Краткие причастия – формы, вопросы, на которые отвечают

Причастие

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (что делающий? что сделавший?)

Причастия делятся на действительные и страдательные.

Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, совершаемому самим предметом. Например: бегающий ребенок, т.е. ребенок, который бегает сам.

Страдательные причастия обозначают признак предмета по действию, направленному другим предметом на этот предмет. Например: прочитанная учеником книга, т.е. книга, которую прочитал ученик .

  • изменяются по родам (растущий мальчик м.р., растущая девочка – ж.р., растущее дерево ср.р.) ; числам (летящий самолет ед.ч., летящие птицы – мн.ч.) и падежам (летящий самолёт И.п., летящего самолёта Р.п., летящему самолёту Д.п., летящий самолёт В.п., летящим самолётом – Т.п., о летящем самолёте П.п.).
  • страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанная книга (полная форма) книга прочитана (краткая форма). Краткие причастия не изменяются по падежам.

Признаки глагола у причастия:

  • причастия бывают возвратные и невозвратные. Например: опустивший (невозвратное) опустивший ся (возвратное).
  • причастия имеют форму настоящего и прошедшего времени: смеющийся ребенок что делающий? настоящее время; смеявшийся ребенок – что делавший? прошедшее время.

Запомните: формы будущего времени у причастия НЕТ.

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени + -ущ –, – ющ – (I спр.): бега ющ ий, ид ущ ий; + -ащ-, –ящ- (II спр.) : вод ящ ий, дыш ащ ий. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы глаголов прошедшего времени + -вш- , -ш- : лете вш ий, увяд ш ий .

Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ем– , –ом – в I спр.: наклоня ем ый, вед ом ый ; -им – во II спр.: слыш им ый . Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов: – енн -, -ённ -, -нн -, -: увид енн ый, удивл ённ ый, сказа нн ый, оде т ый.

В предложении полное причастие является определением, причастие в краткой форме – именной частью составного сказуемого. Например: Пожелтевшие листья тихо падали на землю. Она была удивлена нестандартным ответом.

Морфологический разбор причастия

1.Часть речи (или особая форма глагола).

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

3. Постоянные признаки:

б) возвратное или невозвратное;

4. Непостоянные признаки:

а) полная или краткая форма (у страдательных);

б) падеж (у причастий в полной форме);

г) род (в единственном числе).

5 Синтаксическая роль в предложении.

Образец: Восходящее солнце ярко освещало верхушки деревьев.

1. (Солнце) какое? восходящее – причастие.

2. Нач.ф.- восходящий

3. Постоянные признаки: действительное, невозвратное, в настоящем времени,несовершенного вида.

4. Непостоянные признаки: в полной форме, в И.п., в ед. ч., в ср. род.

5. (Солнце) какое? восходящее – согласованное определение.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Что такое причастие в русском языке?

Содержание:

Причастие в русской лингвистике до сих пор не получило окончательного определения. Одни ученые утверждают, что причастие самостоятельная часть речи. Другие не соглашаются и утверждают, что причастие – неспрягаемая форма глагола. Но, тем не менее, формула причастия существует, она заключена в следующем оформлении:

Определение

Причастие – особая глагольная форма, сочетающая в себе грамматические свойства глагола и прилагательного и обозначающая признак предмета по действию.

Какие бывают причастия?

Как было отмечено выше, причастие (далее – ПЧ) обладает признаками двух частей речи – имени прилагательного и глагола, то есть, признаками именными и глагольными.

Именные признаки ПЧ:

  • изменяется по числам, родам (в ед. ч.) и падежам (в полн. ф.): слушавший, слушавшего, слушавшим;
  • согласуется с определяемым словом в роде (ед. ч.), числе и падеже: написанная строка, прочитанного романа, прослушанных стихов, недочитанное произведение;
  • страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: дописанный – дописан; брошенный – брошен, сказанный – сказан.

Глагольные признаки:

характеризует предмет по действию:

  • растаявший лед – лед, который растаял;
  • слышимый издалека – тот, которого слышат;
  • текущая вода – вода, которая течет;
  • залитая водой улица – улица, которую залило водой.

Страдательные причастия и действительные причастия

Залоговые отношения, доставшиеся причастиям от глаголов, делят их на:

  1. страдательные (СПЧ)
  2. действительные (ДПЧ).

СПЧ характеризует свойства кого-/чего-либо, подвергающегося какому-либо воздействию со стороны. Отсюда объяснение названия – «пострадал (-а,-о) от постороннего действия».

  • Примеры: гонимый (тот, кого гонят); ведомый (ведут), подгоняемый (подгоняют); обиженный (тот, кого обидели), накормленный (накормили), отвергнутый (отвергли).

ДПЧ определяют свойство кого-/чего-либо, самостоятельно осуществляющего какое-либо действие.

  • Например: свистящий (тот, кто свистит), дрожащий (дрожит); смотревший (тот, кто смотрел), увядший (увял), строивший (строил), снимавший (снимал), разделивший (разделил), вынесший (вынес), пришедший (пришел).
Читайте также:
Страдательные причастия в русском языке ☑ определение, признаки, примеры страдательных причастий прошедшего и настоящего времени

Суффиксы причастий: правило, таблица с примерами

В образовании СПЧ настоящего времени участвуют основы глаголов настоящего времени и суффиксы:

  • «-ом-/-ем-» – (1-го спр.); «-им-» – (2-го спр.): «комната, убираемая (убирает) мамой», «пчёлы, влекомые (влечёт) нектаром»; «красоты, зримые (зрим) нами».

Образование СПЧ прошедшего времени происходит от основ глаголов н. ф. при помощи суффиксов:

  • «-нн-» – от глаголов на – «-ать», «-ять», «-еть»; «-енн-» – на «-ить»; «-т-» – от глаголов на «-оть», «-ереть», «-нуть» и глаголов, состоящих из одного слога.

Примеры: «сказать – сказанная фраза»; «поставить – поставленный спектакль»; «натереть – натертый до блеска паркет, пролить – пролитый кофе, расколоть – расколотое стекло».

ДПЧ настоящего времени обязаны своему образованию основам глаголов настоящего времени и суффиксов:

  • «-ущ-/-ющ-» – глаг. 1-го спр.; «-ащ-/-ящ-» – глаг. 2-го спр.: жуют – жующий, берут – берущий; бренчат – бренчащий, горят – горящий.

ДПЧ прошедшего времени образуются основами инфинитива и прош. вр., к которым добавляются суффиксы:

  • «-вш-» – от основ гл. н. ф. или пр. вр. на гласный: жить – живший, поседеть – поседевший; «-ш-» – от основы неопределенной формы или прош. вр. на согласный: зарыть – зарывший, приползти – приползший, войти – вошедший.

Кроме этого: ДПЧ образуются:

  • от основ непродуктивных глаголов с суффиксом «-ну-»: тянуть – тянувший, мерзнуть – мерзший;
  • от глаголов на «-сти» (архаичные формы): занести – занесший, отгрести – отгребший; от глагольных основ на «-чь»: волочь – толокший, налечь – налегший.

Времена причастий

Временная категория ПЧ несколько отличается от времен их ближайших родственников – глаголов. В отличие от них ПЧ имеют два времени – настоящее и прошедшее. Категория времени тесно связана с видовыми характеристиками глаголов, от которых они образуются. От глаголов несовершенного вида образуются ПЧ настоящего и прошедшего времени: писать – пишущий, писавший; говорить – говорящий, говоривший. От совершенного – только ПЧ прошедшего времени: рассказать – рассказанный; прожить – проживший, прожитый.

Правописание причастий

Гласная перед -НН- в суффиксах страдательных причастий:

  • «-а-/-я» пишутся в формах прошедшего времени, словообразующими основами которых были глаголы на – «-ать/-ять»: желать – желанный, связать – связанный, развеять – развеянный, овеять – овеянный;
  • «-е-/-ё-» пишется в остальных случаях, первоисточниками которых стали глаголы на – «-еть/-ить/-ти» и другие: объесть – объеденный, приложить – приложенный, занести – занесенный, увлечь – увлечённый, вымести – выметенный (при образовании СПЧ глагольный суффикс «-и-» усекается).
  • в кратких СПЧ прошедшего времени: туман развеян, роман прочитан, случай рассказан, поступок одобрен;
  • в отглагольных прилагательных, образованных от ПЧ и не имеющих при себе приставок или зависимых слов: правленая рукопись, писаная красавица;
  • в полных причастиях, имеющих при себе приставки (кроме не-): овес посеянный, узел завязанный, клад найденный;
  • в полных причастиях, имеющих при себе зависимые слова: правленная редактором рукопись, ломанный на куски хлеб;
  • в бесприставочных ПЧ, образованных от глаголов сов. вида: брошенный камень, купленный подарок;
  • в ПЧ, называющих временный признак, временное состояние: раненный в бою.

В краткой форме ПЧ:

  • гласные перед «-н-» и «-нн-» – остаются такими же, какими были в суффиксах полных форм: посеян, ранен, правлен;
  • суффикс краткого СПЧ отличается от полной формы только количеством «-н-» – в краткой – одна, в полной – две: разрисованный – разрисован, уволенный – уволен.

Краткие причастия

Краткие ПЧ образуются от полных форм страдательных ПЧ настоящего или прошедшего времени, путем усечения окончания или окончания и части суффикса. В образовании принимают участия только СПЧК с суффиксами «-им-/-ем-», «-ом-», «-енн-», «-нн-» и «-т-»: хранимый – храним;

читаемый – читаем; ведомый – ведом; построенный – построен; открытая – открыта.

Краткие ПЧ изменяются:

  • по числам: костюм сшит – брюки сшиты, дело сделано – уроки сделаны;
  • в форме ед. ч. по родам: потолок вымыт, стена вымыта; окно вымыто.

В предложении краткое ПЧ выполняет роль составного именного сказуемого:

Дело было сделано очень быстро.

Как отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия

Чтобы отличить причастие от других близких по морфологии частей речи – отглагольного прилагательного, глагола и деепричастия – необходимо помнить:

прилагательные:

  • в отличие от причастий прилагательные не имеют зависимых слов: летящая по небу птица (пч.) – летящая походка (пр.);
  • не имеют приставок и образуют постоянный, а не временный признак: просеянное через сито зерно (пч.) – сеяное (пр.) зерно;
  • не имеют суффиксов «-ащ-/-ящ-», «-ущ-/-ющ-», «-ем-/-им-/-ом-», «-вш-/-ш-», «-т-», «-нн-/-н-», «-ённ-/-ён-», «-енн-/-ен-», а имеют – «-л», «-тельн», «-ач/-яч-», «-уч-/-юч-»: обаятельный (пр.) – идущий (пч.), колючий (пр.) – смеющийся (пч.);
Читайте также:
Орфоэпия ℹ что это в русском языке, определение науки, нормы произношения и ударений, главные правила и законы, примеры употребления

глаголы и деепричастия:

  • в отличие от причастий не могут обозначать признак, отвечать на вопросы «какой?», «каков?», они обозначают основное и добавочное действия и отвечают на вопросы: «что делать/сделать?» – глаголы, «что делая/сделав?» – деепричастия: законченный (какой?) – закончить (что сделать?), закончив (что сделав?);
  • деепричастие, в отличие от причастия, не может изменяться по падежам, числам и родам.

Морфологический разбор причастия: план разбора, образец разбора

План разбора:

I. Часть речи, общ. грамм. знач., вопрос.

II. Н. ф. (ед. ч., м. р., И. п.).

  1. разряд (действит., страдат.);
  2. призн. глаг.: вид, возвратность, время;
  3. призн. прилаг.:
  • а) только для страд. прич. – полн. или кратк.;
  • б) для всех – числ., род (в ед. ч.), падеж (в полн. фор.).

III. Синтакс. роль в предложении.

Образец письменного разбора:

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи.

(К. Паустовский)

Облетевшие – причастие (какие?), образ. от глаг. облететь, н. ф. облетевший,

страдат.; пр. вр., сов. в., невозвр., В. п., мн. ч., определение.

Гласные звуки в русском языке

Гласные зву­ки — это зву­ки, кото­рые состо­ят толь­ко из голоса.

Знания о глас­ных зву­ках ребя­та полу­ча­ют в 1 и 2 клас­се школы.

Что такое гласные звуки?

Наша речь состо­ит из слов. Каждое сло­во в свою оче­редь скла­ды­ва­ет­ся из зву­ков. Для того что­бы появил­ся звук, мы исполь­зу­ем раз­лич­ные орга­ны: лёг­кие, дыха­тель­ное гор­ло, гор­тань, рот, язык, нос и губы. С помо­щью орга­нов речи чело­век может про­из­но­сить зву­ки, кото­рые сли­ва­ют­ся в слово.

Звуки в сло­ве неоди­на­ко­вые. Одни зву­ки про­из­но­сят­ся голо­сом, а дру­гие состо­ят из шума и голо­са. Когда мы начи­на­ем гово­рить, то выды­ха­ем воз­дух из лёг­ких, кото­рый устрем­ля­ет­ся по дыха­тель­но­му гор­лу в гор­тань. В гор­та­ни нахо­дят­ся голо­со­вые связ­ки. Если струя воз­ду­ха сво­бод­но про­хо­дит через них и далее не встре­ча­ет ника­ких пре­пят­ствий на сво­ём пути, то в ито­ге обра­зу­ет­ся голо­со­вой звук, состо­я­щий из тона. Если же при выдо­хе воз­дух про­би­ра­ет­ся через раз­ные пре­гра­ды, то полу­ча­ет­ся харак­тер­ный шум, типич­ный для соглас­ных звуков.

Термин «глас­ный» свя­зан по смыс­лу со сло­вом «голос».

Достаточно поме­нять поло­же­ние губ, как полу­чим с помо­щью голо­са раз­ные глас­ные зву­ки. Убедимся в этом, если про­из­не­сём сле­ду­ю­щие слова:

  • дом
  • стул
  • шар
  • рык
  • тир
  • поэ­ма

Чтобы обра­зо­вать глас­ный звук [о], доста­точ­но округ­лить губы, а вытя­нув их тру­боч­кой, полу­чим звук [у]. Гласный звук [а] про­из­но­сит­ся с широ­ко откры­тым ртом. Звук [и] тре­бу­ет рас­тя­нуть губы в улыбке.

Итак, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть глас­ных зву­ков. Эти зву­ки на пись­ме обо­зна­ча­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми буквами:

От соглас­ных зву­ков глас­ные отли­ча­ют­ся тем, что их мож­но про­из­но­сить доста­точ­но дол­го или пропеть:

Гласные звуки и слог

Важным при­зна­ком глас­но­го зву­ка явля­ет­ся его спо­соб­ность обра­зо­вать слог. В оди­ноч­ку или вме­сте с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми глас­ный звук состав­ля­ет слог. Послушаем, как про­из­но­сит­ся сло­во «ого­род»:

Мы про­из­но­сим его, не сра­зу выды­хая всю струю воз­ду­ха, а выпус­кая её по неболь­шим пор­ци­ям, тре­мя точ­ка­ми. Гласный звук явля­ет­ся глав­ным в каж­дом зву­ко­вом отрез­ке сло­ва, кото­рый назы­ва­ет­ся слогом.

Посчитаем коли­че­ство глас­ных и сло­гов в сло­ве «ого­род». Три глас­ных зву­ка обра­зу­ют такое же коли­че­ство слогов.

Убедимся в этом, если про­из­не­сём и раз­де­лим на сло­ги сло­ва в соот­вет­ствии с коли­че­ством гласных:

  • ко-ра
  • са-ра-фан
  • со-ба-ка
  • у-чи-тель-ни-ца

Итак, глас­ные зву­ки мож­но отли­чить от соглас­ных по трём глав­ным признакам:

  1. состо­ят из голоса;
  2. при их обра­зо­ва­нии воз­дух сво­бод­но про­хо­дит через орга­ны речи;
  3. обра­зу­ют слог.

Ударные и безударные гласные

Гласные в сло­ве про­из­но­сят­ся по-разному. Только один глас­ный все­гда выде­ля­ет­ся голо­сом и зву­чит доль­ше, чем осталь­ные глас­ные зву­ки, напри­мер в слове:

Во вто­ром сло­ге глас­ный звук, обо­зна­чен­ный бук­вой «а», зву­чит с осо­бой силой и длительностью.

Он нахо­дит­ся в силь­ной пози­ции и зву­чит ясно и чёт­ко. Этот глас­ный звук явля­ет­ся ударным.

Понаблюдаем:

  • ми́р-ный
  • го́-род
  • у-лы́-бка
  • ри-су́-нок

В рус­ском язы­ке силь­ной пози­ци­ей для глас­ных явля­ет­ся пози­ция под ударением.

Остальные глас­ные зву­ки нахо­дят­ся без уда­ре­ния в сла­бой пози­ции. Они зву­чат менее чёт­ко и под­вер­га­ют­ся изме­не­ни­ям при про­из­но­ше­нии. Такие зву­ки в сла­бой пози­ции назы­ва­ют­ся без­удар­ны­ми глас­ны­ми. Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во с без­удар­ной глас­ной, к нему потре­бу­ет­ся про­ве­роч­ное слово.

Видеоурок «Гласные звуки и буквы. 1 класс»

Признаки гласности в русском языке

Связная, членораздельная и понятная речь невообразима без использования гласных звуков. Несмотря на то, что в русском языке их всего 6, они отличаются большим разнообразием характеристик и дают представление об универсальных законах звукообразования, изучаемых фонетикой.

  1. Гласность звуков
  2. Системы гласных
  3. Образование гласных звуков
  4. Ударные и безударные гласные звуки
  5. Йотированные гласные звуки
  6. Фонетический разбор гласного звука
  7. Различительные признаки гласных
  8. Подъём
  9. Ряд
  10. Огубленность (лабиализация)
  11. Назализация
  12. Фонация
  13. Положение корня языка
  14. Дополнительные артикуляции
  15. Эризация
  16. «Напряжённость»
  17. Долгота
  18. Шва
  19. Акустика
  20. Фонология
  21. Дифтонги и трифтонги
Читайте также:
Орфоэпические нормы ℹ правила произношения гласных и согласных звуков в современном русском литературном языке, изучение ударения, примеры

Гласность звуков

Гласные представляют собой тип звуков, во время произнесения которых поток воздуха, проходя через гортань или носовую полость, не встречает препятствий. Голосовые связки колеблются воздушной струей. В этот момент они напряжены и сдвинуты.

СПРАВКА! Иногда гласные называют «ртораскрывателями», так как для их более громкого произнесения требуется широко раскрыть рот. Это отличает их от согласных — «ртосмыкателей», ведь чтобы сделать их громче, нужно как можно теснее сблизить органы рта.

Дифференциация гласных достигается благодаря изменению формы резонатора. Это может быть смена положения тела или корня языка, губ. В языках народов мира также возможна носовая артикуляция и фонация.

Системы гласных

Система гласных называется вокализмом (vokalis в переводе с латинского означает «голосовой»).

В русском языке используются 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [и], [ы], [у]).

Гласные являются слогообразующими, то есть количество слогов в слове равно количеству гласных звуков в нем.

Образование гласных звуков

Любой звук начинается с выхода воздуха из легких, затем он направляется в гортань и выдыхается через рот или нос.

Когда мы произносим гласные звуки, колеблются наши голосовые связки в гортани — две мягкие складки мышц. В режиме обычного дыхания этот орган находится в расслабленном состоянии. Если же связки натягиваются и сближаются, образуя между собой узкую щель, поток воздуха вызывает колебания.

Затем образованная голосом воздушная струя свободно и беспрепятственно проходит через ротовую полость. Таким образом, гласный звук имеет тон, но в нем нет шума.

Специфика звучания отдельно взятого гласного меняется в зависимости от положения языка и губ, то есть от артикуляции.

СПРАВКА! Артикуляция — это движения произносительных органов при образовании звуков.

Ударные и безударные гласные звуки

Различают сильную и слабую позиции гласных. Они соответствуют их ударному и безударному положению.

Чёткое произнесение ударной гласной противопоставляется редукции безударных. В слабой позиции артикуляция менее отчетлива, длительность и качество звучания сокращается.

СПРАВКА! С этим связаны ошибки в правописании безударных гласных букв в словах. Например, в слове «улица», [и] безударная и слышится как что-то среднее между [и] и [э].

Редукция не одинакова для разных звуков. Она также прямо пропорциональна темпу речи: чем быстрее речь, тем значительней редукция.

Таким образом, в русском языке сильная позиция гласных звуков делает различия между ними более явными.

Йотированные гласные звуки

Шести гласным звукам соответствуют 10 гласных букв русского алфавита, 4 из которых образованы парой с согласным [й’] — я [й’а], е [й’э], ё [й’о], ю [й’у]. В слогах и словах эти йотированные буквы обозначают соответствующий гласный звук, идущий после мягкого согласного: лес [л’эс], мяч [м’ач’] и так далее.

Фонетический разбор гласного звука

Фонетический разбор предполагает составление транскрипции слов и фонетическую характеристику звука. Для записи транскрипции и фонемы используют квадратные скобки, долгие гласные обозначают при помощи двоеточия, на мягкость согласного указывает апостроф после него.

Различительные признаки гласных

Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора — ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.

Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.

Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri — «губы»).

СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.

Подъём

Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:

  • верхним — спинка языка ближе всего подходит к нёбу. Такой подъём образует закрытые гласные: [и], [ы], [у].
  • Средне-верхним — язык поднимается на 2/3 ротовой полости, образуя полуоткрытые гласные: [э], [о].
  • Средне-нижним — звуки произносятся с нижним поднятием языка (на 1/3). Ему соответствуют полузакрытые гласные.
  • Нижним — язык остается неподвижным. В результате произносятся открытые гласные: [а]

ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.

Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:

  • передним — язык находится как можно ближе к зубам ([и], [э]),
  • средним — язык занимает среднее положение, т.е остаётся без движения ([а], [ы])
  • задним — тело языка образует звук в задней части гортани ([у], [о]). Иногда гласные заднего ряда называют «темными».

ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.

Например: вместо «пол» [пол] — [п’ол], вместо «пульт» [пул’т] — [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.

Читайте также:
Цифры прописью - как правильно писать и примеры

Огубленность (лабиализация)

Форму резонатора — ротовой полости — можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго — [о].

СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.

Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.

Назализация

В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация — артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.

Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.

Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.

СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект — гнусавость.

Фонация

Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.

Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:

  1. В случае их напряжения и сближения выдыхаемый воздух вызывает колебание. Так возникает тон, обязательный для гласных и звонких согласных звуков.
  2. Расслабленные голосовые связки и раздвинутые черпаловидные хрящи пропускают воздушную струю без колебаний. В результате тон отсутствует, что свойственно произношению глухих согласных.

Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).

Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:

  • скрипучего голоса (вьетнамский),
  • глухих гласных (японский).

Положение корня языка

На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:

  • выдвинутое вперёд,
  • отодвинутое назад.

СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)

Дополнительные артикуляции

Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.

К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.

Эризация

Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию

При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.

«Напряжённость»

В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:

  • «напряжённые» или кардинальные гласные,
  • «ненапряжённые» гласные. Во имя их произнесения артикуляторы не достигают крайних точек положения и звуки остаются в промежутках между разными рядами и подъёмами.

СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.

Долгота

Долгота — характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]

В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: «Маааам! Мне дуууует»).

ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот — самый короткий.

Например, «Валентин» — содержит краткий [а] и длинный [и:]

Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии — [и:] на конце).

Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:

  • live — leave,
  • dock — dork,
  • bins — beans,
  • ship — sheep.
Читайте также:
Что такое глагол, ✔на какие вопросы отвечает, глагольные формы и виды глаголов в русском языке, что такое значимые части глаголов, разряды, значение, признаки

Шва (в переводе с иврита «ничего») — это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].

Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].

СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: «корова» — [ка′рoвə], «собака» — [са′бaкə].

Акустика

Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:

  • частоту, которая определяет высоту звука;
  • амплитуду, отвечающую за его силу;
  • сочетание разных колебаний, влияющее на тембр.

Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:

  1. все — вокальные, так как образованы тоном;
  2. все — неконсонантные, то есть характеризуются большей силой, чем согласные;
  3. все — непрерывные;
  4. гласные переднего ряда ([э], [и]) — высокие, а среднего и заднего ряда ([а], [о], [у] [ы]) — низкие;
  5. гласные нижнего и среднего подъёма ([а], [э], [о]) — компактные, то есть их колебания сравнительно недалеки друг от друга, верхнего ([и], [ы], [у]) — диффузные;
  6. огубленные гласные [о], [у] — бемольные, неогубленные гласные [а], [э], [и], [ы] — небемольные.

Фонология

Фонология (от греч. «звук» и «учение») — раздел лингвистики, посвященный изучению структуры звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе.

Если принять гласный звук за фонему — единицу языка, не имеющую самостоятельного лексического и грамматического значения, — то очевидны его функции:

  • выступать ядром слога, то есть обязательным его элементом. В некоторых языках эту роль принимают на себя сонанты или шумные согласные.
  • нести ударение, то есть выделять слов в составе слова;
  • определять тон, то есть использовать высоту звука для смыслоразличения в рамках слов или морфем.

Дифтонги и трифтонги

В зависимости от того, меняется ли акустика звука на протяжении его артикуляции, различают:

  • монофтонги,
  • дифтонги,
  • трифтонги.

Монофтонги цельны и не распадаются на элементы. Дифтонги и трифтонги, напротив, содержат переходы от одного звукотипа к другому (и третьему).

СПРАВКА! В свою очередь, они бывают нисходящими (вершиной слога является первый гласный), восходящими (вершина слога — последний гласный), промежуточное положение занимает восходяще-нисходящие трифтонги.

Гласные русского языка преимущественно монофтонги. Исключения составляют йотированные звуки, соответствующие буквам я, ё, ю, е. Однако, если они стоят в паре с согласными, то обозначают монофтонг и лишь смягчают предшествующий звук.

Например: «пою» [пой’у] или «юла» [й’ула], где [й’y] — восходящий дифтонг; но в слове «любовь» [л’убоф’] дифтонга нет.

Таким образом, гласные звуки представлены в мировых языках во всем своем разнообразии. Некоторые их характеристики присущи русскоязычной речи, другие — выражены только как артикуляционные дефекты.

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2класс

Урок 43. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Определение гласного звука;

2) Буквы, обозначающие гласные звуки.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Буква – графический знак звука.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 89-90.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

  1. Если тянется, поёт,

Воздух без преград идёт.

Цветом выделяют красным,

Значит, звук зовётся гласным.

2. Слово «гласный» образовано от устаревшего слова глас, что значит голос. Гласный звук состоит из голоса.

3. В русском языке 10 гласных букв, а гласных звуков только 6. Возникает вопрос: «Как это может быть?» Среди гласных есть особые буквы: е, ё,ю, я.

4. Эти особые буквы могут обозначать один звук или два звука. Например:

буква я обозначает один звук [а] в слове мяч и звуки [й’а] в словах якорь, моя, воробья;

буква ё обозначает один звук [о] в слове мёд и звуки [й’о] в словах ёжик, поёт, льёт;

буква е обозначает один звук [э] в слове лес и звуки [й’э] в словах ель, поесть, пьеса;

буква ю обозначает один звук [у] в слове люк и звуки [й’у] в словах юбка, пою, пьют.

Буквы е, ё, ю, я

1. Обозначают мягкость согласного звука и один гласный звук, если стоят после согласной буквы.

Читайте также:
Занятой ударение куда падает и как правильно произносить слово?

2. Обозначают два звука, если стоят:

– после гласной буквы;

5. Гласные буквы можно разбить на две группы: буквы, указывающие на твёрдость согласного звука и буквы, указывающие на мягкость согласного звука.

6. Гласные образуют слог. Например, в слове осень два слога: первый слог «о», второй – «сень».

7. Подведём итог – проверьте, все ли сведения о гласных звуках и буквах правильно запомнились.

Если утверждение, по вашему мнению, верное – отвечайте «да».

Если утверждение, по вашему мнению, неверное – отвечайте «нет».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Группы букв.

Разделите буквы гласных звуков на две группы

Подсказка: Помните, что есть 4 особые буквы гласных звуков.

Задание. Гласные в слове.

Вставьте на место гласных звуков буквы, их обозначающие:

Классификация звуков русского языка

Звук (речевой звук) — это колебания воздуха, возникающие при прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека. Помимо речевых, выделяют также неречевые или шумовые (кашель, шум дождя, писк комара) и музыкальные звуки.

Каждый звук русского языка характеризуется комбинацией артикуляционных и акустических признаков. Знание этих признаков — обязательное условие успешной работы по формированию у детей правильного звукопроизношения. Артикуляционные признаки помогают выявлять речевые нарушения и находить способы их устранения, а акустические — противопоставлять (дифференцировать) схожие звуки на слух. Оглавление

  1. Артикуляционная классификация
    1. По наличию преграды
    2. По участию мягкого нёба
    1. Классификация гласных
    2. По участию губ
    3. По степени подъема языка
    4. По месту подъема языка
    5. Таблица гласных звуков
    6. Гласные буквы
    7. Йотированные гласные
    8. Классификация согласных
    9. По работе голосовых связок
    10. По способу образования
    11. По месту образования
    12. По подъёму спинки языка
    13. Таблица согласных звуков
  2. Акустическая классификация
    1. Тональные звуки
    2. Сонорные звуки
    3. Шумные звуки
    4. По акустическому впечатлению

Классификация по артикуляционным признакам

В русском языке различают 42 звука или фонемы (от греческого phonema — звук речи): из них 6 гласных и 36 согласных. Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при произнесении звуков.

По участию в артикуляции мягкого нёба гласные и согласные звуки делятся на:

  • носовые: «М», «Мь», «Н», «Нь»;
  • ротовые: «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У», «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».

Мягкое нёбо может находиться в двух положениях. В одном случае оно поднимается и задней частью вместе с маленьким язычком прижимается к задней и боковым стенкам глотки, закрывая проход в носовую полость, вследствие чего выходящая воздушная струя направляется в ротовую полость и образуются ротовые звуки. В другом случае мягкое нёбо опущено и открывает проход выходящей воздушной струе в носовую полость, вследствие чего образуются носовые звуки.

Классификация гласных звуков

Гласные звуки «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У» — звуки речи, состоящие только из голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха не встречает на своём пути преград.

Гласные звуки различают по участию или не участию в артикуляции губ, а также по степени и месту подъема языка.

1. По участию в артикуляции губ:
  • лабиализованные (огубленные) звуки: «О», «У»;
  • нелабиализованные (неогубленные) звуки: «А», «Э», «И», «Ы».

В артикуляции лабиализованных гласных, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении звуков «О» и «У» выдвигаются вперед и округляются. При произнесении нелабиализованных гласных, губы находятся либо в нейтральном положении («А», «Ы»), либо в положении улыбки («Э», «И»).

2. По степени подъема языка к нёбу:
  • гласные звуки верхнего подъёма: «И», «Ы», «У»;
  • гласные звуки среднего подъёма: «Э», «О»;
  • гласные звуки нижнего подъёма: «А».

Хотя при произношении гласных звуков в ротовой полости отсутствуют преграды для выходящей воздушной струи, нижняя челюсть опускается по-разному и язык меняет свое положение, поэтому меняется и форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем). От степени раскрытия рта и подъема языка зависит звучность гласных.

3. По месту подъема языка:
  • гласные звуки переднего ряда: «И», «Э»;
  • гласные звуки среднего ряда: «Ы», «А»;
  • гласные звуки заднего ряда: «У», «О».
Читайте также:
Цифры прописью - как правильно писать и примеры

При образовании гласных звуков к твердому нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части (передняя, средняя и задняя), меняя тем самым объём и форму полости рта.

Таблица классификации гласных звуков

Гласные буквы

Если в русском языке 6 гласных, то гласных букв — 10, это: «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я». Если звук — это единица устной речи, его слышим и произносим. То буква — это графический знак для обозначения звука речи на письме, её мы видим и пишем.

Гласные звуки, схожие в звучании, объединяют в пары: «А» — «Я» , «Э» — «Е» , «Ы» — «И» , «О» — «Ё» , «У» — «Ю» .

Йотированные гласные

Йотированные гласные — гласные, которые произносятся с помощью двух звуков. К таким гласным относят буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я».

В зависимости от места которое занимает йотированная гласная буква в слове, она может обозначать как один, так и два звука:

Два звука, если стоит:

  • в начале слова: яма [й’ама] , ёжик [й’ожик] ;
  • после гласных: моё [мой’о] , маяк [ма’ак] ;
  • после разделительного твёрдого и мягкого знаков: въезд [вй’эзд] , льёт [л’й’от] .
  • Один звук, если стоит после согласных, например, в словах день [д’эн’] , лён [л’он] , утюг [ут’уг] , мяч [м’ач’] . Здесь гласные буквы буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я» обозначают мягкость предшествующего согласного звука.
  • Классификация согласных звуков

    Согласные звуки «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «М», «Мь», «Н», «Нь», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» — это звуки речи, состоящие или из одного шума, или шума и голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает на своём пути преграды.

    Согласные звуки различают по работе голосовых связок, по способу и месту образования, а также по степени напряжения средней части языка.

    1. По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок:
    • звонкие звуки: «Б», «Бь», «Д», «Дь», «Г», «Гь», «В», «Вь», «З», «Зь», «Ж»;
    • сонорные звуки: «Л», «Ль», «Р», «Рь», «М», «Мь», «Н», «Нь», «Й»;
    • глухие звуки: «П», «Пь», «Т», «Ть», «К», «Кь», «Ф», «Фь», «С», «Сь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».

    Голосовые складки могут занимать два положения: раскрыты (воздушная струя свободно проходит через них и голос не образуется — глухие согласные) или сомкнуты (воздушная струя, проходя через них, заставляет вибрировать их, и образуется голос — сонорные и звонкие согласные). Большинство звуков русского языка произносится с участием голоса.

    2. По способу образования:
    • Смычно-взрывные звуки «Б», «Бь», «П», «Пь», «Д», «Дь», «Т», «Ть», «Г», «Гь», «К», «Кь» — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей:
      • «Б», «Бь», «П», «Пь» — смычку образуют губы;
      • «Д», «Дь», «Т», «Ть» — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;
      • «Г», «Гь», «К», «Кь» — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твёрдого нёба.
    • Смычно-проходные звуки: «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остаётся проход в другом месте:
      • «М», «Мь» — смычку образуют губы, воздушная струя идёт через нос;
      • «Н», «Нь» — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идёт через нос;
      • «Л», «Ль» — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идёт по бокам языка, между языком и щекой.
    • Щелевые звуки (фрикативные, от латинского fricare «тереть»): «В», «Вь», «Ф», «Фь», «З», «Зь», «С», «Сь», «Ш», «Ж», «Щ», «Х», «Хь», «Й» — органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идёт выдыхаемая струя воздуха:
      • «В», «Вь», «Ф», «Фь» — нижняя губа образует щель с верхними зубами;
      • «З», «Зь», «С», «Сь» — передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;
      • «Ш», «Ж», «Щ» — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);
      • «Х», «Хь» — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;
      • «Й» — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.
    • Смычно-щелевые звуки (аффрикаты, от латинского affrico «притираю»): «Ц», «Ч» — органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно:
      • «Ц» — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;
      • «Ч» — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает и при нижнем положении кончика языка).
    • Дрожащие звуки (вибранты, от латинского vibrans, vibrantis «дрожащий», «колеблющийся»): «Р», «Рь» — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.
    Читайте также:
    Что такое глагол, ✔на какие вопросы отвечает, глагольные формы и виды глаголов в русском языке, что такое значимые части глаголов, разряды, значение, признаки

    Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель.

    3. По месту образования:
    • губно-губные: «П», «Пь», «Б», «Бь», «М», «Мь»;
    • губно-зубные: «Ф», «Фь», «В», «Вь»;
    • переднеязычные: «Т», «Ть», «Д», «Дь», «Н», «Нь», «Л», «Ль», «С», «Сь», «Р», «Рь», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч», «З», «Зь», «Ц»;
    • среднеязычные: «Й»;
    • заднеязычные: «К», «Кь», «Г», «Гь», «Х», «Хь».

    Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

    4. По подъёму к нёбу (степени напряжения) средней части языка:
    • твердые звуки: «Ц», «Ш», «Ж», «Н», «Б», «В», «Г», «Д», «З», «К», «Л», «М», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х»;
    • мягкие звуки: «Й», «Ч», «Щ», «Бь», «Вь», «Гь», «Дь», «Зь», «Кь», «Ль», «Мь», «Нь», «Пь», «Рь», «Сь», «Ть», «Фь», «Хь».

    В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, «Л» и «Ль», но есть и непарные звуки: только твердые — «Ш», «Ж», «Ц», только мягкие — «Ч», «Щ», «Й».

    Таблица классификации согласных звуков

    Классификация по акустическим признакам

    Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У».

    Сонорные (звучные) звуки — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» «Р», «Рь» «Й».

    Шумные звуки — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

    • «В», «Вь», «З», «Зь», «Ж» — звонкие шумные длительные;
    • «Б», «Бь», «Д, » «Дь», «Г», «Гь» — звонкие шумные мгновенные;
    • «Ф», «Фь», «С», «Сь», «Ш», «Х», «Хь» — глухие шумные длительные;
    • «П», «Пь», «Г», «Ть», «К», «Кь» — глухие шумные мгновенные.

    По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

    • свистящие: «З», «Зь», «С», «Сь»;
    • шипящие: «Ж», «Ш», «Щ», «Ч»;
    • твердые: «Ц», «Ш», «Ж», «Н», «Б», «В», «Г», «Д», «З», «К», «Л», «М», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х»;
    • мягкие: «Й», «Ч», «Щ», «Бь», «Вь», «Гь», «Дь», «Зь», «Кь», «Ль», «Мь», «Нь», «Пь», «Рь», «Сь», «Ть», «Фь», «Хь».

    Источники:

    • «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению», М. Ф. Фомичева, Е. Н. Кутепова;
    • «Основы логопедии», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
    • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.

    Гласные звуки в русском языке

    Выясним, что такое гласные звуки в слове, сколько гласных звуков в русском языке, какими признаками они отличаются от согласных звуков.

    Что такое гласные звуки?

    Наша речь состо­ит из слов. Каждое сло­во в свою оче­редь скла­ды­ва­ет­ся из зву­ков. Для того что­бы появил­ся звук, мы исполь­зу­ем раз­лич­ные орга­ны: лёг­кие, дыха­тель­ное гор­ло, гор­тань, рот, язык, нос и губы. С помо­щью орга­нов речи чело­век может про­из­но­сить зву­ки, кото­рые сли­ва­ют­ся в сло­во.

    Звуки в сло­ве неоди­на­ко­вые. Одни зву­ки про­из­но­сят­ся голо­сом, а дру­гие состо­ят из шума и голо­са. Когда мы начи­на­ем гово­рить, то выды­ха­ем воз­дух из лёг­ких, кото­рый устрем­ля­ет­ся по дыха­тель­но­му гор­лу в гор­тань. В гор­та­ни нахо­дят­ся голо­со­вые связ­ки. Если струя воз­ду­ха сво­бод­но про­хо­дит через них и далее не встре­ча­ет ника­ких пре­пят­ствий на сво­ём пути, то в ито­ге обра­зу­ет­ся голо­со­вой звук, состо­я­щий из тона. Если же при выдо­хе воз­дух про­би­ра­ет­ся через раз­ные пре­гра­ды, то полу­ча­ет­ся харак­тер­ный шум, типич­ный для соглас­ных зву­ков.

    Читайте также:
    Раст Рост ℹ правило написания слов с корнями РАСТ, РАЩ, РОС, примеры правописания в русском языке, исключения

    Достаточно поме­нять поло­же­ние губ, как полу­чим с помо­щью голо­са раз­ные глас­ные зву­ки.

    Чтобы обра­зо­вать глас­ный звук [о], доста­точ­но округ­лить губы, а вытя­нув их тру­боч­кой, полу­чим звук [у]. Гласный звук [а] про­из­но­сит­ся с широ­ко откры­тым ртом. Звук [и] тре­бу­ет рас­тя­нуть губы в улыб­ке.

    Итак, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть глас­ных зву­ков. Эти зву­ки на пись­ме обо­зна­ча­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми:Гласные бук­вы: о, а, у, и, ы, э

    От соглас­ных зву­ков глас­ные отли­ча­ют­ся тем, что их мож­но про­из­но­сить доста­точ­но дол­го или про­петь:

    СПРАВКА! Иногда гласные называют “ртораскрывателями”, так как для их более громкого произнесения требуется широко раскрыть рот. Это отличает их от согласных – “ртосмыкателей”, ведь чтобы сделать их громче, нужно как можно теснее сблизить органы рта.

    Гласные звуки и слог

    Важным при­зна­ком глас­но­го зву­ка явля­ет­ся его спо­соб­ность обра­зо­вать слог. В оди­ноч­ку или вме­сте с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми глас­ный звук состав­ля­ет слог.

    Мы про­из­но­сим его, не сра­зу выды­хая всю струю воз­ду­ха, а выпус­кая её по неболь­шим пор­ци­ям, тре­мя точ­ка­ми. Гласный звук явля­ет­ся глав­ным в каж­дом зву­ко­вом отрез­ке сло­ва, кото­рый назы­ва­ет­ся сло­гом.

    Вывод: Гласные зву­ки обра­зу­ют сло­ги в сло­ве.

    Посчитаем коли­че­ство глас­ных и сло­гов в сло­ве «ого­род». Три глас­ных зву­ка обра­зу­ют такое же коли­че­ство сло­гов.

    Правило: В сло­ве столь­ко сло­гов, сколь­ко в нём глас­ных зву­ков.

    Убедимся в этом, если про­из­не­сём и раз­де­лим на сло­ги сло­ва в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных:

    • ко-ра
    • са-ра-фан
    • со-ба-ка
    • у-чи-тель-ни-ца

    Итак, глас­ные зву­ки мож­но отли­чить от соглас­ных по трём глав­ным при­зна­кам:

    1. состо­ят из голо­са;
    2. при их обра­зо­ва­нии воз­дух сво­бод­но про­хо­дит через орга­ны речи;
    3. обра­зу­ют слог.

    Ударные и безударные гласные звуки

    Различают сильную и слабую позиции гласных. Они соответствуют их ударному и безударному положению.

    Чёткое произнесение ударной гласной противопоставляется редукции безударных. В слабой позиции артикуляция менее отчетлива, длительность и качество звучания сокращается.

    СПРАВКА! С этим связаны ошибки в правописании безударных гласных букв в словах. Например, в слове “улица”, [и] безударная и слышится как что-то среднее между [и] и [э].

    Таким образом, в русском языке сильная позиция гласных звуков делает различия между ними более явными.

    Во вто­ром сло­ге глас­ный звук, обо­зна­чен­ный бук­вой «а», зву­чит с осо­бой силой и дли­тель­но­стью.

    Он нахо­дит­ся в силь­ной пози­ции и зву­чит ясно и чёт­ко. Этот глас­ный звук явля­ет­ся удар­ным.

    • ми́р-ный
    • го́-род
    • у-лы́-бка
    • ри-су́-нок

    Йотированные гласные звуки

    Шести гласным звукам соответствуют 10 гласных букв русского алфавита, 4 из которых образованы парой с согласным [й’] – я [й’а], е [й’э], ё [й’о], ю [й’у]. В слогах и словах эти йотированные буквы обозначают соответствующий гласный звук, идущий после мягкого согласного: лес [л’эс], мяч [м’ач’] и так далее.

    Фонетический разбор гласного звука

    Фонетический разбор предполагает составление транскрипции слов и фонетическую характеристику звука. Для записи транскрипции и фонемы используют квадратные скобки, долгие гласные обозначают при помощи двоеточия, на мягкость согласного указывает апостроф после него.

    Видеоурок «Гласные звуки и буквы. 1 класс»

    Признаки гласных

    Гласные звуки обладают рядом признаков, помимо ударения.

    Подъём гласных

    Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:

    • верхним – спинка языка ближе всего подходит к нёбу. Такой подъём образует закрытые гласные: [и], [ы], [у].
    • Средне-верхним – язык поднимается на 2/3 ротовой полости, образуя полуоткрытые гласные: [э], [о].
    • Средне-нижним – звуки произносятся с нижним поднятием языка (на 1/3). Ему соответствуют полузакрытые гласные.
    • Нижним – язык остается неподвижным. В результате произносятся открытые гласные: [а]

    ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.

    Ряд гласных

    Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:

    • передним – язык находится как можно ближе к зубам ([и], [э]),
    • средним – язык занимает среднее положение, т.е остаётся без движения ([а], [ы])
    • задним – тело языка образует звук в задней части гортани ([у], [о]). Иногда гласные заднего ряда называют “темными”.

    ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.

    Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.

    Огубленность (лабиализация)

    Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].

    СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.

    Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.

    Читайте также:
    Орфоэпические нормы ℹ правила произношения гласных и согласных звуков в современном русском литературном языке, изучение ударения, примеры

    Назализация

    В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.

    Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.

    Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.

    СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.

    Фонация

    Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.

    Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:

    1. В случае их напряжения и сближения выдыхаемый воздух вызывает колебание. Так возникает тон, обязательный для гласных и звонких согласных звуков.
    2. Расслабленные голосовые связки и раздвинутые черпаловидные хрящи пропускают воздушную струю без колебаний. В результате тон отсутствует, что свойственно произношению глухих согласных.

    Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).

    Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:

    • скрипучего голоса (вьетнамский),
    • глухих гласных (японский).

    Положение корня языка

    На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:

    • выдвинутое вперёд,
    • отодвинутое назад.

    СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)

    Дополнительные артикуляции

    Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.

    К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.

    Эризация

    Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию

    При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.

    «Напряжённость»

    В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:

    • «напряжённые» или кардинальные гласные,
    • «ненапряжённые» гласные. Во имя их произнесения артикуляторы не достигают крайних точек положения и звуки остаются в промежутках между разными рядами и подъёмами.

    СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.

    Долгота

    Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]

    В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).

    ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.

    Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]

    Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).

    Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].

    Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].

    СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].

    Вывод: таким образом, гласные звуки-это звуки, которые произносятся только голосом. Каждый гласный звук образует в слове слог. Гласные могут быть ударными и безударными. Также существует большое количество различных признаков гласных звуков.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: