Задание на соответствие видов грамматических ошибок с примерами
Прежде чем выполнять данное задание, нужно прочитать какие ошибки Вам необходимо найти.
Допустим, это будут:
- неверное употребление деепричастного и причастного оборотов;
- нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;
- неправильное употребление существительного с предлогом;
- неправильное построение предложений с несогласованным приложением.
Вначале ищите предложения с заданными синтаксическими конструкциями — с причастными и деепричастными оборотами, определите предложения, где эти конструкции построены неверно. Потом просмотрите все оставшиеся предложения, найдите те, которые Вам кажутся правильными, исключите их. Затем между предложениями с ошибками и обозначением этих ошибок постарайтесь найти соответствие.
Виды грамматических ошибок таблица
Чтобы подготовиться к выполнению этого типа заданию, нужно знать, какие из ошибок наиболее часто встречаются, что они бросались в глаза при прочтении.
Виды ошибок | Пример |
---|---|
словообразования | надсмехаться |
образование форм слова | более лучше, более лучшее; о семьюстах рублях, с обоими девочками; у ихнего отца; бежат на работу |
согласования | Улыбающейся матери вовсю мальчик был счастлив |
управления | вопрос про доверие сотрудникам |
в построении ряда однородных членов | Деревья и елки — в снегу. |
в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами | Поднявшись в гору, отцу стало нехорошо. |
структуры сложного предложения | Роман этого писателя научил меня мыслить, который я прочитал еще в школе. |
преобразование прямой речи в косвенную | Приятель предупредил, что завтра я не приду в школу. |
употребление частиц | Что бы вы сказали бы в свое оправдание? |
видо-временной соотнесенности глагольных форм | Учитель знает об этом и считал, что класс справится с контрольной работой. |
координация между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого | Кто победили, были награждены медалью. |
парцелляция предложения | Он заболел. Потому что вовремя не сделал прививку от гриппа. |
пропущен член предложения | Принято о проведении викторины. |
Образец выполнения задания
Пример задания
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Поступаем так. Ищем предложение с причастным и деепричастным оборотами. Это предложения 4) и 7).
Предложение 4) с причастным оборотом содержит ошибку: непонятно, подруга — это англичанка или просто подруга, вернувшаяся из путешествия из Англии. Правильно оно будет выглядеть так: Моя подруга, вернувшаяся из Англии, рассказала мне много интересного. Это соответствие Б4.
Предложение 7) «Пройдя полкилометра по горной тропинке, нам пришлось остановиться» тоже неверно построено: деепричастие «пройдя» свидетельствует о то, что есть активный производитель действия, а сказуемое к которому оно относится, показывает, что производителя действия нет, действие происходит само по себе. Правильно это предложение должно формулироваться так: «Пройдя полкилометра по горной тропинке, мы вынуждены были остановиться». Это соответствие А7.
Затем просматриваем оставшиеся предложения и находим те, которые вам кажутся правильными. Это предложения 1), 3), 5), 8).
Далее ищем предложение с ошибкой В). Это предложение 9) «Аркадий внимательно присматривается к жизни двора и увидел, как по-разному живут его обитатели». Однородные сказуемые «присматривается» (настоящее время, несовершенный вид) и «увидел» (прошедшее время, совершенный вид) не могут стоять рядом. правильно построенное предложение должно иметь следующий вид: «Аркадий внимательно присмотрелся к жизни двора и увидел, как по-разному живут его обитатели». Это соответствие В9.
Потом ищем предложение с ошибкой Г). Это предложение 2) «Из-за того, что на юге много солнца, там растут фрукты». Фрукты растут потому что много солнца. Значит необходим предлог «благодаря». Правильное предложение имеет следующий вид: «Благодаря тому, что на юге много солнца, там растут фрукты». Это соответствие Г2.
Последняя ошибка Д). осталось одно предложение с ошибкой — 6) «О своем отношении к классической музыке В. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме». Приложение «Постскриптум» должно стоять в именительном падеже. «О своем отношении к классической музыке В. Астафьев написал в очерке «Постскриптум». Это соответствие Д6.
Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические
Наши курсы призваны помочь школьникам успешно подготовиться к ЕГЭ и стать студентами медицинских вузов. Мы предлагаем глубокие знания как для подготовки к профильным ЕГЭ по химии и биологии, так и к ЕГЭ по русскому языку.
В этой статье познакомимся с классификацией типичных ошибок в русском языке и разберем их на конкретных примерах.
Классификация ошибок по ФИПИ
Составители КИМов ЕГЭ по русскому языку предлагают следующую классификацию, которая используется при проверке письменного задания. Итак, типичные ошибки подразделяются на:
Орфографические, пунктуационные и графические
Рассмотрим каждый вид подробнее.
Виды грамматических ошибок
Грамматические ошибки заключаются в неправильном образовании слов и их грамматических форм, в нарушении синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Ознакомимся с типичными грамматическими ошибками в русском языке.
По д скользнуться (нужно писать поскользнуться).
Неправильное образование формы существительного
Многочисленные договор а (нужно: многочисленные договоры).
Неверное образование формы прилагательного
Не более громче, а более громкий, не самый старейший, а самый старый
Неправильное образование формы числительного
Около пятиста участников вместо пятисот участников
Неверное образование формы местоимения
Ихний сын (правильно: их сын).
Неправильное образование форм глаголов, причастий, деепричастий
Махает (правильно: машет)
Скакающий (верно: скачущий),
Положа трубку вместо положив
Он восхищается студентами, напролом идущих к своей цели (правильно: студентами, идущими к своей цели).
Анна Александровна не поздравила с день рожденья.
(правильно: не поздравила с днём рождения).
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Все, кто советуют не пользоваться гаджетами перед сном, обычно сами пренебрегают этим правилом (правильно: кто советует).
Ошибочное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами
Классический пример: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Смешение прямой и косвенной речи
Директор заявил, что я накажу виновных.
(Правильно: директор заявил, что он накажет виновных).
Нарушение границ предложения
Аня, наверное, испугалась. Потому что вздрогнула и обернулась (необходимо оформить как сложноподчиненное предложение).
Виды речевых ошибок
Речевая ошибка – это нарушение в структуре употребления и сочетаемости слов.
Постарайтесь запомнить типичные речевые ошибки в русском языке и не употреблять их в своих высказываниях.
Употребление слова в не подходящем для него значении
Благодаря землетрясению, были разрушены сотни жилых домов (следовало употребить предлог из-за ).
Он откликается на все свободные вакансии ( слово вакансия означает свободное рабочее место).
В своем рассказе автор рассказывает о событиях прошлого лета.
Неудачное употребление местоимений
Лена очень любила свою подругу. Она была очень доброй и заботливой.
Неправильное употребление паронимов
В решении этого вопроса были приняты эффектные меры (следует употребить эффективные меры).
Нарушение лексической сочетаемости
Евгений постоянно пополняет свой кругозор . Работа занимает важную роль в его жизни (правильно: кругозор расширяют; занимает важное место либо играет важную роль).
Неоправданное употребление просторечий, жаргонизмов
Автор не ожидал такого кринжа.
Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. Такие ошибки тоже не редко встречаются в работах ЕГЭ по русскому языку.
Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время (тема и проблема – далеко не одно и то же).
Нарушение причинно-следственных связей
Вскоре она перестала плакать, так как успокоилась.
Отсутствие связи между высказываниями
Автор задумывается о роли воспитания в жизни ребенка. И действительно, детям нужно заботиться о животных, чтобы привить чувство ответственности.
Фактические ошибки
Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях и лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
Искажение фактов, содержащихся в тексте.
Автор с упоением отзывается о писателе А. Эйнштейне.
Неверное упоминание фактов биографии автора или героя текста, даты, фамилии, цитаты.
Все смешалось в доме Обломовых.
Орфографические, графические, пунктуационные ошибки
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова. К типичным орфографическим ошибкам в русском языке относятся:
Правописание букв в слабой позиции перехо т ( переход)
Нарушения в переносе слов рад-ость
Слитное или раздельное написание слов какбудто, не чем (как будто, нечем)
Правописание чередующихся корней умерать (умирать)
Правописание словарных слов. Например, поменяться кординально (кардинально)
Совет: если вы сомневаетесь в написании слова, не используйте его, а замените синонимом, в написании которого вы уверены.
Графические ошибки – это перестановка ( полувер) либо пропуск букв ( рассморение) , а иногда добавление лишних букв ( дажбе). Чаще всего эти недочёты связаны с невнимательностью пишущего либо с торопливостью.
Пунктуационные ошибки связаны с неправильной постановкой знаков препинания, неверного их выбора (запятая на месте тире).
К типичным ошибкам в ЕГЭ по русскому языку , связанным с пунктуацией, относятся:
неверное оформление прямой речи на письме,
невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.
Хотя наиболее частыми являются именно грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку, обратите внимание и на все остальные.
Совет: найдите в интернете текст с ошибками и отредактируйте его, выделив в нем все виды ошибок. Такое упражнение поможет вам стать грамотнее и прибавит чувство уверенности при написании сочинения на ЕГЭ.
А если ваша подготовка к ЕГЭ зашла в тупик и вы не знаете, с чего начать, либо у вас остались вопросы, то скорее записывайтесь на наши курсы!
Предыдущая
- Курсы ЕГЭ
- Курсы ОГЭ
- Профориентационные школы
- О нас
- Блог
- Контакты
Заказать
звонок
Политика конфиденциальности персональных данных
Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА «МЕДИК», (далее – МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА «МЕДИК») расположенный на доменном имени (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.
Совершенный и несовершенный вид глагола
О чем эта статья:
Основные определения
Сначала вспомним, что такое глагол.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?
что делает? поет;
что сделал? спел;
что будет делать? споет.
Вид в русском языке — это постоянный грамматический признак глаголов, который подходит спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям. Он показывает, как некоторое действие глагола протекает во времени:
завершенное и единовременное (прочитал, прошел)
незавершенное и повторяемое (живет, делает).
Какие бывают виды глаголов в русском языке:
Сейчас узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола и приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида в неопределенного форме отвечают на вопрос: что сделать?
У глаголов совершенного вида есть две временные формы:
будущее простое время.
В любой временной форме они называют:
действие, которое ограничено каким-либо пределом;
результат, законченность действия или отдельного этапа.
Примеры глаголов совершенного вида:
что сделал? присел — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;
что сделают? поговорят — будущее простое время, действие будет сделано и не повторится.
что сделать? закрыть, оплатить, выступить;
что сделать? обозначить, ответить, упростить.
Еще глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот должны начаться: заговорил, заговорю.
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать?
У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:
будущее сложное время.
действие в протяженности, без указания на его предел;
В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.
Примеры глаголов несовершенного вида:
что делал? прыгал — прошедшее время, действие могло повторяться несколько раз и неизвестно, был ли достигнут результат;
что делают? смотрят — настоящее время, действие продолжается и неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;
что буду делать? буду танцевать — будущее сложное время, действие может повторяться и нет признаков того, что оно будет завершено.
что делать? говорить, красить, бегать;
что делать? тащить, идти.
Еще глаголы несовершенного вида могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: смотрел, смотрю, буду зажигать.
Теперь мы знаем, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида. А вот и шпаргалочка, чтобы закрепить и усвоить разницу двух видов:
Образование видов глаголов
От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида.
Добавление приставки: читать — почитать, сидеть — досидеть.
Отбрасывание суффиксов: давать — дать, спасать — спасти.
Замена суффиксов: решать — решить, прыгать — прыгнуть.
Замена суффиксов и чередование букв в корне: прощать — простить, засыхать — засохнуть.
При образовании глаголов несовершенного вида в корне возможно чередование согласных и гласных: опоздать — опаздывать, изложить — излагать, защитить — защищать.
Определить вид глагола
Если вы сомневаетесь, как понять, какой перед вами вид глагола: совершенный или несовершенный — воспользуйтесь этими способами:
Как определить вид глагола
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делали?
Примеры: готовить, готовит, готовили.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделает? что сделали?
Примеры: обнять, обнимет, обняли.
Подставить слово «буду».
К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду». Вот так: танцевать — буду танцевать.
К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя. Например: сыграть — нельзя сказать «буду сыграть».
Теперь можно без труда рассказать одноклассникам, как определить вид глагола в русском языке.
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Видовая пара — это глаголы, у которых есть форма совершенного и несовершенного вида.
Некоторые глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматическим значением вида. Например: что сделать? решить, что делать? решать.
Такие видовые пары различаются способом словообразования:
Через суффикса: бросить — бросать, встретить — встречать, обидеть — обижать, достигнуть — достигать, решать — решить.
Через приставку: готовить — приготовить, звать — назвать, работать — переработать, говорить — поговорить, читать — дочитать.
Видовые пары глаголов могут различаться:
засыпа́ть — засы́пать, разреза́ть – разре́зать.
что делать? ловить — что сделать? поймать;
Вид глагола может зависеть от контекста предложения. Например:
Она сейчас (что делает?) ночует у подруги. — Настоящее время, несовершенный вид.
Она завтра (что сделает?) ночует у подруги. — Будущее время, совершенный вид.
Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить, обещать, использовать, атаковать и другие. Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности.
Совершенный и несовершенный глагол в русском языке. Примеры
Несовершенные глаголы или глаголы несовершенного вида указывают на продолжающееся, незавершенное действие. Отвечают на вопрос что делать?
Примеры несовершенных глаголов:
идти, бежать, думать, покупать, отвечать
Совершенные глаголы или глаголы совершенного вида указывают на законченное, завершенное действие. Отвечают на вопрос что сделать?
Примеры совершенных глаголов:
прийти, прибежать, придумать, купить, ответить
Глагол – часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например: ходить, размышлять, читать, двигаться, любить, испытывать.
У некоторых глаголов есть лишь один вид.
Например, принадлежать и присутствовать – только несовершенный вид. Они обозначают незавершенное действие.
А очутиться, уцелеть или грянуть – только совершенный вид. Они всегда означают завершенное действие.
Что такое двухвидовые глаголы
Некоторые глаголы не имеют разных форм несовершенного и совершенного вида, они совмещаются в одной форме. Например, глаголы атаковать, воздействовать, завещать, казнить, обещать, ранить, использовать.
Такие глаголы называются двухвидовыми.
Примеры совершенных и несовершенных глаголов
Многие глаголы в русском языке составляют пары: совершенный и несовершенный вид.
Глаголы могут быть однокоренными и отличаться лишь суффиксами или приставками:
Что делать? Бросать. Рубить. Это глаголы несовершенного вида.
Что сделать? Бросить. Срубить. Это глаголы совершенного вида.
Встречать – встретить
Обижать – обидеть
Готовить – приготовить
Звать – позвать
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением:
Разреза́ть – разре́зать
Засыпа́ть – засы́пать
Также в корне могут чередоваться согласные или гласные:
Опаздывать – опоздать
Стирать – стереть
Вздыхать – вздохнуть
Излагать – изложить
Бывают видовые пары, которые отличаются корнями:
Ловить – поймать
Класть – положить
Брать – взять
Искать – найти
Как определить совершенные и несовершенные глаголы?
Представим, что в учебнике вам встретилось задание: «определите вид глагола – совершенный или несовершенный». Как это сделать?
Задать вопрос
Если к глаголу подходят вопросы что делать? что делает? что делали? – это несовершенный глагол. Летали, рисовали, танцевали.
Если к глаголу подходят вопросы что сделать? что сделает? что сделали? – это совершенный глагол. Прилететь, нарисует, потанцевали.
Добавить слово «буду»
Перед глаголом несовершенного вида можно поставить слово буду – буду играть, буду танцевать, буду радоваться.
К глаголам совершенного вида добавить это слово нельзя: буду сыграть, буду станцевать, буду порадоваться – это уже ошибка.
Вывод: если перед глаголом легко поставить слово буду, то это несовершенный глагол.
Времена глаголов совершенного и несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида могут употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени, а вот глаголы совершенного вида – только в прошедшем и будущем (форма настоящего времени у них отсутствует).
Разберем это на примере глаголов купить и покупать.
Формы времени глаголов несовершенного вида
У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.
Что делал? Покупал – прошедшее время. Возможно, действие повторялось несколько раз.
Что делаю? Покупаю – настоящее время. Действие длится, но неизвестно, давно ли оно началось и долго ли будет продолжаться.
Что буду делать? Буду покупать – будущее сложное время. Действие также может повторяться и непонятно, будет ли оно доведено до конца.
Формы времени глаголов совершенного вида
Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время.
Что сделал? Купил – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз.
Что сделаю? Куплю – будущее простое время, действие будет завершено и не повторится.
Образовать настоящее время от глагола купить невозможно.
Виды глаголов: примеры, правило, вопросы, способы определения. ВИДЕОУРОК
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Что такое вид глагола?
Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.
Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, ограниченность или неограниченность действия.
Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:
- совершенный вид;
- несовершенный вид.
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?: сидеть, говорить, играть.
Глаголы несовершенного вида имеют три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее сложное время. В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.
Например:
- (что делал?)толкал – прошедшее время, возможно, действие повторялось несколько раз и неизвестно, был ли достигнут нужный результат;
- (что делают?)читают – настоящее время, продолжающееся действие, так как неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;
- (что буду делать?)буду рисовать – будущее сложное время, возможно, действие будет повторяться и нет указания на то, что оно будет доведено до конца.
Глаголы несовершенного вида также могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: зажигал, зажигаю, буду зажигать.
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что сделать?: присесть, поговорить, прочитать.
Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время. В любой временной форме они обозначают завершённое (законченное) и неповторяющееся действие.
Например:
- (что сделал?)присел – прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;
- (что сделают?)поговорят – будущее простое время, действие будет сделано полностью и не повторится.
Глаголы совершенного вида также могут обозначать действия, которые уже начались или должны начаться: заговорил, заговорю.
Образование видов глаголов
От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида. Рассмотрим способы образования:
- Добавление приставки: писать –подписать, сидеть –досидеть.
- Отбрасыванием суффиксов: давать – дать, спасать – спасти.
- Заменой суффиксов: удваивать – удвоить, решать – решить, прыгать – прыгнуть.
- Заменой суффиксов и чередованием букв в корне: прощать – простить, засыхать – засохнуть.
При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:
- опоздать — опаздывать;
- стереть — стирать:
- вздохнуть — вздыхать;
- изложить — излагать;
- утомить — утомлять;
- защитить — защищать;
- упросить — упрашивать.
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.
Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например: (что сделать?) решить — (что делать?) решать.
Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:
1. суффиксами
- бросить — бросать;
- кончить — кончать;
- встретить — встречать;
- обидеть — обижать;
- сосредоточить — сосредоточивать;
- приурочить — приурочивать;
- уполномочить — уполномочивать;
- достигнуть — достигать;
- решать – решить.
2. приставками
- готовить — приготовить;
- брать — собрать;
- гнать — выгнать;
- звать — назвать;
- работать — переработать;
- морозить — подморозить;
- говорить – поговорить;
- читать – дочитать.
Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:
Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:
- засыпа́ть – засы́пать,
- разреза́ть – разре́зать,
- отреза́ть – отре́зать.
Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:
- Анна сейчас (что делает?)телеграфируетсестре о времени приезда
(настоящее время, несовершенный вид). - Она завтра (что сделает?)телеграфируето своём отъезде
(будущее время, совершенный вид).
Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.
Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:
- (что сделать?) грянуть, очутиться;
- (что делать?) присутствовать, сожалеть.
Как определить вид глагола
Первый способ — вопрос
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делали? и т. д.
Примеры: летать, рисует, выбирали.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.
Примеры: вернуться, напишет, пришли.
Второй способ — слово «буду»
- К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: петь — буду петь (несовершенный вид).
- К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: спеть — нельзя сказать «буду спеть» (совершенный вид).
Видеоурок по теме: виды глаголов и видовые пары
Совершенный и несовершенный вид глагола
Узнаем что такое совершенный и несовершенный вид глагола. Приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида. Укажем видовые пары глаголов, имеющих разные корни.
Речь пойдет о глаголе и об одной из его постоянных характеристик — о грамматической категории вида.
Прежде вспомним, какие слова называются глаголами.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать? и пр. Например:
- что делает? рисует;
- что сделал? нарисовал;
- что сделает? нарисует.
Что такое вид глагола?
Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.
Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют
- действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления;
- обозначают результат, законченность всего действия или его фазы.
Например:
- что сделать? родить, бросить, купить;
- что сделать? обозначить, ответить, упростить.
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают
- действие в протяженности, без указания на его предел;
- незаконченность действия.
Например:
- что делать? учить, красить, бегать, капать;
- что делать? нести, ползти.
Как определить вид глагола
Первый способ — вопрос
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.
Второй способ — слово «буду»
- К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: «петь» — «буду петь» (несовершенный вид).
- К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: «спеть» — нельзя сказать «буду спеть» (совершенный вид).
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например:
(что сделать?) решить — (что делать?) решать.
Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:
1. суффиксами
- брос и ть — брос а ть;
- конч и ть — конч а ть;
- встрет и ть — встреч а ть;
- обид е ть — обиж а ть;
- сосредоточ и ть — сосредоточ ива ть;
- приуроч и ть — приуроч ива ть;
- уполномоч и ть — уполномоч ива ть;
- достиг ну ть — достиг а ть;
2. приставками
- готовить — при готовить;
- брать — со брать;
- гнать — вы гнать;
- звать — на звать;
- работать — пере работать;
- морозить — под морозить.
Таблица
НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД | СОВЕРШЕННЫЙ ВИД |
---|---|
слушать | послушать |
читать | прочитать |
писать | написать |
пить | выпить |
готовить | приготовить |
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением, например:
- разре́зать — разреза́ть;
- засы́пать — засыпа́ть;
- отре́зать — отреза́ть.
При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:
- оп о здать — оп а здывать;
- ст е реть — ст и рать:
- взд о хнуть — взд ы хать;
- изл о жить — изл а гать;
- уто м ить — уто мл ять;
- защи т ить — защи щ ать;
- упро с ить — упра ш ивать.
Упомянем видовые пары глаголов, различающиеся корнями (супплетивизм):
- (что делать?) ловить — (что сделать?) поймать ( неверно: споймать);
- положить — класть;
- вкладывать — вложить;
- накладывать — наложить (повязку);
- брать — взять;
- искать — найти.
Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:
- (что сделать?) грянуть,очутиться;
- (что делать?) присутствовать,сожалеть.
Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности в зависимости от контекста:
- ранить;
- молвить;
- крестить;
- обещать;
- воздействовать;
- использовать;
- атаковать и пр.
Видеоурок
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Глагол как части речи занимает особое положение в современном языкознании. От других грамматических классов слов отличается тем, что описывает процессуальную ситуацию, в которой может участвовать не только объект, но и субъект. Морфологические категории переходности, спряжения и возвратности свойственны только глагольному слову. В статье рассмотрим ещё одну важную специфическую характеристику – совершенный и несовершенный вид глагола.
- Какие бывают виды глаголов в русском языке
- Глаголы совершенного вида
- Что такое несовершенный вид глагола
- Образование видов глаголов
- Как определить вид глагола
- Первый способ – вопрос
- Второй способ – слово «буду»
- Времена глаголов совершенного и несовершенного вида
Какие бывают виды глаголов в русском языке
Вид относится к постоянным грамматическим признакам этой части речи, который присущ всем глагольным формам. Он рассматривает процесс с точки зрения временной составляющей: характеризуется отношение действия к внутреннему пределу (ограниченность или неограниченность).
В морфологии русского языка различают совершенный и противоположный ему – несовершенный вид глагола (далее – СВ и НСВ).
Глаголы совершенного вида
СВ характеризует действие как законченное, завершённое (больше не повторится, т.к. конечный результат достигнут). К таким словам можно задать синтаксические вопросы: «что сделать?», «что сделали?», «что сделает?», «что сделают?» и т.д. Например: проговаривает, погуляли, ковырнут, определят, бросил, найти, прилечь и др.
Что такое несовершенный вид глагола
НСВ характеризует незаконченное действие, которое повторяется или продолжается в определённый момент времени. Оно не завершено, поэтому конечный результат ещё не достигнут. Такие слова отвечают на ряд вопросов: «что делать?», «что делает?», «что делают?» и т.д. Например: укачивали, украшает, кричать, снимают, вырывают, рисовал, бежать и др.
Образование видов глаголов
От СВ образуются глаголы НСВ и наоборот. Существует несколько приёмов, с помощью которых происходит видовая трансформация:
- Добавление префикса:
рыть – пере рыть, писать – до писать, видеть – у видеть, делать – с делать
- Отбрасывание суффиксальной морфемы:
откры ва ть – открыть, спас а ть – спасти, раскид ыва ть – раскидать
- Изменение суффикса:
разреш а ть – разреш и ть, замен я ть – замен и ть, свист е ть – свист ну ть, искуп а ть – искуп и ть
- Чередование гласных и согласных букв в корневой морфеме и замена суффиксов:
отслеж ива ть – отслед и ть, упраш ива ть – упрос и ть, вздох ну ть – взды ха ть
- Перенос слогового ударения:
брать – взять, говорить – сказать
Отметим, что есть одновидовые и двувидовые глаголы. Одновидовые – это слова, которые не имеют пары и употребляются только в одной форме – СВ или НСВ. Например: очнуться, наиграться, хлынуть, понежиться – представлены только СВ. В свою очередь у слов терпеть, бежать, шуметь, начальствовать и некоторых других есть только форма НСВ.
Двувидовые – это слова, которые в разных контекстах могут выражать видовое значение СВ и НСВ.
Сравним два предложения:
- Завтра Семён Гуров женится на моей сестре Елене (СВ).
- Давно известно, что они женятся не по любви, а по договорённости (НСВ).
- В начале урока учитель информировал нас о правилах пожарной безопасности (СВ).
- Раз в неделю Анатолий Петрович информировал о делах компании (НСВ).
Как определить вид глагола
Непросто понять, как отличить совершенный вид глагола от несовершенного. Есть несколько простых способов, чтобы правильно определить видовую принадлежность конкретного слова. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Первый способ – вопрос
Чтобы узнать, какой вид у определённого слова в предложении, нужно задать подходящий вопрос:
- к НСВ можно задать вопрос «что делать?» (варить, играть, вышивать, листать, поливать, выжидать);
- для СВ подходящий вопрос – «что сделать?» (испечь, сварить, сотворить, струсить, пожарить, соорудить).
Второй способ – слово «буду»
Поставить рядом с инфинитивом слово «буду» и посмотреть, подходит ли оно по смыслу.
- если «буду» уместно – НСВ (буду загорать, буду танцевать);
- если сочетание с «буду» не соответствует правилам грамматики – это СВ (буду посмотреть, буду полюбить).
Отдельно стоит сказать о значениях префиксальных и суффиксальных морфем. Например, префикс «с» входит в морфемный состав глаголов СВ (свернуть, спрыгнуть, слепить и др.).
Времена глаголов совершенного и несовершенного вида
Посмотрим, как изменяются личные формы.
НСВ употребляется в трёх категориях времени:
- настоящее (открывают, спим, визжит, злюсь);
- прошедшее (выл, целовались, торопилась, сверкало);
- будущее сложное (будут стремиться, буду дружить, будем летать, будет гордиться).
СВ представлен двумя временами:
- прошедшим (сорвали, схитрила, пришёл, сдуло);
- будущим простым (откроют, закричу, переест, пожалеем).
Таким образом, глагольный вид – это важная грамматическая категория, без знания которой не получится дать полную характеристику этой самостоятельной части речи.