Изъявительное наклонение глагола – образование, вопросы

Наклонение глагола

Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонение глагола указывает, как действие, названное глаголом, соотносится с действительностью, то есть происходит ли оно на самом деле, или только предположительно. Рассмотрим три глагольные формы:

спросил, спросил бы, спроси.

Первая форма — спросил обозначает реальное уже совершённое кем-то действие. Вторая форма — спросил бы обозначает предположительно возможное действие, которое могло бы произойти, но не произошло. Третья форма — спроси обозначает предположительно возможное действие, которое ещё не произошло. Эти отличия в значениях глаголов делят их на три наклонения: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

Изъявительное наклонение

Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое действительно происходило, происходит или произойдёт, например:

щенок грыз игрушку,

щенок грызёт игрушку,

щенок будет грызть игрушку.

Следовательно, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть могут принимать форму настоящего, прошедшего и будущего времени:

бегал – прошедшее время,

бегаю – настоящее время,

буду бегать – будущее время.

В прошедшем времени в единственном числе глаголы изменяются по родам, например:

он бегал – мужской род,

она бегала – женский род,

оно бегало – средний род.

Подробно про каждую форму времени глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов .

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по лицам и числам, например:

мы бегаем – 1-е лицо множ. число,

ты бегаешь – 2-е лицо един. число,

она бегает – 3-е лицо един. число.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Подробно про спряжение глаголов вы можете посмотреть в теме Спряжение глаголов .

Условное (сослагательное) наклонение

Условное (сослагательное) наклонение обозначает действия, которые могут произойти при определённом условии, то есть возможные действия, например:

Я почитал бы, если книга будет интересной.

Если будет солнечно, мы сходили бы на пляж.

Глаголы в условном наклонении могут обозначать действия, которые желательны, то есть действия, которые хотят, чтобы случились, без каких-либо условий:

Я попила бы чаю.

Мы позагорали бы.

Условное наклонение образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы (б). Как и в прошедшем времени, глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.

Единственное число Множ. число
Мужской род читал бы читали бы (б)
Женский род читала бы (б)
Средний род читало бы (б)

Частица бы (б) пишется отдельно от глагола. Она может стоять после глагола, перед ним, а также может отделяться от глагола другими словами, например:

Я попила бы чаю.

Мы бы позагорали.

Я бы с удовольствием сходил в кино.

При двух или нескольких глаголах условного наклонения может быть одна частица бы, например:

Мы отдыхали бы и веселились.

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение глагола обозначает действия, к которым говорящий побуждает своего слушателя или собеседника. Глаголы в повелительном наклонении могут обозначать:

сядь, встань, идите.

Сходите лучше в кино.

Лучше обратитесь к врачу.

Сходим в парк?

Съедим по мороженому?

Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам, но изменяются по числам. Для образования формы множественного числа, к форме единственного числа добавляется окончание -те, например:

сядь – сядь те,

пиши – пиши те,

играй – играй те.

Для обозначения вежливости при обращении к одному лицу используются глаголы множественного числа, сравните:

передай – передай те.

Для смягчения просьбы или приказа к форме повелительного наклонения прибавляется частица -ка:

присядь – присядь -ка,

передайте – передайте -ка.

Для выражения резкого приказа употребляется неопределённая форма глагола, например:

Руками не трогать!

Сидеть молча!

Форма единственного числа 2-го лица повелительного наклонения образуется от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида или от основы глаголов будущего простого времени совершенного вида:

    Если основа оканчивается на гласную, то прибавляется :

коп а ю (наст. вр.) – копа й (повел. накл.);

перекоп а ю (буд. пр. вр.) – перекопа й (повел. накл.).

Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на окончание, то прибавляется :

сторо ж у́ (наст. вр.) – сторож и (повел. накл.);

посторо ж у́ (буд. пр. вр.) – посторож и (повел. накл.).

Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то прибавляется мягкий знак ():

ре́ ж у (наст. вр.) – реж ь (повел. накл.);

разре́ ж у (буд. пр. вр.) – разреж ь (повел. накл.).

Если основа оканчивается на две согласные и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то вместо мягкого знака () прибавляется :

по́ мн ю (наст. вр.) – помн и (повел. накл.);

запо́ мн ю (буд. пр. вр.) – запомн и (повел. накл.).

Для образования формы 3-его лица используются частицы пусть, пускай, да совместно с глаголами 3-его лица настоящего или будущего простого времени, например:

Пусть поиграет.

Пускай прочитает.

Частица да выражает призыв или торжественное пожелание, предложения с этой частицей обычно являются восклицательными:

Читайте также:
Слово ответ ударение - на какой слог падает, как узнать, что верно поставили

Да пойдёмте уже!

Да искоренится зло!

Для образования формы 1-ого лица множественного числа используется форма изъявительного наклонения 1-ого лица с особой интонацией (призыв к действию), например:

Идём на пляж!

Форма 1-ого лица множественного числа обозначает, что говорящий приглашает кого-то ещё совершить действие вместе с ним. К этой форме может прибавляться окончание -те или слова давай, давайте:

Идём те на пляж!

Давай пойдём на пляж!

Давайте пойдём на пляж!

Формы 1-ого лица единственного числа у глаголов повелительного наклонения не бывает.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении имеют на конце -ся или -сь, например:

хвали сь, умой ся.

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласную, кроме й, то на конце глагола пишется мягкий знак (), например:

спряч ь, реж ь, встан ь.

Мягкий знак сохраняется перед -ся (-сь) и -те:

спряч ься, реж ьте, встан ьте.

Примечание: от глагола лечь форма повелительного наклонения

ляг – лягте, приляг – прилягте.

Данный глагол является исключением и не имеет в повелительном наклонение мягкого знака на конце.

Наклонение глаголов в русском языке: изъявительное, повелительное и условное наклонение

Наклонение глагола – это непостоянный грамматический признак глагола, обозначающая его модальность. Простыми словами, наклонение показывает, какое действие обозначает глагол – реальное, возможное или то, о котором кого-то просят.

В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях: изъявительном (я приду), условном (я бы пришел) и повелительном (приходи поскорее).

Глагол – часть речи, обозначающая действие. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Примеры глаголов: работать, писать, стоять, размышлять, пригождаться.

Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Примеры предложений

Глаголы изменяются по наклонениям в зависимости от того, о каких действиях мы говорим.

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить.

Примеры изъявительного наклонения:
Из дома вышел человек.
Мы гостим у бабушки.
Завтра вся семья пойдет в зоопарк.

Условное наклонение (оно же сослагательное) обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица бы.

Примеры сослагательного наклонения:
Пришел бы ты к нам в гости, мы бы тебя чаем угостили.
Я был бы счастлив получить эту работу.
Это не доставило бы мне удовольствия.

Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника.

Примеры повелительного наклонения:
Помогите!
Лучше замолчи.
Присаживайтесь, пожалуйста.

Изъявительное наклонение. Индикатив

Глаголы в изъявительном наклонении обозначает действия, которые по-настоящему происходили, происходят или будут происходить.

Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам, числам и лицам.

Настоящее время: я читаю, ты идешь, мы рассуждаем.

Прошедшее время: я читал, ты шел, мы рассуждали.

Будущее время: я буду читать, ты пойдешь, мы будем рассуждать.

В настоящем и в будущем времени глаголы спрягаются – изменяются по лицам и числам.

Неопределенная форма глагола: ходить
1 лицо, единственное число: я хожу
1 лицо, множественное число: мы ходим
2 лицо, единственное число: ты ходишь
2 лицо, множественное число: вы ходите
3 лицо, единственное число: он, она, оно ходит
3 лицо, множественное число: они ходят

В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам и числам.

Мужской род: мальчик думал
Женский род: девочка думала
Средний род: собрание думало
Множественное число: люди думали

Глаголы в форме прошедшего времени не имеют лица. Я думал, ты думал, он думал – во всех лицах используется одна и та же форма.

Условное наклонение. Субъюнктив

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, которые могут произойти при каких-то условиях. При этом глагол ставится в прошедшее время, к нему добавляется частица бы: сходил бы, подумал бы, подарил бы.

В условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам точно так же, как и глаголы прошедшего времени. При этом глаголы в форме условного наклонения не имеют времени и лица.

Мужской род: папа обрадовался бы
Женский род: мама обрадовалась бы
Средний род: общество обрадовалось бы
Множественное число: родители обрадовались бы

Частица бы с глаголом пишется раздельно. Она может стоять перед глаголом, после глагола или может быть отделена другими словами.
Услышав такое, я бы задумался.
Услышав такое, я задумался бы.
Я бы, услышав такое, задумался.

Повелительное наклонение. Императив

Глаголы в повелительном наклонении обозначают призыв к действию – просьбу, пожелание, приказ, побуждение, запрет.
Примеры: сходи, принеси, подай, работай, послушайте, придумайте, не смейте.

Повелительное наклонение не имеет форм времени. В повелительном наклонении глагол имеет форму второго лица, которая изменяется по числам.

Единственное число: читай, пиши, думай
Множественное число: читайте, пишите, думайте

Возвратные глаголы в повелительном наклонении имеют на конце -ся (-сь): задумайся – задумайтесь; причешись – причешитесь; задумайся – задумайтесь.

Также побуждение к действию может выражаться формой третьего лица настоящего или будущего времени с частицами пусть или да:
Да будет свет!
Пусть он подойдет.
Да здравствует революция!
Пускай она поплачет.

Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. Правописание повелительных глаголов

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласную, то после нее пишется мягкий знак: сядь, брось, плачь, оставь.

Читайте также:
ПРЕ/ПРИ ℹ упражнения на правописание гласных букв в приставках для 6 класса, орфографические задания с ответами, тесты

Мягкий знак сохраняется перед окончанием -ся и -те: сядьте, бросьте, плачьте, оставьте.

Исключение: ляг, лягте.

Как узнать, в форме какого наклонения употребляются глаголы

В упражнениях по русскому языку нередко встречается вопрос «в каких формах употребляются глаголы повелительного наклонения (в повелительном наклонении)?» или задание «укажите наклонение глаголов». Как это сделать?

Если речь идет о действии при определенных условиях, если есть частица бы – это условное наклонение.

Если звучит призыв к действию, побуждение или запрет – это повелительное наклонение.

В остальных случаях перед нами изъявительное наклонение – речь идет о действии в прошлом, настоящем или будущем.

Пример 1: наклонение глагола «напишу»
Напишу – изъявительное наклонение. Описывается будущее действие.
Написал бы – условное (сослагательное) наклонение. Описывается возможное действие.
Напиши – повелительное наклонение. Звучит просьба совершить действие.

Пример 2: наклонение глагола знай
Знай – повелительное наклонение.
Знает, знал, будет знать – изъявительное наклонение.
Знал бы – условное (сослагательное) наклонение

Переносное значение наклонений

В русском языке формы наклонений могут употребляться в переносном значении, свойственном другому наклонению.

Например, форма повелительного наклонения «скажи» – в виде изъявительного наклонения: Раз он ему и скажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (М. Ю. Лермонтов). В этом случае «он ему и скажи» равнозначно форме «он ему и сказал».

Также повелительное наклонение может употребляться в роли условного: Не будь вас, я бы загрустил. (не будь вас = если бы вас не было).

Форма изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Эй ты, быстро подошел сюда! (пошел отсюда = иди отсюда)

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Шли бы вы куда подальше! (шли бы вы = идите вы)

Тренировочные орфографические упражнения для 6 класса
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Данное задание было разработано для учащихся, которые только что перешли в 6 класс. Оно включает повторительные упражнения на различные орфографические темы, упражнение по однородным членам предложения и каллиграфический практикум для ребят с плохим почерком.

Скачать:

Вложение Размер
trenirovochnye_orfograficheskie_uprazhneniya_dlya_6_klassa.doc 439.5 КБ
trenirovochnye_orfograficheskie_uprazhneniya_dlya_6_klassa.doc 439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Орфографическое тренировочное задание для 6 класса

1. Вставить пропущенные буквы, выделить корни с чередованием, подчеркнуть условия выбора буквы в них:

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм. Заг…релый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками. Он смел и силен. Маугли отважно д…рется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана, нап…рает на него в атаке. Сердце зам…рает в момент последней схватки.Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, л…жусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись подушки, засыпаю.

2. Вставьте пропущенные буквы:

Надо было торопит. ся. Километра через два д. лина вдруг стала сужива. ся. Начали попада. ся глинистые сланцы. Ширина д. лины то суживае. ся метров до ста, то расширяе. ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди. ся, если не держа. ся главного русла. По хребту, поросш. му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива. ся, осматрива. ся, иначе легко сби. ся с пути.

3. Вставьте пропущенные буквы. При проверке используйте форму инфинитива – глагольный суффикс в инфинитиве сохраняется и в форме прошедшего времени:

Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л.

4. Вставьте пропущенные буквы. Сверху укажите СПРЯЖЕНИЕ глаголов – оно подскажет вам букву в личном окончании, если оно БЕЗУДАРНОЕ!

(Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть. Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, д_рется, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся, отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать, Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение.

5. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные. Не забывай про проверку.

Аген_ство, безмол_ствовать, блес_нуть на со_нце, ви_жать, високос_ный год, вкус_ные я_ства, влас_ный взгляд, гиган_ское сооружение, гнус_ные намерения, громоз_кий, дилетан_ский, докла_чик, завис_ливый, загвоз_ка, захолус_ный городок, здра_ствовать, извес_ный композитор, интриган_ский, инци_дент, искус_ная работа, комендан_ский час, компроме_тировать, конста_тировать, кос_ная речь, кос_ный бульон, корыс_ный, мелкий ма_штаб, наперс_ница, ненавис_ный, ненас_ный день.

6. Вставьте пропущенные буквы з или с (Вспомни правило на приставки. )

Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_корыстный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно, в_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный, во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать. И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратить, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья. Ни_падать, ни_провержение, ни_вергаться, ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший. Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить. Чере_чур, чре_мерный, _дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.

7. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются. Найди предложение с обобщающим словом, обозначь это слово «Об.сл.»:

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!

Для товарищей с неразборчивым почерком.

Практика по каллиграфии

Аккуратно выполни следующие каллиграфические упражнения!

Запиши тексты, максимально соблюдая образцы и не нарушая предложенную разметку.

Правила по русскому языку ℹ основные правила, определения и упражнения для учеников 6 класса

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух спокойно проходит через полость рта и не встречает какой-либо преграды.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для обозначения гласных звуков на письме используем 10 букв:

а, о, у, э, ы – обозначают твёрдость согласных звуков;

я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость согласных звуков (после согласного),

или обозначают 2 звука.

Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука:

Согласные – это звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду (язык, зубы или губы).

В русском языке 36 согласных звуков.

В русском языке 21 буква, которая обозначает согласный звук: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,

Согласный звук может быть:

– твёрдым или мягким;

– звонким или глухим;

Всегда твёрдые [Ж], [Ш], [Ц].

Всегда мягкие [Й’], [Ч’], [Щ’].

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, ы, э и ъ:

Мягкость согласных звуков обозначается буквами я, ё, е, ю, и и ь.

ЗВОНКИЕ согласные произносим с шумом и голосом, а ГЛУХИЕ только с шумом.

В предложении «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи!» все согласные глухие.

А остальные – звонкие: Б, В, Г, Д, З, Ж, и Й, Р, Л, М, Н.

ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Например: крыши, жираф.

ЧА-ЩА пиши с буквой А . Например: щавель, части.

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Например: чудак, щука.

СОЧЕТАНИЯ ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН И НЩ

Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ пишутся без мягкого знака.

Например: розочка, молочный, чтение, карманчик, сборщик, мощный, барабанщик.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ

Существуют парные согласные по глухости – звонкости:

Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, 3 – С.

Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной.

Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.

Например: гриб, грибки — грибок, грибной.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Гласные буквы а, о, и, е, я в безударных слогах требуют проверки.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Для проверки слов с двумя безударными гласными в корне нужно подобрать два проверочных слова.

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание слов с непроверяемыми гласными в корне слова надо проверять по орфографическому словарю.

Написание некоторых из них надо запомнить.

МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

В конце слова после мягкого согласного пишется буква Ь

После мягкого Л в середине слова всегда пишется буква Ь.

После остальных мягких согласных в одних случаях пишется буква Ь .

В других случаях после мягкого согласного буква Ь не пишется

В случае затруднения обращайся к словарю.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Разделительный Ь пишется в корне и между корнем и окончанием.

Ь пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК

Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем слова, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я.

(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)

Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.

Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.

Между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.

Написал, записал, приписал, списал, дописал

Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.

Между предлогом и приставкой можно вставить другое слово или вопрос.

Сосна росла (у) берега.

Сосна росла у (чего? самого) берега.

1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.

2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Чудесно – чудо.

Запомни: лестница, праздник, чувство

Запомни: СН без Т

Ужасный – ужас, опасный – опасен.

ПРАВОПИСАНИЕ Ы И И ПОСЛЕ Ц

В корнях слов.

Например, цирк, цифра.

ИСКЛЮЧЕНИЯ : цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цып – цып.

В окончаниях.

Например, синицы, куцый.

В словах на – ция.

Например, акция, лекция.

В словах с суффиксом

– ын . Например, курицын.

ПРАВОПИСАНИЕ О и Е В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТИВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц

В окончаниях имен существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е.

Например: лучом, душем.

СОСТАВ СЛОВА

Слова состоят (или могут состоять) из приставки, корня, суффикса и окончания.

Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение: свет, светильник, освещать.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: ходить, подходить, переход, выход.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: школа, школьник, школьный.

Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в словосочетании или в предложении: читал книгу, нашёл в книге.

Разбор слова по составу

1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:

настольный, настольного, настольным, о настольном.

Окончание –ый, основа настольн-

2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:

стол, столик, столовая.

Общая часть слов – стол-. Это корень.

3. Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.

Такая приставка есть в словах наручный, настенный

4. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.

Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.

1 1. Слова переносятся по слогам .

Например: во-ро-на, пе-тух, лю-бовь

2 . Нельзя переносить одну букву и оставлять её на строке.

Например: ака-ция, мир, яма

3 . При переносе слов буквы Ь, Ъ, Й не переносят, а оставляют на строке с предыдущей согласной.

Например: боль-шой, крыль-цо, сой-ка, объ-езд

4. При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

Например: жуж-жать, сум-ма, ап-петит

5 . При переносе слов с приставками нельзя отрывать одну букву от приставки или от корня.

Например: под-бить, при-слоняться, рас-крыть, пре-красный

6. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки (. , ! ? : ( ; – „ )

имя существительное предлог

имя прилагательное союз

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Например, школа, ученик, кровать, лошадь.

Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе (что? кто?)

Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? , называются одушевленными .

(Например, писатель, рак)

Имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что? , называются неодушевленными.

(Например, дождь, вода)

Имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы (имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, деревень, рек, морей …) называются собственными .

Например, Валентина, Новгород, Барсик

Все остальные – нарицательные.

Например, город, кошка, сестра, дом

Имена существительные бывают:

Женского рода (она моя), например, лодка, корова.

Мужского рода (он мой), например, стол, год.

Среднего рода (оно моё), например, солнце, окно.

Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.

Например, туфли – туфля (ж.р), ботинки – ботинок (м.р.)

Имена существительные изменяются по числам.

Существительные в единственном числе обозначают один предмет,

во множественном числе – два или несколько предметов.

Имена существительные изменяются по падежам.

Именительный – (есть) кто? что?

Родительный – (нет) кого? чего?

Дательный – (подошёл) кем? чем?

Винительный – (вижу) кого? что?

Творительный – (доволен) кем? чем?

Предложный – (думаю) о ком? о чём?

Как отличить И. п. от В. п.

Существительное в И.П. является в предложении главным членом – подлежащим и никогда не употребляется с предлогом.

Существительное в В. п. является в предложении второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без.

Как отличить Р. п. от В. п.

Р. и В. падежи можно различать по предлогам.

От, до, из, без, у, для, около, в, на, за, через, про

У существительных 1 склонения Р. и В. падежи различаются по окончаниям.

Для того чтобы отличить Р. п. от В. п. у существительного 2 склонения , можно заменить это существительное существительным

1 склонения. (кошка)

Существительные в П. п. всегда употребляются с предлогом (о, об, обо, в, во, на, при)

Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются на гласные звуки. (об автомобиле, об урожае, об Илье)

Существительные бывают 1, 2 и 3 – го склонения.

1 склонение – существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, – я в именительном падеже.

2 склонение – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, -е.

3 склонение – существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием).

Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа.

Например, ехали по улице – улица (1 скл.)

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Чтобы проверить безударное окончание существительного, надо:

  1. определить падеж
  2. определить склонение
  3. вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже или подставить слово-помощник.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё?

Например, красная, цветной, праздничное, весёлые.

Начальная форма имени прилагательного – прилагательное в именительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. (какой?)

(окончания: – ой, – ый, – ий)

Род, число, падеж имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано по смыслу.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и по падежам.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Для того, чтобы правильно написать безударное окончание

имени прилагательного нужно:

1. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное, определить число, род и падеж.

2. Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже.

3.ИЛИ поставить вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

Подборка правил: глагол

Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).

Признаки

1. Постоянные:

  • вид (совершенный/несовершенный);
  • спряжение I или II;
  • переходность (переходный/непереходный);
  • возвратность (глаголы, которые без -СЯ не употребляются).

2. Непостоянные

  • наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
  • число (единственное(иду, шёл, пойду), множественное (идём, шли, пойдём);
  • время (прошедшее, настоящее, будущее);
  • род (мужской, женский, средний);
  • лицо (первое, второе, третье);
  • возвратность (глаголы, имеющие возвратные и невозвратные формы).

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ, не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь).

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

  • совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения (решить, прочесть, спеть, запеть);
  • несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).

ЗАПОМНИ!

  • Только несовершенный вид:заискивать, перекликаться, перестреливаться, поглядывать, подсвистывать, подсевать, покашливать, приговаривать, принадлежать, разгуливать, сожалеть.
  • Только совершенный вид: грянуть, допроситься, загреметь, зашагать, отшуметь, очутиться, перепортить, побежать, полежать, полить, помечтать, понадобиться, попридержать, пораздумать, посидеть, хлынуть.

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

I спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);

II спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).

ИСКЛЮЧЕНИЯ!

  • Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
  • Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.

Способ определения спряжения глагола

  • Если личное окончание ударное , то определяем по личному окончанию:
    1. Если -У/-Ю, -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -УТ/-ЮТ, то это I спряжение.
    2. Если -У/-Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ, то это II спряжение.
  • Если личное окончание безударное , то определяем по неопределённой форме
    1. Если неопределённая форма оканчивается на -ИТЬ (кроме брить, стелить), если это один из 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть), если это один из 4 глаголов на-АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать), то это II спряжение.
    2. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

ЗАПОМНИ!

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.

  • Переходные — обозначают действие, которое переходит на какой-либо предмет, обозначаемый существительным, в винительном падеже без предлога (если действие переходит на часть предмета, винительный падеж заменяется родительным) — провожать сестру, рубить берёзу, читать книгу, шить костюм, выпить молока.
  • Непереходные — обозначают действие, которое не переходит на другие предметы (глаголы с суффиксом -СЯ – непереходные) — гулять в саду, спешить на поезд, заниматься спортом, купаться в море.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.

Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).

Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.

Наклонение глагола

В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

  • изъявительное наклонение — обозначает действие, которое происходило, происходит или произойдёт (спал, сплю, буду спать).
  • сослагательное (условное) наклонение — обозначает действие желаемое или возможное, образуется с помощью формы прошедшего времени глагола и частицы БЫ (я написал бы, вы пришли бы).
  • повелительное — обозначает побуждение к действию, приказ, просьбу (принесите, стойте, встань).

Время глагола

Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

  • Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали?

Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

  • Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

  • Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем?что сделаете? что сделают?

Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

  • простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).
  • сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).

Правописание НЕ с глаголами

ЗАПОМНИ!

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).

ЗАПОМНИ!

Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ

ЗАПОМНИ!

Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.

  • Что делать?купаться, смеяться, возиться, лениться, учиться.
  • Что делает?купается, смеётся, возится, ленится, учится.

Правила по русскому языку ℹ основные правила, определения и упражнения для учеников 6 класса

№ 26. Буквы О и А в корнях кас/кос
В корне с чередованием -кас- / -кос- в безударном положении пишется а, если после корня стоит суффикс -а-, и буква о, если этого суффикса нет.
Касаться, касание, прикоснулся, соприкосновение.

№ 27. Буквы О и А в корнях гар/гор
В корне с чередованием -гар- / -гор- в безударном положении пишется буква о.
Разгораться, подгорел, загар, огарок.

№ 28. Буквы Ы и И после приставок
После приставок на согласные пишется буква ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются на звук [и]. После приставок меж- и сверх- пишется буква и.
Безымянный, разыскивать, сверхизвестный.

№ 29. Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
Если приставка обозначает присоединение, приближение, неполное действие, то в ней пишется буква и (это приставка при-).
если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (это приставка пре-).
Припаять, приблизиться, прикопать.
Премудрый, преграда.

№ 30. Соединительные гласные О и Е в сложных словах
В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е.
Дырокол, садовод, цветопередача, птицелов, кашевар, землемер, пищеблок, камнемёт, пылесборник.

№ 31. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя
В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква е.
В имени, на знамени, к вымени, ко времени, в племени, по темени.

№ 32. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
Не с существительными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.
Невольник, негодник, непоседа
Неволя (плен), непогода (плохая погода)
Не с существительными пишется раздельно, если является словом-отрицанием (отрицательной частицей). В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.
Не порядок, а самый настоящий хаос царил в доме.
Не друг, а враг ты мне.

№ 33. Буквы Ч и Щ в суффиксах -чик- (-щик-)
В суффиксе существительных -чик- / -щик- после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч. В остальных случаях – буква щ.
Резчик, наладчик, попутчик, обманщик, погонщик, старьёвщик.
Перед суффиксом -чик- / -щик- ь пишется только после л.
Стульчик, вальщик, дольщик.

№ 34. Гласные Е и И в суффиксах существительных
Чтобы правильно написать гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. Надо просклонять эти слова. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е; если гласный не выпадает, то надо писать букву и.

кусочек – кусочка, платочек – платочка, цветочек – цветочка (выпадает, значит е);
лучик -лучика, пальчик – пальчика, лимончик – лимончика (не выпадает, значит и).

№ 35. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных

После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется буква о, без ударения – буква е.
корешок, камешек, бережок, волчонок, рубашечка

№ 36. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
Не с полными и краткими качественными прилагательными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не; 2) если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.
Не с полными и краткими прилагательными пишется раздельно: 1) если в предложении есть противопоставление с союзом а; 2) если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не.

№ 37. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения – буква е.
моржовый (морж), кольцевой (кольцо)

№ 38. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Две буквы Н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на -н; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-.
Исключение – ветреный.
Одна буква Н пишется: 1) в суффиксе -ин-; 2) в суффиксе -ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных.
Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный.
Примеры: лошадиный, травяной

№ 39. Различение на письме суффиксов -к – и -ск-
Суффикс -к- пишется: 1) в прилагательных, имеющих краткую форму; 2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -ц. В других прилагательных пишется суффикс -ск-.
Примеры: резкий (резок), ткацкий (ткач), киргизский (киргиз).

№ 40. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
Сложные прилагательные пишутся через дефис или слитно.
Дефис употребляется, если сложное прилагательное: 1) обозначает оттенки цветов: бледно-жёлтый, красно-коричневый; 2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный (юго-запад), тянь-шаньский (Тянь-Шань); 3) образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и: горько-солёный (горький и солёный), мясо-молочная (мясная и молочная), русско-немецкий (русский и немецкий).
Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный (железная дорога), легкоатлетический (лёгкая атлетика).

№ 41. Мягкий знак в середине числительных
В именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется буква ь.
Шестьдесят, восемьсот.
Примеры: лошадиный, травяной, рваный.
В кратких прилагательных пишется столько букв н, сколько и в полных.
Пример: дорога длинна, болезнь заразна

№ 42. Буква И в окончаниях количественных числительных от 5 до 30
В родительном, дательном и предложном падежах количественных числительных от пяти до тридцати в окончании пишется буква и.
К восемнадцати годам, к девяти часам.

№ 43. НЕ в неопределённых местоимениях
В неопределённых местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не- всегда находится под ударением и пишется слитно.

№ 44. Дефис в неопределённых местоимениях
Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно.
Кто-нибудь, кое у кого.

№ 45. Различение приставок НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
В отрицательных местоимениях приставка не- всегда ударная. Приставка ни- безударная, в ней пишется буква и.
Некто постучал в дверь. Никто не пришёл на зов.

№ 46. НЕ и НИ в отрицательных местоимениях с предлогом
Если не и ни отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся отдельно.
Ни у кого. Не с кем.

№ 47. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь. Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -ся и окончанием -те.
Познакомь, познакомьте, познакомься.
Отрежь, отрежьте.

№ 48. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-)
Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс -ова- (-ева-).
Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс -ыва- (-ива-).
Советовать, советовал – советую.
Опаздывать, опаздывал – опаздываю.

+ орфограммы, не выделенные отдельным номером, но обязательные для запоминания

  • В корнях -зар- / -зор- без ударения пишется а, под ударением – о.
    Зорька, зори, озарять, зарница.
  • Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, вымя, время, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и: к имени, нет времени, в пламени, в пути и т.д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём): пламенем, путём.
  • Порядковые числительные на -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный пишутся слитно, например стотысячный покупатель.

Список правил по русскому языку 6 класс

Какие правила русского языка нужно знать ученику 6 класса?

Правила, которые должен знать ученик к концу 6-го класса.

2 0 · Хороший ответ

Все понятно обесняет

Гласные в корне с чередованием –гар-/-гор- зависят от ударения: если главная под ударением, то пишется буква «а», если без ударения, то буква «о». Но это правило действует только для слов, имеющих значение, связанное с огнем и пламенем (не с горами, не с горем и печалью).

Однако есть слова-исключения из этого правила. Правописание слов «изгарь», «пригарь» и «выгарки» нужно запомнить.

Какое самое бесполезное правило, на ваш взгляд, сейчас существует в школах?

Вызывать скорую каждый раз, когда ребёнок почувствует лёгкое недомогание.

Медкабинеты из школ при этом убрали (даже если медкабинет есть, медсестры там нет, и по инструкции всё равно надо вызывать скорую).

3 0 · Хороший ответ

Как продуктивнее всего учить немецкий язык? Существуют ли отдельные правила, упрощающие его изучение?
Сколько правил в русском языке?

Подготовленный Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация».

Лингвистические знания и навыки необходимо постоянно обновлять и совершенствовать. Именно поэтому мы собрали для вас 5 лучших порталов, посвящённых русскому языку.

Как выучить параграф по русскому языку за 3 минуты?

Как работает наша память

Начнем мы, пожалуй, именно с этого вопроса.

Процесс запоминания любой информации проходит через три стадии.

Первая — кратковременная память. Любые данные задерживаются там не больше, чем на несколько минут.

Затем данные переходят во вторую стадию — промежуточную память. Здесь она может задержаться как на несколько дней, так и на месяц.

Третий, и последний, этап — это долговременная память. Там информация хранится всегда. Даже то, что, как нам кажется, мы забыли.

Поэтому чтобы максимально эффективно использовать возможности своей памяти, нужно это учитывать. Постарайтесь сразу переводить все, что учите, в промежуточную память. А чтобы информация осталась с вами как можно дольше, время от времени revise ее и перекладывайте ее в отделы долгосрочной памяти.

10 способов, как запомнить текст

Перескажи то, что прочитал — и запомни его в 4 раза быстрее. Вероятность, что вы намного быстрее освоите большой текст, если прочитать и пересказать его другому человеку, намного выше. Когда вы что-то рассказываете, то нейроны вашего мозга работают намного эффективнее, и вы мгновенно перекладываете все, что выучили, в промежуточный отдел.

Работайте по принципу 205 или 4515.

Ваш мозг не может учить что-то бесконечно долго — ему нужно давать перерывы. Попробуйте на себе практику учить 20 минут и отдыхать 5 минут; или же учить 45 минут, а отдыхать 15. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно, а вы легко сможете выучить даже самую сложную информацию.

Используйте ассоциативное мышление.

Выделяйте ключевые моменты в тексте маркером.

Конечно, если текст в учебнике, делать этого не нужно. Но часто, это бывают распечатки, ксерокопии, с которыми такой способ будет просто великолепным! Я сама так делала, когда училась в университете — очень-очень помогало! Поверьте, как только вы это сделаете, все ненужное улетучится и не будет мешать, а все необходимое «прилипнет» к вашей памяти и будет светиться в ней также ярко, как маркер, с которым вы поработали! Конечно, для этого нужно иметь навык поиска важных опорных мыслей в тексте. Практикуйтесь, и все у вас получится!

Прочитайте текст с выражением или используя разную высоту голоса.

Другими словами, можно просто побаловаться, представив себя актером (если вы на самом деле не актер :-)). Прочитайте текст шепотом, потом низким голосом, затем тоненьким мышиным голоском. Меняйте интонации — с радостных ноток до грустных и меланхоличных. В общем, прочувствуйте то, что вы читаете! Поверьте, иногда это становится единственным верным способом к быстрому запоминанию текста.

Не сидите на одном месте.

Учеными было доказано, что если при попытках что-нибудь выучить вы будете не просто сидеть за столом над книгой, а, например, расхаживать по комнате, то выучить текст или стихотворение можно намного быстрее.

Как-то мы этот вопрос обсуждали с моей ученицей. Ее преподаватель по биологии не раз отмечала, что во время запоминания лучше всего убирать в доме, раскладывать что-то по местам или просто прохаживаться. Но в очень редких случаях сидеть на месте.

Человек, который не перестает меня удивлять в плане развития памяти — это Станислав Матвеев. Он попал в книгу рекордов Гиннеса благодаря свои методикам и упорству. А теперь Станислав делится своими знаниями с людьми, помогая им достигать своих целей.

Не имеет значения, являетесь ли вы самым «жаворонковым» из всех жаворонков или матёрой совой, ваш мозг все равно лучше всего запоминается информацию в утренние часы или когда вы только проснулись. Конечно, есть редкие исключения, когда биологические ритмы человека наиболее активны ночью. Но, тем не менее, попытки запомнить что-то перед сном могут не только не дать никакого эффекта, но и испортить вам сон.

Устали — смените обстановку.

Главная ошибка многих — это пытаться учить без какого-либо отдыха. Я помню себя во время сессий. Я выделяла себя два часа на учебу с утра, затем шла на тренировку. Возвращалась домой и еще 2 часа учила. Я постоянно разбавляла часы учебы на другие занятия. И меня всегда удивляли люди, которые во время session не виделись с друзьями, не ходили никуда гулять, а просто закрывались в доме. Поэтому мой вам дружеский совет — меняйте обстановку и давайте себе отдых.

Используйте возможности своего мозга.

indexВы наверняка знаете, каким образом у вас получается лучше всего запоминать. Если вам достаточно прослушать лекцию, чтобы потом без запинки все пересказать — у вас определенно тип запоминания, основанный на восприятии аудиоинформации.

К примеру, я лучше всего воспринимаю информацию, если запишу ее. Для меня запомнить что-то на слух достаточно сложно. Во времена обучения в университете я писала конспекты, и все важные пометки делала письменно. Когда на экзамене нужно было что-то вспомнить, у меня перед глазами мгновенно всплывал мой конспект.

Поэтому используйте ваши сильный стороны в запоминании. Пусть иногда это займет немного больше времени, но вы будете уверены в результате.

В любой непонятной ситуации — ложитесь спать.

Если в голову ничего не лезет — ложитесь спать. Когда вы спите, вся информация, которая поступает в ваш мозг, скажем так, раскладывается по полочкам долгосрочного отдела. Да и в целом, никогда не пытайтесь ничего учить не выспавшись. В этот момент ваш мозг занят только поддержанием вас в состоянии бодрствования, и на то, чтобы что-то запомнить просто не хватит ресурсов.

На данный момент существует множество методик, техник и самых разнообразных книг, чтобы развить свою память и уметь запоминать тонны информации. Вы можете посмотреть видео или прочитать книги, чтобы развивать свои способности к запоминанию. Память — это как мышцы — нужно просто много тренироваться.

Правила по русскому языку. 6 класс

В корне слова: циркуль.

Искл: Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»

В словах на –ция: лекция.

В окончаниях слов: молодцы.

В суффиксах слов: лисицын.

Буквы И, У, А после шипящих

После шипящих пишутся буквы И, У, А, а не Ы, Ю, Я: чаща.

Искл: жюри, брошюра, парашют.

Правила переноса слов

1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются.

2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог.

Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.

3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву.

4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву.

5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится.

6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы.

Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного!

Правила переноса слов

1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются.

2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог.

Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.

3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву.

4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву.

5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится.

6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы.

Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного!

Проверяемые безударные гласные: Чтобы не ошибиться в написании проверяемой безударной гласной в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы эта гласная стала ударной: дома – дом – домик.

Непроверяемые безударные гласные: Написание слов с безударными гласными, которые нельзя проверить ударением, следует проверять, пользуясь орфографическим словарём и запоминать: багровый.

Чередующиеся гласные: Их написание зависит от ударения, последующей согласной, суффикса а, лексического значения корня.

Требования к ведению тетради для правил:

Тетрадь носить ежедневно.

Все правила обязательно должны быть в наличии. ( Если ученик(ца) не присутствовал на уроке, восстановить недостающее!)

Тетрадь нельзя использовать не по назначению. (Нельзя вырывать листы, использовать тетрадь по другим предметам).

Если ученик не сдал правило, домашнее задание или получил неудовлетворительную оценку – отработка по пятницам с 15 до 17 часов.

Требования к ведению тетради для правил:

Тетрадь носить ежедневно.

Все правила обязательно должны быть в наличии. ( Если ученик(ца) не присутствовал на уроке, восстановить недостающее!)

Тетрадь нельзя использовать не по назначению. (Нельзя вырывать листы, использовать тетрадь по другим предметам).

Если ученик не сдал правило, домашнее задание или получил неудовлетворительную оценку – отработка по пятницам с 15 до 17 часов.

Выберите книгу со скидкой:

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Номер материала: ДВ-430516

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: