Досуг ударение куда падает – помощь школьникам

Правильное ударение: как научить ребенка, играя

Каждый родитель с трепетом ждет, когда начнет говорить его кроха. Первые слова, лепетания – все это мило и трогательно. Но ближе к школе взрослые замечают, что ребенок неправильно ставит ударение в некоторых, иногда во всех, словах. В этом нет ничего страшного, проблему легко можно устранить, если заниматься с ребенком. Рекомендации специалистов подскажут родителям, как ребенка научить ставить ударение в словах.

Действительно ли важно – правильно ставить ударение

Постановка ударения так же важна, как грамотное написание слов. Это – неотъемлемая часть изучения родного языка. Правильно ставить ударение в словах нужно для того, чтобы распознавать в потоке речи отдельные слова. Часто ударение нужно для смыслового определения слова. В одном и том же слове ударение может поменять полностью смысл. Например, мУка и мукА, трУсы и трусЫ.
Бывает, что неправильное ударение может испортить впечатление о собеседнике. Достаточно услышать позвОнишь, катАлог и сразу возникают сомнения по поводу образованности человека. Это примерно то же самое, как читать письмо (сообщение) со сплошными ошибками. Особенно остро это чувствуется, когда речь идет об общении с человеком, который обучает других людей.

Подходящий возраст для обучения правильному ударению

В корне неверны рассуждения взрослых о том, что ребенка всему должны научить в школе. Если пустить на самотек такую ситуацию, то можно получить самые негативные последствия. Одно из них – насмешки одноклассников. Особенно остро на них будет реагировать стеснительный ученик. Если во время чтения или в разговоре он произносит слова неправильно, это вызывает смех сверстников. В итоге ребенок может замкнуться в себе из-за страха сказать неправильно, что скажется на дальнейшем обучении.

Точного возраста, когда стоит приступать к занятиям, нет. Одни дети начинают говорить рано, другие – поздно. Поэтому ориентироваться надо на конкретного ребенка и темпы его развития. Как только малыш заговорит, поправлять его надо сразу, чтобы он привыкал к правильному произношению.
Если родители упустили этот момент, то начинать надо в любое время, как только заметили, что проблема существует. Ждать, что с возрастом пройдет (наши пресловутые «выговорится» и «перерастет») не стоит. Научиться правильно говорить и ставить ударение на ранней стадии легче, чем исправлять запущенную форму.

Важно! Ни в каком возрасте ребятишкам не пойдут на пользу коверканные слова, которые они слышит от взрослых. «Хаясё» вместо «хорошо», «асета» вместо «конфета» и другие подобные слова воспринимаются малышом, как норма. Если взрослые с улыбкой коверкают речь, когда крохе 2-3-4 года, то ребенок просто не поймет, почему вдруг в 5-6-7 лет это перестало быть нормой и почему вдруг его за это ругают.

Причины неправильной постановки ударения

Проблема неправильного ударения присуща большому числу детишек. Это не аномалия, не редкость, поэтому и паниковать не стоит. Специалисты видят основные причины неумения определять ударения в следующем:

  1. Окружение и качество общения. Если ребенок постоянно слышит слова с неправильным ударением, то велика вероятность, что и он будет так говорить, принимая услышанное за верный вариант. Бывает, что родственники, услышав от ребенка неправильное произношение, начинают повторять – в шутку, потому что посчитали это произношение забавным. Это в корне неверные действия.
  2. Всегда надо поправлять дитя, мягко, без агрессии. Родителям надо следить, какие мультфильмы смотрит ребенок, в некачественной анимации встречается проблема неправильного ударения. Родственники и все, кого ребенок часто слышит, оказывают прямое влияние на речь. Важно просить всех говорить правильно.

Дефицит общения. С детьми любого возраста важно много разговаривать. Много читать, обсуждать, объяснять. Так у малыша формируется словарный запас. Если он испытывает дефицит общения, то попросту не знает – как правильно надо ставить ударение в словах.

  • Лепетанье. Во многих семьях есть привычка общаться с крохой на его языке, так называемое сюсюканье, что накладывает отпечаток на формирование речи. С детьми так нельзя разговаривать, это наносит вред развитию. Всегда надо называть предметы и явления своими именами. Ребенок может не выговаривать сразу большинство слов, но если он будет слышать правильный вариант, то рано или поздно начнет произносить правильно. Если же взрослые постоянно называют предметы «детским» языком, то и малышу трудно понять, как надо.
  • Непонимание, зачем нужно ударение. Детям непонятно, что значит ставить ударение, куда падает ударение, как оно может «стоять и падать». У них буквальное восприятие. Поэтому надо объяснять важность и значимость до тех пор, пока ребенку не станет понятно.
  • Важно! Для малолетних детей в большинстве случаев родители – самые авторитетные взрослые. Поэтому они будут перенимать манеру общения. Задача взрослых – подать правильный пример речевого общения.

    Как научить детей правильно ставить ударение

    Цель родителей – в наиболее доступной форме объяснить ребенку необходимые знания (слоги, ударение). Менторский тон и суровый взгляд отобьют желание учиться. Заставлять насильно не стоит, результата такие занятия не дадут. Основные правила:

    • Процесс обучения должен происходить в максимально удобной для ребенка форме, то есть в процессе игры. Именно такой подход дает лучший результат (не только при обучении ударению, а во всем).
    • Полезнее комбинировать разные методы обучения: так больше шансов, что материал усвоится. Надо найти «свой» прием, который подойдет. То, что приносит результат с одним малышом, может не сработать с другим.
    • Желательно применять фантазию, сделать процесс обучения забавным, веселым, чтобы ребенок сам проявлял желание учиться и узнавать.

    Методы и приемы обучения

    В увлекательной форме дошкольникам усваивать материал легче, поэтому главный прием обучения – игра.

    • Можно поиграть с ребенком в расстановку ударения в одном слове, но в разных местах. Для начала надо взять любое слово из двух слогов и поменять ударение: Окно и окнО, шарИк и шАрик и так далее. Этот прием позволит понять, почему так важно правильное ударение. Впоследствии можно увеличивать количество слогов рАкета-ракЕта-ракетА и так далее. Можно кидать друг другу мяч – это будет означать переход хода – одно ударение взрослый, второе – ученик.
    • Можно разучивать специальные стихи, считалочки на ударение – и память тренируется, и словарный запас пополняется, и обучение заодно проводится.

    Как у нашей Марфы
    Все в полоску шАрфы!

    Что за странный носорог
    Ел и твОрог и творОг!

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Чтобы нам игру начАть,
    Встанем все по алфавИту:
    Ани, Вани, Коли, Риты.
    Кто не знает алфавИт,
    Тот расчёт наш облегчИт.

    • Для обучения можно использовать кубики Зайцева, на гранях которых написаны слоги. Интересно составить слова из слогов и определить, какой из них ударный. Ударный слог можно как-то отметить – нарисовать ударение на листе и положить сверху или придумать свой способ. Такой прием поможет научить ребенка читать.
    • Произносить слова растяжно, например, ко-о-о-шка, медве-е-едь и так далее. Но слишком долго этот прием использовать не стоит, чтобы ребенок не привык петь слова.
    • Обозначать ударный слог звуковым действием – пусть это будет хлопок в ладоши, удар молоточком в барабан, бубен. Задача: чтобы ударный слог звучал громче безударных.
    • Детям, которые умеют читать, можно написать на листе слова и предложить выделить ударный слог – обвести его цветным карандашом, подчеркнуть, нарисовать над ним что-то и так далее. Нужно, чтобы этот слог отличался от остальных.
    • Игра «подлови родителя» – взрослый называет слова с правильным и неправильным ударением, ребенок должен «подловить» на неправильном произношении и исправить.
    • Можно разучивать песенки и стишки, не договаривая последнее слово. Пусть его дополнит ученик.
    • Игра «угадай слово»: взрослый говорит слово (фразу, предложение) с намеренно неправильным ударением, ребенок поправляет и говорит свое, его поправляет взрослый и так по цепочке. Например: «кто такой заЯц?», «поучитесь у бОбра строить дом без топора», «расскажи мне про КолОбка» и далее в таком духе.

    Частота занятий

    Обучение ребенка должно проводиться регулярно, в идеале – непрерывно, но незаметно. Это не детский сад и не школа, когда «сегодня среда, после завтрака садимся за ударение». Для малыша такой подход будет скучным. Можно играть везде: по дороге в детский сад или из сада (называя предметы, которые встречаются на пути), во время купания, на велопрогулке и так далее.
    Обучение правильной постановке ударения не требует каких-то специальных правил, главное тут – общение. Можно за чтением любимой сказки проверить – насколько хорошо ребенок усваивает материал – нарочно произнести привычное слово неверно и следить, заметит ли ребенок.

    Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Методики и рекомендации

    Ударение в русском языке отличается подвижностью. Верно запомнить его место в словах – задача, с которой не справляются даже многие взрослые. Конечно же, сталкиваются с этой проблемой и дети. Как научить ребенка ставить ударение в словах? Существуют простые техники, которые помогут справиться с этой задачей. Регулярность тренировок – залог успеха.

    Почему дети ошибаются?

    Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Для начала следует разобраться в том, почему дети ошибаются. Причины возникновения проблемы могут быть различными.

    Вам будет интересно: Самоотвод — это добровольный отказ

    • Малыш постоянно слышит ошибочные варианты постановок ударения. Это происходит дома, в садике, с экранов телевизоров. Дети быстро впитывают информацию, поступающую отовсюду. Поэтому начать борьбу с проблемой родителям следует с контроля собственного произношения.
    • Недостаток общения со взрослыми. Дети склонны подражать родителям и другим родственникам, так они обучаются всему. Нехватка общения может негативно повлиять на общее развитие малыша, на его речь. Ребенок должен слышать то, как нужно говорить. В противном случае он будет придумывать собственные слова.
    • Сюсюканье. Взрослые часто сюсюкают с малышами, стараются разговаривать с ними на «детском» языке. Ребенок слышит неправильный вариант слова и не сомневается в том, что так его и нужно произносить.
    • Непонимание самого понятия. Малыш не понимает, что ему нужно ставить ударение. Он просто произносит слова, и какие-то звуки звучат громче других.

    Когда начинать занятия?

    Вам будет интересно: Онтологический статус: понятие, виды и их описание

    Важно не только то, как научить ребенка ставить ударение в словах. Важно также правильно выбрать время для начала занятий. Необходимо учитывать то, что все дети разные. Один ребенок развивается быстро, у другого это происходит медленнее.

    Считается, что словарный запас, позволяющий строить фразы, формируется приблизительно к 3-4 годам. Необходимости в систематических занятиях в более раннем возрасте нет. Однако не стоит дожидаться и того момента, когда малыш пойдет в школу. Первоклассника научить правильно говорить сложнее, чем 4-5-летнее дитя. Решить проблему всегда труднее, чем предотвратить ее возникновение.

    Как научить ставить ударение: правило №1

    Итак, с чего же начать? Что маме и папе следует запомнить в первую очередь? Как научить правильно ставить ударение ребенка быстро и легко? В беседах со своим малышом необходимо всегда произносить слова правильно и четко. Это же нужно делать и в разговорах с другими взрослыми, которые слышит малыш.

    Ни в коем случае нельзя коверкать слова, пытаясь сделать их милыми и детскими. С раннего возраста нужно объяснять малышу явления и предметы, комментировать свои действия. Замечательно, если при этом ребенок видит мимику, движение губ.

    Как часто заниматься?

    Положительный эффект зависит от регулярности занятий. По возможности мамы и папы должны упражняться с малышом каждый день. Однако форму занятий следует постоянно менять. В противном случае чадо начнет скучать, в связи с чем будет хуже воспринимать информацию.

    Чем с большим интересом занимается ребенок, тем больше пользы это ему принесет. Поэтому тренировки лучше всего проводить в игровой форме. Скучные упражнения малыш будет воспринимать как развлечения, если родители проявят немного фантазии.

    «Угадываем слова»

    Как научить ребенка разбираться в том, где ставить ударение в слове? Упражнение «Угадываем слова» поможет в этом. Мама или папа произносит слово с неправильным ударением, а затем обращается к малышу с просьбой исправить свою ошибку. Скажем, можно произнести «кошка» с выделением второго слога, а затем предложить ребенку назвать правильный вариант. Постепенно задачу следует усложнять.

    Существует и другая версия этой игры. Ребенку можно предложить выбрать правильный вариант сразу из пары слов с разными ударениями. К примеру, произнести «чашка», выделив сначала первый, а затем второй слог. Как правило, малыши угадывают верный вариант интуитивно, а регулярные тренировки способствуют этому. Также можно предложить ученику перебрать все варианты произнесения слова. После этого он должен выбрать тот, что, на его взгляд, лучше всего звучит.

    «Позови меня»

    Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно с помощью упражнения «Позови меня»? Эта техника подразумевает, что предметы потерялись, к примеру, в лесу. Малыш должен позвать их, произнося названия на распев. Скажем, «табурееетка!», «тууумбочка!», «портфееель!».

    Слова важно произносить нараспев, при этом их не нужно разделять по слогам. Помимо этого можно звать по именам друзей и знакомых, «искать» любимые игрушки и так далее.

    «Молоточек»

    Еще одна техника, которая, как правило, нравится маленьким детям, которые еще не ходят в школу. Нужно очень громко произнести выбранное слово и ударить молоточком. Удар совершается в момент произнесения самого громкого слога, что откладывается в памяти ребенка. Сначала малышу можно подсказывать правильное решение, затем он должен научиться определять его самостоятельно.

    Использовать молоточек вовсе не обязательно. Как вариант, разрешается бить по столу кулаком или хлопать в ладоши. Это развлечение также придется детям по душе. Главная задача – выделить ударный слог с помощью громкого звука.

    Народные методы

    Народные методы также не следует сбрасывать со счетов. Их преимущество в том, что их эффективность проверена многими поколениями.

    Для начала следует посадить малыша за стол. Свои кулачки он должен поставить на поверхность, расположив один на другом. Подбородок должен располагаться прямо над ними. Далее нужно вместе с ребенком произносить разные слова. Начать можно с простых, переходя к сложным постепенно. Подбородок будет касаться рук во время произнесения ударного звука.

    Кубики Зайцева

    Как научить первоклассника ставить ударение в словах? Для детей 6-8 лет идеально подходят кубики Зайцева. Особенность их заключается в том, что на каждой стороне изображен слог, а не буква.

    Для начала родители могут сами составлять слова. Ребенок должен лишь поставить специальный кубик на ударный слог. Затем задание необходимо усложнить. Малыш должен складывать слоги в слова самостоятельно, подчеркивая ударение. Это занятие не только научит его правильно произносить слова, оно также развивает навыки чтения. К кубикам Зайцева прилагается методическое пособие, которое поможет сделать тренировки максимально эффективными.

    Разные упражнения

    Разобраться в том, где ставить ударение в слове, помогут и другие упражнения. К примеру, «Крик и шепот». Мама или папа называет проблемное слово. Ребенок должен сначала прокричать его во весь голос, а затем прошептать. Так малыш избавится от привычки разбивать слова на слоги.

    «Раскрась букву» — еще одно полезное упражнение, решающее проблему с неправильной постановкой ударения. Если ребенок уже умеет читать и писать, то его можно выполнять. Малыш должен написать проблемное слово, а затем закрасить ударную букву.

    Помимо этого

    Обязательно стоит обратить внимание сына или дочери на то, что существуют слова, которые имеют одинаковое написание, но отличаются ударением. Скажем, значение слова «атлас» зависит от того, какой слог выделяется.

    Также малыш должен запомнить, что ударение всегда падает на гласный звук. Только его можно пропеть, протянуть. Объяснить ребенку необходимо и то, что слово не нужно произносить по слогам, чтобы найти ударный слог. Вместо этого надо произнести его нараспев, «позвать».

    Уточняющие члены предложения – определение, запятые

    Обособляются (выделяются запятыми, реже — тире) слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов (уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому). Чаще всего уточняются обстоятельства и определения.

    1. Уточняющие обстоятельства места: Там, ниже, мох тощий, кустарник седой (П.); Внизу, в тени, шумел Дунай (Тютч.); Илья Ильич учился в Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего немца Штольца (Гонч.); Прямо против кордон а, на том берегу, всё было пусто (Л. Т.); В предместье , около боен, выли собаки (Ч.); Несколько в стороне от гуся, на матрасике, лежал белый кот (Ч.); Вверху, над вершинами дубов, где ровно синела глубина неба, собирались облака (Бун.); За рекою, в розовеющем небе, ярко сверкала вечерняя звезда (М. Г.); В Крыму, в Мисхоре, прошлым летом я сделал изумительное открытие (Купр.); На хуторе, в трёх верстах от деревушки Соломенной, разведчики оставили лошадей и пошли пешком (Ф.); Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик (Н. О.); Недалеко, в направлении станицы Ольгинской, привычно перекатывались звуки орудийной стрельбы (Перв.); Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле (Чак.); Дорога раздваивается, и неизвестно, куда идти дальше — прямо или налево.

    Нередко уточняющие обстоятельства места выстраиваются в ряд, образуют цепочку: Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы (Л. Т.); Вокруг по левому берегу , в полуверсте от воды, на расстоянии семи-восьми вёрст одна от другой, расположились станицы (Л. Т.); Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк (Кор.); Шагах в шести от Челкаша , у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень (М. Г.); В пространной низине, справа, до самого хребта, отвернувшегося в сторону и затерявшегося в мутно-серой дали, виднелся лес (Ф.); Даже сюда, через озеро, за километр, вместе с горячим воздухом, доносился гул и треск (Гайд.); Тут же, возле амбара, прямо на снегу, раздевались (Ш.).

    В зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться или не рассматриваться как уточняющее обстоятельство. Ср.:

    Впереди на дороге толпились люди (т. е. в передней части дороги). — Впереди, на дороге, толпились люди (т. е. сама дорога находилась впереди);

    Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель находится в лесу). — Далеко, в лесу, раздавались удары топора (слушатель находится вне леса);

    Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет). — Дети расположились на поляне, между кустами (кусты находятся на самой поляне). –

    К уточняющим обстоятельствам относятся названия районов, областей и т. п., обозначающие местонахождение поселков, деревень и т. д., а также указания в адресах: В деревне Уваровке, Петровского района, Калужской области, состоялся праздник урожая; Посёлок Новые Горки, Щёлковского района, Московской области, находится недалеко от станции Болшево; Москва, улица Плющиха, д. 38, кв. 2.

    Но: Школа № 4 Талдомского района Московской области — необособленное несогласованное определение.

    Обычно уточняющий член предложения ограничивает объем понятия, выраженного уточняемым членом предложения: Вни з у, под железной сетью воздушной дороги, в пыли и грязи мостовых, безмолвно возятся дети (М. Г.) — уточняющие члены расположены по нисходящей градации, т. е. последующий уточняет значение предыдущего. Но бывают случаи, когда уточняющий член по выражаемому им понятию шире, чем уточняемый: Я лежал на кровати, в незнакомой горнице , и чувствовал большую слабость (П.); Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу (М. Г.).

    2. Уточняющие обстоятельства времени: Я проснулся поздно, часу в пятом пополудни (Акс.); Мы отправились и бродили долго, до вечера (Т.); В полдень, в ясную, солнечную погоду, ничего нельзя вообразить печальнее этой развалины (Т.); Это было глубокой осенью, в холодный и сумрачный день (Дост.); Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы (Л. Т.); Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть (Ч.); Всю ночь, до петушиного рассвета, мерил Чапаев карту (Фурм.); Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах (Пауст.); Летом, вечерними зорями, на вершину кургана слетает из подоблачья степной беркут (Ш.).

    Если при наличии двух обстоятельств времени второе из них не служит для ограничения понятия, выраженного первым, то оно не является уточняющим и запятая между обстоятельствами не ставится: Заседание кафедры состоится завтра в шесть часов вечера (ср.: 3автра , в шесть часов вечера, состоится заседание кафедры ).

    3. Уточняющие обстоятельства образа действия: Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, глянул вверх, на небо (Т.); И о душе своей заботился солидно , по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью (Ч.); Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза (Л. Т.); Тихо, с боязнью , она говорила ему что-то странное (М. Г.); Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх (Фед.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона (Ф.); Бабы зашумели все сразу, в один голос , не давая Давыдову и слова молвить (Ш.); Только так, среди травы, цветов, пшеницы, и могла начаться наша река Ворша (Сол.); Он был тщательно, до розового лоска на щеках , выбрит (Ант.); Вот так, походя, вопрос не решить.

    4. Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т. д.: Ещё одно, последнее, сказанье — и летопись окончена моя (П.); Кой-где выглянули женские, большей частью старушечьи, головы (Т.); Их сопровождал небольшой плотненький человечек с флегматичным, почти заспанным, лицом (Т.); Только узкая, саженей в триста, полоса плодородной земли составляет владение казаков (Л. Т.); Пьер, с раннего утра уже стянутый в неловком, сделавшемся ему узким, дворянском мундире, был в залах (Л. Т.); Пройдя какую-то пустую, без жителей, деревню, эскадрон опять поднялся на гору (Л. Т.); Горбоносый камнелом расправил усы и бороду белыми, в извёстке, руками (М. Г.); Вдали высилось тёмно-красное, цвета сырого мяса, здание фабрики (М. Г.); На площадку классного вагона вышел человек в чёрной — до ворота застёгнутой — гимнастёрке (А. Т.); Через минуту три истребителя один за другим поднялись в голубоватый, как бы перламутровый, воздух (Кат.); Гвардейцы шли во весь рост, широкой цепью, по пёстрому — малиновому, лиловому, зелёному — клеверному полю (Кат); Высокий, на мачте, фонарь помог Глебу разглядеть его серое, небритое, со впадинами на щеках, лицо (Леон.); Она со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках (Ш.); Он увидел на белой шапке кургана невдалеке рдяно-жёлтую , с огнистым отливом, лису (Ш.); Катер шёл, всё время подвигаясь в чёрной, почти чернильного цвета, тени (Сим.); Глаза не слепил уже белый, с отсветами заката, снег; Вдали, у Никольских ворот, виднелась высокая — трубой — соболья шапка боярина (А. Т.); А они такие свеженькие, чистенькие, без единого пятнышка, на земле, значит, так вот и лежали? (Фед.); Вошла молодая, лет семнадцати, девушка (Купр.); На дублёной от жёлтого загара шее собирались толстые, в палец, складки (Лид.); Толстые, гвардейского сукна, штаны уж никак не шли ни мастеровому, ни батраку (Кат.); Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят, шинели (Кат.); На цыпочках прошёл в горницу, разделся, бережно повесил праздничные, с лампасами, шаровары (Ш.); Из-под крутого, волчьего склада, лысеющего лба он бегло оглядел комнату (Ш.); По соседним, без дверей, заляпанным светлым комнатам загрохотали, приближаясь, шаги (Пан.); Это был посёлок за городом на голом, без деревца, без кустика, низком месте (Пан.); Это был молодой мужчина невысокого роста, с малозаметными усиками, в простой, в полоску, рубахе с резинками на рукавах (Сол.); Возникает особая, технического порядка, пауза; Пассажир вошёл с оригинальным, под крокодиловую кожу, чемоданом; Каждое из этих явлений имеет свои, присущие только ему, особенности; С её , всё-таки не блестящим, здоровьем следует больше беречь себя.

    Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, тот, такой, каждый, один (в значении местоимения) и т. п.: Хотелось отличиться перед этим, дорогим для меня, человеком (М. Г.); Затем удивила Дашу «доморощенность» всего этого, так нашумевшего, дерзновения (А. Т.); Эти, не всегда твёрдые и стройные, стихотворные строки писала рука, твёрдая, как сталь (Сим.); Между ними давно уже установились те, чисто формальные, отношения, которые так обычны между двумя родственниками (М. Г.); Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением (Г.); Каждому, приехавшему и пришедшему, они должны были найти и указать место для ночлега (Ч.); Ни одного, ни санного, ни человеческого, ни звериного, следа не было видно (Л. Т.); Произошло нечто, столь необычное в мире, что всё бывалое, привычное будто заколебалось в своей власти над жизнью (Фед.).

    Но если определительный оборот, стоящий после указательного местоимения, тесно примыкает к нему и не имеет значения уточнения, то. он не отделяется запятой от этого местоимения: Эти недавно построенные дома уже полностью заселены [см. § 18].

    Уточняющие определения могут присоединяться посредством подчинительных союзов: Неодолимая, хотя и тихая, сила увлекала меня (Т.); Актуальная, даже если не совсем новая, тема заслуживает внимания; Пожертвовать прошлым ради одной, пусть и дорогой, встречи он не решался; Следует отметить, что эта интересная, потому что ещё никем не разработанная, тема выбрана именно молодым исследователем.

    Но если определение, присоединяемое подчинительным союзом, является однородным по отношению к предшествующему определению и не носит характера уточнения (смыслового и интонационного), то после него запятая не ставится: Перед нами поставлена трудная, зато интересная задача [см. § 12, п. 6]. Разграничение этих случаев зависит от воли пишущего.

    Примечания: 1. Писатели-классики иногда выделяли запятыми в качестве уточняющего определения причастный оборот, стоящий по c ле однородного определения-прилагательного. Например, у И. С. Тургенева: Он устроил большую , полотном покрытую , купальню; В ста шагах от мельницы находился маленький , со всех сторон открытый , навес; Из особенной , мною сперва не замеченной , конюшни вывели Павлина. В настоящее время такая пунктуация встречается редко [см. § 10].

    2. Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, иначе, скорее и т. п. Однако следующие за ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных ( точнее, вернее, иначе по смыслу равнозначны словосочетаниям точнее говоря, вернее говоря, иначе говоря ), сами выделяются запятыми: Его доброта, вернее , его великодушие тронуло меня — сказуемое согласовано с ближайшим предшествующим словом, от которого оно не может быть отделено запятой; Совсем недавно, точнее , в последнем номере журнала была опубликована статья аналогичного содержания; Песец, иначе полярная лисица , ценится за свой мех (здесь иначе в значении ‘то есть’; но: Мальчика нужно вовремя остановить, иначе он такого натворит — здесь иначе выступает в функции противительного союза); Следует дополнить, скорее , уточнить приведённые в отчёте данные.

    Слово скорее не выделяется запятыми, если употреблено в значениях: а) ‘лучше сказать’: Павел Петрович медленно похаживал взад и вперёд по столовой… произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде «а! эге! гм!» (Т.); Его не удивил, а скорее обрадовал этот вопрос; Пасмурный, скорее сумрачный, день; б) ‘лучше’, ‘охотнее’: Она скорее согласилась бы умереть, чем поделиться властью с другой хозяйкой (Т.).

    В роли уточняющего может выступать сочетание слов более того: Было бы глупостью, более того , безумием упустить такой случай; Он глубоко уважал своего друга, более того — восхищался им.

    3. Возможно уточнение без вводящих слов: Растения были спасены — политы.

    2.8. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

    В простом предложении интонационно и по смыслу выделяются члены предложения со значением уточнения, пояснения и присоединения. В целом они имеют функцию добавочных сообщений.

    В предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами используются следующие знаки препинания: запятая, тире.

    А) Уточняющие члены предложения

    При уточнении разграничиваются уточняющие и уточняемые члены предложения. Уточняющими называются те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые члены.

    Обособляются (отделяются запятой в начале и в конце предложения и выделяются с обеих сторон в середине предложения) слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.

    Уточняющие члены по отношению к уточняемым служат наименованиями более конкретными по значению, так как они сужают понятие, передаваемое уточняемым (основным) членом предложения, или в каком-либо плане ограничивают его. Таким образом, члены уточняемый и уточняющий соотносятся как общее и частное, широкое и конкретное, родовое и видовое, причём уточняющий член предложения следует за уточняемым (а не наоборот!).

    Ср.: Завтра , (когда именно?) в шесть часов вечера , состоится собрание членов кооператива. – В шесть часов вечера состоится собрание членов кооператива.

    Уточняться могут все члены предложения.

    1. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени, поскольку именно они могут обозначаться очень обобщённо и неопределённо (там, туда, оттуда; везде, всюду; тогда, потом и др.). Конкретизацию дает именно уточняющий член:

    Там , (где именно?) на горизонте , светилась бледно-розовая полоска света (М. Горький); Теперь, (когда именно?) после половодья , это была река саженей в шесть (Чехов).

    Иногда соотношение более широкого и более узкого понятий может быть продиктовано лишь данным контекстом:

    Сегодня вечером мы с Егором Ивановичем едем в Петроград , (куда именно? / к кому именно?) к Маше (А.Н. Толстой).

    Нередко уточняющие обстоятельства места образуют цепочку, выстраиваются в ряд:

    Впереди, (где именно?) далеко , (где именно?) на том берегу туманного моря , виднелись выступающие лесистые холмы (Л. Толстой).

    2. Уточняться могут и другие обстоятельства, при наличии у них более широкого значения, чем уточняющего:

    Он встряхнул кудрями и самоуверенно , (как именно?) почти с вызовом , глянул вверх, на небо (Тургенев); Он был тщательно , (как именно? / до какой именно степени?) до розового лоска на щеках , выбрит (Антонов).

    Несколько человек идут по снегу через улицу в хату (Быков).

    Если между обстоятельствами поставить запятые, то отношения между ними станут несколько иными: каждое последующее будет логически выделяться, восприниматься как подчинённое предыдущему, что усилит впечатление напряжённости и даже опасности описываемого момента.

    Cр.: Несколько человек идут по снегу , через улицу , в хату .

    Обратите внимание и на то, как изменится при этом интонация!

    2) В зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться как уточняющие или не как уточняющие обстоятельства. Сравните приводимые попарно предложения:

    Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель тоже находится в лесу). – Далеко , в лесу , раздавались удары топора (слушатель находится вне леса).

    Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет). – Дети расположились на поляне , между кустами (кусты находятся на самой поляне).

    3) Если при наличии двух обстоятельств времени второе из них не служит для ограничения понятия, выраженного первым, то оно не является уточняющим и запятая между ними не ставится.

    3. Уточняться могут согласованные определения со значением цвета, размера, возраста и др.:

    Ещё одно , (какое именно?) последнее , сказанье – и летопись окончена моя (Пушкин); Кой-где выглянули женские , (какие именно?) большей частью старушечьи , головы (Тургенев).

    Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, такой, каждый, один (не в значении числительного, а в значении местоимения) и др.:

    Чичиков немного озадачился таким, (каким именно?) отчасти резким , определением (Гоголь); Ни одного, ни санного , ни человеческого , ни звериного , следа не было видно (Л. Толстой); Хотелось отличиться перед этим, (каким именно?) дорогим для меня , человеком (М. Горький).

    Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и. увидел совершенно другие , незнакомые мне места (Тургенев).

    2) Уточняющие определения могут присоединяться посредством подчинительных союзов.

    Неодолимая , хотя и тихая , сила увлекла меня (Тургенев); Нельзя так убиваться из-за простого , пусть и такого дорогого , костюма (Савельев).

    Но если определение, присоединяемое подчинительным союзом, является однородным по отношению к предшествующему и не носит характера уточнения (смыслового и интонационного!), то после него запятая не ставится.

    Получены важные , хотя и не итоговые сведения.

    4. Более часто по сравнению с согласованными определениями обособляются уточняющие несогласованные определения:

    Катер шёл, всё время подвигаясь в чёрной, (какой именно?) почти чернильного цвета , тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Симонов); Это был молодой мужчина невысокого роста, с малозаметными усиками, в простой, (какой именно?) в полоску , рубахе (Солоухин); Вошла молодая, (какая именно?) лет семнадцати , девушка (Куприн); Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, (какой именно?) до пят , шинели (Катаев).

    5. Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, иначе и т.п., однако следующие за ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных ( точнее, вернее, иначе, скорее по смыслу равнозначны словосочетаниям «точнее говоря», «иначе говоря» и т.п.), сами выделяются запятыми:

    Его доброта, вернее , его великодушие тронуло меня (в этом примере сказуемое согласовано с ближайшим к нему предшествующим словом, от которого оно не может быть отделено запятой); Совсем недавно, точнее , в последнем номере журнала была опубликована статья аналогичного содержания; Следует дополнить, скорее , уточнить приведённые в отчёте данные.

    В роли уточняющих могут выступать слова более того . Именно они выделяются запятыми, тогда как следующее за ними определение – нет:

    Было бы глупостью, более того , безумием упустить такой случай; Он глубоко уважал своего друга, более того , восхищался им.

    а) «лучше», «охотнее»:

    Она скорее согласилась бы умереть, чем поделиться властью с другой хозяйкой (Тургенев);

    б) «лучше сказать»:

    Примечание. Уточняющие члены предложения обычно выделяются запятыми. Однако возможна постановка и такого знака, как тире.

    Тире обычно ставится в следующих случаях:

    а) при уточняющих обстоятельствах, если подчёркивается не только уточняющий, но и вставной характер обстоятельств, например: Грачи закричали за рекой в ветвях, и повсюду – в кустах и в траве – запели, зачирикали птицы (А.Н. Толстой);

    б) при подчёркивании последовательности уточнения и соотнесения уточняющих и уточняемых членов, например: Он устроился на шахту , на неполный рабочий день – после уроков (Баруздин). Здесь обстоятельство на шахту поясняется всей следующей конструкцией на неполный рабочий день – после уроков, причём эта конструкция имеет своё уточнение после уроков, отделённое знаком тире. Использование запятой вместо тире в данном контексте невозможно, поскольку запятая исказила бы смысл, уравняв позиции всех трёх обстоятельств (ср.: на шахту, на неполный рабочий день, после уроков). А тире подчеркивает то, что обстоятельства неравнозначно соотносятся друг с другом;

    в) при уточнении именной части сказуемого (ср.: Снег тут был неглубокий – по щиколотку ).

    Б) Пояснительные члены предложения

    Пояснительные члены предложения поясняют смысл предшествующих членов предложения. Поясняемые и пояснительные члены в принципе обозначают тождественные понятия.

    Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснение – это обозначение одного и того же понятия другими словами.

    Таким образом, пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, выражающим по разным причинам то или иное понятие недостаточно определённо и понятно:

    Особенно нам, русским , должна быть близка и драгоценна сжатость (Чернышевский); Ему представился свой дом – шесть больших комнат (М. Горький); Иногда что-нибудь хочется сделать – почитать (Гоголь).

    1. Перед пояснительным членом предложения стоят слова именно, а именно, то есть, то бишь :

    Она была воспитана no-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками (Пушкин); Мы доехали на своих лошадях в коже, то есть в крытой рогожею полозке (Аксаков); В то время, именно год назад , я ещё сотрудничал по журналам (Достоевский); Третьего дня, то бишь на той неделе , сказываю я старосте. (Слепцов).

    При отсутствии в предложении слов именно, а именно, то есть эти слова могут быть вставлены:

    У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта – стать столяром (Паустовский); Он всеми силами души всегда желал одного – быть вполне хорошим (Л. Толстой).

    Разговор шёл один – о погоде ; Профессия его была самая мирная – учитель .

    2) Встречается постановка двоеточия при пояснительном члене предложения. Обычно двоеточие ставится для того, чтобы избежать двух тире.

    Предложен и другой путь: использование некоторых видов морских растений – водорослей, богатых многими ценными веществами.

    2. Пояснительные члены предложения могут присоединяться союзом или (в значении «то есть»):

    Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша , приехавший из Москвы (Чехов).

    Союз или может иметь разделительное значение («или то, или это»). В этом случае он связывает однородные члены, и запятая между ними не ставится. Если союз или можно заменить союзом то есть , то он имеет пояснительное значение. В этом случае пояснительный оборот выделяется запятыми.

    Примечание. Определения, носящие характер пояснения (перед ними можно поставить слова а именно, то есть ), отделяются запятой от поясняемого слова, но после них запятая обычно не ставится, например: Торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани; Очередной, шестой том подписного издания на днях поступит в магазин; Он заговорил совсем другим, серьёзным тоном; Четвёртая, последняя часть романа завершится эпилогом.

    В) Присоединительные члены предложения

    Присоединительные члены предложения передают добавочные сведения, разъяснения или замечания, возникшие попутно, в связи с содержанием основного высказывания. Присоединительные члены предложения отделяются запятыми, реже – тире:

    Отражение света ударило, порывисто дрожа, во все стороны, особенно сверху (Тургенев); У каждой, даже маленькой , речки есть на земле заслуги (Песков).

    1. Присоединительные члены предложения могут иметь особые связующие слова: даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и притом, причём, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще, да и только и др.:

    Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (Пушкин); Вот тебе ужо будет баня, и с твоею хозяюшкою (Пушкин); По ночам, особенно в жару . в доме было страшно (Бунин); Некоторые казаки, и Лукашка в том числе , встали и вытянулись (Л. Толстой); Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела, в частности на канцелярские тонкости (Мамин-Сибиряк); Человека три в Заречье, в их числе Сима Девушкин , делали птичьи клетки и садки (М. Горький).

    Такие члены предложения легко отделить от остальной части предложения и для усиления их выделительной роли поставить вместо запятой точку.

    Ср.: У тебя солидный опыт работы, причём в области перестройки и поисков новых форм (Беляев). – Среди прочих телеграмм будет и его. Причём самая необычная (Лапин); Все предметы, в особенности ветки деревьев и углы зданий , удивительно рельефно выделялись на смугло-розовом темнеющем небе (Куприн). – Этой способностью к прекрасному устному рассказу на основании подлинных фактов обладали многие писатели. В особенности Марк Твен (Паустовский); Было очень тепло, даже жарко (Чаковский). – Механизмы в куклах обычно очень примитивные. Даже в самых дорогих и красивых (Дементьев).

    Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки , достигают полного развития в три дня (Аксаков).

    2) Не следует смешивать пунктуацию при союзах присоединительных и союзах соединительных и, да , связывающих однородные члены предложения. В первом случае запятая перед союзом ставится, во втором – перед неповторяющимся союзом никакого знака не требуется.

    Ср.: Автор статью представил, и своевременно (и – союз присоединительный). – Автор статью представил в переработанном виде и своевременно (и – союз соединительный); Работу можно было давно уже сделать, и даже лучше . – Работу можно было сделать скорее и даже лучше.

    3) Не ставится запятая перед союзом да и в следующих случаях:

    а) если он употреблён в соединительном значении.

    Вот пошёл он в лес по орехи да и заблудился (Тургенев);

    б) в сочетаниях типа взял да и сказал (с одинаковой формой глагола взять и другого глагола для обозначения неожиданного или произвольного действия):

    Прожили они год душа в душу, и на другой-то год она возьми да и помри (Успенский);

    в) в сочетании нет-нет да и :

    2. Иногда присоединительные члены могут включаться в состав предложения без союзов (обратите внимание на продолжительную паузу, сопровождающую присоединительный член предложения):

    Довольно поздно явился ещё гость, во фраке . (Герцен); Ночью я стою у орудия, дневальным (Катаев).

    Часто при этом используется тире вместо запятой:

    Мы поехали на Кавказ – к солнцу, к морю, к живописным горам ; Он оставался таким же, как и прежде, – спокойным, трудолюбивым, скромным .

    3. Пунктуационно выделяются не только присоединительные члены предложения, но и присоединительные предложения:

    Нет, я его [домового] не видал, да его и видеть нельзя (Тургенев); Я шёл в каком-то опьянении, да и было от чего (Гаршин); Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом осторожность никогда не мешает (Лермонтов).

    Г) Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения

    К уточняющим, пояснительным и присоединительным конструкциям примыкают обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Такие обороты состоят из имён существительных (с зависимыми словами или без них) с предлогами и предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с, за исключением, включая, исключая и др.:

    вместо тяжёлой работы; за исключением трёх человек; кроме трёх человек; наряду с явными успехами.

    Обороты обозначают предметы, включённые в однородный ряд или, наоборот, исключённые из такого ряда, или предметы, замещающие другие.

    На письме обороты со значением включения, исключения, замещения могут обособляться:

    Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек , а Гаврила вернулся домой (Тургенев). Сверх всякого ожидания , бабушка подарила мне несколько книг (Аксаков).

    Следует помнить, что выделение таких оборотов не является обязательным! Они могут обособляться в зависимости от смысловой нагрузки, положения в предложении, степени распространённости и др., то есть в том случае, если автор хочет выделить такие обороты по смыслу и интонационно:

    У заставы вместо часового стояла развалившаяся будка (Пушкин). – Вместо ответа , Кириле Петровичу подали письмо (Пушкин).

    1) В такого рода оборотах слова исключая, включая являются предлогами, а не деепричастиями.

    2) Если обособленный член предложения стоит в середине предложения, то он обосабливается с двух сторон.

    3) Оборот с предлогом кроме может иметь значения включения и исключения.

    Ср.: Кроме большого дома в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке (Леонов) – исключение (только большой дом напоминал о схватке); Кроме города Окурова , на равнине приткнулось небольшое село Воеводино (М. Горький) – включение (на равнине были и город Окуров, и село Воеводино).

    Обычно обороты обособляются независимо от оттенков значения. Однако нераспространённые обороты с кроме в значении включения могут и не обособляться (так подчёркивается их включение в однородный ряд предметов).

    Ср.: Кроме книг на столе лежали тетради и карандаши (включение). – Кроме книг , на столе ничего не было (исключение).

    В последнее время наблюдается тенденция к выделению оборотов с кроме независимо от оттенков значения. Особенно часто это происходит:

    а) при наличии отрицательных местоимений никто, ничего и вопросительных местоимений кто, что :

    Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели (Пушкин);

    б) при наличии в обороте сочетания кроме как :

    Мы и зла-то никому, кроме как медведям , не делаем (Марков).

    Учтите, что оборот кроме того в значении «к тому же» является вводным словом, поэтому всегда обособляется на письме.

    Здесь восемь полковых оркестров и, кроме того , множество частных (Гончаров).

    4) Обороты с предлогом вместо также различаются по значению. Если они имеют значение замещения, то запятая обычно ставится.

    Вместо голых утесов , я увидел около себя зелёные горы и плодоносные деревья (Пушкин).

    Если вместо употребляется в значении «взамен», «за», то запятая обычно не ставится.

    Упражнения к теме «2.8. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения»

    Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»:

    Уточняющие члены предложения

    Термин уточняющие обособленные члены предложения, как правило, употребляется в широком значении для обозначения уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения. Такими членами предложения могут быть и главные, и второстепенные.

    Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

    Например: Его сообразительность, вернее быстрота реакции , поразила меня (подлежащее). Внизу, в тени , шумела река (обстоятельство).

    Чаще всего уточнения требуют обстоятельства места и времени, поскольку они в предложении могут быть обозначены очень общо и неопределённо такими словами, как там, туда, оттуда, впереди, сзади, везде, всюду, тогда, потом, теперь и т. п.

    Именно такие общие указания на пространство и время обычно нуждаются в конкретизации и переходе от более широкого понятия к более узкому.

    Например: Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть. (А.Чехов) Там, ниже , мох тощий, кустарник седой. (А.Пушкин)

    Пояснительным является член предложения, который называет то же понятие, что и поясняемый член, но другими словами. Перед пояснительными членами стоят или могут быть вставлены союзы именно, а именно, то есть, или (= то есть).

    При этом довольно часто пояснительные члены предложения (главные и второстепенные) присоединяются при помощи слов то есть, именно, а именно, или (= то есть), в том числе, например, в частности, главным образом, по имени, по прозвищу, особенно. Иногда присоединительные слова отсутствуют, но их можно мысленно подставить.

    Например: В то время, именно год назад , я ещё сотрудничал по журналам. (Ф.Достоевский) Из лесного оврага неслось воркование диких голубей, или горлинок . (С. Аксаков) Даже любимцы царя, преображенцы , чувствовали себя как бы покинутыми своим державным вождём. (Д. Мор-довцев)

    Присоединительным является член предложения, содержащий дополнительные разъяснения или замечания, сообщаемые попутно, как дополнение к содержанию основного высказывания. Присоединительные члены обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, и притом, причем, и, да, да и, да и вообще, да и только.

    Например: Над ним часто посмеивались, и справедливо . По ночам, особенно в грозу , поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо. (И. Бунин)

    Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединителных членах предложения

    Уточняющие члены предложения

    1. Уточняющие члены предложения, относясь к тому или иному слову в предложении, сужают понятие, им выражаемое, или в каком-либо отношении ограничивают его. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми . Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, степени, меры, образа действия.

    Например: Внизу, в зале , стали тушить огни (Ч.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю , и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); В роще, за плотиной , гукала выпь (М. Г.); Там, на горизонте , откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света (М. Г.); Необъятное пространство заливала река в половодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта , по лугам были разбросаны серебряные пятна (М. Г.); Восьмого июля, в пятницу , Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Голоса под липами теперь звучали мягче, по-вечернему (Булг.); Всюду, и вверху и внизу , пели жаворонки (Ч.); Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть.); Попытаться разглядеть Аксайское урочище там, на западе , на степном скате предгорий (Айтм.); Мы просто стояли в стороне, у закрытого амбара (Нил.); Наконец однажды, в середине дня , за рекой, в темноте, вдалеке, как всегда, вспыхивали и гасли огоньки (Нил.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски , примостилась ворона (Фад.).

    Уточняющими членами предложения могут быть также определения и подлежащие. Обычно уточнения касаются возраста, цвета, размера и др.

    Например: Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу , песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку (Бун.); Длинная, в несколько верст , тень ложилась от гор на степи (Л. Т.); Ему нравился этот душистый, вкус мед а, напиток (Сол.); Именно в тот канунный, перед бурей , год случились некоторые значительные для Ивана Матвеича происшествия (Леон.); Обе, мать и дочь , были в соломенных шляпах (Ч.); Самый большой щит, метров в пять шириной , занимал середину левого ряда (Чук.).

    1. Уточняющие члены, которые акцентируются в большей степени, выделяются тире.

    Например: Сергей Сергеич подошел к Андрею, больно – со злинкой – похлопал его по щеке (Шукш.) – уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий – до щиколотки (Бык.) – уточняется сказуемое; Памятников, правда, было мало – всего пять-шесть (Пауст.) – уточняется член предложения со значением неопределенного количества.

    2. Уточняющие определения могут конкретизировать значение местоимений этот, тот, такой.

    Например: Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением (Г.); . Светло-голубые глаза и пепельно-русые волосы как-то скрашивали этот, не особенно заметный , недостаток (М. Г.).

    3. Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами типа вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов). Поскольку выделяется вводное слово, запятая после уточняющего члена не ставится .

    Например: Любая годичная сессия академии – это, конечно же, в первую очередь добросовестный отчет ученых. Отчет о том, каких высот, а точнее, глубин удалось добиться в познании природы. (газ.).

    4. Уточняющий смысл члена предложения может быть подчеркнут как ситуативное совпадение , хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение.

    Например: И вдруг, у самого поворота в Суходол , увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру в халате и шлыке, фигуру не то старика, не то старухи (Бун.) под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства – у самого поворота в Суходол – выдвигается на первый план временное значение (в тот момент, когда подъезжали); В этот раз, подле больной матери , Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца (Айтм.) – временное значение сочетания в этот раз снимает пространственный оттенок в значении обстоятельства подле больной матери. Подобные члены предложения при сохранении своего собственного значения выделения не требуют ;

    Сравните: В этот раз подле больной матери Султанмурат особенно остро почувствовал.

    Пояснительные члены предложения

    1. Пояснительные члены предложения выделяются запятыми.

    Ими могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, поясняемым, которые выражают то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно. Эти члены предложения, как правило, могут иметь указание на их пояснительный характер, т.е. иметь специальные союзы то есть, а именно, или (в значении ‘то есть’)

    Например: Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеич, или попросту Саша , гость, приехавший из Москвы (Ч.); Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.); В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Т.); От Невского проспекта ведет к бывшему Михайловскому дворцу, то есть к Русскому музею , короткая и широкая улица (Сол.); Слева от дороги зеркало в камышах, и все здесь в степи. Не настолько большое, чтобы казаться выпуклым, то есть не море, не озеро, а именно – пруд (Сол.); Она пойдет в сад и приведет в порядок малину, то есть обломает старые сохлые и привяжет к колышкам молодые побеги (Сол.); В беспредельности новых и новых открытий, в раскате невероятных происшествий я впервые почувствовал себя не чеховским Чечевицыным, не гимназистом, мечтающим убежать в пампасы, а истинным читателем, то есть человеком , который в долгожданный час остается наедине с книгой (Кав.).

    2. При наличии слов, предупреждающих о пояснении, ставится тире.

    Например: Он всеми силами души всегда желал одного – быть вполне хорошим (Л. Т.); Одно интересовало его в последнее время – живопись ; Цель, поставленная перед отрядом, была одна – до рассвета дойти до леса . В таких предложениях тире замещает пропущенный пояснительный союз: Байкал славен и свят другим – своей чудесной, животворной силой (Расп.). Пропуск союза может фиксироваться тире и в предложениях без специальных предупреждающих о пояснении слов: Задача, поставленная перед отрядом, была трудная – до рассвета дойти до леса ; Погода-то самая подходящая – пурга (Нил.).

    Однако в печати при подобных пояснениях употребляется и двоеточие, что может быть воспринято как вариантное оформление конструкции с более подчеркнутым пояснением.

    Например: . Поставил себе государственную задачу: обезопасить торговые пути в Бухару, Хиву (Гран.); Настроение одно: работать лучше (газ.).

    3. Среди пояснительных членов предложения особняком стоят согласованные определения с пояснительным значением.

    Они не выделяются знаками, а лишь отделяются от поясняемого определения запятой. Пояснение возникает при особых по значению определениях – они несут общий неконкретизированный, неопределенный смысл. Второе, поясняющее определение снимает неопределенность.

    Например: Подснежники были особой, неодолимой страстью Славы (Барузд.); Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартала (Кат.).

    Пояснение может возникнуть и при другой, противоположной ситуации, когда первое определение абсолютно конкретно, оно выражено порядковым числительным, а второе определение поясняет его иными словами.

    Например: Страшный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (А. Меж.) – т.е. ‘тридцатая, оказавшаяся последней‘ (сочетание тридцатая последняя верста абсурдно, так как предполагает еще двадцать девять последних).

    Присоединительные члены предложения

    1. Присоединительные члены предложения выделяются запятыми.

    Они имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Присоединительные члены, включаемые в предложения, имеют в своем составе слова и сочетания даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и тоже и др.

    Например: Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень , потянулись к окошечку (Ч.); По ночам, особенно в грозу , когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо (Бун.); Полагаю, что как раз вот этого – тайны или предчувствия ее – и недостает не только твоей повести, но и всем произведениям твоих сверстников, в особенности современной лирике (Аст.); Большое, тоже квадратное , окно выходило в садик (Зал.); Я в школе хорошо училась, особенно по французскому (газ.); В нескольких местах валялись в грязи старые автомобильные баллоны, в том числе одна огромная зубчатая покрышка от колесного трактора (Сол.); Было очень тепло, даже жарко (Чак.).

    Возможно выделение и с помощью тире.

    Например: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день – и тоже с рекой (Расп.).

    2. Присоединительные члены предложения, не имеющие специальных присоединительных слов (бессоюзное присоединение), отделяются с помощью тире, более резко отграничивающего его от основного высказывания.

    Например: Старуха приняла кончину старика как судьбу – не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут – до следующего раза (Расп.); Старуха смотрит на него и терпеливо улыбается. Потом говорит – все с той же терпеливой улыбкой (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы – просто так, от нечего делать (Шукш.); Он даже не умывался, а шел сразу во двор – колоть дрова (Шукш.); Чего он притащился ни свет ни заря – от бессонницы, что ли (Расп.); Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу – к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой (Гейч.).

    Такие члены предложения легко парцеллируются (разделяются на отдельные, неполные предложения) и при усилении их выделительной роли отделяются точкой.

    Например: Щетка и мастерок– вот и весь научно-технический прогресс в этой отрасли. И не только в этой (газ.); И он [Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулок по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.); Это скорее притча. Я бы даже назвал ее драматической новеллой. О любви. О ненависти (газ.); Соблюдая последовательность, дальше пришлось бы говорить о годах, обстоятельствах, людях и судьбах, охваченных рамою революции. О мире ранее неведомых целей и стремлений, задач и подвигов, новой сдержанности, новой строгости и новых испытаний (Паст.).

    Уточняющие члены предложения

    Средняя оценка: 4.4

    Всего получено оценок: 1178.

    Средняя оценка: 4.4

    Всего получено оценок: 1178.

    Предложение в русском языке может осложняться конструкциями разных типов, среди которых пояснительные, присоединительные и уточняющие члены предложения. Последние называются так из-за своей основной функции и роли в предложении. Эта тема, которая изучается в 8 классе, важна еще и потому, что ее понимание влияет и на правильную постановку знаков препинания на письме.

    Уточняющие члены предложения: определение и особенности

    Итак, уточняющие члены предложения имеют свою функцию: они уточняют или конкретизируют какой-то предшествующий им член предложения.

    Тот член предложения, который уточняется, и уточняющий его выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Таким образом, они также отвечают на одинаковые вопросы.

    Уточняющий член предложения также подразумевает постановку дополнительного вопроса, то есть не просто как?, а как именно?, не просто где?, а где именно? и так далее. Чаще всего в роли таких членов предложения выступают обстоятельства со значением места либо времени. Помогут лучше понять теоретическую часть примеры уточняющих членов предложения.

    Пример предложения с уточняющими членами : Завтра, в восемь вечера, мы должны быть на станции – в этом предложении обстоятельство “в восемь вечера” уточняет обстоятельство “завтра”, указывая на конкретное время. “Когда?” – завтра, “когда именно?” – в восемь вечера.

    Еще один пример: На огороде, под яблоней, сидел котенок. “Где?” – на огороде, “где именно?” – под яблоней.

    Кроме обстоятельств могут уточняться и определения, а также местоимения и местоименные наречия – там, здесь. этот и так далее. Уточняться могут и главные члены предложения, и дополнения.

    Знаки препинания при уточняющих членах предложения

    Слова и словосочетания, которые уточняют смысл предшествующих им слов, в речи выделяются с помощью интонации, а на письме чаще всего выделяются запятыми, иногда – тире.

    Уточнение – это всегда переход от более широкого понятия к более узкому, только в таком случае обособление будет необходимым.

    Например: У дерева за домом стояла скамейка. В данном случае обстоятельство “за домом” нельзя считать уточняющим, так как это более широкое понятие, чем “под деревом”, а значит, обособление не нужно.

    Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым с помощью союзов и специальных слов, тогда запятая ставится перед ними: Дело было в самый жаркий месяц лета, то есть в июле. Он любил фрукты, в частности персики.

    В качестве уточняющих членов предложения также часто выступают дополнения с такими предлогами, как за исключением, кроме, вместо, наряду и им подобными. Например: Она любила все спортивные игры, за исключением баскетбола.

    Что мы узнали?

    Уточняющие члены играют в предложении важную роль, конкретизируя то, на что указывает уточняемый член предложения. Они всегда отвечают на один с ним вопрос, к которому можно добавить слово “именно”. Кроме того, уточнение – всегда более узкое понятие, чем то, что оно уточняет. Чаще всего уточняющие члены предложения необходимы обстоятельствам места и времени, но уточняться могут и другие члены предложения, такие как подлежащее, сказуемое, дополнение и определение. В уточнении нуждаются и местоименные наречия, местоимения с указательным значением. В речи такие члены предложения выделяются интонационно, а на письме – в основном запятыми, но есть еще один знак препинания, который служит для обособления уточнений – это тире. Уточняющие члены предложения также часто присоединяются к уточняемым с помощью союзов, предлогов и специальных слов, перед которыми в таком случае и ставится запятая.

    Уточняющие члены предложения – определение, запятые

    § 79. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми. Относясь к тому или иному слову в предложении, они сужают обозначаемое ими понятие или в каком-либо отношении ограничивают его. Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры: Там, в горах , повалил снег (Т. Толст.); Внизу, в зале , стали тушить огни (Ч.); Предвоенную зиму Вихров прожил в Петербурге, у себя в Лесном , на природе (Леон.); Восьмого июля, в пятницу , Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть (Ч.); Через часа три или четыре, поближе к сумеркам , в стороне от дороги в поле как из-под земли выросли две фигуры (Б. Паст.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю , и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); Так, в беспорядке и среди постоянных загадок , прошла жизнь Юры, часто на руках у чужих (Б. Паст.); Темнело быстро, по-осеннему (Пауст.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски , примостилась ворона (Фад.); Ответ пришел скоро, через два с половиной часа (Акун.).

    Примечание. Уточняющий смысл члена предложения может возникнуть в условиях контекста, хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение: И вдруг, у самого поворота в Суходол , увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру (Бун.) — под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства — у самого поворота в Суходол — выдвигается на первый план временнбе значение (в тот момент, когда подъезжали); В этот раз, подле больной матери , Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца (Айтм.) — временно́е значение сочетания в этот раз снимает пространственный оттенок в значении обстоятельства подле больной матери. Подобные члены предложения при сохранении своего собственного значения выделения знаками не требуют, ср.: В этот раз подле больной матери Султанмурат особенно остро почувствовал.

    Уточняющими могут быть определения (обычно уточнения касаются размера, цвета, возраста) и приложения: Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу , песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку (Бун.); Катер шел, всё время подвигаясь в черной, почти чернильного цвета , тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Сим.); Степанида жила в большом, на две семьи , доме вдвоем с племянницей Галькой (Расп.); Молодой человек, лет под тридцать , сидел на скамейке и читал газету (газ.); Обе, мать и дочь , были в соломенных шляпах (Ч.). (См. также § 59, 61.)

    § 80. Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире: Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах — без пьедесталов — в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) — уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий — до щиколотки (В. Бык.) — уточняется сказуемое; Памятников, правда, было мало — всего пять-шесть (Пауст.) — уточнение в не-расчлененном односоставном предложении.

    § 81. Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов — см. § 91 — или в сочетании с а употребляются в значении союза, вводящего уточнение). Запятая ставится только перед этими словами, которые не отделяются от уточняющего члена предложения. Ср.: Приду вечером , точнее в девять часов — вводное слово при уточнении; Приеду осенью, а точнее в октябре — союзное сочетание; Он переутомился, а вернее болен ; Отчет о том, каких высот, а точнее глубин удалось добиться в познании природы. (газ.).

    § 82. Пояснительные члены предложения выделяются запятыми. В отличие от уточняющих членов предложения, которые по своему значению неравнозначны уточняемым членам (они сужают уточняемое понятие), пояснительные члены предложения равнозначны поясняемым, но называют их по-другому. Они являются вторыми наименованиями по отношению к первым, поясняемым, которые выражают то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно. Эти члены предложения обычно имеют указание на их пояснительный характер, т. е. сопровождаются специальными союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть»: Но в это время, то есть на рассвете субботы , не спал целый этаж в одном из московских учреждений (Булг.); От Невского проспекта ведет к бывшему Михайловскому дворцу, то есть к Русскому музею , короткая и широкая улица (Сол.); Для Константина Левина деревня была местом жизни , то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.); Недалеко от вас, а именно в деревне Пестрове , происходят прискорбные факты (Ч); Дом наш в Печатниковом расселили десять лет тому назад, а именно в шестьдесят восьмом году (Улиц.); В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Т.); Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеич, или попросту Саша , гость, приехавший из Москвы (Ч.).

    Примечание. Слово именно может выступать и в качестве частицы: Именно его я жду сегодня (выражение идентификации); Он вечный друг — именно так! (выражение уверенного подтверждения).

    При наличии слов, обязательно требующих раскрытия (пояснения) значения, ставится тире: Он всеми силами души всегда желал одного — быть вполне хорошим (Л. Т.); Цель, поставленная перед отрядом, была одна — до рассвета дойти до леса; Байкал славен и свят другим — своей чудесной, животворной силой (Расп.). В таких предложениях тире замещает пропущенный пояснительный союз (можно вставить а именно ). Пропуск союза может фиксироваться тире и в предложениях с достаточно определенными по значению словами, но нуждающимися в пояснении с точки зрения пишущего: Задача, поставленная перед отрядом, была трудная — до рассвета дойти до леса; Погода-то самая подходящая — пурга (П. Нил.).

    Примечание. В подобных случаях при более подчеркнутом пояснении может употребляться и двоеточие: Все они [письма] о главном: перестройке в нашей жизни (газ.); Настроение одно: скорее добраться до дома (газ.).

    § 83. Пояснительные согласованные определения не выделяются, а лишь отделяются от поясняемого определения запятой. Пояснение возникает при особых по значению определениях — они имеют общий неконкретизированный, неопределенный смысл. Второе, поясняющее определение снимает неопределенность: Подснежники были особой, неодолимой страстью Славы (Бар.); Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартала (Кат.) (см. § 41).

    Однако при отсутствии непосредственного контакта между такими определениями поясняющее определение обособляется: Другое ложе, пустое , находилось с другой стороны стола (Булг.).

    Пояснительный характер второго определения может быть обнаружен и при сочетании контекстуальных синонимов: Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами (Пауст.) — высокий берег не может быть пологим (высокий, т. е. крутой).

    Пояснение может возникнуть и в случае, когда первое определение достаточно конкретно (например, выражено числительным), а второе определение поясняет его иными словами: Страшный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (А. Меж.) — т. е. тридцатая, оказавшаяся последней.

    § 84. Присоединительные члены предложения имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Такие члены предложения выделяются запятыми и обычно вводятся словами и сочетаниями слов (частицами, союзами или их сочетанием) даже, в особенности, особенно, главным
    образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др.: Было очень тепло, даже жарко (Чак.); По ночам, особенно в грозу , когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов. (Бун.); Полагаю, что как раз вот этого — тайны или предчувствия ее — и недостает не только твоей повести, но и всем произведениям твоих сверстников, в особенности современной лирике (Аст.); Большое, тоже квадратное , окно выходило в садик (Зал.); Словари, в частности толковые , должны широко использоваться в учебном процессе; В выходные можно отдохнуть, например поехать за город ; Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень , потянулись к окошечку (Ч.); Студенты вузов, да и многие школьники , приняли участие в Олимпиаде (о словах в частности, например см. также § 93).

    Возможно выделение присоединительных членов и при помощи тире , особенно в конечной позиции: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день — и тоже с рекой (Расп.).

    Примечание. Перед сочетанием да и запятая не ставится: а) если оно имеет соединительное значение: Поехал в город да и не вернулся , Думал, думал да и надумал ; б) в выражении нет-нет да и при указании на нерегулярность действия: Нет-нет да и послышится голос кукушки ; в) если включается в сочетание глаголов типа Взял да и приехал со значением неожиданности.

    § 85. Присоединительные члены предложения, не имеющие специальных вводящих слов и выступающие в качестве разъясняющих добавочных сообщений, отделяются знаком тире . Они стоят в конце предложения: Старуха приняла кончину шарика как судьбу — не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут — до следующего раза (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы — просто так, от нечего делать (Шукш.); Он даже не умывался, а шел сразу во двор — колоть дрова (Шукш.); Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу — к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой (Гейч.).

    Примечание. При отсутствии значения добавочного сообщения такие члены предложения не требуют выделения. Ср.: Он даже не умывался, а шел сразу во двор колоть дрова ; Лестницы тоже исчезнут до следующего раза.

    § 86. При расчленении предложения (при парцелляции) для усиления их значения присоединительные члены предложения могут отделяться точкой (см. § 9, 32, 66). Ср.: Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу. К докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой ; Хоть и сказал Кузьма тетке Наталье, что Мария плачет, она больше не плакала. Молчала (Расп.); Девушка говорила без умолку. Про Сибирь, про счастье, про Джека Лондона (Шукш.); В этих книгах ключ ко всему. Ко всей жизни (Н. Ил.); Трое, пришедшие к ней в тот вечер, вели долгий разговор о политике. О науке. О ведомственных дотациях (Мак.).

    Читайте также:
    Цифры прописью - как правильно писать и примеры
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: