Цифры прописью – как правильно писать и примеры

Числа от 1 до 100 буквами на русском языке прописью

Данная таблица чисел от 1 до 100 создана в первую очередь для нашей работы, которую можно применять и вам, можно просто распечатать или пользоваться онлайн.

По счету по падежам среднего рода
Именительный Родительный
1 один первое первого
2 два второе второго
3 три третье третьего
4 четыре четвёртое четвёртого
5 пять пятое пятого
6 шесть шестое шестого
7 семь седьмое седьмого
8 восемь восьмое восьмого
9 девять девятое девятого
10 десять десятое десятого
11 одиннадцать одиннадцатое одиннадцатого
12 двенадцать двенадцатое двенадцатого
13 тринадцать тринадцатое тринадцатого
14 четырнадцать четырнадцатое четырнадцатого
15 пятнадцать пятнадцатое пятнадцатог
16 шестнадцать шестнадцатое шестнадцатого
17 семнадцать семнадцатое семнадцатого
18 восемнадцать восемнадцать восемнадцатого
19 девятнадцать девятнадцать девятнадцатого
20 двадцать двадцатое двадцатого
21 двадцать один двадцать первое двадцать первого
22 двадцать два двадцать второе двадцать второго
23 двадцать три двадцать третье двадцать третьего
24 двадцать четыре двадцать четвёртое двадцать четвёртого
25 двадцать пять двадцать пятое двадцать пятого
26 двадцать шесть двадцать шестое двадцать шестого
27 двадцать семь двадцать седьмое двадцать седьмого
28 двадцать восемь двадцать восьмое двадцать восьмого
29 двадцать девять двадцать девятое двадцать девятого
30 тридцать тридцатое тридцатого
31 тридцать один тридцать первое тридцать первого
И аналогично до 100
40 сорок сороковое сорокового
50 пятьдесят пятидесятое пятидесятого
60 шестьдесят шестидесятое шестидесятого
70 семьдесят семидесятое семидесятого
80 восемьдесят восьмидесятое восьмидесятого
90 девяносто девяностое девяностого
100 сто сотое сотого

Важно учесть что в таблице указаны не все варианты склонения по падежам, а лишь средний род. Есть еще мужской (девяностый) или множительный вариант девяностые годы. Правила написания русских чисел буквами значительно понятнее, чем на английском варианте от 1 до 100.

Цифры прописью – как правильно писать и примеры

То, что взрослому видится элементарным, для ребенка часто ново, непривычно и непонятно. Написание цифр прописью – дело непростое и требует предварительной подготовки. Важен не столько пример, как это делать правильно, сколько постепенное развитие графомоторики – тренировка мышц фаланг пальцев, оттачивание мелких движений, хорошая ориентация в тетрадном листе и самой клетке, понимание значения чисел. Формировать этот навык имеет смысл в возрасте 5–7 лет, не раньше.

КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ РЕБЕНКА ПИСАТЬ ЦИФРЫ?

Главная задача родителя дошкольника – пробудить интерес к новым знаниям и умениям. Поэтому уроки проводятся исключительно в игровой форме, непринужденно. Изучение цифр и оттачивание письма происходят поэтапно:

  1. В 3–4 года ребенок знакомится с числами, учится понимать их значение. Цифры лепят из пластилина, складывают из палочек, шнурков, пуговиц. Также важным моментом подготовки является развитие мелкой моторики, пространственной ориентации (верх-низ, право-лево).
  2. В 4–5 лет наступает пора знакомства с тетрадью в клеточку. Ребенку показывают, откуда пишутся цифры и буквы – слева направо и сверху вниз. Он учится ориентироваться в клеточке и тренируется делать мелкие движения. В этом возрасте рисуют элементы цифр и букв: прямые и наклонные линии, круги, полукруги и т. д. Чтобы поддерживать интерес малыша, задачи постепенно усложняют. Например, просят нарисовать домик, цветок, звездочку (по точкам или по клеточкам).
  3. В 5–7 лет при правильной подготовке ребенок полностью готов освоить правописание цифр. Ему следует рассказать про наклон и обозначить, что цифры не должны выходить за пределы клеточки. Дальше ребенок сначала обводит цифру пальчиком по стрелочкам (увеличенный вариант), чтобы понять направление линий, затем соединяет цифру по точкам. И наконец, пишет в пустой клеточке числа самостоятельно.

Для первых занятий полезно распечатать увеличенный вариант клеточек. Так ребенок сможет лучше рассмотреть, как пишутся цифры. В большой клетке значительно легче ориентироваться и вмещать цифру. Но не стоит использовать такие распечатки слишком долго, иначе возврат на стандартную клетку будет слишком непривычным и сложным для малыша.

НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ?

Важно не только готовиться к написанию цифр прописью поэтапно, но и соблюдать общие правила занятий с дошкольниками:

  • Длительность урока – 15–20 минут. У детей очень быстро устают пальчики, и они еще не способны долго концентрироваться на задаче. Учиться писать цифры прописью нужно неспешно, по чуть-чуть.
  • Понимание чисел. Ребенок должен четко осознавать, что цифра – это не рисунок, не закорючка на бумаге. За ней стоит определенное значение (1 – одно яблоко, а 7 – это семь яблок, что в несколько раз больше). Для лучшего понимания рекомендуется параллельно учить устный счет в пределах 10.
  • Правильная мотивация. Частая ошибка родителей – мотивировать ребенка заниматься конфеткой, новой игрушкой или мультиком. Это выглядит как компенсация за что-то неприятное. Нужно же наоборот рассказывать о пользе знаний, как хорошо быть умным, уметь писать цифры, учиться и узнавать что-то новое.
  • Атмосфера урока и похвала. Преподносить новый материал нужно доброжелательно и интересно. Полезно использовать наглядные красочные примеры, проводить аналогии. Если ребенок допускает ошибку, важно не ругать его, а хвалить, акцентируя внимание на тех цифрах, которые он смог написать правильно. Можно рисовать над ними смайлик, корону, цветочек.

Чтобы писать цифры прописью, ребенок должен правильно держать ручку – между указательным, средним и большим пальцем. Иногда для нужного эффекта достаточно прижать салфетку к ладошке безымянным пальцем и мизинчиком.

КАКИЕ ПРОПИСИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Для обучения ребенка правописанию весьма удобно использовать печатный материал. Специальные прописи можно распечатать самостоятельно или приобрести в отделе канцелярии. При этом важно учитывать, что они бывают нескольких видов и рассчитаны на разный возраст.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку - 10 класс 1 четверть, контрольные

Для детей 5–7 лет рекомендуется использовать прописи, в которых есть пример написания цифры, ее точечное очертание, которое нужно обвести, а также пространство для самостоятельного написания. Очень хорошо, если в прописях будут дополнительные занятия для тренировки руки и изучения счета.

КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНО ТРЕНИРОВАТЬ РУКУ?

Письмо – это сложный навык, требующий тонких, хорошо скоординированных движений руки. Чтобы ребенок легко его освоил, необходимо тренировать силу и ловкость пальчиков, учить его ориентироваться в тетрадном листе (быстро находить нужный предмет, двигаться в заданном направлении). Он должен подмечать пропорции и правильно воспроизводить их на бумаге.

Поэтому, помимо работы с прописями, с 4 лет полезно проводить занятия по графомоторике (от греческого grapho – «пишу»). Они включают в себя:

  • штриховку;
  • рисование графических узоров;
  • обводку контура;
  • дорисовывание деталей;
  • упражнения, где нужно применять разную силу надавливания;
  • задания по выбору нужных направлений (лабиринт);
  • задания, где нужно рисовать линии, не отрывая руки;
  • пальчиковые игры.

Примеры занятий на графомоторику:

Итак, правильно писать цифры прописью ребенок начинает в возрасте 5–7 лет. Развитие навыка происходит поэтапно. Если пропустить какой-либо пункт, работа с прописями будет даваться тяжело. От непонимания, как сделать то или иное задание, и плохой координации пальчиков малыш может сильно расстраиваться и плакать. Родителю нужно не нервничать и не злиться, а спокойно вернутся к начальным этапам обучения. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Придумывайте новые упражнения, увлекательные задачи, тогда ребенок потянется к знаниям и в школе уже будет чувствовать себя уверенно!

Причастие

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (что делающий? что сделавший?)

Причастия делятся на действительные и страдательные.

Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, совершаемому самим предметом. Например: бегающий ребенок, т.е. ребенок, который бегает сам.

Страдательные причастия обозначают признак предмета по действию, направленному другим предметом на этот предмет. Например: прочитанная учеником книга, т.е. книга, которую прочитал ученик .

  • изменяются по родам (растущий мальчик м.р., растущая девочка – ж.р., растущее дерево ср.р.) ; числам (летящий самолет ед.ч., летящие птицы – мн.ч.) и падежам (летящий самолёт И.п., летящего самолёта Р.п., летящему самолёту Д.п., летящий самолёт В.п., летящим самолётом – Т.п., о летящем самолёте П.п.).
  • страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанная книга (полная форма) книга прочитана (краткая форма). Краткие причастия не изменяются по падежам.
Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 4 класса 2 четверти

Признаки глагола у причастия:

  • причастия бывают возвратные и невозвратные. Например: опустивший (невозвратное) опустивший ся (возвратное).
  • причастия имеют форму настоящего и прошедшего времени: смеющийся ребенок что делающий? настоящее время; смеявшийся ребенок – что делавший? прошедшее время.

Запомните: формы будущего времени у причастия НЕТ.

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени + -ущ –, – ющ – (I спр.): бега ющ ий, ид ущ ий; + -ащ-, –ящ- (II спр.) : вод ящ ий, дыш ащ ий. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы глаголов прошедшего времени + -вш- , -ш- : лете вш ий, увяд ш ий .

Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ем– , –ом – в I спр.: наклоня ем ый, вед ом ый ; -им – во II спр.: слыш им ый . Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов: – енн -, -ённ -, -нн -, -: увид енн ый, удивл ённ ый, сказа нн ый, оде т ый.

В предложении полное причастие является определением, причастие в краткой форме – именной частью составного сказуемого. Например: Пожелтевшие листья тихо падали на землю. Она была удивлена нестандартным ответом.

Морфологический разбор причастия

1.Часть речи (или особая форма глагола).

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

3. Постоянные признаки:

б) возвратное или невозвратное;

4. Непостоянные признаки:

а) полная или краткая форма (у страдательных);

б) падеж (у причастий в полной форме);

г) род (в единственном числе).

5 Синтаксическая роль в предложении.

Образец: Восходящее солнце ярко освещало верхушки деревьев.

1. (Солнце) какое? восходящее – причастие.

2. Нач.ф.- восходящий

3. Постоянные признаки: действительное, невозвратное, в настоящем времени,несовершенного вида.

4. Непостоянные признаки: в полной форме, в И.п., в ед. ч., в ср. род.

5. (Солнце) какое? восходящее – согласованное определение.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Что такое причастие в русском языке?

Содержание:

Причастие в русской лингвистике до сих пор не получило окончательного определения. Одни ученые утверждают, что причастие самостоятельная часть речи. Другие не соглашаются и утверждают, что причастие – неспрягаемая форма глагола. Но, тем не менее, формула причастия существует, она заключена в следующем оформлении:

Читайте также:
Неопределённая форма глагола ℹ правило в русском языке, на какие вопросы отвечают глаголы, в чем заключаются особенности и как поставить глагол в неопределенную форму

Определение

Причастие – особая глагольная форма, сочетающая в себе грамматические свойства глагола и прилагательного и обозначающая признак предмета по действию.

Какие бывают причастия?

Как было отмечено выше, причастие (далее – ПЧ) обладает признаками двух частей речи – имени прилагательного и глагола, то есть, признаками именными и глагольными.

Именные признаки ПЧ:

  • изменяется по числам, родам (в ед. ч.) и падежам (в полн. ф.): слушавший, слушавшего, слушавшим;
  • согласуется с определяемым словом в роде (ед. ч.), числе и падеже: написанная строка, прочитанного романа, прослушанных стихов, недочитанное произведение;
  • страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: дописанный – дописан; брошенный – брошен, сказанный – сказан.

Глагольные признаки:

характеризует предмет по действию:

  • растаявший лед – лед, который растаял;
  • слышимый издалека – тот, которого слышат;
  • текущая вода – вода, которая течет;
  • залитая водой улица – улица, которую залило водой.

Страдательные причастия и действительные причастия

Залоговые отношения, доставшиеся причастиям от глаголов, делят их на:

  1. страдательные (СПЧ)
  2. действительные (ДПЧ).

СПЧ характеризует свойства кого-/чего-либо, подвергающегося какому-либо воздействию со стороны. Отсюда объяснение названия – «пострадал (-а,-о) от постороннего действия».

  • Примеры: гонимый (тот, кого гонят); ведомый (ведут), подгоняемый (подгоняют); обиженный (тот, кого обидели), накормленный (накормили), отвергнутый (отвергли).

ДПЧ определяют свойство кого-/чего-либо, самостоятельно осуществляющего какое-либо действие.

  • Например: свистящий (тот, кто свистит), дрожащий (дрожит); смотревший (тот, кто смотрел), увядший (увял), строивший (строил), снимавший (снимал), разделивший (разделил), вынесший (вынес), пришедший (пришел).

Суффиксы причастий: правило, таблица с примерами

В образовании СПЧ настоящего времени участвуют основы глаголов настоящего времени и суффиксы:

  • «-ом-/-ем-» – (1-го спр.); «-им-» – (2-го спр.): «комната, убираемая (убирает) мамой», «пчёлы, влекомые (влечёт) нектаром»; «красоты, зримые (зрим) нами».

Образование СПЧ прошедшего времени происходит от основ глаголов н. ф. при помощи суффиксов:

  • «-нн-» – от глаголов на – «-ать», «-ять», «-еть»; «-енн-» – на «-ить»; «-т-» – от глаголов на «-оть», «-ереть», «-нуть» и глаголов, состоящих из одного слога.

Примеры: «сказать – сказанная фраза»; «поставить – поставленный спектакль»; «натереть – натертый до блеска паркет, пролить – пролитый кофе, расколоть – расколотое стекло».

ДПЧ настоящего времени обязаны своему образованию основам глаголов настоящего времени и суффиксов:

  • «-ущ-/-ющ-» – глаг. 1-го спр.; «-ащ-/-ящ-» – глаг. 2-го спр.: жуют – жующий, берут – берущий; бренчат – бренчащий, горят – горящий.

ДПЧ прошедшего времени образуются основами инфинитива и прош. вр., к которым добавляются суффиксы:

  • «-вш-» – от основ гл. н. ф. или пр. вр. на гласный: жить – живший, поседеть – поседевший; «-ш-» – от основы неопределенной формы или прош. вр. на согласный: зарыть – зарывший, приползти – приползший, войти – вошедший.

Кроме этого: ДПЧ образуются:

  • от основ непродуктивных глаголов с суффиксом «-ну-»: тянуть – тянувший, мерзнуть – мерзший;
  • от глаголов на «-сти» (архаичные формы): занести – занесший, отгрести – отгребший; от глагольных основ на «-чь»: волочь – толокший, налечь – налегший.
Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 8 класса 4 четверти

Времена причастий

Временная категория ПЧ несколько отличается от времен их ближайших родственников – глаголов. В отличие от них ПЧ имеют два времени – настоящее и прошедшее. Категория времени тесно связана с видовыми характеристиками глаголов, от которых они образуются. От глаголов несовершенного вида образуются ПЧ настоящего и прошедшего времени: писать – пишущий, писавший; говорить – говорящий, говоривший. От совершенного – только ПЧ прошедшего времени: рассказать – рассказанный; прожить – проживший, прожитый.

Правописание причастий

Гласная перед -НН- в суффиксах страдательных причастий:

  • «-а-/-я» пишутся в формах прошедшего времени, словообразующими основами которых были глаголы на – «-ать/-ять»: желать – желанный, связать – связанный, развеять – развеянный, овеять – овеянный;
  • «-е-/-ё-» пишется в остальных случаях, первоисточниками которых стали глаголы на – «-еть/-ить/-ти» и другие: объесть – объеденный, приложить – приложенный, занести – занесенный, увлечь – увлечённый, вымести – выметенный (при образовании СПЧ глагольный суффикс «-и-» усекается).
  • в кратких СПЧ прошедшего времени: туман развеян, роман прочитан, случай рассказан, поступок одобрен;
  • в отглагольных прилагательных, образованных от ПЧ и не имеющих при себе приставок или зависимых слов: правленая рукопись, писаная красавица;
  • в полных причастиях, имеющих при себе приставки (кроме не-): овес посеянный, узел завязанный, клад найденный;
  • в полных причастиях, имеющих при себе зависимые слова: правленная редактором рукопись, ломанный на куски хлеб;
  • в бесприставочных ПЧ, образованных от глаголов сов. вида: брошенный камень, купленный подарок;
  • в ПЧ, называющих временный признак, временное состояние: раненный в бою.

В краткой форме ПЧ:

  • гласные перед «-н-» и «-нн-» – остаются такими же, какими были в суффиксах полных форм: посеян, ранен, правлен;
  • суффикс краткого СПЧ отличается от полной формы только количеством «-н-» – в краткой – одна, в полной – две: разрисованный – разрисован, уволенный – уволен.

Краткие причастия

Краткие ПЧ образуются от полных форм страдательных ПЧ настоящего или прошедшего времени, путем усечения окончания или окончания и части суффикса. В образовании принимают участия только СПЧК с суффиксами «-им-/-ем-», «-ом-», «-енн-», «-нн-» и «-т-»: хранимый – храним;

читаемый – читаем; ведомый – ведом; построенный – построен; открытая – открыта.

Краткие ПЧ изменяются:

  • по числам: костюм сшит – брюки сшиты, дело сделано – уроки сделаны;
  • в форме ед. ч. по родам: потолок вымыт, стена вымыта; окно вымыто.

В предложении краткое ПЧ выполняет роль составного именного сказуемого:

Дело было сделано очень быстро.

Как отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия

Чтобы отличить причастие от других близких по морфологии частей речи – отглагольного прилагательного, глагола и деепричастия – необходимо помнить:

прилагательные:

  • в отличие от причастий прилагательные не имеют зависимых слов: летящая по небу птица (пч.) – летящая походка (пр.);
  • не имеют приставок и образуют постоянный, а не временный признак: просеянное через сито зерно (пч.) – сеяное (пр.) зерно;
  • не имеют суффиксов «-ащ-/-ящ-», «-ущ-/-ющ-», «-ем-/-им-/-ом-», «-вш-/-ш-», «-т-», «-нн-/-н-», «-ённ-/-ён-», «-енн-/-ен-», а имеют – «-л», «-тельн», «-ач/-яч-», «-уч-/-юч-»: обаятельный (пр.) – идущий (пч.), колючий (пр.) – смеющийся (пч.);

глаголы и деепричастия:

  • в отличие от причастий не могут обозначать признак, отвечать на вопросы «какой?», «каков?», они обозначают основное и добавочное действия и отвечают на вопросы: «что делать/сделать?» – глаголы, «что делая/сделав?» – деепричастия: законченный (какой?) – закончить (что сделать?), закончив (что сделав?);
  • деепричастие, в отличие от причастия, не может изменяться по падежам, числам и родам.
Читайте также:
"Договоры" или "договора" ☑ как правильно писать окончание во множественном числе в именительном падеже, правило правописания слова, ударение

Морфологический разбор причастия: план разбора, образец разбора

План разбора:

I. Часть речи, общ. грамм. знач., вопрос.

II. Н. ф. (ед. ч., м. р., И. п.).

  1. разряд (действит., страдат.);
  2. призн. глаг.: вид, возвратность, время;
  3. призн. прилаг.:
  • а) только для страд. прич. – полн. или кратк.;
  • б) для всех – числ., род (в ед. ч.), падеж (в полн. фор.).

III. Синтакс. роль в предложении.

Образец письменного разбора:

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи.

(К. Паустовский)

Облетевшие – причастие (какие?), образ. от глаг. облететь, н. ф. облетевший,

страдат.; пр. вр., сов. в., невозвр., В. п., мн. ч., определение.

Страдательные причастия. Примеры

Страдательные при­ча­стия назы­ва­ют при­знак пред­ме­та по дей­ствию, кото­рое этот пред­мет испы­ты­ва­ет со сто­ро­ны. Эти сло­ва обра­зу­ют­ся от пере­ход­ных гла­го­лов, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ным в вини­тель­ном паде­же без предлога.

Чтобы выяс­нить, что такое стра­да­тель­ные при­ча­стия в рус­ском язы­ке, сна­ча­ла вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся причастием.

  • мур­лы­чу­щая кошка;
  • заржа­вев­ший замок;
  • мучи­мый жаждой;
  • поте­рян­ный ключ;
  • рас­тер­тый в порошок.

В соот­вет­ствии с грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей зало­га раз­ли­ча­ют стра­да­тель­ные и дей­стви­тель­ные при­ча­стия.

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, извне. Сам пред­мет не совер­ша­ет действие.

Сравните:

  • кре­стья­нин, сею­щий рожь — посе­ян­ная рожь крестьянином;
  • видя­щий рас­свет — рас­свет, види­мый нами;
  • чита­ю­щий кни­гу — кни­га, чита­е­мая мной;
  • покрыв­ший ска­тер­тью стол — стол, покры­тый скатертью.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми в вини­тель­ном паде­же без пред­ло­га, например:

  • нари­со­вать (что?) кар­ти­ну — нари­со­ван­ная картина;
  • побе­лить (что?) сте­ну — побе­лен­ная стена;
  • рас­те­реть (что?) поро­шок — рас­тер­тый порошок;
  • видеть (что?) огонь — види­мый изда­ли огонь костра.

От гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем стра­да­тель­ные при­ча­стия как насто­я­ще­го, так и про­шед­ше­го времени.

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­са -ем-, вто­ро­го спря­же­ния — с помо­щью суф­фик­са -им-:

  • узна­вать — узнава-ют — узна­ва ем ый;
  • слы­шать — слыш-ат — слыш им ый.

От несколь­ких гла­го­лов при­ча­стия обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -ом-, напри­мер:

  • вести — ведут — вед ом ый;
  • влечь — вле­кут — влек ом ый.

Некоторые пере­ход­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида не обра­зу­ют стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го времени.

Отметим, что ряд непе­ре­ход­ных гла­го­лов обра­зо­ва­ли стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го времени:

  • руко­во­дить — руководимый;
  • пред­ше­ство­вать — предшествуемый;
  • угро­жать — угрожаемый;
  • управ­лять — управляемый.

Безударный глас­ный в суф­фик­се стра­да­тель­но­го при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни помо­жет напи­сать такой алгоритм:

  • разыг­ры­вать — мы разыг­ры­ва ем — разыг­ры­ва е мый приз;
  • неотъ­ем­леть — мы неотъ­емл ем — неотъ­емл е мый при­знак;
  • мучить — мы муч им — муч и мый жаж­дой путник;
  • видеть — мы вид им — вид и мые на гори­зон­те облака;
  • зави­сеть — мы завис им — завис и мые от погоды.

Примеры

  • колеб­ле­мый вет­ром куст,
  • едва слы­ши­мые шорохи,
  • изда­ва­е­мый стру­ной гита­ры звук,
  • мучи­мый жарой,
  • леле­е­мый роди­те­ля­ми ребенок,
  • непри­ем­ле­мое для меня условие,
  • дви­жи­мый желанием,
  • излу­ча­е­мый аппаратом,
  • устра­и­ва­е­мая вечеринка,
  • зна­чи­мые части слова,
  • иссле­ду­е­мое положение,
  • хоро­шо видимый,
  • сжи­га­е­мая солн­цем трава,
  • зави­си­мый от других,
  • дав­но леле­е­мая мысль,
  • изу­ча­е­мый в шко­ле предмет.

Видеоурок

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -т- от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла, кото­рую полу­чим, если от инфи­ни­ти­ва отбро­сим окон­ча­ние -ть, -ти, напри­мер:

  • про­чи­та -ть — про­чи­та нн ый;
  • посея -ть — посея нн ый;
  • построи -ть — пост­ро енн ый;
  • пок­ры -ть — пок­ры т ый;
  • рас­те­ре -ть — рас­тёр т ый.

Суффикс -енн-/-ённ- при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве гла­го­ла на соглас­ный или на :

  • при­нес -ти — при­нес енн ый;
  • раз­ре­ши -ть — раз­реш енн ый;
  • покра­си -ть — покраш енн ый.

В осно­ве гла­го­ла перед суф­фик­сом часто про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние согласных:

  • раз­бу д и-ть — раз­бу ж -енн-ый;
  • заме т и-ть — заме ч -енн-ый;
  • осве т и-ть — осве щ -ённ-ый.

В напи­са­нии стра­да­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни сле­ду­ет сохра­нять гла­голь­ный суф­фикс -а/-я:

  • выдерж- а -ть — выдерж- а -нный;
  • высме- я -ть — высме- я -нный.

Краткая форма страдательных причастий

Страдательные при­ча­стия име­ют крат­кую фор­му, кото­рая изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, как и у при­ла­га­тель­но­го, например:

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 8 класса 4 четверти

раз­ре­шён­ный:

  • про­езд раз­ре­шён
  • охо­та раз­ре­шен а
  • пла­ва­ние раз­ре­шен о
  • дей­ствия раз­ре­шен ы

вымы­тый:

  • пол вымыт
  • посу­да вымыт а
  • окно вымыт о
  • стек­ла вымыт ы .

Краткие фор­мы при­ча­стий обыч­но явля­ют­ся состав­ным имен­ным ска­зу­е­мым в предложении.

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на тёмно-бурыми про­шло­год­ни­ми листья­ми (В. Вересаев).

Окна в ниж­нем эта­же и в мезо­нине откры­ты , зана­вес­ки под­ня­ты , колон­ны и веран­да обви­ты плю­щом (А. Толстой)

Страдательные причастия в русском языке ☑ определение, признаки, примеры страдательных причастий прошедшего и настоящего времени

рисуемый — страдат. прич. наст. вр;
рисованный — страдат. прич. пр. вр.

Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам совершает действие.

рисующий — действ. прич. наст. вр.;
рисовавший — действ. прич. пр. вр.

От большинства глаголов нельзя образовать все четыре типа причастий.

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый .

Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от глагола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола « движити ».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый .

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффиксами -ем-, -им- ( ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый ). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов ( зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядаемый, несгораемый ), и от глаголов совершенного вида ( умолить — неумолимый ). Большинство из них не употребляется без приставки не— ( невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый ). Признаки, которые обозначены отглагольными прилагательными, являются постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 9 класса 1 четверти

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- ( прочитанный, увиденный, решённый, понятый ).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия -нн- ( засеять — засеянный, замешать —замешанный ).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на —итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается ( заклеить — заклеенный, увидеть — увиденный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный ). Суффикс -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый ; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — сплетённый ).

Нужно различать!
Выкаченная из подвала бочка — от глагола выкатить Выкачанная из бочки нефть — от глагола выкачать
Пристреленный зверь — от пристрелить Пристрелянное ружьё — от пристрелять (выстрелами определить правильный прицел)
Развешенная мука — от развесить (разделить на части по весу) Развешанные картины — от развешать
Обвешенный покупатель — от обвесить Обвешанные портретами стены — от обвешать
Смешенное тесто — от смесить Смешанный лес — от смешать
Замешенное тесто — от замесить Замешанный в преступлении — от замешать

При помощи суффикса -т- образуются причастия от гла­голов с суффиксом -ну- ( покинуть — покинутый ), от глаголов на -оть ( колоть — колотый ), на -ереть ( запереть — запер­тый ), от односложных глаголов ( бить — битый, мыть — мытый, взять — взятый ), в том числе и от односложных с приставками ( прожить — прожитый ).

От некоторых переходных глаголов страдательные при­частия прошедшего времени образовать нельзя: гнать, знать, брать, жить, искать, полюбить , хотя есть причастия: из­гнанный, узнанный, избранный, прожитый, разысканный .

Вы смотрели конспект по русскому языку «Страдательные причастия». Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:

Глава 12. Морфология. Причастие

§1. Что чем считать?

О взглядах на природу причастий. Для взрослых и старшеклассников. Для остальных.

Интерпретации причастий различны. Одни авторы считают, что причастия – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если, взяв в руки учебник другого автора, ты увидишь и иную интерпретацию. От решения, какой точки зрения следовать, зависят ответы на некоторые вопросы:

  1. Сколько частей речи выделяется в русском языке?
  2. Какую форму: неопределённую форму глагола или причастие в форме м.р. ед.ч. И.п. – считать начальной формой?
  3. Каковы границы глагольных слов, сколько форм имеет глагол?

Автор сайта считает причастия особой глагольной формой. Почему?

  • Потому что не видит оснований для выделения их в отдельную часть речи.
  • Потому что патриотично придерживается взглядов, культивируемых на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Потому что считает эту позицию не только научно обоснованной и соответствующей здравому смыслу и более широкому лингвистическому контексту, но и практически полезной для ребят.
Читайте также:
Неологизмы - определение и значение новых слов русского языка

Мои научные предпочтения могут никого не заинтересовать, а вот практические соображения актуальны для многих. Поэтому на последнем утверждении стоит задержаться. Для практической грамотности важно, чтобы ребята легко, автоматически соотносили причастия с глаголами, от которых они образованы. Это нужно, во-первых, для определения спряжения глагола: от этой информации зависит написание суффиксов причастий настоящего времени. Во-вторых, для определения основы инфинитива: суффикс глагольной основы инфинитива нужно знать для определения гласных в причастиях прошедшего времени. Умение верно находить неопределённую форму соответствующего глагола – одно из универсальных умений. Оно будет требоваться постоянно: от 6-го класса до 11-го. Если считать причастие глагольной формой, то вопрос о поиске начальной формы, возникающий в ходе обучения постоянно, будет способствовать развитию ребёнка, осознанию единой природы глагольных форм, своеобразия глагольных категорий вида, переходности, возвратности, времени, спряжения. В этом случае дети лучше чувствуют глагольную природу данных категорий и легче ориентируются в различении причастий и отглагольных прилагательных. Наконец, это важно для развития лингвистического мышления в целом, изучения иностранных языков (отнесение причастий к глагольным формам имеет общие истоки), поскольку такая интерпретация поддерживается материалом иностранных языков, например английского.

§2. Общая характеристика причастия

1. Значение: признак предмета по действию. Вопросы: какой? что делающий? что делавший? что сделавший?

2. Морфологические признаки: Особенности морфологической формы: причастия обладают признаками как глагола, так и прилагательного.

  • Постоянные (неизменяемые) признаки – это признаки глагола:
    • вид: СВ и НСВ,
    • переходность,
    • возвратность,
    • время (настоящее и прошедшее),
    • залог.
  • Непостоянные (изменяемые) признаки – это признаки прилагательного:
    • род,
    • число,
    • падеж,
    • полнота-краткость (у страдательных причастий).

3. Синтаксическая роль в предложении. В предложении полные причастия, как и полные прилагательные, бывают определением либо частью сказуемого, а краткие, как и краткие прилагательные, только частью сказуемого.

Подробнее:
о глагольных морфологических признаках см. Раздел 11. Морфология. Глагол.
о морфологических признаках прилагательного см. Раздел 8. Морфология. Прилагательное.

§3. Формы причастий

Причастия бывают: действительными и страдательными.

Что это значит?
Мы знаем, что причастие обозначает признак предмета по действию.
Существительное, обозначающее предмет, является определяемым словом, а причастие – определением, которое выражает признак предмета по действию. По действию – означает, что причастие выражает не любой признак, а только такой, который в реальной ситуации связан с действием. Любящая мать – это та, которая любит, спящий малыш – это тот малыш, который спит, изучаемые в школе предметы – это предметы, которые изучают. При этом возможны две принципиально разные ситуации:

1) действие осуществляет сам предмет,
2) действие осуществляется над предметом каким-либо производителем действия.

Действительные причастия

Если действие осуществляется самим предметом, то причастие называется действительным. Примеры:

Мальчик, сидящий на подоконнике…

определяемое слово мальчик, определение сидящий на подоконнике (мальчик сам производит действие: сидит)

Девочка, болтающая по телефону…

определяемое слово девочка, определение болтающая по телефону (девочка сама производит действие: болтает)

Страдательные причастия

Если действие направлено на предмет, а его производитель кто-либо другой, то причастие называется страдательным. Примеры:

Читайте также:
Неопределённая форма глагола ℹ правило в русском языке, на какие вопросы отвечают глаголы, в чем заключаются особенности и как поставить глагол в неопределенную форму

Посуда, вымытая в посудомоечной машине, сверкала, как новая.

Определяемое слово посуда, определение вымытая в посудомоечной машине (посуда не сама себя вымыла, это сделал кто-то).

Эссе, написанное мной на прошлой неделе, потерялось.

Определяемое слово эссе, определение написанное мной на прошлой неделе (эссе написал говорящий, оно не написало себя само).

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму.

§4. Полная – краткая форма страдательных причастий

Сорта тюльпанов, выведенные в Голландии, высоко ценятся во всём мире.

выведенные – полная форма

Эти сорта тюльпанов выведены в Голландии.

выведены – краткая форма

Полные и краткие формы страдательных причастий изменяются так же, как полные и краткие формы прилагательных.
Полные формы изменяются по числам, по родам (в ед.ч.), и по падежам. Примеры:

Сорт темной, почти чёрной розы, выведенный во Франции, называется Эдит Пиаф.

выведенный – ед.ч., м.р., И.п.

Мы живём в стране, занимающей шестую часть суши.

занимающей – ед.ч., ж.р., П.п.

Наши дома, расположенные по соседству, были вовсе не похожи.

расположенные – мн.ч., И.п.

Краткие формы изменяются по числам и в ед.ч. по родам. Падежей у кратких форм быть не может. Примеры:

Книга написана и отдана в издательство.
Роман написан и даже уже опубликован.
Эссе написано и напечатано в журнале.
Письма написаны и отосланы.

Нужно уметь различать краткие формы причастий и краткие прилагательные, так как они пишутся по-разному. О различиях в правописании см.: Суффикс н в кратких формах страдательных причастий. Правописание прилагательных. Краткие прилагательные.

§5. Образование причастий

Разные глаголы имеют разное количество причастных форм. Это зависит от вида и переходности глагола.

Переходные глаголы НСВ имеют 4 формы причастий:

1) действительное причастие настоящего времени: читающий,
2) действительное причастие прошедшего времени: читавший
3) страдательное причастие настоящего времени: читаемый,
4) страдательное причастие прошедшего времени: читанный.
Глагол читать НСВ. От глаголов НСВ возможны формы как прошедшего, так и настоящего времени.

Переходные глаголы СВ имеют 2 формы причастий:

1) действительное причастие прошедшего времени: купивший,
2) страдательные причастия прошедшего времени: купленный.
Глагол купить СВ. Формы настоящего времени от глаголов СВ невозможны.

Непереходные глаголы НСВ имеют 2 формы причастий:

1) действительное причастие настоящего времени: гуляющий,
2) действительное причастие прошедшего времени: гулявший.
Глагол гулять НСВ. От глаголов НСВ возможны формы прошедшего и настоящего времени.

Непереходные глаголы СВ имеют единственную форму причастия:

действительные причастия прошедшего времени: прогулявший.
Глагол прогулять НСВ. Форма настоящего времени от него невозможна.

О соотношении видо-временных глагольных форм см. подробнее: Раздел 11. Морфология. Глагол.

От глаголов СВ возможны причастия прошедшего времени. От глаголов НСВ возможны причастия как прошедшего, так и настоящего времени. Будущего времени у причастий не бывает.
От переходных глаголов можно образовать формы и действительных, и страдательных причастий. От непереходных – только действительных причастий. Образование страдательных причастий от непереходных глаголов невозможно.

  • некоторые переходные глаголы не имеют форм страдательных причастий настоящего времени, например: бить, писать, шить, мести. Битый, писаный, шитый, метёный – формы страдательных причастий прошедшего времени;
  • некоторые переходные глаголы не имеют форм страдательных причастий прошедшего времени, например: любить, искать. Любимый, искомый – формы страдательных причастий настоящего времени;
  • от глагола брать формы страдательных причастий не образуется.

Подобные исключения фиксируются в словарях. Например, см.: Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Авенесова. 4-е изд. М.: Русский язык. 1988.

Читайте также:
"Договоры" или "договора" ☑ как правильно писать окончание во множественном числе в именительном падеже, правило правописания слова, ударение

О правописании суффиксов причастий см. Правописание причастий.

§6. Причастия – не причастия: отглагольные прилагательные

Учись различать причастия и отглагольные прилагательные.
Причастие – если предмет участвует в действии, для причастий актуальны характеристики глагола: вид, время.
Прилагательное – если действие уже не актуально, результат стал постоянным признаком: мороженые продукты, сушёные грибы, варёное мясо.

1. Полная форма

1). Слово в полной форме с суффиксами -н-, -нн-, -е-, -енн- является:

  • отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет при себе зависимых слов: некошеная трава (от косить – НСВ);
  • причастием, если оно образовано от глагола СВ или имеет при себе зависимые слова: купленные газеты (купить – СВ), не кошенная до середины июля трава (до середины июля – зависимые слова)

2). Слово в полной форме с суффиксами -им-, -ем- является:

  • отглагольным прилагательным, если оно образовано от непереходного глагола: сгораемый (от сгорать – непереход.гл.), мыслимый (от мыслить – непереход.гл.), неувядаемый (от увядать – непереход.гл.);
  • причастием, если оно образовано от переходного глагола НСВ: склоняемый (от склонять), называемый (от называть), несмываемый (от смывать), незабываемый (от забывать), – причастия, т.к. глаголы переходные НСВ.

2. Краткая форма

В кратких причастиях, как и в полных, остаётся глагольный компонент значения, связанный с видом и временем. Фильм снят., Письмо написано., Картина повешена., Бельё выстирано (действие в прошлом, результат актуален в настоящем). Можно добавить: только что, например: Письмо написано только что. Можно без изменения смысла трансформировать в пассивную конструкцию: Фильм сняли., Письмо написали., Картину повесили.

В кратких прилагательных признак постоянен: Она воспитанна и образованна. То есть ей вообще свойственны эти признаки. Нельзя добавить: только что. Нельзя трансформировать в пассивную конструкцию.

§7. Причастный оборот

Причастный оборот – это причастие с зависимым словом или зависимыми словами.

Зависимое и определяемое слово – это разные слова. Определяемое слово – то слово, к которому относится причастие, от которого зависит его форма. Зависимое слово – это слово, которое распространяет причастие. Его форма зависит от формы причастия.

Туман, опустившийся на реку ночью, днём рассеялся.

Определяемое слово – туман. Причастие – опустившийся, форма зависит от формы определяемого слова: туман (какой?) опустившийся – ед.ч., м.р., И.п. Зависимые слова – на реку ночью, форма зависимых слов, если они изменяемые, зависит от причастия: опустившийся (на что?) на реку – В.п.

Причастный оборот – опустившийся на реку ночью.

В предложении причастный оборот выполняет роль обособленного или необособленного определения. С этим различием связано пунктуационное оформление причастных оборотов. Однако к морфологии это уже не относится. Для желающих познакомиться с темой подробно можно порекомендовать А20. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: