Семья Мелеховых в романе “Тихий дон” , чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде, история семьи, характеристика Пантелея, история Прокофия, почему Мелеховых называли турками-черкесами

Характеристика семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон» – описание для сочинения

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора. Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

«Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон»»

М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Однако, если спросить у читателя, кто является главным героем романа, ответ будет один — Григорий Мелехов. Именно его судьба является основным стержнем повествования. Для лучшего понимания образа героя очень важен анализ среды, в которой формируется его характер , — анализ мира донского казачества.

Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы. И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца. Род, семья — святые понятия для казаков. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы — по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос — по отцовской.

Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело… От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?

Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков. Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти. Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

Читайте также:
Недоросль - анализ для ЕГЭ, жанр литературы, композиция, новаторство

Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую. Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» — тот отвечает: «Я почем знаю». Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

Романа охватывает период в десять лет. Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания — события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их — темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.

Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких. Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме. Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей «красивой» жизни. Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: «Прилюбила смерть наш курень». Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда «война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор». Смерть хозяина дома «в отступе», на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына. Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице. Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых — это общая участь, общая драма всего казачества.

Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд. Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Читайте также:
Семья Курагиных в романе Толстого "Война и Мир - история семейства

Род Мелеховых в романе «Тихий Дон»

Род Мелеховых в романе «Тихий Дон»

(работа по опорному конспекту)

Учитель современной школы, конечно же, хорошо знает: объемные, фундаментальные произведения классической литературы способны осилить далеко не все учащиеся. Как изучить роман, насчитывающий порой более тысячи страниц, не прочитанный заранее детьми, да еще за пять-шесть уроков? Думается, с этой проблемой сталкивается каждый педагог. Мне кажется, что применение на уроках литературы опорных конспектов может существенно помочь в освоении объемных произведений.

На изучение романа М. Шолохова «Тихий Дон» отводится не так много часов, как хотелось бы, и опорные конспекты позволяют представить обширный и сложный материал романа-эпопеи в сжатой, лаконичной форме.

I. Предлагаемая система уроков

Урок первый.

История создания романа, его сложная судьба, споры об авторстве; многозначность названия романа; социально-историческая основа произведения; гражданская война на страницах «Тихого Дона» как великая национальная трагедия. (Небольшие сообщения учащихся по данным вопросам готовятся заранее.)

Урок второй.

История семьи Мелеховых. Группа учеников, прочитавших произведение, готовит рассказ о семье Григория Мелехова, главного героя эпопеи, при этом по ходу рассказа на доске появляются карточки с именами соответствующих персонажей. Карточки, снабженные коротким описанием внешности героя, яркой деталью, характерными чертами личности, есть у каждого ученика, что обеспечивает включенность в работу всего класса. В результате этой работы на доске и в тетрадях выстраивается опорный конспект-схема (см. ниже).

Урок третий.

Трагедия Григория Мелехова. На доске – выписки из текста для постановки проблемных вопросов о личности и судьбе Мелехова:

«Что же еще человеку надо?»; «Хороший казак, /…/ а вот непутевый»; «Какой-то чудаковатый»; «С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика»; «Несчастный человек».

— Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории? — Попробуйте взглянуть на Григория глазами Аксиньи, Натальи, автора, своими собственными. — Чем интересен Григорий Мелехов как личность? Что выделяет его из любой окружающей среды? — Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу? — Какие моменты судьбы Мелехова вызывают наибольшее сожаление? — Можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя? — В чем трагедия Мелехова? — Кто или что становится виновником гибели семьи Мелеховых? Что способствует разрушению дома, семьи, рода?

Урок четвертый.

Любовные линии романа. Центральные женские образы (Аксинья, Наталья, Ильинична).

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»

В центре событий в сюжете произведения «Тихий Дон» стоит семья Мелеховых. Повествование начинается с описания семьи и заканчивается им же.

В романе описываются события страшного времени для славянского народа – Первая Мировая и Гражданская войны. Через горе, несчастья, болезни, голод и смерти пришлось пройти каждой семье в тот период. И семья Мелеховых – не исключение. Однако, автор именно эту семью выделяет на фоне всех других казаков.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Мелеховы выделяются среди остальных хуторян за счет «диковатой» красоты. Местные хуторяне даже прозвали их «турками». Дом семьи Мелеховых можно назвать богатым благодаря стараниям старшего Мелехова, главы семейства. Он, его жена и дети, среди которых двое сыновей и одна дочь, живут мирно и в ладу друг с другом.

Но жизнь оборачивается с ног на голову с наступлением войны. Рушатся казачьи семьи, жизнь хутора идет под откос. Каждый дом теряет близкого человека. Но весь ужас тех событий автор показывает на примере семьи Мелеховых.

Характеристика членов семьи Мелеховых

Следует познакомиться с каждым обывателем дома Мелеховых, чтобы глубже узнать уклад и историю этой семьи.

Отец семейства Пантелей Прокофьевич – человек властный со вспыльчивой натурой. Ветреную жену старшего сына Дарью он учит жизни отнюдь не гуманными способами. Поучает он и младшего сына Григория за непослушание. Узнав о его связи с замужней женщиной Аксиньей, тот насильно женит Григория на скромной и тихой девушке Наталье из семьи Коршуновых.

Несмотря на свой жесткий характер и быструю возбудимость, Пантелей Прокофьевич любит свою семью и прикладывает как можно больше усилий для хорошей жизни и мира внутри дома. Он очень внимателен и ласков к молодой жене Григория, сочувствует детям и переживает за их судьбу. Смысл жизни Пантелея Прокофьевича – в семье и поддержании быта. Он крепок и тверд душой, и только смерть родных смогла сломить его.

Читайте также:
Вот уж вечер Роса - анализ, особенности работы писателя

Василиса Ильинична, жена Пантелея, женщина мягкая и добрая. Она, как настоящая мать и хозяйка своего семейства, отдает всю свою любовь и душевную теплоту детям, заботясь о них и часто даже оберегая от вспыльчивости мужа. Василиса Ильинична со всем пониманием относится к новому члену семьи – Наталье. Она прощает даже ветреность Дарьи. А когда та, нагулявшаяся от мужа на стороне, зарабатывает страшную болезнь сифилис, Василиса Ильинична всячески пытается укрыть болезнь от мужа, так как знает, что иначе Дарья будет выгнана с их дома. Большое сердце и огромная широта души позволяют хозяйке семейства простить Михаила Кошевого, виновного в смерти ее старшего сына, и принять его, как своего зятя, мужа дочери Дуняши.

Петр и Григорий, являясь родными братьями, сильно отличаются друг от друга по характеру и судьбе. Петр взял характер матери, потому мягок и спокоен. Любит и поддерживает каждого члена семьи. Однако военные события меняют героя. Петр оказался приспособленным к войне и смертям, быстро дослужился до чина, дав отцу повод для гордости. В войне он видит перспективы, однако, униженный, прося пощады, погибает от рук Кошевого.

Григорий совсем не таков, как его старший брат. К войне он не может быстро привыкнуть. Имея сильное чувство справедливости, на протяжении всего романа, он находится между выбором перед партией красных и белых и не может определиться в пользу тех или иных. Хоть он и принял вспыльчивый и взрывной характер своего отца, он не может принять насилие и неоправданные смерти. Он не понимает и не хочет понять войну и ее смысла. Но события тех времен отражаются и на душе этого героя. Он становится твердым и опустошенным, забывая о том, что такое слезы и боль. Последние порывы Григория к любви и надежде на лучшую жизнь кончаются провалом. Он теряет возлюбленную и родных, оставшись с маленьким сыном и сестрой.

Дуняша – младшая дочь Пантелея Прокофьевича и Василисы Ильиничны. В начале произведения читатель знакомится с веселым подростком Дуняшей. Но по мере приближения романа к финалу, Дуня вырастает и становится взрослой и красивой девушкой-казачкой. По своему характеру она взяла черты как отца, так и матери. Имея твердость в намерениях, она однозначно желает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу ее старшего брата. А мягкость в сердце побуждает Дуняшу взять на себя роль матери для сына Григория.

Жены братьев Мелеховых, как и они сами, различаются друг от друга. Наталья – мягкая, красивая девушка, созданная для семейного счастья и любви, которая, однако, так и осталась в тени своего мужа. Григорий никогда не любил Наталью, от чего та неимоверно страдала, неоднократно даже пытаясь покончить с собой.

Жена старшего брата Дарья – девушка ленивая, ветреная и не обремененная принципами морали. Она часто изменяет мужу и не относится к жизни с серьезностью. Автор приводит ее к смерти, предварительно наградив сифилисом.

Страшные события, охватившие наше государство в начале прошлого столетия, повлияли на уклад каждой семьи. Семья Мелеховых – не исключение. Почти каждого обывателя этого дома забрала из мира живых трагическая смерть. Григорий с сыном и Дуняша остались одни, опустошенные, разбитые, но не покинувшие надежду на лучшую жизнь.

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»

В романе «Тихий Дон» М. Шолохов с большим мастерством показал трагические моменты в революции и гражданской войне и совершенно по-новому, опираясь на исторические материалы, свой собственный опыт, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. «Тихий Дон» называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер – Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.

Трагедии героев разворачиваются на фоне переломных для нашей страны событий – старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. Человек для Шолохова – самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, – это, прежде всего, его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

«Мелеховский двор – на самом краю хутора», – так начинается роман, и на протяжении всего повествования Шолохов рассказывает о представителях этой семьи. Жизнь обитателей дома предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы. Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений. Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

Читайте также:
Образ Петербурга в романе Преступление и наказание, описание

В начале повествования автор знакомит читателя с главой семьи – Пантелеем Прокофьевичем: «Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства. » Пантелей Прокофьевич – истинный казак, воспитанный на традициях доблести и чести. На этих же традициях он воспитывал своих детей, проявляя порой черты крутого характера. Глава семейства Мелеховых не терпит непокорности, но в душе добрый и чувствительный. Он умелый и трудолюбивый хозяин, умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари. На него, а еще в большей мере на его сына Григория, ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского.

Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. Не раз он самовольно покидает фронт и возвращается домой, к родной земле, которая была для него основой жизни. С необъяснимой силой манила она его к себе, как манила и всех казаков, уставших от напряженной и бессмысленной войны. Пантелей Прокофьевич умирает на чужбине, вдали от родного дома, которому отдал все свои силы и бесконечную любовь, и в этом трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое – семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, пошел в отца – «так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Григорий, как и его отец, любит свой дом, где Пантелей Прокофьевич заставлял его выхаживать коня, любит свой клин земли за хутором, который он пахал своими руками.

С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова – цельной, сильной и честной личности. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле. Но он осознал свою вину, стремился искупить ее честной и верной службой новой власти.

Путь героя к истине тернист и сложен. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень – веселый, сильный, красивый. Автор всесторонне раскрывает образ главного героя – тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к врагам, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности.

Григорий Мелехов – гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта.

Женщины семьи Мелеховых – Ильинична, Дуняшка, Наталья и Дарья – совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Образ старой Ильиничны олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова – Василиса Ильинична – коренная казачка Верхнедонского края. Несладкая на ее долю выпала жизнь. Именно она больше всего страдала от вспыльчивого характера мужа, но терпение и выдержка помогли ей сохранить семью. Она рано постарела, страдала болезнями, но несмотря на это оставалась заботливой, энергичной хозяйкой.

Высокой лиричности исполнен образ Натальи – женщины высокой нравственной чистоты и чувства. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Она проклинает и любит Григория бесконечно. Пусть ненадолго, она все же обрела свое женское счастье. Благодаря терпению и вере, Наталье удалось восстановить семью, вернуть согласие и любовь. Она родила двойню: сына и дочь, и оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была женой. Эта прекрасная женщина является воплощением драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, готовой ради высокого чувства пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Сила духа и покоряющая нравственная чистота Натальи с невиданной глубиной раскрываются в последние дни ее жизни. Несмотря на все зло, которое ей причинил Григорий, она находит в себе силы простить его.

Читайте также:
Ирония в литературе - определение, примеры скрытой насмешки

Ярким представителем семьи является Дуняшка. Природа наделила ее таким же горячим и твердым характером, как и Григория. И это особенно ярко проявилось в ее стремлении любой ценой отстоять свое счастье. Несмотря на недовольство и угрозы близких, она со свойственным ей упорством отстаивает свое право на любовь. Даже Ильинична, для которой Кошевой навсегда остался «душегубом», убийцей ее сына, понимает, что ничто не изменит отношения дочери к Михаилу. И если она полюбила его, то уже ничто не вырвет этого чувства из ее сердца, как ничто не смогло изменить чувства Григория к Аксинье.

Последние страницы романа возвращают читателей к тому, с чего начиналось произведение – к «мысли семейной». Дружное мелеховское семейство неожиданно распалось. Смерть Петра, гибель Дарьи, утрата Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в семье, смерть Натальи, отход Дуняшки от семьи, разрушение хозяйства в период наступления красногвардейцев, смерть главы семейства в отступлении и уход в мир иной Ильиничны, приход в дом Мишки Кошевого, смерть Полюшки – все это этапы крушения того, что в начале романа казалось незыблемым. Примечательны слова, сказанные однажды Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о поваленных плетнях, эти слова приобретают более широкое значение. Разрушение семьи, отчего дома, коснулось не только Мелеховых, – это общая трагедия, судьба казачества. Гибнут в романе семьи Коршуновых, Кошевых, Моховых. Рушатся вековые устои человеческой жизни.

Повествование в «Тихом Доне», как и в романе Толстого «Война и мир», строится на изображении семейных гнезд. Но если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию семьи, то герои Шолохова мучительно переживают ее распад, что с особой силой подчеркивает трагизм эпохи, изображенной в романе. Рассказывая о распаде семьи Мелеховых, Шолохов ставит для нас, потомков, задачу возрождения семьи и уверенно убеждает, что всегда есть с чего начинать. В измученной душе Григория многие жизненные ценности утратили свой смысл, и лишь чувство семьи и Родины осталось неистребимым. Не случайно Шолохов заканчивает повествование трогательной встречей отца с сыном. Семья Мелеховых распалась, но Григорий сможет создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда. И несмотря на трагичность романа, отразившего события одного из самых жестоких периодов в истории нашей страны, читатель остается жить с надеждой в этом огромном, сияющем под холодным солнцем мире.

Материалы о творчестве писателя и романе «Тихий Дон»:

Характеристика и образ Максима Максимыча в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

В романе Лермонтова читатель встречает много интересных героев. Даже второстепенные персонажи важны для произведения, так как они помогают лучше раскрыть внутренний мир главного героя, продвигают сюжет. Одним из таких персонажей стал Максим Максимович.

Мужчина служил рядовым офицером и годы армейской службы помогли сформировать его характер и взгляд на жизнь. И хотя он не получил звания и ранга, не заработал много денег, он остался верен своему делу и относился к профессии серьезно. Есть у него и другая черта характера, которая обычно не свойственна суровым армейским людям. Какая?

Максим Максимович имеет чувствительный внутренний мир, умеет любоваться красотой природы, склонен проявлять заботу о людях, которые нуждаются в поддержке и помощи. Печерину он уделяет особенное внимание, заботится о нём, проявляет доброту. Также он относится и Бэле, всегда разделяет с ней её страдания, переживает за неё и жалеет.

Герой относится к ним, как к родным детям. Возможно потому, что несмотря на всю свою доброту, Максим Максимович так и не сумел создать собственную семью. В своей речи персонаж часто использует военные выражения, кавказские фразочки или простые русские выражения.

Характер Печорина сложен для понимания мужчины, но несмотря на это, они сохраняют свою дружбу даже спустя годы. Но их последняя встреча становится для рядового офицера разочарованием. Он был рад видеть друга и стремился обнять его, но Печорин одарил его лишь кратким приветствием. Такая отстранённость очень обидела Максима Максимовича.

Этот персонаж важен для романа, так как наглядно раскрывает характер главного героя. Они схожи в любви к природе, благородстве и смелости. Однако, простодушный и добрый персонаж не может понять Печорина и многие его поступки остаются для него загадкой.

Читайте также:
Оранжевое горлышко краткое содержание читать по главам

Так как сам по себе он человек простой и прямолинейный, хоть и не образованный, но очень душевный. А вот Печорин, человек культурный и светский, постоянно терзает себя, является очень неоднозначным, не может понять, что он чувствует. Поэтому Максим Максимович является тем персонажем на фоне которого характер Печорина раскрывается особенно ясно.

Вариант 2

Максим Максимыч – обычный рядовой солдат, всю жизнь отдавший этому благородному делу. Он является полной противоположностью главного героя произведения. Но вместе с тем, его образ по-настоящему важен для раскрытия души Печорина.

Если задуматься, что читатель знает о Максиме Максимыче, то информации будет не так много. Хотя его положительных качеств не перечесть. Он очень добр к окружающим людям, по-детски наивно восхищается природой. Это, кстати, огромная редкость для военного человека, сердце которого не очерствело после многочисленных боев и ранений. Мужчина очень нежно и по-отечески относится к Григорию Александровичу и Бэле. Возможно от того, что сам был заядлым холостяком, чем похвастаться не мог. Правда в том, что очень одинок был этот человек пятидесяти лет. Он не понимал и не принимал светского общества, поэтому всегда общался «по-свойски». Он знает много историй. Свидетелем многих был сам. Эти истории любит рассказывать остальным. Вот еще одно отличие от Печорина. Григорий Александрович записывает всё в блокнот, а Максим Максимыч предпочитает устную разговорную речь.

Служил он в основном на Кавказе, о чем говорила его смуглая кожа, часто находящаяся под лучами горячего кавказского солнца. За многие годы он хорошо изучил кавказский язык и частенько в свою речь вставлял их фразы. Волосы его были седы так же, как и пышные усы. За долгие годы службы ему было присвоено звание штабс-капитана.

Очень важно, что именно из уст Максима Максимыча мы впервые узнаем о самом Печорине, видим его взаимоотношения с Бэлой и с окружающими людьми. Неоднократно показано, что старый офицер не понимает Печорина и его действий, но вместе с тем, их связь сохраняется на протяжении многих лет.

И какого же удивление и Максима Максимыча и самого читателя, когда Григорий Александрович Печорин так холодно и равнодушно встречается со старым приятелем. Кажется, что сам читатель чувствует боль и непонимание от этой ситуации. После того, как добрый, чуткий старик со слезами на глазах был готов обнять Печорина после пяти лет расставания, тот не предпринял того же и равнодушно отвесил пару фраз. А так как можно заметить, что Максим Максимыч обидчив, как ребенок, что неоднократно подчеркивается в произведении, то значит мужчину очень задела эта ситуация. Должно быть, на этом история Печорина и штабс-офицера Максима Максимыча закончилась.

Сочинение на тему Максим Максимыч

В романе Лермонтова “Герои нашего времени” одним из главных героев является Максим Максимыч. От его лица ведется повествование о Печорине и его жизни. Известно, что Максим Максимыч служил в армии и был простым офицером, служба сказалась на мировоззрении героя и его дальнейшей жизни. Максим Максимыч не богат, он любит свою страну и желает встать на ее защиту, ему не важен ранг или звание, главное – преданность Родине.

Среди военной атмосферы он был чужим, потому что ему присуще сострадание, любовь к природе, окружающему миру, людям, человечность и желание помочь в трудную минуту.

Читатель может заметить, что герой относится хорошо и к другим, например, к самому Печорину, к Бэле, несмотря на холодность друга, он забоится о нем и беспокоится. Бэле он старается помочь в настигшей ее беде, чувствует ее боль, можно сказать, даже относится к ней, как к дочери. Но у самого Максим Максимыча семьи нет.

Максим Максимыч – антипод Печорина. Он простой русский человек, не привыкший лицемерить или врать, как это делает Печорин. Ключевым моментом в отношениях между двумя главными героями становится прощальная встреча, когда Печорин повел себя холодно и пренебрежительно к своему другу. А именно – не дружеское приветствие. Это задело героя, который со всей душой относился к другу. Несмотря на то, что ранее Печорин не отличался дружелюбием и другими чувствами к Максим Максимычу, ведь Печорин виновен в смерти Ленского, Бэлы, он загубил жизнь Веры, но Максим Максимыч не оставил друга и не предал его.

Максим Максимыч употребляет слова, используемые только в армии, или местные (кавказские) выражения, не делая выражения на них. Это еще одна отличительная черта – он не стесняется простых, редко употребляемых слов.

Но есть и то, что сближает двух героев, это любовь к природе, смелые поступки, некая любовь к себе, с другой стороны многие вещи Максим Максимыч понять не может, например, действия или мысли Печорина.

Читайте также:
Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза» на тему: "Последнее свидание Катерины и Бориса" 🖊 анализ сцены прощания, история любви и взаимоотношений героев

Таким образом, Максим Максимыч – прототип обычного русского человека, любящего Россию, чувственного и милосердного. Благодаря его образу читатель может понять нравственные ценности, обличить Печорина и узнать быт того времени.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Максима Максимыча в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Одним из удивительных и содержательных произведений русской литературы является пьеса А.Н. Островского «Гроза».

У Леопольда недавно появился свой новенький автомобиль, Турист. Красивый, красного цвета, с желтыми колесами. Упражнение 58

Гоголь написал комедию «Женитьба» в 1842 году. Сразу под Заголовком, есть подзаголовок – «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это обозначает читателю некую проблему, произошедшую в произведении.

Наша жизнь – это круговорот дел: домашние обязанности по уборке и приготовлению еды, работа, встречи с друзьями и родными, игры с друзьями, посещение кружков, секций, походы по магазинам.

Пушкин… Как не вспомнить знаменитого Александра Сергеевича? Это же «солнце русской поэзии», его произведения настолько просты в звучании, что душа просится петь

Характеристика Максима Максимыча в романе “Герой нашего времени”, образ, описание характера, портрет

Максим Максимыч.
Художник В. А. Поляков.

Максим Максимыч – яркий второстепенный персонаж романа “Герой нашего времени” Лермонтова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Максима Максимыча в романе “Герой нашего времени”: описание характера, портрет в цитатах.

Смотрите: Все материалы по “Герою нашего времени”

Характеристика Максима Максимыча в романе “Герой нашего времени”, образ, описание в цитатах

“. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. “

“. мокрые клочки седых волос, вырвавшись из под шапки, приклеились ко лбу его. “

“. минут через десять входит мой старик. “

“. бедный старик еще стоял на том же месте. “

“. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…”

“. Штабс-капитан не отвечал ни слова. “

“. Теперь считаюсь в третьем линейном батальоне. “

“. я был подпоручиком получил два чина за дела против горцев. “

“. Не стреляйте! – кричу я ему, – берегите заряд; мы и так его догоним». Уж эта молодежь! вечно некстати горячится. “

– Да, я лет десять стоял там в крепости с ротою, у Каменного Брода. “

“. я тогда стоял в крепости за Тереком с ротой – этому скоро пять лет. “

“. Да, батюшка, видал я много, как люди умирают в гошпиталях и на поле сражения, только это все не то, совсем не то. “

“. просил меня отвечать ей, я хорошо знаю по-ихнему и перевел его ответ. “

“. Послушайте, Максим Максимыч! – сказал Печорин, приподнявшись. – Ведь вы добрый человек. “

“. я начинал разделять беспокойство доброго штабс-капитана. “

“. его твердой походке и бодрому виду. “

“. бедный старик, в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным, – и как же он был награжден. ” (Максим Максимыч ставит службу выше своих интересов, кроме одного случая, когда надеется встретиться с Печориным во Владикавказе)

“. в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. “

“. И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью. “

“. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою. “

“. Он лукаво улыбнулся и значительно взглянул на меня. “

“. отвечал мне штабс-капитан, примигивая с хитрой улыбкою. “

“. покачал головою и улыбнулся лукаво. “

“. Очень рад, очень рад. Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. “

“. Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь замуж, а мы были с ним кунаки: так нельзя же, знаете, отказаться, хоть он и татарин. “ (*кунак – приятель)

“. приехал Казбич я попотчевал его чаем, потому что хотя разбойник он, а все-таки был моим кунаком*. ” (*кунак – приятель)

“. Недаром на нем эта кольчуга, – подумал я, – уж он, верно, что‑нибудь замышляет. “

“. дверь во вторую комнату была заперта на замок, и ключа в замке не было. Я все это тотчас заметил…”

“. Уж я их знаю, меня не проведут! Да, я уж здесь служил при Алексее Петровиче. “

“. притом осторожность никогда не мешает. “

“. Плохое дело в чужом пиру похмелье, – сказал я Григорию Александровичу, поймав его за руку, – не лучше ли нам поскорей убраться. “

“. Я предложил ему свою комнату. Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки. “

“. Мы с твоим барином были приятели, – прибавил он, ударив дружески по плечу лакея, так что заставил его пошатнуться…”

“. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста, – к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке. “

“. Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, – так теперь уж, знаете, и не к лицу. “

“. Что было с нею мне делать? Я, знаете, никогда с женщинами не обращался; думал, думал, чем ее утешить, и ничего не придумал. “

“. мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила. “

“. старые кавказцы любят поговорить, порассказать. “

“. Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек, достойный уважения. “

“. Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться. “

“. Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. “

“. Максим Максимыч стал его упрашивать остаться с ним еще часа два. ” (Максим Максимыч упрашивает Печорина остаться)

“. А… ты. а вы? – пробормотал со слезами на глазах старик… – сколько лет… сколько дней… да куда это. ” (Максим Максимыч рад видеть Печорина спустя 5 лет)

“. пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами. “

“. Поверите ли? я, стоя за дверью, также заплакал, то есть, знаете, не то чтобы заплакал, а так – глупость. “

“. Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном. “

“. Еще, признаться, меня вот что печалит: она перед смертью ни разу не вспомнила обо мне; а кажется, я ее любил как отец… ну, да Бог ее простит. “

“. Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, – конечно, мы были приятели, – ну, да что приятели в нынешнем веке. “

“. Какое мне дело. Что, я разве друг его какой. или родственник? Правда, мы жили долго под одной кровлей… А мало ли с кем я не жил. “

“. Нет с, благодарствуйте, не пью Я дал себе заклятье. Когда я был еще подпоручиком, раз, знаете, мы подгуляли между собой, а ночью сделалась тревога; вот мы и вышли перед фрунт навеселе, да уж и досталось нам, как Алексей Петрович узнал: не дай господи, как он рассердился! чуть чуть не отдал под суд. “

“. Максим Максимыч имел глубокие сведения в поваренном искусстве: он удивительно хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом, и я должен признаться, что без него пришлось бы остаться на сухоядении. “

Встречи Максима Максимыча и Печорина

“. Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. “

“. явно было, что старика огорчало небрежение Печорина, и тем более, что он мне недавно говорил о своей с ним дружбе и еще час тому назад был уверен, что он прибежит, как только услышит его имя. “

“. он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. “

Образ и характеристика Максима Максимыча — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Максим Максимыч представлен как тип «простого человека». На то, что это собирательный образ указывает повторяемость имени и отчества, а также то, что автор не указывает его фамилии. В. Г. Белинский считал, что Лермонтов превосходно изобразил характер этого героя и что «его Максим Максимыч может употребляться не как собственное, но как нарицательное имя».

Портрет Максима Максимыча: возраст, описание внешности, характеристика речи, воинское звание

Максим Максимыч — человек лет 50. О встрече с ним рассказывает автор-повествователь в главе «Бэла». Встретился он с этим героем, когда ехал из Тифлиса на перекладных. О второй его встрече с этим человеком рассказано в главе «Максим Максимыч».

Читайте также:
Сочинение Любовь сильнее смерти по роману М.А. Булгакова

Повествователь отметил, что у этого человека смуглое лицо от того, что оно «давно знакомо с закавказским солнцем», усы у него были поседевшие, но походка была твёрдая, вид бодрый.

Речь его была простая, но образная. Рассказывал он попутчику историю Печорина и Бэлы интересно.

Максим Максимыч служил в российской армии в звании штабс-капитана. Он уже много лет служит на Кавказе. Сначала он был подпоручиком, а затем получил 2 чина «за дела против горцев», и сейчас числится в третьем линейном батальоне. Лет 10 он с ротою стоял в крепости в Чечне, там было очень опасно. Максим Максимыч хорошо знал черкесский язык, мирной черкесский князь, отец Бэлы, был его кунаком (другом).

Характер

Штабс-капитан — бывалый человек, он знает приметы, указывающие на скорую непогоду, метель. Когда попутчик сказал, что завтра будет хорошая погода, Максим Максимыч указал ему на тучу, лежащую на вершине Гуд-горы, и действительно скоро пошёл дождь, а затем снег.

Максим Максимыч умел хорошо готовить еду: в гостинице, где некому было велеть приготовить обед, он прекрасно зажарил фазана.

Штабс-капитан не пил спиртное, так как «дал себе заклятье» после того, как, будучи подпоручиком, подгулял с сослуживцами. Ночью была тревога, они вышли перед фрунт (воинским строем шеренгами) навеселе, и за это командующий войсками Кавказского корпуса Алексей Петрович Ермолов чуть не отдал их под суд.

Максим Максимыч был общителен, быстро сходился с людьми. Например, с автором-повествователем он встретился второй раз уже как со старым приятелем. При знакомстве с Печориным, которого перевели из России служить в крепость за Тереком, штабс-капитан сказал, чтобы тот звал его просто Максим Максимыч и чтобы приходил к нему запросто, не в полной форме. Штабс-капитан относился к Печорину как к приятелю, а не как к подчинённому.

В конце главы «Бэла» автор-повествователь надеется, что убедил читателя в том, что этот герой — человек, достойный уважения. В конце главы «Максим Максимыч» автор сочувствует штабс-капитану, который был удручён равнодушием и холодностью Печорина, встреча с которым случайно произошла у гостиницы во Владикавказе после нескольких лет разлуки.

Читайте также:
Кот Бегемот - характеристика персонажа в романе Мастер и Маргарита

Максим Максимыч обидчив. Из-за того, что Печорин при встрече подал ему руку в то время, когда тот хотел его обнять, штабс-капитан сделался с попутчиком-повествователем ворчливым, обвинял светскую молодёжь в гордости.

Критик В. Г. Белинский отмечал, что Максим Максимыч — добрый, милый человек, неопытный «во всём, что выходило за тесный кругозор его понятий и опытности».

Отношение Максима Максимыча к Печорину и Бэле

Печорина штабс-капитан считает странным, потому что ему непонятна противоречивая натура этого молодого человека: на охоте Печорин смел, вынослив, а дома может простудиться или вздрогнуть от стука ставня. Максим Максимыч удивлялся тому, что Печорин так страстно полюбил Бэлу, что решился её украсть, а потом вдруг стал к ней равнодушен.

Младшую дочь черкесского князя Бэлу, которую украл Печорин, Максим Максимыч полюбил как дочь, любовался ею. Видя любовь Бэлы к Печорину, штабс-капитан сожалел, что ни одна женщина его так не любила. Он жалел Бэлу, погибшую от ранения, нанесённого Казбичем, жалел и Печорина, который после смерти Бэлы исхудал и долго был нездоров. Штабс-капитан не говорил с ним о Бэле, чтобы не тревожить его, что свидетельствует о деликатности этого человека.

Заключение

Образ Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — это образ отзывчивого, добродушного человека, готового видеть в людях только хорошее. Автор показал тип «простого человека», у которого под грубой наружностью, появившейся от трудной жизни, есть горячее сердце, а под простой речью — теплота души.

Характеристика образа Максима Максимыча, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Максим Максимыч — образ и характеристика героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Композиция романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» построена так, чтобы наилучшим образом раскрыть характер главного героя — Печорина. В первой части читатели видят Печорина глазами Максима Максимыча, который очень привязан к нему, но глубоко ему чужд.

Тем не менее, характеристика образа Максима Максимыча, одного из важнейших образов романа, важна для понимания характерного для России первой половины XIX века типа людей — «русского кавказца» — в условиях не прекращавшейся войны на Кавказе. Генерал Ермолов много сделал для Кавказского края, но действовал с позиции силы и власти. Его имя стало грозой горцев. Подчинёнными Ермолова были чаще всего добрые, искренние воины, каким и был Максим Максимыч.

Внешность и характер

Максим Максимыч — старый боевой офицер, штабс-капитан. Ему около 50 лет. Смуглый цвет лица говорил о том, что на Кавказе он давно — более 10 лет. Несмотря на возраст, седые усы и волосы, он был бодр и отличался твёрдой и энергичной походкой.

Он носил офицерский сюртук без эполет и черкесскую мохнатую шапку.

Читайте также:
Семья Курагиных в романе Толстого "Война и Мир - история семейства

В войне против горцев получил два чина, начав службу при Ермолове подпоручиком. Он честно несёт службу, которую всегда ставит выше своих личных интересов, отзывчив, прост в общении, скромен, чувствителен, но не всегда понимает поступки Печорина, хотя очень любит его и считает «славным малым». Об общительности и доброжелательстве этого вояки говорит тот факт, что он дружит с местным князем-татарином и называет его кунаком (приятелем). Он находит общий язык даже с разбойником-черкесом Казбичем. Штабс-капитан хорошо изучил нравы и повадки кавказцев, а также природные приметы, по которым определял погоду.

Максим Максимыч хорошо готовил, мог зажарить фазана в походных условиях.

За время пребывания на Кавказе Максим Максимыч хорошо выучил язык горцев и переводил Печорину разговор с Бэлой.

О доброте и искренности Максима Максимыча в романе говорят все, кто встречался с ним, в том числе и Печорин.

Он одинокий человек и старый холостяк. Своей семьи раньше не завёл, а теперь, по его словам, уже поздно. Но когда он увидел порыв Бэлы, кинувшейся на шею Печорину, пожалел о том, что никогда ни одна женщина так его не любила. К Бэле он привязался всем сердцем и любил её, как дочь.

Максим Максимыч способен становиться на чужую точку зрения, понимать различные человеческие характеры, в том числе и национальные черты горцев.

Встречи с Печориным

Впервые Печорин и Максим Максимыч встретились в крепости N за Тереком. Сюда на службу Печорин был отправлен после дуэли с Грушницким. В течение года его непосредственным начальником был Максим Максимыч.

В это время и произошла история с Бэлой.

Вторая встреча героев была через 5 лет во Владикавказе — Печорин ехал в Персию и сделал здесь остановку. Здесь же он случайно встретил Максима Максимыча, который был очень рад этой встрече и надеялся на взаимность. Простодушный штабс-капитан считал, что их дружба памятна не только ему, но и Печорину. Но напрасно он надеялся, что Печорин тут же прибежит, узнав, что Максим Максимыч находится здесь в гостинице. До полночи прождал он его и, раздосадованный, вернулся в комнату.

Утром состоялась их встреча: Максим Максимыч хотел броситься на шею Печорину, но тот холодно протянул ему руку и стал прощаться, не желая более задерживаться. Старый вояка был очень обескуражен такой встречей, но тут же стал оправдывать Печорина: «… конечно, мы были приятели, — ну, да что приятели в нынешнем веке. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…»

А глаза его наполнялись слезами…

Упоминание о Максиме Максимыче появляется ещё в повести «Фаталист», но очень бегло.

Заключение

Печорин и Максим Максимыч — два полюса романа. Образ Максима Максимыча — это характер, близкий к народному. По словам Белинского, это «тип чисто русский», у него «чудесная душа, золотое сердце». В нём воплощены лучшие национальные качества русского народа. Но умственный кругозор этого человека ограничен, окружающую действительность он воспринимает такой, как она есть, не рассуждая, а лишь выполняя свой воинский долг. Он воспитан в вековых русских традициях, которые и являлись опорой самодержавия.

Конечно, Печорин по-своему ценит Максима Максимыча, но в его отношении к штабс-капитану отражается разобщённость передовой русской интеллигенции и народа.

Люди разных поколений, разных эпох и разных типов сознания абсолютно чужды друг другу. Печорина старый служака так и не смог понять, поэтому он так запомнился ему. В жизни Максима Максимыча встреча с Печориным стала одним из ярчайших событий его жизни, тогда как для Печорина и сам штабс-капитан, и история с Бэлой — лишь эпизоды его жизни.

Через год после окончания «Героя нашего времени» Лермонтов написал очерк «Кавказец», который многое даёт для понимания и правильной оценки образа Максима Максимыча. В романе это уже старый служака, а о его прошлом автор ничего не говорит. Очерк «Кавказец» позволяет восстановить прошлое Максима Максимыча и других старых кавказцев.

В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина образы коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича Миронова и его сослуживца поручика Ивана Игнатьича напоминают образ Максима Максимыча.

Многие критики трактовали образ Максима Максимыча как светлое явление и одну из опор русской жизни. Такого же мнения придерживался и писатель В. Набоков. Продолжение образа Максима Максимыча в русской литературе многие видели в образе капитана Хлопова в рассказе Л. Н. Толстого «Набег» (1852).

Характеристика образа Максима Максимыча может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: