Раст Рост ℹ правило написания слов с корнями РАСТ, РАЩ, РОС, примеры правописания в русском языке, исключения

Раст Рост ℹ правило написания слов с корнями РАСТ, РАЩ, РОС, примеры правописания в русском языке, исключения

Русский язык, 5 класс

Тема: «Чередование гласных в корнях -раст-/-ращ-/-рос-; -лаг-/-лож-; -скак-/-скоч-»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение строить правила на примере правила чередования гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; -лож-, -лаг-; -скак-, -скоч-.

2) сформировать умение применять правило написания А – О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; -лож-, -лаг-; -скак-, -скоч-.

3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5) грамматическая арифметика;

6) шаги плана действий; 7) эталон.

Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) таблицы для домашнего задания.

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, объемная, но, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем. Открою секрет: вопрос по этой теме – первый в тесте ЕГЭ.

− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

− Молодцы! Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

− Посмотрите на доску и выполните задание устно.

Задание проецируется на доску:

По какому признаку слова с безударными гласными в корнях распределены в две группы?

Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные». В левом столбике записаны слова с непроверяемыми гласными в корне, а в правом столбике − слова с проверяемыми гласными в корне.

− Молодцы! Подберите проверочные слова для слов в правом столбике. (Снеговик – снег; детвора – дети; зима – зимы; деревья – дерево.)

− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением.)

− Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)

− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов.)

− Следующее задание на внимательность:

− Вы должны найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.

На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. (Все слова одной строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.)

− Проверим. («Растущий», «выращенный», «поросль» − имеют общий компонент значения ‘растение’, значит, лишнее слово «простейший»; «сложить», «слагать», «приложить» − имеют общий компонент значения ‘соединять’, значит, лишнее слово «осложнить»; в третьей строке «подскакать», «выскочка», «заскочить» имеют общее значение ‘скакать’, а слово «качалка» − лишнее.)

По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:

− Итак, все слова однокоренные, кроме одного.

Далее в строке остаются только слова с чередующимися гласными и выделенными корнями:

Ø растущий, выращенный, поросль.

Ø сложить, слагать, приложить.

Ø подскакать, выскочка, заскочить.

− Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие.)

− Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)

− А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)

− Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)

− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.

− Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях? (В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные и согласные буквы.)

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 9 класса 1 четверти

Задание на пробное действие:

− Объясните правописание гласных в корнях: -раст-, -ращ-, -рос-; -лож-, -лаг-; -скак-,

Корни вывешиваются на доску:

− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)

− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.

− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)

− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях

-раст-, -ращ-, -рос-; -лож-, -лаг-; -скак-, -скоч-.)

− Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы будете пользоваться довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Чтобы вы сами назвали термин, предлагаю решить грамматическую арифметику:

− Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)

− Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни?

− Давайте уточним определение: чередование – это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется – и складывается в единое целое: день и ночь – сутки; зима и лето – год…

− Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение – вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно!

− Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О.)

− Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; -лож-,

− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)

− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)

По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:

5. Реализация построенного проекта.

− Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах во всех трех строчках начинаются с одной и той же буквы, но заканчиваются на разные согласные буквы, и в середине пишется либо О, либо А).

− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.

Учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради:

− А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А (О), если корень заканчивается на согласный … ».

в корнях -раст- / -ращ- пишется А, если корень заканчивается на СТ или Щ,

в корне -рос- пишется гласная О, так как корень заканчивается на С;

в корне -лаг- пишется А, так как корень заканчивается на Г;

в корне -лож- пишется О, так как корень заканчивается на Ж;

в корне -скак- пишется А, так как корень заканчивается на К,

в корне -скоч- пишется О, так как корень заканчивается на Ч.

− Вы абсолютно правильно сформулировали правило. Но, как вы знаете, в большинстве правил содержатся исключения – когда правописание некоторых слов не подчиняется выведенным правилам. Эти исключения вы можете найти в учебнике. Прочитайте их вслух:

Раст / рос: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.

Скак / скоч: скачок.

− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)

− Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.

После ответов групп на доску вывешивается эталон:

«Правописание чередующихся гласных о и а в корне – рос -, -раст -, -ращ – »
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс)

«Правописание чередующихся гласных о и а

Читайте также:
Русский язык - предмет, определение, наука, задачи, изучение

в корне – рос -, аст -, -ращ – »

Смирнова Виктория Ивановна

учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ «Технический лицей»

города Обнинска Калужской области

Тема урока: Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.

Цели урока:

Личностные: прививать любовь к родному языку, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать; способствовать развитию устной и письменной речи

Регулятивные: учить постановке цели работы, учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: научить учащихся определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях;

выработать умение распознавать слова с чередующимися гласными а–о в корнях -раст-,

-ращ-, -рос-; обосновывать выбор гласных в этих корнях;

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме.

Метапердметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.

Ожидаемые результаты: создать условия для выявления уровня сформированности умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником.

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык. 5 класс» (Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова) – М.: «Просвещение» 2015 год.
  • компьютер;
  • мультимедийная презентация: «Корни -раст-, -ращ-, -рос-»;
  • тетради-справочники, перфокарты, карточки со словами.

Тип урока: открытие нового знания

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

– Доброе утро, ребята! На столах у вас смайлик, дорисуйте его в соответствии с вашим настроением.

Взаимопроверка домашнего задания.

-От чего зависит правописание гласных в корне -лаг- – -лож-

Рисуют смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Вступление в урок. Интрига.

Взгляните на эти необычные цветы.(СЛАЙД ).

Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

– Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).

– Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.

( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Актуализация знаний

– Предлагаю вам выполнить следующее задание: вставьте пропущенные буквы (устно):

Уч…ники вырщивали уд…вительные цветы.

Рстения вырсли на клумбе и долго радовали нас.

(СЛАЙД )

– Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения).

-Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-.)

– Как думаете, какова тема урока?

(СЛАЙД )

– Давайте подумаем, какова цель урока?

– А что мы должны уметь в конце урока?

Анализируют задание. Распределяют слова. Дают ответы на вопросы.

Работают в группе по заданию.

Формулируют тему урока (Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.)

Формулируют цель (научиться определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-).

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

IV. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, как пишутся корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-

Обратите внимание на выделенные буквы, и вы узнаете, когда в корне –раст- – -рос- пишется в безударном положении а, а когда – о (СЛАЙД )

-От чего зависит выбор гласной в этих корнях? Выведем закономерность в наших наблюдениях. Какие гласные чередуются? Когда пишется А, когда О. Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило.

Читайте также:
Августовский ударение на какой именно слог падает и почему?

(Дети проговаривают шаги алгоритма: выделить корень; подчеркнуть согласные корня: перед «СТ», «Щ» пишем «А», а перед «С» – «О», т. е. написание гласной в корне зависит от последующих согласных).

Правы ли были мы, увидев такую закономерность? Откройте, пожалуйста, учебник на стр.34-35. Прочитайте самостоятельно правило, перескажите его, приведите примеры.

Рифмованное правило (СЛАЙД )

Перед ст и щ

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

Работа со словами-исключениями, толкование их лексического значения (обращение к толковым словарям). (СЛАЙДЫ )

К большому сожаленью,

Ростовщик в Ростове жил,

Ростиславом звали.

Он росток себе купил

Где-то на вокзале.

Отрасль отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.

Росток стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.

Ростовщик человек, дающий деньги в долг под большие проценты.

Ростов один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России.

Ростислав мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).

Анализируют языковое явление, учатся применять правило на практике, выполняя различые типы заданий

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

V. Первичное закрепление (этап усвоения новых знаний)

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

1) Лингвистическая физминутка. (СЛАЙД 8)

«Хлопок». Слово с О – хлопок.

Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко.

Подр..стешь – свое наживешь.

Играйте же, дети, р..стите на воле. (Н. Некрасов.)

Три гордые пальмы высоко р..сли. (М.Лермонтов.)

Зар..сли кустарника образовали непроходимую чащу.

Рис р..стет на болотистых местах.

Берег моря покрыт водор..слями.

2) Объяснительный диктант, с графическим обозначением орфограммы.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша.

3) Выполнение упражнения на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- и осуществляют взаимопроверку (упр.437)

4) Игра «Угадай-ка» (СЛАЙД )

– Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Замена развернутых определений синонимом, состоящим из одного слова.

Молодой лес (поросль); отдельная область производства, науки (отрасль); частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли) ;бессосудистые споровые растения (водоросли)

5) Работа с текстом

Ребята, так как мы сегодня проходим корни жизни, я хочу поговорить с вами об окружающей нас природе. Давайте прочитаем текст, который написан у вас на карточках. Ваша задача определить тему и придумать название.

Мне исполнилось одиннадцать лет. Вполне солидный возр..ст! На день рождения мне подарили какой-то маленький р..сток в горшочке. Сказали, что это редкое р..стение, которое в нашем климате почти не р..стет. «Когда он выр…стет, на нем появится удивительный плод, наполненный настоящими изумрудами. Если сумеешь его выр..стить, то ты герой!»- сказала бабушка.

Взял я этот р..сточек и стал его выр..щивать. Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р..ст пошел, дал отр..стки и как начал р..сти-подр..стать! Я ужасно удивлялся! Через неделю он уже так подр..с, что выше меня стал, через две выр..с больше папы! А через три так разр..сся, что в комнате умещаться перестал! Не знаю, что мне теперь с моим быстрор..стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р..сточек мой скоро так разр..стется, что нам всем от этой р..стительности в доме места не останется!

Как можно сформулировать тему этого текста? (тема природы).

Как вы озаглавите этот текст? (Природа в нашей жизни. Природа в жизни человека. Бешеный росточек)

Найдите в тексте и выпишите слова с корнями -раст-//-ращ-//- рос- , вставляя пропущенные буквы.

6)Выборочный диктант. Посмотрим, какие пословицы есть, упоминающие растения.

Я читаю пословицы, вы записываете слова только с корнями -раст-, -ращ-, -рос-.

1)Растения тянутся к свету, а народы к миру.

2)Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

3)И камень лежа мохом обрастает.

4) Где сосна взросла, там она и красна.

Читайте также:
Правила по русскому языку ℹ основные правила, определения и упражнения для учеников 6 класса

Проверяем по цепочке, комментируем написание.

5. Этап закрепления новых знаний. Самостоятельная работа

-Чтобы проверить, как вы усвоили материал, надо поработать самостоятельно.

Буквенный диктант «Проверяю себя»

1 2 3 _ 4 _ 5 6 _ 7 _ 8 _ 9 _ 10

а о о а о а а о о а

Растение, росток, выросло, выращенный, заросли, расти, выращивать, ростовщик, отросла, отрасль.

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Работают в парах. Работают в группах Оценивают свою работу.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями -рос-, -раст-, -ращ-

– Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» – это 1 балл, «нет», «не уверен» – 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить

(СЛАЙД 11).

1.Знание теоретического материала.

2. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,-ращ-, -рос-.

3.Умение правильно писать слова корнями -раст-,

4. Умение определять слово по его лексическому значению.

5. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило.

Подводя итоги нашего урока, мы можем сказать, что прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам: «Зри в корень!»

Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно. А если научишься быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.

Дают ответы на вопросы.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VII. Домашнее задание по выбору

1. Выполнить упражнение № 456.

2. Составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

3. Написать небольшой рассказ «Мой любимый уголок природы», употребляя слова и словосочетания слова корнями -раст-, -ращ-, -рос.

Чередование гласных в корне

О чем эта статья:

Чередующиеся гласные в корне — явление, при котором гласные «а» и «о», «и» и «е» могут меняться в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.

Чередующиеся гласные «а» или «о», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:

  • места ударения (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
  • наличия или отсутствия суффикса -а- после корня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
  • конечной буквы корня (скак-/скоч-, раст-/ращ-, рос-);
  • различий по смыслу (равн-/ровн-, мак-/моч-).

Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.

Для удобства мы собрали корни с чередованием гласных, примеры и исключения на каждое правило в таблицу.

Таблица «Чередование гласных в корне слова»

От чего зависит написание

1) -раст- (-ращ-) // -рос-

От следующей буквы в корне слова:

1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о;

2) перед г пишем а, перед ж — о;

3) перед к пишем а, перед ч — о.

1) Выросли, растение, выращенные.

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.

2) Приложить, полагающий.

Исключение: пóлог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-).

3) Скакать, вскочить.

Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.

Читайте также:
Морфема ℹ определение, функции и типы, правило образования, порядок проведения морфемного анализа, примеры морфем в русском языке

От ударения — в безударном положении пишем букву о.

4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.

Исключения: при́гарь, вы́гарки.

5) Творе́ние, творе́ц.

Исключение: у́тварь.

6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.

От ударения — в безударном положении пишем букву а.

7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.

8) Поплаво́к, плаву́честь.

Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.

От оттенков значения:

9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;

10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а;

9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.

10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).

Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо).

От следующего суффикса -а-:

11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;

11) Выбирать, соберу.

12) Выдирать, сдерут.

13) Запирать, отпереть.

14) Стирать, стереть.

15) Умирать, умереть.

16) Сжигать, выжег.

17) Расстилать, застелить.

18) Блистать, блестеть.

19) Вычитать, вычет.

Исключения: сочетание, сочетать.

20) Прикасаться, прикоснуться

21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин

21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-.

21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.

Чередующиеся гласные раст-, рос-, ращ- в корне слова

Слово «рас­тёт» сле­ду­ет пра­виль­но писать с бук­вой «а» перед бук­во­со­че­та­ни­ем «ст» в корне раст- соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка.

Чтобы выяс­нить, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «рас­тёт» или «рос­тёт», сна­ча­ла поста­вим уда­ре­ние и опре­де­лим мор­фем­ный состав. При про­из­но­ше­нии это­го гла­го­ла голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный окон­ча­ния:

р а ст ёт — корень/окончание

В нашем дво­ре рас­тет ста­рый могу­чий дуб.

В этой фор­ме 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «рас­ти» в без­удар­ной фоне­ти­че­ской пози­ции неяс­но слы­шит­ся глас­ный кор­ня.

Обычно без­удар­ные глас­ные в корне про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем. С этой целью изме­ня­ем грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или под­би­ра­ем род­ствен­ные лек­се­мы, в кото­рых сомни­тель­ный глас­ный ста­нет удар­ным.

Понаблюдаем, как мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне слов:

  • в о лна́ — во́лны;
  • под а ри́ть — пода́рок;
  • ед и не́ние — еди́ный;
  • з е мля́ — зе́мли.

Следует учи­ты­вать, что в рус­ском язы­ке в напи­са­нии ряда без­удар­ных глас­ных кор­ня сохра­ня­ют­ся тра­ди­ци­он­ные чере­до­ва­ния глас­ных, кото­рые невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Это напря­мую каса­ет­ся инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва «рас­тёт«.

Правописание слова «растёт»

В корне это­го сло­ва про­сле­жи­ва­ет­ся исто­ри­че­ское чере­до­ва­ние глас­ных а//о. Чтобы пра­виль­но напи­сать этот гла­гол, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

ПравилоВ корне раст-/ращ- пишет­ся бук­ва «а» перед соче­та­ни­ем соглас­ных «ст» и бук­вой «щ». В осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся бук­ва «о».

Убедимся в этом:

  • выр а сти́ть ябло­ню;
  • р а сти́тельный мир;
  • хочет­ся подр а сти́;
  • ср а ще́ние.

Сравним:

  • зеле­ные во́дор о сли;
  • за́р о сли мали­ны;
  • густая по́р о сль;
  • р о сла́ в ого­ро­де.

В сло­ве «рас­тет» заме­тим бук­во­со­че­та­ние «ст» и выбе­рем бук­ву «а» в корне соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии.

ВыводВ корне сло­ва «рас­тёт» пра­виль­но пишет­ся бук­ва «а» перед соче­та­ни­ем «ст».

Закрепим это пра­во­пи­са­ние, про­чи­тав при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Примеры

На лес­ной полян­ке рас­тет рас­ки­ди­стая оль­ха.

Кто зна­ет, где рас­тет паху­чий чабрец?

На даль­нем поле рас­тет золо­тая пше­ни­ца.

Пойду посмот­рю, сколь­ко рас­тет на нашем ого­ро­де оран­же­вых тыкв.

Правила правописания

Всего существует 3 схожих корня: -ращ-, -раст-, -рос-. Чередующимися называются гласные, использование которых зависит либо от постановки ударения, либо от суффикса “а”. В случае представленных морфем их использование, в первую очередь, зависит от согласных, которые входят в сам корень. Буква “а” пишется перед согласной “щ” и сочетанием “ст”, соответственно – перед “л” почти что всегда используется “о”. Примеры: растительный, нарастающей, растешь, растите Несмотря на простоту действующего правила, достаточно часто на различных сайтах с ответами можно найти сотни вопросов о случаях, когда используются вариации с “рост”. Фактически, в русском языке не существует такого варианта чередующейся гласной, однако имеется ряд исключений из правил, о которых стоит упомянуть отдельно. Рис. 1. Правило написания “раст” и “рост”

Читайте также:
БЕР/БИР ℹ правило правописания гласных в чередующихся корнях, исключения, значение корней, примеры написания

Исключения из правила

  • Росток
  • Ростовщик
  • Рощу
  • Ростов
  • Ростиславль
  • На вырост

Важно! Не существует какой-то прямой зависимости, с помощью которой можно определить, является ли слово исключением, то есть необходимо ли использовать букву “о” в корне. Единственным способом не допускать ошибки в таких словах считается банальное заучивание всех слов-исключений и их словоформ.

Задания на тему чередования гласных в корнях встречаются как на переводных экзаменах в младших классах, так и на Едином Государственном Экзамене в старших. Поэтому имеет смысл подойти к изучению правил основательно, перепроверив себя с помощью таблиц и различных тестов. Еще больше примеров правописания по этой теме смотрите в видео.

Тест для закрепления материала

  1. 1 В слове “р(а/о)сток” в корне должна писаться гласная:
    • “А”
    • “О”
    • Зависит от контекста

Вопрос 1 из 5

  • 2 В корне перед согласной “л” должна писаться гласная:
    • “А”
    • “О”
    • Зависит от контекста

    Вопрос 2 из 5

  • 3 В слове “р(а/о)стительность” в корне должна писаться гласная:
    • “А”
    • “О”
    • Зависит от контекста

    Вопрос 3 из 5

  • 4 В корне перед согласной “щ” должна писаться гласная:
    • “А”
    • “О”
    • Зависит от контекста

    Вопрос 4 из 5

  • 5 В слове “Р(а/о)стов” в корне должна писаться гласная:
    • “А”
    • “О”
    • Зависит от контекста

    Еще тесты

    Читайте также

    Правление Екатерины I – внутренняя и внешняя политикаПромышленный переворот – история и значение индустриальных революций в Европе, РоссииЗемлетрясение – определение, классификация, причины и последствияПрофессия банкир – где учиться, должности в специальности банковское дело, средняя зарплата

    В корне р а ст- и р о с- выбор напи­са­ния бук­вы «а» или «о» зави­сит от нали­чия в корне соглас­ных «ст» и «щ».

    В корне раст-/ращ-/рост-/рос глас­ные чаще все­го явля­ют­ся без­удар­ны­ми, напри­мер:

    р а сте́ние — вы́р а щен­ный — вы́р о сток — по́р о сль.

    Но про­ве­рять их уда­ре­ни­ем, как чаще все­го и посту­па­ют с без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, не сле­ду­ет, так как глас­ные а//о явля­ют­ся чере­ду­ю­щи­ми­ся.

    Эти чере­ду­ю­щи­е­ся кор­ни воз­ник­ли исто­ри­че­ски в резуль­та­те вли­я­ния ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка:

    корень рос- явля­ет­ся искон­но рус­ским, а корень раст-/ращ- — ста­ро­сла­вян­ским.

    В напи­са­нии слов с эти­ми кор­ня­ми вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

    В корне раст-/ращ- в без­удар­ном поло­же­нии бук­ва «а» пишет­ся толь­ко перед «ст» и «щ», в осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся бук­ва «о».

    Написание слов с корнем раст-/ращ-

    Значит, для выбо­ра бук­вы «а» или «о» в рас­смат­ри­ва­е­мых кор­нях нуж­но толь­ко вни­ма­тель­но посмот­реть на сло­во и заме­тить нали­чие в нем ука­зан­но­го соче­та­ния соглас­ных «ст» и «щ», напри­мер:

    • вы́р а ст у — вы́р а щ енный;
    • р о сли́ — вы́р о сли.

    Точно так­же сде­ла­ем выбор бук­вы «а» в напи­са­нии слов:

    • позар а ст али тро­пин­ки;
    • прор а ст ить вовре­мя;
    • подр а ст ить дочь;
    • цве­ты разр а ст ались;
    • возр а ст ной актер;
    • нар а ст ающий гул;
    • прор а щ енное семя;
    • выр а щ енный уро­жай;
    • нар а щ ение.

    Без дождя и тра­ва не рас­тёт (посло­ви­ца).

    Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё игол­ки зимой в сереб­ре.

    Целый день сосуль­ки тают, хоть и тают — под­рас­та­ют, ста­ли чуть ли не до зем­ли. Вот как силь­но под­рос­ли! (Елена Трутнева).

    Написание слов с корнем рос-/рост-

    В сло­вах с кор­нем рос-, за кото­рым не сле­ду­ют букв «ст» и «щ», выбе­рем бук­ву «о»:

    • повзр о слеть;
    • взр о сле­ние;
    • камы­шо­вые зар о сли;
    • недор о сль;
    • семе­на прор о сли;
    • бурые водор о сли;
    • нар о сло.

    У лес­ной рябин­ки вырос­ли вол­нуш­ки пря­мо на тро­пин­ке.

    Мы сто­им две-три минут­ки, точ­но к месту при­рос­ли: голу­бые неза­буд­ки, неза­буд­ки рас­цве­ли (Е. Трутнева).

    Исключения:

    • р о сток
    • выр о сток (шку­ра телен­ка, выде­лан­ная теля­чья кожа)
    • Р о стов
    • Р о сти­слав
    • отр а сль.

    Все про­из­вод­ные сло­ва сохра­ня­ют ука­зан­ные напи­са­ния, напри­мер:

    • росток — рост­ки, росто­чек, рост­ко­вый, росто­вой;
    • ростов­щик — ростов­щи­чий, ростов­щи­ца, ростов­щи­че­ский, ростов­щи­че­ство.

    Ранней вес­ной упа­дет семеч­ко с ели во влаж­ную зем­лю, про­рас­тёт. Покажется малень­кий росток. Он даст жизнь ново­му дерев­цу (Г. Скребицкий).

    Воспользуемся при­ме­ра­ми слов с кор­ня­ми раст-/ращ-/рост-/рос- для закреп­ле­ния напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся глас­ных а//о.

    Читайте также:
    Диктанты по русскому языку - 10 класс 1 четверть, контрольные

    Видеоурок «Буквы «а», «о» в корнях «раст», «ращ», «рос»»

    Скачать ста­тью: PDF Оцените статью: Вопрос задан 8 лет назад Последняя активность 1 год 10 месяцев назад Просмотрен 345k раз 7

    Почему пишется “расти”, если проверочное слово “рост”?

    | улучшить этот вопрос

    5 ответов 5

    текущие по дате публикации голоса8

    В русском языке есть правило относительно безударных корней “-рос-” и “-раст-“. Так, в корнях без Т “-рос-” пишется О, а в корнях с Т “-раст” – А. Примеры: расти, рослый, растение. Исключения: росток, Ростов, Ростислав, отрасль.

    | улучшить этот ответ3

    Правило из разряда правописания корней с чередующимися гласными. В корнях с чередующимися гласными раст-, ращ- и рос- пишется гласная «а» перед последующим сочетанием «ст» или «щ». Во всех остальных случаях пишется гласная “о”. Исключениями из данного правила являются слова Ростов (в том числе фамилия и производные от неё), ростовщик, росток, отрасль, имя Ростислав.

    | улучшить этот ответ3

    Рост не проверочное слово! Здесь две орфограммы: расти – корни с чередованием. Рост – проверяемые безударные гласные в корне.

    | улучшить этот ответ1

    Все безударные гласные корня делятся на проверяемые (проверяем ударением), непроверяемые (запоминаем), чередующиеся (применяем соответствующее правило). Правило передано верно. Список исключений или особых слов можно продолжить: например, слово “подростковый”. По правилу – а. По тем же правилам – проверять нельзя. А пишем О. В списках исключений тоже обычно это слово не упоминают.

    | улучшить этот ответ

    Это чередование гласных в корне “рос”/”раст”. См. справочник Розенталя: “Правописание гласных в корне” -> “Чередующиеся гласные”:

    В корне раст-рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.

    Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

    | улучшить этот ответ

    Всё ещё ищете ответ? Посмотрите другие вопросы с метками или задайте свой вопрос.

    Вопрос задан 8 лет назад Последняя активность 1 год 10 месяцев назад Просмотрен 346k раз 7

    Почему пишется “расти”, если проверочное слово “рост”?

    | улучшить этот вопрос

    5 ответов 5

    текущие по дате публикации голоса8

    В русском языке есть правило относительно безударных корней “-рос-” и “-раст-“. Так, в корнях без Т “-рос-” пишется О, а в корнях с Т “-раст” – А. Примеры: расти, рослый, растение. Исключения: росток, Ростов, Ростислав, отрасль.

    | улучшить этот ответ3

    Правило из разряда правописания корней с чередующимися гласными. В корнях с чередующимися гласными раст-, ращ- и рос- пишется гласная «а» перед последующим сочетанием «ст» или «щ». Во всех остальных случаях пишется гласная “о”. Исключениями из данного правила являются слова Ростов (в том числе фамилия и производные от неё), ростовщик, росток, отрасль, имя Ростислав.

    | улучшить этот ответ3

    Рост не проверочное слово! Здесь две орфограммы: расти – корни с чередованием. Рост – проверяемые безударные гласные в корне.

    | улучшить этот ответ1

    Все безударные гласные корня делятся на проверяемые (проверяем ударением), непроверяемые (запоминаем), чередующиеся (применяем соответствующее правило). Правило передано верно. Список исключений или особых слов можно продолжить: например, слово “подростковый”. По правилу – а. По тем же правилам – проверять нельзя. А пишем О. В списках исключений тоже обычно это слово не упоминают.

    | улучшить этот ответ

    Это чередование гласных в корне “рос”/”раст”. См. справочник Розенталя: “Правописание гласных в корне” -> “Чередующиеся гласные”:

    В корне раст-рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.

    Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

    Урок-путешествие по русскому языку по теме “Правописание букв А, О в корнях раст-, ращ-, рос-“. 5-й класс

    Класс: 5

    Цели:

    • Познакомить с условиями выбора букв а – о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.
    • Формировать умение находить и выделять орфограммы с чередованием а – о.
    • Закрепить навык правописания слов с корнями -лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, -раст -, -ращ-, -рос-.
    • Развивать навыки исследовательской деятельности.
    • Воспитывать интерес к русскому языку.
    Читайте также:
    Подольше как пишется - разбор слова и правила орфографии

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Словообразование. По пути нам будут встречаться трудности, а, может быть, и опасности. Но я думаю, что сообща мы их преодолеем. Для начала давайте выберем капитанов. (Команды выбирают).

    II. Повторение изученного материала.

    – Но чтобы пуститься в плавание, надо сначала вспомнить, что изучает словообразование.

    – Словообразование изучает состав слова и способы образования новых слов.

    – А теперь в путь. Внимание всем! Справа по борту я вижу остров Повторения. Приготовьте перфокарты и листочки. Сейчас мы вспомним правописание гласных А-О в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.

    Работа с перфокартой.

    Предпол_гать дол_жить сл_жение
    изл_жение к_снусь изл_гать
    сл_гаемое прик_снется неприк_сновенный
    прик_сновение предл_жение предпол_гаемый
    отл_жить прил_гать распол_житься
    прик_саться к_сание прил_гательное

    – Расскажите о правописании гласных в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.

    III. Изучение нового материала.

    – Продолжим наше путешествие. Прямо по курсу – море Неразгаданных тайн. Ребята, сегодня нам с вами предстоит разгадать одну из загадок, таящихся на дне этого моря. Загадку о правописании гласных А-О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

    Запись темы урока.

    2. Исследовательская работа.

    На экране слова: растут, растение, выращивать, выращенный, выросла, заросли.

    – Запишите эти слова и выделите в них корень.

    – Какие это слова? (Однокоренные.)

    – Какое явление мы наблюдаем в этих корнях? (Чередование согласных ст//щ//с.)

    – Попробуйте сформулировать правило написания гласных А-О в корнях

    3. Знакомство со словами-исключениями.

    – Мы разгадали с вами загадку, которая таилась на дне моря Неразгаданных тайн.

    А теперь продолжим наше путешествие. Слева по борту – берег Исключений.

    Слова-исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

    А чтобы их лучше запомнить, предлагаю выучить четверостишие:

    Ростовщик в Ростове жил,
    Ростиславом звали.
    Он росток себе купил
    Где-то на базаре.

    4. Лексическая работа (Приложение 1, слайд 7).

    Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства.

    Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего-нибудь.

    Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

    (С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка. – М., 2000.)

    Учащиеся составляют и записывают с этими словами словосочетания.

    IV. Закрепление изученного.

    – А путешествие наше продолжается. Впереди рифы. Чтобы корабль не попал на них, придется потрудиться.

    1. Объяснительный диктант (Приложение 1, слайд 8-9).

    Листья растения, молодая поросль, росток розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, знакомый ростовщик, зарастет сорняками.

    Подчеркнуть изученную орфограмму.

    Учитель:

    – Что ж, хорошо, рифы нам удалось обойти. Но что это там за шум?!

    Пираты (хором):

    Первый пират:

    Второй пират:

    Учитель:

    – Пираты, не трогайте ребят, пожалуйста. Они у нас умные, правила учат, пишут грамотно.

    Первый пират:

    Второй пират:

    – Что ж, а сейчас мы проверим, как они говорят. Мы принесли с собой скороговорки, пусть попробуют их произнести.

    Первый пират:

    Учитель:

    – Ну что, капитаны, выручайте свои команды. (Вручает карточки капитанам.)

    2. Орфоэпическая минутка (Приложение 2).

    Подрастала – хвост растила, платье темное носила. Подросла – зеленой стала, хвост на весла променяла. Подросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли.

    Капитаны выполняют задания.

    Учитель:

    – Вы довольны, пираты? Убедились, что ребята у нас молодцы?

    Первый пират:

    – Ладно-ладно, мы еще раз к вам придем.

    Второй пират:

    – Тогда уж точно всех в плен возьмем.

    Первый пират:

    Учитель:

    – Все обошлось благополучно. Продолжим наше путешествие. Справа по борту – земля. Высадившись на берег, вы сразу попадете в дремучий лес Выбирай-ка.

    3. Выборочный диктант (Приложение 1, слайд 11-14).

    а) Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.

    Один ученик выполняет задание у доски.

    Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.

    б) Разобрать по составу слова: растения, подросли, разрастается, росток.

    Читайте также:
    Диктанты по русскому языку для 11 класса 2 четверти

    4. Тест в формате ЕГЭ (Приложение 1, слайд 15-16).

    А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    р..сточек, к..снусь, прир..щение

    прил..гательное, к..сательная, отр..сль

    А2. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

    упр..стить, прик..саться, сл..гаемое

    водор..сли, к..сьба, вл..жение

    предпол..жение, отр..сль, выр..щенный

    Ключ к тесту: А1. 3. А2. 4.

    – Выбравшись из зарослей дремучего леса Выбирай-ка, мы попали на берег реки Игровой.

    5. Игра “Составь слово” (Приложение 1, слайд 17).

    Из слова выходить взять приставку.
    Из слова заросли – корень.
    Из слова сидел – последний суффикс.
    Из слова кустарника – окончание. (Выросла.)

    V. Подведение итогов.

    – На этом наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, что мы узнали нового сегодня на уроке.

    VI. Домашнее задание.

    Параграф 85, упражнение 441 или составить словарный диктант с изученной орфограммой (по выбору учащихся).

    Правописание “выберите” и “выберете”: когда как правильно, ситуации и примеры, времена и наклонения

    Как надо писать: «выберите» или «выберете»? Или так, или этак, в зависимости от смысла и направленности выражения.

    Вот прям сразу…

    Слово «выберите» нужно писать через «и», если выбор по определенным причинам производится сразу же.

    Следовательно, данное словоупотребление правильно будет в настоящем времени если, во-первых, есть из чего выбирать:

    • «Выберите холодильник из имеющихся в наличии, и до конца дня мы доставим его вам к месту установки» – подразумевается, что покупатель твердо намерен совершить покупку.

    Синонимы в данном случае: присмотрите, подберите, укажите, покажите, изберите.

    Во-вторых, отложить выбор нельзя:

    • «Вот наши саженцы. Выберите, а мы подготовим к транспортировке» – ассортимент налицо. Товар живой, лежать не может.

    В этом случае синонимы: отберите, выделите, отсортируйте.

    Или же, в-третьих, отбор необходим как условие успеха дела:

    • «Перед высадкой выберите из рассады чахлые, больные и бледные растения» – если отбраковки не сделать, все насаждение может пропасть.

    Синонимы: отберите, выкиньте, отбракуйте.

    И, в-четвертых, нужда в желаемом срочная:

    • «Пожалуйста, выберите время для встречи со мной по важному делу» – адресат просьбы может откликнуться на нее и через год, или вовсе проигнорировать. Но дело к нему у нас сейчас, потому и время просьбы настоящее.

    Синонимы: найдите, изыщите, улучите, выкройте, изберите, назначьте.

    …или потом

    В будущем времени «выберете» пишется через «е». Это написание употребляется, когда: а). Выбор только еще предстоит сделать; б). Выбор не обязателен.

    Когда можно повременить

    • «Если вы выберете тактику уклонения от выплат по кредиту, материальные потери для вас будут много больше, чем в случае погашения задолженности по графику» – просрочка погашения задолженности до расчетного числа следующего месяца (чаще всего это 21-е или 27-е) не повлечет за собой штрафных санкций. Выбор возможно отложить на некоторое время.
    Проверим правильность употребления

    Можно ли в данном случае перед объектом обсуждения (материальными потерями) вставить частицу «то», как выше в угловых скобках? Да, смысл фразы не изменился. Написание через «е», т.е. будущее время значимого глагола, назначено правильно.

    Синонимы: найдёте, сочтёте здесь в угловых скобках даны варианты дополнительных слов, без которых синонимы не употребляемы.

    То ли да, то ли нет

    • «Гарантийные обязательства в полном объеме распространяются на любой смартфон, который вы выберете с витрины» – визитер, разумеется, не обязан покупать желаемое именно в этой торговой точке.

    Синонимы: изберёте, предпочтёте, укажете .

    Времена и наклонения

    Для справки: «выберите» – повелительное наклонение глагола «выбирать». Обозначает просьбу, пожелание, достаточно мягко выраженное распоряжение или приказ. Для жесткого словесного давления употребляется «выбирайте»; пишется чаще всего с двоеточием или восклицательным знаком. При фамильярном обращении на «ты» окончание «-те» отбрасывается, а значащее слово пишется через «и» также и в будущем времени:

    • «Ты выбери игрушку в магазине, а я куплю».

    «Выберете» – изъявительное наклонение того же глагола. Выражает намерение произвести действие или изъявляет согласие на него.

    Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

    Поиск ответа

    Всего найдено: 20

    Вопрос № 300674

    Правильно ли составлено данное предложение? имеются ли пунктуационные ошибки? Мы будем рады, если при выборе наряда, вы придержитесь указанной цветовой гаммы.

    Ответ справочной службы русского языка

    Для постановки запятой перед вы нет оснований.

    Глагол придержаться (совершенного вида) не употребляется в значении “соблюсти какие-то рекомендации”. Подобное значение есть только у глагола придерживаться (несовершенного вида).

    Читайте также:
    Русский язык - предмет, определение, наука, задачи, изучение

    Корректный вариант: Мы будем рады, если вы выберете наряд в указанной цветовой гамме.

    Вопрос № 284654

    Доброй ночи! Подскажите , пожалуйста, какие знаки (не) должны стоять в следующем предложении: “Слово держим, дело делаем!” или “Слово -держим, дело -делаем!”

    Ответ справочной службы русского языка

    Возможны оба варианта. Первый стилистически нейтральный. Второй экспрессивный, фиксирующий интонационное разделение каждой части предложения, подчеркивающий параллелизм частей. Обратите внимание: если Вы выберете второй вариант, то в нем необходимо поставить тире, а не дефисы ( Слово – держим, дело – делаем!).

    Вопрос № 284064

    Подскажите, пожалуйста, на чём основывается различие в написании “откликнитесь” (например, “Срочно откликнитесь”) и “откликнетесь” (например, “Завтра вы откликнетесь”). Оттенки смысла мне понятны, но хотелось бы понять и соответствующие правила.

    Ответ справочной службы русского языка

    Откликнитесь – форма мн. числа повелительного наклонения, откликнетесь – форма 2-го лица мн. числа будущего времени (изъявительное наклонение). Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени изъявительного наклонения (-ете-) и повелительного наклонения (-ите-), ср.: выберете (буд. время) – выберите (повелительное наклонение), крикнете – крикните, вытрете – вытрите и т. д.

    Вопрос № 265386

    Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, правописание слова “выбер*те”.
    Заранее благодарю.

    Ответ справочной службы русского языка

    Написание зависит от формы глагола. В повелительном наклонении следует писать выберите ; в форме будущего времени изъявительного наклонения – выберете .

    Вопрос № 260160

    Подскажите, пожалуйста, как правильно – “выберИ (е)те из списка” и почему. Заранее спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Повелительное наклонение – выберите (выбери) из списка . Изъявительное наклонение – выберете (выберешь) из списка .

    Вопрос № 250760

    здравствуйте, как правильно написать выберИте код из справочника или выберЕте ? Может ли написание варьировать в зависимости от контекста?
    Ksyn

    Ответ справочной службы русского языка

    Написание, действительно, зависит от контекста. Выберите – повелительное наклонение глагола; выберете – изъявительное наклонение.

    Вопрос № 250679

    Как правильно? ВыберЕте /выберИте свой вариант. А может вообще, ВыберЬте?
    Благодарю за внимание.

    Ответ справочной службы русского языка

    Формы повелительного наклонения: выбери, выберите .

    Вопрос № 248566

    Добрый день!
    Как правильно написать глагол выбер*те в повелительном и условном наклонении.
    Например, 1. Выбер*те, пожалуйста, банк-корреспондент. 2. Если вы выбер*те щенка, то в подарок получите ошейник.

    Как правильно употребить глагол ехать в повелительном наклонении.

    Ответ справочной службы русского языка

    В повелительном наклонении – выберите , в остальных случаях: выберете .

    Вопрос № 245536

    помогите правильно написать глагол выберете в предложении Правильно выберете режим съемки .

    Ответ справочной службы русского языка

    В повелительном наклонении: выбирайте.

    Вопрос № 240716

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как правильно написать глагол: “выберите” или ” выберете “. И в чем различие. Заранее спасибо

    Ответ справочной службы русского языка

    Вопрос № 236278

    здравствуйте, как верно написать – Выберете изделие: или Выберите изделие: (в повелит. наклонении). спасибо!

    Ответ справочной службы русского языка

    Форма повелительного наклонения – выберите .

    Вопрос № 235410

    Как правильно написать: ” выберете пункт меню” или “выберите” пункт меню ?

    Ответ справочной службы русского языка

    _ Выберете _ – форма будущего времени, _выберите_ – повелительного наклонения. По-видимому, в Вашем случае используется именно повелительное наклонение, в таком случае верно: _выберите пункт меню_.

    Вопрос № 230635

    Как правильно пишется: ВыберЕте раздел и найдите картинку, которую хотите раскрасить. ВыберИте раздел и найдите картинку, которую хотите раскрасить.

    Ответ справочной службы русского языка

    Правильно: _Выберите раздел и найдите картинку, которую хотите раскрасить_.

    Вопрос № 229819

    Скажите, пожалуйста, как правильно сказать в повелительном наклонении – выбирете или выберете ? Спасибо

    Ответ справочной службы русского языка

    В повелительном наклонении – _выберите_!

    Вопрос № 228062

    При этом(,) вне зависимости от того, какой интерфейс Вы выберете , Ваш компьютер всегда будет надежно защищен. Нужна ли запятая? Спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Указанная запятая факультативна (необязательна).

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: