Как пишется расписание – разбор слова и правила орфографии

Правила орфографии

Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.

После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Читайте также:
Дирижёр как пишется - через и или е и почему - объяснение правила

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

Графика. Орфография.
Принципы русской орфографии

Компакт-тема № 5

Графика

Всем известно, что существуют две формы языка – письменная и устная. Любой язык первоначально существует в устной форме, а на определенном этапе его развития появляется письменность. Теория письма делится на две составляющие – графику и орфографию.

Читайте также:
Ударения слова запишите - примеры и объяснение постановки в разных случаях

Графикой называется совокупность начертательных средств того или иного письма. Она включает не только буквы, но и знаки препинания, ударения, дефис, апостроф, знак параграфа, пробелы, а также различные шрифтовые выделения (жирный шрифт, курсив, подчеркивания). Графика устанавливает определенные соответствия между звуками и буквами. Буквы – это те знаки, которые мы пишем и читаем. Звуки мы произносим и слышим.

Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом. Слово алфавит происходит от названия греческих букв альфа и бета (в новогреческом вторая буква именуется вита). Ему соответствует русское слово азбука, образованное от названия двух первых букв славянского алфавита – азъ и буки.

Гласных звуков в русском языке 6, а букв 10; согласных звуков – 36, букв – 21, две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

Первую славянскую азбуку создали в 863 (или 855) году греки Кирилл и его брат Мефодий («первоучители славянские»). Многие исследователи полагают, что это была глаголица (от старославянского глаголъ ‘речь’) – азбука, внешне напоминавшая греческую скоропись.

А современный русский алфавит восходит к другой древней славянской азбуке – кириллице, которую составили ученики братьев на основе греческого (византийского) торжественного письма. Для передачи звуков, которых не было в греческом, они ввели новые буквы. Многие буквы кириллицы обозначали также числа, например: а (азъ) – 1, д (добро) – 4.

Среди гласных есть четыре буквы: е [jэ], ё [jо], ю [jу], я [jа], – которые называются йотированными, так как могут обозначать сразу два звука, в том числе звук йот – j. Два звука эти буквы обозначают не всегда, а лишь в трех позициях:

1) в начале слова: ель [jэл’], ёлка [jолка], юла [jула], яма [jама];

2) после гласной: поел [паjэл], моё [маjо], рою [роjу], мая [маjа];

3) после разделительных ъ и ь знаков: разъезд [разjэст], подъём [падjом], вьюга [в’jуга], обезьяна [абиз’jана].

Упражнения

1. В каких словах количество букв и количество звуков не совпадает?

1) Объем; 2) приём; 3) вьёт; 4) веет; 5) шьют; 6) поют; 7) сеял; 8) изъян.

2. Определите: в каких словах больше звуков, чем букв?

1) Яблоко; 2) приятный; 3) субъект; 4) поэт; 5) поёт; 6) люстра.

3. Определите: в каких словах число звуков и букв совпадает?

1) Соя; 2) актёр; 3) ясный; 4) пьедестал; 5) сюжет; 6) юбка.

Обозначение мягкости согласных на письме

Твердые и мягкие согласные звуки в русском языке на письме передаются одними и теми же буквами. Значит, должен существовать способ показа твердости – мягкости согласного звука. Йотированные гласные е, ё, ю, я, а также и: лук [лук], люк [л’ук], мал [мал], мял [м’ал], мыл [мыл], мил [м’ил] – после согласного обозначают мягкость предшествующего согласного и соответствующий гласный.

Когда надо обозначить мягкость согласного не перед гласным, а на конце слова или перед последующим согласным, используется мягкий знак – ь: мел – мель, кон – конь, вес – весь; серьга, больной, весьма.

Во многих пособиях приводится неверная формулировка функции йотированных гласных: там написано, что они смягчают предшествующий согласный. Желательно дать ученикам четкое представление о том, что буквы – это знаки, которые являются сигналами мягкости предшествующего согласного, а не причиной, эту мягкость вызывающей.

Читайте также:
Лица глаголов в русском языке и таблица для их определения

Орфография

Орфография (от греч. orthos ‘правильно’ и graphо ‘пишу’) – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. В школьной практике мы часто пользуемся термином орфограмма (от греч. orthos ‘правильно’ и gramma ‘буква’), им обозначают написания, определяемые правилами орфографии.

Теория русской орфографии начала складываться еще в XVIII в. Большой вклад в ее становление внесли В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Я.К. Грот, Ф.Ф. Фортунатов.

Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.

Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста Владимира Владимировича Лопатина (М., 2000).

Принципы русской орфографии

Основной принцип русской орфографии – морфемный, в некоторых пособиях он называется морфологическим. Суть его заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно вне зависимости от произношения. На этом принципе основаны следующие правила: правописание безударных гласных в корне, правописание звонких и глухих согласных в корне, правописание большинства приставок и суффиксов.

Когда выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой нет в современном языке, слово пишется в соответствии с традицией, и его написание определяется по словарю. В этих случаях проявляется традиционный принцип русской орфографии. На нем базируются такие правила: правописание непроверяемых и чередующихся гласных и согласных в корне, правописание гласных после шипящих и ц, употребление ь после шипящих, слитное и раздельное правописание наречий, наречных сочетаний и некоторых предлогов, правописание окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч. -ого и др.

Фонетический принцип заключается в том, что написание соответствует произношению; правил, которые основываются на указанном принципе, немного: правописание приставок на з/с , а также гласной в приставке раз-/роз-, правописание и/ы в корне после приставок на согласный.

Кроме того, орфография устанавливает правила слитного, раздельного и дефисного написания, переноса слов, а также употребления прописных и строчных букв.

Упражнения

1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:

1) ложка; 2) чашка; 3) кружка; 4) шишка; 5) книжка; 6) игрушка.

(Подсказка: ч – всегда мягкий согласный в русском языке, ш – всегда твердый; ответ: 2, 4.)

1) трава; 2) бетон; 3) заслон; 4) батон; 5) вагон; 6) выгон.

2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии:

1) бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный; 4) подходящий; 5) отсталый; 6) подробный.

1) предыстория; 2) розыгрыш; 3) представитель; 4) расписание; 5) заигрывать; 6) расписка.

3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии:

1) умирать; 2) миролюбивый; 3) разыгрывать; 4) подбор.

4. Найдите в предложении такие слова, где буква т означает звук [д].

Мы повернули от дороги к избушке лесника, где надеялись отдохнуть и согреться.

Тест «Правописание приставок пре- и при-».
тест по русскому языку на тему

Тест «Правописание приставок пре- и при-» 6 класс

Читайте также:
Правила по русскому языку ℹ основные правила, определения и упражнения для учеников 6 класса

Скачать:

Вложение Размер
test_pravopisanie_pristavok_pre-_i_pri-._6_klass.docx 57.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тест «Правописание приставок пре- и при- ». Дата_____________

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕкрасный – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр. милый, пр…волжский, пр. близить
2) пр…смотреться, пр…бежать, пр…клеить
3) пр…городный, пр…ставить, пр…добрый
4) пр…школьный, пр…шить, пр…ступить

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…скакать, пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…сматривать, пр…одолеть, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…лечь, пр…сильный, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

6. В каком ряду во всех словах приставка имеет значение «расположение вблизи чего-либо»?

1) пр…поднять, пр…греть, пр…клеить

2) пр..школьный, пр…вокзальный, пр…фронтовой

3) пр…коснуться, пр…несу, пр…азовская,

4) пр…дорожный, пр…говаривал, пр…швартоваться

7. Определите слово с приставкой пре- :
1) Пр…писать
2) Пр…дорожный
3) Пр…мудрый
4) Пр…сесть

8. Определите слово с приставкой при-.
1) Пр…одолеть препятствия
2) Пр…рвать речь
3) Пр…градить путь
4) Пр…землиться на колени

9. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

10. Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.
1) Расположенный у вокзала –

2) Очень хороший –

3) Сощурить на солнце глаза –

4) Участок около усадьбы –

5) Очень старательный –

11. Вставьте буквы

Пр усадебный участок,

пр брежный район,
пр городный автобус,

пр жадный сосед,
пр бежать в школу,

пр гнать скот,
пр мудрый пескарь,

пр клеить марку,
пр ехать домой,

пр длинный путь,
пр сильный друг,

пр дорожное кафе,
пр морский край,

пр дорогой подарок,
пр шить пуговицу,

пр дворный советник.

Тест «Правописание приставок пре- и при- ». Дата_____________

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пугнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…винитить, пр…красный, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-:

1) пр… крываешься, пр…забавный, пр…город.
2) пр…ступник, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вокзальный, пр…одолеть

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-:

1) пр…зидент, пр..задуматься, пр. хорашиваться.
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…смотреться, пр…колотить

6. В каком ряду во всех словах приставка имеет значение “присоединение”?

1) пр…городный, пр…морский, пр…фронтовой

2) пр…плыл, пр…поднял, пр. стройка

3) пр…паять, пр…крутить, пр. клеить

4) пр…летела, пр…тащить, пр…брежный.

7. В каком слове пишется приставка при-?

8. Определите слово с приставкой пре-.
1) Пр…школьный участок
2) Пр…творить окно
3) Пр…одолеть пр…пятствие
4) Пр…шить пуговицу

9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

10. Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.

1) Спуститься с неба на землю –

2) Очень длинный –

3) Слегка открыть дверь –

4) Соединить с помощью клея –

5) Расположенный у моря –

11. Вставьте буквы

Пр усадебный участок,

пр брежный район,
пр городный автобус,

пр жадный сосед,
пр бежать в школу,

пр гнать скот,
пр мудрый пескарь,

пр клеить марку,
пр ехать домой,

пр длинный путь,
пр сильный друг,

пр дорожное кафе,
пр морский край,

пр дорогой подарок,
пр шить пуговицу,

пр дворный советник.

Буквы ы-, и- после приставок

Цель: знать условия выбора гласных ы-, и- после приставок. Уметь находить данную орфограмму, письменно объяснять условия выбора данных букв.

А) Приём «Мозговая атака»

– Прочитайте слова на доске:

Играть – поиграть, отыграть.

– Что скажете о написании их? (приходят к выводу о возможности написания после приставок буквы ы или и )

Выделим морфемы: приставку и корень.

Б) Сообщение темы и целей урока.

– Попробуем назвать тему урока (выдвигают версии)

Сформулируем цель урока (выбираются самые удачные версии)

А) Приём «Кластер» (схема)

– Вернемся к записанным словам на доске. Определим, почему в 1 слове после приставки пишется –и – , а во втором –ы – (ответы)

Обратите внимание, мы говорим об однокоренных словах, которые без приставок начинаются с –и – .

Начнём составлять кластер у доски.

После приставок на согласные ← Ы – И→ после приставок на гласные

Прочитаем правило в учебнике на стр. 135. Сравним его содержание с нашим правилом.

3. Закрепление учебного материала

– С помощью приставок без- , сверх- и не- образуйте однокоренные слова от слов

обозначьте условия выбора данной орфограммы.

6. Д.з.: выучить правило стр. 135. ЗСП-8; составить рассказ, используя слова с изученной орфограммой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

Презентация содержит гаперссылки, можно работать с ней индивидуально и с классом, очень оживляет работу на уроке. Презентация для урока русского языка в 6 классе по учебнику Т.А. Ладыженской и др.

Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа.

Подготовка к ГИА. Задание А6.

Задания при подготовке к тесту на ОГЭ.Подборка из 34 заданий на правописание приставок. Очень удобно работать через проектор с классом, но можно и индивидуально. Хорошо отрабатывается навык.

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку.

Урок является вводным по теме “Правописание приставок” в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме “Правописание приставок пре-, при-“. В конспекте на последней стр.

Тест Приставки ПРЕ ПРИ 6 класс

Вставьте пропущенные буквы в предложении. Пр_бывать в город – пр_бывать в неволе:

Доступно только на тарифе Премиум

Прибывать — пишется приставка «при-», указывающая на приближение: прибывать в город. Пребывать — пишется приставка «пре-». Она схожа по значению с приставкой «пере-» : пребывать в неволе — перебывать определенное время в неволе, указывает на преодоление некоторого промежутка времени.

Вставьте пропущенные буквы в предложении. Пр_емник традиций – радиопр_ёмник:

Доступно только на тарифе Премиум

Следует различать написание близких по звучанию слов с буквами «и» и «е». «Преемник» пишется с «е», значение — подражатель, последователь. «Радиоприёмник» пишется с «и» , значение — устройство для получения радиосигналов. Для правильного написания гласных е/и нужно учитывать значение слова.

Вставьте пропущенные буквы в предложении. Пр_данье старины глубокой – пр_дать форму шара – пр_дать свою мечту – пр_дать блеск поверхности:

Доступно только на тарифе Премиум

Преданье — пишется гласная «е». Слово было образовано от глагола «передавать» с приставкой «пере-». Глаголы «придать» и «предать» следует различать по значению. Глагол «предать» пишется с «е», значение — изменить кому-то или чему-то: предать свою мечту. «Придать» пишется с «и» , значение — привести в нужный вид, усилить: придать форму, придать блеск.

Вставьте пропущенные буквы в предложении. Пр_зирать негодяя – пр_зреть бездомных детей:

Доступно только на тарифе Премиум

У глаголов «презирать» и «призирать» разное лексическое значение. Презирать — считать ничтожным, пишется с «е» : презирать негодяя. Призирать — приютить кого-то: призреть бездомных детей. Нужно учитывать значение слова при выборе букв е/и.

Вставьте пропущенные буквы в предложении. Пр_творить планы в жизнь – пр_творить дверь:

Доступно только на тарифе Премиум

Претворить ( «Во что?») — пишется буква «е»: претворить планы («Во что?») в жизнь. Притворить («Что?») — пишется приставка «при-», указывающая на неполноту действия: притворить («Что?» ) дверь.

Вставьте пропущенные буквы в предложении. Камень пр_ткновения – пр_ткнуться в уголок:

Доступно только на тарифе Премиум

Преткновения — пишется гласная «е», слово нужно проверять по орфографическому словарю. Приткнуться — пишется «при-» , приставка указывает на присоединение.

Вставьте пропущенные буквы в предложении. Пр_ходящий момент – пр_ходящая няня:

Доступно только на тарифе Премиум

Преходящий — пишется приставка «пре-», значение — кратковременный: преходящий момент. Приходящая — пишется приставка «при-» , которая указывает на приближение: приходящая няня.

Вставьте пропущенные буквы в предложении. Пр_терпеть лишения – пр_терпеться к боли:

Доступно только на тарифе Премиум

Претерпеть — пишется приставка «пре-», по значению она совпадает с приставкой «пере-»: претерпеть лишения — перетерпеть лишения. Притерпеться — пишется приставка «при-» , которая указывает на доведение действия до определенного результата.

Вставьте пропущенные буквы в предложении. Пр_дел мечтаний – пр_дел в храме:

Доступно только на тарифе Премиум

Предел — граница, черта, пишется с гласной «е». Придел — боковой алтарь в церкви, пишется с гласной «и» . Выбор гласных е/и зависит от контекста.

Вставьте пропущенные буквы в предложении. Пр_подать урок – пр_падать к плечу:

Доступно только на тарифе Премиум

«Преподать» пишется с гласной «е». Значение — сообщить что-либо: преподать урок. «Припадать» пишется с приставкой «при-» , указывает на приближение. Припадать — близко прижиматься к чему-либо: припадать к плечу.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

которые проходят вместе с этим

Тест «Приставки пре при» (6 класс) направлен на закрепление правила по изученной теме. Тест включает в себя перечень вопросов с последующим выбором ответов. Ученику необходимо найти единственно верное решение онлайн. Таким образом, происходит самостоятельная проверочная работа. Она, несомненно, заинтересует детей и оживит однообразное выполнение домашнего задания. Помимо этого у ребенка легко сформируется навык правописания гласных в изучаемых приставках.

Тест по теме «Приставки пре при» для 6 класса с ответами – это незаменимый помощник при подготовке к контрольному тестированию по русскому языку в школе.

Рейтинг теста

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 3203.

А какую оценку получите вы? Чтобы узнать – пройдите тест.

ПРЕ/ПРИ ℹ упражнения на правописание гласных букв в приставках для 6 класса, орфографические задания с ответами, тесты

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую — с приставкой при-, во вторую — с приставкой пре-.

Старинное пр. дание, камень пр. ткновения, пр. чуды природы, пр. ступить (к делу), богатое пр. даное, пр. вратности судьбы, пр. одоление препятствий, не надо пр. рекаться, пр. знание в содеянном, пр. бывать в бездействии, беспр. кословно повиноваться, пр. верженец новых взглядов, пр. дать друга, пр. мирить врагов, пр. бытие поезда, непр. менное условие, полезное пр. обретение, жизнь без пр. крас, пр. забавный случай, пр. ломление лучей, пр. вышение полномочий, пр. остановить слушание дела, давать пр. сягу, искатели пр. ключений.

Упражнение 2.

Запишите и запомните эти слова иноязычного проис­хождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

Упражнение 3.

Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

Обманчивый лес

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр. красной горной козы и, пр. следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра. стояние.

Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п. гоней, что . скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез. метно . гущался вечер, и н. ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И. дали д. носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в. помнил Генрих о том, как . бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник – горное эхо. Но было уже поздно. Пр. дстояло переночевать в лесу.

Упражнение 4.

Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и при- .

Превратить, презирать, преодолеть, претворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, превратиться.

Упражнение 5.

Замените обороты словами с приставками пре- и при- .

Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.

Упражнение 6.

Напишите текст под диктовку. Подчеркните приставки пре- и при- , объясните их написание.

Хитрая мангуста

Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст.

Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия.

Упражнение 7.

Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре-, при-)

Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, , пр_строить, , знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию; пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты – пр_зор; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ.

Тест по теме “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-“

1. В каком слове пишется приставка пре- ?

1) Пр_брежный;
2) пр_остановиться;
3) пр_прятать;
4) пр_увеличить.

2. В каком слове пишется приставка при- ?

1) Пр_успеть;
2) пр_вращать;
3) пр…жать;
4) пр_провождать.

3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.

4. В каком слове пишется приставка пре-?

5. В каком слове пишется приставка при-?

4) пр…клонить колени

6. В каком слове пишется приставка пре-?

7. В каком слове пишется приставка при-?

8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Русский язык

Гласные в приставках пре- и при-. Часть 1

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Правописание гласных в приставке.

2. Значение приставок.

3. Слова с неясным значением.

Неизменяемые приставки – приставки, написание которых не зависит от положения и соседства в слове (с-, на-, по-, над- и другие).

Изменяемые приставки – написание которых зависит от соседних букв (раз-/рас-, вз-/вс- и другие) и лексического значения (пре-/при-).

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 111-118.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 36.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В пятом классе вы познакомились с приставками. Некоторые из них зависят от последующей буквы (безответственный, рассказать), другие не изменяются и имеют традиционный способ написания (сделать, написать, посмотреть). В русском языке есть приставки, написание которых зависит от лексического значения слова. Это правило называется «Гласные в приставках пре- и при-».

Для изучения рассмотрим несколько примеров употребления слов. Пришёл, прицепил, приморский, прижал, приехал, прибил, прекрасный, преподнёс, придавил, приукрасил, прикрыл, приободрить, прибрежный. Разобьём их на группы.

1 группа: пришёл, приехал;

2 группа: прицепил, прибил;

3 группа: прижал, придавил;

4 группа: приукрасил, прикрыл, приободрить;

5 группа: приморский, прибрежный;

6 группа: прекрасный, преподнёс;

Какое лексическое значение объединяет слова группы?

1 группа: Законченное действие/приближение

2 группа: Присоединение

3 группа: Действие сверху вниз или присоединение

4 группа: Неполнота действия

5 группа: Около, возле

Для этого правила нужно запомнить, что в значении очень и пере- будет приставка пре-; в значении законченности, присоединения, приближения, неполноты, близости будет приставка при-.

В соответствии с этим правилом расставим буквы в словах, которые взяли для анализа.

Пр..шёл – законченность, поэтому и.

Пр..цепил – присоединение, поэтому и.

Пр..морский – около моря, поэтому и.

Пр..жал – действие сверху вниз, поэтому и.

Пр..ехал – приближение, поэтому и.

Пр..давил – действие сверху вниз, поэтому и.

Пр..бил – присоединение, поэтому и.

Пр..красный – очень красивый, поэтому е.

Пр..поднёс – очень эффектно подарил, поэтому е.

Пр..украсил – немного добавил, поэтому и.

Пр..крыл – действие сверху вниз, поэтому и.

Пр..ободрить – немного ободрил, поэтому и.

Пр..брежный – около берега, поэтому и.

Для работы с этим правилом требуются хорошие знания теории, поэтому мы с вами сейчас попрактикуемся в объяснении написания. Пресытиться – насыщение сверх меры, т.е. значение очень. В этом слове пишем букву е. Преобразовать – предать иной вид, переделать, пишем букву е из-за значения пере-. Превратить – совершенно переделать, из-за значения пере- пишем е. Приобрести – получить в своё обладание, то есть присоединить к себе, поэтому и.

Законченное действие: приблудный, приплыть, прилететь, приделать.

Приближение: пришвартоваться, приблизиться.

Присоединение: приколоть, прикоснуться, привинтить.

Движение сверху вниз: приклонить.

Неполнота действия: призадуматься, приуныл, приоткрыть, присесть, приуменьшить.

Около, возле: прифронтовая, пристанционный, приусадебный

Очень: превысить, презабавный, прескучный.

Пере-: преобразовать, прервать.

Возможно, некоторые слова вы бы отнесли к другому значению. И это будет верным вариантом, ведь, например, слово присесть – это одновременно слово со значением неполноты действия и действия сверху вниз. Таких слов в русском языке много, нужно помнить главное – слова со значением пере и очень имеют приставку пре-.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите слово с лексическим значением около.

Принести, прекрасный, преобразить, пришить, пристанционный.

Разбор задания: пристанционный – находящийся около станции.

Правильный ответ: пристанционный

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите правильное утверждение.

Для приставок при- нехарактерно такое значение:

б) доведение действия до конца;

в) пере- или очень;

Разбор задания: пере- и очень – значение для приставок пре-.

Тест с ответами на тему: “Приставки пре-, при-“

1. Выберите неправильный вариант объяснения значения приставки.
а) ПРИпаять – «присоединение»
б) ПРИсесть – «приближение» +
в) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»

2. В какой строке все слова пишутся с Е:
а) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
б) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный +
в) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

3. В каком слове пишется приставка при-?
а) пр_вращать;
б) пр…жать; +
в) пр_провождать.

4. В каком слове приставка обозначает «приближение»?
а) Пр…хлынут +
б) пр…лечь
в) пр…пятствие

5. Выберите пропущенные буквы : пр_бывать в город – пр_бывать в неволе
а) и, и
б) и, е+
в) е, и

6. Определите слово с приставкой пре- :
а) Пр…писать
б) Пр…дорожный
в) Пр…мудрый +

7. приставка ПРЕ:
а) обозначает присоединение
б) обозначает приближение
в) приставке пере- +

8. приставка ПРИ:
а) соответствует слову очень
б) обозначает неполноту действия +
в) приставке пере-

9. Выберите пропущенные буквы : пр_клонить колени- пр_творить (прикрыть)
а) и, и
б) и, е
в) е, и +

10. Выберите пропущенные буквы : пр_клонить голову – пр_скверный характер
а) и, и
б) и, е +
в) е, и

11. Выберите пропущенные буквы : пр_увеличивать опасность – пр_ломление лучей
а) и, е
б) е, е +
в) е, и

12. Выберите пропущенные буквы : Пр_бывать в город – пр_ходящая домработница
а) и, и +
б) и, е
в) е, и

13. Выберите пропущенные буквы : пр_кратить – пр_велегия
а) и, и
б) и, е
в) е, и +

14. Выберите пропущенные буквы : пр_ступить к заданию- пр_везти картофель
а) и, и +
б) и, е
в) е, и

15. Выберите пропущенные буквы : пр_слушаться к пению птиц – пр_неприятный разговор
а) и, и
б) и, е +
в) е, и

16. Выберите ответ, где пропущена Е:
а) пр…прятанная вещь
б) пр…зрительная гримаса потомки +
в) пр…дворных холопов

17. Выберите ответ, где пропущена Е:
а) забавная пр…баутка
б) пр…одолевать трудности+
в) пр…норавливаться к обстоятельствам

18. Выберите в каком слове значение приставки – “неполнота действия”:
а) преспокойно
б) Притихнуть +
в) примчаться

19. Выберите в каком слове значение приставки, близко к значению слова очень:
а) Преопасный +
б) прервать
в) преграда

20. Определите варианты с пропущенной гласной -Е-
а) Пр…ближаемся к станции +
б) Пр…шить пуговицу
в) Пр…влечь внимание

21. Пропущена буква -И
а) Пр….дание, пр…вращение, пр…восходство.
б) Пр…успевание, пр…сечь, пр…одоление.
в) Пр…сказка, пр…волье, пр…морье. +

22. Выберите вариант, где пре- является приставкой:
а) Превалировать.
б) Прескучный. +
в) Премировать.

23. Выберите вариант, где пре- является приставкой:
а) Президент.
б) Преамбула.
в) Превзойти. +

24. Выберите вариант, где пре- является приставкой:
а) Президиум.
б) Премиленький. +
в) Премьера.

25. Выберите вариант, где пре- является приставкой:
а) Прецедент.
б) Преамбула.
в) Предобрый. +

26. Выберите вариант, где нужно подставить гласную –и-
а) Пр…людия
б) Пр…ключение +
в) Пр…тендент

27. Выберите вариант, где нужно подставить гласную –е-
а) Пр…тензия +
б) Пр…лежный
в) Пр…митивный

28. Выберите вариант, где нужно подставить гласную –и-
а) Пр…зидент
б) Пр…вилегия +
в) Пр…цедент

29. Выберите вариант, где нужно подставить гласную –е-
а) Пр…ятный
б) Пр…мьера +
в) Пр…мер

30. Выберите вариант, где нужно подставить гласную –е-
а) Пр…стиж
б) Пр…вилегия
в) Пр…митивный

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: