Правила постановки ударений.
К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»
Правила постановки ударений в именах существительных.
1. Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.
2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.
3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.
4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.
5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.
6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.
7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.
2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.
3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.
4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.
Правила постановки ударений в глаголах.
1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.
2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.
3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.
4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.
5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.
6. В глаголах, образованных от имён прилагательных , ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.
7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.
Правила постановки ударений в причастиях.
1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИ вш ий, налИ вш ий, посмотрЕ вш ий.
2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.
3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.
4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН- , то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.
5. В полных формах причастий с суффиксом -Т- , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОло т ый, колОть – кОло т ый, согнУть – сОгну т ый, завернУть – завЁрну т ый.
Правила постановки ударений в деепричастиях.
1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.
2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начА в , отдА в , поднЯ в , прибЫ в , начА вши сь.
Правила постановки ударений в наречиях.
1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.
Как правильно поставить ударение в слове: простые правила грамотной речи
Как правильно ставить ударение в словах? Таким вопросом, так или иначе, задается хоть иногда каждый из нас. Какие слова мы употребляем, насколько правильно произносим ударение — все это определяет грамотность нашей речи. А грамотная речь — дело чести любого уважающего себя человека.
О том, что это такое и есть ли какие-то правила постановки ударения в русском языке, мы и поговорим.
Немного теории
Каждое слово имеет свой ударный слог, который произносится с несколько большей силой, чем все остальные. Это и есть ударение.
Примечательно, что в японском языке акцент на слоге делают с помощью высоты тона, в латинском — продолжительностью гласного звука, а русский, французский, английский используют ударную силу.
А вот четких правил относительно того, куда ставить ударение в слове, — нет, потому что в русском языке оно свободное.
Вот что говорит по этому поводу главный редактор сайта “Грамота.ру” В. Пахомов:
Правила и исключения из правил
Но правила с многочисленными исключениями относительно того, как ставится ударение, все же есть. Они применяются для разных частей речи, и для каждой из них они свои.
Для глаголов
- ударный последний слог в произношении некоторых глаголов женского рода в прошедшем времени: звалА, ждалА и др.; за исключением глаголов
- некоторые приставочные глаголы имеют акцент в начале слова: Отдал, дОжил, прИбыл и др.; причем допустимо, но нежелательно, говорить отдАл, дожИл, и недопустимо — прибЫл;
- большая группа глаголов спрягается с ударением на последнем слоге: влачИть — влачИшь, влачИт, влачИм, влачАт;
- глаголы от прилагательных имеют ударный последний слог,
- если глагол возвратный имеет мужской род и прошедшее время, то акцент — в конце слова: началсЯ, удалсЯ.
Для существительных
- если слово пришло к нам из иностранного языка, это не значит, что оно сохранит свое ударное произношение: например, оно изменилось в слове ноутбУк, а не нОутбук, и осталось, как есть, в словах жалюзИ, бульОн, шампиньОн и др.;
- в существительных, имеющих в своем составе слово “метр”, подчеркивается именно оно: киломЕтр, миллимЕтр;
- корень ”лог” в словах — ударный; исключение — анАлог и слова, которые обозначают род занятий, например, палеонтОлог;
- в существительных со словом “провод” в значении “транспортировать” подчеркивается “вОд”: водопровОд, нефтепровОд; исключение — электропрОвод, электропрИвод;
- отглагольные существительные сохраняют акцент: обеспЕчение — обеспЕчить.
Для прилагательных
- некоторые прилагательные созвучны с существительными, от которых произошли: слИвовый — слИва;
- в некоторых случаях, в краткой и сравнительной форме акцент делается на окончании: стрОйный — стройнА — стройнЕе;
- если же в начальной форме ударная середина слова, то и в сравнительной форме она не меняется: красИва — красИвее.
Для причастий
- слова с акцентом на окончании: снятА, запертА, занятА;
- причастия с первым ударным слогом: мОлотый от глагола молОть , зАгнутый от глагола загнУть.
Для наречий
Для деепричастий
- ударные глагольные слоги сохраняются: поднЯть — поднЯв, воздАть — воздАв.
Особенности постановки ударения в русском языке
В некоторых словах ударные слоги меняются с течением времени в связи с языковыми изменениями. Если раньше говорили варИт, катИт, дарИт, то сегодня такое произношение режет слух. Мы правильно ставим ударение в словах и говорим вАрит, кАтит, дАрит.
К этой же категории относится слово звонИт, с правильным произношением которого много путаницы. Вполне вероятно, что со временем мы станем говорить звОнит, хотя сегодня такое произношение считается неправильным, но в разговорной речи допускается.
Чтобы какой-либо вариант постановки ударения в слове стал допустимым, он должен употребляться большинством образованных людей.
А где ставить ударение в слове средства? Знаете?
В словах “средство” и “средства”, будь то средства производства, финансы или средства массовой информации, ударное всегда Е. Это правило без исключений.
Надо отметить, что в некоторых словах свободное ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, вЕдение — ведЕние, Отзыв — отзЫв.
Еще оно бывает подвижным, если меняется при изменении формы слова, например, клык, клыкА, клыкИ.
И бывает неподвижным, когда не зависит от этого, например, закУпорить, закУпорил.
В русском языке есть слова, в отношении которых допустимо разное произношение:
Что делать и как запомнить
Как же быть, когда нет единых правил, а вам не хочется повторять неправильные, с прочно укоренившимися ошибками, слова?
- Можно обратиться к орфографическому и орфоэпическому словарям.
- Можно повесить на видном месте памятку с трудными словами, чтобы задействовать свою зрительную память и запомнить, как правильно поставить ударение в слове.
- Можно многократно повторять вслух слова или выучить стишки вроде этих:
- Если для вас русский язык неродной, то помимо вышеперечисленных способов можно посоветовать активно включаться в живое общение. Понятно, что задача овладеть великим и могучим не из легких, но “дорогу осилит идущий”.
Ну, а теперь давайте попробуем пройти тест — поставь правильно ударение в словах:
Заключение
Давайте работать над своей речью. Пусть родной язык звучит свободно и красиво!
Окончания в русском языке
Окончания — это словоизменительные морфемы в составе существительных, прилагательных, местоимений и числительных, причастий и личных форм глаголов.
Чтобы понять, что такое окончание в морфемном составе слов разных частей речи, выясним его грамматические признаки. Окончание можно указать в составе только изменяемых слов. Узнаем, какие бывают окончания и приведем примеры.
Грамматические признаки окончания
Окончания, или флексии (лат. flexio — сгибание, переход), — это служебные морфемы, находящиеся после корня или после суффикса, например:
- дорог а ;
- длин н ая ;
- тво я ;
- перв ый ;
- припис ыва ю ;
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа у именных частей речи,
лица и числа у глаголов:
- хорош ий (м. р.), хорош ая (ж. р.), хорош ее (ср. р.), хорош ие (мн. ч.);
- дерев о (и. п.), мимо дерев а (р. п.), к дерев у (д. п.) и т. д.;
- двадцат ый (им. п. ед.ч.), двадцат ого (р. п. ед. ч.), о двадцат ом (п. п. ед. ч.);
- твой — тво его , тво ему , твои м , о тво ём ;
- прыга ю (1 лицо ед. ч.), прыга ешь (2 лицо ед. ч.), прыга ете (2 л. мн. ч.).
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении:
- красн ый флаг;
- красн ая полоска;
- красн ое зарево;
- красн ые огоньки.
Они остановились на перекрёстке: горел красный свет (Анатолий рыбаков. Страх).
Суммируем все вышесказанное и дадим точное определение, что такое окончания в русском языке.
Как определить окончание в слове?
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая изменяется, и будет являться его окончанием.
Например: определим окончание у существительного «красота», изменив его по падежам:
- р. п. нет (чего?) красот ы ;
- д. п. стремлюсь (к чему?) к красот е ;
- в. п. вижу (что?) красот у и т. п.
Очевидно, что в начальной форме именительного падежа единственного числа окончанием является морфема -а:
крас от а — корень/суффикс/окончание.
У некоторых сложных существительных и числительных существует несколько окончаний:
- счет -фактур а — чего? счёт а — фактур ы , чему? счёт у -фактур е , о чём? о счёт е -фактур е ;
- тр и ст а — тр ёх сот , тр ём ст ам , тр емя ст ами , о тр ёх ст ах .
Нулевое окончание
У ряда слов имеется нулевое окончание, материально не выраженное буквами или звуками, например:
- мальчик ;
- речь ;
- мой ;
- тёмен ;
- окружён .
Чтобы выявить нулевое окончание, изменяем слово по падежам или числам:
- лицо (кого?) мальчик а ;
- иду (к кому?) к мальчик у ;
- наши мальчик и .
В падежных формах исследуемого существительного нулевое окончание проявляется в виде букв. Значит, в начальной форме именительного падежа слова «мальчик» обозначим его квадратиком в конце.
Слова, не имеющие окончаний
В поисках окончания будем иметь в виду, что эту морфему в своем составе имеют только изменяемые слова. У неизменяемых слов и форм слов окончаний не бывает. Не имеют флексий следующие части речи и формы слов:
1. несклоняемые существительные
- пальто — корень;
- драже — корень;
- алиби — корень;
- такси — корень;
2. несклоняемые прилагательные
- рукава реглан ;
- цвет хаки ;
- час пик ;
- юбка макси ;
3. наречия
- когда — корень;
- ответить быстр о — корень/суффикс;
- бежать в при прыж к у — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
- одеться по — зим н ему — приставка/корень/суффикс/ суффикс;
4. формы простой сравнительной степени прилагательных и наречий
- книга (какова?) интереснее фильма ( интерес н ее — корень/суффикс/суффикс);
- мёд (каков?) слаще сахара ( слащ е — корень/суффикс);
- сделать громч е — корень/суффикс;
- выглядеть весел ее — корень/суффикс;
5. деепричастия
- у бег а я — приставка/корень/суффикс/суффикс;
- про чит а в — приставка/корень/суффикс/суффикс.
Вывод
Чтобы правильно определить окончание в слове, предпримем следующие шаги:
- определим часть речи исследуемого слова;
- выясним, изменяется слово или нет;
- изменим слово по падежам, родам, числам или лицам;
- сравнив формы слова, выделим в нем окончание.
Видеоурок
Урок русского языка “Правописание окончаний разных частей речи”
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе 2 полугодие УМК «Планета знаний»
Тема: «Правописание окончаний разных частей речи»
v совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой;
v закрепить умение действовать по установленному правилу.
v формировать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
v воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок отработки способов действий.
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
основные – Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 4 класс
дополнительные –таблицы: «Падежные окончания имён существительных», «Безударные окончания имён прилагательных», «Безударные личные окончания глаголов»; карточки с заданиями, опорные схемы, алгоритмы, проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных, безударных личных окончаний глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_pravopisanie_okonchaniy_raznyh_chastey_rechi.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе 2 полугодие
МБОУ СОШ № 42 учитель начальных классов Меметова Ольга Александровна
УМК «Планета знаний»
Тема: «Правописание окончаний разных частей речи»
- совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой;
- закрепить умение действовать по установленному правилу.
- формировать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок отработки способов действий.
познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД : способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
основные – Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 4 класс
дополнительные –таблицы: «Падежные окончания имён существительных»,
«Безударные окончания имён прилагательных»,
«Безударные личные окончания глаголов»;
карточки с заданиями, опорные схемы, алгоритмы
проверки безударных окончаний имён существительных
и имён прилагательных, безударных личных окончаний
Приветствие, проверка готовности, запись даты.
II.Словарная работа. (Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1) Взаимопроверка.
Уч…ник, уч…тель, м…рковный, б…речь, г…р…дской, с…бака, п…здравлять, к…пустный, яг…да, д…журный, р…сти
– обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
III.Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.
– Какая орфограмма объединяет слова в задании 1? (Непроверяемая безударная гласная в корне)
– В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)
– А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)
– Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)
– В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)
– Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил: нужно подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный окажется под ударением)
– О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных, имён прилагательных, глаголов)
IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
– Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока?
(« Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных, имен прилагательных и глаголов»)
– Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)
V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных. (Приложение 2)
– И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
– Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.
- Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
- Определить падеж слова с безударным окончанием.
- Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
- Для проверки : подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
- Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
- Записать то же окончание в безударную позицию.
– Какие слова – подсказки вы можете назвать
– Для 1-го склонения? (Земля, рука.)
– Для 2-го? (Конь, двор )
VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.
1 . Комментированное письмо (Карточка – задание 2).
Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».
(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)
Подборка правил: имя прилагательное
В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (красный, огромный, умный, учительский).
Постоянный признак у имён прилагательных только один – разряд.
Непостоянные признаки
- число
- падеж (только для полной формы)
- род (только для единственного числа)
- форма (полная или краткая)
- степень сравнения (простая или составная)
Разряды имён прилагательных
- качественные — обозначают признак предмета, который может присутствовать в этом предмете в большей или меньшей степени; имеют полную и краткую форму, сравнительную и превосходную степень (тёмный, сильный, новый, крепкий, грязный, мягкий, низкий, молодой).
- относительные — обозначают признак предмета, который не может быть в нём в большей или меньшей степени (деревянный, шерстяной, солнечный).
- притяжательные — обозначают признак по принадлежности его кому-либо или чему-либо (заячий выводок, волчье логово, Егорушкин отец).
Род имён прилагательных
- мужской (какой?) — синий, сильный, быстрый.
- женский (какая?) — синяя, сильная, быстрая.
- средний (какое?)— синее, сильное, быстрое.
Число имён прилагательных
Имена прилагательные изменяются по числам.
- единственное (какой? какая? какое?) — городской, садовая, белое; глупый, умная, дикое.
- множественное (какие?) — городские, садовые, белые; глупые, умные, дикие.
Падежи имён прилагательных
Имена прилагательные изменяются по падежам (только полная форма) .
Начальная форма прилагательного – именительный падеж единственного числа мужского рода.
Именительный падеж — какой? какая? какое? У меня есть чёрный кот.
Родительный падеж — какого? какой? какого? У меня нет чёрного кота.
Дательный падеж — какому? какой? какому? Я рад чёрному коту.
Винительный падеж — какого? какую? какое? Я вижу чёрного кота.
Творительный падеж — каким? какой? каким? Я играю с чёрным котом.
Предложный падеж — о каком? о какой? о каком? Я думаю о чёрном коте.
Склонение имён прилагательных
Прилагательные могут изменяться по падежам и числам (склоняться). Род, падеж и число прилагательного зависят от существительного, к которому оно относится.
Именительный падеж — хороший (м.р., ед. ч), хорошая (ж.р., ед.ч.), хорошее (с.р., ед.ч.), хорошие (мн.ч.).
Родительный падеж — хорошего (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед.ч.), хорошего (с.р., ед.ч.), хороших (мн. ч.).
Дательный падеж — хорошему (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошему (ср. р., ед. ч.), хорошим (мн.ч.).
Винительный падеж — хороший (м.р., ед. ч.), хорошую (ж.р., ед. ч.), хорошее (ср. р., ед. ч.), хорошие (мн.ч.).
Творительный падеж — хорошим (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошим (ср. р., ед. ч.), хорошими (мн.ч.).
Предложный падеж — (о) хорошем (м.р., ед. ч.) , (о) хорошей (ж.р., ед. ч.), (о) хорошем (ср. р., ед. ч.), (о) хороших (мн.ч.).
Степени сравнения имён прилагательных
Степени сравнения имеют только качественные прилагательные. Выделяют 3 степени сравнения:
- положительная — начальная форма прилагательного (чистый, красивая, длинное);
- сравнительная— простая: состоит из одного слова (прилагательные не изменяются по числам, родам, падежам; в предложении являются частью составного сказуемого) (чище красивее длиннее); составная: состоит из двух слов, образуется путём прибавления слов более/менее (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (более/менее чистый, более/менее красивая, более/менее длинное);
- превосходная — простая:состоит из одного слова, образуется при помощи суффиксов -ЕЙШ/-АЙШ (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (чистейший, красивейшая, длиннейшее, глубочайший, ближайший); составная: состоит из двух слов, образуется путём прибавления слова самый (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (самый чистый, самая красивая, самое длинное).
Полные и краткие прилагательные
Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую. Полное прилагательное отвечает на вопрос какой? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде, числе и падеже.
Краткое прилагательное отвечает на вопрос каков? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде и числе (по падежам не изменяется).
В предложении краткие прилагательные обычно выступают в роли сказуемого: Он так умён!
В роли определений краткие прилагательные выступают в некоторых фразеологических оборотах: на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, добры молодцы, красна девица.
Краткие прилагательные образуются от полных.
Окончания кратких прилагательных
Единственное число
- мужской род — нулевое окончание (крепкий — крепок, новый — нов, тощий — тощ).
- женский род — окончание -А (крепкая — крепка, новая — нова, тощая — тоща ).
- средний род — окончание -О, -Е(крепкое — крепко, новое — ново, тощее — тоще).
Множественное число
- Окончание -Ы, -И — (крепкие- крепки, новые — новы, тощие — тощи).
Написание -н- и -нн- в кратких прилагательных
Написание -Н- и -НН- в кратких прилагательных определяется полной формой: длинна (длинный), красна (красный).
Правописание суффиксов прилагательных
- Суффиксы -АЧ-/-ЕЧ- в прилагательных, образованных от существительных на -ШКА: под ударением пишется А, без ударения – Е(лягушачий, кошачий,лягушечий, старушечий).
- Суффиксы -ЕВ-/-ИВ-/-ОВ- под ударением пишется И, без ударения в твёрдой позиции – О, в мягкой – Е(красивый, краевой, плаксивый, сиреневый, ласковый, финансовый). Запомни:милостивый, юродивый.
- Суффиксы -ЕМ-/-ИМ- в прилагательных, образованных с приставкой НЕ и без неё от непереходных глаголов и переходных глаголов совершенного вида, без ударения пишется Е, под ударением – И(непромокаемый, невредимый, различимый).
- Суффикс -ЕН- пишется в кратких прилагательных(спокоен, напрасен).
- Суффикс -ИСТ- пишется И(глинистый, раскатистый).
- Суффиксы -К-, -СК- 1) суффикс -К- пишется в качественных прилагательных, имеющих краткую форму(веский (весок), низкий (низок); 2) суффикс -К- пишется в словахс корнями на -Ц и в словах с чередованием К/Ч и Ц(казацкий (казак), ткацкий (ткач)Исключения:угличский, узбекский, таджикский); 3) суффикс -СК- пишется в относительных прилагательных, не имеющих краткой формы(матросский (матрос), французский (француз).
- Суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- пишется И(заботливый, заносчивый).
- Суффиксы -ОНЬК-/-ЕНЬК-, -ОВАТ-/-ЕВАТ-, -ОВИТ-/-ЕВИТ- в твёрдой позиции пишется О, в мягкой – Е(маловатый, молодцеватый, деловитый, глянцевитый, лёгонький, синенький.Некоторые слова допускают оба варианта:лёгонький – лёгенький, плохонький – плохенький).
- Суффикс -ЧАТ- пишется А(ступенчатый).
Правописание -н- и -нн- в прилагательных
-НН-
- в прилагательных с суффиксами-ЕНН-, -ОНН-(дискуссионный, искусственный, канализационный, клюквенный, операционный, революционный, сессионный, соломенный, торжественный.Исключение:ветреный).
- в прилагательных, образованных от слов с основой на -Н-(длинный, истинный, лимонный, машинный, миллионный, старинный, ценный).
- при наличии у прилагательного приставок(безветренный).
- в прилагательных, образованных от существительных на -МЯ-(временный (время), пламенный (пламя).
- прилагательных, образованных от существительных на -ИНА(старинный (старина), картинный (картина).
-Н-
- в прилагательных, которые не образованы от других частей речи(синий, зелёный, юный).
- в прилагательных с суффиксами -АН, -ЯН, -ИН(воробьиный, вощаной, глиняный, голубиный, дровяной, журавлиный, кожаный, куриный.Исключения:стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, стремянной).
- в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -Н-, -ЕН- без зависимых слов(вязаная кофта, гружёные вагоны, жареная картошка).
ЗАПОМНИ: пряный, румяный, юный, багряный, свиной, рдяный, зелёный, но: медленный.
ЗАПОМНИ: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный, отчаянный, нечаянный, священный.
ЗАПОМНИ: гостиный (двор), гостиная, гостиница но: гостинный гарнитур.
Правописание НЕ в прилагательных
Слитно
- в прилагательных, которые без НЕне употребляются(небрежный, невежественный, невзрачный, ненавистный, ненастный, неприязненный, нечестивый)
- если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ(небольшой = маленький; неженатый = холостой, ненастоящий = ложный).
- при наличии слов в высшей степени, весьма, вполне, крайне, очень, почти, отчасти, совершенно, совсем, чрезвычайно(очень неглупый, почти незаметный).
Раздельно
- при наличии противопоставления с союзом А(не смелый, а трусливый).
- если перед НЕ стоят слова отнюдь не, далеко не, вовсе не(далеко не весёлый фильм).
- если перед НЕ стоят отрицательные наречия или местоимения ничуть, нисколько, никому, ничем(журнал никому не интересен).
- с относительными прилагательными(здание не бетонное).
- при логически подчёркнутом отрицании(семья не богатая).
С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными.
ЗАПОМНИ: В следующих кратких прилагательных не пишется раздельно: не виден, не виноват, не властен, не волен, не горазд, не готов, не должен, не намерен, не нужен, не рад, не расположен, не согласен, не способен, не страшен.
ЗАПОМНИ: не ниже, не выше, не лучше, не хуже, не ближе, не беднее; не больший, не меньший, не лучший, не худший.
Правописание окончаний
Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
§ 4. Правописание окончаний
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.
4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных
Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.
В Кита. в Коре. в Германи. в Заполярь. в изумлени..
Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).
Особая группа существительных*
время
партия
знание
гений
Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)
1 склонение
(кроме слов на -ия)
-а (м. р. / ж. р.)
страна
папа
земля
дядя
Стена
(проверочное слово)
2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)
Нулевое оконч. (м. р.)
-о (ср. р.)
-е (ср. р.)
конь
село
поле
Стол
(проверочное слово)
3 склонение
-ь (ж. р.)
мать
мышь
Степь
(проверочное слово)
*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).
Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).
Помните, что существительные типа сомнение и сомненье, Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).
Помните, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).
4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий
Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.
В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.
Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им) с меняющИМся;
беспокоящ. йся матери (какой? – окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем) на тонущЕМ.
Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.
Запомни!
1) В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч. м., перед окончанием пишется Ь:
лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.
2) В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
апрель – апрельский
июль – июльский
сентябрь – сентябрьский
Исключение: январь – январский
4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола
Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.
Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.
Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).
Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
Клеить; верить; поставить.
Исключения:
брить
стелить
(они относятся к I спряжению)
Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению.
Таять; надеяться; лаять.
Исключения:
гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а еще вертеть, терпеть,
ненавидеть и смотреть.
(они относятся ко II спряжению)
Проверочный глагол:
говорить.
Проверочный глагол:
брать.
Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся
Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.
При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).
Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов – исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).
Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов – исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).
В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).
2.9. Основа и окончание
1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.
Окончание часто называют изменяемой частью слова.
Ср.: книг а – книг и – книг у .
Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.
Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.
2. Окончания выражают грамматические значения:
рода, числа, падежа – у существительных (книг а – окончание –а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (больш ая книга – окончание –ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанн ая книга – окончание –ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (мо я книга – окончание –я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одн а книга – окончание –а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);
падежа – у некоторых местоимений (нет к ого – окончание –ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пят и – окончание –и указывает на родительный падеж);
лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (дума ю – окончание –ю указывает на 1 лицо, единственное число);
рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читал а – окончание –а указывает на женский род, единственное число).
3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.
Нет нож а , резать нож ом .
Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.
Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:
у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);
у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;
у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;
у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;
у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий .
Так, существительное армия [а́рм’и j ь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми[ j ]ю, арми[ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (арми й ), а в других формах он не получает специального обозначения.
В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).
Ср.: предгорье [пр’и э дго́р’ j ь] – предгор ий [пр’и э дго́р’ иj ]; блюд ц е [бл’у́т ц ъ] – блюд ец [бл’у́д ьц ].
2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: син ий – син его ). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ] , и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь .
4. Окончание обычно находится в конце слова.
Исключения составляют:
окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);
Уч ит ся, учащ ий ся, ид ём те, к ого -то, к ого -либо, к ого -нибудь.
окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.
В тр ёх ст ах , нет пят и десят и .
Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.
Чтобы выделить основу, надо отделить окончание.
Землёй – земл -ёй, основа земл-; несу – нес -у, основа нес-.
Значок основы – квадратная скобка снизу:
Основа слова может быть равна корню.
Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы.
Желт-изн -а, по-желт-е -ет.
6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.
Например: лист □ и листь [ j ]-я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j- . Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.
Ср.: жд-а –ть и жд –у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс –а); чит-а –ть – чит-аj –ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай ).
Ср.: арм и -я, арм и -и, арм и -ей; быт и -е, быт и -я, быт и -ем.
2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетари й , санатори й , кра й и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра[ j ]-я, кра[ j ]-ю, кра[ j ]-ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).
Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единственном числе, как и другие (стол □ , конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание:
7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.
Как ого– то – окончание –ого, основа как.. то ; уч ит ся – окончание –ит, основа уч..ся .
Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).
Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.
Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.
Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал –а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы –ть: записа- .
2) Глагольный возвратный постфикс -ся ( учи ть ся , мы ть ся ) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.
3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын □ /сыновья – основа слова (для словообразования) – сын- .
4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.