Разделительный мягкий знак ℹ правило правописания в словах, примеры и случаи написания и употребления, роль буквы в русском языке

Правила употребления мягкого знака

В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? Расскажем о важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи и правилах употребления.

Мягкий знак Ь, ь – это одна из двух букв русского алфавита, 30‑я по счету, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.

  1. Роль одной буквы
  2. Разделительный мягкий знак
  3. Обозначение мягкости согласных
  4. Мягкий знак после шипящих
  5. Остальные случаи
  6. В словах иноязычного происхождения
  7. Вспомогательные таблицы

Роль одной буквы

Мягкий знак – одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) – что-то среднее между Е и И.

В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова – просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень – пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.

Правописание мягкого знака Ь состоит в соблюдении 4 групп правил:

1) разделительный мягкий знак: правописание;

2) употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных;

3) мягкий знак после шипящих;

4) мягкий знак в некоторых падежных и глагольных формах.

Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).
А может быть разделительным.

Разделительный мягкий знак

Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа].

Давайте рассмотрим примеры:

  • Статья – [стат’й’а´]
  • Пьёт – [п’йо´т]
  • Вьюга [вйу´га]

Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е – [й’э], ё – ]й’о], ю – [й’у], я – [й’а].

В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу.

Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!

Разделительный мягкий знак пишется:

  • перед е, ё, и, ю, я внутри слова, не после приставок, например: карьера, курьезный, воробьиный, вьюга, обезьяна;
  • в сложносокращенных словах, если мягкий знак был в первом слове, например: мелькомбинат, Связьинвест;
  • перед О в следующих заимствованных (иноязычных) словах, почти полный список: батальон, бульон, гильотина, каньон, компаньон, котильон, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, монсеньор, павильон, папильотка, почтальон, сеньор, фьорд, шампиньон, шиньон, эспаньолка.

Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.

Обозначение мягкости согласных

  1. На конце слова знак Ь пишется после любого мягкого согласного, например: конь (ср. окон), уголь (ср. угол), фонарь, ударь (ср. удар).
  2. В середине слова мягкий знак пишется:
  • после мягкого Л, стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, мальчик, пильщик;
  • после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба;
  • между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким, например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).
  1. Буква Ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч:речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, ларчик.
  2. Мягкий знак не пишется между двумя мягкими Л: иллюзия.

Мягкий знак после шипящих

После шипящих мягкий знак пишется:

  • в именах существительных женского рода единственного числа (им. и вин. падеж), например: речь, тишь, рожь, мышь, дочь, ночь;
  • в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте;
  • в неопределенной форме глаголов:беречь — беречься, стричь — стричься;
  • во 2‑м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;
  • в наречиях, например: невмочь, сплошь (исключения: уж, замуж, невтерпёж);
  • в частицахвишь, бишь, лишь, ишь(исключения: уж, аж).
Читайте также:
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова ℹ определение, виды, примеры и особенности употребления в предложениях, значения и смысл

Остальные случаи

Мягкий знак употребляется:

  • в творительном падеже множественного числа некоторых существительных (например: детьми, людьми, четырьмя)
  • числительное восемь во всех падежах (например: восьми, восемью, восьмью);
  • в неопределённой форме глагола: возить — возиться, брить — бриться;
  • в повелительном наклонении глаголов (см.Примечание 1): приготовь, приготовьте, приготовьтесь.
  • в конце следующих числительных (им. и вин. падеж) пять, шесть. семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, тридцать;
  • перед буквой О в некоторых числительных: секстильон, квадрильон, квинтильон, септильон и др.

Примечания:

(1) Обратите внимание на употребление в повелительном наклонении форм глагола, имеющего только две формы: форму 1 ‑го лица ед. числа — ляг и форму 2‑го лицами, ч. — лягте.

(2) Существует вариантное написание следующих числительных: секстиллион, квадриллион, квинтиллион, септиллион и др.

(3) Заметьте: существительные дочь, кость и плеть в творительном падеже мн. ч. имеют окончание -ями (дочерями, костями, плетями), а устаревшие формы (дочерьми, костьми, плетьми) в современном языке можно встретить только во фразеологизмах (лечь костьми, бить плетьми).

(4) Запомните: если окончанию -ня предшествует буква л, то после неё пишите мягкий знак: купальня, колокольня, гладильня, коптильня и др.

(5) Запомните написание наречий: точь-в-точь и просторечного допрежь.

(6) Отличайте написание суффиксов -ть-(ся) и др, инфинитива от суффикса -т-(ся) формы 3‑га лица настоящего времени. Сравните: Она хочет учиться в консерватории. Она там учится?

(7) Обратите внимание на правописание следующих слов: то бишь (то есть, а именно), туш (музыкальное приветствие) и тушь (краска), тоньше и тончайший, нянька и нянчить.

(8) Обратите внимание на особенность написания слова любовь. Нарицательное существительное любовь в косвенных падежах теряет гласную букву о: нет любви, к любви, о любви. Собственное имя Любовь сохраняет эту гласную во всех формах: Молодой Блок проводил много времени у Любови Дмитриевны Менделеевой.

В словах иноязычного происхождения

Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».

Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.

Читайте также:
Раст Рост ℹ правило написания слов с корнями РАСТ, РАЩ, РОС, примеры правописания в русском языке, исключения

Приведем примеры таких слов:

  • Бульон.
  • Медальон.
  • Шампиньон.
  • Почтальон.
  • Каньон.
  • Котильон.
  • Батальон.
  • Павильон.

Таким образом, мягкий знак пишется также в некоторых заимствованных словах перед О (медальон, почтальон и т.п.).

Разделительный мягкий знак – правило и примеры (2 класс, русский язык)

В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? О важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи – говорим сегодня.

Три роли одной буквы

Мягкий знак – одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) – что-то среднее между Е и И.

В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова – просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень – пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.

Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).

А может быть разделительным.

Что разделяет мягкий знак?

Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:

Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е – [й’э], ё – ]й’о], ю – [й’у], я – [й’а].

В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!

Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.

Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения

Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».

Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.

Приведем примеры таких слов:

  • Бульон.
  • Медальон.
  • Шампиньон.
  • Почтальон.
  • Каньон.
  • Котильон.
  • Батальон.
  • Павильон.

Как не ошибиться в слове с разделительным знаком?

Если после согласной следует гласная Е, Ё, Ю, Я, И, то необходимо определить, не находится ли эта буква на стыке между приставкой и корнем. Если перед нами приставка, оканчивающаяся на согласную, а за ней строит Е, Ё, Ю, или Я, то в этом месте надо писать не мягкий, а твердый знак. И после приставки на согласный переходит в Ы (исключение «взимать», слова с иноязычными и некоторыми другими приставками). Если же это не граница приставки и корня, то надо писать мягкий знак. Приведем примеры: вьюга, шьет, чья, птичьи, соловьи, колье.

Читайте также:
Паронимы - определение, значение слов, классификация

Слова иноязычного происхождения лучше проверять с помощью словаря.

Что мы узнали?

Разделительный мягкий знак пишется после согласной (но не после приставки на согласную) перед Е, Ё, Ю, Я, И; буквы Е, Ё, Ю, Я в этом случае обозначают два звука. Мягкий знак пишется также в некоторых заимствованных словах перед О (медальон, почтальон и т.п.)

Наречия — это часть речи в русском языке, поясняющая суть

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком понятии в русском языке, как наречие. Его подробно изучают в 7 классе.

Но школьная программа растянута на несколько уроков, а какие-то нюансы могут и вовсе остаться без внимания. Мы же расскажем все, что нужно знать о наречиях, в рамках этой статьи.

Что такое наречие, на какие вопросы отвечает и примеры слов

Начнем, естественно, с определения.

Наречием называют самостоятельную часть речи, которая служит для обозначения признака какого-то предмета или действия.

Наречие отвечает на вопросы – «Где?», «Как?», «Когда?», «Куда?», «Сколько?», «Откуда?» и так далее.

Характерная черта наречий – их нельзя склонять, спрягать, они не видоизменяются по родам, числам и падежам.

Мы широко применяем слова, относящиеся к этой части речи в повседневной жизни, даже не задумываясь об их происхождении. Примеры наречий приведены ниже и выделены большими буквами:

Он встал сегодня утром РАНО
Во время уроков надо вести себя ТИХО
Он повернул НАЛЕВО и увидел ее
Перед праздником пришлось ВДВОЕ БОЛЬШЕ работать
ВДАЛЕКЕ слышался раскат грома

В этих предложениях выделенные слова и есть наречия, так как они отвечают на перечисленные вопросы и являются уточнением действия или предмета. Встал (Когда?) РАНО, вести себя (Как?) ТИХО, повернул (Куда?) НАЛЕВО, работать (Сколько?) ВДВОЕ БОЛЬШЕ, слышался (Где?) ВДАЛЕКЕ.

Какими бывают наречия

Все наречия можно в первую очередь разделить на подгруппы, обозначающие различные признаки:

    Признак действия – употребляются в совокупности с глаголами или деепричастиями (что это?).

Например, слушать ВНИМАТЕЛЬНО, учить НАИЗУСТЬ, подняв ВЫСОКО, прошептав ТИХО.

Признак предмета – употребляется вместе с существительным.

Например, рубашка НАИЗНАНКУ, дорога НАПРЯМУЮ, СОВСЕМ ЕЩЕ ребенок.

Например, БЕЗУМНО талантливый, ПОТРЯСАЮЩЕ быстрый, ВДВОЕ больше, забытый ВЧЕРА, ОЧЕНЬ плохо, собранный АККУРАТНО.

Разряды наречий

Также все наречия делят на определительные и обстоятельственные. К этим разрядам относятся слова, которые отвечают на конкретные вопросы.

Обстоятельственные наречия:

    Обстоятельства времени – отвечают на вопросы «Когда?», «С каких пор?», «Как долго?».

Например, ВСЕГДА/НИКОГДА, УТРОМ/ДНЕМ/ВЕЧЕРОМ/НОЧЬЮ, ДАВНО/НЕДАВНО.

Обстоятельства места – вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?».

Например, СВЕРХУ/СНИЗУ/ СЛЕВА/СПРАВА.

Обстоятельства цели – вопросы «Для чего?», «Зачем?», «С какой целью?».

Например, НАЗЛО, НАРОЧНО, СПЕЦИАЛЬНО/СЛУЧАЙНО.

Обстоятельства причины – вопросы «Зачем?», «Почему?».

Например, СГОРЯЧА, СОСЛЕПУ, ПОНЕВОЛЕ.

Определительные наречия:

    Определение качества – вопрос «Как?».

Например, МЕДЛЕННО/БЫСТРО, ВЕСЕЛО/ГРУСТНО, ТИХО/ГРОМКО.

Определение способа действия – вопрос все тот же «Как?».

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 4 класса 2 четверти

Например, ВДВОЕМ/ВТРОЕМ, ШЕПОТОМ, ВО ВЕСЬ ГОЛОС, ТРЕПЕТНО.

Определение меры и степени – вопросы «Сколько?», «Во сколько?», «На сколько?», «В какой мере».

Например, СЛИШКОМ МАЛО/МНОГО, ВДВОЕ/ВТРОЕ.

Чтобы вам было проще запомнить разряды наречий приведу шпаргалку (с вопросами и примерами):

Но есть еще целая категория наречий, которые в отличие от большинства не называют признак какого-то действия, а только как бы намекают на него.

Такие части речи бывают указательными (там, тут, здесь), неопределенными (куда-то, где-то, кое-где, где-нибудь), вопросительными (почему, где, куда, зачем, как, когда) и отрицательными (никогда, нигде, никуда).

Степени сравнений наречий

Наречия, которые образованы от прилагательных и заканчиваются на -Е (-О), могут образовывать две степени сравнения – сравнительную и превосходную.

Сравнительная форма:

    Исходная форма наречия преобразовывается с помощью суффиксов -ЕЕ (-ЕЙ).

Например, ГОРЯЧО – ГОРЯЧЕЕ, ВЕСЕЛО — ВЕСЕЛЕЙ.

Окончания исходных наречий меняется на -ШЕ.

Например, ТОНКО – ТОНЬШЕ, ТИХО – ТИШЕ.

К исходному наречию добавляются слова «более» или «менее».

Например, ВАЖНО – БОЛЕЕ ВАЖНО, СПОКОЙНО – МЕНЕЕ СПОКОЙНО.

Превосходная форма:

    Исходное наречие меняется с помощью суффиксов -АЙШЕ (-ЕЙШЕ).

Например, СТРОГО – СТРОЖАЙШЕ, ПОКОРНО – ПОКОРНЕЙШЕ.

К наречию добавляются слова «всех» и «всего».

Например, КРАСИВО – КРАСИВЕЕ ВСЕХ, ВАЖНО – ВАЖНЕЕ ВСЕГО.

К наречию добавляют слова «наиболее» и «наименее».

Например, УДОБНО – НАИБОЛЕЕ УДОБНО, УДАЧНО – НАИМЕНЕЕ УДАЧНО.

Правописание наречий

Правописание наречий – важный раздел, с которым у многих школьников (да и у взрослых) могут возникнуть проблемы. Приведем основные правила русского языка.

В качестве примера еще приведу рисунок, где показано, как одинаковые по звучанию слова могут являться различными частями речи (наречия при этом пишутся через дефис):

Слитное и раздельное написание

Наречия с приставками пишутся слитно, если:

  1. Они образованы от других наречий — НАЧИСТО, ДОНЕЛЬЗЯ, СГОРЯЧА, НАПРЯМУЮ.
  2. В их основе устаревшие слова – ВСТАРЬ, ВДРЕБЕЗГИ, НАЗЕМЬ, СПОЗОРАНКУ.
  3. Они обозначают виды числительных – ВПЯТЕРО, НАТРОЕ.
  4. Характеризуют пространство и время – ВПЕРЕД, ВВЫСЬ, СНАЧАЛА.
  5. При разделении невозможно подобрать к существительному вопрос– ВСЛУХ, ПОУТРУ, НАПОЛОВИНУ.
  6. Образованных из трех частей, существительного, предлога (что это?) «-В» и частицы «-ПОЛ» – ВПОЛПУТИ, ВПОЛОБОРОТА.

А вот раздельно писать наречия надо в следующих случаях:

  1. Главное существительное начинается с глаcной буквы – ПОД УТРО, БЕЗ УМА.
  2. Образованы из числительных с добавлением предлога «-ПО» – ПО ТРОЕ, ПО СТО.
  3. Внутрь наречия, то есть между предлогом и основным корнем, можно поставить определяющее слово – НА (всем) СКАКУ, В (жизненный) ТУПИК.
  4. Оканчиваются на «-АХ» («-ЯХ») – В СЕРДЦАХ, НАРАДОСТЯХ.

” alt=””>

Наречия с дефисом

Дефис в написании наречий употребляется в следующих случаях:

  1. Наречия образованы от прилагательных с добавлением приставки «-ПО» – ПО-ДРУГОМУ, ПО-РУССКИ.
  2. В их основе лежат числительные и приставка «-В» (-«ВО») — ВО-ПЕРВЫХ, В-ЧЕТВЕРТЫХ.
  3. Употребляются известные частицы «–либо», «-нибудь», «-таки», «-то», «кое-».
  4. Сложные наречия, в которых повторяются слова – ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, ЧУТЬ-ЧУТЬ, ДАВНЫМ-ДАВНО.

Наречия с -НЕ и –НИ

У многих на самом деле возникают проблемы, когда надо определиться с приставками -НЕ и -НИ. Но в случае с наречиями, надо запомнить простое правило. Приставка -НИ пишется только в тех случаях, когда имеет место двойное отрицание.

НИЧЕГО не слышно
НИЧЕМ не удивить
НИКОГДА не сделает

В остальных случаях употребляется приставка НЕ. Причем в подавляющем большинстве случаев эта приставка пишется слитно.

Читайте также:
Безличные предложения - определение, виды, правило составления

Вот и все, что нужно знать о причастиях.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Как по мне, наречие одна из наиболее понятных частей речи. Здесь достаточно задать к слову вопрос и ошибиться трудно. Очень многие отвечают на вопросы: «где» и «как»?

Исключений чтобы прямо ошибиться было можно, я не знаю.

Зачем такие сложные правила? То через дефис, то раздельно, давно пора всё это упростить, ведь упрощение правил не исказит смысл.

Постоянно путаю наречие с причастием. Нужно было изначально давать им более понятные названия.

А я эти правила никогда не понимал, вся грамотность у меня идёт через зрительную память, для этого книг нужно много читать, чтоб не думать, как нужно правильно писать наречия.

Наречие

О чем эта статья:

4 класс, 7 класс

Определение наречия

Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».

У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.

  1. Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
    • запомнить (как?) наизусть,
    • стремиться (куда?) вверх,
    • сообщить (почему?) неспроста.
  2. Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
    • путь (какой?) напрямую,
    • платье (какое?) наизнанку,
    • яйцо (какое?) всмятку.
  3. Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
    • потрясающе яркий,
    • очень хорошо,
    • вдвое больше.

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:

  • гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
  • крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.

По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:

  • вытереть насухо;
  • стоять справа;
  • сидеть взаперти;
  • пить компот вприкуску.

Только наречия с суффиксом могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:

  • рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
  • радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).

Знаменательные и местоименные наречия

По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:

  • идти (как?) быстро;
  • стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
  • улыбка (какая?) невзначай.

Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:

  • идти (куда?) туда;
  • (в какой мере?) нисколько не стеснительный.

У местоименных наречий есть своя градация:

Разряды местоименных наречий

здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому

нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.

Читайте также:
Закупорить ударение - как правильно произносится это слово и почему?

везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому

где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.

где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?

где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего

Классификация наречий по значению

В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.

Таблица с общей классификацией наречий по разрядам:

Разряды по значению

хорошо, открыто, искренне, безупречно

образа и способа действия

втрое, капельку, слишком, чуть-чуть

Где? Куда? Откуда?

вблизи, дома, сверху

сегодня, весной, накануне, уже

нарочно, невзначай, наперекор, в шутку

Определительные наречия выражают определительно-количественные признаки действия, признака или предмета. Эти слова поясняют глаголы, существительные, прилагательные, наречия и слова категории состояния:

  • лететь (как?) высоко;
  • прыгнув (куда?) вверх;
  • (в какой степени?) очень симпатичный;
  • взгляд (какой?) исподлобья;
  • (в какой мере?) совершенно секретно.

В предложении определительные наречия могут быть обстоятельством или определением.

Обстоятельственные наречия выражают только признак действия. Такие наречия примыкают к глаголам и обозначают различные условия, обстоятельства осуществления действия:

  • нырнуть (куда?) вглубь;
  • светит (когда?) днем;
  • сказать (с какой целью?) в шутку;
  • задеть (по какой причине?) сослепу.

В предложении такие наречия выступают в роли обстоятельства.

Классификация наречий по способу образования

Кроме разрядов по значению, наречия можно классифицировать по способу образования:

  • суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;
  • приставочно-суффиксальный: сухой — досуха;
  • приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;

Возможно сложение разных видов:

  • сложение слов: еле, еле — еле-еле;
  • сложение с первым элементом полу-: полулежа; полусидя;
  • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; половина, сила — вполсилы.

Правописание наречий с дефисом

Через дефис пишутся:

  • наречия на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-русски);
  • в наречиях на -ых, -их с приставкой во-, в-, которые образованы от порядковых числительных (во-первых);
  • в неопределенных наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то);

Еще дефис используют, когда есть:

  • повторение слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);
  • сочетание синонимических слов (нежданно-негаданно).

Приставка по- пишется слитно:

  • в наречиях, которые образованы от прилагательных с помощью приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку (попросту, потихоньку);
  • с формами сравнительной степени наречий (повыше);

Слитно пишутся наречия, которые образованы:

  • соединением предлогов с наречиями (извне, навсегда);
  • соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);
  • соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую);
  • соединением предлога и существительного (наверх, вследствие);
  • через соединение предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).

Раздельно пишутся наречия, образованные из предлога в и полного прилагательного с первой гласной буквой (в открытую).

Синтаксическая роль наречий

Как мы помним, наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.

В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, реже — определения или сказуемого. К этому второстепенному члену предложения можно задать обстоятельственные вопросы: «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?».

Наречие в русском языке: на какие вопросы отвечает, признаки, виды

1.Наречия способа и образа действия

Наречия способа и образа действия обозначают характер протекания ситуации; прототипическое местоименное наречие – как (в школьной грамматике «вопрос», на который «отвечают» эти наречия). В этот класс входят наречия на / от качественных прилагательных. Это самый крупный разряд наречий – около 5.5. тыс. из учтённых в [Евтюхин 2008: 559] 6 тыс. лексем.

Читайте также:
Глаголы-исключения 1 и 2 спряжения ℹ определение, правило правописания личных окончаний, примеры разноспрягаемых глаголов, памятка и таблица

Данный класс гетерогенен [Филипенко 2003: 30], он включает в себя:

  • наречия эмоции (весело);
  • параметрические наречия, указывающие на выразимый количественно признак (медленно);
  • наречия внешней оценки (хорошо, нечестно);
  • так называемые сравнительно-уподобительные, указывающие на сходство с ситуацией, типичной для некоторого класса объектов (по-человечески);
  • наречия количественной характеристики участников ситуации – единичность и дистрибутивность (сообща, вместе, порознь и т.п. ), среди которых выделяются наречия, образованные от собирательных числительных (втроём, впятером); см. также Числительное.

Для наречий данного класса первична обстоятельственная функция; в качестве вторичной распространена функция определения при отглагольных существительных и в некоторых особых случаях (см. п. 4. Синтаксис).

2. Наречия меры и степени

Наречия меры и степени характеризуют интенсивность проявления признака, в прототипическом случае обозначенного прилагательным или другим наречием: очень талантливый, крайне откровенно, слишком поспешный, чересчур подробно. Выделяется класс наречий кратности, образованных от собирательных числительных: вдвое, втрое, стократ(ы); см. также Числительное.

Наречия меры и степени сочетаются также с глаголами, содержащими в семантике измеряемый (градуируемый) компонент: очень спешил (=‘действовал быстро’), очень любил (=‘испытывал сильное чувство’), но *очень шёл; слегка коснулся (=‘вступил в неполный контакт’), но *слегка сидел.

Метафорически в функции наречий меры и степени (как синонимы прототипического очень) широко используются наречия образа действия: исключительно редкий, глубоко образованный,мертвецки пьяный, ничтожно малый, смехотворно скудный и т.п. Экспрессивная синонимия интенсификаторов является типологической универсалией [Dahl 2004].

(31) А люди его часто надувают, пользуясь странной манерой Кирсана тратить до копейки все, что он получает, и воруют в его окружении просто по-черному! [А. Тарасов. Миллионер (2004)]

Сочетаемость наречий меры и степени с различными степенями сравнения неодинакова. Одни наречия меры и степени употребляется только с наречиями и прилагательными положительной степени: очень, страшно, исключительно; другие – только с компаративами, причём в семантику их входит соответствующий элемент: гораздо, намного; третьи – и с теми, и с другими: слегка,немного, сильно.

Особо отметим сочетаемость наречий меры и степени со сравнительной степенью на по-. В современном языке такие компаративы модифицируют лишь наречия третьего типа: сильно получше, слегка посильнее.

(32) Молодая женщина отдельно и те двое людей сильно постарше, ― он экономист, она историк, оба с большим стажем. [Л. Петрушевская. Найди меня, сон (1998-1999)]

В XIX веке в этой позиции выступали и наречия второго («только компаративного») типа: гораздо побольше, вдвое повыше:

(33) Пелагея, подай стакан пуншу да гораздо покрепче. [А. И. Герцен. Кто виноват? (1841-1846)]

(34) Собственный пароходик у него будет, «Батрак», вдвое почище да и побольше вот этой посудины. [п. Д. Боборыкин. Василий Теркин (1892)]

3. Наречия причины и цели

К наречиям причины и цели относятся наречия, выражающие обусловленность; прототипические местоименные наречия – почему и зачем. Обычно почему трактуется как наречие причины, азачем – как наречие цели; тем не менее, в определённых контекстах они взаимозаменимы, и в целом подобные образования в славянских языках неустойчивы семантически (ср. польск.dlaczego ‘почему’ и po co ‘зачем’):

Читайте также:
Обособленное обстоятельство ☑ примеры предложений, осложненных обособленным распространенным, уточняющим, однородным обстоятельством, знаки препинания

(35) Но тогда зачем подменять русское слово «сведения» иностранным ― «информация»? Поскольку получателями сообщений могут быть не только люди, но и технические устройства, то спрашивается, могут ли последние воспринимать сведения, содержащиеся в сообщениях? А если нет, то почему? [ «Информационные технологии» (2004)]

Этимологически они восходят, как правило, к предложно-падежным сочетаниям (см. п. 3.2.3), где предлог (ставший приставкой) означает направление причинно-следственной связи (с – причина, на – цель), а именной корень – причину, ср. с-пьяну, с-проста, на-зло, на-показ и т.п. Для этих сросшихся фразеологизмов характерна неодобрительная (пейоративная) семантика (ср., однако, впрок); в языке они немногочисленны (причём местоименных больше, чем знаменательных), а в текстах знаменательные наречия причины и цели малочастотны. Обусловленность (следствие, уступка и т.п. ) гораздо чаще выражаются развёрнутыми обстоятельственными оборотами.

4. Наречия места и направления

Наречия места означают статическое нахождение объекта в пределах ориентира: сверху, дома, везде; прототипическое местоименное наречие – где.

Наречия направления, в отличие от наречий места, означают динамическое перемещение объекта в сторону ориентира или от него: домой, назад, сюда, прочь, издали, отсюда; прототипические местоименные наречия – куда, откуда.

Наречия пространственного предела малоупотребительны и представлены архаичными или просторечными словами: доселе, докуда, доколе (имеют также временную интерпретацию).

Для русских пространственных наречий характерно наречие нескольких серий, передающих различные типы и оттенки пространственной ориентации, причём семантика в значительной степени лексикализована и не всегда выводится из значения приставки и корня: вверхкверхувверху (в пределах верхней части чего-л.) – сверху (на чем-л., вне верхней части ориентира, «где»; аблативное значение, «откуда») – наверхуповерх (о «перекрывании», ср. поверх барьеров), вперед (направление к цели) – кпереди (общее направление) – впереди (о местонахождении) – спереди (статическое положение).

Наречия кпереди, кзади являются специальными терминами анатомии и биологии и фиксируются в Корпусе начиная с работ И. М. Сеченова (1863):

(36) Искривления в шейном и поясничном отделах позвоночника говорят о лордозе (изгиб кпереди), в грудном отделе ― о кифозе (прогибание сзади). [Л. Пирогова. Боль в спине: что это такое и как с ней бороться? (2003)]

5. Наречия времени

Наречия этой группы означают локализацию ситуации во времени. Соответствующее местоименное наречие – когда. К данной группе относятся, в частности, наречия теперь, сейчас, раньше,поздно, рано, (после)завтра, сегодня, наречия срока (вмиг, сразу), намеченного срока (надолго). Среди наречий времени, как и среди наречий места, выделяются наречия исходного предела (отвечающие на вопрос с каких пор?издавна, сыздетства) и конечного предела (до каких пор?дотемна, поныне). Эти два подтипа несколько архаичны и заменяются в современной речи на словосочетания (до сих пор – впрочем, отнесение этого устойчивого фразеологизма, пишущегося раздельно, к наречиям тоже вполне возможно; с давнего времени, с детства). Еще более архаичными являются соответствующие местоименные наречия – многозначные доколе, отколе (имеющие и пространственную семантику, см. п. 5.3.4).

Выделяются наречия меры длительности (долго, немного) и кратности (часто, редко, неоднократно, включая наречия от прилагательных на еже-, по– – ежедневно, помесячно, от числительных на-ждыдважды, трижды, многажды). Наречия меры длительности и кратности семантически близки к наречиям меры и степени (см. п. 5.3.2).

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 4 класса 2 четверти

Наречие в русском языке: на какие вопросы отвечает, признаки, виды

Синтаксическая функция: в предложении обычно является обстоятельством , реже — определением.
Он пришёл домой затемно (когда? — обстоятельство времени). Чей-то голос донёсся издалека (откуда? — обстоятельство места). Прогулка (к а к а я?) пешком взбодрила меня (определение — наречие зависит от существительного и обозначает признак предмета)

Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.

Наречие обозначает:

  • признак действия, если относится к глаголу, причастию или деепричастию (встречаться ( когда? ) вечером, опускаясь ( куда? ) вниз, идущий (как? ) быстро).
  • признак предмета, если относится к имени существительному (жаркое ( какое? ) по-русски, яйцо ( какое? ) всмятку).
  • признак другого признака, если относится к имени прилагательному, причастию или другому наречию (важный ( в какой степени? ) чрезвычайно, прыгнувший ( как? ) далеко, далеко ( насколько? ) очень).

Разряды наречий:

Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них, а именно:

  • указательные (здесь, там, тут, тогда и др.);
  • неопределённые (где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.);
  • вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему);
  • отрицательные (нигде, никуда, негде, никогда).

Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте: Путник увидел в лесу покинутую сторожку. Там он и заночевал .

Степени сравнения наречий

Наречия на о ( е ), образованные от качественных имён прилагательных , могут образовывать степени сравнения — сравнительную и превосходную.

Нужно запомнить!

Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще. Я смог решить задачу проще ; Синее платье более красиво. Оно на тебе сидит более красиво.

Чтобы различать две части речи, надо выяснить: от чего зависит сравнительная степень и каким членом предложения является. Сравнительная степень прилагательного относится к существительному , отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?), является сказуемым . Сравнительная степень наречия относится к глаголу , отвечает на вопрос как? и является обстоятельством . Сравним: задача (какова?) проще — прилагательное, смог решить (как?) проще — наречие.

Следует различать омонимы в составе наречий, в составе слов категории состояния (СКС) и в составе имён прилагательных. Например:

  • У меня на душе спокойно (категория состояния);
  • Река течёт спокойно (наречие);
  • Дитя спокойно (имя прилагательное).

Обратите внимание : некоторые наречия образуют форму сравнительной степени от другого корня: хорошо — лучше , плохо — хуже .

Конспект урока по русскому языку «Наречие как часть речи«. Еще конспекты по теме «Наречие это»:

На какие вопросы отвечает наречие?

Наречие отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ные вопро­сы (где? куда? отку­да? зачем? как? и пр.), если зави­сит от гла­го­ла, и вопро­сы опре­де­ле­ний (какой? какая? какое? какие?), если в пред­ло­же­нии пояс­ня­ет имя существительное.

Чтобы выяс­нить, на какие вопро­сы отве­ча­ет наре­чие в рус­ском язы­ке, напом­ним, что эта само­сто­я­тель­ная часть речи объ­еди­ня­ет неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. Наречие обла­да­ет общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем, как и любая часть речи, и отве­ча­ет на вопро­сы, по кото­рым мож­но его рас­по­знать в тексте.

Наречие обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия или состо­я­ния (надол­го заду­мать­ся), при­знак при­зна­ка (очень шуст­рый), при­знак пред­ме­та (шум свер­ху).

Какие вопросы можно задать к наречию?

А далее, что­бы узнать, какие вопро­сы сле­ду­ет задать к наре­чию, ука­жем, что в рус­ском язы­ке сло­ва этой части речи по их функ­ции делят на зна­ме­на­тель­ные и место­имен­ные.

Читайте также:
Вышли или вышло - разбор правописания и примеры предложений

Знаменательные наре­чия непо­сред­ствен­но обо­зна­ча­ют усло­вия, при­зна­ки дей­ствий, дру­гих при­зна­ков и пред­ме­тов. В свою оче­редь зна­ме­на­тель­ные наре­чия под­раз­де­ля­ют на раз­ря­ды по зна­че­нию:

1. опре­де­ли­тель­ные

  • наре­чия обра­за действия;
  • наре­чия меры и степени;

2. обсто­я­тель­ствен­ные

  • вре­ме­ни
  • места
  • при­чи­ны
  • цели

Наречие каж­до­го раз­ря­да отве­ча­ет на харак­тер­ные для него вопросы.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу раз­ря­дов зна­ме­на­тель­ных наре­чий в рус­ском язы­ке и ука­жем вопро­сы, на кото­рые они отвечают.

Разряды Вопросы Примеры
Образа дей­ствия Как? Каким образом? Хорошо, быст­ро, герой­ски, набе­ло, вер­хом, испод­воль, без­упреч­но, впотьмах.
Времени Когда? Сегодня, вче­ра, утром, зимой, нака­нуне, сей­час, допозд­на, спо­за­ран­ку, теперь, уже.
Места Где? Куда? Откуда? Вблизи, дома, сюда, напра­во, спра­ва, вверху.
Меры и степени Сколько? Насколько? Слишком, еле-еле, впя­те­ро, очень, весь­ма, совсем, черес­чур, крайне, чуть-чуть.
Причины Почему? Отчего? Сгоряча, сосле­пу, поне­во­ле, неда­ром, спро­со­нок, со зла, неспроста.
Цели С какой целью? Для чего? Назло, нароч­но, невзна­чай, спе­ци­аль­но, в шут­ку, наперекор.

На какие вопросы отвечают местоименные наречия?

Местоименные наре­чия толь­ко ука­зы­ва­ют на при­знак или усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия. Эти наре­чия делят на такие же раз­ря­ды, как и местоимения:

  • ука­за­тель­ные (тут, здесь, отту­да);
  • вопро­си­тель­ные (где? куда? как?);
  • отно­си­тель­ные (где, куда, как);
  • неопре­де­лен­ные (кое-как, как-нибудь);
  • опре­де­ли­тель­ные (по-другому, всю­ду);
  • отри­ца­тель­ные (нику­да, неко­гда).

В зави­си­мо­сти от того, на что они ука­зы­ва­ют (место, вре­мя, при­чи­ну, образ дей­ствия), место­имен­ные наре­чия отве­ча­ют на ана­ло­гич­ные вопро­сы, как и знаменательные.

Старожилы утвер­жда­ют, что здесь (где?) води­лись (когда?) когда-то медведи.

Сделай все это (каким обра­зом?) по-иному .

Она (поче­му?) зачем-то пошла в дру­гую сторону.

Вопросы к наречию в предложении

В зави­си­мо­сти от того, сло­во какой части речи пояс­ня­ет наре­чие и каким явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния, к нему зада­дим раз­ные син­так­си­че­ские вопросы.

Чаще все­го наре­чие, обо­зна­чая при­знак дей­ствия, при­мы­ка­ет к гла­го­лу или при­ла­га­тель­но­му и дру­го­му наре­чию, если выра­жа­ет при­знак при­зна­ка. В такой роли оно явля­ет­ся обсто­я­тель­ством и отве­ча­ет на типич­ные вопросы:

когда? куда? где? как? зачем? поче­му? и пр.

Примеры

Из-за окна слы­шит­ся (как?) непре­рыв­но шум дождя.

Известно (с каких пор?) издав­на , что пче­ли­ный мёд полезен.

В буке­те луго­вых цве­тов очень (в какой сте­пе­ни?) при­вле­ка­тель­но выгля­дят коло­коль­чи­ки и ромашки.

Только что про­шел весь­ма (в какой мере?) тихий дождик.

Изредка наре­чие пояс­ня­ет суще­стви­тель­ное в роли под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обсто­я­тель­ства. Тогда оно нахо­дит­ся в пост­по­зи­ции за пояс­ня­е­мым им сло­вом, то есть непо­сред­ствен­но за ним. В такой син­так­си­че­ской роли наре­чие явля­ет­ся несо­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие?

Примеры:

Девочка выбе­жа­ла на крыль­цо в паль­то (каком?) нарас­паш­ку .

Его бег (какой?) впри­прыж­ку по бере­гу реч­ки напом­нил мне босо­но­гое детство.

Походка (какая?) враз­вал­ку помо­га­ет моря­ку усто­ять на ногах во вре­мя мор­ской качки.

Ответы (какие?) наспех все­гда нело­гич­ны и даже абсурдны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: