Степени сравнения наречий – как образуются плюс исключения

Как образуются степени сравнения наречий в русском языке

  1. Какие из наречий обладают степенями сравнения
  2. Как формируется сравнительная степень, или компаратив
  3. Как возникает компаратив (степень простая сравнительная)
  4. Образование составной формы
  5. Образование суперлатива

Некоторые наречия способны образовывать степени сравнения, таким образом усиливая признак действия, состояния или же другого признака. Степени сравнения у наречий образуются с участием суффиксов, приставок или путем подстановки слов-помощников.

Какие из наречий обладают степенями сравнения

Это особенная часть речи. Хотя она самостоятельная, как существительное или глагол, но обладает рядом особенностей:

  1. Не склоняется по падежам;
  2. Не изменяется по числам, родам, лицам, временам (не спрягается);
  3. Не имеет окончания, даже нулевого.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод:

Наречие – неизменяемо. Буквы, которые стоят на конце слов, не окончания, а суффиксы.

О том, какие из наречий образуют особые формы, говорит их происхождение. Эта часть речи может образовываться от:

  • существительного (вечером, вокруг, поблизости);
  • глагола (вдогонку, вплавь, мимоходом);
  • прилагательного (холодно, изредка, глубоко);
  • причастия (осуждающе, изолированно);
  • числительного (вдвоем, однажды, натрое);
  • другого наречия (отовсюду, позавчера).

Степени сравнения бывают только у слов, которые произошли от прилагательных (только качественных). Они все имеют на конце суффикс «-е» либо «-о». Например, веселый – весело, горячий – горячо, тихий – тише и подобные. Обычно наречия, у которых есть степени сравнения, обозначают способ или образ действия, меру – мало, много.

Суффикс показывает, способно конкретное наречие образовать степени сравнения или нет

У наречий есть две степени сравнения в русском языке:

Первая – «умеренная», говорит о том, признак выражен больше или меньше. Вторая же обозначает признак, проявляющийся максимально.

Некоторые филологи выделяют еще положительную степень. На самом деле это начальная форма, она не демонстрирует большей или меньшей выраженности признака, поэтому термин не считается общепризнанным.

Как формируется сравнительная степень, или компаратив

Эта форма бывает двух видов: простая или составная. Составную также называют аналитической, сложной.

Как возникает компаратив (степень простая сравнительная)

Чтобы поставить слово в эту форму, используют суффиксы «-ше», или «-е», а также «-ей» и «-ее», которые прибавляют к основе. При этом, если на конце основы есть буквы «-х», «-д», «-г», «-к», «-т» или сочетание «-ст», тогда при образовании новой словоформы произойдет чередование согласных:

  • тихо – тише;
  • громко – громче;
  • просто – проще;
  • круто – круче;
  • жарко – жарче.

Знание правил правописания поможет правильно образовать компаратив

Есть слова-исключения, которые не образуют простой формы, а дают исключительно сложную, к примеру, «робкий» (невозможно сказать «робчей»).

Некоторые наречия в степени простой сравнительной меняют основу в процессе словообразования либо образуют две простые формы. Например, плохо – хуже (изменение основы), большой – больше – более (возникновение двух форм).

Также в форме простой сравнительной степени у наречий встречается приставка -по. Образованные таким образом слова не характерны для литературной речи, они разговорные: погромче, пониже, подальше. Употребление подобных оборотов не считается ошибкой, но не приветствуется в деловом общении или публицистике.

Примечательно, что простая сравнительная степень у наречия идентична с аналогичным качественным прилагательным. Отличить их можно в контексте или при синтаксическом разборе:

  • Максим выше своего брата («выше» – прилагательное, сказуемое).
  • Максим выглядел выше своего брата («выше» – наречие, обстоятельство).

Понятный видеоурок по теме

Образование составной формы

У наречия в составной сравнительной степени есть «маячки» – слова «более», «менее». В повседневном общении такие обороты используют редко, больше в официальной речи, книжном стиле. Для примера:

  • уверенно – увереннее – более уверенно;
  • высоко – выше – менее высоко;
  • звонко – звонче – более звонко.

Слова-помощники присоединяют к исходной форме, не изменяя слово. Когда их употребляют вместе с простой сравнительной степенью наречия, возникает грубая ошибка. Недопустимы выражения «более теплее», «менее шустрее» и т.п.

Читайте также:
Русский язык - предмет, определение, наука, задачи, изучение

В таблице наглядно показано, как образуется компаратив

Образование суперлатива

Так же, как сравнительная, превосходная степень (или суперлатив) бывает простой и составной (сложной). Не все ученые выделяют простую форму как самостоятельную. В некоторых пособиях она даже не упоминается.

Чтобы образовать наречие в простой превосходной степени, его ставят в исходный вид, отбрасывают суффикс и прибавляют к основе «-айше», «-ейше». Подобные слова (нижайше, глубочайше) считаются устаревшими, их можно встретить в исторических романах, но не в разговорном общении (разве что для выражения иронии). Это же касается конструкций, образованных с архаичной приставкой «наи-»: наистрожайше, наидостойнейше.

Наречия в составной превосходной степени употребляют чаще. Она формируется с участием вспомогательных слов двумя способами.

Первый: к начальной форме прибавляют слова:

  • наименее;
  • наиболее;
  • максимально;
  • минимально.

Варианты с «максимально» и «минимально» часто не учитываются, хотя выполняют ту же функцию, что и их популярные «коллеги».

Простой вариант суперлатива часто не упоминают, поскольку он неактуален для современной речи

Например: наиболее точно, наименее приятно, минимально опасно. Такие сочетания литературно правильные, но характерны для книжной, официальной речи. Нельзя прибавлять слова-помощники к другим формам наречий, образуя обороты типа «наиболее высочайше».

Второй: к компаративу прибавляют местоимения «всех», «всего». Эти варианты считаются разговорными: сложнее всего, громче всех, правильнее всего. По таким местоимениям легко определить суперлатив.

Итак, степени сравнения наречий формируются, как видно, множеством способов. Зная, какие именно слова и морфемы используются в процессе, можно безошибочно распознать ту или иную форму.

Степени сравнения наречий, их образование.

Урок 24. Русский язык 7 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Степени сравнения наречий, их образование.”

· Сегодня мы с вами научимся сравнивать наречия.

· Будем различать наречия и прилагательные.

· И составим схемы, которые нам потом не раз пригодятся.

Вспомним, что наречие – это самостоятельная часть речи. Наречия не изменяются и обычно обозначают признак действия.

Наречия часто образуются от прилагательных при помощи суффиксов о, -е: громкий – громко, блестящий – блестяще, вызывающий – вызывающе.

Мы знаем, что признаки предметов могут проявляться в большей или меньшей степени. Например, Ваня – менее высокий, чем Юля. Значит, Юля выше Вани. А Полина вообще выше всех.

А могут ли проявляться в большей или меньшей степени признаки действий? Да, могут. Розовый самолет взлетел высоко. Но красный самолет взлетел выше. А желтый вообще взлетел выше всех.

Наречия на -о, -е, образованные от качественных имен прилагательных, могут иметь степени сравнения.

У наречий две степени сравнениясравнительная и превосходная. Каждая из них имеет простую форму и составную форму.

Сначала рассмотрим простую форму сравнительной степени.

Чтобы образовать простую форму сравнительной степени, от наречия нужно сначала отбросить конечные -о (-е) или -ко, а потом добавить суффиксы -ее (-ей), -е, -ше. Например, крикнуть громкогромче, ударить сильносильнее, прыгнуть высоковыше. Для наречий хорошо, плохо и мало есть особые формы сравнительной степени – лучше, хуже, меньше.

Посмотрим на образование составной формы сравнительной степени.

Чтобы образовать составную форму, к наречию достаточно добавить слова более или менее: громко – более громко, сильно – менее сильно, высоко – более высоко. От таких наречий, как хорошо, плохо, мало составная форма сравнительной степени не образуется.

Читайте также:
"По сути" ℹ выделяется запятыми или нет, обособление вводного слова с двух сторон, перед и после слова, значение и правописание

Обратим внимание на превосходную степень. Посмотрим, как образуется простая форма.

Дело в том, что эта форма сейчас почти не употребляется, но зато активно употреблялась раньше. Вам, конечно, знакомы такие слова, как покорнейше, нижайше, строжайше. Их часто можно встретить в литературе 19-го века. Например, в поэме Александра Грибоедова «Горе от ума» читаем такие строки:

Строжайше б запретил я этим лицам

На выстрел подъезжать к столицам.

Так что нам для общего развития нужно запомнить такие слова, как покорнейше, нижайше, строжайше – простая форма превосходной степени, к которой почти никто сейчас не обращается.

Гораздо чаще мы встречаемся в наше время с составной формой.

Составная форма превосходной степени образуется при помощи слов наиболее, наименее, которые присоединяются к исходной форме наречия, и слова всех, которое присоединяется к форме простой сравнительной степени.

Громко – наиболее громко

Сильно – наименее сильно.

Высоко – выше всех.

Попытаемся определить, в какой степени сравнения и в какой форме употребляются наречия.

Летом солнце светит ярче. Мы сравниваем – значит, это сравнительная степень. Форма образована с помощью суффикса – значит, перед нами простая форма.

Олег решил учиться более усердно. Перед нами сравнительная степень – мы сравниваем. Мы образовали ее при помощи слова более – значит, это составная форма.

Маша лепила снеговика усерднее всех. В этом предложении речь уже о превосходстве над другими, поэтому это превосходная степень. И, конечно, превосходная составная. Простая форма сейчас почти не употребляется.

А теперь давайте попытаемся отличить прилагательное от наречия. Кажется, это совсем несложно сделать.

Этот ноутбук очень дорогой. Ноутбук какой? – дорогой. Сразу становится ясно, что перед нами – прилагательное-определение.

Этот ноутбук стоит очень дорого. Стоит как? – дорого. Нет сомнений, что перед нами наречие-обстоятельство.

Но вот третье предложение. Тот планшет стоит еще дороже. Какой частью речи является выделенное слово?

Формы простой сравнительной степени у наречий и прилагательных совпадают. Простая сравнительная степень от прилагательного дорогой – слово дороже. И от наречия дорого – тоже слово дороже. Но не надо отчаиваться, мы действуем точно так же, как и в предыдущих примерах.

Планшет стоит (как?) – дороже. Мы поставили вопрос, и стало ясно, что слово дороже относится к глаголу, обозначает признак действия и является обстоятельством. Значит, это наречие.

А если бы предложение звучало так: Тот планшет – еще дороже? Планшет какой? – дороже. Слово дороже относится к существительному и обозначает признак предмета. А значит, перед нами прилагательное.

Есть небольшая хитрость, которая может нам помочь. Дело в том, что наречие часто сочетается с глаголом, а вот прилагательное, как мы знаем, зависит от существительного. Поэтому если слово в сравнительной степени примыкает к глаголу – скорее всего, это наречие. Иными словами, надо посмотреть: нет ли поблизости глагола?

Посмотрим на два предложения.

В первом предложении глагола нет, слово красивее относится к существительному Аня, определяет его. Значит, это прилагательное. А вот во втором предложении есть глагол учится, к которому относится слово прилежнее: учится как? – прилежнее Ани. Значит, перед нами наречие.

С составной формой превосходной степени, которая у наречий и прилагательных также совпадает, наша хитрость тоже действует. Посмотрим еще на два предложения.

В первом предложении сразу же отыскивается глагол поет, к которому и относится конструкция превосходной степени громче всех. Конечно же, это наречие.

А во втором предложении тверже всех явно относится к существительному алмаз, и никаких глаголов мы не видим. Перед нами прилагательное.

Читайте также:
Правила по русскому языку ℹ основные правила, определения и упражнения для учеников 6 класса

Что же нам требуется запомнить?

Поиск ответа

Всего найдено: 38

Вопрос № 306297

– Как думаете, надолго ещё? – Думаю() до вечера. Стилистически правильнее поставить запятую или тире вместо ()?

Ответ справочной службы русского языка

По правилам пунктуации требуется запятая.

Вопрос № 303949

Разве можно сказать:”Где можно взять НА НЕ ДОЛГИЙ ПРОКАТ костюм пингвина?”?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 301392

Здравствуйте! Помогите, пож., ответ нужен срочно. Правильно ли расставлены знаки препинания в предложении, нужны ли кавычки: _Кто-то скажет: «Олд фэшн», а мы скажем – исконные, имеющие традиции._

Ответ справочной службы русского языка

Лучше всего оформить предложение по следующему правилу, сформулированному Д. Э. Розенталем.

Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения (нередко — неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта (ср. § 44, п. 3): Овца же говорит — она всю ночь спала (Кр.); Иногда мне думается — надо убежать (М.Г.); …Слышит — за кустами бузины девушка хохочет (М.Г.); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось — раздайся хоть один только резкий звук, и в природе произойдёт что-то страшное (Кат.); Вчера на соседнем зимовье рассказывали — медведь человека задрал (Арб.); Слышу — опять стонет (Пауст.); Движение приостановлено, будем надеяться — не надолго ; Кто-то скребётся, мне показалось — мышь; Но вижу — не слушает она меня; Пишут, чтобы мы обязательно приезжали — будут встречать; Они знали — будет буря; Отстань, не видишь — я занят. (Розенталь Д. Э. Справочник по пунктуации: для работников печати. М., 1984. § 45.)

Такая пунктуация будет лучше всего передавать интонационный рисунок и смысл фразы: Кто-то скажет – олд-фешен, а мы скажем – исконные, имеющие традиции. Обратите внимание: часть фешен фиксируется в академическом «Русском орфографическом словаре» с двумя е, сочетание олд-фешен не зафиксировано этим словарем, однако правилам соответствует дефисное написание.

Вопрос № 299235

Запомнится надолго или на долго?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 289790

Здравствуйте! Можно ли сказать «на дольше»? Например: «Обращайся с вещью бережно, чтобы на дольше хватило». Если нет, то как сказать правильно? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Нет, это просторечная конструкция. Можно сказать, например, чтобы надолго хватило или чтобы дольше прослужила.

Вопрос № 286384

Скажите, как в данном случае пишется не надолго : слитно или раздельно? Это приводит его в чувство, но не надолго .

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание, если более широкий контекст не подразумевает противопоставления.

Вопрос № 286350

Встретилось в книге вопросительное предложение: “Останешься нанемного?” Это правильно? Или все-таки следует “на немного”?

Ответ справочной службы русского языка

Это ошибка. Верно: Останешься на немного? А лучше: Останешься не надолго ?

Вопрос № 286162

Здравствуйте. Вопрос по сложностям пунктуации. Что должно быть в конце такого анекдота, полостью взятого в тексте в кавычки: “». ИЛИ “.» ИЛИ .“» «Зять на похоронах тещи опустил голову в ее гроб, надолго застыл в скорбной позе. Наконец его оттащили от гроба. Друзья спрашивают: „Ты так любишь тещу?“ — „Да нет, после вчерашней выпивки голова раскалывается, я к холодному прижал лоб. Легче стало“».

Ответ справочной службы русского языка

Точка ставится после закрывающих кавычек. Корректно: . стало”».

Вопрос № 283835

Здравствуйте. Подскажите, слитно или раздельно пишется слово, а также — является ли оно членом предложения или вводным словом в таком предложении: «НА_УДАЧУ (,) в их квартире и у соседей никого не было ». И еще подскажите, нужна ли запятая в таком предложении: «По счастливой случайности (,) никто не пострадал»?

Ответ справочной службы русского языка

Наречие наудачу пишется слитно, обстоятельство, выраженное этим наречием, не обособляется. Однако в приведенном Вами примере это слово употреблено неправильно. Значение наречия наудачу: ‘надеясь на благоприятный случай; без предварительного обдумывания, выбора и т. п.’, например: действовать наудачу, сказать наудачу, вытащить билет наудачу. Сочетанию предлога с существительным на удачу (например: надеяться на удачу) в этом предложении тоже не место. Возможный вариант: К счастью, в их квартире и у соседей никого не было.

Слова по счастливой случайности могут быть обособлены, особенно если стоят в середине предложения, ср.: Я потеряла сознание не надолго , голова, по счастливой случайности, была почти не ушиблена, ранений много, но легкие. В. Каверин, Открытая книга. В начале предложения эти слова чаще не отделяются запятой. Но ошибкой эта запятая не будет.

Читайте также:
"Прошу Вас" ℹ выделяется запятыми или нет, нужно ли ставить запятую перед фразой и после, как правильно пишется
Вопрос № 283174

“Уеду в отпуск, но не на долго”. Правильна ли орфография в этом предложении?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Уеду в отпуск, но не надолго .

Вопрос № 276642

Могу не надолго отойти. Частица НЕ пишется слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание: не надолго .

Вопрос № 274075

Здравствуйте! Помогите пожалуйста, разобраться:

“Манной с неба посыпались строчки,
я лишилась ( надолго ль?) покоя –
на Стихи’ре читаю запоем
не понятные мне “заморочки”. “

“Не понятные” в этом случае, какой частью речи является, и как пишется – слитно, или раздельно.
Спасибо! С уважением, Ольга.

Ответ справочной службы русского языка

Непонятные – прилагательное. Верно слитное написание (наличие зависимых слов не влияет на написание).

Вопрос № 268793

Здравствуйте, всегда выручающая gramota.ru.))
Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлена здесь пунктуация?
В действительности, как правило, совершенно любое покрытие – нанесенное на ногти и к тому же оставленное надолго – приносит им вред.

Ответ справочной службы русского языка

Такая расстановка знаков препинания возможна, хотя вместо тире лучше поставить запятые.

Вопрос № 265906

Временное наречие НАДОЛГО пишется слитно. Скажите, а есть какой-то вариант употребления НА в качестве предлога со словом ДОЛГО?

Ответ справочной службы русского языка

Подходящий контекст нам придумать не удалось.

Вопрос № 263212

Уважаемые знатоки, подскажите, пожалуйста, как можно ответить на такой вопрос: в чем принципиальная разница между словами “садись” и “присаживайся”. Многие обижаются на слово “садись”, хотя это правильное употребление или.

Ответ справочной службы русского языка

Да, это довольно распространенное заблуждение: якобы нельзя говорить садись (садитесь), можно только присаживайся (присаживайтесь) , потому что садись (садитесь) будто бы связано исключительно с тюремными ассоциациями («сесть я всегда успею»).

На самом деле всё наоборот: слово садитесь литературное и употребление его вполне корректно, а вот употребление присаживайтесь несет в себе двусмысленность: приставка при- обозначает неполноту действия (можно присесть не надолго , присесть на краешек стула), поэтому приглашение присаживайтесь можно расценить как намек на то, что человеку предложили не надолго присесть, а потом уйти.

Орфографический разбор слова

Что такое орфографический разбор слова?

Это письменная либо устная оценка всех имеющихся в слове орфограмм. При таком анализе нужно сначала правильно написать слово, потом отметить место орфограммы, произнести её вслух, а также рассказать, почему вы выбрали именно этот фрагмент слова и каким образом можно сделать проверку.

Орфограмма — это корректное написание слова по правилам русского языка или по принятой традиции.

Читайте также:
Глаголы-исключения 1 и 2 спряжения ℹ определение, правило правописания личных окончаний, примеры разноспрягаемых глаголов, памятка и таблица

Множество ошибок в русском языке происходит из-за того, что слово по разному пишется и произносится. Орфографический разбор позволяет избежать подобных ошибок.

Как лучше всего сделать разбор слова?

1) Прочитайте вслух или выпишите то слово, которое хотите проверить.

2) Раскройте скобки, если они есть. Либо поставьте недостающие буквы на место троеточий или пропусков.

3) Выделите орфограмму в слове. Определите и отметьте фонемы в слабых позициях (фонетическая транскрипция). Для согласных это звонкие и глухие буквы, непарные по мягкости и твёрдости, непроизносимые. И безударные буквы, если речь идёт о гласных.

4) Отметьте ту часть слова, где присутствует орфограмма. Подчеркните её или обведите в кружочек.

5) Подберите слово для проверки. В нём фонема должна стоять в сильной позиции. Как вариант — возьмите похожее по построению слово. То есть: с аналогичной грамматической формой и в нём есть такая же морфема. Проговорите слово для проверки и дайте примеры для той орфограммы, которую хотите проверить.

6) Что представляет из себя орфограмма? Назовите её полностью, а также отметьте все основные признаки. Особое внимание стоит уделить условиям возникновения орфограммы, её расположению в слове. Также выясните — насколько реально подобрать подходящее проверочное слово. Здесь нужно сопоставить орфограмму с подходящим правилом и привести его в качестве доказательства.

Рассмотрим три примера: безударные гласные, одинарные и сдвоенные согласные.

1) Безударные гласные:

«П…зировать» (слышится «а»), «т…ла» (слышится «и»), «п…минки» (слышится «а»).

Вставляем недостающие буквы, выделяем и отмечаем орфограммы: «Позировать», «тела», «поминки».

«Позировать», «тела», «поминки» — это слова с безударными гласными в корне. В таком случае нужно либо подобрать правильные проверочные слова, в которых искомые гласные будут находиться под ударением. Либо изменить само слово, чтобы ударение ложилось на проверяемый слог.

Выглядеть это будет вот так:

«Позировать» — «поза», «тела» — «тело», «поминки» — «помнить».

Вывод: во всех случаях («позировать», «тела», «поминки») орфограмма является безударной гласной и находится в корне слова. Проверочные слова мы уже подобрали выше — они имеют такой же корень, как в искомом слове, но ударение ложится на нужный нам слог («поза», «тело», «помнить»).

2) Одинарные согласные:

«Сер…це» (слышится «т»), «ду…» (слышится «п»), «пру…» — как водоём (слышится «т»).

Вставляем недостающие буквы, выделяем и отмечаем орфограммы: «Сердце», «дуб», «пруд».

«Сердце», «дуб», «пруд» — примеры слов с согласными в корне слова. Чтобы понять, какую букву нужно вставить, достаточно изменить слово так, чтобы возле искомой согласной буквы появилась гласная или согласные: «р», «н», «м», «л», «в».

Выглядеть это будет вот так:

«Сердце» — «сердечный», «дуб» — «дубы», «пруд» — «пруды».

Вывод: во всех случаях («Сердце», «дуб», «пруд») орфограмма является согласной в корне слова. Проверочные слова мы подобрали — изменили построение всего слова (сердечный), либо подставили к согласной гласную букву (дубы и пруды).

3) Сдвоенные согласные (составной пример):

«брош…(н, нн)ые др…ва лежат неровными р…дами»

Вставляем недостающие буквы, выделяем и отмечаем орфограммы: «Брошенные дрова лежат ровными рядами».

а) Сдвоенная «н» пишется в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени в том случае, если слово получилось на основе глагола совершенного вида (вопрос «что сделать?» — бросить): «брошенный».

б) Суффикс «енн» употребляют в причастиях, полученных от глаголов, оканчивающихся на -еть, -ить, или глаголов с основой на согласные: смотреть — рассмотренный, бросить — выброшенный, заявить — заявленный.

«Дрова», «рядами» — проверяемая гласная в корне слова. Проверяем с помощью ударения: дрова — дров, рядами — ряд.

«Брошенные» — тут сразу два правила. Сдвоенную согласную ставим, потому что здесь у нас страдательное причастие прошедшего времени. Суффикс «енн» — потому что наше причастие происходит от глагола, оканчивающегося на -ить (бросить).

Читайте также:
Грамматические ошибки ℹ классификация, виды в словосочетаниях и предложениях, правило и порядок исправления, таблица с примерами

«Дрова» и «рядами» — в обоих случаях — безударная гласная в корне слова. Проверяем однокоренными словами с подстановкой искомой гласной под ударение (дров, ряд).

Полный результат проверки: «Брошенные дрова лежат неровными рядами».

Орфографический онлайн-словарь

Словарь помогает верно образовать грамматические формы слов, определить, куда ставить ударение. Помимо этого, дает характеристики букв и звуков, что добавляет ценность ресурсу и делает полезным при фонетическом разборе слов.

Этот орфографический онлайн-словарь предназначается как для носителей русского языка, так и для иностранных граждан. Он окажется полезным школьникам, студентам и преподавателям. Словарь выступает руководством к правильному произношению и грамотному написанию слов литературного русского языка.

Состав словаря

Современный русский язык характеризуется обширным лексическим составом: ни одному словарю не включить в себя полный запас слов. Авторы этого онлайн-источника и не ставили перед собой такой задачи. При отборе слов предпочтение отдавалось тем, в которых чаще допускаются ошибки. Составители учитывали и современное состояние языка: выбор пал на те слова, которые часто употребляются в речи людей. Не включается узкопрофессиональные термины, диалектные слова из местных говоров и устаревшая лексика.

Рекомендации, которые содержит этот словарь, учитывают действующие правила орфографии и орфоэпии: современные нормы написания и произношения.

Словарные слова по темам

  1. автомобиль
  2. армия
  3. безопасность
  4. библиотека
  5. быт
  6. вещества
  7. вещи
  8. внешность
  9. война
  10. время
  11. выборы
  12. город
  13. движение
  14. действие
  15. деревня
  16. дети
  17. дни недели
  18. дом
  19. дорога
  20. дружба
  21. еда
  22. животные
  23. животный мир
  24. здоровье
  1. зима
  2. игра
  3. инструменты
  4. интернет
  5. искусство
  6. история
  7. качество
  8. квартира
  9. кино
  10. компьютер
  11. космос
  12. культура
  13. кухня
  14. лето
  15. литература
  16. любовь
  17. магазин
  18. математика
  19. мебель
  20. месяцы
  21. музыка
  22. население
  23. новый год
  24. образование
  1. общество
  2. огород
  3. одежда
  4. отдых
  5. погода
  6. политика
  7. понятия
  8. природа
  9. продукты
  10. профессии
  11. путешествие
  12. работа
  13. развлечения
  14. растения
  15. реклама
  16. религия
  17. родина
  18. русский язык
  19. сад
  20. семья
  21. состояние
  22. спорт
  23. стороны света
  24. страна
  1. строительство
  2. театр
  3. торговля
  4. транспорт
  5. труд
  6. туризм
  7. улица
  8. физика
  9. фотография
  10. фрукты
  11. характер
  12. характеристики
  13. химия
  14. хобби
  15. цвета
  16. цветы
  17. чувства
  18. школа
  19. экология
  20. экономика
  21. эмоции

Словарные слова по алфавиту

Функции сервиса

В электронном словаре создан понятный сервис по поиску нужных слов. При введении начала слова в поисковую строку появляются варианты, которые входят в словник. Тут же предоставляется возможность полюбопытствовать, какие запросы сегодня вводили другие пользователи. Если навести курсор на слово из списка и нажать клавишу мыши, произойдет переход в словарную статью.

Структура словарной статьи

Строение словаря и структуры статей выполнены по единому образцу. В первой строке крупным шрифтом дается заглавная единица, искомое слово, в основной форме.

Ниже приводится норма написания и звуко-буквенная характеристика. Буквы описываются по принадлежности к гласным и согласным. Сначала перечисляется, какие гласные ударные, а какие безударные, но без учета произношения последних. Таким образом, характеризуются буквы, а не звуки.

Кроме перечисления согласных букв, описываются звуки, фонемы, которые они обозначают. Фонемы разделяются на группы по признаку глухости-звонкости. При описании звучности согласных авторами сознательно не учитываются оглушение и озвончение парных звуков.

После этого указывается суммарно, сколько букв и слогов в слове, количество гласных и согласных.

В конце словарной статьи приводятся нормативные формы описываемого слова. Для существительных – окончание в родительном падеже. Иногда указываются окончания в других падежах, потому что отличаются от общепринятых правил, тогда падеж помечается. Для прилагательных называются краткие формы, которые вызывают затруднение, единично даются указания на словообразование. Для глаголов выделяются окончания в форме 1 и 3 лица единственного числа.

Ударение

Словарь показывает акцентологические нормы русского языка: на какой слог ставится ударение. Ударные буквы в заглавном слове выделяются графически: красным цветом и надстрочным знаком. Ниже дается словесное описание ударных и безударных гласных букв, что исключает недопонимание или другое толкование. Русское ударение подвижно, иногда при изменении формы переходит на другие слоги. Это учитывается составителями и указывается при необходимости в последней строке словарной статьи.

Читайте также:
Падежи русского языка, таблица ✔ с вопросами дательного, винительного, именительного, творительного, предложного, родительного падежей, памятка с примерами

В словаре приводятся варианты ударений в тех случаях, когда допускается разное произношение: например, в слове «творог». В составных словах, которые пишутся через дефис, отмечаются два ударения, одно из них основное, второе – побочное: например, в местоимении «кое-как».

  • ед. – единственное число
  • мн. – множественное число
  • кр.ф. – краткая форма
  • р. – родительный падеж
  • тв. – творительный падеж

Правила орфографии

Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.

После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 3 класса 2 четверти

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

Орфографический разбор слова

Часто, выполняя задания по русскому языку, школьники и студенты сталкиваются с необходимостью произвести орфографический анализ слова. Для этого необходимо знать орфограммы и уметь их анализировать и применять на практике. Орфограмма помогает корректно написать слова в соответствии с правилами или устоявшимися традициями правописания. Подробно разбирая слово, мы выясняем, почему буква пишется так, а не иначе. Сегодня я расскажу, как правильно производить орфографический разложение слова.

  • Порядок орфографического разбора слова
  • Орфографический разбор на примерах
Читайте также:
Новорожденный ударение на каком слоге ставится читайте онлайн

Для того чтобы правильно произвести все действия, увидеть в слове орфограмму и корректно применить ее, разработан целый алгоритм.

Порядок орфографического разбора слова

Следуя нижеприведенным действиям, вы правильно выполните орфографическое рассмотрение слова и обязательно получите хорошую оценку. Данный материал пригодится и родителям, занимающимся со своими детьми и помогающим им с выполнением домашних заданий. Ведь, чтобы суметь помочь ребенку, самим родителям необходимо сначала изучить и понять тему.

Нужно увидеть орфограмму

Первым делом, разбирая слово, необходимо увидеть в нем орфограмму. Звуковая и письменная речь очень сильно отличаются друг от друга – многие слова пишутся совсем не так, как воспринимаются на слух. Например, мы говорим “ ша г ”, а слышим “ ша к ”. Без знания орфограмм некоторые так и напишут, как услышат. А можно применить правило и поставить “ шаг ” во множественное число – “ ша г и ”. После выяснения правильной буквы смело пишите слово. Или “ г о ра ” (слышим “ г а ра ”) – образуем множественное число “ г о ры ” и пишем правильно. Один и тот же слышимый нами звук может отображаться на письме другой буквой, например:

  • слышим “и” , а пишем “и” – “п и ла” [п’и]ла , или “е” – “п е сок” [п’и]сок , “я” – “м я сной” [м’и]сной, “а” – ч а сы [ч’и]сы, “э” – “экскаватор” [и]кскаватор ;
  • слышим [крап] , а пишем “краб” , или [купаца] – “купаться”, [щитать] – “считать” .

Поэтому самым правильным будет не писать на слух, а немного подумать и применить орфограмму.

После обнаружения орфограммы в слове нужно подобрать правило, которое поможет верно написать нужную букву. Система правильного написания слов в русском языке базируется на трех принципах:

  • морфемный разбор слова (по составу);
  • использование чередующихся гласных и согласных;
  • принцип, основанный на историческом или традиционном написании слов (здесь главными советчиками выступают словари).

В школах рекомендуется заучивать орфограммы наизусть, как таблицу умножения. Этому могут помочь интересные стихи, позволяющие легко и быстро запомнить орфограмму, например:

Но важно не просто заучивать орфограммы, а еще и понимать, в каких словах они применяются, чтобы при письме, когда сомневаешься в корректности написания слова, проверять себя при помощи правил. Одно из неоспоримых выражений гласит, что нужно больше читать, причем не современные книги, где нередки ошибки, а классику в старых изданиях, где о неправильном написании не могло быть и речи. Этот способ позволит не только приятно провести время с лучшим другом – книгой, но и значительно поднимет уровень грамотности книголюба. Потом при письме у школьника или студента меньше времени уйдет на подбор и применение орфограмм.

Подобрать нужное правило

Основа любого орфографического правила – определение части речи и состава проверяемого слова. Для того, чтобы определить состав слова, нужно произвести его морфемный разбор. В ходе действий условными обозначениями выделяются: окончание, суффикс, корень и приставка . Это нужно для того, чтобы узнать, какую орфограмму следует применить. Ведь, если необходимо проверить правильность написания буквы в приставке, к ней нельзя применять орфограмму для корня, и наоборот. Установить часть речи поможет постановка вопроса к слову или выяснение того, что же обозначается данным словом.

Итак, мы подошли к собственно орфографическому разбору слова. Он осуществляется по следующей схеме:

  • контрольное слово выписывается отдельно и прочитывается вслух;
  • вставляются буквы, пропущенные в слове, или раскрываются скобки;
  • место в слове, где присутствует орфограмма, подчеркивается, а морфема, в которой она находится, выделяется условным обозначением;
  • орфограмма называется вместе со всеми своими признаками: какое место она занимает в слове и почему появилась, возможно ли подобрать проверочное слово, также в письменном либо устном виде объясняются условия ее правописания;
Читайте также:
"По сути" ℹ выделяется запятыми или нет, обособление вводного слова с двух сторон, перед и после слова, значение и правописание

  • указывается проверочное слово (если оно существует), где звук будет звучать более явно и сильно, или структура которого идентична рассматриваемому слову (одинаковые грамматическая форма и морфема), приводятся примеры других слов с этой же орфограммой.

Следуя этой схеме, вы дадите правильный ответ преподавателю и грамотно сделаете орфографический разбор.

Орфографический разбор на примерах

К примеру, в учебнике дано предложение: “ Скош..(н, нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами ”. Необходимо в соответствии с нормами правописания русского языка верно вставить буквы в слова и объяснить, почему именно так (произвести орфографический разбор слов). Следуя вышеприведенной схеме, отвечаем следующее:

  • слово “ скошенная ” – причастие, орфограмма присутствует в суффиксе;
  • слово “ скошенная ” является страдательным причастием, примененным в прошедшем времени, а “ нн ” пишется в таких словах, если для их образования послужили глаголы совершенного вида ( скосить – что сделать?), также – раскрашенный, написанный;
  • суффикс енн пишется в тех причастиях, что образованы от глаголов:
    • основа которых (неизменяемая часть слова, отделенная от формообразующего суффикса и окончания) оканчивается на согласный;
    • оканчивающихся на — ить , — еть ;
  • слова “ трава ” и “ рядами ” имеют в корне слова безударную гласную, которая проверяется постановкой слова под ударение: “ тр а ва ” ставится во множественное число – “ тр а вы ”, а слово “ р я дами ” – в единственное число и именительный падеж “ р я д ”.

Разберем еще один пример: “ Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг ”. Здесь, в отличие от первого примера, орфограммы не обозначены – их нужно найти.

  • “ дож д ь ” – орфограмма находится в парном согласном на конце и проверяется постановкой слова так, чтобы проверяемая буква звучала ясно и четко (в нашем случае это “дож д и”);
  • “ пр о ш е л ”:
    • для буквы “ о ” – приставки не изменяются вне зависимости от их произношения (приставка про- есть, пра- – нет);
    • для буквы “ е ” – если в корне под ударением после шипящих слышится звук “ о ”, то пишется “ е ” ( “прошедший”, “обжег”, “черточка” );
  • “ о св е ж и л ”:
    • для буквы “ о ” – та же орфограмма, что и для приставки в слове “ прошел ” (приставка о- есть, а – нет);
    • для буквы “ е ” – гласная в корне безударная, подбираем проверочное слово под ударением (“ св е жий ”);
    • для буквы “ и ” – правописание “ жи, ши ”;
  • “ в о кру г ”:
    • для буквы “ о ” – правильное написание приставок (приставка во- есть, ва- – нет);
    • для буквы “ г ” – изменяем слово так, чтобы согласная на конце звучала четко и ясно (“ в кру г е ”);
    • производный предлог “ вокруг ” пишется слитно, так как образован от наречия.

Верное понимание и применение орфограмм является одним из залогов правописания в частности и грамотности в целом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: