Правила по русскому языку ℹ основные правила, определения и упражнения для учеников 6 класса

Как самостоятельно подтянуть русский язык за месяц в 6 классе?

  • каждый день читаем классиков, но не просто так, а отслеживаем запятые, речевые обороты, стараемся ощутить каждое слово, зрительно его запомнить;
  • находим в интернете все правила, которые нужно знать до 6 класса школы, учим их наизусть и начинаем играть в интересную игру – на выбранное правило делаем как можно больше примеров за час, максимально быстро. Потом тратим еще 2 часа – становимся критиком самого себя, проверяем свою “писанину” тщательно и придирчиво. Затем цикл повторяем;
  • регистрируйтесь на биржах копирайтинга и пишите – быстро и раскованно, при проверке на антиплагиатах вам укажут основные ошибки – в следующий раз учитывайте замечания. Знаете, попишешь так, тысяч по 20 в день, и научишься чему-нибудь;
  • поищите в интернете (реклама на БВ запрещена) ресурсы, где проверяют грамматику. Потом выбирайте тему и пишите сочинение, главное – делайте это как можно быстрее, потом – проверяйте и 30 минут учите правила (где ошиблись), затем повторяйте. Этот вариант (если делать его на каникулах по 8 часов каждый день) вообще можно оставить единственным – за месяц сами себя не узнаете.

Чтобы подтянуть русский язык, надо приобрести пособие по предмету за ваш класс. Есть хорошие подборки диктантов Нефедевой. Сначала читайте диктант на аудиозапись с паузами для написания слова или словосочетания, старайтесь запомнить правописание. Потом включайте и пишите под диктовку. Затем сверяйте с книжкой, все ошибки еще раз запоминайте правописание. Есть другие пособия, в которых надо заполнять пропуски. Надо приобретать к ним ответы с пояснениями и работать.

Очень хорошо помогает чтение классической литературы вслух или про себя, но обязательно смотреть глазами и проговаривать каждое слово, интонациями выделять запятые. Чтение тоже пополняет память правописания слов и знаков препинания.

Без труда над собой никак не сгрызть гранит науки. Важно не останавливаться через месяц после подтягивания русского, надо продолжать читать и писать тексты и упражнения, вырабатывать навык писания до автоматизма.

Самостоятельно подтянуть русский язык в наше время достаточно просто.

У всех нас есть интернет, в котором можно:

1) самому находить книги и соответствующую литературу от разных авторов;

2) смотреть ролики с уроками на YouTube.

От себя могу посоветовать найти аудио диктанты с текстом для проверки и закреплять пройденные темы соответствующим диктантом, а потом проверять себя.

На месяц составьте себе четкую схему, где каждый день Вы должны выучить столько-то и столько-то.

Делайте онлайн тесты по каждой теме, а через определенное время проштрудируйте тему снова и опять пройдите тестирование. Так Вы сможете отследить собственный прогресс.

Учите слова. Если Вы плохо улавливаете теорию, то можно просто зазубривать слова. В этом Вам очень поможет словарь Даля или Ожегова.

Подтянуть русский язык можно и не важно в каком ты классе или уже в институте или работаешь.

С чего начать? Зависит это от того, как вами воспринимается информация. Есть люди визуалы – им нужны схемы, графики, выделять разными цветами, что-то в слове. Есть люди аудиалы – которые воспринимают всё на слух. нужен человек, мама, брат, отец, дедушку, бабушка или репетитор, которые будут ему объяснять эти правила.

  1. Специальные сайты. В интернете много сайтов, где всё разложено по полочкам, в схемах. Выбираете свою программу и читаете информацию.
  2. Видео уроки. Есть блоггеры, которые выкладывают в сеть разные темы. Мне приятнее не читать, а воспринимать информацию визуально и на слух.
  3. Энциклопедии. Есть энциклопедии по русскому языку, объясняются слова, фразу, поговорки.
  4. Много читать.
  5. Слова с карточками. Нарезать картон на квадратики и приклеить картинки из журнала. Подписать слова, которые не можете запомнить как пишутся, например президент, президиум и другие. Я так делаю по английскому языку.
  6. Сочинение и изложение. Просить взрослых читать стихи, отрывок текста и писать под диктовку. Или прочитать текст и написать сочинение.
Читайте также:
Части речи в русском языке ℹ самостоятельные и служебные, грамматические признаки, правило, обозначения

Самое важное – это много читать и не важно, что газеты, журналы, книги. Когда человек читает, он подсознательно запоминает много слов и грамотный человек никогда неправильно не напишет слово.

В этом плане даже по переписке и сообщениям видно, читает человек или нет. Многие взрослые, за 30 пишут вЕтрина, путИшествия. стыдно за людей..

Можно записаться в библиотеку, можно искать бесплатные книги на досках бесплатных объявлений или через приложение для сотового телефона юла. Я недавно купила книги по английскому языку за 10 рублей в Москве. Часто вижу, что отдают бесплатно.

Русский язык могучий, интересный, в нём сколько выражений, крылатых фраз и если вы живём в России стыдно писать жаргонным языков и говорить “окей” вместо хорошо, замечательно, великолепно!

Правила по русскому языку. 6 класс

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Класс: 6 класс
Автор: Тарасова Юлия Сергеевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 88.02 Kb

Буквы И-Ы после Ц

В корне слова: циркуль.

Искл: Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»

В словах на –ция: лекция.

В окончаниях слов: молодцы.

В суффиксах слов: лисицын.

Буквы И, У, А после шипящих

После шипящих пишутся буквы И, У, А, а не Ы, Ю, Я: чаща.

Искл: жюри, брошюра, парашют.

Правила переноса слов

1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются.

Разъ-езд, синь-ка, мой-ка.

2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог.

Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.

3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву.

4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву.

5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится.

Ран-ний, тер-рор, ван-на.

6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы.

Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного!

Правила переноса слов

1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются.

Разъ-езд, синь-ка, мой-ка.

2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог.

Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.

3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву.

4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву.

5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится.

Ран-ний, тер-рор, ван-на.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 2 класса 4 четверти

6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы.

Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного!

Проверяемые безударные гласные: Чтобы не ошибиться в написании проверяемой безударной гласной в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы эта гласная стала ударной: дома – дом – домик.

Непроверяемые безударные гласные: Написание слов с безударными гласными, которые нельзя проверить ударением, следует проверять, пользуясь орфографическим словарём и запоминать: багровый.

Чередующиеся гласные: Их написание зависит от ударения, последующей согласной, суффикса а, лексического значения корня.

Требования к ведению тетради для правил:

Тетрадь носить ежедневно.

Все правила обязательно должны быть в наличии. ( Если ученик(ца) не присутствовал на уроке, восстановить недостающее!)

Учить все правила.

Тетрадь нельзя использовать не по назначению. (Нельзя вырывать листы, использовать тетрадь по другим предметам).

Если ученик не сдал правило, домашнее задание или получил неудовлетворительную оценку – отработка по пятницам с 15 до 17 часов.

Требования к ведению тетради для правил:

Тетрадь носить ежедневно.

Все правила обязательно должны быть в наличии. ( Если ученик(ца) не присутствовал на уроке, восстановить недостающее!)

Учить все правила.

Тетрадь нельзя использовать не по назначению. (Нельзя вырывать листы, использовать тетрадь по другим предметам).

Если ученик не сдал правило, домашнее задание или получил неудовлетворительную оценку – отработка по пятницам с 15 до 17 часов.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 92 Скачиваний: 50

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта – свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Определительные местоимения

Определительные местоимения — это слова, указывающие на определённые, но не конкретные признаки предмета. К определительным местоимениям относятся:

сам, самый, весь, всяк, всякий, каждый, любой, иной, другой.

Склонение

Определительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам. Местоимения самый, всякий, каждый, любой, иной, другой склоняются, как обычные прилагательные:

Единственное число Множ. число
М. род Ж. род Ср. род
И. иной иная иное иные
Р. иного иной иного иных
Д. иному иной иному иным
В. иного,
иной
иную иное иных,
иные
Т. иным иной иным иными
П. об ином об иной об ином об иных

Местоимение всяк не склоняется.

Склонение местоимений весь и сам :

Единственное число Множ. число
М. род Ж. род Ср. род
И. весь вся всё все
сам сама́ само́ са́ми
Р. всего́ всей всего́ всех
самого́ само́й самого́ сами́х
Д. всему́ всей всему́ всем
самому́ само́й самому́ сами́м
В. весь, всего́ всю всё все, всех
сам, самого́ саму́ само́ са́ми, сами́х
Т. всем всей, все́ю всем все́ми
сами́м само́й сами́м сами́ми
П. обо всём обо всей обо всём обо всех
о само́м о само́й о само́м о сами́х

Значение местоимений

Все определительные местоимения указывают на какой-то обобщённый признак, но каждое из них имеет и своё строго определённое значение:

Значение Пример
сам Указывает на лицо или предмет, который совершает действие самостоятельно (без посторонней помощи). Я сам построил дом!
Трактор едет сам .
самый 1) Подчёркивает важность предмета (лица), обладает значением именно, как раз . В тот самый день.
2) Указывает на близость к предмету. Дом стоит у самого леса.
3) Обозначает наивысшую степень признака. самый сильный, самая быстрая
весь Указывает на что-то, взятое целиком, нераздельное. весь народ, вся жизнь
всякий Обозначает разный, всевозможный . В сумке лежали всякие мелочи.
каждый Указывает на одного, но обращение направляет на всех. Это должен знать каждый из вас.
любой Обозначает какой угодно на выбор . Это можно нарисовать любым карандашом.
иной, другой Указывает на отличие от остальных . иное мнение, другая книга
другой Имеет значение следующий . другой раз, в другой жизни
Читайте также:
Досуг ударение куда падает - помощь школьникам

Слова всякий, каждый и любой, помимо своих персональных значений, имеют общее значение — один из множества одинаковых . Например:

это может всякий, это может каждый, это может любой.

Синтаксическая роль

Определительные местоимения выполняют в предложениях роль подлежащих, определений или дополнений:

Каждый работал на пределе своих сил.

3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений

1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

К местоимениям можно задать вопросы имён существительных ( кто? что? ), имён прилагательных ( какой? чей? ), числительных ( сколько? ), наречий ( как? когда? где? ).

Основные признаки местоимений

А) Общее грамматическое значение Примеры
Указание на предметы, признаки, количество без называния их. Он смеется, мой брат, несколько карандашей, там весело.
Б) Морфологические и синтаксические признаки
Чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. Местоимения почти не имеют своих особых морфологических и синтаксических признаков.

2. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи:

1. Местоимения-существительные – я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных ( кто? что? );
  • изменяются по падежам;
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;

2. Местоимения-прилагательные – мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных ( какой? чей? );
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.

Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: – Который час? – Пятый);

3. Местоимения-числительные – сколько, столько, несколько :

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос ( сколько? );
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам;

4. Местоимения-наречия – так, там, потому, где, куда и др.:

  • указывают на признаки действий;
  • отвечают на вопросы наречий ( как? куда? когда? где? почему? зачем? );
  • не изменяются, как и наречия;
  • связываются с глаголами так же, как и наречия.

Примечания. Традиционно местоимения-наречия исключаются из состава местоимений. В этом случае в состав местоимений включаются только те слова, которые соотносятся с именными частями речи (с существительными, прилагательными, числительными). Но поскольку местоименные наречия там, тогда и др., как и другие местоименные слова, не называют, а лишь указывают (в данном случае на признаки действий), мы рассматриваем их в составе местоимений как особую группу.

3. Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям:

1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он ( она, оно, они ) – указывают на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо ( я, мы – 1-е л.; ты, вы – 2-е л.; он ( она, оно, они ) – 3-е л.);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го л. является число ( я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово ( я – меня, ты – тебя, он – его );
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они .

2. Возвратное местоимение себя – обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам ( себя, себе, собою ).

3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам ( мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).

    При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их .

    4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и др. – употребляются в вопросительных предложениях:

    • кто? что? – местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
    • какой? чей? который? – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
    • сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и т.д.);
    • где? когда? куда? откуда? зачем? и др. – местоименные наречия; неизменяемые слова.

    5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и др., но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

    Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.

    Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

    6. Неопределённые местоимения: некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и др. – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

    Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь :

    кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

    Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

    7. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и др. – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

    Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни- :

    кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

    Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

    8. Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. – являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

    • тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и т.д.);
    • столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и т.д.);
    • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. – местоименные наречия; неизменяемые слова.

    9. Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

    • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
    • всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.

    1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода ( это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным ( Тот нам уже не опасен ; Сам придёт ; Это книга ; Всё закончилось хорошо).

    2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи ( это, что, как, когда ): Это книга (местоимение). – Москва – это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение). – Я знаю, что он здесь (союз).

    3. Морфологический разбор местоимений:

    План разбора местоимений

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма. Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие);
    2 разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
    3 лицо (для личных местоимений);
    4 число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
    Б Непостоянные морфологические признаки:
    1 падеж;
    2 число (если есть);
    3 род (если есть).
    III Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

    Образцы разбора местоимений

    Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кому?
    2. Н. ф. – себя. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-существительное;
      2) возвратное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.
    3. В предложении – дополнение.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какого?
    2. Н. ф. – какой-нибудь. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) неопределённое;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.
    3. В предложении – согласованное определение.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопросы который? какой? кто?
    2. Н. ф. – который. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) относительное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
    3. В предложении – подлежащее.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос где?
    2. Н. ф. – где. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-наречие;
      2) относительное;
      Б) Неизменяемая форма.
    3. В предложении – обстоятельство места.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос каких?
    2. Н. ф. – этот. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) указательное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.
    3. В предложении – часть обстоятельства времени.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
    2. Н. ф. – ничей. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) отрицательное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.
    3. В предложении – согласованное определение.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – он. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-существительное;
      2) личное;
      3) 3-е лицо;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
    3. В предложении – подлежащее.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
    2. Н. ф. – свой. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) притяжательное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.
    3. В предложении – согласованное определение.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какими?
    2. Н. ф. – всякий. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) определительное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.
    3. В предложении – согласованное определение.
    Упражнение к теме «3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений»

    Рекомендуем также купить справочник для начальной школы “Русский язык. Грамматический разбор”.

    В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

    Что такое определительные местоимения?

    Содержание:

    Все местоимения в русском языке поделены на девять лексико-семантических групп. К одной из них относятся определительные местоимения.

    Определительные местоимения – это небольшая группа слов, отвечающая на традиционные вопросы прилагательных «какой/-ая/-ое/-ие?». Но отдельных качеств лиц и предметов они не выражают, а только указывают на их обобщенные признаки.

    К определительным местоимениям относятся слова: «сам», «самый», «весь», «всякий», «каждый», «иной», «любой», «другой», «всяческий», «всяк».

    Значение определительных местоимений

    • сам – определяет лицо, производящее действие
      (Сам всё сделаю);
    • весь – указывает на полноту или совокупность чего-либо происходящего или производящего
      (Весь день работал. Все стихи выучил.);
    • всякий – определяет любой предмет или лицо из многих однородных с ним
      (Всякий человек должен трудиться. Всякий труд почетен.);
    • другой, иной – подчеркивают противоположность местоимениям «тот» и «этот»
      (Этот предмет будет нужен, другой – не нужен.);
    • самый, каждый, любой – выражают выделение чего(кого)-либо из ряда однородных лиц и предметов
      (Любая вещь в этом доме для чего-то необходима. Каждый человек достоин счастья).

    Склонение определительных местоимений

    Определительные местоимения склоняются, кроме устаревшего слова всяк, встречающегося в пословицах и поговорках (Всяк кулик болото хвалит).

    Определительные местоимения склоняются, кроме устаревшего слова всяк, встречающегося в пословицах и поговорках (Всяк кулик болото хвалит).

    При изменении по падежам местоимения похожи на имена прилагательные:

    Падежи

    Единственное число

    И.п.

    са́мый, са́мое, са́мая

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    сам, само́, самоё, самого́, саму́

    са́мый, са́мое, са́мую, са́мого

    Т.п.

    П.п.

    (о) само́м, (о) само́й

    (о) са́мом, (о) са́мой

    В единственном числе родительного, дательного и предложного падежей слова различаются только ударением.

    Падежи

    Множественное число

    И.п.

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    Грамматические и морфологические признаки определительных местоимений

    • Постоянные грамматические признаки указанных местоимений – разряд. В данном случае – «определительный». Отвечают определительные местоимения на вопросы прилагательных, выделяют в речи то лицо(-а) или тот предмет(-ы), в котором(-ых) признак выражен сильнее, чем в группе подобных им названий.
    • Непостоянные признаки – число, род, падеж (склоняются).

    Чаще всего определительные местоимения зависят от определяемых слов (имен существительных). Связь с ними осуществляется по смыслу или грамматически – при помощи согласования в роде, числе и падеже.

    Формы определительных местоимений

    Все определительные местоимения могут менять свою форму. Они склоняются, как причастие и все именные части речи (существительные, прилагательные, числительные) – могут изменяться по родам, числам и падежам. Но единственное местоимение не подчиняется этому правилу, это слово «всяк». Местоимение «всяк» не изменяется по падежам, но может изменяться по родам и числам: всяк, всяка, всяко, всяки.

    Синтаксическая роль определительных местоимений

    Определительные местоимения в предложении играют роль:

    подлежащего Другие пошли за дровами, а я – рыбачил.
    сказуемого Эту машину Петя сам сделал. (именная часть выражена местоимением)
    определения Весь народ, собравшийся около остановки, ждал автобуса.
    дополнения Хлеб – всему голова
    обстоятельства Каждое лето дети ездили к бабушке в деревню.

    Обстоятельство выражается только синтаксически неделимым словосочетанием, в состав которого входит определительное местоимение.

    Определительные местоимения в русском языке

    Определительные место­име­ния «сам», «самый», «весь», «вся­кий», «иной», «дру­гой», «любой», «каж­дый» ука­зы­ва­ют на при­знак лица или пред­ме­та, кон­крет­но не обо­зна­чая его.

    Что такое определительные местоимения?

    Местоимения как само­сто­я­тель­ная часть речи объ­еди­ня­ет мно­же­ство слов, ука­зы­ва­ю­щих на пред­мет, при­знак или количество.

    В рус­ской мор­фо­ло­гии место­име­ния груп­пи­ру­ют в соот­вет­ствии с их зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми осо­бен­но­стям по семан­ти­че­ским раз­ря­дам, сре­ди кото­рых ука­жем опре­де­ли­тель­ные место­име­ния. Уже из назва­ния это­го раз­ря­да место­име­ний мож­но сде­лать вывод, что эти сло­ва что-то определяют.

    К раз­ря­ду опре­де­ли­тель­ных место­име­ний при­над­ле­жат слова:

    • сам
    • самый
    • весь
    • вся­кий
    • иной
    • дру­гой
    • любой
    • каж­дый

    Указывая на обоб­щен­ный при­знак пред­ме­та, каж­дое опре­де­ли­тель­ное место­име­ние име­ет свое спе­ци­фи­че­ское значение:

    • сам — это такой, кто непо­сред­ствен­но про­из­во­дит действие;
    • весь — это место­име­ние обоб­ща­ет всю сово­куп­ность при­зна­ков предмета;

    Весь небо­склон затя­ну­ло гро­зо­вы­ми свин­цо­вы­ми тучами.

    • вся­кий — место­име­ние име­ет зна­че­ние «любой из груп­пы подоб­ных» , а так­же «раз­ный»;

    Всякий чело­век, навер­ное, хочет отдох­нуть у моря.

    • иной, дру­гой — место­име­ния ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет, отли­ча­ю­щий­ся сво­и­ми при­зна­ка­ми от дру­гих лиц или предметов;

    У меня иной взгляд на эту проблему.

    • самый, любой, каж­дый — эти место­име­ния выде­ля­ют один пред­мет из груп­пы подобных.

    Возьми любой цвет­ной каран­даш и отметь им это чис­ло в календаре.

    Местоимение «весь» в фор­ме сред­не­го рода име­ет зна­че­ние уси­ли­тель­ной частицы.

    К вече­ру в лесу ста­но­вит­ся всё мрач­нее и тише.

    Морфологические признаки определительных местоимений

    Определительные место­име­ния, ука­зы­вая на обоб­щен­ный при­знак пред­ме­та, заме­ща­ют в речи имя при­ла­га­тель­ное. По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ской фор­ме они соот­но­сят­ся с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми и изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам точ­но так же, как сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи.

    Сравним:

    • весел ый маль­чик, весел ая речь, весел ое настро­е­ние, весел ые дети;
    • кажд ый чело­век, кажд ая вещь, кажд ое стро­е­ние, кажд ые слова.

    Местоимение «самый» обра­зу­ет пре­вос­ход­ную сте­пень прилагательных:

    • гром­кий — самый громкий;
    • сла­бый — самый слабый.

    При име­нах суще­стви­тель­ных оно уси­ли­ва­ет вре­мен­ное или про­стран­ствен­ное значение:

    • самый низ, самый верх;
    • в самый пол­день, в самую темень.

    Склонение определительных местоимений (таблица)

    Падежи Единственное чис­ло Множественное чис­ло
    Муж. род Ср. род Жен. род
    И. п. весь
    сам
    любой
    другой
    все
    само
    любое
    другое
    вся
    сама
    любая
    другая
    все
    сами
    любые
    другие
    Р. п. все­го
    самого
    любого
    другого
    всей
    самой
    любой
    другой
    всех
    самих
    любых
    других
    Д. п. все­му
    самому
    любому
    другому
    всей
    самой
    любой
    другой
    всем
    самим
    любым
    другим
    В. п. весь (все­го)
    самого
    любой (любо­го)
    дру­гой (дру­го­го)
    все
    само
    любое
    другое
    всю
    саму
    любую
    другую
    все (всех)
    самих
    любые (любых)
    дру­гие (дру­гих)
    Т. п. всем
    самим
    любым
    другим
    всей (всею)
    самой (самою)
    любой (любою)
    дру­гой (дру­гою)
    все­ми
    самими
    любыми
    другими
    П. п. обо всем
    о самом
    о любом
    о другом
    обо всей
    о самой
    о любой
    о другой
    обо всех
    о самих
    о любых
    о других

    Синтаксическая роль определительных местоимений

    Синтаксические свой­ства опре­де­ли­тель­ных место­име­ний опре­де­ля­ют­ся их соот­не­сен­но­стью с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми. В пред­ло­же­нии место­име­ния это­го семан­ти­че­ско­го раз­ря­да выпол­ня­ют син­так­си­че­скую функ­цию имен при­ла­га­тель­ных, кото­рые они замещают.

    Чаще все­го в пред­ло­же­нии опре­де­ли­тель­ные место­име­ния быва­ют согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, ино­гда — имен­ной частью сказуемого.

    Педагог гово­рил о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях детей и роди­те­лей в семье и иных вопро­сах воспитания.

    Бывают вся­кие люди , кото­рые посту­пят в такой ситу­а­ции по-другому.

    Обратим вни­ма­ние, что опре­де­ли­тель­ные место­име­ния могут обра­зо­вать с суще­стви­тель­ным син­так­си­че­ски неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние, кото­рое явля­ет­ся одним чле­ном предложения.

    Каждую осень Матвей ходил на завет­ную делян­ку за белы­ми грибами.

    Сам гене­рал при­вет­ство­вал новобранцев.

    Определительные место­име­ния «весь», «каж­дый», «иной», «любой», «дру­гой» могут высту­пать в роли суще­стви­тель­но­го и быть под­ле­жа­щим или допол­не­ни­ем в предложении.

    Примеры:

    В совре­мен­ном обще­стве каж­дый стре­мит­ся полу­чить образование.

    Иной так сде­ла­ет , что потом ввек не разберешься.

    Не рой яму дру­го­му , сам в неё попадешь.

    Видеоурок

    Определительные местоимения

    Title: Определительное местоимение – примеры в русском языке
    Description: Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета. Узнаем их свойства и каким членом предложения могут быть определительные местоимения.

    В русском языке определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? В статье приведены лексические особенности определительных местоимений, их грамматические признаки и синтаксическая роль в предложении с примерами.

    Определительные местоимения в русском языке – это разряд местоимений по значению, включающий группу слов, которые указывают на обобщенный признак предмета. Определительные местоимения являются местоимениями-прилагательными и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?Примеры определительных местоимений: сам, самый, весь, всякий, любой, каждый, другой, иной, а также устаревшие всяческий, всяк.

    Что такое определительные местоимения?

    Местоимения как само­сто­я­тель­ная часть речи объ­еди­ня­ет мно­же­ство слов, ука­зы­ва­ю­щих на пред­мет, при­знак или коли­че­ство.

    В рус­ской мор­фо­ло­гии место­име­ния груп­пи­ру­ют в соот­вет­ствии с их зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми осо­бен­но­стям по семан­ти­че­ским раз­ря­дам, сре­ди кото­рых ука­жем опре­де­ли­тель­ные место­име­ния. Уже из назва­ния это­го раз­ря­да место­име­ний мож­но сде­лать вывод, что эти сло­ва что-то опре­де­ля­ют.Определительные место­име­ния в рус­ском язы­ке ука­зы­ва­ют на обоб­щен­ный при­знак лица или пред­ме­та и отве­ча­ют на вопро­сы: какой? какая? какое? какие?

    К раз­ря­ду опре­де­ли­тель­ных место­име­ний при­над­ле­жат сло­ва:

    • сам
    • самый
    • весь
    • вся­кий
    • иной
    • дру­гой
    • любой
    • каж­дый

    Указывая на обоб­щен­ный при­знак пред­ме­та, каж­дое опре­де­ли­тель­ное место­име­ние име­ет свое спе­ци­фи­че­ское зна­че­ние:

    • сам — это такой, кто непо­сред­ствен­но про­из­во­дит дей­ствие;
    • весь — это место­име­ние обоб­ща­ет всю сово­куп­ность при­зна­ков пред­ме­та;

    Весь небо­склон затя­ну­ло гро­зо­вы­ми свин­цо­вы­ми туча­ми.

    • вся­кий — место­име­ние име­ет зна­че­ние «любой из груп­пы подоб­ных» , а так­же «раз­ный»;

    Всякий чело­век, навер­ное, хочет отдох­нуть у моря.

    • иной, дру­гой — место­име­ния ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет, отли­ча­ю­щий­ся сво­и­ми при­зна­ка­ми от дру­гих лиц или пред­ме­тов;

    У меня иной взгляд на эту про­бле­му.

    • самый, любой, каж­дый — эти место­име­ния выде­ля­ют один пред­мет из груп­пы подоб­ных.

    Возьми любой цвет­ной каран­даш и отметь им это чис­ло в кален­да­ре.

    Местоимение «весь» в фор­ме сред­не­го рода име­ет зна­че­ние уси­ли­тель­ной части­цы.

    К вече­ру в лесу ста­но­вит­ся всё мрач­нее и тише.

    Лексические особенности определительных местоимений

    У определительных местоимений кроме значения обобщенного признака для всех слов выделяют также определенные значения для каждого отдельного слова.

    Местоимение Значение Примеры
    сам указывает на лицо, которое производит действие Он сделает это сам.
    весь указывает на совокупность предметов, лиц или полный охват чего-либо Весь год мы помогали соседке.
    всякий, всяк указывают на любой предмет из множества однотипных Всякий знает это правило.
    самый, каждый, любой указывают на выделение одного предмета (лица) из множества однотипных Каждый день я покупаю самый свежий хлеб.
    иной, другой указывают на предмет (лицо), отличное по своим признакам от другого предмета (лица), упоминающегося в речи Дайте мне не эту книгу, а другую.

    Значение местоимений

    Все определительные местоимения указывают на какой-то обобщённый признак, но каждое из них имеет и своё строго определённое значение:ЗначениеПример

    сам Указывает на лицо или предмет, который совершает действие самостоятельно (без посторонней помощи). Я сам построил дом!
    Трактор едет сам.
    самый 1) Подчёркивает важность предмета (лица), обладает значением именно, как раз. В тот самый день.
    2) Указывает на близость к предмету. Дом стоит у самого леса.
    3) Обозначает наивысшую степень признака. самый сильный, самая быстрая
    весь Указывает на что-то, взятое целиком, нераздельное. весь народ, вся жизнь
    всякий Обозначает разный, всевозможный. В сумке лежали всякие мелочи.
    каждый Указывает на одного, но обращение направляет на всех. Это должен знать каждый из вас.
    любой Обозначает какой угодно на выбор. Это можно нарисовать любым карандашом.
    иной, другой Указывает на отличие от остальных. иное мнение, другая книга
    другой Имеет значение следующий. другой раз, в другой жизни

    Слова всякий, каждый и любой, помимо своих персональных значений, имеют общее значение — один из множества одинаковых. Например:

    это может всякий, это может каждый, это может любой.

    Морфологические признаки определительных местоимений

    Определительные место­име­ния, ука­зы­вая на обоб­щен­ный при­знак пред­ме­та, заме­ща­ют в речи имя при­ла­га­тель­ное. По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ской фор­ме они соот­но­сят­ся с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми и изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам точ­но так же, как сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи.

    Сравним:

    • веселый маль­чик, веселая речь, веселое настро­е­ние, веселые дети;
    • каждый чело­век, каждая вещь, каждое стро­е­ние, каждые сло­ва.

    Местоимение «самый» обра­зу­ет пре­вос­ход­ную сте­пень при­ла­га­тель­ных:

    • гром­кий — самый гром­кий;
    • сла­бый — самый сла­бый.

    При име­нах суще­стви­тель­ных оно уси­ли­ва­ет вре­мен­ное или про­стран­ствен­ное зна­че­ние:

    • самый низ, самый верх;
    • в самый пол­день, в самую темень.

    Как склонять определительные местоимения?

    Правила склонения для местоимений этого разряда несложные. Почти все они изменяются по основным признакам — числам, родам, падежам. Например, «весь» в единственном числе и «все» во множественном, «весь» в мужском роде и «вся» в женском, «весь» в именительном падеже и «всего» в родительном, «всему» в дательном и так далее.

    Исключением является только слово «всяк». Его нельзя склонять по падежам — оно трансформируется только по родам и числам.

    Склонение определительных местоимений (таблица)

    ПадежиЕдинственное чис­лоМножественное чис­ло

    Муж. род Ср. род Жен. род
    И. п. весь
    сам
    любой
    дру­гой
    все
    само
    любое
    дру­гое
    вся
    сама
    любая
    дру­гая
    все
    сами
    любые
    дру­гие
    Р. п. все­го
    само­го
    любо­го
    дру­го­го
    всей
    самой
    любой
    дру­гой
    всех
    самих
    любых
    дру­гих
    Д. п. все­му
    само­му
    любо­му
    дру­го­му
    всей
    самой
    любой
    дру­гой
    всем
    самим
    любым
    дру­гим
    В. п. весь (все­го)
    само­го
    любой (любо­го)
    дру­гой (дру­го­го)
    все
    само
    любое
    дру­гое
    всю
    саму
    любую
    дру­гую
    все (всех)
    самих
    любые (любых)
    дру­гие (дру­гих)
    Т. п. всем
    самим
    любым
    дру­гим
    всей (всею)
    самой (самою)
    любой (любою)
    дру­гой (дру­гою)
    все­ми
    сами­ми
    любы­ми
    дру­ги­ми
    П. п. обо всем
    о самом
    о любом
    о дру­гом
    обо всей
    о самой
    о любой
    о дру­гой
    обо всех
    о самих
    о любых
    о дру­гих

    Синтаксическая роль определительных местоимений

    В предложениях определительные местоимения обычно выполняют синтаксическую роль согласованного определения, реже – других членов предложения.Примеры: Мне нравится другой писатель (определение). Все были готовы помочь (подлежащее). Эта девушка была сама (часть составного именного сказуемого).

    Группы по значению

    Определительные местоимения можно разделить по значению. А именно:

    • Слова, указывающие на совокупность объектов или полный охват некого множества — «весь», «все», «вся».
    • Слова, говорящие о любом, случайно взятом объекте из однотипного множества — «всяк» и «всякий».
    • Слова, выделяющие объект или объекты, отличающиеся по своим признакам от других упоминаемых объектов — «другой» и «иной».
    • Слова, говорящие об одном конкретном объекте из множества — «каждый», «любой», «самый».
    • И наконец, слово «сам» — оно означает некоего человека или предмет, которые самостоятельно производят действие.

    Приведем несколько примеров.

    • Все деревья покрылись зеленой листвой.
    • Всякий в этой комнате знал, о чем идет речь.
    • Мне нравится другая куртка.
    • На каждой улице появились новогодние украшения.
    • Он сделал эту работу сам.

    Поделиться в соцсетях:

    Видеоурок

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: