е и почему – объяснение правила

Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

Гласные

Гласные после шипящих и ц

§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и , например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе — в именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращённых словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе , например: птицы, о́вцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня.
В остальных случаях после ц пишется всегда и , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.
§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных , например Цюрих, Свенцяны.
§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ произносится под ударением о, то буква о пишется:

«Наличие этих правил — вынужденная необходимость, вызванная особым положением шипящих и ц в системе фонем русского языка (их непарностью по мягкости-твёрдости). Слоговой принцип русской графики не в силах продиктовать здесь написание ё или о

В. Ф. Иванова. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982.

  1. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.
  2. В суффиксах:
    1. а) имён существительных:
      • – ок , например: рожок, петушок, крючок, борщок;
      • – онок , например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;
      • – онк -а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;
    2. б) имён прилагательных:
      • – ов –, например: ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;
      • – он (с беглым о), например: смешон;
    3. в) наречий, например: свежо, горячо, общо.
  3. В именах существительных родительного падежа множественного числа на -ок, -он, например: кишок, княжон.
  4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры, в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ёг в прошедшем времени глаголов: изжёг, ожёг, поджёг); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажоразажор), жох, ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером»), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох»), наречие чохом.

Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомполшомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.

О букве ё см. также § 10.

Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква ё , хотя и произносится о, а именно:
  1. В глагольных окончаниях – ёшь , – ёт , – ём , – ёте , например: лжёшь, лжёт и т. д., печёшь, печёт и т. д.
  2. В глагольном суффиксе – ёвыва –, например: затушёвывать, перекочёвывать, также затушёвывание, перекочёвывание.
  3. В суффиксе отглагольных существительных – ёвк –,
    например: перекочёвка, размежёвка.
  4. В суффиксе существительных – ёр –, например: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр.
  5. В суффиксе причастий страдательного залога – ённ –(– ён –) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо; отрешённый, отрешённость; размягчённый, размягчённость; упрощённый, упрощённость; учёный, учёность; толчёный; жжёный, жжёнка.
  6. В словах, в корне которых под ударением произносится о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жёлтый (желтеть), жёсткий (жестковатый), жёрнов (жернова), жёлудь (желудей), жёрдочка (жердей); дешёвый, дешёвка (дешеветь), шёлк (шелковистый), шёрстка (шерстяной), решётка, решётчатый (решето), кошёлка (кошелёк), шёпот (шептать); чёлн (челнок), чёлка (чело), чёрт (чертей), чёрный (чернота), чёт (нечет), чечётка (чечет), отчёт, счёт (вычет, вычесть), чёрточка (черта), печёнка (печень), бечёвка (бечева); щётка (щетина), щёлкать (щелчок), пощёчина, щёки (щека); в корнях глагольных форм: сжёг, поджёг, сжёгший, поджёгший (сжечь, поджечь), шёл (шедший), разжёвывать (разжевать).
  7. В предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

Примечание. Правила § 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

Почему слово дирижёр пишется через ё?

Русский язык | 5 – 9 классы

Почему слово дирижёр пишется через ё.

На – ё падает ударение.

_. Ну а так, просто запомни написание и всё.

Почему в слове обстОятельства пишется буква О?

Почему в слове обстОятельства пишется буква О?

Почему в слове молОдым пишется буква О?

Почему в слове возрАжала пишется буква А?

Почему в слове благопрИстойной пишется буква И?

Почему в слове рЕшилась пишется буква Е?

Составьте мне пожалуйста предложение со словом дирижёр?

Составьте мне пожалуйста предложение со словом дирижёр.

Почему в слове “бьёт” пишется буква “Ь” ?

Почему в слове “бьёт” пишется буква “Ь” ?

Почему в слове “тиши” пишется буква “И” Почему в слове “бесшумно”пишется буква “с” Почему в слове “камыши “пишется “и”?

Почему в слове “запустенье” пишется буква “с” ?

Почему в слове “освещают” пишется буква “е” ?

Почему в слове “возникают” пишется буква “и” ?

Почему в слове “бешеных” пишется буква “н” ?

Почему в слове : заинтересованных пишется две н?

Почему в слове : заинтересованных пишется две н?

Почему в слове : неизвестно.

Не пишется слитно?

Почему в слове : неизмеримо – не пишется слитно?

Почему в слове : не исследованного – не пишется раздельно?

Река (почему пишется Е в слове река?

Река (почему пишется Е в слове река?

), неподвижная (почему пишется слитно?

), сплОшной (почему пишется О?

), зелЕнью (почему пишется Е?

), выстАвляли (почему пишется А?

) , наружу (почему пишется слитно?

Как пишется слово дирижёр через е или о?

Как пишется слово дирижёр через е или о.

1 класс?

Проверочное слово и объяснение почему так пишется к слову : болезней(почему пишется о), ромашка(почему пишется о), помочь(почему пишется о в первом слоге, содержит(почему пишется о)веществ (почему пишется е в первом слоге), организму (почему пишется а), и почему слово : “необходимых” пишется слитно.

Почему в слове краЕ пишется буква Е почему в слове любИм пишется буква И почему в слове прЕкрасны пишется буква Е?

Почему в слове краЕ пишется буква Е почему в слове любИм пишется буква И почему в слове прЕкрасны пишется буква Е.

Почему в слове возвышенность пишется буква нн и как ее проверить , почему в слове перед нами пишеться отдельно и как проверить , почему в слове низменности пишется буква нн и как их проверить , почему?

Почему в слове возвышенность пишется буква нн и как ее проверить , почему в слове перед нами пишеться отдельно и как проверить , почему в слове низменности пишется буква нн и как их проверить , почему в слове каменной пишется буква нн и как ее проверить , почему в слове не большой пишеться раздельно и как ее проверить , почему в слове конный пишется 2 буквы нн и как их проверить, почему в слове господского пишеться 1 буква о и как ее проверить , почему в слове раскормленные пишется 2 буквы нн и как их проверить, почему в слове висели пишется 1 буква и и как ее проверить , почему в слове держась пишется буква е и как ее проверить , почему в слове буд(то) пишется вместе и как проверить , почему в слове владенье пишется буква а и как ее проверить .

Стажёр и Дирижёр, почему Ё?

Стажёр и Дирижёр, почему Ё?

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Почему слово дирижёр пишется через ё?, относящийся к уровню подготовки учащихся 5 – 9 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.

И/Ы, А/Я, У/Ю, О/Е (Ё) после шипящих и Ц

теория по русскому орфография

Орфография – это система правил написания слов. Написание, соответствующее правилам орфографии, называется орфограммой.

Одним из важных орфографических правил в русском языке является написание гласных букв:

Правописание букв И,У,А после шипящих

В русском языке четыре шипящих: Ж и Ш всегда твёрдые, а Ч и Щ – мягкие.

С начальной школы мы помним правила:

  1. ЖИ , ШИ пиши с буквой И (ширина, жир , машина, жираф);
  2. ЧА , ЩА пиши с буквой А (очарование, щавель, колчан, чаща);
  3. ЧУ , ЩУ пиши с буквой У (чудеса, щука, чума, пращур).

Во всех остальных случаях после твёрдых гласных пишутся У, А (жуть, шумный, жара, шарик), а после мягких – И, Е, Ё (щи, чистота, щебень, черёмуха).

Исключение, где после твёрдых Ж и Ш пишутся Я и Ю, составляют иностранные заимствования (преимущественное из французского языка) и сложносокращённые слова: брошюра, жюри, парашют, Жюстин.

В случае с Ц нужно руководствоваться следующими правилами:

  • Ы после Ц пишется только в окончаниях и суффиксе ЫН: лисицын, курицын, сестрицын, улицы, молодцы, Царицыно, бледнолицый;
  • Ы после Ц пишется в корнях следующих словах, которые лучше запомнить как одну фразу: «Цыган на цыпочках к цыплёнку подкрался и цыкнул: «Цып-цып, цыц!»»;
  • И после Ц пишется во всех остальных случаях: станция, цирк, циркуль, скептицизм, цифра.

Исключения!

Я, Ю после Ц могут писаться только в иностранных словах: Цюрих, Цяньшань.

В остальных случаях после Ц как твёрдой непарной согласной употребляются соответственно А, У: цапля, царицу.

Употребление гласных О/Е (Ё) после шипящих и Ц

В корнях слов
  1. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е: шёпот – шепчет, жёлудь – желудёвый, чёлка – чело, бечёвка – бечева.
  2. После шипящих пишется буква О, если однокоренное слово подобрать нельзя, а также в иностранных словах: шоколад, шов, крыжовник, шорох, капюшон, шомпол, шоры, шорник, чопорный, шорты, шоссе, жокей.
В суффиксах и окончаниях слов
  1. Под ударением пишется буква О, без ударения Е:
    • в окончаниях имён существительных (душо՛й, пи՛щей);
    • в суффиксах –ок, –онок, –онк (без ударения –еньк) у имён существительных (порошо՛к, девчо՛нка, но՛женька, ре՛ченька);
    • в окончаниях имён прилагательных (большо՛го, ста՛ршего);
    • в суффиксах –ов и –ев у имён прилагательных (парчо՛вый, кумачо՛вый, плю՛шевый);
    • на конце и в суффиксах наречий (хорошо՛, про՛ще; исключение –ещё);
  2. Под ударением пишется буква Е (Ё), хотя произносится [о]:
    • в суффиксе –ёр у существительных (стажёр, дирижёр; исключение – мажор);
    • в суффиксах –ёвк и –ёнк у отглагольных существительных (ночёвка, тушёнка, сгущёнка);
    • в суффиксах и личных окончаниях глаголов в форме 2-ого и 3-его лица единственного числа (выкорчёвывать, влечёшь, стережёт);
    • в суффиксах –ённ, –ён у страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Если ударение не падает, то пишется Е (копчёный, сражённый, огоро՛женный);
    • в предложном падеже местоимения что (в чём, на чём) и в словах причём, нипочём.

Слова-омофоны (одинаково звучащие), относящиеся к различным частям речи, пишутся по-разному: согласно правилу под ударением в суффиксах и окончаниях в существительных пишется О, в глаголах – Ё (обвинение в поджо՛ ге – существительное; поджёг дом — глагол).

После Ц под ударением пишется О, без ударения – Е (овцо՛й, у՛лицей).

Если орфографические правила с употреблением И/Ы, А/Я, и У/Ю после шипящих и Ц относительно лёгкие, то в случае с О/Е (Ё) важно знать, к какой части речи относится слово, в какой части слова расположена пропущенная буква и падает ли на неё ударение.

Пример: камыш…вый. Это отыменное прилагательное, образованное от слова камыш, пропущенная буква расположена в суффиксе. Ударение падает на суффикс, поэтому согласно правилу пишем О: камышо՛вый.

Диктанты для 4 класса. Школа России.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Тексты тематических и итоговых диктантов в 4 классе.

Скачать:

Вложение Размер
diktanty_4_klass.docx 22.5 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс 1 четверть. Тема: «Повторение»

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.
2. Подчеркнуть словарные слова.
3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

Контрольный диктант по русскому языку – «Повторение» 4 класс

4 класс 1 четверть. Тема: «Предложение»

В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов) Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.

Контрольный диктант по русскому языку – «Предложение» 4 класс

4 класс 2 четверть. Тема: «Части речи»

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце. (65 слов) Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

1. Указать над словами первого абзаца часть речи.
2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.

Контрольный диктант по русскому языку – «Части речи» 4 класс

4 класс 2 четверть. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

Диктант по русскому языку – «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Контрольный диктант за первое полугодие

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69 слов)

1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной. 2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.

4 класс Контрольный диктант по русскому языку за первое полугодие

4 класс 3 четверть. Тема: «Имя прилагательное»

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.
2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.
3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).
4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Контрольный диктант по русскому языку – «Имя прилагательное» 4 класс

4 класс 3 четверть. Тема: «Местоимение»

Где же приятель?

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.

Контрольный диктант по русскому языку – «Местоимение» 4 класс

4 класс 3 четверть. Тема: «Глагол»

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.
На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

4 класс 4 четверть

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.

Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи. );
2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке. ).

2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – пробежала;
2-й вариант – побегут.

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали. );
2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли. ).

2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.

1. Указать время глаголов.
2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (79 слов)

1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

Контрольный диктант по русскому языку – «Глагол» 4 класс

Итоговый контрольный диктант 4 класс

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки! (86 слов)

1. Синтаксический разбор предложения.
1 вариант – 2 предложение; 2 вариант – 3 предложение.

2. Морфологический разбор глагола.
1 вариант – бежишь; 2 вариант – видишь.

3. Выполни разбор слов по составу.
1 вариант: разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый
2 вариант: пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.
2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.
3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.

Диктанты 4 класс

Диктант для 4 класса – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • За полугодие
  • 3 четверть
  • 4 четверть
  • Итоговые диктанты
По названию и теме:
4 класс 1 четверть
Поздняя осень

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Слова для справок: кочаны, усыпано.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.
  2. Подчеркнуть словарные слова.
  3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
Петька

В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов) Слова для справок: кочаны, усыпано.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
  2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
  3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
  4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
  5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
  6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.
4 класс 2 четверть
В саду

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце. (65 слов) Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Указать над словами первого абзаца часть речи.
  2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.
Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

✒️ Грамматическое задание (на выбор учителя):

  1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
  2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
  3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
Контрольный диктант за первое полугодие
Солнце

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной.
  2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.
4 класс 3 четверть
Зимний лес

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова)

✒️ Грамматическое задание (на выбор учителя):

  1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.
  2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.
  3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).
  4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.
Где же приятель?

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
  2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.
Журавли

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.

Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.

На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.

Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

4 класс 4 четверть
Весна в лесу

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.

Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
    1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи. );
    2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке. ).
  2. Разобрать по составу слово:
    1-й вариант – пробежала;
    2-й вариант – побегут.
Весеннее солнце

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.

Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.

Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
    1 вариант — в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали. );
    2 вариант — в 5-м предложении (Капельки росы заиграли. ).
  2. Разобрать по составу слово:
    1 вариант — загрустила (из 7-го предложения);
    2 вариант — полетел (из 8-го предложения).
Цветёт черёмуха

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Указать время глаголов.
  2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
  3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.
Вечерняя прогулка

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (79 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
  2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.
Итоговые диктанты за 4 класс
Майское чудо

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки! (86 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Синтаксический разбор предложения.
    1 вариант — 2 предложение;
    2 вариант — 3 предложение.
  2. Морфологический разбор глагола.
    1 вариант — бежишь;
    2 вариант —видишь.
  3. Выполни разбор слов по составу.
    1 вариант — разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый
    2 вариант — пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.
Летняя прогулка

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.
  2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.
  3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 8 класса 4 четверти
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: