“Пораньше” или “по раньше” ☑ как правильно писать слитно или раздельно, правило правописания части речи, значение слова

Как пишется слово пораньше вместе или через дефис

«Пораньше» как пишется, слитно или раздельно?

Слово «порань­ше» пра­виль­но пишет­ся слит­но с при­став­кой по- как фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наречия.

Чтобы выяс­нить, как пра­виль­но писать «порань­ше» или «по рань­ше», слит­но или раз­дель­но, опре­де­лим часть речи, грам­ма­ти­че­скую фор­му и каким спо­со­бом обра­зо­ва­но это слово.

Грамматическая форма слова «пораньше»

От каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «ран­ний» с помо­щью суф­фик­са обра­зу­ет­ся одно­ко­рен­ное наре­чие «рано»:

В вос­кре­се­нье мне не надо вста­вать (когда?) рано.

Его при­над­леж­ность к само­сто­я­тель­ной части речи наре­чию узна­ем, если опре­де­лим, что это сло­во не изме­ня­ет­ся, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, пояс­ня­ет в пред­ло­же­нии гла­гол и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос.

Наречия, име­ю­щие в мор­фем­ном соста­ве суф­фикс , могут обра­зо­вы­вать сте­пе­ни сравнения:

Завтра я вста­ну пора́ньше, что­бы схо­дить в лес за зем­ля­ни­кой до наступ­ле­ния жары.

Правописание слова «пораньше»

Интересующее нас сло­во име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

Эта грам­ма­ти­че­ская фор­ма наре­чия обра­зо­ва­на при­ста­воч­ным спо­со­бом, а это с точ­ки зре­ния мор­фо­ло­гии явля­ет­ся дока­за­тель­ством её слит­но­го написания.

Согласно пра­ви­лу рус­ской орфо­гра­фии сло­ва, име­ю­щие в мор­фем­ном соста­ве срав­ни­тель­ную сте­пень, с при­став­кой по- пишут­ся слитно.

Понаблюдаем:

В этой грам­ма­ти­че­ской фор­ме меж­ду сло­вом и при­став­кой по- невоз­мож­но вста­вить вопрос или опре­де­ля­ю­щее слово.

Отметим так­же такой нема­ло­важ­ный факт, что фор­ма сте­пе­ни срав­не­ния наре­чия «порань­ше» не изме­ня­ет­ся в рус­ском язы­ке. Как неиз­ме­ня­е­мая фор­ма сло­ва, она не может иметь при себе пред­ло­га, кото­рый сле­до­ва­ло бы напи­сать раз­дель­но, как напри­мер со сло­ва­ми изме­ня­е­мых частей речи:

Чтобы запом­нить это слит­ное напи­са­ние, пред­ла­га­ем про­честь при­ме­ры предложений.

Примеры

Вечером про­во­ди меня на вок­зал пора́ньше.

Из слу­жеб­ной поезд­ки Виктору хоте­лось пора́ньше вер­нуть­ся домой.

Дедушка ска­зал вну­кам, кто вста­нет утром пора́ньше, у того и улов рыбы будет побольше.

Весной пора́ньше поса­дишь редис­ку, полу­чишь хоро­ший урожай.

Осенью тем­не­ет пора́ньше, чем летом.

Правописание «пораньше»: грамматика, когда раздельно, объяснение, примеры

Слово «пораньше» правильно пишется слитно, так, как здесь и сперва в заголовке. Писать его, как словосочетание, раздельно ( «по раньше» ), неверно, так как «пораньше» есть наречие сравнительной степени от другого наречия – «раньше».

В предложениях же вроде «По раньше назначенному условию …» и т.п., настоятельно рекомендуется употреблять речевую конструкцию «По ранее …», так как словосочетание «по раньше …» считается грубым вульгаризмом.

Правила

Согласно русской орфографии, степени наречий могут образовываться с употреблением приставок «в-», «до-», «за-», «не-» и «по-». В таком случае все употреблённые в каждом конкретном случае приставки пишутся с исходными словами слитно:

и др. Степени сравнения, уподобления и превосходства наречий могут быть качественными (п. 1), количественными, (п. 2), временны́ми (п. 3), частотными (п. 4), причинными (п. 5). Данное правило не распространяется на следующие слова и выражения:

Что такое наречия: пояснение к правилам

Данное слово – наречие, самостоятельная часть речи. Наречия неизменяемые слова, они не склоняются по падежам, родам, числам; не спрягаются по лицам, временам и наклонениям. Неизменяемы наречия также и по смыслу: они самостоятельные части речи, имеющие собственные значения, независимые от контекста высказывания, в которое входят. Наоборот, наречия задают смысловые оттенки фразам, потому и названы наречиями, стоящими на/над речью (лат. adverbium). Обозначают наречия признак или качество действия (глагола), предмета (существительного или местоимения), другого признака или качества (прилагательного или иного наречия):

времени, меры и степени, места, образа действия, причины, цели;

5 категорий определительных:

качественных, количественных, совокупности, способа и образа действия, сравнения и уподобления.

В каждой категории выделяются т. наз. знаменательные наречия, непосредственно определяющие признак, а не указывающие на него: вчера, сегодня, днём, вечером, утром, завтра, близко, далеко, вдвоём, втройне, рядом, сзади, сбоку, и т.п.

Грамматика и значение

Итак, «пораньше» – определительное наречие сравнения и уподобления, неизменяемое слово. Состоит из приставки «по-», корня «-рань-» и суффикса «-ше». Постановка ударения и разделение переносами по-ра́нь-ше. Наречия сравнения и уподобления сводятся в одну смысловую категорию недаром, но по значению в русском языке «пораньше» фактически наречие только лишь сравнения с неким естественно обусловленным или назначенным определённым сроком:

Синонимы «загодя», «заранее», «до времени» (наречие из 2-х слов), «преждевременно», «раньше».

«По разному» или «по-разному» как пишется правильно слово? – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Пунктуация в предложении с наречием

По-другому не выделяется в предложении знаками препинания, когда является обстоятельством. Например: Врач забыл, как по-другому называется аспирин, и вынужден был обратиться к справочнику.

Запятые с двух сторон необходимы тогда, когда по-другому становится вводным словом. В таких предложениях оно синонимично конструкции иначе говоря. Например:

Читайте также:
Термины по русскому языку ℹ список основных определений и понятий, значение слов, словарь терминов, справочные материалы

Частая обитательница лиственных лесов — птица малиновка, или, по-другому, зарянка.

Правописание наречия

Это наречие произошло от сочетания предлога и формы дательного падежа местоимения, поэтому определить часть речи не всегда просто. Вот основные признаки, по которым можно узнать в данной лексеме наречие:

  1. Отвечает на вопрос как?
  2. Не изменяется (окончание ому, служившее у местоимения для образования формы слова, стало суффиксом наречия)
  3. В предложении, как правило, образует словосочетание с глаголом, тип связи между главным и зависимым – примыкание.
  4. «Другому» нельзя убрать из предложения без потери смысла.
  5. Данную лексему возможно заменить синонимами(иначе, по-иному, еще как-нибудь, не так, иным способом, на иной манер) или антонимами(так же, одинаково).

Например: Если директор приедет вместе с супругой, гостей нужно будет рассадить по-другому. Рассадить как? По-другому, иначе, не так. Его форму никак нельзя изменить, невозможно убрать из предложения без приставки «по».

Причины, по которым по-другому правильно писать через черточку, и никак иначе.

Согласно правилам орфографии, наречия, образованные от предложно-падежных сочетаний могут иметь слитное, раздельное и дефисное написание. Это зависит от того, какая часть речи приняла участие в словообразовании и насколько самостоятельным осталось исходное слово (может ли оно использоваться без приставки, задается ли к нему падежный вопрос, сохраняет падежные формы или нет). Выбирая, как верно написать: подругому вместе, через дефи́с или раздельно, следует учитывать, что местоимение другой схоже с прилагательным (его еще называют определительным местоимением).

  • Наречия пишутся слитно, если они произошли от сочетания прилагательного и предлогов в, на, за (врукопашную, наудалую). Или если они произошли от кратких прилагательных (влево, сгоряча).
  • Слово следует писать раздельно, если оно произошло от сочетания предлога в и прилагательного, начинающегося с гласной буквы (в открытую).
  • Дефис характерен для лексем с предлогом-приставкой по, заканчивающихся на ому, ки, ски, ьи. Этот пункт правила как раз подходит для объяснения правильного написания искомого слова.

Читать также: Как пишется «впрочем» или «в прочем»

Определение части речи: эффективно или нет

Разумеется, в данном случае речь идет о конкретной ситуации – как определить, что перед нами: наречие «вначале» или существительное «начало» с предлогом «в»?

Понимание того, к какой части речи относится словоформа, влияет на выбор способа написания. Наречие «вначале» – слитно. Предлог с существительным «в начале» – раздельное написание.

Самый простой способ определения части речи – посредством постановки вопроса. Однако данный способ в понимании того, как пишется «вначале» – слитно или раздельно – может оказаться ложным.

В начале (где?) мероприятия атмосфера была очень торжественная.

Вначале (когда?) атмосфера была очень торжественная.

Оба вопроса могут относиться как к наречию, так и к существительному. Поэтому определение части речи может быть затруднено.

Для того чтобы проверить себя, можно воспользоваться подстановкой синонимичного слова к наречию. Так, если «вначале» можно легко заменить на «сначала», то в данном случае написание слитное:

Вначале (=сначала) мы зайдем к Илье, а затем пойдем в кино – замена, значит перед нами наречие, написание слитное.

В начале аллеи растут липы и акации – поменять нельзя, значит, перед нами предлог и существительное, пишем раздельно.

Ударение и состав слова

Всего в слове 5 букв, 2 гласных, 3 согласных, 2 слога.

Диктанты по русскому языку для 11 класса

Данный раздел — это сборник диктантов, для учеников 11 классов и абитуриентов, который поможет выработать навыки практической грамотности и подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.

Темы диктантов для 11 класса:

Диктант Егор (А. Платонов) 229 слов

Шумели листья на дереве, в них пел ветер, идущий по свету.
Автор: Платонов А.

Диктант Концерт (По К. Федину) 240 слов

Зал был наполнен необычайной для концертов толпой, какую.
Автор: Федин К.

Диктант “В родном городе” (А. Чехов) 245 слов

Это было летом, вскоре после войны. Я поехал на Кавказ и.
Автор: Чехов А.П.

Диктант “Отдых в деревне” (По Куприну) 204 слова

В течение нескольких лет я проводил летние месяцы на даче.
Автор: Куприн А. И.

Диктант “Там, где жил Паустовский” (2 текста: 242 слова, 207 слов, М.Ростовцев)

С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности.

Диктант Барсук (К. Паустовский) 239 слов

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев.
Автор: Паустовский К.

Диктант Березовая комната по П.Д. Бобрыкину (242 слова)

Пролетка повернула и лихо остановилась у подъезда.
Автор: Бобрыкин П.Д.

Диктант В горах (По С Бородину) 248 слов

Прошло около часа, как мы расстались с нашей компанией, и.
Автор: Бородин С.

Читайте также:
Вышли или вышло - разбор правописания и примеры предложений

Диктант В осеннем лесу по Е. Носову (253 слова)

Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. Иду как в.
Автор: Носов Е.

Диктант В родной степи (В. Панова) 240 слов

Станции — это жгучая земля в мазуте, сверкание рельсов и.
Автор: Панова В.

Диктант В Уссурийской тайге 235 слов (По В.Арсеньеву.)

Кто не бывал в тайге Уссурийского края, тот не может себе.
Автор: Арсеньев В.

Диктант Весна (223 слова)

Снег давно сбежал с полей. От края весьма разъезженной.

Диктант Весна в Полесье по А. Куприну (218 слов)

Весна в Полесье наступила в этом году ранняя, дружная.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Во время болезни (По Е. Носову) 239 слов

С того дня как меня привезли из больницы с загипсованной.
Автор: Носов Е.

Диктант Военная Москва (По Б. Полевому) 243 слова

И вот теперь, рассматривая военную Москву, Мересьев искал.
Автор: Полевой Б.

Диктант Воланд и Азазелло (М. Булгаков) 240 слов

На закате солнца высоко над городом, на каменной террасе.
Автор: Булгаков М.

Диктант Ганин (По В. Набокову) 230 слов

Ганин выехал около трех часов дня в открытой рубашке и.
Автор: Набоков В.

Диктант Гроза (Л.Н. Толстой) 239 слов

Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами.
Автор: Толстой Л.

Диктант Грушницкий (М.Лермонтов) 249 слов

Грушницкий довольно остроумен: его эпиграммы часто.
Автор: Лермонтов М.

Диктант Две церкви по В. Тендрякову (246 слов)

На высоком берегу, владычествуя над рекой, обставленные.
Автор: Тендряков В.

Диктант Двое на вокзале (Ю. Казаков) 243 слова

Он ждал ее на вокзале. Она опаздывала, как всегда, и он.
Автор: Казаков Ю.

Диктант Дорога (По В. Солоухину) 248 слов

Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из.
Автор: Солоухин В.

Диктант Закалка (По К. Паустовскому) 244 слова

Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной.
Автор: Паустовский К.

Диктант Зимний дуб (По Ю. Нагибину) 232 слова

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в.
Автор: Нагибин Ю.

Диктант Ильинский омут (К. Паустовский) 249 слов

Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей.
Автор: Паустовский К.

Диктант Катерина Петровна по К. Паустовскому (245 слов)

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Спутанная.
Автор: Паустовский К.

Диктант Княжна Марья (Л.Н. Толстой) 238 слов

После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и.
Автор: Толстой Л.

Диктант Князь Андрей по Л.Н. Толстому (249 слов)

Ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим.
Автор: Толстой Л.

Диктант Командир отряда (По А. Фадееву) 243 слова

Командир партизанского отряда внимательным взглядом.
Автор: Фадеев А.

Диктант Лед на реке (А.П.Чехов) 240 слов

Свесившись через перила, вы глядите на реку, но какое.
Автор: Чехов А.П.

Диктант Леса в Мещере (К. Паустовский) 241 слово

Леса в Мещере глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем.
Автор: Паустовский К.

Диктант Лесная глушь по Куприну А. И. (246 слов)

Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Лесные приметы (По К. Паустовскому.) 246 слов

Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить.
Автор: Паустовский К.

Диктант Лесными тропами по Куприну А. И. (217 слов)

Солнце заходило. Его закат был яркий и ясный, но спокойный, и.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Летние вечера по Куприну А. И. (205 слов)

Просторная терраса дачи была очень ярко освещена лампой и.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Летний дождь (Л.Н.Толстой) 227 слов

Жара в накаленном в продолжение целого дня солнцем и полном.
Автор: Толстой Л.

Диктант Метелица (А. Фадеев) 250 слов

Через полчаса Метелица был под самым селом. Тропинка.
Автор: Фадеев А.

Диктант На новом месте по В.Я. Брюсову (246 слов)

По своему обыкновению, проснулся я на другой день очень.
Автор: Брюсов В.Я.

Диктант Ночная поездка (По С. Бородину) 241 слово

Мы поехали полем, поросшим бесконечным кустарником, а также.
Автор: Бородин С.

Диктант О рыбной ловле (К. Паустовский) 236 слов

Старый русский писатель дедушка Аксаков был, как известно.
Автор: Паустовский К.

Диктант Осень (В. Песков) 232 слова

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.
Автор: Песков В.

Диктант Остановитесь! (Л.Н. Толстой) 250 слов

Полковой командир в ту самую минуту, как он услыхал.
Автор: Толстой Л.

Диктант Отчаянный (Н.А. Островский) 251 слово

Павка сполз с сарая и помчался домой. Мать возилась на.
Автор: Островский Н.А.

Читайте также:
Диктанты для 7 класса 4 четверти по русскому языку

Диктант Память о Чайковском (К.Паустовский) 237 слов

Скромным обаянием наполнены все места, связанные с нашими.
Автор: Паустовский К.

Диктант Первый зимний день По К.Паустовскому (249 слов)

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Я открыл.
Автор: Паустовский К.

Диктант Перед воздушным боем (По Н.К. Чуковскому) 240 слов

Лунин был один из немногих людей на аэродроме, которых.
Автор: Чуковский Н.К.

Диктант по В. Солоухину (248 слов)

Понятно, что, зайдя в лес, я то и дело натыкался на следы.
Автор: Солоухин В.

Диктант по книге Г. Гецова «Рациональные приемы работы с книгой»

Чтение — это работа, требующая определенного.

Диктант Подарок (К. Паустовский) 248 слов

Каждый раз когда приближалась осень, начинались разговоры.

Диктант Поздняя осень (По Ю.Казакову) 243 слова

Я взял ведро, чтобы набрать в роднике воды. Я был счастлив в.
Автор: Казаков Ю.

Диктант Полесье по И. Тургеневу (203 слова)

Полесье приняло нас в свои недра. С окраины, ближе к лугу.
Автор: Тургенев И.

Диктант Портрет матери (И.Преловская) 248 слов

Я тотчас увидела этот портрет, зайдя в мастерскую.
Автор: Преловская И.

Диктант Правописание предлогов, союзов, частиц (76 слов)

(В) виду болезни, иметь (в) виду, разговоры (на) счет земли.

Диктант Преображенная степь (226 слов)

Прошел холодный ветреный апрель, и, наполняя воздух.

Диктант Пристань Каменка (Д.Н. Мамин-Сибиряк) 251 слово

Мы приехали на пристань Каменку ночью. Утром, когда я.
Автор: Мамин-Сибиряк Д.Н.

Диктант Пробуждение жизни (В.Лидин) 241 слово

Мартовская тишина лежала над притихшим в ожидании прихода.
Автор: Лидин В.

Диктант Ранним утром (Л.Н. Толстой) 233 слова

Ласка весело бежала впереди по тропинке; Левин шел за нею.
Автор: Толстой Л.

Диктант Река (Н.В. Гоголь) 250 слов

Река, верная своим высоким берегам, то давала вместе с ними.
Автор: Гоголь Н.В.

Диктант Родник (К. Паустовский) 243 слова

Как-то осенью я шел со старым лесником Тихоном на глухое.
Автор: Паустовский К.

Диктант Рябина (А. Яшин) 248 слов

Весной, пряча лыжи на чердак, я заметил развешанные по.
Автор: Яшин А.

Диктант Сенокос (По В. Белову) 241 слово

Было знойно и тихо, кусты над водой присмирели от.
Автор: Белов В.

Диктант Скрипач (По А. Платонову) 233 слова

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника.
Автор: Платонов А.

Диктант Смерть дерева (Л.Н. Толстой) 236 слов

Ранним утром, чуть зорька, Серега взял топор и пошел в рощу.
Автор: Толстой Л.

Диктант Снег по В. Мезенцеву (246 слов)

Ну что в нем загадочного, удивится читатель, для которого.
Автор: Мезенцев В.

Диктант Соловьиное царство (К.Паустовский) 248 слов

Первая «встреча» с Левитаном произошла у меня в.
Автор: Паустовский К.

Диктант Сон (По Г. Халилецкому) 248 слов

Листопадова разбудил настойчивый телефонный.
Автор: Халилецкий Г.

Диктант Старый колодец (О. Берггольц) 238 слов

Желание увидеть дневные звезды и весь план показать их.
Автор: Берггольц О.

Диктант Старый сад (Чехов А.П) 237 слов

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший.
Автор: Чехов А.П.

Диктант Темка (По Евг. Пермяку) 250 слов

Прижился кот по имени темка на корабле. Но вскоре заметили.
Автор: Пермяк Е.

Диктант Томик Пушкина (По М. Горькому) 228 слов

Громко рассмеявшись, моя новая знакомая ушла в спальню и.
Автор: Горький М.

Диктант Трофим (М. Шолохов) 232 слова

Просторный, заросший курчавой муравою двор правления был.
Автор: Шолохов М.

Диктант Утро на даче по Куприну А. И. (234 слова)

Несколько лет тому назад я проводил летние месяцы на даче.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Черный бор (По М. Булгакову) 244 слова

В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось, и комнату.
Автор: Булгаков М.

Диктант Щука (К. Паустовский) 246 слов

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях.
Автор: Паустовский К.

Диктант Электростанция (По Д Розенталю) 244 слова

Центральная электростанция стоит в неглубоком ущелье, на.
Автор: Розенталь Д.

Диктант Юшка (По А Платонову) 241 слово

Давно, в старинные времена, жил у нас на улице старый на вид.
Автор: Платонов А.

Орфографический диктант (262 слова)

Утро застало нас близ моря. О том, что ночью бушевал (девяти).

Словарный диктант (107 слов) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ

Не думай о секундах свысока; старался не глядеть по.

Словарный диктант (60 слов) для тренировки по теме Употребление не и ни

Ни больше ни меньше, ни брат ни сват, ни взад ни вперед, ни.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 10 класса 3 четверть

Словарный диктант (67 слов) для тренировки по теме ‘Употребление не и ни’

Что ни говори, а он хорош; сколько ни звал, он не оглянулся;.

Словарный диктант (75 слов) на тему Правописание предлогов, союзов, частиц

Узнать (на) счет подписки, (в) силу аттестации, узор (в) роде.

Словарный диктант (83 слова) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ

Не один ты устал; ни один не пришел; не раз я опаздывал;.

Словарный диктант (91 слово) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ

Негде отдохнуть; никогда не забуду; не у кого просить; ни у.

Словарный диктант (92 слова) для тренировки по теме Употребление НЕ и НИ

Никому не сделал добра; некому ухаживать за больным; ни для.

Словарный диктант на тему Правописание предлогов, союзов, частиц (89 слов)

Вследствие сильного снегопада; делать наперекор желанию;.

Диктанты по русскому языку — 11 класс 4 четверть

Контрольный диктант «Ласточкино гнездо»

Николай Сергеевич и его жена впервые в жизни приехали в Абхазию из Москвы и жили на летней даче художника Андрея Таркилова, который редко бывал здесь.

Под крышами крестьянских домов, мимо которых они проходили к морю, лепились ласточкины гнёзда. Странно, но под крышей дачи не было ни одного гнезда, хотя дом был выстроен более десяти лет назад. Старый сельский учитель так объяснял это:

— Андрей здесь редко бывает, а ласточки вьют гнёзда под крышей человеческого дома, потому что ищут у него защиты.

И вот жена Николая Сергеевича как-то раз сказала, что для неё было бы счастьем проснуться под щебет ласточек. И он вдруг ответил, что это можно устроить: надо попросить у старого учителя разрешения перенести одно ласточкино гнездо из-под крыши его дома к себе. В глазах учителя мелькнул суеверный ужас, но он был очень патриархальным человеком: надо гостю подарить то, что просит.

Сторож, охранявший магазин, заметил Николая Сергеевича, глубокой ночью идущего куда-то со стремянкой, но вскоре потерял его из виду. Когда Николай Сергеевич снял гнездо, ему показалось, что он не удержит равновесие и грохнется вниз. И каждый раз, представляя своё падение, он мысленно вытягивал руки вверх, чтобы не раздавить ласточек.

Когда он свернул к дому, сторож опять его узнал и заметил также, что теперь этот человек без стремянки что-то прижимает к себе – скорее всего драгоценную вещь. Окликнув его, сторож понял, что человек пошёл быстрей, и уверился, что он преступник.

Николаю Сергеевичу показалось, что он падает, и он вытянул руки вперёд, чтобы не повредить гнездо. Ласточки вылетели из гнезда, а птенцы доползли до травянистого склона канавки. Последним, предсмертным движением Николай Сергеевич откинул руку в сторону ласточкиного гнезда, и она, уже мёртвая, упала на гнездо.

Объём слов: 260

Контрольный диктант «Дядя Саша»

Ехали быстро. Дядя Саша, расстегнув плащ, из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звёздочка, по-прежнему отрешённо продолжал глядеть на бегущую навстречу дорогу. Мимо с глухим рёвом, точно доисторический зверь, пронёсся гигантский грузовик, и в его кузове можно было разглядеть серовато-жёлтую свёклу. Следом промчались близнецы-самосвалы, они тоже везли свёклу: люди спешили управиться с уборкой.

Равнина в этих курских полях начинала мало-помалу холмиться, и отметка высоты, наверное, превышала двести метров. В глубокой древности эту землю не смог одолеть ледник, надвинувшийся с севера; разделившись надвое, он пополз дальше, обходя холмы справа и слева. Значит, не случайно на этих высотах, которые так и не преодолел ледяной панцирь, разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасённые народы могли бы начать новое летосчисление. Враги, грозившие России новым оледенением, были остановлены и сброшены с высот. Никогда не забудешь тех дней, ни с чем не спутаешь тех событий.

В августе сорок третьего Саша, тогда молоденький лейтенант-артиллерист, заскочил на полдня в родное село — Прохоровку. С окрестных полей сюда свозили изувеченные танки, оставшиеся после невиданного сражения, и они образовали чудовищное кладбище, среди которого нетрудно было заблудиться. Но и поверженные танки, казалось, по-прежнему, как люди, ненавидят друг друга. Теперь этого танкового кладбища нет: оно распахано и засеяно хлебом, а железный лом войны давно поглотили мартеновские печи. Люди заровняли и сгладили окопы, и только по холмам остались на курской земле бережно охраняемые братские могилы.

Объём слов: 232

Контрольный диктант

Прошел еще один день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил с Дунею, то со смотрителем, насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывая их подорожные в почтовую книгу, и так полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любимым своим постояльцем. День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем и с Дунею и вызвался довезти ее до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 11 класса 1 четверти

«Что же ты боишься? – сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись – ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщи свистнул, и лошади поскакали.

Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне.

А.С.Пушкин. Станционный смотритель

Объём слов: 172

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте устаревшие слова и дайте им толкование.
  2. Разберите по составу слова: довезти, третье, постояльцем, ослепление, позволить.
  3. Выберите предложение с различными видами связи и выполните синтаксический разбор.

Контрольный диктант «Прогулка»

Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной избы и как будто не в палисаднике оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности воду.

Высоченная нетронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошёл вдоль реки навстречу её течению. Ничего примечательного не было вокруг. Поодаль остановилась машина, и шумная компания, прибывшая в ней, располагалась на отдых, натягивая в виде тента полотняную простыню.

Тропинка обогнула песчаный карьер и вывела меня на просторную луговину, по которой в одиночку и группками росли деревья.

Неподвижный воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Через каких-нибудь полчаса матёрый сосновый лес окружал меня. Вблизи дороги тянулись необыкновенно ухоженные, разметённые тропы. Временами кое-где попадались аккуратно постланные светло-шоколадные коврики кукушкина льна – этого непременного обитателя сосновых лесов.

По стволу осинки с юркостью мышонка шныряла вверх и вниз какая-то птичка.

Попалась болотинка с кофейно-коричневой, но вовсе не мутной водой. Я перебрался через неё, перескочив на скользкое бревно, с бревна – на брошенное кем-то полено. А вот и речонка с такой студёной, несмотря на жаркие дни, водой.

Сторожка, которую мне хотелось разыскать во что бы то ни стало, оказалась бревенчатой избой. Одной стороной она примыкала к лесу, с другой её стороны расстилалась обширная луговина.

Объём слов: 210

Контрольный диктант «Нет конца миру…»

Теперь конец сентября, но ветлы ещё не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки жёлтых и багрово-красных деревьев.

Травка, которой заросло всё село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зелёная, если бы старые липы, растущие в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить всё село, и теперь уже сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы. Среди жёлто-зелёного ярко поблескивает неширокая проезжая дорога.

В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и тёмных, аспидных туч. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, ещё желтее листва, ещё зеленее трава. А вдали проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.

Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор. Мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит село, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по реке, лес, подковой охвативший весь пейзаж.

Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только что было вокруг нас, покажется как бы состоящим из игрушечных домиков, слившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.

Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые теперь можно увидеть с нашей высоты.

Объём слов: 219

Контрольный диктант «Весна в горах»

1)Весна в горах порой заставляет долго ждать себя, но когда появляется, то идёт быстро. 2)Внизу, в долинах, уже зеленеют всходы, молодые деревья прочно встают на ноги, и распустившаяся листва начинает отбрасывать тень. 3)Тогда весна сдает свои дела лету, а сама, подобрав ярко-зелёный, цветистый подол, волочащийся по земле, несётся в горы.

Читайте также:
Фонетический разбор слова листья, транскрипция, ударение

4)В горной зоне весна имеет свои законы и свои неповторимые прелести. 5)С утра валит снегопад, после обеда проглянет солнышко, зашевелятся, поплывут, испарятся снега, расцветут цветы-однодневки, а к вечеру земля уже подсохнет. 6)За ночь в реках и ручьях намёрзнет лед. 7)А на другое утро глянешь с вершины – и дух захватывает, до чего чистая и неохватная взором весна стоит в горах. 8)Небо чистое, голубое, ни пятнышка. 9)Земля, как молоденькая девушка в новом наряде, зелёная, умытая росой, и, кажется, застенчиво смеётся… 10)И если крикнешь, то голос твой будет долго слышаться в высотной дали над грядами гор, в чистом воздухе он летит далеко-далеко…

11)Никакие снега, туманы, дожди и ветры не в силах сдержать весну, она, как зелёный пожар, полыхает с горы на гору, с вершины на вершину, всё выше и выше, под самые вечные льды.

Объём слов: 185

Грамматические задания

В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.Среди предложений 1–5 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.
Среди предложений 3–7 найдите простое с однородными дополнениями. Укажите его номер.
Из предложения 3 выпишите причастие.
Среди предложений 1–3 найдите сложное с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Из предложений 1–4 выпишите слово с приставкой на -з, -с.
Укажите способ образования слова намерзнет (предложение 6).
Выпишите словосочетание (предложение 9), построенное на основе примыкания.
Выпишите грамматические основы предложения 7.

Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
Среди предложений 8–11 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.
Среди предложений 6–10 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
Из предложения 3 выпишите все местоимения.
Среди предложений 4–8 найдите сложное с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Из предложений 5–10 выпишите слова с приставкой на -з, -с.
Укажите способ образования слова далеко-далеко (предложение 10).
Выпишите словосочетание (предложение 11), построенное на основе примыкания.
Выпишите грамматические основы предложения 2.

Контрольный диктант «Тургеневские произведения»

Вечерний ветер едва шелестит в густой листве тургеневского дуба, в опустевшем после дневного оживления парке смолкают птичьи голоса. Исподволь надвигающиеся лёгкие тени летней ночи придают призрачность, лёгкую и незаметную, очертаниям деревьев, проглядывающему в промежутках между липами силуэту молчаливого дома…

Так было, вероятно, и много-много лет назад в опустевшей после смерти хозяина усадьбе: ни единого огонька в длинном ряде затворенных окошек, никого на поросших травой аллеях…

Нетрудно себе представить и задумавшегося на скамейке под любимым дубом хозяина, ещё молодого человека, роящиеся у него в голове мечты и планы. Он тогда только приступил к выполнению предназначенного ему судьбой труда, прочно лёгшего в основание отечественного литературного достояния. Миновало столетие, как нет писателя, а всё так же свежи и благоуханны его «Записки охотника», их поэзия и человечность не подвластны времени. А со страниц «Дворянского гнезда», «Отцов и детей», «Накануне», «Первой любви», «Аси», других его романов и повестей возникают пленительные, неувядаемые образы русских девушек, которых мы называем «тургеневскими».

Между тем мы живём в мире, отдалённом неизмеримой пропастью от героинь Тургенева и его времени: сместились представления и оценки, порой нам кажутся мелкими и суетными волновавшие их чувства и надежды, наивными представления. Но несравненная художественная высота тургеневских произведений сделала их бессмертными: его книги будут читать наши далёкие потомки, по ним будут выверяться литературный вкус и достоинства слога и языка произведений наших соотечественников, пока будет жив «наш великий, могучий и свободный русский язык!»

Сборник диктантов по русскому языку в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Сборник диктантов по русскому языку в 11 классе»

Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке, отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Из – за скалистого холма возвышался другой, пошире; на нем лепился небольшой поселок из пяти – шести дворов. Около изб не было видно ни людей, ни деревьев, ни теней, точно поселок задохнулся в горячем воздухе и высох. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача.

Неожиданно послышалось тихое пение. Где- то не близко пела женщина. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из – под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня. Потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого – то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все – таки просила у кого – то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.

Читайте также:
Неопределённая форма глагола ℹ правило в русском языке, на какие вопросы отвечают глаголы, в чем заключаются особенности и как поставить глагол в неопределенную форму

Егорушка послушал немного, и ему стало казаться, что от заунывной, тягучей песни воздух сделался душнее, жарче и неподвижнее… (220 слов) (По А.П.Чехову)

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Правописание гласных, не проверяемых ударением. Правописание н и нн в прилагательных; окончаний сущ-ных; неопределенных местоимений с – то; наречий; не и ни с разными частями речи; производных предлогов; частицы бы с другими словами.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях с несколькими придаточными. Знаки препинания при однородных членах предложения (с повторяющимися союзами и с обобщающим словом); при обособленных определениях, выраженных прилагательными и причастными оборотами; при сравнительных оборотах.

письменная контрольная работа

по русскому языку (диктант)

Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке, отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Из – за скалистого холма возвышался другой, пошире; на нем лепился небольшой поселок из пяти – шести дворов. Около изб не было видно ни людей, ни деревьев, ни теней, точно поселок задохнулся в горячем воздухе и высох. От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача.

Неожиданно послышалось тихое пение. Где- то не близко пела женщина. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из – под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня. Потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого – то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха; вины не было, но она все – таки просила у кого – то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.

Егорушка послушал немного, и ему стало казаться, что от заунывной, тягучей песни воздух сделался душнее, жарче и неподвижнее…(220 слов) (По А.П.Чехову)

Выполните разбор слов по составу: странная, солнце, послушал

Выполните фонетический разбор слов: Егорушка, пение.

Произведите синтаксический разбор предложения.

От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача.

письменная контрольная работа

по русскому языку (диктант)

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непрерывно связана с языком.

Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.

Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно сложная Вселенная. Через слово он впервые узнает о том, что еще не видели его глаза.

Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он приобретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это благодаря языку.

И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?

Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство.

Выписать ключевые слова текста.

Подобрать синонимы и антонимы к словам:

письменная контрольная работа

по русскому языку (диктант)

Новым в искусстве Возрождения было то, что представления о божестве и небесных силах уже не трактуются как непостижимая тайна и, главное, это искусство проникнуто верой в человека, в силу его разума, творческих возможностей.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 8 класса 4 четверти

Искусство стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были нередко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников.

Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера, поэтому художники так хорошо знали ремесло. Произведения искусства выполнялись бережно и любовно. Даже в тех случаях, когда на них не лежит отпечаток таланта или гения, нас неизменно восхищает прекрасное мастерство.

(Из энциклопедии юного художника ) (168 слов)

Выберите из текста сложноподчиненное предложение и выполните синтаксический разбор.

Выпишите словосочетания с наиболее часто встречающимся в тексте словом.

письменная контрольная работа

по русскому языку (диктант)

Новым в искусстве Возрождения было то, что представления о божестве и небесных силах уже не трактуются как непостижимая тайна и, главное, это искусство проникнуто верой в человека, в силу его разума, творческих возможностей.

Искусство стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были нередко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников.

Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера, поэтому художники так хорошо знали ремесло. Произведения искусства выполнялись бережно и любовно. Даже в тех случаях, когда на них не лежит отпечаток таланта или гения, нас неизменно восхищает прекрасное мастерство.

(Из энциклопедии юного художника ) (168 слов)

Выберите из текста сложноподчиненное предложение и выполните синтаксический разбор.

Выпишите словосочетания с наиболее часто встречающимся в тексте словом.

Первое полугодие

Когда мальчика усадили, он как будто несколько успокоился. Несмотря на странное ощущение, переполнившее все его существо, он все же стал различать отдельные звуки. Темные ласковые волны неслись по – прежнему неудержимо, и ему казалось, что они проникают внутрь его тела. Но теперь они приносили с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся березки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистела легким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенели мошки.

Но мальчик не мог схватить этих в их целом, не мог соединить их. Они как будто падали, проникая в темную головку, то тихие, неясные, то громкие, яркие, оглушающие. По временам они толпились одновременно, неприятно смешиваясь в непонятную дисгармонию.

А ветер с поля все свистел в уши, и мальчику казалось, что волны бегут быстрее и их рокот застилает все остальные звуки. И по мере того, как звуки тускнели, в грудь мальчика вливалось ощущение какой – то щекочущей истомы. Лицо подергивалось ритмически пробегавшими по нему переливами; глаза то закрывались, то открывались опять, брови тревожно двигались, и во всех чертах пробивался вопрос, тяжелое усилие мысли и воображения. Не окрепшее еще и переполненное новыми ощущениями сознание начинало изнемогать: оно еще боролось с нахлынувшими со всех сторон впечатлениями, стремясь устоять среди них, слить их в одно целое и таким образом овладеть ими, победить их.

Но задача была не по силам темному мозгу ребенка, которому недоставало для этой работы зрительных представлений.

Мальчик тихо застонал и откинулся назад на траву. Мать быстро повернулась к нему и тоже вскрикнула; он лежал на траве в глубоком обмороке. (245 слов) (По В.Г.Короленко)

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Правописание гласных и согласных в корне слова; гласной в суффиксах глаголов. Правописание наречий.

Знаки препинания при однородных членах предложения; в предложениях с обособленными членами; в сложноподчиненном и бессоюзном сложном предложениях. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Уже немало мучительных дорожных неудобств и огорчений было пережито, но нигде не приходилось видеть такой тяжелой дороги, такого непролазного распутья, как между Томском и Красноярском. Здесь вместе с ямщиками без отдыха пришлось воевать с холодом, весенней слякотью, колоссальными разливами рек, грязными ямами. Сколько раз ломалась повозка! Сколько нужно было сидеть на берегу разных рек под дождем, холодом, ветром и тратить дни и ночи на ожидания паромов и лодок. А как было невесело слазить с повозки и в валенках шлепать по ледяным лужам, грязи, ругаться, не спать по двадцать четыре и тридцать часов кряду, питаться одним хлебом и чаем и даже в уездных городах Сибири голодать, ибо в лавках нельзя было добыть ни колбасы, ни сыру, ни мяса и даже селедки.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 4 класса 1 четверти

Недостатка в жизненных наблюдениях у него никогда не было. Впечатления отроческих и юношеских лет не забылись, и он как художник сумел их расширить, тонизировать и благодаря этому, сидя

на Малой Дмитровке в Москве, мог писать по 120 – 130 рассказов в год. А вот в дороге с трудом успевал лишь вести дорожный дневник, посылать короткие письма родным и небольшие корреспонденции Суворину для «Нового времени».

Белесый туман низко полз по земле. Сумрачно было в безмолвствующем океане холодной тайги. Стужа неумолимо донимала, и уже казалось, что лето в Сибири никогда не настанет.

Тоскливо было глядеть на безобразную дорогу, которую будто

какая – то чудовищная черная оспа всю исковыряла, еще тоскливее было думать, что эта убийственная для людей и лошадей дорога – единственная ниточка, по которой тянется из Европы в Сибирь цивилизация. (250 слов)

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Диктанты по русскому языку

11-й класс

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения А.Г.Битова “Птицы, или Новые сведения о человеке”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения В.В.Набокова “Подвиг”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения В.В.Набокова “Подвиг”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения В.В.Набокова “Дар”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 11 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Работа пользователя с ресурсом начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка “Прослушать” главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки “Pause” и “Play” проигрывателя. После того, как диктант написан, пользователю следует вернуться в главное окно (переход по кнопке “Назад” окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку “Проверить”.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 11 класса 3 четверти

Диктанты по русскому языку для 11 класса 4 четверти

Задания 6-9 по новой демоверсии.

Сочинение 9.1.

Сочинения по лингвистике.

Сочинение 9.3.

Сочинения на морально-этические темы.

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Подготовка к ГИА
  • Диктанты с заданием для 11 класса

Диктанты с заданием для 11 класса

Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку по тексту администрации (2020 – 2021 учебный год) для 11 класса.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.

(1) Вечером я услыш…л Васину скрипку.

(2) В зар…слях речки кто(то) искал корову. (3) Но вдруг откуда(то) в…зникла музыка и пр…гвоздила меня к стене. (4) Вот(вот) в небе ударят громы сверкнут молнии от них в…пыхнут таинстве(н,нн)ые цветы папоротника. (5) От цветов за(ж,жж)ёт…ся земля и (не)залить уже будет этот огонь даже Енисеем!

(6) Но скрипка сама всё потушила. (7) Всё на месте только сердце моё встр…пенулось б…ётся у горла ране(н,нн)ое на всю жизнь музыкой.

(8) На (полу)слове смолкла скрипка (не)выкрикнув а выдохнув боль. (9) Долго сидел я слиз…вая крупные слёзы кативш…ся на губы. (10) (Не)было сил поднят…ся и уйти…

(11) …Если у человека нет матери, нет отца но есть родина, — он ещё не с…рота. (12) Всё проходит любовь сож…ление о ней гореч… утрат даже боль от ран проход…т но н…когда (не)проходит тоска по родине.

(13) «Эту музыку написал Огинский в корчме на гр…нице прощаясь с родиной сказал мне Вася. (14) Он посылал ей последний привет. (15) Давно уже нет к…мпозитора на свете но боль его тоска его любовь к родной земле которую н…кто (не)мог отнять жива до(сих)пор».

(16) Вася зам…лчал скрипка пела а потом угасала. (17) Голос её ст…новился тише он ра…тягивался в темноте светлой п…утинкой.

(По В. П. Астафьеву, 195 слов)

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.

(1)Всё дальше уходит война в (не)возвратное прошлое но шрамы от её когтей прогляд…вают в пр…вычном благ…получи… сегодняшней жизни. (2)Минуло столько лет а память о ней жива. (3) Как можно забыть наш бе…примерный подвиг наши (не)восполнимые утраты понесё(н,нн)ые во имя победы над самым к…варным и жесток… врагом! (4) Война пр…подала нам ряд уроков на будущее игн…рировать которые было бы (не)простительным равн…душием.

(5)Но память человека ограниче(н,нн)а в своих возможностях. (6) Она постепе(н,нн)о затягива…тся тума(н,нн)ой дымкой забвения и уже требует…ся усилие что(бы) в…помнить имена фронтовых т…варищей даты памятных боёв. (7)К тому же р…деют ряды в…теранов, тех, кто мог(бы) ра(с,сс)казать о ней людям.

(8)Долг всех кто пережил вел…чайшую из войн и кому есть что рассказать людям, сделать это в любой доступной для него форме. (9)Мы литераторы и…датели журналисты должны помоч… тем кто (не)имеет для того возможностей. (10)И старый г…нерал прошедший со своей д…визией от (П,п)одмосковных полей до Берлина и парт…занский руководитель, и бе…вестная женщина, во…питавшая (пол)дюжины с…рот должны поведать человеч…ству о переж…том.

(11) Огромнейшая задача л…жится на наше иску(с,сс)тво и литературу обл…дающие как известно сп…собностью ост…новить время запеч…тлеть его к…рдинальные моменты в историческ… сознании народа. (12)Нужно как можно больше инд…видуальных и ко(л,лл)ективных св…детельств об этой войне рассказа(н,нн)ых по радио и телевидению написа(н,нн)ых во…поминаний, очерков, статей.

(По В. В. Быкову, 201 слово)


Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: