Сочинение Печорин — лишний человек, рассуждение об образе

Печорин как тип «лишнего человека» и почему его так называют

Роман «Герой нашего времени» является продолжением популярной в XIX веке проблемы, связанной с понятием «лишнего человека». К моменту выхода произведения уже были написаны «Горе от ума» и «Евгений Онегин» с героями, аналогичными лермонтовскому, и похожей темой. Критики давно рассуждают над тем, почему Печорин лишний человек и что сделало его таким, каким он описан в романе.

  1. Особенность героя
  2. Интересы Печорина
  3. Черты характера
  4. Внешность персонажа
  5. Итог жизни Григория

Особенность героя

Чтобы понять, почему Печорин является «лишним человеком», нужно обратиться к его поступкам. Из них ясно, что он эгоист, и эта эгоистичность отталкивает его от людей, не дает сблизиться. Он будто стоит на театральных подмостках и наблюдает за происходящим на сцене со стороны, только эта сцена — жизнь, в которой он не хочет принимать участия.

Жизнь Григория не всегда была скучна и однообразна. Раньше он рвался к новым знаниям, однако окружение сделало из него расчетливого и циничного человека, отобрало смысл существования.

У него забирают его любовь — девушку Веру, и это очень сказывается на эмоциональном состоянии Печорина, ведь она единственная женщина, к которой он испытывал чувства. Они не могут быть вместе из-за социальных рамок, ее брак потрясает героя, и он разочаровывается в любви и отныне считает ее своей слабостью.

Разочарование в дворянском обществе, чьи интересы становятся для Печорина безразличными, отдаляет его от прежних знакомых. Он решает искать новые ощущения в другом месте, отправляясь на Кавказ, воюя, воплощая себя нового и такого «лишнего» в знакомствах и общении с новыми людьми. Но ничего больше не может привести Григория в чувства, а любое спасение — временно.

Все эти факторы оказывают на него неизгладимое влияние. Сформированный дворянским обществом, он отрекается от него, становясь для них непонятым и чужим. Это и делает из него «лишнего человека» во всех отношениях.

Интересы Печорина

Печорин — достаточно умный человек, «герой нашего времени» не раз доказывает, что он не принимает обществу в силу своего разума, а не наоборот. Он мог бы сделать много полезных вещей для дворянства, но из-за разочарованности в его принципах существования, он отрекается от всего, что его с ним связывает.

Печорин начитан, он заинтересован в изучении литературы, но этот интерес остывает со временем. Затем Григорий увлекается светскими вечерами с присущими им беседами, но и это вскорости ему надоедает.

Его душа ищет занятия, где бы он мог быть полезным и нужным, показать все свои умения. Он понимает, что странный для окружающих, его путешествие на Кавказ — это попытка убежать не только от самого себя, но и от опостылевшего общества.

Его жизненная позиция открывается читателю в разговорах с доктором Вернером — единственным другом Печорина. Рядом с ним герой позволяет себе рассуждения: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера». Вернер в чем-то похож на Печорина — тоже замкнут и отстранен от мира. На этом фоне они сближаются.

Представитель новой эпохи молодых людей отчаянно пытается найти свое место хоть в чем-то: в любви, работе, дружбе. Это не удается ему, потому что он играет с женщинами, не может доверять окружение, манипулирует судьбой и испытывает ее. От рук Печорина страдают все вокруг, и он в глубине потерянной души это понимает.

Черты характера

В погоне за острыми ощущениями молодой человек часто пренебрегает чувства окружающих. Он делает все, чтобы добиться желаемого. На основе поступков можно кратко выделить главные черты его поведения:

  1. Бесстрашие и желание идти до конца — фатализм (соглашается на дуэль, входит в дом убийцы Вулича и т. д. ).
  2. Потакание любым, даже мелочным желанием — он от скуки влюбляет в себя молодую княжну, а затем разбивает ей сердце.
  3. Неосведомленность в том, что ему действительно нужно от жизни, отсюда череда необдуманных поступков, повлекшая многие трагедии, например, смерть Бэлы.
  4. Недоверие, с которым он относится ко всем вокруг, включая людей, переживающих о его самочувствии — Вера, Максим Максимыч, Вернер.

На протяжении всего романа читатель видит перед собой измученную личность, истощенную в моральном плане. Печорин, несомненно, полон изнутри различными чувствами и переживаниями, но убежден, что они никому не нужны, и предпочитает прятать их от всех. Поэтому можно назвать Печорина лишним человеком. В сочинении Лермонтова герой демонстрирует окружающим внутреннюю пустоту и возводит вокруг своего сердца стены, которые никто не в силах пробить.

Можно предположить, что Печорин — «маленький человек». Однако это не так. Он знает, какую цену имеет его жизнь, может ею управлять и делать важные решения просто этого не хочет.

Внешность персонажа

Лермонтов уделяет в «Герое нашего времени» отдельные фрагменты, чтобы показать то, как выглядит его «лишний человек». Во внешности Григория сосредоточены черты типичного персонажа эпохи романтизма:

  1. В романе представлен юноша примерно двадцати пяти лет.
  2. Черты лица благородные, темные усы и брови. Единственное, что выбивается из образа — светлые, а не черные кудри.
  3. Глаза Печорина «никогда не улыбаются», отражают его душу.
  4. Пальцы на руках аристократически длинные и бледные, сам он хоть и невысок ростом, имеет среднее телосложение.
  5. Всегда хорошо и опрятно одет.
  6. Незаменимым атрибутом его образа является плащ.

В тексте несколько раз делается акцент, что Печорин непохож на остальных не только своей внешностью, но и поведением. Все в нем кричит о том, что герой является другим, поэтому он привлекает внимание всех вокруг.

Итог жизни Григория

Как и заведено, по традиции литературы 19 века такой тип персонажа обречен на гибель. Это происходит и с героем романа Лермонтова.

Печорин погибает в дороге, от болезни. Эта смерть не от пули неприятеля, она настигла Григория не бою. Кажется, что судьба посмеялась над ним — всю жизнь он промаялся в скуке, поэтому и смерть везде чужого и лишнего Печорина стала скучной, как будто под стать ему.

В гибели есть и символ. Всю жизнь он провел будто в пути, пытаясь отыскать среди всех дорог свою. Печорин наделся, что она приведет его к внутренней гармонии. Однако этого так и не случилось, он умирает в поиске, так и не найдя своего предназначения в этой жизни, из-за чего его можно называть странником, который не дошел до точки назначения. Проблема «лишнего человека» в обществе разрешается традиционным образом.

Читайте также:
С годом Быка: подборка весёлых новогодних стихотворений к Новому Году

Григорий стал разрушителем своей жизни, постепенно отстраняясь от любого участия в ней. Он выбрал быть безмолвным наблюдателем и принял однообразие судьбы, хотя с его возможностями и амбициями мог бы сделать очень много для развития страны и молодежи. Еще один «лишний человек» в галерее предшественников трагически завершил свой путь, так и не поняв, зачем был рожден на свет.

Печорин как лишний человек

Скачать сочинение

Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.
В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ – «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом.
В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.
Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» – баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал». Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник : «я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.
Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.
На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.
Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.
Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.
Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.
Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире». Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.
У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.
Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.
Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

108315 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Печорин как лишний человек

Смотрите также по произведению “Герой нашего времени”:

Сочинение на тему: «Почему Печорин — лишний человек» — рассуждение о трагедии героя

Причина индивидуальности

Григорий отличается эгоистичностью натуры. Печорин объясняет такое состояние внутренней пустотой. Почему юноша стал смотреть за людьми со стороны, как за актерами сценических представлений? Жизнь мальчишки была пустой и однообразной. Все поступки интерпретировались, по мнению Григория, неправильно, на свое усмотрение. Его анализировали такие же пустые люди, развращенные ленью и достатком. Мальчик хотел быть скромным, его пытались в чем-то изобличить, он стал скрывать свои чувства и мысли.

Не получая ласки и искренней заботы, он становится злым и жестоким. Юноша верил в любовь и ждал ее, но от непонимания стал ненавидеть женщин и мужчин. Постепенно Григорий отодвигается от дворянского общества, не находит настоящих друзей среди военных. Он начинает ощущать себя «лишним человеком». Наблюдая со стороны за происходящим, проводя постоянные эксперименты, где в центре стоят человеческие отношения, он становится проницательным циником, знающим наперед результат своих действий.

Печорин как представитель лишних людей

(Сочинение-рассуждение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» — первый русский реалистический психологический роман в прозе. В романе поднимается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий.

Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Только основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман.

Особое место в романе занимают последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история представлена в виде дневника («Княжна Мери»), а также и в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время.

Читайте также:
Аришка-Трусишка - краткое содержание, основная тема и мысль

Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Печорин — «лишний человек». Поведение его непонятно окружающим, потому что у них обычная, распространенная в дворянском обществе точка зрения на жизнь. При всей разнице внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу «лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».

В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они — представители высшего светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждение к ним, та же владеющая ими скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальному уровню выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.

Но на этом сходство заканчивается. Печорин — иной, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин — человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе.

Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина.

Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печорина. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо «полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов».

Печорин — сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, — «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.

Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Лермонтов говорит: «Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти…»

«Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен». Походка Печорина «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», с другой — «нервическая слабость». Печорину около тридцати лет, а «в его улыбке что-то детское»,

Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один…».

Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени.

«Целая моя жизнь, — указывает сам Печорин, — была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В чем же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни и деятельности.

Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, «какая бы горесть ни лежала на сердце, — говорит он, — какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокие чувства. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, «как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Эта противоречивость не дает возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, который заботится только о том, чтобы «сделаться героем романа», старается «производить эффект». Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости разыгрывают разочарованных, а под старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда — тем и другим». Накануне дуэли, вспоминая всю свою прожитую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая, он пишет в своем дневнике: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но Печорин не нашел этого своего «высокого назначения», не нагнел деятельности, достойной его «необъятных сил». Он тратит богатые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.

Читайте также:
Трагедия совести в драме А.Н. Островского «Гроза» ℹ анализ произведения, характеристика образа Катерины, проблема героини

Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится — любить весь мир» и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни и полная безнадежность, сознание своей обреченности.

Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: «Во мне душа испорчена светом», то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из этого общества вышли декабристы. Дело в том, что Печорин — человек 30-х годов, типичный представитель своего времени. Время это поставило его перед выбором: «или решительное бездействие, или пустая деятельность». В нем кипит энергия, ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть «предназначение высокое». Но в том и трагедия Печорина, что он так и не нашел главной, достойной его цели в жизни, так как приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно.

Разносторонние интересы

Печорина нельзя считать лишним по причине не умения найти свое предназначение из-за недостатка ума. Григорий умен и развит. Он мог быть дать обществу много полезного, но видя суть дворянского разобщения, интерес теряется ко всему. Печорин увлекается литературой, остывает к ней, становится завсегдатаем столичных вечеров, но и привычные развлечения молодежи ему становятся тяжелы и скучны. Печорин начинает странствовать по стране. Григорий везде пытается найти применение своим силам и интересам, но его «эгоистичная натура» причиняет горе людям, оказывающим у него на пути. Бэла, Ундина, Мери – женщины, страдающие от действий Печорина. Жалко слепого мальчика, оставшегося с нищей старухой без средств для существования. Тема лишних людей перекликается с развитием новой молодежи.

Умение управлять и руководить

Печорин стремится найти в жизни острые ощущения, чтобы понять смысл и почувствовать новые яркие моменты. Он не боится чеченских пуль, идет на дуэль, зная о незаряженном пистолете, входит в дом убийцы Вулича. Пули перестают его пугать, дуэль он подводит к трагическому результату для Грушницкого, пьяный казак не справляется с Печориным. Григорий понимает, что сам руководить своей судьбой и способен играть судьбами других. Он признается, что «было мне высокое предназначение».

Печорин чувствует «в себе силы необъятные», но не находит им применения. Герой своего времени, если исходить из названия повести «Герой нашего времени», становится лишним человеком. Как и почему такое возможно? Это признак времени. Люди, умные, деятельные и энергичные, уходят от общества, становятся нелюдимыми или жестокими, изменить собственные убеждения они не в силах, но и изменить окружающее не могут. Герой времени – «грустная душа» эпохи, по мнению В.Белинского, тип людей, отвернувшихся от общества.

Интересы Печорина

Печорин — достаточно умный человек, «герой нашего времени» не раз доказывает, что он не принимает обществу в силу своего разума, а не наоборот. Он мог бы сделать много полезных вещей для дворянства, но из-за разочарованности в его принципах существования, он отрекается от всего, что его с ним связывает.

Печорин начитан, он заинтересован в изучении литературы, но этот интерес остывает со временем. Затем Григорий увлекается светскими вечерами с присущими им беседами, но и это вскорости ему надоедает.

Его душа ищет занятия, где бы он мог быть полезным и нужным, показать все свои умения. Он понимает, что странный для окружающих, его путешествие на Кавказ — это попытка убежать не только от самого себя, но и от опостылевшего общества.

Его жизненная позиция открывается читателю в разговорах с доктором Вернером — единственным другом Печорина. Рядом с ним герой позволяет себе рассуждения: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера». Вернер в чем-то похож на Печорина — тоже замкнут и отстранен от мира. На этом фоне они сближаются.

Представитель новой эпохи молодых людей отчаянно пытается найти свое место хоть в чем-то: в любви, работе, дружбе. Это не удается ему, потому что он играет с женщинами, не может доверять окружение, манипулирует судьбой и испытывает ее. От рук Печорина страдают все вокруг, и он в глубине потерянной души это понимает.

Итог жизни лишних людей

Печорин погибает. Автор пытается донести до читателя несколько важных истин. Человек должен иметь цель. Бессмысленное прозябание приводит к гибели физической или моральной. Какая страшнее, непонятно. Часть людей живут, не принося пользы обществу, но их и не интересует это. Такие люди празднуют, веселятся, кажется, ведут яркую интересную жизнь. На деле это однообразие, завершающее разложение души. Печорин мог стать лидером движения молодежи к лучшему, но он принимает образ скучающего в буре. Нет сопротивления, нет и развития. Жизнь останавливается. Герои превращаются в никчемных наблюдателей, не желающих помочь, разрушающих и медленно умирающих.

«Лишние люди» появляются в любую эпоху. Одни рождаются раньше времени, другие живут прошлым веком. Написать сочинение «Печорин – «лишний человек» можно, взяв за основу предложенный рассуждения.

Итог жизни Григория

Как и заведено, по традиции литературы 19 века такой тип персонажа обречен на гибель. Это происходит и с героем романа Лермонтова.

Печорин погибает в дороге, от болезни. Эта смерть не от пули неприятеля, она настигла Григория не бою. Кажется, что судьба посмеялась над ним — всю жизнь он промаялся в скуке, поэтому и смерть везде чужого и лишнего Печорина стала скучной, как будто под стать ему.

Читайте также:
Двадцать первое Ночь Понедельник - анализ стихотворения

В гибели есть и символ. Всю жизнь он провел будто в пути, пытаясь отыскать среди всех дорог свою. Печорин наделся, что она приведет его к внутренней гармонии. Однако этого так и не случилось, он умирает в поиске, так и не найдя своего предназначения в этой жизни, из-за чего его можно называть странником, который не дошел до точки назначения. Проблема «лишнего человека» в обществе разрешается традиционным образом.

Григорий стал разрушителем своей жизни, постепенно отстраняясь от любого участия в ней. Он выбрал быть безмолвным наблюдателем и принял однообразие судьбы, хотя с его возможностями и амбициями мог бы сделать очень много для развития страны и молодежи. Еще один «лишний человек» в галерее предшественников трагически завершил свой путь, так и не поняв, зачем был рожден на свет.

Почему “Мертвые души” называют поэмой? Определение, особенности и своеобразие жанра произведения

Тройка Чичикова.
Художник А. Лаптев

Почему “Мертвые души” называют поэмой? Этот вопрос волнует читателей с тех пор, как поэма впервые была опубликована в 1842 году.

Гоголь в поисках жанра произведения “Мертвые души”

“. Начал писать «Мертвых Душ». Сюжет растянулся на предлинный роман Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь. ” (Н. В. Гоголь — А. С. Пушкину, 7 октября 1835 г.)

“. Каждое утро, в прибавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму. ” (Н. В. Гоголь — В. А. Жуковскому, 12 ноября 1836 г.)

“. Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов, название ей «Мертвые души» – вот все, что ты должен покамест узнать об ней..” (Н. В. Гоголь – М. П. Погодину, 16 (28) ноября 1836 г.)

“. обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если будет только иметь терпение прочесть [сию] предлагаемую повесть, очень длинную и раздвинущуюся потом шире и просторней, по мере приближения к концу, венчающему [всякое] дело. ” (Н. В. Гоголь, “Сохранившиеся разрозненные черновые отрывки к отдельным главам”)

“. все мои средства и все мое существование заключены в моей поэме. ”
(Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, 7 января 1842 г.)

Почему “Мертвые души” называются поэмой? Объяснение Гоголя

“. Повесть может быть даже совершенно поэтическою и получает название поэмы, если происшествие, случившееся само по себе, имеет что-то поэтическое; или же придано ему поэтическое выражение отдаленность времени, в которое происшествие случилось; или же сам поэт взял его с той поэтической стороны, с какой может взять только поэт и которая только пребывает в нем Она может быть просто живой рассказ, мастерски и живо рассказанный картинный случай Или же берет с сатирической стороны какой-нибудь случай, тогда делается значительным созданием, несмотря на мелочь взятого случая Иногда даже само происшествие не стоит внимания и берется только для того, чтобы выставить какую-нибудь отдельную картину, живую, характеристическую черту условного времени, места и нравов, а иногда и собственной фантазии поэта. ” (Н. В. Гоголь, “Учебная книга словесности для русского юношества”, раздел “Повесть”)

“. В новые веки произошел род повествовательных сочинений, составляющих как бы средину между романом и эпопеей, героем которого бывает хотя частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой. Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен. Такие явления от времени до времени появлялись у многих народов. Многие из них хотя писаны и в прозе, но тем не менее могут быть причислены к созданиям поэтическим. ” (Н. В. Гоголь, “Учебная книга словесности для русского юношества”, раздел “Меньшие роды эпопеи”)

Критика о жанровом своеобразии “Мертвых душ”

Сразу после публикации “Мертвых душ” в 1842 году критики обращают внимание на поэму Гоголя и особенности ее жанра.

Так, знаменитый критик В. Г. Белинский видит в Гоголе поэтическое величие, которое и дает ему право называть “Мертвые души” поэмой. По мнению Белинского, Гоголь – поэт не в смысле рифмовки слов, а в смысле гениальной, поэтичной манеры:

“. Отчего прекрасную блондинку разбранили до слез, когда она даже не понимала, за что ее бранят? Отчего весь губернский город N оказался и хорошо населенным и людным, когда сплетни насчет Чичикова получили свое начало от живого участия “приятной во всех отношениях дамы” и “просто-приятной дамы”? Много таких вопросов можно выставить. Знаем, что большинство почтет их мелочными. Тем-то и велико создание “Мертвые души”, что в нем сокрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочам этим придано общее значение. Гоголь гениально (пустяками и мелочами) пояснил тайну, отчего из Чичикова вышел такого рода “приобретатель”; это-то и составляет его поэтическое величие, а не мнимое сходство с Гомерами и Шекспирами. ” (В. Г. Белинский, статья “Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя “Мертвые души”, 1842 г.)

“. Мне кажется, главная трудность лежит в настоящем уразумении слова Поэма так, по крайней мере, как я его понимаю. Это древний эпос с его великим созерцанием; разумеется, современный и свободный, в наше время — но это он. ” (Конст. С. Аксаков — Н. В. Гоголю, 1848 г.)

“. Поэма. да еще какая поэма. Одиссея, Неистовый Орланд, Чайлд-Гарольд, Фауст, Онегин, с позволения сказать – дрянь в сравнении с этой поэмой. Поэт. да еще какой поэт! Книга названа поэмой не в шутку. вы, натурально, спрашиваете меня, каким размером писана эта поэма. На что я отвечаю, что в ней нет никакого размера: это поэма совершенно нового рода; поэма, какой вы еще не видали; коротко сказать, поэма не в стихах. “

“. Это поэзия нашей страны. Другой у нас нет. Понимаете ли теперь, отчего этот рассказ назван “поэмой”. “

“. это удивительная поэма, поэма, названная поэмой совсем не для шутки, первая поэма в мире! Вы не читали визита Чичикова к Собакевичу и Плюшкину. Чудо как это остроумно и смешно! Настоящий лирический смех! Поэма в полном смысле слова. ” (О. И. Сенковский, статья “«Похождения Чичикова, или мертвые души». Поэма Н. Гоголя”, 1842 г.)

“. Чем же наполнены четыреста семьдесят пять больших страниц этого тощего содержанием романа? Описанием местности разных сцен его, изображением наружности действующих лиц, и их разговорами, разными эпизодами, вставками, шуточками и прибаутками.

Обратим теперь внимание читателя и на хорошие стороны книги, которую автор, для шутки, назвал поэмою: это просто положенный на бумагу рассказ замысловатого, мнимо простодушного Малороссиянина, в кругу добрых приятелей, которые отнюдь не погневаются на смелые выражения, нестерпимые в чопорных гостиных, в кругу разодетых барынь, не требуют ни плана, ни единства, ни слога, только было бы чем посмеяться. ” (Н. И. Греч, статья “Похождения Чичикова, или Мертвые души”, “Северная пчела”, 1842 г., №137)

Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, а не романом? — сочинение — рассуждение

Великий классик, создавая «Мертвые души», ставил цель охватить разные образы помещичьей Руси. По размаху автору хотелось представить всю широту характеров огромной страны. Уже в самом начале Н.В.Гоголь начал сомневаться в жанре своего творения. Идея и то, что ложилось на листы, не подходило под привычные формы. Это был ни рассказ, ни повесть и ни роман.

Читайте также:
Cочинение на тему героизм к ОГЭ/ЕГЭ по русскому

Поэма – это стихотворное произведение крупное по размерам. Организация текста строится по повествовательному сюжету. В поэме сливаются в единое целое эпос и лирика. А.С.Пушкин, по источникам литературоведов, предложил классику создать прозаическую поэму. А.Пушкин сам мечтал о таком творении, но не находи темы. Н.В.Гоголь реализовал идею, развил ее и создал прозаическую поэму «Мертвые души».

Поэма как жанр

В привычном нам понимании поэма – это стихотворное произведение среднего или крупного размера. Когда мы говорим об этом жанре, первое, что вспоминается из русской литературы, это «Василий Теркин» Твардовского. Величайшее произведение всех времен «Илиада» Гомера – тоже поэма. Однако существуют произведения, которые написаны не в стихотворной форме, но при этом считаются поэмой. Яркими примерами служат «Мертвые души» Гоголя и «Москва-Петушки» Ерофеева.

Что же отличает поэму от других жанров?

  • присутствие лирических отступлений;
  • в основе повествование о каком-либо событии;
  • пристальное внимание к нравственным и социальным проблемам;
  • главный герой изображен в взаимодействии с остальными героями;
  • главный герой человек неизвестный, но события, которые с ним происходят являются значительными и интересными;
  • присутствие антигероев.

Сходство с другими формами

Классик говорил, что создал особый вид литературного текста. Он ставил его между романом и эпопеей. Что сближает «Мертвые души» с жанром романа:

  • Строгая композиция.
    Главный герой едет по стране, он придумал способ наживы и пытается его реализовать. Чичиков скупает мертвые души крестьян, мужиков, которые уже ушли в мир иной, но еще числились по бумагам в числе живых. Павел Иванович встречается с помещиками, продавцами душ, разными по взглядам и характерам, но одинаковыми по своей нравственности, вернее ее отсутствия.
  • Полная линия жизни героев.
    Автор хотел дать читателю возможность увидеть жизнь персонажа от рождения до смерти. Задуманы были 3 тома поэмы, но сил хватило на один.

Неизвестно, кого из героев Гоголь хотел возродить, изменить. Возможно, при написании он понял, как глубоко пали люди и потерял свою мечту б их очищении.

Поэма «Мертвые души» уникально по жанру. Ее нестандартная форма, сюжет и речь не встречаются больше в русской литературе. Недосказанность позволила оставить за читателем возможность самому поразмышлять над проблемами, поднятыми в книге.

Почему «Мертвые души» – поэма?

«Мертвые души» Н. В. Гоголя – великое прозаическое произведение мировой литературы. Многих волнует вопрос, почему произведение, написанное не в стихотворной форме, называется поэмой. Во-первых поэмой свое детище называл сам автор. В своих записях и письмах друзьям, он определяет произведение именно как поэма или роман.

Он создал что-то среднее между романом и эпопеей. По сюжету главный герой много путешествует, в его жизни происходят множество приключенческих событий, что тоже характерно для жанра поэмы.

Наличие лирических отступлений и обобщений, пожалуй, являются главными факторами причисления этого произведения к поэме. Казалось бы все герои в «Мертвых душах» совершенно разные люди со своим укладом жизни и взглядами на окружающий мир. Но при этом помещики схожи в одном: все они типичные представители помещичьей России. Они утратили человеческий облик и живут только инстинктами, давно позабыв, что такое душа.

Критики в основном положительно отнеслись к определению автором жанра для своего произведения. В. Г. Белинский считал, что «Мертвые души» написаны в исключительно поэтической манере, К. Аксаков сравнивает из с древним эпосом, а критик О. И. Сенковский, давая определение произведению Гоголя, назвал «Мертвые души» поэмой не в стихах.

Вариант 2

В чем заключается отличие стихотворного произведения от прозы? Многие скажут в наличие рифмы, но в действительности речь идет о ритмико-рифмическом рисунке, который представляет собой определенное сочетание слов. Ведь существуют также и стихи совсем без рифмы, нечто похожее на прозу, записанную в столбец, но, тем не менее, являющуюся стихами.

На самом деле суть этого рисунка заключается в гармонии и определенном равновесии элементов. Подобно тому как на завершенной картине, если убрать какую-то деталь, то появится дисгармония.

Также, если из стихотворения или поэмы убрать хотя бы одно слово, то в итоге структура полностью рушится и конструкция становится неполной. С другой стороны, если мы убираем какое-либо слово из прозы, то не всегда нечто теряем. В прозе нередко есть, скажем так, некий словарный наполнитель, который просто создает объем, подобно тому как разговорная речь (наше общение с другими людьми) полна различными ненужными оборотами, дополнительными словами и междометиями.

Итак, если из поэмы убрать хотя бы слово, то нарушится рисунок произведения, деформируется конструкция – таков удобный тест. Пожалуй, тогда следовало бы попробовать использовать этот тест для произведения Мертвые души и тогда мы довольно легко увидим, к чему произведение ближе.

Конечно, Гоголь и сам называл Мертвые души поэмой и, вероятно, не просто ради того чтобы казаться оригинальным. Тем более, как известно, сначала он использовал слова роман и повесть и только потом в письмах к своим современниками говорил о работе над поэмой, где хочет описать всю Русь. Опытный писатель, наверное, и сам со временем понял сколь поэтичным становится его произведение и на правах профессионала просто дал верную классификацию.

Если читать Мертвые души и наблюдать за способами описания и развития сюжета, то проза действительно выглядит стихами. Описание жилища и быта каждого помещика или, например, приема у городских чиновников. Повсюду там используется огромное количество сравнений и метафор, язык, безусловно, поэтический, который и составляет поэму.

Читайте также:
Пейзаж в романе Толстого Война и мир, пример сочинения

В заключение следует отметить и содержание произведения с его особенностями. Гоголь использует главного героя, который пробирается через различные приключения и формирует тем самым эпический сюжет, повествующий фактически о подвигах героя. Соответственно (в частности, если учитывать предполагаемые второй и третий том произведения) перед нами эпос, то есть эпическая поэма, созданная в рамках традиций и канонов античности.

Таким образом Мертвые души являются поэмой, исходя из основного содержания и структуры повествования, исходя из определения самого автора, и исходя из особенностей используемого языка.

Лирические отступления в поэме

«Мертвые души» считается поэмой еще и потому, что в произведении присутствует очень много лирических отступлений. Постоянные размышления и монологи автора настолько органично влились в сюжет, что без них он бы потерял особый шарм. в них Н. В. Гоголь размышляет о дальнейшей судьбе России и судьбах помещиков и крепостных. Именно благодаря лирическим отступлениям читатель понимает насколько сильно автор любит свою страну, как переживает за ее судьбу. Россия – это единственный положительный персонаж в произведении. Любой из помещиков, повстречавшихся на пути Чичикова, является антигероем, и только Россию автор описывает с любовью и неописуемым восторгом.

Данная статья поможет написать школьникам сочинение «Почему «Мертвые души» – поэма?» Здесь перечислены основные особенности жанра поэмы, а также описываются причины, по которым сам Гоголь и критики относили произведение именно к поэме, а не к какому-нибудь другому жанру.

Особый язык произведения

Одним из наиболее известных приёмов в гоголевской поэтике считаются сравнения. Писатель достигает потрясающих эффектов, когда использует:

  • сравнение людей и животных;
  • метафоры с иронией;
  • многогранную иллюзорность.

Он филигранно использует контраст главных эпических форм с комическим содержанием и конструкциями, обладающими определённым ритмом.

Необыкновенная образность героев произведения стала возможной благодаря избыточному увеличению их характерных черт, что присуще как жанру романа, так и повести. Автор не особо углубляется в психику персонажей. Он, описывая мимику, жесты и статические позы, предоставляет читателю самому составлять тот образ, который ему покажется наиболее правильным.

А большое количество отступлений с лирическим уклоном, всевозможные вставки, размышления о возвышенном и переживания писателя за судьбу России однозначно выводят произведение далеко за рамки жанра эпоса и дают читателю возможность понять, почему поэма называется «Мёртвые души». Важным моментом в этом плане можно считать финал, где Николай Васильевич живописно изображает «птицу-тройку». Эта часть произведения является окончательным обобщением мыслей о жизни и людях в России того времени.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мёртвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мёртвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Музыкальная поэма

Поэма — жанр традиционно литературный, нашедший в эпоху романтизма, как и баллада, свое музыкальное воплощение. Его создателем по праву считается Ф. Лист, обозначивший термином «симфоническая поэма» целый ряд крупных инструментальных сочинений. Различные по характеру и тематике, поэмы Листа имеют общие для данного жанра черты: все они произведения программные, написанные в свободной одночастной форме с четкой сквозной логикой развития единой музыкально-поэтической идеи. Как правило, им предпослана развернутая авторская программа-комментарий. Повествование в большинстве листовских поэм ведется о событиях и личностях исключительных. Так, герой одной из них — античный титан Прометей, дерзнувший вступить в спор с богами («Прометей» по И. Г. Гердеру); в другой судьба итальянского поэта Торквато Тассо становится для композитора символом извечной трагедии художника, гонимого при жизни и прославленного после смерти («Тассо. Жалоба и Триумф» по И. В. Гёте).

Выразительность музыкальных образов, богатство оркестровых красок, неуклонная последовательность и определенность тематических преобразований — качества, благодаря которым замысел почти всех поэм Листа становится доступным и незнакомому с программой слушателю. Традиция Листа была продолжена западноевропейскими композиторами. Так, симфонические поэмы классиков чешской музыки Б. Сметаны и А. Дворжака стали первыми образцами чешского национального симфонизма. Программность этих поэм иная, чем у Листа: в них широко воплотились сюжеты народных сказаний и баллад, героические эпизоды прошлого, величественные образы родной природы (цикл из 6 поэм «Моя родина» Сметаны).

Особенностям содержания поэм отвечает и своеобразие их музыкального языка: эпичность, обилие народно-песенных мелодий и изобразительных эффектов.

Большой любовью пользовалась симфоническая поэма у русских композиторов. К ней обращаются в своем творчестве М. А. Балакирев («Русь», «В Чехии», «Тамара»), Н. А. Римский-Корсаков («Сказка»), А. К. Глазунов («Стенька Разин»), А. Н. Скрябин («Поэма экстаза», «Прометей» или «Поэма огня»).

3 стр., 1496 слов

Реферат по музыке лист

… композитора, а также ряд оркестровых пьес, а с 1849 – оркестровых поэм. Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во … ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой …

Близки по типу к симфонической поэме многие программные сочинения П. И. Чайковского (увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и др.).

К жанру симфонической поэмы относятся также инструментальные пьесы лирико-драматического или лирико-повествовательного характера. Они могут быть небольшими по размеру (поэма для фортепьяно «К пламени» Скрябина) или развернутыми концертными сочинениями (поэма для скрипки с оркестром Э. Шоссона).

Композиторы XX в. называют поэмами некоторые вокальные или вокально-инструментальные произведения. Это, например, «Десять поэм» для хора на слова русских революционных поэтов Д. Д. Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. В. Свиридова.

Популярные сочинения

  • Сочинение Моя семья
    У меня самая лучшая семья во всем мире. Я очень счастлива, что судьба сделала мне такой подарок и подарила замечательных родственников. В сочинении я не смогу написать обо всех родных людях, поэтому расскажу о самых близких.
  • Сочинение Моя машинка
    Моя любимая игрушка — это маленькая машинка. Ее сделали из металла, покрашена она в зеленый цвет. Папа купил мне машинку в довольно дорогом магазине и велел ее беречь. Она очень детализированная
  • Сочинение на тему Прозвища (7 класс)
    Сейчас у каждого из нас есть фамилия, имя и отчество. Но так было не всегда. В давние времена большинство русских людей не имело фамилий. У них были только имена и прозвища.
Читайте также:
Загадки про цифры для детей в стихах с ответами

Смысл произведения Мертвые души Гоголя и его названия

Бессмертное произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — одно из самых прекрасных и мастерски написанных поэм писателя.

Мёртвые души — это не умершие крестьяне, которых скупал бывший предприимчивый чиновник Чичиков, это и он сам, и его знакомые богатые помещики Собакевич, Ноздрёв, Манилов. Они отдали душевную чистоту за приятные привычки и материальные блага. В их душах не осталось ничего возвышенного.

Смысл названия Мертвых душ Гоголя

Произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»предполагалась в трех томах. Первоначальное название звучало так «Похождения Чичикова, или мертвые души». Первый том дошел до нас. Судьба второго неизвестна, говорят, будто рукопись сжег автор. А третий так и не был написан.

Главный герой Чичиков Павел Иванович, бывший таможенный чиновник, выдает себя за помещика и втирается в доверие к общественности уездного городка N. Его цель — покупка крепостных крестьян, но не здравствующих, а уже умерших. Смысл этого действия не совсем понятен и тут стоит обратиться к истории.

В период с 1857 по 1859 год была проведена перепись населения царской России и посчитано, сколько и кого крепостных крестьян имелось в наличии у каждого помещика. В переписной книге указано, что «крепостных крестьян в России до 23 млн. душ обоего пола». Отсюда понятно появление термина «души».

Но это если смотреть с финансовой стороны. Если же рассмотреть философскую сторону вопроса, то «мертвые души» это все эти Маниловы, Ноздревы, Собакевичи.

Бездуховные, глупые и ленивые люди, живущие сегодняшним днем, погрязнув в своих мелких заботах, пьянстве и игре в карты. Вообще в поэме «Мертвые души» присутствует полтора десятка персонажей.

Через них Гоголь описывает практически весь сословный состав России XIX века, с его пороками и «достоинствами».

Ах, Николай Васильевич, что же ты хотел рассказать нам во втором томе?

Про что поэма Мертвые Души

Когда Павел Иванович Чичиков устроился на службу в таможню, он показал себя как кристально честный человек. Работает он безупречно, не берёт взяток, не идёт на сговор с контрабандистами. Благодаря своей неподкупности Чичиков получает повышение по службе и новый чин.

Став начальником, Павел Иванович провернул выгодное дело в сговоре с контрабандистами. С его помощью через границу спокойно переправлены были кружева на миллион рублей.

Но Чичиков поссорился с сообщником, попал под суд и потерял деньги и должность.

Бывший чиновник, выгнанный со службы за мошенничество решает поправить своё незавидное финансовое положение. Для этого Павел Иванович Чичиков разъезжает по небольшим городам и за копейки скупает души умерших крестьян, оформляя на них купчую как на живых.

В своих странствиях он знакомится с разными людьми. Домовитая помещица Коробочка, слащавый Манилов, игрок Ноздрёв, жадный до еды Собакевич, скряга Плюшкин — все они проходят красной нитью через всю канву похождений Чичикова.

Когда вскрывается афера главного героя, его знакомые начинают сочинять о Чичикове небылицы. Они считают, что Павел Иванович может оказаться и самим Наполеоном, и капитаном Копейкиным, повесть о котором удачно вплетена в поэму. Их не смущает даже факт, что капитан Копейкин был инвалидом.

В поэме описано и детство Чичикова. Уже в ту пору он показал свой характер. Товарищи считали его подлым человеком.

С самого детства Павел Иванович стремился стать богатым человеком, и готов был на многие неблаговидные поступки. Поведение главного героя взбудоражило тихий мирок провинциального городка. Дошло до того, что обвиняли его даже в будущем похищении губернаторской дочки.

Для Павла Ивановича всё закончилось печально, он попал под гнев высшего начальника. Поэму свою автор не закончил, хотя задумывалось три тома «Мёртвых душ».

Смысл произведения Мертвые Души

Смысл поэмы «Мёртвые души» в том, что автор хотел показать все пороки, слабости и недостатки русского человека, всю его пошлость и ничтожность. Гоголю хотелось, чтобы люди разглядели всю свою ничтожность, мелочность, бездуховность. Читателя испытали чувство отвращения от героев поэмы и невольно перенесли это чувство на себя. Этого эффекта и добивался Николай Васильевич Гоголь.

Почему «Мертвые души» – это поэма?

По школьной программе каждый из нас должен прочитать одно из величайших произведений мировой литературы – «Мертвые души» Гоголя. И при этом учителя всегда акцентируют внимание на том, что оно принадлежит к жанру поэмы. Как такое может быть? Почему «Мертвые души» не считаются, к примеру, романом или повестью? Ведь оно написано в прозе, а все известные поэмы созданы в стихотворной форме… На этот вопрос мы сегодня вам ответим.

Мнение самого автора

Согласно литературной традиции, «Мертвые души» необходимо отнести к социально-сатирической повести. Но общеизвестно, что сам Гоголь определял свое «детище» как поэму, и у него были на это свои соображения.

Николай Васильевич в качестве высшей литературной мысли возносил эпический жанр, но в то же время замечал, что есть промежуточный вид между эпосом и романом – так называемый «менее эпический вид». Этот термин лучше всего описывает жанровые и смысловые особенности «Мертвых душ», но такое длинное название слишком сложно для восприятия, поэтому Гоголь использует термин «поэма». Этот термин также позволил автору помимо эпического начала использовать в повествовании лирические элементы.

Особенности поэмы как жанра

Поэма – это жанр, которые гармонично вобрал в себя элементы эпоса и лирики. В традиционном понимании такие произведения должны иметь стихотворную форму, но в литературной практике известны также прозаические поэмы – помимо «Мертвых душ», следует в этой связи упомянуть «Москва-Петушки» В. Ерофеева, а также «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна. Таким образом, действительно поэма может быть написана в прозе, если выполняются следующие условия:

  • наличие объемных лирических отступлений на форе эпичного изображения действительности;
  • наличие героев и/или антигероев;
  • особый прозаический язык повествования (близкий к стихотворному по мелодичности, ритмике, широкому набору выразительных средств лексики и пр.).

Все эти признаки можно найти в «Мертвых душах» Гоголя.

Сочетание лирики и эпоса

Поэтика Гоголя является поэтикой контрастов, противоречий. Данный писатель стал мастером сложного и горького гротеска, который подчеркивался резкими скачками от комического к серьезному, от смеха к пафосу. В этом и состоит сочетание лирики и эпоса.

В авторском повествовании очень четко прослеживаются два контрастных стиля, которые соответствуют двум совершенно иным жанрам: поэтика возвышенности (что характерно для лирики) и поэтика тривиальности, реализма (что характерно для эпоса). Первый из них воплотился в лирических отступлениях, которые можно с уверенностью назвать полноценными стихотворениями в прозе.

Читайте также:
Алые паруса - краткое содержание, характеристика главных героев

Эпическая составляющая реализована в основной сюжетной линии «Мертвых душ», где автор описывает пошлость и уродство российской реальности той эпохи.

Итак, мы видим, что произведение сочетает в себе эпическое и лирическое начала, что вполне соответствует поэме как жанру.

Наличие героев и/или антигероев

В «Мертвых душах» изображена целая линейка антигероев (включая главного персонажа Чичикова). В поисках своих «мертвых крепостных» Чичиков объезжает помещичьи усадьбы неподалеку от города Н., где встречается с негативными характерами.

Так, Манилов, несмотря на свою внешнюю симпатичность, является излишне сентиментальным и слащавым персонажем, воплощением розового оптимизма и глупой мечтательности. Он не имеет ни характера, ни собственной воли. Остальных помещиков также нельзя назвать иначе, как «антигерои»: это и ограниченная узким мышлением Коробочка, и авантюрист Ноздрев, и хитрый «кулак» Собакевич, и, конечно же, жадный и полностью деградирующий Плюшкин. Итак, второй признак жанра поэмы также налицо.

Особый язык повествования

Гоголевские сравнения – это один из самых знаменитых трюков в поэтике автора. Сравнение людей и животных, иронические метафоры, многогранные аллюзии помогают писателю достичь потрясающих эффектов. Гоголь играет на контрасте основных эпических форм с ритмическими конструкциями и комическим содержанием.

Необычная образность всех персонажей достигается за счет преувеличения некоторых их характеристик, что не характерно для жанра повести или романа. Гоголь не проникает в психику героев, а с помощью описания отличительных жестов, мимики и позы дает читателю возможность самостоятельно составить правильный образ.

Многочисленные лирические отступления, вставные элементы, возвышенные размышления и искренние переживания автора за судьбу своей родины выводят «Мертвые души» за рамки эпического жанра. Особенно показателен в этом плане финал, в котором Гоголь дает живописный портрет “птицы-тройки” – большое обобщение мыслей писателя о людях и России.

Итоги

Резюмируя все вышесказанное, произведение «Мертвые души» можно действительно отнести к жанру поэмы. Причем, к уникальной поэме, которой нет аналогов в мировой литературе. Благодаря простым формам, жесткой сатире и искренним авторским эмоциям «Мертвые души» признаны острым и очень емким портретом крепостной России.

Почему Мертвые души называют поэмой? Определение, особенности и своеобразие жанра Мертвых душ

Великий классик, создавая «Мертвые души», ставил цель охватить разные образы помещичьей Руси. По размаху автору хотелось представить всю широту характеров огромной страны. Уже в самом начале Н.В.Гоголь начал сомневаться в жанре своего творения. Идея и то, что ложилось на листы, не подходило под привычные формы. Это был ни рассказ, ни повесть и ни роман.

Поэма – это стихотворное произведение крупное по размерам. Организация текста строится по повествовательному сюжету. В поэме сливаются в единое целое эпос и лирика. А.С.Пушкин, по источникам литературоведов, предложил классику создать прозаическую поэму. А.Пушкин сам мечтал о таком творении, но не находи темы. Н.В.Гоголь реализовал идею, развил ее и создал прозаическую поэму «Мертвые души».

Признаки поэмы

Произведение схоже с обычным восприятием поэм. Какие признаки делают текст бесспорно поэмой:

  • Эпичность.
    Для каждого персонажа отводится отдельная глава. В ней читатель узнает, как жил герой, формирование характера. Все описания проходят на фоне исторических событий, передающих реальность времени.
  • Обобщение.
    Все персонажи отличаются друг от друга. Но они типичные представители помещичьей России, яркие представители людей того времени. Каждый образ обобщает огромное количество людей. Ноздревых, Собакевичей, Плюшкиных и Манилов находят в любой губернии, они живут в столице и ее округе.
  • Лирические отступления.
    Автор насыщает текст размышлениями, они так гармонично проникают в текст, что иногда становится непонятно, чьи мысли представлены автором.

Лирические отступления помогают понять переживания за будущее России. Они подчеркивают широту текста поэмы. Самые яркие отступления: о метком русском слове, о юности и впечатлениях юных лет жизни. Со стихами схожи отступления о Руси, ее далях и красоте. Как песня читаются строки, посвященные дорогам и быстрой езде. Образы отступлений настолько лиричны и реалистичны, что становятся отдельными произведениями, вырываются из контекста поэмы.

История создания поэмы Гоголя «Мёртвые души»

«Мёртвые души» — произведение Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том уничтожен писателем, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались только отдельные сведения.

К работе над «Мёртвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвящённого России. А.С. Пушкин, одним из первых оценивший своеобразие таланта Николая Васильевича, посоветовал ему взяться за серьёзное сочинение и подсказал интересный сюжет. Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мёртвые души как души живые. В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мёртвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников Гоголя. Сюжет поэмы был подсказан действительностью.

«Пушкин находил, — писал Гоголь, — что такой сюжет „Мёртвых душ“ хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». Сам Гоголь считал, что для того, «чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней поездиться самому». В октябре 1835 года Гоголь сообщал Пушкину: «Начал писать „Мёртвые души“. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».

Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнёс: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя по-иному взглянуть на свой замысел и переработать материал. В дальнейшей работе он старался смягчить то тягостное впечатление, которое могли бы произвести «Мёртвые души» — перемежал смешные явления с грустными.

Большая часть произведения создавалась за границей, главным образом в Риме, где Гоголь старался избавиться от впечатления, произведённого нападками критики после постановки «Ревизора». Находясь вдалеке от Родины, писатель ощущал неразрывную связь с ней, и только любовь к России была источником его творчества.

Читайте также:
Мечты Манилова - жизненные цели героя Мертвые души, описание

В начале работы Гоголь определял свой роман как комический и юмористический, но постепенно его замысел усложнился. Осенью 1836 года он писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет. Вся Русь явится в нем!» Так в ходе работы определился жанр произведения — поэма, и ее герой — вся Русь. В центре произведения стояла «личность» России во всем многообразии ее жизни.

После гибели Пушкина, явившейся для Гоголя тяжёлым ударом, работу над «Мёртвыми душами» писатель считал духовным заветом, выполнением воли великого поэта: «Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание».

Пушкин и Гоголь. Фрагмент памятника Тысячелетию России в Великом Новгороде. Скульптор. И.Н. Шредер

Осенью 1839 года Гоголь вернулся в Россию и прочитал несколько глав в Москве у С.Т. Аксакова, с семьёй которого в это время подружился. Друзьям понравилось услышанное, они дали писателю несколько советов, и он внёс в рукопись необходимые поправки и изменения. В 1840 году в Италии Гоголь неоднократно переписывал текст поэмы, продолжая напряжённо работать над композицией и образами героев, лирическими отступлениями. Осенью 1841 года писатель вновь вернулся в Москву и прочитал друзьям остальные пять глав первой книги. На этот раз они заметили, что в поэме показаны только отрицательные стороны русской жизни. Прислушавшись к их мнению, Гоголь сделал важные вставки в уже переписанный том.

В 30-е годы, когда в сознании Гоголя наметился идейный перелом, он пришёл к выводу, что настоящий писатель должен не только выставлять на всеобщее обозрение все то, что омрачает и затемняет идеал, но и показывать этот идеал. Свою идею он решил воплотить в трех томах «Мёртвых душ». В первом томе, по его планам, должны были запечатлеться недостатки русской жизни, а во втором и третьем показаны пути воскресения «мёртвых душ». По словам самого писателя, первый том «Мёртвых душ» — лишь «крыльцо к обширному зданию», второй и третий тома — чистилище и возрождение. Но, к сожалению, писателю удалось воплотить только первую часть своей идеи.

В декабре 1841 года рукопись была готова к печати, но цензура запретила ее выпуск. Гоголь был подавлен и искал выход из создавшегося положения. Втайне от московских друзей, он обратился за помощью к Белинскому, который в это время приехал в Москву. Критик пообещал помочь Гоголю, и через несколько дней уехал в Петербург. Петербургские цензоры дали разрешение напечатать «Мёртвые души», но потребовали изменить название произведения на «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Таким образом они стремились отвлечь внимание читателя от общественных проблем и переключить его на похождения Чичикова.

«Повесть о капитане Копейкине», сюжетно связанную с поэмой и имеющую большое значение для раскрытия идейно-художественного смысла произведения, цензура категорически запретила. И Гоголь, дороживший ею и не жалевший от нее отказываться, был вынужден переработать сюжет. В первоначальном варианте вину за бедствия капитана Копейкина он возлагал на царского министра, равнодушного к судьбе простых людей. После переделки вся вина была приписана самому Копейкину.

Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова, или» и крупными «Мёртвые души».

11 июня 1842 года книга поступила в продажу и, по воспоминаниям современников, была раскуплена нарасхват. Читатели сразу же разделились на два лагеря — сторонники взглядов писателя и те, кто узнал в персонажах поэмы себя. Последние, главным образом, помещики и чиновники, сразу обрушились на писателя с нападками, а сама поэма оказалась в центре журнально-критической борьбы 40-х годов.

После выхода первого тома Гоголь полностью посвятил себя работе над вторым (начатым ещё в 1840 году). Каждая страница создавалась напряжённо и мучительно, все написанное казалось писателю далёким от совершенства. Летом 1845 года, во время обострившейся болезни, Гоголь сжёг рукопись этого тома. Позднее он объяснил свой поступок тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Гоголь мечтал переродить людей путём прямого наставления, но не смог — он так и не увидел идеальных «воскресших» людей. Однако его литературное начинание было позднее продолжено Достоевским и Толстым, которые смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил Гоголь.

Черновые рукописи четырёх глав второго тома (в неполном виде) были обнаружены при вскрытии бумаг писателя, опечатанных после его смерти. Вскрытие произвели 28 апреля 1852 года С. П. Шевырёв, граф А. П. Толстой и московский гражданский губернатор Иван Капнист (сын поэта и драматурга В. В. Капниста). Перебеливанием рукописей занимался Шевырёв, который также хлопотал об их издании. Списки второго тома распространились ещё до его издания. Впервые сохранившиеся главы второго тома «Мёртвых душ» были изданы в составе Полного собрания сочинений Гоголя летом 1855 года.

Сходство с другими формами

Классик говорил, что создал особый вид литературного текста. Он ставил его между романом и эпопеей. Что сближает «Мертвые души» с жанром романа:

  • Строгая композиция.
    Главный герой едет по стране, он придумал способ наживы и пытается его реализовать. Чичиков скупает мертвые души крестьян, мужиков, которые уже ушли в мир иной, но еще числились по бумагам в числе живых. Павел Иванович встречается с помещиками, продавцами душ, разными по взглядам и характерам, но одинаковыми по своей нравственности, вернее ее отсутствия.
  • Полная линия жизни героев.
    Автор хотел дать читателю возможность увидеть жизнь персонажа от рождения до смерти. Задуманы были 3 тома поэмы, но сил хватило на один.

Неизвестно, кого из героев Гоголь хотел возродить, изменить. Возможно, при написании он понял, как глубоко пали люди и потерял свою мечту б их очищении.

Поэма «Мертвые души» уникально по жанру. Ее нестандартная форма, сюжет и речь не встречаются больше в русской литературе. Недосказанность позволила оставить за читателем возможность самому поразмышлять над проблемами, поднятыми в книге.

Вариант 2

В чем заключается отличие стихотворного произведения от прозы? Многие скажут в наличие рифмы, но в действительности речь идет о ритмико-рифмическом рисунке, который представляет собой определенное сочетание слов. Ведь существуют также и стихи совсем без рифмы, нечто похожее на прозу, записанную в столбец, но, тем не менее, являющуюся стихами.

Читайте также:
"Любовь к жизни" 📚 краткое содержание рассказа Джека Лондона, анализ произведения, описание главных героев, основная мысль и тема, жанр

На самом деле суть этого рисунка заключается в гармонии и определенном равновесии элементов. Подобно тому как на завершенной картине, если убрать какую-то деталь, то появится дисгармония.

Также, если из стихотворения или поэмы убрать хотя бы одно слово, то в итоге структура полностью рушится и конструкция становится неполной. С другой стороны, если мы убираем какое-либо слово из прозы, то не всегда нечто теряем. В прозе нередко есть, скажем так, некий словарный наполнитель, который просто создает объем, подобно тому как разговорная речь (наше общение с другими людьми) полна различными ненужными оборотами, дополнительными словами и междометиями.

Итак, если из поэмы убрать хотя бы слово, то нарушится рисунок произведения, деформируется конструкция – таков удобный тест. Пожалуй, тогда следовало бы попробовать использовать этот тест для произведения Мертвые души и тогда мы довольно легко увидим, к чему произведение ближе.

Конечно, Гоголь и сам называл Мертвые души поэмой и, вероятно, не просто ради того чтобы казаться оригинальным. Тем более, как известно, сначала он использовал слова роман и повесть и только потом в письмах к своим современниками говорил о работе над поэмой, где хочет описать всю Русь. Опытный писатель, наверное, и сам со временем понял сколь поэтичным становится его произведение и на правах профессионала просто дал верную классификацию.

Если читать Мертвые души и наблюдать за способами описания и развития сюжета, то проза действительно выглядит стихами. Описание жилища и быта каждого помещика или, например, приема у городских чиновников. Повсюду там используется огромное количество сравнений и метафор, язык, безусловно, поэтический, который и составляет поэму.

В заключение следует отметить и содержание произведения с его особенностями. Гоголь использует главного героя, который пробирается через различные приключения и формирует тем самым эпический сюжет, повествующий фактически о подвигах героя. Соответственно (в частности, если учитывать предполагаемые второй и третий том произведения) перед нами эпос, то есть эпическая поэма, созданная в рамках традиций и канонов античности.

Таким образом Мертвые души являются поэмой, исходя из основного содержания и структуры повествования, исходя из определения самого автора, и исходя из особенностей используемого языка.

Особый язык произведения

Одним из наиболее известных приёмов в гоголевской поэтике считаются сравнения. Писатель достигает потрясающих эффектов, когда использует:

  • сравнение людей и животных;
  • метафоры с иронией;
  • многогранную иллюзорность.

Он филигранно использует контраст главных эпических форм с комическим содержанием и конструкциями, обладающими определённым ритмом.

Необыкновенная образность героев произведения стала возможной благодаря избыточному увеличению их характерных черт, что присуще как жанру романа, так и повести. Автор не особо углубляется в психику персонажей. Он, описывая мимику, жесты и статические позы, предоставляет читателю самому составлять тот образ, который ему покажется наиболее правильным.

А большое количество отступлений с лирическим уклоном, всевозможные вставки, размышления о возвышенном и переживания писателя за судьбу России однозначно выводят произведение далеко за рамки жанра эпоса и дают читателю возможность понять, почему поэма называется «Мёртвые души». Важным моментом в этом плане можно считать финал, где Николай Васильевич живописно изображает «птицу-тройку». Эта часть произведения является окончательным обобщением мыслей о жизни и людях в России того времени.

Лирические отступления в поэме

«Мертвые души» считается поэмой еще и потому, что в произведении присутствует очень много лирических отступлений. Постоянные размышления и монологи автора настолько органично влились в сюжет, что без них он бы потерял особый шарм. в них Н. В. Гоголь размышляет о дальнейшей судьбе России и судьбах помещиков и крепостных. Именно благодаря лирическим отступлениям читатель понимает насколько сильно автор любит свою страну, как переживает за ее судьбу. Россия – это единственный положительный персонаж в произведении. Любой из помещиков, повстречавшихся на пути Чичикова, является антигероем, и только Россию автор описывает с любовью и неописуемым восторгом.

Данная статья поможет написать школьникам сочинение «Почему «Мертвые души» – поэма?» Здесь перечислены основные особенности жанра поэмы, а также описываются причины, по которым сам Гоголь и критики относили произведение именно к поэме, а не к какому-нибудь другому жанру.

Первые чтения поэмы и доработка

Осенью Гоголь приезжает в Россию. Он начинает читать первые главы знакомым. К слушанию писатель готовился. Он надел голубой фрак с золотыми пуговицами. Читал Гоголь без остановок сразу 4 главы. Он вытерпел пока не

«… истощился весь его голос и зарябило в глазах…».

Восторг был на лицах всех слушателей, автор остался собой доволен. Еще неопубликованная книга вызвала удивление и противоположность мнений. Одни не приняли критику писателя, пытаясь доказать вымышленность героев, другие стали находить схожие черты в знакомых помещиках. Общее мнение – книга поднимает острые темы. Гоголь доказал свой талант и силу слова, выходившего из-под его пера. Есть точные данные, что Пушкин, давший идею и поделившийся набросками текста, слушал первые главы «Мертвых душ». Поэт во время чтения становился все печальнее, он сказал, что

Продолжение работы над текстом Гоголь называет «очисткой». Он «переменяет, перечищает, перерабатывает», то есть оттачивает каждое слово.

Заметки на полях

Поэмой, крупного стихотворного произведения с повествовательным или лирическим сюжетом, называют также древнюю и средневековую эпопею. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась поэма на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему («Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. ди Камоэнса, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. М. Хераскова, и др.).
Построение произведения «Мёртвые души» и предполагалось по аналогии с «Божественной комедией» Данте (по замыслу). На яростные протесты цензуры против такого несколько странного названия — «Мёртвые души» — Гоголь ответил, прибавив к главному названию ещё одно — «Похождения Чичикова», то есть по повествованию поэма напоминает похождения, путешествия, странствия Одиссея, которые описал великий Гомер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: