Русский язык – предмет, определение, наука, задачи, изучение

Современный русский язык как предмет изучения

Язык является самым ценным наследием, которое получили современные люди от предшествующих поколений. Язык народа – это его жизнь, история, развитие, будущее. Благодаря языку формируется и оттачивается наша мысль, благодаря языку осуществляется общение внутри человеческого коллектива, благодаря языку совершенствуется сам человек. Такая важная роль

языка в общественной жизни учит бережному отношению к нему, требует прочного и твердого знания его правил и законов развития. Это особенно важно для студентов-филологов, которые должны нести эти знания другим людям.

Термин современный русский литературный язык употребляется в нескольких значениях:

– как обозначение системы современного русского литературного языка, т.е. совокупности норм образования и функционирования единиц русского языка (звуков, слов, словоформ, словосочетаний и предложений) на современном этапе развития;

– как название науки, которая изучает звуковую, лексическую, грамматическую системы современного русского литературного языка;

– как название учебной дисциплины, которая изучает основы науки о современном русском литературном языке.

Курс «Современный русский литературный язык» ставит следующие задачи:

1. Дать систематическое описание добытых наукой теоретических сведений по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике;

2. Познакомить с системой графики и научными основами орфографии, пунктуации русской письменной речи;

3. Показать слушателям курса многообразие функций русского языка, его культурную и социальную значимость, раскрыть его красоту и богатство;

4. Помочь овладеть нормами русской литературной речи, стилями и способами речевого общения;

5. Содействовать выработке у будущих учителей русского языка и литературы прочных умений и навыков лингвистического анализа основных

Курс современного русского языка включает в себя следующие разделы:

– «Фонетика». Эта область лингвистики изучает звуковую сторону языка, законы образования звуков и других фонетических единиц.

– «Орфоэпия». Орфоэпия устанавливает правила произношения звуков и их сочетаний.

– «Графика и орфография». Эти науки дают представления о русском алфавите и системе правил русского письма.

– «Лексикология и фразеология». В этих разделах рассматривается словарный состав языка, его лексический и идиоматический фонд.

– «Лексикография». Предмет лексикографии – история, теория и практика составления словарей, а также проблемы компьютеризации деятельности по составлению словарей и ведению словарной службы.

– «Морфемика». В этом разделе курса изучаются строевые единицы – морфемы и морфологическое строение слов;

– «Словообразование». В разделе «Словообразование» изучаются общие законы и конкретные способы образования новых слов;

– «Морфология». В этом разделе описывается строение форм слов, указываются особенности их изменения и функционирования в предложениях и тексте;

– «Синтаксис». Эта наука изучает законы соединения и упорядочения словоформ в словосочетании и предложении.

Хотя «Современный русский язык» – самостоятельная дисциплина, она не изолирована от других областей лингвистики.

В ходе изучения современного русского языка мы будем постоянно обращать внимание на межпредметные связи данного курса с курсом истории русского языка и на связи современного и других временных срезов бытования русского языка. Мы будем также фиксировать разнообразные связи русского языка с древними языками – старославянским, латинским, греческим.

Сопоставительные и сравнительный методы анализа помогают яснее представить, а в ряде случаев восстановить отдельные явления, аспекты и состояния русского языка на всей его временной протяженности.

Глубокому пониманию формирования и функционирования единиц русского языка способствуют знания, полученные из смежных курсов, прежде всего из курса диалектологии, в котором изучаются территориально ограниченные разновидности русского языка.

В свою очередь, овладение лексическими и грамматическими ресурсами русского языка способствует формированию высокой культуры речи и речевого поведения, формированию основ ораторского и педагогического мастерства.

Читайте также:
Прежде всего запятая требуется в каких случаях?

Многообразие русского языка находит непосредственное отражение в произведениях художественной литературы, а потому все разделы современного русского языка находятся в самых тесных отношениях с литературоведческими дисциплинами, а также с историей, философией, психологией, логикой, культурологией и еще очень многими другими науками.

2. Русский язык – национальный язык русского народа, выразитель истории и культуры русского народа

Под национальнымрусским языком подразумевается языковая система фонетических, лексических и грамматических единиц и правил, которая складывалась на протяжении веков и которая отличает язык русской нации от любого другого языка.

Русский национальный язык неоднороден. В него включаются отдельные разновидности, каждая из которых имеет свою сферу применения. В составе национального русского языка можно выделить ядро, центр – литературный язык, и периферию, которую образуют территориальные и социальные диалекты (жаргоны, профессионализмы, сленг, арго), различные подъязыки, область просторечия. Доля этих составляющих может меняться, например, для современного состояния русского языка характерно снижение доли диалектизмов, но расширение словаря и сферы использования жаргонной лексики. Все эти формы существования отличаются друг от друга, но объединены – в своей основе – общей грамматической системой и общим словарным запасом.

Русский национальный язык, как и многие другие языки, прошел длительный эволюционный путь и продолжает свое развитие. Национальный русский язык начинает складываться к XVII веку параллельно с образованием Московского государства. Формирование нации и национального языка связано с образованием государства, упрочением его границ, экономических и политических связей между отдельными территориями. Славянские племена в Киевской Руси XV – XVI вв., хотя и представляли одну народность, не были еще нацией. Нации возникают в период преодоления экономической раздробленности, развития товарного обращения и возникновения единого рынка.

У разных народов процесс складывания нации и языка протекал в разное время и шел разными путями. Русский национальный язык сложился на основе московского диалекта, который уже к XV – XVI вв. утратил свою территориальную ограниченность. Его черты, такие, как аканье, иканье, произношение заднеязычного взрывного звука и некоторые другие, до сих пор сохранились в современном русском языке. Кроме того, в формировании русского национального языка заметную роль сыграл старославянский язык. Заметно влияние на русский язык и многих других языков, например, французского и английского.

К.Д. Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…». И действительно, язык подобно летописи рассказывает нам о том, как жили наши предки, с какими народами они встречались, с кем вступали в общение. Все события сохраняются в народной памяти и передаются из поколения в поколение с помощью слов, устойчивых сочетаний. Немало могут рассказать нам об истории русского народа пословицы и поговорки.

Русский язык – предмет, определение, наука, задачи, изучение

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Глава I
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

§1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ

Общее понятие о методике. Методика преподавания русского языка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков). Методика родного языка опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии, о связи языка и сознания, речи и мышления. Ф. И. Буслаев писал: “Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого” (Преподавание отечественного языка. – М., 1992. – С. 26). Методика обеспечивает такую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции – быть важнейшим средством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде. Задача школы и научной методики – сделать для каждого учащегося его собственные языковые умения максимально гибким, совершенным органом интеллектуального мира человека.

Читайте также:
Глаголы-исключения 1 и 2 спряжения ℹ определение, правило правописания личных окончаний, примеры разноспрягаемых глаголов, памятка и таблица

Родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать чужие учиться в современной школе невозможно, так же как и стать полноценным членом общества. Для решения своих задач методика выбирает оптимальные варианты в рамках классно-урочной системы, жестко ограниченного числа уроков и объема учебного материала по утвержденным программам и учебникам с использованием оборудования – от тетрадей

и доски с мелом до лингафонных кабинетов, телевидения и компьютеров.

Иногда высказывается мнение о методике как о прикладной, практической отрасли педагогики, дающей рекомендации по обучению конкретному предмету, конкретной теме. Методика действительно дает такие рекомендации, но она имеет и теоретическую часть; практические решения опираются на познанные закономерности формирования грамматических понятий, овладения речью, усвоения письма и орфографии, навыков чтения, интонаций, на изученные трудности и ошибки учащихся. На познании закономерностей основываются диагностическая и прогностическая функции методики.

Предмет методики. Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя: а) содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по отбору и “подаче” материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков. Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено.

Деятельность учащихся и учителя методика рассматривает как взаимодействие, как совместную деятельность, как сотрудничество при ведущей роли учителя.

Задачи методики. Методика решает четыре задачи: первая -“зачем изучать”, т.е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; вторая – “чему учить”, т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерии их выявления и оценки. Третья задача – “как учить”: разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования. Четвертая – “как контролировать усвоенное”, т.е. определение критериев оценки, методов контроля.

Задача курса – дать студентам минимум теоретических и практических сведений, которые послужат основой овладения практическими умениями и навыками в области преподавания русского языка; подготовить студентов к реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций этого предмета, к творческой деятельности и к изучению передового опыта школ.

Курс предназначен для студентов, которые готовятся стать учителями средней школы, они будут преподавать русский язык как

родной для учащихся. Но методика русского языка как наука шире: она объединяет в себе направления: “Методика начального обучения русскому языку”, “Методика преподавания русского языка как неродного” (в национальной школе и для иностранцев) и пр.

Читайте также:
Лица глаголов в русском языке и таблица для их определения

Поиск ответа

Всего найдено: 7

Вопрос № 306174

Самозанятой или само занятый ? (для тех, кто использует специальный налоговый режим)

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 296218

Добрый день. Объясните, пожалуйста, в чем разница между “занятОй” и ” зАнятый “? В каких случаях употребляется первое, а в каких – второе?

Ответ справочной службы русского языка

З а нятый – причастие, обозначает временный признак: занятый кубиками малыш. Занят о й – прилагательное в значении ‘не имеющий свободного времени, обременённый делами, работой’, обозначает постоянный признак: вечно занятой отец.

Вопрос № 247638

Почему в словах ЗАНЯТЫЙ и ЗАНЯТОЙ разные окончания?

Ответ справочной службы русского языка

Гласная О в окончании прилагательного возможна только под ударением.

Вопрос № 246808

Почему в слове занятый пишется я?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 233982

Господа, помогите разрешить спор. Писать фразу “Если Вы занятой человек и ни на минуту не расстаетесь с вашим ноутбуком, . ” мне кажется, правильнее так, с тире: “Если Вы– занятый человек и ни на минуту не расстаетесь с вашим ноутбуком, . ” Какому правилу тут будет подчиняться пунктуация, если верен второй вариант?

Ответ справочной службы русского языка

По основному правилу верен вариант без тире (если подлежащее выражено местоимением, тире не ставится). Однако возможна постановка интонационного тире.

Вопрос № 223699

Как правильно поставить ударения: место ЗАНЯТО; линия ЗАНЯТА; Маша ЗАНЯТА делом?

Ответ справочной службы русского языка

Воспользуйтесь окном «Проверка слова» (следует ввести _ занятый _).

Вопрос № 212214

Здравствуйте! Меня сегодня впервые сильно озадачило слово “занят”. Я не понимаю, какой частью речи оно является; на какой слог падает ударение в слове “занята” (думаю, что на последний, но хочу быть уверенна); и почему я не могу его найти в вашем словаре? Спасибо, Инна

Ответ справочной службы русского языка

_Занят_ — краткая форма прилагательного _ занятый _. Чтобы найти слово в словаре, следует ввести начальную форму: _ занятый _. Ударение в форме _занята_ падает на последний слог.

Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов!

Привет Пикабу! Я зарегистрировался на этом сайте 10 минут назад и сразу захотелось поделиться чем-то полезным, чего иногда не хватает под рукой. Поэтому держите: правильное ударение в 500 словах:)

Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.

бухгАлтеров, род.п. мн.н

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

Искра знания и искрА зажигания

Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

мЕстностей род.п. мн.ч

стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.

твОрОг (двойное ударение)

фенОмен (необычное явление)

феномЕн (выдающийся человек)

электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)

языкОвая колбаса, языковАя система

Большинство материала взято с этого источника

Всем спасибо за внимание!

Найдены возможные дубликаты

Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.

Когда написано щёлкать, то ясно, что на ё ударение. А когда щелкать, то люди начинают сомневаться. То же самое с включён, проторённый, приручённый, углублённый и прочими.

@sarth, не спи, ты – почти нео!))))

Вас теперь двое.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 6 класса 1 четверти

За что же его так заминусили?

Пизжу много, я ж ебучая нейросеть. А что делает местный хомячоныш, когда ему не нравится мой комментарий? Верно!

Грамотности пост # 3. ВодопрОвод или водопровОд?

Исключение: электропрОвод, электропрИвод и т.п. Полагаю, что эти слова образованы немного иным образом, чем представленные на рисунках выше.
здесь берется готовое слово прОвод и прИвод, и к ним добавляется еще один корень. Потому, видимо, просто оставили в них ударение на том корне, который играет в слове главную роль.

Говорите правильно!

Любите так же сильно, как я, белоснежные рубашки и футболки? Они подходят под что угодно, классика и маст-хэв любого гардероба.

Так вот, любителям!

Такие белоснежные вещи называются КИПЕННО-БЕЛЫЕ, с ударением на И, от слова «кИпень». А кипень – это белая пена на поверхности воды при кипении или бурном волнении. Отсюда и прилагательные «кипенный» и «кипенно-белый».

А не «кипельно белые», пожалуйста! :)

Вогуч и мелик руский езык?

На Пикабу я много лет изредка заходил что-то почитать, но заводить аккаунт нужным не считал, пока окончательно не закрыли дайджест-портал, где участвовал раньше (называть не буду, ибо ни к чему). С грустью отметил, что здесь, как и везде, действует общая тенденция к утрате основ владения русским языком. Одно время казалось, что «раньше было лучше, все были грамотными, а теперь так плохо учат». Но нет – касается это как молодежи, так и многих пикабушников в возрасте. Объяснений тому нет, и искать их не хочется.
При попытке подсказать, как писать правильно, нередко ответная реакция такова: «Мы не в школе, я не на экзамене, не привязывайтесь ко мне. Кому надо, тот и так поймет». Могу огорчить: если так же скажет кассир в магазине или инженер, делающий проект дома, – результат будет примерно таким же. С той лишь разницей, что нельзя будет закрыть неграмотный пост и перейти к другому. Просто поверьте – совершенно невыносимо читать даже хороший и умный текст, когда в нем есть ужасающие ошибки в применении самых элементарных правил.
Да, я знаю, что эта картинка дубликат, но она – неплохая иллюстрация сказанного. Смею надеяться, что хотя бы пара пикабушников, увидев ее, больше не станет выдавать таких перлов. И других, о которых скажу ниже.

Сразу отмечу, что с помощью автокорректора бороться с этой бедой невозможно. Что в Ворде, что в любом из форумов он пропускает массу ошибок, считая их нормой, и наоборот, подчеркивает правильно написанные слова, если их нет в базе.
Почти все примеры взяты из вчерашней ленты, лишь для пары ошибок искать «образчики» было лень и я привел типичное «неправильнописание». Заранее предупреждаю: посты выбраны произвольно, авторы не указаны, поскольку цель – никоим образом не обидеть кого-то, а лишь достучаться хотя бы до малого количества пишущих.
Итак, начнем.

«Если вы примите особенности вашего здорового малыша. »
Ошибочное употребление повелительного наклонения вместо действительного. Обычно проверяется чередованием гласных под ударением: примᴎ́те – прᴎ́мете.

При том у самой права есть.
Слово «притом» пишется слитно, если это присоединительный союз. «При том» пишется раздельно как местоимение с предлогом (при том здании).

навесили ярлык [. ], при чем необоснованно

Союз «причем» пишется слитно в отличие от сочетаний предлога с местоимением. Союз «причем» имеет присоединительное значение (Эксперимент был проведен удачно, причем впервые). Сочетание «при чем» употребляется в вопросительных предложениях: При чем тут он со своими претензиями?

Читайте также:
Новорожденный ударение на каком слоге ставится читайте онлайн

у нас захотел остановится на несколько дней / Должна получится красивая садовая фигура
Удивительны постоянные ошибки в одном из самых простых правил русского языка. Захотел (что сделаТЬ?) – значит, остановиТЬСЯ. Он (что сделаЕТ?) – значит, остановиТСЯ.

Родной папаша ребят, бросил их и мать
Между подлежащим и сказуемым знаки препинания нужны, только если между ними находится вставная или вводная конструкция.

толи за рулем уснул, толи в неадеквате был
«То ли» – это лексема, которая состоит из указательного местоимения «то» и частицы «ли», которые вместе являются сочинительным разделительным союзом. Слитной формы написания такого союза не существует.

Вопрос юристам и тем, у кого были прицинденты.
Тут пояснений не требуется. Требуется словарь.

Приехал с Москвы / Я с Питера
Эта шикарная диалектная конструкция служит безошибочным индикатором, откуда на самом деле приехал человек.

Предлог «с» чаще всего выражает направление «сверху вниз» (слезть с крыши), а «из» говорится тогда, когда мы подразумеваем «изнутри наружу» (выйти из машины, достать из стола).

А ещё предлог «в» нужен при обозначении географических названий: в России, в Европе, в Америке. Однако это правило работает не везде и не всегда. Например, если мы рассказываем об островах, островных государствах, необходим предлог «на». Но общее правило таково: существует две пары антонимичных предлогов: в/из и с/на. Если мы едем в «Прибалтику», то возвращаемся «из Прибалтики». Если мы едем «на Алтай, на Кавказ», то возвращаемся «с Алтая, с Кавказа».

цех, на котором изготовляли оружейные детали
В некотором роде продолжение предыдущей заметки. «На» цехе – это на его крыше. Продукцию изготавливают «в» цехе и выпускают «из» него.

частенько попадаются люди, которые прут мне на встречу
Слово «навстречу» правильно пишется слитно как наречие. «На встречу (с братом)» следует писать раздельно, если это имя существительное с предлогом.

Слова «навстречу» и «на встречу» звучат одинаково, а пишутся по-разному. Слитное или раздельное их написание зависит от того, к какой части речи они принадлежат.

Мне надо было по чинить машину
У глаголов нет и не может быть предлогов. Никогда. Ни при каких условиях. У глаголов бывают только приставки. Абсолютно непонятна этимология этой ставшей ныне массовой ошибки.

пол часа прошло / Через пол года

Слова, начинающиеся с «пол-» пишутся через дефис только если: после «пол-» стоит согласная буква «л» (пол-ложки); после «пол-» стоит гласная буква; после «пол-» стоит имя собственное.

Во всех остальных случаях «пол-» со словами пишется слитно. Раздельного написания не существует.

которая заявляла, в принципе, все тоже самое
«Тоже» (синоним – «также») можно заменить соединительным союзом «и» (Я тоже (= И я) мороженое хочу). «То же» = «такое же, аналогичное»; частицу «же» можно опустить без нарушения смысла высказывания. За указательным местоимением «то» часто следует определительное местоимение «самое» или его можно подставить (Я хочу то же (= такое же) мороженое, как у него).
Говорят, что бы выставить счет – нужно что бы их замерщик.
Еще одна массовая ошибка-беда, взявшаяся неведомо откуда. Следует запомнить простое правило. Если речь идет о просьбе, приказе, пожелании, причине – пишется слитно (Надо подумать (для того), чтобы поесть). Если предложение можно произнести без частицы «бы» или добавить эту частицу на «именно» – значит «что бы» пишется раздельно (Надо подумать, что бы (что именно) поесть).

Читайте также:
Заимствованные слова в русском языке ℹ примеры слов, способ отличить заимствованную лексику от исконно русских единиц лексики, признаки

Быть занудой плохо, но гораздо хуже – ежедневно встречать такие перлы в постах. Люди, бережно обращайтесь с русским языком!

Правильная постановка ударения в слове “занята”

Акцентологические нормы нашего языка довольно сложны, по этой причине произнесение большого количества слов вызывает трудности даже у образованных людей. А связано это с тем, что ударение у нас — подвижное, то есть не закреплено за каким-то одним слогом, как это происходит, например, во французском языке, в котором ударение падает в основном лишь на последний слог.

В русском языке акцент в слове может быть сделан на любой из слогов. К примеру, в спорных для акцентологического произношения словах «занята» и «принята» ударение многими ставится, можно сказать, куда случится: и на первый, и на второй, и на третий слоги. Но верный вариант чаще всего один. Так как же правильно?

Правильная постановка

Занята и принятa

В этом случае акцентологический упор необходимо делать на третий слог, то есть на окончание. При этом в краткой форме прилагательного или причастия женского рода акцентологический упор осуществляется на последний слог (занятА). В остальных формах краткого прилагательного или причастия ударными будут первые слоги — «друг сегодня зАнят», «футболисты зАняты тренировкой», «помещение зАнято».

Положение ударения в подобных словах устанавливается правилом, в согласовании с которым в страдательных причастиях прошедшего времени, а также кратких формах прилагательных акцент ставится на основу указанного слова, за исключением одной единственной формы — единственного числа женского рода. В такой ситуации акцент переносится на окончание. К примеру, «мегаполис взЯт», но «цитадель взятА»; «переговорщик хОлоден», но «собеседница холоднА».

Со словом «пpинята» практически та же ситуация. Но при всем этом в среднем или мужском роде (пpинято, пpинят), а также в форме множественного числа (приняты) акцентологический упор делают на первом слоге. Соответственно, «Анна принятА на подготовительные курсы», но «Катя и Вова прИняты в начальную школу» или «законодательство прИнято большинством голосов».

Занять и пpинять

Безошибочная постановка в женском роде кратких причастий — не только одна орфоэпическая проблема, которая возникает при спряжении таких глаголов как «занять», «принять» и аналогичных им. Построение форм прошедшего времени этих слов также могут порождать массу вопросов. К примеру, «занЯл» или «зАнял»? Ударение здесь не влияет на смысл, поэтому и дезориентирует человека. Все приведенные выше глаголы составляют довольно обширную группу этих частей речи с приставками и с корнями, имеющих один слог, то есть таких как: пожить, прибыть, запить, начать и так далее.

В подобных глаголных формах прошедшего времени акцентологический упор будет сделан на приставку, за исключением формы женского рода, при которой, как и в варианте с краткими причастиями, ударным окажется окончание. Приведем пример ударения в слове «приняли» (а также «заняли»):

  1. ЗAнял, занялA, зAняло, зAняли.
  2. ПрИнял, принялA, прИнялo, пpИняли.
  3. ПOжил, пожилА, пOжило, пОжили.

Ударными первый слог будут иметь страдательные причастия прошедшего времени, включая также и женский род, иначе говоря, ударный акцент будет падать на приставку. Приведем пример ударения в слове «занял» и подобных:

  1. ЗAнятый, зAнятая, зAнятое, зAнятые.
  2. ЗAлитый, зАлитая, зAлитое, зАлитые.
  3. ПрИнятый, пpИнятaя, пpИнятое, пpИнятыe.

При этом в прошедшем времени у действительных причастий согласно правилам русского произношения ударение нужно ставить на второй слог, и это будет его корень. Приведем пример:

  1. ЗанЯвший, занЯвшая, зaнЯвшее, занЯвшиe.
  2. ДoжИвший, дожИвшая, дoжИвшее, дожИвшие.
  3. ПринЯвший, принЯвшая, принЯвшeе, принЯвшие.
Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 3 класса 4 четверти

Заключение

Итак, мы с вами выяснили, что все основные сложности, связанные с правильным выбором постановки ударения в данных словах, как и во множестве подобных им, заключаются в отсутствии единых правил. Современная наука никак не решает эту проблему, довольствуясь лишь выпуском разного рода словарей, с которыми необходимо сверять верность произношения. К сожалению, пока не наблюдается никаких предпосылок, которые бы могли дать основание для ожидания исправления ситуации. К тому же сложно будет убедить население массово перестроиться на новую систему расстановки акцентологических упоров, если таковая будет разработана и введена.

Иногда бывают случаи, когда ударение впрямую зависит от смысла. При спряжении или склонении слов оно свободно перемещается с одного слога на другой, что также затрудняет безошибочность его постановки. К сожалению, в современной системе образования очень многое отдается в распоряжение только лишь человеческой памяти. Поэтому в большинстве случаев произношение тех или иных слов приходится просто запоминать без какого-либо объяснения. При возникновении трудностей или разногласий при голосовом выделении слога нас отсылают к орфоэпическому словарю.

Видео

Из этого видео вы узнаете, как можно научиться запоминать правильное ударение в разных словах.

Занятой ударение куда падает и как правильно произносить слово?

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (постановка ударения) проверяются в задании 4.

От учащихся требуется выписать одно из четырёх слов, в котором неверно выделено ударение — ударная гласная обозначена большой буквой. В ответ вписывается слово без изменений, без выделений большими буквами. Обратите внимание на букву Ё: если слово с ошибкой содержало эту букву, её нужно писать и в ответе. Например, из четырёх слов:

первое имеет неверно выделенное ударение. Выписываем это слово в ответ без изменения, с буквой Ё. Обращаем внимание на то, что вопрос о возможном написании Е вместо Ё решается просто: перед каждым экзаменуемым на экзамене будет бланк, в котором указаны ВСЕ разрешённые буквы и знаки. На данный момент времени в образцах бланках буква Ё есть.

Для тренировки в отработке навыка постановки ударения РЕШУЕГЭ предлагает как слова из Орфоэпического минимума ФИПИ (2019 год), так и слова, не вошедшие или вышедшие из него.

В задания с повышенным уровнем сложности наряду со словами с явно ошибочным ударением включены слова, имеющие два варианта ударения.

Орфоэпический словник ФИПИ 2019

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность.Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка — мукА, трУсит — трусИт, погрУженный на платформу — погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).

Читайте также:
Как пишется рубль по правилам русского - объяснение с примерами

Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Имена существительные

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге.

бОроду, вин.п., только в этой форме ед. ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род. п. мн. ч., неподвижное ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им. п. мн. ч., неподвижн. ударение

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

мЕстностей, род. п. мн. ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

некролОг, см. каталОг

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед. ч. Отрочество, от Отрок — подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию)

сирОты, им. п. мн. ч., ударение во всех формах мн. ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им. п. мн. ч.

созЫв, см. призЫв

столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

Имена прилагательные

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 7 класса 1 четверти

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях.

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав —прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Как правильно поставить ударение в слове: простые правила грамотной речи

Как правильно ставить ударение в словах? Таким вопросом, так или иначе, задается хоть иногда каждый из нас. Какие слова мы употребляем, насколько правильно произносим ударение — все это определяет грамотность нашей речи. А грамотная речь — дело чести любого уважающего себя человека.

О том, что это такое и есть ли какие-то правила постановки ударения в русском языке, мы и поговорим.

Немного теории

Каждое слово имеет свой ударный слог, который произносится с несколько большей силой, чем все остальные. Это и есть ударение.

Примечательно, что в японском языке акцент на слоге делают с помощью высоты тона, в латинском — продолжительностью гласного звука, а русский, французский, английский используют ударную силу.

А вот четких правил относительно того, куда ставить ударение в слове, — нет, потому что в русском языке оно свободное.

Вот что говорит по этому поводу главный редактор сайта “Грамота.ру” В. Пахомов:

Правила и исключения из правил

Но правила с многочисленными исключениями относительно того, как ставится ударение, все же есть. Они применяются для разных частей речи, и для каждой из них они свои.

Для глаголов

  • ударный последний слог в произношении некоторых глаголов женского рода в прошедшем времени: звалА, ждалА и др.; за исключением глаголов
  • некоторые приставочные глаголы имеют акцент в начале слова: Отдал, дОжил, прИбыл и др.; причем допустимо, но нежелательно, говорить отдАл, дожИл, и недопустимо — прибЫл;
  • большая группа глаголов спрягается с ударением на последнем слоге: влачИть — влачИшь, влачИт, влачИм, влачАт;
  • глаголы от прилагательных имеют ударный последний слог,
  • если глагол возвратный имеет мужской род и прошедшее время, то акцент — в конце слова: началсЯ, удалсЯ.

Для существительных

  • если слово пришло к нам из иностранного языка, это не значит, что оно сохранит свое ударное произношение: например, оно изменилось в слове ноутбУк, а не нОутбук, и осталось, как есть, в словах жалюзИ, бульОн, шампиньОн и др.;
  • в существительных, имеющих в своем составе слово “метр”, подчеркивается именно оно: киломЕтр, миллимЕтр;
  • корень ”лог” в словах — ударный; исключение — анАлог и слова, которые обозначают род занятий, например, палеонтОлог;
  • в существительных со словом “провод” в значении “транспортировать” подчеркивается “вОд”: водопровОд, нефтепровОд; исключение — электропрОвод, электропрИвод;
  • отглагольные существительные сохраняют акцент: обеспЕчение — обеспЕчить.
Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 7 класса 1 четверти

Для прилагательных

  • некоторые прилагательные созвучны с существительными, от которых произошли: слИвовый — слИва;
  • в некоторых случаях, в краткой и сравнительной форме акцент делается на окончании: стрОйный — стройнА — стройнЕе;
  • если же в начальной форме ударная середина слова, то и в сравнительной форме она не меняется: красИва — красИвее.

Для причастий

  • слова с акцентом на окончании: снятА, запертА, занятА;
  • причастия с первым ударным слогом: мОлотый от глагола молОть , зАгнутый от глагола загнУть.

Для наречий

Для деепричастий

  • ударные глагольные слоги сохраняются: поднЯть — поднЯв, воздАть — воздАв.

Особенности постановки ударения в русском языке

В некоторых словах ударные слоги меняются с течением времени в связи с языковыми изменениями. Если раньше говорили варИт, катИт, дарИт, то сегодня такое произношение режет слух. Мы правильно ставим ударение в словах и говорим вАрит, кАтит, дАрит.

К этой же категории относится слово звонИт, с правильным произношением которого много путаницы. Вполне вероятно, что со временем мы станем говорить звОнит, хотя сегодня такое произношение считается неправильным, но в разговорной речи допускается.

Чтобы какой-либо вариант постановки ударения в слове стал допустимым, он должен употребляться большинством образованных людей.

А где ставить ударение в слове средства? Знаете?

В словах “средство” и “средства”, будь то средства производства, финансы или средства массовой информации, ударное всегда Е. Это правило без исключений.

Надо отметить, что в некоторых словах свободное ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, вЕдение — ведЕние, Отзыв — отзЫв.

Еще оно бывает подвижным, если меняется при изменении формы слова, например, клык, клыкА, клыкИ.

И бывает неподвижным, когда не зависит от этого, например, закУпорить, закУпорил.

В русском языке есть слова, в отношении которых допустимо разное произношение:

Что делать и как запомнить

Как же быть, когда нет единых правил, а вам не хочется повторять неправильные, с прочно укоренившимися ошибками, слова?

  1. Можно обратиться к орфографическому и орфоэпическому словарям.
  2. Можно повесить на видном месте памятку с трудными словами, чтобы задействовать свою зрительную память и запомнить, как правильно поставить ударение в слове.
  3. Можно многократно повторять вслух слова или выучить стишки вроде этих:
  4. Если для вас русский язык неродной, то помимо вышеперечисленных способов можно посоветовать активно включаться в живое общение. Понятно, что задача овладеть великим и могучим не из легких, но “дорогу осилит идущий”.

Ну, а теперь давайте попробуем пройти тест — поставь правильно ударение в словах:

Заключение

Давайте работать над своей речью. Пусть родной язык звучит свободно и красиво!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: