Обособленное обстоятельство ☑ примеры предложений, осложненных обособленным распространенным, уточняющим, однородным обстоятельством, знаки препинания

Русский язык. Пунктограммы. № 8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

№ 8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, причину и др. и отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? сколько?

Обстоятельство зависит от слов со значением признака, действия или состояния и обозначает различные условия совершения действия, а также степень проявления действия или признака

Обособленное обстоятельство – это обстоятельство, которое выделено на письме (обособлено) с обеих сторон (или с одной, если находится в начале или в конце предложения) ЗАПЯТЫМИ. При произношении обособленное обстоятельство выделяется интонационно.

Способы выражения обособленного обстоятельства.

· Одиночное деепричастие.

Пример.

Сергеев, волнуясь, отошёл в сторону.

· Деепричастный оборот (деепричастие с зависимыми словами).

Пример.

Идя рядом с ним, она с любопытством смотрела на него.

· Существительное со следующими предлогами: благодаря, согласно, вопреки, несмотря на, по причине, в зависимости от, в связи с, вследствие, согласно, в соответствие с, ввиду и др.

ВАЖНО!

В данном случае ОБЯЗАТЕЛЬНО выделяется оборот с предлогом НЕСМОТРЯ НА, в остальных случаях обособление зависит от контекста, от степени распространённости оборота и от др .случаев.

Примеры.

Несмотря на дождь, путники двинулись в путь.

СРАВНИТЕ.

Степан Аркадьевич учился хорошо благодаря своим хорошим способностям (обстоятельство причины с производным предлогом благодаря стоит в конце предложения). (Л.Н. Толстой)

Полк, благодаря строгости полкового командира, был в прекрасном состоянии (распространённое обстоятельство причины с производным предлогом благодаря; разрывает подлежащее и сказуемое; можно заменить придаточным: потому что командир был строг). (Л.Н. Толстой)

  • Уточняющие обстоятельства места или времени, более точно и конкретно раскрывающее значение этого обстоятельства, обособляются, на письме выделяясь запятыми

Примеры.

Встали мы очень поздно, в девять часов. (Когда именно?)

В море, у самой отмели, поблёскивают серебряные сельди. (Где именно?)

Обстоятельства НЕ обособляются:

· Если выражены фразеологическим оборотом.

Пример.

Приходилось сидеть сложа руки и думать, что делать дальше.

· Ели деепричастие тесно связано со сказуемым, обозначает образ действия. Такие деепричастия близки по функциям наречиям. В данном случае деепричастие чаще всего стоит в конце предложения.

Пример.

Он стоял задумавшись.

Шли не задерживаясь.

(Деепричастие утратило функцию глагола).

· Наречия, образованные путём перехода от деепричастия.

Пример.

Он говорил, шутя (это деепричастие – он говорил и шутил).

Спортсмен шутя поднимал штангу (шутя – наречие, то есть легко).

· Если деепричастие входит в придаточное с союзным словом КОТОРЫЙ.

Пример.

Перед заводами возникали десятки проблем, не решив КОТОРЫЕ невозможно было перейти к новым методам.

· Ели деепричастный оборот или одиночное деепричастие являются однородными членами с несогласованным обстоятельством.

Примеры.

Остановив Власову, он одним дыханием и не ожидая ответа закидал её трескучими и сухими вопросами. (А.М. Горький).

Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно.

НО обособление и возможно при интонационном выделении, если однородный член – наречие.

Пример.

В тёмном небе, устало и не сверкая, появились крапинки звёзд.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.

Первый случай.

Не путайте предлог НЕСМОТРЯ НА с деепричастием НЕ СМОТРЯ.

ПРЕДЛОГ входит в вопрос, его можно заменить предлогом ВОПРЕКИ, не является членом предложения.

Пример

Несмотря на плохую погоду, туристы отправились в путь.

(НЕМОТРЯ НА что? Входит в вопрос. Это предлог).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ является членом предложения, К НЕМУ задаётся вопрос, его можно заменить деепричастием НЕ ГЛЯДЯ.

Пример.

Он говорил, не смотря собеседнику в глаза.

(Говорил как? Не смотря. Говорил и не смотрел. Это деепричастие).

Второй случай.

Ели два деепричастных оборота или одиночных деепричастия соединены сочинительным союзами И ,ИЛИ, то запятая МЕЖДУ НИМИ НЕ ставится.

Его всегда интересовали и казались загадочными те случаи, когда, задумавшись о каком-нибудь предмете или читая о чём-нибудь в книге, он тотчас слышал рядом с собой разговор о том же самом.(Куприн)

Третий случай.

Если деепричастный оборот стоит после противительного союза А, то перед ним запятая НЕ ставится.

Пример.

Я ещё в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, а войдя комнату, с ужасом увидел, что он весь посинел и трясётся. (А.М. Горький).

НО при явном противопоставлении запятая ставится и после А.

Пример.

Элемент старого качества не исчезает, а, трансформируясь в других условиях, продолжает существовать.

Четвёртый случай.

Если оборот тесно по смыслу связан со сказуемым, то он НЕ обособляется.

Пример.

Она сидела чуть откинув голову, задумчивая и грустная. (Указывается не просто на то, что «она сидела», а «сидела откинув голову»).

ПРИМЕРЫ.

Обернувшись, Любовь увидала, что по дорожке сада, почтительно кланяясь ей, идёт Ефим.

Обернувшись, Любовь увидала, что по дорожке сада, почтительно кланяясь ей, идёт Ефим.

(Деепричастный оборот обособляется).

И, несмотря на решимость, Серёжа всё-таки испытывал жестокий страх.

Я стал на краю площадки, крепко упёршись левой ногою в камень и наклонясь немного вперёд, чтобы, не опрокинуться назад. (М.Ю. Лермонтов)

Читайте также:
Отглагольные прилагательные - признаки, отличие от причастий

При написании статьи использовалась книга:

Д. Э. Розенталь. «Справочник по правописанию и литературной правке».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Обособленное обстоятельство

В каких случаях обстоятельство обособляется?

Обстоятельства обособляются (выделяются запятыми с двух сторон) в следующих случаях:

1. Если обстоятельство выражено деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении.

Ганя, оставшись один, схватил себя за голову.
(Ф.М. Достоевский. «Идиот»)

Оставшись один — обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Оно выделяется запятыми с двух сторон.

Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то он не обособляется. Пример: работать спустя рукава .

2. Если обстоятельство выражено одиночным деепричастием.

Более всех интересовались князем, конечно, в доме Епанчиных, с которыми он, уезжая, даже не успел и проститься.
(Ф.М. Достоевский. «Идиот»)

Уезжая — обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. Оно выделяется запятыми с двух сторон.

Исключение. Если одиночное деепричастие стоит в конце предложения и близко по значению к наречию, то оно, как правило, не обособляется. Пример: Князь стоял задумавшись . (Ф.М. Достоевский. «Идиот»)

Два одиночных деепричастия или деепричастных оборота, соединенные союзами и , да в значении «и», или , либо , обособляются вместе, как один оборот.

Приехав домой, бабушка, отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своем проигрыше и приказала заплатить .
(А.С. Пушкин. «Пиковая дама»)

Отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы — однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Запятая перед союзом и не ставится.

Она постояла, посмотрела с холодной улыбкой на себя в зеркало и (1) сделав небольшое движение головою сверху вниз (2) сошла в гостиную.
(И.С. Тургенев. «Рудин»)

На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

В этом предложении нет запятых

3. Если обстоятельство выражено сравнительным оборотом (чаще всего оборот начинается со слов как, словно, будто, точно ). Сравнительные обороты обособляются не во всех случаях. Знаки препинания при сравнительных оборотах — отдельная сложная тема, о которой пойдет речь в отдельной статье (в данный момент статья еще не опубликована).

Пример предложения со сравнительным оборотом:
Нам предоставили комнату в обыкновенной жактовской квартире, но мы жили в ней на льготных правах, как в заводском общежитии, и ничего за нее не платили.
(В. Шефнер. «Сестра печали»)

Как в заводском общежитии — обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.

Обстоятельства обособляются факультативно (то есть обособление остается на усмотрение автора) в следующих случаях:

1. Если обстоятельство выражено существительным с предлогом или без предлога; чаще всего обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, в зависимости от, вопреки, в связи с, вследствие, несмотря на, согласно, в соответствии с, ввиду, во избежание и др.

Но никто не догадался, что, благодаря именно этому обстоятельству, город был доведен до такого благосостояния, которому подобного не представляли летописи с самого его основания.
(М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»)

Благодаря именно этому обстоятельству — обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом. Это обстоятельство могло бы и не обособляться.

Примечание. Оборот с предлогом несмотря на обычно обособляется.

2. Если это уточняющее обстоятельство места, времени, образа действия.

Она ушла в глубь комнаты, к стеллажу , и, встав на одно колено, нагнулась над нижней полкой.
(В. Шефнер. «Сестра печали»)

К стеллажу — обособленное уточняющее обстоятельство.

Как найти в тексте обособленное обстоятельство?

Эти рекомендации могут пригодиться тем, кто сдает ОГЭ. Если вас просят указать предложение с обособленным обстоятельством, нужно искать предложение, в котором обстоятельство выделено запятыми. Обособленные обстоятельства выражаются одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами, сравнительными оборотами, существительными в косвенных падежах с предлогами. Обособленные уточняющие обстоятельства могут быть также выражены наречиями.

Если требуется найти обособленное обстоятельство, начинайте поиск с деепричастий и деепричастных оборотов. Затем ищите предложения со сравнительными оборотами. Затем — обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогом или наречиями и при этом выделенные запятыми.

Если вас просят найти распространенное обособленное обстоятельство, оно не может быть выражено одиночным деепричастием. По той же логике нераспространенное обособленное обстоятельство не может быть выражено деепричастным оборотом.

Если необходимо найти уточняющее обстоятельство, ищите обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогом или наречиями. Такие обстоятельства уточняют информацию, содержащуюся в другом обстоятельстве. К уточняющим обстоятельствам можно задать вопрос, добавив к нему слово именно : где именно? куда именно? когда именно? и т.д.

Таблица “Классификация грамматических ошибок” к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Скачать:

Вложение Размер
z8-gramma.docx 15.8 КБ

Предварительный просмотр:

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу …

Благодаря понимания со стороны родителей…

НАДО: БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ?

Летчик действовал согласно инструкций … НАДО: согласно чему?

Вопреки прогнозов аналитиков… НАДО: вопреки чему?

На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка. НАДО: уделяется чему? ИЗУЧЕНИЮ

2 . Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стали профессиональными спортсменами.

Все , кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

Те , кто видел море лунными вечерами, часто вспоминает о нем.

Каждый из жителей этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.

3 . Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей.

О пьесе «Вишневом саде» А.П.Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.

4 .Ошибка в построении предложения с однородными членами

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

НАДО: НЕ ТОЛЬКО…, НО И…

Борис Шергин – «писатель души и сердца», который как раскрыл идеи братства , так и красоты. НАДО: раскрыл как идеи братства, так и идеи красоты.

Я горячо люблю и горжусь своей Родиной. НАДО: люблю что? кого? – горжусь чем? кем?

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена.

Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.

Работая над окончательным вариантом рукописи, меня ничто так не вдохновляло, как будущий успех моей книги.

6 . Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

В рассказе описывается путешествие к замку, находящегося на самой вершине живописного холма.

Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

7. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Пёс от счастья машет хвостом и протянул мне руку.

8. Ошибка в построении сложноподчиненного предложения.

Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше ни в одном уголке Земли.

Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.

9 . Неправильное употребление имени числительного.

Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.

Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.

10 . Неправильное построение предложения с косвенной речью.

И.С.Тургенев писал, что «берегите русский язык, этот клад, это достояние».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит 13 тестовых заданий заданий А2.

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта).

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку.

Задания по орфографии и пунктуации для конкурса “Знатоки русского языка” в рамках недели гуманитарных дисциплин.

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку – сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес.

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра.

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — .

Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические

Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:

Классификация ошибок по ФИПИ

  1. Грамматические ошибки.
  2. Речевые ошибки.
  3. Логические ошибки
  4. Фактические ошибки.
  5. Орфографические ошибки.
  6. Пунктуационные ошибки.
  7. Графические ошибки.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

  • подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
  7. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.
    Повествует читателей.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.
    Все были рады, счастливы и веселые.
  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом.
    В сочинении я хотел сказать о значении
    спорта и почему я его люблю.
  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  14. Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.Человеку показалось то, что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замираетна мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Речевые ошибки

Виды речевых ошибок:

  1. Типичные грамматические ошибки (К9)Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на продолжении всего текста.
  2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось.Были приняты эффектные меры.
  3. Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию.
  4. Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  6. Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.
  7. Нарушение лексической сочетаемости — ​​​​​​Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
  8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.Молодой юноша, очень прекрасный.
  9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  10. Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  12. Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

  1. Ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
  2. Неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: . даст. научит. или . дает. учит. );
  3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
  4. Ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
  5. Неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов.

К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы прино­сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: . нужны сме­лость, знания, честность);
  2. Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, кото­рые они должны выделять, но эта законо­мерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничи­тельная частица «всего» должна стоять пе­ред подлежащим: «. всего две проблемы»);
  3. Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
  4. Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве.

Типичные речевые ошибки (К10)

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо­вание экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смеше­ние) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:
  1. Неразличение (смешение) паронимов:В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмот­реть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходи­мо употребить в приведённом предложе­нии, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
  2. Ошибки в выборе синонима:Имя этого поэта знако­мо во многих странах (вместо слова изве­стно в предложении ошибочно употреб­лен его синоним знакомо);Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в дан­ном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; и ноязычное слово импонирует также требует синонимиче­ской замены);
  3. Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы:В третьей части текста ве­селый, а не мажорный мотив застав­ляет нас задуматься (антитеза требует точ­ности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
  4. Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном кон­тексте:Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Логические ошибки

Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

  1. сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
  2. в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.

Композиционно-текстовые ошибки

  1. Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
  2. Ошибки в основной части.
    • Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
    • Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
    • Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
  3. Неудачная концовка. Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки

Фактические ошибки – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

  1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров.
  2. Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
  3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
  4. Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

Орфографические, пунктуационные, графические ошибки

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  1. На изученные правила;
  2. Негрубые(две негрубые считаются за одну):
    • в исключениях из правил;
    • ­в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
    • ­в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
    • выступающими в роли сказуемого;
    • ­в написании и и ы после приставок;
    • ­в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
    • ­в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
    • ­в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Распространенные графические ошибки:

Смотри также:

  • Критерии оценивания сочинения
  • Решай задания и варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами.

Какие бывают ошибки в русском языке: виды и примеры

Проверяя письменные работы по русскому языку, учитель не только исправляет ошибки, но и указывает на полях их тип. Именно о характере ошибок говорят эти странные черточки, галочки и другие закорючки. Такая система позволяет преподавателю легко определить, какую отметку поставить ученику, а самому обучающему понять, за что ему снизили оценку, над какими правилами следует поработать. Сегодня мы поговорим о том, какие ошибки бывают в русском языке. Я приведу классификацию их с примерами в удобной табличной форме и помогу расшифровать загадочные знаки, которые оставляют учителя-словесники на полях тетрадей с письменными работами по русскому языку.

Классификация ошибок по русскому языку: таблица с примерами

Оценка за письменную работу по русскому языку может быть снижена, даже если в словах ошибок нет, да и знаки препинания расставлены правильно. Дело в том, что ошибки бывают и другие: грамматические, стилистические, речевые и так далее. В приведенной ниже таблице собраны основные типы ошибок, встречающихся в русском языке, с примерами и условными обозначениями.

Типы ошибок в русском языке

Условное обозначение Тип ошибки Пояснение Примеры
I Орфографическая Ошибки в написании слов (в корнях, приставках, окончаниях), в том числе в расстановке дефисов, в слитном и раздельном написании. Как нибудь (правильно: как-нибудь), икзамены (правильно: экзамены), вшубе (правильно: в шубе), расбежался (правильно: разбежался).
V Пунктуационная Ошибки в постановке знаков препинания (неправильный выбор знака препинания, его отсутствие в нужном месте или наличие там, где он не нужен). Мальчик пригнувшись пролез под ветвями дерева, и побежал домой – где его ждал приехавший из командировки отец. (Мальчик, пригнувшись, пролез под ветвями дерева и побежал домой, где его ждал приехавший из командировки отец.)
Г Грамматическая Ошибки в образовании слов и их форм, а также в их выборе (неправильное согласование по числам, падежам). Самый красивейший (самый красивый или красивейший), богатее (богаче), согласно с постановлением (согласно постановлению), оплата за проезд (оплата проезда или плата за проезд).
Р Речевая Ошибки в использовании лексики (в том числе паронимов, омонимов, синонимов), в том числе тавтология. Дипломат конкурса (дипломант конкурса), прейскурант цен (прейскурант или цены).
С Стилистическая Использование лексики, имеющей неподходящий стилевой окрас (чаще разговорной, жаргонной). Можно рассматривать как разновидность речевой ошибки. И тут главный герой рассказа лопухнулся (правильно: совершил ошибку). Этот эпизод классный (интересный, запоминающийся).
Z Нарушение абзацного членения текста Текст неправильно поделен на микротемы или абзацы не выделены вообще.
Ф Фактическая Искажено содержание текста (при написании изложения, сочинения) Дубровский познакомился с Машей, когда грабил Троекурова (как было на самом деле, я рассказывала ранее).
Л Логическая Ошибки в логическом построении текста (обычно они связаны с нарушением причинно-следственной связи). Сюда же относятся и синтаксические ошибки, приводящие к искажению смысла или двоякому его толкованию. Дубровский был благородным разбойником, поэтому он решил не грабить Троекурова. (Дубровский был благородным разбойником, поэтому он, полюбив Машу Троекурову, решил не грабить ее отца.)
Есть много произведений о любви в русской литературе. (В русской литературе есть много произведений о любви.)

Относительно того, какая пунктуационная или орфографическая ошибка допущена в письменной работе по русскому языку, у школьников и их родителей редко возникают сомнения. Все видно из поправок учителя. А вот в случае обнаружения в работе речевых, грамматических, логических и фактических ошибок возникают вопросы.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) были разработаны рекомендации для учителей-словесников, проверяющих контрольные работы школьников, по классификации ошибок, которые в этих работах встречаются. Таблицу-классификатор с примерами вы можете скачать по ссылке.

Ниже вы найдете краткую характеристику типичных ошибок, составленную на основе «Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» и «Методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению». Последний документ касается творческих работ (сочинений, изложений), которые учащиеся выполняют зимой для допуска к ЕГЭ.

Виды грамматических ошибок

Грамматические ошибки связаны с нарушением языковых норм. Они могут быть морфологическими (в образовании форм слова), словообразовательными, синтаксическими (в построении словосочетаний, предложений).

Виды грамматических ошибок

Номер ошибки Характер грамматической ошибки Примеры грамматических ошибок
1 Неправильное образование слова Низкопоклонность, надсмехаться
2 Неправильное образование формы существительного Мне нравятся многие торта.
3 Неправильное образование формы прилагательного Красивше
4 Неправильное образование формы числительного Он пошел за покупками всего с пятистами рублями.
5 Неправильное образование формы местоимения Ихние таланты
6 Неправильное образование формы глагола (в том числе причастия, деепричастия) Хочут, стекаемые вниз
7 Неверное согласование Установили группу лиц, причастные к ограблению.
8 Неверное управление Бабушка может сделать торт более вкусный.
9 Нарушение связи между главными членами предложения Большинство стояли на своем.
10 Неправильный способ выражения сказуемого Юноша был красивый и стройный.
11 Неверное построение предложения с однородными членами Средство против тревоги и хорошего настроения
12 Неверное построение предложения с деепричастным оборотом Думая о хорошем, тревога все равно не проходила.
13 Неверное построение предложения с причастным оборотом Небо было усыпано сияющими звездами над головой.
14 Неправильное построение сложного предложения Фильм заставил меня задуматься о смысле жизни, который я посмотрел вчера.
15 Смешение косвенной и прямой речи Критик заметил, что я не вижу в этой картине ничего нового.
16 Неправильное членение предложения После того как свет погас. Ничего страшного не произошло.
17 Смешение видовременных форм глаголов Соловей замолкнет на мгновение, а потом запел вновь (или поет вновь).
18 Пропуск слова Упростить процесс (чего?) нельзя.
19 Неправильное употребление частиц Хорошо бы было, если бы мы слышали бы это произведение не в записи.

Существует несколько классификаций грамматических ошибок, из-за чего их номера могут различаться.

Виды речевых ошибок

Речевые ошибки характеризуются нарушением лексических норм, стилистики. К ним относятся: неуместное использование просторечной и диалектной лексики, жаргонизмов; не устраненная контекстом многозначность; путаница паронимов; неудачно подобранные синонимы, антонимы и омонимы; речевые штампы; тавтология; неправильное употребление идиоматических выражений.

Виды речевых ошибок

№ п/п Характер речевой ошибки Примеры речевых ошибок
1 Употребление слова в значении, которое ему не свойственно Благодаря пожару семья осталась без жилья.
2 Неспособность различить оттенки смысла, которые вносят в слово приставки и суффиксы В этом платье она эффективно выглядела. После объяснения отношение девушки к ее поклоннику не поменялось.
3 Неправильное использование синонимичных слов В конечной главе автор раскрывает свое отношение к проблеме.
4 Неоправданное использование стилистически окрашенной лексики (жаргонизмов, канцеляризмов и т.п.) По существу дела герой высказался во время встречи с возлюбленной в беседке.
5 Неоправданное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. Гоголь умел поднять людей на смех.
6 Неоправданное употребление просторечных выражений Герой профукал все свое состояние.
7 Ошибки в лексической сочетаемости Произведение имеет следующие художественные средства.
8 Речевая недостаточность (пропуск слова), речевая избыточность (лишние слова) Привлечь читателей к поднятой проблеме. Очень прекрасные пейзажи.
9 Тавтология (употребление однокоренных слов в одном предложении или соседних) В повести повествуется о жизни простого человека.
10 Неоправданное повторение слова Книга мне понравилась. В книге рассказывается о любви. Книга написана живым языком.
11 Однообразие синтаксических конструкций Когда юноша увидел девушку, то полюбил ее с первого взгляда. Когда герой встретил медведя, то не испугался.
12 Неудачное использование местоимений Этот роман написал Пушкин. Он признан шедевром русской литературы.

Речевые ошибки (в отличие от грамматических) связаны не с построением языковых единиц, а с их использованием.

Виды логических ошибок

Логические ошибки связаны с неправильным построением монологического высказывания (текста сочинения, изложения). Они могут быть разными, начиная от нарушения причинно-следственных связей и заканчивая пропусками важных частей, отвлечением на другие темы.

Вот наиболее частые логические ошибки:

  • нарушена последовательность высказываний;
  • отсутствует связь между частями высказывания;
  • неоднократно повторяется уже изложенное суждение;
  • в микротему включена другая микротема;
  • части высказывания несоразмерны;
  • отсутствует необходимая часть высказывания (логический скачок);
  • нарушены причинно-следственные связи;
  • нарушена логико-композиционная структура текста;
  • имеется сопоставление несопоставимого.

Можно привести примеры логических ошибок в разных частях текста.

Неудачный зачин может характеризоваться тем, что первое предложение содержит отсылку на контекст, который перед вступлением, разумеется, отсутствует. Например, когда текст начинается словами: «В данном произведении…».

В основной части текста могут оказаться сближены в одном предложении разнородные понятия, например: Простакова издевалась над крепостными и вынуждена была заботиться о том, чтобы дать сыну достойное образование.

К логическим ошибкам в центральной части высказывания относится и неправильная последовательность предложений, когда, например, высказывается одна мысль, потом другая, потом осуществляется возврат к первой.

Нарушение причинно-следственных связей тоже наблюдается, чаще всего, в основной части текста.

Неудачной концовкой экзаменаторы сочтут вывод, продублированный в двух предложениях.

Виды фактических ошибок

Фактические ошибки связаны с искажением информации. Обычно эти ошибки встречаются при ссылке на произведения, которые школьник анализирует в своей творческой работе.

К фактическим ошибкам относятся:

  • искажение содержания произведения, в корне неверное его толкование, неудачно выбранный пример;
  • перефразирование цитаты, неточность в ней, приписывание высказывания другому автору;
  • приведение фактов, не соответствующих действительности (в том числе исторических);
  • искажение фамилий и имен писателей, героев, названий литературных произведений.

Фактические ошибки могут заключаться также в явном преувеличении или преуменьшении события или явления, на которое ссылается автор творческой работы.

Фактические ошибки не относятся к языковым ошибкам.

Этические ошибки

К неязыковым ошибкам относятся также этические. Они связаны с проявлением речевой агрессии. Она может быть не только прямой, характеризующейся использованием оскорбительной лексики, но и скрытой. В последнем случае она выражается некорректной критикой, безапелляционными выводами.

Важное замечание

В рамках школьной программы изучаются основные правила русского языка, но не все. Если ошибка допущена по правилу, которое учащиеся не проходили, она исправляется, но при оценивании работы не учитывается. Аналогичным образом учитель должен поступить с графическими ошибками (явными опечатками, описками). Подробнее о том, как оцениваются письменные работы по русскому языку, за какие ошибки снижается отметка и на сколько баллов, а какие оплошности не учитываются, мы поговорим подробнее чуть позже. Цель данной статьи заключалась в том, чтобы помочь вам разобраться, какие ошибки бывают в русском языке, к какому типу относятся те из них, которые учитель обнаружил в конкретной работе. Надеюсь, с поставленной перед собой задачей я справилась.

Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Ошибочное словообразование

Ошибочное образование форм существительного

Благородность, чуда техники, подчерк, удовольство жить; бодровство; нет местов

Ошибочное образование форм прилагательного

более интереснее, красивше; самый красивейший, более строже

Ошибочное образование форм числительного

с пятистами рублями; жонглировал обоими руками,

Ошибочное образование форм местоимения

ихнего пафоса, вокруг его ничего нет,

сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности;

Ошибочное образование форм глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)

надсмехаться.

Им двигает чувство сострадания. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста.

Вышев на сцену, певцы поклонились.

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Из прочитанного мной части романа…

Нарушение норм управления.

Ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов

Нужно сделать природу более красивую.

Все удивлялись его силой

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения.

Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку.

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.

Нарушение границ предложения.

Неудачный порядок слов в предложении

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Она сидела за столом и не разговаривает со мной.

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.

В тексте всего раскрываются две проблемы.

ПРАКТИКУМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ОШИБКИ

Ошибки в употреблении имен существительных

Задание: исправьте ошибки, связанные с употреблением имён существительных.

1. Мальчик рос круглой сиротой. 2. Наконец на подмосток вышел любимый всеми певец. 3. Красивое Тбилиси приветливо встречает гостей. 4. фирмой были заключены договора с иностранцами. 5. Шимпанзе сидела в клетке. 6. Они принадлежат к разным социальным средам. 7. В кафе нам могут предложить пирожки с повидлой.

1. Сирота – существительное общего рода. Они могут употребляться как в значении женского (круглая сирота), так и в значении мужского рода (круглый сирота).

2. В русском литературном языке слово подмостки не имеет формы единственного числа.

3. Тбилиси – название города – мужского рода.

4. Договоры.

5. Шимпанзе мужского рода, так как одушевленные несклоняемые существительные, называющие представителей фауны, кроме двух существительных (колибри, цеце – ж.р.), относятся к мужскому роду

6. Надо: к разной социальной среде

7. Пирожки с повидлом

Ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных

(нарушение норм формообразования)

Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Она более умнее, чем он. 2. Это самая высочайшая в городе башня. 3. Более легче сделать домашнее задание, если выучишь правило. 4. Самый чистейший снег украшал город. 5. Наиболее красивейший вид открывался с высокой горы.6. Кабаниха отличается от Дикого тем, что она более культурнее Дикого, но в её речи иногда проскальзывают грубые выражения. 7. Самым прекраснейшим произведением Гоголя является поэма «Мёртвые души». 8. Позже он понял, что его путь более ошибочнее. 9. Эта книга более интересна и увлекательнее, чем та.

2. Самая высокая или высочайшая

4. Самый чистый или чистейший

5. Красивейший ли наиболее красивый

7. Самым прекрасным или пр6екраснейшим

8. Более ошибочный, чем …

1. Недопустимо употребление в одном ряду полной и краткой форм прилагательных: Один брат шумный, другой — тих (правильно: тихий). Девушка была высокая, красива и весела (правильно: красивая и весёлая).

2. Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной или превосходной степени: Дальнейшие опыты были более сложнее, чем предыдущие (правильно: более сложными или сложнее). Самый храбрейший из нас – Александр (правильно: самый храбрый или храбрейший).

3. При форме сравнительной степени должен указываться предмет сравнения (более интересный, чем…)

4. В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения: Эта книга более интересна и увлекательнее, чем та (правильно: интереснее).

Ошибки в употреблении имён числительных

(нарушение норм формообразования)

Задание 1: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Двухстам выпускникам были выданы аттестаты. 2. Директор доволен семидесятью учениками, которые приняли участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. 3. В одной тысячи девятьсот пятом году фашистская Германия потерпела поражение. 4. На строительство нового медицинского центра ушло около восьмиста миллионов рублей. 5. Этот экипаж сошёл со ста первого километра гонки. 6. Крепче держись! Обоими руками! 7. Троим ученицам нашей школы вручены почётные дипломы. 8. По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья. 9.

3. В тысяча девятьсот пятом

4. Около восьмисот

5. Со сто первого

6. Обеими руками

7. Трём ученицам

8. По обеим сторонам

1. Собирательные числительные используются ограниченно, а именно:

– с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот. Следует отметить, что в некоторых случаях собирательные числительные вносят сниженный стилистический оттенок (двое генералов; следует сказать: два генерала);

– с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, четверо суток (при дальнейшем счёте предпочитаются формы с количественными числительными: пять суток);

– с существительными дети, ребята, люди, а также с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое незнакомых лиц;

– с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое;

– с субстантивированными (имеющими значение существительных) числительными и прилагательными, обозначающими лица: вошли двое, трое больных.

2. Собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола: трое работниц (правильно: три работницы), а также с существительными, обозначающими названия животных: двое медведей (правильно: два медведя).

3. Употребляя собирательные числительные оба, обе, следует учитывать, что

– с существительными мужского пола сочетается числительное оба: обоим студентам выдали книги;

– с существительными женского пола сочетается числительное обе: обеим подругам приходилось рано вставать;

– с существительными женского и мужского пола – числительное оба: брат и сестра вошли в аудиторию. Оба опоздали.

4. Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа, так как у них отсутствует категория рода. Нельзя сказать: у обоих ворот (нет формы именительного падежа: оба — обе ворота), нужно: у тех и у других ворот.

5. Иногда с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать три, тридцать четыре и т.п.) необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, не имеющими форму единственного числа (ножницы, сутки, сани и др.). В таких случаях следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки – день, двадцать четыре дня) или с заменой падежа (в течение двадцати двух суток).

6. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова.

двести

пятидесяти

пятидесяти

двумстам

пятистам

двести

пятьюдесятью

двумястами

пятьюстами

о пятидесяти

о двухстах

о пятистах

о девяноста

пять тысяч семьсот шестьдесят четыре

пяти тысяч семисот шестидесяти четырёх

пяти тысячам семистам шестидесяти четырём

пять тысяч семьсот шестьдесят четыре

пятью тысячами семьюстами шестьюдесятью четырьмя

о пяти тысячах семистах шестидесяти четырёх

7. Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –А-.

8. Слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. При смешанном числе существительным управляет дробная часть, а не целое число. Существительное при этом употребляется в родительном падеже единственного числа: 7 и 2/3 кг. (семь и две третьих килограмма, НО: семь килограммов).

10. Во всех падежах, кроме именительного и винительного, существительное при числительном полтора (полторы) ставится во множественном числе (полтора ведра; НО: более полутора вёдер).

11. Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей (полтора, полтораста) и для всех остальных (полутора, полутораста).

Задание 2: определите, в каких случаях собирательные числительные уместны, в каких следует заменить их количественными, и наоборот. Объясните, почему.

1. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде. 2. Ракета уносила ввысь троих посланцев Земли. 3. Среди студентов нашей группы четыре были отличниками. 4. Метель не утихала в течение троих суток. 5. На скотном дворе застрелили двое волков, 6. Им для работы требовалось три пары ножниц. 7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы двое новых героинь.

Задание 3: найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. 6) С докладом выступили трое профессоров. 7) На учения прибыло семеро генералов.

Ошибки в употреблении местоимений

(нарушение связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают)

Задание 1: найдите предложения, которые содержат двусмысленность при употреблении местоимений. Исправьте эти ошибки.

Ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8

1. Как правило, местоимение замещает ближайшее к нему предшествующее существительное того же рода и числа. Замещение существительного местоимением 3-го лица (он, она, оно, mm) не должно приводить к двусмысленности или искажению смысла:

Управление находится при министерстве, оно недавно было реорганизовано (управление или министерство?). Следует сказать: Управление, находящееся при министерстве, недавно оно реорганизовано.

2. Не следует заменять в последующем предложении собирательные существительные (крестьянство, студенчество, большинство, группа и т.п.) местоимением они, так как при этом нарушается соотношение в числе. Неверной является фраза: «Крестьянство на протяжении столетий боролось против крепостного права; они неоднократно восставали против своих угнетателей». Вместо слова крестьянство в первой части предложения следует использовать слово крестьяне или местоимение оно – во второй части.

3. При употреблении возвратного местоимения себя и притяжательного местоимения свой зачастую возникает неясность в вопросе о соотнесенности местоимения и существительного: Отец просил сына провести гостей в свою комнату (комнату отца или сына?). Следует учитывать, что местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие.

Предложение можно не править в зависимости от вложенного в него смысла так: Отец просил сына, чтобы он провел гостей в свою комнату. Или: Отец просил сына, чтобы он провел гостей в его комнату.

4. Определительное местоимение САМ, сочетаясь с одушевлёнными существительными и личными местоимениями, имеет значение «самостоятельно» (Малыш впервые оделся сам), а в сочетании с неодушевленными существительными может использоваться с целью уточнения или выделения (Само выступление артиста не вызвало у публики никаких эмоций). Данное местоимение изменяется по родам и числам, при этом форма женского рода в В.п. представлена двумя вариантами – САМОЁ и САМУ. Первый вариант является книжным и устаревающим, второй – общеупотребительным и более современным.

5. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) в одних случаях прибавляется в начале слова звук Н, в других не прибавляется.

Звук Н прибавляется:

– после всех простых предлогов (без, в, для, до, из, с и др.): без него, для нее;

– после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом (вокруг, впереди, возле, мимо, после и др.): вокруг них, мимо неё.

Звук Н не прибавляется:

– после предлогов наречного происхождения, управляющих родительным падежом: вопреки ему, наперекор им;

– после предлога благодаря и предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного: благодаря ему, по поводу их;

– после наречий и сравнительной степени прилагательных: сестра старше его; работает лучше её.

Правильными являются формы у неё, от неё. Формы у ней, от ней носят разговорный или устаревший характер.

6. Нормативным является употребление местоимения их. Форма ихний считается просторечной и находится за пределами литературного языка.

Задание 2: укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые они должны замещать, неверный выбор грамматической формы местоимения); отредактируйте предложения.

1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки. 3) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 5) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.

Задание 3: в предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой.

1) Я застал помощника в своем кабинете. 2) Мать велела сыну налить себе чаю. 3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 5) Писатель показал образ матери в своем развитии. 6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. 7) Класс просил поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение

Ошибки в употреблении глагольных форм

Задание: исправьте ошибки, допущенные при образовании и употреблении различных форм глагола.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: