Местоимения в русском языке – на какие вопросы отвечают, виды

Местоимение как часть речи.

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько. Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько?: я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.

Разряды местоимений.

Разряды местоимений различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.

По лексическим признакам местоимения бывают:

  • личные местоимения: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
  • притяжательные местоимения: мой, твой, наш, их, свой, его, её. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать.
  • указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный. Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук.
  • возвратное местоимение: себя. Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
  • вопросительные местоимения: что, кто, который, какой, чей, сколько. Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
  • относительные местоимения – те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
  • определительныеместоимения: самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие – всяк и всяческий. Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
  • отрицательные местоимения: ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько. Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
  • неопределенные местоимения: нечто, некто, некоторый, некий, несколько. Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов –то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.

По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:

  • Местоимения-существительные: я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности.
  1. Они указывают на предметы или лица.
  2. Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные : кто?
  3. Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
  4. Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
  • Местоимения-прилагательные: твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности.
  1. Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
  2. Отвечают на вопрос какой? чей?
  3. Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
  4. Связываются с существительными по типу прилагательных.
  • Местоимения-числительные: сколько, столько, несколько.
  1. Отвечают на вопрос числительных сколько?
  2. Указывают на количество предметов, но не называют его.
  3. Обычно склоняются по падежам.
  4. Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.

Синтаксическая роль местоимения.

Местоимение может выступать в предложении в роли

  • Подлежащего: Ты придёшь на встречу?
  • Сказуемого: Это он.
  • Определения: Я хочу вернуть свою тетрадь.
  • Дополнения: Мама позвала меня.
  • Обстоятельства: Как это могло случиться?

Разряды местоимений в русском языке, таблица с примерами

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая используется вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывает на них, их отношение к иным предметам, явлениям и пр.

В русском языке местоимения можно разделить на личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределённые.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 8 класса 4 четверти

Разряды местоимений в таблице:

Личные
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Возвратное
себя
Притяжательные
мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их
Вопросительные
кто, что, какой, чей, где, который, откуда, сколько, каковой, каков, зачем
Относительные
кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков, зачем, когда
Указательные
тот, этот, столько, такой, таков, сей
Определительные всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь
Отрицательные
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, незачем
Неопределенные
некто, весь, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.

Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям

1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он (она, оно, они) – местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы – первое лицо; ты, вы – 2-е лицо; он (она, оно, они) – 3-е лицо);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я – меня, ты – тебя, он – его);
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они.

2. Возвратное местоимение себя – местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).

3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).
  • При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их.

4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – употребляются в вопросительных предложениях:

  • кто? что? – местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
  • какой? чей? который? – местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
  • сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.);
  • где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.

5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.

  • Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

6. Неопределённые местоимения: некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и другие – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

    Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь:

кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

7. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и другие – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

    Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-:

кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

8. Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

  • тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.);
  • столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.);
  • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.
Читайте также:
"Прошу Вас" ℹ выделяется запятыми или нет, нужно ли ставить запятую перед фразой и после, как правильно пишется

9. Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде и другие – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

  • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
  • всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.

Всё для учебы » Русский язык » Разряды местоимений в русском языке, таблица с примерами

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Производные и непроизводные слова ℹ определение, структура, способы образования, функции и характеристики, основные признаки и отличия, значение, примеры

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИНХРОННОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

  1. Понятие производности / непроизводности.
  2. Словообразовательная структура производного слова.
  3. Множественность словообразовательной структуры слова.

Понятия производности / непроизводности

С точки зрения словообразования все слова русского языка делятся на два типа – непроизвод­ные и производные. К непроизводным относятся слова, которые не образованы от других слов:

стен-а, шкафП, степьП, стекл-о (изменяемые, состоят из корня и окончания),

бра, пальто, мяу, ох, для, там (неизменяемые, состоят только из корня).

Непроизводные слова имеют нечленимую основу, которая далее не членится на морфемы и равна корню. Основа таких слов также называется непроизводной .

К производным относятся слова, образованные от других слов: стен-к-а, шкаф-чик, степ-н-ой, стекл-янн-ый. К ним же относятся сложные слова и сращения: новостройка, глубокоуважаемый.

Существует так называемый критерий Г.О. Винокура, по которому можно определить, яв­ляется ли слово производным: Если мы можем определить лексическое значение слова по­средством указания на связь с производящим словом, это слово является производным.

Например, волк ‘хищное животное, родственное собаке’ – непроизводное слово, волчонок ‘детеныш волка’, волчица ‘самка волка’ – производные слова.

Слово подосиновик словари толкуют как ‘съедобный гриб, имеющий красную или корич­нево-красную шляпку’. Лексическое толкование не содержит слова осина. В словообразова­тельном аспекте мы толкуем производное слово подосинокик как ‘гриб, который часто растет под осиной’, ссылаясь на производящую основу. Тем самым мы определяем, что подосино­вик – слово производное.

Производные слова имеют членимую основу, которая членится на морфемы. Основа таких слов называется производной .

Понятия производности и членимости соотносительны, но не тождественны. Каждая про­изводная основа членима, но не каждая членимая основа производна. Например: слова со свя­занными корнями членимы, но могут быть непроизводными (с-верг-ну-ть, от-верг-нуть).

Супплетивизм основ – объединение форм двух первоначально разных лексем в одной словоизменительной парадигме (например, он и его – первоначально формы двух разных сла­вянских местоимений, «онъ» ‘тот, дальний’ и «и» ‘этот, он’).

Словообразовательная структура производного слова

Производное слово всегда двухкомпонентно, бинарно. Оно состоит из производящей (мо­тивирующей) базы (части) и словообразовательного форманта. Производящая база – часть, к которой присоединилось словообразовательное средство для образования нового слова.

В качестве производящей части в русском языке могут выступать:

  • основа слова: стеклянный стекл(о);
  • все слово: группа подгруппа, тела антитела, перебежать бежать;
  • комбинация основ: нервотрепка нерв(ы) и треп(ать);
  • комбинация основы и слова: черно-белый черн(ый) и белый, лесостепь лес(П) и степь;
  • комбинация слов: диван-кровать, летчик-космонавт, долгоиграющий. Словообразовательный формант – совокупность всех средств, участвующих в образова­нии слова.
Читайте также:
Безличные предложения - определение, виды, правило составления

Например: подоконник окно (словообразовательная пара – включает производящее и производное слово).

-окон-, -окн- – словообразовательная основа / словообразовательная база;

приставка под- и суффикс -ник- – словообразовательное средство / словообразователь­ный формант.

Множественность словообразовательной структуры слова

Слово, имеющее только одну производящую (мотивированную) основу, обладает только одной словообразовательной структурой.

Во многих случаях слова имеют несколько производящих основ. лесник: лес лес-ник, лесной лесн-ик;

модничать: мода мод-нича-ть, модный модн-ича-ть; модник (модница) моднич-а-ть;

атлетический: атлет атлет-ическ-ий, атлетика атлетич-еск-ий;

горнолыжник: горн(ые) лыж(и) горн-о-лыж-ник, горнолыжный горнолыжн-ик;

развеселиться: развеселить развеселить-ся, веселиться раз-веселиться.

Если одно и то же слово мотивируется двумя (реже тремя) словами, возникают отношения разномотивированности. При разных мотивациях слово членится по-разному, каждой мотива­ции соответствует своя словообразовательная структура.

Словообразование

Компакт-тема № 4*

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Понятия производной, непроизводной, производящей основ

Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик –> домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

Упражнения

1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:

стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть.

Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать.

Пояснение:

2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

Основные способы словообразования

Приставочный способ словообразования образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Упражнение

1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.

Распределите слова по трем группам по способу образования.

высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.

выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.

безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь –> увлечься, учить –> учиться, сломать –> сломаться), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто –> кто-то, чей –> чей-либо, какой –> какой-нибудь, где –> где-то, когда –> когда-либо, как –> как-нибудь).

Читайте также:
Разряды наречий - определение, виды, образование степеней

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба, белый – белизна, темный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь). Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- –> синева и син(ий) + –> синь.

Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) –> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) –> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) –> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) –> весной (наречие).

Упражнения

1. Укажите способ образования слов:

подсчитать, столярничать, подняться, желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.

2.10. Словообразование. Основные понятия

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.

Например, стол □ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол– также непроизводная (она включает только корень стол-).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.

Например, основа глагола читать ( чита- ) включает корень чит– и глагольный суффикс –а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени –л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита –ть.

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.

Читайте также:
Находится как пишется по правилам русского языка и почему

Ср.: пис-а -ть, беж-а -ть, вел-е -ть, реш-и -ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива –ть) в русском языке очень немного.

Бы -ть, пи -ть, мы -ть, би -ть.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).

Ср.: пи -ть – пьj -ю (чередования в корне пи-/пj-), мы -ть – моj -ю (чередования в корне мы-/моj-).

Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.

Ср.: пис-а -ть – пиш -у, беж-а -ть – бег -у.

3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).

Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).

Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.

Например: ночь → ночной; читать → читатель.

5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.

Например: ночь □ (производящая основа ноч-) → ночн –ой (производная основа ночн-); чита –ть (производящая основа чита-) → читатель □ (производная основа читатель-).

Сложные слова имеют две и более производящие основы.

Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий ; нос □ , рог □ → нос-о-рог □ .

6. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а –ть → за-жиг-а-лк –а), так и в усечённом виде (например: рез-а –ть → рез-к –а – усекается глагольный суффикс –а-).

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.

Например, в паре: берёз –а → берез-няк □ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз– и суффикса –ник не совпадают), а в паре: сосн –а → сос-няк □ – конечный согласный производящей основы н (сос н -) и начальный согласный суффикса (- н як) совпадают и накладываются друг на друга.

7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.

Например: в словообразовательных парах: ночьночной; читатьчитатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивыйправдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правдаправдивый.

8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.

Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль ; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить .

Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.

Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!

Читайте также:
Паронимы - определение, значение слов, классификация

9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:

производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь □ (производящая основа ноч-) → ночн –ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н –ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);

производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).

Однако из этого правила есть исключения.

Например, наречия с префиксом по- , которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).

Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.

2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:

пе –ть → пе-ни [j]-е (действие по глаголу), береж-лив –ый → береж-лив-ость □ (отвлечённый признак).

3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

защищать → защищаться; умыть → умыться.

4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

пис-а -ть → за-пис-а -ть → за-пис-ыва -ть;
чит-а -ть → про-чит-а -ть → про-чит-ыва -ть.

5) Наречия с суффиксом -о , как правило, образованы от прилагательных:

10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.

Например, в паре: агит-ирова –ть – агит-атор □ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитироватьагитатор («лицо, которое агитирует»).

Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и [j]-я – истор-ик □ . Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: историяисторик («тот, кто занимается историей»).

Иногда производная основа может быть даже проще производящей.

Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и –ть → в-ход □ . При этом производная основа существительного включает две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).

худож-ник □ → худож-ниц –а («женщина-художник».

2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:

3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 5 класса 3 четверти

4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:

бег, торг, выход, осада.

Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:

беж-а –ть → бег □ , торг-ова –ть → торг □ , вы-ход-и –ть → вы-ход □ , осад-и –ть → осад –а.

5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:

Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:

Производные и непроизводные слова — признаки, отличия и примеры

Разделение частей речи на производные и непроизводные слова помогает лучше понимать их состав и роль. Свойства, значение, определение слов гораздо легче воспринимать, когда известен порядок их формирования.

У большинства слов в русском языке есть собственная история происхождения, независимо от значения и состава. Освоение данной темы позволит с легкостью разбирать речевые элементы на части, оценивать их, находить слова-первоисточники.

  1. Производная основа
  2. Непроизводная основа
  3. Чем отличается производная основа от непроизводной
  4. Производящая основа
  5. Упражнения на тему «Производные и непроизводные слова»
  6. Ответы к упражнениям на тему «Производные и непроизводные слова»
  7. Глава 5. Словообразование
  8. §1. Что такое словообразование
  9. §2. Производная и производящая основы
  10. §3. Средства словообразования
  11. §4. Способы словообразования
  12. Проба сил
  13. Итоговый тест
  14. В паре слов осень — осенний основа осень является производной или производящей?
  15. Как называется основа нового слова, образованного от другой основы?
  16. Как называется основа слова, от которого образовано новое слово?
  17. Сколько производящих основ у слов газопровод, нефтепровод?
  18. Сколько производящих основ у слов бледно-голубой, темно-серый?
  19. Сколько производящих основ у слова серо-буро-малиновый?
  20. Сколько производящих основ у слова МГУ?
  21. Как называется процесс образования производной основы от производящей?
  22. Являются ли средством словообразования словообразовательные морфемы?
  23. Являются ли средством словообразования специальные операции с производящей основой ( или производящими основами)?
  24. Как называется способ образования слов с помощью приставки и суффикса?
  25. Какое фонетическое явление наблюдается при образовании слова рученька от слова рука?
  26. Правильные ответы:
  27. Смотрите также
  28. Основа

Производная основа

Из двух категорий данная разновидность является самой крупной.

Здесь слово представляет собой набор, делимый на фрагменты: основа (корень) и словообразовательные морфемы:

суффиксы: дел-а-ющ-ий, дом-ик, дров-ишк-и;

приставки: под-бор, за-пруд-а, пере-ход;

слова с несколькими корнями: сам-о-лет, земл-е-коп;

комбинации: над-вод-н-ый, авиа-нос-ец.

Данные типы частей речи выделяются тем, что происходят от других слов — «родителей». Примеры: мяч-ик — мяч, хлеб-н-ый — хлеб.

Непроизводная основа

Слова с такой характеристикой обнаружить легче, чем их производные аналоги. Непроизводной называется основа, включающая в себя обычно лишь корень: рек-а, дев-а, неб-о.

Существительные и прилагательные в непроизводной основе оформлены в именительном падеже (пол-е, пирог), глаголы — в форме инфинитив со специфичным суффиксом-окончанием (чит-а-ть, реш-и-ть).

В отдельных случаях присутствует суффикс или приставки. Это может касаться устаревших слов: багр-ян-ый, багр-ян-ец (в старославянском «багр» означал пурпур, теперь же нет способа изложить его в обыденной речи).

Чем отличается производная основа от непроизводной

Разница между двумя категориями в составе частей. Непроизводная структура — исходная, первоначальная, не имеющая предшественника на данный момент, либо утратившая его (заимствованная или устаревшая часть речи).

К примеру, слово «мешок» должно включать суффикс -ок-, но речевые особенности перевели его в класс непроизводных частей речи с единым корнем.

Производная — «та, что уже произведена» от своих однокоренных аналогов (читатель — читательский, вода — водный). Понятие такой основы в русском языке подразумевает слова, образованные от других частей речи.

При этом производная основа может быть создана как от непроизводной вершины цепи, так и любого другого элемента — производящей основы.

Производящая основа

Под данным термином понимается состав слова, от которого образовалось следующая в цепи часть речи. Сопоставление «родителя» и «преемника» возможно в так называемые словообразовательные пары.

Читайте также:
Повествовательное предложение ℹ структура и характеристика, виды и формы, интонация и обращение, правила и примеры образования

Примеры: рука — ручной, функции — дис-функции.

При этом для полного разбора можно составить полноценную словообразовательную цепь однокоренных частей:

бомб-а — бомб-ард-а — бомб-ард-ир — бомб-ард-ир-ов-щик — бомб-ард-ир-ов-оч-н-ый;

совет — совет-ова-ть — на-совет-ова-ть.

В словообразовательной паре допускается изменение корня:

Важно отличать производящее слово от вершины словообразовательной цепи: это не всегда одна и та же часть речи. Например, для слова «расчетливость» производящим словом будет не «счет», а «расчетливый» — именно то, от которого образовано «дочернее» слово.

  • металл — металл-ург — металл-ург-ическ-ий — пост-металл-ург-ическ-ий.

Очевидно, что исходное и финальное слово, хотя и являются однокоренными, не являются производным и производящим.

Упражнения на тему «Производные и непроизводные слова»

1. Найти к указанным частям речи исходное и производящее слово:

2. Определить, какие из слов — производные, а какие — непроизводные:

река, набросок, молочник, придорожный, кофейный, зелень, болтливость, грамота, книжный, сапог, мешочек, носильщик, меч, доврачебный, медведь, загнали, онлайн, устранять;

3. Построить словообразовательные пары и цепочки из приведенных слов. Учитывать, что одно слово может быть производящим не только к одному, но и к группе слов:

озвучить, сверхзвук, ультразвук, гиперсверхзвук, озвучивание, звучать, звук, озвучка, переозвучка;

земля, наземный, подземелье, земледелие, землянка, земледелец, подземный, земледельческий;

красить, крашенный, перекрасить, закраска, окрашено, покрасить, краска, выкрашено, подкраска, окрашивание.

Ответы к упражнениям на тему «Производные и непроизводные слова»

1. Подбор исходного и производящего слова

2. Распределить слова по 2 категориям

Набросок, молочник, придорожный, кофейный, болтливость, книжный, мешочек, носильщик, доврачебный, загнали

Река, зелень, грамота, сапог, меч, медведь, устранять

3. Построить словообразовательные цепи

Глава 5. Словообразование

§1. Что такое словообразование

Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.

Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer. Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:

Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

Не удивляйся: термин словообразование употребляется в разных значениях:

1) процесс образования слов в языке;

2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

§2. Производная и производящая основы

Производное слово — это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована — значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

Домик — это маленький дом (связь по смыслу)

Домик←дом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик)

Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет.

Производная основа — основа нового слова, например: конфетка←конфета, весенний←весна.

Производящая основа — основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний, конфета→конфетка.

При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красный→жёлто-красный.

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.

§3. Средства словообразования

Средство словообразования — это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

  • словообразовательные морфемы
  • специальные операции с основой слова

Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

Словообразовательные морфемы — это

  • приставки, например: за-, на-, до-, пере- в словах записать, написать, дописать, переписать
  • суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок
Читайте также:
Грамматические ошибки ℹ классификация, виды в словосочетаниях и предложениях, правило и порядок исправления, таблица с примерами

Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами — это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются:

  • сложение основ: дымоход, водопровод
  • сращение основ: труднодоступный, малопонятный
  • сокращение основы: спец, комп и некоторые другие.

При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

§4. Способы словообразования

На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается. Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром. И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации.

У ряда авторов встречается термин бессуффиксальный.

Способ словообразования — сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

Понятия: средство и способ словообразования — разные, эти термины следует различать и употреблять правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства. Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают. У слова нефтепровод средство словообразования — сложение основ, способ словообразования — тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

Для русского языка характерны различные способы словообразования:

  • Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть, пригород←город, недорого←дорого
  • Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй, выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
  • Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно, втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень
  • Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий
  • Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
  • Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
  • Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
  • Сокращение основы: зав, зам
  • Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
  • Изменение части речи: больной, столовая

Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.

  • Чередование гласных и согласных, например: дорога→дороженька (чередование г//ж)
  • Вставки интерфикса — соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пароход
  • Усечение производящей основы: катать→кат+ок (суффикс глагольной основы -а при образовании нового слова усечен)

Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать.

Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Школьная программа требует уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать, с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.

В школьном курсе словообразованию уделяют много внимания, но при обучении теории отводится совсем немного времени. Однако сделать словообразовательный анализ правильно невозможно, если ты не знаешь основ теории. Не обольщайся тем, что тебе легко удаётся словообразовательный разбор самых простых примеров.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Московский государственный университет печати

Современный русский язык

Учебник

Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.

Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а паводок, пригорок – производную ( вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок ).

Непроизводная основа (немотивированная) – это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) – составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Членимость производной основы на значащие части является морфологической особенностью этой основы и отличает ее от непроизводной. Это свойство производной основы наличествует в ней лишь тогда и до тех пор, пока в языке наличествует непроизводная основа, соответствующая данной производной. Основы слов горец, курица, палочка являются производными; они расчленяются на отдельные морфемы потому, что в современном языке имеются соответствующие им непроизводные основы: гор-а, кур-ы, палк-а .

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы ( пала, лава, миса, коча ) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами ( мех, стол, рука, гость, жить, лесть ).

Непроизводная основа, соотносимая с производной, может наличествовать в языке в двух разновидностях: как отдельное слово (в чистом виде) и как отдельная морфема (в связанном виде), сочетающаяся с аффиксами или другой основой. Основы слов хвостик, звонарь, лесок являются производными, так как соотносятся с непроизводными основами хвост, звон, лес , которые выступают в современном русском языке в качестве отдельных, самостоятельных слов. Основы слов спешк-а, выдержк-а, стирк-а являются производными, но соотносимые с ними непроизводные основы ( спеш-, держ-, стир- ) не являются самостоятельными словами, а выступают исключительно как связанные основы, в качестве морфем-корней ( по-спеш-и-ть, за-держ-а-ть, вы-стир-а-ть ).

Для отнесения основы к производным основам достаточно наличия в современном языке хотя бы одного родственного слова, которое имеет соотнесенную основу в чистом или связанном виде (ср.: павлин – пава, палец – шестипалый, ветка – ветвь ). Основа считается производной и в том случае, если суффикс, выделяющийся при соотнесении основ, является непродуктивным и не встречается в других основах (ср.: молодой – молодежь, тлеть – тлен ).

Различие между основами непроизводной и производной не исчерпывается их морфологическими свойствами. Это различие распространяется и на лексическое значение основ.

Непроизводная основа слов вал, стакан, город, море не дает возможности ответить на вопрос, почему данные предметы в действительности именно так называются. Значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, является немотивированным. Значения производных основ слов валик, подстаканник, городище, приморский в некоторой степени осмысленны и мотивированны. Значения таких основ складываются из значений отдельных морфем, входящих в основу: валик мы осмысливаем как «небольшой вал», подстаканник – как «подставка, в которую вставляется стакан», городище – как «громадный город», приморский – как «расположенный на берегу моря».

Таким образом, производная основа обозначает предмет действительности путем установления связи этого предмета с другими предметами опосредствованно, а непроизводная основа – непосредственно, чисто условно. Указанное различие в значении непроизводной и производной основы не является всеобщим; ср.: ножик – нож, зонтик – зонт .

Противопоставление производной и непроизводной основ выражается в том, что производная основа: 1) расчленяется на отдельные морфемы, 2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная, 3) обозначает предметы действительности опосредствованно; непроизводная основа: 1) морфологически не расчленяется, 2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.

© Центр дистанционного образования МГУП

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: