Занятой ударение куда падает и как правильно произносить слово?

Правила постановки ударений.

К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.

4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.

2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.

3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных , ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

Читайте также:
Односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные слова ☑ как определить, правила переноса, значение, список многосложных слов, примеры слов в предложениях

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИ вш ий, налИ вш ий, посмотрЕ вш ий.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН- , то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т- , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОло т ый, колОть – кОло т ый, согнУть – сОгну т ый, завернУть – завЁрну т ый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начА в , отдА в , поднЯ в , прибЫ в , начА вши сь.

Правила постановки ударений в наречиях.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.

Постановка ударения

Содержание:

Ударение – это определённый ударный слог в слове, который следует произносить с более сильной интонацией.

В русском языке ударение нефиксированное,(подвижное) а поэтому может падать на любой слог.

Правила постановки ударения с примерами

В именах существительных

  1. В словах, пришедших в русский язык из других стран и народов, сохраняют родное ударение
    • Французский: жалюзИ, бульОн, диспансЕр, каучУк.
    • Английский: мАркетинг, мЕнеджмент.
  2. Если слово оканчивается на «метр», то ударной является именно на данную часть
    • МиллимЕтр, киломЕтр, сантимЕтр.
  3. В словах, имеющих на конце «лог», ударным является последний слог
    • НекролОг, каталОг, диалОг
    • НО: анАлог, биОлог, палеонтОлог (слова, обозначающие профессии)
  4. В словах, имеющих в составе «вод», ударной является последняя часть
    • МусоропровОд, газопровОд, нефтепровОд
    • НО: электропрОвод
  5. Слог «бал» никогда не является ударным
    • ИзбалОванный, балУясь
    • НО: бАловень
  6. Некоторые слова имеют неподвижное ударение
    • бАнт – бАнты, тОрт – тОрты, лЕктор – лЕкторы, шкаф – шкафы

В именах прилагательных

  1. Определённые слова сохраняют ударение существительных, от которых они образованы
    • слИва – слИвовый, кУхня – кУхонный
  2. Некоторые прилагательные имеют неподвижное ударение
    • красИвый – красИвее – наикрасИвейший

В глаголах

  1. В глаголах женского рода ударной почти всегда является последняя часть слова
    • СделалА, смоглА, испеклА, взялА, воссоздалА, началА, обнялА
    • НО: укрАла, клАла, спАла, послАла, отослАла
  2. Приставка «вы-» всегда забирает ударение
    • крАла – вЫкрала, делИл – вЫделил, рвалА – вЫрвала
  3. Глаголы, оканчивающие на «ить», сохраняют своё ударение и в других формах слова
    • ВключИть – включИм – включИте, звонИть – звонИте – позвонИте – позвонИшь, укрепИть – укрепИм – укрепИте, кровоточИть – кровоточИте – кровоточИшь
    • НО: опОшлить, освЕдомить
  4. В возвратных глаголах ударение ставится на возвратный суффикс – СЯ или окончание
    • Начать – началсЯ, принЯться – принялсЯ, удАсться – удалсЯ

В причастиях

  1. В страдательных деепричастиях прошедшего времени ударение всегда падает перед суффиксами «-вш-», «-ш-», «-в-»
    • СпЕвший, налИвший, зажИвший, нарисовАвший, прочитАвший, станцевАвший, открЫвший, напечатАвший
  2. В причастиях женского рода страдательного типа, имеющих краткую форму, ударным является последний слог
    • НалИла – налитА, нажИть – нажитА, занЯть – занятА, заперЕть – запертА, заселИть – заселенА, создАть – созданА

В деепричастиях

  1. Деепричастия часто сохраняют ударение из начальной формы глагола
    • укрАсть – укрАв, спЕть – спЕв, сдЕлать – сдЕлав, занЯть – занЯв, воздАть – воздАв, поднЯть – поднЯв, придЕлать – придЕлав
  2. В деепричастиях с суффиксами «-вш-», «-в-», «-ш-» ударной является буква перед этими суффиксами
    • НачАть – начАв, прибЫть – прибЫв, отдАть – отдАвши, спеть – спЕв, поднЯть – поднЯв

В наречиях

  1. В некоторых наречиях с приставкой «до-» ударение падает именно на неё
    • дОверху, дОнизу, дОсуха
    • НО: добелА, донЕльзя
  2. В наречиях с приставкой «за-» ударение падает на неё
    • зАсветло, зАтемно, зАгодя
    • НО: завИдно

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Читайте также:
БЕР/БИР ℹ правило правописания гласных в чередующихся корнях, исключения, значение корней, примеры написания

Разные знаки со скобками

Сочетание знаков препинания

При сочетании разных знаков препинания со скобками действует ряд правил.

1. Перед открывающей скобкой не ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Эти знаки переносятся за закрывающую скобку: Катя вернулась в Москву, в тот самый Староконюшенный переулок на Арбате, в особнячок с мезонином (куда в начале войны Николай Иванович Смоковников переехал вместе с Дашей из Петербурга и куда из Парижа вернулась Катя ), в ту самую комнату, где в печальный день похорон Николая Ивановича так безнадежно сгустилось уныние над Катиной жизнью (А. Т.); Николай Андреевич истолковал эту речь как резкий выпад против обсуждавшейся реформы средней школы, а самого Курчевского (когда педсовет кончился ) – как представителя ожившего дворянского слоя (Кав.); Никак нельзя гарантировать (это уж я теперь говорю ), что тогда не будет, например, ужасно скучно (потому что что ж и делать-то, когда все будет расчислено по табличке ): зато всё будет чрезвычайно благоразумно (Дост.); В недолгом времени пошла молва, распространяться стали слухи (их разносили те же Мухи ): что Муха-де живет советницей у Льва (Мих.).

2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие ставятся перед закрывающей скобкой , если они относятся к конструкции, заключенной в скобках: Я не понимаю теперь: кто чужой в этом городе, – мы или они? (Он кивнул на балкон особняка. ) Нас не хотят больше слушать (А. Т.); Нелепым образом всплыла в памяти фраза какого-то индийского мудреца (Ганди? ) , которую я не помнил про себя, но которая, как видно, запала когда-нибудь: «В этом мире редко удается родиться в виде человеческого существа» (Сол.); Вам хорошо знакомо чувство раскаяния, запоздалого сожаления, что все предыдущие утра (сколько тысяч их было! ) вы беззаботно и безвозвратно проспали (Сол.); Совершенно понятно, что свадьба Екатерины Николаевны активизировала сплетни (отношения между сестрами, отсутствие Пушкина на свадьбе… ) , и Вревская могла сообщить Пушкину целый ворох новостей (Ахм.).

3. Перед открывающей скобкой может стоять многоточие, если оно требуется контекстом: Там же иногда пролетает не то царскосельский лебедь, не то Анна Павлова, а уж добриковский Маяковский, наверно, курит у камина… (но в глубине «мертвых» зеркал одинокий старик-шарманщик показывает всем собравшимся их будущее – их конец ) (Ахм.); Это… (вот фамилию Монахов забыл ) мой мастер (Бит.).

Читайте также:
Повествовательное предложение ℹ структура и характеристика, виды и формы, интонация и обращение, правила и примеры образования

4. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в предложении со вставной конструкцией в конечной позиции ставятся после закрывающей скобки , если относятся ко всему предложению в целом: Он указал на ключ от комнаты старухи, висящий на гвозде в закопченном коридорчике, и медленно ушел к себе (в бывший кабинет Николая Ивановича) (А. Т.); А где стара (так Бульба обыкновенно называл жену свою)? (Г.); …И как празднично стреляли половицы в веселой дачке, как вспыхивали в зеленом плодовом саду висячие зеркальца для острастки птиц (съезжались гости)! (Наб.).

5. Знаки конца предложения – точка, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак – могут стоять перед открывающей скобкой в случае, если скобки выделяют вставку как самостоятельное предложение или ряд предложений: Каждое лето на даче гостила бабушка Анфиса Ивановна. (Умерла она в 1910 году. ) (Чуд.); – Что скажете, господа генералы! (Лефорт незаметно пожал Гордону локоть. Головин безнадежно махнул кистями рук. ) (А. Т.); Не зная человека, довериться нельзя, да еще в таком важном деле. Согласен? (Рощин кивнул. ) (А. Т.); – Устал я чего-то… (Возницын, отстраня Меншикова, сам поднялся, обиженный. ) (А. Т.).

Пунктуационный разбор предложения – правила и порядок разбора?

Пунктуационный разбор простого предложения?

Пунктуационный разбор сложного предложения?

Пунктуационный разбор, это значит необходимо объяснить пунктограмму: сделать графически и анализ.

Разбор простого предложения состоит из следующих действий:

  1. пронумеровать знаки препинания.
  2. Назвать и обяснить пунктограмму в конце предложения (вопросительное, . )
  3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Пуктационный разбор сложно предложения отличается тем, что нужно объяснить связь и подчинение двух и более предложений и определить их тип, остальные пунктуации объясняются по правилам простого предложения.

Пунктуационный разбор – это значит, что нам нужно объяснить все знаки препинания. То есть почему и зачем мы расставили их именно в таком порядке.

Сначала мы должны выделить основу предложения – то есть основную мысль. Основы может быть одна или их может быть две – от этого зависит, простое это предложение или сложное.

Далее мы должны объяснить, почему были поставлены запятые – например, мы знаем, что слово “будто”, “вряд ли”, “небось” и так далее обособляются запятыми с двух сторон.

Затем мы должны объяснить, почему точка стоит именно в этом месте. Далее, вы должны объяснить, почему стоит точка, а например, не восклицательный или вопросительный знак.

Чтобы выполнить пунктуационный разбор предложения, вначале определим, простое оно или сложное. Если предложение простое (одна грамматическая основа), выясним, какое оно по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Если предложение повествовательное, невосклицательное, в конце его ставится завершающий пунктуационный знак – точка, например:

Солнце село за море.

Это пунктограмма номер 1.

Далее определяем, осложнено ли предложение однородным членами, обособленными членами, междометиями или вводными словами. По порядку, с начала предложения, пронумеруем все знаки препинания или отсутствие знаков между однородными членами предложения, соединенных одиночным сочинительным или разделительным союзом, например:

Читайте также:
Помимо запятая когда нужна - обзор всех случаев и правил

Вечернее багровое солнце скатилось за гору,(2) поросшую сосняком, (3) и (4) на прощанье озарило огнем стекла домов.(1)

Объясняем все знаки препинания.

В сложном предложении выделяем грамматические основы и определяем тип предложения: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное.

Объясняем постановку знаков препинания, например:

Вскоре местность изменилась:(2) показались холмы,(3) сплошь поросшие лесом.(1)

Это бессоюзное предложение, вторая часть поясняет содержание первой, поэтому ставится двоеточие. Схема предложения:

Объясняем знаки препинания в каждом простом предложении, составляющем сложное.

Пунктуационный разбор предложения подразумевает анализ предложения с целью объяснить расстановку знаков препинания. Ученик должен не только верно расставить знаки препинания в предложении, но и объяснить, почему они расставлены, какова их роль и значение. Он должен суметь объяснить все пунктограммы, обосновать расстановку знаков препинания или их отсутствие.

Для начала нужно понять, является ли предложение простым или сложным. Выделить грамматическую основу, определить, сколько их в данном предложении. Простое оно, сложноподчиненное или сложносочиненное. Это будет влиять на расстановку знаков препинания.

Также анализируем знак препинания в конце предложения. Является ли оно повествовательным, вопросительным или восклицательным?

Определяем, осложнено ли предложение вводными оборотами, требующими обособления.

Сначала нужно определить, какой знак препинания будет в конце предложения – то есть нужно понять, какое оно будет по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

Дальше нужно определить расстановку знаков препинания на уровне осложнённого предложения – то есть выявить признак, по которому это предложение осложнено. Например, осложнено обращением, осложнено причастным/деепричастным оборотом, также предложение может быть сложным и др. Для каждого типа осложнённого предложения будут особые правила пунктуации.

Наконец, нужно определить расстановку знаков на уровне простого предложения – то есть определить, присутствуют в нём оба главных члена или есть только один член.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения.

Найти грамматическую основу предложения. Посмотреть, не осложнено ли чем-нибудь предложение. Предложение может быть осложнено: однородными членами, обращением, прямой речью, деепричастным, причастным, сравнительным оборотами, уточнением, определением или приложением, обособленным дополнением или обстоятельством. Нужно еще посмотреть, не ставится ли между подлежащим и сказуемым тире. Если нашли что-то из этого, то надо объяснить, ставятся ли какие-нибудь знаки препинания при этом.

Порядок пунктуационного разбора сложного предложения.

Найти грамматические основы, объяснить постановку знаков препинания между частями. Затем выполнить пунктуационный разбор каждой из частей сложного предложения (см. порядок пунктуационного разбора простого предложения).

Пунктуационный разбор предложения надо начинать с конца:

  • посмотреть, какой знак препинания завершает предложение (это может быть точка, многоточие, восклицательный или вопросительный знаки или их сочетание), объяснить постановку этого знака.
  • выяснить, простое предложение или сложное
  • для сложного предложения пояснить, какого оно типа (сложноподчинённое или сложносочинённое, или бессоюзное)
  • выяснить, осложнено ли предложение вводными словами, обращениями,причастн­ ыми и деепричастными оборотами, второстепенными членами
  • выделить грамматическую основу (найти подлежащее, сказуемое) или основы, их может быть несколько.

Сначала подумайте, что стоит в конце предложения точка или вопрос.

Будет ли это предложение повествовательным, а может оно вопросительное или восклицательное.

Далее выделите знаки между частями сложного предложения. Объясните все запятые.

Приведу несколько примеров для наглядности.

Пунктуационный разбор напрямую связан с расстановкой пунктуации и с определением типа конкретного предложения.

Сначала определиться простое или сложное перед вами предложение.

Если от вас требуется провести пунктуационный разбор предложения, то я советую вам придерживаться вот этой схемы при таком разборе:

Пунктуационный разбор – это объяснение всех знаков препинания. Начинать его следует с выявления основы предложения. Если основа одна, значит, это простое предложение. Смотрим, есть ли в этом предложении члены, которые требуют обособления.

Если предложение сложное, разбираем каждую часть отдельно.

Пунктуационный разбор – это анализ расстановки всех знаков препинания в предложении. Следует не только грамотно записать предложение, но и определить, где и почему должен стоять тот или иной знак. А для того сначала нужно определить, сколько грамматических основ в предложении (Грамматическая основа- подлежащее и сказуемое. Иногда бывает, что в основе только подлежащее или только сказуемое. Поэтому следует знать, чем, какой частью речи может быть выражен главный член предложения).Еще нужно видеть, какая связь в данном предложении(союзная, бессоюзная).Каким образом подчиняются придаточные предложения к главному, при помощи союзов, союзных слов или при помощи бессоюзной связи.

Читайте также:
Термины по русскому языку ℹ список основных определений и понятий, значение слов, словарь терминов, справочные материалы

При пунктуационном разборе определяется тип предложения( простое или сложное, если сложное, то какое- сложносочиненное или сложноподчиненное, или бессоюзное сложное), какое предложение по цели высказывания( повествовательное, вопросительное, восклицательное)- т.е объясняется, почему в конце предложения стоит тот или иной знак. Указывается количество простых предложений в составе сложного (ставятся цифры), выполняется графическая схема данного предложения.

Поиск ответа

Всего найдено: 49

Вопрос № 304977

Здравствуйте! Нужна ли точка внутри закрывающе й скобк и после слов “информации”, “оценка” (публикуется список тем): 6 класс «Все обо всем» (словари, справочники. Виды справочных изданий по содержанию). 8 класс «Информационный запрос». (Правила оформления записи источника информации); «Анализ текста». (Восприятие, истолкование оценка). Какой вариант предпочтительней использовать: как для 6-го класса (без точки после темы и с маленькой буквы после скобки) или как для 8-го? Допустимы ли разные варианты в одном тексте?

Ответ справочной службы русского языка

Верный вариант оформления: 6 класс: «Все обо всем» (словари, справочники, виды справочных изданий по содержанию). 8 класс: «Информационный запрос» (правила оформления записи источника информации), «Анализ текста» (восприятие, истолкование, оценка).

Вопрос № 304459

1. Здравствуйте. Задаю вопрос в 9 раз((( Подскажите, пожалуйста, как оформить цитату в школьном упражнении. Розенталь указывает автора в скобках, до точки, но у него идёт только фамилия и в сокращённом виде, а мне нужно указать фамилию и инициалы. Они прошли весь белый свет и видели такое, что тебе и не увидеть никогда (В. П. Аксёнов). Правда, порой белыми воронами возникали в нём гостиничные постояльцы ( К. Булычев). Правильно ли будет указать авторов до точки? Правильно ли будет выделить их курсивом? 2. Если я привожу не текст, а только одно предложение, то правильно ли будет дать отсылку к автору внизу справа курсивом? У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка. (По Н. В. Гоголю)

Ответ справочной службы русского языка

Вот выдержки из справочника Д. Э. Розенталя.

Если указание на автора или на источник цитаты следует непосредственно за ней, то оно заключается в скобки, причем точка после цитаты опускается и ставится после закрывающе й скобк и. Заглавие произведения отделяется от фамилии автора точкой и не заключается в кавычки; точкой же отделяются выходные данные. Первое слово указания на источник цитаты пишется в этом случае со строчной буквы, если не является собственным именем. Если указание на автора или на источник цитаты стоит не непосредственно за ней, а помещается ниже, то после цитаты ставится точка.

Указаний на необходимость курсива в этих случаях мы не нашли.

Таким образом, корректно: Они прошли весь белый свет и видели такое, что тебе и не увидеть никогда (В. П. Аксёнов). Правда, порой белыми воронами возникали в нём гостиничные постояльцы (К. Булычёв). У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка (по Н. В. Гоголю).

У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка.

Вопрос № 303330

Поглощается ли запятая (например, закрывающая причастный оборот) скобками? Пример: Тогда (это был год, запомнившийся небывалыми холодами) еще не было центрального отопления.

Ответ справочной службы русского языка

В приведенном примере запятая до или после закрывающе й скобк и не ставится.

Вопрос № 302354

Добрый день! В тексте приказа есть следующее предложение: Утвердить и ввести в действие Положение о создании отчётности за квартал (далее Положение) (приложение 1). Правильно ли я понимаю, что согласно правилу, запятая перед открывающе й скобк ой не ставится, и в данном предложении запятая между парами скобок не требуется? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Читайте также:
Разделительный мягкий знак ℹ правило правописания в словах, примеры и случаи написания и употребления, роль буквы в русском языке
Вопрос № 296535

Две точки на конце предложения не ставятся, а если после сокращения идет текст в скобках? Например: Стоимость аренды — 10000 р./мес. (плюс вода и электричество по счетчикам)

Ответ справочной службы русского языка

В этом случае ставится точка после закрывающе й скобк и.

Вопрос № 294565

Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться с пунктуацией. Где правильно ставить точку относительно закрывающе й скобк и? До скобки или после? (Выпитый бренди ничуть не улучшил самочувствие.)

Ответ справочной службы русского языка

В Вашем примере – перед скобкой.

Вопрос № 293964

Подскажите, как правильно оформить заголовок словарной статьи, содержащий причастный оборот, с запятой или без: Лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистой (ЛТАС) (,) – это. ?

Ответ справочной службы русского языка

После закрывающе й скобк и ставится запятая и тире.

Вопрос № 292960

Помогите, пожалуйста, с пунктуацией в предложении: государство ромеев, или римлян (,) (βασιλεία τῶν Ρωμαίων [basileia ton romaion]) (,) Романи́я (Ρωμανία), Ромаи́да (Ρωμαΐς [Romais]). Интересует запятая в скобках – с одной стороны, по правилам запятая не может ставиться перед открывающе й скобк ой, с другой – по смыслу этимология в скобках относится к первому словосочетанию (а в одном из ответов вы говорите, что пунктуация бывает трёх видов: грамматическая, смысловая и интонационная). Как же грамотно оформить эту конструкцию?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая ставится после закрывающих скобок.

Вопрос № 292351

Здравствуйте! Пожалуйста, разъясните, уместна ли постановка запятой, выделенно й скобк ами, в предложении: Даже в пятьдесят есть способы заставить организм работать(,) как в молодости.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 290314

Будьте так добры, ответьте, пожалуйста. Если в скобках стоит точка в конце (слова, слова, слова.), то надо ли после закрытия скобки, означающей также и конец предложения, снова ставить точку? Или не надо? Смотрела, как в “Грамоте” рассказывается о скобках, но объяснения не нашла. Зато увидела, что точка и другие знаки препинания после закрыто й скобк и в конце предложения то ставятся, то не ставятся. Как же правильно?

Ответ справочной службы русского языка

В скобки может быть заключено предложение целиком. (Тогда ставится одна точка – в скобках.)

Вопрос № 289707

Здравствуйте. Хочется узнать о правилах написания предложений в скобках. Меня интересует, с какой буквы пишутся предложения, ставится ли точка перед закрывающе й скобк ой. Просмотрел учебники Розенталя, Лопатина, но там получил ответы не на все вопросы касательно этой темы. То, что нужно писать с прописной буквы и ставить точку перед закрывающе й скобк ой точку при ремарках в пьесах мне понятно. А в обычном тексте — пишется со стройной буквы в скобках и точка после закрывающе й скобк и. Но например, у того же Лопатину нашел следующие предложение при оформлении перечня:в) принят в учебное заведение и выбывает для продолжения образования или окончил учебное заведение и по путевке направляется на работу. (Закон о всеобщей воинской обязанности.) Почему предложение, помещенное в скобках пишется с заглавной буквы и в конце ставится точка перед закрывающе й скобк ой ?

Ответ справочной службы русского языка

Вот цитата из справочника под ред. В. В. Лопатина (раздел “Знаки препинания при вставках”).

Вставная конструкция, будучи самостоятельным предложением или частью текста (ряд предложений), относящаяся к абзацу (текст вставки после открывающе й скобк и начинается с прописной буквы), выделяется скобками. Перед скобкой, открывающей вставку, ставится необходимый по условиям контекста знак конца предложения. Перед закрывающе й скобк ой ставится знак, фиксирующий конец вставного предложения: ...Так будет дальновиднее. (У Маслова клокотало в горле, хотя говорит он тихо и даже вяло.) Ничего не изменилось, Екатерина Дмитриевна. Второе: ваш ночной гость сейчас уйдет. Вы хотите спросить — почему я настаиваю на этом? Вот мой ответ. (Он запустил руку в боковой карман засаленного, с оборванными пуговицами, пиджака, вытащил плоский парабеллум и, держа его на ладони, показал Кате.)

Читайте также:
Корнями ударение - разбираем правильное произношение слова
Вопрос № 289418

Здравствуйте. Существует правило, что запятая перед скобками не ставится, однако как быть в следующей ситуации? Цитирую почти дословно: Документация по планировке территории, расположенной в районе улицы N городского округа Х (далее – документация по планировке территории) разработана на основании постановления Y. Если закрыть причастный оборот после скобок, то содержимое скобок будет, как мне кажется, относиться к обособленному определению, а не ко всему названию Документации, которое заканчивается этим обособленным определением. Очень жду вашего ответа, уважаемая Грамота. Заранее большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятую надо поставить после скобок. Руководствуемся правилом, сформулированным в справочнике Д. Э. Розенталя «Пунктуация»: знаки препинания, которые стоят на месте «разрыва» предложения вставной конструкцией, выделяемо й скобк ами, помещаются после скобок. Ср. пример из справочника: У Саввы, пастуха (он барских пас овец), вдруг убывать овечки стали – обособленное приложение пастуха, но запятая ставится только после вставного предложения.

Вопрос № 287192

Добрый день! Подскажите пожалуйста, как правильно написать: своего любимого (любимую) или своего любимого(любимую) – с пробелом или без?

Ответ справочной службы русского языка

Пробел перед открывающе й скобк ой нужен.

Вопрос № 283051

Здравствуйте.
Когда некое пояснительное (например) предложение вводится в основное предложение в том месте, где должна быть запятая, и заключается при этом в скобки, то всё понятно – запятая ставится после закрывающе й скобк и. Но не могу нигде найти, как быть, если пояснительное предложение обособляется посредством тире. Запятая ставится перед первым тире, перед вторым или просто отбрасывается?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Наиболее подробно пунктуация в таких предложениях описана в справочнике Д. Э. Розенталя «Справочник по русскому языку. Пунктуация». См. раздел «Вставные предложения и словосочетания» в параграфе 26.

Вопрос № 281843

Здравствуйте!
Скажите, в каких случаях в тексте предложения ставится запятая перед скобкой и ставится ли вообще? И каким правилом это определяется.

Ответ справочной службы русского языка

Перед открывающей или закрывающе й скобк ой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; эти знаки ставятся только после закрывающе й скобк и. И лишь в редких случаях, когда вставная конструкция явно относится ко второй части предложения, внутри которого она находится, нужный знак препинания перед открывающе й скобк ой сохраняется. См. справочник Д. Э. Розенталя «Пунктуация», § 26 и § 67.

Пунктуационный анализ

Теория к заданию 21 из ЕГЭ по русскому языку

Задания в этой теме по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте.

Поэтому для безупречного выполнения этого задания вам нужно повторить практически все знаки препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз.

Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки, хотя теоретически и практически эти знаки могут стоять и в середине предложения). Мы облегчили вам задачу подготовки к выполнению задания 21, исключив необходимость поиска по всем учебникам и Интернету: в нашем пособии впервые представлена сводная таблица знаков препинания, их роли в предложении и правил постановки каждого из них.

Читайте также:
Досуг ударение куда падает - помощь школьникам

Сложность формирования пунктуационных умений заключается в том, что они предполагают и грамматико-синтаксические, и речевые операции. Осознание структуры синтаксической конструкции проходит с опорой на синтаксические познания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлечённой схемой, а выбор необходимого знака предполагает и синтаксические, и пунктуационные умения, и способность соотносить конкретный материал со схемой, с образцом, и понимание смысловых оттенков той или иной конструкции. Этим обусловлены низкие результаты усвоения участниками экзамена пунктуационных норм.

В 2019 г. планируется введение нового задания (21), ориентированного на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста.

В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте (из «Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку» — М., 2018).

Знаки препинания и правила их употребления

За ночным окном — туман.

Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин)

Ночи стали чернее, дни — пасмурнее.

В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно (Горький).

Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке?

Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу.

В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы (Горький).

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (Крылов).

Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач).

Пашню пашут — руками не машут (пословица).
Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат (Маяковский).
Молвит слово — соловей поёт (Лермонтов).

Многоточие
В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В конце предложения для обозначения незаконченности высказывания Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… (Короленко)
2. В середине предложения при перечислении слов с нераскрытым содержанием, для обозначения недосказанности Но всё-таки… всё-таки впереди огни! (Короленко)
3. В начале предложения указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся много лет.
4. В цитатах для указания на пропуски слов и предложений перед цитатой, в середине или в конце Л.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…»
Двоеточие
Точка с запятой
В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В простом предложении с однородными членами для разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятые Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин).
2. В бессоюзном сложном предложении если простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятые Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой).
3. В сложноподчинённом предложении если однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятые Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов).
Читайте также:
"ВыберЕте" или "выберИте" ℹ как правильно пишется слово, значение, проверочное слово, спряжение, правила написания
Кавычки
В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В предложениях с прямой речью для выделения прямой речи в строке Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький)
2. При цитировании цитаты заключаются в кавычки «Первоэлементом литературы является язык». С этими словами Горького трудно не согласиться.
3. В предложениях с приложением названия литературных произведений, органов печати, орденов и медалей, предприятий, марок машин, производственных изделий и т. д. Повесть «Степь»; группа «Могучая кучка»; орден «Знак Почёта»; автомобиль «Жигули», конфеты «Мишка косолапый»
4. В предложениях с определёнными словами для выделения слов, употребляемых в необычном, особом или ироническом значении; малоупотребительных слов и малоизвестных терминов; слов из чужого текста; иностилевых или особо значимых для автора слов, на которые он хочет обратить внимание Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков).
…Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский).
Запятая

Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.

Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.

Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари.

КАК ВЫПОЛНЯЕМ

  1. Внимательно прочитайте задание. Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше. Во-вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте.
  2. Внимательно прочитайте текст. Не читайте текст механически, выискивая в нём требуемый знак препинания, а постарайтесь понять его смысл. Это важно для определения роли искомого знака препинания.
  3. Вы уже повторили функции знаков препинания по таблице, приведённой выше. Следовательно, представляете себе роль каждого знака препинания в предложении. Найдите в тексте предложения с искомым знаком, отметьте их в КИМ.
  4. Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном.
  5. Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, вы отметили пять предложений с тире. Но далеко не во всех случаях тире ставится по одному правилу: оно может стоять в простом предложении между подлежащим и сказуемым, или в простом предложении при обособлении приложения, или в сложносочинённом предложении, или в бессоюзном сложном и даже в сложноподчинённом. Поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится тире в выделенных вами предложениях. Соберите те предложения, в которых постановка тире подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом.

Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.

Что пишется в скобках – разбор правил пунктуации

  • ЛитРес: Самиздат
  • ЛитРес: Чтец
  • ЛитРес: Черновики
  • Расписание
  • Прошедшие

Как правильно оформить прямую речь

Если прямая речь располагается после слов автора , то выделяется кавычками, а первое слово пишется с заглавной буквы . Авторский текст обосабливается двоеточием. Точка всегда располагается за кавычками, все остальные знаки препинания — перед. Схемы оформления выглядят следующим образом:

Рассмотрим примеры.

Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».

Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»

Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.

Читайте также:
Разряды прилагательных ℹ в русском языке, признаки, правило образования суффиксами притяжательных, качественных и относительных прилагательных, таблица с примерами

Рассмотрим схемы оформления прямой речи:

Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.

В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.

Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.

Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.

Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.

«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»

«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».

Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.

Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.

В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.

— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?

— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.

— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?

— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.

Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:

— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!

— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.

— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.

— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.

В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.

Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.

Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: