Термины по русскому языку ℹ список основных определений и понятий, значение слов, словарь терминов, справочные материалы

Что такое термины в русском языке: примеры

Данная статья посвящена вопросу, что такое термины в русском языке. Также будут разобраны некоторые понятия из списка для тех учеников, которые готовятся сдавать единый государственный экзамен.

Термины из него необходимо учить наизусть, чтобы разбираться в таком сложном вопросе, как средства стилистической выразительности в русском языке. Читатель узнает много новой и полезной информации, в частности об авторах некоторых слов, без существования которых современный человек не может представить своей жизни.

Определение

Прежде всего, нужно разобраться в том, какие слова – термины по русскому языку, а какие – нет. Стоит сказать о том, что, в отличие от всех других понятий, научные определения имеют особенности, которые выделяют их из числа всех прочих.

Во-первых, они имеют четкую трактовку, которая, как правило, внесена в профессиональные и другие словари.

Во-вторых, в идеальном варианте у научных терминов в русском языке не должно быть синонимов. Также они не могут иметь других значений, кроме основного.

Таким образом, на вопрос что такое термины в русском языке, можно ответить: это слава, которые обладают предельно четким определением и употребляются в основном в профессиональных отраслях.

Исключения из правил

Тем не менее есть слова, значение которых может меняться в зависимости от той сферы, в которой в данный момент они употребляются. Далее будет приведен в качестве примера случай, когда в русском языке термин имеет два значения. Так слово «экономика» обладает следующими определениями. Во-первых, это – отрасль существования государства, а во-вторых, так может называться деятельность специалиста по финансам. Но ведь в идеале научное определение не должно иметь более одной дефиниции? Да, это так. Однако слова, употребляющиеся в профессиональном лексиконе, настолько вживаются в повседневную речь работников тех или иных отраслей, что начинают существовать и «вести себя» так, как это происходит с обыкновенными словарными единицами.

А значит, можно констатировать тот факт, что ничто из того, что характерно для обычных слов, не чуждо терминам. Они так же, как и все их “родственники”, приобретают другие значения, изменяют свой первоначальный смысл, обрастают рядом синонимов и так далее, и тому подобное.

Далее будет приведено еще несколько примеров того, что такое термины в русском языке, будут также названы образцы определений, которые идеально соответствуют требованиям, предъявляемым к специфическим словам. Также будут рассмотрены те из них, которые отступают от этих норм.

Примеры

Если взять известное каждому химику слово «магний», то можно с уверенностью утверждать, что это понятие обозначает соответствующий элемент в таблице Менделеева. Других определений у этого слова нет. А соответственно, можно назвать этот пример термина в русском языке идеальным. То есть у данного слова нет синонимов и других значений, кроме основного.

Если обратиться к словарю лингвистических терминов русского языка, то в нем можно также обнаружить множество подобных слов.

Например, если рассмотреть определение понятия «гипербола», то в словарной статье можно прочитать примерно следующее: «Фигура стилистической выразительности, которая заключается в намеренном преувеличении того или иного явления». Можно привести и другой пример: эпитет – поэтическое определение, которое выделяет признак того или иного предмета или явления.

Говоря об этих лингвистических терминах русского языка, можно назвать их также идеальными, поскольку у них нет синонимов и других значений, за исключением основных.

Правила словообразования

Обсуждая вопрос о том, что такое термины в русском языке, следует в том числе упомянуть о том, что такие слова часто имеют свой, характерный для их сферы знаний, в которой они употребляются, способ словообразования.

Читайте также:
Неопределённая форма глагола ℹ правило в русском языке, на какие вопросы отвечают глаголы, в чем заключаются особенности и как поставить глагол в неопределенную форму

Например, в астрономии для обозначения различных слоев пространства принято употреблять названия, образованные при помощи добавление к какому-либо корню морфемы «-сфера». Так, для обозначения кислорода, который находится в околоземном пространстве, применяется термин «атмосфера». Над ней, как известно, находится стратосфера, мезосфера и так далее. Поэтому, услышав незнакомое слово, в состав которого входит этот элемент, можно с уверенностью утверждать, что значение этого понятия близко к уже знакомым словам, в составе которых присутствует такая же морфема.

Однако стоит иметь в виду, что в разных областях науки могут употребляться одинаковые приставки и суффиксы для обозначения различных явлений. Так, ученые-геологи используют для образования названий, открываемых ими горных пород, суффикс «-ит». Примерами могут служить наименования таких камней, как жадеит, малахит, нефрит и так далее. В медицине также употребляется этот аффикс, но уже в качестве части слова, применяемой для образования названий болезней.

Такие слова, как тонзиллит, перитонит и другие, принадлежат как раз к этой когорте.

Точно так же в литературе по другим научным дисциплинам можно встретить одну и ту же лексему, употребляемую для обозначения различных понятий, не являющихся схожими ни по смыслу, ни по какому-либо другому признаку. Так, термин «лига» в теории музыки обозначает нотный знак, применяемый для того, чтобы пояснить, что данный отрывок произведения нужно исполнять слитным штрихом. В политологии же это понятие применяется в значении «союз, объединение», как например, Лига Наций и другие организации.

Хотя у этих двух терминов существуют некоторые общие черты: в обоих случаях присутствует указание на объединение, но, так или иначе, это два разных термина. А соответственно, можно говорить о нескольких значениях, имеющихся у данного слова.

Хотя многие специалисты утверждают, что в данном случае нужно говорить не о многозначности, а о существовании данного понятия в нескольких различных научных сферах. Если рассматривать это явление с такой точки зрения, то получается, что для каждой науки данный термин является уникальным, то есть обладающим одним единственным значением, не имеющим синонимов.

Как образуются термины?

Есть по крайней мере три способа, как можно создать название для только что открытого научного явления или другого феномена.

Такие слова нередко образуются приставочным и суффиксальным способом из корней русского языка.

Примерами подобных терминов могут служить следующие понятия: водитель (от слова “водить”), управляющий, уборщица и так далее.

Также очень часто при поиске имени для нового явления ученые останавливаются на иноязычном термине, уже достаточное время употребляемом в академических кругах специалистами из другого государства.

В качестве примеров подобных заимствований можно назвать многочисленные юридические и экономические термины, являющиеся международными, то есть употребляемыми во многих странах. Это такие слова как: инфляция, коррупция, амнистия и многие другие.

Стоит отметить, что слов, перекачивавших в наш язык из иностранного лексикона, в научном обиходе в сотни раз больше, чем в общеупотребительном словарном составе.

Это объясняется, прежде всего, стремлением работников науки сотрудничать со своими иностранными коллегами с целью проведения исследований, требующих труда большого числа специалистов. Но подобное обстоятельство нередко вызывает и появление русскоязычных аналогов для таких названий. Тем более, что есть множество людей, которые стремятся к очистке родного языка от зарубежных примесей. Поэтому нередко можно встретить словарные дубли, один элемент которых иностранного происхождения, а другой – русского.

В качестве примера можно привести такие пары слов, как: летчик – пилот, водитель – шофер и другие.

Третий вариант образования терминов русского языка – когда значение уже существовавшего слова приобретает новый оттенок. Так было создано, например, название части молекулы – ядро.

Читайте также:
Торты ударение в слове - как запомнить?

Оправданные и неоправданные термины

Также существует такой критерий, как оправданность использования того или иного названия. Под этим обычно подразумевается соответствие или несоответствие этого термина его содержанию.

Так название технического средства для передвижения по спутнику Земли именуется луноходом. Это имя вполне оправдывает функции, которые выполняет данная машина.

Если же обратиться к вопросу, оправдано ли использование названия «атом» для мелких составных частей молекул, то ответ на него будет, скорее всего, отрицательным. Ведь это слово в переводе с греческого означает «неделимый». Данное определение не соответствует реальному положению дел. Атомы, как известно, в свою очередь, содержат в себе протоны, нейтроны и электроны. В данном случае употребление этого термина обусловлено историческими причинами, а именно: это слово стало использоваться еще в те времена, когда знания химии были не столь совершенными, как в настоящее время. А поскольку язык является феноменом достаточно консервативным, то и термин, употреблявшийся в течение продолжительного времени, продолжает свое существование и по сей день.

Об авторах

Отвечая на вопрос, что такое термины в русском языке, стоит непременно упомянуть об еще одном существенном признаке этих слов. В отличие от другой лексики, научные определения чаще всего имеют конкретного автора. История сохранила сведения о том, кто впервые ввел в обиход то или иное название. Например, точно известно, что имя для средств внеземного передвижения предложил Королев.

Именно он стал называть ракеты космическими кораблями.

Еще раз о воздухоплавании

Также существует легенда о том, что такие слава, как «самолет» и «летчик», придумал известный поэт начала 20 века Велимир Хлебников. Но это не совсем так. Действительно, этот знаменитый футурист создал словарь для зарождавшейся в то время российской авиации. В этой небольшой книге были собраны его рекомендации насчет того, как можно называть некоторые предметы и явления из этой области. Однако ни одно из тех слов не вошло в употребление.

Научный стиль речи

Пришло время сказать о том, в каких текстах можно чаще всего встретить сложные предложения с терминами. По русскому языку в старших классах общеобразовательной школы проходят стилистику. Эта наука изучает в том числе и различные виды речи. Чаще можно найти упоминания о пяти стилях: научный, публицистический, художественный, официально-деловой и разговорный. Для первого из них и характерно наличие в текстах многочисленных терминов.

Наряду с этим научные работы содержат большое количество сложных предложений. Структура этих трудов, как правило, предельно четкая и часто соответствует установленному образцу. Главы таких работ обычно нумеруются.

В качестве примеров данных трудов можно привести курсовые работы, с которыми сталкивается каждый студент.

От неологизма к термину

Список терминов русского языка, который предлагается выучить выпускникам общеобразовательных школ при подготовке к единому государственному экзамену, включает в себя также слово «неологизм». Так называются имена предметов и явлений, только что появившиеся в языке. Эти лексические единицы еще не стали привычными для носителей языка и воспринимаются ими как что-то необычное.

Спустя некоторое время такие слова либо становятся частью общеупотребительного лексикона, либо превращаются в научные термины, если они существуют в рамках определенной области знаний.

Выделяют следующие виды неологизмов:

1. Придуманные конкретным лицом или те, чье авторство неопределенно.

2. Появившиеся в результате словообразования по законам определенного языка, или те, которые были заимствованные из иностранных словарей.

Как говорилось ранее, чаще всего обогащение русского языка происходит за счет латыни и греческого. Именно таким образом создано большинство лингвистических терминов, которые представлены в списке для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку.

Читайте также:
Фетиш ударение в слове на какой слог падает и как это запомнить?

Если говорить об авторских неологизмах, которые позднее вошли в широкое употребление, то стоит упомянуть, что одним из наиболее плодовитых создателей таких слов является выдающийся ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

Он ввел в русский такие понятия, как “атмосфера”, “градусник”, “вещество”, “экспертиза” и многие другие.

Без этих терминов невозможно представить науку на современном этапе развития.

Заключение

В данной статье был разобран вопрос о том, что такое термины русского языка и значения их.

В материале приведены характеристики, которым должны отвечать слова, применяющиеся в научной литературе. В идеале каждый научный термин должен быть уникальным, то есть не может иметь синонимов и других значений. Но в реальности этим требованиям отвечают не все слова, применяющиеся в отдельных областях знаний.

Это отчасти объясняется тем, что такие явления русского языка, как стремление его носителей находить для всех иноязычных слов эквиваленты в родной речи и использовать для обогащения словаря одной области знаний, лексикона, характерного для другой науки, не чужды и терминам.

Информация об этом лексическом понятии будет полезна ученикам общеобразовательных школ при подготовке к ЕГЭ. Как правило, им предлагается выучить наизусть список терминов русского языка с определениями. Некоторые слова из этого перечня были разобраны в настоящей статье. Кроме того, школьникам может оказаться полезной и общая информация о том, что такое термины. Эти сведения даны в нескольких главах этого материала. Также полезно будет изучить статьи из энциклопедических словарей об этом явлении и пособия, где собраны слова термины по русскому языку.

Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий

Грамматическая основа – основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, — или одного из них.

грамматическая форма – 1) языковой знак, в котором грамматическое значение находит своё регулярное выражение; грамматический показатель некоторого значения; 2) единица парадигмы определённого слова; 3) членимость слова на основу и аффикс.

грамматический строй языка – система морфологических категорий, синтаксических категорий и конструкций и способов словопроизводства, совокупность универсальных, типологических и специфических характеристик грамматики данного языка.

двусоставное предложение – это один из типов простого предложения. Грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого. В основной разновидности двусоставных предложений входят согласование подлежащего и сказуемого в числе, роде и лице.

Детерминант – распространитель предложения (второстепенный чл.), относящийся ко всему составу предложения, располагающийся обычно в его абсолютном начале.

Коммуникативный синтаксис – синтаксис, объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказываний.

Координация – тип синтаксической связи между подлежащим и сказуемым.

Структурная схема предложения – отвлеченный образец, состоящий из минимума компонентов, необходимых для создания предложения.

Модальность – семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность является языковой универсалией, принадлежит к числу основных категорий естественного языка.

Подлежащее – один из двух главных членов (наряду со сказуемым) элементарного предложения. Для обозначения этого члена предложения часто используется также термин «субъект», который, однако, даже в русском языке чересчур многозначен и в силу этого не всегда удобен, хотя и является международным.

Предложение – это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками, или многоточием.

Читайте также:
Орфоэпия ℹ что это в русском языке, определение науки, нормы произношения и ударений, главные правила и законы, примеры употребления

Примыкание – одна из разновидностей подчинительной синтаксической связи (наряду с согласованием и управлением), не проявляющаяся в обусловливании главным словом определённой формы зависимого, поскольку зависимый элемент неизменяем, и выражаемая лишь порядком слов и интонацией.

Присловный распространитель – распространитель, относящийся к слову, которое является главным или второстепенным членом предложения.

Сказуемое – обыкновенно выражается личной формой глагола, которая изображает признак во время его возникновения. Этот признак может быть представляем связанным с определенным предметом, но может точно так же не иметь особого носителя.

Согласование – одна из трёх основных разновидностей подчинительной синтаксической связи (наряду с управлением и примыканием). Заключается в уподоблении зависимого компонента господствующему в одноимённых грамматических категориях (в роде, числе, падеже), при котором изменение господствующего слова влечёт соответствующее изменение зависимого.

Тема – содержание, которое говорящий представляет как данное.

Управление – вид синтаксической связи, при которой управляющий элемент требует постановки управляемого в конкретной словоизменительной форме.

Рема – один из двух основных компонентов высказываняи, ядро, – то новое, что сообщается в предложении, один из его смысловых центров.

Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.).

Методические указания для преподавателя, студента, слушателя

Цель курса– дать студентам необходимые теоретические сведения о синтаксическом уровне языка и сформировать навыки и умения использования синтаксических ресурсов русского языка в СМИ и PR. А также ознакомить студентов с основными свойствами синтаксических единиц и способами их функционирования в языке в целом и в специальном прикладном аспекте – языке СМИ и PR.; сформировать навыки пользования синтаксическими и синтактико-стилистическими ресурсами языка в профессиональных целях.

Место дисциплины в структуре: обязательная дисциплина; цикл: ОПД.Ф.08.

В конце курса студент должен усвоить материал курса, уметь анализировать предложения, а также применять теорию на практике, показать степень знакомства и понимания теоретического материала, а также практические навыки анализа и построения текста.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи, умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке;

готовностью к кооперации с коллегами, работа в коллективе;

стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи;

осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности.

Бальная структура оценки

1. Посещение лекций – 9 баллов

2.Посещение практических занятий и активность работы на них – 13 баллов

3.Внутрисеместровая аттестация – 15 баллов.

4. Итоговая аттестация – 20 баллов.

5. Домашние задания – 15 баллов

Шкала оценок:

Кредит Сумма баллов Неуд
F Е D С В А
2+ 3+ 5+
Менее 25 25-36 37-42 43-48 49-60 61-66 67-72

Пояснение оценок

А выдающийся ответ

В очень хороший ответ

С хороший ответ

В достаточно удовлетворительный ответ

Е отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

FХ означает, что студент может добрать баллы только до минимального

F неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления).

Вопросы для самопроверки и обсуждений по темам

1. Понятие о синтаксическом уровне языка: его основные единицы и отношения.

2. Три уровня анализа синтаксических объектов: слово, словосочетание, предложение простое и сложное.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 10 класса 4 четверть

3. Синтаксические связи: сочинение и подчинение.

4. Подчинительные связи: управление, согласование, примыкание. Аппозитивная связь.

5. Смысловые отношения в словосочетании (определительные, обстоятельственные и др.).

6. Предложение как самостоятельная коммуникативная единица языка. Форма и содержание.

7. Три аспекта анализа содержания: конструктивный, семантический и коммуникативный (актуальное членение).

8. Простое предложение: традиционное учение о членах предложения.

9. Грамматическая основа предложения и ее распространение.

10. Двусоставное и односоставное предложение. Понятие о структурной схеме предложения. Виды структурных схем.

11. Структурные схемы предложения и их распространители. Вопрос о детерминантах.

12. Многоаспектный анализ простого предложения.

13. Сложное предложение. Синтаксические связи как средство их организации.

14. Структурные типы сложного предложения. Вопрос о бессоюзной связи в сложном предложении

15. Сложносочиненное предложение и средства связи в нем. Понятие открытой/закрытой структуры.

16. Сложноподчиненное предложение и средства связи в нем. Различие между союзами и союзными словами.

17. Предложения минимальной/неминимальной структуры.

18. Основные структурно-семантические типы сложных предложений.

19. Комплексный анализ сложного предложения.

20. Нормы порядка слов в словосочетании. Инверсия.

21. Нормы порядка слов в простом предложении.

22. Нормы порядка слов в сложном предложении: порядок следования предикативных частей.

Задания для самостоятельной работы по темам

  1. Каковы смысловые отношения внутри сложносочиненных предложений? Будут ли различия в смысловых отношениях при одиночном или повторяющемся союзе?
  2. Каковы смысловые различия внутри сложноподчиненных предложений при: а) подчинительном союзе; б) союзном слове? Чем обусловлены эти отличия?
  3. Какую роль играет интонация в оформлении бессоюзного сложного предложения?
  4. Могут ли бессоюзные сложные предложения выявлять неоднозначные смыслы?
  5. В чем суть классификаций сочинительных союзов?
  6. Каковы отличия сложносочиненных предложений открытой и закрытой структуры?
  7. Каковы смысловые отношения в сложносочиненных предложениях открытой структуры? Закрытой структуры?
  8. Могут ли бессоюзные сложные предложения соотносится с:

а) сложносочиненными предложениями открытой структуры;

б) сложносочиненными предложениями закрытой структуры? Аргументируйте свое решение примерами.

Тестовые задания по темам

Брак по расчету

1) Вид подчинительной связи в данном словосочетании:

2) Вид связи в данном словосочетании:

3) Тип связи в данном словосочетании:

4) Связь предопределена:

А) лексическими свойствами главного компонента

Б) грамматическими свойствами первого и второго компонента

В) лексико-грамматическими свойствами обоих компонентов

5) Тип отношений внутри словосочетания:

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Отличие отглагольных прилагательных от причастий

Отличить отгла­голь­ное при­ла­га­тель­ное от одно­ко­рен­но­го при­ча­стия мож­но в кон­тек­сте по мор­фо­ло­ги­че­ским, син­так­си­че­ским и смыс­ло­вым при­зна­кам слов.

От одно­го и того же гла­го­ла мож­но обра­зо­вать отгла­голь­ное при­ла­га­тель­ное и при­ча­стие, кото­рые сов­па­да­ют пол­но­стью в сво­ем зву­ко­вом оформ­ле­нии, например:

  • косить — коше­ный луг — кошен­ный утром луг, кошен­ный отцом луг;
  • резать — реза­ный лист — резан­ный ножом лист, вче­ра резан­ный лист.

Как их отли­чить друг от дру­га? Где при­ла­га­тель­ное? Где причастие?

Способы отличить прилагательное от причастия

Для опре­де­ле­ния части речи, к кото­рой при­над­ле­жат похо­жие фор­мы слов, кото­рые пред­став­ля­ют собой один из видов омо­ни­мии, нужен, во-первых, контекст.

Если эти сло­ва обра­зо­ва­ны от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида, то нали­чие зави­си­мых слов с голо­вой выда­дут при­ча­стие, как бы оно ни мас­ки­ро­ва­лось под прилагательное.

Читайте также:
"Говорится" или "говоритЬся" ℹ как правильно пишется, разбор слова, предложения

Слово «коше­ный» в сло­во­со­че­та­нии «коше­ный луг» обо­зна­ча­ет чистый при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопрос какой?

Это опре­де­ле­ние, выра­жен­ное оди­ноч­ным отгла­голь­ным при­ла­га­тель­ным, мож­но заме­нить на каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное или сло­во­со­че­та­ние с существительным:

  • чистый луг;
  • луг с низ­кой травой.

Прилагательное, обра­зо­ван­ное от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида, не име­ет при­ста­вок и зави­си­мых слов. Следовательно, пишет­ся с суф­фик­сом -ен-.

В сло­во­со­че­та­нии у при­ча­стия «кошен­ный», напро­тив, име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, например:

Управлять обсто­я­тель­ством или допол­не­ни­ем может сло­во, име­ю­щее при­знак дей­ствия, как и сам гла­гол, обо­зна­ча­ю­щий действие.

В таком кон­тек­сте сло­во «кошен­ный» обла­да­ет этим при­зна­ком, что мож­но так­же уви­деть, транс­фор­ми­ро­вав это сло­во­со­че­та­ние в конструкцию:

  • луг, кото­рый коси­ли утром;
  • луг, кото­рый косил отец.

Видим, что его лег­ко мож­но заме­нить сло­вом, обо­зна­ча­ю­щим дей­ствие, — одно­ко­рен­ным гла­го­лом про­шед­ше­го вре­ме­ни. Анализируемое сло­во­со­че­та­ние в пред­ло­же­нии мож­но пред­ста­вить в виде при­да­точ­ной конструкции:

Следовательно, это стра­да­тель­ное при­ча­стие. Обратим вни­ма­ние, что оно отли­ча­ет­ся по напи­са­нию от при­ла­га­тель­но­го, обра­зо­ван­но­го от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида: при­ча­стие в пол­ной фор­ме име­ет две бук­вы «н» в суф­фик­се -енн-.

Сравним:

  • варить — варе н ое яйцо, варе нн ое всмят­ку яйцо;
  • носить — ноше н ый пиджак, ноше нн ый три года пиджак;
  • жарить — жаре н ый окунь, жаре нн ый на мас­ле окунь;
  • кре­стить — кре­щё н ый ребё­нок, кре­щё нн ый в церк­ви ребенок;
  • топить — топлё н ое моло­ко, топлё нн ое в печ­ке молоко.

Таблица

Причастие Отглагольное при­ла­га­тель­ное
1. Обозначает при­знак дей­ствия. Образуется от глагола.
Рассеянные вет­ром тучи (рас­се­ять)
1. Обозначает посто­ян­ный признак.
Образуется от причастия.
Рассеянный (невни­ма­тель­ный человек)
2. Может иметь приставки.
Позолоченный рожок
2. Часто не име­ет приставок.
Золоченое коль­цо
3. Может иметь зави­си­мые (пояс­ни­тель­ные слова).
Раненный в руку
3. Не име­ет посто­ян­ных слов.
Раненый сол­дат
4. Заменяется при­да­точ­ным определительным.
Тучи, кото­рые рас­се­ял ветер
4. Заменяется синонимом.
Рассеянный – невнимательный

В резуль­та­те ана­ли­за похо­жих отгла­голь­ных слов, одно­ко­рен­ных при­ча­стий и при­ла­га­тель­ных, выяснено:

Прилагательное выра­жа­ет толь­ко при­знак предмета.

Причастие обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия пред­ме­та, часто име­ет зави­си­мые сло­ва и может управ­лять обсто­я­тель­ством или допол­не­ни­ем в при­част­ном обороте.

Причастия часто могут пере­хо­дить в стан при­ла­га­тель­ных, теряя при этом при­знак дей­ствия. Как отли­чить в этом слу­чае при­ча­стие от при­ла­га­тель­но­го, узна­ем в ста­тье «Переход при­ча­стий в при­ла­га­тель­ные».

Видеоурок «Как отличить причастие от прилагательного»

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия

  1. Сложности в определении части речи
  2. Почему важно правильно определить часть речи
  3. Чем отличается отглагольное прилагательное от причастия
  4. Как отличить отглагольное прилагательное от причастия
  5. Сводная таблица отличий

Отглагольные прилагательные и причастия – две части речи, имеющие общего родственника, глагол. Обе они обозначают отличительные признаки предмета, но имеют существенные различия, даже если образованы от одного корня.

Сложности в определении части речи

Определить, с какой частью речи вы имеете дело, бывает достаточно сложно по следующим причинам:

  • схожее звучание и написание;
  • обе части речи отвечают на вопрос «какой?»;
  • имеют общие грамматические признаки, одинаково склоняются и в составе предложения выполняют роль определения;
  • образуются от глаголов с помощью суффиксов, из-за чего сложно определить значения слов без контекста.

Почему важно правильно определить часть речи

Главная причина, по которой стоит окончательно разобраться с этим вопросом, – понять, сколько букв «н» писать в причастии или прилагательном.

Правило! В отглагольных прилагательных пишется «Н»; в страдательных причастиях – «НН».

Пример: Жареная картошка (прилаг.) – пожаренная в сметане картошка (прич.)

Отличие «жареной картошки» от «пожаренной» заключается в том, что первый случай описывает самостоятельный, постоянный признак предмета (картошки). Второй вариант указывает на активное действие, длящееся во времени. То есть, во втором случае становится ясно, что картошку УЖЕ пожарили, и в процессе к ней еще добавили сметаны.

Теперь можно немного усложнить и вспомнить о кратких формах. Здесь все наоборот:

В кратких страдательных причастиях пишется «Н», в кратких прилагательных – столько «Н», сколько их было в полной форме.

Пример: девушка хорошо воспитанна (кр. прил.) – девушка воспитана хорошими педагогами (прич.)

К сведению: Существуют также отпричастные прилагательные, которые образованы от причастных форм, утративших связь с глаголом-основой: определенный, воспитанный, допустимый, прошедший и т.д.

Слова, которые придется просто запомнить

Чем отличается отглагольное прилагательное от причастия

  • образуются от разных видов глаголов: причастие – от глагольной основы совершенного вида (что сделать?), прилагательные – от несовершенного вида (что делать?);
  • причастие указывает на признак активного действия, а признак отглагольного прилагательного – пассивный и самостоятельный, с самим действием не связанный;
  • признак действия причастий разворачивается во времени, а отглагольные прилагательные несут постоянное значение;
  • часто причастие в предложении управляет зависимым обстоятельством или дополнением, у прилагательных таких зависимых слов нет.

Особенности правописания Н и НН

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия

  1. Обратить внимание на приставки и зависимые слова – их присутствие сразу же выдает причастие: по-краше нн ый желтой краской; с-коше нн ая в августе трава.
    Исключением для прилагательного является только приставка «не»: некоше н ые луга, непромокаемый плащ.
  2. Определить вид исходного глагола – совершенный или несовершенный: построенный (что сделать? – построить); вареный (что делать? – варить).
  3. Причастие можно заменить словосочетанием с глаголом, и смысл выражения от этого не изменится: изысканные средства – изыскать средства (средства, которые изыскали). Отглагольное прилагательное заменяется синонимами: блестящее выступление – превосходное выступление.
  4. Подобрать подходящее по смыслу зависимое слово – с глагольным прилагательным составить такое сочетание не удастся.

Полезно знать! Если в слове есть суффиксы -ованн- и -еванн- , не раздумывая пишем «нн» – перед вами отглагольное прилагательное.

Пример: фаршированный, рискованный, образованный.

Сводная таблица отличий

Причастие Отглагольное прилагательное
Происходит от глагола совершенного вида (что сделать?): уехавший – уехать; смазанный – смазать Происходит от глагола несовершенного вида (что делать?): вареная – варить: мороженый – морозить
Обозначает действие, протяженное во времени: срезанные цветы; скошенный луг Обозначает постоянный признак: резаная бумага; кошеная трава
Может иметь любые приставки: покрасневший, состарившийся, заброшенный Не имеет приставок, кроме «не»: невидимый, невоспитанный
Управляет зависимыми словами: замороженные на зиму ягоды; решенная наспех задача Зависимых слов нет, кроме наречий, обозначающих степень (очень, слишком): очень изысканный; чрезмерно груженая
Можно заменить исходным глаголом: потрясшее всех происшествие – происшествие, которое всех потрясло Заменяется только синонимом: потрясающее выступление – невероятное, великолепное выступление

Досадные ошибки в правописании данных частей речи – не редкость, потому что это одно из самых сложных правил русского языка. С помощью перечисленных выше способов можно раз и навсегда научиться их различать и грамотно употреблять в устной и письменной речи.

Отглагольные прилагательные: правила с примерами

Содержание:

Отглагольные прилагательные (далее – ОГПР) представляют собой разновидность общей самостоятельной части речи, называемой – имя прилагательное. Они имеют особенность в написании и понимании, их часто путают с другими частями речи. В данной статье речь пойдет о том, что собой представляют ОГПР, какими отличительными чертами обладают, как пишутся.

Что такое отглагольные прилагательные?

Известно, что большинство имен прилагательных образовано от именных частей речи – существительных. Они так и называются – отыменные прилагательные. Прилагательные, в значении которых присутствует какое-либо действие, называются отглагольными.

  • добрый (человек) – произошло от существительного «добро» – отыменное ;
  • рваное (платье) – образовано от глагола «рвать» – ОГПР.

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия?

Так как ОГПР родственны глаголам, но отвечают на вопрос «какой?», их легко спутать с особыми формами глагола – причастиями (далее – ПЧ), к которым также задается подобный вопрос. Сходство не ограничивается только этим признаком: обе части речи одинаково склоняются, в предложении выполняют одну и ту же синтаксическую роль. Созвучны, имеют один и тот же глагольный корень и образуются от глаголов при помощи суффиксов.

  • печеный (ОГПР, какой?) картофель – запеченный (ПЧ, какой?) в духовке картофель.

Но между ОГПР и ПЧ имеются и различия, которые не позволяют их путать друг с другом. К этим различиям относятся:

  • ПЧ образуются от глаголов сов. вида (что сделать?), ОГПР – от несов. вида (что делать?): вскипяченное молоко (вскипятит – «что сделать?», сов. в.), кипяченая вода (кипятить – «что делать?», несов. в.);
  • ПЧ обозначают признак активного действия, а признак ОГПР – пассивный, не связанный с активным действием: выкрашенное окно (выкрасить) – крашеная крыша;
  • признак ПЧ временной (имеют категорию времени), а у ОГПР – постоянный: исписанный листок (прош. вр.) – неписаное правило (не имеет времени);
  • у ПЧ могут быть зависимые слова, у ОГПР их не бывает: забор выкрашенный кистью– крашеные губы;
  • у ОГПР нет приставок, кроме – «не-»: некошеный луг, непромокаемый плащ; у ПЧ – есть: распиленное бревно, скошенная трава; .
  • ПЧ легко заменяется словосочетанием с глаголом без изменения смысла, с ОГПР этого сделать нельзя, его можно заменить только синонимом: изысканные средства – изыскать средства (средства, которые изыскали); блестящее выступление – превосходное выступление.
  1. Выпеченный из отрубей хлеб – выпеченный – пишем две «Н», так как это ПЧ полной формы, управляет зависимым словом с предлогом «из отрубей», имеет приставку «вы-»; образовано от глагола сов. вида «выпечь», имеет временное значение – обозначает признак прошедшего времени, может быть заменено сочетанием – «хлеб, который выпекли из отрубей».
  2. Писаная красавица – писаная – пишем одну «Н», так как это ОГПР, не имеет приставки; образовано от глагола несов. вида «писать», обозначает постоянный признак, не может иметь зависимых слов, имеет синонимы – «прекрасная», «красивая», «бесподобная».

Правописание отглагольных прилагательных и причастий

Написать ОГПР и ПЧ без ошибок не просто. Трудность возникает при выборе суффиксов – «-н-» или «-нн-». Чтобы не допускать ошибок нужно помнить правила:

  • в ОГПР, образованных от глагольных основ несов. вида, следует писать одну «н»: вяленый, жареный, стираный. Исключениями из этого правиля являются прилагательные: желанный, считанный, слыханный, виданный, деланный, нежданный, виденный;
  • в ОГПР, образованных суффиксами «-ованн-» или «-еванн-», пишется – «-нн-»: очарованный, лакированный;
  • ПЧ полной формы сов. вида и ПЧ с зависимыми словами всегда пишутся с – «-нн-»: зажжённый («что сделать?» – зажечь) , тканная (из чего?) из льна рубаха, краткие ПЧ с – «н»: сломан, соткан.

Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

  • маслЯНый радиатор — ОГПР имеет суффикс «-ЯН-», пишется – «-Н-»;
  • маслЕНый блин — ОГПР образовано от глагола несов. в. «маслить», пишется – «-Н-»;
  • обильно маслЕННый блин — у ПЧ есть зависимое слово, пишется – «-НН-».

Отглагольные прилагательные и причастия

О чем эта статья:

Основные понятия

Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего они имеют непроизводную основу, то есть ни от чего не образованы или образованы от существительных.

Прилагательное отвечает на вопросы:

мягкий — прилагательное, непроизводное;

дождливый — образовано от существительного «дождь».

Причастие — это часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Называется так, потому что причастно к свойствам глагола и прилагательного.

написанный — причастие, образовано от глагола «написать»;

приглашенный — причастие, образовано от глагола «пригласить».

Прилагательное имеет только признак предмета.

Причастие обозначает признак действия предмета, часто имеет зависимые слова и может управлять обстоятельством или дополнением в причастном обороте.

Отглагольные прилагательные — особенные слова, которые могут обозначать самостоятельный признак предмета, который связан с действием.

Отглагольные пpилaгaтeльныe — это:

Пpилaгaтeльныe, которые oбpaзoвaны oт глaгoльнoй ocнoвы через суффиксы: -л-, -тельн-, -ач- (-яч-), -уч- (-юч-), н.

Пpичacтия, которые yтpaтили вpeмeннoe и зaлoгoвoe знaчeния, a тaкжe глaгoльнoe yпpaвлeниe:

Отглагольным прилагательным характерно значение постоянного признака. Употребляются без зависимых слов.

Причастиям свойственен активный признак, который длится во времени. Можно использовать с зависимыми словами.

У отглагольных прилагательных в суффиксе пишется одна буква Н: мороженые ягоды.

У причастий, которые похожи на отглагольные прилагательные, в суффиксах пишется две буквы НН: замороженные ягоды.

Примеры причастий и отглагольных прилагательных:

просеянное через сито зерно (зерно, которое просеяли — причастие),

сеяное зерно (отглагольное прилагательное);

сваренные в кастрюле овощи (овощи, которые сварили — причастие),

вареные овощи (отглагольное прилагательное).

Чтобы определить отглагольное прилагательное, нужно научиться отличать его от причастия. Для наглядности сравним причастие и отглагольное прилагательное в таблице.

Обозначает признак действия. Образуется от глагола.

Рассеянные ветром тучи (рассеять).

Обозначает постоянный признак. Образуется от причастия.

Рассеянный (невнимательный человек).

Может иметь приставки.

Часто не имеет приставок.

Может иметь зависимые (пояснительные) слова.

Раненный в руку.

Не имеет постоянных слов.

Заменяется придаточным определительным.

Рассеянные ветром тучи — это тучи, которые рассеял ветер.

Рассеянный человек — невнимательный.

Таблица «Как отличить отглагольное прилагательное от причастия»

Прилагательные, которые образованы от глагольной основы.

Форма глагола, которая обладает грамматическими признаками:

прилагательных (склонение, изменение по родам);

глаголов (залог, вид, время).

Отсутствуют приставки (кроме не);

Можно образовать при помощи суффиксов -ова- (-ева-), -ирова-,-нн- , -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л-;

Можно образовать от бесприставочных глаголов НСВ.

Можно записать с различными приставками;

Можно образовать при помощи суффиксов –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ем-, -им-, -вш-, -ш-, -нн-, -енн-, -т-;

Можно образовать от бесприставочных глаголов СВ;

Могут иметь возвратность (постфикс -ся, -сь).

Использование в речи

Не требуют зависимых слов.

Употребляются с зависимыми словами.

Значение постоянного признака.

Можно заменить прилагательным-синонимом (рассеянная — невнимательная).

Значение признака, который длится во времени.

Можно заменить глаголом (рассеянные ветром тучи – ветер рассеял тучи).

Кованый подсвечник, крашеная стена, ношеное платье, рискованное дело, пугливый зверек.

Подкованная кузнецом лошадь, покрашенный кистью стол, записанный мелом номер, открывшийся сундук, смеющийся человек.

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия?

Отглагольные прилагательные — это особенная группа внутри прилагательных и причастий, которая создает большие трудности в понимании и выборе правописания. Попробуем разобраться.

Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего они имеют непроизводную основу (т.е. ни от чего не образованы) или образованы от существительных.

  • Робкий — прилагательное, непроизводное,
  • Солнечный — образовано от существительного солнце.

Причастие обозначает признак, привязанный к действию. Бегущий — от глаг. бежать.

А отглагольные прилагательные — особенные слова, которые могут обозначать самостоятельный признак предмета, связанный с действием. Каким образом?

Тут следует учесть, что похожие на отглагольные прилагательные причастия (а это страдательные причастия прошедшего времени) всегда образуются от глаголов совершенного вида, т.е. обозначают признак уже совершенного над ними действия:

  • Решённая задача ← задача, которую уже решили,
  • Написанное сочинение ← сочинение, которое написали и т.д.

А вот слова, которые принято называть отглагольными прилагательными, образованы от глаголов несовершенного вида.

  • Печёный пирог ← пирог, который пекли (печь, несов. вид).
  • Жареная рыба ← рыба, которую жарили ( жарить, несов. вид) и т.д.

Казалось бы, они должны обозначать действие, которое имеет ещё не завершенный результат. Но на самом деле печёный (пирог) и жареная (рыба) — это процессы (действия), которые уже завершены. Значит, прямой зависимости между глаголом несовершенного вида и отглагольным прилагательным нет. И слово указывает на уже завершённый процесс. Вот такие слова и принято называть отглагольными прилагательными.

Теперь разберёмся с их написанием.

Правило гласит, что у отглагольных прилагательных в суффиксе пишется одна буква Н:

  • Сушёные грибы, мороженые овощи, тушёные овощи и т.п.

Наоборот, у причастий, похожих на отглагольные прилагательные, в суффиксах пишется две буквы НН:

  • тушёНые овощи и тушёННые для гарнира овощи,
  • или: морожеНые ягоды и заморожеННые ягоды.

Попробуем свести всю эту информацию в обобщающую материал таблицу.

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия. Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Таблица

Отличительные признаки

Отглагольное прилагательное (пишется одна Н)

Причастие (пишется НН)

Исключения

Наличие приставки

Нет

морожеНые ягоды

тушеНая капуста

Да

заморожеННые ягоды, продумаННый ответ

(отглагольные прилагательные без приставки, кроме не-)

невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, желанный, священный, нечаянный, чеканный (шаг), деланный (вид), жеманный,

смышленый (прич.)

названый (прич.)

Наличие зависимых слов

нет

сушёНые грибы

есть

сушёННые на зиму грибы

Образованы от глагола совершенного вида

нет

да

решёННая задача

(от глаг. решить (сов. вид)

ранеНый

Отглагольное прилагательное (пишется НН)

Суффиксы –ованн- ( -еванн-)

маринОВАННые грибы

фарширОВАННые перцы,

рискОВАННый поступок

нет

коваНый , жёваНый

(в этих отглаг. прилаг. -ова (-ева) входит в состав корня)

Для примера рассуждения возьмем очень похожие словосочетания:

  • МаслЯНый радиатор — прилагательное с суффиксом –ЯН, пишется с одной Н;
  • МаслЕНый блин — отглагольное прилагательное от глагола маслить, т.е. блин намаслили, пишется одна Н;
  • Обильно маслЕННый блин — причастие, имеет зависимое слово, в суффиксе пишется НН.

Вот такой он, русский язык. Нужно много знать и внимательно разбираться в каждом конкретном случае.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: