Тем временем запятая обзор всех случаев и правил обособления

Запятая перед «и»: правила и примеры

Союзы сами по себе не являются поводом для употребления (или отсутствия) запятой. Поэтому соединительный «и» вызывает немало сомнений – нет единого правила, как для союзов «а», «но». В каких-то случаях запятая перед «и» нужна, в каких-то ее постановка неверна. Чтобы не запутаться, нужно запомнить несколько пунктуационных правил.

Когда нужна запятая

Первым делом нужно обозначить случаи, когда запятая перед «и» необходима:

  1. Простое предложение с перечислением, однородными членами. В каком случае перед «и» ставится запятая? Перед повторяющимся союзом: «и звери, и птицы, и люди радовались ранней весне».
  2. Сложноподчиненное предложение. Когда перед «и» ставится запятая? В тех случаях, если союз стоит перед однородными придаточными предложениями. «Я вспоминаю, и как мы познакомились, и как вместе съездили на Байкал, и как устраивали друг другу сюрпризы без повода».
  3. Сложносочиненное предложение. Когда перед «и» ставится запятая? Она обязательна между его частями: как с повторяющимся «и», так и с одиночным союзом. «Я увидел друга на набережной, и он меня заметил». «И я увидел друга на набережной, и он меня заметил».
  4. Всегда нужна запятая перед «и», если он повторяющийся. В случае с ССП необходимо запомнить, что в большинстве случаев простые предложения всегда будут отделены друг от друга запятыми.

Когда запятая не нужна

Случаев, когда запятая перед «и» не требуется:

  1. Однородные члены простого предложения. Если союз один-единственный, запятая не нужна: «В музее мое внимание привлекло обмундирование римских легионеров и предметы быта варягов».
  2. Пары однородных конструкций в простом предложении. Союзы «и» могут повторяться: если они соединяют по два слова, запятые нужны только между парами. «Солнце и жара, море и песок, пляж и горы ждали нас на Крымском побережье».
  3. Обобщающее слово в составе сложносочиненного предложения. В ССП может быть употреблено общее слово для входящих в него простых предложений (чаще всего это обстоятельство). При его наличии запятая не нужна: «Вчера солнце светило ярко и облака не застилали небо».
  4. Вводное слово или предложение в ССП. Соблюдается та же логика, что и в случае с обобщающим словом. «К счастью, ценные экспонаты не сгорели и дорогостоящее оборудование не было повреждено». «Как мне рассказал брат, уже поспевает виктория и созрела жимолость».
  5. Сложносочиненное предложение с вопросительным или восклицательным знаком. Если поставлен «?» или «!» в конце ССП, между составляющими его предложениями, соединенными «и», запятая не нужна. «Кто этот путник и откуда он явился?» «Будет победа и воцарится мир!»
  6. Сложносочиненное побудительное предложение. Запятая перед «и» не требуется в случае, если эта конструкция состоит из двух простых предложений. «Пусть скорее уйдут тучи и закончится дождь».
  7. Назывные и безличные предложения в составе сложного. Если таких предложений, соединенных «и», не больше двух, запятая между ними не нужна. «Жара и солнце». «Необходимо заранее занять место и нужно доложить о своем визите».
  8. Однородное соподчинение в СПП. Запятая не нужна при соединении «и» двух простых зависимых предложений. Придаточные в таком случае схожей конструкции, отвечают на одинаковый вопрос. Еще одно условие: союз «и» не должен быть повторяющимся. «Он представлял, как поступит в институт и как будет жить в большом городе».

Данные правила запятых перед «и» требуется запомнить.

Если рассуждать логически, она не требуется в случаях, когда сложное предложение по своей структуре начинает напоминать простое с однородными членами. Тогда в его отношении действуют практически аналогичные пунктуационные правила.

Простое предложение

Правила запятых перед «и»: они не нужна в случае, когда союз единственный, больше не повторяется во фразе. Примеры:

  • «Я купила яблоки, груши и сливы».
  • «Наташа и Толя играют во дворе».
  • «Мне нужно было сделать салат и сварить суп».
  • «Вчера мы получили хорошие отметки по математике, обществознанию и химии».
  • «Для своей коллекции он покупал, обменивал и ремонтировал старые телефоны».
  • Когда перед «и» ставится запятая? Понадобится она только при повторении союза:
  • «Мы купили и груши, и сливы, и яблоки».
  • «И Наташа, и Саша, и Толя играют сегодня во дворе».
  • «Мне нужно было и сварить суп, и сделать салат».
  • «Вчера мы получили оценки и по математике, и по химии, и по обществознанию».
  • «Для своей коллекции он и обменивал, и покупал, и ремонтировал старые телефоны».

Ставится ли запятая перед «и»? Запятой не будет только перед первым союзом. Перед всеми последующими, вне зависимости от их количества, она нужна.

Сложносочиненное предложение (ССП)

Запятая перед и после «и»: по основному правилу русского языка части сложных предложений отделяются друг от друга запятыми. Соединительный союз «и» не должен смущать.

Запятая перед ним не нужна только при одиночном соединении однородных конструкций простого предложения. В сложном она ставится обязательно (кроме случаев с обобщающими, вводными словом, вопросительными и восклицательными знаками, которые нужно запомнить).

Запятые в сложных предложениях перед союзом «и»:

  • «Начиналась гроза, и вдали слышались раскаты грома». Два простых предложения: «Начиналась гроза. Слышались раскаты грома».
  • «Наша команда проиграла, и сегодня мы снова встречаемся на поле с победителями». Запятая перед «и» в сложносочиненном предложении соединяет два простых предложения.
  • «Я сегодня сделала много дел, и мама тоже была весь день занята». Почему перед «и» ставится запятая? Два простых предложения в составе сложносочиненного – требуется разделить их знаком препинания.
  • «Костя быстрее других ребят справился с заданием, и учительница предложила ему решить более сложную задачку». «Костя справился» и «учительница предложила» — основы простых предложений. Запятая в сложносочиненном предложении перед союзом «и» нужна.
  • «Он поделился с товарищем своими мыслями, и это помогло им избавиться от всех недомолвок». «Он поделился», «это помогло» — основы простых предложений в составе сложносочиненного – требуется запятая перед «и».
Читайте также:
Диктанты для 5 класса 2 четверти по русскому языку

Так же, как и с однородными членами в простом предложении, требуется запятая перед «и» в сложном предложении при двукратном, многократном повторении союза:

  • «И солнце светит, и птички поют, и на улице тепло».
  • «И я не знал решения этой задачи, и мои друзья не помнили эту тему».
  • «И времени не хватало, и новые возможности не появлялись».

Перед «и», соединяющим простые предложения в составе сложносочиненного, не нужна запятая в случае, когда эти конструкции объединены обобщающим словом. Пример: «К вечеру ожила рассада томатов и подняли свои бутончики пионы».

Нет запятой, потому что употреблено обобщающее слово «к вечеру». Оно объединяет два предложения: «к вечеру ожила рассада томатов» и «к вечеру подняли свои бутончики пионы». Поэтому запятая перед «и» между этими простыми предложениями в составе ССП не нужна.

  • «С утра разразилась гроза и задул шквалистый ветер» (простые предложения объединяет «с утра» — запятая не нужна).
  • «Сегодня мы сдали экзамен по математике и прошли тест по русскому языку» (есть объединяющее слово «сегодня», поэтому запятая перед «и» в сложносочиненном предложении не требуется).
  • «Перед рассветом небо порозовело и появились оранжевые облачка» (простые предложения в ССП объединяет обстоятельство «перед рассветом» — нужно поставить знак препинания).

Когда перед союзом «и» ставится запятая? В примерах с ССП обязательно проверяют предложение на наличие обобщающего слова. Если его нет, то запятая нужна обязательно: как перед одиночным «и», так и перед повторяющимися.

Сложноподчиненное предложение

В такой синтаксической конструкции «и» соединяет схожие по структуре придаточные предложения. Если он единственный, то запятая перед союзом «и» не нужна:

  • «Я заметил, как появились новые книги и как обновилась коллекция журналов».
  • «Петр Васильевич забыл, что Антон Степанович нашел здание для клуба и что Сергей Васильевич на свои деньги купил оборудование».
  • «Ему показалось, будто лес преклонился и будто трава расступилась».
  • «Сегодня мы изучим, как делать хорошие снимки при ярком солнце и как обрабатывать вечерние кадры».
  • «Мы понимаем, насколько тяжело было одобрить этот проект и насколько сложно воплотить его в жизнь».

Когда в предложении перед «и» ставится запятая? Придаточные конструкции в таком случае схожи друг с другом по структуре, напоминая однородные члены в составе сложного предложения, а союз повторяется два или более раз.
Запятая перед союзом «и» нужна:

  • «Я сразу же заметил, и как появились новые энциклопедии, и как обновилась коллекция периодических изданий».
  • «Петр Васильевич позабыл, и что Антон Степанович нашел отличное помещение для клуба, и что Сергей Александрович на собственные деньги купил мебель и технику».
  • «Сегодня мы разберем, и как делать хорошие кадры при ослепительном солнце, и как ретушировать вечерние фото».

Когда перед союзом «и» ставится запятая? Тут опять же повторяется ситуация с однородными членами в простом предложении: если перед несколькими схожими конструкциями находится «и», они отделяются запятыми.

Запятая после «и»

Правил постановки запятой после союза «и» нет. Но есть случаи, когда знак препинания требуется, когда «и» выделяется с двух сторон запятой. Однако это не связано конкретно с союзом. Таким образом происходит выделение обстоятельств, определений, вводных слов, обособляются простые предложения в сложном.

Примеры случаев «запятая перед и после «и»»:

  • «Я шла по берегу и, кажется, заметила чужой катер у дальнего берега». Запятыми здесь выделяется вводная конструкция «кажется».
  • «Василий Иванович вышел из избы, и, когда он только подходил к забору, с огорода примчалась Жучка». Запятые здесь отделяют простые конструкции, составляющие сложное предложение. Запятые после «и» — это обособление придаточного «когда он только подходил к забору» (примчалась когда?).
  • «Он снова не пришел на конференцию, и, понимаю, у него были веские причины пропустить это событие». Первая запятая отделяет простые предложения в составе ССП. Вторая – обособление конструкции «понимаю».
  • «Мама купила свежие помидоры и, конечно же, не забыла взять оливковое масло для салата». Запятыми выделяется вводная конструкция «конечно же».

Когда ставить запятую перед «и»? Это соединительный союз, что не значит безусловно, что запятые перед ним не нужны. Они обязательны перед повторяющимся «и», между частями ССП. Есть случаи, когда постановку запятой нужно запомнить: в вопросительных и побудительных предложениях, при обобщающем слове или вводной конструкции. После «и» запятая нужна в случае, если за союзом следует конструкция, которую необходимо обособить.

Средний рейтинг 4.6 / 5. Количество оценок: 34

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

Читайте также:
Глаголы-исключения 1 и 2 спряжения ℹ определение, правило правописания личных окончаний, примеры разноспрягаемых глаголов, памятка и таблица

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг _ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл _ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн _ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб _ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк _ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р _ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз _ рило конец этого возр _ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм _ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее “да”. (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл _ стит мокрой землею и зеленью и расст _ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны – осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств _ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р _ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап _ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз _ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р _ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р _ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей”. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 2 класса 2 четверти

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп _ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп _ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г _ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром _ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр _ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг _ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр _ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск _ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к _ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг _ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол _ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр _ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар _ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з _ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср _ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал _ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З _ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут _ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик _ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск _ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг _ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция “Динамо”!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол _ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р _ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск _ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл _ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Правописание гласных в корне: все правила в одном месте

Есть слова, в написании которых мы не сомневаемся, а есть такие, что вызывают непонимание. Например, с безударными гласными в корне. Но если знать несколько важных правил, слова с безударными гласными, с чередующимися гласными, с гласными после «ц» и после шипящих покажутся не такими сложными, и совсем скоро вы сможете писать диктанты на отлично.

Орфограмма — это правильное написание слова, которое основано на правилах правописания. Часто в тексте вам могут встретиться проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. В частности, к ним относятся безударные гласные в корне слова. Написание таких слов могут вызывать сложности, например, «карыто» или «корыто», «макать» или «мокать», «затопить» или «затапить». Правильно писать слова с безударными гласными в корне очень важно, ведь даже одна ошибка может изменить смысл высказывания и привести к непониманию.

Читайте также:
Наречие в русском языке: на какие вопросы отвечает, признаки, виды

Так произошло однажды с зайчонком Максом.

Макс заблудился в Л. СУ. К счастью, там он встретил рыжую Л. СУ, которая любезно помогла ему найти выход. Вернувшись домой, Макс решил написать Мистеру Фоксу об этом приключении. Вот что было в письме: «Здравствуй, Мистер Фокс! Сегодня, собирая грибы в ЛИСУ, я заблудился, но, к счастью, меня нашла рыжая ЛЕСА, которая помогла мне найти дорогу домой. Твой друг зайчонок Макс».

Мистер Фокс несколько раз перечитал письмо, но так ничего и не понял. Он решил на всякий случай подробнее расспросить зайчонка о произошедшем и написал ему такое письмо: «Здравствуй, Макс! Сегодня мне пришло от тебя очень странное письмо. Скажи, пожалуйста, зачем ты собирал грибы в какую-то ЛИСУ? Ведь на твой день рождения я подарил тебе прекрасную корзину! И как ЛЕСА могли помочь тебе добраться до дома? И почему они были рыжие? Ведь сейчас лето, а не осень! Напиши подробнее. Твой друг мистер Фокс».

Макс получил ответ своего друга и тоже ничего не понял. Конечно, это произошло из-за того, что он не знал простого правила правописания безударных проверяемых гласных в корне. Именно о таких гласных (и не только) пойдёт речь в данной статье.

Проверяемые безударные гласные

Вернёмся к нашим друзьям и узнаем, чем всё закончилось.

Они пообщались, и зайчонок Макс узнал, что слово ЛИСА проверяется словом ЛИС, в котором И находится под ударением, а слово ЛЕСА — словом ЛЕС, в котором под ударением пишется Е.

Макс понял: прежде чем что-то написать, необходимо подумать, можно ли проверить слово, подобрав к нему такое однокоренное, в котором безударная гласная окажется под ударением. Иными словами, чтобы определить безударную гласную в слове, надо выделить его корень и подобрать однокоренное слово, в котором этот гласный звук будет находиться в ударной позиции. Если подобрать такое слово не получается, то безударная гласная будет непроверяемой. Такое простое правило правописание проверяемой гласной в корне слова, а сколько времени оно может сэкономить для приятного общения. Это правило подходит как для существительных, так и для других частей речи.

Однако не каждое слово подходит для проверки подобных гласных. Например, нельзя проверять правописание безударных гласных в глагольных корнях при помощи глаголов на -ИВАТЬ, -ЫВАТЬ (глаголов несовершенного вида), так как гласные О-А в таких глаголах могут чередоваться (ср. дострОить — дострАивать).

В таких случаях правописания безударных гласных в корне слова необходимо подобрать другое однокоренное слово, например, гласный в корне слова опОздать можно проверить словами пОздно, пОздний, но нельзя словом опАздывать.

Правописание слов с полногласными сочетаниями -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ- в корнях надо проверять словами с полногласием: ук-оро-тить — к-оро-тко (не к-ра-ткий!), а соответственно слова с неполногласными сочетаниями -РА-, -ЛА-, -РЕ- надо проверять словами с неполногласием: ог-ла-сить — ог-ла-ска (не подг-оло-сок!).

При изучении правил правописания гласных в корне необходимо также обращать внимание на значение слов, так как часто слова звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разные значения. Например, слово частота (пульса) можно проверить словом часто, а слово чистота (в доме) — словом чистый, слово полоскать (бельё) — словом полощет, а слово поласкать (котёнка) — словом ласка и так далее.

Непроверяемые безударные гласные

Не все безударные гласные в корне можно проверить. Правописание непроверяемой гласной в корне многих слов нужно запоминать и при необходимости уточнять в орфографическом словаре. Примеры слов с непроверяемыми гласными: акварель, винегрет, гардероб, контекст, макулатура, параграф, фонтан и так далее.

Однако бывают случаи, когда запомнить правописание непроверяемых гласных в корне слова помогает история возникновения слова. Например, запомнить правописание слова берёза можно, узнав, что оно произошло от bher «светлый, ясный», того же корня, что и белый.

Чередующиеся гласные

В русском языке существуют корни, гласные в которых чередуются, поэтому их нельзя проверять подбором однокоренных слов, а их правописание зависит от определённых условий. При освоении правил правописания чередующихся гласных в корне слова следует иметь в виду, что у таких корней есть омонимичные корни, можно сказать, братья-близнецы, в которых гласные не чередуются, а проверяются подбором однокоренных слов. Узнать омонимичные корни можно по их значению. Вот несколько правил правописания безударных чередующихся гласных в корне.

Чередование гласных Е-И

Чтобы освоить правописание корней с чередующимися гласными Е-И, необходимо запомнить следующие корни с таким чередованием: -бир-/-бер-, -мир-/-мер-*, -тир-/-тер-**, -стир-/-стер-, -дир-/-дер-, -стил-/-стел-, -пир-/-пер-, -жиг-/-жег-, -чит-/-чет-, -блист-/-блест-.

Правила их написания следующее: в этих корнях буква И пишется, если сразу за корнем следует суффикс -А-: соберу — собирать, блестеть — блистать, отпереть — отпирать и т. д. Исключения: сочетать (и однокоренные к нему сочетание, сочетаться); побирушка.

Читайте также:
Дополнение в русском языке ℹ определение, на какие вопросы отвечает и как подчеркивается в предложениях, правило и способы выражения, примеры прямых и косвенных дополнений

Тому же правилу правописания корней с чередованием гласных подчиняются корни, в которых А-Я чередуются с -ИМ- или -ИН-. Если после них идёт ударный А, то пишутся сочетания -ИМ- или -ИН-: пожать — пожимать, прокляну — проклинать.

Обратите внимание на значение слов с чередующейся гласной в корне -мир-/-мер-: умереть — умирать, замереть — замирать, вымереть — вымирать, отмереть — отмирать, обмереть — обмирать и так далее. Не стоит путать его с омонимичными корнями, гласные в которых можно проверить:

  • примерять костюм, измерять длину, отмерять ткань, вымерять дистанцию (проверяем словами мерить, примерка);
  • примирять ссорящихся, непримиримые враги, усмирять, смириться, помириться (проверяем словами мир, смирный).

У корня с чередованием -тир-/-тер- (вытереть — вытирать, перетереть — перетирать) тоже есть брат-близнец: потерять, растеряться (проверяем словами потеря, растерянный).

Чередование гласных О-А

Корни с таким чередованием можно разделить на несколько групп в зависимости от условий правописания гласных в них.

Корни, правописание гласных в которых зависит от места ударения

В безударном положении пишется О в следующих корнях:

В безударном положении пишется А в корне -зар-/-зор-: заря, зарница.

  • горняк, горняцкий, гористый проверяются словом го́ры;
  • горевать, пригорюниться проверяются словом го́ре;
  • горьковатый, огорчиться, огорчение проверяются словами про́горклый, го́рько.

Гласные в омонимичных корнях слов затворить, притворить (дверь) проверяются словами створка, затвор.

Корни, правописание гласных в которых зависит от последующей буквы (букв)

  • косец, косарь, газонокосилка проверяются словом ко́сит;
  • косой, покоситься, искоса проверяются словом ко́со;
  • косичка, косоплетение проверяются словом ко́сы.

В словах роса, росистый, оросительный гласная проверяется словом ро́сы.

Корни, правописание гласных в которых зависит от значения

Гласные О-Ё после шипящих

До сих пор мы говорили о безударных гласных. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть при написании гласных, которые находятся под ударением? Однако и здесь существуют правила правописания гласных в корне слова, без знания которых можно допустить ошибку, например, правило правописания гласных О и Ё в корнях слов после шипящих.

Сложность в том, что произносится в таких случаях всегда звук [о́]. Чтобы понять, какую букву необходимо писать, нужно попробовать изменить форму слова или подобрать однокоренное слово и проверить, бывают ли такие формы или однокоренные слова, в которых звук [о́] чередовался бы со звуком [э], обозначаемым на письме буквой Е.

Если такое чередование возможно, то под ударением пишется буква Ё: жёлтый — желтеть, решётка — решето, жёлудь — желудей, чёрточка — черта и так далее.

Если чередования не происходит, под ударением пишется буква О*: шорох, капюшон, крыжовник, шорты, чопорный и так далее.

Важно различать существительные (сильный) ожог, (преднамеренный) поджог, которые пишутся с О, и глаголы ожёг (руку), поджёг (дом), которые пишутся с Ё. Лишь в некоторых словах иноязычного происхождения буква О после шипящих может находиться в безударном положении: шоссе, шоколад, жонглёр, жокей и так далее.

Гласные после Ц

Следует помнить также о правописании ударных и безударных гласных после Ц.

Гласные И-Ы после Ц

В корнях слов после Ц пишется буква И: циркуль, цифра, циркач и так далее. В качестве исключений из данного правила можно запомнить такое предложение: «Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул “Цыц!”».

И после Ц также пишется в словах, оканчивающихся на -ЦИЯ и производных от них: акация, инструкция, организационный и так далее. Ы после Ц пишется в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных: сестрицын, царицын, огурцы, молодцы и так далее.

Гласные О-Е после Ц

Для передачи звука [э] в ударном и безударном положении после Ц пишется Е: цена — ценный, целина — целый.

Для передачи ударного звука [о́] после Ц пишется О*: цокать, цоколь.

О пишется после Ц в безударном положении словах цокотать, цокотуха и в некоторых иноязычных словах: меццо, палаццо, скерцо, герцог.

Буквы Э-Е

Буква Э для обозначения гласного [э] пишется:

  • в начале русских местоимений и междометий: этот, этакий, эх и так далее;
  • в начале или середине иноязычных слов, в том числе имён собственных: эвкалипт, энергия, экономика, экспорт, мэр, рэп, Дэвид, Тэффи и так далее;
  • в названиях букв эль, эм, эн, эр, эс, эф, бэ, вэ, гэ, дэ, зэ, пэ, тэ;
  • после приставок или предшествующих частей сложных слов: поэтапный, киноэкран, сэкономить и так далее;
  • в звуковых аббревиатурах и образованных от них словах: ВТЭК, втэковский и так далее;
  • в середине слов после букв А, О, У, Ю: дуэль, поэзия, маэстро и так далее (исключения: проект, траектория, интроекция, интервьюер).

Буква Е пишется для обозначения звуков [jэ]:

  • в начале слова: ель, едкий и так далее;
  • после гласных: поездка, военный и так далее;
  • после разделительных Ъ и Ь: подъезд, вольер и так далее.

Буква Е пишется для обозначения звука [э] в следующих случаях:

  • не в начале корня после букв Е и И: диета, реестр и так далее;
  • не в начале корня после согласных (при этом в исконно русских словах предшествующие согласные произносятся мягко, а в иноязычных могут произноситься твёрдо): белый, чтение, темп, инерция и так далее.

Буква Й (и краткое)

Буква Й (и краткое) служит для передачи звука [j] после гласных в конце слов или перед согласными: конвой, крайний, лейка и так далее. После согласных эта буква никогда не пишется.

В некоторых случаях Й может писаться перед гласными:

  • в конце первой части сложносокращённых слов: стройотряд, райадминистрация и так далее;
  • в некоторых иноязычных словах, в том числе в именах собственных: майор, йогурт, Айова, фойе, секвойя и так далее.
Читайте также:
Что ли запятая в каких случаях ставится, а в каких - нет и почему?
Изучайте русский язык вместе с преподавателями домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Выберите класс и получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка по промокоду RUSSIAN5112021: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс.

Заключение

Теперь вы и зайчонок Макс знаете всё о правописании гласных в корне и не будете делать ошибок, которые приводят к недопониманию.

Быть грамотным и знать правила — это здорово. Берегите свои знания, а если что-то забыли — вы всегда можете вернуться и прочитать этот материал.

Корни бер-бир – что это такое, как запомнить их правописание и правильно комментировать их на уроке русского языка

Если после корня есть «а» – пишем «и». Если нет «а» – пишем е. Например: забирать – заберу.

Если у вас в слове корень «бер» или «бир», то надо смотреть, какая буква после корня. Если после корня «а», то в корне пишется «и», если нет «а» – «е». Например: забирать – заберу, отбирать – отберу.

Бер-бир – это так называемые корни с чередованием. То есть гласная в них «чередуется». В одном и том же корне может быть или «и», или «е». Выбор гласной зависит от условий чередования – как раз от того, есть буква «а» после корня или ее нет.

Давайте знакомиться с этой орфограммой подробнее.

Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир

Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.

Пример со словом «разбирать»

Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:

  1. Что? Буква «и».
  2. Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
  3. Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».

А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.

Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.

Пример со словом «разберу»

В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:

  1. Что? Буква «е».
  2. Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
  3. Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».

Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.

Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.

Как объяснить чередование «е» и «и»

Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».

Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.

В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.

Примеры слов с корнями бер-бир

Я рекомендую вам произнести каждый пример вслух. И устно объяснить правописание букв «е» и «и». Так вам будет намного проще запомнить правило.

Итак, десять примеров:

  1. Я заберу детей из садика в пять.
  2. Мы выбираем Президента.
  3. Вы долго будете выбирать очки для плавания?
  4. Убирайтесь!
  5. Приберись дома, чтобы было чисто.
  6. Отбери картофелины, которые еще не начали гнить.
  7. Как правильно подбирать проверочные слова?
  8. Забирайте все, мне ничего не жаль!
  9. Переберите все носки.
  10. Набираем номерок.

Можете даже сами продолжить этот список. Слов с бер/бир в русском языке тьма.

О чем надо помнить

О том, что есть очень много похожих корней. И я вам рекомендую запоминать их все одновременно. Например:

  1. Мер/мир: замирать – замереть.
  2. Дер/дир: выдирать – выдеру.
  3. Тер/тир: вытирать – вытереть
  4. Пер/пир: отпирать – отпереть.
  5. Жег/жиг: зажигать – зажечь.
  6. Стел/стил: постелить – выстилать

На все эти шесть корней действует то же самое правило, что и на бер/бир. Есть «а» после корня – пишем «и». Нет «а» – пишем «е».

Это ведь фантастически просто, согласны?

Полезные материалы по теме

В этом блоке я хочу вам предложить пару-тройку полезностей. Они пригодятся всем, кто учит русский. Но особенно – ученикам, которые готовятся сдавать ЕГЭ, ОГЭ или писать ВПР.

Оставьте мне ваш электронный адрес на этой странице. Я на него сброшу ZIP-архив, а в этом архиве вас будут ждать четыре очень хороших электронных пособия по русскому. Они написаны как раз для учеников. Там все объясняется простыми словами, там есть таблицы и схемы для запоминания. Учиться по этим пособиям – одно удовольствие.

Читайте также:
"По сути" ℹ выделяется запятыми или нет, обособление вводного слова с двух сторон, перед и после слова, значение и правописание

Попробуйте позаниматься на онлайн-тренажерах по русскому языку. Ссылка, которую я дал, ведет на тренажеры с платформы Викиум. Они там полностью бесплатные. Все тренажеры размещены на одной странице, чтобы быстрее найти нужные, перейдите в «Способность к работе с текстом».

Мне самому эти программки очень нравятся, потому что на них можно заниматься, даже пока едешь в автобусе. И это более увлекательно, чем просто решать упражнения.

Еще на Викиуме есть курс «Идеальный русский». За него уже надо будет заплатить денежку, но стоит он всего 890 рублей. В крупных городах это один час занятия с репетитором.

В курсе хорошо объясняется теория, а для практики есть три тренажера. Обращаю внимание, тренажеры в курсе «уникальные», то есть на общей странице с тренажерами Викиума их нет. Посмотрите, может быть, вас заинтересует.

И последнее – несколько моих статей:

  1. Как стать грамотным. Я даю в этой статье практические рекомендации и конкретные «указания к действиям», которые помогут вам в короткий срок выработать автоматическое грамотное письмо.
  2. Что такое орфограмма – даю понятное определение слову, учу работать с орфограммами. И рассказываю про свою первую двойку по русскому – мне ее поставили как раз за то, что я списал текст и не объяснил орфограммы.
  3. Что такое пунктуация – об основных правилах расстановки знаков препинания в тексте.
  4. Что такое орфография – даю определение этому разделу языкознания и советы по его быстрому освоению.

Полезный совет

Если вы делаете упражнение по русскому, видите слово с пропущенной буквой и не знаете, как его объяснить – гуглите. В гугле можно найти ответы на все вопросы. Обязательно узнайте, как объясняется нужная орфограмма и постарайтесь ее запомнить.

Если вы будете вот так заставлять себя искать правила, то со временем сформируете очень системное представление об орфографии и пунктуации. И сможете «автоматически» писать правильно. Вы будете как бы чувствовать, что вот эта буква или этот знак – правильные. Это очень круто.

Заключение

Наш разговор про корни бер/бир подошел к концу. Остались ли у вас какие-то вопросы? Поняли ли вы, как правильно надо объяснять буквы в этих корнях? Пригодились ли вам дополнительные материалы, которые я приводил по ходу статьи?

Чередование гласных в корне слов

Правило проверки безударных гласных ударением не работает для корней с чередующимися гласными. Правописание чередующихся гласных в корне слов регулируется особыми правилами.

В корнях под ударением всегда пишется та гласная, которая слышится.

В корнях плав- и плов- пишется буква а, например:

пл ав ать, по пл ав ок, пл ав ить, пл ав ильня.

Исключения составляют только слова: пл ов ец, пл ов чиха, пл ов цы.

Гласная зависит от суффикса -а-

В корнях с чередованием букв и и е гласная в корне слова зависит от присутствия в нём суффикса -а-. Суффикс -а- также влияет и на правописание корней -кас- и -кос- .

Корни Правило Пример
кас – кос Если за корнем следует суффикс -а- , то и в корне слова будет буква а. к ас аться
к ос нуться
бир – бер Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется буква и. со б ир ать
со б ер у
мир – мер за м ир ать
за м ер еть
пир – пер за п ир ать
за п ер еть
тир – тер под т ир ать
под т ер еть
стил – стел за ст ил ать
за ст ел ю
жиг – жег с ж иг ать
вы ж ег
чит – чет вы ч ит ать
недо ч ёт
блист – блест бл ист ать
бл ест еть
дир – дер вы д ир ать
вы д ер у

Исключения: со ч ет ание, со ч ет ать, ч ет а.

Гласная зависит от ударения

В корнях -гар- и -гор-, -зар- и -зор-, -клан- и -клон-, -твар- и -твор- правописание гласной в корне зависит от ударения.

В корнях -гар- и -гор- под ударением пишется буква а, без ударения — о, например:

за г а́р – за г ор е́ть.

В корнях -зар- и -зор- под ударением пишется буква, которая слышится, без ударения — а, например:

з ар я́ – з о́р и.

Исключения: з ор я́нка, з ор ева́ть.

В корнях -твар- и -твор-, -клан- и -клон- под ударением пишется буква, которая слышится, без ударения — о, например:

тв ор е́ц – тв а́рь – тв ор и́ть,

кл он и́рование – кл а́н яться – по кл о́н .

Гласная зависит от согласной

В корнях -лаг- и -лож-, -раст- (-ращ-) и -рос-, -скак- и -скоч- правописание гласной в корне зависит от следующей за ней согласной буквы.

В корнях -лаг- и -лож- перед г пишется а, перед жо, например:

с л аг ать – с л ож ить,

при л аг ать – при л ож ить.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 9 класса 4 четверти

В корнях -раст- (-ращ-) и -рос- перед ст и щ пишется а, во всех остальных случаях — о, например:

вы р ащ ивать, вы р аст ить, вы р ос ли.

Исключения: от р ас ль, р ост ок, Р ост ов, Р ост ислав, р ост овщик.

В корнях -скак- и -скоч- перед к пишется а, перед чо, например:

ск ак ал – в ск оч ил.

Исключения: ск ач ок, ск ач у.

Корни с чередованием ИМ, ИН

В корнях -ча- и -чин-, -мя- и -мин-, -жа- и -жин-, -ня- и -ним-, -кля- и -клин- буква и пишется, если после корня следует суффикс -а-, например:

на ч а л – на ч ин аем,

м я ть – с м ин ать,

с ж а ть – с ж им ать,

при н я ть – при н им ать,

про кл я тие – за кл ин ание.

Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

Пополнять справочник сайта могут только Преподаватели

Чередование гласных в корнях

Чередование безударных гласных в корне – страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении. Они не подчинились общему правилу и пишутся по традиции. А что такое традиция языка? Это нормы правописания, которые стихийно сложились в те времена, когда правил орфографии ещё не было. Т.е., не имея правил, люди писали, кому как нравится, сложилась традиция написания одних слов с такой буквой, других слов с этим же корнем – с другой буквой. А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать. И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить.

Чередование в корне

Одна и та же морфема (например, корень или приставка) может иметь варианты с разными буквами. Такое явление получило название чередование. Чередоваться могут как гласные, так и согласные буквы. В корне очень часто чередуются Е и Ё, Г и Ж, К и Ч: шёл – шедший, бег, бежать, скакал – скачок. Подробнее о чередовании рекомендуем почитать статью Елены Колесниковой.

Правило

Чередование А и О

Буква зависит от суффикса А

Чередуются: касаос, лага/лож. Если после корней кос/кас, лаг/лож есть суффикс А, в корне пишется буква А: прикасаться – прикоснуться, положить – полагать. Запоминайте, как заклинание: каса-лага.

Буква зависит от соседней согласной

Корень лаг/лож попадает и в эту группу правил. А всегда пишется перед Г, О – перед Ж. Исключение: полог. Это слово можно не считать исключением, т.к. значение корня уже сильно далеко от лаг/лож. В слове полог, скорее, действует уже полногласие.

В корне скак/скоч– перед К пишется А, перед Ч – О: скакáть – выскочúть. Исключения: скачóк, скачý.

В корне рас(т)/ращ/рос– пишется А перед СТ и Щ; в остальных случаях пишется О: растение, наращение – выросший, заросли, поросль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов.

Буква зависит от ударения и его отсутствия

Это самая трудная часть правила. Потому что надо не запутаться, в каких корнях без ударения писать О, в каких – А.

Итак, во всех корнях под ударением пишем ту букву, какую слышим.

Без ударения А пишется в корнях зар, плав, пай (чередование зар/зор, плав/плов/плыв, пай/пой): зарево – зори – заря, припой – паяльник.

Без ударения О пишется в корнях гор, клон, твор (чередования гор/гар, клон/кклан, твор/твар): гарь – выгореть, склон – кланяться.

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утварь, зоревать, пловец, пловчиха. В разных пособиях по-разному пишут название птички: “зорянка” и “зарянка”. По последним данным это слово всё-таки не является исключением.

Читайте также:
Баловать ударение на какой слог падает и почему - объяснение
Буква зависит от смысла.

Здесь мы имеем самую немотивированную часть правила. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д. Но почему-то только две пары таких слов названы корнями с чередующейся гласной. Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя.

” Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).” Исключения: равняйсь! равнение, равняться, равнина.

” Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.”

Чередование Е и И

Эти корни, к счастью, подчиняются одному принципу: если есть суффикс А – пишется И, иначе – пишется Е. Главное – запомнить корни, в которых существует такое чередование. Итак, запоминаем: бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит-

Исключения: сочетать, сочетание, протирка, задира. Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.

Вот как выглядит это правило в своде 1956 года:

“Чередование и и е находим в следующих глаголах :

  • сжигатьсжечь, выжигатьвыжечь и т. п.;
  • постилатьпостелю, расстилатьрасстелю и т. п.;
  • раздиратьраздеру, удиратьудеру и т. п.;
  • отпиратьотпереть, запиратьзапереть и т. п.;
  • стиратьстереть, растиратьрастереть и т. п.;
  • умиратьумереть, помиратьпомереть, замиратьзамереть и т. п.;
  • избиратьизберу, прибиратьприберу и т. п.;
  • вычитатьвычесть, прочитатьпрочесть и т. п.;
  • сидетьсесть;
  • блистатьблестеть.”

Чередование Я и И

В чередованиях ня/ним тот же принцип: И пишется после суффикса А: унять – унимать, обнять – обнимать.

Примеры

Прикасаться – прикосновение

Положить – полагать

Тварь – вытворять

Заря – зори

Скакать – выскочить

Растение – росток

Пригорать – гарь

Вымирать – умереть

Отдирать – отдерёшь

Блистать – блестеть

Вытирать – вытереть

Упомянуть – упоминать

История правила

Первое правило, похожее на современные правила о чередованиях гласных, возникло у Грота и касалось правописания слов с корнем РОС/РАСТ/РАЩ

В своде 1956 года имеются пять правил, которые касаются чередования А и О в корне (рос/раст, зар/зор, равн/ровн, гор/гар, плав/плов.

У Розенталя таких корней уже 11.

Некоторые современные учебники выделили ещё не менее пяти корней с чередованием (например крап/кроп, пай/пой).

Процесс описания всех корней с чередующимися гласными ещё не завершён.

На что обратить внимание

1. К счастью, слов с безударными чередующимися гласными, в которых часто допускаются ошибки, сравнительно немного: не более трёх десятков. Эти слова проще выучить как словарные, чем запоминать все пункты правила.

2. Очень важно! Не путайте корни с чередованием с похожими корнями, имеющими другое значение. Примерять платье – корень со значением “мерка”, гласная проверяется ударением, примирять друзей – корень со значением “мир”, гласная проверяется ударением, умирать, умереть – чередование в корне мер/мир, значение “смерть”. Корни слов горевать, клонировать, искоса не имеют ничего общего с корнями, имеющими чередование гор/гар, кос/кас, клон/клан. Подобных слов в языке около сотни.

3. Существуют пары слов с полногласием и неполногласием: злато – золото и т.п. Это тоже чередование букв в корнях, но такие корни не описаны в правилах о чередовании гласных, хотя гласные во многих таких парах безударны.

4. Существуют пары глаголов с различными гласными в аналогичных корнях. Топтать – вытаптывать, молчать – умалчивать. Таких пар десятки, если не сотни, но правилом о чередовании гласных они не описаны. Однако есть правило 1956 года, касающееся проверяемых гласных: “При установлении написания о или а в неударяемых корнях глаголов не следует принимать в расчёт формы несовершенного вида на -ывать (-ивать) с ударяемым а”.

Мы сделали все, чтобы помочь ученикам освоить правило в полной мере и довести выбор букв при чередовании до автоматизма, а также не путать корни с чередованием с похожими корнями. Приобретайте курс Орфография по правиламили отдельно тему Чередование гласных в корне

Читайте также:
Диктанты для 5 класса 2 четверти по русскому языку

Чередующиеся гласные в корне

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:

1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении
  • АР-/-ГОР — (значение: температура) Правило: без ударения О . Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.
  • -КЛАН-/-КЛОН — Правило: без ударения О . Пример: поклониться.
  • -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правило: без ударения О . Пример: творение. Исключение: утварь . Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
  • АР-/-ЗОР- Правило:без ударения А . Пример: озарение.
  • -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило:без ударения А . Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.
2 группа. Корни, написание которых определяется
наличием последующего суффикса
А-
  • АС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О . Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву).
  • ЕР-/-БИР — (значение: брать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка . Омонимы: беречь
  • ЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.
  • ЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.
  • ЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
  • ЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
  • -БЛЕСТ-/-БЛИСТ — (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
  • ЕГ-/-ЖИГ — (значение: огонь) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
  • -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
  • ЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт —рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание . Омоним: читать (книгу).
  • — А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило:Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.
3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении
  • АГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правило : перед Г пиши А, перед Ж пиши О . Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог . Омонимы: наслаждение, ложный.
  • АСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило:перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О . Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль . Омонимы: растаять, расстояние.
  • -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О . Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.
4 группа. Корни, в которых выбор гласной
зависит от значения слова в контексте
  • АК-/-МОК- Правило:-мак- = «погружать в жидкость»; -мок- = «пропускать жидкость» . Примеры: обмакнуть перо в краску, непромокаемый плащ.
  • АВН-/-РОВН- Правило:-равн- = «равный, одинаковый»; -ровн- = «ровный, прямой, гладкий» . Примеры: сравнить числа, сровнять кочки на дороге. Исключение: равнина, уровень, равнение, поровну, равняйсь, ровесник .
Пояснения и дополнения.
  1. Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР/-МЕР-, -ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ-, -БЛИСТ-/-БЛЕСТ-, ЖИГ/ЖЕГ, -ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать , где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять ).
  2. Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.
  3. Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску , то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
  4. Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то , но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги . Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый , потому что нельзя «промокать что-то во что-то».
Иллюстративная таблица случаев чередования.

Вы смотрели конспект урока по русскому языку «Чередующиеся гласные в корне».

Перейти в следующую тему: «Правописание согласных»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: